Выставка искусство
В Государственном Русском музее открылась выставка, посвященная 175-летию со дня рождения Василия Верещагина (1842–1904). Михаил Трофименков, ностальгически вспомнив, что картинами Верещагина иллюстрировали в СССР школьные учебники истории, изумился, насколько же сложен, казалось бы, очень простой художник.
Верещагину мучительно тесно в залах корпуса Бенуа, куда буквально утрамбовали юбилейную экспозицию художника, превыше всего ценившего обретенные им на Востоке простор и волю: «Вместо парижской мансарды или комнаты Среднего проспекта Васильевского острова у меня была киргизская палатка, вместо “островов” или Meudon - снеговые горы». Верещагин относился к своим выставкам как к произведениям искусства, как к самим картинам или резным золоченым рамам, которые он за бешеные деньги для них заказывал. Русский музей реконструировал один из его фирменных приемов, дополнив экспозицию этнографическим «комментарием»: восточными костюмами и украшениями.
Любая выставка Верещагина обречена на неполноту. Самые сенсационные его картины погибли или пропали. Три скорбные работы, посвященные безвестно павшим при покорении Туркестана солдатам, уничтожил в 1874 году сам художник, уязвленный обвинениями в антипатриотизме. Наследник престола, будущий Александр III, высказался с подкупающей медвежьей прямотой: «Либо Верещагин скотина, или совершенно помешанный человек». Впрочем, и немецкий, и австрийский Генштабы наложили запрет на посещение выставок Верещагина военнослужащими.
Картина, изображающая варварскую казнь англичанами мятежных сипаев - их разрывали на части пушечными выстрелами,- куда-то подевалась из американского музея лет сто назад: не исключено, что ее выкупили и уничтожили оскорбленные британцы. Не все просто и с сохранившимися работами: «Казнь заговорщиков в России», хранящуюся в Музее политической истории и не выставлявшуюся с 1920-х годов, Русский музей не смог получить по техническим причинам.
В свое время Верещагин был самым известным в мире русским художником. Его картины объехали всю Америку, покорили европейские столицы. В России же его считали «не нашим» человеком. Ревнуя к успеху, клеймили за «бесцеремонное самолюбование» и в первую очередь - за «американизм». Он отвечал обществу взаимностью, держась в стороне от отечественного «арт-процесса» и коллег.
Так же, как на выставке, тесно Верещагину в истории искусства, режущей его творчество по живому. С одной стороны, «большое общественное значение» запечатленных им ужасов Туркестанского похода и Русско-турецкой войны или «Трилогии казней». Опять-таки военная доблесть и гибель на борту броненосца «Петропавловск» в Порт-Артуре принуждают даже недоброжелателей к уважительному тону. С другой стороны, «так же, как нельзя назвать Ливингстона или Пржевальского поэтами… так точно и Верещагина нельзя считать истинным художником».
Выставка явочным порядком аннулирует этот приговор, вынесенный Александром Бенуа. Верещагин - живописец, да еще какой. Становится очевидным, что «фотографическая четкость» того же «Смертельно раненного» не свидетельствует о скудости живописного воображения. Отчетлива сама реальность, опаленная азиатским солнцем, а солнцу Верещагин поклонялся. Он не гнался за живописностью ради живописности, но, когда этого требовал замысел, пространство кремлевских соборов, превращенных солдатами Наполеона в конюшни, представало в картинах цикла «1812 год» волшебным мерцающим ковром. Таинственно заманчивы порталы буддистских и синтоистских храмов, горные пейзажи с их световыми эффектами заставляют вопреки логике и хронологии вспоминать о северном модерне.
С «общественным значением» все так же неочевидно, как и с живописным качеством Верещагина. Недаром его картины так любят помещать на обложки изданий Редьярда Киплинга. Верещагин такой же «певец империализма», только, в отличие от Киплинга, пороха не нюхавшего, он идеальный мультипрофессионал колониальной эпохи. Он художник в той же степени, что и этнограф, и, безусловно, военный разведчик. Пожалуй, неслучайно в его картинах впервые в истории появился мотив допросов и казней шпионов и диверсантов: в туркестанском цикле, и в «1812», и в работах, сделанных на Филиппинах в 1901 году. Что, как не секретная миссия, могло понести Верещагина на острова, где США вели истребительную войну против повстанцев?
