Жанры древнерусской литературы и их определения. Презентация на тему "Древнерусская литература. Возникновение, особенности, жанры". Известные древнерусские произведения

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботе о благе родины. Д.С. Лихачёв Литература Древней Руси

2 слайд

Описание слайда:

Литература Древней Руси В литературе Древней Руси отразились различные периоды становления Российского государства с 11 по 18 век. В произведениях содержится бесценный исторический материал: мы узнаём о событиях, происходивших в прошлом, о выдающихся государственных деятелях, у нас возникает живое представление о простых людях самых разных сословий, живших в ту далёкую эпоху.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Особенности древнерусской литературы Древнерусская литература возникла в 12 веке после принятия христианства как литература духовная, религиозная. Она почти не допускала вымысла и строго следовала факту. Задача древнерусского автора – передать истину. Однако древнерусская литература не являлась литературой исторической в настоящем смысле этого слова. В ней всё создавалось по канону – определённым правилам и образцам, Поэтому часто образ исторического деятеля был далёк от реальности. В различных произведениях образ идеального князя был неизменным: благочестие, смелость, милосердие, справедливость являлись его обязательными качествами.

8 слайд

Описание слайда:

Особенности древнерусской литературы Авторское начало в древнерусской литературе приглушено. Имена многих авторов древнерусских памятников сегодня не известны. И это не потому, что их имена забыты неблагодарными потомками, а потому, что авторы тех лет сами не указывали своего имени. Да и в самих древнерусских книгах образ автора достаточно условен. Мы практически не можем увидеть его отношения к изображаемым событиям или людям. Он – хладнокровный бытописатель, летописец, основная задача которого – сохранить для потомков великие деяния князей или перечислить значимые для Руси исторические события. А оценку князьям и событиям, по мнению древнерусских писателей, должны были давать внуки и правнуки.

9 слайд

Описание слайда:

Жанры древнерусской литературы Жанр – исторически сложившийся тип литературного произведения, на основе которого создаются тексты конкретных литературных произведений. Жанры литературы Древней Руси существенно отличаются от современной. первичные объединяющие

10 слайд

Описание слайда:

житие слово поучение повесть Первичные жанры Объединяющие жанры летопись хронограф четьи-минеи патерик апокриф

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

ЖИТИЕ – это самый распространённый и любимый жанр древнерусской литературы. Житие создавали люди, которые непосредственно общались с человеком или могли достоверно свидетельствовать о его жизни. Житие создавалось всегда после смерти человека, которого вскоре причисляли к лику святых. Оно выполняло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни, которой необходимо подражать.

13 слайд

Описание слайда:

«Житие Сергия Радонежского» В 1417 – 1418 гг. Епифаний Премудрый создаёт житие преподобного Сергия Радонежского – основателя и игумена Троице-Сергиева монастыря. До принятия монашества с Сергием происходят три чуда, указывающие на его богоизбранность. Ещё до рождения Варфоломей (это мирское имя Сергия) во время богослужения трижды громко закричал в чреве матери. Младенцем он отказывался от молока матери, когда она ела мясную пищу в дни поста. В отрочестве Сергий обрёл дар понимания книжной грамоты благодаря чудотворному хлебцу, который вручил ему некий старец. Сергий Радонежский играл значительную роль в политической и церковной жизни Руси второй половины 14 века.

14 слайд

Описание слайда:

«Житие Сергия Радонежского» Михаил Васильевич Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889 – 1890 гг.

15 слайд

Описание слайда:

Картина «Видение отроку Варфоломею» написана на сюжет, взятый Нестеровым из древнейшего "Жития преподобного Сергия", написанного его учеником Епифанием Премудрым. Отроку Варфоломею, будущему Сергию, не давалась грамота, хотя он очень любил читать, и он втайне часто молился Богу, чтобы тот наставил и вразумил его. Однажды отец послал его искать пропавших жеребят. Под дубом на поле отрок увидел некоего черноризца, святого старца, "светолепна и ангеловидна", прилежно со слезами творившего молитву. Старец взглянул на Варфоломея и прозрел внутренними очами, что перед ним сосуд, избранный Святым Духом, и спросил его: "Да что ищеши, или что хощещи, чадо?" Отрок отвечал: "Возлюби душа моя паче всего учитися грамоту сию, еже и вдан бых учитися, и ныне зело прискорбна есть душа моя, понеже учуся грамоте и не умею". Он просил святого отца помолиться за него Богу, что он "умел грамоту". Старец, "сотворя молитву прилежну", достал из карманной "сокровищницы" частицу просфоры и подал ее отроку со словами: "Прими сие и снешь, се тебе дается знамение благодати божия и разума святого писания". А когда отрок съел просфору, старец сказал ему: "О грамоте, чадо, не скорби: отсего дне дарует ти Господь грамоте умети зело добре". Так и случилось. Нестеров проникся наивным и поэтическим рассказом Епифания Премудрого, его простодушной верой в чудо: "Я был полон своей картиной. В ней, в ее атмосфере, в атмосфере видения, чуда, которое должно было совершиться, жил я тогда" (писал Нестеров в "Воспоминаниях").

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

Знаменитая икона «Троица» была написана любимым учеником Сергия Радонежского – Андреем Рублёвым. Князь Дмитрий Иванович Донской, отправляясь в поход против Золотой Орды, заехал для благословления к Сергию Радонежскому. Святой отец дал князю с собой двух монахов-воинов – Ослябя и Пересвета. Последний выступил поединщиком от русского войска, сразившись не на жизнь, а на смерть с ханским любимцем Челубеем.

18 слайд

Описание слайда:

ПОУЧЕНИЕ – разновидность жанра древнерусского красноречия. В поучениях древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этого жанра является «Поучение Владимира Мономаха». В своем поучении Владимир Мономах дает советы о том, как следует вести свою жизнь, как необходимо искать спасения души в затворничестве, служить Богу, помогая нуждающимся.

