Занятие в подготовительной группе «Какая бывает осень. Конспект НОД по изобразительной деятельности в подготовительной группе «Золотая осень Рисование при помощи белой восковой свечи

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №218

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития воспитанников»

Ленинского района Кемеровской области

Конспект урока ИЗО на тему

«В гости к осени»

подготовила

воспитатель

Тонкель Наталья Сергеевна

г. Кемерово

2014

« В гости к осени».

(подготовительная группа)

ЦЕЛИ: Закрепить знания нетрадиционных техник рисования («печать листьями»);

Закрепить умение пользоваться техникой «печатанье листьями»;

Учить создавать декоративную композицию, располагая изображение по всей поверхности листа;

Учить выбирать для данной техники способ, материал, цветовые решения.

Совершенствовать изобразительную технику (смешивать краски для получения сложных оттенков и передачи осеннего колорита);

Учить распознавать листья различных деревьев;

Развивать эстетическое восприятие колорита в природе и искусстве пейзажа, творческое воображение, чувство цвета;

Воспитывать интерес к природе, её сезонным явлениям;

Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Предварительная работа: на прогулке дети рассматривают, как лежат листья на асфальте, в лужах. Обращают внимание на свободное, беспорядочное пространственное расположение листьев, на многоцветье ковра из опавших листьев. Заучивание стихов об осени.

Оборудование: группа украшена листьями, деревья осенние, музыка Вивальди

« Осень», Чайковский «Времена года».

Корзина с различными осенними листьями, педагогические эскизы с цветовыми композициями.

Оборудование для детей: Гуашь, кисти, палитра для смешивания красок, баночка с водой, клеенка, салфетка, лист формата А-4 голубого цвета.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: — Ребята, сегодня мы отправимся в гости к Осени, побываем в её сказочном осеннем лесу, посетим мастерскую Осени, где она расписывает разноцветными красками листья на деревьях, и сами нарисуем для Осени ковер из осенних листьев.

— Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова (звучит музыка — Чайковский «Времена года»)

В сказке мы среди чудес

А вокруг осенний лес!

Воспитатель: — Вот мы и попали в сказочный осенний лес! Посмотрите как красиво вокруг, сколько кругом разноцветных листьев! Осень – очень красивое время года.

Все кругом словно золотое!

«Приметы осени»:

Подойдет она неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни

На дорожку упадет.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая – куст малины

В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень.

Станет пасмурной река –

Третья верная примета:

бродит очень близко где-то.

Ранним утром на поляны

Лягут белые туманы,

А потом, уж жди, не жди,

Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь –

Значит, наступила ОСЕНЬ.

Послушайте какое настроение у Осени (Вивальди « Осень»).Это Баба Яга заколдовала Осень, давайте ей поможем расскажем как мы любим осень.

Ребёнок: Осень, твой красив убор!

Золотой на нем узор.

Сарафан с цветной каймой,

Полушанок с бахромой

Разукрашен листьями

И рябины кистями.

А из ягод алых

Бусы, как кораллы!

Ребенок: Осенью бывают ясные деньки,

Листики порхают, словно мотыльки.

Ребенок: Нити паутинки на кустах блестят,

Льется на тропинку жёлтый листопад.

Если день прозрачный, ясный

Осень, осень – ты прекрасна!

Воспитатель: Спасибо, ребята, за добрые слова. Слышите? (Вивальди « Осень»).Что это? Осень опять грустит, попробуем загадки отгадать и осень вновь порадовать.

Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это — …
(Дождь)

Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет.
(Ветер)

Летит, а не птица,
Воет, а не зверь.
(Ветер)

Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто …
(Листопад)

Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?

(Сентябрь)

Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?

(Октябрь)

Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало -
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
(Ноябрь)

Вот еще один листок подарила осень.

Воспитатель : поиграем в игру, чтобы развеселить осень. Дидактическая игра «Подбери слова».

Цель: Расширять словарный запас детей, уточнять значение слов. Развивать мышление.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Предложить детям встать по кругу, поиграть с мячом и закончить фразу.

Моросит (дождь) .

Дует. (ветер) .

Вянет (трава) .

Желтеют. (листья) .

Опадают (листья) .

Льет (дождь) .

Улетают (птицы) .

Созревают (овощи, фрукты) .

Собирают (урожай) .

Воспитатель : осень нам раскрыла свои секреты:

В лесу много рябины — осень будет дождливая, если мало — сухая.
Если паутинки летают осенью — пришло бабье лето.
Если птицы перелётные высоко летят по осени, так и снегу много будет, а низко — мало снегу будет.
Если с деревьев лист не чисто опадает — будет холодная зима.
Комары поздней осенью — к тёплой зиме.

