За что любят андрея болконского. Жизненный путь Андрея Болконского. Л. Н. Толстой, «Война и мир. Болконский и любовь

Один из главных образов романа «Война и мир» великого русского гуманиста Льва Николаевича Толстого - Андрей Болконский - является примером аристократа, обладателя самых лучших черт, которые только могут быть свойственны человеку. Нравственные искания Андрея Болконского и его отношения с другими персонажами только служат явственным доказательством того, что автору удалось воплотить в этом силу воли и реалистичность.

Общие сведения

Будучи сыном князя Болконского, Андрей многое от него унаследовал. В романе «Война и мир» он противопоставляется Пьеру Безухову, который более романтичен, хотя и обладает сложным нравом. Младший Болконский, работающий с полководцем Кутузовым, резко негативно относится к вятскому обществу. В своей душе он таит романтические чувства к Наташе Ростовой, чья поэтичность покорила героя. Вся его жизнь - это путь исканий и попыток найти мировоззрение простого народа.

Появление

Впервые этот герой появляется на страницах романа «Война и мир» уже в самом начале, а именно на вечере Анны Павловны Шерер. Его поведение явно свидетельствует о том, его не то что не прельщает, а в самом прямом смысле отталкивает, и он не находит здесь ничего приятного. Он совершенно не старается скрыть, насколько разочарован в этих манерных, лживых речах, и называет всех посетителей подобных собраний «глупым обществом». Образ князя Андрея Болконского является отображением человека, который разочарован в лжеморали и которому претит манера фальшивости, царящая в высших кругах.

Князя не прельщает подобное общение, но намного сильнее он разочарован тем, что без светских бесед и поверхностных людей не может обойтись его супруга - Лиза. Он здесь только ради нее, ведь сам чувствует себя чужим на этом празднике жизни.

Пьер Безухов

Единственным человеком, которого Андрей может считать своим другом, близким ему по духу, является Пьер Безухов. Только с Пьером он может быть откровенен и без всяких ужимок признается ему, что такая жизнь не для него, что ему не хватает остроты, что он не может полностью самореализоваться, используя заложенный в нем неиссякаемый источник жажды настоящей жизни.

Образ Андрея Болконского - это облик героя, не желающего оставаться в тени за спинами своих сослуживцев. Он хочет совершать серьезные поступки и принимать важные решения. Хотя у него есть возможность остаться в Петербурге и стать флигель-адъютантом, он желает намного большего. В преддверии серьезных сражений он отправляется в самое сердце боевых действий. Такое решение становится для князя лечением его длительного недовольства собой и попыткой достичь в жизни чего-то большего.

Служба

В армии князь ведет себя не совсем так, как поступили бы многие, если бы оказались на его месте. Он даже не думает о том, чтобы сразу получить высокую должность, пользуясь своим аристократическим происхождением. Он преднамеренно хочет начать свою службу с самых низких должностей в армии Кутузова.

В своих стремлениях князь Андрей Болконский резко отличается не только от представителей высшего общества, оказавшихся на войне, но и от обычных служащих, которые во что бы то ни стало желают заполучить вожделенный высокий пост. Их основная цель - регалии и признание, независимо от того, насколько они окажутся полезными и насколько храбро поведут себя в бою.

Не чуждо тщеславие и Болконскому, но выражается оно совершенно иначе. Князь Андрей Болконский ощущает, что он в какой-то мере ответственный за судьбу России и народа. Особенно на него повлияли Ульмское поражение и появление генерала Мака. В этот период в душе героя происходят важные перемены, которые скажутся на всей его будущей жизни. Он почувствовал себя «в своей тарелке» и понял, что именно в армии может реализовать свой мощный потенциал. С его лица исчезла скука, по всему его виду стало понятно, что князь полон энергии, которую желает направить на достижение своих целей, то есть на защиту российского народа.

Князь становится честолюбивым, он желает совершить подвиг, чтобы его имя было запечатлено в истории на многие века. Кутузов доволен своим служащим и считает его одним из лучших офицеров.

