Золотой век русской святости

Астраханский театр оперы и балета представил зрителям мировую хореографическую премьеру «Андрей Рублёв», ставшую своего рода «Знаком качества» творчества единомышленников.

Это касается музыки (композитор, профессор Московской консерватории Валерий Кикта , музыкальный руководитель и дирижер Валерий Воронин ), режиссуры (автор идеи, либретто и хореографии, хореограф-постановщик Константин Уральский ), оформления спектакля (художник-постановщик Никита Ткачук , художник по костюмам Елена Нецветаева-Долгалёва , художник по свету Алексей Перевалов ).

Спектакль продолжил традицию синтеза музыки и хорового пения внутри балетного жанра, начатую с середины XX века западноевропейскими и отечественными композиторами. В каждом действии хор исполняет четыре номера (главный хормейстер – заслуженный деятель искусств РФ Галина Дунчева , хормейстер-постановщик Ольга Шабанова ), усиливая глубинный смысл происходящего на сцене.

Отмечу техническую оснащенность солистов, исполнителей главных образов балета: Андрей Рублёв (Алексей Любимов, Антон Пестехин ), Юродивый (Александр Зверев, Максим Мельников ), Ручей (молодые пары: Мария Стец – Всеволод Табачук, София Дудоладова – Артур Альмухаметов ), специализирующихся на современной хореографии, а не на чистой балетной классике, и, конечно, оркестрантов-инструменталистов.

Достойна уважения решимость Константина Уральского , дерзнувшего на сценическое воплощение образа гения русской живописи через то, что вечно – Добро, Жертвенность, Любовь.

Время жизни и творчества иконописца – последняя треть XIV – первая треть XV веков – предопределило стилистику (особенности выразительных средств), звуковой колорит эпохи, цветовую символику явлений и предметов (небесный солнечный луч, лазурь Ручья жизни, серо-коричневый зловещий облик орды, белая одежда девушек, ангелов – символ чистоты, непорочности, целомудрия в видениях Андрея; красный цвет пожара; проекция иконописного сюжета на занавес в глубине сцены…), обрядовых сцен народного быта – масленица, сны Андрея (предсмертный, просветлённый), эпитафия на смерть Художника. Хореография, музыка, световое оформление вызывают массу ассоциативных смыслов.

Начну с музыки. После премьеры (первого дня показа балета) в Малом зале консерватории состоялась встреча композитора Валерия Кикты с педагогами и студентами вуза. В ходе беседы выяснились приоритетные темы его творчества: история Руси, трагическая судьба угнетенного народа, борьба с захватчиками русской земли; роль личности (балет «Данко», «Владимир Креститель», «Пушкин… Натали… Дантес», «Дубровский», «Андрей Рублёв»). Отсюда разнообразие жанров в творчестве композитора: «Литургия Святого Иоанна Златоуста» (памяти великого певчего Ивана Козловского); оратория «Княжна Ольга», хоровые сочинения: «Святой Днепр», «Свет молчаливых звезд», «Хвала мастеру», «Возвращение Святой Цецилии»; симфония «Фрески Софии Киевской», инструментальные концерты, произведения для органа, арфы, музыка для детей и юношества, концертные духовные сочинения на поэтические тексты А.Пушкина, Т.Шевченко, В.Татаринова, великой княгини О.Романовой («Великопостная молитва», «Христос-Спаситель, помоги», «Ночь роняет звезды», «Проходят дни, проходят ночи» и другие).

Музыка в балете «Андрей Рублёв» «договаривает», «допевает», «расставляет» нужные акценты в драматургически важных местах сюжета. В основе интонационных сфер – духовно-песенной и мрачно-зловещей – лежит принцип многообразного сопоставления микроэлементов, контрастных по ладовой и тембровой окраске. Наличие же мелких деталей, рассеянных по партитуре, в конечном счете приводит к выстраиванию из них законченных смысловых линий. Так возникла лейттема Андрея Рублёва, которая определяется общей христианской этикой кротости, смирения, любви к ближнему: «смирение – это высшая ступень из тридцати трёх духовных добродетелей» – Иоанн Лествичник, преподобный (Лестница, восходящая в небо. – М.: Артос-Медиа, 2009).

