Задания 17 егэ по литературе примеры

Итак, заключительное задание КИМ ЕГЭ по литературе - это сочинение. Подразумевается, что это традиционное задание по литературе, которое уже в течение десятков лет проверяет знания и умения выпускников по предмету. Однако если раньше оценка за сочинение строилась больше на субъективных критериях, то теперь требования к сочинению стандартизировали и на их основе выстроили целый ряд критериев оценивания.

Подробный разбор критериев, анализ предложенной темы и примерный образец сочинения смотрите на видео.

Разбор критериев

Как видно из описания, мы должны:

  1. Раскрыть тему . Мы должны дать исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, при этом тезисы ответа должны быть подкреплены фактическим материалом текста художественного произведения.
  2. Опереться на авторскую позицию . Это значит, что нужно сформулировать авторскую позицию по проблеме или по всему произведению в целом.
  3. Сформулировать свою точку зрения . Это необходимо сделать, согласившись или не согласившись с автором, а также можно выдвинуть своё независимое мнение.
  4. Обосновать свои тезисы . Каждое утверждение должно быть «по делу» и подкреплено иллюстративным материалом из произведения.

При написании сочинения необходимо сделать анализ произведения в заданном направлении. При анализе использовать термины - композиция, система образов, элементы сюжета, тема, идея, автор и пр.

Вернемся к первому пункту - там имеется требование подкрепить выдвигаемые тезисы материалом из художественного произведения. Вам предлагают в качестве иллюстративного материала использовать:

  • Цитаты . Это необходимо делать очень аккуратно, потому что неточная цитата считается фактической ошибкой. За это можно потерять балл. Вывод: цитируем только тогда, когда абсолютно уверены в правильности цитаты. Каждой цитате должен быть дан комментарий и собственная оценка.
  • Пересказ . С пересказом нужно быть также предельно осторожным. Ни в коем случае не стоит пересказывать все содержание, а достаточно все лишь какого значимого фрагмента. Более того, пересказанный фрагмент должен быть прокомментирован в заданном направлении.
  • Микротема . Это смысловая единица художественного текста, которая необходима для понимания всего идейно-тематического комплекса целиком. Каждая микротема может быть интерпретирована читателем по-своему.
  • Ссылка на изображенное . По своей сути, это какой-то факт из художественного произведения, который сможет подтвердить ваше мнение.

В принципе, такое использование текста в сочинении считается удачным, старайтесь иллюстрировать разнообразно. Не переусердствуйте с цитатами и пересказами.

Все ваши мысли должны быть последовательны. Структура сочинения может быть разной, но самое главное следите, что все части были связаны, новая мысль оформляется в отдельный абзац, внутри абзацев должна быть логика и не должно быть повторов мысли.

В сочинении обязательно должны быть вступление, основная мысль и заключение.

Сочинение должно быть написано грамотно (по правилам русской речевой культуры).

Пример заданий

17. 1 Сказка, рассказанная Пугачевым Гринёву, и её значение в идейном звучании повести. (по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

17. 2 В чём противопоставлены образы Катерины и Кабанихи? (По пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

17. 3 Гуманное начало в пьесе М. Горького «На дне»

Из трёх заданий мы выбрали одно

17. 1 Сказка, рассказанная Пугачевым Гринёву, и её значение в идейном звучании повести (по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

ПЛАН

1. Вступление.

Сказка в русской литературе. Фольклор. Аллегория. Как это помогает писателю создать художественный образ, а читателю лучше понять идею произведения.

2. Основная мысль.

Пушкин и сказки. Противопоставление Пугачева и Гринева. Внутренние противоречия. С кем соотносит себя Пугачев. Ворон и орёл как символы и аллегории. Как рассказанная сказка дополняет образ Пугачева. Как она доказывает его идею. С чем Гринёв не согласен. Как сказка повлияла на мнение Гринева о Пугачеве.

3. Заключение.

Сочинение

17. 1 Сказка, рассказанная Пугачевым Гринёву, и её значение в идейном звучании повести (по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка»).