Жизнь Андрея Болконского в армии кардинально отличается от того «пресного» существования в кругу светских дам, которое он вел ранее. Он готов совершать поступки и не медлит с этим. Честь и отвагу продемонстрировал герой уже во время Шенграбенского сражения, когда он храбро объезжает позиции, несмотря на непреклонный безостановочный огонь неприятеля. Во время этой битвы младшему Болконскому довелось стать свидетелем героизма, проявленного артиллеристами Кроме этого, князь показал свою смелость, став на защиту капитана.

Аустерлицкая битва

Признание, честь и вечная память - вот самые основные цели, которые являются приоритетными для того, чтобы полностью раскрыть образ Андрея Болконского. Краткое содержание событий Аустерлицкой битвы только поможет понять, насколько важной она стала для князя. Это сражение было переломным моментом в нравственных исканиях и попытке совершить подвиг для младшего Болконского.

Он надеялся, что во время этой битвы ему повезет проявить все свое мужество и стать героем. Ему действительно удалось совершить подвиг во время сражения: когда прапорщик, несший знамя, пал, князь его поднял и повел батальон в атаку.

Однако не удалось Андрею стать героем в полной мере, ведь именно во время Аустерилицкого сражения было убито множество солдат, и русская армия перенесла ужаснейшие траты. Здесь князь понял, что его желание заполучить мировую славу - лишь иллюзия. После такого падения планы честолюбивого князя претерпевают кардинальные изменения. Он больше не восторгается образом великого Наполеона Бонапарта, теперь этот гениальный полководец становится для него лишь простым солдафоном. Это сражение и навеянные им рассуждения являются совершенно новым и одним из важнейших этапов исканий толстовского героя.

Возврат к светскому обществу

Значительные перемены в мировоззрении князя происходят по возвращении его в куда его отправили после серьезного ранения, полученного на поле боя. Образ Андрея Болконского становится более прагматичным, особенно после того, как новые события трагического характера происходят в его жизни. Вскоре после его возвращения в родовых муках умирает его жена, давшая жизнь сыну Николеньке, который впоследствии станет продолжателем духовных исканий своего отца.

Андрею кажется, что он виновен в случившемся, что причиной смерти его жены служат его поступки. Это состояние, близкое к депрессии, вместе с душевным расстройством, появившимся после поражения в наводит князя на мысль о том, что ему стоит отказаться от своих притязаний на военную славу, а вместе с тем прекратить какую-либо общественную деятельность.

Возрождение

Приезд Пьера Безухова в имение Болконского вносит радикальные изменения в жизнь князя. Он занимает активную позицию и начинает совершать множество преобразований в своих владениях: крестьян он делает вольными, барщину меняет на оброк, выписывает бабку-родильницу и оплачивает жалование священника, обучающего крестьянских детей.

Все это приносит ему массу положительных эмоций и удовлетворение. Хотя он и совершал это все «для себя», ему удалось сделать намного больше, чем Пьеру.

Наташа Ростова

Образ Андрея Болконского невозможно полноценно проанализировать, не упомянув о Наташе. Знакомство с этой юной девушкой оставляет неизгладимый отпечаток в душе князя. Ее энергия, искренность и непосредственность позволяют Андрею вновь почувствовать вкус к жизни и принимать участие в социальной деятельности.

Он решил приняться за составление государственных законов и поступил на службу к некому Сперанскому. Вскоре он глубоко разочаровывается в полезности такой деятельности и понимает, что его окружает сплошная фальшь. Однако после возвращения он снова видит Наташу и оживляется. У героев вспыхивают чувства, которые, казалось бы, должны закончиться счастливым браком. Однако на их пути появляется множество препятствий, и все заканчивается разрывом.

Бородино

Разочаровавшись во всем и во всех, князь отправляется в армию. Он вновь увлечен военными делами, и все большее отвращение в нем вызывают аристократы, жаждущие лишь славы и наживы. Он уверен в своей победе, но, увы, Толстой приготовил своему герою другой конец. Во время сражения Андрей был смертельно ранен и вскоре скончался.

Перед смертью на князя снизошло понимание сути жизни. Лежа на смертном одре, он осознал, что путеводной звездой каждого человека должны быть любовь и милосердие к ближнему своему. Он готов простить Наташу, предавшую его, и поверил в безграничную мудрость Творца. Образ Андрея Болконского воплощает в себе все самое лучшее и чистое, что должно быть в душе человека. Пройдя сложный, но короткий он все-таки понял то, что многим не удастся постичь и за целую вечность.

