Якудза - это японская мафия. История, лидеры. Интересные факты. У японской мафии якудза произошел раскол

Наверно, каждый, кто хоть раз слышал это слово, задавался вопросом – кто же они такие? Ведь в каждой стране есть как законопослушные граждане, так и не очень. Некоторые государства стали практически полностью ассоциируемыми с таким явлением, как мафия. Пришедшее к нам из Италии слово также закрепилось в русском языке и стало синонимом всех видов организованной преступности.

В самой Италии с мафией связывают остров Сицилия (действительно, большей частью итальянские мафиози промышляют именно там, или же они родом оттуда). Даже загадочная Япония, такая далекая от Европы, имеет свой преступный синдикат. Под названием якудза.

Якудза являются членами традиционных организованных преступных группировок в Японии. По сути это сеть из 22 банд, разделенных на фракции, которые борются за богатство и влияние в стране. Их традиционными источниками дохода являются проституция, ростовщичество, вымогательство, азартные игры и контрабанда наркотиков. В последние десятилетия они стали более активно участвовать теневой экономике и бизнесе.

Якудза в шесть раз больше итальянской мафии и значительно превосходит мафию в Соединенных Штатах Америки. По данным полиции Японии, почти 83 000 гангстеров действуют в 22 преступных синдикатах, которые вносят вклад в экономику, контролируемую мафией, на сумму около 20 триллионов иен (242 миллиарда долларов) в год. Якудза, известные также по названию «гокудо».

Японские полицейские и средства массовой информации по их просьбе, называют их bо-ryokudan, что можно перевести, как бандитская группировка, а якудза называют себя «ninkyo-dantai», «рыцарской организацией».

Якудза известны своими строгими кодексами поведения и очень организованным характером. В июле 2010 года Национальное полицейское агентство опубликовало доклад, в котором говорится, что многонациональные преступные организации становятся «все более глобализированными» и все чаще нацеливаются на Японию. Он обсудил, как банды сотрудничают с отдельными группами лиц, чтобы создавать сеть подпольных банков, отмывать огромные финансовые средства, организовывать фиктивные браки и угонять краденые автомобили за границу.

История создания Японской мафии

Само название мафии пришло из популярной японской игры ойтё-кабу, что переводилось, как ненужный, никчемный. Она чем-то напоминает нашу игру в очко, где значения карт суммируются в общее количество, и последняя цифра является решающей в победе.

Наиболее плохой расклад для игрока – сочетание восьмерки, девятки и тройки – в сумме получается 20 очков, то есть 0. Если у игрока на финале были такие карты, то требовалось огромное умение и ловкость рук, чтобы не проиграть. По-японски значения карт – я, ку, са. Так и появилось слово якудза.

Первоначально в члены банды принимались исключительно крестьяне и невольники, то есть люди низшего сословия. Ими двигали разные причины – побег от налогов, отчаяние (потеря всего имущества, смерть близких), просто жажда приключений и легкой наживы. Якудза принимали их и давали кров, устраивали на работу. В члены банды шли также уголовники, бежавшие из тюрем, что делало якудзу еще более опасной организацией. Некоторые приходили туда просто для того, чтобы получить уважение и почет среди соседей и сограждан.

Отдельно стоит отметить и членство самураев. История попадания благородных воинов в разряд бандитов достаточно прозаична и проста. В 17 веке в результате реформ сотни тысяч самураев оказались не у дел. Не умея ничего другого, как размахивать мечом, они стали создавать свои группировки и занялись бандитизмом – грабили торговцев на дорогах, врывались в дома и наносили не только материальный, но и физический (не говоря уже о психологическом) ущерб.

Полиция в те века совсем не напоминала сегодняшнюю – максимум, на что хватало их навыков – разнять пьяниц в драке. Поэтому против профессиональных воинов она ничего сделать не могла.

Тогда пришла помощь с другой стороны – люди сами стали бороться с группировками. Однако, тут стоит сделать пометку, что эти самые борцы сами были, как говорится, не в ладах с законом – мелкие преступники, воришки. Поэтому получалось, что одни преступники борются с другими. Постепенно победа над самураями была одержана, и борцы сами организовали группировку Мати-Ёкко, которая и стала прообразом якудзы.

Членство в якудза не является незаконным. «В большинстве других стран преступные синдикаты запрещены, но Япония по-прежнему признает их право на существование», — сказал британской газете Guardian Ацуши Мизогути, главный эксперт Японии по организованной преступности.

Банды якудза не прячутся от народа и государства, как, например, это делают их итальянские или китайские «коллеги». Организации якудза часто имеют офис с деревянной доской на входной двери, открыто показывая свое название группы или эмблему.

Японская мафия сегодня

До недавнего времени многие члены якудзы работали в офисах с именами своих организаций на видном месте. Некоторые члены мафии носят визитки с именем преступного синдиката. Журналист Джейк Адельштейн написал в американском интернет-журнале The Atlantic Online.

«Правительство молчаливо признает их существование, и они назначаются на должности, их работа и отношения регулируются. Якудза зарабатывают деньги на вымогательстве, шантаже, строительстве, недвижимости, коллекторских услугах, манипулировании финансовым рынком, рэкете, мошенничестве и сети подставных компаний, в том числе трудовых диспетчерских служб и частных детективных агентств. Они делают работу, которую никто другой не будет делать».

Полиция традиционно терпимо относится к якудзе. Корни этого направления можно проследить в 1800-х годах, когда предтечам якудзы разрешалось носить оружие, при условии, что они помогали поддерживать порядок, когда у полиции не хватало рабочей силы.

Кланы якудза сравнивают с «семьями» сицилийской мафии. Клан имеет иерархическую структуру и построен так же, как общая семья в традиционной . Вождя клана зовут оябун («отец»). Под его правлением находятся более мелкие члены клана, братья. Это не его настоящие дети или братья-родственники, а лишь обозначения ранга и положения в клане. Все члены клана подчиняются Оябуну, а он в свою очередь защищает их от всех опасностей. Оябун всемогущ в клане, и его слова-закон.

Все подчиняются ему, не задумываясь и не заботясь о собственной жизни. У оябуна есть советник, который называется Сайко-комон, и у него есть штат адвокатов, бухгалтеров, секретарей и советников. У обябуна есть помощник, так сказать, заместитель. Он выступает в качестве посредника, чтобы увидеть, что заказы оябуна выполняются. Члены банд якудза обрывают семейные узы и передают свою верность главарю банды. Они относятся друг к другу как члены семьи — отцы, старшие и младшие братья. Якудза почти полностью состоит из мужчин, но встречаются и женщины, которых называют «не-Сан» (старшая сестра). Так как якудза считают женщин слабыми созданиями, не способными на верность и самоотречение, ими признаются лишь жены главарей.

Отличительным знаком якудза является огромное количество татуировок, покрывающих тело мафиози. Однако это не просто рисунки, а знаки принадлежности к определенной банде. Так якудза узнают «своих». Иногда тату обозначало новое имя члена банды – ведь, как упоминалось выше, при вступлении в организацию человек становился частью новой семьи, и все связи с прежней полностью разрывались. Униженные и обездоленные, обозленные, новые члены банды якудза с новой силой принимались бороться с теми, кто в прежней жизни насмехался над ними. И никому не уйти от возмездия якудза.

В любой, даже самой цивилизованной стране наряду с законопослушными гражданами есть и преступники. Постепенно они начинают объединяться, пока со временем союз преступных элементов не превращается в самую настоящую мафию. Нелегальные группировки занимаются торговлей наркотическими и оружием, живыми людьми и даже их органами. Япония не стала исключением. В азиатском государстве уже давно орудует мафия, которая происходит от ронинов, или, иначе говоря, дворян-самураев, некогда обедневших и ставших не на тот путь. Название ее - якудза. Это ни много ни мало, сто десять тысяч преступников, что значительно превышает численность американской мафии (двадцать тысяч). И, конечно же, они имеют свою особую историю.

Начало пути

История якудзы как мафии началась в Японии. Название это пришло из карточной игры под названием «ойтё-кабу». Это своеобразная версия игры в очко, где, складывая карты, нужно получить определённое число. Самым неудачным раскладом считается сочетание восьмерки, девятки и тройки. В сумме они дают 20, а по правилам игры это 0 очков. Числа эти произносятся «я», «ку», «са», оттуда и название банды. При таком раскладе на руках нужно обладать мастерскими умениями для выхода из неудачного положения.

Начало группировка, по самой распространенной версии, берет с трех обществ.

Мати-ёкко . В результате самураев в XVII веке около полумиллиона бойцов оказалось на улице. Все, что у них было, - это их боевой опыт и жестокость. Не найдя никаких средств к существованию, многие постепенно стали организовывать свои преступные банды. Они нападали на путников, грабили города и села, торговцев. Полиция вооружена была плохо, да и бою не обучена, все, на что ее хватало, - это на усмирение разбушевавшихся пьяниц. Шансов одолеть профессиональных солдат у них не было. Однако не эти самураи были всеми известными мати-ёкко, ими были городские стражи. Люди, решившие бороться, - городские задиры, игроки, мелкие преступники. И в этом не было ничего удивительного, ведь мирные граждане бы никогда не взялись за оружие. Их победы над самураями были оценены народом, однако со временем мати-ёкко начали сами заниматься преступной деятельностью, не очень-то отличающейся от занятия их врагов - бывших самураев.

