Выставка пейзажи виктора васнецова. Пейзажи Васнецова: выставка в Третьяковке

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

21 ноября 2017 года в Третьяковской галерее началась фокус-выставка – экспозиция картины «Сирин и Алконост» В.М. Васнецова, представляющая собой целый пласт духовной и художественной жизни России конца XIX – начала XX века. Выставка подготовлена к 170-летнему юбилею художника и 100-летней годовщине убийства царственной заказчицы картины – великой княгини Елизаветы Федоровны, причисленной к лику святых.

Глядя на картину “Сирин и Алконост” поражаешься, что она могла долгие годы провести в музейных запасниках. Изредка её вывозили на зарубежные гастроли, где образы райских птиц зачаровывали европейских зрителей. И только теперь, по почину , она предстала перед посетителями крупнейшего собрания русской живописи. Правда, из “васнецовского” 26 зала временно убрали некоторые работы художника.

Великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова (1857–1905) – урождённая принцесса Гессен-Дармштадтская и супруга московского генерал-губернатора вел.кн. Сергея Александровича, убиенного на её глазах эсером Каляевым, была любима и друзьями, и недругами. Пожалуй, многие слышали о том, что она просила о помиловании убийцы, принесла злодею в тюрьму прощение и Евангелие, а он воспринял это как попытку скомпрометировать его в глазах других злодеев. Когда они пришли к власти, Елизавета Фёдоровна (на тот момент сестра основанной ею Марфо-Мариинской обители) была арестована и заживо погребена ими.

Великий князь, воспитанный дочерью Тютчева и супругой славянофила И.С. Аксакова Анной Фёдоровной, глубоко и искренне веровал в Бога и любил русское искусство. То самое, признанным мастером которого был Васнецов. Картины и киоты для икон Виктора Михайловича Васнецова (1848–1926) присутствовали в коллекции великокняжеской четы, некоторые картины он выполнил по их прямому заказу. Среди них «Птица Гамаюн», хранящаяся в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, и герой выставки – “Сирин и Алконост”.

Райские птицы-девицы Сирин и Алконост – образы славянских мифов, предостерегающих от сладкого пения, способного погубить слушателя. Васнецов переосмыслил этот миф в христианском ключе, создав их райскими. Сирин живёт ожиданием рая, Алконост оплакивает потерянный рай.

Просветительская функция Третьяковской галереи, о которой , не обошла стороной этот проект. Документальные свидетельства общения двух ярких представителей русской культуры – великой княгини Елизаветы Фёдоровны и художника Виктора Михайловича Васнецова, будут доступны для изучения в рамках сопроводительной мультимедийной программы.

Выставка продлится до 01 марта 2018 года – до той страшной даты, когда был разорван в клочья вел.кн. Сергей Александрович.


Открытие выставки картины В.М. Васнецова “Сирин и Алконост. Песнь радости и печали” в Третьяковской Галерее.

В Доме-музее В.М. Васнецова - одном из пяти малых музеев Третьяковской галереи, до 17 сентября проходит выставка пейзажей Виктора Васнецова. Эта небольшая камерная выставка посвящена пейзажу как самостоятельному жанру в творчестве художника. В экспозиции представлены 29 этюдов, написанных в окрестностях Москвы, Парижа, Вятки, Ахтырки, Абрамцева и Нового Рябова с 1874 по 1917 год. Из больших пейзажных работ представлена картина “Затишье”. Основная часть этюдов из Дома-музея В.М. Васнецова экспонируется впервые. Выставка дополнена фотографиями из мемориального фонда художника.

Тема пейзажа была крайне важной для Васнецова. На последней персональной прижизненной выставке художника 1912 года, прошедшей в Историческом музее в Москве, в особый раздел были вынесены пейзажные работы, объединенные тематически по месту создания. Выставка, которая проходит сейчас в Доме-музее В.М. Васнецова - первая, посвященная исключительно этой теме, - организована по схожему принципу. Эта экспозиция особенно уместна в Доме-музее, окруженном садом: художник неоднократно писал здесь этюды.

Васнецова вдохновляли пейзажи окрестностей Ахтырки и Абрамцева. В 1880–1881 годах он выполнил здесь серию этюдов для своих самых известных картин “Аленушка” (1881) и “Богатыри” (1898), среди них - экспонируемые на выставке два этюда “Пруд в Ахтырке” (1880), “Аленушка” (1880), “В окрестностях Абрамцева” (1890-е). Там же, на берегах реки Вори, была написана и картина “Затишье” (1881).

В историю русской живописи Виктор Васнецов вошел как фигура неоднозначная. Многие критики восторженно прославляли Васнецова как возвестителя русской "самобытности", вдохновенного мистика, художника национальных откровений. Говорили о его оригинальном и неподражаемом стиле в эпических и религиозных картинах. Другие - обвиняли его в том, что в его произведениях явно обнаружился плохой живописец - беспомощный рисовальщик и очень условный колорист. И что с возложенной на него миссией оформления Владимирского собора в Киеве он не справился - его религиозная живопись несерьезна.

