Загадка про аленький цветочек. Аленький цветочек. Что за сказка

На вопрос Аленький цветочек заданный автором Олечк@ лучший ответ это Имя этому замечательному цветку “раффлезия Арнольди” родина же его – один из крупнейших островов Зондского архипелага – Суматра. Это гигиант среди цветов. Представь себе громадный ярко-красный цветок больше метра в поперечнике и около 2.5 метра в окружности не имеющий ни листьев, ни стебля и сидящий прямо на земле.
Одной из особенностей этого чудо-цветка является то, что он живет на даровщинку, питаясь соками, высасываемыми им из корней растения, на котором он селится. Это гигантское растение-дармоед даже для оплодотворения цветов нуждается в пособницестве животных, и его семена разносят слоны или другие крупные животные. Проходя, животное наступает на рафлезии, раздавливает их и в липком соке цветка уносит на ногах мелкие, точно пыль, семена.

его также называют "Аленьким цветочком"

Ответ от Керосин [новичек]
Да маки это, маки)


Ответ от шеврон [гуру]
какую траву купишь? вот тебя накрыло то))


Ответ от философичный [новичек]
такой цветок есть, только он не аленький))) КОНОПЛЯ называется))))



Ответ от Єариман Гулиев [эксперт]
Раффлезия Арнольди


Ответ от Asterias_rubens [гуру]
в оригинале было "цветочек аленький, краше которого в целом свете нет".И при чем тут Раффлезия Арнольди с ее запахом гниющего мяса?


Ваш малыш знает уже много сказок? Попробуйте тогда с ним поиграть в веселую игру и загадать ему загадки про сказки и сказочных героев. Это очень веселые стихотворные загадки. Если же вдруг ваш ребенок не сможет отгадать загадку, то обязательно перечитайте с ним эту сказку или напомните ему. Для каждой загадки мы поместили в скобочках правильную отгадку. Загадки про сказки можно использовать на викторинах и праздничных конкурсах. Дети очень любят загадки про сказки.

Сказки просят:
А сейчас
Вы, друзья,
Узнайте нас!

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит.
Это (Доктор Айболит)

Избушка чудная - две курьих ноги,
Такая есть в сказке у (Бабы Яги)

Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ!
(Курочка Ряба)

В этом доме без забот
Жили звери, только вот,
Медведь к ним пришел потом,
Поломал звериный дом.
(Теремок)

Хоть он был без рук и ног,
Но сбежать из дома смог.
Волк и заяц, и медведь
Не смогли за ним поспеть.
Но лисичка знает дело -
Быстро "Ам" его и съела.
(Колобок)

Трудно бабушке и деду
Репу вытащить к обеду.
Внучка, Жучка, даже кошка
Помогали им немножко
Кто еще пришел на грядку?
Отгадай-ка ты загадку.
(Мышка из сказки Репка)

В сказке лисонька плутовка
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде ему помог
Один смелый петушок.
(Зайкина избушка)

Утащили злые птицы
Кроху-братца у сестрицы,
Но сестричка, хоть мала
Все же малыша спасла.
Что за птицы в сказке были
И кому они служили?
(Гуси лебеди и баба Яга)

Колотил да колотил по тарелке носом -
Ничего не проглотил
И остался с носом.
(Лиса и журавль)

Нос не в свои дела суют,
Носами перед сном клюют,
Зато один веселый нос
Папаша Карло нам принес.
(Буратино)

Ах ты Петя-простота,
Сплоховал немножко,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
(Петушок золотой гребешок)

По тропе шагая бодро,
Сами воду носят ведра.
(По щучьему веленью)

Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца!..
(Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!…
(Снегурочка)

Он моторчиком жужжит
И над улицей кружит.
Он летит всё выше, выше,
У него есть дом на крыше.
(Карлсон)

Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов.
(Теремок)

И мама лук, и папа лук,
Редиска - самый лучший друг.
А помидор немало слёз
Пролил из-за его волос.
(Чипполино)

Мальчик луковый - герой
Детской сказки небольшой.
Ты подумай не спеша,
Вспомни имя малыша.
(Чипполино)

Бабке Ёжке птицы служат -
Над деревней стаей кружат.
Ищут маленьких ребят,
Утащить их в лес хотят.
(Гуси-лебеди)

Был он сделан из полена,
И в каморке с папой жил.
А вот нос его, наверно,
Самым длинным в мире был.
(Буратино)

Он на шарике летал,
Пчёлок обмануть мечтал.
Тучкой притворялся мишка,
Мёд хотел стащить воришка.
(Вини-Пух)

Её узнают все по шапочке красной.
Однажды ей волк повстречался опасный.
Он девочку съел бы и не подавился,
Но тут дровосек с топором появился.
(Красная Шапочка)

Волшебные туфли надел он на ножки,
И всех перегнал на спортивной дорожке.
Украсть падишах его туфли пытался,
Но только в итоге сам с носом остался.
(Маленький Мук)

Тридцать три года жил я у моря,
Рыбу ловил со стихиями споря,
Невод тянул, выбиваясь из сил,
Но чудесный улов все же я отпустил.
(Сказка о рыбаке и рыбке)

Достался я младшему из братьев.
В отличье от своих собратьев.
Ношу я сапоги на лапах
И с перьями большую шляпу.
Я великана одолел
Его я в прямом смысле съел
(Кот в сапогах)

В день именин она разбогатела.
Попировать с друзьями захотела,
Но тут ее злодей задумал погубить,
Решил ее он задушить.
Это скандал, это кошмар.
Но помешал ему комар!
(Муха-цокотуха)

Мух ловил под потолком,
Ездил на печи потом.
Щуку он в реке поймал,
Слово хитрое узнал.
(Емеля)