Думаю, что все согласятся с утверждением, что написание сочинения из третьей части ЕГЭ по литературе — это самое сложное задание из экзаменационной работы. Выполняя 17.1, 17.2, 17.3, вы должны дать развернутый ответ на поставленный в теме вопрос. В этом материале мы с вами попробуем разобраться, как эффективнее готовиться к заданию 17, а именно, какой раздел школьного курса лучше всего выбрать.

Если вы видели демоверсию, то, наверное, обратили внимание, что задание имеет три варианта формулировки. Произведения представлены в темах в хронологическом порядке.

Задание 17.1 проверяет знание древнерусской литературы, а также произведений XVIII — начала XIX веков. С одной стороны, для глубокого изучения этот раздел проще, так как объем текстов, которые нужно перечитать и осмыслить, небольшой. С другой, произведения из этого раздела изучались два года назад, поэтому тексты нужно будет перечитывать практически на свежую голову. Да и, как показывает практика, , Д.И.Фонвизина и стихи русских классицистов (Г.Р.Державина и М.В.Ломоносова) далеко не все понимают и ценят. Зато материалов для подготовки (критических статей, анализов, подробных разборов) по творчеству писателей, вошедших в темы задания 17.1., предостаточно. Громких имён и названий в этом варианте немного. Помимо перечисленных, вам нужно восстановить в памяти комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума» , а также произведения по кодификатору А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и Н.В.Гоголя .

Серьёзный недостаток сочинения 17.1 — необходимость выучить большое количество стихотворений и отрывков. Но ЕГЭ по литературе — один из самых сложных экзаменов, поэтому примите данную «зубрёжку» как данность.


Задание 17.2
включает в себя произведения второй половины XIX-начала XX веков. В этом разделе стихотворных текстов поменьше (А.А.Фет, Ф.И.Тютчев и Н.А.Некрасов), что компенсируется солидным объемом прозаических произведений . Чего только «Война и мир» Л.Н.Толстого стоит, не говоря уже о таких «кирпичах», как «Обломов» И.А.Гончарова, «Отцы и дети» И.С.Тургенева . Также вам придется перечитать две пьесы: «Грозу» А.Н.Островского и «Вишневый сад» А.П.Чехова . Обязательно перечитайте чеховские рассказы и сказки Салтыкова-Щедрина , читаются они легко и с интересом.

Помните, что поверхностного знания текста недостаточно. Вам стоит ознакомиться с историями создания произведений, критикой, примерами сочинений и т.д. Кроме того, не забудьте о том, что надо выбрать одно произведение Н.С.Лескова для изучения, а роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» дан только в обзорном изучении . Изучать глубоко его, может, и не обязательно (но очень желательно, так как оно вполне может оказаться в темах сочинений), но идею, тематику и проблематику произведения всё-таки законспектируйте.

Подготовка к заданию 17.3 (творчество писателей и поэтов XX века) осложнена тем, что в начале и даже в середине 11 класса большая часть представленных в кодификаторе произведений ещё не будет изучена. При этом вы можете организовать подготовку непосредственно на свежих материалах с уроков литературы. В третьем разделе вас ждёт огромное количество и стихотворений, и эпических произведений.

Выбрав задание 17.3, вы должны будете подготовить впечатляющее количество цитат, знать наизусть большой объем лирических отрывков .

В этот раздел входит творчество И.А. Бунина, М. Горького, стихи и поэмы А.А. Блока, В.В. Маяковского, С.А. Есенина, поэзия М.И. Цветаевой, О.Э. Мандельштама, А.А. Ахматовой и А.Т. Трифонова, проза М.А. Шолохова и М.А. Булгакова, произведения Б.Л. Пастернака, А.П. Платонова (на выбор), А.И. Солженицына по кодификатору.

