Значение жихарев степан петрович в краткой биографической энциклопедии. Смотреть что такое "Жихарев, Степан Петрович" в других словарях

И страстный театрал, известный главным образом своими мемуарами .

Биография

Родился в данковской деревне своего деда Степана Даниловича Жихарева , в честь которого и назван. Родители - секунд-майор Пётр Степанович Жихарев и его жена Александра Гавриловна, урождённая княжна Борятинская .

Воспитывался в частном пансионе Ронка, с 1805 г. в университетском пансионе , где познакомился со многими будущими светилами литературного мира. Поступил на службу в коллегию иностранных дел, в 1816-18 гг. сопровождал Александра I в поездках по России и за границей, в том числе на Аахенский конгресс . В 1823-27 гг. занимал пост московского губернского прокурора .

Во время обучения в пансионе А. Ф. Мерзляков привил Жихареву страсть к театру. В 1809 г. он жил в доме князя А. А. Шаховского , с которым (а также Гнедичем , Лобановым и Полозовым) участвовал в переводе «Заиры» Вольтера . Несмотря на всё желание стать писателем, Жихареву это не удавалось; его пьесы, не напечатанные, но ставившиеся на сцене, были крайне слабы. Свою первую трагедию сам он описывал впоследствии как «смесь чуши с галиматьей, помноженных на ахинею». Не имели успеха и немногочисленные опубликованные стихотворные произведения.

«Безвкусие было главным недостатком его в словесности, в обществе, в домашней жизни, - рассказывает Вигель . - У него был жив ещё отец, человек достаточный, но обремененный долгами, а Жихарев любил погулять, поесть, попить и сам попотчевать. Это заставило его войти в долги и прибегать к разным изворотам, строгою совестливостью не совсем одобряемым» . Несмотря на репутацию графомана , Жихарев добился, однако, того, что в литературных кружках начала XIX века его считали своим человеком. Посещал собрания «Беседы любителей русского слова ».

В 1815 г. Жихарев порвал с «Беседой» и стал членом «Арзамаса» под прозвищем Громобой . Поскольку при вступлении в это общество полагалось произнести надгробную речь об одном из членов «Беседы», то Жихареву - как бывшему члену последней - пришлось произнести надгробное слово себе самому .

C 1828 по 1839 гг. Жихарев состоял обер-прокурором московского департамента сената, но потерял это место за взяточничество . По словам В. В. Вересаева , «на руку был очень нечист, вымогал взятки, брал у приятелей деньги взаймы без отдачи», наживался на управлении имениями братьев Тургеневых . «Маска снята с чёрного человека», - писал ещё в 1831 году А. Я. Булгаков . В 1840-е гг. состоял членом Центральной комиссии по испытанию лошадей. В конце жизни возглавлял Театрально-литературный комитет в Петербурге. Похоронен там же на Митрофаниевском кладбище .

Наружность Жихарев имел азиатскую; оливковый цвет лица, чёрные, как смоль, кудрявые волосы, чёрные блистающие глаза, но которые никогда не загорались ни гневом, ни любовью и выражали одно флегматичное спокойствие. Он казался мрачен, угрюм, и не знаю, бывал ли он когда сердит или чрезвычайно весел. Его мог совершенно развеселить один только шумный пир, жирный обед и беспрестанно опоражниваемые бутылки.

Мемуары

Посмертно были изданы жихаревские «Записки современника», делящиеся на две части - «Дневник студента» (1805-1807) и «Дневник чиновника» (1807-1817). Перед читателем развертывается широкая барская жизнь русского общества эпохи Александра I в виде живой и пёстрой панорамы, без обобщений и выводов, но как результат наблюдательности автора. Более всего ценен интимный материал для истории русской литературы и особенно русского театра, а также целая галерея портретов - и екатерининских ветеранов, и людей начала века - в различных сферах общества.

Жихарев особенно дорог театралам, ибо знал всех актёров своего времени; он ярко изображает жизнь сцены и кулис театральной эпохи во время перехода от классицизма к романтизму . В начале XX века, впрочем, отмечалось, что мемуары Жихарева увидели свет лишь в извлечениях и местонахождение остальных рукописей неизвестно .

Семья

В 1818 году Жихарев взял большое приданое за Федосией Дмитриевной Нечаевой (1795-1850), сестрой синодского обер-прокурора С. Д. Нечаева . Их дети:

  • Варвара (1819-1859), была известна в московском обществе своей красотой, а позже своими похождениями. С 1837 года жена князя Э. П. Мещерского (1808-1844), после его смерти вышла вторично замуж за графа Борбон дель Монте . В её дочь Марию был страстно влюблён будущий Александр III .
  • Александра (1819-1820)
  • Сергей (1820-1899), сенатор.
  • Платон (1820-1838)
  • Александра (1824-1833)

Напишите отзыв о статье "Жихарев, Степан Петрович"

Примечания

Литература

  • М. Н. Мазаев . // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1894. - Т. XII. - С. 26.
  • Мазаев М. Н.
  • Б. Л. Модзалевский . // Русский биографический словарь : в 25 томах. - СПб. , 1897. - Т. 7: Жабокритский - Зяловский. - С. 49-52.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Жихарев, Степан Петрович

Известие казаков, подтвержденное посланными разъездами, доказало окончательную зрелость события. Натянутая струна соскочила, и зашипели часы, и заиграли куранты. Несмотря на всю свою мнимую власть, на свой ум, опытность, знание людей, Кутузов, приняв во внимание записку Бенигсена, посылавшего лично донесения государю, выражаемое всеми генералами одно и то же желание, предполагаемое им желание государя и сведение казаков, уже не мог удержать неизбежного движения и отдал приказание на то, что он считал бесполезным и вредным, – благословил совершившийся факт.