Родилась девочка в чашечке цветка.
Ростом эта девочка не больше ноготка.
(Дюймовочка)

Бабушка внученьку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка в лес с пирожками пошла,
Что же случилось и кто же она?
(Красная шапочка)

Только этот царь родился -
Сразу в море очутился.
В бочке плыл по морю он.
Звался этот царь? (Гвидон)

Что старик закинул в море,
Чтобы рыбку изловить,
Чтоб старушке непростою,
А хозяйкой морю быть?
(невод - сказка о рыбаке и рыбке)

Девочка в стране чудес
Заглянула в страшный лес,
Где мяукает-живет
Много лет Чеширский кот.
(Алиса в стране чудес)

Мед - любимое лакомство сладкое.
Он таскает у пчелок украдкою.
Очень вкусное, тягучее очень
Кто его все время хочет?
(Винни Пух)

Это скатерть знаменита
Тем, что кормит всех она.
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна.
(скатерть-самобранка)

Послушным детям зонтик разноцветный,
А непослушным - черный полагается.
Он гном-волшебник, многим он известный,
А у, скажи, как гном то называется.
(Оле-Лукойе)

Мой вопрос совсем нетрудный
Он про город изумрудный.
Кто там был правитель славный,
Кто там был волшебник главный?
(Гудвин)

Как у бабы у Яги нет совсем одной ноги
Зато есть замечательный аппарат летательный.
Какой?
(ступа)

Уплетая калачи, ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(Емеля)

Тема: Аленький цветочек (три занятия, объединённых одной темой)

Цель: подготовка детей 6-7 лет к школе

Задачи: развитие речи, моторики, внимания, мышления, памяти; первичное знакомство с окружающим миром растений, рыб; умение аккуратно выполнять предложенное задание; первичное знакомство с тетрадью; умение ориентироваться в пространстве; развивать любовь к сказкам, литературе.

Иллюстрации к уроку: ,из сказки « Аленький цветочек» , к сказке Александра Сергеевича Пушкина « Сказка о мертвой царице и семи богатырях», книги со сказками, иллюстрация рыб, цветов,рыбка из компакт диска, фазы роста цветка, комнатные, дикорастущие растения.

Раздаточный материал: тетрадные листы по математике с показами узоров(рис.1), узор для повторения по клеточкам - « Аленький цветочек»(рис.2), листы для работы для каждого ребенка с заданиями(рис.3), материал для аппликации (рис.4). , простой карандаш, ножницы, клей, семена фасоли.

Ход урока

1.занятие (развитие мелкой моторики руки и развитие речи)

Орг.момент:

Здравствуйте юные волшебники и волшебницы.

Сегодня урок совсем необычный,

Загадочный и увлекательный.

Нам в сказку придется сейчас погрузиться,

И помогать всем обязательно.

Поэтому слушаем и смотрим внимательно, выполняем аккуратно и ничего не боимся. И так вперед к приключениям!

1. Загадка

Зеленеет и растет,
И всю жизнь лишь воду пьет.
Место жительства – горшок,
А зовут его … (Цветок)

2.Знакомство с группами цветов.

Сегодня мы с вами познакомимся со сказкой « Аленький цветочек» . Именно в этой сказке нам предстоит помогать героям. Но для этого нам нужно отгадать загадку природы.

А только ли цветы растут в горшках?

Какие еще вы знаете цветы? (иллюстрации цветов комнатных и дикорастущих)

На какие группы мы можем разделить наши цветы? (комнатные и дикорастущие)

Кто же мне поможет открыть книгу со сказками. Для этого нам нужно определить к какой группе относятся цветы, которые выросли у нас на доске. (Дети помогают учителю распределить цветы по группам)

3. Развитие речи и мелкой моторики руки

- Жил- был купец. И было у него три дочери. Самая любимая была у него Настенька. Однажды стал купец собираться в путь за новыми товарами и спрашивает он у дочерей, что им из дальних стран привезти?

А была у дочерей волшебная тетрадь. В ней они всегда искали ответы на любой вопрос. Вот взяла старшая дочь волшебную тетрадь в клеточку, правильно ее положила перед собой(дети открыли и правильно положили тетради перед собой) и задала ей вопрос, что её нужнее всего. А нам предстоит помочь старшей дочери. Поставили пальчик на первую строчку. Взяли наши волшебные карандаши

Как мы будем прописывать показ?(с проговариванием и показом в воздухе)

Какая по высоте вертикальная черточка?

Сколько клеточек нужно отступить и в какую сторону?

Повторить несколько раз. Самостоятельная работа детей.

И подсказала ей волшебная тетрадь, что нужно волшебное зеркало.(фото 1, 2)

4. Физ.минутка с развитием речи

Поставьте руки, как будто вы смотрите в зеркало (две ладошки вместе). И скажем волшебные слова, чтобы купец нашел зеркало. А помогут нам слова из сказки А.С Пушкина.

«Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»

Повторить несколько раз с разной интонацией и мимикой

5. Развитие речи и мелкой моторики руки(продолжение)

Вот и средняя дочь решила спросить у волшебной тетради, что ей нужнее.

Поставили пальчик на вторую строчку.

В чем сходство и различие с первой строчкой? (различие- вертикально занимает две клеточки, сходство- пишется сверху вниз, вправо отступаем одну клеточку)

Проговаривание с показом в воздухе несколько раз. Самостоятельная работа.(фото 3)

Попросила привезти «…золотой венец из камениев самоцветных, и чтоб был от них такой свет, как от месяца полного, как от солнца красного, и чтоб было от него светло в тёмную ночь, как среди дня белого.»

