Живопись маслом. Технология. Основы рисования масляными красками Этапы живописи маслом

В масляной живописи существует множество техник и приемов работы с красками. Художник сам решает, какие способы ему ближе и интереснее применить. В основе всегда присутствуют два приема: однослойная и многослойная техники.

Однослойная техника масляной живописи.

Наносится предварительный рисунок будущей картины. Картина пишется в короткий срок. Краска не должна высохнуть , так как при нанесении красочных мазков художник подмешивает их друг в друга, создает новые оттенки прямо на холсте . Этот прием еще называют ALLA PRIMA (в один прием). Он позволяет работать на пленэре или с этюдом небольшого формата. Работая жесткими или мастихином, картина получается фактурной. Густо накладывая краску, можно формировать, двигать и перемешивать красочный слой. Краски отличаются друг от друга своими свойствами. Например, белила и кадмий имеют плотную структуру, что позволяет работать пастозно (пастообразно) или корпусно. Не всегда хватает одного сеанса для завершения картины. Для того, чтобы краска не сохла слишком быстро, картину ставят в прохладное и защищенное от солнца место.

Многослойная техника масляной живописи.

Длительная работа над картиной требует нанесения двух или более слоев краски. Первый слой – подмалевок. Художник наносит на холст рисунок и прописывает слой, на котором видны основные тональные пятна. Следующий слой — прописка и детализация. Прежде чем приступить к дальнейшей работе, предыдущий слой должен просохнуть . Иначе краска жухнет и тускнеет. Это связано с тем, что невысохшие краски впитывают масло из свеженанесенных слоев. Перед работой достаточно будет промаслить картину.

прописка и детализация в масляной живописи

Современные художники сочетают обе техники, чередуют красочные слои, достигая глубины, насыщенности и яркости цвета. Используя текстурную пасту, художник буквально лепит фактуру, выдвигая тем самым объекты на передний план. Щетинной кистью и мастихином можно создать шероховатость, бугристость поверхности. А затем добавить красочных слоев, отвечающих художественному замыслу автора.
Не ищите специального рецепта смешения красок, не подражайте понравившемуся автору! Индивидуальность художника проявляется в авторской манере письма. Идите своим путем, приобретая видение и навыки в рисовании. На наших

Сейчас многие в качестве хобби выбирают себе рукоделие или различные варианты художественного творчества. В условиях заполненности рынка товарами массового производства возрастает спрос на сувениры ручной работы. Фотографии или компьютерные иллюстрации распечатываются многократно. Эксклюзивную вещь вы сможете создать изучив, как писать для начинающих. Освоить эту технику живописи вполне возможно даже новичку. Так вы изготовите прекрасный подарок или украшение для интерьера. Даже если попытаться в точности повторить один сюжет дважды, идеальной копии все равно не получится. Это и обуславливает уникальность подлинников произведений искусства.

Подготовка материалов

Чтобы создавать картины маслом для начинающих, потребуется следующее:

  • основа (холст или ДВП);
  • краски;
  • кисти;
  • растворитель (уайт-спирит) и небольшая емкость для него;
  • палитра для смешивания цветов.

Профессионалы также используют мастихины — специальные металлические гибкие лопатки с деревянной ручкой, которыми наносят краски на холст. Новичку достаточно освоить кисти. Кроме того, профессионалы пишут картины на мольберте или специальном этюднике, если выходят работать на природу, чтобы написать с натуры картины для начинающих художников — сюжет достаточно сложный. Лучше делать их по воображению или используя фотографию. Так будет проще.

С точки зрения профессионалов, работать на мольберте удобнее, так как легче отходить и оценивать результат издалека. В своем первом опыте можете заниматься и на поверхности стола, хотя лучше взять какую-нибудь фанерку и положить ее себе на колени или поставить на стул под наклоном. Такой обзор своей работы позволяет лучше оценить ее качество и вовремя заметить ошибки. Хотя для первого опыта стоит делать так, как удобно и комфортно именно вам, чтобы не отвлекаться от главного.

Обратите внимание, что краски расходуются неравномерно, поэтому для новичка лучше приобрести их по отдельности. Форма выпуска предлагается различного объема. Быстрее всего уходят белила, а вот черная краска используется в очень малых количествах. Имеет смысл определиться сначала с сюжетом, а потом приобрести краски соответствующих оттенков. Для вам потребуется один набор, а для летнего пейзажа - другой. Чтобы зря не истратить деньги на ненужные колеры, лучше купить только необходимые в примерно требующемся количестве. Хотя на самом деле все оттенки можно получить имея только три основных цвета (желтый, красный, синий), а также белый и черный.

Какую выбрать основу?

Традиционно маслом пишут на холсте, но новичку это может показаться сложным, так как ткань нужно натягивать на подрамник и грунтовать. Однако современные технологии продвинулись и в этом направлении. В специализированных магазинах продаются готовые основы, на которые сразу наносят краски. Стоят они недешево, но новичку подойдут в самый раз, так как значительно облегчают работу.

Еще один вариант — использование ДВП. В хозяйстве любого мужчины есть обрезки этого материала, хранящиеся после ремонтных работ. Найти его несложно, попросив у друзей, родственников или знакомых. Кто-нибудь обязательно пользовался им и держит в кладовке остатки на всякий случай.

Фактура сторон ДВП отличается, одна выглядит абсолютно гладкой, а другая — шероховатой, отдаленно напоминающей тканую структуру. Использовать можно обе, но на шершавую поверхность лучше нанести большее число слоев грунта, иначе цвет может казаться в дальнейшем тускловатым, так как краска будет как бы проваливаться в структуру такого "полотна".

Если вы в первый раз решили попробовать технику написания картины маслом для начинающих, можно воспользоваться готовой ДВП-основой с уже нанесенным грунтом. Они также продаются в специализированных магазинах для творчества. Размер листа лучше брать маленький, не больше альбомного. Когда наработаете некоторый опыт, приобретете или загрунтуете самостоятельно формат любого размера.

Можно заказать сразу раму для вашей будущей картины. Оформленным, любое полотно выглядит элегантным и законченным. Однако чаще всего багет подбирают по цвету, ширине к уже готовой работе. Это тоже интересный и творческий процесс. Увидев одно и то же изображение в разных рамах, вы поймете, насколько отличающееся впечатление производит полотно. В хорошей раме изысканно выглядят даже картины маслом начинающих художников, а плохое оформление способно испортить полотно профессионала. Так что к этому этапу нужно тоже относиться очень внимательно.