Тема патриотизма является ключевой фабулой творчества Льва Толстого.

Образ и характеристика Андрея Болконского в романе «Война мир» создана, как обобщенный портрет русского офицера во славу защитникам Родины всех времен.

Аустерлицкое сражение

Молодой князь был сыном знатного вельможи екатерининских времен. Воспитанный и образованный в военном деле он мечтал о ратных подвигах, подавая прошение на фронт в 1805 году. Андрей чувствовал себя неуютно в родных ему аристократических кругах.

Перед боем герой думает о собственной гибели. Проявляя высокий профессионализм, он просчитывает поражение. Но не спасается бегством, а проявляя мужество, хочет показать свои офицерские способности. В критический момент, когда солдаты были готовы отступить, Болконский поднял упавшее знамя, повел за собою полк.

Эпизод со знаменем Толстой описывает без пафоса, древко было тяжелым, Андрей тащил его несколько неуклюже, но то тут, то там, поднимались за ним люди, отчаянно бросаясь на врага. Знаменосца остановила пуля. Андрей получил ранение в голову и упал на землю.

Встреча с французским императором

Раненный Болконский попадает в плен, где видит Наполеона. Князь произвел на Бонапарта положительное впечатление, поэтому его сначала поместили в госпиталь, а потом дали свободу. Андрей изменил отношение к французскому императору. Раньше герой одобрял идеи реформаторов о равенстве и братстве.

Но когда Наполеон цинично с восторгом любовался полем, усеянным телами погибших солдат обеих армий, князь осознал низменность высокомерия самовлюбленного полководца. Это было не величие, это был эгоцентризм, пренебрегающий жизнью миллионов людей.

Вернувшись из плена, Болконский застает умершую родами жену, поэтому впадает в глубокую депрессию.

Отношения с Ростовой

Отказавшись от службы в армии и пребывая в унынии, князь летом отправляется по делам сына в Отрадное, имение графа Ростова. Там он видит играющую девочку, навсегда изменившую его жизнь. Наташа была естественной, не испорченной светским этикетом, злыми намерениями и алчностью. Человек, который умел радоваться чистому небу.

Спустя некоторое время, герой встречает Наташу на балу. Первый танец положил начало их отношениям. Князь прекрасно танцевал, партнерша оказалась робкой, хрупкой и гибкой. Девушка не наиграно, с радостью и детским озорством излучала веселье, наивно полагая, что все вокруг счастливы и веселы.

Встречи стали повторятся, оба понимали, что их объединяет благожелательное отношение к миру и окружающим. Воспитанная в традициях высокой нравственности, Наташа видела в Андрее будущего мужа. Общение между мужчиной и девушкой достигло того уровня, когда надо объявить отношения официально.

Отец молодого человека первым воспротивился браку. Старик понимал, что внуку Коле нужна мать, а избранница сына была юной и не опытной. Кутузов предложил Андрею отправиться с ним в Турцию, тот принял предложение любимого генерала. Это были обстоятельства, при которых помолвку объявили, а свадьбу отложили на год.

Война 1812 года

Для юной Наташи испытание ожиданием длиною в год оказалось слишком сложным. Девушка опрометчиво соглашается стать женой женатого мошенника Анатоля Курагина. Помолвку пришлось расторгнуть. Болконский поступил как обычный человек. Согласился, что падших женщин надо прощать, но он лично на такое снисхождение не способный.

Бородинская битва стала последним сражением в жизни героя. Его полк стоял в ожидании приказа, снаряды свистели над головой, но полковник Болконский знал, как важно командиру держать своим примером боевой дух солдат. Поэтому он не счел возможным прогибаться под звуками летящих ядер.

Осколок очередного взрыва попал в живот отважного офицера. Раненому командиру грозил конец в оккупированной Москве, но он попал во двор к Ростовым, откуда был вывезен с их обозом.

