Жан Кальвин. Кальвинистская церковь

Кальвинизм - протестантское направление, ведущее свое начало от Кальвина. К середине XVI в. католическая церковь стала возрождаться и организовала сильную реакцию, охватившую всю Европу. Это изменило задачу протестантизма: надо было ввиду грозящей опасности подняться над разрозненными усилиями реформы в отдельных странах и охватить пропагандой весь Запад, принять резкие и ясные церковные формы и организоваться для борьбы на жизнь и смерть. Эту задачу принял на себя кальвинизм, который является романским типом Реформации. Выступая всего резче против католичества, кальвинизм был, однако, сильно проникнут средневековыми католическими принципами: нетерпимостью, безусловным подчинением отдельных личностей церкви, почти аскетическим кодексом нравственности. С другой стороны, ни одно протестантское направление не настаивало так резко на безусловном и исключительном следовании Библии, на изгнании из культа и учения "суеверий" и "язычества" (т. е. внешних символов). Стремясь восстановить древнюю христианскую общину, кальвинизм проводил в церкви народное начало; в интересах борьбы, однако, руководителям общин - пасторам и старейшинам - дается сильный авторитет и отдельные общины тесно скрепляются в союзы с общим выборным управлением (пресвитериальное и синодальное устройство).

Жан Кальвин

Силою вещей кальвинизм тесно сплетается с политическими движениями и вырабатывает определенные политические принципы. Последователям кальвинизма пришлось выступать в эпоху, когда представители светской власти по большей части действовали в духе церковной реакции. В столкновениях с властями кальвинизм скоро принимает по преимуществу народное, антимонархическое направление, сближается с республиканскими и конституционными партиями. Из принципа "Бога надо слушаться больше, чем людей" кальвинисты выводят теорию сопротивления нечестивой и вообще тиранической власти, учение о скрепленном Богом договоре между народом и королем; республиканские формы церковного устройства переносятся на политическую жизнь. Кальвинист XVI и XVII вв. представляет собой резко очерченный тип человека, глубоко уверенного в правоте своего учения, сурового и тяжелого, враждебного светской жизни и удовольствиям, республикански-простого по внешности, вечно с молитвой или благочестивым текстом на устах. кальвинизм выставляет большую воинствующую литературу, в которой встречается и богословская полемика, и сатира, и политические памфлеты, и трактаты.

Помимо небольшого уголка романской Швейцарии, где действовал Кальвин с ближайшими сотрудниками, кальвинизм распространяется в Германии, преимущественно на З. (в Рейнской области и Гессене - под названием реформатской церкви), в Нидерландах, во Франции (под названием гугенотства), в Шотландии и Англии (под общим названием пуританизма) и в Польше. Его ученым центром долго остается Женева.

Реформаторы-кальвинисты Женевы: Гийом Фарель, Жан Кальвин, Теодор Беза, Джон Нокс

"Стена реформаторов" в Женеве

В Германии кальвинизм не играл первенствующей роли: кальвинисты не были включены в условия Аугсбургского религиозного мира (см. Реформация), признавшего за князьями право менять веру. Вражда кальвинистов с лютеранами разгорелась до крайности: последние находили, что "лучше паписты, чем кальвинисты". Этот разлад оказался вредным для дела протестантизма в эпоху Тридцатилетней войны; лютеране остались большей частью чужды предохранительной унии (1609), заключенной кальвинистскими князьями. Вестфальский мир (1648) распространил условия терпимости и на кальвинистов. В XVII в. кальвинизм был принят могущественным бранденбургским курфюрстом. Его преемники, прусские короли, заняли примирительное положение в отношении двух исповеданий. В XIX в., ко времени юбилея Реформации (1817), со стороны Пруссии была сделана попытка их слияния (см. Евангелическая церковь).

В Нидерландах (Бельгии и Голландии) кальвинизм выразился в очень энергичной форме. После подавления при Карле V лютеранской реформации в этих областях, кальвинизм стал здесь распространяться в 50-х и 60-х гг. XVI в., первоначально среди низших классов, особенно в городах. Суровые меры правительства придали ему с самого начала революционный характер: народ сходился толпами в несколько тысяч человек, чтобы слушать проповедь, и собрания обыкновенно охранялись вооруженными людьми; осужденных на сожжение проповедников силою освобождали. В 1566 г. по самым крупным городам прошла страшная буря иконоборства. Около того же времени дворяне представили правительнице (Маргарите Пармской) протест против инквизиции, составленный кальвинистом Марниксом де-Сент-Альдегонд (см. Гезы). Прибытие испанского войска под начальством Альбы, казни, которым подверглись видные лица в среде аристократии (Эгмонт, Горн), еще более сблизили политическую оппозицию дворян с кальвинистами; многие перешли в протестантизм - между прочим, главный противник Филиппа, Вильгельм Оранский, - многие эмигрировали. Нидерландские кальвинисты завели сношения с французскими гугенотами. Первые попытки вооруженного сопротивления кончились неудачей; испанцы господствовали почти над всей страной, когда несколько эмигрантов - "морские гезы" - захватили приморский город Бриль. С этого момента сопротивление пошло успешнее, и северные области, в которых преобладали кальвинисты, отложились. После смерти преемника Альбы, Реквезенса (1576), Вильгельму Оранскому удалось привлечь к восстанию и южные штаты (Гентская пацификация), но уния была непрочна вследствие национального и религиозного различия: большинство населения Бельгии оставалось верным католичеству. Политическими уступками испанцам удалось удержать южные области под своей властью, а семь северных, верных кальвинизму провинций составили независимую Голландскую республику (1581). С этой поры Голландия делается убежищем гонимых в других странах протестантов; на протестантской основе здесь развивается замечательная политическая литература (Гуго Гроций, Салмазий). Церковное устройство, исходившее от кальвинистского начала самоуправления отдельных общин, приладилось к федеративному устройству с его самостоятельностью провинций и городов: религиозные дела предоставлены были усмотрению каждой такой политической группы. В среде нидерландских кальвинистов скоро образовался раскол: от рьяных кальвинистов, принимавших предопределение и отличавшихся нетерпимостью, - так наз. гомаристов - отделились умеренные, арминиане (см.), отвергавшие суровое учение Кальвина о предвечном избрании и склонные к большей мягкости в отношении других исповеданий. К религиозному спору примкнула борьба партий республиканско-аристократической и демократо-монархической, с Оранским домом во главе. Первая, державшаяся арминианства, была побеждена, и вожди ее сложили головы; учение арминиан было осуждено на национальном синоде в Дордрехте (см.).

Историю кальвинизма во Франции см. Гугеноты. Французский кальвинизм в учении и строе церкви стоял всего ближе к родоначальнику направления. В 1559 г. парижский синод представителей кальвинистских общин утвердил обширный план церковной организации, которая должна была охватить всю Францию: соседние общины соединялись в коллоквии, коллоквии - в провинции; каждая группа имела свои собрания, свои консистории, своих выборных пасторов и старейшин, которые утверждались высшей группой; представители общин сходились в провинциальные, представители провинций - в генеральные собрания. С переходом гугенотов на почву политической борьбы принципы этой организации легли в основу политического устройства партии. Выработка этого устройства относится ко времени наиболее ожесточенного столкновения гугенотов с правительством и католическим большинством после Варфоломеевской ночи (1572). На Ю. и З. Франции гугеноты находят себе поддержку в сепаратистских стремлениях части дворянства и горожан и вырабатывают федерацию областей с представительными учреждениями. Талантливые их публицисты и историки (Hotman во "Franco-Gallia", Languet в "Vindiciae contra tyrannos", неизвестный автор "Réveille-Matin des Franςais", Agrippa d"Aubigné в "Histoire universelle") развивают республиканские и конституционные теории, доказывают исконность представительных учреждений во Франции. К своему королю, Генриху Наваррскому, гугеноты относились как к государю конституционному. Нантским эдиктом (1598) политическая организация их была признана; король старался лишь урегулировать ее и контролировать ее деятельность, посредством своих комиссаров. Интерес к политическим собраниям охладевает у гугенотов в первое 20-летие XVII в., вместе с развитием в их среде веротерпимого и свободомыслящего направления. В начале 20-х годов XVII в. политическая организация гугенотов рушилась, а через несколько лет (1629), после разрозненного сопротивления, политические права были у них отняты Ришелье.

