— Значение имени «дурак. Биография и сюжет Какие бывают сказки про ивана дурака

Один из самых популярных героев русских сказок Иван-дурак считается любимым предметом спора литературоведов и исследователей фольклора. И это неудивительно – персонаж является главным героем многих народных сказках, его жалеют, но завидуют, над ним смеются, но искренне радуются. Кто же такой Иван-дурак и что же за судьба у него в русском эпосе?

Дурак или умный?

Такой ли Иван дурак? На самом деле даже имя его в самом начале не носило негативный оттенок, как это стало сейчас. Раньше, еще до принятия христианства, детей очень долго называли вымышленными именами, чтобы черти не могли забрать их душу. Одним из таких имен было «Другак» от слова «другой». Позже, для удобства в произношении «другак» стал «дураком». А вот привычное нам значение к слову «дурак» пришло только в 17 веке.

К тому же, задачей сказителей не было выставить Ивана дураком. Это был всего лишь бедный крестьянский парень, немножко ленивый, но очень смекалистый. Способный лежать целый день на печи, не работать и ничего из-за этого не терять.

Загадочный образ Ивана-дурака

Если вы помните, в русском фольклоре есть еще один Иван, но уже совсем с другим характером. Иван-царевич, на которого куда больше хотел бы быть похожим каждый читатель, изначально рождается в богатом доме, обладает силой воли, умом и хорошей физической подготовкой. Несмотря на то, что как раз-таки для достижения своей цели он делает больше и лучше, сочувствуют ему почему-то гораздо меньше. Почему так?

Все дело в том, что каждый из нас имеет толику лени в своем характере. Как бы не хотелось стать сильным, смекалистым и ответственным, возможность получить все без особенных усилий всегда привлекала больше. Да и вообще, образ Ивана-дурака гораздо ближе по ментальности русскому народу. Принято считать, что русские весьма удачливы и даже несмотря на свою глупость, возможно даже, чрезмерную лень, способны получать желаемое в любой ситуации. Пусть с какими-то трудностями и лишениями.

Сказок про Ивана-дурака предостаточно – это и «Иван Утреник» и «Сивка Бурка», даже современная литература пользуется прототипом русского народного героя. «Незнайка на Луне», «Конек-горбунок». Объединяет всех этих героев три главные черты:

  1. Бескорыстность
  2. Отсутствие тщеславия
  3. Крестьянское (бедное происхождение)

Это настоящий хранитель важных человеческих качеств: доброты, верности и любви к родной земле.

За это любил, любит и продолжает любить русский народ Ивана-дурочка. За его искренность и настоящий ум, который проявляется не в хитрости и желании нажиться за счет других, а в смекалке.

Иван дурак - смысл сказок и стратегии Ивана дурака!

План:
— Значение имени «дурак»
— Пример действий Ивана (в сказках)
— Иван всегда глупо действует (и по отношению к себе тоже)
— Альтернативная логика Иванушки-дурачка
— Суть стратегии - не в логике, а в интуиции!
— Мораль сказок про Иванушку дурочка (почему он всегда побеждает)?
— Секрет в простодушии
— Применение в повседневной жизни тактики Ивана Дурака

— Значение имени «дурак»

Есть разные версии происхождения данного имени:

1) Связано с тем, что третий сын не получает наследство
Когда придет время делить наследство, оно достанется старшим братьям, а младший останется с носом, в дураках. Если придерживаться этой версии, то окажется, что прозвище за Иваном закрепляется не столько по уму, сколько по имущественному состоянию.

2) Имя-оберег
Обидные прозвища были у народа в ходу: Иван-дурак, или Мишка Косой, или какой-нибудь еще Кривой, ну и так далее. Причем сами родители давали ребенку обидные клички, и вовсе не потому, что хотели над ним поглумиться. У них была своя логика. Согласно ей, неказистое имя помогало оградить ребенка от злых духов, которые горазды портить все красивое и ладное. А что можно испортить, когда ребенок и так дурак? И нечистая сила переключалась на кого-то другого.