Встретившись лицом к лицу, осознавая, что никогда уже они не смогут быть вместе, Наташа и Андрей поняли, как дороги друг другу. Оба жалели о разрыве. В объятиях любимой Андрей прожил свои последние минуты.

Портрет

Болконский был среднего роста, со стройной фигурой и военной выправкой. Князь тщательно следил за собой, адъютант Кутузова не мог выглядеть неопрятно. Толстой не раз указывает на белизну рук и аристократическую шею офицера.

Мужчина обладал всеми качествами мужественного офицера, о нем говорили, как об умном и начитанном собеседнике. Друг граф Безухов, философ, вечный искатель смысла жизни, особо ценил в герое силу воли и умение обучаться. Болконский говорил, что за речью надо следить, так как сам был весьма сдержанный в высказываниях и суждениях.

Князь стал одним из первых реформаторов России, так как успел триста крестьян перевести из системы строгого контроля в вольные хлебопашцы. Других освободил от обязательной барщины, ввел оброк. В родном Богучарове священник получал оплату из казны имения за обучение грамоте детей. Там же содержалась специальная бабка, мастерица принимать роды у крестьянок.

Лев Толстой с любовью говорит о своем герое. В его образе читатель видит истинного патриота, способного поступиться собственными интересами ради других людей. Болконский отдал жизнь на поле боя в самый ответственный для государства момент, и был готов к этому всегда.

Одной из самых незаурядных и многогранных личностей в романе Толстого «Война и мир» является образ блестящего русского князя и офицера Андрея Болконского.

На протяжении романа он оказывается в различных жизненных ситуациях: теряет молодую жену, участвует на войне с французами, переживает тяжелый разрыв с молоденькой невестой и несбывшейся женой Ростовой, в самом конце умирает от смертельной раны, полученной на поле боя.

Характеристика героя

("Князь Андрей Болконский", эскизный портрет. Николаев А. В., иллюстрация к роману Л.Н. Толстого "Война и мир", 1956 )

Князь Андрей — молодой русский дворянин и офицер, отличается красивой внешностью и статной фигурой. Его первая встреча с читателями происходит в салоне Анны Шерер, куда он приходит с женой, племянницей Кутузова. Он имеет скучающий и отстраненный вид, оживляющийся только после встречи со старым знакомым Пьером Безуховым, дружбой с которым он очень дорожил. Его взаимоотношения с женой весьма натянуты и прохладны, они живут словно чужие друг другу люди. Он устал от пустой светской жизни, которая так близка его молодой и неискушенной жене, и не видит в ней никакого смысла.

Тщеславный и амбициозный князь, желая почестей и славы, отправляется на войну. Там он ведет себя совсем по-другому, здесь раскрываются такие качества как смелость, благородство, выдержка, ум и великое мужество. Получив тяжелейшее ранение в битве под Аустерлицем и осознав всю быстротечность жизни и свое бессилие и ничтожество перед вечностью, он полностью меняет свои жизненные позиции.

Разочаровавшись в ратном деле, как и в своем бывшем кумире Наполеоне, князь решает посвятить всего себя семье. Однако этому не суждено сбыться, приехав в имение он застает жену на смертном ложе в результате тяжелейших родов. Андрей Волконский, которого семья уже не чаяла увидеть в живых, остается с новорожденным сыном Николенькой на руках, разбитыми мечтами о счастливой семейной жизни и опустошенным от горя и печали сердцем. Он ощущает свою вину перед умершей женой и жалеет, что не был ей хорошим мужем при жизни.

Встретив и полюбив чистую и открытою душой и сердцем молоденькую Наташу Ростову, Болконский оттаивает и понемногу начинает проявлять интерес к жизни. Обычно он холоден и сдержан в эмоциях, по натуре он закрытый человек, держащий свои эмоции в узде, и только с Наташей раскрывается по-настоящему и показывает свои истинные чувства. Графиня Ростова отвечает ему взаимностью, происходит обручение и не за горами свадьба. Однако, будучи примерным сыном, уважающим мнение старших, он по настоянию отца, который был против его брака, уезжает на некоторое время за границу. Легко увлекающаяся натура и еще совсем молоденькая невеста влюбляется в молодого повесу Курагина, и князь, не сумевший простить измену, порывает с ней.