Записка, поданная Бенигсеном о необходимости наступления, и сведения казаков о незакрытом левом фланге французов были только последние признаки необходимости отдать приказание о наступлении, и наступление было назначено на 5 е октября.
4 го октября утром Кутузов подписал диспозицию. Толь прочел ее Ермолову, предлагая ему заняться дальнейшими распоряжениями.
– Хорошо, хорошо, мне теперь некогда, – сказал Ермолов и вышел из избы. Диспозиция, составленная Толем, была очень хорошая. Так же, как и в аустерлицкой диспозиции, было написано, хотя и не по немецки:
«Die erste Colonne marschiert [Первая колонна идет (нем.) ] туда то и туда то, die zweite Colonne marschiert [вторая колонна идет (нем.) ] туда то и туда то» и т. д. И все эти колонны на бумаге приходили в назначенное время в свое место и уничтожали неприятеля. Все было, как и во всех диспозициях, прекрасно придумано, и, как и по всем диспозициям, ни одна колонна не пришла в свое время и на свое место.
Когда диспозиция была готова в должном количестве экземпляров, был призван офицер и послан к Ермолову, чтобы передать ему бумаги для исполнения. Молодой кавалергардский офицер, ординарец Кутузова, довольный важностью данного ему поручения, отправился на квартиру Ермолова.
– Уехали, – отвечал денщик Ермолова. Кавалергардский офицер пошел к генералу, у которого часто бывал Ермолов.
– Нет, и генерала нет.
Кавалергардский офицер, сев верхом, поехал к другому.
– Нет, уехали.
«Как бы мне не отвечать за промедление! Вот досада!» – думал офицер. Он объездил весь лагерь. Кто говорил, что видели, как Ермолов проехал с другими генералами куда то, кто говорил, что он, верно, опять дома. Офицер, не обедая, искал до шести часов вечера. Нигде Ермолова не было и никто не знал, где он был. Офицер наскоро перекусил у товарища и поехал опять в авангард к Милорадовичу. Милорадовича не было тоже дома, но тут ему сказали, что Милорадович на балу у генерала Кикина, что, должно быть, и Ермолов там.
– Да где же это?
– А вон, в Ечкине, – сказал казачий офицер, указывая на далекий помещичий дом.
– Да как же там, за цепью?
– Выслали два полка наших в цепь, там нынче такой кутеж идет, беда! Две музыки, три хора песенников.
Офицер поехал за цепь к Ечкину. Издалека еще, подъезжая к дому, он услыхал дружные, веселые звуки плясовой солдатской песни.
«Во олузя а ах… во олузях!..» – с присвистом и с торбаном слышалось ему, изредка заглушаемое криком голосов. Офицеру и весело стало на душе от этих звуков, но вместе с тем и страшно за то, что он виноват, так долго не передав важного, порученного ему приказания. Был уже девятый час. Он слез с лошади и вошел на крыльцо и в переднюю большого, сохранившегося в целости помещичьего дома, находившегося между русских и французов. В буфетной и в передней суетились лакеи с винами и яствами. Под окнами стояли песенники. Офицера ввели в дверь, и он увидал вдруг всех вместе важнейших генералов армии, в том числе и большую, заметную фигуру Ермолова. Все генералы были в расстегнутых сюртуках, с красными, оживленными лицами и громко смеялись, стоя полукругом. В середине залы красивый невысокий генерал с красным лицом бойко и ловко выделывал трепака.
– Ха, ха, ха! Ай да Николай Иванович! ха, ха, ха!..
Офицер чувствовал, что, входя в эту минуту с важным приказанием, он делается вдвойне виноват, и он хотел подождать; но один из генералов увидал его и, узнав, зачем он, сказал Ермолову. Ермолов с нахмуренным лицом вышел к офицеру и, выслушав, взял от него бумагу, ничего не сказав ему.
– Ты думаешь, это нечаянно он уехал? – сказал в этот вечер штабный товарищ кавалергардскому офицеру про Ермолова. – Это штуки, это все нарочно. Коновницына подкатить. Посмотри, завтра каша какая будет!

На другой день, рано утром, дряхлый Кутузов встал, помолился богу, оделся и с неприятным сознанием того, что он должен руководить сражением, которого он не одобрял, сел в коляску и выехал из Леташевки, в пяти верстах позади Тарутина, к тому месту, где должны были быть собраны наступающие колонны. Кутузов ехал, засыпая и просыпаясь и прислушиваясь, нет ли справа выстрелов, не начиналось ли дело? Но все еще было тихо. Только начинался рассвет сырого и пасмурного осеннего дня. Подъезжая к Тарутину, Кутузов заметил кавалеристов, ведших на водопой лошадей через дорогу, по которой ехала коляска. Кутузов присмотрелся к ним, остановил коляску и спросил, какого полка? Кавалеристы были из той колонны, которая должна была быть уже далеко впереди в засаде. «Ошибка, может быть», – подумал старый главнокомандующий. Но, проехав еще дальше, Кутузов увидал пехотные полки, ружья в козлах, солдат за кашей и с дровами, в подштанниках. Позвали офицера. Офицер доложил, что никакого приказания о выступлении не было.
– Как не бы… – начал Кутузов, но тотчас же замолчал и приказал позвать к себе старшего офицера. Вылезши из коляски, опустив голову и тяжело дыша, молча ожидая, ходил он взад и вперед. Когда явился потребованный офицер генерального штаба Эйхен, Кутузов побагровел не оттого, что этот офицер был виною ошибки, но оттого, что он был достойный предмет для выражения гнева. И, трясясь, задыхаясь, старый человек, придя в то состояние бешенства, в которое он в состоянии был приходить, когда валялся по земле от гнева, он напустился на Эйхена, угрожая руками, крича и ругаясь площадными словами. Другой подвернувшийся, капитан Брозин, ни в чем не виноватый, потерпел ту же участь.
– Это что за каналья еще? Расстрелять мерзавцев! – хрипло кричал он, махая руками и шатаясь. Он испытывал физическое страдание. Он, главнокомандующий, светлейший, которого все уверяют, что никто никогда не имел в России такой власти, как он, он поставлен в это положение – поднят на смех перед всей армией. «Напрасно так хлопотал молиться об нынешнем дне, напрасно не спал ночь и все обдумывал! – думал он о самом себе. – Когда был мальчишкой офицером, никто бы не смел так надсмеяться надо мной… А теперь!» Он испытывал физическое страдание, как от телесного наказания, и не мог не выражать его гневными и страдальческими криками; но скоро силы его ослабели, и он, оглядываясь, чувствуя, что он много наговорил нехорошего, сел в коляску и молча уехал назад.