И г р а «Угадай следы».

Воспитатель называет зверей, дети отгадывают, говоря при этом слово-признак, например, ворона хитрая и др.

Воспитатель: — Всюду кружатся, летят

Золотые листья

Покрывая все кругом

Пышным, золотым ковром.

Осень: Хорошо, ребята, идите в мою осеннюю мастерскую, а путь вам укажут мои друзья листочки.

Вам даю корзинку я, много листьев в ней друзья

Листья непростые эти, вам помогут листья, дети.

Воспитатель: — Осень с листьями играет, листья с веток обрывает.

Листья желтые летят прямо на руки ребят!

(Раздаю листья из корзинки. На руке у каждого ребенка по листочку.)

Воспитатель: — Давайте, ребята подуем на листок, чтобы он полетел и указал нам дорогу.

Золотой листок, лети!

За собою нас веди.

(Дыхательная гимнастика)

Воспитатель: — А вот и осенняя мастерская.

Проходите, ребята, располагайтесь.

Мне Осень вот эту корзинку дала!

Смотрю я в корзинку, ну и дела!

Смотрите, ребята, листья цветные..

Листья цветные, да не простые!

Воспитатель: Давайте угадаем, с каких деревьев эти листья.

(Игра «Угадай, с какого дерева листок» Дети по одному выходят к корзинке, берут по листу, и говорят с какого он дерева)

Воспитатель: — Молодцы, ребята! Ну, а теперь за работу, Осень ждет наш осенний букет.

Воспитатель: Ребята, а как мы сегодня можем нарисовать наш осенний букет?

Посмотрите, у меня есть эскизы, подумайте, в какой технике они выполнены?

(дети рассматривают педагогические эскизы, отвечают)

Этот эскиз нарисован карандашом и раскрашен гуашью.

Следующий эскиз нарисован восковыми мелками и акварелью.

А этот эскиз выполнен печатаньем листа.

— Какой эскиз вам больше понравился? Почему?

Воспитатель: Осень неспроста дала нам корзинку с листьями. Мы с вами поиграли в игру, и рисовать будем с помощью этих листьев.

— Кто догадался, каким способом мы будем рисовать?

-«Печатать листьями»

— Что нам для этого нужно?

— Листья, кисточка, лист бумаги, краски.

— Нам нужны не все краски, а только краски Осени. Какие это краски?

— Жёлтый, красный, зеленый, оранжевый, коричневый.

Воспитатель: Правильно, а если у нас нет оранжевого, что делать?

— Её можно сделать, смешав желтую и красную краску на палитре.

— Ребята, давайте вспомним сам процесс печатанья листьями. Что мы будем делать вначале?

— Нам нужно выбрать лист, на него кисточкой нанести краску, а потом лист приложить к бумаге. Тоненькой кисточкой прорисовать прожилки на листочке.

— Правильно. Не забывайте, что листья располагаются по всему свободному пространству.

Итак, ребята можно начинать. Но сначала мы должны с Бабой –Ягой договориться.чтобы она нам не помешала давайте ее развеселим:

Физминутка:

Возле леса на опушке Бабушка –Яга живет

Нос крючком, глаза большие словно угольки горят

Ах, сердитая какая, дыбом волосы стоят.

НОД по рисованию в детском саду для детей подготовительной группы на тему: Осень

Конспект НОД в подготовительной по рисованию «Осеннее дерево».

Описание:
Данный мастер-класс предназначен для детей от 6 лет, воспитателей, педагогов дополнительного образования, любящих родителей и творческих людей.
Цели занятия:
Учить изображать гуашью на листе дерево.
Задачи:
Образовательные: Закреплять представления детей о признаках осени.
Изобразительные задачи: Знакомить с приёмами заполнения фона (закрашивать фон небольшими пятнами, близкими по цветовой гамме, учить рисовать дерево, правильно передавая его строение.
Технические задачи: Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, обучать созданию цветов и оттенков, смешивая их на палитре для получения нового цвета, оттенка; закреплять умение работать с палитрой, продолжать формировать навыки рисования тонких линий концом кисти.
Воспитательные задачи: Воспитывать бережное и заботливое отношение к родной природе, развивать память и зрительный контроль, самостоятельность, воспитывать аккуратность и любовь к творчеству, развевать фантазию и воображения, терпение, учить анализировать работы свою и товарищей.
Предварительная работа:
Беседы об осени, рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы, чтение художественных произведений: «Листопадничек» И. Соколов-Микитов, «Лес осенью», В. Бианки «Синичкин календарь», стихи об осени А. С. Пушкина, С. Есенин, И. Токмакова «Деревья»; разучивание стихотворений об осени, пение песен об осени и слушание музыки;
Материал для занятия: Акварельные листы, набор гуаши 12 цветов, кисти белка №5 и 2, кисть жесткая(щетина), салфетка для кисти, баночка с водой, иллюстрации с осенними деревьями, репродукции картин: И.Левитан «Золотая осень», В Поленов «Золотая осень», Л. Афремов.