Опустошенный и раздавленный её предательством Волконский,желая загасить душевные раны уезжает обратно на войну. Там он уже не ищет славы и признания, движимый душевным порывом он просто защищает свою Отчизну и как может облегчает нелегкую солдатскую жизнь.

Получив смертельное ранение в Бородинском сражении, он попадет в госпиталь, и там встречает любовь всей своей жизни Наташу Ростову. Перед смертью он успевает признаться ей в своих чувствах и великодушно прощает и обидчика Курагина, и ветреный и бездумной поступок девушки, который разрушил жизнь их обоих. Наконец он понимает истинный смысл любви, их соединяющей, но уже слишком поздно...

Образ главного героя

(Вячеслав Тихонов в роли Андрея Болконского, художественный фильм "Война и мир", СССР 1967 )

Возможно если бы в момент второй встречи Ростовой и Болконского на тот момент не было бы войны между Россией и Францией. Все кончилось бы счастливым финалом и их свадьбой. И может быть брак так горячо влюбленных сердец был бы идеальным символом семейных отношений. Но человеку издавна присуще истреблять себе подобных и всегда на войне гибнут самые благородные и яркие представители своего Отечества, которые могли бы в дальнейшем принести немалую пользу своей стране, но этого не суждено им сделать.

Лев Толстой не зря проводит своего героя Андрея Волконского через тяжелые испытания и мучения, ведь они подняли его на вершину духа, показали ему путь достижения гармонии с другими людьми и мира с самим собой. Очистившись от все пустого и неискреннего: гордыни, ненависти, эгоизма и тщеславия, он открыл для себя новый духовный мир, полный чистых помыслов, добра и света. Он умирает счастливым человеком на руках своей возлюбленной полностью приняв мир каким он есть и в полной гармонии с ним.

Меню статьи:

Любой читатель, вдумчиво вникающий в легендарный роман-эпопею Льва Николаевича Толстого «Война и мир», встречается с образами удивительных героев. Одним из таковых является Андрей Болконский, человек незаурядный, с многогранным характером.

Описание Андрея Болконского

«…Небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными сухими чертами» – так описывает своего героя Лев Николаевич Толстой при первой встрече читателя с ним на вечере Анны Павловны Шерер. – Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою, оживленною женой.

Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно…» Более всего скучал молодой человек, видя лицо своей жены.

Казалось бы, ничто на этом вечере не могло поднять молодому человеку настроения, и оживился он лишь тогда, когда увидел своего друга – Пьера Безухова. Из этого можно сделать вывод, что Андрей ценит дружбу.

Молодому князю Болконскому присущи такие качества, как благородство, уважение к старшим (достаточно проследить, как он любил своего отца, называя его «Вы, батюшка…»), а также образованность и патриотизм.

В его судьбе настанет время тяжелых испытаний, а пока он – молодой человек, которого любит и принимает светское общество.

Жажда славы и последующее разочарование

Ценности Андрея Болконского на протяжении всего романа «Война и мир» постепенно меняются. В начале произведения амбициозный молодой человек во что бы то ни стало жаждет получить человеческое признание и славу как отважный воин. «Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно» – восклицает он, желая отправиться на войну с Наполеоном.

Предлагаем ознакомиться с в романе Льва Толстого “Война и мир”

Светская жизнь ему кажется пустой, а молодой человек хочет быть полезным обществу. Сначала он служит адъютантом у Кутузова, но в битве под Аустерлицем получает ранение и попадает в госпиталь. Семья считает Андрея пропавшим без вести, но для самого Болконского это время стало очень важным для переоценки ценностей. Молодой человек разочарован в прежнем своем кумире Наполеоне, увидев его никчемным человеком, радующимся гибели людей.

«В эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нему облаками». Теперь, когда цель жизни Болконского – добиться славы и признания – разрушилась, героем овладевают сильные душевные переживания.

Выздоровев, он принимает решение уже не воевать, но посвятить себя семье. К сожалению, так не произошло.