В Шотландии кальвинизм стал распространяться в 50-х гг. XVI в., во время регентства Марии Гиз, управлявшей за малолетнюю дочь свою, Марию Стюарт. Развитие протестантизма стоит здесь в тесной связи с политической оппозицией против династии Стюартов, в особенности сильно выражавшейся у дворянства. Вождем протестантов с самого начала является энергичный Джон Нокс, ученик Кальвина, похожий на него характером и настроением, но в то же время политический агитатор и народный трибун. Беспощадно бичуя в проповедях "идолослужение" двора, Нокс направил недовольную аристократию к составлению "Христовой конгрегации", потребовавшей от регентши введения "божественной формы первоначальной церкви". Отказ повел к иконоборству, сопровождавшемуся разрушением монастырей (1559). Регентша была низложена, причем Нокс доказывал цитатами из Ветхого Завета, что низвержение нечестивых государей угодно Богу. В следующем году постановлением парламента была отобрана церковная собственность, доставшаяся по большей части дворянству, и в Шотландии введен кальвинизм под названием пресвитерианской церкви: эта церковь имела синодальную организацию и предоставляла значительный авторитет священникам, избиравшимся не непосредственно народом, а церковными советами. Кальвинизму в Шотландии пришлось еще раз выдержать борьбу в правление Марии Стюарт, возвратившейся из Франции в 1561 г. Несмотря на обличения Нокса, Мария не желала отказаться от католического богослужения, и строгие законы, изданные против католиков в ее отсутствие, не исполнялись. С низложением Марии пресвитерианство достигает в Шотландии полного торжества: наследника престола, будущего Иакова I Английского, отдают на воспитание кальвинистскому публицисту и историку Букэнэну. В XVII веке Иаков I и Карл I, правившие одновременно в Шотландии и Англии, пытались ввести в Шотландии англиканскую церковь, с саном епископа и некоторыми нововведениями в культе в духе католичества (политика архиепископа Лода). Результатом этих попыток было восстание, слившееся с английской революцией.

В Англии кальвинизм развивается после введения реформации государственной властью и вследствие этого в оппозиции не к католицизму, а к официальной протестантской церкви, к англиканству. Строй этой церкви, введенный при Эдуарде VI (1547-1553) и утвержденный Елизаветой (1558-1603), не удовлетворял более последовательных приверженцев протестантских принципов, как слишком еще проникнутый католическими чертами. Все считавшие необходимым дальнейшее очищение церкви от "суеверий" и "идолослужения" получили название "пуритан". С точки зрения официальной церкви, они были "нонконформисты", т. е. отвергавшие единообразие учения и культа (они назывались также диссентеры, т. е. разногласные). Одного целого пуритане не составляли; между ними можно было различить несколько градаций. Наиболее умеренные готовы были помириться с верховенством короля в церкви, но отрицали епископат и католические остатки в культе; другие, приближаясь к шотландскому кальвинизму, принимали республиканско-аристократическую организацию пресвитерианства, с национальным синодом во главе; наконец, в конце XVI в. стало развиваться направление броунистов (от основателя их, Броуна) или индепендентов, которые вносили в церковное устройство начало демократическое и самоуправление общин. Оппозиция пуритан носила вначале чисто религиозный характер. Парламент издавал против них постановления, Елизавета преследовала их как мятежных подданных, но, сидя в тюрьмах, подвергаясь наказаниям, они молились за королеву, тем более что она поддерживала их единоверцев в Шотландии, Голландии, Франции. Положение изменилось в XVII в., при Стюартах: с одной стороны, англиканство стало приближаться к католичеству и пуритане подверглись еще более тяжким гонениям, с другой - короли стали ограничивать привилегии парламента. Религиозная и политическая оппозиция соединились, и пуритане стали передовыми борцами за политическую свободу при Иакове I и Карле I; церковные представления их были перенесены на политическую почву и обратились в конституционные и республиканские теории; не допуская королевского верховенства в церковных делах, они боролись против абсолютизма в государстве. Тяжелые испытания в начале этой борьбы заставили многих выселиться во вновь основанные колонии в Сев. Америке; здесь, на свободе развились многочисленные секты, на которые распался английский кальвинизм (о дальнейшем см. Долгий парламент, Революция в Англии, Индепенденты, Квакеры, Пуритане). После героической эпохи XVII в. пуританство, или диссентерство, достигнув фактической терпимости и распавшись на умеренные и крайние толки, затихает, утрачивает свое влияние и внутреннюю силу. Его возрождение в Англии относится к концу XVIII в. и происходит в так назыв. веслеянстве, или методизме (см.). В настоящее время значительная часть английских протестантов - диссентеры; Валлис почти сплошь заселен ими.

В Польше кальвинизм сыграл преходящую роль. Ранее его здесь распространялись лютеранство (среди немецкого населения городов) и учение чешских братьев. Кальвинизм с его республиканско-аристократической организацией подошел в особенности к стремлениям шляхты, которая, господствуя на сеймах, старалась провести политическую реформу в своих интересах и сильно враждовала с духовенством. Сношения между Кальвином и видными людьми в Польше возникли в начале правления Сигизмунда II (конец 40-х, начало 50-х гг. XVI в.). Вскоре (1556-60) организатором кальвинистической церкви в Польше (под назв. "гельветического исповедания") явился Ян Лаский, обращавшийся и к правительству с предложением произвести реформацию (1554). Кальвинизм не вызвал, однако, большой ревности. В среде протестантов здесь скоро развилось под влиянием Италии рационалистическое направление, обратившееся к антитринитаризму (отрицанию Троицы) - так назыв. социнианство (см.), вовсе не отличавшееся свойствами энергичной церкви. Сильная католическая реакция с 60-х гг. встретила в Польше лишь разрозненное сопротивление протестантов, и влияние кальвинизма было скоро в конец разрушено.

Литература

Филиппсон. Западная Европа в век Филиппа II, Елизаветы и Генриха IV

Поленц. История французского кальвинизма

Кервин де Леттенхов. Гугеноты и гёзы

Вайнгартен. Церковная революция в Англии

Кареев Н. И. Очерк истории реформационного движения в Польше

Любович Н. История Реформации в Польше

КАЛЬВИНИЗМ, одно из основных течений протестантизма, названное по имени его основателя Ж. Кальвина.

