Александр грин победитель краткое содержание. Сочинение-допуск по рассказу А.Грина «Победитель»(элективное занятие). Направление «Победа и поражение»

Конспект занятия элективного курса по направлению «Победа и поражение».

Тема: Подготовка к сочинению-допуску по рассказу А.Грина «Победитель» на тему « »

Цели урока :

Обучающая :

    обобщить знания по теме «Итоговое сочинение»: требования к сочинению-допуску, критерии оценивания,

    закрепить умение писать сочинение-допуск,

    научить самостоятельно конструировать свои знания, излагать мысли устно и письменно, систематизировать знания, аргументированно доказывать свою точку зрения.

Воспитательные :

    воспитать вдумчивого и внимательного читателя,

    воспитывать у учащихся творческие способности, способствовать развитию логического мышления, устной монологической, диалогической речи;

    воспитывать нравственные и этические качества посредством анализа рассказа Александра Грина «Победитель».

Развивающая:

    развивать познавательные навыки учащихся,

    развивать критическое и творческое мышления,

    развивать умение учащихся увидеть, сформулировать и решить проблему.

Задачи:

Предметные: уметь анализировать рассказ на нравственную тему.

Метапредметные

    познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий нравственный смысл; воспитывать добрые моральные качества.

    коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;

    регулятивные: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;

    личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предварительное задание:

1) принести рассказ А.Грина «Победитель» (не читать),

2) узнать символику весов, кто и когда к ним обращался.

Ход занятия

I . Введение в тему...

1. Беседа с учащимися

    Сегодня мы с вами будем работать над итоговым сочинением по направлению «Победа и поражение». Скажите, как вы понимаете это противопоставление?

    Что лежит в основе победы? Где может одержать победу человек?

    Как вы понимаете выражение «Победить любой ценой»?

    Действительно ли цель оправдывает средства?

    Как вы понимаете высказывание « Победивший тысячу врагов – силён, а победивший самого себя – могуществен »?

    Над этим высказыванием мы и будем работать, взяв его в качестве темы итогового сочинения.

    Рассказ Александра Грина, который ляжет в основу вашего сочинения, называется «Победитель». Наша задача – найти ответ на вопрос: главный герой - победитель или побеждённый ? (Проблемный вопрос)

Приём “Предмет как проблема”

Учитель предлагает представить проблему рассказа Александра Грина «Победитель» в виде обычного предмета – весов (можно использовать рисунок)

    Но начнём мы с вами не со знакомства с произведением Грина, а с весов... Да-да, с весов, которые перед вами (взять у учителя химии или физики).

    Что вы можете сказать о них?

    Какие ассоциации возникают у вас при виде этих весов?

    Что вы знаете о весах как символе справедливости и правосудия?

Примерный ответ, подготовленный дома

Весы - м ифологический символ божественного, и в особенности - загробного, правосудия.

Основные значения символа:

1) истина, правда,

2) правосудие как соответствие и равенство вины и наказания (преступление и наказание, грех и покаяние),

3) земная справедливость,

4) судья, арбитр - стрелка, язычок весов: он незначителен на первый взгляд, но может решать судьбу,

В Древней Греции :

Согласно Гомеру, Зевс на своих золотых весах определяет участь соперничающих людей или войск:

во второй битве троянцев с ахейцами, когда длившаяся с рассвета до полудня схватка не выявила победителя, Зевс взвесил судьбы обоих народов - несчастье выпало грекам;

В Тибете:

В сценах загробного суда хорошие и плохие дела символизировали белыми и черными камешками на чашах весов.

В Иране:

Бог справедливости Рашну с богом правды и истины Митрой и богом религиозного послушания Сраоша взвешивали в золотых чашах весов людские грехи.

В христианстве :

Весы - знак вершимого суда, инструмент отделения добрых от злых, праведников от грешников.

    Можем ли мы на весах взвесить добро и зло? Почему?

    Давайте на одну чашу весов положим добро и всё, что с ним связано, а другую чашу заполним, подобрав антонимы (зло, несправедливость, зависть, ложь, грешник, поражение ).

ВЕСЫ

ЧТО ПЕРЕВЕСИТ?

добро

справедливость

мир (доброжелательность)

правда

праведник

победа

ВЫБОР

    Подумайте, что перевесит? От чего это зависит?

    Скажите, как связаны весы, о которых мы только что говорили, со словом « победитель »?

2. Работа над вступлением к сочинению на тему « Победивший тысячу врагов – силён, а победивший самого себя – могуществен »

    Опираясь на таблицу «Что перевесит?», напишите вступление.

3. Проверка самостоятельной работы учеников.

II . Аналитическая работа над рассказом А.Грина «Победитель» с одновременной работой над сочинением.

1. Беседа

    Посмотрите на заполненную вами таблицу. Связаны ли слова, написанные в таблице, с героем рассказа «Победитель».

    Какой выбор стоит перед героем рассказа? Давайте прочитаем рассказ и ответим на этот вопрос.

2. Чтение рассказа Александра Грина «Победитель».

Приём Чтение с остановками

Наконец-то фортуна пересекает нашу дорогу, - сказал Геннисон, закрывая дверь и вешая промокшее от дождя пальто. - Ну, Джен, - отвратительная погода, но в сердце моем погода хорошая. Я опоздал немного потому, что встретил профессора Стерса. Он сообщил потрясающие новости.

Говоря, Геннисон ходил по комнате, рассеянно взглядывая на накрытый стол и потирая озябшие руки характерным голодным жестом человека, которому не везет и который привык предпочитать надежды обеду; он торопился сообщить, что сказал Стерс.

Джен, молодая женщина с требовательным, нервным выражением сурово горящих глаз, нехотя улыбнулась.

Ох, я боюсь всего потрясающего, - сказала она, приступая было к еде, но, видя, что муж взволнован, встала и подошла к нему, положив на его плечо руку. - Не сердись. Я только хочу сказать, что когда ты приносишь "потрясающие" новости, у нас, на другой день, обыкновенно, не бывает денег.