19 слайд

Описание слайда:

СЛОВО – разновидность жанра древнерусского красноречия; это поучение и послание к потомкам. Примером служит «Слово о полку Игореве», рассказывающем о военном походе князя Игоря на половцев в 1185 году. Исследователи предполагают, что автором «Слова о полку Игореве» был один из участников этого похода. Другим примером этого жанра может служить «Слово о погибели Русской земли», которое создавалось сразу после того, как на Русь пришли монголо-татары.

20 слайд

Описание слайда:

ПОВЕСТЬ (воинская или историческая) – это древнерусское произведение, повествующее о деяниях князей-воинов, их борьбе с внешними врагами, о воинских подвигах и княжеских междоусобицах. Примерами воинских повестей являются «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани ханом Батыем», «Повесть о житие Александра Невского».

21 слайд

Описание слайда:

«Повесть о житие Александра Невского» Во второй половине 13 века было создано житие великого новгородского князя Александра Ярославовича, прозванного Невским. С его именем связаны победы над шведами (Невская битва 1240 г.) и над немецкими рыцарями (Ледовое побоище 1242 г.). Автор показывает князя ревностным защитником Русской земли, православия и умелым политиком. «Повесть о житие Александра Невского» впитала в себя традиции как житийной литературы, так и воинской повести и стала образцом княжеского жизнеописания.

22 слайд

Описание слайда:

В Древней Руси летопись играла очень важную роль, т.к. не только сообщала об исторических событиях прошлого, но и говорила о том, как необходимо поступать в определённых ситуациях. Древнейшей летописью является «Повесть временных лет». Летопись рассказывает о происхождении русских, о генеалогии рода киевских князей и о возникновении древнерусского государства. ЛЕТОПИСИ – это исторические повествования, которые велись по годам; самый древний жанр древнерусской литературы.

23 слайд

Описание слайда:

ЗАРОЖДЕНИЕ ЛЕТОПИСИ Первыми русскими книгами были летописи Летописание зародилось в Киеве и Новгороде в XI веке Летописи были общерусскими и местными Первые русские летописи создавали в монастырях Летописанием занимались монахи, специально этому обученные старшими мастерами Летописи писали от руки, на пергаменте, гусиными перьями, черными и красными чернилами Летописание велось по повелению того или иного князя Киево-Печерский монастырь

Начнем с того, что появились они вместе с принятием на Руси христианства. Интенсивность его распространения является неоспоримым доказательством того, что появление письменности было вызвано потребностями государства.

История появления

Письменность использовалась в различных сферах общественной и государственной жизни, в юридической сфере, международных и внутренних отношениях.

После возникновения письменности стимулировалась деятельность переписчиков и переводчиков, начали развиваться разнообразные жанры древнерусской литературы.

Она обслуживала потребности и нужды церкви, состояла из торжественных слов, жития, поучений. В Древней Руси появилась светская литература, начали вести летописи.

В сознании людей этого периода литература рассматривалась вместе с христианизацией.

Древнерусские писатели: летописцы, агиографы, авторы торжественных фраз, все они упоминали о пользе просвещения. В конце X - начале XI в. на Руси была осуществлена огромная работа, направленная на перевод с древнегреческого языка литературных источников. Благодаря такой деятельности древнерусским книжникам удалось за два столетия ознакомиться со многими памятниками византийского времени, на их основе создать разнообразные жанры древнерусской литературы. Д. С. Лихачев, анализируя историю приобщения Руси к книгам Болгарии и Византии, выделял две характерные черты подобного процесса.

Он подтверждал существование литературных памятников, которые стали общими для Сербии, Болгарии, Византии, Руси.

Такая литература-посредница включала в себя богослужебные книги, священные писания, хроники, сочинения церковных писателей, естественнонаучные материалы. Кроме того, в этот перечень входили и некоторые памятники исторического повествования, к примеру, "Роман об Александре Македонском".

Большая часть древнеболгарской литературы, славянской посредницы, представляла собой переводы с греческого языка, а также произведения ранней христианской литературы, написанной в III-VII вв.

Нельзя механически подразделять древнеславянскую литературу на переводную и оригинальную, они являются органически связанными частями единого организма.

Чтение в Древней Руси чужих книг является свидетельством вторичности национальной культуры в области художественного слова. Сначала среди памятников письменности было достаточное количество текстов нелитературного вида: труды по богословию, истории, этике.

Основным видом словесного искусства стали фольклорные произведения. Для понимания самобытности и оригинальности русской литературы достаточно ознакомиться с произведениями, которые находятся «вне жанровых систем»: «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве», «Моление» Даниила Заточника.

Первичные жанры

К жанрам древнерусской литературы относятся такие произведения, которые стали строительным материалом для иных направлений. К ним причисляют:

  • поучения;
  • повести;
  • слово;
  • житие.

В такие жанры произведений древнерусской литературы включают летописный рассказ, погодную запись, церковную легенду, летописное сказание.

Житие

Был заимствован из Византии. Житие как жанр древнерусской литературы стал одним из самых любимых и распространенных. Житие считалось обязательным атрибутом, когда человека причисляли к святым, то есть канонизировали. Его создавали люди, непосредственно общающиеся с человеком, способные достоверно рассказать о ярких моментах его жизни. Составлялся текст после смерти того, о ком в нем говорилось. Он выполнял существенную воспитательную функцию, так как житие святого воспринимали в качестве эталона (образца) праведного существования, подражали ему.

Житие помогало людям преодолевать страх перед смертью, проповедовалась идея бессмертия человеческой души.

Каноны жития

Анализируя особенности жанров древнерусской литературы, отметим, что каноны, по которым создавалось житие, сохранились без изменения до XVI века. Сначала говорилось о происхождении героя, затем отводилось место подробному рассказу о его праведной жизни, об отсутствии страха перед смертью. Заканчивалось описание прославлением.

Рассуждая над тем, какие древнерусская литература жанры считала наиболее интересными, отметим, что именно житие позволило описать существование святых князей Глеба и Бориса.

