Жилярди архитектор работы. Биография доменико жилярди. Смотреть что такое "Жилярди" в других словарях

Доменико Жилярди был создателем и самой яркой звездой архитектуры московского ампира. И родился, и умер он далеко от Москвы, в швейцарской Монтаньоле, где и похоронен на монастырском кладбище. Но более 30 лет его жизни и все время творческого расцвета связаны с Россией и конкретно - с Москвой. От Жилярди осталось на удивление мало проектной графики. В России вообще сохранились считанные чертежи, сделанные его рукой. Ситуацию немного спасает графика, сохраненная потомками в Швейцарии. Она недавно целиком опубликована (Pfister Alessandra , Angelini Piervaleriano . Press . Mendrisio , 2007 ), впервые в хорошем качестве и частично в цвете. Есть мнение, что Жилярди предпочитал делать беглые наброски, а окончательные рабочие чертежи изготавливали его помощники и, в первую очередь, близкий друг и коллега Афанасий Григорьев. Но подлинные листы самого Жилярди из Архива Нового времени в Мендризио (там теперь хранится архив семьи Жилярди) доказывают, что это не совсем так. И сам Жилярди блестяще выполнял законченные проекты, всегда тонко и изысканно нарисованные.

Проект ванного домика в усадьбе Голицыных Кузьминки. 1820 г. Archivio del Moderno, Mendrisio

Доменико Жилярди (1785-1845) родился в Монтаньоле (сейчас это Колина-д-Оро) рядом с городом Лугано. Это земли кантона Тичино к северу от Милана, тяготевшие всегда к итальянскому миру и итальянскому искусству. Земли красивые, но в то время бедные и бесперспективные с точки зрения какой-либо серьезной карьеры. Потому немало талантливых творческих людей из Тичино разъезжались по всему миру, предлагая свои услуги просвещенным монархам и аристократам. Оттуда родом Борромини, Фонтана, Руска, Трезини, Кампиони, Скотти, Бруни...

В 1787 году отец, Джованни Баттиста, уехал искать счастья в далекую Россию, куда уже ранее отправились его знакомые и земляки Джакомо Кваренги (уроженец Бергамо) и Джакомо Тромбара. Обосновался в Москве, заняв в 1799 году пост архитектора Воспитательного дома, покровительствуемого императрицей Марией Федоровной. Сына он вызвал к себе в 1796 году и стал первым его учителем. Спустя три года Доменико был им отправлен в Петербург, для обучения у давнего друга, художника и декоратора Карло Скотти. Так что даже в России у Доменико была исключительно итальянская школа. С 1803 по 1806 годы он учился и вовсе на родине, в Милане, в знаменитой Академии Брера. Сохранилась переписка отца с профессором Джокондо Альбертолли, который сообщал, что Доменико решил переориентироваться с живописи на архитектуру, в каковой делает первые успехи. После окончания Академии Жилярди-младший поездил по Италии, изучая ее древности и прочие художественные сокровища. Лишь летом 1810 года он вернулся к отцу в Москву, сразу заняв должность его помощника по Воспитательному дому.

Отец вышел в отставку и уехал на родину в 1817 году, передав пост архитекттора Воспитательного дома сыну. Но сын оказался гораздо талантливее, и его творчество не ограничивалось рамками служебной деятельности. Он уже в 1811 году представил альбом своих проектов вдовствующей императрице, а в следующие годы быстро завоевал популярность в аристократических кругах Москвы, став архитектором князей Голицыных, Волконских, Гагариных, графов Паниных и Орловых. На два десятилетия он стал самым влиятельным московским зодчим со связями в высших кругах. Он плодотворно работал по частным заказам, поэтому многие проекты осели в семейных архивах заказчиков и погибли после революции. По некоторым знаменитым шедеврам Жилярди нет проектной графики или сохранились отдельные эскизы или помежуточные варианты. По другим московским замыслам Жилярди есть только чертежи Григорьева, который был верным помощником Жилярди все это время.

Жилярди привез в Москву стиль наполеоновского ампира Северной Италии, главным центром которого был Милан, вторая столица новой империи, расположенная между Парижем м Римом. Милан в 1800-е годы, осознаваемый как новый Рим, был на пороге грандиозной реконструкции в новом имперском стиле. Из-за провала политики Наполеона почти все осталось на бумаге, но Жилярди за эти несколько лет впитал в себя дух модного архитектурного стиля, постиг его эстетику и формальный язык. Именно эта архитектура и была им предложена московским заказчикам. В Москве она подверглась некоторым метаморфозам, стала менее масштабной и пафосной, зато более лиричной. Жилярди был безупречен в чувстве пропорции, в изысканности деталей, умении сочетать большое с малым. Никому из работавших в Москве современников не удавалось постоянно удерживать столь высокий уровень.

Он покинул службу и уехал из России в 1832 году. Все Жилярди уезжали, никто здесь не заканчивал свои дни. И отец, и оба дяди, и двоюродный брат. В Монтаньоле он прожил еще почти тринадцать лет, был избран почетным членом Миланской Академии. Но почти ничего больше не строил. Ничего значительного. Все его творчество досталось России.



Ученический рисунок. 1805 г. Копия с рисунка Джокондо Альбертолли. Archivio del Moderno, Mendrisio


Проект публичных бань. Академия Брера. 1805 г. Archivio del Moderno, Mendrisio


Проект павильона. Из альбома, преподнесенного императрице Марии Федоровне. 1811 г.


Проект монумента в честь победы над Наполеоном. 1813-1814 гг. Не был осуществлен.



Проект реконструкции здания Московского Университета на Моховой. Главный фасад. 1817 г. Archivio del Moderno, Mendrisio


План здания Московского Университета. 1817 г. Archivio del Moderno, Mendrisio


Проект конного завода в селе ХреновОм Воронежской губернии. Конец 1810-х гг. Здание Конного завода графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской было построено с отказом от декоративных деталей, оно хорошо сохранилось и до сих пор используется по первоначальному назначению.


Проект дома Веры Есиповой в Москве. 1822 г. Archivio del Moderno, Mendrisio


Проект жилого дома в Москве. 1820 г. Archivio del Moderno, Mendrisio. Есть предположение, что чертеж выполнен А.Г. Григорьевым или при его участии.


Он же, в цвете. Archivio del Moderno, Mendrisio


Интерьер зала. 1820 г. Предположительно, изображает интерьер в московском доме князя С.С. Гагарина на Поварской. Из собрания ГМИИ имени А.С. Пушкина


Проект здания Опекунского Совета на Солянке. 1821 г. Здание было построено, но потом реконструировалось учеником Жилярди М.Д. Быковским, несколько изменившим фасад и интерьеры.


Фасад со стороны двора. Прорисовка с проекта Жилярди. 1821 г.


Проект здания Ремесленного заведения Воспитательного дома. Первый вариант. 1826 г. Это здание известно также как Слободской дворец, сейчас старый корпус Бауманки. Реализован был другой вариант проекта.


То же, одно из боковых крыльев.


То же. Второй вариант проекта. 1826 г.


То же. Окончательный вариант фасада, который был утвержден для реализации. 1827 г. Archivio del Moderno, Mendrisio


То же. Дворовый фасад. 1827 г. Archivio del Moderno, Mendrisio


Проект женского сиротского училища при Воспитательном доме. 1820-е гг. Archivio del Moderno, Mendrisio


Городская усадьба Усачевых на Земляном валу близ Яузы. 1829 г. Комплекс зданий на высоком берегу Яузы известен как усадьба Усачевых-Найденовых, большинство построек сохранились. Опубликованный З.К. Покровской и Е. А. Белецкой комплект чертежей по этому ансамблю, насколько можно понять, не принадлежит руке самого Жилярди.


