Значение имени давид, характер и судьба. Святой царь и пророк давид псалмопевец

Святой пророк Давид - младший из восьми сыновей старейшины города Вифлеема Иессея, потомка Иуды, которому его отец Иаков обещал управление еврейским народом до пришествия Христа Спасителя. Святой Давид - первый царь из колена Иудина и второй царь народа израильского.

Он родился и жил в Вифлееме, где до помазания на царство пас овец своего отца. Святой Давид отличался послушанием и кротостью, не любил праздности: в свободное от работы время играл на псалтири, слагая под ее звуки славословия Богу. Впоследствии песнопения, сложенные Богодохновенным Давидом, стали известны под названием псалмов. Наделенный прекрасной внешностью, юноша отличался необычайной физической силой, храбростью, ловкостью, без оружия справлялся с хищными зверями, похищавшими овец.

Праведный царь Давид между Мудростью и Пророчеством. Миниатюра их псалтири, первая половина X века

За недостойное царствование Господь через пророка Самуила возвестил царю Израильскому Саулу, что Бог "отнимет у него царство... и отдаст его ближнему его, лучшему его" (1 Цар. 15:28).

Господь возлюбил юного Давида за кротость. "Братия моя добри и велицы, и не благоволи в них Господь" (Пс. 150). "Мене же за незлобие приял, и утвердил мя еси пред Тобою в век" (Пс. 40:13).

По велению Божиему в Вифлеем пришел пророк Самуил, взял рог с елеем и помазал святого Давида. "И почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после... А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа" (1 Цар. 16:13, 14).

Слуги Саула пригласили к царю святого Давида, чтобы игрой на гуслях он облегчил ему припадки тоски и раздражительности.
Вскоре началась война с филистимлянами. 40 дней великан Голиаф, облаченный в медные доспехи, вызывал на поединок воина из израильтян; никто не решался сразиться с исполином. Голиаф насмехался над оробевшими израильтянами. Возмущенный высокомерием филистимлянина, святой Давид отказался от воинского снаряжения, взял пастушеский посох, пращу и сумку с пятью камнями и вышел на единоборство. На насмешки Голиафа юноша отвечал: "Ты идешь против меня с мечом, копьем и щитом, а я иду против тебя во Имя Господа Саваофа, Бога воинов израильских..." Вера святого Давида в помощь Божию принесла ему победу, решившую исход войны. "Изыдох в сретение иноплеменнику, и проклят мя идолы своими. Аз же, исторгнув меч от него, обезглавих его и отъях поношение от сынов Израилевых" (Пс. 150).

Давид поражает Голиафа. Гравюра. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

Саул приблизил к себе святого Давида и сделал начальником всех войск. Израильские женщины встречали их после победы с песнями и плясками: "Саул победил тысячи, а Давид - десятки тысяч!" Зависть и ненависть овладели Саулом. Слушая музыку, он дважды бросал в святого Давида копье, чтобы пригвоздить его к стене, но тот уклонялся. Чтобы погубить юношу, он посылал святого Давида в самые опасные сражения, обещая выдать за него свою дочь. Нарушив обещание, он вынужден был отдать за него другую дочь - Мелхолу. Но преследования не прекращались. Начались странствования святого Давида по гористым, лишенным растительности пустыням. Наконец, он покинул родину. "И собрались к нему все притесненные, и все должники, и все огорченные душею, и сделался он начальником над ними; и было с ним около четырехсот человек" (1 Цар. 22:2).

После возвращения святого Давида Саул продолжал преследовать его. Дважды святой Давид мог убить спящего царя, но только взял копье и отрезал край одежды его. "С ненавидящими мира бех мирен" (Пс. 119,6). Он старался убедить Саула, что в душе его нет злого умысла и коварства против помазанника Божия. "Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя" (Пс. 58:2),- взывал пророк. "Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего и Бог мой" (Пс. 41:12).

"Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь" (Пс. 33:20). Филистимляне обратили в бегство войско израильтян и убили царя и его сыновей.

Колено Иудино провозгласило царем святого Давида. Другие одиннадцать колен избрали царем сына Саула Иевосфея. Через 7 лет военачальники Иевосфея убили спящего царя. Голову его они принесли святому Давиду, но он приказал казнить изменников.

После смерти Иевосфея святой Давид был провозглашен царем над всеми двенадцатью коленами Израильскими. Через 5 лет столицей Израильского государства стал Иерусалим (город мира). Святой Давид перенес туда Ковчег Завета, установил торжественное Богослужение, в котором участвовали певцы и музыканты, и хотел построить величественный храм. Но Господь через пророка Нафана объявил святому, что это сделает его сын Соломон, так как святой Давид пролил много крови.

Благословляемый Богом, святой царь Давид преуспевал во всех делах. Он счастливо вел войны с врагами. Всё добытое у побежденных народов посвящал Богу, заготовляя материал для постройки храма.

Обличение Давида пророком Нафаном. Гравюра. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

Святой Давид не превозносился среди благоденствия, творил суд и правду над своим народом. Но, увлекшись красотой Вирсавии, царь приказал послать ее мужа Урию в самое опасное место сражения. Урия погиб, а царь Давид женился на Вирсавии. Для обличения преступного царя Бог послал пророка Нафана. С глубокой скорбью взывал раскаявшийся: "Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей..." (Пс. 50:1). Господь простил пророка. Но в искупление вины бедствия не отходили от него. Сын Давида Авессалом восстал против отца, и ему пришлось покинуть Иерусалим и скрываться. Все скорби и испытания святой царь Давид принимал со смирением как воздаяния за свои согрешения.

Святой пророк и псалмопевец Давид постоянно находился в молитвенном общении с Творцом. Царь и полководец, обремененный заботами по управлению государством, он возносил свои молитвы даже ночью.

Прославился Давид не только своим бесстрашием, героическими подвигами, тем, что был самым любимым царем, но и талантом поэта, музыканта и певца. Он сложил много хвалебных песен - псалмов, которые пел, аккомпанируя себе на музыкальном инструменте - псалтири. Этот струнный инструмент был похож на арфу или лиру с 10-12 струнами.

