Западная версия жизни и деятельности певца

В подборку намеренно не включались айдол-группы - это отдельный своеобразный мир. Только сольные исполнители и инди-банды, знакомство с которыми вас не разочарует.

Sunmi

Ли Сонми - бывшая участница группы Wonder Girls, которая начала сольную карьеру выпуском очень успешного сингла 24 Hours. За ним последовал EP-альбом Full Moon - и Сонми окончательно зарекомендовала себя как талантливую вокалистку, которая отлично звучит в разных по стилю композициях.

Сонми принимает участие в написании текстов и музыки к своим песням, хореография её выступлений всегда на высоте, а ещё девушка играет на бас-гитаре.

Gashina - свежий релиз певицы после трёхлетнего перерыва, и это совершенно точно хит. Энергичную композицию в жанре синти-поп с элементами дэнсхолла вам точно захочется включить не один раз, а хаотично-яркое и стильное видео - это просто праздник для глаз.

Drug Restaurant

Рок-музыка не особенно популярна в Корее, но талантливым и увлечённым людям это не мешает заниматься любимым делом. Ребята из Drug Restaurant (до 2016 года группа называлась Jung Joon Young Band - в честь основателя и фронтмена Чон Чжун-ёна) делают отличную музыку, пусть их и не зовут выступать на популярных шоу, а их клипы .

В группе собрались поклонники западной альтернативы, пост-панка и гаражного рока, и в творчестве Drug Restaurant вы непременно заметите знакомые нотки. Но кто сказал, что это обязательно плохо? Зажигательные гитарные партии, глубокий тембр вокалиста, дух свободы и умеренного бунтарства - просто послушайте.

Zico

Зико - псевдоним У Чихо, рэпера, композитора и автора песен, продюсера и лидера группы Block B. На его счету два сольных альбома, несколько микстейпов и множество коллабораций с другими талантливыми представителями корейской музыкальной сцены.

В репертуаре этого разностороннего молодого человека как агрессивные треки с мощным битом (Veni Vidi Vici, Tough Cookie), так и гипнотические r’n’b-композиции (Bermuda Triangle) и лиричные баллады (I Am You, You Are Me, She’s a Baby).

Песня Anti из нового альбома Television посвящена специфическим отношениям, которые возникают между музыкантом и слушателями («У товара нет личного пространства, покупатель здесь король»). А в клипе Зико совершает путешествие в мрачный загробный мир, куда попадает каждый артист, когда капризный зритель выключает телевизор.

Gain

Время от времени некоторые корейские исполнительницы выходят за рамки поп-культурной стерильности и создают что-то провокационное. Но никто не делает это так стильно и эстетично, как Сон Гаин, участница группы Brown Eyed Girls.

Вместе с группой Гаин пробовала разные стили и концепты, но по-настоящему раскрылась в сольном творчестве. Она не боится петь о сложных вещах: например, в FXXK U поднимается тема принуждения в паре.

В своём сценическом образе Гаин уверенно проявляет сексуальность взрослой женщины, которая знает о своих желаниях (и нежеланиях) и не собирается их скрывать. В композиции Paradise Lost из альбома под названием Hawwah («Ева» на иврите) речь идёт о соблазнении - и мрачный, завораживающий клип со «змеиной» хореографией великолепно её дополняет.

Jay Park

С тех пор как в 2005 году американский кореец Пак Джебом переехал в Сеул, он успел побыть лидером айдол-группы, покинуть её из-за скандала, выпустить четыре полноформатных альбома, основать хип-хоп-лейбл, присоединиться к касту корейской версии комедийного шоу Saturday Night Live и сняться в клипе Charlie XCX.

Среди своих образцов для подражания Джей Пак называет Майкла Джексона, Криса Брауна и Ашера. Его клипы регулярно банят на консервативном корейском телевидении - можно посмотреть Mommae , чтобы понять, за что.

Трек Me Like Yuh с его латиноамериканскими мотивами подарит холодной осенью атмосферу вечеринки у бассейна, а медовый голос Джея в сочетании с жаркими танцами из клипа согреет дополнительно.

Nell

Группа, исполняющая инди-рок, была сформирована в 2001 году и за время своего существования получила множество музыкальных наград. Корейские критики всегда отмечают богатство аранжировок и свежесть звучания.

Во время прослушивания появляется ощущение, похожее на то, которое возникает от Snow Patrol, The Editors и ранних Coldplay. Но до прямого сходства далеко, скорее они близки по настроению.

Вообще, в музыке Nell заметно влияние брит-рока, а тексты, написанные фронтменом Ким Чонваном, почти всегда наполнены меланхолией, экзистенциальной тоской и в большом городе - хотя в новейших релизах к ним добавились нотки надежды.

Ailee

Вокальному диапазону и объёму лёгких Эми Ли, или Эйли, могла бы позавидовать Кристина Агилера времён своего расцвета. Серьёзно: исполнительницу иногда критикуют за то, что некоторые ноты она «перепевает» (как антоним к слову «недотягивает») и звучит слишком уж мощно.

Эйли выросла в Америке и после переезда в Корею быстро покорила публику: её второй мини-альбом A’s Doll House был распродан в первый же день после релиза. В репертуаре певицы много балладных саундтреков к и песен, которые иначе как «типичными» для корейской поп-музыки не назовёшь. Но можно с уверенностью заявить, что её истинная стихия - это старый добрый r’n’b.

Трубачи, атмосфера Бродвея, переливающиеся лампочки и немного джаза - в образе роскошной дивы Эйли чувствует себя великолепно и смотрится потрясающе. Если всё это вам по вкусу, то рекомендуем ещё Don’t Touch Me. А если хочется чего-то более современного - есть чудесная Home , коллаборация с хип-хоп-исполнительницей Юн Мирэ.

G-Dragon

«Я знаменитость для ваших знаменитостей», - утверждает Квон Джиён, более известный как G-Dragon, в совместном треке с рэпером PSY. И он не преувеличивает: десятки молодых исполнителей называют GD-сонбэннима«Сонбэнним» - корейское вежливое обращение к старшему коллеге. тем, кто вдохновил их заниматься музыкой.

Дебютировав в 2006 году в качестве лидера Big Bang, G-Dragon написал и спродюсировал большую часть песен группы, а в 2009-м выпустил первый сольный альбом - Heartbreaker.

В творчестве вне группы GD не признаёт никаких рамок, и очень сложно выбрать один клип, чтобы его представить. Поэтому для начала предлагаем две очень разные песни о расставании.

Crooked - энергичная поп-композиция с электронным звучанием клавишных и ударными, напоминающими о панк-роке.

А это заглавный трек вышедшего в июне альбома Kwon Ji Yong. Здесь нет ничего, кроме пианино и голоса - и именно эмоциональное, драматичное и чуть театральное местами исполнение делает мелодию такой красивой.

