Джаспер Джонс: необычное в привычном. Джаспер Джонс (Jasper Johns) и современный поп-арт

Много ли современных художников имеют большую популярность среди коллекционеров, продают свои творения за баснословные суммы и при этом сумели привнести и сохранить в мире искусства собственный почерк? Реалии таковы, что большинство гениального и поразительного уже было создано годами (а то и веками) ранее.

Тем не менее, наше время не обделено оцененными по заслугам мастерами, среди которых ярко светит звезда гения поп-арта Джаспера Джонса (Jasper Johns) . Мнения о его таланте противоречивы, но неоспоримо одно - он является настоящим классиком и самым дорогостоящим из ныне живущих художников.

История Джаспера Джонса мало похожа на судьбы большинства его современников. Художник родился 15 мая 1930 года в городе Огаста, штат Джорджия, США. Позже он переехал в маленький городок в Южной Каролине, где прожил вплоть до своего восемнадцатилетия. В семье Джонса не было художников или скульпторов, а место, где он рос, не имело ничего общего с искусством. Можно сказать, что до 1948 года Джаспер Джонс вообще не знал, что это такое. Свой путь к славе мастер начал после переезда в Нью-Йорк, где познакомился с , который передал ему свои богатые знания и видение искусства, а также помог сформировать собственные идеи.

Но отправной точкой в создании собственного почерка Джонса стало его знакомство с творчеством , одним из основоположников направления реди-мейд, которое представляло утилизированные предметы обихода в качестве произведений искусства без особых изменений. Так они получали новую жизнь и несли в себе совершенно другой смысл. Работы Дюшана послужили вдохновением для серии отлитых в бронзе работ, созданных Джонсом в конце 1950-х - начале 1960-х годов. После Джаспер Джонс крепко сдружился с владельцем галереи Лео Кастели и известнейшим поп-арт художником Энди Уорхолом.

В творчестве Джонса есть серия работ, которую можно смело назвать наиболее значительной для мастера. Она была создана во второй половине 1950-х годов и носит название «Флаг» (Flag). Художник позднее говорил о ней так:

«Однажды мне приснилось, что я рисую американский флаг, и, проснувшись, я сделал это. Нарисовал сначала один, потом другой, так и получилась серия...»



Все работы этой серии настолько велики по размеру, что подавляют стоящего рядом зрителя. Изображения на холстах знакомы всем и практически одинаковы: полностью идентичный оригиналу по своей структуре американский флаг, представленный в различной цветовой или количественной интерпретации. Критика этих работ была неоднозначной: в то время как одни восхищались патриотизмом художника, другие усматривали в них неприятие государственной политики. Сам Джаспер давал весьма уклончивые комментарии на этот счет и говорил о попытке привлечь внимание к истинным американским ценностям, необходимости их сохранения и приумножения.

На смену флагам пришли исполинские «Цифры», а после них активно использовались такие простые и знакомые образы, как мишени, буквы и карты. Все работы Джонса выполнены сочно и живописно. Мастер часто писал свои произведения крупными экспрессивными мазками, чтобы ярче обозначить принадлежность изображения искусству. Помимо мазков, характерным для него является использование энкаустики (техника восковой живописи) и рельефа. Одними из ярчайших живописных работ Джонса являются «Карта», «Мишень» и «От 0 до 9».

Джаспера Джонса привлекала не только живопись, но и скульптура. Общим для всех его работ является то, что они отлиты в бронзе и представляют собой обыденные предметы.

«Источниками вдохновения» для мастера были лампочка, зубная щетка и электрический фонарь. Но самую большую популярность имеет скульптура «Две банки», представляющая собой две бронзовые банки из-под пива.



Джаспер никогда не пытался изображать из себя великого философа, отражающего в своих произведениях сакральность бытия. Он фиксировал жизнь такой, какой ее ежедневно видит подавляющее большинство людей.

Джонс считал, что нет ничего более живого и правдивого, чем те предметы, которые всегда находятся у нас перед глазами. Его творения заставляют зрителей удивленно вглядываться в то, что они никогда не воспринимали как нечто близкое к искусству. Но ведь вглядываются, и даже находят неожиданный подтекст!



Подход Джонса к искусству подкупил огромную аудиторию и обеспечил мастеру всемирную славу и признание. Его картина «Белый флаг» была продана более чем за 20 миллионов долларов, и это далеко не самый высокий его гонорар, потому что за «Флаг» он выручил 110 миллионов.

