Юрий айзеншпис личная жизнь. Айзеншпис юрий шмелевич, биография, история жизни, творчество, писатели, жзл. Неужели нельзя было подать прошение об амнистии

«Шпиц-фарцовщик» , «продюсер-рецидивист» , Юрий Айзеншпис всегда намеренно оставался в тени своих звезд. «Дети» — так он называл их всех. И отдавал им все: время, деньги, здоровье. У продюсера, которого за глаза называли «железным», сердце оказалось простым, человеческим.

Когда-то «барыга» Юрка Шпиц был известным на всю Москву спекулянтом и фарцовщиком. Тогда же сколотил свою первую группу — советскую версию «Битлз». После этого были обыски, аресты, сроки… В тюрьмах он провел 17 лет и восемь месяцев — почти треть своей жизни. Уголовного прошлого Айзеншпис никогда не стеснялся, а при знакомстве с Мазаевым даже представился: «Продюсер-рецидивист» . Когда была объявлена амнистия для политзаключенных и спекулянтов, а валютные махинации стали валютными операциями, Айзеншпис в который раз убедился: отбывал непонятно за что. Но здоровье в тюрьме он подорвал так, что всю оставшуюся жизнь работал на одни таблетки…

Итогом стал инфаркт. Ему давали пару часов, но он протянул двое суток. И даже в день своей смерти требовал: «Поставьте меня на ноги! Билану вручают „Певца года“!» До награждения он не дожил всего несколько часов. Друзья потом скажут: он был человек, который жил сердцем, может, потому оно и болело.

Он был музыкальным продюсером, когда и слова такого в нашем языке не было. О творческой жизни серого кардинала Айзеншписа — от «Кино» до Димы Билана — в документальной части программы расскажет ведущий Вадим Такменёв. Не менее красноречиво о жизни своего Шмильича расскажут, а точнее — споют его «дети»: группы «Технология», «Динамит», «Моральный кодекс», Влад Сташевский, Дима Билан.

Популярный артист Дима Билан сейчас не имеет права выходить на сцену и выпускать альбомы. 29 марта на пресс-конференции в "РИА Новости" об этом рассказала Елена Ковригина , вдова продюсера Юрия Айзеншписа .

ПО ТЕМЕ

В начале пресс-конференции Елена Ковригина объявила, что на десятый день после смерти Юрия Айзеншписа она обратилась к адвокату Павлу Астахову с просьбой подготовить все документы для того, чтобы сын продюсера Миша Айзеншпис вступил в право наследования. Ковригина беспокоилась о том, чтобы права ее сына не были ущемлены.

Дело в том, что в начале своей творческой деятельности Виктор Белан (Дима Билан) подписал контракт с продюсером Юрием Айзеншписом о том, что бренд, имидж и репертуар артиста "Димы Билана" принадлежат продюсерскому центру Айзеншписа "StarPro" . В контракте также указывалось, что если Дима Билан разрывает отношения со "StarPro", то он не имеет права выступать в течение следующих десяти лет . По Гражданскому кодексу после смерти Юрия Айзеншписа компания "StarPro" перешла в собственность сына продюсера Миши Айзеншписа.

Павел Астахов продемонстрировал журналистам документы , подтверждающие, что права на бренд, имидж, и репертуар Димы Билана по праву прямого наследования принадлежат 15-летнему Мише Айзеншпису. А пока ребенок не достигнет совершеннолетия, распоряжаться собственностью сына будет его мать и опекун Елена Ковригина.

По словам Елены Ковригиной, шоу-бизнес ей не интересен и артистом Димой Биланом она заниматься не собирается. Она подписала договор с компанией "Союзконцерт", которой передаются права, связанные с проектом "Дима Билан" . Представители компании "Союзконцерт", присутствующие на пресс-конференции, в свою очередь заявили, что теоретически возможно, что они передадут проект "Дима Билан" какой-нибудь из западных компаний. Напомним, спор о правах на использование сценического имени певца разгорелся в сентябре 2005 года после смерти Айзеншписа. "Тогда Билан исчез из нашего поля зрения и объявился уже с новыми хозяевами. Он ушел от компании, посчитав, что смерть Айзеншписа избавляет его от всех договоров . Но он не имеет права просто развернуться и уйти, потому что речь идет о юридически нерешенных вопросах. Это бизнес и ничего более", - сказала на пресс-конференции Елена Ковригина. Осенью 2005 года Елена Ковригина вела переговоры с новым продюсером Димы Билана Яной Рудковской. Речь шла о двух миллионах долларов, которые по словам Ковригиной, Юрий Айзеншпис вложил в Диму Билана и оборудование его студии. Елена предлагала новым продюсерам возместить центру "StarPro" эти затраты. Но переговоры тогда неожиданно прекратились. Никаких выплат со стороны Димы Билана не было. Певец продолжал выступать, при этом не отвечал на телефонные звонки, и лишь однажды приехал домой к Ковригиной и привез для Миши пачку чипсов и банку кока-колы. Также Елена сообщила, что Дима Билан до сих пор прописан в квартире, которая принадлежала Юрию Айзеншпису.

Кстати, выступление Димы Билана на конкурсе песни "Евровидение", как и любые другие выступления певца после смерти Айзеншписа, тоже можно трактовать, как нарушение закона .

Свое почти двухлетнее молчание Елена Ковригина объяснила тем, что еще на переговорах с представителем новых продюсеров и Димы Билана она обещала не поднимать шумиху вокруг этого вопроса. А потом занималась подготовкой всех необходимых документов. Будут ли к Диме Билану применяться штрафные санкции за несоблюдение контрактов, ни Елена Ковригина, ни Павел Астахов, не сообщили.

20 сентября умер Юрий Шмильевич Айзеншпис (1945-2005), один из немногих реальных продюсеров этой страны.

В шоу-бизнес Айзеншпис попал в юности, но многое из того, что он тогда делал было на грани законности (). В результате парень пошел в тюремный университет и полноценно вернуться к работе смог только к 45 годам.