Для любителей немного странного можем посоветовать One of a Kind. Если хотите ещё более странного - Coup D’Etat , а если желаете совсем безумного, пожалуйста: MichiGO и Crayon .

Dean

Творчество Квон Хёка, который взял псевдоним в честь американского актёра Джеймса Дина, не разочарует любителей чувственного звучания в стиле Зейна Малика и The Weeknd. Дин сам пишет и продюсирует песни для себя и других исполнителей, а ещё состоит в крю Fanxychild вместе с Зико, r’n’b-исполнителем Crush, диджеем и продюсером Millic и андеграундным рэпером Penomeco.

Bonnie & Clyde из дебютного альбома 130 mood: TRBL - это почти 4 минуты пульсирующего бита и бархатного вокала, периодически переходящего в фальцет, а мелодия припева мягко проникнет вам в голову и останется там надолго.

IU

Ли Чжиын - певица и актриса, автор песен и продюсер, признанная строгой корейской публикой «младшей сестричкой нации». IU дебютировала на сцене в 15 лет, выпустила четыре альбома и сыграла в нескольких дорамах, в том числе - главную роль в очень популярных «Алых сердцах».

Если её талант актрисы и не всегда вызывает всеобщее восхищение, то как музыкант IU определённо состоялась. Её песни очень искренние и простые, что в сочетании с нежным голосом и образом «девушки по соседству» создаёт очень подкупающую комбинацию.

Palette - это мелодичный электро-поп, заглавная композиция вышедшего в апреле одноимённого альбома. IU рассказывает о мелочах, которые могут казаться совершенно неважными, но которые всегда полезно обнаружить и принять, потому что они делают тебя тобой.

BeWhy

Рэпер Ли Бён-юн - один из самых многообещающих представителей корейского хип-хопа. Появившись в пятом сезоне Show Me the Money - телешоу, где в мастерстве соревнуются как известные рэперы, так и новички, - BeWhy заработал заслуженную победу и обрёл популярность.

С каждым новым релизом он остаётся верен самому себе: насыщенное многослойное звучание, рваные нескучные ритмы, искренние тексты, в которых BeWhy часто поднимает философские вопросы. Если решите найти переводы, точно не пожалеете. Но и без перевода слушать этого талантливого человека - сплошное удовольствие.

The Solutions

Обратите внимание, если любите устраивать бодрые инди-вечеринки, а Foster the People, OK Go и Two Door Cinema Club уже поднадоели. Основатели группы вокалист Пак Соль и гитарист Нару утверждают, что на них большое влияние оказал американский и британский рок 90-х и 00-х, однако в это не очень верится - уж слишком жизнеутверждающую музыку создают парни.

The Solutions - это запоминающиеся мелодии, приятный вокал, эксперименты с синтезатором и энергичные ритмы, под которые непременно захочется танцевать или выйти на пробежку. Ну или хотя бы прокатиться на машине по вечернему городу.

Многие песни исполняются на английском, так что, если корейский для вас пока звучит слишком непривычно, стоит начать с этих ребят.

Mad Clown

Рэпер, автор песен и продюсер Mad Clown (Чо Донрим) дебютировал в 2008 году с альбомом Love Sickness и с тех пор выпустил пять полноценных пластинок и множество треков в сотрудничестве с нежноголосыми исполнительницами и другими рэперами.

Mad Clown в своих неизменных овальных очках всегда выглядит немного смущённым и совсем не соответствует стереотипному образу рэпера - «плохиша». Это впечатление поддерживается мягкой манерой исполнения и лиричными текстами о сложных взаимоотношениях, которые бывают между двумя людьми.

Трек Lie, созданный при участии певицы Ли Хэри, - это меланхоличная рэп-баллада об одностороннем чувстве, написанная от лица принимающей любовь стороны: «Не умея плавать, я пришёл к океану. Не умея любить, я пришёл к тебе».

Hyukoh

Эта группа, основанная в 2014 году, пожалуй, самая известная среди корейских инди-групп. Звучат Hyukoh действительно уникально. От бодрящих треков до рефлексивных рок-баллад: хрипловатый голос фронтмена О Хёка иногда служит всего лишь сопровождением богатых инструментальных партий, а иногда выходит на первый план - и тогда нельзя не восхититься его возможностями.

Кроме творчества самой группы, стоит обратить внимание на коллаборации О Хёка с хип-хоп-продюсером Primary. Bawling , Island и Gondry - здесь рок-вокалист перешёл на сторону r’n’b и соула, и получилось очень хорошо.

Для первичного ознакомления же предлагаем хит Hyukoh - энергичную Comes and Goes из второго альбома группы под названием 22.

Jessi

Джесси (Хо Хёнчжу) - певица, рэпер и участница хип-хоп-трио Lucky J. Её карьеру нельзя назвать ровной: с 2009-го по 2014-й Джесси была вынуждена взять перерыв в музыкальной деятельности. С тех пор она выпустила несколько синглов, поучаствовала во многих коллаборациях и записала сольный альбом Un2verse.

Харизматичная обладательница широкого вокального диапазона и глубокого тембра, Джесси способна как агрессивно зачитывать (Ssenunni), так и мелодично петь (Don’t Make Me Cry , Excessive Love). Оба эти таланта она ярко показала в совместной композиции с рэпером #Gun в полуфинале конкурса Show Me the Money 5. Правда, сама Джесси здесь присутствует только на экране, но выразительности выступления это не убавляет.

Слушаете ли вы корейскую музыку? Кого бы ещё добавили в этот список?

Дин Сирил Рид (Dean Cyril Reed). Родился 22 сентября 1938 года в Вит Ридж (пригород Денвера), штат Колорадо, США - умер 13 июня 1986 года под Берлином (ГДР). Американский певец, киноактёр, кинорежиссёр и общественный деятель.

Отец - Сирил Рид, сельский учитель.

Мать - Рут Анна Браун, домохозяйка.

Имел двух братьев - Верна и Дейла.

Сам Дин Рид рассказывал: «Я родился в Денвере. Это большой город в американском штате Колорадо. Но оттуда наша семья вскоре опять уехала - колесить вдоль и поперек по Соединенным Штатам. Многие американцы так делали. У моего отца тоже был беспокойный дух. Благодаря этому я многое повидал на своей Родине. Прекраснейший штат в Америке для меня Колорадо. Там много высоких гор, от 21 до 4000 метров, много рек, таких чистых и светлых, что их воду все еще можно пить, много лесов, много зверей, мало промышленных предприятий, много ранчо, ковбоев, родео и диких лошадей».

В возрасте 12 лет гаучился играть на гитаре, с которой впоследствии не расставался. Сочинял песни и музыку.