Сегодня Джаспер Джонс является самым дорогим здравствующим художником. Он доказал, что искусство не только в элитарных томных образах. Для него оно в любом предмете, созданном человеком.

Покровители: Влияние: Влияние на: Работы на Викискладе

Джа́спер Джонс (англ. Jasper Johns ) (15 мая , Огаста (Джорджия) , США) - современный американский художник, одна из ключевых фигур в направлении поп-арт .

Биография

Джаспер Джонс вырос в городке Аллендэйл Южная Каролина и, описывая этот период своей жизни, он сказал, «В месте, где я вырос, не было художников и искусства, я действительно не знал, что это такое». Джонс некоторое время учился живописи в университете Южной Каролины - с по , в общей сложности три семестра. Затем он переехал в Нью-Йорк , где познакомился с Робертом Раушенбергом , от которого воспринял передовые идеи в современном искусстве. Работая вместе, они осваивали арт-сцену и развивали свои идеи в искусстве. На Джаспера Джонса также оказали влияние идеи Марселя Дюшана . «Велосипедное колесо» и другие редимейды Дюшана стали источником вдохновения для серии предметов, отлитых в бронзе, которую художник создал в конце 1950-х - начале 1960-х годов. В 1958 году владелец галереи Лео Кастелли открыл для себя Джонса во время визита в студию Раушенберга. Был дружен с Энди Уорхолом .

Творчество

Наиболее значительными произведениями Джаспера Джонса принято считать серию его ранних живописных работ, созданную во второй половине 1950-х годов. Наиболее известная работа Джаспера Джонса «Флаг» (1954-1955), которую он нарисовал после сна об американском флаге. Его работу порой относят к неодада , а не к поп-арту , несмотря на то, что он часто использует образы массовой культуры. Ранние работы созданы с использованием таких простых образов, как флаги, карты, мишени, буквы и цифры. Трактовка поверхности часто сочная и живописная. Художник часто включает энкаустику и рельеф в свою живопись.

Скульптуры Джаспера Джонса представляют собой отлитые в бронзе обыденные предметы, например электрический фонарик, лампочку или зубную щетку. Одно из наиболее известных произведений Джаспера Джонса - две бронзовые банки из-под пива.

В 1988 году работа Джаспера Джонса «Фальстарт» продана за 17050000 долларов. На тот момент это была рекордная сумма, уплаченная за произведение современного искусства при жизни художника

Наиболее известные работы

  • Flag (1954-1955)
  • Белый флаг (1955)
  • Три флага (1958)
  • Фальстарт (1959)
  • Map (1961)
  • Study for Skin (1962)
  • Figure Five (1963-1964)
  • Времена года (1986)

Напишите отзыв о статье "Джонс, Джаспер"

Литература

  • Томкинс К. Жизнеописания художников. - Москва: V-A-C press , 2013. - 272 p. - 1500 экз. - ISBN 978-5-9904389-2-7 .