Древнерусское красноречие

Отвечая на вопрос о том, какие жанры существовали в древнерусской литературе, заметим, что красноречие было в трех вариантах:

  • политическое;
  • дидактическое;
  • торжественное.

Поучение

Система жанров древнерусской литературы выделяла его в качестве разновидности древнерусского красноречия. В поучении летописцы пытались выделять эталон поведения для всех древнерусских людей: простолюдина, князя. Наиболее ярким образцом данного жанра считается «Поучение Владимира Мономаха» из «Повести временных лет», датируемое 1096 годом. В то время максимального накала достигли споры за престол между князьями. В поучении Владимир Мономах дает рекомендации относительно организации своей жизни. Он предлагает спасение души искать в затворничестве, призывает помогать нуждающимся людям, служить Богу.

Мономах подтверждает необходимость молитвы перед военным походом примером из собственной жизни. Он предлагает выстраивать общественные отношения в гармонии с природой.

Проповедь

Анализируя основные жанры древнерусской литературы, подчеркнем, что этот ораторский церковный жанр, который имеет своеобразную теорию, привлекался к историко-литературному изучению только в том виде, что был на некоторых этапах показательным для эпохи.

Проповедь называла «отцами церкви» Василия Великого, Августина Блаженного, Иоанна Златоуста, Григория Двоеслова. Проповеди Лютера признаны неотъемлемой частью изучения становления новонемецкой прозы, а высказывания Бурдалу, Боссюэта, иных ораторов XVII в., - важнейшими образцами прозаического стиля французского классицизма. Высока роль проповедей в средневековой русской литературе, они подтверждают своеобразие жанров древнерусской литературы.

Образцами русских старинных домонгольских проповедей, которые дают полное представление о создании композиции и элементов художественного стиля, историки считают «Слова» митрополита Иллариона и Кирилла Турвоского. Они искусно пользовались византийскими источниками, на их базе создавали неплохие собственные произведения. В них в достаточном количестве используются антитезы, сравнения, олицетворения отвлеченных понятий, иносказание, риторические фрагменты, драматизм изложения, диалоги, частичные пейзажи.

Следующими примерами проповеди, оформленной в необычном стилистическом оформлении, профессионалы считают «Слова» Серапиона Владимирского, «Слова» Максима Грека. Расцвет практики и теории проповеднического искусства пришелся на XVIII в., в них шла речь о борьбе Украины с Польшей.

Слово

Анализируя основные жанры древнерусской литературы, отдельное внимание уделим слову. Оно представляет собой разновидность жанра древнерусского красноречия. В качестве примера его политической вариативности назовем «Слово о полку Игореве». Данное произведение у многих историков вызывает серьезные споры.

Исторический жанр древнерусской литературы, к которому можно отнести и «Слово о полку Игореве», поражает необычностью приемов и художественных средств.

В этом произведении нарушен хронологический традиционный вариант повествования. Автор сначала переносится в прошлое, потом упоминает о настоящем, использует лирические отступления, которые дают возможность вписывать различные эпизоды: плач Ярославны, сон Святослава.

"Слово" содержит разные элементы устного традиционного народного творчества, символов. В нем есть былины, сказки, налицо и политическая подоплека: русские князья в борьбе с общим врагом объединялись.

«Слово о полку Игореве» относится к числу книг, которые отражают ранний феодальный эпос. Оно находится в одном ряду с другими произведениями:

  • «Песнь о Нибелунгах»;
  • «Витязь в тигровой шкуре»;
  • «Давид Сасунский».

Эти произведения считаются одностадиальными, принадлежат к одной стадии фольклорно-литературного формирования.

В «Слове» объединены два фольклорных жанра: плач и слава. Через все произведение происходит оплакивание драматических событий, прославление князей.

Подобные приемы характерны и для других произведений Древней Руси. Например, «Слово о погибели Русской земли» является соединением плача умирающей земли русской со славой могущественного прошлого.

В качестве торжественной вариации древнерусского красноречия выступает «Слово о Законе и Благодати», автором которого является Митрополит Илларион. Это произведение появилось в начале XI века. Причиной написания стало окончание строительства в Киеве военных укреплений. В произведении заложена идея полной независимости Руси от Византийской империи.

Под «Законом» Илларион отмечает Ветхий Завет, отданный иудеям, не подходящий для русского народа. Бог дает Новый Завет, называемый «Благодатью». Илларион пишет о том, что как почитают в Византии императора Константина, также русский народ уважает князя Владимира Красное Солнышко, крестившего Русь.

Повесть

Рассмотрев основные жанры древнерусской литературы, уделим внимание и повестям. Это тексты эпического вида, повествующие о воинских подвигах, князьях, их деяниях. Примерами подобных произведений являются:

  • «Повесть о житии Александра Невского»;
  • «Повесть о разорении Рязани ханом Батыем»;
  • «Повесть о битве на реке Калке».

Наиболее распространенным в древнерусской литературе стал жанр воинской повести. Были опубликованы различные списки произведений, относящихся к нему. Многие историки уделяли внимание анализу повестей: Д. С. Лихачев, А. С. Орлова, Н. А. Мещерский. Несмотря на то что традиционно жанр воинской повести считался светской словесностью Древней Руси, он неотъемлемо принадлежит кругу церковной литературы.

Многогранность тематики таких произведений объясняется объединением наследия языческого прошлого с новым христианским мировоззрением. Эти стихии порождают новое восприятие воинского подвига, совмещающего героическую и житейскую традиции. Среди источников, которые повлияли на формирование данного жанра в начале XI в., специалисты выделяют переводные сочинения: «Александрия», «Девгениево деяние».

Н. А. Мещерский, занимающийся глубоким исследованием данного литературного памятника, считал, что в максимальной степени «История» оказала влияние на формирование воинской повести Древней Руси. Свое мнение он подтверждает значительным количеством цитат, используемых в разных древнерусских литературных произведениях: «Житии Александра Невского», Киевской и Галицко-Волынской летописях.