ЖИХАРЕВ СТЕПАН ПЕТРОВИЧ

Жихарев Степан Петрович (1788 - 1860) - писатель. Учился в Московском университете, но курса не окончил. Принадлежал к золотой московской молодежи, ничего не делавшей и всем интересовавшейся, особенно театром и литературой. Его мечтой было сделаться писателем. Его переводы французских пьес в печать не попали, а на сцене оказались "неудачными". Его трагедия "Артабан" ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей. Немного больше успеха выпало на долю интермедии "Предпоследняя репетиция трагедии Дмитрий Донской" (1856). Стихи Жихарева печатались в журналах. Плохой драматург, неудачный переводчик, Жихарев оказался талантливым автором дневника. Везде бывавший, вернее - всюду втиравшийся, живой и наблюдательный Жихарев имел обширный круг знакомых, от сенатора до отставного суфлера. Свой человек за кулисами петербургских и московских театров, добрый знакомый Дмитревского, Яковлева, Шушерина, Плавильщикова, Сандуновых и других, он сообщает в своем дневнике интересные характеристики, любопытные факты и дает ценный материал для истории театральной жизни начала прошлого века. Ученик А.Ф. Мерзлякова, приятель Гнедича, Батюшкова и Жуковского, Жихарев не по литературным заслугам, а только по дружеским связям делается членом Арзамаса под именем Громобоя. Но он не пренебрегает и знакомством с деятелями "Беседы", бывает запросто у Державина и близок с князем Шаховским. Ему были открыты двери домов многих вельмож Екатерининского века и крупных деятелей царствования Александра I . Написанные искренним тоном и хорошим языком, они передают барский быт, театральную жизнь и литературные новинки того времени. "Записки Современника" велись с 1805 по 1819 г., печатались частями в "Москвитянине", "Отечественных Записках", "Русский Архиве". Отдельно вышли: "Дневник студента" (СПб., 1859) и "Записки Современника" (М., 1893). Есть указания, что Жихарев вел "Записки сановника", когда был обер-прокурором московского Сената и сенатором, но где рукопись их - неизвестно. Умер Жихарев в Петербурге, будучи председателем театрально-литературного комитета. - Ср.: Геннади, т. II; Мазаев "Жихарев и его записки" ("Исторический Вестник", 1893, ¦ 6); Венгеров "Источники", т. II.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЖИХАРЕВ СТЕПАН ПЕТРОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЖИХАРЕВ СТЕПАН ПЕТРОВИЧ
    (1788-1860) русский писатель. Литературно обработанные дневники "Записки современника" (1853-55), "Воспоминания старого театрала" (1854) воссоздают атмосферу русского общества кон. 18 - …
  • ЖИХАРЕВ СТЕПАН ПЕТРОВИЧ
    (1787-1860) — автор записок, тамбовский дворянин. Воспитывался в университетском пансионе, был обер-прокурором Сената и сенатором, в конце жизни состоял председателем …
  • СТЕПАН в Словаре воровского жаргона:
    - …
  • ЖИХАРЕВ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • ЖИХАРЕВ в Энциклопедии фамилий:
    «Жихарь-купец» - говорили в народе о человеке основательном, предпочитающем свой богатый дом, хозяйство любым переменам и неожиданностям. В псковских и …
  • ПЕТРОВИЧ в Литературной энциклопедии:
    Велько — видный современный сербский новеллист и поэт. Принимал активное участие в национальном движении в Венгерской Сербии, редактировал ряд …
  • ПЕТРОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Petrovici) Эмил (1899-1968) румынский языковед. Труды по диалектологии, лингвистической географии, истории, ономастике, фонетике и фонологии румынского языка и славянской …
  • ПЕТРОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Petrovics) — настоящее имя венгерского (мадьярского) поэта Петэфи …
  • СТЕПАН
    СТЕП́АН ТВЕРДИСЛАВИЧ (?-1243), посадник Новгорода в 1230-43. Инициатор укрепления союза с владимиро-суздальскими князьями для отпора нем. и швед. …
  • ПЕТРОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    П́ЕТРОВИЧ (Реtrоvici) Эмил (1899-1968), рум. языковед. Тр. по диалектологии, лингв. географии, истории, ономастике, фонетике и фонологии рум. яз., в области …
  • ПЕТРОВИЧ
    (Petrovics) ? настоящее имя венгерского (мадьярского) поэта Петэфи …
  • ЖИХАРЕВ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Степан Петрович, 1787-1860) ? автор записок, тамбовский дворянин. Воспитывался в университетском пансионе, был обер-прокурором Сената и сенатором, в конце жизни …
  • СТЕПАН в словаре Синонимов русского языка.
  • СТЕПАН в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Степан, (Степанович, …
  • ПЕТРОВИЧ
    (Petrovici) Эмил (1899-1968) , румынский языковед. Труды по диалектологии, лингвистической географии, истории, ономастике, фонетике и фонологии румынского языка и славянской …
  • ЖИХАРЕВ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Степан Петрович (1788-1860) , русский писатель. Литературно обработанные дневники «Записки современника» (1853-55), «Воспоминания старого театрала» (1854) воссоздают атмосферу русского общества …
  • ФРАНТОВ СТЕПАН ФЕДОРОВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Франтов Степан Федорович (1877 - 1938), псаломщик и регент, мученик. Память 22 …
  • СМИРНОВ НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Смирнов Николай Петрович (1886 - после 1937), псаломщик, мученик. Память 10 ноября …
  • ПАВСКИЙ ГЕРАСИМ ПЕТРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Павский Герасим Петрович (1787 - 1863), протоиерей, выдающийся филолог, востоковед (гебраист и тюрколог) …
  • ЛЕБЕДЕВ АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Лебедев Алексей Петрович (…
  • ДЕГТЯРЕВ СТЕПАН АНИКИЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Дегтярев Степан Аникиевич (1766 - 1813) - композитор, дирижер; крепостной графа Н.П. Шереметева. …
  • РАЗИН СТЕПАН ТИМОФЕЕВИЧ
