Выставка Шепарда Фэйри «Форс-мажор. Стрит-арт-художник Шепард Фейри: «Сталкиваясь с ограничениями, человек становится более креативным Один большой союз

Американский художник и дизайнер Шепард Фейри (Shepard Fairey) - видный деятель поп-арта, стоящий в одном ряду Энди Уорхоллом, но не только. Также его имя вписано в политическую историю - как создателя самого известного политического постера современности «HOPE» для Барака Обамы. Издатели журнала ART+Auction назвали его влиятельным художником 2009 года. (Залогиньтесь, чтобы почистить страницу. )

OBEY

Фейри наиболее известен благодаря двум работам в стиле поп-арт, обыгрывающим раскрученные медиа-образы. Первая, созданная в 1986 и известная в двух вариантах, представляла собой портрет французского борца Андре «Великана» Руссимоффа. Под борцом красовалась фраза «GIANT HAS A POSSE» («У Великана есть толпа»).

Во втором варианте фраза сократилась до слова «OBEY» («Повинуйся»), связанного с фильмом «Они живут среди нас» (They Live) и ставшего творческим псевдонимом художника. Изображение стало классикой и распространялось в виде наклеек и плакатов.

Hope

Самая же знаменитая картина Фейри - работа « » (Надежда), которая посвящена президенту США Бараку Обаме. Фейри выполнил её в 2008, во время предвыборной кампании Обамы. Автор некоторое время колебался между несколькими вариантами подписи, но в конце концов остановился на «Надежде». Плакат не только прославил своего создателя, но и повлиял на настроения избирателей. Мотивы «Надежды» использовались при создании политических плакатов и после выборов.

Другие работы

Кроме этих двух картин, Фейри принадлежит ряд художественных плакатов, посвящённых социализму, религии, музыке и экологии.




















Всё, что нужно знать о Шепарде Фейри

ТЕКСТ: Марина Анциперова

До 4 ноября в ММОМА при поддержке фонда RuArts проходит выставка Шепарда Фейри, уличного художника, дизайнера марки OBEY и автора одноименного вирусного граффити. Будут представлены самые известные его работы, созданные за прошедшие 25 лет. А кроме того, Фейри приедет лично и разрисует один из московских фасадов. Проводим краткий ликбез для тех, кто не в курсе, о ком речь.

Кто нарисовал негласный символ первой кампании Барака Обамы, а потом оформлял обложки Time? Кто придумал марку одежды OBEY? Кто автор самой известной обложки Smashing Pumpkins? Что за уличный художник озвучивал одну из серий «Симпсонов»? Ну и самый простой вопрос - какой художник прославился, приклеивая на улицы города стикеры с Гигантом Андре?

На самом деле все это сделал один человек, и его зовут Шепард Фейри. Вы наверняка видели его работы, даже если не можете вспомнить его имя, - то же изображение Обамы стало такой же неотъемлемой частью поп-культуры, как, например, уорхоловский суп.

Все началось с наклейки OBEY: студент Род-Айлендской школы дизайна учил друга изготовлять трафареты для граффити, и по счастливой случайности в газете нашлось изображение Андре Рене Русимова (2,24 м, 236 кг), французского рестлера и актера польского происхождения, более известного под прозвищем Андре Гигант. Сначала у картинки был лозунг Andre the Giant Has a Posse («У Гиганта Андре есть толпа»), а потом он под действием разных обстоятельств, в том числе и извечной проблемы авторских прав, превратился в стрит-арт-кампанию под названием Obey Giant («Повинуйся Гиганту»)

Образ был схвачен точно и метко: ирония над пропагандистскими кампаниями, критика тоталитарного общества, насмешка над тем, как легко и без лишних вопросов информация принимается на веру. Наклейки с Гигантом стали в огромных количествах появляться на калифорнийских улицах, Шепарда неоднократно арестовывали - и кампания имела ошеломительный резонанс. В начале 1990-х десятки тысяч Гигантов уже были расклеены по всему миру. А на Санденсе в 1997 году показали фильм Хелен Стиклер Andre the Giant Has a Posse - и он стал культовым в мире субкультур.

