Жизнь древних славян. Древние славяне: нравы и обычаи, племена и быт

Нравы древних славян очень отличались от других народов, живших и развивавшихся одновременно. Славяне не были жестокими и кровожадными. Даже на войне они оставались человечными по отношению к другим. И это подтверждено многочисленными письменными источниками.

В быту главным условием для древних славян всегда была чистота. Наверное, многие из вас помнят описания из учебников по истории, как в Европе весь мусор и помои выбрасывали из окна прямо на улицу. Кроме того, тех, кто мылся и следил за чистотой тела и одежды, считали связанными с дьяволом и нечистой силой. А у славян были бани. Они устраивали специальные банные дни. Возможно, поэтому среди славянского населения никогда не было крупных вспышек инфекционных заболеваний, как, например, чума в Европе.

Нравы древних славян были очень своеобразными:

  • Во-первых, они находились в прямой связи от их верований (язычества), которые предполагали поклонение природе, ее обожествление.
  • Во-вторых, древние славяне были необычайно трудолюбивыми. Никто не оставался без дела.
  • В-третьих, характерной чертой их была сострадательность, помощь друг другу в сложных ситуациях. Возможно, именно эти качества сделали славян таким сильным и сплоченным народом, который смог пережить столько войн и страданий.

Обычаи, нравы, традиции славян выражались в их образе жизни. Это касается абсолютно каждой стороны их жизни. И праздники, и приготовление пищи, и уход за ребенком, и шитье одежды, и ремесло… Продолжать можно бесконечно. Особенно заботились наши предки о защите себя и своей семьи, своего дома от нечисти и дурного глаза. Для этого свою одежду, свое жилище, предметы обихода они украшали оберегами, различными защитными знаками.

Также большое внимание уделяли хорошем урожаю, здоровью скота, плодородию земель. Для этого почти на каждом празднике устраивались обряды, читались заговоры. И еще древние славяне никогда не забывали о своем роде, о своих предках (щурах и пращурах). Они верили, что предки всегда помогают в трудные времена, а также направляют человека на истинный путь. Поэтому для них организовывали специальные поминальные дни.

Первые славяне возникли еще в до нашей эры, отделившись от индоевропейской общности. У них появился свой язык, своя культура. После обособления славяне начали мигрировать по территории современной Европы и России. Так произошло их деление на три ветви: восточную, западную и южную.

Обычаи и традиции славян, в основном, тесно были связаны с их языческой религией. Обычаев существовало очень много. Ими буквально был окутан каждый праздник, каждый сбор урожая, каждое наступление нового времени года. Все славянские обряды были направлены на благополучие, удачу, счастливую жизнь. И передавались они из поколения в поколение.

Быт и нравы, верования восточных славян

Восточные славяне, как и многие народы в начале новой эры, были приверженцами язычества. Они поклонялись природе, славили богов. Нам известен пантеон славянских языческих богов. В нем имеется определенная иерархия. Наиболее известными божествами являются Сварог, Велес, Перун, Макошь, Лада, Ярило. У каждого из них были свои «функции». Для своих богов славяне сооружали специальные храмы – капища и святилища. Богам приносили жертвы (требы), чтобы задобрит их или отблагодарить.

Обычаи и нравы восточных славян в целом не отличались от таковых у всех славян. Да, были свои особенности в земледелии, хозяйстве. Но обычно это было так или иначе связанно с природно-климатическими условиями.

Быт и нравы восточных славян имеют для нас наибольший интерес, потому что именно эта ветвь стала наиболее многочисленной. Она дала миру такие народы, как русские, украинцы, белорусы.

Нравы восточных славян легко проследить по чертам характера этих народов. Их отличали доброта, искренность, милосердие, великодушие. Даже вражеские народы хорошо отзывались о восточных славянах, что нашло отражение в некоторых летописях зарубежных авторов.

Восточные славяне, их быт и нравы очень сильно повлияли на их потомков. Точнее сказать, они передались им. Многие традиции и обычаи, а также праздники мы используем до сих пор. Возможно, мы даже не знаем и не задумываемся об этом. Но, если углубиться в историю, то можно обнаружить необычайное сходство современных обрядов с древнеславянскими.

Введение

Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.