На этот раз, кажется, будут, - возразил Геннисон. - Дело идет как раз о посещении мастерской Стерсом и еще тремя лицами, составляющими в жюри конкурса большинство голосов. Ну-с, кажется, даже наверное, что премию дадут мне. Само собой, секреты этого дела - вещь относительная; мою манеру так же легко узнать, как Пунка, Стаорти, Бельграва и других, поэтому Стерс сказал: - "Мой милый, это ведь ваша фигура "Женщины, возводящей ребенка вверх по крутой тропе, с книгой в руках"? - Конечно, я отрицал, а он докончил, ничего не выпытав от меня: - "Итак, говоря условно, что ваша, - эта статуя имеет все шансы. Нам, - заметь, он сказал "нам", - значит, был о том разговор, - нам она более других по душе. Держите в секрете. Я сообщаю вам это потому, что люблю вас и возлагаю на вас большие надежды. Поправляйте свои дела".

Разумеется, тебя нетрудно узнать, - сказала Джен, - но, ах, как трудно, изнемогая, верить, что в конце пути будет наконец отдых. Что еще сказал Стерс?

Что еще он сказал, - я забыл. Я помню только вот это и шел домой в полусознательном состоянии. Джен, я видел эти три тысячи среди небывалого радужного пейзажа. Да, это так и будет, конечно. Есть слух, что хороша также работа Пунка, но моя лучше. У Гизера больше рисунка, чем анатомии. Но отчего Стерс ничего не сказал о Ледане?

Ледан уже представил свою работу?

Верно - нет, иначе Стерс должен был говорить о нем. Ледан никогда особенно не торопится. Однако на днях он говорил мне, что опаздывать не имеет права, так как шесть его детей, мал мала меньше, тоже, вероятно, ждут премию. Что ты подумала?

Я подумала, - задумавшись, произнесла Джен, - что, пока мы не знаем, как справился с задачей Ледан, рано нам говорить о торжестве.

Милая Джен, Ледан талантливее меня, но есть две причины, почему он не получит премии. Первая: его не любят за крайнее самомнение. Во-вторых, стиль его не в фаворе у людей положительных. Я ведь все знаю. Одним словом, Стерс еще сказал, что моя "Женщина" - удачнейший символ науки, ведущей младенца - Человечество - к горной вершине Знания.

Да... Так почему он не говорил о Ледане?

Кто?

Стерс.

Не любит его: просто - не любит. С этим ничего не поделаешь. Так можно лишь объяснить.

Напряженный разговор этот был о конкурсе, объявленном архитектурной комиссией, строящей университет в Лиссе. Главный портал здания было решено украсить бронзовой статуей, и за лучшую представленную работу город обещал три тысячи фунтов.

Геннисон съел обед, продолжая толковать с Джен о том, что они сделают, получив деньги. За шесть месяцев работы Геннисона для конкурса эти разговоры еще никогда не были так реальны и ярки, как теперь. В течение десяти минут Джен побывала в лучших магазинах, накупила массу вещей, переехала из комнаты в квартиру, а Геннисон между супом и котлетой съездил в Европу, отдохнул от унижений и нищеты и задумал новые работы, после которых придут слава и обеспеченность.

Когда возбуждение улеглось и разговор принял не столь блестящий характер, скульптор утомленно огляделся. Это была все та же тесная комната, с грошовой мебелью, с тенью нищеты по углам. Надо было ждать, ждать...

    Кто такой Геннисон?

    Продолжите заполнять таблицу, ответив на вопросы:

    Какие детали в тексте помогают нам увидеть главного героя, понять его характер, представить, как живётся ему и его жене?

    С какой целью он участвует в конкурсе? Какие надежды он связывает с победой в нём?

    Какой выбор должно сделать жюри конкурса?

    Были ли у него основания надеяться на победу? Почему? Что говорит о его работе профессор Стерс?

ВЕСЫ

ЧТО ПЕРЕВЕСИТ?

добро

справедливость

мир (доброжелательность)

правда

праведник

победа

ВЫБОР

КОНКУРС

отсутствие денег

победа

унижение

нищета

три тысячи франков

Против воли Геннисона беспокоила мысль, в которой он не мог признаться даже себе. Он взглянул на часы - было почти семь - и встал.

Джен, я схожу. Ты понимаешь - это не беспокойство, не зависть - нет; я совершенно уверен в благополучном исходе дела, но... но я посмотрю все-таки, нет ли там модели Ледана. Меня интересует это бескорыстно. Всегда хорошо знать всё, особенно в важных случаях.

Джен подняла пристальный взгляд. Та же мысль тревожила и её, но так же, как Геннисон, она её скрыла и выдала, поспешно сказав:

Конечно, мой друг. Странно было бы, если бы ты не интересовался искусством. Скоро вернешься?

Очень скоро, - сказал Геннисон, надевая пальто и беря шляпу. - Итак, недели две, не больше, осталось нам ждать. Да.

Да, так, - ответила Джен не очень уверенно, хотя с веселой улыбкой, и, поправив мужу выбившиеся из-под шляпы волосы, прибавила: - Иди же. Я сяду шить.

    Какая мысль волнует героя?

    Почему он «совершенно уверен в благополучном исходе дела»?

    Если он так уверен, то почему его «беспокоит мысль, в которой он не мог признаться даже себе»?

    Действительно ли его беспокойство – это интерес к искусству, как сказала его жена, а не зависть к сопернику и неуверенность в себе?

    Почему Геннисон так стремится увидеть работу Ледана?

Студия, отведенная делам конкурса, находилась в здании Школы Живописи и Ваяния, и в этот час вечера там не было уже никого, кроме сторожа Нурса, давно и хорошо знавшего Геннисона. Войдя, Геннисон сказал:

Нурс, откройте, пожалуйста, северную угловую, я хочу еще раз взглянуть на свою работу и, может быть, подправить кой-что. Ну, как - много ли доставлено сегодня моделей?

Всего, кажется, четырнадцать. - Нурс стал глядеть на пол. - Понимаете, какая история. Всего час назад получено распоряжение не пускать никого, так как завтра соберется жюри и, вы понимаете, желают, чтобы все было в порядке.