Ссылки

Примечания

Отрывок, характеризующий Джонс, Джаспер

– А, вот она! – смеясь закричал он. – Именинница! Ma chere, именинница!
– Ma chere, il y a un temps pour tout, [Милая, на все есть время,] – сказала графиня, притворяясь строгою. – Ты ее все балуешь, Elie, – прибавила она мужу.
– Bonjour, ma chere, je vous felicite, [Здравствуйте, моя милая, поздравляю вас,] – сказала гостья. – Quelle delicuse enfant! [Какое прелестное дитя!] – прибавила она, обращаясь к матери.
Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка. Вывернувшись от отца, она подбежала к матери и, не обращая никакого внимания на ее строгое замечание, спрятала свое раскрасневшееся лицо в кружевах материной мантильи и засмеялась. Она смеялась чему то, толкуя отрывисто про куклу, которую вынула из под юбочки.
– Видите?… Кукла… Мими… Видите.
И Наташа не могла больше говорить (ей всё смешно казалось). Она упала на мать и расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись.
– Ну, поди, поди с своим уродом! – сказала мать, притворно сердито отталкивая дочь. – Это моя меньшая, – обратилась она к гостье.
Наташа, оторвав на минуту лицо от кружевной косынки матери, взглянула на нее снизу сквозь слезы смеха и опять спрятала лицо.
Гостья, принужденная любоваться семейною сценой, сочла нужным принять в ней какое нибудь участие.
– Скажите, моя милая, – сказала она, обращаясь к Наташе, – как же вам приходится эта Мими? Дочь, верно?
Наташе не понравился тон снисхождения до детского разговора, с которым гостья обратилась к ней. Она ничего не ответила и серьезно посмотрела на гостью.
Между тем всё это молодое поколение: Борис – офицер, сын княгини Анны Михайловны, Николай – студент, старший сын графа, Соня – пятнадцатилетняя племянница графа, и маленький Петруша – меньшой сын, все разместились в гостиной и, видимо, старались удержать в границах приличия оживление и веселость, которыми еще дышала каждая их черта. Видно было, что там, в задних комнатах, откуда они все так стремительно прибежали, у них были разговоры веселее, чем здесь о городских сплетнях, погоде и comtesse Apraksine. [о графине Апраксиной.] Изредка они взглядывали друг на друга и едва удерживались от смеха.
Два молодые человека, студент и офицер, друзья с детства, были одних лет и оба красивы, но не похожи друг на друга. Борис был высокий белокурый юноша с правильными тонкими чертами спокойного и красивого лица; Николай был невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица. На верхней губе его уже показывались черные волосики, и во всем лице выражались стремительность и восторженность.
Николай покраснел, как только вошел в гостиную. Видно было, что он искал и не находил, что сказать; Борис, напротив, тотчас же нашелся и рассказал спокойно, шутливо, как эту Мими куклу он знал еще молодою девицей с неиспорченным еще носом, как она в пять лет на его памяти состарелась и как у ней по всему черепу треснула голова. Сказав это, он взглянул на Наташу. Наташа отвернулась от него, взглянула на младшего брата, который, зажмурившись, трясся от беззвучного смеха, и, не в силах более удерживаться, прыгнула и побежала из комнаты так скоро, как только могли нести ее быстрые ножки. Борис не рассмеялся.
– Вы, кажется, тоже хотели ехать, maman? Карета нужна? – .сказал он, с улыбкой обращаясь к матери.
– Да, поди, поди, вели приготовить, – сказала она, уливаясь.
Борис вышел тихо в двери и пошел за Наташей, толстый мальчик сердито побежал за ними, как будто досадуя на расстройство, происшедшее в его занятиях.

Из молодежи, не считая старшей дочери графини (которая была четырьмя годами старше сестры и держала себя уже, как большая) и гостьи барышни, в гостиной остались Николай и Соня племянница. Соня была тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, отененным длинными ресницами взглядом, густой черною косой, два раза обвившею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных мускулистых руках и шее. Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой она напоминала красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой. Она, видимо, считала приличным выказывать улыбкой участие к общему разговору; но против воли ее глаза из под длинных густых ресниц смотрели на уезжавшего в армию cousin [двоюродного брата] с таким девическим страстным обожанием, что улыбка ее не могла ни на мгновение обмануть никого, и видно было, что кошечка присела только для того, чтоб еще энергичнее прыгнуть и заиграть с своим соusin, как скоро только они так же, как Борис с Наташей, выберутся из этой гостиной.
– Да, ma chere, – сказал старый граф, обращаясь к гостье и указывая на своего Николая. – Вот его друг Борис произведен в офицеры, и он из дружбы не хочет отставать от него; бросает и университет и меня старика: идет в военную службу, ma chere. А уж ему место в архиве было готово, и всё. Вот дружба то? – сказал граф вопросительно.
– Да ведь война, говорят, объявлена, – сказала гостья.
– Давно говорят, – сказал граф. – Опять поговорят, поговорят, да так и оставят. Ma chere, вот дружба то! – повторил он. – Он идет в гусары.
Гостья, не зная, что сказать, покачала головой.
– Совсем не из дружбы, – отвечал Николай, вспыхнув и отговариваясь как будто от постыдного на него наклепа. – Совсем не дружба, а просто чувствую призвание к военной службе.

Новинка от неизвестной российскому зрителю женщины-режиссера. Хотя австралийское кино вообще в нашей стране не особо востребовано, поэтому многие премьеры проходят мимо нас.