Дальше - больше. Марка OBEY, гибрид из рабочей одежды, военной формы и излюбленной атрибутики уличной культуры, родилась в 2001 году - как еще одно «медиа», с помощью которого Шепард стал транслировать свои идеи. В 2003 году вместе с женой Амандой Фейри открыл Studio Number One. Среди самых известных его работ тех лет - постер фильма про Джонни Кэша Walk the Line (2005), обложки альбомов Monkey Business The Black Eyed Peas (2005) и Zeitgeist Smashing Pumpkins (2007) - и многое другое, например, промо к Часу Земли, проекты для Pepsi, Nike и других корпораций, которые Шепард по только ему понятным причинам считает этичными.

Но все-таки самая знаменитая работа Фейри - кампания в поддержку Обамы. Ни один уличный художник до него так явно не гнул линию любви или нелюбви к отдельным кандидатам: тот же Бэнкси дорисовывал Черчиллю зеленый ирокез или пародировал королевскую семью, но невозможно представить его замешанным в прямой агитации. Шепард же в лучших традициях ненавистной ему советской пропаганды предлагал голосовать против Буша и Трампа - и за Барака Обаму. Теперь уже информагентство Associated Press подало иск против Фейри - в основу плаката легла фотография агентства, которую он использовал незаконно. Его приговорили к 300 часам общественных работ - и штрафу в $25 000. Надо сказать, он вообще часто ворует изображения - и делает это без тени стеснения.

В карьере одного из самых известных стрит-арт-художников мира, американца Шепарда Фейри, в этом году два важных события. Он стал посланником часового бренда Hublot, а в сентябре покажет в Москве персональную выставку. За подробностями Юрате Гураускайте отправилась на встречу с Фейри в Лос-Анджелес.

Шепард Фейри в своей мастерской #1, адрес которой стараются держать в секрете. «Я прошел длинный путь от производства и распространения постеров и стикеров ради забавы до огромных коллажей и оформления целых фасадов зданий. Мне нравится демократичность стрит-арта, но еще больше ценю его непредсказуемость».

Май, жара 30 градусов, микроавтобус пыхтит по улицам даунтауна. Бойкая ассистентка Шепарда Фейри везет меня по местам боевой славы босса. Вот - одни из первых его граффити на Аламеда-стрит. Тогда, в конце 80-х, он только перебрался на Западное побережье с Восточного и начал втихаря бомбить стены заброшенных домов своими рисунками. Сегодня Фейри - звезда. Его просят разрисовывать фасады приличных зданий по всем Штатам, как, впрочем, и далеко за их пределами, его работы попадают в коллекции самых престижных музеев современного искусства, а сам он даже попал в мультсериал про Симпсонов, где озвучивал сам себя. Вот - его любимый корейский ресторан. Вот - музыкальный магазин, где он часто перебирает винильчик (ибо в юности баловался панк-роком, а сейчас вполне прилично диджеит), а при случае продает еще и майки со своим артом. Вот - сувенирная лавка, где всегда находит что-то для вдохновения: те же черепушки со стразами - вечный символ любви к мексиканской «Санта Муэрте» - или статуэтки в форме американского доллара - пламенный привет капитализму, а заодно и поп-арту Энди Уорхола. Эти образы путешествуют по разным его работам. Но самые знаковые - два других. Первый: портрет легендарного борца Андре «Гиганта», который разошелся по всей стране в виде наклеек с надписью Obey («Повинуйся») и моментально сделал художника знаменитым. По словам Шепарда, он не ожидал такого вирусного эффекта. Устрашающее лицо маячило везде, от школьных туалетов до автобусных остановок. Второй: пятиконечная звезда, заключенная в зубчатое колесо, символизирующее вечный труд и движение вперед. Именно она с добавлением контуров лица знаменитого рестлера красуется на циферблате новых часов Big Bang Meca-10 Shepard Fairey, которые вышли ограниченным тиражом в серии Hublot Loves Art и в разработке которых - от дизайна до выбора инновационных материалов - художник принял самое активное участие. Шепард Фейри с ловкостью фокусника жонглирует разными политическими и культурными символами прошлого и настоящего, миксует художественные техники и ведет открытый диалог с американским обществом и всем миром. При этом отнюдь не всегда получает в ответ одобрение публики или арт-критики. Его антимилитаристские опусы после трагедии 11 сентября были восприняты более чем неоднозначно. И наоборот, портрет Барака Обамы 2008 года, сопровождавшийся словом Hope («Надежда»), стал народным плакатом его предвыборной кампании. Он разошелся миллионами стикеров и постеров по всей стране и до сих пор приводится как яркий пример влияния современного искусства на политическую жизнь.