Конечно, конечно, - подхватил Геннисон, - но, право, у меня душа не на месте и неспокойно мне, пока не посмотрю еще раз на свое. Вы меня поймите по-человечески. Я никому не скажу, вы тоже не скажете ни одной душе, таким образом это дело пройдет безвредно. И... вот она, - покажите-ка ей место в кассе "Грилль-Рума".

Он вытащил золотую монету - последнюю - все, что было у него, - и положил в нерешительную ладонь Нурса, сжав сторожу пальцы горячей рукой.

Ну, да, - сказал Нурс, - я это очень все хорошо понимаю... Если, конечно... Что делать - идем.

Нурс привел Геннисона к темнице надежд, открыл дверь, электричество, сам стал на пороге, скептически окинув взглядом холодное, высокое помещение, где на возвышениях, покрытых зеленым сукном, виднелись неподвижные существа из воска и глины, полные той странной, преображенной жизненности, какая отличает скульптуру. Два человека разно смотрели на это. Нурс видел кукол, в то время как боль и душевное смятение вновь ожили в Геннисоне. Он заметил свою модель в ряду чужих, отточенных напряжений и стал искать глазами Ледана.

Нурс вышел.

    Предположите, о чём мог размышлять Геннисон? Что задумал?

Геннисон прошел несколько шагов и остановился перед белой небольшой статуей, вышиной не более трех футов. Модель Ледана, которого он сразу узнал по чудесной легкости и простоте линий, высеченная из мрамора, стояла меж Пунком и жалким размышлением честного, трудолюбивого Пройса, давшего тупую Юнону с щитом и гербом города. Ледан тоже не изумил выдумкой. Всего-навсего - задумчивая фигура молодой женщины в небрежно спадающем покрывале, слегка склоняясь, чертила на песке концом ветки геометрическую фигурку. Сдвинутые брови на правильном, по-женски сильном лице отражали холодную, непоколебимую уверенность, а нетерпеливо вытянутый носок стройной ноги, казалось, отбивает такт некоего мысленного расчета, какой она производит.

Геннисон отступил с чувством падения и восторга. - "А! - сказал он, имея, наконец, мужество стать только художником. - Да, это искусство. Ведь это все равно, что поймать луч. Как живет. Как дышит и размышляет".

Тогда - медленно, с сумрачным одушевлением раненого, взирающего на свою рану одновременно взглядом врача и больного, он подошел к той "Женщине с книгой", которую сотворил сам, вручив ей все надежды на избавление. Он увидел некоторую натянутость ее позы. Он всмотрелся в наивные недочеты, в плохо скрытое старание, которым хотел возместить отсутствие точного художественного видения.

    Какими словами Грин рисует состояние Геннисона, когда тот видит статую Ледана?

    Сравните восприятие двух скульптур глазами Геннисона, выписав цитаты в таблицу.

1. ВЕСЫ

ЧТО ПЕРЕВЕСИТ?

добро

справедливость

мир (доброжелательность)

правда

праведник

победа

ВЫБОР

2. КОНКУРС

отсутствие денег

победа

унижение

нищета

три тысячи франков

3. СКУЛЬПТУРЫ

статуя Ледана

статуя Геннисона

    чудесная легкость,

    простота линий,

    наивные недочеты,

    плохо скрытое старание,

    Она была относительно хороша, но существенно плоха рядом с Леданом.

4. ДУШЕВНОЕ СОСТОЯНИЕ ГЕРОЯ

    Чем обусловлено именно такое восприятие скульптур?

    К какому выводу он приходит? (Ледан гениален)

    Почему же Ледан, несмотря на свою гениальность, обречён на поражение? (его не любят за излишнюю самоуверенность, высокое самомнение).

    Велики ли шансы на победу у Геннисона?

    Какой выбор встаёт перед героем рассказа Александра Грина «Победитель»? Предположите, как он поступит дальше, какое решение примет?

    Продолжаем знакомиться с героем.

За несколько минут Геннисон прожил вторую жизнь, после чего вывод и решение могли принять только одну, свойственную ему, форму. Он взял каминные щипцы и тремя сильными ударами обратил свою модель в глину, - без слез, без дикого смеха, без истерики, - так толково и просто, как уничтожают неудавшееся письмо.

Эти удары, - сказал он прибежавшему на шум Нурсу, - я нанес сам себе, так как сломал только собственное изделие. Вам придется немного здесь подмести.

Как?! - закричал Нурс, - эту самую... и это - ваша... Ну, а я вам скажу, что она-то мне всех больше понравилась. Что же вы теперь будете делать?

Что? - повторил Геннисон. - То же, но только лучше, - чтобы оправдать ваше лестное мнение обо мне. Без щипцов на это надежда была плоха. Во всяком случае, нелепый, бородатый, обремененный младенцами и талантом Ледан может быть спокоен, так как жюри не остается другого выбора.

    Почему за несколько минут Геннисон пережил вторую жизнь?

    Какое решение он принимает? Легко ли оно ему далось?

    Продолжим заполнять таблицу, ответив на вопросы:

    Опишите душевное состояние Геннисона после того, как он разрушил свою работу.

    С кем борется герой?

    Можете вы предположить, что бы произошло, если бы Геннисон не разрушил свою работу?

    Найдите в тексте ответ на вопрос: зачем Геннисон разбивает свою скульптуру? Зачитайте его.

    Почему рассказ назван «Победитель»?

    Над кем или над чем одержана победа?

    Что в конечном итоге повлияло на выбор, сделанный Геннисоном?

    Подумайте, Геннисон – победитель или побеждённый? Ответ запишите в таблицу

1. ВЕСЫ

ЧТО ПЕРЕВЕСИТ?

добро

справедливость

мир (доброжелательность)

правда

праведник

победа

ВЫБОР

2. КОНКУРС

отсутствие денег

победа

унижение

нищета

три тысячи франков

3. СКУЛЬПТУРЫ

статуя Ледана

статуя Геннисона

    чудесная легкость,

    простота линий,

    всего-навсего - задумчивая фигура молодой женщины,

    это искусство. Ведь это все равно, что поймать луч. Как живет. Как дышит и размышляет.