Получается, что приставка «дурак» могла относиться не к умственным способностям Иванушки-дурачка, а просто защищала его от сглаза и порчи. А потом обычай этот забылся, а в сказке все осталось как есть.

— Пример действий Ивана (в сказках)

С мозгами у Ивана и вправду, как бы сказать, не очень. Ему дают какие-то простые поручения, например, съездить на ярмарку и вернуться с обновками, а он берет и выкидывает вещи на дорогу. Вот что об этом говорится в одной из сказок:
«Всего закупил Иванушка: и стол купил, и ложек, и чашек, и соли; целый воз навалил всякой всячины. Едет домой, а лошаденка была такая, знать, неудалая, везет — не везет!

«А что, — думает себе Иванушка, — ведь у лошади четыре ноги, и у стола тоже четыре; так стол-то и сам добежит». Взял стол и выставил на дорогу.

Едет, едет, близко ли, далеко ли, а вороны так и вьются над ним да все каркают. «Знать, сестрицам поесть-покушать охота, что так раскричались!», — подумал дурачок; выставил блюда с яствами наземь и начал потчевать: «Сестрицы-голубушки, кушайте на здоровье!».

— Иван всегда глупо действует (и по отношению к себе тоже)

Он так не только на чужие поручения реагирует. Он и к своим интересам относится точно так же. В одной из сказок Иван-дурак три года батрачил на попа, и когда тот предложил ему плату на выбор, мешок монет или мешок песка, дурак взял песок. Ну и кто он после этого, спрашивается?

— Альтернативная логика Иванушки-дурачка

С другой — поражает странная логика поступков Ивана-дурака. Впечатление, что герой не просто глуп, а даже и вовсе не в своем уме. И, тем не менее, в конце сказки этот безумный всегда в выигрыше: или он добивается, чтобы его оставили в покое, или вдруг приобретает огромное состояние, или женится на царской дочери или на волшебнице.

Так случилось как раз в той сказке, где Иван-дурак взял за свой трехлетний труд не мешок денег, а мешок песка. Когда он шел домой с этой смехотворной зарплатой, то увидел в лесу костер, в котором горела прекрасная девица. Иван засыпал костер песком, и девица, оказавшаяся колдуньей, вышла за него замуж и начала помогать в делах.

Как такое может быть, что она выбрала не богатыря, не принца, а круглого дурака? Потому что не такой уж он и дурак. Он просто действует, полностью игнорируя все существующие правила.

— Суть стратегии - не в логике, а в интуиции!

Дурак руководствуется не логикой, но интуицией, которой нет и не будет у простого смертного, окруженного сотнями рамок, у того умного, который точно знает, что почем, и оттого с ним никогда не случается чудес.

Иван весь открыт чуду, и чудеса с ним случаются постоянно. Другая русская поговорка — «дураков Бог любит» (или «дуракам везёт») — как раз об этом. Дураки отдаются на волю случайностей и не боятся последствий, потому что просто о них не думают.

— Мораль сказок про Иванушку дурочка (почему он всегда побеждает)?


Сказка говорит: не бойся, просто сделай шаг вперед, доверься внутреннему голосу, даже если он говорит глупости, и все получится лучше, чем ожидаешь. Тогда получается, что сказка про дурака — это история про то, как нужно забыть свою излишнюю разумность, если хочешь выиграть.

Тогда объяснение популярности сказочных дураков в том, что на самом деле они — переодетые мудрецы. Иванушку-дурачка некоторые исследователи сравнивали с Сократом, восклицавшим: «Я знаю только то, что ничего не знаю», или с Лао Цзы, говорившим: «Умные — не учены, ученые — не умны».

Дурак — это фигура философская, призывающая отказаться от каких бы то ни было представлений о мире, чтобы свободно получить опыт слияния с ним, получить знание о нем, но не из книг, а в процессе игры.

