Зарубежные театры. Зарубежный театр XX века Театр XX века. Шоу выступал за театр высоких идей, способный научить мыслить, а значит, и действовать

  • Театр XX века – это театр поисков и многочисленных экспериментов, давших ему новые формы и средства выразительности, особый художественный стиль.

  • В XX в. на смену ведущим направлениям – реализму и романтизму – в театр приходят новые, противоречивые течения, которые назовут модернистскими.

  • На театральное искусство XX века существенное влияние оказала новая драматургия, представленная такими именами, как Г. Ибсен (Норвегия), Б. Шоу (Великобритания), Г. Гауптман (Германия), Р. Роллан (Франция).

  • Пьесы этих авторов на несколько десятилетий определили характер и особенности развития театрального искусства.


Джордж Бернард Шоу (1856-1950 г.г.)

  • Британский (ирландский и английский) писатель, романист, драматург, лауреат Нобелевской премии в области литературы.

  • Положил начало формированию интеллектуального театра, воспитывающего сознание и разум зрителей.


  • Шоу выступал за театр высоких идей, способный научить мыслить, а значит, и действовать.

  • Создал теорию «сверхчеловека», человека будущего, который обладает способностью изменять к лучшему не только себя, но и окружающий мир.

  • Его герой преисполнен добрых, а не злых помыслов, главная цель – созидание, а не разрушение.

  • Бернард Шоу пользовался особым способом изложения проблем – парадоксом.

  • Вот почему в его произведениях одновременно присутствуют комическое и трагическое, возвышенное и низменное, фантастика и реальность, эксцентрика, буффонада и гротеск.

  • Суть и смысл творчества Шоу заключался в словах: «Самая смешная шутка на свете – говорить людям правду»


Пьесы Б.Шоу

  • «Дом, где разбиваются сердца» (1913 -1919 г.г.)


Авангард в театральном искусстве.

  • Новые, модернистские течения

  • театрального искусства XX века – это:

  • экспрессионизм в Германии;

  • футуризм в Италии;

  • конструктивизм в России;

  • сюрреализм во Франции.


Экспрессионизм в Германии.

  • В конце Первой мировой войны в Германии возникло новое направление, отчетливо выразившее отчаянный протест против бездушного отношения к страданиям человека.

  • Тяжелые последствия войны диктовали театральной сцене новые темы и формы, способные пробуждать душу и сознание человека.

  • Этим направлением стал экспрессионизм

  • (фр. «выражение»)

  • Театральная сцена открывала перед зрителями все нюансы сознания героя: видения, сны, предчувствия, сомнения и воспоминания.

  • Драматургию немецкого экспрессионизма называли «драмой крика». Героям театральных пьес виделся конец света, грядущая всемирная катастрофа, «последний катаклизм» природы.

  • Маленький человек, с глазами, полными безнадёжного отчаяния и крика, представал на сцене экспрессионистского театра Германии.


ЛЕОНГАРД ФРАНК (1882-1961 г.г.)

  • Название первой его книги - «Человек добр» (1917 г.) - стало девизом экспрессионистов, программным лозунгом их «революции любви».

  • Произведения:

  • Роман «Шайка разбойников» (1914 г.);

  • новелла «В последнем вагоне», (1925 г.);

  • в романе «Слева, где сердце» (1952 г.) выразились симпатии Франка к социализму.

  • Театральные пьесы были поставлены В Швейцарии, Франции, Великобритании, США, СССР.


Сюрреализм во Франции. (фр. «сверхреализм», «стоящий над реальностью»)

  • Последователи С. отрицали логику в искусстве и предлагали художникам обратиться к сферам человеческого подсознания (к сновидениям, галлюцинациям, бредовым речам), сохраняя некоторые черты действительности.

  • Жан Поль Сартр (1905 – 1980 г.г.) – французский философ и писатель.

  • В 1943 г. поставил в оккупированном Париже драму – притчу «Мухи» на сюжет античного мифа об Оресте.


«Эпический театр» Бертольда Брехта (1898 – 1956 г.г.) – немецкого драматурга XX века.

