За гранью воображения сокровища императорской японии. Сокровища императорской японии в музеях московского кремля. Слышал, что ни одно произведение из собрания не находится у вас дома. Чем украшаете стены

В связи с проведением ремонтно-реставрационных работ вход посетителей на территорию Кремля осуществляется через Троицкие ворота, выход - через Спасские и Боровицкие. Проход посетителей в Оружейную палату и выход осуществляется через Боровицкие ворота.

С 6 июня

временно закрыт проход к Новому кремлевскому скверу.

С 15 мая по 30 сентября

Музеи Московского Кремля переходят на летний режим работы. Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 9:30 до 18:00. Оружейная палата открыта с 10:00 до 18:00. Продажа билетов в кассах осуществляется с 9:00 до 17:00. Выходной - четверг. Обмен электронных билетов производится в соответствии с условиями Пользовательского соглашения.


С 15 мая по 30 сентября

экспозиция колокольни "Иван Великий" открыта для посещения.

С целью обеспечения сохранности памятников при неблагоприятных погодных условиях доступ в некоторые музеи-соборы может быть временно ограничен.

Приносим извинения за доставленные неудобства.

В Музеях Московского Кремля этим летом разместилась по-настоящему уникальная экспозиция – как по наполнению, так и по контрасту с самой площадкой. В белоснежных помещениях Патриаршего дворца и Успенской звонницы представлено девяносто предметов из завораживающей коллекции японского искусства эпохи Мэйдзи, собранной известным ученым и филантропом профессором Нассером Д. Халили. Это крупнейшая коллекция предметов эпохи Мэйдзи (1868-1912 гг.) в мире. И даже если ничего не знать об исторических и культурных аспектах японского искусства, все равно не останешься равнодушным. Каждый из выставленных предметов захватывает воображение, рассматривать их можно часами.

Знакомство с вазами, кимоно, декоративными скульптурами, ширмами и так далее без преувеличения переносит зрителя в другой мир. Все эти произведения не просто иллюстрация эпохи или нечто отвлеченно «красивое». Они воплощают традицию японской эстетики и отношения к вещи, которая формировалась не одну сотню лет. Особенность эпохи Мэйдзи в том, что в то время Япония отказывается от самоизоляции, открывается миру, демонстрируя все лучшее, что есть в ее культуре и отчасти принимая некоторые «правила игры» западного мира. Мэйдзи означает «просвещенное правление» – именно такое имя выбрал себе император Муцухито, который возглавлял страну в тот период.

В интервью «Культуромании» Федор Михайлович Панфилов, один из кураторов выставки, научный сотрудник Музеев Московского Кремля, подчеркивает: «Экспозиция охватывает несколько важных периодов в истории Японии, от позднего Эдо до Тайсё. Большинство экспонатов относится к эпохе Мэйдзи. Представленные на выставке лучшие произведения декоративно-прикладного искусства этого времени показывают, как новые технологические решения сочетались с проверенным веками мастерством и стремлением к совершенству. На протяжении XX века искусство эпохи Мэйдзи оставалось незаслуженно забытым. И коллекция профессора Халили, не имеющая равных за пределами Японии, имела большое значение для возрождения интереса к этому периоду, как у исследователей, так и у широкой публики. Отмечу, что некоторые из экспонатов демонстрируются впервые».

Что прежде всего поражает западного зрителя? Наверно, бережное отношение к, казалось бы, простому, бытовому предмету: подносу, секретеру или, скажем, вазе. Они не просто искусно украшены мастерами: каждый предмет – это вещь, то есть нечто, требующее особо бережного к себе отношения, внимания и заботы.

Дело в том, что на японское искусство сильно повлиял синтоизм, и, согласно ему, вещи вмещают в себя божеств. Значит, к предмету нужно относиться подобающим образом. Именно поэтому произведения искусства, представленные в коллекции, так притягивают: за каждым из них стоит особая философия, требующая от художника мастерства, вкуса и чутья, которые позволят создать гармоничный предмет. Тем более это касается церемониальных предметов, таких как кимоно: сшитые на заказ шелковые одежды украшены узорами – символами, пейзажами, сценами из легенд. Они выполнены в технике батик, с использованием вышивки шелком, металлических нитей и росписи по трафарету. Даже сложно вообразить себе, например, кимоно (1780-1830-е гг.), выполненное для свадьбы высокопоставленного самурая и украшенное изображением лент сушеного абалона – моллюска, символичного для Японии. Или, скажем, верхнее кимоно для молодой женщины (1830-1870 гг.) с эпизодами из «Повести об Исэ» с любованием горой Фудзияма. Представить сложно, поэтому надо идти и смотреть.