Древнерусская культура - особый феномен в истории мировой культуры. Сложившись под множеством влияний и течений она в короткое время (XI - XII) вв. поставила Древнее Русское государство в ряд наиболее развитых держав и Европы, и мира. Достаточно вспомнить, что Русь этого периода постоянно именуется в иностранных источниках как "страна городов".

В данной работе предпринята попытка исследования такого аспекта жизни древних славян как их нравы, обычаи и верования. Тема эта неисчерпаемо, поэтому в данной работе предлагается рассмотреть ее в историческом аспекте. Прежде всего, решено обратиться к такому вопросу как жизнь, быт обычаи и верования восточных славян до принятия христианства. А затем рассмотреть те изменения в культуре славян, которые произошли с принятием христианства, а также проанализировать роль крещения и христианства в складывании древнерусской культуры.

Жизнь, быт, обычаи и верования восточных славян в эпоху раннего средневековья

Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, при которых были обнаружены семена злаков (рожь, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, морковь, свекла, редька). Выращивались также и технические культуры (лен, конопля). Южные земли славян обгоняли в своем развитии северные, что объяснялось различиями" в природно-климатических условиях, плодородии почвы. Южные славянские племена имели более древние земледельческие традиции, а также имели давние связи с рабовладельческими государствами Северного Причерноморья.

У славянских племен существовали две основные системы земледелия. На севере, в районе густых таежных лесов, господствующей системой земледелия была подсечно-огневая.

Следует сказать, что граница тайги в начале 1 тыс. н.э. была гораздо южнее современной. Остатком древней тайги является знаменитая Беловежская Пуща. В первый год при подсечно-огневой системе на осваиваемом участке деревья подрубали, и они высыхали. На следующий год срубленные деревья и пни сжигали, и в золу сеяли зерно. Удобренный золой участок два-три года давал довольно высокий урожай, потом земля истощалась, и приходилось осваивать новый участок. Основными орудиями труда в лесной полосе были топор, мотыга, заступ и борона-суковатка. Убирали урожай при помощи серпов и размалывали зерно каменными зернотерками и жерновами.

В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. При наличии большого количества плодородных земель участки засевали в течение нескольких лет, а после истощения почвы переходили ("перекладывались") на новые участки. В качестве основных орудий использовали рало, а впоследствии деревянный плуг с железным лемехом. Плужное земледелие было более эффективным и давало более высокие и стабильные урожаи.

С земледелием тесно было связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочего скота в южных районах использовали волов, в лесной полосе - лошадей. Важное место в хозяйстве восточных славян играли охота, рыболовство и бортничество (сбор меда диких пчел). Мед, воск, меха были основными предметами внешней торговли.

Набор сельскохозяйственных культур отличался от более позднего: рожь занимала в нем еще небольшое место, преобладала пшеница. Совсем не было овса, но были просо, гречиха, ячмень.

Разводили славяне крупный рогатый скот и свиней, а также лошадей. Важная роль скотоводства видна из того, что в древнерусском языке слово "скот" означало также деньги.

Лесные и речные промыслы также были распространены у славян. Охота давала в большей степени пушнину, чем продовольствие. Мед получали при помощи бортничества. Это был не простой сбор меда диких пчел, но и уход за дуплами ("бортями") и даже их создание. Развитию рыболовства способствовало то обстоятельство, что славянские поселения обычно располагались по берегам рек.

Большую роль в экономике восточных славян, как во всех обществах, стоящих на стадии разложения родоплеменного строя, играла военная добыча: племенные вожди совершали набеги на Византию, добывая там рабов и предметы роскоши. Часть добычи князья распределяли между своими соплеменниками, что, естественно, повышало их престиж не только как предводителей походов, но и как щедрых благотворителей.

Одновременно вокруг князей складываются дружины - группы постоянных боевых соратников, друзей (слово "дружина" происходит от слова "друг") князя, своего рода профессиональных воинов и советников князя. Появление дружины не означало на первых порах ликвидации всеобщего вооружения народа, ополчения, но создавало предпосылки для этого процесса. Выделение дружины - существенный этап в создании классового общества и в превращении власти князя из родоплеменной в государственную.

Рост количества кладов римских монет и серебра, найденных на землях восточных славян, свидетельствует о развитии у них торговли. Предметом экспорта было зерно. О славянском экспорте хлеба во II-IV вв. говорит заимствование славянскими племенами римской хлебной меры - квадрантала, получившего название четверик (26, 26л) и существовавшем в русской системе мер и весов до 1924 г. О масштабах производства зерна у славян свидетельствуют найденные археологами следы ям-хранилищ, вмещавших до 5 т зерна.