Первым проектом Айзеншписа стал Виктор Цой, сотрудничество с которым прервала трагическая авария.

Артисты уходили от него со скандалами, он сам их бросал, порой не хватало на дальнейшую раскрутку денег.

Поговорим сегодня о «сорванных» проектах продюсера, считающегося суперуспешным.

ГРУППА «ТЕХНОЛОГИЯ» (1991-1992)


Сотрудничество: Участники группы сходятся, что Айзеншпис взял их, как и Цоя, «готовенькими». Ничего делать было не надо, - «Технология» уже с успехом исполняла «Странные танцы» и «Нажми на кнопку», которые и стали визитной карточкой ребят.

Айзеншпис просто снял им клип на «Странные танцы» и зарядил эфиры. Кроме того, уговорил участников внешне косить под «Депеш Мод». Ну, еще привез из-за границы световую аппаратуру.

Но снять клипы и зарядить эфиры, стоило денег, чего участники «Технологии», похоже, не понимали. Редактора на телевидении требовали бабок за каждый чих, заставляя Айзеншписа ностальгировать по дням, когда появление Цоя в программе «Взгляд» не стоило ничего.

Причины разрыва: Сгубило «Технологию» многолюдство. Доходы делились из расчета 60% Айзеншпису, 40% - группе. В принципе по-божески, но эти 40% приходилось дербанить на четверых и сумма получалась не впечатляющая. Почему «Технология» обвиняла в этом Айзеншписа не совсем понятно. Будем считать, - нелады с арифметикой.


Желая отжать у Айзеншписа не только свободу, но и деньги «Технология» обратилась за помощью к криминалу.

Айзеншпис рассказывал:

«Письмо на 15 страницах красной шариковой ручкой с кучей обвинений получил не только я, но и некие уголовные элементы, взявшиеся рассудить нас. Просто так отмахнуться от этих людей я не мог и согласился встретиться. Стрелка состоялась на одной из съемных квартир недалеко от Сокола. Помимо меня, пришедшего в гордом одиночестве, и скандалистов из группы, туда явилось еще несколько весьма авторитетных в криминальных кругах людей. Вроде как протеже музыкантов. Причем кое с кем я даже как-то вместе сидел…

Разбор полетов начался. Спокойно выслушав целый поток обвинений, я столь квалифицированно и аргументировано отвечал по каждому из пунктов, что даже камня на камне не оставил. Уголовный элемент признал мою правоту и не встал на сторону музыкантов. Все, что я потерял в итоге этой встречи – гору промоматериала группы, всякие там бестолковые плакатики и календарики с их наглыми физиономиями»

«ЯНГ ГАНЗ» (1992)


Сотрудничество: Не понимая, что наступает время попсы, Айзеншпис взял под свое крыло еще одну рок-группу, но быстро одумался. Крутые финансы в этот проект он вложить не успел, о чем неоднократно благодарил Господа.

Причины разрыва: Инициатором расставания выступил Айзеншпис, слишком уж диковатые музыканты ему достались. Ребята все время делили лидерство в коллективе, затевая драки прямо на концертах, портя аппаратуру, конфликтуя с милицией. И это еще не было славы, а уж ее дуновение снесло бы крышу без возврата. Поняв это, Айзеншпис разорвал контракт.

ЛИНДА (1992-1993)


Сотрудничество: В Линде Айзеншписа заинтересовал папа, - банкир Александр Гейман, вернее, его деньги. Первым делом, Айзеншпис разрушил дуэт Линды с подружкой, убедив, что проталкивать сольный проект легче. Потом он столкнулся с застенчивостью будущей звезды. Айзеншпис выдал ей характеристику:

«Линда носила длинные волосы и не могла связно говорить: обычная провинциальная еврейская девочка, чей папа сильно поднялся. Вовсе никакой не талант, просто девчонка хотела петь. А в училище, естественно, почувствовав вкус наживы, стали ее записывать в суперталанты. Просто разводили родителя с явно корыстными целями, чтобы он нанял дорогих учителей».

Причины разрыва: Естественно, критика продюсера напрягала банкира, а Айзеншпис не знал, как слепить из артистки что-то приемлемое. И тут на горизонте появился Макс Фадеев.

Успех первых альбомов повторить не удалось, хотя в 2004 у Линды был еще один мощный промоушен с продюсером Пригожиным во главе.

ВЛАД СТАШЕВСКИЙ (1993-1999)

Сотрудничество: Первый проект Айзеншписа, слепленный им от начала до конца и поимевший большой успех. Взяв красивого, хорошо воспитанного парня Айзеншпис заказал под него музыку и текст. Влад очень мощно выстрелил, в определенный момент все эфиры были его.

Проект продержался долго, поскольку Сташевский понимал, чем обязан продюсеру и не имел грандиозных творческих притязаний. Все шло замечательно, пока Влад не женился на дочери хозяина «Лужников» Ольге Алешиной.


Причины разрыва: Алешина начала дуть Сташевскому в ухо, что работать лучше без Айзеншписа, продюсером будет она и все деньги пойдут в семью.

Айзеншпис пытался держаться бодрячком:

«Мой «развод» с Владом – первый крупный в нашем шоу-бизнесе, который прошел тактично и мирно. Без взаимных претензий, обзывательств и бойкотов. Впервые два известных человека, продюсер и артист, публично огласили, что с этого момента прекращают свое сотрудничество. Сделали мы это в офисе компании Intermedia, там же подписали заявление для массмедиа по поводу окончания пятилетнего контракта и об удовлетворении результатами совместной деятельности. В качестве подтверждения этого удивительного факта я привел такие бесспорные доказательства успешности проекта, как выпуск за пять лет пяти альбомов, ста песен, семнадцати клипов и пяти дипломов «Песни года».

Хорошо, что Владу удалось вернуться к нормальной жизни без каких-либо задвигов «а-ля Женя Осин».