  • Использовал в своих постановках комментирование событий со стороны, ставит зрителя в положение наблюдателя, включал в спектакли выступление хора, песни – зонги, вставные номера, чаще всего не связанные с сюжетом пьесы.

  • Широко использовались в спектаклях надписи и плакаты.

  • «Эффект отчуждения» - особый приём, когда перед зрителями представали певец или рассказчик, комментирующие происходящее совсем не так, как это могли сделать герои. (Люди и явления представали перед зрителями с самой неожиданной стороны)


  • «Трёхгрошовая опера» - написана в 1928 году в сотрудничестве с Э. Гауптман; в жанре зонг-оперы; композитор Курт Вейль.


«Мамаша Кураж и её дети» (1939 г.)


Наследие Брехта.

  • Художественные принципы эпического театра Брехта развивали многие режиссёры мира.

  • Культурный обмен обогащает художественное восприятие и играет важную роль в деле создания взаимопонимания и мирного сосуществования между различными странами. Восторженный прием у зарубежных зрителей Европы, Америки, Азии и Африки встречают гастроли советских театральных коллективов. Зрители Москвы, Ленинграда и других советских городов рукоплещут лучшим зарубежным театрам и талантливым актерам, которые за последние годы часто приезжали к нам показывать свое мастерство.

    Лучшие английские театры и актеры до сих пор опираются на великие реалистические традиции Шекспира. Первое место среди шекспировских театров занимает лондонский «Олд Вик», основанный еще в 1894 г. и названный «Домом Шекспира». Этот театр, воспитавший многих замечательных актеров, имеет постоянное театральное здание и труппу. В нем в течение более чем 60 лет шли все пьесы Шекспира.

    В наши дни заслуженной мировой славой пользуются прошедшие школу «Олд Вик» известные советскому зрителю актеры Лауренс Оливье, Джон Гильгуд и Майкл Редгрев. Лучшие роли внутренне темпераментного и всегда искреннего Оливье - Гамлет, Отелло, Ричард III, Макбет. Мы хорошо знаем Лауренса Оливье по кино, в частности по исполнению роли адмирала Нельсона в фильме «Леди Гамильтон». Майкл Редгрев приезжал в СССР с шекспировским «Мемориальным театром» в 1958 г. и с большим успехом исполнял роль Гамлета.

    Шекспировский «Мемориальный театр» находится на родине гениального драматурга - в г. Стратфорде-на-Эвоне. Актеры и режиссеры приглашаются в этот театр, ставящий исключительно произведения Шекспира, лишь на один сезон. В 1959-1960 гг. на сцене театра в роли Отелло выступал пользующийся у нас исключительной любовью негритянский певец и актер Поль Робсон. Гастрольная система «Мемориального театра» приводит к тому, что здесь нет крепкого ансамбля, и шекспировские постановки бывают очень разными по стилю - в зависимости от того, какой режиссер ставит спектакль, реалист или сторонник современного модернизма.

    Произведения Шекспира ставятся и в других английских театрах. Но это в сущности не театры, а труппы, которые набираются антрепренером для показа в случайном театральном помещении одной какой-либо пьесы. Такая труппа под руководством режиссера Питера Брука приезжала в 1956 г. в Москву со спектаклем «Гамлет» с Полем Скофильдом в заглавной роли. Подобных театральных предприятий в Англии довольно много. Долговечность таких трупп зависит от кассовых сборов. Если нет сборов, труппа распадается, актеры остаются без работы.

    Особая страница английской театральной жизни - народные театры. Среди них первое место занимает театр «Юнити», основанный в 1937 г. «Юнити» обслуживает народные массы, выезжает со спектаклями на фабрики и заводы. Некоторые крупные актеры, как, например, Поль Робсон, связаны крепкой творческой дружбой с театром. Здесь ставятся только современные пьесы на острые социально-политические темы. Несколько лет тому назад на сцене театра шло политическое обозрение «Русские говорят: «Да», рассказывающее о борьбе Советского Союза за мир; недавно шла инсценировка «Педагогической поэмы» А. С. Макаренко.