История кальвинизма берёт начало в середине 16 века. Кальвин, получивший в Париже, Орлеане и Бурже хорошую подготовку в области теологии, права и литературы, под влиянием М. Лютера и других протестантских деятелей включился в борьбу за реформирование католической Церкви. Вынужденный покинуть Францию, Кальвин переехал в Базель, где в 1536 издал на латинском языке своё основное теологическое сочинение «Наставление в христианской вере», которое многократно переиздавалось с вносимыми автором изменениями и дополнениями. В этом труде, задуманном как своего рода введение к Библии, провозглашались принципы Реформации в их понимании Кальвином, давалось изложение важнейших догматических положений кальвинизма. В том же 1536 году Кальвин переехал в Женеву, где впервые были реализованы его реформаторские идеи. Во 2-й половине 16 века кальвинизм получил распространение в Южной Франции [смотри в статье Религиозные (гугенотские) войны], Швейцарии, Нидерландах (смотри в статье Нидерландская революция 16 века), ряде областей Германии (Рейнский Пфальц, Гессен, Бремен), Шотландии, Англии (смотри в статье Пуритане), Венгрии. В конце 16 - начале 17 века с кальвинизмом слилось цвинглианство, оказавшее на него значительное влияние. Доктрины кальвинизма были зафиксированы с небольшими вариациями в нескольких исповеданиях: Галликанском (1559), Бельгийском (1561), Втором Гельветическом (1566), Вестминстерском (1647), а также в Гейдельбергском катехизисе (1563) и других документах. В начале 17 века от кальвинизма откололось учение Я. Арминия (арминианство), осуждённое последователями строгого кальвинизма на Дордрехтском (Дортском) синоде 1618-19. В 17 веке в связи с гонениями на кальвинистов во Франции, Великобритании, некоторых германских землях начинается их эмиграция в другие страны Европы (прежде всего в Нидерланды и Швейцарию), а затем и за её пределы. С 1620-х годов кальвинизм распространяется в Северной Америке (смотри Новая Англия), со 2-й половины 17 века - в Африке (в Капской колонии). В 18-20 веках благодаря дальнейшей эмиграции из Европы, а также активной миссионерской деятельности значительное число последователей кальвинизма появилось в ряде стран Северной и Южной Америки, Африки, Азии и Океании.

Об истории кальвинизма в России смотри в статье Реформаты.

В основе кальвинистского вероучения лежит предложенная Кальвином интерпретация Библии. Священное Писание, слово Божие, являющееся откровением Бога человеку, записанное людьми по наитию Святого Духа, в кальвинизме, как и в других течениях протестантизма, считается единственным непогрешимым руководством в вере и жизни. Центральное место в теологии кальвинизма занимает принцип всевластия Бога над миром, в котором всё определяется только Его ничем не ограниченной волей. Она непостижима для человеческого разума, поскольку грехопадение коренным образом изменило природу человека, превратив её в сугубо греховную, лишённую свободы воли. Всё, что делает падший человек, - греховно и ведёт к неизбежной гибели, даже если внешне его поступки выглядят как добрые дела. Из этих положений в кальвинизме логически выводится доктрина абсолютного предопределения, согласно которой Бог ещё до грехопадения человека и даже до Сотворения мира определил одних к спасению, других - к вечным мукам в аду. Кальвинизму чужда характерная для некоторых других христианских конфессий (например, православия) идея синергии, соучастия Божией благодати и человеческой воли в деле спасения человека. С точки зрения кальвинистов, искупительная жертва Христа открыла путь к спасению грешникам, но не всем, а лишь избранной их части. При этом спасение возможно только через благодать, действие которой на избранных столь же неодолимо, как и действие греха на осуждённых. Таким образом, вера и благочестивая жизнь рассматриваются не как основание для спасения, а как признак избранности человека. Часто в качестве указания на предопределённость к спасению рассматривается и успех в делах (в том числе материальный).

В догматическом учении о Едином в трёх Лицах Боге кальвинизм унаследовал западнохристианский принцип filioque (латинский - «и от Сына»), согласно которому Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына. Большинство кальвинистов признаёт Апостольский, Афанасьевский и Никейский (Никео-Константинопольский с filioque) Символы веры, а также выработанное на Халкидонском соборе (смотри в статье Вселенские соборы) понимание Иисуса Христа как истинного Бога и истинного человека в одном Лице.

В соответствии с учением о предопределении к спасению трактуются в кальвинизме и церковные таинства как не имеющие сами по себе спасительной силы. Таинств в кальвинизме два - крещение и Вечеря Господня (причащение). Крещение считается инициационным знаком членства человека в Церкви и его освобождения от грехов, которое даёт веру в Христа. Допускается крещение младенцев верующих родителей как членов «общины спасённых». Своеобразно понимается кальвинистами и причащение. Кальвин, в отличие от Лютера, считал, что во время Евхаристии Тело и Кровь Христа присутствуют в элементах причастия не физически, а духовно. В настоящее время многие кальвинисты приняли несколько отличную от точки зрения Кальвина трактовку причащения, предложенную У. Цвингли, согласно которой причащение рассматривается лишь как увековечивание памяти о Вечере Господней, воспоминание об искупительной жертве Христа.

Церковная иерархия в кальвинизме практически отсутствует. На основе идеи о всеобщем священстве верующих в кальвинизме признаются как установленные Богом 4 чина церковных служителей: пасторы (священники), доктора (учители), старейшины (пресвитеры) и диаконы. Пасторы проповедуют и являются служителями таинств, доктора преподают богословие, старейшины заботятся о дисциплине, диаконы ведают благотворительностью. Часто доктора и диаконы рассматриваются как вспомогательные служители, а пасторы и старейшины - как основные. В некоторых кальвинистских церквах (например, в Венгрии) имеются епископы, но только как должности церковных руководителей, а не как особая степень священства. В каждой общине (конгрегации) присутствуют пастор и несколько старейшин, образующие сессию, или консисторию. Церкви управляются либо пресвитериями (церковными советами), куда входят пасторы и старейшины из нескольких соседних общин, либо непосредственно собраниями конгрегаций. Подобно другим протестантским деноминациям, кальвинизм отвергает принятый в католичестве целибат духовенства, а также монашество. В некоторых церквах к пасторскому служению допускаются женщины.

Современный кальвинизм существует в 3 формах: реформатство, пресвитерианство (смотри Пресвитериане) и конгрегационализм (смотри Конгрегационалисты). Первые две мало отличаются друг от друга: реформатство возникло в континентальной Европе (Франции, Швейцарии, Германии), пресвитерианство - на Британских островах. Конгрегационализм отличается от реформатства и пресвитерианства тем, что в нём отсутствуют пресвитерии и каждая конгрегация вполне самостоятельна. Термин «кальвинизм» сами кальвинисты, как правило, не используют, отказываясь связывать себя с каким-либо другим именем, кроме Христа. Иногда термин «кальвинистский» понимается расширительно: его относят не только к кальвинистскому течению протестантизма, но и ко всем другим церквам, принимающим кальвинистскую доктрину об абсолютном предопределении, например к большинству баптистских церквей (смотри Баптизм).

В целом для кальвинистских церквей характерны открытость к развитию, постоянное обновление, отсутствие привязанности к строгой конфессиональной идентичности. Большую часть кальвинистов объединяет Всемирный альянс реформатских церквей (пресвитериан и конгрегационалистов), созданный в 1970 году в результате слияния Всемирного союза реформатских церквей (пресвитерианского устройства) и Международного конгрегационалистского совета. В начале 21 века в альянс входило более 200 церквей. Руководящие органы - в Женеве. Многие кальвинистские церкви активно участвуют в деятельности Всемирного совета церквей.