Благодатью Святого Духа святой пророк Давид составил Псалтирь. В песнях-молитвах Давид обращался к Богу. Как пророк святой царь Давид явлен в третьей части Псалтири, где содержатся подробные предсказания о пришествии на землю Господа Иисуса Христа, Спасителя, о Его страданиях, Воскресении из мертвых, Вознесении, а также о Пресвятой Деве Марии - Матери Божией. Сейчас в Псалтири 150 псалмов. Большая часть из них принадлежит Давиду, некоторые написаны Соломоном и другими историческими лицами Ветхого Завета. Псалмы широко используются в Богослужении и личной молитве верующих.

Святой Василий Великий говорит: "Никакие другие книги так Бога не славят, как Псалтирь" - и называет ее общей врачебницей душ. А блаженный Августин пишет, что "пение псалмов души украшает, Ангелы на помощь призывает, демоны прогоняет, отженет тмы, содевает святыню, человеку грешному укрепление ума есть, заглаживает грехи, подобно есть милостыням святым". В древних монастырях был обычай выучивать всю Псалтирь наизусть. Псалом 50 является образцом покаянной молитвы.

На славянский язык Псалтирь была переведена св. Кириллом и Мефодием в Х веке.

В старости святой пророк царь Давид приказал провозгласить и помазать в преемники себе своего сына Соломона, о котором клялся Вирсавии, что он будет царствовать после него. Передав Соломону материалы, приготовленные для строительства храма и самый план, он завещал приближенным содействовать построению храма. Затем, призвав Божие благословение на весь народ иудейский и прославив Господа за все милости Его, святой царь и пророк Давид мирно почил около 1048 года до Рождества Христова и погребен был в Иерусалиме. Могила царя Давида находится на Сионской горе, рядом с Сионской горницей, в которой Господь Иисус Христос совершил Тайную Вечерю со своими учениками.

найти

Давид

Давид
[По-видимому, «брат отца» или «любимец»]

I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ПОМАЗАНИЕ

Давид был младшим из восьми сыновей Иессея – вифлеемлянина из колена Иуды (1Цар 16:1 , 1Цар 16:10 и следующие; 1Пар 2:13-16 ), правнуком Вооза и моавитянки Руфи (Руфь 4:18-22 ). Он был красив, силен, красноречив и хорошо играл на гуслях. Будучи пастухом (он пас овец своего отца), Давид показал себя человеком надежным и смелым (1Цар 16:12,18 ; 1Цар 17:34-36 ), мужем по сердцу Господню (1Цар 13:14 ). Поэтому Бог, отвергнув Саула за непокорность, послал пророка Самуила помазать Давида в присутствии его отца и братьев как будущего царя. С помазанием на Давида снизошел Дух Божий и почивал на нем (1Цар 16:1-13 ).

II. ПРИ ДВОРЕ САУЛА

Призванный к Саулу, Давид игрой на гуслях отгонял злого духа, мучившего царя за его отступничество. Только после того как Давид, пришедший в израильское войско навестить своих братьев, принял вызов Голиафа и сразил этого тяжеловооруженного филистимского воина пращой, обеспечив тем самым победу израильтянам, Саул окончательно взял его ко двору (1Цар 16:14 – 1Цар 18:2 ). Как придворный и воин, Давид завоевал дружбу царского сына Ионафана, а его отвага и успехи в борьбе с филистимлянами начали затмевать в глазах народа славу самого Саула. Это вызвало зависть и ревность царя, так что «с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида» (1Цар 18:7-9 ). Поэтому при очередном нападении злого духа Саул попытался убить Давида. Когда это не удалось, Саул стал действовать более осторожно. Однако хотя он и подверг Давида опасности во время войны с филистимлянами – причем даже использовал чувство своей дочери Мелхолы к юному вождю, чтобы заставить Давида рисковать жизнью, – тот проявил себя человеком храбрым и мужественным (1Цар 18:3-30 ). Теперь Саул уже не скрывал своей вражды. Случай с копьем, которое царь метнул в Давида, и угроза попасть в темницу, от которой его уберегла только жена Мелхола, вынудили юношу бежать к Самуилу в Раму. При последней встрече Ионафан подтвердил Давиду, что примирение с Саулом невозможно (1Цар 19:1 ; 1Цар 20:1 ).

III. БЕГСТВО И ПРЕБЫВАНИЕ В ПУСТЫНЕ И В ГЕФЕ

Под предлогом исполнения тайного поручения царя Давид получил хлебы предложения и меч от священника Ахимелеха в Номве, а затем бежал к филистимскому царю Анхусу в Геф. Там Давид хотели схватить, и, чтобы спастись, он притворился безумным (1Цар 21:1 ; Пс 33:1 ; Пс 55:1 ). Затем Давид искал убежища в пещере Адолламской, где собрал вокруг себя родственников и множество притесняемых и недовольных; своих родителей он укрыл у моавитского царя. Поспешному бегству Давида и его тщетным попыткам обрести безопасность положило конец Божье повеление, переданное ему через пророка Гада, идти в землю Иуды (1Цар 22:1-5 ). Оттуда Господь, в ответ на вопрос Давида, повел его дальше, на освобождение от филистимлян Кеиля, куда к нему прибыл с ефодом Авиафар, единственный священник из Номвы, спасшийся от мести Саула. Саул услышал о пребывании Давида в Кеиле и начал многолетнее беспощадное преследование соперника (1Цар 23). Однако тот снова и снова ускользал от него, при этом Давид дважды отказался от представившейся возможности убить царя, помазанника Божьего, чтобы не понести за это кары (1Цар 23:1 ; 1Цар 24:1 ; 1Цар 26:1 ). Осознавая возможные последствия (1Цар 27:1 ), Давид с 600 воинами и обеими женами, на которых к тому времени женился (1Цар 25), ушел в Геф. Там он поступил на службу к филистимскому царю Анхусу, который предоставил ему для жительства Секелаг (1Цар 27:2-7 ). В последующие 16 месяцев Бог заставил Давида до конца испить горькую чашу. Он должен был казаться врагом Израиля, не будучи таковым. Поэтому он обманывал Анхуса относительно направления своих разбойничьих набегов и безжалостно убивал, чтобы его ложь не открылась. Завоевав таким образом доверие филистимлянина, Давид вынужден был пойти с войском Анхуса на Израиль, но его и его людей, как потенциальных перебежчиков, отослали по домам (1Цар 27:8 – 1Цар 28:2 ; 29). Обнаружив по возвращении, что Секелаг сожжен, а их жены и дети угнаны в плен, люди Давида взбунтовались и хотели побить его камнями. Тогда Давид сделал то, к чему не прибегал с самого Кеиля: обратился к Господу и получил ответ. Преследуя войско амаликитян, отряд Давида захватил богатую добычу и отбил всех пленных живыми и невредимыми, а имущество в целости и сохранности. Спустя два дня некий амаликитянин принес ему весть о смерти Саула на Гелвуе. Давид горевал до вечера, и его скорбь нашла выход в песне плача, посвященный Саулу и Ионафану. Потом он приказал казнить вестника, сознавшегося в убийстве царя Израиля (2Цар 1).