Если вы все-таки решили подготовить основу из ДПВ самостоятельно, простой и дешевый способ — использование обычного желатина, можно добавлять в него клей ПВА, чтобы цвет получился белым. Наносить такой грунт следует в несколько слоев с предварительным высыханием предыдущего. Трех раз будет вполне достаточно. Вы должны ощущать, что поверхность стала другой. Когда основа подготовлена, можно переходить к

Виды кистей

Для работы маслом используют щетину или синтетику. Их ворсинки твердые, упругие, хорошо взаимодействуют с составом краски. Для начала можно приобрести две-три штуки. Тонкая, например №1, потребуется для проработки деталей, широкие нужны для выполнения больших поверхностей фона в случае с пейзажем — неба, травы, воды, драпировок в натюрморте. Не используйте для работы маслом беличьи кисти. Они испортятся. После каждого применения, особенно если вы собираетесь сделать большой перерыв в творческом процессе, тщательно мойте растворителем инструменты, чтобы краска не засохла на них.

Картины маслом для начинающих поэтапно

Если учесть, что материалы и основа у вас подготовлены, создание полотна независимо от сюжета состоит из следующих шагов:

1. Наносите на холст линейный рисунок простым карандашом или сразу краской.

2. Распределите тени и блики — самые темные и яркие участки изображения соответственно.

3. Выполните фон и все крупные объекты.

4. Прорисовывайте мелкие детали.

Не забывайте постоянно отходить от картины, оценивая результат издалека. В процессе работы старайтесь смешивать на палитре разнообразные оттенки цветов. Последним штрихом будет оформление картины в раму.

Сюжеты

Чтобы сделать простые картины маслом для начинающих, выбирайте соответствующую тематику. Легче всего сделать натюрморт, то есть композицию из предметов быта, вазы с цветами. Если работать с натуры, а времени в первый раз вам потребуется много, используйте такие объекты, которые не изменятся через неделю. Возможно, вам придется делать картину за несколько приемов, поэтому, составляя натюрморт для сюжета картины маслом для начинающих, цветы лучше не использовать. Они могут поменять окрас, завянуть, или распустятся новые бутоны. Восприятие композиции изменится. Вам будет сложно. Проще всего работать с фотографией или копировать понравившееся нетрудное изображение. Не берите сюжеты с большим количеством деталей. Очень сложно написать портрет.

Как сделать пейзаж?

Если вы хотите украсить стену видом природы, выполненным самостоятельно, лучше воспользоваться пособием о том, как написать картины маслом для начинающих поэтапно. По готовой инструкции это сделать вполне возможно. Главное — понять, из каких элементов состоит изображение, и работать лучше начинать с заднего плана и общего пространства, двигаясь последовательно к более мелким деталям, расположенным ближе к зрителю.

Отправляемся на пленэр

Писать картины маслом на природе очень приятно, однако работать надо быстро, так как погода может испортиться, да и солнце постоянно перемещается, изменяя направление света и теней. Начинающие художники могут воспользоваться фотоаппаратом, засняв первоначальный Если вы устанете долго работать в первый раз, потом сможете доделать картину дома.

Как нарисовать цветы?

Если вы хотите украсить интерьер комнаты написанной маслом картиной с букетом в вазе, в качестве первого опыта лучше выбирать Отлично подойдут астры. Их сделать несложно, так как они представляют собой простую эллиптическую форму, а мелкие лепестки легко выполнить отдельными мазками по кругу. Также подойдут ромашки, подсолнухи, сирень, люпины, мимоза — одним словом, выбирайте те, у которых соцветия или отдельные элементы простой четкой формы, которую можно создать за один мазок, прорисовав несколько деталей потом. Ваша задача - не передавать фотографическую точность объекта, а создать красивое впечатление от увиденного.

Итак, вы узнали как создать картины маслом для начинающих. Выбирайте понравившийся сюжет, покупайте необходимые материалы и начинайте увлекательный творческий процесс.

Приветствую вас, дорогие читатели!
В этой статье будем говорить про основы работы масляными красками. Безусловно это самая популярная техника в мире. Величайшие мастера живописи на протяжении веков изучали, улучшали и творили масляными красками.

Кстати, а знаете ли вы, когда появились первые краски на масле? Вероятнее всего вы подумали о 14-15 веке и… ошиблись. Так думают многие. Но вот совсем недавно ученые сделали … Откройте и вы эту новость!

Детализация картины тонким лайнером

Вполне логично, если и вы хотите начать свое творчество именно с масляных красок. И если раньше вы никогда этим не занимались, но очень хотите начать, стоит сначала узнать, что должно быть под рукой у начинающего художника и как начать рисовать масляными красками.

Как создать свой собственный набор художника?

  • Покупаем необходимые краски

Мой главный совет начинающим художникам: покупайте качественные краски сразу , не пытайтесь сэкономить! От дешевых красок польза не велика, зато головной боли будет уйма. Когда вы будете постоянно практиковаться, то сможете оценить качество ваших работ, которые напрямую будут зависеть от качества красок.

Совершенно не обязательно покупать большой набор, так как всегда остаются цвета, которые никогда не используются. Чтобы начать писать масляными красками, достаточно ограничиться несколькими отдельными тюбиками. Для выработки навыка, начинающему художнику рекомендуется иметь такую палитру:


Вообще же, палитра краскок состоит из 3-ех основных (первичных) , из которых путем смешивания получаются все остальные цвета (вторичные и третичные) И когда вы научитесь смешивать их, то поймете, как и из чего получается. Все вокруг нас, состоит только из красного, синего и желтого… Удивительно, не правда ли?

  • Выбираем кисти

Второй важный совет художникам- новичкам: будьте внимательными при покупке кистей! Осмотрите их, чтобы соединение (зажим) между ворсом и ручкой был максимально плотный. Поверьте, мало приятного в том, когда вылезает ворс из кисти и его все время приходиться снимать с влажного холста!

По опыту скажу, что хорошие кисти прослужат вам не один год , если они качественные и вы с ними правильно обращались.

Начинающим рисовать масляными красками я рекомендую начать с плоских и полукруглых плоских кистей. Достаточно приобрести 3-5 размеров.