Ход занятия:

Воспитатель: Я загадаю вам загадку, попробуйте разгадать ее.
Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг
Чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся, милый друг,
Что за время года? - ...
(Осень)

Дети: Осень.
Воспитатель: Какие признаки осени вызнаете?
Дети: Листья желтеют, листья опадают, редко светит солнце, птицы улетают на юг, день становится короче, часто идут дожди, становиться холоднее, звери запасают припасы на зиму, белка и заяц меняют шубки.
Воспитатель: Назовите осенние месяцы.
Дети: Сентябрь. Октябрь, ноябрь.
Воспитатель: О каких осенних явлениях природы мои загадки?
С неба капает уныло.
Всюду мокро, всюду сыро.
От него легко спастись,
Лишь зонтом обзавестись.(Дождь)

Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет.(ветер
)

Не колючий, светло-синий
По кустам развешан (иней)
Над рекой, над долиной
Повисла белая холстина.(туман)

Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто...(Листопад)

Воспитатель: Верно, это листопад. Листопад – удивительное и очень красивое явление природы! Листья на деревьях начанают менять цвет. И осенние деревья одеваются в разноцветные, яркие наряды. Наступают первые заморозки и начинается листопад. Происходит это в сентябре или в октябре. Опавшие осенние листочки накрывают землю, как ковром, и согревают её холодной зимой. (Е.Медведева)
Воспитатель показывает фотографии, где запечатлены осенние деревья.
Воспитатель: Какого цвета становятся листья осенью?
Дети: Желтые, оранжевые, красные.
Воспитатель: Правильно, листья становятся желтыми, красными, коричневыми, оранжевыми, кое где еще остаются зелеными. Давайте с вами превратимся в осенние листья.
Физкультминутка «Мы листики осенние».
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)
Воспитатель: Сегодня мы с вами нарисуем осенние дерево.
1. Сначала нарисуем небольшую полянку, где будет расти дерево. Полянка осенняя, поэтому нам нужна осенняя краска, охра.


2. Теперь мы начинаем рисовать листву. Вот такими желтыми пятнами пятнами.


3. Но листья мы с вами знаем не только желтые.Сейчас мы с вами немножко поколдуем. Будем добавлять желтую краску разные цвета и смотреть какие новые цвета получатся. Цвета будем смешивать на палитре. В красную краску добавим немного желтой. В оранжевую немного желтой. В зеленую краску немного желтой. В коричневую немного желтой. В охру немного желтой. И этими новыми цветами заполняем весь лист.



4. Теперь нарисуем ствол дерева. Дерево растет из земли и мы начинаем рисовать от земли вверх, с солнышку тянется наше дерево. У земли оно потолще, чем выше к солнышку, тем тоньше оно становиться. Около земли нажимаем на кисточку, чем выше становиться дерево тем меньше мы нажимаем на кисть, стараемся рисовать кончиком кисти.


5. Теперь от ствола вверх мы нарисуем ветви. С одной стороны 3 ветви, с другой стороны 3 ветви. А веточки у нас тянутся к солнышку. Солнышко, как вы знаете не стоит на месте. Поэтому ветви у нас поворачивают за солнцем. И веточка у нас не прямая, а немножко загибается то вверх, то вниз. Чем ближе к стволу веточка потолще, нажимаем на кисть, чем дальше от ствола, тем меньше нажимаем на кисть.


6. Теперь от ветвей вверх и вниз будут расти веточки. И эти веточки тоже тянутся за солнышком. Тоже за ним поворачивают.


7. А теперь на каждой веточке нарисуем веточки-малышки.


8. Теперь нам нужна кисточка – щетинка. Набираем желтую краску, и пальчиком брызгаем на наш рисунок. Можно добавить еще немножко оранжевой. Вот и готово наше осенние дерево.


Воспитатель: Пока наши деревья просохнут, мы поиграем.
Физкультминутка проводится три –четыре раза с возрастающим темпом.