«Многие из этих предметов создавались для западных ценителей и участвовали во всемирных выставках в Европе и США. Или же заказывались императорским двором и преподносились в дар высокопоставленным чиновникам и дипломатам. Эстетической стороне в любом случае придавалось большое значение, хотя некоторые вещи могли использоваться в бытовых целях», – рассказывает в интервью «Культуромании» Федор Панфилов.

Большая часть этих произведений искусства украшены символами, которые понятны жителям Японии. Это журавль, черепаха, сосна, бамбук и слива, приносящие счастье; фантастические птицы хоо, чье хвостовое оперение указывает на честность, мудрость, принципиальность и целомудрие; карпы, моллюски… бесчисленное количество разнообразных существ и растений. Не менее популярными сюжетами были сценки из литературных произведений – «Исэ моногатари», «Повесть о Гэндзи» и других. Таким образом, через эти предметы можно познакомиться не только с декоративно-прикладным искусством Японии, но и с ее богатой литературной и религиозной историей.

Исследователи подчеркивают, что в эпоху Мэйдзи художники стали обращаться к западным техникам обработки материалов и стилям. Они органично сочетались с традиционными техниками, в результате чего появилось, скажем, окимоно с карпом (декоративный предмет, буквально – «то, что ставят») мастера Осима Дзёун, в котором в изображении волн использованы изгибы ар-нуво. Но больше всего впечатляют именно характерные для Японии нежные, неброские для первого взгляда сюжеты, выполненные в акварельных тонах или даже почти бесцветные. Например, поднос из мастерской Намикавы Сосукэ, с изображением цветущего побега сливы на фоне луны. Он выполнен с использованием эмали, а выглядит так, будто это картина, написанная тушью.

Отдельное место в экспозиции занимают мечи, доспехи и другие предметы для самураев. Дело в том, что в эпоху Мэйдзи это сословие было, фактически, упразднено, и самураям запретили носить оружие. Поэтому богато украшенные мечи – в общем-то, уже и не оружие, а память об уходящей самобытной японской культуре, которая в конце XIX века вступает в активное взаимодействие с Западом.

«Даже ничего не зная о японской культуре, можно по достоинству оценить высочайший уровень мастерства, с которым созданы эти предметы – не случайно к эпохе Мэйдзи относится «золотой век» эмалей в Японии. Всем интересующимся этим периодом можно рекомендовать прекрасно изданный каталог выставки. О многих экспонатах подробно рассказывается в тексте этикеток, а экспликации в залах содержат необходимые сведения о художественном металле, перегородчатых эмалях и кимоно», – говорит куратор экспозиции.

Выставка «За гранью воображения. Сокровища императорской Японии XIX-XX века из коллекции профессора Халили» продлится до 1 октября 2017 г. в Патриаршем дворце и Успенской звоннице (Музеи Московского Кремля)

На этой неделе открывается выставка «За гранью воображения. Сокровища императорской Японии XIX - начала XX века из коллекции профессора Халили». Впервые в России будет показана часть уникального собрания, основа которому была положена в 1970-х годах всемирно известным британским ученым, коллекционером и филантропом Нассером Дэвидом Халили. «Коммерсантъ Стиль» о том, чем примечательно собрание и чем еще владеет семья Халили.


Вторая половина XIX столетия стала для Японии временем больших экономических, политических и культурных перемен. Под руководством пришедшего к власти в 1967 году императора Муцухито, более известного как Мэйдзи, всего за полвека прежде почти полностью изолированная от Запада страна превратилась в одну из сильнейших держав.

Открыв границы Японии, Мэйдзи положил конец не только экономической и политической, но и культурной изоляции от остального мира. Высокий интерес к японской культуре со стороны западных коллекционеров, а также желание императорского двора идти в ногу со временем побудили мастеров, занимавшихся традиционными ремеслами, обновить дизайн своих изделий и освоить современные технологии их создания. Подобное сочетание древних традиций, новых технических возможностей и иностранного влияния - уникальная черта шедевров декоративно-прикладного искусства эпохи Мэйдзи, которые можно будет увидеть с 5 июля по 1 октября в Музеях Московского Кремля.

