Юбилей со дня рождения самуила яковлевича маршака. Юбилей со дня рождения самуила яковлевича маршака Великая тайна Маршака и Каббала


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Задачи:

  • обобщить знания детей о писателе С.Я. Маршаке, его произведениях;
  • развивать умения отгадывать загадки; развивать артистические способности детей;
  • воспитывать интерес к литературе, желание знакомиться с творчеством С.Я. Маршака.

Оборудование : презентация к празднику, атрибуты для инсценировки, музыкальное сопровождение.

Подготовительная работа.

  • Чтение детям произведений С.Я. Маршака, разучивание наизусть отрывков и стихотворений «Кошкин дом» , «Зубная быль» , «Сказка о глупом мышонке» , «Пожар» , «Багаж» , «Котятки» , «Пудель» и инсценировка их.

Ход мероприятия

Под музыку дети входят в зал. Воспитатель обращает внимание на оформление зала. Дети передвигаются по залу, всё рассматривают, садятся на свои мета.

Воспитатель : Ребята, скажите мне, пожалуйста, какое сейчас у нас время года?

Дети : Осень!

Воспитатель : Какие осенние месяцы вы знаете?

Дети : Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель : А давайте расскажем стихотворения об этих месяцах :

Выходят дети и рассказывают стихи про осень.

СЕНТЯБРЬ.

Ясным утром сентября
Хлеб молотят сёла
Мчатся птицы за моря –
И открылась школа .

В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.

На лугах мертва трава, замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.

Воспитатель : Кто написал эти стихи?

Дети отвечают. (С.Я.Маршак)

Воспитатель : Мы не зря сегодня собрались, в ноябре у автора этих строк - Самуила Яковлевича Маршака - день рождения . В этом году ему бы исполнилось 130 лет.

Он написал огромное множество всеми любимых стихотворений , сказок, которые знают не только ваши родители, но и даже ваши бабушки и дедушки!

Воспитатель : Еще недавно с полей был собран урожай, стихотворение «Август».

А давайте сейчас послушаем стихотворение про осень «Цветная осень, вечер года».

Воспитатель : – Ребята, сейчас я расскажу немного о Маршаке .

С. М. Маршак родился в 1887 году в Воронеже, семья была большая и дружная. Отец с матерью работали с утра до вечера и старались вырастить детей образованными и трудолюбивыми.

Посмотрите, каким он был в детстве. Сочинять стихи он начал очень рано, когда еще даже не умел писать. Первое свое стихотворение он сочинил в четыре года. И сейчас стихи из раннего творчества поэта нам прочитают .

«Не страшен этот белый кот», «Два дрозда», «Маленькие феи», «Непослушные гусята».

Воспитатель : Маршак писал о временах года, о природе и о животных. Сейчас ребята совместно с родителями покажут инсценировку на стихотворение «Пудель».

Воспитатель : А теперь давайте выполним следующее задание, которое называется «отгадай загадку» .

Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом - под столом,
А ночью - под кроватью.
(сапоги)

Один пришит для красоты,
Другой для дела нужен -
В него платок положишь ты,
Когда зимой простужен.
(Карман)

Воспитатель : Ребенок читает стихотворение «Большой карман».

Стук в дверь. Вбегает Рассеянный…. (пальто застегнуто криво, не на те пуговицы, на руках носки, на голове сковорода). Он удивленно оглядывается и, обращаясь к детям, произносит:

Это что за остановка – Бологое иль Поповка? (Подходит к воспитателю, дергает за рукав)

Глубокоуважаемый! Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый! Глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало
Мне надо выходить,
Нельзя ли у трамвала
Вокзай остановить? (Опять оглядывается и испугано восклицает)

Ой! Да это не моя остановка, я опять попал не туда (пытается уйти)

Воспитатель : Как раз попали куда надо. Ведь Вы из книжки Маршака «Вот какой Рассеянный» .

Рассеянный :

Нет, Вы ошибаетесь, я из книжки «Мойдодыр» .

Воспитатель: Дети, вы только послушайте, что говорит Рассеянный. Разве он из книжки «Мойдодыр» ?

Дети : Нет!

Ну, что ты, Рассеянный! Ты опять все перепутал.

Дети, скажите Рассеянному, кто о нем написал.

Дети : Самуил Яковлевич Маршак!

Рассеянный (огорченно)

Вы уж меня простите, ребята. Я всегда все говорю и делаю наоборот.