В 18 лет поступил в Колорадский университет на факультет метеорологии. Во время учёбы Рид подрабатывал выступлениями в барах и клубах. Проучившись два года, бросил учёбу и отправился искать счастья в Голливуде.

В 1958 году Дин Рид приехал автостопом в Лос-Анджелес и после успешного прослушивания подписал незначительный контракт с музыкальной студией Capitol Records. Студия обеспечила ему рекламу, записала несколько пластинок, и он выступил на национальном телевидении.

В 1961 году его диск с заголовком «Наш летний романс» стал хитом в Латинской Америке, в США диск занял почётные 20-е строки хит-парадов. Истинную популярность его песни нашли в Южной Америке, куда его отправили в турне и где его слава превзошла славу самого Элвиса Пресли. После нескольких очень успешных гастролей по странам Латинской Америки он решил остаться в Аргентине. Там он записывал альбомы, снимался в фильмах и вёл собственную телевизионную программу.

Дин Рид - Бэлла чао

С 1964 года снимался в кино, дебютировав в фильме «У любви много обличий».

В 1965-м снялся в трех картинах - аргентинских лентах «Моя первая любовь» и «Новый ритм и старая волна», а также в мексиканской картине «Летом в Гвадалахаре».

В 1967 году сыграл свои первые заметные роли - в фильмах итальянского производства «Бог их сотворил - а я их убиваю!» (Слим Корбетт) и «Баккару» (Баккару).

В 1968 году сыграл главную роль в итальянской картине «Племянники Зорро» (Рафаэль/Зорро).

Дин Рид в фильме "Племянники Зорро"

С середины 1970-х стал сниматься в ГДР и СССР.

Большим успехом у советских зрителей пользовались вестерны с его участием - «Кит и Ко» (Кристофер Беллью) и «Братья по крови» (Гармоника).

Дин Рид в фильме "Братья по крови"

Сыграл в фильмах, имевших общественно-политическое звучание - «Улыбнись, ровесник!» и «Певец» (сыграл чилийского певца Виктора Хара, уничтоженного режимом Пиночета).

Дин Рид в фильме "Улыбнись, ровесник!"

Последними работами на экране стали фильмы «Пой, ковбой, пой» (1981; роль - Джо) и «Уинди» (1984; роль - Гейнс).

Дин Рид в фильме "Пой, ковбой, пой"

Общественно-политические взгляды Дина Рида

Придерживался левых взглядов. Выступал за запрещение ядерного оружия, против войны во Вьетнаме, устраивал концерты, весь сбор от которых шёл заключённым в тюрьмах.

Некоторое время жил в Аргентине, где правые даже обстреливали дом, где жил певец. После военного переворота 1966 года Дин Рид был вынужден выехать из страны.

Несколько лет он прожил в Риме, где также участвовал в общественно-политической жизни: выступал против участия США в войне во Вьетнаме, за что был арестован на одной из демонстраций в Риме.

Впервые приехал в СССР в 1965 году.

28 августа 1970 вместе с молодыми чилийскими коммунистами Дин Рид организовал свою знаменитую акцию - у стен посольства США в Чили он постирал американский флаг. Свой поступок он комментировал так: «Понимаете, я очень люблю мою страну, мне дорога честь её флага, именно поэтому я хотел публично выстирать его - очистить от крови негров и индейцев, от крови вьетнамских детей». За свою выходку он был задержан полицией, но благодаря вмешательству чилийского поэта-коммуниста Пабло Неруды, Дина Рида вскоре отпустили и даже вернули ему отобранный флаг Соединенных Штатов.

Через неделю после этого события партия Альенде победила в предвыборной гонке. В 1971 году вместе с чилийским певцом Виктором Харой он выступал на митингах и концертах перед крестьянами и рабочими, участвовал в постановке революционных театральных пьес.

Много раз посещал СССР и хотел остаться жить и даже приобрести квартиру в Москве. В 1966, 1969, 1970, 1977, 1980 и 1981 годах фирмой «Мелодия» были выпущены долгоиграющие пластинки с лучшими записями Дина Рида, включающими такие популярные песни, как «Хава нагила» и «Белла Чао». Дин Рид всегда отзывался с восхищением о комсомольской стройке БАМа и провёл много времени в гастролях по населённым пунктам БАМа, посвятив много песен этой грандиозной стройке.

С 1973 года Дин Рид поселился в ГДР, где продолжал петь и сниматься в фильмах, не оставляя и политической борьбы в согласии со своими убеждениями.

Смерть Дина Рида

17 июня 1986 года певец был обнаружен мёртвым в Цойтенском озере недалеко от своего дома в Восточном Берлине. Официально было объявлено, что он утонул.

Когда в озере Цойтенер нашли тело Рида, оно находилось под водой, заваленное камнями. Судмедэксперты сделали вывод, что певец умер почти четверо суток назад. Дальше данные о причинах смерти обрастают разными противоречивыми деталями.

По официальной версии полиции смерть певца – несчастный случай. Однако его мать и первая жена Патриция уверены, что Дина убили за решение вернуться в Америку.

Его последняя жена Рената Блюме как-то заявляла, что её муж был убит пятью ударами ножа.

В то же время большинство знавших Рида уверены, что после ссоры с женой певец решил-таки свести счёты с жизнью. Так, его сосед, генерал Эберхард Фэнш, говорил, что они с женой слышали, как громко ругались Дин и Рената незадолго до трагедии. Спустя некоторое время стало известно, что на сидении машины погибшего певца осталась предсмертная записка, адресованная генералу. Сам Фэнш вспоминает, что мысли о суициде Дина посещали часто, но соседу удавалось его отговорить от страшного поступка.

Дин Рид был похоронен в Раухфангсвердере (Германия), но позже мать Дина Рида перевезла прах сына на кладбище Зеленая Монтана в Боулдере (США).

В память о Дине Риде написала песню «Не отпускай» (альбом «Прости меня моя любовь») как воспоминание о своём кумире детства Дине Риде.

В честь Дина Рида названа улица в городе Тында Амурской области.

Дин Рид. Тайна жизни и смерти

Рост Дина Рида: 188 сантиметров.

Личная жизнь Дина Рида:

Первая жена - Патрисия Рид (Хобс), актриса. В браке родилась дочь Рамона (1968 г.р.).

В течение 15 лет у него был роман с эстонской актрисой . Ради Дина актриса рассталась с мужем. Она вспоминала: "С Дином Ридом мы познакомились в 1971 году в Москве. Полюбили друг друга с первого взгляда. И наша любовь не умерла, и никогда не умрет. Как только наши глаза встретились, Дин схватил меня на руки и, когда наши лица соприкоснулись, стал меня целовать. После Москвы приехал в Таллинн, и каждый вечер пел серенады под моим окном. Никогда не забуду нашу первую снежную зиму в Таллинне, и прекрасного, невероятно влюбленного в меня Дина Рида".