Культовая практика в разных кальвинистских церквах несколько различается, но в целом для неё характерно существенное упрощение богослужения не только по сравнению с православием, католицизмом, англиканством, но даже по сравнению с лютеранством. Важное место в литургии отводится проповеди, которая, как и Слово Божие, считается основным средством получения благодати. Как и лютеране, кальвинисты отказались от почитания святых, реликвий и мощей; но если лютеране, удалив из церквей иконы, допускают там настенную живопись, то кальвинисты отвергли любые изображения, считая их идолопоклонством. Церковные помещения отличаются непритязательностью, отсутствуют какие-либо специальные облачения для духовенства, во время богослужений не зажигаются свечи. В храмах нет алтаря, крест не считается обязательным церковным символом. Церковные службы совершаются на языках верующих.

Согласно доктрине Кальвина, культовая музыка может быть только вокальной и одноголосной. В 1539 в Страсбурге под наблюдением Кальвина были изданы «Некоторые псалмы и гимны для пения» («Aulcuns pseaulmes et cantiques mys en chant»). В 1562 в Женеве была опубликована полная Псалтирь, так называемая Женевская, или Гугенотская, содержащая 125 простых мелодий, написанных малоизвестными композиторами (в отношении многих мелодий авторство не установлено); в дальнейшем она была переведена на другие европейские языки. Вскоре после смерти Кальвина в богослужение проникло многоголосие. Композиторы сочиняли мотеты на тексты и мелодии Женевской Псалтири (а также и на свои собственные мелодии) не только в простом гомофонном, но и в развитом полифоническом стиле; среди авторов - К. Гудимель, Я. П. Свелинк. В современном кальвинизме исполняются как традиционные одноголосные, так и многоголосные песнопения (главным образом композиторов 16-17 века).

Кальвинизм не ограничивается богословием. Это также религиозно-философская система, включающая определённые взгляды на общество, науку, культуру и государственность. Сам Ж. Кальвин настаивал на автономии Церкви от светской власти, но на практике создал в Женеве своеобразную модель теократического государства. Кальвинистские церкви являлись государственными в ряде стран (Нидерланды, большая часть швейцарских кантонов, американские штаты Новой Англии и др.), но ныне они утратили прежний статус, лишь Церковь Шотландии сохранила положение «национальной» Церкви, хотя и она является официально отделённой от государства. В современном кальвинизме признаётся необходимость полной свободы вероисповедания (за исключением антигосударственных по своей сути учений) и равенства всех конфессий перед государством.

Общая численность последователей кальвинизма в мире около 75 миллионов человек (2008). В Европе они представлены в Нидерландах (2,97 миллионов человек, около 20% всего населения, часть голландцев и фризы), Швейцарии (2,5 миллионов человек, 36% населения, причём доля кальвинистов велика как среди германо-швейцарцев, так и франко-швейцарцев), Германии (около 2 миллионов человек), Венгрии (1,6 миллионов человек), Великобритании (1,4 миллионов человек, преимущественно шотландцы и ольстерцы). Имеются кальвинисты в Румынии (696 тысяч человек, главным образом венгры), Франции (469 тысяч человек), Украине (130 тысяч человек, в подавляющем большинстве венгры), Чехии (125 тысяч человек), Словакии (120 тысяч человек, в основном венгры) и других странах.

Значительные группы сторонников кальвинизма существуют в Америке: в США (6,9 миллионов человек, лица голландского, шотландо-ирландского, шотландского, швейцарского, венгерского, корейского и другого происхождения), Канаде (3,3 миллиона человек), Мексике (1,2 миллиона человек), Бразилии (769 тысяч человек) и других странах.

В Азии кальвинисты имеются в Южной Корее (свыше 6 миллионов человек), Индонезии (5,7 миллионов человек, преимущественно в восточных районах страны), Индии (свыше 1 миллиона человек, главным образом на северо-востоке: кхаси, мизо и др.), Республике Филиппины (свыше 1 миллиона человек), в Пакистане (свыше 0,5 миллионов человек) и других странах.

В Африке последователей кальвинизма много в ЮАР (свыше 6 миллионов человек, 15% населения, большинство африканеров и многие банту), Нигерии (5,6 миллионов человек, игбо и др.), Кении (около 3 миллионов человек), Республике Мадагаскар (свыше 2,5 миллионов человек), в Камеруне (около 2,5 миллионов человек), Демократической Республике Конго (свыше 2 миллионов человек), Эфиопии (свыше 2 миллионов человек), Замбии (около 1,5 миллионов человек) и других странах.

Кальвинисты составляют высокий процент населения в ряде стран Океании: Новой Зеландии (613 тысяч человек, свыше 16% населения, в основном лица шотландского происхождения), Французской Полинезии (97 тысяч человек, 39% населения), Западной Самоа (70 тысяч человек, 40%), Вануату (66 тысяч человек, 31%), Кирибати (28,3 тысяч человек, 34%), в Республике Маршалловы Острова (42,5 тысяч человек, 70%) и других странах. Имеются кальвинисты также в Австралии (около 600 тысяч человек).

Лит.: Виппер Р. Ю. Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения и движения XVI в. М., 1894; Meeter Н. Н. Calvinism; an interpretation of its basic ideas. Grand Rapids, 1939; McNeill J. Т. The history and character of Calvinism. 2nd ed. L.; Oxf., 1967; Leith J. Introduction to the reformed tradition. Atlanta, 1981; International Calvinism 1541-1715 / Ed. М. Prestwich. Oxf., 1985; Encyclopedia of the Reformed faith / Ed. D. К. McKim. Louisville; Edinburgh, 1992; Маграт А. Богословская мысль Реформации. Од., 1994; Митер Х. Г. Основные идеи кальвинизма. [М.], 1995; Busch Е. Der Freiheit zugetan: christlicher Gla ube heute - im Gespräch mit dem Heidelberger Katechismus. Neukirchen-Vluyn, 1998; idem. Reformiert. Profil einer Konfession. Z., 2007; Wolgast Е. Reformierte Konfession und Politik im 16. Jahrhundert. Studien zur Geschichte der Kurpfalz im Reformationszeitalter. Heidelberg, 1998; Reformierte Bekenntnisschriften / Hrsg. G. Plasger. Gött., 2004; Rauhaus А. Kleine Kirchenkunde. Reformierte Kirchen von innen und außen. Gött., 2007.

Ис-то-рия кальвинизм бе-рёт на-ча-ло в середине XVI века Каль-вин, по-лу-чив-ший в Па-ри-же, Ор-леа-не и Бур-же хо-ро-шую под-го-тов-ку в об-лас-ти тео-ло-гии, пра-ва и ли-те-ра-ту-ры, под влия-ни-ем М. Лю-те-ра и др. про-тес-тант-ских дея-те-лей вклю-чил-ся в борь-бу за ре-фор-ми-ро-ва-ние ка-то-лической Церк-ви. Вы-ну-ж-ден-ный по-ки-нуть Фран-цию, Кальвин пе-ре-ехал в Ба-зель, где в 1536 году из-дал на латинском языке своё основное тео-ло-гическое сочинение «На-став-ле-ние в хри-сти-ан-ской ве-ре», ко-то-рое мно-го-крат-но пе-ре-из-да-ва-лось с вно-си-мы-ми ав-то-ром из-ме-не-ния-ми и до-пол-не-ния-ми. В этом тру-де, за-ду-ман-ном как сво-его ро-да вве-де-ние к Биб-лии, про-воз-гла-ша-лись прин-ци-пы Ре-фор-ма-ции в их по-ни-ма-нии Каль-ви-ном, да-ва-лось из-ло-же-ние важ-ней-ших дог-ма-тических по-ло-же-ний кальвинизма. В том же 1536 году Каль-вин пе-ре-ехал в Же-не-ву, где впер-вые бы-ли реа-ли-зо-ва-ны его ре-фор-ма-тор-ские идеи.