Тэкия. Их история началась не с такой воинственности. С давних времен по территории Японии слонялись люди, торгующие снадобьями, зельями и всякой мистической ерундой. Изначально они именовались знахарями, со временем они создали свой бизнес и начали именоваться тэкия, то есть коробейники. Торговать они начали уже всем подряд, руководствуясь правилом «Не обманешь - не продашь». Качественными их товары назвать было нельзя, и чтобы гневные покупатели не наносили им вред, они начали объединяться в крупные банды. К большой группировке претензии предъявлять куда опаснее, да и грабители старались обходить их лавки стороной. В их рядах была разработана иерархическая система, которой пользуются современные якудза. Постепенно, стараясь увеличить свою прибыль, тэкия начали сами обеспечивать порядок на базарах и ярмарках. Они брали деньги с торговцев, отлавливали и наказывали карманных воров и собирали так называемую дань.

Бакуто. Их организовало само правительство, и вскоре это им обернулось плохой стороной. Правительство начало наем игроков в азартные игры, они должны были развлекать рабочих, трудящихся на государственных стройках. Игроки обыгрывали работяг, и часть зарплат работников таким образом возвращалась в казну государства. Но что и следовало ожидать, те, кто согласились обыгрывать честных рабочих, начали совершать преступления. Так как правительство нуждалось в них, на многое приходилось закрывать глаза. Именно бакуто первыми начали наносить на тело татуировки. Они татуировали полностью всю спину, а это требовало особой силы воли, ведь занимал процесс целых сто часов. фаланг пальцев за провинность тоже был придуман бакуто. Название "якудза" тоже пошло от них, ведь именно картежники знали тонкости игры ойтё кабу.

Известные лидеры

Первым главарем банды считается Бандзуйин Тёбэй, который изначально был самураем. Путь якудзы Тебэй начал с игорного притона. Постепенно он разбогател и получил уважение и влияние. Власти города Эдо, в котором он и вел свой бизнес, предложили ему заняться наймом работников для прокладки дорог и ремонта города. Он согласился, но вместо наёмных рабочих на стройки отправлял карточных должников. Их заработную плату он забирал себе.

Еще одним известным главарем был Дзиротё. Был он лидером банды города Симидзу в 80-х годах. Отличался особой жестокостью, деля территорию, вырезал конкурентов из соседнего города. На его счету также кража золотых дельфинов с крыши старинного замка.

Законопослушные бандиты

Мафия якудза занимается преступной деятельностью различной направленности: организовывают продажу девушек в Европу, Америку и страны Востока, держат свои публичные дома, вовлекают в проституцию несовершеннолетних, распространяют запрещенную порнографию, занимаются нелегальной эмиграцией и рэкетом. Из всех мировых преступных банд именно они самые организованные и, как бы парадоксально это ни звучало, больше, чем другие группировки, чтут закон.

Группировка разделена на 750 кланов и вместе со всеми их членами составляет самую огромную мафию по численности бандитов во всем мире. Основной их враг - китайские преступные группировки. Якудза и триада, иначе говоря - китайская мафия, ведут вражду, это как дань традиции. Китайцы и японцы на протяжении многих веков считают друг друга соперниками.

Японские правители и все правительство страны в целом на протяжении всей истории главной своей задачей ставили контроль над всем своим государством. Неважно, какими именно способами приходилось это делать. Так и получилось, что сами власти занимались контролем над всем, что лежит в легальной сфере, в том числе бизнес-деятельностью, а японская мафия вела контроль над нелегальной сферой жизни азиатского государства. Мафия никогда не ссорилась с властями, а те, в свою очередь, не лезли к ним.

Иерархия

Свою внутреннюю организацию японские якудза построили по традиционному укладу своей страны «отец - дети», «старшие дети - младшие дети». Между собой старшие и младшие дети считаются братьями, независимо от того, есть ли между ними кровная связь или нет. Глава якудзы носит гордый титул «оябун», в переводе на русский это то же, что и шеф. Он считается начальником всех, тем, кто стоит над всеми членами банды.

После шефа в бандитской иерархии стоят: старший советник, глава штаб-квартиры, заместитель и помощник шефа. Все эти преступные элементы командуют целыми рядами других преступных элементов. Чем большее количество людей находится под их влиянием, тем больше у них влияния и уважения со стороны остальных. Все они являются наследниками главаря, и в случае его смерти кто-то из них занимает его почетное место.

В иерархии есть и советники, секретари, бухгалтеры, консультанты. Сами же бандиты в своей структуре имеют старших сятэй-бригадиров, их еще называют младшими братьями, младших бригадиров, которых именуют юнцами, из простых рядов якудза.

Изредка появляются в Японии и самостоятельные единицы - одинокие якудза. Это преступники, не желающие входить в уже сформировавшиеся кланы. Однако успеха они не добиваются, ведь все территории уже давно поделены, и отвоевать их у клана просто невозможно.

Клановые взгляды

Группировка якудза в плане политики относит себя к ультраправым. Они выступают за идею традиционных японских ценностей в семьях, хотят, чтобы была возвращена политика милитаризма, и стремятся возродить позабытые народом самурайские традиции.

Любят они изображать себя и защитниками всех японских обездоленных. Клан Ямагути гуми в 1995 году даже оказал своему родному городу довольно внушительную материальную помощь. Городу она требовалась после произошедшего в том же году землетрясения. Впрочем, в благие их намерения люди верят мало, но их «кровавые деньги» все же были приняты народом. Ямагути гуми считаются самым большим кланом, штаб-квартира их располагается в городе под названием Коба.

Якудза делят всех людей на две категории: якудза, то есть люди из их круга, и катаги, что означает «неудачники». В последнюю категорию входят те, кто не относится к их мафии. Чтя традиции, катаги не убивают, но насилие, грабеж и любое другое издевательство над ними допускается. Убить «неудачников» они могут, только если те угрожают им. Друг друга убивать японская мафия разрешает. Бывает, что кланы воюют между собой и даже нанимают киллеров-камикадзе.

Все якудза ценят свою личную честь и честь клана. Унижать себя они не позволяют, равно как и своих братьев по клану. Признавать свои ошибки не в их стиле, ведь, по их мнению, они просто не способны делать что-то не так. Ключевое место занимает взаимная помощь. Если собрат попал в беду, якудза сделают все, чтобы помочь ему. Отступление от правил считается огромным позором, и за это следует наказание: изгнание, отрубание фаланг пальцев или смерть.

Отношение к женщинам

Есть группа людей, которая никогда не войдет в клан, - это женщины. Якудза не доверяют представительницам слабого пола, считают, что в тех мало отваги, силы, ума и что им следует заботиться о семье и сидеть дома. Уважением пользуются исключительно жены главарей, их называют старшими сестрами. С ними советуются, их оберегают и им всегда помогают. Все прочие женщины именуются не иначе как «подстилками». Если над женами и дочерьми якудза еще могут не издеваться, то тем, кто никак с кланом не связан, приходится довольно туго. Обращаются с ними больше как с товаром, часто подвергая насилию.

Нелегальный бизнес

Как уже было упомянуто ранее, якудза в Японии и за ее пределами занимаются разного рода деятельностью. Но что примечательно, каждый клан у них занимается только своим конкретным делом, а не всеми отраслями сразу. От их личного выбора это не зависит, история клана сама навязывает им определенное дело. Почти все мелкого и среднего ранга бизнесмены в Японии хотя бы раз сталкивались с мафией. Якудза контролируют всю территорию и тех, кто начинает на ней работать.

Крупный клан якудза уже давно вышел на высокий уровень и продолжает принимать активное участие в финансовой и политической жизни. Там они занимаются так называемым инвестируют в крупные бизнес-проекты, выбивают долги и даже вмешиваются в работу собрания акционеров больших корпораций.

Тесно сотрудничают они с китайцами и корейцами. В основном это касается наркобизнеса. На территории Японии наркотики производят, а через группировки представителей других наций их вывозят за пределы страны. Это довольно абсурдное сотрудничество, ведь японская мафия воюет с китайской триадой.

Знаки отличия

Уже несколько столетий татуировки используют члены мафии по всему миру как метку определенной банды. По ней можно понять, к какой группировке относится человек и какое положение в ней занимает. Не стали отходить от традиций и якудза. Татуировки в Японии вообще долгое время ассоциировались исключительно с ними. Люди, не состоящие в банде, не делали их, в то время как мафиози покрывали ими все свое тело. Рисунками и надписями покрывались кисти рук, голова и даже гениталии.

Порой обычные ремесленники и крестьяне попадали в ряды якудза. Татуировки в таком случае подбирались под новое имя. Имена обычно давали звучащие вроде «ревущая буря», «стальной меч», «молниеносный дракон». Сегодня татуированные люди все еще продолжают ассоциироваться с опасной бандой. В некоторые места купания даже запрещён вход для людей с изображениями и надписями на теле. Запрет этот не оправдан, так как после того, как группировку официально запретили, ее члены не стремятся так явно привлекать к себе внимание полиции и обычных граждан.

Несмотря на то что мафия японская, в ее рядах можно встретить и корейцев. Корейцы составляют всего 0,5% населения страны, и потому их, как подвергают жестокой дискриминации. Даже родившиеся на территории Японии корейцы, как правило, признаются иностранцами лишь из-за своей этнической принадлежности. Заниматься законной торговлей они не могут, как и трудиться без получения разрешения на работу. Именно потому, что общество сделало их изгоями, мафиози стали принимать их в свои ряды. Якудза вообще с охотой принимают в свои ряды всех изгоев. Обиженные обществом, страной и всем миром, они обретают особую злобу и непоколебимую преданность тем, кто их приютил.