Тем же путем возникли образы средневековой Руси («Эпиграф. Русь средневековая», №1; Средневековая Русь», №2); монголо-татарской Орды, обагрившей Ручей кровью («Грядет орда», «После орды», «Плач»).

Впечатлениями от балета были навеяны вопросы, включающие функции и средства выразительности хоровых и инструментальных номеров. Мнения всех, отвечающих за хор театра (в первую очередь самого композитора, главного хормейстера Галины Дунчевой , хормейстеров Ольги Шабановой, Светланы Раздрогиной ) совпали. Воссоздать звуковой колорит средневековья возможно только через линейный принцип организации хоровой ткани: знаменный распев в условиях неомодальности; непараллельный органум как качественное различие двух линий; изоритмический принцип композиции, освоенный в XIV веке, то есть через эстетику стиля эпохи, что и использовал Валерий Кикта .

Средневековые образы ярко, выпукло воплощены в «Эпиграфе», «Монологе Андрея», «Светлом распеве», «Омраченном распеве», «Не рыдай мене, Мати», «Эпитафии на смерть Художника».

Публика блаженствовала от пиршества для ушей: профессиональное мастерство (чистота интонирования, ансамблевая слитность, красота интервальных сочетаний, прозрачность звучащей материи) приобщало к мировой гармонии, к духовной сфере высокой музыки. В создании яркого балетно-хорового спектакля огромная роль отведена симфоническому оркестру. Номер «Грядёт Орда» потребовал смены колорита декораций, одежды на тёмную палитру красок. Партитура изобилует тембро-ритмическими комбинациями с участием ударных инструментов. Господство динамического и фактурного crescendo подкреплено выдержанным ostinato, ударами и «трелями» большого барабана, введением литавр, использованием низкого регистра, мощным «голосом» тяжелой меди, тембро-гармонией (диатонические и хроматические кластеры оркестра), виртуозными glissandi в хоровых партиях.

28 мая, 3 и 4 июня в Большом зале Астраханского государственного театра Оперы и Балета состоится МИРОВАЯ премьера «АНДРЕЙ РУБЛЁВ». Мировая премьера - это грандиозное культурное событие, оно означает, что произведение это ещё нигде и никем в мире не исполнялось. Стать первыми в мире - это высокая честь! И вот специально для Астраханского театра написан балет в двух действиях, главной темой которого становятся духовные искания и творческий путь Андрея Рублёва - величайшего русского художника-иконописца, инока и святого. Идейная направленность творчества Андрея Рублёва неразрывна с эпохой возрождения культуры на Руси. Свои гениальные иконописные работы он создавал в переломные моменты становления Русского государства в начале пути обретения русским народом своей национальной самоидентификации.

Жизненный путь Андрея Рублёва всегда интересовал исследователей его биографии. Историки культуры тщательно изучают его творчество. Художники, кинематографисты, писатели, поэты старались каждый по своему расшифровать загадку личности величайшего мастера московской школы иконописи. Автор идеи и либретто балета «Андрей Рублёв» хореограф-постановщик Константин Уральский первым в мире решился отобразить творческий путь художника, продирающегося сквозь условности бытия к небесным вершинам творения языком танца - древнейшим образным языком планеты.

Это во многом непростое, и в определённой степени революционное решение. Мир хореографической образности диктует свои законы отображения действительности, основанные не на буквальном соответствии жизненного и художественного материала, а на степени верности метафорическому, поэтическому отражению жизни. Потому и путь от первоначального замысла балета до осуществления его постановки не был стремительным, а продолжался более 10 лет.

Музыку к балету написал Валерий Кикта - талантливый композитор, профессор Московской консерватории, автор многих музыкальных произведений о величии Руси, среди которых - симфоническая летопись и балет «Владимир-Креститель». «Андрей Рублёв» стал двенадцатым по счёту балетом композитора. Главная музыкальная тема спектакля - красивый хоровой монолог. Это уже второй для астраханского театра совместный опыт работы балета и хора. Хоровое пение в сочетании с балетной хореографией создаёт особую лиричность спектакля и отражает ту духовность, которой наполнен образ самого Андрея Рублёва и которая является краеугольным камнем всей русской культуры! Через вокально-оркестровую партитуру проходит тема угнетённой средневековой Руси - суровой и аскетичной. Один из хоровых номеров имеет называние «Омрачённый распев». В противовес ему просветлённо и жизнеутверждающе звучат вокализы: исполняемый женскими голосами «Светлый распев», олицетворяющий пробуждение русской земли, её природы и фресковая, окрашенная исполнителями хора в небесные тона тема Андрея Рублёва - человека, отмеченного Божьим Даром. Большое эмоциональное воздействие должно оказать на зрителей звучание голосов а’ капелла: раздающееся после ухода ордынских воинов пение-плачь женщин по сынам и мужьям, строгое хоровое пение монахов по погибшим, которое вполне можно причислить к жанру духовной музыки.