Чайный домик в парке усадьбы Усачевых. Не сохранился. Чертеж поздний, вероятно, сделан по фотографии, из издания 1963 г.


Каменная беседка в парке усадьбы Усачевых. Чертеж 1829 г.


Музыкальный павильон конного двора в усадьбе Голицыных Кузьминки. 1820 г. Чертеж Жилярди. Как можно видеть, первоначально никаких укротителей коней Клодта не предполагалось. И Жилярди предлагает на выбор два варианта руста - квадровый и ленточный.


Музыкальный павильон в Кузьминках. Это уже обмерный чертеж ХХ века, с конями и укротителями.


Проект оранжереи для усадьбы Кузьминки. 1821-1823 гг. Archivio del Moderno, Mendrisio


Колодец (Октагон) в парке усадьбы Закревских Студенец. Чертеж 1830-х гг. Павильон, типологически восходящий к афинской Башне ветров, сохранился на Краснопресненской, на территории студенецкой усадьбы, хотя сам барский дом давно не существует. Чертеж не авторский, а, возможно, обмерный.


Павильон в парке усадьбы Студенец. Чертеж 1830-х гг., тоже не самого Жилярди.


Эскиз фасада жилого дома.


Эскиз фасада жилого дома

Чертежи опубликованы в изданиях:
Всеобщая история архитектуры. Под ред. Б.П. Михайлова. М., 1963
Е.А. Белецкая, З.К. Покровская. Д.И. Жилярди. М., 1980.
Александрова Н. Русский рисунок 18 - первой половины 19 века. ГМИИ имени А.С. Пушкина. Книга 1. М., 2004.
Pfister Alessandra , Angelini Piervaleriano . Gli architetti Gilardi a Mosca. La raccolta dei disegni conservati in Ticino. MendrisioAcademy Press . Mendrisio , 2007

Жилярди Жилярди

Джилярди (Gilardi), семья русских архитекторов. Итальянцы по происхождению. Иван Дементьевич Жилярди (Джованни Баттиста) (1759-1819), представитель ампира. Работал в Москве с 1787 или 1789 по 1817. Строил Вдовий дом (ныне Институт усовершенствования врачей; 1809-11), Екатерининский институт (ныне Центральный Дом Советской Армии; 1802) - оба перестраивались после пожара 1812; Мариинскую больницу для бедных (ныне больница имени Ф. М. Достоевского; 1804-07), Александровский институт (ныне НИИ туберкулёза, 1809-11). Дементий Иванович Жилярди (Доменико) (1785-1845). Сын И. Д. Жилярди. Учился у отца, затем в миланской Академии художеств (1804-06). До 1810 изучал архитектуру Италии. В 1810-32 работал в Москве. Активно участвовал в застройке Москвы после пожара 1812, создал ряд монументальных, парадно-торжественных общественных зданий в стиле московского ампира, сыгравших большую роль в формировании архитектурного облика города, - восстановление здания университета (1817-19), перестройка Вдовьего дома (1821-23) и Екатерининского института (после 1818 и в 1826-27), Слободского дворца (ныне Московское высшее техническое училище имени Н. Э. Баумана; 1827-32). Построил Опекунский совет (ныне здание АМН СССР; 1823-26, при участии А. Г. Григорьева), жилые дома - Луниных (1818-23; ныне МИНВ), С. С. Гагарина (позже Дом коннозаводства, ныне Институт мировой литературы имени А. М. Горького; 1820-е гг.), ансамбль усадьбы Усачёвых-Найдёновых (ныне больница; 1829-31) и усадьбы Кузьминки.

С небольшой задержкой проверим, не скрыл ли videopotok свой iframe setTimeout(function() { if(document.getElementById("adv_kod_frame").hidden) document.getElementById("video-banner-close-btn").hidden = true; }, 500); } } if (window.addEventListener) { window.addEventListener("message", postMessageReceive); } else { window.attachEvent("onmessage", postMessageReceive); } })();

Литература: Е. А. Белецкая, З. К. Покровская, Д. И. Жилярди, М., 1980.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

Жиля́рди

Дементий (Доменико) Иванович (1785, Монтаньола, близ Лугано – 1845, там же), русский архитектор, итальянец по происхождению; представитель стиля ампир . Сын архитектора Джованни Баттиста Жилярди, работавшего в Москве. Обучался в Петербургской академии художеств (с 1796 г.) и в Академии искусств в Милане (1803-06). В 1810-32 гг. работал в России, став помощником отца в архитектурном ведомстве Московского воспитательного дома.


Внёс большой вклад в восстановление Москвы после пожара 1812 г. При перестройке созданного М. Ф. Казаковым здания Московского университета (1817-19) сохранил его конструкцию и основной объём, но дополнил декор деталями, отражавшими героику победы (лепные орнаменты в виде львиных масок, венков и факелов; выполнены скульптором Г. Т. Замараевым по эскизам Жилярди). Лёгкий ионический портик Казакова был заменён массивным дорическим, увеличился размер купола, была возведена грандиозная полуротонда актового зала. За 20 лет работы в Москве построил и восстановил ряд зданий: Екатерининский институт (после 1812 г.; ныне Центральный дом Российской армии); Вдовий дом на Кудринской площади (1818; ныне Центральный институт усовершенствования врачей); Опекунский совет на Солянке (при участии А. Г. Григорьева; 1823-26; ныне Российская академия медицинских наук); Слободской дворец (1827-32; ныне МГТУ им. Н. Э. Баумана); частные дома Луниных на Никитском бульваре (1818-23; ныне Музей народов Востока) и С. С. Гагарина на Поварской улице (1820; ныне Литературный институт им. А. М. Горького). Все постройки Жилярди отличаются монументальностью, их парадный облик подчёркнут мощными колоннадами, чёткой ритмикой скульптурного декора.


Жилярди проявил себя также блестящим мастером садово-парковой архитектуры . В усадьбе Голицыных Кузьминки (1820-23) перестроил флигеля барского дома, кухонный корпус (Египетский павильон), здание Померанцевой оранжереи, парадный въезд и Красный двор, реконструировал пристань и парковые сооружения (среди них Музыкальный павильон Конного двора – одно из лучших творений архитектора). В парке усадьбы Усачёвых-Найдёновых на Земляном валу близ Яузы (1829-30) искусно совместил регулярную и пейзажную планировки.


ЗА́МОК европейский, укреплённое жилище феодала. Замки возводились в Европе с 10 в. Самые ранние не сохранились. Они строились из дерева и представляли собой окружённую бревенчатой оградой и рвом усадьбу, в центре которой высилась массивная башня – донжон. Позднее донжоны, а вслед за ними и другие замковые постройки и крепостные стены стали сооружать из камня. Донжон служил жилищем феодалу и его семье, а в случае осады был его последним оплотом, крепостью внутри крепости. Стены башни укреплялись контрфорсами; окна, напоминавшие узкие бойницы, защищались ставнями и решётками, поэтому в них проникало мало солнечного света. Замок был зримым воплощением власти феодала. Во времена частых в Средневековье войн и междоусобиц он становился убежищем также для живших около него горожан или крестьян.