И еще он предтеча военных фотокоров и операторов, в циклах картин, как на кинопленке, проматывающий ход сражений. Но не с божественной точки зрения полководца, а с точки зрения неизвестного солдата. Такой взгляд на войну был потрясающе революционным. Верещагин впервые представил ее не как игру в солдатики, не в жанре «ура, мы ломим, гнутся шведы». Славные походы против туземцев - мясная лавка отрезанных голов, Шипка - огромный морг под открытым небом, и смерть не сразу настигает мертвого солдата, продолжающего по инерции свой бег. Не будет преувеличением удостоить Верещагина титула певца-обличителя «бедствий войны», который до него заслужили лишь Жак Калло и Франсиско Гойя.
Дни бесплатных посещений в музее
Каждую среду вход на постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» и временные выставки в (Крымский Вал, 10) для посетителей без экскурсии бесплатный (кроме выставки «Илья Репин» и проекта «Авангард в трёх измерениях: Гончарова и Малевич»).
Право бесплатного посещения экспозиций в главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан:
Первое и второе воскресенье каждого месяца:
для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);
для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.
каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).
Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.
Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.
Посещение музея в праздничные дни
Уважаемые посетители!
Пожалуйста обратите внимание на режим работы Третьяковской галереи в праздничные дни. Посещение платное.
Обращаем ваше внимание, что вход по электронным билетам осуществляется в порядке общей очереди. С правилами возврата электронных билетов вы можете ознакомиться по .
Поздравляем с наступающим праздником и ждём в залах Третьяковской галереи!
Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:
- пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
- полным кавалерам «Ордена Славы»,
- учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
- студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
- членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:
- лица, не достигшие 18-летнего возраста;
- студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета );
- ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
- военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
- Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
- инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
- один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
- один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
- художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
- члены Международного Совета музеев (ICOM);
- сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
- волонтеры музея - вход на экспозицию «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и в Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
- гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
- один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
- один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).
Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».
Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.
- 05.07.2019 Продали 60 % каталога. Все лоты достались Москве и Санкт-Петербургу
- 04.07.2019 9 июля 2019 года в Лондоне состоятся торги «Золотой век русской литературы. Из частной европейской коллекции»
- 04.07.2019 Лучше всего на прошедших торгах русского и западноевропейского искусства продавались фарфор, серебро и ювелирные украшения
- 03.07.2019 Участвуют более 700 работ. В течение всего месяца будут добавляться новые работы
- 02.07.2019 11 июля в «Доме антикварной книги в Никитском» состоится 142-й летний аукцион, на котором будут представлены 634 лота суммарным эстимейтом свыше 14 млн рублей. Начало торгов в 19:00
- 06.06.2019 Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
- 23.05.2019 Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
- 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
- 24.04.2019 Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
- 29.03.2019 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
- 13.06.2019 В Питер привезли художественные произведения, созданные с использованием искусственного интеллекта. В числе участников - французская арт-группа OBVIOUS, которым удалось эффектно монетизировать эту работу
- 11.06.2019 В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. с 19 июня можно будет увидеть избранные работы А. Джакометти, И. Кляйна, Баскии, Э. Уорхола, Г. Рихтера, З. Польке, М. Каттелана, А. Гурски и других из коллекции Fondation Louis Vuitton, Париж
- 11.06.2019 С 19 июня по 15 сентября в Главное здание ГМИИ на Волхонке, 12, выстроятся очереди ради выставки около 150 работ из собрания Сергея Щукина - полотен Моне, Пикассо, Гогена, Дерена, Матисса и других из собраний ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, Музея Востока и пр.
- 11.06.2019 В Лондон на выставку привезли около 170 работ Гончаровой из музеев и коллекций со всего мира, включая Россию
- 07.06.2019 В Галерее Церетели на Пречистенке до конца июня проходит большая персональная выставка Константина Александровича Батынкова, отмечающего в этом году своё 60-летие
Русский музей не забывает о юбилеях известных художников, исправно сопровождая их мемориальными экспозициями, подчас открывая новые грани их творчества. Василий Верещагин (выставка посвящена 175-летию со дня рождения мастера) - баталист, участник операций против войск бухарского эмира, обороны Самаркандской крепости, кавалер Георгия 4-й степени. Этот образ укоренен в сознании зрителя благодаря известным полотнам - «После неудачи», «Шипка - Шейново» и, наконец, «Апофеозу войны», работе 1871 года, воплотившей художественную концепцию Верещагина, не только прославляющего победы русского оружия, но и порицающего войну.
Ретроспектива, открывшаяся в Корпусе Бенуа , помимо хрестоматийных произведений, представляет пейзажные сюиты и натурные этюды разных лет, через них раскрывая образ Верещагина путешественника и этнографа, как будто, по выражению Владимира Стасова, «где-то достававшего себе новые кисти и палитру» .