IV. ЦАРЬ НАД ДОМОМ ИУДЫ В ХЕВРОНЕ

После того как Давид вновь вопросил Господа, он двинулся (возможно с согласия Анхуса) в Хеврон, где колено Иуды помазало его на царство. Однако Авенир, военачальник Саула, воцарил сына последнего, Иевосфея, в Маханаиме, на который не распространялось господство филистимлян, и установил его власть над остальными коленами. В многолетней войне между Иудой и Израилем могущество Давида постоянно возрастало. В Хевроне у него родилось 6 сыновей, в т.ч. Амнон, Авессалом и Адония. Наконец Авенир поссорился с Иевосфеем и вступил в переговоры с Давидом, который прежде всего потребовал вернуть ему его жену Мелхолу. Это было исполнено, но еще до достижения окончательного соглашения Авенир был убит Иоавом, отомстившим за смерть Асаила. Однако вместо того чтобы судить своего племянника Иоава за убийство, царь лишь публично оплакал Авенира, пытаясь таким образом отвести от себя подозрения в подстрекательстве. Когда вскоре после этого двое вениамитян, служивших в войске Иевосфея, убили своего царя и принесли его голову в Хеврон, Давид тотчас же приказал их казнить (2Цар 2-4). После семи лет царствования Давида над домом Иуды путь к заветной власти над всем народом был свободен. Все старейшины Израиля, заранее подготовленные Авениром, явились в Хеврон и помазали Давида на царство (2Цар 5:1-5 ; 1Пар 11:1-3 ; 1Пар 12:23-40 ).

V. ЦАРЬ НАД ИЗРАИЛЕМ В ИЕРУСАЛИМЕ

После воцарения Давид первым делом взял считавшийся неприступным и принадлежащий до того иевусеям Иерусалим и сделал этот город, расположенный на границе между уделами колен Иуды и Вениамина, столицей, так называемой «градом Давидовым» – с военной и политической точки зрения необычайно удачный шаг (не оказывалось предпочтения ни северу, ни Иуде). Давид заново укрепил город, и приказал соорудить там царский дворец, используя труд ремесленников, посланных ему тирским царем. Новые жены и наложницы родили ему новых сыновей и дочерей (2Цар 5:6-16 ; 1Пар 3:4-9 ; 1Пар 14:1-7 ). Как только первые победы обеспечили Давиду внешнеполитическое спокойствие, он начал превращать Иерусалим и в культово-религтозную столицу. Ковчег завета со времени его возвращения из земли Филистимской находился в Кириафиариме (1Цар 7:1 ). Хотя первая попытка перенести ковчег в Иерусалим окончилась неудачей, Давиду все же удалось выполнить эту задачу, и под ликование народа торжественная процессия доставила несомый левитами ковчег в столицу, где он был помещен в заранее устроенную скинию (сравните Пс 23:1 ; Пс 131:1 ). В пути сам царь, облаченный в священническую накидку (ефод), плясал перед ковчегом. Мелхола осудила такое поведение как унижающее достоинство Давида перед народом. В наказание за это с того времени она оставалась бездетной (2Цар 6:1 ; 1Пар 13:1 ; 1Пар 15:1 и следующие). Перенесение ковчега завета позволило возобновить ежедневные богослужения. Священники, певцы и левиты, несшие службу при ковчеге и скинии в качестве привратников, совершителей жертвоприношений и хранителей храмовых сокровищ, были исчислены и включены в регулярно чередующиеся смены (череды). Сердцу стихотворца и музыканта Давида были особенно близки певцы, их песни и музыка во славу Господа. Он сам сочинял псалмы и поручил Асафу и его братьям спеть один из них, как благодарственную песнь Господу, в честь перенесения ковчега (1Пар 6:16-32 ; 1Пар 9:22 ; 1Пар 16:4-42 ; 1Пар 23:1 – 1Пар 26:28 ). Другие левиты были назначены судьями и писцами в землях западнее и восточнее Иордана (1Пар 26:29-32 ). В связи с этим могло быть окончательно проведено предписанное Моисеем и начатое Иисусом Навином (Чис 35:6 и следующие; Нав 20:7 и следующие) выделение левитам 48 городов, в т.ч. шести городов-убежищ, поскольку некоторые из соответственных городов (например, Елфеке и Гиввефон в земле филистимской) только после их взятия Давидом подпали под власть израильтян. Чувство благодарности за изобилие данной ему Господней благодати вызывало у Давида, сравнивавшего свой кедровый дворец, центр умиротворенного царства, с шатром ковчега завета (→ , V), желание построить для ковчега Божьего дом – храм. Однако воля Божья гласила иное. Не Давид, а лишь его сын осуществит строительство, ибо Давид, участвуя в войнах, пролил много крови (1Пар 22:8 ). Но зато Господь устроит дом Давида; он получил обетование, ставшее основой для мессианских ожиданий и нашедшее свое исполнение во Христе. Хотя Давид и не должен был строить храм, он начал подготавливать строительство, собрал средства и предоставил своему сыну Соломону строительные материалы и планы (2Цар 7:1 ; 1Пар 17:1 ; 1Пар 22:1 ; 1Пар 28:1 – 1Пар 29:21 ). Поскольку в это время на Израиль, в наказание за исчисление народа, предпринятое Давидом, была послана язва, царь получил через пророка Гада задание возвести алтарь Господу на том месте, где милосердие Божье остановило ангела с мечом, простертым на Иерусалим, – на гумне Орны иевусеянина. Тем самым Давидом было указано место, на котором Соломон позже начал строительство храма (2Цар 24:1 ; 2Пар 3:1 ).