Замковая архитектура переживает расцвет в романскую и готическую эпохи. Устройство замка должно было обеспечить его хозяевам прежде всего безопасность, защиту от врагов. Укреплённые жилища возводили в труднодоступных местах: на отвесных скалах (Монсегюр во Франции, 12 в.), в излучинах рек (Шато-Гайяр во Франции, 1196-98), на островах (Карнарвонский замок в Англии, 13 в.). Их окружали рвами, которые заполнялись водой; перебраться через них можно было только по деревянному подъёмному мосту или переносной лестнице. Ворота дополнялись опускной решёткой. Многие замки были окружены двойным кольцом стен. Внешние стены делали ниже внутренних: в случае штурма враги, взобравшиеся на первый пояс укреплений, попадали под стрелы лучников, стоявших на внутренних стенах. Внутренние и внешние стены завершали зубцы (в том числе в форме ласточкиного хвоста) и выступающие за их линию навесные бойницы – машикули (замок Ла Кока в Испании, 12–15 вв.). Стены дополнительно укреплялись башнями. На случай долгой осады замок был снабжён всем необходимым. На его территории находились не только жилища хозяев и прислуги, но и капелла (часовня) для молитв, колодец, амбары и погреба, сад с лекарственными растениями и т. п.



Быт в европейских замках долгое время был плохо обустроен. Донжон состоял из нескольких этажей. Друг над другом располагались просторные залы. Камины не в состоянии были протопить обширные помещения. Частные покои, столовая, отдельные комнаты для хозяина, хозяйки, детей, появились лишь в позднее Средневековье. В залах принимали гостей, устраивали пиры и танцы, решали вопросы войны и мира, вели повседневную семейную жизнь. Стены залов украшали росписями или коврами-шпалерами . Пол устилали душистыми травами. Массивные и добротные скамьи, сундуки, стулья, кресла стояли в основном вдоль стен. Кресла предназначались для хозяина и хозяйки; гостям предлагали сесть на подушки, положенные на пол, заменявшие мягкую мебель. Украшением интерьера являлись нарядные ткани. На шкафчиках-поставцах выставляли дорогую, редкую посуду. Пиршественные столы нередко были сборными, после окончания трапезы их убирали. Посуды, в том числе ложек, было немного; вилки были диковинкой даже в конце Средневековья, когда мода на них пришла из Византии. Знатные сеньоры употребляли в пищу прежде всего дичь, добытую на охоте. Фруктами лакомились прямо в саду. Для изготовления сладостей использовали мёд; сахар и пряности были редкостью, их привозили с Востока. Развлечениями обитателям замка служили охота, бывшая привилегией феодалов, рыцарские турниры, чтение богато иллюстрированных рукописных книг, а также шахматы и игра в мяч. В замках выступали странствующие жонглёры, показывавшие фокусы и акробатические трюки. Трубадуры под аккомпанемент струнных инструментов исполняли песни в честь прекрасных дам, повествовали о подвигах доблестных рыцарей Круглого стола и неистового Роланда, о любви Тристана и Изольды.


Развитие артиллерии сделало бесполезным возведение замков как оборонительных сооружений. На смену суровым крепостным зданиям пришли дворцы. Знаменитые комплексы в долине реки Луары во Франции (Шамбор, первая пол. 16 в.; Амбуаз, 1492-98, и др.), сочетают в себе черты замка и дворца.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Смотреть что такое "Жилярди" в других словарях:

    - (Джилярди) Дементий (Доменико) Иванович (1785 1845), архитектор. По происхождению итальянец. В 1810 32 работал в России. После пожара 1812 в Москве восстановил здание университета (1817 19), перестроил Опекунский совет (ныне РАМН; 1823 26),… … Русская история

    - (Джилярди) (Gilardi) Дементий (Доменико) Иванович (1785 1845), архитектор; представитель ампира. По происхождению итальянец. В 1810 32 работал в России. После пожара 1812 восстановил в Москве здание университета (1817 19), перестроил Опекунский… … Современная энциклопедия

    Доменико Жилярди Годы жизни Гражданство Швейцария Дата рождения 4 июня 1785 Место рождения Монтаньола, кантон … Википедия

    - (Giliardi) династия швейцарских строителей из Монтаньолы (кантон Тичино), работавших в Москве и Санкт Петербурге с середины XVIII по середину XIX веков. Жилярди оставались швейцарскими гражданами, их дети воспитывались на родине, а сами… … Википедия

    Джилярди (Gilardi) Дементий (Доменико) Иванович (1788, Монтаньола, близ Лугано, Швейцария, 28.2.1845, там же), архитектор, представитель русского Ампира. По национальности итальянец, сын архитектора Ивана (Джованни Баттиста) Дементьевича… … Большая советская энциклопедия

    ЖИЛЯРДИ - [Джиларди; итал. Gilardi] Дементий Иванович [Доменико] (4.06.1785, Монтаньола, близ Лугано 26.02.1845, Милан), архит. 1 й трети XIX в., работавший в России. Один из главных создателей в 10 30 х гг. XIX в. стиля московский ампир, господствовавшего … Православная энциклопедия

    - (Джилярди), Дементий (Доменико) Иванович (1785 1845) российский архитектор, представитель ампира. По происхождению итальянец, в 1810 1832 работал в России. После пожара 1812 в Москве восстановил здание университета (1817 1819), перестроил… … Строительный словарь

    Жилярди Д. - ЖИЛЯ́РДИ (Джилярди) Дементий (Доменико) Иванович (1785–1845), архитектор. По происхождению итальянец. В 1810–32 работал в России. После пожара 1812 в Москве восстановил здание ун та (1817–19), перестроил Опекунский совет (ныне… … Биографический словарь

    ЖИЛЯРДИ (Джилярди) (Gilardi) Дементий Иванович (Доменико) (1785, Монтаньола, близ Лугано, Швейцария 28 февраля 1845, Милан), архитектор, представитель ампира (см. АМПИР). По происхождению итальянец, в 1810 32 работал в России. Потомственный… … Энциклопедический словарь

    ЖИЛЯРДИ, Джилярди (Gilardi) Иван Дементьевич (Джованни Баттиста) (18 декабря 1755, Монтаньола, Швейцария 13 февраля 1819, там же), итальянский архитектор. С 1787 (или с 1789) по 1817 работал в России. Родом из семьи потомственных архитекторов.… … Энциклопедический словарь

Жиля́рди [Джиларди; итал. Gilardi] Дементий Иванович [Доменико] (4.06.1785, Монтаньола, близ Лугано - 26.02.1845, Милан), архит. 1-й трети XIX в., работавший в России. Один из главных создателей в 10-30-х гг. XIX в. стиля московский ампир, господствовавшего в архитектуре не только города, но и окрестных усадеб. Ж. принадлежал к известной творческой династии уроженцев кантона Тичино (Тессин) на юге Швейцарии и был наиболее одаренным и успешно реализовавшим себя ее представителем. Помимо него в России с 80-х гг. XVIII до сер. XIX в. работали еще 7 членов этой семьи, оставивших заметный след в истории московской архитектуры. В 11-летнем возрасте Ж. вместе с матерью переехал к отцу, И. Д. Жилярди, жившему в Москве с 1787 г. и состоявшему с 1799 г. архитектором Воспитательного дома. В 1799 г. Ж. был отправлен учиться рисованию и живописи в С.-Петербург, где брал уроки у итальянцев Дж. Феррари, А. Порта и К. Скотти. В кон. 1803 г. уехал в Италию, с лета 1804 г. жил в Милане, продолжая обучение в Академии искусств, где спустя год принял решение стать архитектором. На его творчество повлиял сложившийся в Италии стиль ампир, отличавшийся от французского легкостью постройки и ориентацией не столько на монументальное величие имп. Рима, сколько на рафинированные образцы греческой классики и палладианства. Основные принципы стиля и конкретные приемы Ж. заимствовал из произведений Л. Каньолы и Дж. А. Антолини. После завершения обучения в 1806 г. он задержался в Италии, где не только ознакомился с достопримечательностями, но и попробовал себя в качестве архитектора. Ж. принадлежит проект входной лестницы Палаццо Реале в Нов. Прокурациях в Венеции (1809, в сотрудничестве с Дж. Меццани). В 1810 г. Ж. вернулся в Москву, где в нач. 1811 г. был определен помощником отца в ведомство Воспитательного дома.