    Иной представляется театральная жизнь Франции. Здесь два государственных театра - старая «Французская комедия» и «Народный национальный театр», основанный в Париже в 20-е гг. Оба театра после второй мировой войны гастролировали в Советском Союзе.

    Театр «Французская комедия» - хранитель классических традиций Франции. В его репертуаре главным образом пьесы Корнеля, Расина, Мольера, Гюго, Бомарше и других знаменитых французских драматургов прошлого. Профессиональное мастерство актеров этого театра Луи Сенье, Андре Фалькони, Ани Дюко проявляется главным образом в виртуозном владении словом, в необычайно четкой дикции и темпераментности игры.

    Если «Французская комедия» видит свою основную задачу в сохранении старых традиций, то «Народный национальный театр» исходит из других позиций. Он выезжает со своими спектаклями в провинцию, пытается сделать театральное искусство общедоступным и понятным для современников. Даже классические пьесы идут здесь в современных постановочных приемах, отличающихся лаконичностью и предельной выразительностью. Среди лучших актеров этого театра выделяются Жан Вилар и Мария Казарес.

    Особый вид театрального зрелища во Франции - народные празднества, которые зародились в этой стране еще в годы Великой французской революции. Это массовые спектакли-зрелища на революционную тему, в которых участвуют оркестры, хоры, солисты-певцы и драматические актеры.

    Многочисленные сторонники модернизма во французском театре в своих постановках обращают внимание не столько на содержание, сколько на форму спектакля. Такие театры, так же как и всевозможные развлекательные заведения - кабаре и мюзик-холлы, - обслуживают главным образом буржуазного зрителя.

    Наиболее ярко коммерческий подход к театральному делу проявляется в США. Здесь нет государственных театров, все зрелищные предприятия - коммерческие, частнокапиталистические. Много таких театров расположилось на главной улице Нью-Йорка - Бродвее. Вот почему они носят название «театров Бродвея». Там нет постоянных театральных помещений и постоянных трупп. В каждом театральном здании ставится только одна пьеса, которая демонстрируется ежевечерне, иногда до 1500 вечеров подряд. Труппу возглавляет ведущий актер или актриса; их в США называют «звездами». Все остальные роли исполняются второстепенными актерами, которых всегда много на «бирже труда». Успех определяется кассовым доходом. Антрепренеры делают из некоторых бродвейских спектаклей крупный «бизнес».

    В 1960 г. со спектаклем «Моя прекрасная леди» (переделка пьесы Б. Шоу «Пигмалион») одна из бродвейских трупп гастролировала в СССР.

    Из-за коммерческой системы большинства театров творчество американских актеров проходит в трудных условиях. Даже лучшим актерам США приходится выступать ежевечерне в одной и той же роли. Это неминуемо ведет к механизации творческого процесса.

    Лучшим из американских репертуарных театров был «Групп», просуществовавший всего лишь 10 лет (1931 -1941).

    В настоящее время в США очень мало специальных народных театров. Отдельные труппы выступают с прогрессивным репертуаром перед демократическим зрителем, кочуя из клуба в клуб, а в летнее время выступают и под открытым небом.

    Совсем иной предстает театральная жизнь в странах народной демократии. Здесь в каждой стране имеются только государственные театры с постоянными театральными помещениями и труппами. Благотворно влияет на театр этих стран советская театральная культура.

    Лучшие советские пьесы находят здесь горячий отклик у зрителей, на лучших образцах советской драматургии учатся молодые писатели. Неоднократно советские режиссеры - народные артисты А. Д. Попов, Ю. А. Завадский и другие - ездили в страны народной демократии для постановки ряда пьес.

    Среди крупнейших театров стран народной демократии необходимо назвать «Немецкий театр» в ГДР (Берлин) во главе с режиссером В. Лангхофом. Театр «Берлинский ансамбль», организованный знаменитым писателем и драматургом Бертольдом Брехтом, с большим успехом выступал в СССР. В ГДР много талантливых актеров: например, Эрнст Буш - актер необычайно глубокой психологической игры, известный у нас и как исполнитель революционных песен; Елена Вейгель - характерная исполнительница женских образов в пьесах Б. Брехта.