В сочинении 17.3 может быть тема по творчеству писателей второй половины XX века, поэтому вам нужно выбрать 7 произведений из списка: три стихотворения (на выбор экзаменуемого по одному произведению Б.А. Ахмадулиной, И.А. Бродского, А.А. Вознесенского, В.С. Высоцкого, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкого, Ю.П. Кузнецова, Л.Н. Мартынова, Б.Ш. Окуджавы, Н.М. Рубцова, Д.С. Самойлова, Б.А. Слуцкого, В.Н. Соколова, В.А. Солоухина или А.А. Тарковского ), одно драматическое произведение (А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов или М.М. Рощин) и три прозаических текста (на выбор такие авторы, как Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин).

Ещё один немаловажный критерий при выборе раздела — это ваше личное отношение . Если вас, что называется, с души воротит от поэзии серебряного века или древнерусской литературы, то остановите свой выбор на другой эпохе. Конечно, вам нужно знать все произведения из кодификатора, но к заданию 17 нужно готовиться более тщательно. Поэтому как можно раньше определите вариант сочинения — 17.1, 17.2 или 17.3, подробно конспектируйте анализы текстов и тренируйтесь, тренируйтесь, тренируйтесь!

Материал подготовила Наталья Александровна Зубова, создатель школы «САМАРУС»


Об экзамене


Дата ЕГЭ
Досрочный период
20 марта (ср) география, литература
22 марта (пт) русский язык
25 марта (пн) история, химия
27 марта (ср) иностранные языки (устно)
29 марта (пт) математика Б, П
1 апреля (пн) иностранные языки, биология, физика
3 апреля (ср) обществознание, информатика и ИКТ
5 апреля (пт) резерв: география, химия, информатика и ИКТ, иностранные языки (устно), история
8 апреля (пн) резерв: иностранные языки, литература, физика, обществознание, биология
10 апреля (ср) резерв: русский язык, математика Б, П
Основной этап
27 мая (пн) география, литература
29 мая (ср) математика Б, П
31 мая (пт) история, химия
3 июня (пн) русский язык
5 июня (ср) иностранные языки (письменно), физика
7 июня (пт) иностранные языки (устно)
8 июня (сб) иностранные языки (устно)
10 июня (пн) обществознание
13 июня (чт) биология, информатика и ИКТ
17 июня (пн) Резерв: география, литература
18 июня (вт) Резерв: история, физика
20 июня (чт) Резерв: биология, информатика и ИКТ, химия
24 июня (пн) Резерв: математика Б, П
26 июня (ср) Резерв: русский язык
27 июня (чт) Резерв: иностранные языки (устно)
28 июня (пт) Резерв: обществознание, иностранные языки (письменно)
1 июля (пн) Резерв: по всем учебным предметам

Общее число экзаменуемых в 2018 г. составило более 49 тыс. человек, что выше чем в 2017 и 2016 гг. Указанные данные свидетельствуют об определенной стабильности в выборе ЕГЭ по литературе выпускниками, поступающими в вузы соответствующего профиля.

Средний тестовый балл в 2018 г. составил 61,4, что несколько выше показателей 2017 г. (59,6) и 2016 г. (57,9).

Самыми многочисленными являются группы экзаменуемых, получивших 41-60 и 61-80 т.б. (32% и 43% участников соответственно). Группа высокобалльников составляет около 15% от общего числа участников.

В сравнении с 2017 г. в 2018 г. уменьшилась доля экзаменуемых с результатами в диапазоне низких (21–40) и средних (41–60) баллов. Сохраняется тенденция к увеличению доли хорошо подготовленных участников с результатами 61–80 т.б. (увеличение на 3%), что, в частности, связано с тенденцией к повышению качества преподавания предмета «Литература» в контексте введения итогового сочинения.

Минимальный первичный балл ЕГЭ 2018 г. составил 15 п.б. Доля выпускников, не набравших в 2018 г. минимального количества баллов, равна 5,2%.

Анализ результатов ЕГЭ 2018 г. подтверждает сохранение измерительных свойств экзаменационной модели и позволяет констатировать, что степень сложности заданий КИМ в целом адекватна познавательным возможностям экзаменуемых и дает возможность дифференцировать их для поступления в вузы с различными требованиями к уровню подготовки по литературе.