Стремясь обратить на себя внимание, Ж. преподнес вдовствующей имп. Марии Феодоровне альбом проектов парковых сооружений. Несмотря на то что они не были реализованы, имя молодого архитектора стало известно в среде высокопоставленных заказчиков. Архитектурная деятельность Ж. началась только после Отечественной войны 1812 г. и первое время была связана с восстановлением Москвы после пожара; с 1813 г. он состоял членом Комиссии для строения Москвы. Помимо текущей работы по реконструкции построек Воспитательного дома Ж. участвовал в конкурсах на проектирование Петровского (ныне Большого) театра (1816-1817) и памятника в честь победы над Наполеоном. В его проекте в отличие от большинства других монумент был задуман не в виде храма, а в виде триумфальной колонны с аллегорическими скульптурами. С 1813 г. также состоял в Экспедиции кремлевских строений, занимаясь восстановлением комплекса ц.-колокольни прп. Иоанна Лествичника (Иван Великий) (1813-1817).

В 1817 г. отец Ж. уволился «в чужие края впредь до выздоровления», а в 1818 г. ушел в отставку, после чего сын сменил его в должности архитектора Воспитательного дома. Он как архитектор восстанавливал сгоревшее здание Московского университета (1817-1819). Первоначально возведенное М. Ф. Казаковым, оно в результате перестройки Ж. получило новый монументальный фасад с 8-колонным дорическим портиком и полусферическим куполом над центральной частью. Стены были очищены от мелкого декора раннего классицизма, их ровная поверхность подчеркнула пластику ордера. Были полностью переоформлены интерьеры, создан новый актовый зал с богатой отделкой. Перестройка ун-та стала 1-й большой самостоятельной работой Ж., к-рая продемонстрировала его индивидуальный стиль, определивший характерные черты московского ампира.

В последующие годы Ж. реконструировал неск. крупных общественных зданий: Вдовий дом (1821-1823), Екатерининское уч-ще (1818, 1826-1827) и Ремесленное учебное заведение Воспитательного дома (бывш. Слободской дворец, 1826-1832). Во всех случаях архитектору приходилось иметь дело с переделкой или новым приспособлением уже существовавших построек, сохраняя их габариты, членения, проемы и внутреннюю планировку. Новые фасады полностью меняли облик строений, наделяя их другим масштабом, ритмом и узнаваемым набором декоративных элементов. Целиком по его проекту было выстроено лишь здание Опекунского совета на Солянке (проект 1821, 1823-1826), компактные монолитные объемы которого архитектор разместил со стороны улицы по 3-частной палладианской схеме. Ж. был автором многочисленных жилых домов, восстановленных или построенных заново в послепожарной Москве (дома Хрущёвых-Селезнёвых (1815-1817) и Лопухиных (1817-1822) на Пречистенке, Луниных на Никитском бульваре (1818-1823), кн. С. С. Гагарина на Поварской (20-е гг. XIX в.), ансамбль усадьбы Усачёвых-Найдёновых на Яузе (1829-1831)). В 20-30-х гг. в подмосковной усадьбе Кузьминки кн. Голицыных возвел многочисленные сооружения, в т. ч. конный двор с муз. павильоном, по праву считающийся шедевром архитектуры ампира. Также Ж. привлекался к проектированию построек в усадьбе Барышниковых Алексино под Дорогобужем (Смоленская обл.; 20-е гг. XIX в.); вероятно, был автором зданий конного завода в с. Хреновом (Воронежская обл.; окончены к 1818).

Серьезную проблему в изучении наследия Ж. представляет его длительная совместная работа с А. Г. Григорьевым, близким другом, учеником и помощником-единомышленником. Выходец из крепостных, Григорьев воспитывался и обучался в доме И. Д. Жилярди. Ж., с детства виртуозно рисовавший и стремившийся стать художником, редко выполнял проектные чертежи, ограничиваясь эскизами. Детальной разработкой проекта и его вычерчиванием обычно занимался Григорьев. Их творческий тандем успешно просуществовал до отъезда Ж. в Италию, после чего Григорьев занял освободившееся место архитектора Воспитательного дома. Плотное сотрудничество одаренных зодчих затрудняет выявление конкретного вклада каждого из них в реализацию совместных проектов. В зависимости от личных пристрастий исследователей те или иные постройки приписываются одному или другому архитектору. В наст. время можно утверждать, что Григорьев как архитектор развивался под влиянием Ж. Все характерные композиционные и декоративные приемы московского ампира, отличающие его от имперской мощи ампира петербургского, впервые возникли в творчестве Ж. и от него были восприняты др. московскими зодчими (О. И. Бове, А. С. Кутеповым, Ф. М. Шестаковым, Е. Д. Тюриным и др.). Ампир Ж. интересен частым использованием греч. ордеров, дорического и ионического, придающих постройкам изысканный лиризм и камерность. Ж. нередко прибегал к гротеску, укрупняя одни архитектурные формы и уменьшая другие. Возникающее при этом контрастное противопоставление большого и малого, плоского и пластичного, прямого и изогнутого возведено им в ранг основного эстетического приема. Отсюда любовь Ж. к «египетским» наклонным плоскостям, способным придать эффект монументальности самой миниатюрной постройке. Стремясь достичь той же цели, архитектор применяет портики в антах или врезанные в объем здания колонные лоджии, толстые колонны и приземистые, давящие на здание купола и бельведеры. Колоссальная арка со вписанным в нее отрезком римско-дорической колоннады - отличительная черта стиля Ж., всегда по-итальянски изящного в деталях. Любой рельеф, скульптура или орнаментальная вставка превращены у него в изысканную, виртуозно нарисованную на плоскости виньетку.

В сфере церковной архитектуры Ж. принадлежит ряд проектов и построек, типология, композиция и декор которых успешно интерпретировались др. архитекторами, что существенно расширяет круг храмов жилярдиевского типа, особенно в усадебном строительстве. Наибольшую известность получил разработанный Ж. тип ампирного храма-мавзолея, ставший образцом абсолютной стилистической отточенности. Оба построенных по проектам Ж. мавзолея принадлежат к достижениям московского ампира.