Качественные кисти зачястую становятся любимыми

Со временем можно добавить в коллекцию ретушные, веерные и линейные кисти. В другой статье- подсказке вы можете подробнее узнать, какие кисти бывают по размеру, форме и

  • Подбираем разбавители и растворители

Чтобы разбавлять (разжижать) масляную краску до нужной консистенции, необходимо специальные жидкие вещества: в основном терпентин или очищенное льняное масло. Также многие художники пользуются «Тройниками» — вспомогательными средствами для разведения краски. На рынке иностранных производителей имеются различные медиумы, которыми пользуюсь и я.

Важные вещи для каждого художника

Не рекомендуется для разбавки использовать растворители в чистом виде (уайт-спирит, скипидар), потому что они ломают структуру масляной краски и «крадут» ее блеск. Но растворитель вам все равно будет нужен для очистки кистей и других инструментов, а также запачканные руки от краски.

  • Покупаем палитру

Невозможно представить работающего художника над картиной, без палитры в руках! Эта полезная вещь выполняет несколько функций: на ней размещают краски, на ней смешивают краски, на нее крепятся масленки (специальные емкости) с разбавителями масляных красок.

Поэтому, чтобы правильно рисовать масляными красками и создавать множество оттенков, рекомендую обзавестись подходящей палитрой. Деревянной или пластиковой, большой или маленькой, квадратной или круглой.… Тут выбор за вами.

  • Готовим холст

В качестве основы для масляной живописи, чаще всего используют холст. К счастью, современный художник может купить готовый грунтованный холст на подрамнике.

Практически в каждом художественном магазине в продаже есть холсты разных размеров и из разных материалов: натуральные (лен, хлопок) и синтетика. Я же советую натуральные материалы, они более плотные и не сильно провисают со временем.

Если у вас есть желание подготовить холст самостоятельно, то для этого нужно подготовить подрамник и очень туго натянуть на нее ткань. Потом необходимо загрунтовать ткань, чтобы получился холст. Провисания холста обычное явление, поэтому после грунтовки нужно перетянуть холст чуть плотнее. Подробнее о том, как сделать холст своими руками

Готовим холст сами

Примечание: самой лучшая основа для холста – лен. Он бывает мелкозернистый, среднезернистый и крупнозернистый. От зернистости холста зависит мазок на поверхности. О выборе холста

  • Приобретаем мольберт

Конечно, научиться рисовать масляными красками можно и без мольберта, прикрепив холст к любой поверхности. Но все же с мольбертом намного удобнее: он устанавливается под нужным углом на уровне глаз и дает лучший обзор картины.

С мольбертом удобно не только писать, но и находить недочеты в работе, и сразу жеисправлять их. Мольберт- надежная подставка для вашей будущей картины! Они бывают разные по высоте и удобству, а также настольные мини- мольберты для маленьких размеров холстов.

  • Запасаемся вспомогательными аксессуарами

Вы уже подумали, где будут стоять ваши кисти? А где вы их будете мыть? Чем будете оттирать краску с рук и других принадлежностей? Обязательно запаситесь баночками, в которых будете мыть кисти, бумажными салфетками, старыми газетами и несколькими хлопчатобумажными тряпочками.

Эти важные мелочи всегда должны быть у вас под рукой, чтобы вы могли спокойно работать и сосредоточить свое внимание на картине, а не на материалах. Все это будет вам незаменимо в работе, чтобы очистить кисть или мастихин, или, например, снять с холста лишнюю краску и вытереть испачканные руки.

  • Другие важные материалы и принадлежности

Незаменимый инструмент для работы с маслом - мастихин! С его помощью удобно снимать излишек краски с холста и переносить его на палитру. А еще он оставляет восхитительно объемные мазки! В принципе, достаточно одного мастихина.

Но если вы решили научиться хорошо рисовать масляными красками и посвятить этому занятию много времени, лучше приобрести несколько таких инструментов разных форм и размеров.

Этюдник – специальный ящик для транспортировки красок и принадлежностей для живописи. Очень понадобится вам, если вы решите выйти писать маслом на природу или пленэр, как это еще называют (от французского Plain air – на открытом воздухе, на свежем воздухе)

Масленки — маленькие емкости с зажимом, с помощью которых они прикрепляются к палитре. Бывает двух видов: простая и двойная.

Еще один важный элемент - защитный лак. Готовую картину обычно покрывают лаком через 6-8 месяцев после завершения работы. Лак защищает картину от ультрафиолета, влаги и потемнения…. Ну, и еще ряд причин, зачем покрывать картину лаком. Кроме того, лак делает краски насыщеннее и ярче, придавая интенсивности красочному слою. Как покрыть картину лаком можно

Как начать правильно писать масляными красками, когда набор художника собран?

Итак, вы собрали все необходимое, грунтованный холст закрепили. Что же делать дальше? Начинайте писать!

Я знаю, что у многих начинающих художников возникает страх перед белым холстом , что то может пойти не так и все будет испорчено. Не бойтесь, ведь главное, просто начать! А вот как перестать бояться и начать писать картины, .

Можно начать с незамысловатого сюжета, что в голову придет… Например, мозаичный рисунок выбранными яркими красками, который состоит из разных фигур, форм и символов. Ну, как древнеегипетские, помните? А можно взять готовое изображение, и попытаться его скопировать на холст…

Начните рисовать — почувствуйте силу цвета!

Существуют . Самые распространенные их них - многослойная живопись и Алла-прима. В них написано большинство самых знаменитых полотен, хотя есть и множество других техник.

О них вообще и о правилах письма мы будем говорить подробнее в другой статье, сейчас же вам нужно начать, чтобы просто почувствовать краски, кисть и холст.

Кстати, знаете ли вы, что творческие люди обладают Почитайте, может вы от природы творец, просто об этом не догадывались!

Вот еще несколько советов:

  • Обустройте уголок для рисования в квартире. Света должно быть достаточно, чтобы работать днем без дополнительной подсветки. Именно в месте наилучшего естественного освещения ставим мольберт. Если естественного освещения недостаточно, воспользуйтесь дополнительным освещением, чтобы на мольберт хорошо падал свет.
  • Старайтесь наносить масляные краски ровно, добейтесь равномерности на холсте. Если очень хочется нанести второй слой, не торопитесь; иногда нужно дать время для того, чтобы первый слой просох.
  • Смешивайте краски! Экспериментируйте с оттенками. Помните, что белый делает любой цвет светлее, а черный - темнее, с их помощью легко добиться нужного оттенка теней и бликов. Но сильно не увлекайтесь черным и белым, так как белила титановые, например, делают некоторые цвета мутными, а черным цветом вообще редко пользуются в классической живописи. Хоть в продаже у каждого производителя имеется несколько черных оттенков. Альтернатива черному цвету может стать темный индиго… он мягче и нежнее на вид.