САША (1999-2000)

Сотрудничество: Из действительно яркой певицы Айзеншпис пытался слепить русскую Мадонну (имеется в виду звезда земная, а не небесная). Положение облегчалось тем, что Саша пришла не одна, а с бюджетом. Весьма скоро песни типа «Это просто дождь» заполонили эфир.

Причины разрыва: Меценат, который давал под Сашу деньги, уложил ее в постель, а потом начал ревновать, будучи при этом женатым. Постоянно возникали траблы.

Айзеншпис вспоминал:

«На почве скандалов происходила постоянная катавасия с эфирами. Уже все проплачено, вдруг в последний момент звонок: «Все отменяй!». Отменяю с потерями, хорошо хоть часть денег спас. И вдруг снова звонок: «Возвращай все назад!». И попробуй объясни ему, что так не делается!»

Инвестор Айзеншписа уволил, да и Саше путь на сцену попытался преградить.

НИКИТА (1999-2000)


Сотрудничество: Подобно «Технологии» Никита пришел к Айзеншпису с готовым материалом и поначалу не поразил. Но приглядевшись внимательнее, продюсер решил в паренька вложиться. Песни «Улетели навсегда», «С неба ты сошла», скандальный клип «Отель» при самом строгом счете войдут в историю российской музыкальной индустрии.

К сожалению, Никита мыслил себя самостоятельной творческой единицей и так оно, наверное, и было, но при этом вклад Юрия Шмильевича им явно недооценивался.

Причины разрыва: Их озвучил Айзеншпис.

«В наших отношениях постоянно присутствовало противостояние. Казалось бы, ну что ерепениться, тебе же повезло, работаешь с крупным продюсером, хорошие деньги получаешь, отличная перспектива. Но нет, по всем вопросам своя точка зрения, фантастическая самоуверенность и безапелляционность и, как следствие, постоянные конфликты».

Через два с копейками года Айзеншпис и Никита расстались.

«Когда я начал работать один, в первые дни мне хотелось просто повеситься. Когда я сотрудничал с Айзеншписом, я не думал ни о чем, кроме выступлений. А теперь мне приходится одному решать все вопросы – от организации гастролей до выбора концертных костюмов…»

Айзеншпис больше связываться с Никитой не захотел. В результате перспективный певец скатился до артиста уровня клубов спальных районов Москвы.

Последние проекты Айзеншписа группа «Динамит» и Дима Билан, были успешными.


Хотя к моменту ухода из жизни Юрия Шмильевича «Динамит» переживал кризис, поскольку умер, выгнанный из группы Леонид Нерушенко. Что касаемо Билана, то он упал в судебный процесс с вдовой Айзеншписа, едва труп продюсера успел остыть.

Таковы итоги профессиональной деятельности нетривиального, жесткого и очень талантливого человека.

Интересно, что настоящее имя отца Юрия – Шмуль. Сотрудник НКВД, заполняя паспорт, перепутал. Так получился Шмиль Айзеншпис. Мужчина прошел ВОВ, побывал в Берлине. При этом солдат ни разу не был ранен. У матери Юрия Шмильевича биография не менее интересная. Мария Михайловна родилась в Белоруссии.

После смерти родителей была передана на воспитание дальним родственникам. Из-за начавшейся войны получить диплом журналиста не успела. Мария Михайловна вступила в партизанский отряд, несколько раз едва не попала в руки немцев. В послевоенные годы была награждена медалями и орденами.



Знакомство родителей Юрия произошло на Белорусском вокзале в 1944 году. После окончания войны Мария Михайловна и Шмиль Моисеевич оказались в Главном управлении аэродромного строительства. По тем временам семья Айзеншпис жила хорошо. У них в доме присутствовали телевизор и патефон с большой коллекцией пластинок.

Вплоть до 1961 года семья продюсера жила в деревянном бараке, но потом переехала в квартиру, расположенную в московском районе Сокол. Юрий Шмильевич был спортивным ребенком, посещал спортивную школу. Продюсер был поклонником гандбола, волейбола и легкой атлетики. Из профессионального спорта пришлось уйти из-за травмы ноги.

Первые шаги в роли администратора Юрий делал уже в юности. В 1965 году мужчина начал сотрудничать с рок-группой «Сокол». Несмотря на явную тягу к шоу-бизнесу, Айзеншпис получил экономическое образование в Московском экономико-статистическом институте.

Музыка и продюсирование

Карьера продюсера для Юрия Шмильевича началась еще во время учебы в институте. Сотрудничество с рок-группой не помогло достичь желаемых высот. Потом Айзеншпис угодил в тюрьму за проведение незаконных валютных операций. После выхода из заточения продюсер попал в перестроечный мир, который стал отправной точкой для развития карьеры в шоу-бизнесе.

Знакомство с Александром Липницким позволило Айзеншпису стать руководителем фестиваля «Интершанс». Постепенно мужчина изучал основы закулисной жизни, выявлял методы влияния на музыкантов, позже перешел к продюсированию.

Лучшие дня

«Продвигать артиста – функциональная обязанность продюсера. И тут любые средства хороши. Путем дипломатии, подкупа, угроз или шантажа», - заявлял Юрий Шмильевич.

Такой подход к делу оказался успешным. Из обычного продюсера Айзеншпис быстро поднялся до звания акулы шоу-бизнеса. Юрий начал помогать исполнителям, которые хотели оказаться на большой сцене. Не каждый подходил Айзеншпису. Продюсер, зажигающий звезды, выбирал артистов, способных «зацепить» зрителя. Обязательным условием стало наличие репертуара. Для продвижения музыкантов Юрий Шмильевич использовал СМИ и телевидение.

В 1988 году в руки Айзеншписа попадает группа «Кино». К этому времени музыканты уже самостоятельно достигли определенного уровня, но требовался профессиональный подход к продвижению. Сотрудничество двух талантливых людей – Юрия Шмильевича и Виктора Цоя - дало плоды.