    некоторую натянутость ее позы,

    наивные недочеты,

    плохо скрытое старание,

    отсутствие точного художественного видения,

    Она была относительно хороша, но существенно плоха рядом с Леданом.

4. ДУШЕВНОЕ СОСТОЯНИЕ ГЕРОЯ

    Геннисон отступил с чувством падения и восторга. - "А! - сказал он, имея, наконец, мужество стать только художником.

    медленно, с сумрачным одушевлением раненого, взирающего на свою рану одновременно взглядом врача и больного, он подошел к той "Женщине с книгой", которую сотворил сам, вручив ей все надежды на избавление

5. ВЫБОР ГЕННИСОНА

преодоление зависти и подлости, преклонение перед истинным искусством – победа над собой

власть зависти и подлости – поражение, потеря себя

3. Работа над основной частью сочинения. Составление плана.

План

Тезис (довод): в основе победы над собой – нравственный выбор каждого.

Аргументация :

1) история Геннисона: от решения бытовых проблем – к конкурсу,

2) надежда на победу в конкурсе,

3) искусство мнимое - искусство подлинное,

4) умение встать над своими амбициями,

5) преодоление зависти,

6) победа над собой.

4. Работа над заключительной частью сочинения

1. Чтение индейской притчи о двух волках.

    Ребята, каждый из нас стоит перед выбором: как поступить, что выбрать? Давайте причитаем индейскую притчу о двух волках.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков . Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь...

Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

    Какой смысл заложен в этой притче?

    Свяжите содержание этой притчи с содержанием рассказа Грина и напишите заключение.

2. Проверка написанного заключения.

III ¸Домашнее задание

Написать сочинение на тему « Победивший тысячу врагов – силён, а победивший самого себя – могуществен »

Наконец-то фортуна пересекает нашу дорогу, - сказал Геннисон, закрывая дверь и вешая промокшее от дождя пальто. - Ну, Джен, - отвратительная погода, но в сердце моём погода хорошая. Я опоздал немного потому, что встретил профессора Стерса. Он сообщил потрясающие новости.

Говоря, Геннисон ходил по комнате, рассеянно взглядывая на накрытый стол и потирая озябшие руки характерным голодным жестом человека, которому не везёт и который привык предпочитать надежды обеду; он торопился сообщить, что сказал Стерс.

Джен, молодая женщина с требовательным, нервным выражением сурово горящих глаз, нехотя улыбнулась.

Ох, я боюсь всего потрясающего, - сказала она, приступая было к еде, но, видя, что муж взволнован, встала и подошла к нему, положив на его плечо руку. - Не сердись. Я только хочу сказать, что когда ты приносишь «потрясающие» новости, у нас, на другой день, обыкновенно, не бывает денег.

На этот раз, кажется, будут, - возразил Геннисон. - Дело идёт как раз о посещении мастерской Стерсом и ещё тремя лицами, составляющими в жюри конкурса большинство голосов. Ну-с, кажется, даже наверное, что премию дадут мне. Само собой, секреты этого дела - вещь относительная; мою манеру так же легко узнать, как Пунка, Стаорти, Бельграва и других, поэтому Стерс сказал: - «Мой милый, это ведь ваша фигура „Женщины, возводящей ребёнка вверх по крутой тропе, с книгой в руках“?» - Конечно, я отрицал, а он докончил, ничего не выпытав от меня: - «Итак, говоря условно, что ваша, - эта статуя имеет все шансы. Нам, - заметь, он сказал „нам“, - значит, был о том разговор, - нам она более других по душе. Держите в секрете. Я сообщаю вам это потому, что люблю вас и возлагаю на вас большие надежды. Поправляйте свои дела».

Разумеется, тебя нетрудно узнать, - сказала Джен, - но, ах, как трудно, изнемогая, верить, что в конце пути будет наконец отдых. Что ещё сказал Стерс?

Что ещё он сказал, - я забыл. Я помню только вот это и шёл домой в полусознательном состоянии. Джен, я видел эти три тысячи среди небывалого радужного пейзажа. Да, это так и будет, конечно. Есть слух, что хороша также работа Пунка, но моя лучше. У Гизера больше рисунка, чем анатомии. Но отчего Стерс ничего не сказал о Ледане?

Ледан уже представил свою работу?

Верно - нет, иначе Стерс должен был говорить о нём. Ледан никогда особенно не торопится. Однако на днях он говорил мне, что опаздывать не имеет права, так как шесть его детей, мал мала меньше, тоже, вероятно, ждут премию. Что ты подумала?

Я подумала, - задумавшись, произнесла Джен, - что, пока мы не знаем, как справился с задачей Ледан, рано нам говорить о торжестве.

Милая Джен, Ледан талантливее меня, но есть две причины, почему он не получит премии. Первая: его не любят за крайнее самомнение. Во-вторых, стиль его не в фаворе у людей положительных. Я ведь всё знаю. Одним словом, Стерс ещё сказал, что моя «Женщина» - удачнейший символ науки, ведущей младенца - Человечество - к горной вершине Знания.

Да… Так почему он не говорил о Ледане?

Не любит его: просто - не любит. С этим ничего не поделаешь. Так можно лишь объяснить.

Напряжённый разговор этот был о конкурсе, объявленном архитектурной комиссией, строящей университет в Лиссе. Главный портал здания было решено украсить бронзовой статуей, и за лучшую представленную работу город обещал три тысячи фунтов.

Геннисон съел обед, продолжая толковать с Джен о том, что они сделают, получив деньги. За шесть месяцев работы Геннисона для конкурса эти разговоры ещё никогда не были так реальны и ярки, как теперь. В течение десяти минут Джен побывала в лучших магазинах, накупила массу вещей, переехала из комнаты в квартиру, а Геннисон между супом и котлетой съездил в Европу, отдохнул от унижений и нищеты и задумал новые работы, после которых придут слава и обеспеченность.