VI. ВОЙНЫ С СОСЕДНИМИ НАРОДАМИ

Как только Давид стал царем всего Израиля, вновь зашевелились филистимляне, которым в Хевроне он казался зависимым и неопасным. Вблизи Иерусалима они были дважды наголову разбиты Давидом, действовавшим по наставлениям Господа (2Цар 5:17-25 ). Последующие сражения (2Цар 21:15-22 ) привели к покорению филистимлян (2Цар 8:1 ; 1Пар 18:1 ). На севере Давид побеждал сирийцев дамасских и Адраазара, царя сувского, что снискало ему дружбу противника Адраазара, Фоя, царя Емафа; на юге и юго-востоке Давид установил свое господство над Моавом, Идумеей и амаликитянами (2Цар 8:2-14 ). С аммонитянами при царе Наасе отношения были мирными, но его сын Аннон оскорблением послов Давида спровоцировал войну. Первым же походом Иоав и Авесса разрушили союз между Анноном и призванными им на помощь арамеями (сирийцами), которые после этого окончательно покорились Давиду. Через год Давид взял Равву и сделал пленных аммонитян рабами на тяжелых работах (2Цар 10:1 ; 2Цар 11:1 ; 2Цар 12:26-31 ) Царство Давида простиралось от Ецион-Гавера на Акабском заливе на юге до границы Емафа на севере и занимало, за исключением узких прибрежных полосок, населенные филистимлянами и финикийцами, все пространство между морем и Аравийской пустыней. Тем самым Израиль в основном достиг границ земли обетованной (Чис 34:2-12 ; Иез 47:15-20 ).

1 Мнение автора о судьбе пленных аммонитян основано на высказывании многими исследователями предположений, будто в еврейский текст 2Цар 12:31 (Синодальный перевод ему в целом соответствует) вкралась ошибка. – Примечание редактора.

VII. СОЗДАНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ И ВОЙСКА

Обширное царство требовало упорядоченной организации управления и войска. При дворе Давида создал, во многом по египетскому образцу, должности дееписателя и писца (государтсвенного секретаря) (2Цар 8:16 и следующие). Далее мы узнаем о советниках царя (1Пар 27:32-34 ), о чиновниках, управлявших царским имуществом (1Пар 27:25-31 ), и о надзирателе за сбором податей (2Цар 20:24 ). Наряду с начальниками над отдельными коленами (1Пар 27:16-22 ) действовали уже упоминавшиеся левитские судьи и чиновники (1Пар 26:29-32 ). Давид произвел также всеобщее исчисление народа, которое, однако, было противно воле Господней и не было завершено (1Пар 27:23 и следующие). Высшим воинским чином обладали главный военачальник, т.е. начальник народного ополчения, которое состояло из 12 воинских подразделений, обязанных служить месячный срок, и начальник личной охраны царя, хелефеев и фелефеев (2Цар 20:23 ), наемников критского и филистимского происхождения. Особое положение занимали храбрые Давида – его спутники со времени бегства от Саула, прославившиеся своими подвигами. Некоторых из них (Иоава, Авессу, Ванею) мы видим впоследствии на высших командных должностях (2Цар 23:8-39 ; 1Пар 11:10 – 1Пар 12:22 ; 1Пар 20:4-8 ).

VIII. ГАВАОНИТЯНЕ И МЕМФИВОСФЕЙ

Когда Давид вопросил Господа о причине трехлетнего голода, он получил наказ искупить старый Саулов долг крови перед гаваонитянами. По требованию последних Давид выдал им двух сыновей и пятерых внуков Саула, которые были подвергнуты жестокой казни. После того как Давид приказал предать земле их останки, «умилостивился Бог над страною» (2Цар 21:1-14 ). Давид должен был в этом случае действовать как верховный владыка и судья своего народа, повинуясь требованию Господа, возложившего долг крови Саула на его семью; сам он не питал к роду Саула личной ненависти. В знак этого Давид призвал Мемфивосфея, хромого сына Ионафана, к своему двору и разрешил ему есть за царским столом вместе со своими сыновьями (2Цар 9). Поскольку Бог даровал ему царство и победу, Давид проявил по отношению к последнему внуку Саула царственное милосердие.