Известность продюсера и музыканта взлетела до небывалых высот. Через два года Виктор Цой погибает. Айзеншпис берет кредит в 5 миллионов рублей и выпускает посмертную пластинку музыканта «Чёрный альбом». Тираж диска превысил 1 миллион экземпляров. На этом проекте продюсер заработал 24 миллиона.

Карьера Юрия Шмильевича развивалась стремительно. После «Кино» последовал еще один коллектив – «Технология». Фактически с нуля Айзеншпис раскрутил группу. Молодые музыканты стали популярными. По неизвестной причине спустя год совместной работы дороги продюсера и подопечных расходятся.

Уже в 1992 году Юрия Айзеншписа признают лучшим продюсером страны. Через год после официального признания он знакомится со Светланой Гейман, известной под псевдонимом Линда. Проработали они несколько месяцев, после чего раскруткой певицы занялся Максим Фадеев.

В течение 6 лет Юрий Шмильевич сотрудничал с известным в 90-х годах певцом Владом Сташевским. Совместная работа привела к записи 5 альбомов. Айзеншпис увеличил популярность и узнаваемость Влада в разы. Музыканта приглашали на крупные концерты и мероприятия в России и США.

В послужном списке Юрия Айзеншписа присутствуют такие звезды, как Катя Лель, Никита, группа «Динамит». Главным достижением в работе продюсера стал Дима Билан. Под руководством Юрия Шмильевича об артисте узнали в России.

Айзеншпис описывал яркие моменты жизни и работы в книгах. Продюсер издал «Зажигающий Звезды. Записки и советы пионера шоу-бизнеса», «От фарцовщика до продюсера. Деловые люди в СССР» и «Виктор Цой и другие. Как зажигают звезды». В память о продюсере вышла передача на телеканале «ТВЦ» под названием «Дикие деньги».

Личная жизнь

Вокруг Айзеншписа постоянно ходили слухи. В шоу-бизнесе заявляли, что продюсер привнес в работу так называемое «голубое лобби». Раньше мужчине приводили женщин для раскрутки, позже стали появляться любовники политиков и бизнесменов. Не раз Юрия Шмильевича и подопечных продюсера называли геями, но официального подтверждения ориентации мужчин найдено не было.

«Отсидка в тюрьме могла повлиять на ориентацию Айзеншписа», - высказывал предположения Александр Стефанович, экс-супруг Аллы Пугачевой.

Многочисленные слухи не помешали жить гражданским браком Юрию Шмильевичу с Еленой Львовной Ковригиной.

После смерти Айзеншписа она быстро устроила свою личную жизнь, выйдя замуж за режиссера Леонида Гойнинген-Гюне. У Юрия и Елены родился сын Михаил. В 2014 году молодой человек попал в полицию в связи с употреблением наркотических веществ. Во время досмотра у Михаила нашли 1,5 грамма кокаина.

Смерть

Тюремное заключение негативно сказалось на здоровье продюсера. Долгое время Юрий Айзеншпис скрывал то, что у него есть серьезные проблемы. Официально причиной смерти является инфаркт миокарда, но к этому привел ряд диагнозов, в том числе цирроз печени, желудочно-кишечное кровотечение, гепатиты В и С. Информация о том, что у Юрия Шмильевича был СПИД, который привел к смерти, не подтверждена документально.

За три дня до смерти Айзеншпис почувствовал себя плохо. Врачи решили госпитализировать продюсера. После манипуляций состояние улучшилось, поэтому Юрий Шмильевич уговорил докторов выпустить из больницы. Продюсер хотел увидеть, как Дима Билан получит престижную музыкальную премию «MTV-2005».

До церемонии продюсер не дожил два дня. Жизнь Айзеншписа оборвалась на 61-м году. Похороны проходили на Домодедовском кладбище. На церемонии прощания присутствовали артисты, композиторы и другие деятели шоу-бизнеса. Многочисленные фото скорбящего Димы Билана облетели Интернет. Могила продюсера находится рядом с родительской.

Восхищение Юрием Айзеншписом
Дамир 19.04.2007 03:47:24

Хотелось бы выразить свое восхищение этим человечищем! Младому поколению надо брать с него пример!


Доброй памяти Айзеншпису
nikolos 09.01.2010 11:08:34

Зашел сюда для того чтобы почтить память этого прекрасного человека, я горжусь тем что у нас одна Родина, да будет тебе земля пухом, светлой памяти ввеках и Царствия Небесного Юрий Шмильевич! Николай.

Биография
В 1968 окончил Московский экономико-статистический институт по специальности "инженер-экономист". Профессиональную карьеру начал в 1965, сотрудничая в качестве администратора с рок-группой "СОКОЛ". Разработал оригинальную схему деятельности коллектива. После устной договоренности с директором клуба на проведение концерта, администратором скупались билеты на вечернюю демонстрацию фильма и распространялись по более дорогой цене. Впервые задействовал в работе людей, которые обеспечивали порядок во время выступления группы. 7 января 1970 был арестован. В результате обыска было конфисковано 15585 рублей и 7675 долларов. Осужден по 88 статье (золото и валютные операции). Вышел из тюрьмы в 1977, впоследствии получил бумагу с официальными извинениями.
Непродолжительное время работал в ТО "Галерея" при горкоме комсомола, организуя концерты молодых исполнителей. В начале 1989 продюсирует группу "КИНО". Одним из первых нарушил государственную монополию на издание пластинок. Взяв в кредит 5000000 рублей (1990), выпустил последнюю работу группы "КИНО" - "Черный альбом". С 1991 по 1992 сотрудничает с группой "ТЕХНОЛОГИЯ". Помогает музыкантам выпустить дебютный альбом "Все, что ты хочешь", организует выпуск различной полиграфической продукции (плакаты, открытки и пр.). В 1992 стал лауреатом национальной российской музыкальной премии "Овация" в номинации "лучший продюсер". В период с 1992 по 1993 работал в качестве продюсера с группами "МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС" и "ЯНГ ГАНЗ". С лета 1994 сотрудничает с певцом Владом Сташевским (на 1997 записано 4 альбома, дебютный - "Любовь здесь больше не живет" - был выпущен на лейбле "Aisenshpis Records"). Участвовал в организации международного фестиваля "Солнечная Аджария" (1994), а также в учреждении музыкальной премии "Звезда". В 1995 по итогам работы за 1993-94 вновь был награжден премией "Овация". В 1997 продолжает работать с Владом Сташевским, параллельно сотрудничая с начинающей певицей Ингой.