Когда возбуждение улеглось и разговор принял не столь блестящий характер, скульптор утомлённо огляделся. Это была всё та же тесная комната, с грошовой мебелью, с тенью нищеты по углам. Надо было ждать, ждать…

Против воли Геннисона беспокоила мысль, в которой он не мог признаться даже себе. Он взглянул на часы - было почти семь - и встал.

Джен, я схожу. Ты понимаешь - это не беспокойство, не зависть - нет; я совершенно уверен в благополучном исходе дела, но… но я посмотрю всё-таки, нет ли там модели Ледана. Меня интересует это бескорыстно. Всегда хорошо знать всё, особенно в важных случаях.

Джен подняла пристальный взгляд. Та же мысль тревожила и её, но так же, как Геннисон, она её скрыла и выдала, поспешно сказав:

Конечно, мой друг. Странно было бы, если бы ты не интересовался искусством. Скоро вернёшься?

Очень скоро, - сказал Геннисон, надевая пальто и беря шляпу. - Итак, недели две, не больше, осталось нам ждать. Да.

Да, так, - ответила Джен не очень уверенно, хотя с весёлой улыбкой, и, поправив мужу выбившиеся из-под шляпы волосы, прибавила: - Иди же. Я сяду шить.

II

Студия, отведённая делам конкурса, находилась в здании Школы Живописи и Ваяния, и в этот час вечера там не было уже никого, кроме сторожа Нурса, давно и хорошо знавшего Геннисона. Войдя, Геннисон сказал:

Нурс, откройте, пожалуйста, северную угловую, я хочу ещё раз взглянуть на свою работу и, может быть, подправить кой-что. Ну, как - много ли доставлено сегодня моделей?

Всего, кажется, четырнадцать. - Нурс стал глядеть на пол. - Понимаете, какая история. Всего час назад получено распоряжение не пускать никого, так как завтра соберётся жюри и, вы понимаете, желают, чтобы всё было в порядке.

Конечно, конечно, - подхватил Геннисон, - но, право, у меня душа не на месте и неспокойно мне, пока не посмотрю ещё раз на своё. Вы меня поймите по-человечески. Я никому не скажу, вы тоже не скажете ни одной душе, таким образом это дело пройдёт безвредно. И… вот она, - покажите-ка ей место в кассе «Грилль-Рума».

Он вытащил золотую монету - последнюю - всё, что было у него, - и положил в нерешительную ладонь Нурса, сжав сторожу пальцы горячей рукой.

Ну, да, - сказал Нурс, - я это очень всё хорошо понимаю… Если, конечно… Что делать - идём.

Нурс привёл Геннисона к темнице надежд, открыл дверь, электричество, сам стал на пороге, скептически окинув взглядом холодное, высокое помещение, где на возвышениях, покрытых зелёным сукном, виднелись неподвижные существа из воска и глины, полные той странной, преображённой жизненности, какая отличает скульптуру. Два человека разно смотрели на это. Нурс видел кукол, в то время как боль и душевное смятение вновь ожили в Геннисоне. Он заметил свою модель в ряду чужих, отточенных напряжений и стал искать глазами Ледана.

Нурс вышел.

Геннисон прошёл несколько шагов и остановился перед белой небольшой статуей, вышиной не более трёх футов. Модель Ледана, которого он сразу узнал по чудесной лёгкости и простоте линий, высеченная из мрамора, стояла меж Пунком и жалким размышлением честного, трудолюбивого Пройса, давшего тупую Юнону с щитом и гербом города. Ледан тоже не изумил выдумкой. Всего-навсего - задумчивая фигура молодой женщины в небрежно спадающем покрывале, слегка склоняясь, чертила на песке концом ветки геометрическую фигурку. Сдвинутые брови на правильном, по-женски сильном лице отражали холодную, непоколебимую уверенность, а нетерпеливо вытянутый носок стройной ноги, казалось, отбивает такт некоего мысленного расчёта, какой она производит.

Геннисон отступил с чувством падения и восторга. - «А! - сказал он, имея, наконец, мужество стать только художником. - Да, это искусство. Ведь это всё равно, что поймать луч. Как живёт. Как дышит и размышляет».

Тогда - медленно, с сумрачным одушевлением раненого, взирающего на свою рану одновременно взглядом врача и больного, он подошёл к той «Женщине с книгой», которую сотворил сам, вручив ей все надежды на избавление. Он увидел некоторую натянутость её позы. Он всмотрелся в наивные недочёты, в плохо скрытое старание, которым хотел возместить отсутствие точного художественного видения. Она была относительно хороша, но существенно плоха рядом с Леданом. С мучением и тоской, в свете высшей справедливости, которой не изменял никогда, он признал бесспорное право Ледана делать из мрамора, не ожидая благосклонного кивка Стерса.

За несколько минут Геннисон прожил вторую жизнь, после чего вывод и решение могли принять только одну, свойственную ему, форму. Он взял каминные щипцы и тремя сильными ударами обратил свою модель в глину, - без слёз, без дикого смеха, без истерики, - так толково и просто, как уничтожают неудавшееся письмо.

Эти удары, - сказал он прибежавшему на шум Нурсу, - я нанёс сам себе, так как сломал только собственное изделие. Вам придётся немного здесь подмести.

Как?! - закричал Нурс, - эту самую… и это - ваша… Ну, а я вам скажу, что она-то мне всех больше понравилась. Что же вы теперь будете делать?

Что? - повторил Геннисон. - То же, но только лучше, - чтобы оправдать ваше лестное мнение обо мне. Без щипцов на это надежда была плоха. Во всяком случае, нелепый, бородатый, обременённый младенцами и талантом Ледан может быть спокоен, так как жюри не остаётся другого выбора.

В это воскресенье Рябов возвращается домой необычно поздно, во втором часу ночи. Жена безмятежно спит ведь он не из тех мужей, о чьей нравственности пекутся. Впрочем, он и сын примерный, и работник прекрасный. Экономист, с блеском защитивший в двадцать семь кандидатскую, - весьма нечастый случай, товарищи!

Но мама, вышедшая на кухню, сегодня не узнает своего образцового, всегда такого сдержанно-ироничного сына. Он даже не пьёт свой традиционный кефир. Вообще он как-то изменился после своей двухдневной поездки на экскурсию в Аджарию.