Историки допускают, что при формировании этого жанра были использованы исландские саги и воинские былины.

Воин наделялся мужественной доблестью и святостью. Представление о нем аналогично описанию былинного богатыря. Изменилась суть воинского подвига, на первое место выходит желание смерти за великую веру.

Отдельную роль отводили княжескому служению. В смиренное самопожертвование переходит желание самореализации. Реализация этой категории осуществляется в связи словесных и ритуальных форм культуры.

Летопись

Она представляет собой некое повествование об исторических событиях. Летопись считается одним из первых жанров древнерусской литературы. В Древней Руси она играла особую роль, поскольку не просто сообщала о каком-то историческом событии, но и являлась юридическим и политическим документом, была подтверждением того, как вести себя в определенных ситуациях. Самой древней летописью принято считать «Повесть временных лет», дошедшую до нас в Ипатьевской летописи XVI века. Она рассказывает о происхождении киевских князей, о появлении древнерусского государства.

Летописи считают «объединяющими жанрами», которые подчиняют себе следующие компоненты: воинскую, историческую повесть, житие святого, похвальные слова, поучения.

Хронограф

Это тексты, которые содержат подробное описание времени XV-XVI вв. Одним из первых таких произведений историки считают «Хронограф по великому изложению». Это произведение не дошло в полном объеме до нашего времени, поэтому информация о нем достаточно противоречивая.

Помимо тех жанров древнерусской литературы, которые перечислены в статье, существовало еще множество иных направлений, каждое из которых обладало своими отличительными характеристиками. Многообразие жанров является прямым подтверждением многогранности и неповторимости литературных произведений, создаваемых в Древней Руси.

Жанром называют исторически сложившийся тип литературного произведения, отвлеченный образец, на основе которого создаются тексты конкретных литературных произведений. Система жанров литературы Древней Руси существенно отличалась от современной.

Древнерусская литература складывалась во многом под влиянием византийской литературы и заимствовала у нее систему жанров, переработав их на национальной почве: специфика жанров древнерусской литературы состоит в их связи с традиционным русским народным творчеством. Жанры древнерусской литературы принято делить на первичные и объединяющие.

Первичные жанры

Первичными эти жанры называются потому, что они служили строительным материалом для объединяющих жанров.

Первичные жанры:

Поучение;

Повесть.

К первичным жанрам также относят погодную запись, летописный рассказ, летописное сказание и церковную легенду.

Житие

Жанр жития был заимствован из Византии . Это самый распространенный и любимый жанр древнерусской литературы. Житие было непременным атрибутом, когда человека канонизировали, т.е. причисляли к лику святых. Житие создавали люди, которые непосредственно общались с человеком или могли достоверно свидетельствовать о его жизни.

Житие создавалось всегда после смерти человека. Оно выполняло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни, которой необходимо подражать. Кроме этого, житие лишало человека страха смерти, проповедуя идею бессмертия человеческой души. Житие строилось по определенным канонам, от которых не отходили вплоть до 15-16 веков.

Каноны жития

Благочестивое происхождение героя жития, родители которого обязательно должны были быть праведниками. Святого родители часто вымаливали у Бога .
Святой рождался святым, а не становился им.

Святой отличался аскетическим образом жизни, проводил время в уединении и молитве.
Обязательным атрибутом жития было описание чудес, которые происходили при жизни святого и после его смерти.

Святой не боялся смерти. Заканчивалось житие прославлением святого. Одним из первых произведений житийного жанра в древнерусской литературе было житие святых князей Бориса и Глеба .

Древнерусское красноречие

Этот жанр был заимствован древнерусской литературой из Византии, где красноречие было формой ораторского искусства.

В древнерусской литературе красноречие выступало в трех разновидностях:

Дидактическое (поучительное);

Политическое;

Торжественное;

Поучение.

Поучение - разновидность жанра древнерусского красноречия. Поучение - это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этого жанра является включенное в состав «Повести временных лет » «Поучение Владимира Мономаха ». В «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха» датируется 1096 годом. В это время распри между князьями в битве за престол достигли апогея. В своем поучении Владимир Мономах дает советы о том, как следует организовывать свою жизнь.


Он говорит, что нет необходимости искать спасения души в затворничестве. Служить Богу необходимо, помогая нуждающимся. Отправляясь на войну, следует молиться - Бог обязательно поможет. Эти слова Мономах подтверждает примером из своей жизни: он принимал участие во многих сражениях - и Бог его хранил. Мономах говорит о том, что следует посмотреть, как устроен мир природы, и стараться устраивать общественные отношения по образцу гармоничного мироустройства. Поучение Владимира Мономаха обращено к потомкам.

Слово

Слово - является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит «Слово о полку Игореве ». Это произведение вызывает множество споров по поводу его подлинности. Все потому, что первоначальный текст «Слова о полку Игореве» не сохранился. Он был уничтожен пожаром 1812 года. Сохранились лишь копии. С этого времени вошло в моду опровергать его подлинность. Слово рассказывает о военном походе князя Игоря на половцев, который имел место в истории в 1185 году.

Исследователи предполагают, что автором «Слова о полку Игореве» был один из участников описываемого похода. Споры о подлинности этого произведения велись в частности и потому, что оно выбивается из системы жанров древнерусской литературы необычностью используемых в нем художественных средств и приемов.

Здесь нарушен традиционный хронологический принцип повествования: автор переносится в прошлое, затем возвращается в настоящее (это было не характерно для древнерусской литературы), автор делает лирические отступления, появляются вставные эпизоды (сон Святослава, плач Ярославны). В слове очень много элементов традиционного устного народного творчества, символов. Ощущается явное влияние сказки, былины. Политическая подоплека произведения налицо: в борьбе с общим врагом русские князья должны быть едины, разрозненность ведет к смерти и поражению.