— Секрет в простодушии

Ну и, наконец, последний секрет популярности дураков — то, что они крайне редко бывают сознательно злы или жестоки.

— Применение в повседневной жизни тактики Ивана Дурака

Вот это очень важный вопрос! Я на личном примере убедился в большой практической ценности действий в стиле «Иванушки дурочка».

Алгоритм действий:
1) Устраивайте себе дни когда вы будете делать только то, что хотите делать (то, что подсказывает вам интуиция). Не ум, не логика, не личная выгода, а ИНТУИЦИЯ. В этот день вы живёте чувствами!
2) Совершайте бессмысленный (нелогичные действия). Например, пишите левой рукой (если вы правша). Идите на прогулку (в магазин) по «дурацкому» маршруту. Т.е. по более длинному и долгому маршруту.
3) Идите «задом на перёд» (хотя бы несколько шагов).

Что это всё даст?
Ум и психика успокаивается. Появляются новые ощущения и мысли. Глупые действия подавляют логику и обостряют нашу интуицию (наше подсознание).
Я стал чувствовать себя гораздо лучше! Поэтому стараюсь всегда использовать «стратегию Ивана дурака» на прогулках. И, периодически устраиваю себе дни, которые полностью провожу как Иван-дурак!

Чего и вам советую!

Иван Виноградов

Нонешняя сказка про Ивана-дурака

В сказках: поп Иван, Иван царевич, Ивашка белая рубашка, Иванушка дурачок занимают первые места.

Владимир Даль.

Жил-был Иван, деревенский сын. Жил ни богато, ни бедно, ни скучно, ни весело, ни на что не жаловался и ничего не просил. Когда-то он слышал, что если кто дураком родился, то дураком и помрет, и на этом успокоился. Люди, которые поумней, давным-давно из деревни уехали, двери и окна досками закрестив, а он и до этого не додумался и остался тут один-одинешенек, собственным курам насмех. Держал он еще, кроме кур этих самых, корову и лошадь, десяток овец да пяток пчелиных ульев - всего ни много ни мало, а на одного хватало. Сторожил все его имущество и живность, хотя и неизвестно от кого, пес Полкан неизвестной породы. Еще поглядывал на всю окружающую местность с конька крыши деревянный петушок, поворачиваясь из стороны в сторону, в зависимости от ветра. Говорят, что раньше он пел, но теперь только поскрипывал - простудился, видать, на ветру.

Про Иванову жизнь рассказывать вроде и нечего. Жил - и все. Пахал землю, сеял хлеб и лен, летом грибы-ягоды в лесу собирал, рыбешку ловил на ближнем озере, в котором еще и русалки водились, не сильно его донимавшие. И так проходили у него день за днем, неделя за неделей, и все тридцать три года пролетели, как сон и как сон подзабылись, и нечего было вспомнить. Может, и поболе осталось у него за спиной прожитых годков - дураки ведь счета не знают, и не потому ли живут особенно долго и никогда на земле не переводятся - хоть на русской, хоть на немецкой.

Все же по каким-то никому не известным признакам Иван установил, что именно в тридцать три года нарушилось однообразное течение неприметной и немеряной его жизни.

Ловил он тогда, под вечер, рыбу на озере, поймал хорошую щуку и сома подбережного, собрался уже домой уходить, как вдруг почувствовал, что на него кто-то смотрит, и не просто так, а с неотвязной сильной настойчивостью. Покосил он глазами вправо, покосил влево, назад с осторожностью оглянулся - никого не видать. Ни человека, ни зверя. Одни только деревья стояли вдоль всего берега и стоя дремали - от дневной ли усталости или особо древнего своего возраста. Подивился Иван, усмехнулся сам себе, потом поверх озера глянул. И тут-то увидел: висит прямо над водой большой светлый шар, слабо заметный на фоне неба, в нем квадратная дверца открыта, в которой стоит серебряная, с золотистым отливом женщина и не сводит с Ивана больших серых глаз. Ни у здешних русалок, ни у тех женщин, что жили когда-то давно в деревне, таких глаз Иван не видал, но вспомнил зато иконы, оставшиеся в избе от дедов и прадедов: там у святых тоже были большие и серьезные глаза. «Матерь Божья!» - решил Иван, глядя на женщину, и хотел было перекреститься, как учили его в самом первом детстве, но не смог. Правая рука вроде как занемела и не подчинялась. Левая, в которой он держал насаженных на кукан рыбин, действовала, а этой и шевельнуть не мог.