Автор сценографического решения спектакля - художник-постановщик Никита Ткачук, приглашённый из Чикаго (США). На его счету более 150 оформленных спектаклей в России и Америке. Для балета «Андрей Рублёв» им придуманы необычные декорации. По сцене побежит ручей - и не имитация, а настоящая живая вода. На дне таких ручьёв художники находили разноцветные камешки и растирали их в порошок для изготовления красок. Ручей - будто отражение стремительно меняющейся жизни русского народа. Вода ручья будет принимать на себя свет небес и отбрасывать блики на декорацию - белые стены старинного храма, на которой некогда были фрески. Используемый видеоконтент превратит белые плоскости в живые, бегущие по небу облака, в таинственную игру света и тени.

Рублёв жил в эпоху, когда измученную татаро-монгольским игом страну раздирали братоубийственные распри, царил произвол, и жестокость была нормой жизни. Гениальный художник писал свои иконы с таким светом и любовью, что его возвышенная живопись внушала людям стремление к осуществлению иной жизни, дарила веру в возможность мира, согласия и любви. Это было время зарождения русской культуры, воплощающей красоту человека и его нравственную силу.

Астраханский театр оперы и балета дарит всем зрителям МИРОВУЮ ПРЕМЬЕРУ «АНДРЕЙ РУБЛЁВ», как продолжение бесконечного разговора о РУССКОЙ ДУШЕ.

Валерий Воронин - музыкальный руководитель и дирижёр:

Человек так устроен, что каждое новое поколение пытается переосмыслить историю, извлечь из неё свои, именно этому поколению необходимые уроки. Но порой это приводит к извращению истории, к переписыванию учебников. Сегодня для России такое время, когда всем нам исключительно важно осознать свою национальную идентичность, глубоко прочувствовать, наследниками какой культуры мы являемся. Вот почему возникла потребность обращения к личности Андрея Рублёва - одного из основоположников не только русского изобразительного искусства, русской иконописи, но и русской культуры в широком понимании.

Наш молодой театр, молодая творческая команда продолжает ту линию, которую мы начали с первых дней существования нашего театра: линию бережного отношения к произведению, к авторскому наследию. Но театр обязательно должен развиваться, законы диалектики непреложны: если ты не идёшь вперёд - ты идёшь назад, стоячего положения нет. В "Андрее Рублёве" мы сделали серьёзный шаг в новом направлении - не взяли уже известное, испытанное на публике произведение, а создали совершенно новое.

Композитор Валерий Кикта специально приезжал в Астрахань, мы обсуждали созданное. Творческие поиски хореографа и композитора, первое воплощение оркестром только что родившейся музыки, первое пластическое воплощение новых гармонией - всё происходило одновременно, всё влияло друг на друга, корректировалось в общем творческом процессе.

Сегодня мы выставляем балет «Андрей Рублёв» на суд зрителей.

Константин Уральский - автор либретто и хореограф-постановщик:

Меня всегда интересовала и увлекала история русской культуры.

Для меня история - это основа нашей жизни, духовности, моего творчества.

Андрей Рублёв - один из великих отцов нашей культуры. Идея создать театральное произведение на основе его судьбы и творчества возникла у меня много лет назад. Каждый спектакль имеет свою судьбу, мысли о нём идут со мной по жизни. Я очень рад, что обстоятельства сошлись таким образом, что это произведение увидело свет в старинном русском городе Астрахани, в нашем замечательном театре.

Спасибо моим коллегам, что они увлеклись моей идеей.

Никита Ткачук - художник-постановщик:

О Рублёве-человеке известно так мало, что предмета для разговора почти нет.

Но мы твёрдо знаем, что он жил в эпоху татарских набегов и кровавых междоусобных распрей. И при этом искусство его покоряет нас цельностью, красотой, согласием.