Всем корейцам, принятым в ряды группировки, дают новое имя. Чтобы стереть их принадлежность к другой культуре, им наносят на тело особые знаки - татуировки с японской традиционной символикой. Нередко на их теле красуются надписи на японском языке.

Особые ритуалы

Как у любого клана с многовековой историей, у якудза есть свои особые традиционные ритуалы. К самым ярким из них можно отнести следующие.

Искупление вины. Любой из клана может совершить ошибку. В таком случае он считается провинившимся, а вину, как известно, надо искупить. Но одними только извинениями не отделаешься, за провинность нужно при помощи молотка отрубить себе фалангу пальцев на руке. Отрубленную часть пальца провинившийся вручает боссу клана якудза. Это ритуал, восходящий еще к временам, когда было нужно управляться с мечом. С каждой потерянной фалангой управляться с мечом было сложнее, при последующем повторении ритуала владение мечом и вовсе могло стать невозможным. Сегодня отсутствие части пальца скрывают, используя для этих целей протез, чтобы не выдать свою принадлежность к мафии.

Тюремная метка. В России заключенные для отбывания наказания в тюрьмах часто наносят на свое тело самодельные татуировки, по ним можно легко узнать, за что сидел человек, сколько лет он пробыл в тюрьме. Якудза тоже делают себе характерные отметки, находясь в тюрьме: за каждый год вводят одну жемчужину под кожу пениса. Продемонстрировать годы, проведенные в тюрьме, мужчины могут в банях и саунах.

Прием в ряды мафии. Перед тем как занять какое-то значимое место в группировке, мужчины долго именуются «ученик якудзы», это низшая ступень иерархии, дойти до вершины всей преступной пирамиды можно, только преодолев все ее ступени. Обряд посвящения ученика заключается в церемонии саказукигото. Новобранец садится напротив одного из членов клана (в последующем этот человек будет именоваться его приёмным отцом) и выпивает с ним сакэ. В японской культуре распитие традиционного напитка применяется для создания связи между людьми. Эта же церемония используется и во время побратимства кланов.

Смертоносное наказание. Иногда проступки и оплошности члена банды настолько велики, что одним только отрубанием фаланги пальцев не обойтись. В таком случае применяют другой ритуал - сэппику. Иначе говоря, это ритуальное самоубийство, которое совершает провинившийся, вспарывая свой живот. Это все та же дань традициям самураев, которые таким же способом лишали себя жизни. Уйти от сурового наказания не может ни один якудза, и дело тут не только в его покорности многовековой традиции преступной семьи. При отказе члены банды сами вспарывают своему брату живот. Смертельное наказание может последовать, если член группировки сдаст кого-то из своих братьев или отцов. По традиции, попав в полицию, якудза должен взять всю вину на себя, прикрыв свою преступную банду, если же он поступит иначе, его ждет верная погибель. Даже самые суровые пытки, при применении которых была добыта информация о других членах банды, не станут смягчающим обстоятельством при наказании.

Жизнь и бандитский бизнес японской мафии получили широкое распространение в искусстве. Часто их можно встретить как героев кино, иногда аниме. Члены кланов якудза - это никого не уважающие отрицательные герои и в то же время чтящие честь и семью современные самураи. Встречаются они в таких фильмах, как "Убить Билла", "Брат якудзы", "Тройной форсаж: Токийский дрифт", "Война".

Официальный запрет

Долгие годы японская мафия существовала без запрета. Лишь в 1992 году правительство страны приняло акт о предотвращении их деятельности. Было определено ранее отсутствующее в законодательных актах определение преступной группировки, появился запрет на рэкет, которым промышляют якудза. Среди самих членов банды и их семей прошла волна недовольств. Дочери и жены якузда вышли на улицы Токио с демонстрацией своего протеста. Сегодня это вылилось в то, что татуированных людей в костюмах стараются не пускать в общественные места. Для них закрыты многие бани, пляжи, рестораны.

В 1990-х годах мафия якудза пережила куда более сильный удар. Начался японский кризис, который продолжается и до сих пор. В результате этого бизнес группировок начал постепенно разрушаться, а количество членов банды уменьшаться. Но их система не обречена на провал. До тех пор, пока будет существовать нелегальный бизнес, будут и якудза. Они стараются выдать себя за бизнесменов, при этом используют свой уголовный жаргон, покупают акции мировых компаний и даже участвуют в политике страны. Они есть на всех и даже за пределами свой страны.

Но люди постепенно начинают давать им отпор. Совсем недавно управляющая одного из ресторанов в Японии подала в суд на самого Кэнъити Синода, главу самого крупного из кланов якудза Ямагути гуми. Она заявила, что именно главарь должен нести ответственность за всех бандитов своего клана, которые вымогали у нее денежные средства и даже грозили уничтожить весь ее бизнес. На поступок этой женщины можно посмотреть с разных сторон. С одной стороны, это немного безрассудно, ведь, вероятнее всего, после такого заявления мафия якудза объявит ей настоящую войну. С другой же стороны, она проявила смелость, подав в суд на одного из самых опасных людей в мире.

Япония для большинства представляется высокотехнологичным обществом со своей культурой. Но за ширмой закрытой страны кроется немало интересного. Есть там и своя организованная преступность, ее традиционная форма зовется якудза. Это настоящие преступные синдикаты, которые и определяют местный криминальный мир.

Сравниться с якудза по степени влияния могут, к примеру, азиатские триады или мафия на Западе. Вот только организация японской преступности совсем другая, чем у аналогичных структур. Да и работает якудза иначе. Говорят, что у этой мафии есть даже свои офисные здания, а об ее действиях открыто рассуждают в прессе.

Появилась якудза еще в XVII веке, когда феодалы вдруг стали понимать, что открытая борьба с противником, как это делают самураи, менее эффективна, чем скрытая и незаметная. Сегодня якудза является, без преувеличения, одной из японских достопримечательностей. Но на Западе знают о ней крайне мало, так что стоит поведать о самых интересных фактах об этой скрытной организации.

Сокайя - организация взяточничества. Слово сокайя подразумевает не просто взяточничество, а крупномасштабную ее форму, которая и практикуется якудза. Японская мафия приобретает сперва крупный пакет акций компаний, достаточный для присутствия и голоса на совете директоров. После этого преступники стараются узнать о руководстве компании максимум информации, выискивая компромат на них. Затем уже начинаются своеобразные торги. Якудза угрожает акционерам разглашением конфиденциальной информации, заставляя платить за молчание. Это очень серьезная угроза, ведь в японской корпоративной культуре позор является мощным рычагом давления, так что такая тактика обычно оказывается успешной. Необычным в этом взяточничестве является то, что все это происходит с крайней вежливостью. Сами угрозы, как и плата за молчание производится не напрямую, а окольными путями. К примеру, якудза может устроить некий конкурс или спортивное соревнование, а жертвам ненавязчиво рекомендуют приобрести билеты по весьма завышенным ценам. Надо сказать, что такая участь ждала многие японские компании. К примеру, один из вымогателей угодил за решетку на восемь месяцев после того, как пытался шантажировать руководство компании «Мицубиси». Представитель якудза пытался воспользоваться информацией о незаконном использовании чиновниками арендных платежей за дом отдыха. Сокайя уже в 1982 году достигла настолько внушительных масштабов, что правительство даже ввело ряд законов, которые запрещали платить вымогателям. Но пользы от этого оказалось немного. Якудза тут же отреагировала на это, придумав просто более сложную схему для сокрытия своей деятельности. Руководителям же часто приходится потакать якудза, ведь информация об участии в прошлом в сокайя грозит уголовным делом. Сегодня корпорации придумали свой действенный способ борьбы с вымогателями - проведение собраний акционеров в один день по всей страны. В итоге члены мафии не могут физически оказаться одновременно в нескольких местах. Такая мера принята на Токийской фондовой бирже. Там в 90% случаев корпорации проводят свои ежегодные собрания в один и тот же день.

Жесткая борьба с якудза. Власти Японии знают многое о самом крупном преступном синдикате страны, Ямагути-гуми. В последнее время в борьбу с ним включилось еще и правительство США, его отделения по борьбе с организованной преступностью. Американским гражданам попросту запретили идти на какие-либо финансовые сделки с главой синдиката, Кэнъити Синода. В «черный список» попал и его «правая рука» Киеси Такаяма. Да и все активы организации на территории Соединенных Штатов были заморожены. В Японии также появились законы, которые призваны разорвать связи якудза с законопослушным бизнесом. Ранее в Стране восходящего солнца меры ограничивались лишь введением штрафов для тех предприятий, которые идут на сотрудничество с криминалом. Новые меры оказались на удивление действенными. В итоге число представителей якудза в Японии сократилось до рекордного за последние пол столетия уровня. Сам же Синода считает, что исчезновение его синдиката станет проблемой для страны. Ведь на улицы выйдут тысячи безработных бандитов, которые станут угрозой для общественного порядка в Японии.