Не суетись, человек, - то ли с неба, то ли еще откуда послышался размеренный голос, каждое слово произносивший раздельно и четко. - Скажи, как тебя зовут.

Ну, Иваном, - ответил растерянный рыбак.

Давай, Иван, будем вместе летать и разговаривать…

Иван понял, что слова эти могут исходить только от Серебряной женщины, хотя лицо ее оставалось все время неподвижным, губы не шевелились.

Не хочу я никуда улетать, - сказал он. - Мне и на земле хорошо.

Ты ведь не знаешь, как бывает не на земле, - говорила или как-то без разговоров разъясняла ему женщина.

Не знаю и знать не хочу, - отвечал Иван, постепенно набираясь смелости.

Это неправда, - сказали ему. - Все люди любят перемещаться с места на место и узнавать новое.

А я не такой, как все.

Такой нам особенно интересен и нужен.

Зато вы мне не нужны. И нечего тут появляться!

Известно, что всякий дурак любит перед кем-нибудь похорохориться, особенно перед теми, кто умней его. У Ивана такой возможности прежде не бывало, так что начал он разогревать в себе храбрость на полный градус. Самому страшно-престрашно, а вид держит геройский.

Давай улетай отсюдова! - продолжал он, от страха переходя на крик. - Я один тут хозяин. У тебя - твой шар, у меня - моя земля и озеро.

Мыслишь логично, - проговорила женщина, так и не раскрывая губ. - Но не умно, - добавила с чуть заметной усмешкой.

Мне и не надо быть умным! - заявил он, почти бахвалясь. - Знаешь, кто я такой? Иван-дурак!

Я не слыхала, чтобы человек сам себя называл этим словом.

Вот послушай и полюбуйся…

Шар снизился и приблизился к берегу. Из глаз женщины стали выскакивать пульсирующие светлые лучики и начали словно бы ощупывать Ивана. Ему стало неприятно и стыдно, как если бы оказался он совсем голым перед давно забытой соседкой, которая ему тогда нравилась.

Ну чего пристаешь? - начал он отмахиваться от световых щупальцев своими рыбинами; руки у него теперь действовали. - Делать тебе больше нечего?

Он уже сообразил, что надо ему поскорее бежать отсюда под свою крышу, за надежные свои стены, куда эта женщина со своим шаром не пролезет. Но…

Не торопись! - остановила его Серебряная. - И никогда не пытайся нас обманывать. Если ты дурак, то почему же логично мыслишь? Я не нашла в тебе никаких особенных отклонений.

У Ивана на уме все та же, вполне логичная мысль: удрать и поскорее! Он дернулся, чтобы бежать, а ноги - ни с места! Хотел повернуться в сторону леса, чтобы там укрыться, - опять не может.

Иван видит, что беда пришла. Просит:

Ну не надо! Ну чего я тебе такого сделал?

Не надо нас обманывать и отказываться от того, что мы предлагаем. Постой пока и подумай над моим предложением. Я еще наведаюсь к тебе, когда надо будет…

Дверца в летающем шаре задвинулась, сам он ярко взблеснул, как стекляшка на солнце, и пропал, растаял в небесах. Иван же остался прикованным к земле. Руки теперь двигались обе, а ноги не подчинялись.

Сильно приуныл Иван. Потому что больше всего на свете любил он ходить по своей земле и что-нибудь делать на ней надобное. Без этого человеку и жить незачем. Прямо хоть волков подзывай, чтоб загрызли насмерть, - подумалось в этот час Ивану.