    Разин (Степан Тимофеевич) - известный в народе под именем Стеньки Разина, глава народного движения, за которым утвердилось название бунта Стеньки …
  • ГУЛЯЕВ СТЕПАН ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Гуляев, Степан Иванович - первый по времени исследователь народной жизни на Алтае (1805 - 1888). По окончании курса в барнаульском …
  • АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Алексей Петрович, царевич, старший сын Петра Великого, от брака его с Евдокией Федоровной Лопухиной. Родился 18 февраля 1690 …
  • АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1690-1718) русский царевич, сын Петра I. Безвольный и нерешительный, он стал участником оппозиции реформам Петра I. Бежал за границу, был …
  • ШИРОБОКОВ СТЕПАН ПАВЛОВИЧ
    Степан Павлович [р. 5(18). 12.1912, дер. Малый Казесс, ныне Шарканского района Удмуртской АССР], удмуртский советский писатель, народный поэт Удмуртии (1963). …
  • ШАУМЯН СТЕПАН ГЕОРГИЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Степан Георгиевич (партийный псевдоним - Сурен, Суренин, Аякс и др.) , украинский советский …
  • РУДАНСКИЙ СТЕПАН ВАСИЛЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Степан Васильевич , украинский поэт. Окончил петербургскую …
  • РАЗИН СТЕПАН ТИМОФЕЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Степан Тимофеевич [около 1630, станица Зимовейская-на-Дону, - 6(16).6.1671, Москва], предводитель восставших в Крестьянской войне 1670-1671 (см. Крестьянская война под предводительством …
  • ПАВЛОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Иван Петрович , советский физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности и современных …
  • ОЛЕЙНИК СТЕПАН ИВАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Степан Иванович [р. 21.3(3.4).1908, село Пасисёлы, ныне Балтийского района Одесской области], украинский советский поэт. Член КПСС с 1952. Окончил литературный …
  • МУРАТОВ СТЕПАН МИХАЙЛОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Степан Михайлович (1885-1957), русский советский актёр и режиссёр, народный артист РСФСР (1946). Член КПСС с 1944. Начал артистическую деятельность в …
  • МИРОНОВ СТЕПАН ИЛЬИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Степан Ильич , советский геолог-нефтяник, академик АН СССР (с 1946). …
  • ВАСИЛЬЧЕНКО СТЕПАН ВАСИЛЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (псевдоним; настоящая фамилия Панасенко) Степан Васильевич , украинский советский писатель и педагог. Родился …
  • РАЗИН СТЕПАН ТИМОФЕЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    известный в народе под именем Стеньки Разина, глава народного движения, за которым утвердилось название бунта Стеньки Р. Ядром этого движения …
  • АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ, ЦАРЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    старший сын Петра Великого от первого его брака с Е. Ф. Лопухиной, род. 18 февр. 1690 г., † 26 июня …
  • РАЗИН, СТЕПАН ТИМОФЕЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? известный в народе под именем Стеньки Разина, глава народного движения, за которым утвердилось название бунта Стеньки Р. Ядром этого …
  • АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? царевич, старший сын Петра Великого от первого его брака с Е. Ф. Лопухиной, род. 18 февраля 1690 г., + …
  • АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (1690-1718) , русский царевич, сын Петра I. Безвольный и нерешительный, он стал участником оппозиции реформам Петра I. Бежал за границу, …
  • ФОРМУЛА ЛЮБВИ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-21 Time: 19:24:15 * Учиться всегда сгодится, трудиться должна девица, не плюй в колодец — пригодится… и как говорится. …
  • ТРОЕ ИЗ ЛЕСА в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-09-06 Time: 05:12:41 Цитаты из романа "Трое из леса" (автор Никитин, Юрий Александрович) *Пока Таргитай играл, мощно раздувая …
  • ПЕРВОМАЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ в Словаре Обрядов и таинств:
    Мы привыкли считать Первомай общественно-политическим праздником с демонстрациями, флагами, транспарантами - и только. Впервые Рабочий праздник, День Международной солидарности трудящихся …
  • ЧЕРКИЗОВСКИЙ ПОКРОВСКИЙ ХРАМ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Черкизовский храм Покрова Пресвятой Богородицы, Пушкинское благочиние Московской епархии. Адрес: Московская область, Пушкинский район, …
  • СЕРБСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Сербская Православная Церковь - …
  • СЕВАСТИАН КАРАГАНДИНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Севастиан (Фомин) (1884 - 1966), схиархимандрит, преподобный, исповедник. Память 6 апреля …

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Степан Петрович Жихарев
220 px
Миниатюра К. К. Гампельна , 1830-е
Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

писатель

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:
Гражданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:
Отец:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Мать:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруг:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруга:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дети:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды и премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Разное:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке

Степа́н Петро́вич Жи́харев (17 февраля , Данков - 31 августа [12 сентября ] , Санкт-Петербург) - русский писатель и драматург-переводчик, сенатор и страстный театрал, известный главным образом своими мемуарами .

Биография

Родился в данковской деревне своего деда Степана Даниловича Жихарева , в честь которого и назван. Родители - секунд-майор Пётр Степанович Жихарев и его жена Александра Гавриловна, урождённая княжна Борятинская .