Юрий Айзеншпис, студент второго курса Московского экономико-статистического института по специальности «инженер – экономист» все свободное время отдает своему страстному увлечению – музыке. Музыке отнюдь не официальной, миллионными тиражами штампуемой отечественными гигантами звукозаписывающей индустрии, а той, настоящей, идеологически вредной и опасной. Таковыми были объявлены рок, джаз, по какой-то нелепости даже сестры Берри.
«Первые мои записи - джазовые композиции ведущих музыкантов мира. Джон Колтрейн, Вуди Герман, Элла Фитцджеральд, Луи Армстронг... Таких имен я мог бы назвать порядка ста. Моими первыми кумирами были John Coltrain, Ella Fitzgerald, Louis Armstrong.
Позднее меня потянуло к истокам рок-музыки - rhythm & blues. Знал различные направления - авангардный джаз, джаз-рок, популярный джаз. Потом меня потянуло к истокам рок-музыки, к основателям такого направления, как ритм-блюз. Круг меломанов был небольшой, все друг друга знали. Если у знакомых появлялась пластинка, я ее переписывал. Пластинки приходили к нам из-за границы через прочные заслоны таможенных законов и правил, а затем продавались на «черных» рынках, которые то и дело разгоняли. Не разрешался ни обмен, ни купля-продажа. Диски могли изъять, могли привлечь к уголовной ответственности за спекуляцию. Ну, диву даешься. Тем не менее, пластинки привозились и застревали у ценителей»
Рок пришел к нам с легендарными пластинками на «ребрах» (кустари-подпольщики нарезали звуковые дорожки на рентгеновских снимках) и с «родными» контрабандными винилами. Elvis Prestley, а позже – The Beatles принесли в страну заокеанский дух свободной музыки, полной жизни и драйва. Музыканты всегда тусовались бок о бок с меломанами, зачастую совмещая в себе два этих понятия».

Новые схемы, были по-новаторски оригинальны: после устной договоренности с директором клуба, группа скупала все билеты на вечерний киносеанс и продавала их по завышенной цене, но уже на свой концерт, проводимый вместо кино, которое «отменялось по техническим причинам». Наценка шла в пользу музыкантов, а клуб получал аншлаговый сбор даже на самую некассовую кинокартину – настолько велика была популярность «СОКОЛА». Но музыка создается не только творческой мыслью. Для ее создания необходимы вполне материальные вещи – музыкальные инструменты, звуковая аппаратура. И этот вопрос решился не только финансированием. В то время в СССР позволить себе мало-мальски приличный аппарат или фирменную электрогитару могли лишь официальные филармонические коллективы. И тут опять выручает предприимчивость молодого продюсера.