Еще одно потрясение

Следующим ударом для Андрея Болконского стала смерть при родах его жены Елизаветы. Если бы не встреча с другом Пьером Безуховым, который постарался убедить его, что жизнь не окончена, и нужно бороться, несмотря на испытания, герою было бы намного тяжелее пережить такое горе. «Я живу и в этом не виноват, стало быть, надо как-нибудь получше, никому не мешая, дожить до смерти» – сокрушался он, делясь с Пьером своими переживаниями.


Но, благодаря искренней поддержке товарища, убедившего друга, что «надо жить, надо любить, надо верить», герой романа выстоял. В этот сложный период Андрей не только ободрился душой, но и встретил свою долгожданную любовь.

Впервые Наташа и Андрей встречаются в имении Ростовых, куда князь приезжает ночевать. Разочарованный в жизни Болконский понимает, что наконец-то счастье настоящей и светлой любви улыбнулось ему.

Чистая и целеустремленная девушка открыла ему глаза на то, что нужно жить для народа, делать добро для окружающих. В сердце Андрея вспыхнуло новое, до сих пор неведомое ему чувство любви, которое разделяла и Наташа.


Они обручились, и, может быть, стали бы прекрасной парой. Но снова вмешались обстоятельства. В жизни возлюбленной Андрея появилось мимолетное увлечение, приведшее к плачевным последствиям. Ей показалось, что она влюбилась в Анатоля Курагина, и хотя позже девушка раскаялась в измене, Андрей уже не смог простить её и относиться по-прежнему. «Из всех людей никого больше не любил я и не ненавидел, как её» – признался он своему другу Пьеру. Помолвка была расторгнута.

Смерть Андрея на войне 1812 года

Отправляясь на следующую войну, князь Болкнонский уже не преследует честолюбивых планов. Главной его целью становится защитить Родину и свой народ от напавшего врага. Теперь Андрей воюет рядом с простыми людьми, солдатами и офицерами, и не считает это зазорным. “…Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли наш князь, им гордились и его любили…” – пишет Лев Толстой, характеризуя своего любимого героя.

Ранение в Бородинском сражении стало фатальным для князя Андрея.

Уже находясь в госпитале, он встречается с бывшей возлюбленной Наташей Ростовой, и чувства между ними вспыхивают с новой силой. “…Наташа, я слишком люблю вас. Больше всего на свете…” – признается он.

Однако, у этой возрожденной любви нет ни единого шанса, ведь Болконский умирает. Последние дни жизни Андрея преданная девушка проводит рядом с ним.

Он не только знал, что умрёт, но он чувствовал, что он умирает, что он уже умер наполовину. Он испытывал сознание отчуждённости от всего земного и радостной и странной лёгкости бытия. Он, не торопясь и не тревожась, ожидал того, что предстояло ему. То грозное, вечное, неведомое, далёкое, присутствие которого он не переставал ощущать в продолжение всей своей жизни, теперь для него было близкое и – по той странной лёгкости бытия, которую он испытывал, – почти понятное и ощущаемое…».

Образ и характеристика Андрея Болконского в романе “Война и мир”

3.7 (73.89%) 36 votes

Андрея Болконского, его духовные искания, эволюция личности описаны на протяжении всего романа Л. Н. Толстого. Для автора важны изменения в сознании и мироощущении героя, ведь, по его мнению, именно это говорит о нравственном здоровье личности. Поэтому все положительные герои «Войны и мира» проходят путь поиска смысла жизни, диалектики души, со всеми разочарованиями, утратой и обретением счастья. На наличие положительного начала в персонаже Толстой указывает тем, что несмотря на жизненные неурядицы герой не теряет достоинства. Таковы Андрей Болконский и Пьер Безухов. Общее и главное в их исканиях то, что герои приходят к мысли единения с народом. Рассмотрим, к чему привели духовные поиски князя Андрея.

Ориентация на идеи Наполеона

Князь Болконский впервые предстает перед читателем в самом начале эпопеи, в салоне Анны Шерер, фрейлины. Перед нами невысокого роста человек, с несколько сухими чертами лица, весьма красивый внешне. Все в его поведении говорит о полной разочарованности жизнью, как духовной, так и семейной. Женившись на красивой эгоистке, Лизе Мейнен, Болконский вскоре утомляется ею и полностью меняет свое отношение к браку. Даже друга Пьера Безухова он заклинает никогда не жениться.