Вот дошёл черед и до младшей Настеньки. Она тоже спросила у волшебной тетради, что ей привезти.

Поставьте пальчик на третью строчку. Что заметили. Чем похоже и чем отличаются вторая и третья строчки? (сходство- отступаем вправо одну клеточку, высота две клеточки, различие- палочка с наклоном)

Поставим в верхний правый угол, с наклоном вниз в левую нижнюю клеточку. С проговариванием и прописыванием в воздухе. Повторить несколько раз. Самостоятельная работа

И попросила Настенька у отца «..привези ты мне аленький цветочек, которого бы не было краше на белом свете.» Да вот беда. Не знает купец,как цветок этот выглядит. Нужно нам ему помочь.

Посмотрите на цветочек в вашей волшебной тетради. Вам необходимо скопировать по клеточкам и повторить рисунок.(фото 4)

Самостоятельная работа детей.

Вот и отправился в путь купец. Долго странствовал он по морям и океанам. Старшей и младшей нашел он подарки, а Настеньке ни как не мог найти. Пока от путешествовал, заблудился. А тут поднялся сильный ветер, волны стал высотой с дом. Смыла волна купца за борт. Очнулся он на острове необычном. А куда идти не знает. Видит – птица необычная, говорящая. Спросил у нее,куда идти.

Если сумеешь запомнить скороговорку «Про Греку и рака» покажу дорогу в дворец.

Давайте ребята поможем купцу.

6. Физ.минутка с развитием речи, внимания, памяти.

Ехал(держим руль) Грека(показать на себя) через(мах рукой вперед) реку(волнистое движение правой рукой).
Видит(смотрим в бинокль) Грека(показать на себя) в реке(волнистое движение левой рукой) рак(большой палец соприкасается с остальными пальцами).
Сунул(движение руки вниз) Грека (показать на себя) руку(показать на левую руку) в реку(волнистое движение правой рукой).
Рак (большой палец соприкасается с остальными пальцами)за руку(показать на левую руку) Грека (показать на себя) – цап(хлопок в ладоши).

Повторить несколько рас с последующим увеличением темпа.

7. Развитие речи и мелкой моторики руки(продолжение)

Показала птица дорогу к дворцу. А путь сложный, по лесенкам, через горы.

Поставьте пальчик на пятую строчку. Поможем купцу добраться до дворца. Дорога у него трудна- сначала лесенка, потом гора.(С проговариванием и показом в воздухе несколько раз) Самостоятельная работа.

Вот и дорожка ко дворцу. Проведите по этой дорожке купца. Будьте внимательны. Иначе заблудиться купец.

Самостоятельная работа.(фото 5)

8.Итог урока

И увидел купец цветочек аленький возле дворца. А что же дальше случилось?

Сейчас мы с вами отдохнем.

Потом опять сюда придем.

Героям будем помогать

И сказку будем продолжать.

2.занятие(знакомство с окружающим миром, развитие речи, внимания, мышления, логического мышления)(Практическое занятие)

Ход урока

1. Орг.момент

О чем говорили на прошлом занятии?

Хотите узнать, чем все закончилось?

Что увидел отец у дворца?

А знаете, как появляется и растет цветок?

2.Игра « Найди закономерность»

Что нужно сделать сначала, чтобы вырос цветок?

Нужно ли за ним ухаживать?

Кто знает, как ухаживать за растением?

Что произойдет потом?

Найдите и правильно расставьте картинки по порядку.

Один из детей выполняет задание на доске.

3.Практическое занятие

У меня на столе есть два горшочка и семена фасоли. Сегодня мы с вами их посадим. Но ухаживать за ними будем по-разному.

Кто мне подскажет, какие необходимы условия, чтобы у нас из семени выросло растение?

4. Развитие восприятия и внимания

Найти и обвести три элемента –капелька, солнце, листок

5.Практическое занятие(продолжение)

Высаживаем семена(фото 6- 9)

Давайте с вами поможем нашим семенам превратиться в красивые растения

6. Физминутка

На окне в горшочках

На окне в горшочках (дети сидят на корточках)
Поднялись цветочки.(медленно встают)
К солнцу потянулись, (тянутся на носочках, поднимая руки над головой- к солнышку)
Солнцу улыбнулись. (руки разводят в стороны, ладонями вверх, улыбаясь соседу)
К солнышку листочки (повороты вправо-влево, руки на поясе)
Повернут цветочки,
Развернут бутоны, (руки над головой, в виде закрытых бутонов

В солнышке утонут.)(раскрываем ладошки в разные стороны)
Н. Нищева(фото 10)

Опыт № 1

В первом горшке семя сажаем во влажную землю и поливаем, а во втором земля сухая.

Пройдет немного времени и мы узнаем, в каком горшке появиться быстрее росток. Но первый горшок будем поливать каждый день, а второй -через два дня.

Опыт № 2

Поменяется ли цвет цветка, если на него не будут падать солнечные лучи?

Мы с вами будем наблюдать за нашими растениями. А потом сравним.

7. Развитие логического мышления

Игра « Какой предмет лишний»

Из предложенных предметов определи лишний и докажи почему.

Где можно использовать эти предметы?

Для чего они нужны?

8. Развитие внимания и понимания речи

Хотите узнать, вернулся ли купец с подарками домой?

Чтение отрывка из сказки «Аленький цветочек»

Вот аленький цветочек, какого нет краше на белом свете, о каком просила меня дочь меньшая, любимая.