У меня бывают и громкие работы, делающие много шума, и очень тихие, но в каждом случае мне важно понимать, что я хочу сказать, - рассказывает Шепард за полчаса до премьеры своих часов.

А что, бывают противоречия?

Ну, работа художника - это постоянное желание найти зазор между идеализмом и прагматизмом. Свобода важна, но и работать в ограничениях тоже надо уметь и любить. Сталкиваясь с ними, человек всегда более креативен.

А что восхищает вас в Hublot?

Их часы выглядят мощными, сильными и при этом невероятно проработаны в деталях. Воздействуют на вас почти гипнотически. Нас объединяет то, что наши работы идеально узнаваемы как издалека, так и вблизи.

Ваш идеал общества?

Капитализм - лучшая система, но она должна грамотно регулироваться властью. Мысль, что рынок решит все проблемы, - заблуждение!

Что для вас время?

Я стараюсь никогда не сожалеть об ушедшем. А на часы смотрю, чтобы понять, сколько еще есть времени, чтобы успеть сделать задуманное.

«Мне дали полную свободу, за что я благодарен. Эти часы получились, как мои мини-картины», - говорит Шепард о работе с Hublot

ART & HUBLOT

Коллаборация часовой компании с Шепардом Фейри - шестая по счету в рамках программы с уже ставшим популярным хештегом #HublotLovesArt. В числе предшественников были Тристан Итон, Hush и Ричард Орлинский.

Девиз Hublot «Быть первыми, иными, уникальными» особенно близок художнику. По признанию Шепарда, он сам всегда старался быть новатором в искусстве.

Уникальность метода Фейри в особой логике объединения разных художественных техник (тот же подход использован и при создании часов Big Bang Meca-10). Получающиеся в итоге работы выделяют его из сотен художников всего мира.

Мастерство - то, что роднит Hublot и Фейри. «Союз вдохновения и точности на самом деле и есть искусство», - говорит Шепард.


«Стрит-арт - это не стиль, а место! И выразить себя в рамках уникальных часов Hublot было очень интересно»


Лимитированная серия Шепарда Фейри вышла на базе Big Bang Meca-10 в двух цветах, черном и темно-синем, и оснащена уникальной системой крепления one click, позволяющей легко менять ремешки. Но главная фишка часов - новый материал texalium, из которого они сделаны. Он позволяет наносить на корпус рисунок любой сложности, и Фейри не мог этим не воспользоваться


Премьера Big Bang Meca-10 Shepard Fairey прошла на одной из старейших голливудских киностудий Mack Sennett Studio, где когда-то снимался Чарли Чаплин. Генеральный директор Hublot Рикардо Гваделупе представил Шепарда Фейри как посланника бренда и автора новой модели часов

Свою технику Шепард Фейри называет органической историей. Из обрывков газет, старых открыток, плакатов, обоев, своих же собственных рисунков он составляет яркие коллажи, которые потом фотографирует, особым образом выводит на печать, дорисовывает или наносит на них изображения с помощью трафаретов. Так, слой за слоем, этап за этапом, как в болеро Равеля, создается многомерная работа


Kiss Me Deadly 2012 года - одна из самых изящных антимилитаристских работ художника. На первой персональной выставке в московском ММОМА, которая пройдет с 19 сентября по 4 ноября, покажут и многие другие его известные работы, созданные за последние четверть века

Шепард Фейри (Obey) – американский художник, признанный самым влиятельным деятелем искусств, по мнению журнала “ART+Auction” по состоянию на 2008 год. Художник и дизайнер – его работы известны по всему миру. Чем отличился этот деятель искусств и какие его работы вошли в историю?