Церковь-усыпальница свт. Димитрия Ростовского в подмосковной усадьбе Суханово (1813) хотя и относится к раннему периоду творчества Ж., но является зрелым произведением сложившегося мастера, из-за чего долгое время архитектором мавзолея считался В. П. Стасов (Пилявский В. И. Архит. Стасов. Л., 1963. С. 58-62). Обнаруженные в Италии неоконченные проекты Ж. окончательно прояснили атрибуцию церкви, возведенной по заказу кнг. Е. А. Волконской как усыпальницы ее мужа кн. Д. П. Волконского. Ж. спроектировал выразительный ансамбль (искажен перестройками в 1934) с 2 флигелями богаделен по сторонам, связав их полукружием дорической колоннады, которая огибала храм наподобие театрального задника. На оси храма в колоннаду была включена 2-ярусная башня-колокольня. Поставленный в центр созданного архитектурного театра мавзолей казался намного грандиознее, чем можно было бы ожидать, исходя из его размеров. Ощущение сурового величия достигнуто ясностью крупных форм, заметным наклоном стен, почти полным отсутствием проемов и проч. типичными для Ж. гротескными приемами. Храм-мавзолей представляет собой ротонду с приставленным с запада входным 6-колонным портиком. Низкий барабан, покоящийся на кольце стен внутренней ротонды, увенчан пологим полусферическим куполом. Скупые детали декора выделены белым цветом на фоне красного неоштукатуренного кирпича, создающего иллюзию готических форм. Цилиндр мавзолея опоясывает тяжелый карниз с модульонами-машикулями и треугольными щипцами, напоминающими зубцы крепостных башен. Этот мотив, вероятно, восходит к завершению гробницы Цецилии Метеллы на Аппиевой дороге под Римом. Монументальный образ скорби Ж. дополнил скульптурными аллегориями - помещенными по сторонам полуциркульного окна рельефными фигурами летящих ангелов в барабане и чугунными «античными» жертвенниками, фланкировавшими вход. Центральный зал образован внутренним кольцом стен со сдвоенными ионическими колоннами в широких арочных проемах. Интерьер декорирован искусственным мрамором, лепниной и гризайлью (в куполе). Гармония скупых, но точно выбранных средств делает мавзолей в Суханове одним из лучших примеров романтического ампира. Авторское повторение ансамбля храма-усыпальницы в Суханове можно видеть в позднем, точно не датированном проекте «построения каменной церкви и при оной богадельни». Полностью совпадающая по композиции, она отличается деталями: наличием дугового корпуса с арочными проемами вместо колоннады и более высокой ротонды храма, имеющей 4-колонный портик без треугольного фронтона. Источником сухановского проекта были Пантеон и др. здания древнерим. архитектуры, влияние которой очевидно в решении внутреннего пространства мавзолея Волконских.

На позднерим. мавзолеи ориентирована еще одна постройка Ж.- Успенская ц.-усыпальница в усадьбе Семёновское-Отрада гр. Орловых. Проект мавзолея гр. В. Г. Орлова и его братьев (1832) стал последней работой зодчего в России. Окончательному варианту предшествовали неск. ранних, интерпретирующих тип ротонды, окруженной сплошной колоннадой, с множеством скульптур. В итоге Ж. вернулся к строгому и компактному цилиндрическому объему с единственным портиком на зап. фасаде, к-рый венчал такой же, как в Суханове, барабан с полуциркульными проемами и рельефами летящих ангелов. В отраднинском мавзолее меньше романтической театральности, он рациональнее, серьезнее и проще. Ротонда помещена прямо в пространство парка, без дополнительного архитектурного окружения. Имитация мощи достигнута еще более лаконичным набором средств: 4-колонный портик в антах кажется заключенным в тяжелую раму, подчеркнутую давящим антаблементом с крупными триглифами. Кирпичные стены декорированы квадровым рустом, в них напряженно прорезаны арочные окна. Подкупольное пространство окружено парными ионическими колоннами, к-рые чередуются с закругляющимися пилонами стен внутреннего кольца. Строительство (1832-1835), к-рым руководил двоюродный брат Ж. А. О. Жилярди, осуществлялось без участия автора. Проект не был реализован полностью: из-за экономии средств отказались от большей части скульптурного убранства.

Мавзолей в Отраде имеет упрощенную копию - ц.-усыпальницу в усадьбе Стаховичей Пальна-Михайловское (Липецкая обл.; 30-е гг. XIX в.); оригинал воспроизведен достаточно точно, но по-провинциальному грубо и без скульптурного декора.

Ж. принадлежит проект ц. арх. Михаила в с. Новомихайловка (Орловская обл.; 1831), на территории имения Голунь кн. С. М. Голицына, владельца подмосковных Кузьминок (построена без участия Ж., сохр. руины). Основной объем решен в виде монолитного четверика, боковые фасады прорезаны большой арочной нишей с крупным полуциркульным окном сверху, внутри к-рой помещен отрезок колоннады. Открытая колоннада связывала храм с отдельно стоявшей колокольней, почти копирующей колокольню сухановского мавзолея. Купол церкви лежит на очень низком, не имеющем проемов барабане, к тому же рустованном, как и углы четверика, для усиления эффекта тяжести. Храм в Новомихайловке не единственный пример использования данного проекта; вероятно, существовал более ранний вариант, по к-рому аналогичный храм был построен уже в 1815-1822 гг. в подмосковном с. Коледине по заказу Р. Е. Татищева. План Троицкой ц. тяготеет к овалу: алтарное полукружие дополнено симметричным объемом притвора. В остальном архитектура совпадает с проектом Ж. для Новомихайловки, отличаясь лишь трактовкой деталей. Документально причастность Ж. к проектированию этого памятника не установлена, так же как и в отношении др. схожих построек, образующих самостоятельную группу. Воскресенская ц. в подмосковной усадьбе Кожино с 2 полукружиями в плане (1844-1852) построена по заказу М. И. Микулина и напоминает во многом колединскую церковь. Вариант проекта, тяготеющий к новомихайловскому, был реализован при строительстве Спасо-Преображенской ц. в усадьбе К. С. Огарёва Канищево (ныне в черте Рязани; 1824); здесь вместо колоннады храм соединен с колокольней традиционной трапезной. Трапезная присутствует и в композиции аналогичной по архитектуре Спасской ц. в с. Петровском (близ подмосковного Щёлкова; 1828), возведенной на средства С. А. Мельгуновой. Тот же тип, но в более изысканной редакции, с «египетским» наклоном стен и ионическими колоннами, представляет Покровская ц. в с. Данилове (1838-1845) близ Конакова в Тверской обл. Есть основания полагать, что эти вариации разрабатывались на основе проекта Ж. др. архитекторами, зависимыми от него в стилевом отношении. Прямые аналоги можно найти не только в творчестве Григорьева, но и в проектах Кутепова. Так, план спроектированной им ц. Ахтырской иконы Божией Матери в усадьбе Ахтырка (1820-1825) близ Сергиева Посада почти идентичен плану церкви в Коледине, хотя архитектурные объемы решены иначе.

В кон. 20-х гг. XIX в. Ж. в связи с ухудшением здоровья постепенно отходит от активной деятельности. В 1830 г. он стал почетным членом Имп. АХ. В 1832 г. вернулся на родину. Его последним реализованным проектом стала скромная кладбищенская часовня св. Петра близ Монтаньолы, решенная в стилистике московского ампира. С 1832 г. Ж. пребывал в своем поместье в Швейцарии и в Милане. В 1833 г. был избран почетным членом-корреспондентом Миланской академии искусств. Ж. похоронен в мон-ре Сант-Аббондио близ Монтаньолы. В России последние проекты Ж. реализовывали А. О. Жилярди, Григорьев и др. ученики.

Лит.: Белецкая Е. А., Покровская З. К. Д. И. Жилярди. М., 1980; Турчин В. С. Александр I и неоклассицизм в России. М., 2001; Архитектура в истории рус. культуры. М., 2003. Вып. 5: Стиль ампир; Зодчие Москвы времени барокко и классицизма (1700-1820-е гг.) / Сост. и науч. ред.: А. Ф. Крашенинников. М., 2004; Седов Вл. В. Московский ампир // Проект Классика, 2003. 2004. № 9. С. 146-157.

А. В. Чекмарёв

Жилярди принадлежит к замечательной плеяде русских зодчих первой трети XIX века, поднявших русскую классическую архитектурную школу до уровня мировой.

Выразительное творчество Жилярди, его проникновение в традиции русского зодчества, мастерство композиции, умение сочетать сооружение с городским или загородным ландшафтом, с природой вызывают неизменное признание и в наши дни.