И, проговорив таковы слова, он подошёл и сорвал аленький цветочек. В ту же минуту, безо всяких туч, блеснула молния и ударил гром, индо земля зашаталась под ногами-и вырос, как будто из-под земли, перед купцом: зверь не зверь, человек не человек, а так какое-то чудище, страшное и мохнатое, и заревел он голосом диким:

Что ты сделал? Как ты посмел сорвать в моём саду мой заповедный, любимый цветок? Я хранил его паче зеницы ока моего и всякий день утешался, на него глядючи, а ты лишил меня всей утехи в моей жизни. Я хозяин дворца и сада, я принял тебя, как дорогого гостя и званого, накормил, напоил и спать уложил, а ты эдак-то заплатил за моё добро? Знай же свою участь горькую: умереть тебе за свою вину смертью безвременною!..

И несчётное число голосов диких со всех сторон завопило:

Умереть тебе смертью безвременною!......

…..Встала она со постели пуховой и видит, что все её пожитки и цветочек аленький в кувшине позолоченном тут же стоят, раскладены и расставлены на столах зелёных малахита медного, и что в той палате много добра и скарба всякого, есть на чём посидеть-полежать, есть во что приодеться, есть во что посмотреться. И была одна стена вся зеркальная, а другая стена золочёная, а третья стена вся серебряная, а четвёртая стена из кости слоновой и мамонтовой, самоцветными яхонтами вся разубранная; и подумала она: "Должно быть, это моя опочивальня".

9. Итог урока

Понравилась вам сказка?

О чем еще узнали?

А знаете, ведь купец ещё про какие диковины невиданные не успел рассказать дочерям!

Хотите узнать о каком чуде вам купец расскажет, за то,что из беды его выручали и всегда помогали?

3.занятие(аппликация из геометрических фигур и компакт диска « Чудо -рыбка», знакомство с окружающим миром)

Ход урока

1.Орг.момент

А видел купец в морях и океанах рыб виданных и не виданных.

А каких рыб вы знаете?(Ирга « Угадай, кто я?») загадки о рыбах

У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (Рыба.)

Средь морей и океанов

За сто верст я чую запах,

В море день и ночь верчусь.

И, как гончая собака,

По следам добычи мчусь. (Акула.)

Я живу в подводной тине,

Страшен с виду я небось:

Пасть да хвост, а между ними

Только игл колючих горсть. (Ерш.)

Хвостиком виляет,
Зубаста, а не лает.
(Щука)

Не человек, не зверь, а с усами.
(Сом)

Не хожу и не летаю,

А попробуй догони!

Я бываю золотая.

Ну-ка, в сказку загляни! (золотая рыбка)

2.Знакомство с окружающим миром, подготовка к практической работе.

А сегодня с вами мы будем делать Чудо –рыбу.

А из каких частей состоит наша рыбка?

Чем покрыта вся поверхность тела рыбки?

Что находиться на голове?

С помощь какой части тела рыбка может перемещаться в воде?

Посмотрите на нашу рыбку, которая к нам приплыла.

Перед вами находятся диски- это тело рыбы. Начнем с головы. Приклеим глаз.

Из каких геометрических фигур он состоит?

Одинаковые они или разные? Выложите на диске этот элемент.

Какой еще орган находится на голове?

Для чего он служит?

3..Практическая работа с элементами показа выполнения работы(фото 12 -16)

Приклеим глаз, вырезаем и приклеиваем рот.

Перед вами полоски с кружками. Вам необходимо вырезать эти круги. Затем сложить пополам, одну часть промазать клеем, и приклеить по линии вниз. Сгиб повернут в стороны головы. В ходе выполнения практического задания проводим физ.минутки.

4.Физ.минутка

Для глаз

в руке у учителя большая рыбка. Дети следят за движением только глазами, голову нельзя поворачивать. Движения могут быть разными. Затем учитель предлагает закрыть глаза и посмотреть на рыбку на доске. Опять закрывают глаза и следят за движением рыбки в руке учителя.

Веселые рыбки

По морю плыли рыбки(волнистые движения руками).

Ныряли в глубину(дети зажав нос имитируют нырок вниз).

И много интересного(встают руки в стороны)

Увидели(бинокль) внизу(голова наклон вниз).

Зубастая акула(показывают руками пасть акулы)

Им помахала хвостиком(повороты нижней части тела в право-влево),

А кит большой(потянулись наверх) и синий

Обрызгал их водой(отряхиваются как после купания)(фото 11)

После выполнения первого ряда, второй выполняем аналогично. Повторяем пять раз. Приклеиваем хвост

5. Итог урока

Наши рыбки без воды не могут прожить. Давайте представим, что наша доска- это большое море. Выпустим наших рыб в море!

Понравилось ли вам наша сказка?

А чем же закончится наша сказка, мы узнаем завтра.

Приложение

фото 1

фото 2

фото 3

фото 4

фото 5

фото 6

фото 7

фото 8

фото 9

фото 10

фото 11

фото 12

фото 13

фото 14

фото 15

фото 16

У каждого малыша есть свои любимые сказки и любимые сказочные персонажи. Дети очень любят отгадывать загадки про сказки, вместе их вспоминать и угадывать любимых героев. Кроме того, так как большинство этих загадок написано в стихотворной форме, дети будут тренировать свою память, заучивая стишки и развивать сообразительность.

А если малыш затрудняется с ответом, то можно показать ему картинку или иллюстрацию и спросить из какой это сказки. Таким образом, ребенок легко научиться запоминать информацию и подготовится к школе.

В этом разделе вы прочитаете не только загадки про сказки, но и загадки про любимых героев малышей.

Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше.
Ответ: Карлсон
***

Ах, ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался Кота,
Выглянул в окошко…
Ответ: Петушок золотой

***
На снежных санях Королева
По зимнему небу летела.
Коснулась мальца, невзначай.
Холодным, недобрым стал …
Ответ: Кай
***

Болото - дом ее родной.
К ней в гости ходит Водяной.
Ответ: Кикимора
***

Человек немолодой
Вот с такущей бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину,
И вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас
Кто же это?
Ответ: Карабас-Барабас
***

Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Ответ: Три медведя
***

Дзинь-ля-ля - поёт синичка!
Это сказка
Ответ: Рукавичка
***
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек — копытца.
Трое их — и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Ответ: Ниф-ниф, Наф-наф и Нуф-нуф

Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка?
Ответ: Колобок

Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!
Ответ: Снегурочка

Вот совсем нетрудный,
Коротенький вопрос:
Кто в чернилку сунул
Деревянный нос?
Ответ: Буратино
***

Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
Ответ: Мышка
***

Наряд мой пестрый,
Колпак мой острый,
Мои шутки и смех
Веселят всех.
Ответ: Петрушка
***

Мой вопрос совсем не трудный,
Он - про город Изумрудный.
Кто там был правитель славный?
Кто там был волшебник главный?
Ответ: Гудвин
***

Над простым моим вопросом
Не потратишь много сил.
Кто мальчишку с длинным носом
Из полена смастерил?
Ответ: Папа Карло
***

Он в Италии родился,
Он своей семьёй гордился.
Он не просто мальчик-лук,
Он надёжный, верный друг.
Ответ: Чипполино
***

Его отца схватил Лимон,
В темницу бросил папу он...
Редиска — мальчика подруга,
Не бросила в беде той друга
И помогла освободиться
Отцу героя из темницы.
И знает каждый без сомнений,
Героя этих приключений.
Ответ: Чипполино
***

В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
Ответ: Красная шапочка
***

Далеко на тёплом море
Появился вдруг мальчишка -
Деревянный, с длинным носом,
Про него создали книжку.

В книжке много приключений
Тот мальчишка испытал,
Золотой волшебный ключик
Он, в конце концов, достал.

Черепахою Тортилой
Был подарен ключик сей,
И ещё мальчишка встретил
Добрых преданных друзей.

Хоть пришлось ему несладко -
Был повержен Карабас.
Как та книжка называлась?
Вы мне скажете сейчас?
Ответ: Золотой ключик, или Приключения Буратино
***
И зайчонок, и волчица -
Все бегут к нему лечиться.
Ответ: Доктор Айболит
***

Он в землянке жил тридцать три года,
И рыбачить ходил в любую погоду.
Да бранила его жена-старуха открыто
За разбитое, негодное корыто.
Он с владычицей морскою вёл беседу,
И исполнила она три желания деда.
А когда рассердилась, взбунтовалась -
Море синее почернело, взволновалось.
Назови мне скорей с улыбкой!
- Это сказка о....
Ответ: Рыбаке и рыбке
(А.С. Пушкин, "Сказка о рыбаке и рыбке".)
***

Он разбойник, он злодей,
Свистом он пугал людей.
Ответ: Соловей-разбойник

Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный.
Какой?
Ответ: Ступа
***

Жил да был один купец,
уважаемый вдовец.
Был он сказочно богат,
но казне своей не рад.
Он в казне не видел прока,
если сердце одиноко.
Торговался всё ж до ночи
ради трёх красавиц дочек.
Их наряды на подбор -
шитый золотом узор.
Словно лебеди плывут,
разговор как нить ведут.
Старшие хотя бойчее,
младшая купцу милее.
Как то раз купец собрался
да и за море подался
за каким-то интересом:
за прибытком аль привесом.
Долго за морем он был,
наконец домой приплыл.
Дочерям привёз подарки.
Старшеньким - каменьев ярких.
Младшей, спрятав в узелок,
чудный...
Ответ: Аленький цветок
(С.Т.Аксаков, "Аленький цветочек".)
***
Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах.
Ответ: Кот в сапогах
***

Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как днём.
Ответ: Жар-птица
***

Сказку быстро вспоминай:
Персонаж в ней — мальчик Кай,
Королева Снежная
Сердце заморозила,
Но девчурка нежная
Мальчика не бросила.
Шла она в мороз, метели,
О еде забыв, постели.
Шла она на помощь другу.
Как зовут его подругу?
Ответ: Герда
***

Они везде вдвоём всегда,
Зверята — «неразлейвода»:
Он и его пушистый друг,
Шутник, медведик Винни-Пух.
И если это не секрет,
Скорее дайте мне ответ:
Кто этот милый толстячок?
Сын мамы-хрюшки — ...
Ответ: Пятачок
***

У этого героя
Дружок есть — Пятачок,
Он Ослику в подарок
Нёс пустой горшок,
Лез в дупло за мёдом,
Пчёл гонял и мух.
Имя медвежонка,
Конечно, — ...
Ответ: Винни-Пух
***

Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна.
Ответ: Скатерть-самобранка
***
Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали.
Ответ: Дюймовочка
***

В Простоквашино живёт,
Службу там свою несёт.
Почта-дом стоит у речки.
Почтальон в ней — дядя...
Ответ: Печкин
***

Любит есть он бутерброд
Не как все, наоборот,
Он в тельняшке, как моряк.
Звать кота, скажите, как?
Ответ: Матроскин
***

Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали?
Ответ: Репка
***

В сказке той чудес полно,
но страшнее всех одно -
всех в дворце сразивший мор.
Стал недвижим царский двор.
Тёмный лес встал как забор,
закрывая вглубь обзор.
И проходу в чаще нет
ко дворцу уж триста лет.
Сказку ты читал, наверно?
Это...
Ответ: Спящая царевна
***
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
Ответ: Емеля
***

Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? …
Ответ: Медведь
***

Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета…
Кто, скажи, девчушка эта?
Ответ: Золушка
***

Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.
Ответ: Золушка
***

Была она артисткой
Прекрасной, как звезда,
От злого Карабаса
Сбежала навсегда.
Ответ: Мальвина
***
Гармошка в руках,
На макушке фуражка,
А рядом с ним важно
Сидит Чебурашка.
Портрет у друзей
Получился отменный,
На нём Чебурашка,
А рядом с ним…
Ответ: Крокодил Гена
***

Уверенный в себе, хоть неумейка,
И от природы он большой зазнайка,
А ну-ка угадать его сумей-ка,
Известен всем под именем …
Ответ: Незнайка
***

Среди цветочков
в тени листочков
жил-был мальчишка
пяти лет с лишком.
Весь день свой долгий
летал на Пчёлке.
Нектар цветочный
любил он очень.
А под луною
порой ночною
плясал он с Мошкой
да бил в ладошки.
Кто сей красавчик?
Да...
Ответ: Мальчик с пальчик
***

Стрела молодца угодила в болото,
Ну где же невеста? Жениться охота!
А вот и невеста, глаза на макушке.
Невесту зовут …
Ответ: Царевна-лягушка
***

Дюймовочки жених слепой
Живет все время под землей.
Ответ: Крот
***

Покупала самовар,
А спасал ее комар.
Ответ: Муха-Цокотуха
***

Она была подружкой гномов
И вам, конечно же, знакома.
Ответ: Белоснежка
***

В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден.
Ответ: Гадкий утенок
***

Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети?
Ответ: Семеро козлят

Пелагея:

Здравствуйте, девчонки.

Здравствуйте, мальчишки.

Ответьте мне хором:

Вы любите книжки?

(Ответы детей.)

Ребёнок:

Нет в мире лучше друга,

Чтоб вместе помечтать,

Откроет что-то новое,

Объедим шар земной…

Она в любое время

Поговорит со мной.

Пелагея: А раз так, ребята, то послушайте загадку.

Милый батюшка, родной,

Мой любимый, дорогой,

Мне не нужно злато,

Я и так богата.

Привези в подарок маленький

Мне цветочек … (аленький).

«Аленький цветочек» — одна из самых любимых детских сказок. А написал её Сергей Тимофеевич Аксаков (1791 – 1859) .

Он родился Уфе. Отец его служил прокурором, мать принадлежала к чиновной аристократии. Ранние годы мальчик провёл в степном имении деда, родовитого, хотя и не очень богатого дворянина, после смерти которого имение Ново Аксаково перешло к отцу будущего писателя.

В детские годы большое влияние на сына оказала мать, Мария Николаевна. Вместе с ним она разделяла его и горести, и радости, рассеивала сомнения и недоумения, выступала его советчиком, укрепляла в решениях и предостерегала от опрометчивых поступков.

Дворянское происхождение освобождало от необходимости втягиваться в «практическую жизнь», и «живой, восприимчивый мальчик обратился исключительно к природе и своему внутреннему чувству и стал жить в этом мире». В свою любовь он вкладывал не только страсть, но и талант натуралиста, которым несомненно обладал. Сергей умел устанавливать приметы приближения весны, пытливо наблюдал, как птицы вили гнёзда и выращивали потомство.

Рано вошла в его внутренний мир и народная поэзия. Заворожённый, слушал он в долгие зимние вечера сказительницу Пелагею, ключницу из крепостных. В её обширнейшем сказочном репертуаре были не только все русские сказки, но и множество восточных. Одну из них – «Аленький цветочек» — Серёжа не только выучил наизусть, но и сам сказывал её, со всеми прибаутками, ужимками, оханьем и вздыханьем Пелагеи». Серёжа «передразнивал» её так хорошо, что все домашние хохотали. Но никто из них и не подозревал, что в мальчике таится поистине актёрский талант.

Неизгладимое впечатление оставили в душе и в памяти мальчика народные песни, святочные игры. А, приохотившись к чтению, Серёжа стал много читать. Воображение, и без того не по годам развитое, устремилось в новое русло: он выдумывал приключения, сходные с вычитанными, и рассказывал их как доподлинные, будто бы с ним самим случившиеся. Это желание передавать другим свои впечатления с точностью и ясностью очевидности, столь важное, необходимое для будущего писателя, Сережа унаследовал, видимо, от матери, которая владела редким даром слова.

В 1800 году Серёжу был определён в Казанскую гимназию. Здесь литературные устремления юного Аксакова горячо поддерживал учитель словесности. Вскоре пришло увлечение театром.

С осени 1804 года он — студент Казанского университета. Но жизнь Аксакова сложилась так, что ему пришлось оставить университет и переехать сначала в Петербург, а затем в Москву. Женившись в 1816 году, он решил навсегда поселиться в деревне, чтобы заняться сельским хозяйством. Но в отличие от своих деда и отца Сергей Тимофеевич хозяином оказался плохим, и через 10 лет с разросшейся семьёй, вновь появился в Москве и поступил на службу в Московский цензурный кабинет.

В 30-е годы у Аксакова появилась возможность целиком отдаться литературному творчеству, но известность к нему пришла только на склоне лет, когда в свет вышли «Семейная хроника», «Воспоминания» и «Детские годы Багрова-внука». Последняя книга появилась с приложением «Аленький цветочек».

Много в этой сказке чудес да диковинных вещей. Вот для своих дочерей привёз купец из-за морского путешествия чудесные гостинцы. А что именно, давайте отгадаем.

(Класс делится на две команды. Команды задают задания и вопросы друг другу, им может помогать и Пелагея.)

Конкурс «Отгадай загадки»

1-я команда

Одной дочери купец

Золотой привёз … (венец) .