Во 2-й половине XVI века кальвинизм по-лу-чил рас-про-стра-не-ние в Южной Фран-ции, Швей-ца-рии, Ни-дер-лан-дах (смотрите в статье Ни-дер-ланд-ская ре-во-лю-ция XVI века), ря-де об-лас-тей Гер-ма-нии (Рейн-ский Пфальц, Гес-сен, Бре-мен), Шот-лан-дии, Анг-лии (смотрите в статье Пу-ри-та-не), Венг-рии. В конце XVI - начале XVI века с кальвинизмом сли-лось цвинг-ли-ан-ст-во, ока-зав-шее на не-го зна-чительное влия-ние. Док-три-ны кальвинизма бы-ли за-фик-си-ро-ва-ны с не-боль-ши-ми ва-риа-ция-ми в не-сколь-ких ис-по-ве-да-ни-ях: Гал-ли-кан-ском (1559 год), Бель-гий-ском (1561 год), Вто-ром Гель-ве-ти-че-ском (1566 год), Вест-мин-стер-ском (1647 год), а так-же в Гей-дель-берг-ском ка-те-хи-зи-се (1563 год) и др. до-ку-мен-тах. В начале XVII века от кальвинизма от-ко-ло-лось уче-ние Я. Ар-ми-ния (ар-ми-ни-ан-ст-во), осу-ж-дён-ное по-сле-до-ва-те-ля-ми стро-го-го кальвинизма на Дор-д-рехт-ском (Дорт-ском) си-но-де 1618-1619 годов.

В XVII веке в свя-зи с го-нения-ми на каль-ви-ни-стов во Фран-ции, Ве-ли-ко-бри-та-нии, не-ко-то-рых германских зем-лях на-чи-на-ет-ся их эмиг-ра-ция в др. стра-ны Ев-ро-пы (пре-ж-де все-го в Ни-дер-лан-ды и Швей-ца-рию), а за-тем и за её пре-де-лы. С 1620-х годов кальвинизм рас-про-стра-ня-ет-ся в Северной Аме-ри-ке (смотрите Но-вая Анг-лия), со 2-й половины XVII века в Аф-ри-ке (в Кап-ской ко-ло-нии). В XVIII-XX веках бла-го-да-ря даль-ней-шей эмиг-ра-ции из Ев-ро-пы, а так-же ак-тив-ной мис-сио-нер-ской дея-тель-но-сти зна-чительное чис-ло по-сле-до-ва-те-лей кальвинизма поя-ви-лось в ря-де стран Северной и Южной Аме-ри-ки, Аф-ри-ки, Азии и Океа-нии.

Вероучение кальвинизма

В ос-но-ве каль-ви-ни-ст-ско-го ве-ро-уче-ния ле-жит пред-ло-жен-ная Каль-ви-ном ин-тер-пре-та-ция Биб-лии. Свя-щен-ное Пи-са-ние, сло-во Бо-жие, яв-ляю-щее-ся от-кро-ве-ни-ем Бо-га че-ло-ве-ку, за-пи-сан-ное людь-ми по наи-тию Свя-то-го Ду-ха, в кальвинизме, как и в др. те-че-ни-ях про-тес-тан-тиз-ма, счи-та-ет-ся един-ст-вен-ным не-по-гре-ши-мым ру-ко-во-дством в ве-ре и жиз-ни. Центральное ме-сто в тео-ло-гии кальвинизма за-ни-ма-ет прин-цип все-вла-стия Бо-га над ми-ром, в ко-то-ром всё оп-ре-де-ля-ет-ся толь-ко Его ни-чем не ог-ра-ни-чен-ной во-лей. Она не-по-сти-жи-ма для че-ло-ве-че-ско-го ра-зу-ма, по-сколь-ку гре-хо-па-де-ние ко-рен-ным об-ра-зом из-ме-ни-ло при-ро-ду че-ло-ве-ка, пре-вра-тив её в су-гу-бо гре-хов-ную, ли-шён-ную сво-бо-ды во-ли. Всё, что де-ла-ет пад-ший че-ло-век, - гре-хов-но и ве-дёт к не-из-беж-ной ги-бе-ли, да-же ес-ли внеш-не его по-ступ-ки вы-гля-дят как до-б-рые де-ла.

Из этих по-ло-же-ний в кальвинизме ло-ги-че-ски вы-во-дит-ся док-три-на аб-со-лют-но-го пре-до-пре-де-ле-ния, со-глас-но ко-то-рой Бог ещё до гре-хо-па-де-ния че-ло-ве-ка и да-же до Со-тво-ре-ния ми-ра оп-ре-де-лил од-них к спа-се-нию, дру-гих - к веч-ным му-кам в аду. Кальвинизму чу-ж-да ха-рак-тер-ная для не-ко-то-рых др. хри-сти-ан-ских кон-фес-сий (например, пра-во-сла-вия) идея си-нер-гии, со-уча-стия Бо-жи-ей бла-го-да-ти и че-ло-ве-че-ской во-ли в де-ле спа-се-ния че-ло-ве-ка. С точ-ки зре-ния каль-ви-ни-стов, ис-ку-пи-тель-ная жерт-ва Хри-ста от-кры-ла путь к спа-се-нию греш-ни-кам, но не всем, а лишь из-бран-ной их час-ти. При этом спа-се-ние воз-мож-но толь-ко че-рез бла-го-дать, дей-ст-вие ко-то-рой на из-бран-ных столь же не-одо-ли-мо, как и дей-ст-вие гре-ха на осу-ж-дён-ных. Та-ким об-ра-зом, ве-ра и бла-го-чес-ти-вая жизнь рас-смат-ри-ва-ют-ся не как ос-но-ва-ние для спа-се-ния, а как при-знак из-бран-но-сти че-ло-ве-ка. Час-то в ка-че-ст-ве ука-за-ния на пре-до-пре-де-лён-ность к спа-се-нию рас-смат-ри-ва-ет-ся и ус-пех в де-лах (в т. ч. ма-те-ри-аль-ный).

В дог-ма-тическом уче-нии о Еди-ном в трёх Ли-цах Бо-ге кальвинизм унас-ле-до-вал за-пад-нох-ри-сти-ан-ский прин-цип filioque (латинский - «и от Сы-на»), со-глас-но ко-то-ро-му Свя-той Дух ис-хо-дит не толь-ко от От-ца, но и от Сы-на. Боль-шин-ст-во каль-ви-ни-стов при-зна-ёт Апо-столь-ский, Афа-нась-ев-ский и Ни-кей-ский (Ни-кео-Кон-стан-ти-но-поль-ский c fi-l-ioque) Сим-во-лы ве-ры, а так-же вы-ра-бо-тан-ное на Хал-ки-дон-ском со-бо-ре (смотрите в статье Все-лен-ские со-бо-ры) по-ни-ма-ние Ии-су-са Хри-ста как ис-тин-но-го Бо-га и ис-тин-но-го че-ло-ве-ка в од-ном Ли-це.