Помощь нуждающимся со стороны якудза. В 2011 году в Японию пришло природное ненастье - страна была атакована мощными цунами. Но в числе первых организаций, кто пришел с помощью в пострадавшие районы, оказалась и якудза. И этот случай вовсе не редкость - еще в 1995 году после землетрясения в крупном городе Кобе, члены мафии организовали доставку ценных грузов в разрушенные кварталы мегаполиса. Для этого якудза использовала вертолеты, лодки и скутера. Есть даже легенда о том, что якудза всегда помогает нуждающимся, когда им это надо. Ведь члены преступной организации являются изгоями, которые не могут не сочувствовать пострадавшим от невнимания со стороны официальных властей. Другие же люди придерживаются более практичной и циничной точки зрения, для них такое поведение мафиози всего лишь форма пиара и способ получить общественную поддержку. Ну как после такой благотворительности призвать общество на борьбу с якудза? Однако не только имидж завоевывает якудза с помощью подобных добрых дел. Они приносят криминальным синдикатам еще и немалую финансовую выгоду. Сразу после землетрясения в 2011 году подконтрольные якудза организации смогли получить выгодные государственные строительные контракты. Катастрофа оказалось настолько масштабной, что власти просто вынуждены были прибегнуть к помощи сомнительных фирм. Тем более что подпольные синдикаты себя открыто не афишируют, стараясь действовать через подставные компании. И поди разберись, кто из них связан с криминалом. Интересно, что один из таких контрактов привел главу подставной компании в тюрьму. Он просто клал в свой карман часть заработной платы своих же сотрудников, считая, что якудза сможет защитить его.

Журнал якудза. В Ямагути-гуми принято раздавать всем членам информационные бюллетени. В последний раз они достались 28 тысячам членами организации. В этом своеобразном корпоративном журнале под названием «Ямагути-гуми Шинпо» публиковались также хайку и статьи о рыбалке. Редакторы высказали мнение главы синдиката о том, что для него наступают трудные времена. В то время дела якудза действительно шли плохо, вот и стал журнал своеобразным инструментом для поднятия настроения своих криминальных читателей. Удивительно, но некоторые экземпляры издания попали и в руки обычных мирных японцев. Специалисты полагают такую «промашку» неслучайной. Якудза понимала, что слух о выходе журнала просочится. Так что рассылка осуществилась умышленно не только членам синдиката, но и некоторым обычным гражданам. Так мафия попыталась уменьшить свою сложившуюся насильственную репутацию в глазах сограждан.

Ритуал юбитсуме. В якудза принято по-своему наказывать тех, кто провинился. Бандитов, которые поступили неправильно с точки зрения всей организации, заставляют отрубать кончик собственного пальца. Это и зовется юбитсуме. Если за первый проступок отрубают только кончик мизинца, то дальнейшие провинности влекут за собой уже серьезные увечья. В итоге у многих японских мафиози левый мизинец отсутствует частично или полностью, а порой нет и каких-то других пальцев. С одной стороны, видно, кто перед вами. А с другой, понятно, что это не самый успешный мафиози, раз был неоднократно наказан. Такой ритуал положил даже начало спросу на искусственные пальцы. Понятно, что отсутствие их на руке является печатью позора. Скрыть это сложно, но просто необходимо – большинство японцев в курсе ритуала юбитсуме. Известный английский эксперт по коже, профессор Алан Робертс, экспортировал в Японию столько натуральных внешне протезов, что получил в якудза даже прозвище «Господин Палец». Очевидно, что его услуги пользуются спросом.

Сложные татуировки. Важной часть культа якудза являются необычные цветные татуировки на телах преступников. Японские мафиози пользуются традиционным способом, вводя вручную чернила под кожу. Этот метод называется ирезуми и его отличает крайняя болезненность. Зато пройдя через эту процедуру, можно доказать свою храбрость. Надо отметить, что цветные татуировки в последнее время стали популярны и среди обычных японцев. Самыми же популярными рисунками являются женщины, драконы и горы. И хотя татуировки распространились в обычном обществе, с ними все еще ассоциируются членов преступной организации. Мэр города Осака даже ввел запрет на подобные нательные художества для государственных служащих. Чиновник попросил подчиненных либо избавиться от татуировки, либо искать себе другую работу.

Якудза и суд. Мы не удивляемся тому, что наши преступников судят, но вот иски к криминальным структурам – это возможно только в Японии. Не так давно одна владелица ресторана подала в суд на Кэнъити Синода, того самого могущественного главу Ямагути-гуми. Женщина утверждала, что якудза должна нести ответственность за своих представителей, которые вымогали у нее деньги за защиту и угрожали сжечь ее заведение. Хозяйка ресторана официально потребовала от якудза возместить ей ущерб в размере 17 миллионов иен, или же 2,8 миллионов долларов. И это далеко не первый случай, когда на якудза подают в суд. Нечто похожее произошло и в 2008 году. Тогда несколько граждан пошли в суд, чтобы выселить банду Доинкаи из их штаб-квартиры в городе Куруме. После того, как организация стала разрушаться изнутри, благодаря междоусобным стычкам в борьбе за лидерство, разразилась настоящая жестокая война. Горожане утверждали, что имеют право на жизнь в мире, так что они потребовали от бандитов покинуть их город. Но якудза не всегда выступает на стороне ответчика. В начале 2013 года синдикат Кудо-кай с юга страны был официально наречен правоохранительным органами «опасным». Члены якудза оказались вовлеченными в серию нападений на штаб-квартиру другой мафиозной организации. При этих атаках бандиты даже использовали гранаты. На суде адвокат Кудо-кай заявил, что такая характеристика его подзащитных несправедлива. Дело в том, что синдикат является лишь одним из пяти, что действуют в этом регионе. Такое ущемление прав якудза, по мнению адвоката, является нарушением Конституции страны.

Экзамены для мафиози. В 2009 году в Ямагути-гуми членов организации заставили пройти специальный тест на 12 страницах. На такой шаг мафия пошла после того, как правительство предприняло серьезные шаги против организованной преступности. Считалось, что благодаря этим экзаменам, члены синдиката смогут уберечься от разных неприятностей и продемонстрировать свое знание законов. В анкете было немало разнообразных тем, начиная от незаконного выброса мусора и заканчивая гоном машин. Кажется нелепым, что злые татуированные бандиты сидят смиренно в аудитории и сдают экзамены, тщательно вызубрив все ответы. Однако такой подход дает в целом представление обо всей японской экономике. Давно уже считается, что именно якудза является своеобразным критерием национальной культуры и экономики. И если даже бандиты признают, что их организация находится в кризисе в эти времена и готовы пойти на все, чтобы минимизировать проблемы, то и остальным японцам приходится не лучше.

Посвящение в члены якудза. Известно, что в Японии новообращенные члены мафии вынуждены выполнять роль подчиненных для более опытных членов организации. Новичков называют кобун, что буквально означает «роль ребенка». За долгие годы существования местной мафии в ней была выработана довольно непростая структура управления. Так что дойти до вершины непросто, предстоит преодолеть немало ступеней. Ритуал посвящения новичка основан на церемонии сакэ под названием саказукигото. Посвящаемого садят напротив своего оябуна, главенствующего члена группировки, своеобразного «отца». Другие же члены мафии готовят тем временем напиток. Новичку полагается меньшая часть напитка, тогда как его учителю полагается полная чаша. Тем самым подчеркивается статус члена банды. После того, как каждый отпивает из своей чаши, происходит обмен ими. Так завершается церемония. Сам ритуал подразумевает создание связи между оябуном и кобуном, которая напоминает связь приемного отца и сына. Церемония распития сакэ вообще довольно традиционная для японской культуры, так создаются незримые связи между людьми. Сам этот напиток рассматривается, как связующее звено между людьми и божествами, а также позволяет укрепить отношение между людьми. Сакэ словно бы благословляет хороший урожай. Эта церемония считается историчной и даже религиозной. Неслучайно она проводится в японском синтоистском храме.

Якудза и политика. В 2012 году в Японии разразился громкий политический скандал. Министр юстиции вынужден был подать в отставку после того, как стало известно о его связях с якудза. Но японские политики не всегда сторонились своих отношений с мафией. К примеру, известно, что Либерально-демократическая партия (ЛДП), которая управляла Японией на протяжении 54 из 58 последних лет, не гнушалась сотрудничеством с якудза. Известно, что первый премьер-министр от ЛДП, Нобусуке Киши, активно взаимодействовал с Ямагути-гуми. В 1971 году он вместе с некоторыми другими политиками внес даже залог за мафиозного лидера, осужденного, между прочим, за убийство. Премьера видели также на свадьбах и похоронах членов мафиозного синдиката. На выборах члены якудза обычно играют видную роль - они выполняют функции агитаторов и телохранителей. Благодаря организованности, банды могут обеспечить на выборах нужным кандидатам большое число голосов. Один представитель якудза в Киото заявил, что может обеспечить минимум 30 тысяч голосов, чтобы избрать определенного чиновника. Да и минимум четыре других премьер-министра имели вполне определенные связи с якудза. Речь идет в том числе и о Нобуру Такешита, пришедшего к власти в 1987 году. Незадолго до выборов на него стали оказывать давление ультраправые оппоненты. Пришлось политику обратиться за помощью к самой крупной структуре якудза в Токио, Инагава-кай. Мафия быстро решила все проблемы будущего премьера. Но в стране многие стали задаваться вопросами об излишне комфортном пребывании правящей элиты под защитой организованной преступности.

Якудза (яп. ヤクザ или やくざ) , известные также как гокудо (яп. 極道 гокудо) — члены соперничающих между собой групп традиционной организованной преступности в Японии, а также общее название таких групп. В японской юридической терминологииякудза называют «борёкудан» («bōryokudan») , что и означает «силовая группировка». Это название сами якудза расценивают, как оскорбительное, так как оно может быть применено к любому типу криминала. Согласно книге рекордов Гиннесса в наши дниякудза являютcя самым значительным криминальным феноменом в мире.