Творческий путь художника

Frank Shepard Fairey (Obey) родился в 1970 году в семье врача. Его творческий путь начался с разрисовки скейтбордов и одежды своих друзей. В 1992 году он окончил школу дизайна в Род-Айленде, и посвятил свою жизнь графическому дизайну а также музыке. Первая его выставка была проведена в Бостоне. Сейчас этот человек является признанным талантом, его работы связывают с андеграундом, а также с поп-культурой. Работы Шепарда Фейри можно увидеть в Смитсоновском институте, а также в Музее Современного Искусства, расположенного в Нью-Йорке.

Проживает художник Шепард Фейри в Лос-Анджелесе, он женат и является отцом двух дочерей. Первые его работы получили известность в середине 1980-х годов. В 1993 году был создан оригинальный дизайн, посвящённый теме Гатора. Тогда ему удалось вписать надпись “Obey” (Подчиняйся) в закручивающуюся спираль. Двумя годами позже, в 1995 году, о его работе был снят документальный фильм. Несмотря на то, что “Подчиняйся” был создан много ранее, именно тогда оператор услышала историю о Гаторе, и очень ею заинтересовалась – это помогло правильно преподнести идею и сделать ее известной.

В эти же годы Шепард работал на “Jobless Antiwork Wear” и жил в Род-Айленде. Но, после знакомства с Энди Хаулэм, он задумался о переезде в Калифорнию, ведь это штат являлся центром культурных событий тех годов. Тогда же, как признается сам художник, он разрисовал множество стен в Лос-Анджелесе и других городах.

Стиль Шепарда Фейри (Obey)

Его стиль относят к поп-арту и часто сравнивают с Энди Уорхолом. Сам художник признаёт – ему очень льстит подобное сравнение, ведь Шепард симпатизирует творчеству Уорхола. Но, как считает сам Шепард Фейри – он всего лишь продолжает лучшие традиции, и старается развить то, что заложил Энди Уорхол.





Работы художника

Shepard Fairey известен во всём мире, он сотрудничает с ведущими производителями одежды, различных продуктов, а также деятелями искусств. Но, самая знаменитая картина под названием “Hope”(Надежда), была сделана во время предвыборной кампании Барака Обамы. На ней будущий президент изображался в стиле поп-арт, а внизу плаката была расположена надпись Hope. Первая его известная работа была создана в 1986 году с изображением французского борца Андре Руссимоффа, по кличке Giant. Под портретом была расположена надпись “GIANT HAS A POSSE” (У великана есть толпа). Второй вариант этой картины содержит сокращенную версию слогана – Obey Giant (Подчиняйся). Эта фраза была связана с кинолентой “Они живут среди нас”, и в дальнейшем часто обыгрывалась художником.






Художник сотрудничал с многими известными корпорациями и музыкальными коллективами:

  • PepsiCo;
  • Adidas;
  • Black Eyed Peas;
  • Smashing Pumpkins;
  • Принял участие в сериале Симпсоны и др.

Художник прошел через множество судебных тяжб, был неоднократно арестован за рисование граффити. И несмотря на это, он по-прежнему остаётся одной из самых влиятельных личностей в мире граффити и поп-арт искусства.

Сегодня Шепард Фейри известен как самый яркий представитель поп-арта, креативный художник и В мир искусства он ворвался яркими и «говорящими» картинами и сразу вызвал вокруг себя массу споров, которые не утихают до сих пор. Художник работает под псевдонимом Obey, что значит «повинуйся», «подчиняйся», и все его творчество будто просит прислушаться к миру и всмотреться в окружающие реалии. Но критики-скептики пытаются уличить в обмане художника. Кто же он: мастер плагиата или арт-революционер?

Биография

Шепард Фейри родился в Чарльстоне (США) в семье рядового врача. Но уже с детства проявлял способности не совсем обычного ребенка. Он увлекался панк-роком и DIY-искусством (что значит «сделай сам»). Первые творческие шаги совершил, разрисовывая одежду и скейтборды друзей, уже "вооружившись" известным псевдонимом.