В со-от-вет-ст-вии с уче-ни-ем о пре-до-пре-де-ле-нии к спа-се-нию трак-ту-ют-ся в кальвинизме и цер-ков-ные та-ин-ст-ва как не имею-щие са-ми по се-бе спа-си-тель-ной си-лы. Та-инств в кальвинизме два - кре-ще-ние и Ве-че-ря Гос-под-ня (при-ча-ще-ние). Кре-ще-ние счи-та-ет-ся ини-циа-ци-он-ным зна-ком член-ст-ва че-ло-ве-ка в Церк-ви и его ос-во-бо-ж-де-ния от гре-хов, ко-то-рое да-ёт ве-ра в Хри-ста. До-пус-ка-ет-ся кре-ще-ние мла-ден-цев ве-рую-щих ро-ди-те-лей как чле-нов «об-щи-ны спа-сён-ных». Свое-об-раз-но по-ни-ма-ет-ся каль-ви-ни-ста-ми и при-ча-ще-ние. Каль-вин, в от-ли-чие от Лю-те-ра, счи-тал, что во вре-мя Ев-ха-ри-стии Те-ло и Кровь Хри-ста при-сут-ст-ву-ют в эле-мен-тах при-час-тия не фи-зи-че-ски, а ду-хов-но. В на-стоя-щее вре-мя многие каль-ви-ни-сты при-ня-ли нес-коль-ко от-лич-ную от точ-ки зре-ния Каль-ви-на трак-тов-ку при-ча-ще-ния, пред-ло-жен-ную У. Цвинг-ли, со-глас-но ко-то-рой при-ча-ще-ние рас-смат-ри-ва-ет-ся лишь как уве-ко-ве-чи-ва-ние па-мя-ти о Ве-че-ре Гос-под-ней, вос-по-ми-на-ние об ис-ку-пи-тель-ной жерт-ве Хри-ста.

Цер-ков-ная ие-рар-хия в кальвинизмн прак-ти-че-ски от-сут-ст-ву-ет. На ос-но-ве идеи о все-об-щем свя-щен-ст-ве ве-рую-щих в кальвинизме при-зна-ют-ся как ус-та-нов-лен-ные Бо-гом 4 чи-на цер-ков-ных слу-жи-те-лей: пас-то-ры (свя-щен-ни-ки), док-то-ра (учи-те-ли), ста-рей-ши-ны (пре-сви-те-ры) и диа-ко-ны. Пас-то-ры про-по-ве-ду-ют и яв-ля-ют-ся слу-жи-те-ля-ми та-инств, док-то-ра пре-по-да-ют бо-го-сло-вие, ста-рей-ши-ны за-бо-тят-ся о дис-ци-п-ли-не, диа-ко-ны ве-да-ют бла-го-тво-ри-тель-но-стью. Час-то док-то-ра и диа-ко-ны рас-смат-ри-ва-ют-ся как вспо-мо-га-тель-ные слу-жи-те-ли, а пас-то-ры и ста-рей-ши-ны - как ос-нов-ные. В не-ко-то-рых каль-ви-ни-ст-ских церк-вах (например, в Венг-рии) име-ют-ся епи-ско-пы, но толь-ко как долж-но-сти цер-ков-ных ру-ко-во-ди-те-лей, а не как осо-бая сте-пень свя-щен-ст-ва. В ка-ж-дой об-щи-не (кон-гре-га-ции) при-сут-ст-ву-ют пас-тор и несколько ста-рей-шин, об-ра-зую-щие сес-сию, или кон-си-сто-рию. Церк-ви управ-ля-ют-ся ли-бо пре-сви-те-рия-ми (цер-ков-ны-ми со-ве-та-ми), ку-да вхо-дят пас-то-ры и ста-рей-ши-ны из не-сколь-ких со-сед-них об-щин, ли-бо не-по-сред-ст-вен-но со-б-ра-ния-ми кон-гре-га-ций. По-доб-но др. про-тес-тант-ским де-но-ми-на-ци-ям, кальвинизм от-вер-га-ет при-ня-тый в ка-то-ли-че-ст-ве це-ли-бат ду-хо-вен-ст-ва, а так-же мо-на-ше-ст-во. В не-ко-то-рых церк-вах к пас-тор-ско-му слу-же-нию до-пус-ка-ют-ся жен-щи-ны.

Современный кальвинизм су-ще-ст-ву-ет в 3 фор-мах: ре-фор-мат-ст-во, пре-сви-те-ри-ан-ст-во (смотрите Пре-сви-те-риа-не) и кон-гре-га-цио-на-лизм (смотрите Кон-гре-га-цио-на-ли-сты). Пер-вые две ма-ло от-ли-ча-ют-ся друг от дру-га: ре-фор-мат-ство воз-ник-ло в кон-ти-нен-таль-ной Ев-ро-пе (Фран-ции, Швей-ца-рии, Гер-ма-нии), пре-сви-те-ри-ан-ст-во - на Бри-тан-ских островах. Кон-гре-га-цио-на-лизм от-ли-ча-ет-ся от ре-фор-мат-ст-ва и пре-сви-те-ри-ан-ст-ва тем, что в нём от-сут-ст-ву-ют пре-сви-те-рии и ка-ж-дая кон-гре-га-ция впол-не са-мо-стоя-тель-на. Тер-мин «кальвинизм» са-ми каль-ви-ни-сты, как пра-ви-ло, не ис-поль-зу-ют, от-ка-зы-ва-ясь свя-зы-вать се-бя с к.-л. др. име-нем, кро-ме Хри-ста. Ино-гда тер-мин «каль-ви-ни-ст-ский» по-ни-ма-ет-ся рас-ши-ри-тель-но: его от-но-сят не толь-ко к каль-ви-ни-ст-ско-му те-че-нию про-тес-тан-тиз-ма, но и ко всем др. церк-вам, при-ни-маю-щим каль-ви-ни-ст-скую док-три-ну об аб-со-лют-ном пре-до-пре-де-ле-нии, например к боль-шин-ст-ву бап-ти-ст-ских церк-вей (смотрите Бап-тизм).

В це-лом для каль-ви-ни-ст-ских церк-вей ха-рак-тер-ны от-кры-тость к раз-ви-тию, по-сто-ян-ное об-нов-ле-ние, от-сут-ст-вие при-вя-зан-но-сти к стро-гой кон-фес-сио-наль-ной иден-тич-но-сти. Б. ч. каль-ви-ни-стов объ-е-ди-ня-ет Все-мир-ный аль-янс ре-фор-мат-ских церк-вей (пре-сви-те-ри-ан и кон-гре-га-цио-на-ли-стов), соз-дан-ный в 1970 году в ре-зуль-та-те слия-ния Все-мир-но-го сою-за ре-фор-мат-ских церк-вей (пре-сви-те-ри-ан-ско-го уст-рой-ст-ва) и Ме-ж-ду-народного кон-гре-га-цио-на-ли-ст-ско-го со-ве-та. В начале XXI века в аль-янс вхо-дило бо-лее 200 церк-вей. Ру-ко-во-дя-щие ор-га-ны - в Же-не-ве. Мно-гие каль-ви-ни-ст-ские церк-ви ак-тив-но уча-ст-ву-ют в дея-тель-но-сти Все-мир-но-го со-ве-та церк-вей.