    Широкой известностью пользуется также «Чешский национальный театр» в Праге. Актер этого театра Я. Пруха замечательно исполнил роль В. И. Ленина в «Кремлевских курантах» Н. Ф. Погодина.

    Не менее плодотворно развиваются театры в Болгарии, Венгрии, Румынии, Албании, Польше.

    Трудно найти другую страну, где бы театральное искусство пользовалось такой огромной популярностью и любовью народа, как в Китае. В молодой Китайской Народной Республике существует и классический традиционный театр «Сицюй», возраст которого 800 лет, и появившийся в начале XX столетия театр разговорной драмы. Коммунистическая партия Китая поставила перед театром страны первоочередную задачу - очистить репертуар и актерское искусство от всего вредного и антинародного, что было принесено в него эпохой феодализма, приблизить театр к жизни, создать полноценный образ современника.

    Сейчас на сценах Китая наряду с национальной и европейской классикой с большим успехом идут пьесы современных китайских драматургов Го Можо, Тяш Ханя, Цао Соя и других.

    Несмотря на большие различия, традиционный театр и театр разговорной драмы стремятся к творческому содружеству и взаимно обогащают друг друга.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

    Театр XX века – это театр поисков и многочисленных экспериментов, давших ему новые формы и средства выразительности, особый художественный стиль. В XX в. на смену ведущим направлениям – реализму и романтизму – в театр приходят новые, противоречивые течения, которые назовут модернистскими. На театральное искусство XX века существенное влияние оказала новая драматургия, представленная такими именами, как Г. Ибсен (Норвегия), Б. Шоу (Великобритания), Г. Гауптман (Германия), Р. Роллан (Франция). Пьесы этих авторов на несколько десятилетий определили характер и особенности развития театрального искусства.

    Джордж Бернард Шоу (1856 -1950 г. г.) Британский (ирландский и английский) писатель, романист, драматург, лауреат Нобелевской премии в области литературы. Положил начало формированию интеллектуального театра, воспитывающего сознание и разум зрителей.

    Шоу выступал за театр высоких идей, способный научить мыслить, а значит, и действовать. Создал теорию «сверхчеловека» , человека будущего, который обладает способностью изменять к лучшему не только себя, но и окружающий мир. Его герой преисполнен добрых, а не злых помыслов, главная цель – созидание, а не разрушение. Бернард Шоу пользовался особым способом изложения проблем – парадоксом. Вот почему в его произведениях одновременно присутствуют комическое и трагическое, возвышенное и низменное, фантастика и реальность, эксцентрика, буффонада и гротеск. Суть и смысл творчества Шоу заключался в словах: «Самая смешная шутка на свете – говорить людям правду»

    Авангард в театральном искусстве. Новые, модернистские течения театрального искусства XX века – это: экспрессионизм в Германии; футуризм в Италии; конструктивизм в России; сюрреализм во Франции.

    Экспрессионизм в Германии. В конце Первой мировой войны в Германии возникло новое направление, отчетливо выразившее отчаянный протест против Эдвард Мунк "Крик" бездушного отношения к страданиям (1895 г.) человека. Тяжелые последствия войны диктовали театральной сцене новые темы и формы, способные пробуждать душу и сознание человека. Этим направлением стал экспрессионизм (фр. «выражение») Театральная сцена открывала перед зрителями все нюансы сознания героя: видения, сны, предчувствия, сомнения и воспоминания. Драматургию немецкого экспрессионизма называли «драмой крика» . Героям театральных пьес виделся конец света, грядущая всемирная катастрофа, «последний катаклизм» природы. Маленький человек, с глазами, полными безнадёжного отчаяния и крика, представал на сцене экспрессионистского театра Германии.

    ЛЕОНГАРД ФРАНК (1882 -1961 г. г.) Название первой его книги - «Человек добр» (1917 г.) - стало девизом экспрессионистов, программным лозунгом их «революции любви» . Произведения: Роман «Шайка разбойников» (1914 г.); новелла «В последнем вагоне» , (1925 г.); в романе «Слева, где сердце» (1952 г.) выразились симпатии Франка к социализму. Театральные пьесы были поставлены В Швейцарии, Франции, Великобритании, США, СССР.