По археологическим данным мы можем судить в какой-то степени о быте древних славян. Их располагавшиеся по берегам рек поселения группировались в своего рода гнезда из 3-4 поселков. Если между этими поселками расстояние не превышало 5 км, то между "гнездами" оно достигало не менее 30, а то и 100 км. В каждом поселке жило несколько семей; иногда они исчислялись десятками. Дома были небольшие, типа полуземлянок: пол на метр-полтора ниже уровня земли, деревянные стены, глинобитная или каменная печь, топящаяся по-черному, крыша, обмазанная глиной и порой доходящая концами кровли до самой земли. Площадь такой полуземлянки была обычно невелика: 10-20 м 2 .

Несколько поселков, вероятно, составляли древнеславянскую общину - вервь. Прочность общинных институтов была настолько велика, что даже повышение производительности труда и общего уровня жизни далеко не сразу привели к имущественной, а тем более социальной дифференциации внутри верви. Так, в поселении X в. (т.е. когда уже существовало Древнерусское государство) - городище Новотроицком - не обнаружено следов более и менее богатых хозяйств. Даже скот был, видимо, еще в общинном владении: дома стояли очень тесно, порой соприкасаясь крышами, и не оставалось места для индивидуальных хлевов или загонов скота. Прочность общины на первых порах тормозила, несмотря на сравнительно высокий уровень развития производительных сил, расслоение общины и выделение из нее более богатых семей.

Приблизительно в VII - VIII вв. ремесло окончательно отделяется от земледелия. Выделяются специалисты-кузнецы, литейщики, мастера золотых и серебряных дел, позднее гончары. Ремесленники обычно концентрировались в племенных центрах - градах или на городищах - погостах, которые из военных укреплений постепенно превращаются в центры ремесла и торговли - города. Одновременно города становятся оборонительными центрами и резиденциями носителей власти.

Города, как правило, возникали при слиянии двух рек, так как такое расположение обеспечивало более надежную защиту. Центральная часть города, окруженная валом и крепостной стеной, называлась кремлем или детинцем. Как правило, со всех сторон кремль был окружен водой, так как реки, при слиянии которых строился город, соединялись рвом, наполненным водой. К кремлю примыкали слободы - поселения ремесленников. Эта часть города называлась посадом.

Древние славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Главным богом был, по-видимому, Род, бог неба и земли. Он выступал в окружении женских божеств плодородия - Рожаниц. Важную роль играли также божества, связанные с теми силами природы, которые особенно важны для земледелия: Ярило - бог солнца (у некоторых славянских племен он назывался Ярило, Хорос) и Перун - бог грома и молнии. Перун был также богом войны и оружия, а потому его культ впоследствии был особенно значителен в дружинной среде. В России, до введения христианской веры, первую степень между идолами занимал Перун, бог молнии, которому славяне еще в VI веке поклонялись, обожая в нем верховного Мироправителя. Кумир его стоял в Киеве на холме, вне двора Владимирова, а в Новгороде над рекою Волховом был деревянный, с серебряною головою и с золотыми усами. Известны также "скотий бог" Волос, или Белее, Даждьбог, Стрибог, Самаргла, Сварог (бог огня) Мокоша (богиня земли и плодородия) и др. Богам приносили жертвы, иногда даже человеческие. Языческий культ отправлялся в специально устроенных капищах, где помещался идол. Князья выступали в роли первосвященников, но были и особые жрецы - волхвы и кудесники. Язычество сохранялось и в первое время существования Древнерусского государства, а его пережитки сказывались еще несколько веков.

В договоре Олега с греками упоминается еще о Волосе, которого именем и Перуновым клялися россияне в верности, имея к нему особенное уважение, так как он считался покровителем скота, главного их богатства. - Сии. Бог веселья, любви, согласия и всякого благополучия именовался в России Ладо; ему жертвовали вступающие в брачный союз. Славяне охотно умножали число идолов своих и принимали чужеземных. Русские язычники ездили в Курляндию и в Самогитию для поклонения кумирам; следственно, имели одних богов с латышами. Купалу, богу земных плодов, жертвовали перед собиранием хлеба, 23 июня, в день св. Агриппины, которая для того прозвана в народе Купальницею. Молодые люди украшались венками, раскладывали ввечеру огонь, плясали около его и воспевали Купала. Память сего идолослужения сохранилась в некоторых странах России, где ночные игры деревенских жителей и пляски вокруг огня с невинным намерением совершаются в честь языческого идола.