Наследие Рублёва - один из величайших архетипов мировой культуры и символ культуры российской. Взяться за эту тему, слить её с театральной формой, с формой балетного спектакля, было и радостно, и страшно. Это захватывающая задача: создать пространство, в котором можно размышлять о Рублёве на языке танца, музыки, света, возникающих и исчезающих образов. Изобразительный ряд спектакля начал складываться для меня только тогда, когда я решил не вводить в контекст сценографии никаких символов и метафор.

Декорация решена, скорее, на эмоционально-созерцательном уровне. Старые белые стены, на которых когда-то были фрески, а теперь это поверхности для новых росписей. Плоскости растворяются, превращаются то в облака, то в отражения в текущей воде.Стоят лестницы, на какие взбирались мастера, грунтуя и расписывая стены храмов. Пожалуй, это единственная деталь-метафора, напоминающая о библейской лестнице, ведущей в рай - «узкий путь», о котором писал Иоанн Лествичник, лестница Иакова, соединяющая Небо и землю.

«Искусство - это величайшее беспокойство, выраженное в совершенной гармонии» - эти несколько перефразированные слова Анатолия Эфроса кажутся мне исключительно точными, когда думаю о творчестве Андрея Рублёва.

Елена Нецветаева-Долгалёва - художник по костюмам:

О постановке спектакля «Андрей Рублёв» я услышала от хореографа Константина Уральского 10 лет назад! Константин - хореограф думающий, идущий к своим премьерам долгие годы, порой через промежуточные работы; таким был, например, балет «Жар-птица» в Челябинском театре оперы и балета.

Я русский человек, душа у меня русская.

Русская душа - наверное, это главная тема и задача в создании этого спектакля. И, как ни странно, это очень сложная тема! Поначалу никаких конкретных задач друг перед другом постановочная группа не ставила. Читали книги, посещали монастыри, делали фотографии и зарисовки, встречались, делились впечатлениями. И в один прекрасный момент сошлись во мнении, что русская душа - это белая церковь, чистая и открытая для всех.

Хореографию Уральского невозможно «одеть» в общепринятые костюмы. Он не навязывает зрителю своего восприятия спектакля, ничего не подсказывает, и костюмы должны соответствовать пластике его хореографии, лексически весьма богатой.

Голубые и бирюзовые купола - цвет небесной лазури, золотое богатство и убранство - щедрость русской души. Эти цвета были для меня лейтмотивом, когда создавала костюмы.

Этот спектакль для меня - осознание моей веры, моя любовь, мое умение радоваться каждому дню и переносить испытания, данные Господом.

Перед премьерой у меня нет никакого волнения, я долго думала, почему?

Наверное, потому, что нельзя закончить работу на эту тему: нельзя поставить точку в разговоре о русской душе.

Ольга Шабанова - хормейстер-постановщик:

«Андрей Рублёв» - вторая в нашем театре совместная работа хора и балета в одном проекте. Первой была «Кармина Бурана» Орфа, теперь - балет Валерия Кикты, написанный для симфонического оркестра и хора.

Само по себе участие хора в балете - не новшество, достаточно вспомнить такие балеты, как «Спартак» Хачатуряна, «Икар» Слонимского, «Ярославна» Тищенко, «Берег надежды» и «Сотворение мира» Петрова, «Пер Гюнт» Шнитке.

Но, вероятно, по-настоящему ново то, что хоровую музыку в этом балете можно без натяжки назвать православной.

Один из лейтмотивов балета, «Монолог Андрея» (в хоровой партитуре это вокализ), по своему музыкальному языку является образцом современной церковной музыки. В православном Богослужении особой любовью освящено песнопение «Не рыдай мене, Мати». Это один из самых древних и торжественных по смыслу из всех Богородичных ирмосов. Его текстовый источник относится ещё к VIII веку; канонический текст молитвы имеет ряд музыкальных воплощений. Валерий Григорьевич Кикта выстроил партитуру хора «Не рыдай мене, Мати» на интонациях знаменного распева. Кстати, в партитуре «Рублёва» есть номера, которые так и называются - «Светлый распев», «Омрачённый распев»; их вполне можно причислить к жанру духовной музыки.