«Наш первый усилитель, - рассказывает Юрий Айзеншпис, - мы заказали в одном из московских НИИ, причем за достаточно скромную сумму нам сделали неплохой аппарат. Разумеется, неофициально».
Это был большой шаг вперед, но все-таки творения наших инженеров, не знакомых со спецификой гитарного звука, не дотягивали до фирменных приборов, которые поражали ребят на концертах заезжих заграничных коллективов. Именно у иностранных гастролеров, а точнее, у их технического персонала ребята начинают покупать музыкальное оборудование и инструменты.
«Это было взаимовыгодное сотрудничество, - говорит Юрий Шмильевич, - иностранцы с охотой продавали нам аппарат, так как могли купить у себя в стране новое, а для нас это было просто счастливой находкой». Таким образом, в арсенал «СОКОЛА» перекочевало звуковое оборудование итальянской звезды Риты Павоне, югославского певца Джорджа Марьяновича и многих других. Расплачиваться приходилось, разумеется, валютой, любые операции с которой в СССР были незаконны и жестоко карались правосудием.
К 1969 году «СОКОЛ» становится довольно известным коллективом, и встает на «профессиональные рельсы» в РОСКОНЦЕРТ. В конце года молодой директор группы Юрий Айзеншпис увольняется. «Мне предстояла защита дипломного проекта, - рассказывает Юрий Шмильевич, - кроме того, я работал в Центральном Статистическом Управлении, и гастрольная деятельность меня не прельщала».
На мой взгляд, продюсер – это на 50% интуиция, на 30% – удача, на 20% – работоспособность. Мой рабочий день начинается в 8 утра, а кончается за полночь. И чему здесь можно научить?
Тем временем, за деятельностью молодого импресарио уже давно наблюдали органы внутренних дел СССР. «Мы развивались. Техническое оснащение требовало постоянной модернизации. Я творческий человек. Однажды услышав хороший звук - живой, чистый, настоящий, - не могу уже слушать другое воспроизведение. Я покупал наиболее совершенную по тем временам аппаратуру. И здесь впервые столкнулся с настоящим уголовным законом. И стал переступать его. Стал заниматься бизнесом. Сегодня это солидное занятие, а тогда...
Мой бизнес был связан с валютой и золотом - самая страшная, расстрельная статья. Но ощущение собственной правоты мешало мне правильно оценить ситуацию. Не было ни страха, ни даже чувства опасности. Я считал, что поступаю естественно и нормально. А многое вокруг, наоборот, казалось неестественным и непонятным. Почему инициатива одного человека душится государственными структурами - будь то торговля, производство, культура? Почему, что петь - диктует государство? Я над этим задумывался, но не мог найти объяснения, мешало мировоззрение, впитанное в семье, в школе, в институте. Где-то в глубине души я знал, что прав. И что мой бизнес (тоща не говорилось "бизнес") - мое личное дело. Короче, начал музыкой, а кончил тюрьмой».
7 января 1970 года его арестовывают, а всю аппаратуру группы «СОКОЛ» конфисковывают. По обвинению в валютных операциях Юрия Айзеншписа приговаривают к 17 годам лишения свободы... На протяжении этих 17 лет мир менялся и менялся сильно. Ко второй половине восьмидесятых коммунистические догмы заметно пошатнулись. Свобода наступала шаг за шагом. Это чувствовалось даже за тюремными решетками.
«В 1986 году, во время медосмотра в Бутырке, - рассказывает Юрий Шмильевич, - после нескольких дежурных вопросов о здоровье врач меня вдруг спросил: «А не тот ли вы Айзеншпис, который в конце шестидесятых годов группой «Сокол» занимался?» Помню, мне стало как-то не по себе, я сильно разволновался. И врач дал мне журнал «Юность», где был большой материал про меня. Там было сказано, что для группы «Сокол» я был тем, кем был Брайан Эпштейн для Beatles». Волею судьбы, отсидев уже почти 17 лет, Юрий Айзеншпис в тюремном лазарете читал о себе в журнале, как о человеке, стоявшем у истоков советского рока…
Мир, пока меня не было, изменился. Появилось новое поколение. Старые знакомые, может, меня не забыли, но я не знал, где их найти. Освободившись, я впал в состояние страшной депрессии. Времени потеряно много. Друзья чего-то добились. А мне приходилось все начинать с нуля. Ни денег, ни квартиры, ни семьи. Когда меня посадили, у меня была девушка. Что с ней произошло? Не знаю.
Я боялся, что уже не увижу родителей. К счастью, увидел. Они даже застали мой новый взлет. У отца было по этому поводу свое мнение. Мои родители - участники войны, имеют награды, коммунисты. Им казалось ненормальным, что сын увлекается непонятной им музыкой, роком. Отец считал меня виноватым. Мать, может, сомневалась, но не признавалась в этом. Она внутренне более свободный человек, очень мужественный, очень настоящий, как миллионы таких же рядовых коммунистов, прошедших войну и все трудности. Сама она из Белоруссии. Невзирая на свое самочувствие, мама поехала в Минск на слет партизан. И умерла среди своих - там, где родилась. Всего на год пережила мужа.
Наверное, у меня должна быть какая-то злость к этому строю, ко всему советскому. Отсидеть в тюрьме 17 лет - да любой человек озлобился бы. Но злости у меня нет. В самый сложный для себя период я сумел сконцентрироваться, собрать волю. Может быть потому, что был уже закален. Ведь она существует - борьба за существование. За выживание.
Когда Солженицын описывает кошмары советской действительности, как он их называет, я говорю: пожил бы он в тех условиях, в которых жил я. Он отбывал наказание среди осужденных по статьям в основном политическим. Я же сидел среди отпетых уголовников. И тут действительно кошмар. Каждый день льется кровь, каждый день беззаконие, беспредел. Но меня не тронули. Я коммуникабельный человек, адаптируюсь к любым условиям. Мог подружиться с сидевшим со мной генералом. Мог разговаривать с махровым антисоветчиком. Мог слушать приверженца марксистско-ленинской идеологии. Мог разговаривать с последним уголовником и найти путь в его душу. Многие говорят об антисемитизме, о сионизме. Эти политические явления прошли как-то мимо меня. Я ничего такого не чувствовал ни в школе, ни в институте. И в тюрьме не ощущал. Но каждый день видел рядом столько крови, злости, жесткости...
Там процентов 70 заключенных голодает. Я не голодал. Каким образом? Деньги делают все, конечно, неофициально. Это вот то, в чем заключается мой феномен, моя особенность. В какую бы не попадал среду, а побывать пришлось в разных колониях, разных зонах, разных регионах - везде у меня был самый высокий жизненный уровень для рядового зека. Это невозможно объяснить только организаторскими способностями, это феномен характера».