Вторая жена - Вибке Рид (Дорндек), работала учительницей и как модель.

В браке 17 мая 1976 года у них родилась дочь Наташа. В ноябре 1977-го Дин Рид и Вибке развелись.

Позже переводчик Дина Рида в СССР Олег Смирнов в интервью говорил, что Вибке была подставлена Дину спецслужбами ГДР: «Много лет спустя, анализируя все обстоятельства этого знакомства, Дин и я пришли к выводу, что девушку эту ему "подложили", чтобы он остался жить в ГДР. После их развода она сделала головокружительную карьеру в МИД ГДР».

Третья жена - , восточногерманская актриса. Рид усыновил ее сына Александера.

Рената Блюме вспоминала, что романтичный способ ухаживания Дина ее покорил. "Однажды я ехала с сыном в отпуск зимой. На автобане он остановил нас и привез нам теплый молочный коктейль. Если он находился в пути, он посылал ежедневно телеграммы. Он был полон невероятного внимания. Он всегда делал так, чтобы я понимала, что я – самая замечательная женщина в его жизни. Скоро мне стало ясно: мы принадлежим друг другу, и я еще раз могу решаться на это. В 1981 была свадьба – в белой одежде из романтичных кружев", - рассказывала она.

Фильмография Дина Рида:

1964 - У любви много обличий (Love Has Many Faces)
1965 - Моя первая любовь (Mi primera novia)
1965 - Летом в Гвадалахаре (Guadalajara en verano) - Роберт Дуглас
1965 - Новый ритм и старая волна (Ritmo nuevo y vieja ola)
1967 - Бог их сотворил - а я их убиваю! (Dio li crea... Io li ammazzo!) - Слим Корбетт
1967 - Баккару (Buckaroo) - Баккару
1968 - Племянники Зорро (I nipoti di Zorro) - Рафаэль/Зорро
1969 - Тайный дневник Фанни (Il diario proibito di Fanny)
1969 - Mitra Baby Face
1969 - Блондин – приманка для убийцы (Blonde Köder für den Mörder) - Боб Мартин
1970 - Саранда (Saranda)
1970 - Банда "Три хризантемы" (La Banda de los tres crisantemos) - Оуэн
1970 - Смерть стучится дважды (La morte bussa due volte) - Боб Мартин
1971 - Адиос, Сабата (Adio’s, Sabata) - Баллантайн
1971 - Пираты зелёного острова (Los Corsarios / I pirati dell’isola verde) - Алан Дрейк
1971 - Потомки Каина (La stirpe di Caino)
1971 - Die Vergnügungsspalte - ковбой
1972 - Veinte pasos para la muerte - Mestizo
1973 - История о карате, кулаках и фасоли (Storia di karat`e, pugni e fagioli) - Сэм
1973 - Из жизни одного бездельника (Aus dem Leben eines Taugenichts) - Бездельник
1974 - Кит и Ко (Kit & Co) - Кристофер Беллью
1975 - Братья по крови (Blutsbrueder) - Гармоника
1976 - Улыбнись, ровесник! (Soviel Lieder, soviel Worte) - камео
1978 - Певец (El Cantor) - Виктор Хара
1981 - Пой, ковбой, пой (Sing, Cowboy, Sing) - Джо
1984 - Уинди (Uindii / Races) - Гейнс

Режиссерские работы Дина Рида:

1981 - Пой, ковбой, пой (Sing, Cowboy, Sing)

Сценарии Дина Рида:

1975 - Братья по крови (Blood Brothers / Blutsbrüder)
1981 - Пой, ковбой, пой (Sing, Cowboy, Sing)


В годы Холодной войны "типичный американский парень" Дин Рид был популярнейшей рок-звездой - за "железным занавесом". В Москве на его концерты ломились толпы фанатов; среди его поклонников был сам Ясир Арафат . Но в 1986 г. его труп выловили из озера. Кто это сделал - КГБ? ЦРУ? Или Рид просто понял, что стал чужим в мире перестройки и гласности?

В апреле 1986 в своей нью-йоркской квартире я вполглаза смотрел "60 минут" - информационную программу CBS. Вдруг там пошел сюжет под названием "Перебежчик". Речь шла о поп-звезде по имени Дин Рид (Dean Reed). Он пел "Отель, где разбиваются сердца" ("Heartbreak Hotel") и "Тутти-фрутти", и где - в СССР! А ведь это было еще только самое начало гласности, когда рок-певца на Красной площади можно было увидеть нечасто. Его имя мне ничего не говорило: я встряхнулся и прислушался.

Как выяснилось, Рид - на Западе абсолютно никому не известный - в Советском Союзе и Восточной Европе уже двадцать лет был настоящей звездой: его называли "красным Элвисом", "коммунистическим Джонни Кэшем", человеком, который принес в Россию рок-н-ролл. Он снимал фильмы - восточноевропейский вариант вестернов - выступая в жанре "поющего ковбоя". Этот типичный американец - в чем никто бы не усомнился, стоило лишь увидеть его светлые волосы, отличные белые зубы, гибкое подтянутое тело, обаятельную улыбку - рьяно пропагандировал "линию КПСС", и делал это потрясающе. Через шесть недель его уже не было в живых.

Тело Рида было найдено в озере неподалеку от его дома в восточноберлинском пригороде Шмеквиц. Как утверждал Рассел Миллер (Russel Miller), опубликовавший об этом статью в "Sunday Times", обстоятельства смерти Рида были окутаны плотной завесой секретности. Берлинская стена еще стояла непоколебимо, в ГДР еще властвовала "Штази", информация скрывалась, и тоненький ручеек фактов превратился в поток домыслов. Кто убил Рида - "Штази"? КГБ? ЦРУ? Неонацисты? Официально в качестве причины смерти был назван несчастный случай, но этому никто не верил. Я твердо решил выяснить, кто убил Рида, и что он был за человек, и сегодня могу сказать, что провел полжизни, прослеживая невероятную судьбу певца и работая над книгой о нем. Права на ее экранизацию купил Том Хэнкс - он же собирается сыграть в фильме главную роль. Когда я встретился с ним в Лос-Анжелесе (изо всех сил пытаясь делать вид, будто пить кока-колу и беседовать о Холодной войне с Томом Хэнксом для меня - самое обычное дело), меня больше всего поразило то, что и его эта история настолько взволновала. Еще бы - ведь в ней, как в капле воды отразилась целая эпоха! Комическая, монументальная, трагическая, героическая, невероятная фигура Дина Рида отчасти напоминает Форреста Гампа [героя знаменитого фильма Р. Земекиса, которого сыграл Том Хэнкс - прим. перев.], отчасти - ловкача-политика, отчасти - рок-звезду. Сегодня просто не верится, что в ноябре исполнится уже 15 лет с момента падения Берлинской стены. Когда Рид покинул США, она только возводилась, а вскоре после его смерти она рухнула. Он был человеком-легендой времен Холодной войны, а Стена - его неизведанным "диким Западом". Оказавшись по другую сторону Стены, он обрел славу. Он стал "товарищем рок-звездой".