Валерий Григорьевич Кикта несколько раз приезжал в Астрахань, он слушал хор на репетициях «Бориса Годунова», и, создавая музыку именно для нашего театра, учитывал, конечно, возможности нашего хора. В партитуре, написанной для хора, нет изысков современной композиторской техники; музыкальный язык ярок, индивидуален и при этом легко ложится на слух и на голос, очень доступен и для исполнителей, и для слушательского восприятия.

Хор с огромным увлечением работал над этим произведением. Ведь в нём читается судьба Художника, его мироощущение. Композитор по-своему почувствовал историю Руси и воплотил её в музыке, по-своему услышал любовь Андрея Рублёва к Русской земле, к Богу. Всё это - как и русская духовная музыка - наши корни. Когда живы корни - будет расти и процветать всё дерево.

Сегодня современному человеку необходимо ощущение своих национальных корней, понимание и знание своей земли, её истории и культуры.

28 мая новый балет будет представлен на суд зрителей Астраханским театром оперы и балета. Никогда ранее балет не была показан ни на одной сцене мира и появится он впервые на астраханской сцене в год 655-летия величайшего иконописца.

Проект направлен на приобщение населения к истории Руси, патриотическое воспитание детей и молодёжи, а также усиление туристической привлекательности региона. Уже сегодня балет «Андрей Рублев» можно назвать премьерой мирового значения. Наш корреспондент побывал на встрече епископа Ахтубинского и Енотаевского Антония с коллективом Астраханского государственного театра опера и балета.

В зале - полная тишина. Артисты ловят каждое слово духовного пастыря. Сюда они пришли за знаниями о той эпохе, которая породила великого игумена земли русской - преподобного Сергия Радонежского и множество его учеников и последователей. Среди них - гениальный иконописец Андрей Рублёв с его " Троицей". Перед солистами Астраханского театра оперы и балета владыка Антоний, как книгу, разворачивает картину Руси начала XV века. Страну раздирают княжеские междоусобицы. Набеги татар, голод и мор преследуют народ... Монахи называют этот период " золотым веком" русской святости - в такой кризисный переломный момент для нашей страны миру явились удивительные подвижники духа. Передать ту атмосферу, необыкновенные характеры требуется особое мастерство, считает епископ Ахтубинский и Енотаевский.

«Очень важно, когда мы берёмся за такой исторический контекст, подойти к нему с осторожностью, я бы сказал, с целомудрием. Очень важно, чтобы искусство, в данном случае - балет, послужил именно этим мостом, который бы соединил историю, культуру и наше время. Должно получиться нечто такое, что заставит нас посмотреть в небо», - говорит епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний.

Идея создания балета " Андрей Рублёв" пришла к художественному руководителю балета Константину Уральскому лет десять назад. Однако потребовалось время, чтобы она созрела в душе, а неясные образы приобрели четкие очертания. Благо рядом - коллектив единомышленников. И ничего, что пока в далёком Чикаго театральный художник Никита Ткачук. Зато воплощаются в жизнь задуманные друзьями декорации. Задник сцены - в интерьере храма - будет выглядеть, как заштукатуренная стена с фресками Рублёва, переходящими вверх, в облака, в иную, небесную ипостась. Деревянные мобильные модули, напоминающие скаты русских теремов или изб.

«Очень точное попадание именно в эпоху русского государства, Руси того времени. У нас на сцене течёт настоящий ручей. Один из образов спектакля - это ручей, в котором отражаются небеса, ручей, который несёт свои потоки по земле, несёт жизнь. С водой многое связано в русской культуре и христианстве. Течет вода - артисты с ней взаимодействуют и заходят в ручей, умываются из ручья», - рассказывает художественный руководитель балета, главный балетмейстер Астраханского государственного театра оперы и балета Константин Уральский.

Репетиции, короткая передышка - и вновь на сцену. Движения и музыка - появляется рисунок танца. Тема средневековой Руси, суровой и аскетичной, проходит через всю оркестровую партитуру. Исполнитель главной роли Антон Пестехин себя не жалеет. Для того, чтобы войти в образ, признаётся солист балета, он даже ездил в Москву в Третьяковку, где долго стоял у рублёвской " Троицы".