Выставка «За гранью воображения. Сокровища императорской Японии XIX - начала XX века из коллекции профессора Халили» представит около 90 экспонатов, многие из которых были выполнены для членов императорской семьи или по заказу крупных торговых компаний. Среди них изделия японских эмальеров (вазы, курильницы, экраны, подносы и шкатулки), чье искусство переживало в тот период бурный расцвет; редкие образцы вышивок шелком, художественный металл и фарфор.

Особую часть экспозиции составят никогда ранее не демонстрировавшиеся кимоно периодов Эдо и Мэйдзи, созданные из традиционного японского шелка и высоко ценившихся привозных тканей. Все предметы, которые покажут в Музеях Московского Кремля, вошли в состав коллекции недавно и выставляются впервые.

Собрание декоративно-прикладного искусства эпохи Мэйдзи, принадлежащее британскому миллиардеру и филантропу Нассеру Дэвиду Халили,- крупнейшее в мире: около 1200 экспонатов. Говоря о себе как о коллекционере, Халили подчеркивает, что приобретает произведения традиционных ремесел, находящихся под угрозой исчезновения, чтобы сохранить лучшие образцы для будущих поколений. Сегодня семья Халили владеет восемью коллекциями, которые в общей сложности насчитывают около 35 тысяч объектов. В их числе - уникальное собрание искусства Ислама, редкая коллекция документов Древней Бактрии, а также крупнейшая в мире частная коллекция эмалей (выставлялись в 2009–2010 годах на выставке в Эрмитаже).

«За гранью воображения. Сокровища императорской Японии XIX - начала XX века из коллекции профессора Халили», выставочный зал Патриаршего дворца, Выставочный зал Успенской звонницы Московского Кремля

Во второй половине XIX века на престол вступил император Муцухито, при котором Япония прекратила политику самоизоляции и из отсталой аграрной страны превратилась в одно из ведущих государств мира. Перемены при Муцухито, взявшем имя Мэйдзи (что означало «просвещенное правление»), коснулись не только политической и экономической, но и культурной сферы. Так, при нем свой расцвет пережило искусство эмальеров, которые стали изготавливать свои изделия не только для внутреннего, но и для внешнего рынка.

Образцы работ из мастерских японских эмальеров привезут в Москву в рамках выставки «За гранью воображения. Сокровища императорской Японии XIX - начала XX века из коллекции профессора Халили». И - не только их. Всего в залах Музеев Московского Кремля выставят 90 экспонатов. Все они вошли в коллекцию профессора Халили недавно и показываются впервые.

Курильница. Япония, около 1885 Изготовлена в мастерской Намикавы Сосукэ.
Медь, сплавы сякудо и сибуити, бронза, серебро, золото; эмаль, золочение, литье, резьба, чеканка.

Декоративная композиция. Япония, около 1900 Мастер Осима Дзёун.
Бронза, серебро, золото, сплав сибуити; литье, техники инкрустации ироэ такадзоган и хандзоган, пайка

Фигура гуся. Япония, около 1880-1885 Предположительно изготовлена в мастерской Намикавы Сосукэ.
Эмалирование в технике клуазоне с перегородками из серебряной проволоки; клюв выполнен из сплава сякудо, лапы из позолоченной бронзы

Поднос. Япония, около 1900 Изготовлен в мастерской Намикавы Сосукэ по рисунку Огаты Корина (1658-1716).
Эмалирование в технике мориаге и клуазоне; оправа из сплава сякудо

Свою коллекцию известный британский ученый и филантроп Нассер Дэвид Халили начал собирать в 1970-е годы. И преследовал конкретную цель - находить по всему миру, покупать и сохранять для потомков лучшие образцы японского декоративно-прикладного искусства эпохи правления императора Муцухито. В Успенской звоннице и выставочном зале Патриаршего дворца посетители экспозиции увидят предметы интерьера - курильницы, подносы, шкатулки, экраны и декоративные композиции. Одна из них - «Фигура гуся», который был изготовлен в мастерской Намикавы Сосукэ в технике клуазоне с перегородками из серебряной проволоки.