Воспитатель : Не расстраивайся! Оставайся у нас, мы поможем тебе попасть на нужную станцию! А наши дети покажут инсценировку стихотворения «Рассеянный» .

Рассеянный

Останусь, так и быть!

Воспитатель:

Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать.
В рукава просунул руки –
Оказалось – это брюки.

Дети:

Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!

1 мальчик:

Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду!

2 мальчик:

Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки!

Вместе:

Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!

Дети, взявшись за локти, друг друга, изображают движущийся поезд. Звучит фонограмма паровозного гудка.

Воспитатель:

Побежал он на перрон,
Сел в отцепленный вагон,
Внёс узлы и чемоданы,
Рассовал их под диваны.
Сел в углу перед окном,
И заснул спокойным сном.

Воспитатель указывает на спящего человека, дети на цыпочках проходят мимо и уходят со сцены.

Воспитатель : Что за человек рассеянный, откуда он взялся? Из прекрасной детской книжки. По мнению каждая детская Маршака , каждая детская книжка – своего рода спектакль, его игровой элемент заключён в неожиданности и меткости образов.

Рассеянный : (просыпаясь) Это что за полустанок?

Воспитатель :

Закричал о спозаранок.
А с платформы говорят:

Рассеянный пожал плечами и снова заснул

Воспитатель : Ну что, Рассеянный, ты узнал с какого ты произведения?

А тебе Рассеянный мы вручаем расписание электропоездов! Удачи!

В конце Рассеянный угощает детей конфетами.

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы

«В гости к С.Я. Маршаку»

Цели:

    Расширять знания детей о жизни и творчестве С.Я. Маршака.

    Развивать логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, память и речь детей.

    Развивать навыки сознательного чтения.

    Воспитывать интерес к творчеству С.Я. Маршака, к его произведениям.

Оборудование:

Мультимедиа, презентация «В гости к С.Я. Маршаку», портрет С.Я. Маршака (1887 - 1964), книги, сборники произведений С.Я. Маршака, рисунки детей к произведениям, плакаты

Ход праздника

1.Исполняется песня о книгах.

2.Стихотворения:

С книгой легче жить на свете.

Книга мудрости полна.

Всё осветит и ответит

На любой вопрос она.

Книга – учитель,
Книга – наставница,
Книга – близкий товарищ и друг,
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.

Давайте представим хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,

Что люди не знают, что значит поэт,

Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.

Что будто никто никогда в этом мире,

И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,

Что нет Айболита, и нет дяди Стёпы.

Наверно,нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!

Пусть книги друзьями заходят в дома!

Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!

Читайте, мальчишки!
Девчонки, читайте!
Любимые книжки

Почаще листайте.
В метро, в электричке
И автомобиле,
В гостях или дома,
На даче, на вилле –
Читайте, девчонки!
Читайте, мальчишки!
Хорошему учат
Любимые книжки!

Учитель: Ребята, в 2017 году исполняется 130 лет со дня рождения С.Я.Маршака. Трудно представить себе наше детство без Рассеянного с улицы Бассейной, без умного мышонка, без теремка и Робина-Бобина, и сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в страну стихов, песен и сказок Самуила Яковлевича Маршак а.

Самуил Яковлевич был верным товарищем и добрым другом детей. Он учил их любить поэзию, показывал чудесную силу и красоту родного языка. Маршак как-то объяснял ребятам, что хотел бы подарить им куклу, говорящую те слова, которые человеку в эту минуту нужнее всего. Например: «Не печалься. Будет и на твоей улице праздник». Или: «Не бойся! Бывают вещи и пострашнее». Или: «Не обижайся! Будь умнее своего обидчика». Но раз таких кукол не существует, Маршак писал: «Помочь тем, кому не придут на ум нужные слова, которые могут их утешить, развеселить, сделать добрее, храбрее, умнее и терпеливее, помогут хорошие книжки...»

Первые детские стихи поэт написал о самых маленьких и для самых маленьких (звучат стихотворения из книги «Детки в клетке»)

Слон

Дали туфельки слону.

Взял он туфельку одну

И сказал: - Нужны пошире,

И не две, а все четыре!

Жираф

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста,

Но тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок!

Совята

Взгляни на маленьких совят

Малютки рядышком сидят.

Когда не спят,

Они едят.

Когда едят,

Они не спят.

Страусенок

Я - страусенок молодой,

Заносчивый и гордый.

Когда сержусь, я бью ногой,

Мозолистой и твердой.

Когда пугаюсь, я бегу,

Вытягивая шею.