« Живопись - самое доступное и удобное из искусств» - Иоганн Гете, немецкий поэт, философ и мыслитель

Этих маленьких хитростей достаточно, чтобы начать рисовать масляными красками. Если вам понравится Арт-процесс и вы захотите вникнуть в него глубже, на более современном уровне, я с удовольствием поделюсь с вами своим опытом

Дополнительные Видео- советы:

Друзья, чтобы статья не затерялась среди множества других статей в паутине интернета, сохраните ее в закладках. Так вы сможете вернуться к прочтению в любой момент.

Задавайтеваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы

Великий деятель, ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи говорил: "Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат". И с ним нельзя не согласиться. Настоящее искусство поистине воспринимаешь всесторонне. Мы и видим, и созерцаем, и слышим, и в душе храним понравившиеся нам произведения искусства. А мировые шедевры остаются в нашей памяти на долгие годы.

Жанры и виды живописи

Рисуя картину, мастер выполняет ее в определенном состоянии, особом характере. Произведение не получится полноценным, достойным любви и внимания, если на нем будут изображены лишь форма и цвет. Художник обязан наделить предметы душой, людей - харизмой, искрой, может быть, тайной, природу - своеобразными чувствами, а события - настоящими переживаниями. И в этом творцу помогают жанры и виды живописи. Они позволяют правильно передать настроение эпохи, события, факта, лучше уловить главную мысль, образ, пейзаж.

Среди основных можно назвать такие, как:

  • Исторический - изображение фактов, моментов истории разных стран и эпох.
  • Батальный - передает сцены сражений.
  • Бытовой - сюжеты повседневной жизни.
  • Пейзаж - это картины живой природы. Различают морской, горный, фантастический, лирический, сельский, городской, космический пейзажи.
  • Натюрморт - иллюстрирует неодушевленные предметы: кухонную утварь, оружие, овощи, фрукты, растения и т. д.
  • Портрет - это изображение человека, группы людей. Нередко художники любят писать автопортреты или холсты с изображением своих возлюбленных.
  • Анималистический - картины о животных.

Отдельно можно выделить еще сюжетно-тематический жанр и отнести сюда произведения, предметом которых являются мифы, сказания, былины, а также картины бытового содержания.

Виды живописи также подразумевают под собой отдельные Они помогают художнику достичь совершенства при создании полотна, подсказывают ему, в каком направлении двигаться и работать. Существуют следующие варианты:

- Панорама - изображение местности в широкомасштабном формате, общий вид.

- Диорама - изогнутое полукругом изображение сражений, зрелищных событий.

- Миниатюра - рукописи, портреты.

- Монументально-декоративная живопись - роспись на стенах, панно, плафонах и т. д.

- Иконопись - картины на религиозную тематику.

- Декорационная живопись - создание художественных декораций в кино и театре.

- Станковая живопись - другими словами, картины.

- Декоративная роспись повседневных предметов жизни.

Как правило, каждый мастер изобразительного искусства выбирает для себя один какой-то жанр и вид живописи, который наиболее близок ему по духу, и преимущественно работает только в нем. Например, Иван Константинович Айвазовский (Ованнес Гайвазян) трудился в стиле морского пейзажа. Таких художников еще называют маринистами (от "марина", что в переводе с латинского означает "морская").

Техники

Живопись - это некая манера исполнения сюжета, его ощущение сквозь мир красок и мазков. И конечно, такое воспроизведение невозможно осуществить без использования определенных техник, шаблонов и правил. Само понятие "техника" в изобразительном искусстве можно определить как свод приемов, норм и практических знаний, с помощью которых автор наиболее точно, близко к реальности передает идею и сюжет картины.

От того, какой род материалов, тип полотна будет взят для создания произведения, зависит и выбор техники написания картины. Иногда художник может индивидуально подойти к своей работе, воспользоваться смешением разных стилей и направлений. Такой авторский подход позволяет создавать поистине уникальные произведения искусства - мировые шедевры.

В техническом отношении выделяют несколько вариантов живописи. Рассмотрим их детальнее.

Живопись древних времен

История живописи начинается с наскальных изображений первобытного человека. В это время картины не отличаются живостью сюжетов, буйством красок, но своеобразная эмоция в них была. И сюжеты тех лет отчетливо информируют нас о существовании жизни в далеком прошлом. Линии предельно просты, тематика предсказуема, направления однозначны.

В античные времена содержание рисунков становится более разнообразным, чаще изображают животных, разные вещи, делают целые жизнеописания на всю стену, особенно если картинки создаются для фараонов, в которую тогда очень верили. Примерно еще через две тысячи лет начинают приобретать краски.

Древняя живопись, в частности, древнерусская, хорошо передана и сохранена в старых иконах. Они являются святыней и лучшим примером, передающим красоту искусства от Бога. Цвет у них уникален, а назначение - совершенно. Такая живопись передает нереальность бытия, образов и поселяет в человеке мысль о божественном начале, о существовании идеального искусства, на которое надо равняться.

Развитие живописи не проходило бесследно. За долгое время человечеству удалось накопить настоящие реликвии и духовное наследие многих столетий.

Акварель

Акварельная живопись отличается яркостью красок, чистотой цвета и прозрачностью нанесения на бумагу. Да, именно на бумажной поверхности лучше всего работать в этой технике изобразительного искусства. Рисунок быстро высыхает и в результате приобретает более светлую и матовую текстуру.

Акварель не позволяет достигнуть интересных отливов при использовании темных, однотонных оттенков, но прекрасно моделирует цвет, если слои накладывать один на другой. В этом случае получается найти совершенно новые, необычные варианты, которые трудно получить другими художественными приемами.

Трудности работы с акварелью

Сложность работы в такой технике, как акварельная живопись, состоит в том, что она не прощает ошибок, не допускает импровизации с кардинальными изменениями. Если вам не понравился нанесенный тон или вы получили совершенно не тот цвет, который хотели, то исправить это вряд ли удастся. Любые попытки (вымывание водой, выскабливание, смешение с другими цветами) могут привести как к получению более интересного оттенка, так и к полному загрязнению картины.