5 июля 2017 года в Музеях Московского Кремля откроется выставка «За гранью воображения. Сокровища императорской Японии XIX — начала XX века из коллекции профессора Халили». Впервые в России будет показана часть уникального собрания, основа которому была положена в 1970-х годах всемирно известным британским ученым, коллекционером и филантропом Нассером Дэвидом Халили.

Ваза

Япония, около 1910 г.
Предположительно изготовлена в мастерской Андо Дзюбэя.
Эмалирование в технике клуазоне

В Успенской звоннице и выставочном зале Патриаршего дворца будут представлены эмалевые изделия, значительная часть которых была создана мастерами, являвшимися официальными поставщиками двора японских императоров, а также многочисленные разновидности знаменитых на весь мир японских кимоно, великолепные образцы японских вышивок шелком, художественного металла и фарфора.

Формирование коллекции профессора Халили изначально преследовало четкую цель – приобретение по всему миру во имя сохранения для потомков и всестороннего изучения лучших образцов японского декоративно-прикладного искусства эпохи правления императора Муцухито (1868-1912 гг.), взявшего имя Мэйдзи, что означает «просвещенное правление». Именно этот период был ознаменован отказом Японии от самоизоляции и становлением ее как мировой державы.

За время существования коллекции профессора Халили, снискавшей себе славу лучшей в мире, входящие в ее состав экспонаты выставлялись в Великобритании, Франции, США, Германии, Японии, Испании, Голландии, Австралии, Арабских Эмиратах. Все предметы, которые будут показаны на выставке в Музеях Московского Кремля, вошли в состав коллекции недавно и показываются впервые.

Посетители выставки смогут увидеть около 90 экспонатов, значительную часть которых составят произведения, ярко демонстрирующие традиционные для Японии стили и техники работы с металлом, которые использовались для создания новых типов изделий. Их дизайн был ориентирован не только на внутренний, но и на внешний рынок. Не менее значимыми являются произведения японских эмальеров, принадлежащие к числу лучших в мире и широко представленные в коллекции Халили. В эпоху Мэйдзи искусство эмальеров переживало расцвет, обогатившись новыми технологиями при сохранении традиционно высокого качества и непревзойденного внимания к деталям. Среди экспонатов выставки - декоративные композиции и предметы интерьера, в том числе, разнообразные вазы, курильницы, экраны, подносы и шкатулки. Большинство этих вещей создавалось для членов императорской семьи или выполнялось по заказу крупных торговых компаний. В таком ракурсе данная тема, являющаяся для профессора Халили одной из приоритетных, в России на выставках никогда ранее не представлялась.

Также на выставке будут показаны никогда ранее не демонстрировавшиеся кимоно периодов Эдо и Мэйдзи, в том числе, церемониальные. Предназначенные для женщин и мужчин, юных девушек, детей и даже младенцев эти кимоно были сшиты из эксклюзивного шелка ручной работы японского производства и высоко ценившихся привозных тканей. В их украшении использованы характерные только для японского традиционного искусства узоры, выполненные в техниках батика, росписи по трафарету, ручной росписи, а также вышивки шелком и металлическими нитями.

Выставочный зал Патриаршего дворца, Выставочный зал Успенской звонницы Московского Кремля

05.07.2017 – 01.10.2017

Кимоно для молодой женщины

Япония, 1910-1926 гг.
Шелковый креп, шелковые и металлические нити; ткачество, ручное крашение, вышивка

Парные вазы

Япония, около 1905-1910 гг.
Изготовлены в мастерской Хаяси Кодэндзи.
Серебро; эмалирование в технике клуазоне с перегородками из серебряной проволоки

Япония, 1850-1880 гг.
Шелковый атлас, шелковые и металлические нити; ткачество, вышивка

Верхнее кимоно для молодой женщины

Япония, 1850-1880 гг.
Шелковый креп, шелковые и металлические нити; ткачество, ручное крашение, роспись по трафарету, вышивка

Фигура гуся

Япония, около 1880-1885 гг. Предположительно изготовлена в мастерской Намикавы Сосукэ.
Эмалирование в технике клуазоне с перегородками из серебряной проволоки; клюв выполнен из сплава сякудо, лапы из позолоченной бронзы