Князь Болконский жаждет чего-то нового, для него постоянные выходы в свет, семейная жизнь - это замкнутый круг, из которого молодой человек норовит вырваться. Каким образом? Уходом на фронт. В этом уникальность романа «Война и мир»: Андрей Болконский, равно как и другие персонажи, их диалектика души, показаны в рамках определенной исторической обстановки.

В начале эпопеи Толстого Андрей Болконский - ярый бонапартист, восхищающийся военным талантом Наполеона, приверженец его идеи обретения власти через воинский подвиг. Болконский хочет заполучить «свой Тулон».

Служба и Аустерлиц

С приходом в армию начитается новая веха исканий молодого князя. Жизненный путь Андрея Болконского сделал решительный разворот в направлении смелых, мужественных поступков. Князь показывает исключительный талант в офицерстве, он проявляет смелость, доблесть и мужество.

Даже мельчайшими деталями Толстой подчеркивает, что Болконский сделал правильный выбор: лицо его стало другим, перестало выражать усталость от всего, исчезли напускные жесты и манеры. У молодого человека не было времени думать над тем, как себя правильно повести, он стал настоящим.

О том, какой Андрей Болконский талантливый адъютант, делает отметку сам Кутузов: великий полководец пишет отцу молодого человека письмо, где отмечает, что князь делает исключительные успехи. Все победы и поражения Андрей воспринимает близко к сердцу: искренне радуется и с болью в душе переживает. Он видит в Бонапарте врага, но в то же время продолжает восхищаться гением полководца. Он все еще мечтает о «своем Тулоне». Андрей Болконский в романе «Война и мир» - выразитель авторского отношения к выдающимся личностям, именно из его уст читатель узнает о важнейших сражениях.

Центром этого этапа жизненного пути князя является Проявивший высокий героизм, тяжело раненный, лежит он на поле битвы и видит бездонное небо. Тогда к Андрею приходит осознание того, что он должен пересмотреть жизненные приоритеты, обратиться к жене, которую презирал и унижал своим поведением. Да и некогда кумир, Наполеон, видится ему ничтожным человечишкой. Бонапарт по достоинству оценил подвиг молодого офицера, только вот Болконскому было все равно. Он мечтает только о тихом счастье и безупречной семейной жизни. Андрей решает окончить воинскую карьеру и вернуться домой, к жене, в

Решение жить для себя и близких

Судьба готовит Болконскому еще один тяжелый удар. В родах умирает жена, Лиза. Она оставляет Андрею сына. Князь не успел попросить прощения, ведь приехал слишком поздно, он мучим чувством вины. Жизненный путь Андрея Болконского далее - это забота о своих близких.

Воспитание сына, строительство имения, помощь отцу в формировании рядов ополчения - вот на данном этапе его жизненные приоритеты. Андрей Болконский живет в уединении, что позволяет ему сосредоточиться на своем духовном мире и поиске смысла жизни.

Проявляются прогрессивные взгляды молодого князя: он улучшает жизнь своих крепостных (заменяет барщину оброком), тремстам человекам дает статус Все же пока еще он далек от принятия чувства единения с простым народом: то и дело проскальзывают в его речи мысли о пренебрежении к крестьянству и простым солдатам.

Судьбоносная беседа с Пьером

Жизненный путь Андрея Болконского переходит в другую плоскость во время визита Пьера Безухова. Читатель сразу отмечает родство душ молодых людей. Пьер, находящийся в состоянии душевного подъема из-за проведенных в своих имениях реформ, заражает энтузиазмом и Андрея.

Молодые люди долго обсуждают принципы и смысл изменений в жизни крестьянства. С чем-то Андрей не согласен, наиболее либеральные взгляды Пьера на крепостных он не принимает вообще. Однако практика показала, что, в отличие от Безухова, Болконский сумел реально облегчить жизнь своих крестьян. Все благодаря его деятельной натуре и практичному взгляду на крепостной строй.

Все же встреча с Пьером помогла князю Андрею хорошо вникнуть в свой внутренний мир, начать движение к преобразованиям души.