До субботы пять дней. А в субботу с утра Рябов будет в Жаброве - именно там работает после распределения та девушка, с которой он познакомился на экскурсии и только что расстался. Жаброво. Восемьдесят километров от Светополя, областного центра, где живёт и работает наш герой.

С утра зарядка с гантелями, затем мирный завтрак с женой Ларисой. «Яйца в мешочек». - «Звонил Минаев». - «Это нужный человек, может сделать кооперативную квартиру». - «Квартиру?»

Пока они живут с родителями Станислава, благоразумная Лариса не хочет и слышать о ребёнке. Лариса такая красивая женщина! Мужчины пялят глаза на улице! Перед лекциями есть ещё время зайти к тёте Тамаре, сестре матери. Это к ней Рябов устроил вчера на ночлег девушку из Жаброва (опоздала на последний автобус). Но тётка ни слова не говорит о своей ночной гостье. Демонстрирует племяннику, что не любопытна. Зато охотно обсуждает грядущий день рождения Андрея, родного брата Станислава.

Братец - разрушитель. Выродок в семье, девиз которой - созидание. Именно это слово начертано на семейном знамени, которое вот уже три десятилетия держит в неслабеющих руках их мама, директор кондитерской фабрики. Но брату плевать на фарисейское чувство долга, его девиз - «Хочется». К тридцати Андрей собирался стать художником. Постоянно разглагольствует о том, что есть талант. Неужели талант - это индульгенция от всех грехов, грамота на существование пустое и разболтанное? В таком случае Станислав не претендует на него, как и его мама, впрочем.

Завтра Андрею как раз тридцать. Младший брат не станет злорадно напоминать ему о не достигнутой известности (а уж Андрей бы не преминул - постоянно обличает Станислава за сухость, рассудочность, эмоциональную неразвитость). Андрей - неудачник, делает какие-то халтуры, рекламные плакаты, но удачливость младшего брата презирает, подозревая за ней чуть ли не ложь и тайные подлости. Празднование будет происходить у тёти Тамары, поскольку своего жилья после развода Андрей лишился. Ни отец, ни мать на день рождения к сыну не придут. Они не общаются с ним из-за того, что, по мнению матери, Андрей поступил безответственно, уйдя из семьи и оставив ребёнка.

В отделе у Рябова новость - вышла после болезни начальница, Маргарита Горациевна Штакаян. Ни для кого, в том числе и для Штакаян, не секрет, что её преемником станет Рябов. Собственно, об этом говорит ему и директор института Панюшкин. Делает комплимент работоспособности подчинённого. Ведь Маргарита Горациевна, по сути, все время болеет и отделом фактически руководит Рябов. Руководство ценит скромность Станислава Максимовича и его благородное отношение к своему учителю. Руководство понимает, что профессору Штакаян нелегко расстаться с коллективом. Но дело не должно страдать. Если плановая работа отдела не будет сдана в срок («Если вы, Станислав Максимович, придержите её до мая - ведь вы хотите заведовать отделом?»), разговор с Маргаритой Горациевной будет самый принципиальный.

«Первого апреля работа будет сдана», - ровно отвечает сдержанный Рябов. Скорее всего, Рябову теперь не видать заведования отделом как своих ушей. Через четыре дня - поездка в Жаброво. А пока обед с Минаевым, который может помочь с квартирой. Рябову очень хочется завязывать банты. Урод в мужском братстве, он предпочёл бы иметь дочку.

Жирные губы Минаева со смаком обсасывают куриную косточку. Он рассуждает, что фундамент нужно закладывать смолоду, потом поздно будет, сомнут. Лично у него, Минаева, с фундаментом все в порядке. Он немаленький начальник, у него высокопоставленный тесть.

«Кстати, - доедая осетрину, спрашивает Минаев, - может, у тебя дело ко мне?» «Никакого дела. Просто захотелось о былом поговорить». Глаза Рябова чисты и невинны.

На дне рождения Андрея тётка Тамара сокрушительно элегантна, стол сервирован без всяких мещанских штучек. Приятель брата, художник Тарыгин, пламенно рассуждает о Ренуаре. Среди творческой интеллигенции, безраздельно царящей тут (скажем, тётка - всего лишь театральный кассир, но театру предана безраздельно), пожалуй, лишь Рябов, грубый утилитарист, представляет земную профессию. Шумный успех имеет подарок тётки, альбом Тулуз-Лотрека. Веселиться предстоит ещё не менее двух часов...

Рядом именинник пытает очередную любимую женщину Веру: «Почему у меня все всегда сложно?»

Дух у него захватывает от противоречий и бескрайности собственной души. А вот у Станислава все просто. Исполнять все их обряды - вздыхать, страдать, преклоняться перед Тулуз-Лотреком - зачем? Переться в неведомое Жаброво, в дыру за восемьдесят километров, лишь бы доказать себе, что и его сердце склонно к экстазам... Нет, он не поедет. Пусть Андрею остаются эти радости. Станиславу же сентиментальность чужда, он пришёл в этот мир работать, а не вздыхать. Он - как мама, хотя и не дотягивает до неё. Но, Боже, до чего же малы её руки, как опасно, как нездорово проступили на них синие жилы...

Скульпто́р, не мни покорной
И вязкой глины ком…

I

Наконец-то фортуна пересекает нашу дорогу,- сказал Геннисон, закрывая дверь и вешая промокшее от дождя пальто.- Ну, Джен, - отвратительная погода, но в сердце моём погода хорошая. Я опоздал немного потому, что встретил профессора Стерса. Он сообщил потрясающие новости.

Говоря, Геннисон ходил по комнате, рассеянно взглядывая на накрытый стол и потирая озябшие руки характерным голодным жестом человека, которому не везёт и который привык предпочитать надежды обеду; он торопился сообщить, что сказал Стерс.

Джен, молодая женщина с требовательным, нервным выражением сурово горящих глаз, нехотя улыбнулась.