Потом видит - две русалки, две неразлучные подружки-хохотушки из озерной воды высунулись, глазами зелеными на него уставились: что, мол, здесь происходит? Раньше они тоже не раз подплывали к берегу, то из любопытства своего врожденного, то к себе, в подводное царство, заманивали, но Ивану никак не хотелось переселяться в воду, и они перестали приставать. Зато теперь ему и жизнь под водой показалась подходящей: там можно все-таки двигаться, а то и на берег со временем вылезть. Говорит он русалкам: «Беда случилась, мои девушки! Заколдовала меня Серебряная женщина, не могу с места сдвинуться. Хотя у вас там и мокро, но лучше уж к себе забирайте, чем стоять мне всю жизнь столбом неподвижным».

Русалки пошептались, похихикали, выбрались кое-как на землю, покачиваются на хвостах своих полурыбьих и приближаются к Ивану. Начали толкать его то в одну, то в другую сторону, а сами еще и пощекатывают его, и вот уже все трое похохатывают, колышутся, все равно как в пляске какой. Иван и не заметил, как из заколдованного круга выступил, зато сразу почувствовал свободу и в один момент все недавние мысли о смерти, а также и о подводной жизни из головы выбросил. Свободному, вольному человеку о смерти думать незачем.

Русалки зовут его в воду, а он себе - ходу! Скорее домой, да и дверь на запор.

Дома он сразу заснул и спал без просыпу, может, сутки, а может, и боле. Проснулся потом, как новенький, как дитя безгрешное, беззаботное, и продолжал себе жить, как жил до этого. Только в субботу, когда мылся в бане, заметил на груди, прямо над сердцем аккуратный коричневый кружок с большими круглыми глазами внутри него и двумя кошачьими ушками наверху. Попробовал стереть - не стирается, стал смывать - не смывается. Он и так и этак, а откуда-то со стороны или, вернее сказать, ниоткуда, начинает звучать знакомый размеренный голос: «Не старайся напрасно, Иван, это несмываемый знак. Ты будешь теперь нашим легионером. Когда нужно, мы тебя призовем, но и ты можешь рассчитывать на нашу помощь, когда будет тебе трудно… До встречи!»

Не понравилось это Ивану. Не нуждался он ни в какой помощи, а главное, не хотел быть чьим-то там подчиненным. К вольной волюшке привык и другой жизни уже не мыслил.

Впрочем, долго расстраиваться он не умел, поскольку есть у всех дураков такие прекрасные утешения: что ни делается - все к лучшему; чему быть, того не миновать; Бог не выдаст - свинья не съест; авось да небось.

Бог неспроста дураков любит. И дуракам не просто так везёт. Ох, этот Иван: дурак, лентяй, грязнуля. И за что только этот непрактичный, лишний человек становится главным сказочным счастливцем?

Почему все кому ни лень помогают ему? Почему прекрасная царевна влюбляется в него?.. Да не просто влюбляется, а выходит замуж и на свадебном пиру вытирает дураку-мужу текущие тремя ручьями сопли?!

Смеха ради

Образ глупого и удачливого младшего брата – бродячий. Он встречается и в устном народном творчестве европейских народов, в китайском фольклоре, сказаниях североамериканских индейцев, сказках африканских, австралийских и северных племён. Но лишь на русской почве он стал так популярен: Иван-дурак – едва ли не главный наш сказочный герой. Факт, который может показаться, как минимум, странным, на поверку обнаруживает более чем весомые причины.

Первая из причин популярности Ивана-дурака - его комичность. Ведь одна из главных задач сказки – развлечь слушателя. И сказитель (многие из которых были скоморохами) делает всё, чтобы крестьянам, слушающим его дождливым вечером в кабаке или душным полуднем в очереди на мельницу, было как можно веселее!