Изменение месторасположения фигуры, предмета, всяческое улучшение композиции в этой технике по сути невозможно сделать. Но благодаря быстрому высыханию красок на живопись идеально подходит для нанесения эскизов. А в плане изображения растений, портретов, городских пейзажей может соперничать с работами, выполненными маслом.

Масло

Каждая из технических разновидностей живописи отличается своей спецификой. Это касается как манеры исполнения, так и художественной передачи образа. Масляная живопись - это одна из самых любимых техник многих художников. Работать в ней сложно, поскольку она требует определенного уровня знаний и опыта: начиная от подготовки необходимых предметов, материалов до заключительного этапа - покрытия получившейся картины защитным слоем лака.

Весь процесс письма маслом достаточно трудоемкий. Независимо от того, какую вы основу выбрали: полотно, картон или оргалит (древесноволокнистая плита), сначала ее необходимо покрыть грунтом. Он позволит хорошо ложиться и держаться краске, не выделяться из нее маслу. Также придаст фону нужную фактуру и цвет. Видов и рецептов различных грунтов очень много. И каждый художник предпочитает свой, определенный, к которому привык и который считает оптимальным вариантом.

Как уже говорилось выше, работа проходит в несколько этапов, и завершающим является покрытие картины лаковыми веществами. Это делается для того, чтобы уберечь полотно от влаги, появления трещин (сеточки) и других механических повреждений. Масляная живопись не терпит работы на бумаге, но благодаря целой технологии нанесения красок позволяет сохранить художественные произведения в целости и сохранности на века.

Изобразительное искусство Китая

Особое внимание хочется уделить эпохе китайской живописи, поскольку она имеет особую страничку в истории Восточное направление живописи развивалось на протяжении более чем шести тысяч лет. Его становление было тесно связано с другими ремеслами, социальными изменениями и условиями, происходящими в жизни людей. Например, после введения буддизма в Китае большое значение приобрели религиозные фрески. Во времена (960-1127 гг.) популярными становятся картины исторического характера, рассказывающие в том числе и о повседневной жизни. Пейзажная живопись зарекомендовала себя как самостоятельное направление уже в IV веке н. э. Изображения природы создавались в сине-зеленых красках и китайскими чернилами. А в девятом веке художники все чаще стали писать картины, на которых изображали цветы, птиц, фрукты, насекомых, рыб, воплощая в них свои идеалы и характер эпохи.

Особенности китайской живописи

Традиционная китайская живопись отличается особым стилем, а также используемыми материалами для рисования, что, в свою очередь, оказывает влияние на методы и формы восточного искусства. Во-первых, китайские живописцы используют для создания картин специальную кисть. Она похожа на акварельную и имеет особо острый кончик. Такой инструмент позволяет создавать утонченные работы, а, как известно, стиль каллиграфии до сих пор широко применяется в Китае. Во-вторых, в качестве красок везде используются чернила - китайская тушь (бывает, что вкупе с другими цветами, но и как самостоятельная краска тоже применяется). Это происходит уже в течение двух тысяч лет. Также стоит отметить, что до появления бумаги рисовали в Китае на шелке. Сегодня современные мастера художественного дела выполняют свои работы как на бумажной основе, так и на шелковой поверхности.

Это далеко не все технические возможности живописи. Кроме вышеупомянутых, существует еще множество других (гуашь, пастель, темпера, фреска, акрил, воск, живопись на стекле, фарфоре и т. д.), в том числе есть авторские варианты художественного искусства.

Эпохи живописи

Как и любой вид искусства, живопись имеет свою историю становления. И прежде всего, она характеризуется разными этапами развития, многогранными стилями, интересными направлениями. Не последнюю роль здесь играют эпохи живописи. Каждая из них затрагивает не просто кусочек жизни народа и не только время каких-то исторических событий, а целую жизнь! Среди наиболее известных периодов в искусстве живописи можно выделить: эпохи Возрождения и Просвещения, творчество художников-импрессионистов, модерн, сюрреализм и многие-многие другие. Говоря иначе, живопись - это наглядная иллюстрация определенной эпохи, картина жизни, миросозерцание глазами художника.

Понятие "живопись" дословно означает "писать жизнь", изображать реальность живо, виртуозно, убедительно. Передавать на своем полотне не только каждую деталь, любую мелочь, мгновение, но и настроение, эмоции, колорит того или иного времени, стиль и жанр всего произведения художественного искусства.

16. Живопись маслом. Начальные сведения о технике.

В художественной школе New Art Intention ближе к окончанию основных курсов живописи и курсов рисования начинающие художники начинают использовать живопись маслом . Из-за сложности новой техники возникает множество вопросов, и, памятуя о том, что новое - это хорошо забытое старое, мы решили опубликовать статью «Начальные сведения о технике живописи маслом» . Эта статья была написанна художником Ф. И. Рербергом (1865—1938), и напечатана в журнале «Юный художник» № 9 за 1937 г. В ней есть несколько устаревшие методы и техники для современных художников, но полностью действенные, если вы находитесь «в полевых» условиях, где до магазина с художественными материалами и принадлежностями не добраться. И это бесценно! Потому как мало кто из художников сейчас сам набивает кисти, готовит краски и лаки, грунтует холсты. Но, может быть, стоит попробовать?

Статья полностью перепечатана, «как есть», с пояснениями от редакции 1961 года (выделено курсивом). Наши комментарии будут ниже.

Всю кропотливую работу по набору и редактированию этой статьи (и нескольких уроков) взяла на себя Катя Разумная , за что мы выражаем ей глубокую благодарность.

Начальные сведения о технике живописи маслом.