Мы дорожки подметаем (имитация движений)
Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)
Чтоб гуляя, малыши
Веселились от души! (подскоки на месте)
Ох, устали («обтереть пот со лба»)
Отдохнем (присесть)
И домой скорей пойдем (шаги на месте)
Воспитатель: Давайте посмотрим на наши деревья. Как выдумаете, на каком рисунке дерево самое старое? Почему вы так думаете? На каком самое молодое? Почему? На каком рисунке дерево грустное? Какое дерево мы можем назвать золотым? Давайте устроим выставку наших работ, повесим в коридоре, что бы все наши гости могли полюбоваться нашими деревьями.

Ирина Гусева

Подготовила : Гусева Ирина Николаевна, воспитатель МДОУ №6 д. Горетово

Занятие рассчитано на детей 6 –7 лет (подготовительная группа )

Осень - одно из самых ярких живописных времен года. Тема осени как нельзя больше подходит для овладения различными практическими умениями и навыками в работе с красками в дошкольном возрасте. Она помогает раскрыть богатую цветовую палитру, создать яркий эмоциональный фон на занятии .

Тема занятия : «Красавица Осень » .

Цель : Создание условий для практического применения учащимися знаний, умений и навыков при изображении осеннего дерева и использования различных приёмов работы восковыми мелками и акварельными красками .

Задачи :

Учебные :

Закрепление навыков рисования деревьев;

Использование нетрадиционных методов рисования;

Передача настроения цветом.

Воспитательные :

Воспитание усидчивости, трудолюбия;

Воспитание самостоятельность и целенаправленность в работе;

Воспитание любви к родной природе.

Развивающие :

Создание творческой эмоциональной атмосферы, познавательной активности, эмоциональной отзывчивости;

Развитие наблюдательности; внимательности.

Вид деятельности : Рисование по памяти, представлению.

Тип занятия : занятие по практическому применению знаний, умений и навыков.

Материалы : бумага, восковые мелки черного и коричневого цвета, губка, тарелочки с красками разных цветов (красный , желтый, оранжевый, зеленый) .

Оборудование : репродукции работ художников с изображением осени-репродукции , рисунки детей с осенними пейзажами , сказка об осени .

Практическая деятельность : изображение ствола и ветвей дерева восковыми мелками, рисование листвы с помощью губки.

Структура занятия :

· Организационный момент – 1минута

· Актуализация знаний – 1 минута

· Беседа – 5 минуты

· Показ приемов работы - 2 минута

· Практическая работа - 15 минуты

· Физкультминутка – 6 минут

· Итог занятия . Выставка своих рисунков – 3 минуты

· Уборка рабочего места –1 минуты

Ход занятия:

Организационный момент :1мин Приветствие. Подготовка рабочего места . Проверка готовности.

Актуализация знаний :1мин - связь с предыдущими занятиями (предлагается вспомнить как мы рисовали деревья)

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» - спросим.

Нам ответят : «Это…» (осень )

Мы с вами уже рисовали деревья. Они все разные, но у всех деревьев есть ствол. Он более толстый внизу, а ближе к верхушке становится все тоньше. Ствол покрыт корой. Она бывает разного цвета и разных оттенков. Из ствола растут ветки – они тоже разные – толстые и тоненькие, длинные и короткие.

Беседа 3-5 минут

Ребята, я думаю, что все из вас знают какое сейчас время года?

(-осень ) . Послушайте стихотворение О. Гольдман. Краски осени .

Осень под мышку корзинку взяла

Красок весёлых в бутыль развела :

Желтой для листьев, синей для неба,

Малость коричневой красить стволы ,

Каплю зелёной, чтоб жухлыми небыли

Солнцем сожжённые челки травы.

Влила оранжевой краски немножко ,

Что бы раскрасить грибы у дорожки ,

Красной и белой для мухомора,

Видела рыжик растет у забора,

Для сыроежек различные краски-

Пусть будет радостным мир, словно в сказке!

Кисти в корзину, мольберт и треножник,

Пусть удивляются - вот так художник!

Вышла на улицу, кистью взмахнула -

Тучами синее небо стянуло.

Снова взмахнула и стали вокруг

Серыми травы, и речка, и луг.

Что же случилось с краской моею ?

Видно я красить совсем не умею .

-Краски не нужно все сразу мешать.

Красками разными нужно писать.

Физкультминутка -3 мин

Мы-листочки (стоят на месте, руки вверх)

Мы-листочки

Мы- осенние листочки . (покачивание)

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул-полетели. (разбегаются в разные стороны)

Полетали, полетали, (бегают, кружатся)

А потом летать устали.