Другим примером политического красноречия может служить «Слово о погибели Русской земли», которое создавалось сразу после того, как на Русь пришли монголо-татары. Автор прославляет светлое прошлое и оплакивает настоящее.

Образцом торжественной разновидности древнерусского красноречия является «Слово о Законе и Благодати » митрополита Иллариона, которое создано в первой трети 11 века. Слово было написано митрополитом Илларионом по случаю окончания строительства военных укреплений в Киеве. В слове проводится идея о политической и военной независимости Руси от Византии.

Под «Законом» Илларион понимает Ветхий Завет, который дан иудеям, а русскому и другим народам он не подходит. Поэтому Бог дал Новый Завет, который и называется «Благодатью». В Византии почитают императора Константина, который способствовал распространению и утверждению там христианства. Илларион говорит, что князь Владимир Красно Солнышко , крестивший Русь, ничуть не хуже византийского императора и должен также почитаться русским народом. Дело князя Владимира продолжает Ярослав Мудрый. Основная идея «Слова о Законе и Благодати» в том, что Русь также хороша, как и Византия.

Повесть

Повесть - это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях. Примерами воинских повестей являются «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани ханом Батыем», «Повесть о житии Александра Невского ».

Объединяющие жанры

Первичные жанры выступали в составе объединяющих жанров, какими являются летопись, хронограф, четьи-минеи, патерик.

Летопись - это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы. В Древней Руси летопись играла очень важную роль, т.к. не только сообщала об исторических событиях прошлого, но и была политическим и юридическим документом, свидетельствовала о том, как необходимо поступать в определенных ситуациях. Древнейшей летописью является «Повесть временных лет», которая дошла до нас в списках Лаврентьевской летописи 14 века и Ипатьевской летописи 15 века. Летопись рассказывает о происхождении русских, о генеалогии киевских князей и о возникновении древнерусского государства.

Хронограф - это тексты, содержащие описание времени 15-16 веков.

Четьи-минеи (буквально «чтение по месяцам») - собрание произведений о святых людях.

Патерик - описание жизни святых отцов.

Отдельно следует сказать о жанре апокрифа. Апокриф - буквально переводится с древнегреческого языка как «сокровенный, тайный». Это произведения религиозно-легендарного характера. Апокрифы получили особое распространение в 13-14 веках, но церковь не признавала этот жанр и не признает до настоящего времени.

Литература Киевской Руси. Общая характеристика.

Первые произведения оригинальной древнерусской литературы, дошедшие до нас, относятся к середине XI столетия. Их создание обусловлено ростом политического, патриотического сознания раннефеодального общества, стремящегося упрочить новые формы государственности, утвердить суверенность Русской земли. Обосновывая идеи политической и религиозной самостоятельности Руси, литература стремится закрепить новые формы христианской этики , авторитет власти светской и духовной, показать незыблемость, «вечность» феодальных отношений, норм правопорядка.

Основные жанры литературы этого времени исторические: предание, сказание, повесть — и религиознодидактические: торжественные слова, поучения, жития, хождения. Исторические жанры, опираясь в своем развитии на соответствующие жанры фольклора, вырабатывают специфические книжные формы повествования «по былинам сего времени». Ведущим жанром становится историческая повесть, основывающаяся на достоверном изображении событий. В зависимости от характера отражаемых в повестях событий они могут быть «воинскими», повестями о княжеских преступлениях и т. д. Каждый вид исторических повестей приобретает свои специфические стилистические особенности.

Центральным героем исторических повестей и сказаний является князьвоин, защитник рубежей споен страны, строитель храмов, ревнитель просвещения, праведный судия своих подданных. Его антипод — князь крамольник, нарушающий феодальный правопорядок подчинения пассата своему сюзерену, старшему в роде, ведущий кровопролитные междоусобные воины, стремящийся добыть себе власть силой.

Повествование о добрых и злых деяниях князей опирается на свидетельства очевидцев, участников событий, устные предания, бытовавшие в дружинной среде.

Исторические понести и сказания не допускают художественного вымысла н современном значении этого слова. Факты, изложенные и них, документированы, прикреплены к точным датам, соотнесены с другими событиями.

Исторические жанры древнерусской литературы, как правило, бытуют не отдельно, а в составе летописей, где принцип погодного изложения давил возможность включать в нее разнообразный материал: погодную запись, сказание, повесть. Эти исторические жанры были посвящены важнейшим событиям, связанным с военными походами, борьбой против внешних врагов Руси, строительной деятельностью князя, усобицами, необычными явлениями природы — небесными знамениями. В то же время летопись включала и церковную легенду, элементы жития и даже целые жития, юридические документы.

Одним из древнейших дошедших до нас величайших исторических и литературных памятников второй половины XI — начала XII столе-тия является «Повесть временных лет».

Основным средоточием литературы в этот период была Южная Русь, центром — Киев. Памятники, возникшие на юге, получили широкое распространение на севере и дошли до нас большей частью в северо-русских списках, языков основном был общим — старый литературный язык восточных славян. С этой точки зрения литература киевского периода должна рассматриваться как литература общая для великорусов, украинцев и белорусов.

Она представляет собой первый этап в развитии древнерусской литературы и культуры Киевской Руси, совпадающий с начальным периодом феодальной раздробленности.

В дальнейшем, когда государство распалось на отдельные земли — княжества, наступает период областного развития русской литературы а вместе с ней и культура Киевской Руси в целом, продолжающийся вплоть до объединения русских земель в Московском государстве.

Но уже с начала XVI века в связи с образованием в XV веке централизованного Русского государства областные тенденции ослабевают. В это время в качестве господствующей прочно утверждается дворянская литература.

Но в XVII веке уже развивается культура, литература и посадская, и отчасти крестьянская. Литература Древней Руси на первых порах проникнута церковной идеологией. Средством распространения древнерусской литературы была исключительно рукопись. Книгопечатание возникло лишь в середине XVI века.