IX. ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ И ПРЕСТУПЛЕНИЕ ДАВИДА

На вершине своего могущества, во время войны с аммонитянами, Давид впал в грех. Увидев красивую купающуюся женщину и узнав, что это Вирсавия, жена Урии, одного из его храбрых, Давид, несмотря на это, послал за нею. Вирсавия была вынуждена подчиниться. Когда царю стало известно, что она ждет от него ребенка, он вызвал ее мужа из похода. Однако Урия перед всем двором отказался войти в свой дом, чем спутал планы Давида, надеявшегося, что с прибытием Урии беременность Вирсавии будет связываться с именем ее мужа. Давид послал Иоаву приказ отправить Урию в такое место, где бы тот погиб в сражении. И этот полководец, не искупивший еще грех убийства Авенира, выполнил приказ. Урия пал в бою. По истечении времени траура Вирсавия официально сделалась женою Давида и родила ему сына. Тогда Бог послал к царю пророка Нафана, который объявил приговор: не отступит меч от дома Давида вовеки (что и исполняется по сей день), и жены его будут открыто отданы другому. Сын его должен умереть, но смертный приговор самому Давиду будет отменен, ибо он признал свой грех. Прощение распространилось и на брак с Вирсавией, от которой теперь родился преемник Давида – Соломон (2Цар 11:2 – 2Цар 12:25 ). С этого времени жизнь Давида была одновременно подчинена приговору и обетованию. Старший сын царя Амнон совершил насилие над своей единокровной сестрой Фамарью. Давид, узнав об этом, ничего не предпринял и тем предал Амнона мести брата Фамари Авессалома, который велел его убить, а сам бежал к своему деду в Гессур (глава 13). Иоав придумал предлог, под которым царь мог, не вынося приговора, призвать сына назад. Авессалом добился для себя полного прощения (2Цар 14) и подготовил восстание против Давида. Внезапно начав военные действия, он получил поддержку Ахитофела, деда Вирсавии и советника царя. После взятия Иерусалима Ахитофел побудил Авессалома открыто сделать своими женами наложниц, оставленных во дворце бежавшим Давидом (2Цар 15:1 ; 2Цар 16:1 ). Так исполнился Божий суд, но другой совет Ахитофела сумел дезавуировать Хусий, доверенное лицо Давида. Это дало царю возможность с надежными отрядами уйти за Иордан и собрать войско в Маханаиме. В решающем бою Давид не принял на себя командование, но отдал своим военачальникам категорический приказ сохранить жизнь Авессалому, которым Иоав сознательно пренебрег. Безгранично скорбя о смерти сына, царь под влиянием Иоава, угрожавшего ему новыми изменами, все же собрался с духом и показался народу у городских ворот (2Цар 17:1 – 2Цар 19:9 ). На обратном пути в Иерусалим Давид, полностью осознавший Божий суд, проявил милосердие к противникам и подозреваемым. Этим он, однако, не сумел предотвратить нового восстания, вспыхнувшего под руководством Савея вениамитянина, но умело и беспощадно подавленное Иоавом. Одновременно Иоав с помощью еще одного убийства устранил Амессая, назначенного Давидом военачальника вместо него (2Цар 19:10 – 2Цар 20:22 ).

Х. ОТРЕЧЕНИЕ И СМЕРТЬ

Воцарился мир, но лишь до того времени, когда снисходительность царя оказалась роковой и для Адонии, старшего на тот момент царского сына: зная, что отец находится в преклонном возрасте, он возжаждал власти. Пророку Нафану и Вирсавии удалось побудить Давида к действию. Соломон был своевременно помазан на царство, партия Адонии распалась, но временно осталась безнаказанной. Давиду при жизни довелось увидеть, как определенный Господом наследник его престола и царства после всех внутренних распрей благополучно вступил в мирную жизнь. Своей последней волей Давид завещал сыну совершить царское правосудие над Иоавом. Он также обязал Соломона вознаградить сыновей Верзеллия и не оставить безнаказанного Семея. Давид умер в возрасте 70 лет после 40 лет царствования и был погребен в Иерусалиме (3Цар 1:1 – 3Цар 2:12 ).

XI. ЖИЗНЬ ДАВИДА ПО ОЦЕНКЕ БИБЛИИ

За время своего долгого и энергичного правления, полного крупных внешне- и внутриполитических, военных и организационных успехов, Давид не только создал обширное царство, но и сумел сохранить его. Он был одновременно полководцем и государственным мужем, умел терпеливо ждать и молниеносно действовать. Как музыкант и стихотворец, он сложил погребальную песнь по Саулу и Ионафану и псалмы, сопровождавшие его всю жизнь (сравните заглавие псалмов 31, 33, 36, 40, 50, 53 и другие, а также 2Цар 22; 2Цар 23:1-5 ; еврейское ле давид можно также перевести «для Давида»). Было у Давида много жен и детей, но здесь-то он и подвергался самой большой опасности. Женолюбие привело его к прелюбодеянию и убийству, а чадолюбие не позволяло быть твердым там, где это было необходимо. Попустительство членам собственной семьи и особенно племяннику Иоаву вело Давида к нарушению царского долга, что усугубляло его собственные грехи. Но решающее значение для общей оценки его жизни имеют не эти его недостатки, а успехи, основанные на обетованиях и благословениях милосердного Господа, Которого Давид твердо держался и к Которому постоянно обращался. В глазах Божьих грехи Давида были прощены и смыты. Давид остался царем, «которого Я избрал, который соблюдал заповеди Мои и уставы Мои» (3Цар 11:32 и следующие), «который соблюдал заповеди Мои и который последовал Мне всем сердцем своим» (3Цар 14:8 ). С образцом «любимца» Божьего – как переводится его имя – вновь и вновь соизмерялись цари иудейские и израильские – от Соломона (2Пар 7:17 ; 3Цар 3:3 ; 3Цар 11:4,6 ) и Иеровоама (3Цар 11:38 ; 3Цар 14:8 ) до Езекии (4Цар 18:3 ) и Иосии (4Цар 22:2 ). Ради Давида Господь пощадил Соломона, как было обещано в 2Цар 7:15 (3Цар 11:12,13 ), Авию (3Цар 15:4 и следующие), Иуду (4Цар 8:19 ) и Иерусалим (4Цар 19:34 ; 4Цар 20:6 ); ради Давида молят Бога о царе (Пс 131:10-18 ). Не только псалмопевец, как в данном случае, но и Сам Бог вновь и вновь ссылается на данное Им Давиду обетование (Ис 55:3 ; Иер 33:14-17 ). НЗ видит в Давиде пророка (Деян 2:30 ) и героя веры (Евр 11:32 ), мужа по сердцу Божьему и праотца (Деян 13:22 и следующие; Мф 1:1,6 ) «Сына Давидова» (Мф 9:27 ; Мф 15:22 ; Рим 1:3 ), Который одновременно есть Давидов Господь, Христос (Мф 22:42-45 ). В этом исполняются данные Давиду обетования (Лк 1:32,33 ).