А вот летать я не могу,

И петь я не умею.

Зебры

Полосатые лошадки,

Африканские лошадки,

Хорошо играть вам в прятки

На лугу среди травы!

Разлинованы лошадки,

Словно школьные тетрадки,

Разрисованы лошадки

От копыт до головы.

Ведущий: Все мы с детства знаем занимательные стихи-загадки, автором которых также является С.Я.Маршак. Давайте все вместе их вспомним.

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И ни куда я не иду.

Покуда он идет (дождь)

Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И сиделка на носу?(очки)

Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела дуб, дуб

Поломала зуб, зуб.(пила)

Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом- под столом,

А ночью – под кроватью.(сапоги)

Бьют его рукой и палкой.

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то что он надут!(мяч)

Синий домик у ворот

Угадай, кто в нем живет.

Дверца узкая под крышей-

Не для белки, не для мыши,

Не для вешнего жильца,

Говорливого скворца.

В эту дверь влетают вести,

Пол часа проводят вместе.

Вести долго не гостят –

Во все стороны летят (почтовый ящик)

Под Новый год пришел он в дом

Таким румяным толстяком.

Но с каждым днем терял он вес

И наконец совсем исчез (календарь)

Была зеленой, маленькой

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая.

Держась рукой за тросточку,

Тебя давно я жду.

Ты съешь меня, а косточку

Зарой в своем саду (вишенка)

Учитель: С.Я.Маршак рассказывал занимательные и поучительные истории и сказки,стихами рисовал цветные картинки мира. Сейчас мы перелистнём нашу страницу и окажемся в разноцветной стране.

Зелёная страница

Эта страница зеленого цвета,

Значит, на ней постоянное лето.

Если бы здесь уместиться,

Я бы на этой странице прилег.

Бродят в траве золотые букашки.

Вся голубая, как бирюза,

Села, качаясь на венчик ромашки,

Словно цветной самолет, стрекоза

Синяя страница

А это страница- морская,

На ней не увидишь земли.

Крутую волну рассекая,

Проходят по ней корабли.

Дельфины мелькают, как тени,

Блуждает морская звезда.

И листья подводных растений

Качает, как ветер, вода

Жёлтая страница

Вы любите ребята

Пересыпать песок.

В руках у вас лопата,

Ведерко и совок..

Как нитка золотая,

У вас из кулака

Бежит струя густая

Прохладного песка.

Садовая дорога

Усыпана песком.

Но плохо, если много

Песка лежит кругом.

Белая страница

Это – снежная страница.

Вот прошла по ней лисица,

Заметая след хвостом.

Тут вприпрыжку по странице

В ясный день гуляли птицы,

Оставляли след крестом...

Цепь следов по снежной глади

Остается, как строка

В чистой, новенькой тетради

Первого ученика.

Ночная страница

Перед нами- страница ночная.

Столица окутана тьмой.

Уходят на отдых трамваи,

Троллейбусы мчатся домой.

Спешат на ночлег пешеходы.

Нигде не увидишь ребят.

И только вокзалы, заводы,

Часы и машины не спят.

Учитель: Стихи С.Я.Маршака мы слышим и дома, и на улице, и в школе. – Часто поэт высмеивал в своих стихах лентяев, неумех, хвастунов.

Послушайте историю о лодырях и коте, который мечтал учиться в школе.

Кот и лодыри

Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри
На каток.

Толстый ранец с книжками
На спине,
А коньки под мышками
На ремне.

Видят, видят лодыри:
Из ворот
Хмурый и ободранный
Кот идёт.

Спрашивают лодыри
У него:
- Ты чего нахмурился,
Отчего?

Замяукал жалобно
Серый кот:
- Мне, коту усатому,
Скоро год.

И красив я, лодыри,
И умён,
А письму и грамоте
Не учён.

Школа не построена
Для котят.
Научить нас грамоте
Не хотят.

А теперь без грамоты
Пропадёшь,
Далеко без грамоты
Не уйдёшь.

Ни попить без грамоты,
Ни поесть,
На воротах номера
Не прочесть!

Отвечают лодыри:
- Милый кот,
Нам пойдёт двенадцатый
Скоро год.

Учат нас и грамоте
И письму,
А не могут выучить
Ничему.

Нам учиться, лодырям,
Что-то лень.
На коньках катаемся
Целый день.

Мы не пишем грифелем
На доске,
А коньками пишем мы
На катке!