Архитекторы из рода Жилярди в течение длительного времени жили и работали в России, состояли на государственной службе, строили по заказам частных лиц. Большой известностью пользовался в Москве архитектор Иван Дементьевич Жилярди.

Несмотря на окружение, в котором рос Доменико, архитектура не сразу увлекла его. Он мечтал стать художником, пейзажистом. В 1799 году, когда мальчику исполнилось четырнадцать лет, отец отправил его в Петербург к художнику Феррари учиться рисованию и живописи. Вскоре Доменико перешел в мастерскую Порто, а в 1800 году - к историческому живописцу Карло Скотта, у которого обучался в течение трех лет.

В это время он получает при содействии вдовствующей императрицы Марии Федоровны государственную стипендию, с увлечением занимается искусством, иногда посылает отцу свои рисунки.

Непривычный для южанина петербургский климат юноша переносит с трудом. В одном из писем к родным в Швейцарию отец сообщает, что Доменико был при смерти, и мечтает о тепле юга для сына, скорбит о смерти младших, родившихся в Москве детей.

По видимому, в конце 1803 года Жилярди направляют в качестве государственного стипендиата в Италию для продолжения занятий живописью в Миланской Академии искусств, куда он, после краткого пребывания в Монтаньоле, прибыл летом 1804 года. Первые месяцы Доменико усиленно занимается живописью.

Но художником он все же не стал. Критический анализ своих способностей и возможностей, советы профессоров, раздумье о своей будущей деятельности в России заставили его отказаться от живописи и привели к архитектуре, которая, как и показала его творческая судьба, больше отвечала особенностям его дарования.

От увлечения живописью, пейзажем осталось отличавшие все творчество Жилярди понимание значения окружающей среды, природы, усиливающее эмоциональное воздействие создаваемых зодчим произведений, тонко продуманное сочетание архитектуры с особенностями ландшафта, городской или усадебной планировки.

Работы архитектора Дементия Жилярди в Москве

После окончания в 1806 году Миланской Академии Жилярди около четырех лет посвятил совершенствованию своих знаний, изучая искусство и архитектуру городов Италии - Рима, Флоренции, Венеции.

В июне 1810 года он вернулся в Россию, а в январе 1811 года был определен помощником отца в ведомство , с которым и был связан всю свою последующую архитектурную практику.

В августе 1812 года, когда войска Наполеона подходили к Москве, Жилярди, вместе с другим помощником архитектора Воспитательного дома и вслед за населением, покидавшим город, выезжает в Казань. Но поздней осенью они возвращаются в Москву.

Первые годы после Отечественной войны были заполнены работами по приведению в порядок зданий Воспитательного дома, проектированию вместе с отцом новой аптеки и лаборатории Дома.

С 1813 года Жилярди состоит в Экспедиции кремлевских строений, где принимает участие в работах по восстановлению пострадавших сооружений Кремля, в частности, звонницы и колокольни Ивана Великого.

В восстановлении здания Московского университета (1817–1819), пострадавшего от пожара, в полной мере проявилось творческое дарование Жилярди.

Здесь он выступает как градостроитель, учитывавший местоположение сооружения в ансамбле центра Москвы, как художник - автор одного из наиболее выразительных зданий эпохи, как конструктор и, наконец, как организатор, за два года осуществивший столь крупное строительство.

Под руководством Жилярди были проведены большие строительные работы. Без изменений остались лишь объем здания, планировка основных залов и обработка стены дворового фасада. Учитывая градостроительную роль университета, Жилярди внес значительные изменения в решение главного фасада - он придал ему более торжественный, полный героического пафоса облик.

Архитектор пошел по пути укрупнения масштаба основных членений и деталей здания. В обновленном облике сооружения зодчий стремился подчеркнуть идею торжества наук и искусств, достигнуть органического сочетания архитектуры, скульптуры и живописи.

В июле 1817 года старший Жилярди, проработавший в России двадцать восемь лет, уволился «в чужие края впредь до выздоровления», а в марте 1818 года «за старостью и слабостью» был уволен совсем. После его отъезда должность архитектора Воспитательного дома занял его сын.

Расширившийся объем работ требовал неустанного внимания к повседневным делам, связанным со строительными и ремонтными работами по ведомству Дома и к выполнению более значительных заданий.

В 1818 году Жилярди поручают перестройку Вдовьего дома на Кудринской площади и здания Екатерининского училища на Екатерининской площади.

Перестраивая здание Екатерининского училища, расположенного в глубине участка, Жилярди «прикрыл» его измельченный фасад монументальным десятиколонным портиком, поднятым на высокую аркаду нижнего этажа. При капитальной реконструкции и расширении здания, осуществленными Жилярди в 1826–1827 годах, были пристроены сильно вынесенные вперед крылья, образовавшие глубокий парадный двор.

Одной из значительных работ Жилярди, осуществленной им в 1814–1822 годах, была перестройка усадьбы П.М. Лунина у Никитских ворот.

Жилярди создает при перестройке новую композицию усадьбы: главный дом он «поворачивает» на линию улицы своим основным фасадом путем пристройки к торцу существовавшего дома нового корпуса.

Композицию фасада главного корпуса Жилярди построил на контрастном сопоставлении с фасадом флигеля. Пространственному решению флигеля противопоставлена подчеркнутая цельность и монолитность объема главного корпуса.

Однако, при всем различии фасадов оба здания объединены в единую композицию. Это достигается горизонтальным строем общей композиции фасадов, в том числе и колоннад.

Внутренняя планировка главного корпуса характерна для жилых домов дворцового типа с анфиладой парадных помещений в бельэтаже, подсобными помещениями в первом этаже и жилыми комнатами - в верхнем.

Особой красотой и парадностью отличается большой танцевальный зал, соединяющий анфилады комнат, идущих по продольной и поперечной осям дома. Его полуциркульный свод, расписанный гризайлью, и обработка торцевых стен полуциркульными арками с парными ионическими колоннами свидетельствуют о неизменном влечении Жилярди к подобной композиции залов.

Фасад главного дома Луниных с коринфской колоннадой лоджией в 1832 году был опубликован в «Альбоме Комиссии для строений в Москве» и своей необычной для жилых домов композицией стал образцом для копирования и подражания в застройке послепожарной Москвы.

Строительство здания Опекунского совета Воспитательного дома (1823–1826) стало в творчестве Жилярди своеобразным этапом, имевшим большое значение для его творческой деятельности на ближайшие годы. Этому немало способствовало то обстоятельство, что - единственное крупное общественное сооружение в практике Жилярди, где он не был связан с необходимостью использования полностью или частично старых построек и мог более полно осуществить свои идеи.

Занявшее основное место в застройке Солянки, рассчитанное на градостроительный эффект, здание Совета воспринимается при фронтальном обозрении как традиционная классическая система кубических объемов, но это не соответствует действительным очертаниям корпусов, уходящих в глубь двора (функциональное назначение здания вошло в противоречие с логикой построения архитектурной формы, что в силу ограниченности художественных приемов архитектуры классицизма не мог преодолеть Жилярди).

Интересным было цветовое решение интерьера здания Совета.

Изысканностью колорита отличалось убранство зала Присутствия, стены которого были обтянуты шелковой тканью с золоченым багетом по краям, лопатки облицованы искусственным мрамором, на окнах белые штофные занавеси. Своды остальных залов также были расписаны, стены окрашены зеленым или желтым кроном, стены и свод парадной лестницы расписаны.

Так же как в перестройке Вдовьего дома и Екатерининского училища, в постройке здания Опекунского совета значительной была роль Афанасия Григорьева. Воспитанник Ивана Жилярди, крепостной по происхождению, лишь в возрасте двадцати двух лет получивший вольную, Григорьев был близок семье Жилярди.