    Сюрреализм во Франции. (фр. «сверхреализм» , «стоящий над реальностью») Последователи С. отрицали логику в искусстве и предлагали художникам обратиться к сферам человеческого подсознания (к сновидениям, галлюцинациям, бредовым речам), сохраняя некоторые черты действительности. Жан Поль Сартр (1905 – 1980 г. г.) – французский философ и писатель. В 1943 г. поставил в оккупированном Париже драму – притчу «Мухи» на сюжет античного мифа об Оресте.

    «Эпический театр» Бертольда Брехта (1898 – 1956 г. г.) – немецкого драматурга XX века. Использовал в своих постановках комментирование событий со стороны, ставит зрителя в положение наблюдателя, включал в спектакли выступление хора, песни – зонги, вставные номера, чаще всего не связанные с сюжетом пьесы. Широко использовались в спектаклях надписи и плакаты. «Эффект отчуждения» - особый приём, когда перед зрителями представали певец или рассказчик, комментирующие происходящее совсем не так, как это могли сделать герои. (Люди и явления представали перед зрителями с самой неожиданной стороны)

    «Трёхгрошовая опера» - написана в 1928 году в сотрудничестве с Э. Гауптман; в жанре зонг-оперы; композитор Курт Вейль.

    Наследие Брехта. Художественные принципы эпического театра Брехта развивали многие режиссёры мира. В Италии они были положены в основу уникальной режиссуры Джорджа Стрелера (1921 – 1997 г. г.) в миланском «Пикколо – театре» (1047 г.) В России были поставлены спектакли по произведениям Брехта: «Добрый человек из Сезуана» (Юрий Любимов в Театре на Таганке, 1964 г.), «Кавказский меловой круг» (Роберт Стуруа в Театре им. Ш. Руставели, 1975 г.), «Трёхгрошовая опера» (Валентин Плучек в Театре сатиры и Владимир Машков в «Сатириконе» 1996 – 1997 г. г.)

    Из книги Том 3. Советский и дореволюционный театр автора

    Из книги Том 6. Зарубежная литература и театр автора Луначарский Анатолий Васильевич

    Советский театр Коммунистический спектакль* Как бы ни старались отдельные театры выбрать наилучшие пьесы для праздничных спектаклей, они в старой сокровищнице человечества не найдут таких, которые вполне отвечали бы нашим новым требованиям. Прекрасно, разумеется, что

    Из книги Теорія літератури автора Павлычко Соломия

    Театр и революция* IС театром в буржуазном обществе дело давно обстоит до крайности неблагополучно. Все то, что Рихард Вагнер писал в эпоху революции 48 года о театре, остается целиком верным и для нашего времени1.Самое ужасное именно то, что театр сделался

    Из книги Пушкинский круг. Легенды и мифы автора Синдаловский Наум Александрович

    Театр РСФСР* Предложение написать нечто вроде суммарного обозрения застигло меня несколько врасплох, что не дало мне, конечно, возможности собрать какие бы то ни было документы, так что настоящая статья будет носить в некоторой степени характер личных воспоминаний и

    Из книги Страус - птица русская [сборник] автора

    Театр Мейерхольда* Во время моего пребывания за границей мне пришлось несколько раз беседовать о театральных делах как немецких, так и русских с самыми разнообразными людьми, в том числе и с директорами крупных театров, председателем профсоюза актеров и т. д. Мне

    Из книги Беспокойное бессмертие: 450 лет со дня рождения Уильяма Шекспира автора Грин Грэм

    Неаполитанский театр* Неаполь совсем особенный город. Полный своеобразного настроения. И настроение это не столько разлито в его синем воздухе и синем море, не столько выражено в картинном Везувии и яркой красоте Нозилипо1 сколько в психике неаполитанского