Рид родился в 1938 г. в Уит-Ридже - пригороде Денвера (штат Колорадо); местечке столь провинциальном, что там и светофора было днем с огнем не найти, а почти все жители передвигались верхом. Его мать, Рут-Анна (Ruth Anna), бывшая учительница, занималась домашним хозяйством - держала кур и свинью. Отец Сирил (Cyril), тоже учитель, был поборником строгой дисциплины; он гордился Дином, хоть и часто брался за ремень в воспитательных целях. У Дина двое братьев - Верн (Vern) и Дэйл (Dale); ему не хватало отцовского внимания. Сирил одним из первых вступил в ультраправую организацию Общество Джона Бэрча. (Возможно, став коммунистом, Дин испытал сладостное чувство отмщения. Но это еще впереди).

Дин рос как большинство американских детей: учился в военной академии [в США - школы-интернаты для мальчиков военизированного типа - прим. перев.], ездил верхом, плавал, вступил в организацию "Будущие фермеры Америки" ; в семнадцатилетнем возрасте он принял участие в "состязании на выносливость" на мулах по маршруту длиной в 110 миль; правда, его мул проиграл. "Некоторые считали, что в этом проявились его упорство и стойкость, - рассказывала мне его мать. - Я всегда думала, что Дин родился под счастливой звездой". Впрочем, немало неприятностей Дину доставляли его большие оттопыренные уши. Он был худощавым и стеснительным парнем. На гитаре Дин начал играть, надеясь таким образом добиться внимания девочек. В те годы его прозвали "тощий Рид". Послевоенная Америка была безоглядно жизнерадостной страной-победительницей: в то время казалось - любой мальчишка, если очень захочет, может стать президентом, главное, чтобы он был белым и соблюдал "правила игры". К оптимизму примешивались конформизм и страх: шла Холодная война, страну сотрясала антикоммунистическая истерия, в школе на уроках гражданской обороны детей учили прятаться под парты в случае ядерного взрыва (это называлось "пригнись и укройся"). Новомодное "подрывное" течение под названием "рок-н-ролл" делало первые шаги - песня Билла Хейли и его группы "Comets" "Rock Around the Clock" уже била рекорды популярности.

Рид закончил среднюю школу в Уит-Ридже и поступил в колледж, нацелившись на карьеру ведущего прогнозов погоды на телевидении. В 1958 г. он бросил учебу и отправился в Голливуд. У его отца "все эти песенки", мягко говоря, не вызывали энтузиазма, но Рид считал себя отличным певцом и жаждал известности. Эта поездка превратилась в семейную легенду: на смазанном черно-белом снимке Рид за рулем белого "Chevrolet Impala" с откидным верхом, огромного как лайнер, выглядит крайне импозантно. По дороге он подвез одного человека, а тот в знак благодарности подсказал, к кому обратиться в фирме "Capitol Records", и Рид заключил контракт на запись пластинки. Все это было как в кино, вспоминает его мать.

Он поступил в школу драматического искусства при студии "Warner Brothers", где актерское мастерство преподавал Пэйтон Прайс (Paton Price), а одноклассниками Рида были Дон и Фил Эверли (Don and Phil Everly). Дуэт братьев Эверли уже прославился, выпустив в 1957 г. альбом "Wake Up, Little Susie"; студии звукозаписи, лихорадочно искавшие "нового Элвиса", хватались за любого рок-музыканта, которого могли отыскать. С Филом Эверли Рид дружил до конца своих дней.

Я беседовал с Филом в Бэрбенке. Этот красавец с истинно южным обаянием вспоминал, какую роль сыграл в их жизни Прайс. "Он был одним из тех, кого можно назвать "учителем жизни"", - рассказывал Эверли. - А для Дина он стал еще и вторым отцом".

Прайс оказал на Рида огромное влияние. Он был либералом в классическом понимании этого слова, в в Голливуде в то время еще живы были воспоминания о кошмаре маккартизма, поэтому Прайс внушал ученикам: хорошим артистом может стать только хороший человек. Рид твердо усвоил урок. Много лет Прайс поощрял интерес Рида к политике: некоторые считали, что в дальнейшим он стал для него своего рода "крестным". Правда мать Рида заметила: "По-моему, все, чему Пэйтон научил Дина, было связано с сексом". К началу 1960х гг., красавец Рид записывал диски, снимался в эпизодах в плохих фильмах, и порой появлялся на телеэкране. Он встретил Пэтти - девушку, ставшую его первой женой. Но Дин никак не мог угомониться, ему все время хотелось большего. Услышав, что одна из его песен - "Наш летний роман" ("Our Summer Romance") - стала хитом в Чили, он отправился туда, не предупредив буквально никого. В Сантьяго его встретили тысячи поклонников, кричащих: "Вива Дин! Вива Дин!"

"Он был просто наивным гринго, который решил "покорить" Латинскую Америку", - рассказывает диджей одной из радиостанций Сантьяго. По аналогии с героем популярного музыкального фильма Дин получил прозвище "Великолепный гринго".

Он был красив, у него были синие глаза и потрясающая улыбка. Он щеголял в голубом габардиновом пиджаке и обтягивающих брюках. Но в Южной Америке Рид пристрастился к политике. Как-то он увидел на стене надпись: "Янки, убирайтесь домой". Как и большинство американцев, его задело внезапное осознание того, что кому-то они могут не нравиться. Но Рид не впал в уныние: он решил спасти весь мир.

"Южная Америка изменила мою жизнь, потому что там справедливость и несправедливость, богатство и бедность видны невооруженным глазом, - рассказывал он в интервью авторам биографического документального фильма "Американский бунтарь". - Они настолько очевидны, что вы не можете не занять четкой позиции. Я не был ни капиталистом, ни слепцом. Именно там я стал революционером".

Буквально ничто не могло его остановить. Он пел для бедных и богатых, протестовал против войны во Вьетнаме и ядерного оружия, побывал в тюрьме, подружился с поэтом Пабло Нерудой и исполнителем народных песен Виктором Харой (Victor Jara), вместе с друзьями-индейцами путешествовал по Амазонке.

Активное участие в политике подействовало на него так, как на других звезд действует слава - оно подстегивало Рида. Но по-настоящему его карьера "товарища рок-звезды" началась в Хельсинки в 1965 г.