2- я команда

А другой, скажу вам я,

Что-то дал из хрусталя.

Назад скинет много лет,

И зовётся … (тувалет) .

Пелагея: «Приказал он принести сундуки дорожные, железом окованные; доставал он старшей дочери золотой венец, золота аравийского, на огне не горит, в воде не ржавеет, со камнями самоцветными; достаёт гостинец средней дочери, тувалет хрусталю восточного; достаёт гостинец меньшой дочери, золотой кувшин с цветочком аленьким».

А какой он — цветочек?

Конкурс «Цветочный»

(Каждая команда рисует цветок.)

Раздал купец подарки, а у самого на сердце потаённая печаль: нужно кому-то вернуться к страшному зверю лесному, чуду морскому, по доброй воле отправиться.

Конкурс «Речь»

1-я команда.

Пелагея: Послушайте отрывок из сказки и скажите: к кому обращается купец?

«Будешь жить ты у него во дворце, в богатстве и приволье великом; да где тот дворец – никто не знает, не ведает, и нет к нему дороги ни конному, ни пешему, ни зверю прыскучему, ни птице перелётной. Не будет нам от тебя ни слуха, ни весточки, а тебе от нас и подавно. И как мне доживать мой горький век, лица твоего не видаючи, ласковых речей твоих не слыхаючи? Расстаюсь с тобой на веки вечные…» (К младшей дочери.)

2-я команда

Пелагея: А к кому обращены следующие строки, и кто их произносит?

«Если ты стар человек – будь мне дедушка, если середович – будь мне дядюшка, если же молод ты – будь мне названный брат, и поколь я жива – будь мне сердечный друг».

(К зверю лесному, чуду морскому обращается младшая дочь.)

Конкурс «О чём ведётся речь?»

1-я команда

«… стоит перед ним … резная, из чистого золота, на ножках хрустальных, с пологом серебряным, с бахромою и кистями жемчужными; пуховик на ней как гора лежит, пуху мягкого, лебяжьего». (О кровати.)

2-я команда

« … и чтоб был от них такой свет, как от месяца полного, как от солнца красного, и чтоб было от него светло в тёмную ночь, как среди дня белого». (О самоцветных камнях на венце.)

Конкурс «Волшебный предмет»

(Каждая команда получает карточки с нарисованными предметами: перстень, палочка, книга, браслет и др.

Нужно быстро найти предмет, при помощи которого герои сказки быстро оказывались во дворце зверя лесного чуда морского или же в купеческом доме.

Побеждает команда, которая первой поднимет нужную карточку.)

Пелагея: Послушайте отрывок из книги, где об этом говорится.

«Золот перстень мой у тебя лежит, надень его на правый мизинец и очутишься в дому у батюшки родимого».

Конкурс «Дополни»

Пелагея:

Слова бежали, словно речка,

Но в пути споткнулись вдруг…

Какого слова не хватает?

Произнеси скорее вслух.

1-я команда

  • Милые, хорошие, пригожие … (дочери).
  • Дремучий, непроездный, непроходный … (лес).
  • Басурманские, турецкие, индейские … (разбойники).
  • Высокие, большие, малые … (фонтаны).

2-я команда

  • Безобразное, страшное, мохнатое … (чудище).
  • Дикий, зычный, сиплый … (голос).
  • Распрекрасные, махровые, пахучие … (цветы).
  • Аглицкие, немецкие … (часы).

Пелагея: Ну, а сейчас каждая команда ответит на вопросы. (После каждого ответа детей зачитывается отрывок из книги.)

Конкурс «Вопрос – ответ»

1-я команда

  • Как начинается сказка?
  1. За горами, за лесами, за широкими степями…
  2. У самого синего моря…
  3. В неким царстве, в неким государстве…

«В неким царстве, в неким государстве жил-был богатый купец, именитый человек».

  • Какую из трёх дочерей купец любил больше всего?
  1. Старшую.
  2. Среднюю.
  3. Младшую.

«Любил он старших дочерей, а меньшую дочь любил больше, потому что она была собой лучше всех и к нему ласковее».

  • Для чего купец собрался за море?
  1. По торговым делам.
  2. В гости.
  3. Посмотреть мир.

«Вот и собрался тот купец по своим торговым делам за море, за тридевять земель, в тридесятое царство, в тридесятое государство…»

  • Кто напал на караван купца?
  1. Звери лесные.
  2. Встречный караван.
  3. Разбойники.

«Вот едет он путём-дорогою со своими слугами верными по пескам сыпучим, по лесам дремучим, и, откуда ни возьмись, налетели на него разбойники, бусурманские, турецкие да индейские…»

  • Что увидел купец в «дремучем, непроездном и непроходном лесу»?
  1. Избушку.
  2. Дворец.
  3. Землянку.

«Выходит он под конец на поляну широкую, и посередь той поляны широкой стоит дом не дом, чертог не чертог, а дворец королевский или царский, весь в огне, в серебре и золоте и в каменьях самоцветных, весь горит и светит, а огня не видать; ровно солнышко красное, инда тяжело на него глазам смотреть».

2-я команда

  • Кто жил во дворце?
  1. Людоед.
  2. Зверь лесной, чудо морское.
  3. Великан с семьёй.

«И вырос, как будто из земли, перед купцом зверь не зверь, человек не человек, а так какое-то чудище, страшное и мохнатое…»

  • Какой срок дал зверь лесной, чудо морское купцу для побывки дома?
  1. 1 день и 1 ночь.
  2. 2 дня и 2 ночи.
  3. 3 дня и 3 ночи.
  • Чем занимались купеческие дочери?
  1. Пряли пряжу.
  2. Вышивали на пяльцах серебром и золотом.
  3. Шили одежду.