В ходе своего создания якудза приняли традиционную японскую иерархическую структуру оябун-кобун («oyabun-kobun») , где кобун (子分, «приёмный ребёнок») обязан выказывать лояльность по отношению к оябуну (親分, «приёмный родитель») . В гораздо более позднем периоде был разработан кодекс «дзинги» («jingi», 仁義, кодекс «справедливости и долга») , где было закреплено, что верность и уважение являются образом жизни. Отношения оябун-кобун («oyabun-kobun») закрепляются церемониальным обменом чаркой сакэ. Этот ритуал не является особенностью мира якудза и обычно встречается в традиционной японской синтоистской свадьбе и, возможно, был частью побратимских отношений. Во время Второй мировой войны более традиционная форма организации тэкия/бакуто уменьшалась, т.к. всё население было мобилизовано для участия в военных действиях, а общество находилось под бдительным и строгим оком военного правительства.

Однако, после войны якудза снова воспрянули. Предположительно, якудза проникли во все сферы человеческой жизни в Японии. Наиболее романтические сказочки говорят, чтоякудза принимают сыновей, которых бросили или отослали от себя родители. Многиеякудза начинали свою «профессиональную» деятельность в средней или старшей школе как уличные бандиты или члены босозоку-банд (bōsōzoku). Некоторые головорезы-якудза фактически не особо умны, если не сказать умственно отсталы, но их принимают в кланы из-за хорошей физической подготовки. Возможно из-за того, что они изначально обладают более низким социальным статусом якудза часто становятся буракумин и этнические корейцы. Лидеры кланов якудза это, как правило, очень хитрые, жёсткие и интеллектуальные мужчины, т.к. чтобы подняться до высшего уровня в иерархии якудза, нужно быть весьма конкурентоспособным и бессовестным. Кланы якудза возглавляет оябун или кумитё (kumichō, 組長, «глава семьи»), который отдаёт приказы своим подчинённым-кобун. В связи с этим организация якудза является своеобразной вариацией традиционных японских отношений сэмпай-кохай. Члены банд якудза переносят семейные отношения в кланы в том смысле, что относятся друг к другу, как к отцу или как к старшим / младшим братьям.
В кланах якудза практически все члены это мужчины и женщин очень мало. Однако, если они есть, их принято называть «o-nee-san» (お姉さん, «старшая сестра»). Когда глава Ямагути-гуми в конце 90-х гг. был убит, его жена, хоть и на краткий срок, приняла бразды правления семьёй. Якудза имеют очень сложную структуру: существует самый главный босс синдиката - кумитё , сразу за которым идёт сайко комон («saiko komon», 最高顧問, «старший консультант») , а за ним - со-хонбутё («so-honbucho», «начальник штаба») .

На следующем уровне командования стоит вакагасира («wakagashira») , который управляет несколькими кланами в регионе, а непосредственно кланом при этом управляетсятэйгасира (shateigashira) . Связь каждого члена клана подчинена иерархии (sakazuki): на самой вершине находится кумитё и контролирует различных сайко-комон, которые в свою очередь контролируют своих собственных подчинённых в разных районах или городах. У сайко-комон существуют свои собственные подчинённые, включая боссов младшего уровня, консультантов, бухгалтеров и др. Те, кто получил имя от оябуна являются частью одной большой семьи и ранжируются от младших до старших братьев. Вместе с тем каждый кобун может выступать в качестве оябуна для более низкого по рангу клана, который также может стать основой для появления ещё более низкорангового подразделения. В Ямагути-гуми, которая управляет приблизительно 2500 фирмами и 500 кланами якудза, есть даже организации пятого ранга.

Юбицумэ (yubitsume) , или отрезание пальцев: согласно этой традиции после первого проступка нарушитель отрезает кончик мизинца с левой руки и вручает отрезанную часть своему боссу.
Иногда босс клана может выполнить этот ритуал и передать отрезанную часть пальца оябуну, когда, к примеру, хочет сберечь одного из членов своего клана от дальнейшей расправы. Происхождение этого обычая сводится к японской манере держать меч. Три нижних пальца каждой руки используются для того, чтобы крепко держать меч, при этом указательный и большой пальцы слегка расслаблены. Удаление фаланг пальцев, начиная с мизинца, постепенно ослабляет хватку на рукояти меча и идея наказания, таким образом, заключается в том, что человек со слабой хваткой способен только на оборону.

В последнее время появились протезы для кончиков пальцев, чтобы скрыть эту особенность, а когда британский мультфильм «Строитель Боб» («Bob the Builder») импортировали в Японию, то даже разрабатывались планы по дорисовыванию персонажам ещё одного пальца, дабы не пугать маленьких детишек. У многих якудза по всему телу расположены татуировки, которые известны как ирэдзуми («irezumi») . Ирэдзуми до сих пор часто накалываются вручную, когда краска вводится под кожу с помощью бамбуковых или стальных игл. Такая процедура мало того, что болезненна и весьма ощутимо бьёт по карману, она ещё и может занять не один год для воспроизведения всего рисунка. Отсиживая срок в тюрьме некоторые якудза увековечивают каждый год одной жемчужинкой…введённой под кожу пениса. А когдаякудза играют друг с другом в карты ойтё-кабу (Oicho-Kabu) , они частенько распахивают свои рубашки или завязывают их вокруг талии, демонстрируя таким образом друг другу свои татуировки. Это один из немногих случаев, когда якудза показывают свои татуировки «на людях», т.к. как правило узоры тщательно скрываются высоко застёгнутыми рубашками с длинными рукавами.

Другим известным церемониалом у якудза является совместное распитие сакэ - таким образом скрепляется братская клятва между отдельными якудза или целыми мафиозными кланами. К примеру, в августе 2005 г. Кэнъити Синода (Kenichi Shinoda) и Кадзуоси Кудо (Kazuyoshi Kudo) провели такую церемонию, скрепляя побратимство своих кланов - Ямагути-гуми и Кокусю-кай.зы.

История появления и развития якудза.

Первые исторические предпосылки их появления относят к хатамото-якко (hatamoto-yakko) или Кабуки-моно (Kabuki-mono) XVII столетия, которые являются производными классами от низшего ранга «хатамото» (hatamoto). Другие теории, предложенные самими членами якудза, отстаивают их происхождение от «мати-якко» (machi-yakko), защищавших деревни от хатамото-якко, которые пытались, невзирая на силу и подготовленность мати-якко, их грабить. Несмотря на свои недостатки мати-якко расценивались как народные герои на уровне того же Робин Гуда. Теория, предполагающая происхождение якудза от хатамото-якко, считает так из-за принятых ими странных стилей укладки волос и возмутительных одежд, каковые носили в эру Гэнроку во время представлений актёры театра Кабуки.

Несмотря на некоторые различия во мнениях, большинство исследователей сходится в том, что большинство событий, связанных с появлением якудза, относятся к периоду Эдо. Поскольку в то время клан Тоётоми Хидэёси уже не угрожал власти Токугава, то в стране воцарился мир и огромное количество солдат уже не требовалось для поддержания всеобщего порядка и они перебрались в замки своих даймё.
Из-за изоляции Японии и ограничения внешней торговли, её собственная торговля и сельское хозяйство значительно улучшились, что привело к накоплению власти внутри класса торговцев, а самураев поставило в зависимость от них - «зарплата» самураямвыплачивалась в виде натурального продукта - риса, который затем продавался на местных рынках. Последующие стихийные бедствия, голод и повышение налогов привели к дестабилизации положения в обществе, падению морали и общественному недовольству правительством. Тогда стали появляться такие личности, как ронины, сыгравшие немалую роль на исторической сцене Японии. Именно ронины перешли от простой кражи денег и насилия к охране деревень от разбойников и прочего нехорошего люда взамен за определённую плату, конечно же.

Современные якудза, однако, утверждают, что вышли именно из рядов мати-якко, опровергая происхождение из рядов хатамото-якко, т.к., видите ли они [хатамото-якко] связаны с воровством, чего честные современные якудза себе никак позволить не могут. В больших городах несколько таких групп часто существовали одновременно и, как следствие, боролись за территорию, деньги и влияние - совсем как многие современные банды, - игнорируя всяких гражданских лиц, по чистой случайности оказавшихся на линии огня. Опять таки, первопроходцем популярной темы якудза в японском кино и телевидении стал известный - в том числе и на Западе - фильм Акиры Куросавы «Yojimbo», в котором бродячий ронин настраивает друг против друга две группировки якудза и в конечном счёте разрушает их. На самом деле якудза получили понемногу и от мати-якко (например, некоторые методы защиты), и от Кабуки-моно (например, вычурная мода и язык).

Несмотря на некоторую определённость в точном происхождении якудза, большинство современных якудза проистекают из двух группировок, возникших в период Эдо: «тэкия» («tekiya»), которые в первую очередь торговали вразнос незаконными, крадеными или дрянными товарами; и «бакуто» («bakuto»), которые были связаны или участвовали напрямую в азартных играх. Тэкия («коробейники») считались одной из самых низших каст периода Эдо.

Когда они стали формировать собственные организации, они приняли на себя некоторые административные обязанности, как то торговля только в определённых районах (т.е. у каждого был свой участок) или защита их коммерческой деятельности. Во время синтоистских фестивалей тэкия открывали киоски, а некоторые члены группировки нанимались в качестве охраны. Каждый тэкия платил за аренду в обмен на киоск и защиту во время проведения фестиваля. Наконец правительство Эдо официально признало организации тэкия и предоставило их «служащим» («оябун», «oyabun») право на ношение фамилии и меча.