Выйдя на свободу в 1987 году, Айзеншпис начинает работать в молодежной музыкальной организации - ТО "Галерея" при горкоме Комсомола, организуя концерты молодых исполнителей. Такие организации как грибы после дождя начали рождаться на ниве всяких комсомольских и советских организаций. «Это была своего рода крыша. Тогда еще не появилось понятия "менеджер". Одна из первых моих акций - организация концерта ленинградских рок-групп. Они выступали тогда в основном в домах культуры, а я вытаскивал их на большую сцену.
«И вот я познакомился с Виктором Цоем. В принципе это не случайность. Я сам его разыскал и убедил работать со мной, убедил, что человек я в музыке не случайный. Рассказал, что пережил. Это как-то на него подействовало, хотя я был ему совсем незнаком, а Виктор не тот человек, который легко идет на контакт».
На встрече, проходившей в 1988 году на скамейке сада «Эрмитаж», музыкант и продюсер решили работать вместе.
«Наше знакомство перешло в дружбу. Потом дружба переросла в творческий союз. Не хочу приписывать себе лишних лавров. Конечно, Цой и группа "Кино" и до нашей встречи были известны. Но известны в кругу поклонников ленинградского подвального рока. Я решил из него вылепить рок-звезду. И это удалось.
«Внутренне Цой - человек очень интересный, не похожий ни на кого. Сильно на него повлияла его вторая жена. Она эстет, из киношных кругов и была ему очень хорошим другом. Думаю, она тоже немало сделала для создания того имиджа, который известен широким массам. Он стал из голодного, злого Цоя, вальяжным и загадочным. Таким я его и узнал - сформировавшимся исполнителем, уже снявшимся в "Ассе". И сумел помочь ему превратиться в суперзвезду, или, может быть даже в нечто большее».
После трагической гибели Цоя в 1990 году, Айзеншпис выпускает последний «Черный Альбом» «Кино». Причем впервые в постсоветской истории российской звукозаписи делает это независимо от абсолютного монополиста на рекорд рынке - фирмы «Мелодия», привлекая средства инвесторов. Общие тиражи виниловых изданий альбомов «Кино» составили 1200000 экземпляров.
Следующим этапом карьеры Юрия Айзеншписа стала группа «Технология» (1991 г.). И если «Кино» на старте работы с ним уже имело некую начальную скорость, то успех «Технологии» продюсер вылепил «с нуля», будучи уже опытным скульптором. В составе нового коллектива были осколки развалившейся группы «Биоконструктор», а музыкальный материал состоял из трех-четырех песен.
«Второй мой проект, - комментирует Юрий Шмильевич, - показал, что можно взять ребят обычного, среднего уровня и сделать из них звезд». Сначала я внушил им уверенность в своих силах: вот, ребята, вы работаете со мной - вы уже звезды. Эта уверенность дала им возможность раскрепоститься. А когда творческий человек расковывается, у него прилив сил, он начинает создавать что-то подлинное. Так и они через 4 месяца стали группой года и держали высочайший рейтинг все время, пока мы работали вместе».
Песня «Странные танцы» 14 месяцев не покидает TOP 10 «Звуковой дорожки МК». Первый альбом «Все, что ты хочешь» (1991) становится бестселлером. Затем популярность их падает. «Этому много объективных причин, в том числе, я считаю, и наш разрыв. Так что даже суперзвезда без талантливого продюсера сегодня ничего не может сделать. Можно сказать, что шоу-бизнес это уже сформировавшаяся отрасль - такая же индустрия, как производство автомашин или там выплавка чугуна. Здесь тоже существует своя технология и свои законы».
В 1992 году Юрий Айзеншпис становится лауреатом национальной российской музыкальной премии "Овация" в номинации «Продюсер года», которая состоялась в Москве в концертном зале "Россия". В этой номинации были также представлены: тандем Леонид Величковский (больше известный как муж Лады Дэне). Игорь Селиверстов (продюсируют группы "Стрелки" и "Вирус"). Валерий Белоцерковский, творческий "папа" Алсу. При подведении результатов были использованы итоги опроса, проведенного несколькими московскими изданиями, радиочартами, данными социологических служб и голосования членов Высшей аттестационной комиссии. Тем не менее, в кругах музыкальной общественности эта премия считается одной из самых коррумпированных.
«Янг Ганз» (1992 - 1993)
Короткая история «отечественных Guns’n’Roses», как их называли в прессе,
в равной степени поучительна и типична как для музыкантов, так и для продюсеров. Выпустив пару ярких хитов, группа просто взорвалась от внутреннего противостояния участников. «Каждый из музыкантов «Янг Ганз», – комментирует Юрий Айзеншпис, - хотел быть лидером, они постоянно ругались, дрались, ломали инструменты. Моя вина была в том, что я вовремя их не остановил».
ЛИНДА
Именно Юрий Айзеншпис в 1993 году заметил талантливую выпускницу джазового колледжа и помог певице сделать первые шаги на большой сцене. Их совместная работа продолжалась менее года, после чего творческие пути артистки и продюсера разошлись.
Влад Сташевский (1994-1999)
Секс-символ середины девяностых, любимец девушек всех возрастов, Влад Сташевский в сотрудничестве с Юрием Айзеншписом выпустил 5 альбомов, каждый из которых стал национальным бестселлером. Знакомство Юрия и Влада произошло в ночном клубе «Мастер», где выступала продюсируемая Айзеншписом группа «Янг Ганз». Юрий Шмильевич услышал, как Влад на расстроенном рояльчике за кулисами напевал песенки Вилли Токарева и Михаила Шуфутинского, и поинтересовался, где тот учился музыке. В итоге они обменялись телефонами, и через некоторое время Айзеншпис позвонил Владу и назначил встречу. Прибыв на место Сташевский познакомился с Владимиром Матецким. Они вместе с Юрием Шмильевичем устроили Сташевскому прослушивание, а уже через неделю была готова первая песня для его репертуара. Она называлась «Дороги по которым мы идем». Первое выступление Сташевского на широкой публике состоялось 30 августа 1993 года на фестивале в Аджарии.
Дебютная пластинка «Любовь здесь больше не живет» стала первым релизом только что созданной компании «Aizenshpis Records». В 1995 году продюсеру вновь присуждают премию "Овация". В 1996 году третий альбом Сташевского «Влад-21» только за первую неделю продается в количестве 15000 экземпляров, что для совсем молодого рынка российских CD было астрономической цифрой. В то же году исполнитель поднимается на вершину еще одного, не совсем обычного чарта: журнал эксперт признает его «самым пиратируемым» артистом года. В 1997 году по приглашению Сената США Влад Сташевский дает сольный концерт в Brooclin park перед более чем 20000 аудиторией.
Инга Дроздова (1996-1997)