24 декабря язычники русские славили Коляду, бога торжеств и мира. Накануне Рождества Христова, дети земледельцев собирались колядовать под окнами богатых крестьян, величали хозяина в песнях, твердили имя Коляды и просили денег. Святошные игрища и гадание кажутся остатком этого языческого Праздника.

Желая выразить могущество и грозность богов, славяне представляли их великанами, с ужасными лицами, со многими головами. Греки хотели любить своих идолов (изображая в них примеры человеческой стройности), а славяне только бояться; первые обожали красоту и приятность, а вторые-одну силу и, еще не довольствуясь собственным противным видом истуканов, окружали их гнусными изображениями ядовитых животных: змей, жаб, ящериц и проч.

Священники именем народа приносили жертвы и предсказывали будущее. В древнейшие времена славяне заклали в честь Богу невидимому одних волов и других животных; но после, омраченные суеверием идолопоклонства, обагряли свои требища кровию христиан, выбранных по жребию из пленников или купленных у морских разбойников. Жрецы думали, что идол увеселяется христианскою кровию, и к довершению ужаса пили ее, воображая, что она сообщает дух пророчества. В России также приносили людей в жертву, по крайней мере во времена Владимировы. Балтийские славяне дарили идолам головы убиенных опаснейших неприятелей.

У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Языческие обряды должны были обеспечить высокий урожай, здоровье людей и скота.

Особыми обрядами сопровождались важнейшие события в жизни человека - рождение, свадьба, смерть. Погребение мертвых было также действием священным между языческими славянами. Старейши на деревни объявлял жителям смерть одного из них посредством черного жезла, носимого со двора на двор. Все они провожали труп с ужасным воем, и некоторые женщины, в белой одежде, лили слезы в маленькие сосуды, называемые плачевными. Разводили огонь на кладбище и с сжигали мертвого с его женою, конем, оружием; собирали пепел в урны, глиняные, медные или стеклянные, и зарывали вместе с плачевными сосудами.

Иногда сооружали памятники: обкладывали могилы дикими камнями или ограждали столпами. Печальные обряды заключались веселым торжеством, которое именовалось стравою и было еще в VI веке причиной великого бедствия для славян: ибо греки воспользовались временем сего пиршества в честь мертвых и наголову побили их войско.

Славяне российские - кривичи, северяне, вятичи, радимичи - творили над умершими тризну: показывали силу свою в разных играх воинских, сжигали труп на большом костре и, заключив пепел в урну, ставили ее на столпе в окрестности дорог.

О культуре славянских племен известно мало. Это объясняется крайне скупыми данными источников. Меняясь с течением времени, народные сказки, песни, загадки сохранили значительный пласт древних верований. Устное народное творчество отражает разнообразные представления восточных славян о природе и жизни людей.

До наших дней дошло очень немного образцов искусства древних славян. В бассейне реки Рось был найден интересный клад из вещей VI-VII вв., среди которых выделяются серебряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами и серебряные изображения мужчин в типичной славянской одежде с узорчатой вышивкой на рубахе. Для славянских серебряных изделий из южнорусских областей характерны сложные композиции из человеческих фигур, зверей, птиц и змей. Многие сюжеты в современном народном искусстве имеют очень древнее происхождение и мало изменились с течением времени.

Любя воинскую деятельность и подвергая жизнь свою беспрестанным опасностям, наши предки мало успевали в зодчестве, требующем времени, досуга, терпения, и не хотели строить себе прочных домов: не только в шестом веке, но и гораздо попозже обитали в шалашах, которые едва укрывали их от непогод и дождя.