Это стало огромным шагов вперёд для торговцев, т.к. до этого момента только самураи и знать могли иметь при себе мечи. Бакуто («игроки») стояли гораздо ниже по социальной лестнице, нежели торговцы, т.к. азартные игры являлись незаконными (и, в общем-то, продолжают являться таковыми сейчас - на деньги, во всяком случае. Но и тут, впрочем, существует определённое количество уловок). Мелкие игорные дома множились в заброшенных храмах и святынях на окраинах городов и деревень по всей Японии. Большинство из них могло предоставлять некоторую ссуду своим клиентам и держало собственную службу безопасности. Бакуто презирались всеми слоями общества в целом и большинство негатива, связанного с якудза, происходит именно от «игроков» и их занятий. Собственно, название «якудза» является самоназванием бакуто.

Из-за экономической ситуации в середине периода и преобладания купечества, развивающиеся группировки якудза состояли из неудачников, не могущих адаптироваться в обществе, и преступников, которые занимались вымогательством на местных рынках и продавали подделки или дрянные товары. Корни якудза всё ещё можно обнаружить в обрядах посвящения тэкия и бакуто. Несмотря на то, что современные якудза куда более разнообразны по области деятельности, многие из них всё ещё причисляют себя к одной или другой первоначальным группам. Например, якудза, чей первичный источник доходов составляют незаконные азартные игры, вполне могут считать себя бакуто.

Как только Япония вступила в эпоху урбанизации и индустриализации, появилась третья группа якудза, получившая название «гурэнтай» («gurentai», 愚連隊), причём это название было получено ещё до начала Второй мировой войны. Подпадают ли гурэнтай под традиционное понятие якудзаили нет, это ещё спорный вопрос, но они, вне всякого сомнения, породили группировки якудза другого рода, которые получили название «борёкудан» («bōryokudan») - «силовые группировки». Если вкратце, то гурэнтай - это банда недисциплинированных молодых головорезов, которые устраивают силовые «представления» за деньги. Т.е. воюют за тех, кто больше заплатит. Они часто участвовали в борьбе профсоюзов и других организаций рабочих, что поставило их намного ближе к традиционным японским силовым структурам подполья. В процессе милитаризации Японии некоторые из них стали представлять воинствующее крыло японской политики, известное, как «уёку» (右翼, «правое крыло»), или ультра-националисты.

В отличие от более традиционных якудза уёку не устанавливали своё влияние над какими-либо территориями - они учиняли насилие исключительно в политических целях. Самой известной группировкой уёку перед Второй мировой войной была Кокурю-кай (Kokuryū-kai, 黒龍会) - «Общество Чёрного дракона». Кокурю-кай была секретной ультра-националистической зонтичной организацией (такая организация поддерживает несколько других организаций, работающих в определенной области; или же такое учреждение является представителем объединения (союза) этих организаций и имеет собственное название), членами которой было множество правительственных чиновников и офицеров, а также множество мастеров боевых искусств и обитателей японского подполья, занимавшихся политическим терроризмом и убийствами. Также члены Кокурю-кай предоставляли услуги шпионажа для японских властей и занимались контрабандой, включая торговлю китайским опиумом, проституцией и азартными играми за рубежом - все эти области деятельности поставляли Кокурю-кай как денежные средства, так и информацию. они начали контролировать крупные морские порты и индустрию развлечений.
Самой большой зонтичной группировкой якудза стала Ямагути-гуми (Yamaguchi-gumi), появившаяся в регионе Кансай и владевшая крупной индустрией развлечений в Осаке и не менее крупными морскими портами в Кобэ. Оккупационные силы США пытались бороться с Ямагути-гуми и другими группировками, но напрасно, признав в итоге поражение в 1950 г. Постепенно якудза стали применять огнестрельное оружие и всё больше стали походить на классических западных гангстеров.

На данном этапе и тэкия, и бакуто не ограничивались своими традиционными отраслями деятельности и расширялись в любой области, которую находили выгодной. Гурэнтай в то же время приступили к принятию традиционных ролей тэкия и бакуто, что в итоге привело к столкновению между всеми тремя крупными группами якудза и борьбе за власть и престиж. В 1960-х гг. Ёсио Кодама (Yoshio Kodama), экс-националист, начал договариваться с различными группировками, первыми из которых стала Ямагути-гуми во главе с Казуо Таокой (Kazuo Taoka), Тосэй-кай (Tōsei-kai) во главе с Хисаюки Матии (Hisayuki Machii) и, в конечном счёте, с Инагава-кай (Inagawa-kai). Стычки между отдельными бандами, однако, продолжались.

Хотя корейцы составляют в Японии ничтожную часть (0, 5%) от общего количества жителей, они являются очень важной составляющей якудза, возможно, потому что корейцы страдают от жестокой дискриминации наряду с буракумин. От общей численности якудза корейцы составляют около 15%, а в начале 1990-х гг. 18 из 90 крупных начальников в группировке Инагава-кай были этническими корейцами. Национальное полицейское агентство Японии предполагает, что корейцы составляли около 10% от общего числа буракумин в Ямагути-гуми. Также корейцы входили в число борёкудан.

Значимость корейцев была неприкасаемым табу и одной из причин того, что японская версия «Якудза» (1986) Каплана (Kaplan) и Дубро (Dubro) не публиковалась вплоть до 1991 г., плюс из неё были вырезаны описания, к примеру, корейца из Ямагути-гуми. Хотя этнические корейцы, родившиеся уже в Японии, составляют существенную долю японского населения, их до сих пор считают иностранцами, просто проживающими в стране, из-за их национальности. Но корейцы, которые зачастую избегают заниматься законной торговлей, принимаются в кланы якудза именно по той причине, что соответствуют образу «изгоев» общества.

Человек, который проложил путь для японо-корейцев в японском обществе, был японо-корейский якудза, основавший Тосэй-кай (Tōsei-kai) - крёстный отец Хисаюки Матии. При рождении в 1923 г. он получил имя Чхон Квон Ён (Chong Gwon Yong) и постепенно стал крупным уличным бандитом, видящим в Японии множество возможностей. В итоге Матии удалось покорить эту страну, после чего он стал налаживать контакты с США, в частности, он сотрудничал с их контрразведкой, в которой оценили его стойкие анти-коммунистические убеждения. В то время, как японские якудза были брошены в тюрьму или находились под пристальным надзором со стороны оккупационных сил США, корейские якудза чувствовали себя вполне свободно и постепенно прибрали к руками самые прибыльные чёрные рынки. Но вместо того, чтобы конкурировать с японскими якудза, Матии заключил с ними союз и на протяжении всей своей подпольной карьеры оставался в близких отношениях с Кодамой и Таокой (см. выше).

В 1948 г. Матии создал свою группировку Тосэй-кай («Голос Восточного Ган») и вскоре прибрал к рукам район Гиндза. Тосэй-кай стала настолько мощной группировкой в Токио, что даже была известна как «полиция Гиндзы» и всесильному Таоке из Ямагути-гуми пришлось договариваться с Матии о том, чтобы его группировка продолжала действовать в пределах Токио. Огромная империя Матии включала в себя туризм, развлечения, бары и рестораны, проституцию и импорт нефти. Он и Кодама без посторонней помощи сделали себе состояние на инвестициях в недвижимость. Что ещё более важно, так это то, что Матии выступал посредником между корейским правительством и якудза, что позволило японскому криминалу заняться бизнесом (т.е. рэкетом) в Корее, которую терроризировали японцы в течение многих лет. Благодаря Матии, Корея для японских якудза стала вторым домом. Дабы ещё больше соответствовать роли скрепляющего раствора в отношениях преступного мира обоих стран, Матии было разрешено приобрести крупнейший паромный сервис, соединяющий Симоносэки (Япония) и Пусан (Южная Корея) и являющийся самым коротким маршрутом между двумя странами.

В середине 1960-х гг. давление со стороны полиции вынудило Матии официально распустить Тосэй-кай. В то время он даже сформировал две якобы законные организации: «Toa Sogo Kigyo» (Восточно-азиатская бизнес-компания) и «Toa Yuai Jigyo Kumiai» (Ассоциации дружественных организаций Восточной Азии), которые стали ширмой для ведения преступной деятельности. По широко распространённому мнению Матии способствовал похищению лидера корейской оппозиции Ким Дэ Чуна (Kim Dae Jung) из отеля в Токио. Предполагалось, что Ким должен был быть выброшен в море, связанным по рукам и ногам, с завязанными глазами и привязанным грузом, чтобы тело никогда не всплыло. Но внезапно казнь через утопление была отменена и Кима тайно доставили в гостиницу в окрестностях Сеула. Вмешательство американцев, как утверждается, тогда спасло ему жизнь. А дальнейшее полицейское расследование показало, что люди Матии снимали все другие номера на этом этаже гостиницы. Тем не менее, объявление в похищении людей Матии никогда предъявлено не было. Матии «ушёл на пенсию» в возрасте около 80 лет и с тех пор его частенько видели отдыхающим на Гавайях. Он скончался 14-го сентября 2002 г.
Кроме этого Токутаро Такаями был «кайтё» («kaicho») четвёртой банды якудза - Айдзукотэцу (Aizukotetsu). Он был этническим корейцем и пришёл к власти в качестве главы киотской банды, которой и управлял вплоть до «отставки» в конце 1990-х гг. Несмотря на всё вышеописанное, в современной Японии, точное происхождение якудза до сих пор остаётся предметом дискуссий.