Отвечает лодырям
Серый кот:
- Мне, коту усатому,
Скоро год.

Много знал я лодырей
Вроде вас,
А с такими встретился
В первый раз!

«Про ученика и шесть единиц»

Пришел из школы ученик
И запер в ящик свой дневник.
- Где твой дневник? -спросила мать.
Пришлось дневник ей показать.
Не удержалась мать от вздоха,
Увидев надпись: "Очень плохо".


Узнав, что сын такой лентяй,
Отец воскликнул: - Шалопай!
Чем заслужил ты единицу?
- Я получил ее за птицу.
В естествознании я слаб:
Назвал я птицей баобаб.
- За это, - мать сказала строго, -

И единицы слишком много!
- У нас отметки меньше нет! -
Промолвил мальчик ей в ответ.


- За что вторая единица? -
Спросила старшая сестрица.
- Вторую, если не совру,
Я получил за кенгуру.
Я написал в своей тетрадке,
Что кенгуру растут на грядке.


Отец воскликнул: - Крокодил,
За что ты третью получил?!
- Я думал, что гипотенуза -
Река Советского Союза.


- Ну, а четвертая за что? -
Ответил юноша: - За то,
Что мы с Егоровым Пахомом
Назвали зебру насекомым.


- А пятая? - спросила мать,
Раскрыв измятую тетрадь.
- Задачу задали у нас.
Ее решал я целый час,
И вышло у меня в ответе:
Два землекопа и две трети.


- Ну, а шестая, наконец? -
Спросил рассерженный отец.
- Учитель задал мне вопрос:
Где расположен Канин Нос?
А я не знал, который Канин,
И указал на свой и Ванин...
- Ты очень скверный ученик, -
Вздохнув, сказала мать. -
Возьми ужасный свой дневник
И отправляйся спать!

Учитель: Благодаря С.Я.Маршаку мы можем прочитать все 154 сонета Уильяма Шекспира, стихотворения Роберта Бёрнса и Редьярда Киплинга, ведь Маршак был замечательным переводчиком. Многие из этих произведений положены на музыку. (Звучит песня на слова Р.Киплинга «На далёкой Амазонке» ,перевод С.Маршака).

А сколько английских и шотландских детских песенок перевёл С.Я.Маршак: «Шалтай-Болтай», «Три зверолова», «Робин-Бобин», «Дом, который построил Джек», «О мальчиках и девочках».

Из чего только сделаны мальчики?

Из улиток, ракушек

И зеленых лягушек.

Вот из этого сделаны мальчики!

Из чего только сделаны девочки?

Из конфет и пирожных

И сластей всевозможных.

Вот из этого сделаны девочки!

Из чего только сделаны парни?

Из насмешек, угроз,

Крокодиловых слез.

Вот из этого сделаны парни!

Из чего только сделаны барышни?

Из булавок, иголок,

Из тесемок, наколок.

Вот из этого сделаны барышни!

Песня

Учитель : «Двенадцать месяцев», «Теремок», «Кошкин дом», «Горя бояться –счастья не видать», «Умные вещи» - вот некоторые пьесы, написанные С.Я.Маршаком в разное время. С самого начала они писались не только для детей, но и для их родителей. В каждой сказке за внешне шутливым и безобидным сюжетом кроется мудрое слово о человеке, о смысле его жизни

«Теремок»-инсценировка

Звучит стихотворение «Пожелание друзьям» в исполнении автора.

Учитель: На стихах Маршака выросло не одно поколение детей. В свое время поэт получал письма со всех концов страны пачками. Дети спрашивали, как поживает Рассеянный с улицы Бассейной, интересовались,

сколько лет его создателю:

"Милый дедушка! Сколько тебе лет? Есть уже сто? Ведь еще моя бабушка читала твои стихи, когда была маленькой, и моя мама, и папа тоже…"

Стихи Маршака для детей чистые и честные, именно такие, какими хотел их видеть автор. Мы надеемся, что пожелание Самуила Яковлевича юным читателям исполнится: «Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет»

Звучит песня «Дорогою добра»

Известный советский поэт Самуил Яковлевич Маршак знаком не одному поколению маленьких читателей своими знаменитыми детскими книжками.

А из этой виртуальной выставки вы узнаете о малой толике произведений С.Я. Маршака, которые есть в нашей библиотеке.



Маршак, С. Я. Большой карман [Текст] : / С. Маршак; рис. А. Елисеева, М. Скобелева. – Москва: Мелик-Пашаев,2015. - 20 с.