Прежде чем приниматься за живопись масляными красками, начинающему художнику необходимо знать, что собой представляют масляные краски и как с ними обращаться. Работая водяными красками (акварелью), вы, вероятно, замечали, что на дне стакана, в котором вы споласкиваете кисточку, осаждается мелкий порошок. Этот-то порошок и сообщает цвет краске. Окрашивающее вещество называется пигментом. Если порошок (пигмент) смешать не с клеем, на котором приготовляются все водяные краски, а с маслом, получится краска масляная. Для этой цели чаще всего применяется льняное масло, реже ореховое, маковое и подсолнечное. Эти масла на воздухе, высыхая, не испаряются, как вода, а, подобно клею, обращаются в твердую массу. Есть масла, например оливковое, которые всегда остаются жидкими, и краска, смешанная с ними, никогда не высыхает. Другие жидкие масла улетучиваются, как вода. Приготовленная на них краска быстро становится сухим порошком. Порошок краски не просто смешивается с маслом, а растирается с маслом. Небольшие количества краски растираются курантом (так называется каменное грушевидное тело с плоским основанием). Краску, смешанную с маслом, трут курантом на каменной плите. Движение куранту придают то кругообразное и поступательное, то прямолинейное в разные стороны и трут до тех пор, пока вся краска не обратится в однородную массу, в которой порошок на ощупь совершенно не чувствуется. Курант и плита должны быть сделаны из очень твердого камня (порфир, гранит). Каменную плиту можно заменить толстым зеркальным стеклом. На заводах художественных красок краски трутся на специальных машинах — краскотерках.

Готовая тертая краска набивается в оловянные трубочки (тюбики), закрытые привинченными головками. Краска изготовляется такой густоты, чтобы ее можно было свободно брать кистью и писать, ничем не разбавляя. Краски в таком виде и продаются. Если купленная нами краска окажется слишком густой, придется добавить каплю-другую масла. Бывает, наоборот, что краска, выдавленная из тюбика, течет и расплывается, не держит форму, что указывает на излишек в ней масла. Такую краску, прежде чем писать ею, надо несколько минут размазать по бумаге. Излишек масла впитывается в бумагу, краска загустевает и становится годной к употреблению.

Для работы масляные краски кладутся на палитру. Палитра делается из легкого дерева. Форма ей придается такая, чтобы ее удобно было держать левой рукой вместе с несколькими кистями. Теперь палитры обычно делают из склеенной в три слоя фанеры. Такие палитры очень прочны, но тяжелы. Лучше, если палитра вырезается из одного куска дерева и имеет большую толщину около отверстия для большого пальца, к левому и верхнему краю она должна быть сильно состругана. Такую палитру легко держать на руке, и она не режет большого пальца.

Приготовленная из фанеры палитра должна быть предварительно пропитана маслом и хорошо высушена. Непромасленная палитра втягивает масло из положенных на нее красок, отчего последние загустевают.

Краски кладутся на верхний левый край палитры. Середина ее остается для составления смесей. В расположении красок на палитре необходимо навести известный порядок — так чтобы каждая краска всегда ложилась на отведенное ей место. Чаще всего белую краску (белила) кладут на правом конце палитры. И. Е. Репин белила клал в середине верхнего края палитры, вправо от них располагал теплые краски — желтые и красные, влево клал холодные — зеленые и синие, дальше — черные и коричневые.

По окончании работы палитру надо тут же вычистить. Оставив на краю ее кучки неиспользованных красок, всю остальную поверхность палитры следует освободить от красочной массы и насухо вытереть куском ваты или тряпкой, но отнюдь не мыть палитры скипидаром или мылом с водой.

Кисти для масляной живописи употребляются преимущественно щетинные и чаще — плоские.

Масляными красками нельзя писать одной кистью, как водяными красками. Во время работы на масле кисти не моются, поэтому нельзя одной кистью класть на картину светлые и темные тона, красные и зеленые и т. п.

Купите на первый раз щетинные кисти № 2, 4, 6, 8, 10 и 12. Потом, несомненно, вам захочется иметь кистей больше.

Для отображения мелких подробностей в картине придется завести одну-две маленькие кисточки из мягкого волоса. Лучшие из них — колонковые. Кисть делается из кончика хвоста колонка. Так как колонковые кисти дороги и не всегда имеются в-продаже, можно обойтись кистями беличьими или хорьковыми. Купите № 5 и № 8.

Кисти надо держать в большой чистоте. Не вымытая вовремя, засохшая кисть скоро становится негодной. После работы грязные кисти можно поместить в керосин*, в котором они без особого вреда могут стоять один-два дня (* в куске картона или фанеры вырезаются отверстия в соответствии с диаметрами кистей. Кисти вставляются в отверстия так, чтобы они не проваливались, а как бы подвешивались) .

Перед работой вынутые из керосина кисти досуха обтираются бумагой. Моют кисти мыльной пеной и споласкивают водой до тех пор, пока пена не перестанет совершенно окрашиваться и на кисти не останется никаких следов краски.

Кроме перечисленных принадлежностей, без которых нельзя писать масляными красками, менее необходимы, но полезны живописцу и некоторые другие предметы: мастихин (шпатель) — роговой или стальной нож, которым чистят палитру, смешивают краски, снимают излишние краски с картины и т. п.

Краски и все необходимые в работе принадлежности художник-живописец обычно держит в этюдном ящике, который удобно носить с собой на этюды. Назначение его — служить и станком для писания этюда и, вместе с тем, хранилищем сырого этюда. Систем этюдника очень много.

Какие краски необходимо иметь на своей палитре начинающему живописцу? На каком материале можно писать масляными красками? Нужно ли чем-нибудь разбавлять или что-нибудь вводить в готовые масляные краски?

В масляной живописи, прежде всего, необходима краска белая — белила, без которых мы совершенно обходимся, работая акварелью. До XIX века вся масляная живопись исполнялась на белилах свинцовых. У нас теперь большинство художников пишет цинковыми белилами. Начинающий живописец может, конечно, писать и теми, и другими. Но лучше, если он при этом будет помнить, что свинцовые белила скорее сохнут и по высыхании образуют очень крепкий слой, однако они склонны чернеть от дурного воздуха (от сероводородного газа), особенно в темном помещении. Кроме того, они очень ядовиты. Цинковые белила не чернеют, но долго сохнут, и высохший слой легче растрескивается. Теперь рекомендуют делать смесь из 2/з цинковых и 1/3 свинцовых белил.

Из красных красок необходим краплак, или гаранс,— прозрачная краска густого малиново-красного цвета. Яркая оранжево-красная краска называется киноварью. В последнее время мы начинаем заменять киноварь такой же яркой, но более прочной краской — красным кадмием. Самая яркая из наших желтых красок желтый кадмий. Он готовится в целом ряде оттенков: оранжевый, темный, средний, светлый, лимонный. Купите из них два: темный и светлый. По яркости цвета соперником кадмия является желтый хром, или крон. Он много дешевле кадмия. Кадмий — краска прочная, крон же скоро теряет свою яркость.