Развитие древнерусской литературы протекало параллельно с эволюцией литературного языка. В основу последнего лег живой русский язык, более всего выступающий в произведениях светского характера. Уже в самую отдаленную эпоху были заложены основы современного русского языка.

Литературный процесс в Древней Руси находился в тесной связи с изменением материала и техники письма. До XIV века рукописи писались на пергаменте почерком устав.

Со второй половины XIV века в употребление входит бумага и почерк полуустав — прямые линии сменяются косыми. Приблизительно тогда же появилась и скоропись.

Жанры древнерусской литературы Жанром называют исторически сложившийся тип литературного произведения, отвлеченный образец, на основе которого создаются тексты конкретных литературных произведений. Система жанров литературы Древней Руси существенно отличалась от современной. Древнерусская литература складывалась во многом под влиянием византийской литературы и заимствовала у нее систему жанров, переработав их на национальной почве: специфика жанров древнерусской литературы состоит в их связи с традиционным русским народным творчеством. Жанры древнерусской литературы принято делить на первичные и объединяющие. Первичные жанры Первичными эти жанры называются потому, что они служили строительным материалом для объединяющих жанров. Первичные жанры: Житие Слово Поучение Повесть К первичным жанрам также относят погодную запись, летописный рассказ, летописное сказание и церковную легенду. Житие Жанр жития был заимствован из Византии. Это самый распространенный и любимый жанр древнерусской литературы. Житие было непременным атрибутом, когда человека канонизировали, т.е. причисляли к лику святых. Житие создавали люди, которые непосредственно общались с человеком или могли достоверно свидетельствовать о его жизни. Житие создавалось всегда после смерти человека. Оно выполняло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни, которой необходимо подражать. Кроме этого, житие лишало человека страха смерти, проповедуя идею бессмертия человеческой души. Житие строилось по определенным канонам, от которых не отходили вплоть до 15-16 веков. Каноны жития Благочестивое происхождение героя жития, родители которого обязательно должны были быть праведниками. Святого родители часто вымаливали у Бога. Святой рождался святым, а не становился им. Святой отличался аскетическим образом жизни, проводил время в уединении и молитве. Обязательным атрибутом жития было описание чудес, которые происходили при жизни святого и после его смерти. Святой не боялся смерти. Заканчивалось житие прославлением святого. Одним из первых произведений житийного жанра в древнерусской литературе было житие святых князей Бориса и Глеба. Древнерусское красноречие Этот жанр был заимствован древнерусской литературой из Византии, где красноречие было формой ораторского искусства. В древнерусской литературе красноречие выступало в трех разновидностях: Дидактическое (поучительное) Политическое Торжественное Поучение Поучение – разновидность жанра древнерусского красноречия. Поучение – это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этого жанра является включенное в состав «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха». В «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха» датируется 1096 годом. В это время распри между князьями в битве за престол достигли апогея. В своем поучении Владимир Мономах дает советы о том, как следует организовывать свою жизнь. Он говорит, что нет необходимости искать спасения души в затворничестве. Служить Богу необходимо, помогая нуждающимся. Отправляясь на войну, следует молиться – Бог обязательно поможет. Эти слова Мономах подтверждает примером из своей жизни: он принимал участие во многих сражениях – и Бог его хранил. Мономах говорит о том, что следует посмотреть, как устроен мир природы, и стараться устраивать общественные отношения по образцу гармоничного мироустройства. Поучение Владимира Мономаха обращено к потомкам. Слово Слово – является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит «Слово о полку Игореве». Это произведение вызывает множество споров по поводу его подлинности. Все потому, что первоначальный текст «Слова о полку Игореве» не сохранился. Он был уничтожен пожаром 1812 года. Сохранились лишь копии. С этого времени вошло в моду опровергать его подлинность. Слово рассказывает о военном походе князя Игоря на половцев, который имел место в истории в 1185 году. Исследователи предполагают, что автором «Слова о полку Игореве» был один из участников описываемого похода. Споры о подлинности этого произведения велись в частности и потому, что оно выбивается из системы жанров древнерусской литературы необычностью используемых в нем художественных средств и приемов. Здесь нарушен традиционный хронологический принцип повествования: автор переносится в прошлое, затем возвращается в настоящее (это было не характерно для древнерусской литературы), автор делает лирические отступления, появляются вставные эпизоды (сон Святослава, плач Ярославны). В слове очень много элементов традиционного устного народного творчества, символов. Ощущается явное влияние сказки, былины. Политическая подоплека произведения налицо: в борьбе с общим врагом русские князья должны быть едины, разрозненность ведет к смерти и поражению. Другим примером политического красноречия может служить «Слово о погибели Русской земли», которое создавалось сразу после того, как на Русь пришли монголо-татары. Автор прославляет светлое прошлое и оплакивает настоящее. Образцом торжественной разновидности древнерусского красноречия является «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, которое создано в первой трети 11 века. Слово было написано митрополитом Илларионом по случаю окончания строительства военных укреплений в Киеве. В слове проводится идея о политической и военной независимости Руси от Византии. Под «Законом» Илларион понимает Ветхий Завет, который дан иудеям, а русскому и другим народам он не подходит. Поэтому Бог дал Новый Завет, который и называется «Благодатью». В Византии почитают императора Константина, который способствовал распространению и утверждению там христианства. Илларион говорит, что князь Владимир Красно Солнышко, крестивший Русь, ничуть не хуже византийского императора и должен также почитаться русским народом. Дело князя Владимира продолжает Ярослав Мудрый. Основная идея «Слова о Законе и Благодати» в том, что Русь также хороша, как и Византия. Повесть Повесть – это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях. Примерами воинских повестей являются «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани ханом Батыем», «Повесть о житии Александра Невского». Объединяющие жанры Первичные жанры выступали в составе объединяющих жанров, какими являются летопись, хронограф, четьи-минеи, патерик. Летопись – это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы. В Древней Руси летопись играла очень важную роль, т.