«Поднялся в доме шум и гвалт, повскакали дочери из-за пялец своих, а вышивали они серебром и золотом ширинки шёлковые…»

  • Какое хитрое и недоброе дело сделали сёстры?
  1. Перевели все часы в доме на час назад.
  2. Спрятали перстень.
  3. Опоили сестру снотворным зельем.

«… и задумали они дело хитрое, дело хитрое и недоброе; взяли они да все часы в доме целым часом назад поставили, и не ведал того честной купец и вся его прислуга верная, челядь дворовая».

  • Как купеческая дочь называла владельца дворца?
  1. Хозяин любезный.
  2. Добрый, любимый господин.
  3. Дорогой товарищ.

«Здесь ли ты, мой добрый, любимый господин?»

Пелагея:

Много разных чисел встречается в сказке, да только одно употребляется наиболее часто. Что же это за число?

(Ответы детей.)

Конкурс «Магическая тройка»

(Команды по очереди приводят примеры эпизодов, в которых упоминается число три.)

  • «И было у того купца три дочери».
  • «И даю я вам сроку думать на три дня, и тогда вы мне скажете, каких гостинцев вам хочется».
  • «Продаёт он свои товары втридорога, покупает чужие втридёшева…»
  • «Сроку тебе даю дома пробыть три дня и три ночи».
  • «Не потерял я своего богатства великого, а нажил казны втрое-вчетверо».
  • «Коли ты ровно через три дня и три ночи не воротишься, то не будет меня на белом свете…»

Каждое слово в сказке подобно жемчужинам, которые с годами не стареют, а сверкают всё ярче и ярче. И пусть некоторые слова вышли из употребления, но мы можем догадаться и объяснить их смысл.

Конкурс «Слова далёкой старины»

(Команды называют по пять слов, давно вышедших из употребления, и объясняют их значение.)

  • «Много у него было всякого богатства … золотой и серебряной казны (денег) ».
  • «Не вози ты мне золотой и серебряной парчи (шёлковой материи, затканной золотыми или серебряными нитями), … ни жемчуга бурмицкого (жемчуга особенно круглого и крупного) ».
  • «… а привези ты мне тувалет (зеркало) из хрусталю восточного, цельного, беспорочного»
  • «… в посуде золотой да серебряной яства (кушанья) стоят сахарные…»
  • «Сел он за стол без сумления (без сомнения, без опаски) ».
  • «Зверь лесной, чудо морское … и записи с него заручной (расписки) не взял».
  • «Поднялся в доме шум и гвалт, повскакали дочери из-за пялец своих, а вышивали они серебром и золотом ширинки (широкие полотенца) шёлковые».
  • «Тогда сели все они за столы дубовые, за скатерти браные (скатерти, вытканные узорами) ».
  • «…не будешь ты почивать одна, дожидается тебя твоя девушка сенная (служанка) »
  • «… не дадим мы на тебя ветру венути (повеять, подуть) ».
  • «… нет нигде ни ответа, ни привета и никакого гласа послушания (ответного голоса) ».

Блиц-турнир

1-я команда

  1. Куда купец отправился по торговым делам? («За моря, за тридевять земель, в тридесятое царство, в тридесятое государство».)
  2. Какой наказ он дал дочерям? («Жить …честно и смирно».)
  3. Что обещал им привезти? (Гостинцы.)
  4. Почему купец бросил «свои караваны богатые со прислугою своею верною»? (Испугался плена-неволи.)
  5. Куда он бежал от разбойников? (В тёмные леса.)
  6. Кто приснился купцу в первую ночь, проведенную во дворце? (Дочери.)
  7. Где рос аленький цветочек? (В саду, на пригорочке зелёном.)
  8. Кого увидел купец, сорвав цветок? (Чудище.)
  9. Как он оказался дома? (Одел перстень на мезинец правой руки.)
  10. Какой ему был положен срок? (Три дня и три ночи.)

2-я команда

  1. Чем был украшен золотой венец, привезенный в подарок старшей дочери? (Самоцветами.)
  2. Чем интересен «тувалет хрустальный»? («В нём видна вся красота поднебесная и, смотрясь в него, девичья красота не стареется, а прибавляется».)
  3. Как поступили старшие дочери, выслушав просьбу отца отправиться на житьё к зверю лесному, чуду морскому? (Наотрез отказались.)
  4. Что произошло с цветочком аленьким, когда девушка захотела посадить его на прежнее место? («Вылетел из рук её и прирос к стеблю».)
  5. Какое хитрое и недоброе дело сделали старшие сёстры? (Перевели все часы в доме на час назад.)
  6. Почему они это сделали? (Из зависти.)
  7. Где нашла младшая дочь хозяина дворца, вернувшись из родительского дома? (На пригорке, возле аленького цветка.)
  8. Что разрушило злые чары и расколдовало принца? (Любовь девушки.)
  9. Сколько лет прожил принц страшным чудищем? (Тридцать лет.)
  10. Чем закончилась сказка? (Свадьбой.)

Конкурс «Где сказка, там и присказка»

(Команды по очереди называют присказки из текста.)

  • «Ни в сказке сказать, ни пером описать».
  • «Скоро сказка сказывается, не скоро дело делается».
  • «Двух смертей не бывать, а одной не миновать».
  • «И стали жить поживать, добра наживать».
  • «Я сама там была, пиво-мёд пила, по усам текло, да в рот не попало».

(Подводятся итоги конкурсов, награждаются победители. Затем дети смотрят отрывок из мультфильма.)

Пелагея:

Вот и расстаться нам

пришла уже пора.

До новых встреч!

И не печалься, детвора,

Что кончен праздник.

Под сводами небес