Наиболее распространенными желтыми и красными красками с незапамятных времен были так называемые охры. Охрами еще первобытный человек рисовал силуэты животных на стенах пещер. Охра — натуральная желтая глина, только промытая и измельченная. Она встречается во многих местах земного шара и имеет различные оттенки желтого, коричневого, реже — красного цвета. От высокой температуры все желтые и коричнево-желтые охры краснеют. Вы, вероятно, видели, как желтый кирпич-сырец после обжига в печи становится красным.

Все охры прочны и дешевы. Купите светлую желтую охру и какую-нибудь красную (жженую). Красная охра или ее разновидность называется иногда телесной охрой, венецианской, индейской, английской краской.

Близкая к охрам натуральная сиенская земля (из окрестностей итальянского города Сиены), ярко-коричневая, темно-желтая и жженая сиенская земля заменяются у нас близкими к ним по цвету землями, имеющимися на территории нашего Союза. Зеленых красок продается очень много, но большинство из них смеси — из синих и желтых красок. Такую смесь всякий из вас сможет сделать сам. В наборе же красок можете ограничиться одной зеленой краской. Известный советский пейзажист Рылов употреблял только одну зеленую краску — изумрудную зелень. И посмотрите, Какое обилие зеленых оттенков извлекал он из своей скромной палитры!

Из синих красок, особенно на первых порах, вы могли бы ограничиться одним ультрамарином. Более светлая синяя краска — кобальт — не вполне заменяет ультрамарин, но необходима при отсутствии последнего. Распространенная у нас темно- синяя берлинская лазурь (или прусская синяя) соблазняет начинающих своей большой силой и яркостью. Но лучше не привыкайте к этой краске. Отвыкнуть от нее будет трудно, а она, малопрочная и разрушается в смеси с большинством других красок.

Черные краски у нас сейчас продаются следующие: жженая кость и виноградная черная.

Из коричневых красок, в настоящее время выпускаемых нашими заводами, лучше коричневый марс.

На каком материале можно писать масляными красками?

На очень гладкую, скользкую поверхность масляная краска не ложится, скользит, не пристает к поверхности. На поверхности пористой, впитывающей в себя масло, масляная краска, как говорят, жухнет, теряет свой блеск, становится тусклой. Так, краска сильно пожухнет на обыкновенном белом картоне или на бумаге. Если бумагу проклеить жидким раствором какого-нибудь клея, можно жухлости избежать, но бумага от проклейки делается легко ломкой.

В прошлом столетии часто писали небольшие работы на промасленной бумаге. Так делал иногда и наш знаменитый художник А. А. Иванов. Краска на такую бумагу ложится хорошо и не жухнет. Но с годами высохшее масло становится хрупким и пропитанная маслом бумага крошится как сухой древесный лист. Но вот какой прием можно рекомендовать: бумага наклеивается крепким клеем на толстый картон, и после этого ее пропитывают маслом. Самым распространенным и удобным материалом для масляной живописи в наше время является холст. Почти все масляные картины, украшающие наши музеи, написаны на грунтованном холсте.

Чаще для живописи берут холст льняной или пеньковый, как более прочный, но пишут и на бумажном и на джутовом холсте. Ткань холста должна быть плотной и ровной, без узлов. Писать маслом на чистом холсте нельзя. Масло, впитываясь в холст, переедает его. Через некоторое время промасленный холст становится хрупким и разрушается. Поэтому холст для живописи должен быть покрыт грунтом — загрунтован. Такой грунтованный холст продается готовым. Но, так как от качества грунта во многом зависит как успешность работы, так и дальнейшая ее сохранность, надо уметь выбрать грунтованный холст при его покупке, а лучше — уметь самому загрунтовать холст.

Кусок холста, который вы собираетесь грунтовать, надо туго натянуть на подрамок, иначе холст сморщится. Перед нанесением грунта холст проклеивается жидким раствором клея, лучше всего рыбьего или желатины. Один листок желатины разводится в стакане воды. На проклеенный холст, когда клей высохнет, наносится грунт.

Вот хороший рецепт клеевого грунта:

Желатины 10 г, цинковых белил или мела 100 г (немного более полустакана), воды 400 см3 (два стакана). Для эластичности грунта прибавляется 4 см3 глицерина или меда. Этого количества грунта хватит на 2 м2 холста. Грунт наносится щеткой.

Очень хороший грунт получается по такому рецепту:

4 куриных яйца размешать в 160 см3 воды и примешать 120 г цинковых белил (или мела). Этим количеством грунта можно два раза покрыть 1 м2 проклеенного холста.

Для работы красками небольшие куски грунтованного холста, бумаги или картона могут быть прикреплены кнопками на доску. Холст размером 50 см и более надо натянуть на подрамок, снабженный вставленными в его внутренние углы колышками, при помощи которых можно растянуть холст, если он провис или образовал складки. Надо несколько попрактиковаться в умении натянуть холст на подрамок. Загнув края холста на боковые стороны подрамка, закрепляют гвоздем середину одной стороны, потом середину противоположной и середины третьей и четвертой сторон. Затем холст тянут по направлению к углам, постепенно забивая гвозди от середины каждой стороны к углам.

Покупая или заказывая станок для своей картины (мольберт), обратите внимание на то, чтобы станок был устойчив и картина не качалась и не дрожала от напора кисти. Все складные треножники очень мало устойчивы, и для работы в комнате лучше иметь простой вертикальный мольберт с колышками.

Я говорил уже, что масляными красками можно писать, ничем их не разбавляя, такими, как они выходят из тюбиков. Но бывают случаи, когда приходится прибегать в процессе работы к добавочным жидкостям и составам.

Надо иметь флакон очищенного масла льняного, подсолнечного или орехового. Но не забывайте, что всякий излишек масла в краске очень вреден и ведет к пожелтению и растрескиванию красочного слоя. Если вам почему-нибудь нужно сделать краску более жидкой, ее лучше разбавлять какой-нибудь жидкостью, которая из нее испарится и не оставит никакого следа в краске. Таким растворителем краски может служить очищенная нефть (очищенный керосин) или уайт-спирит (растворитель № 2). Кроме того, есть специальные лаки, которыми можно разбавлять масляную краску. Они называются лаками для живописи. Не смешивайте медленно сохнущий лак для живописи с другими, который называется «лак ретуше» (лак для ретуши). Назначение последнего — уничтожить жухлость*.