Антураж восточной жизни передан художником изысканно, с доходящей до натурализма педантичностью. География поездок живописца крайне разнообразна и весьма экзотична для второй половины XIX века, если представить себе уровень развития транспортных возможностей того времени. Верещагин побывал в Дании и на Филиппинах, во Франции и в Индии, в Англии и в Средней Азии, на Кавказе и Кубе, на Балканах и в США. Последнее путешествие художника в Японию трагически оборвалось: вместе с адмиралом Степаном Макаровым 13 апреля (31 марта) 1904 года он погиб на броненосце «Петропавловск».
«Главная улица в Самарканде с высоты цитадели ранним утром»
1870
«Тамерлановы ворота», 1871 | «Мавзолей Гур-Эмир. Самарканд», 1869-1870
«Мавзолей Тадж-Махал близ Агры»
1874
«Индия. Дели. Повозка богача»
1874
«В Иерусалиме. Царские гробницы»
1884
«Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой»
до 1890
«После неудачи»
1868
Государственный Русский музей
В Русском музее в Санкт-Петербурге открылась выставка работ одного из самых известных русских художников-баталистов Василия Верещагина. Знаковое событие приурочено к 175-летию со дня рождения мастера, еще при жизни получившего всемирную известность.
Петербуржцы смогут увидеть более 150 произведений живописца, причем, не только из собрания Русского музея, но и привезенные из Третьяковской галереи, Исторического музея, художественных музеев Пскова, Новгорода, Иванова, Костромы, Ярославля, Череповца, Казани и даже из частных собраний. Поддержку в организации экспозиции оказал банк ВТБ , сотрудничающий с Русским музеем уже более 10 лет.
Сам Верещагин называл себя не баталистом, а художником военных сцен. В его произведениях действительно редко можно увидеть эффектные "глянцевые" сцены сражений, яркие образы героев-победителей или официальные портреты высших военных чинов, столь характерные для традиционной батальной живописи. В первую очередь его волновали приносимые войной страдания и героический дух простых солдат. В своих произведениях он первым в изобразительном искусстве рассказал зрителю о войне как о величайшем зле, как об огромной человеческой драме.
Что такое война Верещагин знал не понаслышке. В 1868 году художник в составе небольшого русского гарнизона оборонял от войск бухарского эмира цитадель Самаркандской крепости. За проявленный героизм был награжден Георгиевским крестом IV степени. Этот период своей жизни Верещагин запечатлел в знаменитой Туркестанской серии, посвященной жизни народов Средней Азии.
На выставке в Русском музее соберутся вместе и холсты Балканской серии, в основном рассказывающие о трагическом штурме Плевны. Верещагин прошел с русской армией весь ее трудный боевой путь, исключая лишь то время, когда после тяжелого ранения на Дунае, пролежал более двух месяцев в госпитале, борясь со смертью.
"Выполнить цель, которой я задался, дать обществу картину настоящей неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, болезни, раны. Нужно не бояться жертвовать своей кровью, своим мясом, иначе картины мои будут не то", — писал Верещагин.
Но бесстрашный военный и неутомимый путешественник Верещагин писал не только войну. Наряду с прославленными военными полотнами на выставке впервые будет наиболее полно раскрыта менее известная широкому зрителю, но не менее важная грань творчества живописца. Посетители смогут увидеть выполненные в разные годы пейзажные этюды, графические произведения, а также портреты и сюжетные композиции, посвященные этнографическим мотивам. Художник путешествовал всю жизнь, побывал в Западном Китае, Индии, Сирии, Палестине, Америке, Японии, на Филиппинах и Кубе. Жизнь этих стран он запечатлел в жанре документально-этнографической живописи.
"Одни распространяют идеи мира своим увлекательным могучим словом, другие выставляют в защиту ее разные аргументы, религиозные, экономические и другие, а я проповедую то же посредством красок", — писал Верещагин о своем творчестве.
Погиб художник 31 марта 1904 года, находясь на флагманском броненосце "Петропавловск", который подорвался на японской мине на рейде Порт-Артура. Чтобы петербуржцы смогли познакомиться не только с творчеством, но и с биографией удивительного художника, представленную в Петербурге экспозицию дополнили уникальные документальные материалы из архива Русского музея и предметы быта из собрания Российского Этнографического музея, связанные с жизнью Верещагина.
Увидеть выставку работ Василия Верещагина в Русском музее можно с 20 апреля по 24 июля в корпусе Бенуа (Набережная канала Грибоедова, 2).
Генеральный спонсор выставки банк ВТБ.