Издательство "Мелик-Пашаев" настойчиво возвращает в обиход брошюру – тот тип издания, на котором выросло не одно поколение читателей.

На этот раз из ранних шестидесятых годов в руки наших Главных читателей – детей попадает весёлая и занимательная история в стихах про запасливого мальчугана Ваню, который складывал в карман всё на свете - от гвоздей и гаек до блинов и барабана.

Всё, что Ваня ни найдёт, Он в карман к себе кладёт.

Художники Анатолий Елисеев и Михаил Скобелев нарисовали выразительные иллюстрации со смешными подробностями. Малыши будут с удовольствием рассматривать хозяйственного Ваню с необъятным карманом, в котором странным образом уместились и рогатая корова, и жираф, и юла, и пирамидка, и множество других заманчивых предметов. Хороша для рассматривания и жизнь детского сада: повариха с кастрюлей, детки в фартучках с поварёшкой, прогулка на детской площадке, коллективный поиск исчезнувшего барабана и т.д.

Книга о притягательной силе больших карманов будет интересна детям младшего дошкольного возраста.


Маршак, С. Я. Весёлое путешествие от А до Я [Текст] / С. Маршак; худож. В. Гальдяев. – Москва: Дом Просвещение, 1994 . – 156 с.

Дорогие родители и воспитатели! Вы хотите научить ребёнка читать, но так, чтобы это было ему не в тягость? Хотите, чтобы он полюбил чтение? Хотите расширить его кругозор? Тогда отправляйтесь вместе с ними в весёлое, занимательное и познавательное путешествие в азбучную страну от А до Я.

Это весёлое и увлекательное путешествие придумал для детей замечательный поэт, классик С. Я. Маршак.

Для младшего школьного возраста.



Маршак, С. Я. Вчера и сегодня: стихи, сказки, прибаутки [Текст] / С. Маршак; рис. В. Гальдяева. – Москва: Малыш, 1990 . - 96 с.

Перед вами книга со стихами разных лет, написанными С.Я. Маршаком. В ней также вы найдёте чешские народные песенки и прибаутки, и стихи из английской народной поэзии переведённые тоже Маршаком.



Маршак, С. Я. Золотое колесо [Текст] / С.Маршак; рис. М. Митурича. - Москва: Малыш, 1987 . – 122 с.

Переиздание замечательной книги С. Я. Маршака "Золотое колесо", впервые увидевшей свет в 1977 году, в год 90-летнего юбилея со дня рождения С. Я. Маршака. Книга составлена сыном поэта – Иммануэлем Самойловичем Маршаком. В книгу вошли стихи разных лет, азбука, чешские и английские народные песенки, избранные стихи из Д. Родари, Р. Киплинга и Э. Лира. Книга начинается с обращения к читателям И. С. Маршака и А. И. Маршака, внука Самуила Яковлевича Маршака. Так под одной обложкой встретились три поколения творческой семьи Маршаков. Книга также ценна иллюстрациями народного художника РФ Мая Петровича Митурича. Для детей до 3-х лет.



Маршак, С. Я. Курочка ряба и десять утят [Текст] / С. Я. Маршак; [худож. В. Каневский] . - Москва: Малыш, 1984 . - с.

Русскую народную сказку о курочке Рябе знают все малыши. Но может, не все знают, что есть ещё одна сказка о курочке Рябе. Эта сказка про другую курочку – про добрую и храбрую курочку, которая однажды высидела не цыпляток, а десять утят и стала их воспитывать и оберегать…

Читайте прекрасную сказку, рассматривайте добрые, красочные картинки известных художников-иллюстраторов.

Для дошкольного возраста.



Маршак, С. Я. От одного до десяти: весёлый счёт [Текст] / С. Маршак; рис. В. Конашевича. – Москва: Мелик-Пашаев, 2014. – 19 с.

Стихотворение Самуила Маршака "От одного до десяти. Весёлый счёт" – одно из лучших и невероятно популярных детских произведений для обучения счёту.

Слушая или самостоятельно читая моментально запоминающиеся строчки, ребёнок без усилий и с удовольствием запоминает цифры от 1 до 10. Но это не единственное достоинство книги. Простые и доступные стихи учат не только счёту, но и делам житейским:

"Потому что кошки не едят из ложки";

"А не ляжете в кровать – носом будете клевать";

"Семь ночей и дней в неделе";

"Красный свет – проезда нет, жёлтый – будь готов к пути, а зелёный свет – кати".