Во-первых, якудза не какое-то там тайное общество, как их коллеги из итальянской мафии или китайских триад. Организации якудза очень часто имеют на входной двери деревянную дощечку с названием клана/семьи или эмблемой. Очень часто многие члены якудза носят яркие костюмы и солнцезащитные очки, поэтому они легко распознаются простыми жителями («катаги», «katagi»). Даже манера ходить выдаёт якудза из толпы: их высокомерная и размашистая походка заметно отличается от походки простых жителей, занятых своими обычными ежедневными делами. Или же, к примеру, якудза может одеться вполне скромно, но при этом при необходимости выставит часть татуировок напоказ, указывая свой род деятельности. Иногда якудза носят маленькие эмблемки на лацканах пиджаков, а одна семья якудза как-то даже издавала ежемесячный бюллетень с детальной информацией касательно сроков отсидки, свадеб, похорон, убийств членов семьи. Также в бюллетень входили стихи лидеров семьи.

До недавнего времени большинство доходов якудза поступало из торговых и развлекательных районов, а также кварталов красных фонарей, которые находились под защитой якудза от разного рода рэкетиров. Как правило, такие районы избегают связываться с полицией, предпочитая быть под «тёплым крылышком» якудза. Японские полицейские также в свою очередь отказываются вмешиваться во внутренние дела таких общин, как торговые ряды, школы/университеты, «ночные» районы и иже с ними. В этом смысле якудза всё ещё расцениваются, как полузаконные организации.

Например, после землетрясения в Кобэ местная штаб-квартира Ямагути-гуми быстро мобилизовалась, чтобы помочь местному населению бороться с последствиями землетрясения. Был даже пригнан вертолёт и событие в целом широко освещалось в СМИ в пику заторможенной реакции японского правительства. По этой причине многие якудза рассматривают свои доходы как своеобразный налоговый сбор. Якудза активно участвуют в секс-индустрии, занимаясь контрабандой порнографии из Европы и Америки, импортируя её в Японию. Также якудза контролируют крупные артели «ночных бабочек» по всей стране.

В Китае, где закон ограничивает количество детей в семье, а предпочтение традиционно отдаётся мальчикам, якудза могут покупать нежеланных девочек всего лишь за 5000$ и отправить их на работу в «мидзу сёбай» («mizu shōbai», «water trade»), т.е. в контролируемые якудза ночные бары, рестораны и клубы. Филиппины являются ещё одним источником молодых женщин. Якудза обманывают местных девочек из обедневших деревень, обещая им респектабельные рабочие места и хорошую зарплату в Японии. Но, разумеется, вместо вожделенных златых гор девочки быстро осваивают одну из древнейших профессий в мире, становясь проститутками и стриптизёршами. Причём часть девушек это вполне устраивает, т.к. они получают больше денег, чем могли когда-либо заработать на Филиппинах. Очень часто якудза занимаются специализированной японской формой вымогательства, известной, как «сокая» («sōkaiya», 総会屋). Сокая по сути является специализированной формой защиты от рэкета. Якудза не третируют малый бизнес, предпочитая запугивать акционеров крупных корпораций. Например, они пугают обычного держателя акций присутствием головорезов из своих кланов и получают право на участие в совещании и небольшой покупкой акций. Занимаются якудза и обычным шантажом, получая уличающую или компрометирующую лидеров или участников тех или иных компаний информацию. После того, как якудза закрепляются в той или иной компании, они становятся её защитниками, оберегая от воздействия внутренних скандалов на общественность.
А некоторые компании по-прежнему считают взятки частью своего ежегодного бюджета. Якудза оказывают сильное влияние на японскую профессиональную борьбу - «пурорэсу» («puroresu», от англ. «professional wrestling»). Их интерес в этом деле, разумеется, чисто финансовый. Якудза, в основном, поддерживают и продвигают своих бойцов, а также в ведении якудза находятся многие арены и стадионы, на которых проводятся состязания. Якудза также получают определённый процент от сборов. В целом считается, что якудза являются своеобразными покровителями борьбы и смешанных боевых искусств, и для борцов нет ничего необычного в том, чтобы обратиться за покровительством к тому или иному клану. Можно сказать, что ни одно из крупных мероприятий по борьбе в Японии не провалилось, потому что в них были заинтересованы якудза.

Пионер японской борьбы, Рикидозан (Rikidozan), был убит якудза, а бывший участник Мирового чемпионата по борьбе, Ёсихиро Тадзири (Yoshihiro Tajiri), отказался показывать «уловку якудзы», боясь, что станет мишенью для настоящих якудза. Профессионального борца Ёсиаки Фудзивару (Yoshiaki Fujiwara) частенько называли «кумитё» («kumicho», т.е. «крёстный отец») и он часто играл якудза в различных японских комедиях и драмах. Есть у якудза связи и на японском рынке недвижимости, и в банковском деле - в этом им способствуют «дзиагэя» («jiageya», 地上げ屋), которые специализируются на том, чтобы убедить владельцев малых форм недвижимости продать свою собственность, и обогащают таким образом компанию. За экономику «мыльного пузыря» 1980-х гг. также возлагают ответственность на спекулянтов с недвижимостью из банковских филиалов. После краха японской экономики в то время был убит менеджер главного банка в Нагое, в связи с чем было выражено предположение о связи банковских дельцов с преступным миром. Также, как известно, якудза вкладывают обширные инвестиции во вполне законные и крупные компании. В 1989 г. Сусуму Исии (Susumu Ishii), оябун Инагава-кай, купил акции Tokyo Kyuko Electric Railway на 255 млн. долларов. В принципе, кражи не считаются законной деятельностью якудза - все их действия как бы полуприкрыты, а кража является целиком и полностью тайным деянием. И, что более важно, такой акт со стороны якудза будет расценен, как злоупотребление отношением общества. Также фактически якудза не проводят действительные экономические операции самостоятельно. Основные бизнес-мероприятия, такие как мерчендайзинг, выдача займов, управление игорными домами и т.п., осуществляются не самими якудза, а теми, кто платит мафии за защиту своей деятельности.

Существует множество доказательств того, что якудза участвуют и в международных преступных операциях. Например, в азиатских тюрьмах по обвинению в торговле наркотиками или контрабанде оружия сейчас находится множество татуированных членов группировок якудза.
В 1997 г. один из доверенных членов якудза был задержан с четырьмя килограммами героина в Канаде. В 1999 г. спецслужбами было подслушано, как член итало-американского мафиозного клана Боннано (Bonnano), Микки Заффарано (Mickey Zaffarano), говорил о выгоде для обеих семей от торговли порнографией. Другим видом рэкета, которым не гнушаются якудза, является привлечение женщин других национальностей рас, в особенности это касается европеек, всеми возможными благами, которые им может дать Япония, а потом выставление их на панель. Из-за своего происхождения в качестве легитимной феодальной организации и связи с японской политической системой через «уёку» («uyoku», ультраправые силы), якудза в некотором роде являются влиятельной силой, обладающей определённой властью.

В начале 80-х гг. в Фукуоке разразилась война якудза, которую никак не удавалось взять под контроль и в результате несколько гражданских получили ранения. Тогда в дело вмешалась полиция и вынудила боссов обеих сторон официально объявить перемирие между кланами.

В различные времена общественность японских городов приступала к борьбе с якудза, которая шла с переменным успехом и увенчалась самыми разнообразными результатами. В марте 1995 г. японское правительство приняло законопроект под названием «Закон о предотвращении незаконной деятельности членов преступных группировок», который значительно усложнил жизнь традиционному рэкету. И наконец хочется привести краткие данные о пяти самых влиятельных кланах якудза.

Yamaguchi-gumi (六代目山口組, Rokudaime Yamaguchi-gumi)


Создан в 1915 г. и является самой крупной семьёй якудза с численностью свыше 39000 членов, разделённых на 750 мелких кланов, которые составляют около 45% от всех якудза в Японии. Несмотря на полицейские гонения, длящиеся уже свыше 10 лет, Ямагути-гуми продолжает расти. Штаб-квартира семьи находится в Кобэ, откуда осуществляется руководство преступной деятельностью по всей Японии. Также семья участвует в операциях в Азии и США. Синобу Цукаса (Shinobu Tsukasa), также известный как Кэнъити Синода (Kenichi Shinoda), является нынешним главой («оябун») Ямагути-гуми. Он является приверженцем экспансионистской политики и увеличивает число операций в Токио (который традиционно не входил в территорию Ямагути-гуми).

Sumiyoshi-rengo (住吉会), иногда называется как Sumiyoshi-kai (住吉会)
Сумиёси-рэнго это вторая самая крупная семья якудза, в которой состоит около 10000 членов в 177 кланах. Сумиёси-кай, как её иногда называют, является конфедерацией малых групп якудза. Её нынешним оябуном является Сигэо Нисигути (Shigeo Nishiguchi). По своей структуре Сумиёси-кай отличается от своего главного соперника, Ямагути-гуми. Цепь из нескольких кланов представляется более слабой и, хотя Нисигути является высшим оябуном, руководство семьёй вместе с ним делят несколько других членов Сумиёси-кай.
Инагава-кай - третья крупнейшая семья якудза в Японии, в неё входит 7400 членов, которые распределены по 133 кланам. Штаб-квартиры семьи расположены в Токио и Иокогаме, а сама Инагава-кай была одной из первых семей якудза, которые расширили область своего влияния за пределы Японии. Нынешний оябун семьи - Какудзи Инагава (Kakuji Inagawa).