Перестал дуть ветерок- (приседают на корточки)

Мы присели все в кружок.

Ветер вдруг опять подул (вновь разбегаются)

И листочки быстро сдул. (машут руками над головой)

Все листочки полетели (приседают)

И на землю тихо сели.

А теперь, давайте и мы с вами станем художниками и каждый нарисует свою осень .

Тогда давайте начнем!

Листья каких цветов бывают на деревьях осенью ? (желтые, оранжевые, красные –теплые цвета , зеленые)

· Показ приёмов работы :1мин - Показать детям, как нарисовать восковым мелком ствол (снизу - толще, кверху – тоньше) и ветки дерева.

· Практическая работа :7 мин

Дети рисуют ствол дерева и закрашивают его коричневым цветом, добавляя разные оттенки коричневого и черного, стараясь передать фактуру коры, затем рисуют основные ветки и добавляют много аккуратных маленьких тоненьких веточек.

Физкультминутка «Листочки» 3 мин

Осень в гости к нам пришла, (ходьба на месте)

Дождь и ветер принесла, (вращения руками)

Ветер дует, задувает,

С веточек листву срывает, (хлопки над головой)

Листья по ветру кружатся, (покрутится вокруг себя)

И под ноги нам ложатся. (присесть) .

· Практическая работа :7 мин

А теперь нам пора подарить нашему дереву осенний наряд . Нарисуем ему осенние листочки с помощью губки. Краски уже подготовлены и стоят в тарелочках на столе (желтый, оранжевый, красный , зеленый) . Вы можете использовать те сочетания цветов, какие хотите.

Дети с помощью губки рисуют листву на дереве.

Помощь по необходимости.

Некоторые листики опадают (листопад) и вы можете нарисовать, как они падают с дерева вниз, к земле, а другие листья уже покрыли землю, словно накрыли ее теплым уютным одеялом, защищая от холодов..

На палитре осень

смешивала краски :

Жёлтый цвет – для липы,

для рябины – красный .

Охра всех оттенков

для ольхи и ивы –

Все деревья будут

выглядеть красиво .

(О. Корнеева)

9. Итог занятия .

Просмотр работ. Самооценка.

Выставка -3мин

Посмотрите, какая чудесная у нас получилась осень . Все вы замечательные художники.



Программные задачи :

  1. Познакомить детей с новым видом изобразительной техники – «Печать растений».
  2. Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы.
  3. Развивать чувства композиции, цветовосприятия.
  4. Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

Материал для занятия:

  1. Листья разных пород деревьев (4-5 видов);
  2. Альбомный лист, размер А4;
  3. Набор гуашевых красок;
  4. Кисть, кусочки параллона;
  5. Стакан с водой;
  6. Салфетка;
  7. Репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень»;
  8. Корзинка для сбора листьев;
  9. Трафареты листьев из цветного картона для игры.

Предварительная работа:

наблюдения за осенней природой во время прогулок, разучивание стихотворений об осени, беседа о приметах осени, рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы.

Ход занятия:

Педагог предлагает детям послушать сказку о листике:

«В одном старом парке стояло одинокое дерево. Наступила осень. Все листья собрали свои сумки и полетели путешествовать. Сумки у листьев были не тяжёлые – лишь немного воды, чтобы умыться, да полотенце. А на одной веточке остался совсем маленький листочек. Он был слишком мал, чтобы решиться лететь одному. Вот он скучал, скучал, думал и придумал. Видит, идёт прохожий в шляпе. Листик набрался смелости и прыгнул в шляпу. Прохожий ничего не заметил. Принёс он листик домой. В доме было тепло, и листик вдруг стал скучать и сохнуть. Он скучал по своим друзьям, по своему дереву. Он испугался что засохнет, свернётся в трубочку и его выбросят. Тогда листик закричал: «Ветер, ветер!». Ветер был его большим другом. Услыхал ветер крики и залетел в дом. Подхватил он листочек и понёс его в парк. В парке они расстались. Ветер сказал на прощание листику: «Без родного дома никто не сможет прожить, заскучает, засохнет. Никогда больше не расставайся с родным домом — парком».

Педагог.

— Ребята, а вы знаете, как называется осеннее явление, когда с деревьев опадают листья?

Дети.

— Это листопад.

Педагог.

— Верно. А почему деревья сбрасывают листья осенью? (становится холодно, зимой веточкам будет тяжело держать листья и снег, зимой дерево спит, отдыхает).

Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень – и листья на деревьях меняют свой зелёный цвет на жёлтый или красный и опадают. Это происходит потому, что вода замерзает и прекращает поступать в веточки и листья. Дерево засыпает на зиму.

Листья опадают осенью со всех деревьев. Ветром их разносит по улицам и паркам. На следующий год на деревьях появляются новые листики.

Послушайте стихотворение, которое называется «Листопад».

Опавшей листвы разговор еле слышен:

— Мы с клёнов…

— Мы с яблонь…

— Мы с вязов…

— Мы с вишен…

— С осинки…

— С черёмухи…

— С дуба…

— С берёзы…

Везде листопад:

На пороге – морозы!

Ю. Капотов

Педагог.

— Осенью листья на деревьях становятся не только жёлтыми, а и красными, оранжёвыми, коричневыми и даже фиолетовыми. Цвет листьев зависит от того, какая стоит погода: чем солнечнее осенние дни, тем ярче краска. Многие художники очень любят рисовать осеннюю природу именно из-за этого разноцветья. Сегодня я хочу предложить вашему вниманию репродукцию картины художника Исаака Левитана «Золотая осень». Само название картины говорит о том, какое время года изобразил на ней художник.

Глядя на эту картину и наблюдая за природой на прогулке, мы с вами можем убедиться в том, что осень – великий художник, ведь она сама придумывает наряды деревьям, кустарникам, всей природе, будто устраивает конкурс, у кого листья ярче и красивее. Хочется любоваться ими каждый день.

Как обидно.

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья.

Красный, жёлтый, золотой –

Как хорош ты, лист цветной!..

А ветер щёки толстые

Надул, надул, надул.

И на деревья пёстрые

Подул, подул, подул!

Красный, жёлтый, золотой…

Облетел весь лист цветной!..

И. Михайлова

Физкультьминутка .

«Листики»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. Дети покачивают листиками в руках над головой.

Дунул ветер – полетели. Бег в разных направлениях.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели. Приседают.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. Встают, поднимают руки с листочками вверх, покачивают ими.

Закружились, полетели Бег в разных направлениях.

И на землю снова сели. Возвращаются на свои места.

Педагог.

— В нашей осенней коллекции много разных листьев. Посмотрите на них; думаю, что вы вряд ли найдёте два совершенно одинаковых, каждый листик всегда чем – то отличается от другого: величиной, формой, расцветкой.

(дети рассматривают листики, выбирают понравившиеся).

Если посмотреть на листики внимательно, то можно увидеть в каждом из них маленькое деревце. В середине листика проходит прожилка, от которой в стороны отходят более тонкие прожилки – веточки. Листик напоминает крону деревца. В нижней части листа главная прожилка переходит в черенок. Он напоминает ствол.

Сегодня мы с вами будем рисовать осенние деревца, но несколько необычным способом, в этом нам помогут наши листики – мы будем ими печатать.

Практическая часть.

Возьмите любой понравившийся вам листик, покройте его краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест и не забывая окрашивать края. Делать это будем на отдельном листе бумаги.

Окрашенной стороной положим листик на чистый альбомный лист черенком вниз и плотно прижмём к бумаге, стараясь не сдвигать с места.

Затем возьмите листочек за черенок и осторожно снимите его с поверхности альбомного листа.

Возьмите следующий листочек, покрасьте его в другой цвет и отпечатайте в другом месте альбомного листа. Листик можно покрыть не одним цветом, а разными, тогда отпечаток получится двуцветным.

Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, мы кистью дорисуем стволы деревьев, отпечатавшиеся прожилки листика будут напоминать веточки в цветной кроне.

Педагог.

— У нас с вами получилась чудесная осенняя роща с красивыми деревьями. Это листики – отпечатки, оставив свой след, помогли нам создать такие причудливые кроны и нарисовать такие необычные деревья.

Хороводная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок».

Выбранный ведущий выходит на середину с корзиной и говорит:

— Кленовый листок, лети в мой кузовок.

Дети, у которых в руках листочки клёна, подбегают и кладут их в корзинку. Водит тот, кто первым без ошибки опустил свой листок в корзинку.

Осень в гости к нам пришла, Дети берутся за руки и идут по кругу.

Дождь и ветер принесла.

Ветер дует, задувает, Поднимают руки вверх и качают ими из стороны

С веточек листву сдувает. в сторону.

Листья на ветру кружатся Разбегаются в разные стороны, кружатся

И приседают.

И под ноги к нам ложатся.