Одновременно со зданием Опекунского совета Жилярди строит одно из самых совершенных своих произведений - дом князя С.С. Гагарина на улице .

Особенностью внешнего облика этого здания является то, что ведущим художественным приемом в решении фасада зодчий делает не традиционный колонный портик, а арочное окно с широким архивольтом и двухколонной вставкой, несущей антаблемент. Три таких окна занимают все пространство центрального выступа главного фасада.

Арки заглублены в стену, что, усиливая игру светотени, способствует выявлению архитектурных и скульптурных элементов композиции.

Здание расположено с отступом от красной линии, перед небольшим парадным двором, что выделяет его в ряду застройки улицы. В организации внутреннего пространства знания Жилярди обращается к контрастным приемам: из низкого вестибюля с четырьмя парными дорическими колоннами, несущими балки перекрытия, неширокая, расходящаяся по двум сторонам лестница ведет в торжественную обходную галерею, перекрытую, подобно Опекунскому совету, высокими парусными сводами со световым фонариком в центре.

Великолепно разработанные арки со скульптурной группой Аполлона и муз на антаблементе занимают стены с четырех сторон галереи.

Созданные почти одновременно интерьеры Опекунского совета и дома Гагарина – одни из лучших в творчестве Жилярди. Он воплотил в них многое из достижений русской классической архитектуры.

Одновременно Жилярди строит и в Подмосковье. Самые известные его загородные постройки - в Кузьминках, - подмосковной усадьбе князей Голицыных.

Основное значение в открывающейся панораме имеет Музыкальный павильон Конного двора, созданный в 1820–1823 годах. Конный двор расположен на противоположном берегу верхнего пруда, справа от главного дома, и хорошо виден с дальних и ближних точек зрения. Комплекс построек, образующих конный двор, представляет собой в плане замкнутое каре.

Главный фасад, протянувшийся вдоль пруда, состоит из двух жилых флигелей, соединенных низкой каменной оградой с Музыкальным павильоном в центре. За ним скрывается собственно конный двор с расположенными вокруг него в форме буквы «П» центральным зданием конюшни и хозяйственными постройками.

Музыкальный павильон был намеренно построен из дерева, что сообщало ему высокие акустические качества. Его монументальность носила декоративный характер, в чем проявилась общая тенденция развития архитектуры позднего классицизма.

В усадьбе Кузьминки Жилярди, благодаря своему тонкому пониманию особенностей русской классической архитектуры, русской природы, продолжил и поднял на новую высоту начатое архитекторами предшествующего поколения.

Дементий Иванович проработал в Кузьминках до 1832 года, когда в связи с болезнью и отъездом из России все дела были переданы работавшему вместе с ним Александру Осиповичу Жилярди.

В октябре 1826 года сразу же после окончания строительства Опекунского совета Жилярди приступил к перестройке . Этот дворец был передан ведомству Воспитательного дома для размещения в нем ремесленных учебных мастерских и богадельни Воспитательного дома. Для перестройки сгоревшего здания дворца была создана Строительная комиссия, и Жилярди было поручено возглавить строительные работы.

Учитывая большой объем работ, в июле 1827 года Жилярди подал в Строительную комиссию рапорт «О представлении ему двух знающих помощников к производству работ». По собственному его выбору старшим помощником Жилярди был назначен Григорьев.

В самый разгар строительства, в ноябре 1828 года, Жилярди в связи с плохим состоянием здоровья получает разрешение Опекунского совета об отпуске и уезжает в Италию. Все строительные работы по ведомству Воспитательного дома, в том числе и по Слободскому дворцу, Опекунский совет возложил на Григорьева. Только в сентябре 1829 года, пробыв в отпуске восемь месяцев, Жилярди возвращается в Москву и приступает к исполнению своих обязанностей.

Здание получило строгий облик, соответствующий назначению сооружения, и монументальность, отвечающую масштабу застройки дворцового района Лефортово. Жилярди, со свойственным для московской архитектурной школы объемным пониманием архитектуры, подчинил сильно вытянутое здание единому пространственному решению и вместе с тем выделил его объемы для придания большего единства всей композиции: центральный и боковые корпуса одинаковой высоты в три этажа и более низкие двухэтажные галереи.

В 1829–1831 годах Жилярди строит городскую усадьбу Усачевых на Земляном валу близ Яузы. Это стало своеобразным итогом деятельности Жилярди, обобщением накопленного опыта предшествующих работ, показало высокий уровень профессионального мастерства зодчего, творившего в соответствии со стилистическими, градостроительными и социальными требованиями эпохи.

«Фасадное» решение дома с улицы противопоставлено совершенно иному характеру дворового фасада, в котором выявлена конструкция здания - его этажи, лестничная клетка, плоскости стен с однообразными оконными проемами. Рационально решена внутренняя планировка здания с сохранением парадной анфилады вдоль главного фасада и отделенными от нее продольным коридором, обращенными во двор небольшими комнатами.

Большое значение в ансамбле придано парку, композиция которого была построена на сочетании регулярной и пейзажной планировки, на связи с архитектурой садового фасада дома, павильонов, беседок и на раскрытии видовых панорам города. Связь дома с парком Жилярди осуществил с помощью пандуса, идущего от второго, парадного этажа.

В 1832 году, в год отъезда из России на родину в Швейцарию, Жилярди создает проект своего последнего сооружения в России – мавзолея в Отраде. Для мавзолея зодчий нашел ясное и спокойное решение, то сочетание торжественности и интимности, которое отвечает назначению этого сооружения.

Жилярди передавал свои знания многочисленным ученикам и помощникам.

С 1816 года учеником Жилярди был ставший позже академиком ; на его постройках обучался Е.Д. Тюрин; с четырнадцатилетнего возраста учился у него его двоюродный брат А.О. Жилярди - помощник во многих его постройках; учились братья Ольделли из Тессинского кантона Швейцарии; его учениками с малолетства становились крепостные князей Гагариных, Голицыных и др. Он передавал им свой практический опыт и теоретические познания, подготавливая профессионально грамотных строителей.

Отход Жилярди от активной деятельности обозначился довольно четко. Он совпал со временем правления Николая I, с изменением идеалов в области архитектуры. Хуже стало и со здоровьем. В одном из писем он сетовал:

Жилярди, Джилярди (Gilardi) Дементий (Доменико) Иванович (1788, Монтаньола, близ Лугано, Швейцария, - 28.2.1845, там же), архитектор, представитель русского ампира . По национальности итальянец, сын архитектора Ивана (Джованни Баттиста) Дементьевича Ж. (1759-1819), работавшего в Москве с 1787 (или 1789) до 1817. Учился у отца, затем в миланской АХ (1806-10). В 1810-32 работал в России, с 1830 почётный вольный общник (почётный член) петербургской АХ. Активно участвовал в застройке Москвы после пожара 1812, создал ряд монументальных, парадно-торжественных общественных зданий и жилых домов, сыгравших большую роль в формировании архитектурного облика города. Основные работы в Москве: восстановление здания университета (1817-19), перестройка Вдовьего дома (ныне институт усовершенствования врачей; 1818) и Екатерининского института (ныне Центральный Дом Советской Армии; после 1812); при участии А. Г. Григорьева - Опекунский совет (ныне здание АМН СССР; 1823-26) и перестройка Слободского дворца для ремесленных училищ Воспитательного дома (ныне Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана; 1827-32); жилые дома - Луниных (1818-23), С. С. Гагарина (позже дом Коннозаводства, ныне институт мировой литературы им. А. М. Горького; 1820) и др., ансамбль усадьбы Усачёвых - Найденовых (ныне больница; 1829-31). В последнем, как и при перестройке усадьбы Кузьминки , Ж. проявил себя крупным мастером садово-парковой архитектуры.