Вёдра ходят сами собой, печь едет по городу и давит людей, дубина сама колотит царских посланников. Ситуации дурацкие, гротескные, потому что в их центре дурак. И, в то же время, ситуации типичны для народной смеховой культуры: мы без труда отыщем их в популярных европейских сказках или научных работах, посвящённых природе смеха. С определёнными оговорками и самого Ивана-дурака можно назвать скоморохом.

Дурак угнетённый

Не менее важен социальный аспект образа дурака. Он – младший брат в патриархальной семье, живущей общим хозяйством. Он практически не имеет прав. По сути, он последний человек в этом мире. Оттого с нескрываемым удовольствием крестьяне слушали, как этот угнетённый герой, бессребреник, расправляется с сильными мира того: не только со старшими братьями, но даже с важными чиновниками, принцами и – чего уж там – самим царём.

Но сказка не была бы сказкой, если бы сводилась к одному лишь поиску социальной справедливости. Согласно некоторым теориям, сказка о младшем брате- это отражение уклада средневековой крестьянской семьи (остаточные явления этого уклада можно было встретить и в конце XIX века). Вернее: особенность сказок о младшем брате была обусловлена существовавшим в то время наследственным правом, согласно которому при разделе имущества умершего главы семьи большая часть хозяйства отходила именно младшему сыну. Но в случае, когда наследники продолжали вести совместное хозяйство, главой семьи оставался самый старший.

Также и в сказке: старшие братья имеют больше прав внутри семьи в сравнении с Иваном, но как только между ними происходит конфликт, вынуждающий Ивана покидать (пусть даже на время) пределы семьи – «удача» переходит к нему, и в конце сказки именно он становится обладателем всех «земных благ».

Дурак – юродивый

Третья причина любви к Ивану – его сходство с юродивыми. В таком сопоставлении нет ничего удивительного, если вспомнить, что одним из синонимов слова «юродивый» в словаре Даля является «дурачок». Иван – дурак, то есть сумасшедший, хотя в его образе соединились черты и юродивых-безумцев, и подвижников, юродствовавших «Христа ради».

Юродство в основе своей было антиэстетичным, тяготевшим к безобразному. Этимологически «юродивый» восходит к слову «урод». Как урод описывается и Иван-дурак: вечно он лежит на печи, грязный, оборванный, сопли по лицу растирает.

Роднит Ивана с юродивыми и парадоксальность его речи: «А что, - думает себе Иванушка, - ведь у лошади четыре ноги и у стола тоже четыре, так стол-от и сам добежит». Кроме очевидной комичности, в подобных высказываниях есть нечто большее. Иван переворачивает явления с ног на голову, как делали и юродивые, говорившие загадками, а то и вовсе лепетавшие бессмыслицу. Таким образом блаженные «очищали» вечные истины от повседневной шелухи и однообразности ритуалов. Они как будто встряхивали пыльный ковёр, чтобы тот становился и ярче, и чище. Или – ставили обратно на ноги стоявшую на голове проблему.

Интересна также природа лени Ивана. Замечательно, что его практичные деятельные братья, несмотря на все усилия, не могут добиться цели. А Иван как будто и не делает ничего: лежит себе на печи да пользуется плодами трудов волшебных помощников. Но в сказке воспевается не лень сама по себе. Если братья руководствуются разумом, то Иваном движит чутьё: он идёт, куда глаза глядят, ноги ведут и т.д. Практичное в сказке противопоставляется интуитивному. И побеждает второе: потому что Иван не живёт своим бессильным разумом, а полагается на Божью волю.

Дурак – жрец

Связь дурака с потусторонним миром очевидна: недаром он лежит на печи, которая одновременно является и центром дома (центром мира), и связью с умершими. Недаром именно ему помогают волшебные животные – те самые, которые в первобытные времена были тотемными. Недаром во многих сказках он – единственный говорящий персонаж, порой говорящий бессмыслицу. Вспоминая, что волшебная сказка родилась из ритуала, можем восстановить роль Ивана в нём. Он – человек, общающийся с богами, то есть жрец. Поэтому потусторонний мир помогает ему, поэтому он оказывается в сказке главным героем, во всех смыслах этого слова.