к. не только сообщала об исторических событиях прошлого, но и была политическим и юридическим документом, свидетельствовала о том, как необходимо поступать в определенных ситуациях. Древнейшей летописью является «Повесть временных лет», которая дошла до нас в списках Лаврентьевской летописи 14 века и Ипатьевской летописи 15 века. Летопись рассказывает о происхождении русских, о генеалогии киевских князей и о возникновении древнерусского государства. Хронограф – это тексты, содержащие описание времени 15-16 веков. Четьи-минеи (буквально «чтение по месяцам») – собрание произведений о святых людях. Патерик – описание жизни святых отцов. Отдельно следует сказать о жанре апокрифа. Апокриф – буквально переводится с древнегреческого языка как «сокровенный, тайный». Это произведения религиозно-легендарного характера. Апокрифы получили особое распространение в 13-14 веках, но церковь не признавала этот жанр и не признает до настоящего времени. (Источник - http://lerotto.com.ua/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=151) *** Литература древней Руси Общая характеристика периода Древнерусская литература прошла длительный период развития, который составляет 7 веков: с 9 по 15 века. Становление древнерусской литературы ученые связывают с принятием христианства на Руси в 988 году. Этот год и является точкой отсчета при периодизации литературы. Достоверно известно, что письменность на Руси существовала и до принятия христианства. Но памятников дохристианской письменности обнаружено очень мало. По имеющимся памятникам нельзя сказать, что до принятия христианства на Руси существовала литература и книжность. Распространение христианской религии на Руси предполагало изучение святого писания и христианских обрядов. Чтобы проповедовать христианские каноны, необходимо было перевести религиозные книги с древнегреческого и латинского языков на язык, который понимали славяне. Таким языком стал старославянский язык. Ученые говорят об особом статусе старославянского языка. Старославянский язык – это литературный язык всех славян. На нем не говорили, а только писали и читали книги. Старославянский язык был создан христианскими проповедниками Кириллом и Мефодием на основе солунского диалекта древнеболгарского языка специально для того, чтобы сделать понятными славянам каноны христианской религии и проповедовать эти каноны на языке славян. Книги на старославянском языке переписывались на разных территориях, населенных славянами, где говорили по-разному: на различных диалектах. Постепенно особенности речи славян стали отражаться на письме. Так на основе старославянского языка возник церковнославянский язык, отражавший особенности речи восточных славян, а затем и древнерусского человека. На Русь прибывали христианские проповедники, которые создавали школы. В школах учили чтению, письму и канонам православного христианства. Со временем на Руси появился слой людей, которые умели читать и писать. Они переписывали святое писание, переводили его на старославянский язык. Со временем эти люди стали записывать исторические события, которые происходили на Руси, делать обобщения, использовать образы устного народного творчества, оценивать описываемые события и факты. Так постепенно складывалась оригинальная древнерусская литература. Древнерусская литература в корне отличалась от того, что мы привыкли понимать под литературой в настоящее время. Литература в Древней Руси теснейшим образом была связана с распространением христианской религии и служила орудием проповедования и закрепления христианства на Руси. Этим определялось особое отношение к книге, как к святому предмету, а к чтению, как к священному процессу приобщения к Божьему Слову. Как писали древнерусские книги? Древнерусские книги представляли собой огромные фолианты, страницы которых изготавливались из воловьей кожи. Книги переплетали в доски, которые обтягивали кожей и украшали. Выделанная воловья кожа была недешевым материалом, который необходимо было экономить. Именно поэтому древнерусские книги писали особым образом: в книгах между словами не было интервалов. Естественно, читать такие книги было очень нелегко. Кроме этого, многие часто употребляющиеся слова писали не полностью. Например, БГ – Бог, БГЦ – Богородица, НБ – небо. Над такими словами ставили знак «титла» - сокращение. Из-за дороговизны материала книги стоили целые деревни. Позволить себе иметь книги могли только богатые князья. Книга – источник Божественной благодати Одно из отличий древнерусской литературы от современной заключается в том, что у древнерусских книг нет и не могло быть автора. В Древней Руси понятия авторства не существовало вовсе, оно появилось намного позже. Считалось, что рукой книгописца водит Бог. Человек является лишь посредником, через которого Бог доносит до людей свое Слово. Поставить свое имя в книге считалось большим грехом. Вера в это была сильна, поэтому долгое время никто не смел указывать в книгах свое имя. Но некоторые не могли удержаться и ставили неприметную, но так важную для них надпись типа «Азъ многогрЂшный (имя) руку къ сЂму приложилъ». Сильна была вера в то, что книга чудесным образом воздействует на человека, даря ему божественную благодать. Общаясь с книгой, древнерусский человек верил в то, что общается с Богом. Именно поэтому перед чтением книг было принято поститься и молиться в течение, как минимум, недели. Историзм древнерусской литературы Древнерусские авторы осознавали свою особую историческую миссию – миссию свидетелей времени. Они считали, что обязаны зафиксировать все события, которые происходили на их земле, чтобы через книгу донести историю до потомков. Кроме этого, в тексты включали множество преданий, легенд, которые имели устное бытование. Так в древнерусских текстах наряду с христианскими святыми упоминаются языческие божества. Это означало, что христианство существовало на Руси с исконной религией славян, которую принято называть язычеством, хотя сами язычники себя так не называли. Фольклор значительно обогатил древнерусскую литературу. В древнерусской литературе не было лирики. Древнерусская литература, нося исключительно религиозный характер, во главу угла ставила проповедь законов христианской морали. Именно поэтому в ней не уделялось никакого внимания частной жизни человека. Максимальная объективность – один из основных канонов древнерусской литературы. Среди жанров в древнерусской литературе преобладали жития святых летописи, хронографы, четьи-минеи, патерики, а также апокрифы. Древнерусскую литературу отличали религиозность и историзм. Многие древнерусские книги до нас не дошли: их уничтожили пожары, часть была вывезена в Польшу и Литву, а часть уничтожили сами переписчики – старые надписи смывали, а поверх писали новые. Это делали в целях экономии дорогого материала, из которого книги изготавливались.