Лит.: Историческая выставка архитектуры 1911 г., СПБ. ; Белецкая Е., Неизвестный проект Жилярди, в сборнике: Советская архитектура, [№] 15, М., 1963.

  • - Д. И. Жилярди.Здание Московского университета. Жиля́рди Дементий Иванович, архитектор, предствитель русского ампира. Сын И.Д. Жилярди, выходец из итальянской части Швейцарии...

    Москва (энциклопедия)

  • - Дементий Иванович, архитектор. По происхождению итальянец. В 1810-32 работал в России...

    Русская энциклопедия

  • - Джилярди, семья русских архитекторов. Итальянцы по происхождению. Иван Дементьевич, представитель ампира. Работал в Москве с 1787 или 1789 по 1817...

    Художественная энциклопедия

  • - российский архитектор, представитель ампира. По происхождению итальянец, в 1810-1832 работал в России. После пожара 1812 в Москве восстановил здание университета, перестроил Опекунский совет, усадьбу Кузьминки...

    Архитектурный словарь

  • - Дементий Иванович, архитектор; представитель ампира. По происхождению итальянец. В 1810 - 32 работал в России...

    Современная энциклопедия

  • - генерал-лейтенант, военный инженер; род. 7 августа 1791 г., ум. в 1879 г. В службу он вступил рядовым в учебный гренадерский батальон 23 июля 1808 г., спустя 1½...
  • - архитектор Московского воспитательного дома при Николае I. {Половцов} - В 1824 г. принимал участие в работах по реставрации здания Арсенала в Кремле...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - архитектор в СПб., с 1800 г. , потом гл. архитектор СПб. опекунского сов. и В. дома. † 183?...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - в 1566 г. дворянин подписался под грамотой о Ливонской войне. После разгрома Новгорода Иоанном IV в 1571 г., января 5-го, он был послан туда дополучить от "правильщиков"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • Большая биографическая энциклопедия

  • - Черемисинов - думный дворянин XVI века, любимец Иоанна IV ...

    Биографический словарь

  • - думный дворянин XVI в., любимец Иоанна IV. В 1579-1580 гг. сопровождал Иоанна IV в литовском походе и во время сражения близ Торопца был взят в плен, из которого выкуплен царем за 4457 руб. В 1589 г. ездил к шведам...
  • - думный дворянин XVI в., любимец Иоанна IV. В 1579-1580 гг. сопровождал Иоанна IV в литовском походе и во время сражения близ Торопца был взят в плен, из которого выкуплен царем за 4457 руб. В 1589 г. ездил к шведам требовать...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Джилярди Дементий Иванович, русский архитектор, по национальности итальянец...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Жиля́рди Дементий Иванович, архитектор. По происхождению итальянец. В 1810—32 работал в России...
  • - ЖИЛЯРДИ Дементий Иванович - российский архитектор, представитель ампира. По происхождению итальянец, в 1810-32 работал в России...

    Большой энциклопедический словарь

"Жилярди Дементий Иванович" в книгах

7. Алексей иванович

Из книги История моей жизни автора Свирский Алексей

7. Алексей иванович Один вид дьякона Протопопова меня приводит в трепет. В комнату входит большой, дородный густобородый и длинноволосый человек с низким, немного надтреснутым голосом. Произносит: «Здравствуйте!» после того, как молча и длинно осеняет себя крестом,

ПОЛИВАНОВ Лев Иванович

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

ПОЛИВАНОВ Лев Иванович псевд. П. Загарин;27.2(11.3).1838 – 11(23).2.1899Литературовед, переводчик, педагог, общественный деятель, основатель и директор частной гимназии в Москве. Автор исследования «Жуковский и его произведения» (2-е изд., 1883). Издал сочинения Пушкина с подробными

Корней Иванович

Из книги Дороги и судьбы автора Ильина Наталия Иосифовна

Корней Иванович

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ И ОСИП ИВАНОВИЧ

Из книги Даль автора Порудоминский Владимир Ильич

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ И ОСИП ИВАНОВИЧ 1Но был еще Осип Иванович…Был Осип Иванович, маленький чиновник (и ростом маленький, с тяжелым горбом за спиной) - переписчик; по должности - переписчик, но главное - жизнью слепленный переписчик. Ему ведь и чинишки кое-какие шли за

Кузнецов Вадим Александрович, Шамраев Андрей Васильевич, Пухов Антон Владимирович, Маслов Алексей Васильевич, Мац Григорий Моисеевич, Логинов Евгений Аркадьевич, Достов Виктор Леонидович, Кишкурно Елена Викторовна, Харченко Владимир Иванович, Махаева Елена Александровна, Мищенко Владимир Иванович, С

Из книги Предоплаченные инструменты розничных платежей – от дорожного чека до электронных денег автора Пухов Антон Владимирович

Кузнецов Вадим Александрович, Шамраев Андрей Васильевич, Пухов Антон Владимирович, Маслов Алексей Васильевич, Мац Григорий Моисеевич, Логинов Евгений Аркадьевич, Достов Виктор Леонидович, Кишкурно Елена Викторовна, Харченко Владимир Иванович, Махаева Елена

Фёдор Иванович ― Иван Иванович Молодой

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Фёдор Иванович? Иван Иванович Молодой 1557 Рождение у Ивана IV сына Федора 1458 Рождение у Ивана III сына Ивана 99 1584 Федор становится великим князем Московским 1485 Иван становится великим князем Тверским 99 1598 Смерть Фёдора 1490 Смерть Ивана 108 Иван Иванович умер 7 марта, а Федор

Е. А. Белецкая, 3. К. Покровская Д. Жилярди (1785-1845)

Из книги автора

Е. А. Белецкая, 3. К. Покровская Д. Жилярди (1785-1845) Дементий Иванович (Доменико) Жилярди принадлежит к числу ведущих архитекторов Москвы первой трети XIX столетия. Швейцарец по месту рождения, итальянец по национальности, он всю свою насыщенную, но короткую творческую жизнь Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЖИ) автора БСЭ

Шмаринов Дементий Алексеевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ШМ) автора БСЭ

ДЕМЕНТИЙ ШМАРИНОВ

Из книги Мастера и шедевры. Том 3 автора Долгополов Игорь Викторович

ДЕМЕНТИЙ ШМАРИНОВ «Нет, ты посмотри, что за луна… Ах, какая прелесть!» - восклицает Наташа Ростова.И в этом возгласе вся свежесть юного ощущения природы, когда спать невозможно, когда кажется, что еще минута и сама полетела бы к звездам, стала частью этого дивного спящего

Дунай Иванович и Дон Иванович

Из книги Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 2-е) автора Галицкий Алексей Васильевич

Дунай Иванович и Дон Иванович Если древние жители Индии преклонялись перед Гангом, веря в его очистительные свойства, египтяне относились к Нилу как к божеству, то русские испокон веков боготворят Волгу, называют ее своей матерью. Вспомните наши замечательные былины. Их

Путилов Николай Иванович, Путилов Алексей Иванович

Из книги 50 знаменитых бизнесменов XIX – начала XX в. автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Путилов Николай Иванович, Путилов Алексей Иванович ПУТИЛОВ НИКОЛАИ ИВАНОВИЧ(род. в 1816 г. - ум. в 1880 г.) ПУТИЛОВ АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ(род. в 1866 г. - ум. в 1929 г.)Выдающиеся русские промышленники и финансовые деятели XIX в., судьба которых неразрывно связана с развитием