Только русский ленивый мужик, лежа на печи, способен вдруг достичь славы, заиметь красавицу-жену и полцарства в придачу. Так шутят россияне, вспоминая любимого героя сказок – Ивана-дурака. Но персонаж не так прост, как кажется. Крестьянский парень ловок и смекалист, а прозвище носит «для отвода глаз».

История создания и образ

Происхождение героя русских сказок до сих пор остается загадкой. Исследователи народного творчества придерживаются мнения, что образ перекочевал из мифологии, и на то много причин. В преданиях разных народов мира живет свой Иван-дурак: везучий, но недалекий комичный герой встречается в африканских, европейских, североамериканских и даже китайских сказках. Правда, такую грандиозную славу и признание он получил только на русской почве – в славянских сказках Иван почти всегда главный действующий персонаж.

Причины народной любви просты и понятны. Иван-дурак играет роль скомороха, развлекающего публику нелепым поведением. В его арсенале волшебные штуки, призванные сделать образ еще смешнее: печь сама ездит по деревне, ведра ходят, даже дубина обладает интеллектом и волей – сама бьет гонцов царя. Гротескные ситуации, в центре которых дурак, – типичная история в народной смеховой культуре.

Исследователи также приписывают персонажу качества жреца. Иван-дурак является младшим из трех братьев, но он единственный из сказочной троицы говорит загадками и ломает голову над ними. Молодому человеку помогают тотемные животные. Да и печь, на которой дурак лежит, – предмет символичный: центр дома, семейный очаг, «портал» к духам умерших. Все это наталкивает на мысль, что истоки персонажа лежат в праздничных ритуалах, которые проводили жрецы на Руси. Иван считается человеком, который легко общается с высшими и потусторонними силами, получает от них поддержку.


Персонаж относят к так называемым трикстерам – проказникам, обманщикам и балагурам, несущим людям полезное (например, огонь, моральные ценности, новые навыки), но в тоже время совершающим кучу глупостей, сулящих одни неприятности.

Дураком в прямом смысле слова Ивана трудно назвать. Наоборот, поступки персонажа сопровождаются исключительной хитростью и смекалкой. В любом испытании выходит победителем, взлетает на вершину славы, женится на деве царских кровей, за счет чего богатеет. По поводу происхождения эпитета тоже существуют свои версии. По одной из них «дурак» объясняется семейными традициями тех времен, когда возник герой: младшим отпрыскам не полагалось наследства, то есть, они оставались с носом.


Возможно, приставка к имени служит оберегом, которым в древности наделяли новорожденных, чтобы уберечь от сглаза и темных сил (считалось, что злые духи попросту не найдут человека, у которого «ненастоящее» имя).

Образу смекалистого парня не мешают способности в стихоплетстве и музыке: в сказках Иван-дурак нередко отлично поет, играет на гуслях и дудке, мастерски умеет коверкать слова, сочинять шутки и прибаутки.

Биография и сюжет

Иван-дурак родился в крестьянской семье, но, как повествуют сказки, герою не повезло с умом. Младший из трех братьев – человек бесполезный, «ни украсть, ни посторожить», домовитого хозяина из него тоже не вышло. Коротает дни персонаж на печи. Однако именно ему удается обрести счастье и состояние за счет умения ловко выкручиваться из переделок и достигать поставленных целей.


В волшебных сказках изначально появились две сюжетные линии. В первой герой после смерти отца получает волшебного коня, которого вынужден прятать от братьев. На коне парень проходит через вереницу испытаний, разгадывает загадки и берет замуж царевну. После женитьбы Ивана ждет очередная порция подвигов. Он достает живую воду, молодильные яблоки, свинку с золотой щетинкой и в итоге восходит на престол.