По сюжету четырнадцатилетний мальчик Чарльз живет своей беззаботной жизнь, как вдруг ночью к нему за помощью обращается некий темнокожий парень Джаспер, который не очень в городке славится положительными впечатлениями. Джаспер отводит Чарльза на берег озера возле своего дома и показывает мертвое тело молодой девушки, с которой у него были романтические отношения. Джаспер просит парня помочь ему спрятать тело и самим найти убийцу, потому что если полиция обнаружит тело, она не разбираясь арестует Джаспера, так как история происходит во времена, когда тема расизма довольно-таки актуальна.

Конечно, сюжет может показаться странным, но я вам больше скажу, что самое странное будет еще впереди, так что за оригинальность уже можно смело поставить картине пять. Сразу хочется отметить, что это далеко не детский фильм и вопросы, поднимаемые в фильме, тоже совсем не для юного зрителя. Тема расизма, семейного насилия, измен, жестокости и много другое с чем придется столкнуться главному герою. Скромный, но умный мальчик уверено решает проблемы и находит выход из довольно сложных ситуаций, поэтому смотреть очень интересно, так как сложно предугадать концовку фильма, а она будет сильной. Благодаря сюжетным поворотам сложно оторваться от экрана, так как режиссерская постановка, актеры и приятная музыка воспринимаются на очень высоком уровне. Можно предположить, что детство героев проходит прямо на глазах, когда еще вот-вот они были зелеными малышами, обсуждая супергероев из комикса, а тут сразу уже повзрослевшие люди с кучей взрослых проблем. В фильме присутствуют кадры, в которых дети употребляют спиртные напитки, видят смерть и многим приходится совершать опасные поступки, так что это все же взрослое сложное творение для настоящих ценителей высококачественного кино.

За актеров можно говорить много и долго, но я лишь скажу, что все были просто молодцы. Каждый актеры раскрыл свой персонаж на полную. В кадре все выглядят разными по образу и крепкими персонажами по своей характеристике. На них приятно смотреть, их приятно слушать, за них переживаешь и волнуешься, потому что смотрятся актеры естественно и разнопланово.

Фильм действительно стоит увидеть, так как отзывы критиков хорошие, рейтинг в IMDb: 8,00 (если кто на это обращает внимание). Но в целом, это содержательная драматическая история о дружбе, семье и конечно же о любви.

Приятного просмотра.

Джаспер Джонс (Jasper Johns, р. 15 мая 1930, Августа, США ) — американский художник, которого причисляют к нео-дадаистам и концептуалистам. Джонс считается одним из главных предшественников поп-арта . Родился и вырос в Южной Каролине. Большую часть жизни прожил в Нью-Йорке и его окрестностях. Самые знаменитые свои работы создал после знакомства с художником Робертом Раушенбергом и творчеством Марселя Дюшана .

Особенности творчества художника Джаспера Джонса: самыми знаменитыми его работами считаются картины с флагами, созданные в технике энкаустики. Кроме пчелиного воска как основы для красок, в своих картинах Джонс использовал кусочки газет, бумаги и ткани. В некоторых работах он объединяет живопись и скульптуру, дополняя живописные полотна гипсовыми слепками и конструкциями из дерева и металла.

Известные картины Джаспера Джонса: «Флаг », «Три флага », «От нуля до девяти », «Раскрашенная бронза(Банки эля Бэллентайн) », «Девайс ».

Джаспера Джонса называют художником, проложившим мост между абстрактным экспрессионизмом и поп-артом. Хотя его нельзя в полной мере отнести ни к одному из этих направлений. Джонс крайне редко дает интервью, в которых при этом ничего не рассказывает о личной жизни, предпочитает не распространяться о методах своей работы и категорически отказывается хоть как-то расшифровать смысл и значение своих картин. Интервьюерам, которые все же удостаиваются чести побеседовать с ним, приходится сильно постараться, чтобы соорудить из очень скудного полученного материала пристойный текст. Тем не менее, журналисты не оставляют попыток разговорить художника, которого многие признают величайшим из ныне живущих.