Славяне не имели никакой азбуки до 863 года, когда философ Константин, названный в монашестве Кириллом, и Мефодий, брат его, жители Фессалоники, будучи отправлены греческим императором Михаилом в Моравию к тамошним христианским князьям Ростиславу, Святополку и Коцелу, для перевода церковных книг с греческого языка, изобрели славянский особенный алфавит, образованный по греческому, с прибавлением новых букв: Б.Ж.Ц.Ш. Щ. Ъ. Ы. Ъ.Ю. Я.Ж. Эта азбука, называемая Кирилловскою, или Кириллицей, употребляется, с некоторыми переменами, до сих пор в России

3 ветви славян: западные (земли Словакии, Чехии, Польши),южные(сербы, черногорцы),восточные(наши предки). До 6 века наши предки жили первобытно-общинным строем. С 6 по 8 века - распад родовой общины (кровно-родственные связи), возникновение соседской общины (несвязанные родственными связями), частной собственности, возникновение государства. Древнейшими крупными, хорошо укрепленными русскими городами были: Ладога на Волхове, Новгород, Псков, Киев, Полоцк и др. Хозяйственная деятельность восточных славян основывалась на земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве. Позднее стало развиваться ремесло.

Политика военного коммунизма в годы гражданской войны(25окт.1917-1922гг.)

Военный коммунизм – социально-экономическая политика большевиков в годы Гражданской войны, имевшая целью – сосредоточение всех трудовых и материальных ресурсов в руках государства для достижения победы в Гражданской войне. Политика военного коммунизма проявлялось в области промышленности: национализация всей промышленности(передача в собственность государства),перевод на военное положение оборонных заводов и железнодорожных транспортов(все работники живут на заводе),сверхцентрализация управления промышленности, которая не допускала самостоятельности, всеобщая трудовая повинность(все граждане от 16 до 50 лет обязаны были трудиться),отменялось товарно-денежное отношение(вместо зарплаты выдавались пайки, запрещалась частная торговля). Политика военного коммунизма проявлялась в области сельского хозяйства: продразверстка (у крестьян отбиралось все, так как армия нуждалась в еде, одежде),запрещалась торговля хлебом, создавались колхозы и совхозы.

Обычаи, верования и быт восточных славян в древности. Религия восточных славян

Каждое объединение восточнославянских племён имело свои обычаи, законы, предания и даже свой "нрав". Летопись сообщает: "Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий; имеют и брачный обычай. А древляне "живут зверинским образом", убивают друг друга, едят "всё нечистое" и браков у них нет, но "умыкают девиц у воды". Радимичи, вятичи и северяне, как сообщает "Повесть временных лет", имели общий обычай: жили в лесу, подобно зверям, ели "всё нечистое". У них также не бывало браков, а устраивались игрища между сёлами с плясками и песнями; и здесь "умыкали" себе жён по сговору с ними; имели по две и по три жены. Если кто-нибудь из них умирал, то устраивали "тризну" (торжественное прощание с покойником в виде военного состязания, игры или битвы), а затем делали большую колоду из дров и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали. А после, собрав кости, вкладывали их в небольшой глиняный сосуд и ставили на столбах при дорогах. Славянские поселения обычно располагались по берегам рек и озёр в местах, пригодных для земледелия - их основного занятия. Возделывали рожь, пшеницу, ячмень, овёс, просо, бобы, горох; выращивали лён, коноплю, а также овощные культуры - репу (которая была так же распространена, как в наше время картофель; ели её в пареном виде), редьку, лук, чеснок, капусту. Для северных лесных районов была характерна подсечно-огневая система земледелия. В первый год вырубали лес, затем, когда он подсыхал, выкорчёвывали пни и поджигали их, потом в золу производили сев, предварительно вспахав землю, но часто и не делая этого. Участок, очищенный от леса, давал урожай в течение трёх-четырёх лет. Это вынуждало славян оставлять старые участки и вырубать новые. Такая система земледелия требовала огромного количества земли и заставляла селиться сравнительно небольшими посёлками. Сельское хозяйство южных территорий восточнославянского мира было более высокоразвитым, чем на севере. Этому способствовали благодатные природные условия (тёплый климат, обилие дождей) и плодородная почва. Здесь ведущим способом земледелия был перелог. Участки засевали в течение нескольких лет, а после истощения земли переходили на другое место. Использовали плуг, не известный на севере. Все эти причины обусловливали на юге более высокие и стабильные урожаи, чем на севере. Наряду с земледелием большое место в хозяйстве восточных славян занимало животноводство. Религия восточных славян была сложной, разнообразной, с детально разработанными обычаями; как и другие древние народы, славяне были язычниками. Они населили мир разнообразными богами и богинями. Были среди них главные и второстепенные, всесильные и слабые, шаловливые, злые и добрые. Важнейшими богами славян были Перун - бог грома, молнии, войны; Сварог - бог огня; Велес - покровитель скотоводства; Мокошь - богиня, оберегавшая женскую часть хозяйства; Симаргл - бог подземного мира. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос, что говорит об отсутствии устойчивого славянского межплеменного единства.