Скандально известная модель, снявшаяся в двух клипах Влада Сташевского, в сотрудничестве с Юрием Айзеншписом записывает русскоязычную кавер-версию песни Fever – «Жажда». Затем на которую снимается клип. Первый секс-символ России, по мнению журнала Playboy, Инга предпочитает модельный бизнес музыкальному и не продолжает карьеру артистки. Сейчас она успешно работает в США.
Саша (1999-2000)
Оказавшись в Москве Саша, случайно раздобыла телефон Юрия Айзеншписа. Позвонила. Состоялся примечательный разговор.
- Хотелось бы стать певицей.
- А вы, собственно, что умеете?
- А все.
- Что - все?
- Могу и в морду дать.
Так судьба Саши была решена. Если бы все было так просто. За «могу в морду дать» на сцену не выводят…
Я человек обеспеченный. У меня машина не просто хорошая, а роскошная. Квартира тоже. У меня постоянно собираются работать, я могу приглашать друзей. Кто ни приходит, иностранцы даже, все говорят - вот это уровень! У меня хороший гардероб и хороший вкус. Я одеваюсь, может быть, ярко, но очень добротно, солидно, модно. Поскольку я в шоу-бизнесе, то одеваться должен соответственно. Шутки в прессе по поводу меня не всегда приятны, но и они работают на ажиотаж. Во Дворце спорта впервые за несколько лет были аншлаги, когда шло мое шоу - "Я и мои друзья".
Когда бываешь за границей, думаешь: какой же мы несчастный народ! Сегодня у нас полная разруха. Люди стали как хищники по отношению друг к другу. Хотя может это естественный процесс? Все уже было в истории каждой страны, где зарождались капиталистические отношения.
Если говорить откровенно, я не верю, что процессы, в которых мы все участвуем, обратимы. Сейчас мы переживаем политический и государственный кризис. Но все равно наступит стабилизация. Даже если придет военная хунта, даже если коммунисты вернутся, они не установят диктатуры. Потому что существует уровень мировой цивилизации. Чтобы не случилось, я никогда не покину страну. Несмотря на то, что мне здесь пришлось пережить, я патриот по своей природе. Как птица, которая появилась на свет в этой местности, она в этой местности и умрет. Весь народ несет ответственность за то, что у нас происходит. А я - его частица.
А случилось так, что Юрию Айзеншпису музыка Саши понравилась. Ее бешеная энергетика, загадочный шарм, позитивный настрой и неординарный голос не остались незамеченными. Айзеншпис помог Саше войти в большой шоу-бизнес. Весной 2000 года в эфире зазвучала песня «По ночному городу», позже вышли в свет композиции «Это просто дождь» и «Любовь - это война». Все три хита получили видеоверсии, способствовавшие раскрытию не только вокальных, но и хореографических данных певицы. А потом… Потом ее заметили московские СМИ, причем, в прессе рядом с именем Саши все чаще стали мелькать определения «русская Мадонна» и «эталон стильности». Набирала обороты гастрольная деятельность, и все, вроде бы, было хорошо…
Но летом 2001 года в результате серьезного конфликта с руководителями Саша Антонова покинула продюсерский проект и решилась на самостоятельную карьеру. Вот только одна цитата с Интернет-сайта Саши Антоновой того трудного времени:
“- Ко мне относились как к невольнице. Любое недовольство сопровождалось криками, топаньем ногами, плевками, угрозами и оскорблением. От меня требовали полного подчинения. Контролировали всё: от того, как я одеваюсь, до того, с кем я общаюсь и кто мои друзья. После очередного конфликта угрозы переросли в реальность. Мена просто избили. Я даже лежала в больнице. И я поняла, наконец, что работаю с людьми неадекватными, и окончательно решила: с шизофрениками работать не буду. И она ушла…”
Никита (1998-2001)
Скандальный и эпатажный артист потряс российский шоу-бизнес своей сексуальной откровенностью, чувственностью и стильностью. После дебютного альбома "Улетели навсегда" (1999) компания "Aizenshpis Records" выпускает вторую успешную пластинку артиста "В твоей любви я утону" (2001). Вместе с ней начинается новый этап в работе продюсера: песня Никиты "Ты не моя" записывается уже в собственной, только что построенной звукозаписывающей студии Юрия Шмильевича, получившей название Star Production.
Динамит (2001 и по сей день)
В 2001 году Юрия Айзеншписа приглашают занять пост генерального директора крупнейшей в то время продюсерской компании Media Star. Приняв предложение, Айзеншпис работает и знакомится с талантливым композитором и исполнителем Ильей Зудиным, который показывает Юрию Шмильевичу свои песни. Увидев большой потенциал Ильи как артиста, продюсер решает создать новую группу, которая смогла бы занять пустующее в то время место российского бойз-бэнда №1. После тщательного кастинга был сформирован состав, который получает название «Динамит», в последствии не раз себя оправдавшее. «Динамит» буквально взрывает российский музыкальный рынок. Своим оригинальным саундом, стильными лаконичными аранжировками, профессионализмом студийной работы и концертных выступлений «Динамит» подняли планку исполнительского мастерства российских популярных артистов на новую высоту. За три года существования группы телезрители увидели 15 видеоклипов группы, а каждый из трех альбомов «Динамита» поднимался на вершины различных хит-парадов и чартов.
В 2001 году с другими продюсерами и их подопечными Юрий организовывает акцию "Звезды за безопасный секс". Звезды занялись безопасным сексом в связи с приближающимся Всемирным днем борьбы со СПИДом (1 декабря). Как выразился Юрий Айзеншпис: «Они еще только взлетают на звездный небосклон, но, несмотря на это, должны привлечь внимание молодежи, мило улыбаясь с упаковки презерватива "европейского качества с русской ценой. Я был одним из первых, кто попробовал эти презервативы, и могу сказать, что они не уступают по качеству западным»,– правда, портрет какой именно звезды был на его презервативе, не уточнил.
Дима Билан (2002 - 2005)
Учась на третьем курсе училища имени Гнесиных познакомился с Юрием Айзеншписом. Первая композиция "Малыш" песня "Бум" и первый клип, участие в конкурсе "Новая Волна 2002" в Юрмале. В 2003 году состоялась презентация первого дебютного альбома «Я ночной хулиган». В 2004 году в свет вышел второй сольный альбом «На берегу неба». Сняты клипы на следующие хитовые композиции: «Бум», «Ты, только ты», «Ночной хулиган», «Я ошибся, я попал», «Я так люблю тебя», «Мулатка», «На берегу неба», «Поздравляю». стал лауреатом международного фестиваля «Бомба Года - 2004» и премии «Стопудовый Хит - 2004». В числе его трофеев – «Золотой Диск» Национальной Федерации Производителей Фонограмм. Сотрудничество с композиторами мировой величины Diane Warren и Shaun Escoffery.
Андрей Максибит

По материалам: www.aizenshpis.com; www.history.rin.ru; www.peoples.ru
Еще больше информации на сайтe