Кочевая жизнь

Детство Джаспера Джонса при всем желании сложно назвать счастливым. Его отец ушел от матери, когда будущий художник был младенцем, и до девяти лет он прожил у бабушки и деда по отцовской линии. Еще будучи ребенком Джаспер понял, что ему нравится рисовать, однако на тот момент это увлечение не ассоциировалось у него с желанием однажды стать художником. По словам Джонса, это скорее было стремление к какой-то другой жизни, отличающейся от той, к которой он привык. Ситуация осложнялась еще и тем, что тогда едва ли не единственным примером творчества для Джаспера были рисунки его бабушки, развешанные на стенах: «В моем детстве было очень мало искусства. Я рос в Южной Каролине и не знал никаких художников. Был один мелкий музей в Чарльстоне, в котором не было ничего интересного: местные художники и картины с птицами» . Несколько лет Джонс прожил со своей теткой, которая обучала его на дому, а затем наконец воссоединился с матерью, которая вновь вышла замуж. В этот период, когда в жизни Джаспера появилась хоть какая-то стабильность, окончательно оформилось и его желание стать художником.

После трех семестров в Университете Южной Каролины преподаватели начали настойчиво рекомендовать Джонсу продолжить обучение в Нью-Йорке. Он последовал их совету и поступил в Школу дизайна Парсонс. То ли это учебное заведение оказалось не слишком подходящим для Джонса, то ли он успел научиться всему необходимому, но он продержался здесь только один семестр. В 1951 году, вскоре после начала войны в Корее, художника призвали на службу, и он два года провел на военных базах в Южной Каролине и Японии. После возвращения в Нью-Йорк Джонс снова окунулся в богемную творческую жизнь и на одной из вечеринок встретил человека, который, без преувеличения, перевернул всю его жизнь.

Просто вместе

Джаспера Джонса и Роберта Раушенберга многое объединяло: они оба были художниками родом из южных штатов, оба обитали на Манхэттене, обоих порядком утомил невыносимо серьезный абстрактный экспрессионизм, что заставило их искать новые пути в искусстве и средства самовыражения. За плечами обоих было военное прошлое: у Джонса — война в Корее, а у Раушенберга — Вторая Мировая и работа медбратом в госпитале. Что же касается личной жизни, то у Роберта она была гораздо более насыщенной. К моменту знакомства с Джаспером, он успел жениться, завести ребенка, развестись и несколько месяцев провести в путешествиях по Европе и Северной Африке со своим тогдашним партнером — художником Саем Твомбли .

Партнерство Джонса и Раушенберга было многомерным разносторонним. Их связывали не только романтические отношения, но и крепкая дружба и похожие творческие устремления. В 1955 году Раушенберг поселился в том же здании, в котором жил Джонс, и они виделись каждый день, обсуждая идеи друг друга и вместе пробуя на прочность границы искусства. Их творческие отношения часто сравнивают с партнерством Пабло Пикассо и Жоржа Брака , и Раушенберг однажды сказал, что они «давали друг другу разрешение делать все, что вздумается» . Джонс же в один из редких моментов откровенности вспоминал: «Мы много разговаривали. Каждый был благодарной публикой для другого. Мы обсуждали свои работы и предлагали друг другу идеи для них. Нужно быть достаточно близким с кем-то, чтобы делать это, и по-настоящему понимать, чем он занимается» .

Благодаря Раушенбергу в жизни Джонса появились еще несколько людей, которые повлияли на его творчество и жизнь в целом. Первыми стали близкие друзья Роберта композитор Джон Кейдж и хореограф Мерс Каннингем. Все четверо придерживались особой творческой философии — позже искусствоведы объединят их взгляды названием« нео-дадаизм». Следующим стал арт-дилер Лео Кастелли, который в 1958 году организовал первую персональную выставку Джонса, положившую начало небывалой популярности его картин с флагами. И последним, но, пожалуй, самым важным оказалось знакомство с Марселем Дюшаном. Благодаря Раушенбергу Джонс впервые увидел реди-мейды отца дадаизма, и в том же 1958 году художники вместе отправились в Филадельфию, чтобы увидеть их живьем. А уже год спустя Дюшан собственной персоной появился в студии Джонса, окончательно утвердив прямую связь между европейским авангардом и новым поколением американских модернистов.

Отношения Джонса и Раушенберга продлились семь лет и, по всей видимости, не выдержали испытания славой. Триумфальная первая выставка Джонса, его появление на обложке журнала« Art News» и приобретение трех его картин Метрополитен-музеем не могли не повлиять на жизнь художника. Внезапно обрушившаяся на Джонса слава вызвала напряжение между ним и Раушенбергом, хотя уже на тот момент художники снимали отдельные студии в пригородах Нью-Йорка и виделись достаточно редко. В 1961 году они окончательно разошлись. Завершение таких важных, во многом сформировавших его отношений стало серьезным ударом для Джонса, и он полностью посвятил себя работе. Он стал вести затворнический образ жизни, начал избегать публичных мероприятий, практически перестал давать интервью и поддерживал постоянную связь лишь с несколькими близкими друзьями.