Более подробные аналитические и методические материалы ЕГЭ 2018 года доступны по ссылке .

На нашем сайте представлены около 1600 заданий для подготовки к ЕГЭ по литературе в 2018 году. Общий план экзаменационной работы представлен ниже.

ПЛАН ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 2019 ГОДА

Обозначение уровня сложности задания: Б - базовый, П - повышенный, В - высокий.

Проверяемые элементы содержания и виды деятельности

Уровень сложности задания

Максимальный балл за выполнение задания

Примерное время выполнения задания (мин.)

Задание 1.
Задание 2. Эпические, лироэпические, драматические произведения.
Задание 3. Эпические, лироэпические, драматические произведения.
Задание 4. Эпические, лироэпические, драматические произведения.
Задание 5. Эпические, лироэпические, драматические произведения.
Задание 6. Эпические, лироэпические, драматические произведения.
Задание 7. Эпические, лироэпические, драматические произведения.
Задание 8. Эпические, лироэпические, драматические произведения.
Задание 9. Эпические, лироэпические, драматические произведения.
Задание 10. Лирические произведения.
Задание 11. Лирические произведения.
Задание 12. Лирические произведения.
Задание 13. Лирические произведения.
Задание 14. Лирические произведения.
Задание 15. Лирические произведения.
Задание 16. Лирические произведения.
Задание 17.1. По древнерусской литературе или литературе XVIII в. - первой половины ХIХ в.
Задание 17.2. По литературе второй половины ХIХ в.
Задание 17.3. По литературе конца ХIХ-ХХ в.
Задание 17.4. По литературе ХIХ в. - начала XXI в.

Соответствие между минимальными первичными баллами и минимальными тестовыми баллами 2018 года. Распоряжение о внесении изменений в приложение № 2 к распоряжению Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. .

ОФИЦИАЛЬНАЯ ШКАЛА 2019 ГОДА

ПОРОГОВЫЙ БАЛЛ
Распоряжением Рособрнадзора установлено минимальное количество баллов, подтверждающее освоение участниками экзаменов основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. ПОРОГ ПО ЛИТЕРАТУРЕ: 15 первичных балла (32 тестовых балла).

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БЛАНКИ
Скачать бланки в высоком качестве можно по ссылке .

ЧТО МОЖНО ВЗЯТЬ С СОБОЙ НА ЭКЗАМЕН

На данном экзамене применение дополнительного оснащения и материалов не предусмотрено.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

«Слово о полку Игореве».


  1. Д. И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль».

  2. Г. Р. Державин. Стихотворение «Памятник».

  1. В. А. Жуковский. Стихотворение «Море», баллада «Светлана».

  2. А. С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума».

  3. А. С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19. октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…». Романы «Капитанская дочка» и «Евгений Онегин». Поэма «Медный всадник».

  4. М. Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…». Поэмы «Песня про… купца Калашникова» и «Мцыри». Роман «Герой нашего времени».

  5. Н. В. Гоголь. Пьеса «Ревизор». Повесть «Шинель». Поэма «Мертвые души».

  1. А. Н. Островский. Пьеса «Гроза».

  2. И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».

  3. Ф. И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...»), «Природа - сфинкс. И тем она верней...».

  4. А. А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них - у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».

  5. И. А. Гончаров. Роман «Обломов».

  6. Н. А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

  7. М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь». Роман «История одного города» (обзорное изучение).

  8. Л. Н. Толстой. Роман «Война и мир».

  9. Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».

  10. Н. С. Лесков. Одно произведение (по выбору экзаменуемого).

А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон». Пьеса «Вишневый сад».


  1. И. А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».

  2. М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль», пьеса «На дне».

  3. А. А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…», поэма «Двенадцать».

  4. В. В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Облако в штанах».

  5. С. А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...».

  6. М. И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов - как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»).