Воспитывался в частном пансионе Ронка, с 1805 г. в университетском пансионе , где познакомился со многими будущими светилами литературного мира. Поступил на службу в коллегию иностранных дел, в 1816-18 гг. сопровождал Александра I в поездках по России и за границей, в том числе на Аахенский конгресс . В 1823-27 гг. занимал пост московского губернского прокурора .

Во время обучения в пансионе А. Ф. Мерзляков привил Жихареву страсть к театру. В 1809 г. он жил в доме князя А. А. Шаховского , с которым (а также Гнедичем , Лобановым и Полозовым) участвовал в переводе «Заиры» Вольтера . Несмотря на всё желание стать писателем, Жихареву это не удавалось; его пьесы, не напечатанные, но ставившиеся на сцене, были крайне слабы. Свою первую трагедию сам он описывал впоследствии как «смесь чуши с галиматьей, помноженных на ахинею». Не имели успеха и немногочисленные опубликованные стихотворные произведения.

«Безвкусие было главным недостатком его в словесности, в обществе, в домашней жизни, - рассказывает Вигель . - У него был жив ещё отец, человек достаточный, но обремененный долгами, а Жихарев любил погулять, поесть, попить и сам попотчевать. Это заставило его войти в долги и прибегать к разным изворотам, строгою совестливостью не совсем одобряемым» . Несмотря на репутацию графомана , Жихарев добился, однако, того, что в литературных кружках начала XIX века его считали своим человеком. Посещал собрания «Беседы любителей русского слова ».

В 1815 г. Жихарев порвал с «Беседой» и стал членом «Арзамаса» под прозвищем Громобой . Поскольку при вступлении в это общество полагалось произнести надгробную речь об одном из членов «Беседы», то Жихареву - как бывшему члену последней - пришлось произнести надгробное слово себе самому .

C 1828 по 1839 гг. Жихарев состоял обер-прокурором московского департамента сената, но потерял это место за взяточничество . По словам В. В. Вересаева , «на руку был очень нечист, вымогал взятки, брал у приятелей деньги взаймы без отдачи», наживался на управлении имениями братьев Тургеневых . «Маска снята с чёрного человека», - писал ещё в 1831 году А. Я. Булгаков . В 1840-е гг. состоял членом Центральной комиссии по испытанию лошадей. В конце жизни возглавлял Театрально-литературный комитет в Петербурге. Похоронен там же на Митрофаниевском кладбище .

Наружность Жихарев имел азиатскую; оливковый цвет лица, чёрные, как смоль, кудрявые волосы, чёрные блистающие глаза, но которые никогда не загорались ни гневом, ни любовью и выражали одно флегматичное спокойствие. Он казался мрачен, угрюм, и не знаю, бывал ли он когда сердит или чрезвычайно весел. Его мог совершенно развеселить один только шумный пир, жирный обед и беспрестанно опоражниваемые бутылки.

Мемуары

Посмертно были изданы жихаревские «Записки современника», делящиеся на две части - «Дневник студента» (1805-1807) и «Дневник чиновника» (1807-1817). Перед читателем развертывается широкая барская жизнь русского общества эпохи Александра I в виде живой и пёстрой панорамы, без обобщений и выводов, но как результат наблюдательности автора. Более всего ценен интимный материал для истории русской литературы и особенно русского театра, а также целая галерея портретов - и екатерининских ветеранов, и людей начала века - в различных сферах общества.

Жихарев особенно дорог театралам, ибо знал всех актёров своего времени; он ярко изображает жизнь сцены и кулис театральной эпохи во время перехода от классицизма к романтизму . В начале XX века, впрочем, отмечалось, что мемуары Жихарева увидели свет лишь в извлечениях и местонахождение остальных рукописей неизвестно .

Семья

В 1818 году Жихарев взял большое приданое за Федосией Дмитриевной Нечаевой (1795-1850), сестрой синодского обер-прокурора С. Д. Нечаева . Их дети:

  • Варвара (1819-1859), была известна в московском обществе своей красотой, а позже своими похождениями. С 1837 года жена князя Э. П. Мещерского (1808-1844), после его смерти вышла вторично замуж за графа Борбон дель Монте . В её дочь Марию был страстно влюблён будущий Александр III .
  • Александра (1819-1820)
  • Сергей (1820-1899), сенатор.
  • Платон (1820-1838)
  • Александра (1824-1833)

Напишите отзыв о статье "Жихарев, Степан Петрович"

Примечания

Литература

  • М. Н. Мазаев . Жихарев, Степан Петрович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1894. - Т. XII. - С. 26.
  • Мазаев М. Н.
  • Б. Л. Модзалевский . Жихарев, Степан Петрович // Русский биографический словарь : в 25 томах. - СПб. , 1897. - Т. 7: Жабокритский - Зяловский. - С. 49-52.