Вопросы без ответов

Джонс никогда не зацикливался на какой-то определенной технике, в его творческом багаже можно найти и работы, выполненные маслом, и карандашные рисунки, и офорты. Но для самых знаменитых своих картин художник выбрал технику энкаустики. Однако краски на основе пчелиного воска — достаточно сложный для работы материал, они быстро сохнут, из-за чего мазки получаются густыми, плотными и неоднородными. Впрочем, как раз эти особенности материала и привлекали Джонса в энкаустике. «Это было решением проблемы, — говорит он. — Я писал масляными красками, но они высыхали недостаточно быстро для меня. Мне хотелось поскорее наложить новые мазки» .

Когда в 1955 году он закончил свой первый« Флаг», детальному анализу критиков подвергся не только сюжет полотна. Покушение Джонса на неприкосновенный государственный символ одними людьми было воспринято как кощунство, а другими — как смелый вызов традициям. В выборе неоднозначного и довольно нестабильного материала критики усмотрели метафору изменчивой природы подлинности и идентичности. Спустя несколько десятилетий флаги Джаспера Джонса уже могли бы посоперничать в популярности с первоисточником, и сейчас они чаще всего воспринимаются как однозначный патриотический жест.

Художник до сих пор только посмеивается над многочисленными интерпретациями своих картин: «Я не собирался делать никаких патриотических заявлений. Тогда многие считали мои картины разрушительными и отвратительными. Забавно, как ситуация изменилась сейчас». Джонс всегда отказывался подтверждать либо опровергать чужие домыслы относительно своих работ. Он неохотно комментировал даже техники, которые использовал. Однажды во время интервью журналист, отчаявшись разговорить художника, спросил, почему же он все-таки выбрал энкаустику: ему понравились краски или они просто оказались под рукой? Джонс на секунду задумался и ответил: «Они понравились мне, потому что оказались под рукой» .

Ничего личного

В работе Джонсу всегда был интересен момент« смотрения», видения. Создавая свои произведения, он часто отталкивался от того, как их увидит зритель. Художник называл картины абстрактных экспрессионистов« эмоциональными тестами Роршаха» и настаивал на том, что в его собственных работах нет ничего субъективного, ничего глубоко личного. Кроме знакомых всем флагов он использует символы, «которые знакомы нашему разуму» — мишени , цифры, буквы . Все эти вещи привлекают художника прежде всего тем, что при своей изначальной понятности и однозначности они могут нести в себе бесконечное количество смыслов.

В то же время, когда Джонс начинает писать флаги, он объединяет в своих работах живопись и скульптуру. Ярчайший пример — «Мишень с четырьмя лицами »(1955). Как и в случае с флагами, художник формировал пространство полотна с помощью пчелиного воска и кусочков бумаги. А в верхней части холста он закрепил деревянную коробку с четырьмя одинаковыми слепками нижней части женского лица. В этих работах уже ощущается влияние дадаизма и Раушенберга с его объемными коллажами. Другие свои мишени Джонс дополняет различными изображениями фрагментов человеческих тел, подчеркивая агрессивное, жестокое значение этого символа.

Джонс будет использовать разнообразные предметы и материалы и в более поздних своих работах. К примеру, в серии с «девайсами»( , ) он размещает на полотнах деревянные и металлические элементы, конструируя устройства, с помощью которых могли быть созданы концентрические круги.

Интересно то, что практически каждое свое знаковое произведение художник после обыгрывает в разных формах, создавая на его основе рисунки, коллажи и офорты. Свои флаги( , )
и скульптуры(например, «Банки эля Бэллентайн» — , ) он таким образом превращал в целые серии работ, выполненных в разных техниках.

Последние годы Джаспер Джонс проводит все так же вдали от людей в своем доме-студии в маленьком городке под названием Шарон. Теперь он уже точно может позволить себе не оглядываться на кого бы то ни было в своей работе и большую часть времени посвящает офортам. Если спросить его, для чего он их создает, он ответит: «Ни для чего. Для самих себя» .