  7. О. Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…».

  8. А. А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество». Поэма «Реквием».

  9. М. А. Шолохов. Роман «Тихий Дон», рассказ «Судьба человека».

  10. М. А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» (допускается выбор), роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор).

  11. А. Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…». Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»).

  12. Б. Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных - тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль». Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов).

  13. А. П. Платонов. Одно произведение (по выбору экзаменуемого).

  14. А. И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича».

Считать одной из первых попыток создания образа "маленького человека" в русской литературе?

"Маленький человек" – это условное название ряда героев, занимающих нижнюю нишу в системе социальной иерархии и объединённых общностью некоторых психологических черт. Это и Акакий Акакиевич в повести "Шинель" Н.В. Гоголя, и Червяков в рассказе "Смерть чиновника" А.П. Чехова, но первооткрывателем данной системы персонажей можно считать А.С. Пушкина с образом "маленького человека" Евгения в поэме "Медный всадник".
Во-первых, автор не даёт главному герою Евгению фамилии ("прозванья нам его не нужно"). Издавна фамилия указывала на род, к которому принадлежал отдельный человек. Получается, что Евгений лишён предков, своего места в истории. Пушкин делает это с целью подчеркнуть его заурядность и ничтожность по отношению к власти. Власть в поэме символизирует Пётр I, который назван "он", "истукан", "кумир на бронзовом коне" для акцентирования внимания читателей на его бесчеловечности.
Во-вторых, как и любой "маленький человек", Евгений совершает личный незначительный бунт. В основу поэмы положен неразрешимый конфликт между властью и частным человеком. Власть не замечает обычного человека с его мечтами и стремлениями, а человек не видит большой истории, не ощущает себя гражданином. Евгений в наводнении, в смерти Параши винит Петра I. Он трясёт кулаком перед "Медным всадником", приговаривая: "Добро, строитель чудотворный! Ужо тебе!.."
В третьих, о причастности героя к типу "маленького человека" могут свидетельствовать его мечты и мысли. Даже они у него ничтожны! В момент наводнения Евгений думает не о том, что могут погибнуть люди, а о том, что не сможет некоторое время видеться с любимой. Мечты его ограничены бытовым пространством. Герой мечтает о финансовом благополучии, свадьбе с Парашей, детях, внуках. Завидует и более успешным людям, чем он: "Ума недальнего, ленивцы, /Которым жизнь куда легка!"
Итак, многие черты, присущие образу "маленького человека", а именно отсутствие "прозванья", бунт против власти и бытовой характер стремлений, свойственны образу Евгения. Значит, можно с уверенностью отнести его к данному типу героев. (250 слов)


17. (12 баллов: 2 + 1 + 3 + 3 + 3) .
Как Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» отвечает на вопрос: «Какая сила управляет всем?»?

В «Войне и мире» Л.Н. Толстой не только рассказывает о жизни вымышленных персонажей из высшего общества, не только описывает реальные исторические события и исторических деятелей, но и выражает своё видение истории. В романе можно найти ответы на множество вопросов, и одним из них является вопрос: «Какая сила управляет всем?» Писатель создал свою философию истории. В ней и нужно искать ответ на поставленный вопрос.
Толстой считает, что нельзя объяснять историческое событие волей отдельных великих людей – «исторических личностей». История для Толстого – это не летопись деяний царей, полководцев, героев. Она представляет собой результат совпадения «миллионов воль», то есть интересов и поступков множества людей, не имеющих постоянно в сознании никаких глобальных исторических целей. Эти люди и составляют народную массу. Такое понимание истории раскрывается во многих эпизодах романа. В Шенграбенском сражении русские войска победили не благодаря распоряжениям князя Багратиона. Он «только старался делать вид, что всё делалось согласно с его намерениями», и не мешал солдатам следовать их душевному порыву. Причина победы в действиях «маленького» капитана Тушина, который честно и вдумчиво выполняет свою военную работу, в осознании всеми необходимости боя. На исход Аустерлицкого сражения повлияло непонимание солдатами его цели.
Толстой выводит общую формулу: деятельность людей может быть основана только на добре, простоте и правде. Силой, управляющей всеми, по мнению автора, должна быть гармония. Гармония поступков и моральных норм. Личная жизнь должна быть согласована с законами «роевой» жизни. Неправильное существование – вражда с этими законами, состояние войны, когда герой противопоставляет себя людям и старается навязать миру свою волю».