Ссылки

Жихарев Степан Петрович (1788 - 1860) - писатель. Учился в Московском университете, но курса не окончил. Принадлежал к золотой московской молодежи, ничего не делавшей и всем интересовавшейся, особенно театром и литературой. Его мечтой было сделаться писателем. Его переводы французских пьес в печать не попали, а на сцене оказались ""неудачными"". Его трагедия ""Артабан"" ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей. Немного больше успеха выпало на долю интермедии ""Предпоследняя репетиция трагедии Дмитрий Донской"" (1856). Стихи Жихарева печатались в журналах. Плохой драматург, неудачный переводчик, Жихарев оказался талантливым автором дневника. Везде бывавший, вернее - всюду втиравшийся, живой и наблюдательный Жихарев имел обширный круг знакомых, от сенатора до отставного суфлера. Свой человек за кулисами петербургских и московских театров, добрый знакомый Дмитревского, Яковлева, Шушерина, Плавильщикова, Сандуновых и других, он сообщает в своем дневнике интересные характеристики, любопытные факты и дает ценный материал для истории театральной жизни начала прошлого века. Ученик А.Ф. Мерзлякова, приятель Гнедича, Батюшкова и Жуковского, Жихарев не по литературным заслугам, а только по дружеским связям делается членом Арзамаса под именем Громобоя. Но он не пренебрегает и знакомством с деятелями ""Беседы"", бывает запросто у Державина и близок с князем Шаховским. Ему были открыты двери домов многих вельмож Екатерининского века и крупных деятелей царствования Александра I . Написанные искренним тоном и хорошим языком, они передают барский быт, театральную жизнь и литературные новинки того времени. ""Записки Современника"" велись с 1805 по 1819 г., печатались частями в ""Москвитянине"", ""Отечественных Записках"", ""Русский Архиве"". Отдельно вышли: ""Дневник студента"" (СПб., 1859) и ""Записки Современника"" (М., 1893). Есть указания, что Жихарев вел ""Записки сановника"", когда был обер-прокурором московского Сената и сенатором, но где рукопись их - неизвестно. Умер Жихарев в Петербурге, будучи председателем театрально-литературного комитета. - Ср.: Геннади, т. II; Мазаев ""Жихарев и его записки"" (""Исторический Вестник"", 1893, № 6); Венгеров ""Источники"", т. II.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Жихарев, Степан Петрович

Сенатор, автор "Записок", родом из древней дворянской фамилии Тамбовской губернии, сын секунд-майора Петра Степановича Ж. от брака его с княжной Александрой Гавриловной Барятинской, родился 18 февраля 1788 года в деревне, в Данковском уезде, обучался в Московском пансионе Ронка, а в 1805-06 гг. в Московском Университетском Благородном Пансионе в одно время с братьями Тургеневыми, Жуковским, Д. В. Дашковым, Д. Н. Блудовым и М. С. и А. С. Кайсаровыми, и в то же время посещал лекции Московского Университета. 14-го июня 1806 г., бросив Университет, Ж. переехал в Петербург и поступил на службу - актуариусом в Государственную Коллегию Иностранных Дел и, занимая последовательно должности переводчика (с 31 декабря 1810 г.) и секретаря (с 31 октября 1811 г.), 21 мая 1812 г. поступил в Канцелярию статс-секретаря П. С. Молчанова для занятий по Комиссии прошений и Комитету Министров, в то же время состоя производителем дел Театрального Комитета. В 1816, 1817 и 1818 гг., во время трех путешествий императора Александра 1-го по России и Польше, Ж. находился в свите государя, причем, как сказано в его формуляре "один исправлял все по Собственной его императорского величества канцелярии дела". В конце 1818 г. Ж. снова был назначен сопутствовать государю - на Ахенский конгресс, но "по расстроенному здоровью" уволился от службы, а вскоре женился на Феодосии Дмитриевне Нечаевой, взяв за нею довольно большое приданое и тем поправив свои весьма расшатанные финансовые средства. В отставке Ж. пробыл до 21 июня 1823 г., когда при посредстве друзей, получил должность Московского Губернского Прокурора, через два года произведен в действительные статские советники, 23 марта 1827 г. назначен обер-прокурором 8 Департамента Сената, несколько раз исправлял должность обер-прокурора Общего собрания Сената, наконец получил чин тайного советника (31 декабря 1836 г.) и звание сенатора (31 декабря 1839 г.). За тем Ж. был уволен от присутствования в Сенате (29 декабря 1843 г.), и назначен членом Центральной Комиссии по испытанию лошадей в России. С конца 1850-х годов, до своей смерти, Ж. был председателем Театрально-литературного Комитета при Дирекции Театров, в каком звании и умер в Петербурге 31 августа 1860 г., погребен на Митрофаниевском кладбище.

Имя Ж. пользуется большой известностью, ибо связано со многими выдающимися именами русской литературы первой четверти нынешнего столетия. Он был в дружеских отношениях со всеми современными ему литераторами от Пушкина до Шишкова и знал всех актеров своего времени. Такие связи Ж. объясняются любовью его к литературе и страстью к театру, которые проявлялись в нем еще с юношеских лет - на пансионной скамье и развивались под руководством его наставников - А. А. Прокоповича-Антонского и А. Ф. Мерзлякова. Эта страсть к литературе и театру была настолько велика, что уже в 1804 г. Ж. попробовал свои силы, сделав перевод оперы "Любовные шутки" (оказавшийся, впрочем, неудачным), а вскоре (1805 или 1806 г.) написал и самостоятельную трагедию "Артабан", которую, однако, Мерзляков прозвал "барабаном". Переехав в 1806 г. в Петербург, Ж. явился со своим детищем к Державину, актеру И. А. Дмитревскому, князю А. А. Шаховскому, но и от них услышал такие же нелестные отзывы об "Артабане", наконец и сам должен был признать, что его трагедия просто "смесь чуши с галиматьей, помноженных на ахинею". Однако, поселившись в Петербурге, он сразу же вошел в театрально-литературный кружок и уже тогда, по свидетельству тогдашнего своего приятеля и сожителя - М. М. Муромцева, "считался литератором, сочинял куплеты и переводил водевили для актеров и актрис, которые к нам часто ходили". Вскоре Ж. переселился к известному драматургу - князю А. А. Шаховскому и сумел приобрести его дружеское расположение. Это знакомство еще более содействовало развитию любви Ж. к театру и литературе. Он сделался в то же время своим человеком в доме Державина и Шишкова, сблизился с Гнедичем, актером Яковлевым и многими другими, не оставляя при этом и литературных занятий. Так в 1807 г. он написал поэму "Барды", а в 1808 г. мы встречаем его имя под двумя стихотворениями ("К моей родине" и "Осень") в Драматическом Вестнике (ч. III, № 53 и 70); наконец, в 1809 г. он, в сотрудничестве с князем Шаховским, Гнедичем, М. Е. Лобановым и А. Полозовым перевел трагедию Вольтера "Заира", которая была представлена в пер вый раз 18 октября 1809 г. Дальнейшими попытками Ж. были: перевод трагедии в 5 действиях Кребильона "Атрей и Фиест", игранной только один раз в бенефис А. С. Яковлева 11 декабря 1811 г. и перевод же комедии "Черт розового цвета", не имевшей успеха и данной лишь однажды - 18 декабря того же 1811 г. Сверх того, по преданию, Ж. было написано еще до 30 других театральных пьес, которые не были никогда играны и остались совершенно неизвестными.