Институт транспортной техники и систем управления

(ИТТСУ)


Кафедра «Менеджмент»

Доклад

по дисциплине

История

Быт и нравы древних славян

Выполнил: студент гр. ТУП-113

Макарова А. А.

Принял: доцент, кандидат исторических наук Ульянова В.С.

МОСКВА 2012

Изучить быт, культуру и традиции древних славян.
1.Появление славян.

Славяне как сформировавшийся народ впервые были зафиксированы в византийских письменных источниках середины VI века. Самые ранние письменные свидетельства византийских авторов VI века имеют дело с уже сложившимся народом, разделённым на склавинов и антов, при этом замечая, что название венеды вытесняется первыми двумя. Ретроспективно эти источники упоминают о славянских племенах в IV веке.

2.Расселение славян до аварского вторжения.

Готский историк Иордан отмечает, что венеды, анты и склавины родственны и произошли от одного корня. Из его сообщений видно, что склавины представляли собой западную группу южной ветви славян, анты - восточную группу, а венеды - северную ветвь. Область расселения склавинов по Иордану простиралась от города Новиетуна (Исакча на нижнем Дунае или Новиодун на Саве) и Мурсианского озера до Днестра и Вислы. Анты локализовались Иорданом от Днестра до устья Днепра, насколько далеко их земли заходят на север Иордан не знал. Областью распространения венедов Иордан считал «безмерные просторы» от истоков Вислы и предгорий Карпат к востоку и северу.

3.Поселения древних славян.

Свои поселения славяне никак не укрепляли и жили в постройках, слегка углубленных в почву, или в наземных домах, стены и крыша которых держались на столбах, врытых в землю. На поселениях и в могилах найдены булавки, фибулы-застежки, кольца. Очень разнообразна обнаруженная керамика - горшки, миски, кувшины, кубки, амфоры.

Позднее славяне, как и прежде, не укрепляли своих поселков, а стремились строить их в труднодоступных местах - на болотах или на высоких берегах рек, озер. Селились они в основном в местах с плодородными почвами. Об их быте и культуре мы знаем уже гораздо больше, чем о предшественниках. Жили они в наземных столбовых домах или полуземлянках, где устраивались каменные или глинобитные очаги и печи. В полуземлянках обитали в холодное время года, а в наземных постройках - летом. Кроме жилищ найдены также хозяйственные сооружения, ямы-погреба.

4.Быт древних славян.

Раннеславянские племена активно занимались земледелием. Археологи во время раскопок не раз находили железные сошники. Часто встречались зерна пшеницы, ржи, ячменя, проса, овса, гречихи, гороха, конопли, - такие сельскохозяйственные культуры возделывали славяне в то время. Разводили они и домашний скот - коров, лошадей, овец, коз. Среди венедов было много ремесленников, трудившихся в железоделательных и гончарных мастерских. Богат найденный на поселениях набор вещей: разнообразная керамика, фибулы-застежки, ножи, копья, стрелы, мечи, ножницы, булавки, бусы.

Письменные источники и археологические материалы свидетельствуют о том, что славяне занимались:

· подсечным земледелием,

· скотоводством,

· рыболовством,

· ремеслом и торговлей,

· охотились на зверя,

· собирали ягоды, грибы, коренья.

Хлеб всегда трудно доставался трудовому человеку, но подсечное земледелие было, пожалуй, самым тяжелым. Главным орудием земледельца, взявшегося за подсеку, были не плуг, не соха, не борона, а топор. Выбрав участок высокого леса, основательно подрубали деревья, и год они засыхали на корню. Потом, свалив сухие стволы, делянку выжигали - устраивали бушующий огненный «пал». Выкорчевывали несгоревшие остатки кряжистых пней, разравнивали землю, взрыхляли ее сохой. Сеяли прямо в золу, разбрасывая семена руками. В первые 2-3 года урожай бывал очень высок, удобренная золой земля родила щедро. Но потом она истощалась и приходилось подыскивать новый участок, где вновь повторялся весь тяжелый процесс подсеки. Другого пути вырастить хлеб в лесной зоне тогда не было - вся земля была покрыта большими и малыми лесами, у которых долгое время - целые века - отвоевывал крестьянин пашню клочок за клочком.