В середине 1960х советские официальные идеологи как раз искали какого-нибудь шоумэна с приемлемыми взглядами, который помешал бы молодежи отбиться от рук. Правда, на Всемирном конгрессе в защиту мира в Хельсинки в 1965 г. московский журналист Николай Пастухов отнюдь не ожидал найти подходящего кандидата. На конгрессе царил полный разброд: русские и китайцы не разговаривали между собой, делегаты орали друг на друга, дело вот-вот могло дойти до потасовки.

И вдруг на сцену выскочил молодой человек и запел, аккомпанируя себе на гитаре. Он заставил всех присутствующих взяться за руки и петь вместе с ним "We Shall Overcome". Это был Дин Рид . Пастухов сразу оценил ситуацию: красивый американец, сторонник социализма, поющий песни в защиту мира. Он сказал себе: "В яблочко!" Именно он помог организовать первые гастроли Рида в СССР.

В 1966 г., когда он выступал в московском Театре эстрады, Риду исполнилось 28 лет. Он пел фолк-баллады и популярные песни вроде "Марии" - советским слушателям она особенно нравилась. Он умел танцевать твист, он вел себя сцене, как настоящий рок-музыкант.

Это было волнующее зрелище. Начинал он обычно с "Призрачных всадников в небе" ("Ghost Riders in the Sky") - эта мелодия стала его "визитной карточкой". Выступая с концертами в странах так называемого "социалистического лагеря", он как-то исполнил ее для Ясира Арафата - на кадрах кинохроники видно, как тот выстукивает мелодию пальцами.

Рассказывая о концертах Рида "Правда" отмечала, что "Дин покинул свою страну в знак протеста против несправедливой войны США во Вьетнаме". Вскоре он заключил контракт с "Мелодией" - государственной фирмой звукозаписи, до этого не выпустившей ни одной пластинки в жанре рока.

В ходе первого турне по Советскому Союзу Рид дал концерты в 28 городах. Его встречали толпы людей. Жил он по-прежнему в Латинской Америке, но часто приезжал в СССР - то с концертами, то на конференции в защиту мира. Каждый, с кем я встречался в Советском Союзе, помнил Рида; даже сегодня, если вы спросите любого русского старше сорока, он ответит: "Ах да, Дин Рид . Помню!"

"Всякий раз, стоило Дину выйти из дома, его окружала толпа поклонников, - рассказывает Эверли, как-то побывавший у Рида в гостях в Восточном Берлине, где они дали совместный концерт. - Парень, он был популярнее Элвиса!"

Был ли он талантлив? У Рида был приятный голос, он неплохо играл на гитаре, обладал кое-какими актерскими данными. Но суть была не в этом. Никто не понял значения Дина Рида, его взлета и падения, лучше, чем Артемий Троицкий , первый и лучший в СССР музыкальный критик-специалист по рок-н-роллу, автор книги "Назад в СССР". "Ни один западный рок-музыкант никогда не приезжал в СССР, - говорит Троицкий. - Дин Рид был молод. Он играл на гитаре. Он был американцем. Буквально для каждого советского подростка рок-н-ролл значил очень много. Он давал им ощущение свободы, возможность чем-то отличаться от родителей. Кроме того, он был своего рода окном в другой мир, окном на Запад. Политика нас не волновала, но ужасающее качество "официальной" советской поп-музыки волновало очень. Слово "Запад" было синонимом слова "хорошо". А Дин Рид носил ковбойские сапоги, приехал из "свободной земли, отчизны героев" и Чака Берри". Следующие шесть лет Рид курсировал между Южной Америкой, Европой и Советским Союзом. Он снимал "спагетти-вестерны", в том числе один с участием Юла Бриннера, в Риме ненадолго увлекся маоизмом, записывал диски в Праге, где творили лучшие рок-музыканты во всем "восточном блоке". Впрочем, на Западе он был по-прежнему малоизвестен: популярность Рида ограничивалась рубежом Берлинской стены. (Кстати, перебежчиком он, по сути, не был: он сохранил американское гражданство и ежегодно отправлял декларации о доходах в Налоговую службу США). Возможно, будь он действительно выдающимся певцом и актером, все сложилось бы по-другому; возможно, он приобрел бы большую известность. Но его талант заключался в его уникальном статусе американца, живущего "по другую сторону", его талант заключался в причудливом сочетании музыки, политики, секса, энергии, даже простого присутствия "в нужном месте в нужное время". Возможно, он это понимал. При всей его политической наивности, при всем самомнении, он обладал способностью трезво взглянуть на себя. Рид был человеком настроения: он мог зажигаться, как электрическая лампочка, и быстро "тускнеть", если дела шли плохо. Однако чаще всего главным для него было движение как таковое: оно позволяло не задумываться о реальности.

В 1971 г., когда Рид приехал в Восточную Германию, он уже был настоящей звездой. Там он начал снимать фильмы и встретил Ренату Блюме (Renate Blume) - гэдээровскую кинозвезду, ставшую его третьей женой (после развода с Пэтти он недолгое время был женат на другой восточной немке).

В 1983 г. они поженились и обосновались в симпатичном доме в Шмеквице, на окраине Берлина; когда я побывал у Блюме, она с подкупающей искренностью заметила: "Интерьер в ковбойско-бидермайеровском стиле". На одной из стен висел американский флаг, который Рид в свое время публично выстирал в Чили в знак протеста против Вьетнамской войны: как он сам объяснил, таким образом он символически смыл с него кровь вьетнамцев. Блюме - настоящая красавица с прямодушным взглядом черных глаз. "Он был мне другом, мужем, "компаньеро"", - говорит она. В общем и целом они с Ридом жили дружно, и в 1985 г. даже собрались вместе снимать фильм под названием "Кровоточащее сердце". Рид должен был выступить в качестве сценариста, режиссера, и сыграть главного героя; главная женская роль отводилась Блюме. Сюжет представлял собой историю любви, развивающуюся на фоне восстания индейцев в Вундед-Ни в 1973 г. - одной из излюбленных тем социалистической пропаганды. Однако осенью 1985 г. Рид отправился в Америку. "Кровоточащее сердце" так и не было снято.

"Добро пожаловать, добро пожаловать домой. Господи, парень, ты даже не облысел, - приветствовал его старый друг Джонни Розенберг (Johnny Rosenberg), когда Рид сошел с трапа самолета в Денвере. "Он буквально выпрыгнул из этого самолета, - рассказывает Розенберг, - с таким видом, будто он величайшая звезда всех времен и народов".