Замечательный текст органично дополнен рисунками Владимира Конашевича. Он наделяет цифры живыми чертами и вводит в книгу несуществующих в тексте забавных человечков. Они везут цифры в тележке, удерживают единиц от драки, грустят, когда они оказываются зачёркнутыми, с радостью подталкивают цифры к нолям, пьют чай за кукольным столиком, разъезжают на игрушечном самосвале, кормят кошек молоком и производят множество других весёлых и полезных действий.


Плывёт, плывёт кораблик [Текст] : английские детские песенки / пересказал С. Маршак; рис. Вл. Конашевича. – Москва: Росмэн, 1996 . - 52 с.

В этой книге собраны английские детские песенки Самуила Яковлевича Маршака с прекрасными иллюстрациями Владимира Конашевича.



Маршак, С. Я. Пожар [Текст] / С. Маршак; рис. В.Конашевича. – Москва: Мелик-Пашаев,2015 . - 16 с.

Пожар – это одна из самых притягательных и завораживающих тем для детей. В их понимании пожарная машина – это машина для опасных и благородных приключений, а пожарный – самая героическая профессия. Вот почему книга С. Маршака "Пожар" с иллюстрациями В. Конашевича издавалась целых 28 раз, начиная с 1923 г. Она не устарела, не сошла со сцены и продолжала жить в старых и новых картинках своего лучшего иллюстратора Владимира Конашевича. Перед вами последний обновлённый авторами вариант, который вышел в 1952 году. Теперь действие книги разворачивается на фоне современного города: на смену пожарным упряжкам пришли пожарные машины, а на месте одноэтажных домов выросли многоэтажные здания. Заново иллюстрируя "Пожар", Конашевич долго и внимательно присматривался к работе пожарного депо в Ленинграде, расспрашивал пожарных, скрупулёзно зарисовывал новые машины. Но и в тексте и на картинке осталась любопытная деталь, давно исчезнувшая из современного пожарного дела, смысл которой стоит пояснить детям: по количеству сигнальных шаров, которые дозорный поднимал над каланчой, судили об интенсивности пожара и примерном направлении места возгорания. Лёгкая рифма, увлекательный сюжет, выразительные красочные рисунки позволяют считать "Пожар" Маршака и Конашевича непревзойдённым шедевром литературы "для маленьких".


Маршак, С. Я. Про всё на свете [Текст] : азбука в стихах и картинках / С. Маршак; рис. В. Конашевича. - Москва: Детская литература, 1986 . – 13 с.

"Про всё на свете. Азбука в стихах и картинках" С. Маршака – одно из самых известных произведений поэта. Дети с удовольствием прочитают сами и запомнят короткие стихотворения, посвящённые буквам алфавита. А красивые картинки порадуют глаз ребёнка. Для детей до 3-х лет. Для чтения взрослыми детям.



Маршак, С. Я. Сказки, песни, загадки [Текст] / С. Маршак; [рис. В. Лебедева] . – Москва: Детская литература, 1987. – 191 с.

В книгу вошли сказки, песни и загадки в стихах С. Я.Маршака.

С. Маршак и В. Лебедев – поэт и художник. Их совместное творчество давно признано вершиной книги, книжной классикой, классикой на все времена.

Нам, современным читателям, очень повезло, что классик детской литературы и классик книжной графики жили в одно время, что они встретились, вместе творили, любили и ценили творчество друг друга. Повезло в том, что мы можем держать в руках, хранить в домашних библиотеках замечательные, прекрасные, любимые книги. Перечитывать их и пересматривать, дарить детям и друзьям. Спасибо поэту и художнику!



Маршак, С. Я. Стихи для детей [Текст] / С. Маршак; [рис. М. Митурича] . – Москва: Советская Россия, 1986 . - 186 с.

Рисующий светом, – так говорят про уникального художника Мая Митурича.

Его творчество высоко ценил С. Я. Маршак, который искал и находил молодые, яркие таланты.

Художника М. Митурича С. Я. Маршак открыл совершенно случайно, когда тот был ещё студентом. Самуилу Яковлевичу понравился свой портрет в исполнении молодого художника, на котором классик собственноручно поставил дату и расписался - С. Маршак!.. С тех пор М. Митурич проиллюстрировал много произведений классика детской литературы.

За эту книгу С. Маршака - "Стихи для детей" - М. Митурич был награждён Серебряной медалью на Международной Лейпцигской выставке искусства книги в 1965 г. А в 1980 г. М. Митуричу было присвоено почётное звание "Народный художник РСФСР".