Джаспер Джонс

Джаспера Джонса часто воспринимали как посредника между двумя направлениями в искусстве -- абстрактным экспрессионизмом и поп-артом. Однако его длинный творческий путь, на разных этапах включавший занятия живописью, скульптурой и совместную художественную деятельность, продолжался на протяжении многих десятков лет и не может быть сведен к этому короткому периоду в середине 1950-х годов. Черпая идеи из последних художественных направлений 20-го века и коммерческой культуры, Джонс нашел свой путь в стороне от абстракционизма. Как и последовавшие за ним деятели поп-арта, Джонс трансформировал внешний вид легко узнаваемых предметов, таких как карты, мишени и номера. И, самое главное, он изменил то, как мы воспринимаем эти символы, и вывел на поверхность всю сложность явлений повседневной иконографии.

Однако его художественная практика требовала использования интенсивных мазков, нанесения на узнаваемые символы толстого слоя краски, энкаустика, пчелиного воска и других подобных материалов. Работая и по сей день, Джаспер Джонс по-прежнему интересуется логикой, феноменом языка и исследованием значения посредством измененных символов.

Сюжет - например, картина Мишень (Рис. 16) - идентичен плоскости холста. Эти произведения существуют как самостоятельные и самодостаточные объекты.

Джонс познакомился с художником Робертом Раушенбергом, от которого воспринял передовые идеи в современном искусстве. Он усвоил также многие идеи Марселя Дюшана; Велосипедное колесо и другие редимейды Дюшана стали источником вдохновения для серии предметов, отлитых в бронзе, которую Джонс создал в конце 1950 - х - начале 1960-х годов. Вероятно, наиболее значительными произведениями Джаспера Джонса можно назвать серию его ранних живописных работ, созданную во второй половине 1950-х годов. Американский флаг изображен не гордо реющим на ветру, а растянутым на плоскости; это нивелирует патриотический смысл картины и превращает флаг в эмблему, подобие книжной репродукции.

Джаспер Джонс пережил и периоды увлечения Пикассо1, работал в стиле абстрактного экспрессионизма (преодоление которого суть лейтмотив творчества многих поп-художников). Но запомнился Джонс именно как яркий представитель поп-арта. К списку поп-символов, созданных Джонсом, можно добавить «мишени» (этот сюжет и его вариации широко представлены в тиражной графике), символистские «цифры» и знаменитую пару пивных банок Ballantine Ale, воплощенную в многочисленных живописных работах и бронзовых скульптурах.

В качестве сюжета своей самой знаменитой картины Джаспер Джонс избрал американский флаг. Однако художник вдохновлялся не патриотическими чувствами, а лишь желанием представить самый банальный, легко узнаваемый объект. Что может быть банальней звездно-полосатого флага? Флаг Джонса не развевается на флагштоке или в руках солдата-победителя - он словно распластан по стене. Художник не изображает, а преображает объект: он не пытается обмануть зрителя, заставив его поверить в реальность своего флага. С помощью энкаустики - живописной техники, применявшейся еще в Древней Греции - Джонс создает рельефную поверхность холста. Три флага разного размера, расположенные один на другом, ослепляют, как свет сигнального фонаря. Наряду с другим своим соотечественником Робертом Раушенбергом, Джаспер Джонс считается одним из самых видных представителей американского поп-арта

«Как-то ночью мне приснилось, что я рисую большой американский флаг, на следующее утро я проснулся и пошел покупать материалы, чтобы приступить к работе над ним. Я начал работать. Я долго трудился над созданием своей картины. Это очень утомительная работа, требующая немалых физических усилий, -- я начал писать ее бытовой эмалевой краской, которой красят мебель, а сохнет она очень медленно. Потом мне в голову пришла идея, о которой я где-то читал или слышал, -- идея использовать восковые краски» (Джаспер Джонс). «Модернизм: Анализ и критика основных направлений». Под. редакцией В. В. Колпинского, издательство «Искусство» 1980, (с. 256)

Трактовка картины как объекта естественно привела художника к сопоставлению настоящих предметов с нарисованными на холсте, а затем к созданию скульптуры. Скульптуры Джаспера Джонса представляют собой отлитые в бронзе обыденные предметы, например электрический фонарик, лампочку или зубную щетку. Одно из наиболее известных произведений Джаспера Джонса - две бронзовые Банки из-под пива.