Это была самая долгая поездка Рида в США за четверть века. Он принял участие в кинофестивали в Денвере, где был показан документальный фильм о его жизни. Он встретился со школьной подругой Дикси Шнелби (Dixie Schnelby), и та пообещала, что подготовит его возвращение в Штаты в качестве звезды-музыканта. И он вдруг влюбился в Америку. Он был в восторге от голубого неба над колорадскими горами, от яркого солнца, от непринужденного поведения друзей и их искренней радости при встрече с ним. Они подталкивали его к мысли, будто он может вернуться домой в качестве звезды; когда пришло время уезжать, у Рида сердце разрывалось от горя. Перед отъездом он дал небольшой концерт в доме Розенберга в Лавленде (штат Колорадо). Он стал единственным выступлением Рида на американской земле.

"После поездки в Колорадо он очень скучал по родине, - рассказывает Блюме. - Он страшно тосковал по дому. Он только об этом и говорил".

Тем временем в СССР все стало быстро меняться. "С наступлением гласности, в 1985-86 гг., публика смогла, наконец, увидеть героев российского рока, - объясняет Торицкий. - Американский рок-н-ролл, даже если бы речь шла о Принсе (Prince), а не о Дине Риде, стал терять популярность. Человек вроде Дина Рида мог стать звездой только в очень провинциальной, изолированной от мира стране. Советский Союз и Восточная Европа начали постепенно сближаться с мировым сообществом в культурном отношении. . . В свете новой информации, образ Дина Рида все больше тускнел". По мере того, как правда о советском строе выплывала наружу, люди начали относиться к Риду с презрением за то, что тот безоговорочно поддерживал систему: они поняли, что Рид был просто марионеткой официальных властей. Весной 1986 г. в Москве состоялся рок-концерт в помощь жертвам Чернобыля: Рид на нем присутствовал, но никто не попросил его выступить.

Даже в ГДР ряды поклонников Рида таяли. Виктор Гроссман (Victor Grossman) - американский писатель, живший в ГДР и друживший с Ридом, рассказывает: "Людям, которые начали разочаровываться в системе, не нравились те, кто ее поддерживал. Все меньше зрителей приходило на его концерты, а для звезды выступать в пустом зале не очень-то приятно. К середине восьмидесятых Рид почувствовал, что двери перед ним захлопываются одна за другой".

Его главной надеждой стала программа "60 минут". Он был уверен, что большой сюжет на CBS станет для него "входным билетом", позволяющим заново начать карьеру в США. И действительно, зимой 1986 г. Майк Уоллес (Mike Wallace), самый известный репортер Америки, прилетел к нему в Берлин. Интервью получилось удачным. Передача должна была выйти в эфир осенью, но вместо этого трансляция состоялась 20 апреля 1986 г. - именно тогда я увидел интервью в своей нью-йоркской квартире, а 60 миллионов американцев впервые узнали, кто такой Дин Рид .

Нельзя сказать, что в передаче образ Рида подавался в негативном ключе. Однако, отвечая на вопросы интервьюера, он сказал, что считает советского генсека Михаила Горбачева более нравственным и миролюбивым человеком, чем президента США Рональда Рейгана, да еще и отстаивал необходимость существования Берлинской стены. Его американские друзья пришли в ужас - ведь Холодная война еще продолжалась. Они поняли: в Америке Риду надеяться не на что. Как выразился Розенберг, "единственное, чего ни в коем случае нельзя делать в нашей стране - так это защищать Стену". Позднее редакция "60 минут" переслала Риду письма зрителей; в некоторых из них его называли предателем, или, что еще хуже - конъюнктурщиком, способным преуспеть только к востоку от Берлинской стены.

Рид был в отчаянье. Но у него еще оставался проект "Кровоточащего сердца". Съемки фильма должны были начаться в июне, несмотря на проблемы с деньгами. 12 июня 1986 г. Риду позвонил его немецкий продюсер Геррит Лист (Gerrit List), только что вернувшийся из Москвы, где он обсуждал вопросы финансирования картины. Рид, волнуясь, сказал, что этим же вечером приедет к нему домой. Но Лист его так и не дождался. Поиски Дина продолжались несколько дней. 17 июня в 8:20 утра его тело было обнаружено в озере недалеко от его дома.

Долгое время я был уверен, что Рид стал жертвой преступления, что своими амбициями, подрывными действиями, или тоской по Америке он привлек чье-то недоброжелательное внимание. Тогда, во времена Холодной войны, гипотезы, связанные со спецслужбами - "Штази", КГБ, ЦРУ - неизменно выглядели соблазнительно. На самом же деле он, скорее всего, покончил с собой. Когда перед ним закрылись все двери, Рид не мог не почувствовать себя "человеком из прошлого" - хотя некоторые, особенно его друзья, всегда придерживались, и до сих пор придерживаются, другого мнения. "Дин много смеялся, - говорит Фил Эверли. - Человек, еще способный смеяться, не пойдет на самоубийство".

После падения Берлинской стены информация о его смерти была рассекречена, и я побеседовал с бывшим главой уголовной полиции ГДР Томасом Зиндерманом (Thomas Sindermann). "Я был убежден, что это самоубийство, - вспоминает он. - Из Рида делали идола, этакого американского борца за коммунизм. Власти не хотели, чтобы молодежь знала, что у него были проблемы и он покончил с собой".

Но в том, что смерть Рида была самоубийством, или, по крайней мере, собственноручно инсценированным несчастным случаем, меня убедили не сухие факты, приведенные Зиндерманом или протокол о вскрытии, и даже не вроде бы подлинная предсмертная записка, а слова одной молодой российской писательницы.

"Смерть Дина не стала для меня неожиданностью, - говорит Ксения Голубович. - Думаю, он покончил с собой, потому что именно так должен был поступить герой. Если человек очень хочет стать кем-то, он им становится. Для этого нужна огромная сила. Он умер, когда полностью разрушил самого себя. По своему, Дин все же стал тем, кем хотел".

После стольких лет история Дина Рида все еще неотступно преследует меня, отчасти из-за самого ее масштаба - его биография, трагическая и комическая одновременно, огромна, раздута и перенасыщена деталями, как праздничный фруктовый торт. Ведь, хорошо ли, плохо ли, он не был в этом мире сторонним наблюдателем. Он действительно был легендой Холодной войны.

Большая политика, сделавшая его идолом миллионов, контролировала его жизнь и любовь, она же стала и причиной его таинственной гибели

22 сентября исполнилось бы 80 лет со дня рождения «певца свободы» американца Дина Рида . Его фотографии висели во многих советских домах, его имя знала половина мира, его песни пели со слезами на глазах, даже не понимая слов. А загадочная смерть до сих пор вызывает массу вопросов и догадок.

Хороший парень

История Дина Рида началась в штате Колорадо, в семье сельского учителя. Подарком на его 12-летие стала гитара, и это предопределило всю будущую жизнь Дина. Парень хоть и рос непоседой, но родительской воле был послушен: пошел учиться туда, куда велели, был примерным студентом.