    Из книги Всем стоять автора Москвина Татьяна Владимировна

    Театр Пискатора* Два года тому назад я познакомился с Пискатором. Знакомство происходило в довольно бурный момент - театр Фольксбюне, имеющий социал-демократический характер, но являвшийся в то время передовым театром Берлина, пожелал поставить мою пьесу -

    Из книги Литература 5 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. Часть 2 автора Коллектив авторов

    Японский театр* Приезд японского театра Кабуки в Москву и Ленинград представляет исключительный интерес.1 Во-первых, настоящий японский театр, театр традиционный, обладающий целым рядом оригинальнейших особенностей, до сих пор, насколько мне известно, никогда не покидал

    Из книги автора

    Театр на Западе и у нас* «Никакого кризиса театра на Западе нет»1 - это утверждение слышишь все чаще. Только что я прочел его в статье Жироду в ультрабуржуазной газете «Тан», в номере от 22 июля.В доказательство этого своего положения Жироду заявляет: Разве у нас

    Из книги автора

    Из книги автора

    Театр Огромную роль в жизни Пушкина сыграла петербургская театральная среда, в нее молодой поэт буквально погрузился по выходе из Лицея. Эта тема в контексте настоящей главы представляется нам особенно важной еще и потому, что в последние годы жизни интерес Пушкина к

    Из книги автора

    Театр без театра Опыт лирико-полемической театральной прозыМогучая сила инерции авторитета и уникальная способность наша к производству мифов и легенд диктовали сознанию картину вполне романтическую: казалось, что в великолепном здании Росси прекрасные традиции

    Из книги автора

    1. Театр и «Театр» В 1576 году в Шордиче, на северной окраине Лондона, возник первый в истории современной Европы стационарный театр для публичных представлений. Его основатели: актер Джеймс Бербедж и его зять, зеленщик Джон Брейн, дали своему детищу название «Театр» («Theatre»)

    Из книги автора

    Из книги автора

    Театр и драма Знаешь ли ты, что рядом с тобой располагается волшебный мир, в котором действуют законы творческой фантазии? Нет, нет! Я говорю не о книгах. Этот мир можно увидеть, живущих в нем можно услышать без помощи воображения, которое необходимо тебе при чтении книг.Для

    Памятуя о том, как сложно было попасть на «Персону.Мэрилин», на сей раз я постарался все возможные проблемы разрешить заранее, и может быть, даже чересчур перестраховался. Но Люпа — тот редкий случай, когда оправданы любые...

    Уже «ДиаГноз» Адасинского четыре года назад показался мне вторичным, вымученным, оставляющим ощущение исчерпанности: http://users.livejournal.com/_arlekin_/1277398.html Но все-таки «ДиаГноз» был при этом достаточно разнообразным, «Арлекин», помимо прочего, еще и ужасно монотонный. Занавес закрывается, клоун-кукольник раскланивается, а...

    Никогда не разделял общепринятое высокое мнение о творчестве Гуэрры, но в связи с тем, что накануне пришла информация о его смерти, было бы неправильно пропустить спектакль, приехавший аж из Армении. Хотя в «Москве» есть...

    Рады сообщить вам, что «Лучшим зарубежным спектаклем, показанным в России в 2011 году» признан спектакль «(А)поллония» режиссера Кшиштофа Валиковского. 16 апреля приз будет вручен на церемонии. Ура! Вот мой старый текст про спектакль —...

    Уже на втором часу представления, когда все, кто только мог (до трети от собравшихся к началу) разбежались, опустили экран для титров — до этого проще было разбирать на слух украинскую мову, чем разглядывать «слепые»...

    Наверное, у всякого зрелища найдутся свои восторженные почитатели, которым приятно мнить себя причастными к тайнознанию, недоступному окружающим, но положа руку на сердце — всякому безобразию есть предел, уж на что сумасшедший профессор любит всякие...

    Мне кажется, что драматургия Яблонской в большей степени, чем любые другие образцы «новой драмы», требует от театра, помимо всего прочего, мощных актерских возможностей. О возможностях таллиннской труппы судить затруднительно и в силу специфики режиссерско-сценографического...