«Самое сложное - это, конечно, передать его одухотворенность, его творческий поиск. В принципе, искусство мы передаем эмоциями, в основном, пластикой. Тут ещё сложнее. Даже нужны не эмоции, а вот показать, что этот человек был одарённым. Смог этим воспользоваться и создать прекрасные произведения. Вот это, конечно, тяжело и получится - не получится, ещё неизвестно», - говорит солист балета, исполнитель роли Андрея Рублёва Антон Пестехин.

Три ангела вокруг стола - Мир, Согласие, Любовь - вот к чему подводил современников Андрей Рублёв. И ни в ту, ни в нашу эпоху нет призыва более важного, более созвучного времени. А вот труд целого коллектива в создании мирового шедевра оценит зритель.

28 мая на сцене Астраханского государственного театра оперы и балета состоялась премьера балета «Андрей Рублев». Думаю, сказано и написано о постановке будет ещё много, причем профессиональными критиками и деятелями культуры, но все же позволю себе высказать своё совсем не профессиональное мнение одного из простых зрителей, ради которых, верю, и создавался этот балет.

Современный балет — очень разнообразное и часто провокационное по сути явление: искусство, где языком танца, т.е. движением тела, автор пытается донести до зрителя тот или иной образ или идею. Современное искусство для адекватного восприятия зрителем должно быть, конечно, ярким, в каком-то смысле клиповым: помимо музыки и хореографии, это всегда игра цвета и света.

То, что мы увидели на сцене Астраханского государственного театра оперы и балета, представляет собой удивительно тонкое сочетание современной русской симфонической и хоровой музыки, современной хореографии, технических возможностей света и иконографичной гармонии цвета костюмов и декораций. И все это было призвано через призму личности преподобного Андрея Рублёва показать нам историю многострадального русского народа, показать духовную борьбу и выбор, творческий поиск и вдохновение, показать святость.

Очень непростые темы, но, мне кажется, это получилось, и получилось, прежде всего, благодаря целомудренному отношению к этим темам автора и всего коллектива. Каждая сцена — это штрих, но именно настолько тонкий, чтобы показать нам лишь образ, отражение всех этих важных и востребованных сегодня нашим обществом тем. Не больше и не меньше, ровно настолько, насколько это необходимо, чтобы заставить современного человека подумать о том, в чем основы нашей русской культуры, в чем основа русского национального характера, что такое монашество, творческая и духовная борьба.

Некоторые сцены оставляют ощущение недосказанности, хочется развития и глубины, но именно эта недосказанность оставляет нам простор для размышления и делает спектакль лаконичным. В этом смысле он похож на икону: не показывает реальность, а лишь намекает на нее.

Хочется, конечно, отметить написанную специально для балета музыку, особенно её хоровую часть, созданную на стыке русского народного и богослужебного пения.

Поражают костюмы героев. Художники проделали колоссальную работу, проникнувшись эпохой. Пастельный колорит костюмов и декораций подчеркивает отсутствие всякого намека на страстность.

Конечно, игра главных героев, образ Андрея Рублёва, образ Юродивого, образ Ручья, массовые сцены — все прочувствовано и пронесено через сердце.

Безусловно, всё это результат большого труда, прежде всего, главного, на мой взгляд, автора — Константина Уральского. Я благодарен ему за столь бережное отношение к важным для нас темам и эпохе. Благодарен за желание услышать голос Церкви и внимательно отнестись к Её преданию.

Уверен, что спектакль богат дидактическим материалом и создает замечательную иллюстрацию средневековой Руси, времени, которое мы называем «золотым веком русской святости».

Если вы спросите меня, стоит ли идти на балет «Андрей Рублев», я отвечу: стоит, если для вас это не просто имя далекого исторического персонажа; стоит, если для вас важна история русского народа; стоит, если вы хотите попытаться понять, что такое монашество и какова его роль в истории России; стоит, если вам знакомы муки творчества; стоит, если вы хотите увидеть современный спектакль, который поднимает вопрос внутренней духовной жизни и говорит об этом современным языком и образами; стоит, в конце концов, потому, что это сделано на площадке главного культурного центра нашего региона, силами замечательных, горящих своим делом людей, молодой талантливой балетной труппой, сделано честно, без малейшего намека на халтуру и эпатаж, сделано с любовью и вдохновенно.

Антоний (Азизов), епископ Ахтубинский и Енотаевский