Куль-то-вая прак-ти-ка в раз-ных каль-ви-ни-ст-ских церк-вах нес-коль-ко раз-ли-ча-ет-ся, но в це-лом для неё ха-рак-тер-но су-ще-ст-вен-ное уп-ро-ще-ние бо-го-слу-же-ния не толь-ко по срав-не-нию с пра-во-сла-ви-ем, ка-то-ли-циз-мом, анг-ли-кан-ст-вом, но да-же по срав-не-нию с лю-те-ран-ст-вом. Важ-ное ме-сто в ли-тур-гии от-во-дит-ся про-по-ве-ди, ко-то-рая, как и Сло-во Бо-жие, счи-та-ет-ся основным сред-ст-вом по-лу-че-ния бла-го-да-ти. Как и лю-те-ра-не, каль-ви-ни-сты от-ка-за-лись от по-чи-та-ния свя-тых, ре-ли-к-вий и мо-щей; но ес-ли лю-те-ра-не, уда-лив из церк-вей ико-ны, до-пус-ка-ют там на-стен-ную жи-во-пись, то каль-ви-ни-сты от-верг-ли лю-бые изо-бра-же-ния, счи-тая их идо-ло-по-клон-ст-вом. Цер-ков-ные по-ме-ще-ния от-ли-ча-ют-ся не-при-тя-за-тель-но-стью, от-сут-ст-ву-ют к.-л. специальные об-ла-че-ния для ду-хо-вен-ст-ва, во вре-мя бо-го-слу-же-ний не за-жи-га-ют-ся све-чи. В хра-мах нет ал-та-ря, крест не счи-та-ет-ся обя-за-тель-ным цер-ков-ным сим-во-лом. Цер-ков-ные служ-бы со-вер-ша-ют-ся на язы-ках ве-рую-щих.

Со-глас-но док-три-не Каль-ви-на, куль-то-вая му-зы-ка мо-жет быть толь-ко во-каль-ной и од-но-го-лос-ной. В 1539 году в Страс-бур-ге под на-блю-де-ни-ем Каль-ви-на бы-ли из-да-ны «Не-ко-то-рые псал-мы и гим-ны для пе-ния» («Aulcuns pseaulmes et cantiques mys en chant»). В 1562 году в Же-не-ве бы-ла опуб-ли-ко-ва-на пол-ная Псал-тирь, т. н. Же-нев-ская, или Гу-ге-нот-ская, со-дер-жа-щая 125 про-стых ме-ло-дий, на-пи-сан-ных ма-ло-из-ве-ст-ны-ми ком-по-зи-то-ра-ми (в от-но-ше-нии многих ме-ло-дий ав-тор-ст-во не ус-та-нов-ле-но); в даль-ней-шем она бы-ла пе-ре-ве-де-на на др. ев-ропейские язы-ки. Вско-ре по-сле смер-ти Каль-ви-на в бо-го-слу-же-ние про-ник-ло мно-го-го-ло-сие. Ком-по-зи-то-ры со-чи-ня-ли мо-те-ты на тек-сты и ме-ло-дии Же-нев-ской Псал-ти-ри (а так-же и на свои собственные ме-ло-дии) не толь-ко в про-стом го-мо-фон-ном, но и в раз-ви-том по-ли-фо-ническом сти-ле; сре-ди ав-то-ров - К. Гу-ди-мель, Я. П. Све-линк. В современном кальвинизме ис-пол-ня-ют-ся как тра-диционные од-но-го-лос-ные, так и мно-го-го-лос-ные пес-но-пе-ния (главным образом ком-по-зи-то-ров XVI-XVII веков).

Кальвинизм не ог-ра-ни-чи-ва-ет-ся бо-го-сло-ви-ем. Это так-же ре-лигиозно-фи-лософская сис-те-ма, вклю-чаю-щая оп-ре-де-лён-ные взгля-ды на об-ще-ст-во, нау-ку, куль-ту-ру и го-су-дар-ст-вен-ность. Сам Ж. Каль-вин на-стаи-вал на ав-то-но-мии Церк-ви от свет-ской вла-сти, но на прак-ти-ке соз-дал в Же-не-ве свое-об-раз-ную мо-дель тео-кра-тического го-су-дар-ст-ва. Каль-ви-ни-ст-ские церк-ви яв-ля-лись го-су-дар-ст-вен-ны-ми в ря-де стран (Ни-дер-лан-ды, б. ч. швейцарских кан-то-нов, американские шта-ты Но-вой Анг-лии и др.), но ны-не они ут-ра-ти-ли преж-ний ста-тус, лишь Цер-ковь Шот-лан-дии со-хра-ни-ла по-ло-же-ние «на-цио-наль-ной» Церк-ви, хо-тя и она яв-ля-ет-ся офи-ци-аль-но от-де-лён-ной от го-су-дар-ст-ва. В современном кальвинизме при-зна-ёт-ся не-об-хо-ди-мость пол-ной сво-бо-ды ве-ро-ис-по-ве-да-ния (за ис-клю-че-ни-ем ан-ти-го-су-дар-ст-вен-ных по сво-ей су-ти уче-ний) и ра-вен-ст-ва всех кон-фес-сий пе-ред го-су-дар-ст-вом.

Иллюстрация:

Служ-ба в церк-ви Вес-тер-керк (Ам-стер-да-м). Архив БРЭ.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

КАЛЬВИНИЗМ

протестантское вероучение, основателем к-рого был Кальвин, возникшее в 16 в. в результате Реформации. К. отвечал требованиям нарождающейся буржуазии и явился религ. выражением ее интересов. Основу богословия Кальвина составляло учение об "абсолютном предопределении", согласно к-рому еще до "сотворения мира" предопределил одних людей к "спасению", других к "погибели", и этот приговор бога абсолютно неизменен. Однако учение об "абсолютном предопределении" не имело фаталистич. характера. Согласно К., каждая профессия – "божье предначертание", и предизбранность отд. человека к спасению выражается в успешном осуществлении этого призвания. В К., т.о., получили религ. оправдание бурж. накопление и бурж. деятельность вообще. К., как буржуазии, оправдывал ростовщич. проценты и считал, что вполне допустимо с религиозной точки зрения. Учение Кальвина обосновывало принципы т.н. мирского аскетизма, к-рый выражался в простоте жизни и скопидомстве, в уничтожении многочисленных католических праздников, и "... весь секрет которого состоит в буржуазной б е р е ж л и в о с т и" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 378).

К. явился религ. оболочкой для выступления буржуазии в двух ранних бурж. революциях – нидерландской 16 в. и английской 17 в. "В кальвинизме нашло себе готовую боевую теорию второе крупное восстание буржуазии. Это восстание произошло в Англии" (Энгельс Φ., Развитие социализма от утопии к науке, 1953, с. 17).

К. являлся орудием борьбы не только с католич. церковью, освящавшей феод. отношения, но и с нар. движениями. В отличие от народных "еретических" учений, отрицавших " " церкви, К. проповедовал, что " " возможно исключительно через церковь, но не католическую, а кальвинистскую; всем верующим вменялось в строжайшую исполнение всех ее предписаний. К. требовал жесточайшего истребления "еретиков", нисколько не уступая в этом католицизму. Как догматика, так и церк. К. с самого начала были враждебны нар. массам. К. имеет широкое распространение в совр. Англии и США. Гл. идеи К. являются основой догматики многочисл. протестантских сект США.

Лит.: Энгельс Ф., Крестьянская в Германии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21; Виппер Р. Ю., Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения и движения XVI века. Церковь и в Женеве XVI века в эпоху кальвинизма, М., 1894; Капелюш Ф. Д., Религия раннего капитализма, М., 1931.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

КАЛЬВИНИЗМ

КАЛЬВИНИЗМ (реформатская церковь) - одно из главных направлений Реформации, основанное Ж Кальвином. Вероучение кальвинизма последовательно развивает принципы протестантизма: священной (богодухновенной) книгой признается только Библия, отвергается католическая церковная и ее посредничество в деле спасения; отрицается человека; признается явлением неизбежным; спасает только личная (sola fide); из семи таинств сохраняются крещение и причащение, но как символические обряды (Христос лишь воображаемо присутствует в евхаристии), упраздняются монашество, почитание святых, икон, пышный католический . Отличительной чертой кальвинизма является абсолютного предопределения, согласно которой Бог еще до сотворения мира в силу непостижимого решения “избрал” одних людей к спасению, других - к вечной погибели и никакие усилия не могут спасти тех, кто обречен на погибель.