Да и на родительской шее не висел - зарабатывал карманные деньги в барах, где пел свои песни. Так бы и вырос из него очередной метеоролог, но неожиданно песня «Память» попала в национальный хит-парад, а еще через пару лет был подписан первый контракт Рида со студией звукозаписи.

1961 год стал по всем статьям знаменательным. Дин ушел из университета, сдал экзамены в актерскую школу при студии Warner Brothers, его песня поднялась на второе место в американском хит-параде и завоевала бешеную популярность в Южной Америке. Туда со своим первым турне и отправился Дин.

Опасные связи

В Чили состоялось знакомство, которое навсегда изменило жизнь молодого исполнителя.

Будущий президент Сальвадор Альенде пламенными речами сумел вложить в голову Рида социалистические ценности. Именно тогда Дин попал под пристальное внимание внешних разведок нескольких стран, имевших в Южной Америке политические интересы. С тех пор вся его жизнь проходила под незримым присмотром и ненавязчивым руководством.

Талантливый певец стремительно приобрел известность в Латинской Америке. Во время пребывания в Аргентине он записал несколько сверхпопулярных альбомов, гастролировал по континенту, неизменно собирая полные стадионы.

Когда в 1966 году в Аргентине произошел путч, певец оказался в оппозиции к правящему режиму. Популярному у оппозиции Риду ясно дали понять, что жизнь его не стоит и гроша, несколько раз обстреляв его дом. Дальнейшее пребывание в стране было опасным, и он уехал в Испанию.

Там он пробыл недолго, власти постарались побыстрее избавиться от неблагонадежного певца. Следующим пунктом в его странствиях стала Италия. Там он снялся в нескольких фильмах, приобрел популярность и как киноактер. Но деятельная натура дала себя знать, и в 1970 году Рид снова оказался в Южной Америке, где принял деятельное участие в предвыборной кампании своего друга Сальвадора Альенде.

Очень скоро Дин Рид стал нежелательным лицом в нескольких странах. Его несколько раз арестовывали, но всякий раз отпускали, даже когда ему грозили длительные сроки заключения. Везение? Скорее всего, везение тут ни при чем. Больше похоже на вмешательство заинтересованных в деятельности Рида внешних разведок влиятельных государств.

Три жены и любимая женщина

В это время рухнула первая семья Дина. От него ушла жена, актриса Петти Хобс . Женщина пыталась пресечь его политическую деятельность, а когда это не удалось, уехала к родителям и забрала с собой дочь.

В 1971 году певец познакомился с советской актрисой Эве Киви . Эта встреча стала многолетней любовью и болью для обоих. Тогда оба были женаты, Дин поехал в Доминикану разводиться с Патрисией, а Киви попросила развода у мужа, олимпийского чемпиона-конькобежца Антса Антсона .


Все могло закончиться свадьбой, но пожениться им просто не дали, впрямую заявив Риду, что любовниц он может иметь сколько угодно, а вступать в брак с советской гражданкой запрещено. Роман длился много лет, он продолжался даже тогда, когда Рид снова женился.

Желание Рида иметь семью не осталось незамеченным разведкой «Штази» - министерства госбезопасности ГДР. В том же 1971 году его ненавязчиво познакомили с Вибке Дорнбах , родственницей руководителя ГДР Эриха Хоннекера . Впрочем, тогда Рид остался равнодушен к белокурой красотке - его мысли занимала другая блондинка, Эве.

Но спецслужбы не сдавались, и через год цель была достигнута: у Вибке с Дином завязался роман, в 1973 году они сыграли свадьбу, в 1976-м родилась дочь, а еще через год пара развелась.


Рид говорил впоследствии, что только из-за этой женитьбы он остался в ГДР. Олег Смирнов , переводчик, работавший с Дином в СССР, рассказывал: через много лет они с Дином были уверены в том, что Вибке Дину попросту «подложили», чтобы он не вернулся в Италию и заодно забыл свою «пассию» из СССР.

В пользу этой теории говорит и то, что «обычная» учительница и модель сразу после развода с Ридом стремительно поднялась по карьерной лестнице в МИДе Восточной Германии.

По рассказам Эве Киви, Дин приезжал к ней во время каждого своего визита в СССР. Здесь его все обожали. Спустя многие годы певица Земфира рассказывала со слов своей мамы: в пять лет девочка была настолько без ума от красивого певца и актера, что собиралась навсегда ехать в США.

После развода с Вибке Дин снова пытался осесть в Союзе и жениться на Эве, и снова ему не дали этого сделать. В 1981 году певец приехал к Эве и сказал, что нашел в ГДР женщину, похожую на нее, и решил на ней жениться.

Тогда Эве чуть не покончила с собой. После свадьбы с актрисой Ренатой Блюме Дин так и не смог забыть свою советскую любовь: он бежал к ней, как только представлялась возможность. В последний раз они увиделись с Эве весной 1986 года, за месяц до его странной гибели, якобы во время купания в озере.


Вопросы, вопросы…

Вдова Дина, Рената, сейчас принципиально не дает интервью. Вначале она говорила, что муж был склонен к суициду, потом рассказывала о его грандиозных творческих планах, о намерении снять очередной фильм, потом о том, что мужа зарезали, нанеся пять ударов.

Тело Дина не хотели предъявлять матери, но та настояла и не увидела признаков того, что тело пробыло под водой несколько дней. Сосед Дина показывал письмо, которое Рид якобы написал ему как предсмертную записку. А Олег Смирнов говорил о том, что слишком спешно проводились все дознания, тело быстро кремировали, а чиновника, который проговорился о том, что Дина нашли не в озере, впоследствии никто не видел.

Смерть Дина Рида - клубок загадок. До сих пор непонятно, почему никто не обращал внимания на машину, которая стояла в людном месте четверо суток? Как тело оказалось в трехстах метрах от нее? Если Дин утонул сам, то кто набросал на его тело камней, придавивших его ко дну?

Откуда сосед, с которым Дин не очень-то и дружил, знает о тонкостях скандалов в семье Рида? С какой стати Дин ему сказал, что жена подталкивает его к самоубийству? Это далеко не полный перечень вопросов, возникающих при изучении обстоятельств смерти певца.

Эти неясности тем более странны, если учесть, что дело происходило в стране педантичных немцев, у которых практически на каждого имеется досье. Ведь если секретные службы были «вхожи» в каждый дом, то не может быть, чтобы за таким неудобным деятелем, как Дин Рид, не велось бы постоянное пристальное наблюдение. Но, как говорят следователи, никаких зацепок в деле Дина Рида нет.

Несчастный случай, самоубийство или убийство? На сегодняшний день все три версии смерти Дина Рида подтверждаются большим количеством фактов. Но в каждой версии недостаточно прямых доказательств, которые позволили бы со стопроцентной уверенностью выделить единственно верную.