5. Религия древнеславянских племен.

Древние славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Главным богом был Род, бог неба и земли. Важную роль играли также божества, связанные с теми силами природы, которые особенно важны для земледелия: Ярило - бог солнца (у некоторых славянских племен он назывался Ярило, Хорс) и Перун -бог грома и молнии. Перун был также богом войны и оружия, а потому его культ впоследствии был особенно значителен в дружинной среде. Кумир его стоял в Киеве на холме, вне двора Владимирова, а в Новгороде над рекою Волховом был деревянный, с серебряною головою и с золотыми усами. Известны также «скотий бог» Волос, или Белее, Дажбог, Самаргл, Сварог (бог огня) Мокоша (богиня земли и плодородия) и др. Языческий культ отправлялся в специально устроенных капищах, где помещался идол. Князья выступали в роли первосвященников, но были и особые жрецы - волхвы и кудесники. Язычество сохранялось до 988 года, до вторжения христианской веры.

В договоре Олега с греками упоминается еще о Волосе, которого именем и Перуновым клялися росичи в верности, имея к нему особенное уважение, так как он считался покровителем скота, главного их богатства. Бог веселья, любви, согласия и всякого благополучия именовался Ладо; ему жертвовали вступающие в брачный союз. Купалу, богу земных плодов, почитали перед собиранием хлеба, 23 июня. Молодые люди украшались венками, раскладывали ввечеру огонь, плясали около его и воспевали Купала. 24 декабря славим Коляду, бога торжеств и мира.

У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Языческие обряды должны были обеспечить высокий урожай, здоровье людей и скота.

6. Обычаи древних славян.

Забота о ребёнке начиналась задолго до его появления. Испокон веку славяне старались оградить будущих матерей от всевозможных опасностей, в том числе и сверхъестественных.

Но вот наступал срок ребёнку появиться на свет. Древние славяне верили: рождение, как и смерть, нарушает невидимую границу между мирами умерших и живых. Понятно, что такому опасному делу незачем было происходить вблизи людского жилища. У славян рожали обычно не в доме, а в другом помещении, чаще всего – в хорошо истопленной бане. А чтобы материнское тело легче раскрылось и выпустило дитя, женщине расплетали волосы, в избе же раскрывали двери и сундуки, развязывали узлы, открывали замки. Бытовал у наших предков и обычай: муж нередко кричал и стонал вместо жены. Зачем? Тем самым муж вызывал на себя возможное внимание злых сил, отвлекая их от роженицы!

Имя древние люди считали важной частью человеческой личности и предпочитали хранить его в тайне, чтобы злой колдун не сумел «взять» его и использовать для наведения порчи. Поэтому в древности настоящее имя человека обычно было известно только родителям и нескольким самым близким людям. Все остальные звали его по имени рода или по прозвищу.

Когда детям приходила пора перейти в следующее «качество», в разряд «молодёжи» - будущих женихов и невест, готовых к семейной ответственности и продолжению рода, им надо было выдержать испытание. Это был своеобразный экзамен на зрелость, физическую и духовную. Юноша должен был вытерпеть жестокую боль, принимая татуировку или даже клеймо со знаками своего рода и племени, полноправным членом которого он становился отныне. Для девушек тоже были испытания, хотя и не такие мучительные. Их цель – подтверждение зрелости, способности к свободному проявлению воли. И самое главное – те и другие подвергались ритуалу «временной смерти» и «воскрешения».

Итак, прежние дети «умирали», а вместо них «рождались» новые взрослые. В древнейшие времена получали они и новые «взрослые» имена, которых опять-таки не должны были знать посторонние.

Почувствовав приближение смерти, старик просил сыновей вывести его в поле и кланялся на все четыре стороны: «Мать сырая Земля, прости и прими! И ты, вольный свет-батюшка, прости, коли обидел…» потом ложился на лавку в святом углу, и сыновья разбирали над ним земляную крышу избы, чтобы легче вылетела душа, чтобы не мучила тело. А также – чтобы не вздумала остаться в доме, беспокоить живых…

Когда умирал знатный мужчина, вдовый или не успевший жениться, с ним в могилу нередко шла девушка – «посмертная жена».