Основу кальвинистской церкви составляют автономные сообщества (конгрегации), управляемые консисториями в составе пастора, диакона и старейшин, выбранных из числа мирян. Конгрегация полностью независима в решении духовных вопросов. Наибольшее воздействие на не только протестантизма, но и западного общества в целом оказало учение Кальвина о взаимоотношении светской власти и церкви. В отличие от лютеранства, резко разграничивавшего сферу Евангелия и мирского закона, кальвинизм утверждал обязанность государства не только сотрудничать с церковью в управлении обществом, но и следовать ее предписаниям, неуклонно добиваясь божественной справедливости. Эту установку Кальвин проводил на практике во время своего правления в Женеве, постепенно сосредоточив всю религиозную и светскую власть в руках послушной ему консистории.

Предельно сблизивший церковную и мирскую сферы деятельности, кальвинизм представлял собой не только церковь, но и монолитное религиозно-политическое , игравшее заметную роль в социальных битвах своей эпохи. Согласно кальвинизму, Бог время от времени посылает на землю “небесных мстителей”, чтобы сокрушить “кровавые скипетры тиранов”, т. е. противников Реформации. Эта давала кальвинистским деятелям веру в собственное провиденциальное призвание, неиссякаемую силу и энергию в борьбе с монархами и католическими иерархами. Примером может служить деятельность “железного канцлера” О. Кромвеля и шотландского проповедника Дж. Нокса. Существенную роль в становлении капитализма сыграла развитая последователями Кальвина профессиональной трудовой деятельности как наилучшей формы служения Богу, а ее успехов - как косвенного свидетельства “избранности”. Поскольку, согласно доктрине кальвинизма, вне церкви нет спасения, то любое диссидентство является преступлением против закона и оно должно быть устранено. Но становление буржуазного строя, идеалов индивидуализма и свободы совести все очевиднее вступало в с религиозным деспотизмом. Так было в Англии начала 17 в., когда в борьбе с кальвинизмом, получившим здесь название пресвитерианства, стали возникать разновидности сектантства (баптисты , квакеры, методисты и др.), выступавшие за веротерпимость и полное разграничение светской и церковной власти. Ключевую роль при этом играла относительно свободы воли человека. История повторилась в Северной Америке: там первые пресвитериане-колонизаторы попытались установить теократический режим в Новой Англии, чтовызвало активное сопротивление других протестантских конфессий. В 20 в. влияние кальвинизма на протестантскую теологию заметно возрастает (неоортодоксия , евангелическое христианство, религиозные правые). Сейчас наиболее сильные кальвинистские церкви (реформаторские, пресвитерианские, конгреционалистские) действуют в Нидерландах, США, ФРГ, Франции, Шотландии, ЮАР См. лит. к ст. Кальвин.

Л. Н. Митрохин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "КАЛЬВИНИЗМ" в других словарях:

    Учение Кальвина. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. КАЛЬВИНИЗМ Учение Кальвина. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

    кальвинизм - а, м. calvinisme m. Одно из протестантских вероучений, основанное в Швейцарии в 16 в. Кальвином. БАС 1. Камизарды. Мятежные Севенские жители, подъявшие в начале прошедшего столетия оружие против римско католиков для защищения кальвинизма и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    КАЛЬВИНИЗМ, направление протестантизма, основан Ж. Кальвином. Из Женевы кальвинизм распространился на Францию (гугеноты), Нидерланды, Шотландию и Англию (пуритане). Под влиянием кальвинизма проходили нидерландская (16 в.) и английская (17 в.)… … Современная энциклопедия

    Одно из основных течений протестантизма. Возник в 1630 х гг. в Женеве. В конце 16 начале 17 вв. с ним слилось близкое к нему течение цвинглианства, основанное швейцарским реформатором У. Цвингли. Библия в кальвинизме считается единственным… … Исторический словарь

    Протестантизм, вероучение Словарь русских синонимов. кальвинизм сущ., кол во синонимов: 2 вероучение (9) … Словарь синонимов

Название: Кальвинизм (от имени основателя, по латыни - Кальвина)
Время возникновения : XVI век
Основатель: Жан Ковен

Это протестантское направление возникло в первой половине XVI век во Франции.

Жан Ковен, получив хорошее образование в сфере теологии, литературы и права, попав под влияние протестантских идей, главным образом Мартина Лютера, принял активное участие в реформировании церкви. В своих работах, написанных после вынужденного переезда в Швейцарию, он чётко изложил основные догмы кальвинизма.

Кальвин исключил из своей церкви всё, что можно было исключить, не нарушив предписаний Библии. В результате такого подхода получилось одно из самых рациональных и немистических направлений .

Главное, что отличает кальвинизм от церкви, это отношение к Библии как к единственному и непогрешимому стандарту веры и жизни. Согласно взглядам большинства протестантов, например, лютеран, после грехопадения Адама человек может быть спасён только через веру в Бога, при этом неважно какие действия в жизни он предпринимает - все они по определению считаются греховными. Кальвинисты пошли в своей доктрине ещё дальше - по их представлениям спасение или вечные муки в аду каждого конкретного человека предопределены Богом ещё до сотворения мира и изменить данную ситуацию невозможно. Согласно логике кальвинизма, если человек творит добрые дела, это не способ попасть в рай после смерти, а признак того, что данный человек изначально был предопределён Богом к спасению. Соответственно в кальвинизме существуют два таинства - крещение и причащение, которые являются знаками спасения, но не несут непосредственной спасительной силы, так как всё изначально уже предопределено.

Культовая практика кальвинизма чрезвычайно проста, например, нет почитания святых и реликвий. В церквях отсутствуют не только иконы и статуи, но и даже настенная живопись, характерная для других направлений протестантизма. Даже алтарь и крест не являются в храмах обязательными предметами. Соответственно службы в кальвинизме проводятся очень скромно - свечи не зажигаются, не звучит музыка, духовенство не использует специальных одежд, которые бы выделяли его из массы мирян.

Управление кальвинистскими церквями осуществляется специальными органами - пресвитериями, в которые входят священники и представители общин мирян.

Интересно, что кальвинизм рассматривает природу как одно из божественных откровений, наряду с безмерно почитаемой Библией. Таким образом, непостижимый для человека в чистом абстрактном виде Замысел Божий, воплощён в природе, закономерности и проявления которой человек должен изучать, чтобы приблизиться к пониманию божественной гармонии.

Большую роль кальвинизм играл в противостоянии протестантов (гугенотов) и , существовавшем во Франции, и получившем яркое отражение во множестве художественных произведений. Самой драматической страницей этого конфликта была Варфоломеевская ночь 1572 года, когда погибло более 6 тысяч кальвинистов, а 200 тысяч гугенотов были вынуждены покинуть Францию, спасаясь от гонений.

В наше время существуют три основных формы кальвинизма: реформаторство,
пресвитерианство, конгрегационализм.
По различным оценкам на сегодня численность кальвинистов составляет около 60 млн. человек.

На сегодняшний день кальвинизм является одной из авторитетных протестантских церквей, он имеет серьёзное политическое и религиозное влияние в ряде стран.

Другие направления:

Создание этого сайта преследует основную цель - предоставить посетителям интернет-ресурсов площадку для знакомства с мировыми религиозными течениями и...