Этот человек жил задолго до нашей эры. Что мы знаем о нем из сухих фактов, кочующих из одного источника в другой?

Что род его пошел от моавитянки Рут из народа, ненавидевшего израильтян. Что наследник его, Машиах Бен Давид, через тысячи поколений в конце дней приведет весь мир к добру, единению.

Что можно добавить к этому? Почти ничего. Попробуем просто почувствовать эпоху и место Царя в ней.

Иерусалим

Израиль никогда не был великой державой. Поэтому бесполезно искать величественный, громадный Иерусалим времен Давида и . Город, который основал царь Давид, был небольшим, если сравнивать его с Вавилоном или Римом, но он оказался духовной столицей мира.

Именно здесь Земной царь нашел место на земле для Царя Небесного. Оно было в сердце его, но материализовалось в .

«Господи, ты сделал этот город благословением для слуги твоего, Давида. Благодарю тебя за Иерусалим, место где все колена, доселе разрозненные станут жить вместе, служа тебе, о Господь! Мы – твой народ вовек»! Теилим.

Теилим – псалмы царя Давида

Кто знает, откуда рождались мелодии в душе Давида? Знал ли он их с детства или сочинял как художник по вдохновению сверху? Говорили люди, что инструмент царя Давида начинал звучать, когда дул ветер и перебирал его струны.

«Ахор вэ-кедэм цартани» — Сзади и спереди Ты объемлешь меня. Ты властвуешь над всем и все возвратится к Тебе».

Нам неизвестно, какой музыкальный инструмент был у царя Давида: щипковый или струнный. Говорят, что это лютня. Но это неважно, мы все равно не можем петь так, как он пел свои псалмы.

Ведь псалмы – это выражение совершенного желания в просьбе и благодарности, посредством которого царь Давид, великий каббалист своего времени, описывает весь духовный путь человека.

Воспоминания

Давид лежал в полудреме. Ему было уже за семьдесят, и он почти не выходил из своей спальни. Ныли раны, временами острая боль пронзала сердце, затрудняя дыхание…

Как в цветном калейдоскопе перед его глазами мелькало его детство, живое море белых курчавых овец, медленно бредущих по темно-синим холмам, на которых еще не растаял туман… Белокурый пастушок играет на свирели.

Слабая улыбка коснулась губ Царя и тут же исчезла.

— Что представлял собой после Саула? Ослабленное постоянными войнами, разграбленное и расколотое полунищее царство. А сегодня? Границы Израиля расширены, государство богатое, со столицей в отстроенном Иерусалиме. Мое царство! С ним считаются, ищут дружбы, его боятся недруги.

— Но это все от Тебя, Господи! — от волнения у Давида сжалось сердце. – Конечно, это не мои заслуги! Все от Тебя, все. Потому что народ мы Твой, и дети детей наших будут им вечно! Если б не Твоя воля, что бы я мог сделать, где бы был?

— И все-таки, так много на мне чужой крови, — Давид тяжело вздохнул. – Поймут ли потомки жестокость мою? Надеюсь, если будет у них трепет перед Ним. Ведь все эти народы – враги, желающие зла Израилю и не знающие его Б-га. Не живущие по его заповедям, приносящие жертвы другим богам. Литым. Поэтому это были не мои войны. А войны Б-га Единого, чтобы вразумились цари других народов, осознали, что тщетны их усилия победить народ Божий…

Воспоминания мелькают, перебегая по картинам прошлого, как по струнам его любимой лютни.

— Промедление могло стоить дорого. Ведь Шломо еще отрок. Достоин ли он стать царем? — Но уже следующая мысль развеяла все его сомнения.

— Господь дал мне эту возможность назначить наследника престола от семени моего. Не бойся, Давид! Равного Шломо по уму и миролюбию нет! Главное, чтобы он был верен Ему! И тогда Он никогда не оставит сына, как не покидал меня во все дни жизни моей…

Давид вспомнил свою последнюю беседу с сыном своим, Шломо.

— Только одно завещаю и молю об одном – постигай Его всегда! И в дни зла, и в часы добра. Знай, Шломо, Б-га отца твоего и стремись к Нему от всего сердца и от всей души! Если будешь искать Его, то найдешь, а если оставишь Его – Он оставит тебя навеки.

— Прощай, сын…

Величие Царя

Царь Давид не жил для себя. Давид был как для своих современников, так и для нас, его потомков, примером полного подчинения одной идее, одной миссии. Он служил только Высшей силе и только своему народу. Ведь истинный Царь принадлежит только своему народу.

Всю свою жизнь Давид боролся против зла внутри себя точно так же, как против своих врагов. Когда Давид покорял врага внутри себя, тогда терпел поражение и его внешний враг.

«Царь праведный устанавливает Землю. И вершил Давид суд и правду народу своему. И он оживлял Землю при жизни своей, и благодаря ему она стоит после его ухода из мира».

Зоар, глава Микец

В детстве Давыдка отличается необыкновенной общительностью и доброжелательностью по отношению ко всем окружающим. Он способен найти общий язык и темы для разговора с кем угодно – вне какой-либо зависимости от пола собеседника и его возраста. Додя – послушный ребенок, ни собственным родителям, ни своим школьным учителям никогда не приносит хлопот, беспокойств, разочарований. Охотно выполняет все поручения родителей, невероятно прилежен в учебе, никогда не грубит учителям, не конфликтует с одноклассниками и ребятами во дворе.

Не стоит полагать, что мальчик только прилежно учится и не способен на отчаянные поступки. Он проводит свое свободное время весьма активно – любит веселые подвижные игры со сверстниками во дворе, с удовольствием посещает спортивные секции или танцевальный коллектив. Музыкой или рисованием занимается редко – на это тему у него попросту не хватает элементарной усидчивости.