В 22 года у Шепарда за плечами Род-Айлендская школа дизайна по классу изящных искусств и несколько направлений для выбора творческого пути. и музыка стали первой ступенью карьерной лестницы художника. Спустя некоторое время работы Шепарда выставляются в Бостоне и сразу производят впечатление. Дизайнера связывают с тремя поп- и паблик-артом.

В 2003 году Фейри открыл собственное дизайн-агентство. Сегодня его работы включены в коллекции нескольких музеев, институтов искусств в США и Великобритании.

Несколько раз художник был арестован за рисование граффити в общественных местах и расклеивание рекламных постеров.

Творчество

Как художник Шепард Фейри всегда отличался способностью ярко и оригинально реагировать на происходящее в мире. Его картины - это отражение идеологических, религиозных, политических и экологических проблем. Мировая известность к художнику пришла в 2008 году с постером для предвыборной кампании Барака Обамы. Творение получило символическое название Hope (или «Надежда»), что во многом повлияло на ход выборов.

У Шепарда Фейри сразу сформировался уникальный творческий почерк. Его картины узнаваемы, по своей цветовой палитре и стилю исполнения напоминают советские плакаты. По признанию самого художника, огромное влияние на него оказало творчество и

Коммерческий дизайн

Некоторое время после окончания школы дизайна Фейри работал в типографии и изготавливал стикеры, наклейки, плакаты и футболки рекламного характера. Позже он перешел на "партизанский" маркетинг и реализовал себя в крупных проектах Adidas и Pepsi. Именно Фейри принадлежит логотип фонда Mozilla - создателя браузера Firefox. Также знаменательно сотрудничество дизайнера с музыкальными коллективами Black Eyed Peas и Smashing Pumkins, которым он оформлял

По признанию самого Фейри, выбор продукции для рекламы осуществляется им в первую очередь с моральных позиций, а не коммерческих.

Граффити

Менее всего для коллег и ценителей искусства Шепард Фейри проявил себя в стрит-арте. Однако работы его в этом направлении также привлекают внимание. Художники-граффитисты говорят, что Фейри умело и активно эксплуатирует популярные социальные темы, но это еще не делает его мастером уличного искусства. Работы Obey в стиле граффити - это скорее "партизанский" маркетинг или реклама, что, конечно же, далеко от стрит-арта. Проще говоря, они не связаны с улицей, взаимодействием пространства и людей. Несмотря на такую оценку, Шепард Фейри часто устраивает выставки в галереях Европы и США и всегда получает радушный прием и внимание к своему творчеству.

Критика

На творческом пути Шепарда Фейри всегда было неспокойно и волнительно. Есть критики-скептики, которые ищут и, кажется, находят доказательства плагиата работ художника. Среди них историк искусств Линкольн Кушинг и художник Джош МакФи. Сомнения их вызывают стиль и формы, которые использует Шепард Фейри. Картины его, будто ксерокопии, не имеют ни четких линий, ни штрихов. Да и образы, используемые художником, избиты и знакомы всем.

Любой представитель искусства, так или иначе, попадает под влияние предшественников. Он перенимает, переосмысливает, преобразует и формирует свой неповторимый стиль. По мнению же критиков, Шепард лишь копирует с незначительными изменениями и стилизацией чужие работы и выдает за свои. Так, часто вспоминают скандал вокруг работы Шепарда, посвященной звезде рестлинга После того как WWE пригрозила художнику судебным иском, обвиняя в использовании зарегистрированной марки, Фейри изменил портрет рестлера и слоган на Obey. Примечательно, что один из вариантов Andre the Giant по композиции похож на советский плакат Дмитрия Моора «Записался в добровольцы?».

Причиной тяжбы была и самая известная работа Фейри - Hope. Тогда агентство Associated Press обвинило художника в использовании снимка Обамы 2006 года, сделанного по заказу этого агентства.

P.S.

Творчество Шепарда Фейри приносит дизайнеру прибыль и славу, обвинения и аресты. Но Род-Айлендская школа дизайна все же может гордиться своим выпускником. Ведь, несмотря на все подозрения и претензии со стороны властей и критиков, Фейри был и остается разносторонним, живым и модным художником. Его работы если не перевернули мир, то повлияли на «общественный дискурс».