Основанная в 1948 г. Хисаюки Матии, Тоа-кай быстро стала одной из самых влиятельных семей якудза в Токио но в маштабах всей якудза пока лишь пятая. Эта семья состоит из якудза корейского происхождения, а её численность составляет свыше 3000 человек, организованных в 6 кланов. Нынешний оябун семьи - Сатору Номура (Satoru Nomura).

Айзукотетсу-кай основана 1954г. в Киото, является четвертым по величине якудза организации Японии. Его название происходит от региона Айдзу, “Kotetsu”, типа японского меча, и суффикс “-кай”, или общества. Вместо того, чтобы автономно банды, Aizukotetsu-Кай Федерации около 100 различных групп Киото якудза, включающий оценкам 7.000 членов. В октябре 2005 года группа заключила союз с шестого Ямагути-гуми, крупнейшая банда якудза в Японии. В настоящее время ее оябуном является Митсуги Баба.

Inagawa-kaï (稲川会)

Toua Yuai Jigyo Kummiai (東亜友愛事業組合), иногда называется также Tōa-kai (東亜会)

Aizukotetsu-kai (六代目会津小鉄会)

Как и многие другие этнические преступные группировки образ якудза популярен в современной массовой культуре. Так в Японии и в мире очень известна серия фильмов о якузда с известным японским актёром Такэси Китано — “Брат якудзы ” и другие. Также вопрос о якудза рассматривался в аниме “Побочная история о якудза” и многих других известных аниме.

Члены Якудза

Япония для европейцев всегда была загадочной страной. Долгое время ее императоры не пускали на свою землю чужестранцев. Когда же иностранцы сумели подробно познакомиться со Страной Восходящего Солнца, то они обнаружили массу традиционных для населения явлений, абсолютно непонятных для европейского менталитета. Самураи, харакири, гейши, сумо и, конечно же, якудза. Якудза ─ это чисто японская форма существования преступного сообщества, уместившая в себе традиционный дух восточной загадочности и европейский рационализм при ведении .

До недавнего времени существование якудза в японском обществе было вполне легальным. В крупных городах были даже офисы с соответствующей табличкой, а порывшись в бумагах можно было даже найти полный список сотрудников. Якудза освоили тут часть индустрии отдыха и развлечений, вплотную соприкасающуюся с человеческими пороками ─ питейные заведения, игорный бизнес и публичные дома. Раньше господство японских бандитов в этих сферах было безраздельным. Изменившийся мир западными ветрами принес на Японские острова конкурентов. Теперь якудза приходится соперничать и делиться доходами с тайваньской и , устремившимися несколько десятилетий тому назад в богатую Японию. Государство также перенимает заграничный опыт борьбы с организованной преступностью и приняло ряд законов, загнавших якудза глубоко в подполье. Однако, утверждать, что время якудза безвозвратно ушло рока еще рано.

В дословном переводе слово якудза означает «отбросы». Именно так относятся обычные люди к тем, кто не желает зарабатывать на жизнь честным трудом и вместо того, чтобы каждое утро просыпаться и идти на работу, вечерами и ночью занимаются весьма сомнительными и рискованными делами. В якудза сейчас идут люди, не нашедшие себя в современном индустриальном обществе, или те, кому повседневная жизнь дает слишком мало адреналина.

Каждый из трех иероглифов, обозначающие название якудза, имеет свое цифровое значение. Вместе это комбинация цифр 893. В японском варианте карточной игры блэк-джек такая комбинация карт является самой бесполезной, что еще раз подчеркивает людское мнение об ущербности якудза, как социального явления. Члены якудза для успешных людей всегда были вторым сортом. Правда, обыватель раньше страшно боялся этого второго сорта. Стоило было появиться группе людей с характерными татуировками на теле на пляже или в бане, как окружающие начинали панически разбегаться от них. Миф о всесилии и свирепости якудза был очень силен. Тем более, набивать на тела рисунки было не принято у обычных граждан Японии. Сегодня на татуированных крепких мужиков попросту не обращают внимания. Страх полностью прошел, и добавилась мода на тату.

Тем не менее, образ якудза очень популярен в массовой культуре благодаря растиражированным в художественных фильмах одновременно красочным и жестоким традициям. Самым известным из всех ритуалов считается юбитсуме. Это, когда отрубается фаланга пальца. Раньше нехватка пальцев на руках считалось одним из признаков принадлежности к якудза. Неверные представления говорили о том, что юбитсуме представляет вид наказания за проступок. На самом деле по идеологии японских преступников ампутация пальца должна быть добровольной. Таким образом, провинившийся член банды приносит свои извинения боссу, после чего инцидент считается исчерпанным и вычеркнутым из памяти.

Технология самостоятельного лишения фаланги пальца довольно сложная. В начале основание пальца должно быть туго перетянуто, например, резинкой. Кровь должна перестать поступать к окончанию пальца, а сам он онеметь. Добившись полной потери чувствительности, извиняющийся якудза берет в руку нож, прикладывает его к пальцу и просит босса ударить по нему молотком. При сильном и резком ударе процедура проходит практически безболезненно и бескровно. Отрубленный кончик преподносится боссу на память. Раньше отрубленные органы могли храниться у него долгое время в заспиртованном виде. Теперь за такую коллекцию легко угодить в тюрьму. Японцы приняли очень жесткий закон, назначающий наказание даже за простое обсуждение преступлений в узком кругу. Что тогда говорить о намеренном членовредительстве.

Тату Якудзы

Среди якудза босс именуется оябун. Его имя священно и в обязательном виде должно появиться на теле аники ─ так называют рядового члена группировки. Аники означает брат. Все члены якудза братья и образуют семью, а оябун ее глава. В отличии от русских уголовников татуировки Якудзы не несут никакого смысла. В них отсутствуют полностью символические значения, подобные крестам, куполам, восьмиконечным звездам, картам, русалкам.

Набор сюжетов для татуировок Якудза довольно ограничен и представляет собой разновидность древней японской живописи. Татуировки должны покрывать весь торс аники, но по центру груди от ключиц до самой талии в обязательном порядке оставляется чистая полоса. На ней после обряда инициации должно быть нанесено имя оябуна. Раньше все татуировки наносились специальными бамбуковыми палочками ─ ирезуми. На роспись тела уходили годы. Прогресс заставил отступить традицию. Якудза ходят в салоны тату и подставляют тела роторной или индукционной машинке.

Ритуал инициации называется сакадзуки. Для него нужны 2 плоские чашки, больше похожие на российские чайные блюдца, и японская рисовая водка ─ сакэ. Сакэ разливается по обеим чашкам. Оябун пьет из одной, а кандидат в якудза выплескивает свою порцию на землю. Потом обе чашки вручаются аники на память, и он хранит их всю жизнь, как самую дорогую вещь. В центре чашки, из которой пил оябун нарисовано его имя, которое должно потом появиться на груди у нового члена банды.

Мафия Якудза

Самое удивительное в образе жизни якудза, что у них нет заповеди пожизненной преданности семье или оябуну. В латиноамериканских бандах вступивший в нее присягает только раз и выйти может только трупом. Японцы больше схожи с российскими , у которых существует понятие «отошел». Это когда вор по соображениям ухудшившегося здоровья, не дающего ему возможности активно участвовать в повседневной криминальной жизни, или по идеологическим соображениям, заявляет об отходе от и сложении с себя высоких полномочий.

В Японии все происходит гораздо проще. Особенно, для якудза, находящихся на нижних ступеньках иерархической лестницы. Они могут просто уйти из семьи. Никто их за этот шаг преследовать не будет. На память о времени, проведенном в якудза останется только тело, густо разрисованное орнаментом и надпись из имени оябуна. Якудза разрешен также переход из одной семьи в другую. Без всяких последствий. Никто даже не будет интересоваться мотивами, побудившими на такое решение. С якудза более высоких рангов дело обстоит сложнее, но вполне решаемо. Покидая семью, он должен заплатить ей что то вроде штрафа за обман доверия. Заплатил и гуляй себе на воле. Уход из якудза или переходы из семьи в семью не редкость, а довольно частое явление.

В начале 90-х годов прошлого века в России стал возрождаться игорный бизнес. Русские бандиты сразу вспомнили о своих японских коллегах, накопивших огромный опыт в его правильной организации и методах контроля над этой сферой бизнеса. В Санкт-Петербург руководителем «тамбовских» была приглашена делегация японских предпринимателей, возглавляемая .

Бизнесмен был якудза во втором поколении. Восточная мистика, окружающая якудзу, не прижилась в северной и холодной России, населенной не такими утонченными людьми, как в Японии и предпочитающими долго не цацкаться с противниками, а пустить им пулю в лоб или подорвать миной вместе со всеми потрохами. Нравы нового российского времени позволяли убивать из-за денег и власти даже руководителей ОПГ. Сотрудничество остановилось на поставке игровых автоматов.

В Японии якудза обычно действует следующим образом. С конкурентами пытаются полюбовно договориться, причем переговоры могут происходить довольно долго. Убедившись, что переговорный процесс зашел в тупик, якудза назначают «стрелку», на которую приводят весь свой наличный состав. Финалом встречи может стать драка «стенка на стенку». Все аники обычно дисциплинированно посещают тренировочные залы и готовят себя к бою. Хлюпиков и «ботаников» среди якудза нет. В последнее десятилетие под полицейским прессом многие семьи распались. Статистика говорит о резком сокращении числа оябунов в последние годы. Как следствие, уровень преступности в Японии один из самых низких в мире.