Возрождение к новой жизни

Глоток свежего воздуха, изменение взглядов на жизнь произвела встреча с Наташей Ростовой - главной героиней романа «Война и мир». Андрей Болконский по делам обретения земель посещает имение Ростовых в Отрадном. Там он подмечает спокойную, уютную атмосферу в семействе. Наташа такая чистая, непосредственная, настоящая... Она повстречалась ему звездной ночью во время первого в своей жизни бала и тут же завладела сердцем молодого князя.

Андрей как бы рождается заново: понимает то, о чем ему говорил когда-то Пьер: нужно жить не только для себя и своей семьи, необходимо быть полезным всему обществу. Именно поэтому Болконский едет в Петербург, чтобы внести свои предложения в военный устав.

Осознание бессмысленности "государственной деятельности"

К сожалению, встретиться с государем у Андрея не получилось, он был направлен к Аракчееву, человеку беспринципному и глупому. Конечно, он не принял идеи молодого князя. Однако произошла еще одна встреча, повлиявшая на мировоззрение Болконского. Речь идет о Сперанском. Он увидел в юноше хороший потенциал для государственной службы. В итоге Болконского назначают на должность, связанную с составлением Кроме того, Андрей возглавляет комиссию по составлению законов военного времени.

Но вскоре к Болконскому приходит разочарование службой: формальный подход к работе не удовлетворяет Андрея. Он чувствует, что здесь выполняет никому не нужную работу, реальной помощи он никому не окажет. Все чаще Болконский вспоминает жизнь в деревне, где он был действительно полезным.

Изначально восхитившись Сперанским, Андрей теперь увидел притворство и неестественность. Все чаще Болконского посещают мысли о праздности петербургской жизни и отсутствии всякого смысла в своей службе стране.

Разрыв с Наташей

Наташа Ростова и Андрей Болконский были весьма красивой парой, однако им не суждено было пожениться. Девушка дала ему желание жить, творить что-то на благо страны, мечтать о счастливом будущем. Она стала музой Андрея. Наташа выгодно отличалась от других девушек петербургского общества: она была чиста, искренна, ее поступки шли от сердца, они были лишены всякого расчета. Девушка искренне любила Болконского, а не просто видела в нем выгодную партию.

Болконский совершает роковую ошибку, отложив свадьбу с Наташей на целый год: это спровоцировало ее увлеченность Анатолем Курагиным. Молодой князь не смог простить девушку. Наташа Ростова и Андрей Болконский разрывают помолвку. Виной всему - чрезмерная гордость князя, нежелание услышать и понять Наташу. Он опять такой же эгоцентричный, каким читатель наблюдал Андрея в начале романа.

Окончательный перелом в сознании - Бородино

Именно с таким тяжелым сердцем вступает Болконский в 1812 год, переломный для Отечества. Изначально он жаждет мести: мечтает встретить среди военных Анатоля Курагина и отомстить за свой несостоявшийся брак, вызвав его на дуэль. Но постепенно жизненный путь Андрея Болконского в очередной раз меняется: стимулом к этому послужило виденье трагедии народа.

Кутузов доверяет молодому офицеру командование полком. Князь полностью отдается своей службе - теперь это для него дело всей жизни, он настолько сроднился с солдатами, что они называют его «наш князь».

Наконец, наступает день апофеоза Отечественной войны и исканий Андрея Болконского - Бородинское сражение. Примечательно, что свое виденье этого великого исторического события и нелепости войн Л. Толстой вкладывает в уста князя Андрея. Он размышляет о бессмысленности стольких жертв ради победы.

Читатель видит здесь Болконского, прошедшего тяжелый жизненный путь: разочарования, смерти близких, предательство, сближение с простым народом. Он чувствует, что слишком многое теперь понимает и осознает, можно сказать, предвещает свою гибель: «Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа добра и зла».

Действительно, Болконский получает смертельное ранение и среди других солдат попадает на попечение в дом Ростовых.

Князь чувствует приближение смерти, он долго размышляет о Наташе, понимает ее, «видит душу», мечтает встретиться с любимой, попросить прощения. Он признается девушке в любви и умирает.

Образ Андрея Болконского - пример высокой чести, верности долгу Родине и людям.