Ну а мы гулять пойдём

И листочки соберём. Опять собираются в кружок.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 Центр развития ребенка

КОНСПЕКТ

комплексного занятия

музыкальной и изобразительной деятельности

для детей логопедической подготовительной к школе группе

«Осенний парк»

Составила и провела:

воспитатель

Шишкина С.И.

Красногорск. 2007г.

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

    Формировать у детей представления о пейзажной живописи, развивать творческие способности;

    Продолжать учить детей передавать в рисунках характерные особенности деревьев, осенней листвы, осенней погоды;

    Закреплять умение детей изображать деревья в ветреную и дождливую погоду;

    Закреплять навык детей располагать деревья на широкой полосе земли на разном расстоянии («далеко» и «близко»), небольшими группами;

    Учить использовать полученные представления изобразительные и технические для самостоятельного выбора содержания рисунка в пределах предложенной темы;

    Обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, прослушивая произведения П.И.Чайковского (цикл «Времена года»);

    Закреплять умение петь коллективно с музыкальным сопровождением, точно интонировать мелодию, закреплять навыки эмоционального, выразительного исполнения;

    Закреплять умение детей самостоятельно двигаться и менять движения с изменением музыки; свободно ориентироваться в пространстве, отмечать в музыке темп и ритмический рисунок (с помощью хлопков);

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

    Экскурсия в парк;

    Беседы об осени;

    Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.Соколов-Микитов, «Лес осенью» А.Твардовский, стихи об осени А.С.Пушкина, Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Толстова, И.Бунина;

    Рассматривание репродукций картин И.Левитана «Золотая осень», И.Остроухова «Золотая осень», книжных иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;

    Пение песен об осени и слушание музыки П.И.Чайковского из цикла «Времена года»;

    Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных пород деревьев;

    Тонирование бумаги; изображение на ней дополнительных деталей рисунка, которые могут встретиться в парке.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

    Декорация зала: осенний лес;

    Репродукции картин художников об осени.

    Тонированная бумага с изображением земли, неба и дополнительных деталей рисунка, которые могут встретиться в парке.

    Краски акварель, кисти мягкие № 2, 4, кисти щетина №4, тычки из паралона, банки с водой, салфетки, палитры для смешивания красок, зубные щетки;

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

    Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программа, конспекты. Подготовительная к школе группа». Москва, гуманитарный издательский центр «Владос», 2002г.

    Т.А.Копцева «Природа и художник. Программа по изобразительному искусству». Москва, Творческий Центр «Сфера», 2001г.

    Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». Москва, «Просвещение», 1991г.

    Т.А.Шорыгина «Деревья. Какие они?». Москва, «Гном и Д», 2001г.

    Т.А.Шорыгина «Какие месяцы в году!?». Москва, «Гном и Д», 2000г.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

В зале стоят декорации осеннего леса.

Под музыку дети входят в зал и попадают в «осенний лес».

Восп. Ребята сегодня мы с вами пришли не просто в музыкальный зал, а попали в лес. Какое время года в этом лесу? (Осень) Как вы догадались? (Дети называют признаки, по которым они догадались, что в парке осень) Давайте, прочтем стихи об осени.

1 ребенок Бродит в роще листопад

По кустам и кленам

Вот и заглянул к нам в сад

Золотистым звоном.

2 ребенок Осень все позолотила,

Золотое все кругом

И березы, и рябины

Золотым горят огнем.

3 ребенок Полюбуйтесь – маскарад!

Лес меняет свой наряд.

Снял зеленый, мерит новый

Красный, желтый и лиловый.

Восп. Очень красивые стихи. Осенью нас часто посещают два гостя. Отгадайте что это за гости:

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задевает.

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет.

(ветер)

Ветер бывает очень сильный, он гнет деревья и срывает с них листья и тогда в лесу и в парке начинается настоящий листопад. Вот загадка про следующего гостя:

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле.

(дождь)

Восп. Правильно это дождь. Давайте споём песенку, про веселый осенний дождик.

Дети поют песню «Осень наступила» сл. и муз. С. Насауленко.

Восп. И стихи, и песни об осени вы знаете, и загадки отгадывать умеете, а вот нарисовать осень сможете? (Да) Перед тем как приступить к работе, давайте посмотрим, как изображают осень художники.

Дети подходят к выставке «Осенние пейзажи» и рассматривают репродукции картин, дают комментарии к увиденному. Отвечают на вопросы: Репродукции каких картин не подходят к теме нашего вернисажа? Найдите две одинаковых репродукции.

Восп. Сегодня мы с вами превратимся в художников, и попробуем нарисовать осень в парке, когда идет дождь и дует сильный осенний ветер. В парке растет много разных деревьев, угадайте, какие деревья видела я, когда гуляла там.