Среднее общее образование

Литература

Задание №17 ЕГЭ по литературе

Предлагаем вашему вниманию разбор 17 задания по литературе к ЕГЭ 2019 с комментариями

Разбор заданий демоверсии ЕГЭ – 2019 по литературе

Выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений(17.1-17.4) и укажите её номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше150 слов за сочинение выставляется 0 баллов).

Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). В сочинении по лирике нужно проанализировать не меньше трёх стихотворений.

Продумайте композицию сочинения, избегайте логических ошибок.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.

Правила подсчёта слов совпадают с правилами ЕГЭ по русскому языку: «При подсчётеслов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитываетсялюбая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно

слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например,«М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, приподсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).

17.1 Какую роль в раскрытии образа Чацкого играют монологи героя? (По пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

17.2 Кто из персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Вам наиболее интересен и почему? (С опорой на анализ произведения)

17.3 Тема родной природы в лирике С.А. Есенина.

17.4 Страницы русской истории в новейшей отечественной литературе.

(На примере одного-двух произведений 1990-2000-х годов)

«В части 2 участникам ЕГЭ предложено выбрать одну из четырех тем (17.1–17.4) и написать полноформатное развернутое высказывание на литературном материале – сочинение, благодаря чему к отработанному в части 1 анализу художественных произведений добавляется еще один содержательный компонент проверяемого курса. Внутренняя логика компоновки заданий части 2 определяется несколькими подходами. Темы сочинений охватывают важнейшие этапы отечественного историко-литературного процесса и формулируются по произведениям древнерусской литературы, классики XVIII в., литературы ХIХ–ХХI в. (включая новейшую литературу 1990–2000-х гг.). В наборе тем могут использоваться разные формы предъявления задания: в виде вопроса или тезиса (утверждения). Темы задания 17.1–17.4 различаются также особенностями формулировок. Одна из них может иметь литературоведческий характер (на первый план выдвигается литературоведческое понятие). Другая нацеливает экзаменуемого на размышление над тематикой и проблематикой произведения(-ий) конкретного автора. В наборе может быть представлена тема, ориентирующая экзаменуемого на создание сочинения, близкого к читательскому дневнику. Однако ее не следует рассматривать как «свободную», поскольку она строго прикреплена к конкретному литературному материалу и требует его анализа. Еще один вариант в заданиях 17.1–17.4 – это тема, близкая к литературному обзору. Обращение к теме такого типа позволяет экзаменуемому свободно выбирать текст и дает ему возможность проявить свои читательские интересы.

Выпускник выбирает только одну из предложенных тем и пишет по ней сочинение, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти). Написание сочинения требует большой меры познавательной самостоятельности и в наибольшей степени отвечает специфике литературы как вида искусства и учебной дисциплины, ставящей своими целями формирование квалифицированного читателя с развитым эстетическим вкусом и потребностью к духовно-нравственному и культурному развитию». (С.А. Зинин, М.А. Барабанова, Л.В. НовиковаМетодические рекомендации для учителей, подготовленные на основеанализа типичных ошибок участниковЕГЭ 2018 года по литературе.)

Требования к выполнению задания 17

  1. Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне, авторская позиция не искажена (3 балла)
  2. Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п. (в сочинении по лирике привлекается для анализа не менее трёх стихотворений), фактические ошибки отсутствуют (3 балла)
  3. Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют (2 балла)
  4. Сочинение характеризуется композиционной цельностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена (3 балла)
  5. Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка (3 балла)

Максимальная оценка – 14 баллов.