Для дошкольного возраста.



Маршак, С. Я. Стихи для любимых детей [Текст] / С. Маршак; худож. А.Елисеев, М. Скобелев. – Москва: АСТ: Малыш, 2014 . – 108 с.

В 29-ом или 30-ом годах XX века С. Я. Маршаку рассказали о том, как один из американских туристов остался в Ленинграде без ночлега после того, как отказался поселиться в одной гостинице с негром. Так возник замысел «Мистера Твистера». Нелегко писать детям на политические темы. Значительно проще рассказать ребёнку про человека рассеянного или о путешествии письма. Но со всеми задачами справлялся Самуил Яковлевич Маршак на самом высочайшем уровне. Эти странные историисоставили книгу, которую вы держите в руках.

Уникальность этой книги заключается ещё и в том, что собраны в ней произведения С. Я. Маршака, которые вместе иллюстрировали замечательные художники Анатолий Михайлович Елисеев и Михаил Александрович Скобелев..



Маршак, С. Я. Усатый – полосатый [Текст] : стихи, сказки. / Самуил Маршак; [худож. Светлана Борисова и др.] . - Москва: Оникс: Астрель, 2007 . – 58 с.

Трогательное стихотворение Маршака «Усатый-полосатый» про девочку, которая играла со своим котёнком как с маленьким сыночком, наверняка понравится вашему малышу. Ведь, наверное, каждый из нас играл когда-то в «дочки-матери». А когда вместо неодушевлённой куклы играет такой вот Усатый-полосатый - игра становится намного интереснее и живее! И пусть усатый-полосатый казался иногда глупым котёнком, в итоге же он всё-таки вырос в умного кота.

Это, пожалуй, самая известная и любимая история из всех, написанных знаменитым детским поэтом для малышей.



Маршак, С. Я. Хороший день [Текст] : стихи / С. Маршак; [рис. Д. Хайкина] . – Москва: Детская литература, 1989 . – 57с.

В книжку вошло стихотворение любимого детского автора Самуила Яковлевича Маршака "Хороший день".

Прежде всего, попытаемся ответить на вопрос "о чём это стихотворение?". Это стихотворение о детстве, точнее об одном счастливом дне в жизни ребёнка. Как же поэт описывает этот день и из чего складывается его представление о счастливом детстве?

Маршак Самуил Яковлевич (1887— 1964), поэт и переводчик.

Родился 3 ноября 1887 г. в Воронеже в семье техника мыловаренного завода. Рано полюбил стихи и сам стал сочинять их. С 19 лет жил уроками и мелкими литературными заработками. К наиболее удачным в творчестве молодого Маршака принадлежат стихи, навеянные поездкой по Ближнему Востоку в 1911 г.

В следующем году Маршак поступил в Лондонский университет. В 1914 г. вернулся в Россию. В 1915 г. были напечатаны его первые переводы из У. Блейка, а позже — английских баллад.

С 1918 г. Маршак работал с детьми в колонии около Петрозаводска, затем в Екатеринодаре (ныне Краснодар), что предопределило его будущую деятельность в детской литературе. В 1923 г. в печати появились детские книжки Маршака — переводы с английского и оригинальные стихи для самых маленьких. В том же году Маршак стал литературным консультантом детского альманаха «Воробей» (вскоре превратившегося в журнал «Новый Робинзон»), к сотрудничеству в котором он привлёк многих известных и начинающих писателей.

В 1934 г. на Первом съезде советских писателей Маршак был содокладчиком М. Горького («О большой литературе для маленьких»).

В 1935 г. вышел первый большой сборник поэта «Сказки, песни, загадки». Кроме того, Маршак увлечённо переводил английские народные баллады, стихи Р. Бёрнса. Он продолжал писать для детей, опубликовал ряд статей о детской литературе и много публицистических стихов.

В годы Великой Отечественной войны Маршак писал стихи для военных плакатов, антифашистские памфлеты, рифмованные подписи к газетным карикатурам. В это же время он выпустил первые переводы сонетов У. Шекспира, написал пьесу-сказку «Двенадцать месяцев», цикл стихов «Круглый год». Вышли в свет его сатирические книги «Урок истории», «Чёрным по белому», «Капут». Его сборник

«Стихи 1941—1946 годов» включил и лирические стихотворения. В конце 40-х гг. Маршак писал статьи, стихи в газеты, готовил детские поэтические сборники.