Несмотря на то, что о жизни славянских племен известно мало (что объясняется крайне скупыми данными источников), народные сказки, песни, археологические раскопки помогают сохранить значительный пласт древних верований, а также разобраться в культуре и быту древних славян.

Древнейшие известия о славянах вообще и о русских в частности рисуют их жизнерадостным народом, любившим пляски, песни, музыку. Плясанья и «бесовские песни» были на игрищах меж сел; .«с плясаньем и плесканьем» совершались на Руси свадьбы; «бесовское пенье и блудное глумление» (вероятно, нескромные песни или шутки) были обычной принадлежностью пира или беседы у русских славян и после принятия христианства, как свидетельствуют о том христианские моралисты-проповедники; свое жизнерадостное настроение наши предки подогревали хмельным питьем, до которого были великие охотники. Сладкий опьяняющий напиток - мед (ό μεδος) был в большом употреблении у славян еще в V веке; им подчевали византийского посла Ириска и его спутников, ехавших в стан к Аттиле, оседлые жители Паннонии, перевозившее послов на лодках через реки. Араб Кардизи писал о восточных славянах, что у них водится много меда и вина; у одного человека бывает по сту жбанов меда. Ибн-Фадлан, рассказывая о купцах, приезжавших из Руси, писал между прочим: «они весьма склонны к вину, пьют его днем и ночью, так что случается им иногда и умирать с кружкой в руках». Византиец Скилица, описывая болгарский поход Святослава, рассказывает, что воины Святослава не помнили об осторожности, пьянствуя по целым ночам, увлекаясь свирелями, бубнами и плясками. Можно поэтому думать, что подлинная действительность нашла себе выражение в известном изречении, вложенном нашим книжником XI века в уста князю Владимиру: «Руси есть веселие пити, не можем без того быти».

Эта жизнерадостность в связи с давнишним экономическим общением с другими народами, породила некоторые черты славянского характера, о которых согласно говорят иноплеменные наблюдатели. Византийский император Маврикий писал о славянах: «они ласковы с чужеземцами, принимают их у себя, провожают от одного места в другое, куда ему нужно, и даже, если гостю приключится какая-либо беда по вине хозяина, то тот, кто принял после него гостя, выступает против нерадивого, считая честью для себя заступиться за гостя». Подобные же отзывы дают арабские писатели о русских славянах и немецкие - о западных. Русь, по словам арабского писателя IX века, «чтит чужеземца и приветливо обходится с отдающимися под ее попечение, либо часто бывающими у нее и охраняет их от всяких приключений». «Нет народа, - пишет Адам Бременский о поморских славянах, - более гостеприимного, чем они». Эта выработавшаяся особенность народного характера, в свою очередь, явилась благоприятным условием для дальнейшего культурного общения славян и даже слияния их с соседними народностями.

Общение с иноплеменниками и его последствия.

Выше было указано на то, что восточные славяне после своего расселения по южным пространствам нашей страны вступили в оживленные торговые сношения с греческими колониями на Черном море и Византией, а также с Хазарией, Болгарией и халифатом. Эта торговля содействовала образованию среди восточного славянства класса богатых, состоятельных людей - лучших, вячших, купцов, которые заводили известную роскошь в своей одежде, пище, домашней обстановке и вооружении, пользуясь для этого привозными изделиями Греции, Востока, Скандинавских стран. Но наряду с дорогими тканями, украшениями, винами, оружием в эту среду стали проникать и семена образованности, книжного учения. К началу Х века в нашей стране существовала уже письменность. Купцы, приезжавшие из Руси в Царьград, по свидетельству Олегова договора с греками 912 года, составляли иногда «рукописание», т. е. письменное духовное завещание. Ибн-Фадлан, видевший в 921 году погребение знатного русса в Итиле, сообщает, что руссы ставили над могилами своих покойников столбы, на которых надписывали имена умерших и того князя, при котором он умер. Хотя все эти известия относятся к руси, а не славянам, но русь в то время, по всем признакам, была уже туземным классом, в состав которого входили не только пришлые варяги, но и славяне.

Но общение с соседями приводило не только к повышению, но и к известному понижению культурного уровня восточного славянства. В этом отношении с течением времени должно было произойти известное расслоение среди восточных славян, различие между ветвями их, расселившимися в южных пространствах, и ветвями, расселившимися в северных пространствах.