Маленький Додик – настоящий маменькин сынок. Мама для него – лучший друг. Она уделяет своему сыну очень много внимания и остается его другом всю жизнь. С папой у Давида тоже формируются прекрасные отношения – отец занимается с ним спортом, они вместе ходят на лыжные прогулки, рыбалку, вместе запускают воздушного змея, мастерят модели вертолетов, ремонтируют автомобиль.

Став подростком, юный Давид не слишком сильно изменяется в характере, привычках и наклонностях. Но становится более уравновешенным молодым человеком, способным сдерживать свои импульсивные порывы. Во всем поведении явно сказывается царственное происхождение имени, которому свойственны благородство, спокойствие и рассудительность.

Черты характера царя Давида, одного из знаменитых предков Иисуса, проявляются и у современного подростка. Он уверен в себе, хорошо контролирует свои чувства и очень спокойно реагирует на любые встречающиеся в жизни трудности. Порой эта уверенность переходит в эгоизм, но сам он не понимает этого, считая себя просто рассудительным и уверенным в себе молодым человеком.

Этот недостаток не мешает Давиду быть популярным мальчиком среди одноклассников и одноклассниц, поскольку он всегда остается терпимым, добродушным и доброжелательным, отзывчивым, мягким, коммуникабельным. Привлекают внимание окружающих к юноше его бескорыстие, жажда справедливости, честность. От окружающих он ожидает тех же качеств и хорошо сходится с такими же людьми, как он сам.

Повзрослев, Давид становится прагматичным и расчетливым, но эти черты явно не являются доминирующими в его характере. Взрослый Давид по-прежнему остается благородным и преданным человеком с очень добрым сердцем и искрометным чувством юмора. Характер имеет необыкновенно твердый – это помогает ему в достижении своих целей. Умеет прощать обидчиков, отнюдь не отличается злопамятностью, что делает общение с ним легким и не грузящим.

Давид воспринимает жизнь и окружающий мир как данность, как нечто прекрасное, как дар свыше. Он совершенно серьезно полагает, что в окружающем мире можно ежедневно находить что-то новое. Для него повседневность – вовсе не что-то унылое и серое. Мир для мужчины наполнен красками, и он умеет их видеть, черпая вдохновение для самосовершенствования. Привык окружать себя творческими, неординарно мыслящими людьми, взирающими на окружающий мир глазами настоящих художников.

Чрезмерное самолюбие и излишняя самоуверенность Давида, способные испортить впечатление от этого мужчины, нисколько не смущают его. Узнав его поближе, люди тоже перестают заострять на этих чертах внимание, считая их просто частью натуры этого замечательного и необыкновенно цельного человека. Давид – настоящий герой, прекрасно понимающий, что такое честь и мужское достоинство.


Краткая форма имени Давид. Давидка, Дава, Дэв, Видя, Дай, Дави, Дэви, Дэйви, Дай, Дэй, Давидек, Видек, Видя, Дода, Давыдка, Додя, Додик, Дино, Динетто.
Синонимы имени Давид. Давыд, Дайви, Деви, Таавети, Давиде, Дауд, Дэвид, Таави, Дэйв, Дэви, Давуд.
Происхождение имени Давид. Имя Давид татарское, еврейское, православное, католическое, армянское.

Имя Давид имеет древнееврейское происхождение и в переводе с иврита означает «любимый», «любимец». В России это имя имело народный вариант – Давыд, и именно от него была образована фамилия Давыдов. У мусульман царь Давид известен и почитаем под именем Дауд (Давуд).

Уменьшительно-ласкательное обращение Дино в последнее время также употребляется и как самостоятельное имя. Аналоги имени Давид в других странах – Дэвид в Англии, Тааветти (Таави) в Финляндии, Дайви (Дави) в Шотландии, Давиде в Италии. Имя распространено на всей территории Европы. Имя Давид было заимствовано татарами из европейских языков и в современности широко используется среди них.

Человек, названный именем Давид, уравновешен и уверен в своих возможностях, настойчив, горд и несколько прагматичен. Ему присущи развитая сила воли и добродушие, умение сочувствовать, эти люди умеют убеждать и всегда сдерживают слово. Давид обожает путешествовать, это сильный физически мужчина, из-за чего стремится к лидерству во всех сферах жизни.

Характер у Давида несколько эгоистичный, он испытывает потребность в похвалах. Ему чужды зависть и злопамятность, жадность и обидчивость. Давид не любит лживых людей, достаточно вспыльчив, но отходчив. Давид на протяжении все жизни занимается самосовершенствованием, причем успешно. Это человек, ценящий людей с чувством юмора.

В профессиональной деятельности Давид ищет новые впечатления, путешествия и приключения, поэтому из него получится отличный дипломат, воин, путешественник. Эти мужчины могут попробовать себя в геологии, спелеологии, альпинизме, спорте. Благодаря присущей им физической силе и выносливости, они могут стать скульпторами и ювелирами. Им не подходит монотонная и рутинная работа, она утомляет Давида. Этот человек определенно найдет дорогу в жизни и сможет обеспечить хорошее материальное положение своей семье. Давид на протяжении жизни будет получать много шансов на развитие карьеры. Он может стать успешным бизнесменом.

Давид разбирается в женщинах. Первый брак Давида заканчивается, как правило, неудачей. Второй брак принесет владельцу этого имени долгожданное счастье. Давид отличный хозяин, умеет искусно готовить. Семья – это самое важное в его жизни. Его супругой должна стать красивая и привлекательная, умная и волевая женщина, которая будет помогать Давиду в осуществлении намеченных планов. Именно супруга должна давать Давиду уверенность в себе с помощью похвалы и близких отношений. Давид, рожденный летом, обожает своих детей и обладает добрым, отзывчивым нравом.