Если дует ветерок,

Задрожит её листок.

Ветерок совсем не сильный,

Но дрожит листок … (осины)

Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы. (рябина)

На дереве этом

Качаются детки,

Маленькие, озорные,

На них шапочки резные. (дуб, желуди)

Молодцы! Правильно отгадали. Какие еще деревья можно увидеть в парке? (Дети называют деревья) Много деревьев вы знаете. Теперь давайте их нарисуем, но помните, что все деревья отличаются друг от друга. Они как люди могут быть низкие и высокие, старые и молодые. Стволы у них могут быть прямые, а могут быть изогнутые или сильно наклоненные к земле, толстые и тонкие.

Ветки, как руки у людей, длинные и тонкие, когда светит солнышко ветки, поднимаются вверх и тянутся к нему, когда дует ветер ветки, наклоняются в ту сторону, куда он дует, когда идет холодный, осенний дождь мокрые ветки опускаются вниз.

Листья на деревьях, словно красивая одежда: желтая, красная, оранжевая, багряная. Ветер срывает листья с веток, носит их по воздуху и поэтому поздней осенью на деревьях мало листьев.

Восп. Мы с вами уже рисовали и осенний дождь, и сильный ветер, а сегодня все это объединим в одном рисунке. Вспомните, краски какого цвета можно использовать для изображения стволов, веток деревьев и кустарников, какие краски используют при рисовании осенних листьев. Подумайте, какие деревья вы нарисуете в своем парке, и как они будут расположены на вашем рисунке.

Дети начинают рисовать. Воспитатель уточняет приемы рисования. Звучит музыка П.И.Чайковского из цикла «Времена года» (сентябрь, октябрь, ноябрь)

    Кисти, какого размера необходимо применять для изображения ствола, веток, листьев.

    Приемы изображения ствола: начинают изображать ствол сверху вниз кончиком кисти и постепенно опускают её в положение плашмя.

    Приемы изображения веток в ветреную погоду: с одной стороны ветки прижаты к стволу, а с другой отклонены от него. На основных, больших ветках необходимо нарисовать тонкие ответвления, которые склоняются от ветра, так же как и большие ветки.

    Какие дополнительные средства можно применять для изображения листвы. Техника рисования тычком и жесткой кистью.

Тычком: слегка намочить тычок, набрать на него краску, держа тычок вертикально быстрыми, отрывистыми движениями нанести изображение.

Жесткой кистью: намочить кисть, набрать на неё краску, просушить излишки воды о газету и полусухой щетиной нанести быстрые вертикальные мазки изображающие летящие листья, вертикальными мазками можно придать живость траве.

Воспитатель поощряет детей за внесение в рисунок индивидуальности и неповторимости, например: дерево, поваленное сильным ветром; группа молодых деревьев, сильно наклонившаяся от ветра; изображение травы жесткой кистью и т.д..

По окончанию рисования деревьев (пока сохнет работа):

Восп. Кто сказал, что осень

Грустная пора?

Радостно по лужам

Скачет детвора.

Желтые листочки

В воздухе кружат.

По стеклу дождинки

Весело стучат.

Если светит солнышко,

Можно нам гулять:

Бегать, веселиться,

Прыгать и скакать.

Если туча хмурится

И грозит дождем,

Спрячемся под зонтиком

Дождик переждем.

Музыкальная игра «Веселые лужицы» (2 -3 раза)

Восп. Понравилось вам играть с дождем? Давайте его нарисуем в нашем парке.

Дети рисуют дождь. Воспитатель напоминает приемы работы в технике «набрызг».

    Намочить зубную щетку, набрать на неё краску, держа её горизонтально над листом бумаги быстрыми движениями проводить пальцем по щетине по направлению к себе. Для того чтобы разместить капли дождя равномерно по всей работе необходимо перемещать щетку над всей плоскостью листа.

В процессе рисования дождя звучит аудиозапись песни «Дождик»

муз. Перцхаладзе, сл. Соловьевой.

В конце занятия воспитатель показывает детям рисунок, на котором деревья изображены при слабом ветре, спрашивает, у кого на рисунке ветер дует сильнее. Показывает такой рисунок. Отмечает рисунки с интересным композиционным решением. Отмечает, что одно и то же можно изобразить по-разному, по-своему и такие рисунки всегда интересно рассматривать.

Педагог предлагает детям поместить их рисунки на стенде и тогда получится один большой осенний парк в дождливую погоду.