Близко познакомившись с Державиным и начав посещать его литературные вечера и собрания у его друзей - А. С. Шишкова, А. С. Хвостова и И. С. Захарова, послужившие началом будущей "Беседы любителей русского слова", Ж. с образованием последней немедленно был избран в члены-сотрудники ее во втором разряде, где председательствовал Державин; вскоре же в издании "Беседы" - "Чтениях" было напечатано стихотворение Ж. "К другу в его уединении" (ч. VI, 1812, стр.60-64). В то же время Ж. не замедлил вступить действительным членом в лучшее тогда общество передовых людей - "Общество любителей словесности, наук и художеств". Здесь он сошелся с представителями нового литературного движения, между которыми находилось и несколько его товарищей по Московскому Благородному Пансиону, и вскоре по особенному свойству характера, сумел, не порывая связей с членами "Беседы", сойтись с членами недавно перед тем возникшего "Арзамаса". В конце 1815 г. он был принят в число Арзамасцев с именем "Громобоя", причем, при вступлении в члены, должен был, как "поганый беседчик", быть отпет секретарем Арзамаса - Жуковским. Пресловутый "Атрей", писал тогда же Д. В. Дашков князю П. А. Вяземскому "был представлен в виде некоего царственного волдыря, а остальные 27 трагедий, комедий, трагикомедий, драм, опер и водевилей, сочиненные и переведенные Ж., представлены волдырьками и сыпью, окружающими большой нарост". Ж. умел сойтись с Арзамасцами как нельзя более близко и впоследствии искусно поддерживал с ними свои отношения, постоянно исполняя их мелкие поручения и просьбы; в свою очередь и сам он умел извлекать пользу из дружеских отношений своих с некоторыми влиятельными членами Арзамаса, пользовался их предстательством пред сильными мира сего, вошел в высшее петербургское общество... Занятый службою, Ж. вскоре же и надолго покинул литературу и лишь в 1856 г. снова попробовал свои силы в области театра, выступив с антологической интермедией "Предпоследняя репетиция трагедии Дмитрий Донской", игранной в первый раз 9 января 1856 г. в бенефис Орловой, но не имевшей никакого успеха и повторенной всего один раз.

Гораздо большую и вполне заслуженную известность приобрел Ж., уже в позднейшее время жизни, своим замечательным дневником, который он, по собственным словам, вел в течение 48 лет. Но к сожалению, большая часть дневника до сих пор не увидала света и даже неизвестно где находится; до настоящего же времени из него изданы только незначительные отрывки, а именно: 1) "Дневник студента", напечатанный без имени автора в "Москвитянине" 1853 г. (кн. 3, 5 и 8), а в 1859 г. вышедший в Петербурге отдельным изданием, под заглавием "Записки современника с 1805 по 1819 г. Ч. I. Дневник студента", обнимающий собою пребывание Ж. в Москве и Липецке, с 1 января 1805 по 31 июля 1806 г., 2) в "Отечественных Записках" 1855 г. было напечатано (чч. ХСІХ-СІІ) семь статей, под заглавием "Дневник чиновника", где рассказывается о жизни автора в Петербурге, с 25 августа 1806 по 31 мая 1807 г.; 3) небольшой отрывок - "Воспоминание старого театрала", напечатанный в ХСVІ части "Отечественных записок" за 1854 г. (причем некоторые места их вызвали возражения со стороны другого старого театрала С. Т. Аксакова (см. Собрание его сочинений, т. III, СПб., 1886, стр. 125-127), здесь читатель найдет любопытную театральную и литературную хронику Петербурга первой четверти текущего столетия. Наконец 4) в 1890 г. редакцией "Русского Архива" изданы снабженные указателем имен "Записки С. П. Жихарева", заключающие в себе перепечатку только дневников студента и чиновника.

"Записки" С. П. Ж., веденные им в виде ежедневных заметок, в которые автор вносил все, что, по его мнению, стоило замечания, представляют из себя чрезвычайно любопытный материал для изучения эпохи царствования Александра 1-го. Автор Записок, чуждый по своему характеру каких-либо партийных интересов, наблюдательный, умевший быть желанным гостем в самых разнообразных кружках Москвы и Петербурга и обладавший при этом прекрасною памятью, отметил в своих Записках множество фактов, правда, большей частью мелких, однако, дающих в общем известный колорит эпохе и являющихся весьма ценными для всякого знающегося с историей этого времени; близость же записей к совершившимся фактам позволяет относиться к ним с большим доверием. Поэтому нужно только быть благодарным Ж. за сохранение для потомства многих небезынтересных черточек и случаев из жизни видных и второстепенных деятелей на всевозможных поприщах современной ему общественной жизни. "Какая разнохарактерность и своебытность личностей", писал в 1859 г. М. Н. Лонгинов об этих записках, по поводу выхода в свет "Дневника студента": "Какое смешение старого, отживающего, с новым, только нарождающимся! Что за суета, шум, безрассудная роскошь! Кого вы тут не встретите! Во главе всех - удаленные от двора тузы, - предмет какого-то благоговейного изумления публики, памятники блестящего Екатерининского века, бывшие участники дел славных и бесславных... Около них лепится огромный круг сенаторов, отставных статских и военных превосходительств, богачей без чинов, но с громкими титулами, людей с громкими титулами, но без богатства, а все-таки живущих таровато и беззаботно; наконец, толпа их сотоварищей, или клевретов из мелкого шляхетства, сорящих деньгами и поддерживающих связи в большом свете кто картами, кто рысаками или скакунами, или собаками, кто музыкантами, кто пирушками, - словом, всеми затеями, дорогими праздной роскоши и пустому чванству. Автор вводит вас в их заколдованный круг, где слушают, как оракулов, этих коноводов общественного мнения, где, несмотря на независимость образа мыслей и жизни каждого, во всяком экстренном казусе, по случаю войны, какого-нибудь торжества и т. п., все эти бесчисленные голоса сливаются в дружный хор, который безусловно повторит то, что велят старшие, то есть, удаленные от дел андреевские или александровские кавалеры с сиятельными именами".