Древнерусская литература начала формироваться после принятия христианства и на первых порах должна была знакомить с историей религии и способствовать ее распространению. Немаловажной на этом этапе была и другая ее функция - воспитывать читателей в духе христианских заповедей. По этой причине первые произведения (древнерусская литература охватывает период с 11 по 17 век) носили в основном церковный характер. Постепенно все большей популярностью стали пользоваться истории из жизни обычных людей, что способствовало возникновению, а затем все большему распространению «светских» произведений. Под влиянием этих факторов формировались основные жанры древнерусской литературы. Все их вплоть до 15 века объединял общий подход к изображаемым событиям: историческая основа не допускала авторского вымысла.

Особенности формирования жанров

Существует мнение, что литература Древней Руси вышла из византийской и болгарской. Это утверждение отчасти правомерно, так как система жанров у всех этих народов на самом деле имеет определенное сходство. Однако нужно иметь в виду, что государства в тот момент находились на разных стадиях развития (Русь значительно отставала от Византии и Болгарии), да и задачи перед авторами стояли различные. Поэтому правильнее будет сказать, что древнерусская литература переняла имеющийся опыт Запада. Она формировалась с опорой на народный фольклор и потребности общества. Жанры древнерусской литературы конкретизировались в зависимости от практической цели и делились на первичные и объединяющие. В целом же они представляли собой динамическую систему, живо отзывавшуюся на любые изменения в обществе.

Первичные жанры древнерусской литературы

В их число входили житие, поучение, слово, повесть, летописный рассказ или сказание, погодная запись, церковная легенда. Наибольшую известность получили первые четыре.

Житие - произведение, содержащее рассказ о жизни святых. Оно воспринималось как образец нравственности, которому следует подражать, и строилось по определенным канонам. Классическое житие содержало историю рождения (обычно вымоленный ребенок) и благочестивой жизни, описание чудес, связанных с героем, прославление святого. Одним из известнейших произведений этого жанра стало «Житие святых Глеба и Бориса», написанное в суровое для страны время. Образы князей должны были поспособствовать объединению в общей борьбе с захватчиками.

Более поздним вариантом стало «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Воспринимаемое в большей мере как вариант автобиографии, оно интересно тем, что в нем предстает картина общественной жизни в период раскола церкви.

К жанрам древнерусской литературы относятся и поучения, содержавшие правила поведения человека независимо от его положения. Они имели мощное воспитательное воздействие на читателя и касались различных сфер жизни. Самое известное поучение составлено Владимиром Мономахом и адресовано отрокам. Его содержание полностью соответствует христианским заповедям, поэтому воспринималось как книга жизни для потомков.

Древнерусское красноречие в полной мере проявилось в таком жанре, как слово. Оно могло иметь разную направленность. Пример торжественного произведения - «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, написанное в начале 11 века в связи со строительством в Киеве военных укреплений. Это прославление русских князей и русского государства, которые ничем не уступают могущественной Византии и ее правителям.

Вершиной же этого жанра стало произведение о походе русского князя против половцев.

«Слово о полку Игореве»

Несмотря на непрекращающиеся споры относительно подлинности и авторства этого произведения, оно стало абсолютно новаторским для своего времени. Любые жанры древнерусской литературы, как уже отмечалось, обладали определенными канонами. «Слово…» же существенно отличается от них. Оно включает в себя лирические отступления, нарушение хронологии в повествовании (действие то переносится в прошлое, то обращено к настоящему), вставные элементы. Нетрадиционны и средства изобразительности, многие из которых соотносятся с элементами фольклора. Многие исследователи ставят «Слово…» в один ряд с раннефеодальными эпическими произведениями разных народов. По сути, это поэма о мужестве и стойкости воинов, выражение скорби по погибшим, призыв к необходимости объединения всех русских князей и земель. Кроме того, «Слово о полку Игореве» позволяет оценить место и роль государства в международной истории.

Объединяющие

Есть еще и объединяющие жанры древнерусской литературы. С примерами летописи знакомы все читатели. Сюда же относятся четьи-минеи («чтение по месяцам», включали рассказы о святых), хронограф (описание событий 15, 16 веков) и патерик (о жизни святых отцов). Эти жанры получили название объединяющих (введено Д. С. Лихачевым), так как в их состав могут входить и житие, и поучение, и слово, и т. д.

Летопись

Наибольшего внимания, конечно, заслуживают произведения, в которых велась запись о происходивших событиях по годам, которая могла носить общий характер или же быть более конкретной: с деталями, диалогами и т. п.

Летопись как жанр древнерусской литературы начала формироваться предположительно уже в конце 10 века. Но собственно произведение этого жанра складывается при Ярославе Мудром.

В начале 12 века на основе имевшихся записей монах Нестор, живший в Киево-Печерском монастыре, составил «Повесть временных лет». Ее события охватывают большой период: от происхождения славянских племен до современности. Лаконичное и выразительное описание позволяет по прошествии нескольких веков представить историю становления и развития русского государства.

Повесть

Этот жанр древнерусской литературы основывался на переводах византийских и фольклорных произведений и является самым изученным на сегодняшний день. Повести делились на:

  • воинские - в центре историческая личность и важная битва («Повесть о битве на реке Калке»);
  • сатирические - об общественно значимых проблемах, часто носили характер пародий («Повесть о Шемякином суде»);
  • бытовые - («Повесть о Горе-Злосчастии»).

Вершиной стала «Повесть о Петре и Февронии Муромских», которую называют гимном верности и любви.

Популярны были на Руси и хожения (или хождения), повествовавшие сначала о путешествиях паломников в святую землю («Хожение Игумена Даниила»), а позже, в связи с развитием торговли, о поездках купцов. Это был рассказ о том, что было увидено собственными глазами.

Созданная к 17 веку система, включавшая разнообразные жанры древнерусской литературы, ознаменовала переход к литературе нового времени.