Ох, я боюсь всего потрясающего,- сказала она, приступая было к еде, но, видя, что муж взволнован, встала и подошла к нему, положив на его плечо руку.- Не сердись. Я только хочу сказать, что когда ты приносишь «потрясающие» новости, у нас на другой день, обыкновенно, не бывает денег.

На этот раз, кажется, будут,- возразил Геннисон.- Дело идёт как раз о посещении мастерской Стерсом и ещё тремя лицами, составляющими в жюри конкурса большинство голосов. Ну-с, кажется, даже наверное, что премию дадут мне. Само собой, секреты этого дела - вещь относительная; мою манеру так же легко узнать, как Пунка, Стаорти, Бельграва и других, поэтому Стерс сказал: - «Мой милый, это ведь ваша фигура «Женщины, возводящей ребёнка вверх по крутой тропе, с книгой в руках»? - Конечно, я отрицал, а он докончил, ничего не выпытав от меня: - «Итак, говоря условно, что ваша, - эта статуя имеет все шансы. Нам, - заметь, он сказал «нам», - значит, был о том разговор, - нам она более других по душе. Держите в секрете. Я сообщаю вам это потому, что люблю вас и возлагаю на вас большие надежды. Поправляйте свои дела».

Разумеется, тебя нетрудно узнать,- сказала Джен,- но, ах, как трудно, изнемогая, верить, что в конце пути будет наконец отдых. Что ещё сказал Стерс?

Что ещё он сказал,- я забыл. Я помню только вот это и шёл домой в полусознательном состоянии. Джен, я видел эти три тысячи среди небывалого радужного пейзажа. Да, это так и будет, конечно. Есть слух, что хороша также работа Пунка, но моя лучше. У Гизера больше рисунка, чем анатомии. Но отчего Стерс ничего не сказал о Ледане?

Ледан уже представил свою работу?

Верно - нет, иначе Стерс должен был говорить о нем. Ледан никогда особенно не торопится. Однако на днях он говорил мне, что опаздывать не имеет права, так как шесть его детей, мал мала меньше, тоже, вероятно, ждут премию. Что ты подумала?

Я подумала,- задумавшись, произнесла Джен,- что, пока мы не знаем, как справился с задачей Ледан, рано нам говорить о торжестве.

Милая Джен, Ледан талантливее меня, но есть две причины, почему он не получит премии. Первая: его не любят за крайнее самомнение. Во-вторых, стиль его не в фаворе у людей положительных. Я ведь все знаю. Одним словом, Стерс еще сказал, что моя «Женщина» - удачнейший символ науки, ведущей младенца - Человечество - к горной вершине Знания.

Да… Так почему он не говорил о Ледане?

Не любит его: просто - не любит. С этим ничего не поделаешь. Так можно лишь объяснить.

Напряжённый разговор этот был о конкурсе, объявленном архитектурной комиссией, строящей университет в Лиссе. Главный портал здания было решено украсить бронзовой статуей, и за лучшую представленную работу город обещал три тысячи фунтов.

Геннисон съел обед, продолжая толковать с Джен о том, что они сделают, получив деньги. За шесть месяцев работы Геннисона для конкурса эти разговоры еще никогда не были так реальны и ярки, как теперь. В течение десяти минут Джен побывала в лучших магазинах, накупила массу вещей, переехала из комнаты в квартиру, а Геннисон между супом и котлетой съездил в Европу, отдохнул от унижений и нищеты и задумал новые работы, после которых придут слава и обеспеченность.

Когда возбуждение улеглось и разговор принял не столь блестящий характер, скульптор утомлённо огляделся. Это была всё та же тесная комната, с грошовой мебелью, с тенью нищеты по углам. Надо было ждать, ждать…

Против воли Геннисона беспокоила мысль, в которой он не мог признаться даже себе. Он взглянул на часы - было почти семь - и встал.

Джен, я схожу. Ты понимаешь - это не беспокойство, не зависть - нет; я совершенно уверен в благополучном исходе дела, но… но я посмотрю всё-таки, нет ли там модели Ледана. Меня интересует это бескорыстно. Всегда хорошо знать всё, особенно в важных случаях.

Джен подняла пристальный взгляд. Та же мысль тревожила и её, но так же, как Геннисон, она её скрыла и выдала, поспешно сказав:

Конечно, мой друг. Странно было бы, если бы ты не интересовался искусством. Скоро вернёшься?

Очень скоро,- сказал Геннисон, надевая пальто и беря шляпу.- Итак, недели две, не больше, осталось нам ждать. Да.

Да, так,- ответила Джен не очень уверенно, хотя с весёлой улыбкой, и, поправив мужу выбившиеся из-под шляпы волосы, прибавила: - Иди же. Я сяду шить.

II

Студия, отведённая делам конкурса, находилась в здании Школы Живописи и Ваяния, и в этот час вечера там не было уже никого, кроме сторожа Нурса, давно и хорошо знавшего Геннисона. Войдя, Геннисон сказал:

Нурс, откройте, пожалуйста, северную угловую, я хочу ещё раз взглянуть на свою работу и, может быть, подправить кой-что. Ну, как - много ли доставлено сегодня моделей?

Всего, кажется, четырнадцать.- Нурс стал глядеть на пол.- Понимаете, какая история. Всего час назад получено распоряжение не пускать никого, так как завтра соберётся жюри и, вы понимаете, желают, чтобы всё было в порядке.

Конечно, конечно,- подхватил Геннисон,- но, право, у меня душа не на месте и неспокойно мне, пока не посмотрю ещё раз на своё. Вы меня поймите по-человечески. Я никому не скажу, вы тоже не скажете ни одной душе, таким образом это дело пройдёт безвредно. И… вот она, - покажите-ка ей место в кассе «Грилль-Рума».

Он вытащил золотую монету - последнюю - всё, что было у него, - и положил в нерешительную ладонь Нурса, сжав сторожу пальцы горячей рукой.

Ну, да,- сказал Нурс,- я это очень всё хорошо понимаю… Если, конечно… Что делать - идём.