В 1948 г. была издана книга «Сонеты Шекспира в переводе С. Маршака».

Самуил Яковлевич работал до последнего дня, одержимый одной страстью, одной любовью, всё отдавший литературе.

САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ МАРШАК

130 лет со дня рождения (1887-1964)

Форма работы: урок внеклассного чтения в начальной школе «Читаем Маршака».

Цель работы: познакомить учащихся с творчеством С.Я. Маршака и его значением для отечественной детской литературы.

Оборудование: выставка книг С.Я. Маршака, портрет писателя, мультимедийное оборудование.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Слово учителя с использованием презентации. С.Я. Маршак был человеком многогранного таланта. Замечательный детский поэт, блестящий переводчик, талантливый редактор, возглавлявший Детгиз – детское государственное издательство в Ленинграде. Благодаря организаторской деятельности Маршака оно стало лучшим в стране издательством детской литературы. Редакция Детгиза размещалась на Невском проспекте, 28, в помещении бывшей компании Зингер (сейчас в этом доме большой книжный магазин). Дом под стеклянным куполом в 1930-е годы стал центром советской детской книги. В редакции Детгиза собирались те, кого мы сейчас называем классиками детской литературы (К. Чуковский, Б. Житков, В. Бианки,
Л. Пантелеев, Е. Шварц, Д. Хармс и другие).

Многих из них привел в детскую литературу именно Маршак. Он обладал даром находить тех авторов, в которых живет талант детского писателя. Таким талантом обладал и сам Маршак. Он работал во многих литературных жанрах и писал для детей самого разного возраста.

Малыши начинают знакомство с Маршаком с цикла «Детки в клетке» и «Сказки о глупом мышонке», а также с переводов английских народных песенок. Дошкольникам постарше читают азбуки Маршака («Про все на свете»), энциклопедии в стихах («Разноцветная книга», «Круглый год»), стихотворные истории «Усатый-полосатый» и «Рассеянный с улицы Бассейной». Младшим школьникам нравятся стихотворения «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», «Праздник леса», «Кот и лодыри», «Друзья-товарищи». Старшие школьники открывают для себя лирику Маршака и переводы сонетов Шекспира. В современных постановках детских театров продолжают жить пьесы Маршака «Кошкин дом» и «Двенадцать месяцев».

Конкурс на знание произведений С.Я. Маршака. Начать со стихотворений, которые известны младшим школьникам с раннего детства. Учащиеся должны узнать, из каких стихотворений взяты следующие отрывки. Попросить учеников вспомнить эти стихи и прочитать по памяти.

1.Собака-то как зарычит,

А барыня как закричит:

Разбойники! Воры! Уроды!

Собака – не той породы!

2.Открываем календарь.

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снегу на дворе.

3.Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду.

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки.

4. Эй, не стойте слишком близко!

Я тигренок, а не киска!

5. Стала петь мышонку щука,

Не услышал он ни звука:

Разевает щука рот,

А не слышно, что поет.

6. Я учиться не хочу –

Сам любого научу.

Я – известный мастер

По столярной части!

7. Воробей влетел в окно

Воровать у нас пшено.

8. По проволоке дама

Идет, как телеграмма.

Ответ: 1. «Багаж» 2. «Круглый год» 3. «Рассеянный с улицы Бассейной» 4. «Детки в клетке»
5. «Сказка о глупом мышонке» 6. «Мастер-ломастер» 7. «Про все на свете» 8. «Цирк».

Следующее задание предполагает умение младших школьников различать литературные жанры. Творчество С.Я. Маршака, посвященное детям, очень разнообразно. Распределить произведения Маршака по следующим жанрам:

  1. пьесы; 2) азбуки в стихах; 3) переводы английских народных песенок; 4) циклы стихов;
    5) истории в стихах; 6) стихотворные сказки.
  1. «Пожар». 2. «Круглый год». 3. «Разноцветная книга». 4. «Дом, который построил Джек».
    5. «Про все на свете». 6. «Детки в клетке». 7. «Рассказ о неизвестном герое».
    8. «Двенадцать месяцев». 9. «Почта». 10. «Тихая сказка». 11. «Кошкин дом». 12. «Ключ от королевства».

Ответ: 1) 8, 11. 2) 5. 3) 4, 12. 4) 2, 3, 6. 5) 1, 7, 9. 6) 10.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

http://s-marshak.ru/index.htm - Специальный сайт, посвященный жизни и творчеству
С.Я. Маршака.