Иллюстрация 1860 г., № 135, стр. 159; Месяцеслов Академии Наук на 1862 г. стр. 106; "Книжный Вестник" 1860 г. № 19 и 20, стр. 227; Геннади: Русский Архив. 1864 г., стр. 1073 и Справочный Словарь о русских писателях, Берлин 1880, стр. 7; Сочинения Батюшкова, изд. под ред. Л. Н. Майкова и В. И. Саитова, СПб. 1886, т. III, стр. 621-624 и др.; Формулярный список в Императорском Историческом Обществе; князь А. Б. Лобанов-Ростовский, Русская Родословная книга, т. І, СПб. 1895, стр. 197 и 438; Сушков. Московский Университетский Благородный Пансион, M. 1858, стр. 81; С. П. Шевырев. История Московского Университета, М. 1855, стр. 381; М. Н. Лонгинов в Русском Вестнике 1859 г. № 21; M. H. Мазаев - в Историческом Вестнике 1893 г. № 6 (с портретом); Записки А. В. Кочубея. СПб. 1890, стр. 26; Ф. Ф. Вигель. Записки, M. 1891, т. IV. стр. 175 и др.; П. Н. Арапов. Летопись русского театра, СПб. 1861, стр. 178- 179, 194 и 213; А. И. Вольф, Хроника петербургских театров, СПб. 1877, ч. II, стр. VII; Сочинения Державина под ред. Я. К. Грота, т. VIII, стр. 957; М. М. Муромцев. Воспоминания, Русский Архив, 1890, т. І, стр. 69; Письма Жуковского к А. И. Тургеневу, М. 1895. по указателю; А. В. Никитенко, Дневник, СПб. т. II, стр. 111-113, 177; Сочинения Жуковского, т. VI, СПб. 1878, стр. 425; Сочинения С. Т. Аксакова, т. 3, СПб. 1886, стр. 125-127; Русский Архив: 1866 г. стр. 499 и 764; 1873, стр. 1530, 1548; 1874, стр. 437; 1893, т. II. стр. 573 и 584; Русская Старина: 1884, т. XLIII, стр. 110 и 111; 1892 г. т. LXXIII, стр. 507; Исторические Вести, 1890, т. 39, стр. 233; Чтения в Беседе любителей русского слова, книга 6, СПб. 1812 и книга 13, СПб. 1813; Драматический Вестник, ч. III, № 53 и 70; Собрание Образцовых сочинений, изд. 2-е, СПб. 1821-1822, ч. V, стр. 108-110 и Сын Отечества 1816 г. № 31, стр. 205-207; - Отзывы современников: Н. П. Барсуков: Жизнь и труды М. П. Погодина, кн. 12-я, СПб. 1898, стр. 263-266.

Б. Л. Модзалевский.

{Половцов}

Жихарев, Степан Петрович

(1787-1860) - автор записок, тамбовский дворянин. Воспитывался в университетском пансионе, был обер-прокурором Сената и сенатором, в конце жизни состоял председателем Театрально-литературного комитета в СПб. Несмотря на все желание сделаться писателем, Ж. это не удавалось; его пьесы, не напечатанные, но дававшиеся на сцене, крайне слабы. Он добился, однако, того, что в литературных кружках начала столетия считался своим человеком. Так, в 1809 г. он участвовала вместе с Шаховским, Гнедичем, Лобановым и Полозовым в перев. "Заиры" Вольтера, посещал бдения пресловутой "Беседы", впоследствии сделался членом "Арзамаса" под прозвищем Громобоя. Посмертный труд его весьма интересен и обнаруживает в авторе значительные таланты; это - "Записки современника", распадающиеся на две части, "Дневник студента" (1805-07) и "Дневник чиновника" (1807-17). Они читаются с большим интересом. Перед читателем развертывается широкая барская жизнь русского общества эпохи Александра I в виде живой и пестрой панорамы, без обобщений и выводов, но как результат весьма зоркой наблюдательности автора. Помимо того, здесь ценен интимный материал для истории русской литературы и особенно русского театра, а также целая галерея портретов - и доживавших последние дни екатерининских ветеранов, и людей новой эпохи, во всех сферах общества. Ж. особенно дорог театралам; в противоположность сухой номенклатуре Арапова записки Ж. ярко изображают жизнь сцены и кулис очень интересной театральной эпохи. Сам автор как-то примирил в себе все направления, хотя, по-видимому, "арзамасец" был в душе скорее приверженцем "Беседы". "Записки современника", разбросанные по разным изданиям, вышли отдельно (М., 1890); "Воспоминания старого театрала" напечатаны в "Отеч. зап." (1854, т. XCVI). Значительная часть записок Ж. остается в рукописи, но где - неизвестно. См. "Ж. и его записки" ("Истор. вестник", 1893, № 6).

{Брокгауз}

Жихарев, Степан Петрович

Отличное определение

Неполное определение ↓

Псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович , русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) - былинный богатырь…

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.

Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Популярные биографии

Петр I Толстой Лев Николаевич Екатерина II Романовы Достоевский Федор Михайлович Ломоносов Михаил Васильевич Александр III Суворов Александр Васильевич