Нурс привёл Геннисона к темнице надежд, открыл дверь, электричество, сам встал на пороге, скептически окинув взглядом холодное, высокое помещение, где на возвышениях, покрытых зелёным сукном, виднелись неподвижные существа из воска и глины, полные той странной, преображённой жизненности, какая отличает скульптуру. Два человека разно смотрели на это. Нурс видел кукол, в то время как боль и душевное смятение вновь ожили в Геннисоне. Он заметил свою модель в ряду чужих, отточенных напряжений и стал искать глазами Ледана.

Нурс вышел.

Геннисон прошёл несколько шагов и остановился перед белой небольшой статуей, вышиной не более трёх футов. Модель Ледана, которого он сразу узнал по чудесной лёгкости и простоте линий, высеченная из мрамора, стояла меж Пунком и жалким размышлением честного, трудолюбивого Пройса, давшего тупую Юнону с щитом и гербом города. Ледан тоже не изумил выдумкой. Всего-навсего - задумчивая фигура молодой женщины в небрежно спадающем покрывале, слегка склоняясь, чертила на песке концом ветки геометрическую фигурку. Сдвинутые брови на правильном, по-женски сильном лице отражали холодную, непоколебимую уверенность, а нетерпеливо вытянутый носок стройной ноги, казалось, отбивает такт некоего мысленного расчёта, какой она производит.

Геннисон отступил с чувством падения и восторга. - «А! - сказал он, имея наконец мужество стать только художником.- Да, это искусство. Ведь это всё равно что поймать луч. Как живёт. Как дышит и размышляет».

Тогда - медленно, с сумрачным одушевлением раненого, взирающего на свою рану одновременно взглядом врача и больного, он подошёл к той «Женщине с книгой», которую сотворил сам, вручив ей все надежды на избавление. Он увидел некоторую натянутость её позы. Он всмотрелся в наивные недочёты, в плохо скрытое старание, которым хотел возместить отсутствие точного художественного видения. Она была относительно хороша, но существенно плоха рядом с Леданом. С мучением и тоской, в свете высшей справедливости, которой не изменял никогда, он признал бесспорное право Ледана делать из мрамора, не ожидая благосклонного кивка Стерса.

За несколько минут Геннисон прожил вторую жизнь, после чего вывод и решение могли принять только одну, свойственную ему, форму. Он взял каминные щипцы и тремя сильными ударами обратил свою модель в глину, - без слёз, без дикого смеха, без истерики, - так толково и просто, как уничтожают неудавшееся письмо.

Эти удары,- сказал он прибежавшему на шум Нурсу,- я нанёс сам себе, так как сломал только собственное изделие. Вам придётся немного здесь подмести.

Как?! - закричал Нурс,- эту самую… и это - ваша… Ну, а я вам скажу, что она-то мне всех больше понравилась. Что же вы теперь будете делать?

Что? - повторил Геннисон.- То же, но только лучше, - чтобы оправдать ваше лестное мнение обо мне. Без щипцов на это надежда была плоха. Во всяком случае, нелепый, бородатый, обременённый младенцами и талантом Ледан может быть спокоен, так как жюри не остаётся другого выбора.

В центре внимания жизненная история скульптора, который дает большие надежды в искусстве. Однажды ему предстояло выставить свою лучшую работу на конкурс, который проводился в городе. Лучшая работа по итогам конкурса должна была украшать стены университета.

Один из членов комиссии, профессор Стерс намекнул скульптору, что его работа имеет неплохие шансы выиграть в конкурсе. Еще одной наградой является денежная сумма, которая так бы помогла скульптору Генисону и его семье выйти из постоянной нищеты, нависшей над ними последние годы. В предвкушении победы герой строит планы со своей женой. Однако ему на ум приходит мысль о другом талантливом человеке, который также принимает участие в конкурсе и может составить большую конкуренцию в погоне за главным призом.

Его скульптура была спрятана в музее, где также хранились другие конкурсные работы мастеров. Чтобы увидеть произведение своего главного оппонента, Генисон предпринимает успешную попытку подкупить сторожа, который впускает его внутрь. Когда скульптор видит творение Ледана, то мысли о победе, статусе лучшего творца меркнут на глазах. Перед ним открылось совершенная скульптура, в сравнение с которой его работа казалась жалкой. Для того чтобы обеспечить себе первое место, он разбивает скульптуру, но не своего оппонента, а свое творение.

Генисон делает то, что другие люди посчитали бы глупым, ведь его собственная скульптура была творением его души. Когда же изумленный охранник спросил его, что он будет делать дальше, ведь до конкурса осталось всего ничего. Он ответил, что будет делать новую скульптуру, которая затмит своей красотой все остальные. Однако сделать творение, которое было бы превыше самого лучшего, станет не легким делом. Только настоящий творец может побороть самого себя, чтобы достичь не мысленных высот.

Картинка или рисунок Победитель

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание О чем плачут лошади Абрамов

    Густым, ярким, по-деревенски сочным языком написан этот рассказ, как и многие другие произведения Абрамова. Дух старого, деревенского быта, печальные, но в то же время светлые, насыщенные описания повседневности, – основные признаки его рассказов

  • Краткое содержание Сухово-Кобылин Дело

    Прошло около 6 лет с момента несостоявшегося бракосочетания Кречинского. С того момента помещик Муромский с сестрой и дочерью Лидочкой переехали в деревню. С недавнего времени семья переехала в Петербург

  • Краткое содержание Яковлев Багульник

    Молчаливый мальчик Коста постоянно зевает на уроках. Учительница Евгения Ивановна сердится на него и думает, что Коста показывает неуважение к ней.

  • Краткое содержание Барбос и Жулька Куприн

    Жизнь невозможна без дружбы. Дружба – это взаимное расположение друг к другу. Барбос – это собака, и тем более самая обычная собака, которая не имеет никакой родословной, и породы, просто одним словом, Барбос – это дворняжка

  • Краткое содержание Ангел хранитель Астафьева

    В 1933 году в деревне, где рос Витя, настигла нужда. Исчезли птицы, замолкли псы и веселые ребятишки. У мальчика в семье главная - это бабушка. Своих родных – Витю, деда и сына – прозвала «мужиками»