Давид очень любит общаться, у него всегда много друзей, из-за которых этот человек часто попадает в неприятные ситуации. Этот человек немного романтик, его влекут приключения и таинственные дали, он любит поговорить об этом с друзьями. Если же разговор принимает деловую окраску, сразу же проявляются расчетливость и осторожность владельца имени Давид. Для поддержания хороших отношений с Давидом следует руководствоваться логикой, и не пытаться достучаться до его чувств. Друзья Давида ценят его за добродушие, уравновешенное развитой силой воли, что делает этого человека отзывчивым и способным на сочувствие.

Именины Давида

Давид празднует именины 5 января, 10 января, 27 января, 8 февраля, 14 февраля, 1 марта, 5 марта, 18 марта, 25 апреля, 15 мая, 20 мая, 31 мая, 4 июня, 5 июня, 14 июня, 26 июня, 8 июля, 9 июля, 15 июля, 6 августа, 18 сентября, 19 сентября, 2 октября, 7 октября, 15 октября, 31 октября, 14 ноября, 16 декабря.

Известные люди с именем Давид

  • Давид (второй царь Израиля, младший сын Иессея (Ишая) из Вифлеема (Бет-Лехема). Царствовал 40 лет (ок.1005 - 965 до н.э.): семь лет и шесть месяцев был царём Иудеи (со столицей в Хевроне), затем 33 года - царём объединенного царства Израиля и Иудеи (со столицей в Иерусалиме))
  • Глеб Владимирович ((ок.987 – 1015) в крещении - Давид, князь Муромский, сын киевского князя Владимира I Святославича, погибший от руки наемных убийц (предположительно, по приказу сводного брата Глеба князя Святополка) и канонизированный Русской православной церковью)
  • Давыд Святославич ((ок.1050 - 1123) Давид Святославич, сын великого князя киевского Святослава Ярославича, внук Ярослава Мудрого)
  • Давыд Ростиславич ((1140 – 1197) Давид Ростиславич, князь смоленский, правнук Владимира Мономаха)
  • Давид I Святой ((1084 - 1153) король Шотландии)
  • Давид II, Дэвид Брюс ((1324 - 1371) король Шотландии из династии Брюсов)
  • Давид Бен-Гурион ((1886 - 1973) настоящее имя – Давид Йосеф Грин, один из создателей государства Израиль)
  • Давид Солунский ((V век - ок. 540) греческий святой, почитаемый в лике преподобных)
  • Давид IV Строитель ((1073 - 1125) царь Грузии, cын царя Георгия II, из династии Багратионов; один из самых выдающихся государственных деятелей средневековой Грузии, способствовавший объединению грузинских княжеств в единое централизованное государство)
  • Давид Валлийский (Меневийский) - покровитель Уэльса)
  • Давид Багратиони ((1767 - 1819) грузинский царевич, писатель и просветитель; Давид – имя нескольких грузинских царей)
  • Давид Фридрих Штраус ((1808 - 1874) немецкий теолог)
  • Давид Яновский ((1868 - 1927) шахматист, журналист)
  • Давид Бурлюк ((1882 - 1967) поэт и художник)
  • Давид Ойстрах ((1908 - 1974) советский скрипач и дирижер, народный артист СССР)
  • Дэвид Ливингстон, Давид Ливингстон ((1813 - 1873) шотландский путешественник, миссионер, исследователь Африки)
  • Дэвид Кэмерон ((род.1966) премьер-министр Великобритании)
  • Дэвид Боуи ((род.1947) английский рок-музыкант, вокалист, композитор)
  • Давид Рене ((1906 - 1990) французский ученый, один из крупнейших специалистов в области сравнительного правоведения. Рене Давид является также крупнейшим специалистом в области юридической географии мира (сравнительно новой науки на стыке: права, истории, географии))
  • Давид Дубровский ((род.1929) российский и советский философ, психолог, специалист в области аналитической философии сознания)
  • Дэвид Кавердейл, Дэвид Ковердейл (английский рок-музыкант)
  • Дэвид Бекхэм (английский футболист)
  • Дэвид Суше ((род.1946) английский киноактер, исполнитель роли Эркюля Пуаро в одноименном телесериале)
  • Дэвид Духовный ((род.1960) американский киноактер)
  • Дэвид Копперфильд ((род.1956) американский иллюзионист; персонаж романа Чарльза Диккенса «Жизнь Дэвида Копперфильда, рассказанная им самим»)
  • Дэйв Мэтьюс ((род.1967) южноафриканский и американский рок-гитарист и вокалист)
  • Дэви Джонс (английский поп-исполнитель)
  • Давид Гильберт, Давид Хильберт ((1862 - 1943)немецкий математик)
  • Давиде Сангвинетти ((род.1972) итальянский теннисист)
  • Давид Феррер (испанский теннисист)
  • Давид Сандвед ((1912 - 2001) норвежский архитектор)
  • Давид Мурек (польский волейболист)
  • Давид Выборный (чешский хоккеист)
  • Давид Аликес (испанский футболист)
  • Давид Столбун ((1904 - 1938) советский стратонавт, нейрофизиолог, кандидат медицинских наук, военврач 2-го ранга)
  • Давид Лория (казахстанский футболист, вратарь сборной Казахстана)
  • Давид Генрих Мюллер ((1846 - 1912) австрийский семитолог)
  • Давид Муджири (имя грузинских футболистов, отца и сына)
  • Давид Дако ((1930 - 2003) президент Центральноафриканской Республики с 14 августа 1960 г. по 1 января 1966 г. и с 20 сентября 1979 г. по 1 сентября 1981 г.)
  • Давид Гоберман ((1912 - 2003) советский и российский художник, график, фотограф, искусствовед, этнограф; член Союза художников СССР)
  • Давид Нуриев, также - Птаха a.k.a. Зануда (российский рэпер и киноактёр)
  • Давид Навара (чешский шахматист)
  • Давид Анахт, Давид Непобедимый ((конец V века - 1-я половина VI века) античный армянский философ-неоплатоник, представитель Александрийской школы неоплатонизма; в 1980 г. по решению ЮНЕСКО отмечался 1500-летний юбилей Давида Анахта)
  • Давид Морской ((1887 – 1969) настоящая фамилия - Меерзон; советский режиссёр)