Во втором сюжете Иван-дурак пытается выследить вора, который наведывается каждую ночь в сад и вытаптывает траву. Проказник предстает в лице кобылицы или Жар-птицы. Иван жалеет пойманное животное, даруя ему свободу, а взамен получает награду – чудесного коня или перо. В случае с Жар-птицей царь отправляет Ивана на поиски волшебного пернатого, в награду обещая руку и сердце собственной дочери.


Эти две сюжетные линии со временем пережили всевозможные интерпретации, превратившись в новые произведения. В современных вариантах даже появляется щука, которую Иван якобы поймал (как рыба перекочевала из сказки про Емелю, непонятно). В бытовых сказках Иван-дурак выступает как самостоятельный персонаж, ищет , встречается с и .

К самым популярным русским народным сказкам, знакомящим с этим находчивым героем, относятся:

  • «Конь, скатерть и рожок»
  • «Сивка-Бурка»
  • «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо»

Фольклорную стилизацию сказки с Иваном в главной роли представил в 1834 году. Говорят, прочтя творение тобольского писателя, воскликнул:

«Теперь этот род сочинений можно мне и оставить!»

Ершовский Иван-дурак ленив, прост, но храбр и умен. С помощью зверей, в том числе , юноша ловит Жар-Птицу, доставляет к царскому двору Царь-девицу, находит на дне морском ее кольцо. А в конце достигает головокружительных успехов – женится на девице и сам становится царем.

Экранизации

Иван-дурак нередко появляется в кино. В 1941 году сказку по мотивам произведения Ершова подарил советским детям . В главной роли выступил актер Петр Алейников.


А годом ранее в кинотеатрах страны с успехом прошел показ фильма «Василиса Прекрасная» того же режиссера. В Ивана там перевоплотился .


Блестящей экранизацией народных сказок стал очередной русский фильм «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил». В цветной картине 1977 года выпуска герой бьется за любовь к купеческой дочери Насте.


Режиссер Надежда Кошеверова в своей работе задействовала именитых актеров – (Настенька), (бабка Варвара), ().


Сравнительно недавно свет увидела еще одна экранизация с Иваном-дураком в главной роли – «Реальная сказка» (2011). Сказочный образ примерил .

В русском народном творчестве живет близкий Ивану-дураку персонаж – . Герой тоже третий сын в семье, нехватка ума заменена притеснениями со стороны братьев. Ивану-царевичу приходится искать молодильные яблоки, живую воду и Жар-птицу. Молодой человек так же проходит испытания и занимает в итоге трон. В сказочный мир современную детвору увлекает мультик «Иван-царевич и серый волк», который сняли в трех частях, последняя вышла на экраны в 2016 году.


До сих пор образ Ивана-дурака продолжают эксплуатировать режиссеры, писатели и поэты, а также доморощенные авторы. Современную интерпретацию сюжетов народного творчества представляет театральная постановка «Сказка про Ивана-дурака, Бабу-Ягу и летающий валенок», а на взрослых корпоративах любят разыгрывать сценку под названием «Как Иван-дурак решил жениться».


В творчестве каждого народа имеется свой дурень. Французский аналог Ивана-дурака Жан-простак общается со статуей святого, в Нидерландах недалекий герой сказок торгуется с распятием. В сказках братьев Гримм появляется персонаж, который спорит с лягушками из-за денег.

Цитаты

«Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом!»
«Сбегайтесь, серые волки, слетайтесь, черные вороны, вам царь Гестон свежего мяса прислал».
«У меня эта яблонь не продажная, а заветная, и завет вот какой: ежели вы отрубите у себя на руке по пальцу и мне их отдадите, то я вам и яблонь отдам».
«Садят меня на воеводство судить да рядить, а я ни судить, ни рядить не умею!»
«Да вишь, братцы, привязался ко мне дорогою незнамо какой человек да все и поел!»
«А что, ведь у лошади четыре ноги и у стола тоже четыре, так стол-то и сам добежит».
«Варись, похлебка, а я пойду за детьми глядеть!»