(*Поскольку автор состава лака ретуше не предлагает, то можно удалить вжухлость отбеленным или уплотненным маслом, специально приготовленным для живописи. Некоторые художники для устранения вжухлостей перед вторичной пропив ской протирают вжухлые места слабым раствором даммарного или мастичного лака. В качестве растворителя для скипидарных лаков применяется очищенный скипидар; для лаков, приготовленных на уайт-спирите, применяется уайт-спирит.)

Есть еще составы, примесь которых к масляной краске ускоряет ее высыхание. От этих составов (сиккативов) предостерегаю неопытного живописца, так как некоторые из них, ускоряя высыхание красок, вместе с тем вызывают их почернение и растрескивание.

Получив в свои руки масляные краски и грунтованный холст, неопытный живописец обычно начинает писать этими красками как попало, ни с чем не считаясь, радуясь тому, что можно переписывать те же места много раз.

От такого обращения с материалом картины быстро портятся, теряют свой цвет, чернеют, покрываются трещинами, а записанные места начинают сквозить через верхние слои красок. Не оправдывайтесь тем, что ваши первые начинания не имеют большой цены и никто не пожалеет, если наши картинки и погибнут:

Запомните на первых же порах некоторые правила обращения с масляными красками. Если не рассчитываете кончить свою работу в один день, как говорят, по сырому, первый слой краски не кладите густо и избегайте вводить в него медленно сохнущие краски (краплак, газовая черная).

Обычно краска в первый день не высыхает, и на другой день можно продолжать работу по сырому. Когда же краска перестанет пачкать, надо на несколько дней оставить работу и продолжать ее только тогда, когда нижний слой будет казаться затвердевшим. Так же надо давать просыхать каждому слою перед тем, как наносить на него новый. При вторичных прописках на слое краски обычно появляются жухлости, то есть поматовевшие места. Этим пожухшим местам можно вернуть блеск, осторожно протерев их лаком ретуше. Осторожно потому, что недостаточно высохшую краску лак может растворить. Можно промазать жухлое место и маслом, но на другой день надо пропускной бумагой снять остаток масла, не впитавшийся в краску, иначе на промасленном месте со временем образуется желтое пятно. Масло лучше уничтожает жухлость, чем лак. Можно до некоторой степени избежать образования жухлостей, протирая лаком ретуше все места, подлежащие вторичной прописке. Старые мастера протирали такие места разрезанной луковицей или чесноком*. Делая поправки по сухому, знайте, что масляные краски со временем становятся более прозрачными, и части, которые вы сверху записали, начинают сквозить из-под верхнего слоя краски. Поэтому места, которые вы хотите уничтожить, не просто записывайте, а предварительно соскоблите. (* Этот способ особенно часто применяется в тех случаях, когда свежая краска наносится на уже сильно просохшую. Протирание луком или чесноком способствует лучшему сцеплению новых слоев краски с нижележащими) .

Сохранилось немало примеров выступления из-под верхнего слоя кусков живописи, которые автор считал уничтоженными. Сохранилась картина Веласкеса, на которой у лошади оказалось восемь ног, так как к написанным сверху четырем ногам присоединились четыре, уничтоженные автором, но теперь ясно просвечивающие.

Приемов исполнения масляной картины существует несколько. В старину обычно, нарисовав тщательно контур, картину подмалевывали, то есть устанавливали на полотне светотеневые пятна, часто в один тон какой-нибудь, большей частью коричневой, краской, иногда и не масляной. Такие подмалевки остались от Леонардо да Винчи. По подмалевку вся картина прописывалась уже в цветных красках; заканчивалась картина лессировками. Лессировками особенно широко пользовались великие венецианские мастера XVI века, считающиеся непревзойденными колористами.

Теперь художники часто пишут сразу, стараясь каждому мазку краски придать и нужную форму, и светосилу, и цвет. Так большей частью пишутся пейзажные этюды. Например, Репин писал в один сеанс по сырому не только этюды, но вполне законченные портреты, без предварительного рисунка, без каких бы то ни было подмалевков, без всяких лессировок. Свои же большие фигурные картины Репин выполнял долго, многое в них переделывая, иногда даже вновь начиная картину на новом холсте. Очень долго писал портреты Серов и, просушив работу, заканчивал ее лессировками.

Начинающий же молодой художник должен с первых шагов приучить себя к серьезной, вдумчивой, систематической работе и к строгому отношению к своему материалу.

Уроки живописи для начинающих маслом в художественной школе New Art Intention начинаются с практических методов обучения рисованию масляными красками. Но до этого художники пишут целый ряд картин акрилом, имитируя в их исполнении технику живописи маслом, т.е. пишут через подмалевок и техникой мазка наиболее близкой к масляной. Начальные работы пишутся на холстах на картоне и позже, кода начинающие художники привыкают к масляной технике, переходят на холсты, натянутые на подрамник. Хотя холсты на картоне используются и на уроках пленэра для рисования этюдов . Кроме льняных в продаже имеются хлопчатобумажные и синтетические холсты, последние обладают выраженными «резиновыми» свойствами, что несколько специфично.

Добавим по вышеизложенной статье. Сейчас палитры применяются нашими художниками как фанерные, так и пластиковые. Пластиковые палитры не расслаиваются и более неприхотливы в обращении.

Кистей сейчас выбор огромный, многие начинающие на уроках живописи работают синтетикой, кто-то колонком, некоторые используют щетину. Свойства каждой, или «удар кисти», известны им и подходят для разных задач при обучении живописи. Единственно, что можно сказать - синтетика долговечна, колонок очень быстро истирается о холст.

Также сейчас в продаже наблюдается цветовое изобилие масляных красок. Нужды в приготовлении их нет. Краски разных изготовителей отлично взаимодействуют друг с другом, смешиваются с маслами и лаками. Для разбавления красок на уроках живописи мы используем «тройничок» - смесь в равных количествах лака (например, дамарного), масла (льняного) и пинена (очищенного скипидара). Подсолнечным маслом лучше не пользоваться, т.к. оно является полувысыхающим.

Обучение и дальнейшее совершенствование мастерства живописи в нашей школе New Art Intention временных границ не имеют. Поэтому нашими художниками создано множество интересных полотен от натюрморта до пейзажа, от портрета до картин абстрактного содержания.