Как бы там не было, Виктор Михайлович Васнецов - основоположник особого “русского стиля”, сложившегося из исторического жанра и романтических тенденций, связанных с фольклором и символизмом. Творчество художника сыграло важную роль в эволюции отечественного изобразительного искусства от эпохи передвижничества к стилю модерн.

Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 в селе Лопиял Уржумского уезда Вятской губернии в семье сельского священника и принадлежал к древней вятской фамилии Васнецовых. В семье, где Виктор был старшим из пяти братьев, поощрялись художественные занятия. Отец будущего художника - Михаил Васильевич увлекался естествознанием, историей, рисовал.

В 1858 году отец отдал старшего сына в духовное училище, окончив которое в 1862 году, Виктор перешел в класс Вятской духовной семинарии, где стал изучать иконопись. Уроки церковной живописи семинаристам преподавал художник Н. А. Чернышев, который имел в Вятке иконописную мастерскую. Виктор много времени проводил со своим учителем, брал у него уроки рисования. Позже в доме Чернышева он познакомился со ссыльным польским художником Эльвиро Андриолли. Под его руководством Васнецов создал свои первые картины.

Васнецов, мечтавший стать художником, решил попробовать поступить в Петербургскую Академию художеств. С благословения ректора и отца он оставил семинарию на предпоследнем курсе и уехал в Петербург. В этом же 1867 году Васнецов сдал вступительные экзамены в Академию художеств, но из-за неуверенности в собственных силах даже не стал узнавать результат. Однако, когда через год он пришел поступать еще раз, выяснилось, что в Академию он был принят еще год назад. Но этот год в Петербурге не прошел для Васнецова даром. Он работал рисовальщиком в картографическом заведении и посещал школу Общества поощрения художников на Бирже. Там он познакомился с молодым преподавателем И. Н. Крамским и его друзьями - студентами Академии - скульптором М. М. Антокольским и живописцем И. Е. Репиным.

Он хорошо учился, однако в 1870 году был вынужден временно оставить Академию и, в связи со смертью отца, погрузился в решение семейных проблем. Классы Академии стал посещать нерегулярно, а вскоре и вовсе забросил лекции и уроки. В результате, не стал держать выпускные экзамены и в 1874 году получил канцелярское удостоверение, в котором говорилось, что он “состоял в числе учеников Академии”.

Профессионально занимаясь книжной графикой с 1868 года и достигнув в этой области больших успехов, в 1875 году Васнецов решил попробовать свои силы в критическом реализме и примкнуть к недавно созданному Товариществу передвижных художественных выставок.

Написав целый ряд картин, созвучных по тематике работам передвижников, Васнецов вдруг удивил всех своим “Витязем на распутье” и “Полем битвы с половцами”. “Эти картины были первым шагом постепенного поворота русской живописи в сторону от критического реализма. Русский художник уже перестал стремиться к изображению окружающей или прошлой жизни в целях произнесения над ними какого-либо суждения. Он просто хотел грезить о прошлом и рассказывать о своих грезах”, - пишет о Васнецове его современник, художественный критик С.С. Глаголь в своих “Очерках истории искусства в России”.

Вскоре после появления былинных картин Васнецова на передвижной выставке была выставлена картина Михаила Нестерова “Видение отрока Варфоломея”, которая еще больше обозначила разницу между передвижниками и молодыми художниками, искавшими новых путей. “Что же написала молодежь на своем знамени? Прежде всего стремление избегнуть всякой литературности. Не сюжет должен быть на первом месте в картине, а передача настроения, и, чем оно интимнее, тем лучше. Значение декоративности было также выдвинуто на главное место. Картина прежде всего должна быть красивым ковром, который может быть тоже красив, как картина, и поэтому выставка широко раскрыла двери и всякому прикладному искусству, раз оно действительно доведено до большой художественной красоты”, - пишет С. С. Глаголь.

Однако новые работы Васнецова вызвали неоднозначную реакцию и у зрителей, ожидавших от нового живописца идейно-нравственные произведения на крестьянский сюжет. И лишь немногие, в их числе друг Васнецова художник И. Е. Репин и профессор Академии П. П. Чистяков, увидели в полотнах грандиозный и самобытный образ.

Но временное увлечение "самобытностью", характерное для художественных чаяний в конце XIX века, сменилось более трезвым и строгим отношением к искусству. “Живопись - всегда живопись. Плохая живопись всегда остается плохой живописью. Васнецов понял инстинктивно то, что не было понято ложно-русскими художниками, он привел нас в забытое, милое царство, оказал нам памятную услугу, победив наше некультурное, неевропейское пренебрежение к родной стихии; в истории живописи он останется будителем "народных настроений", человеком большой идеи, упорного, цельного мировоззрения, - это много и за это мы всегда будем признательны Васнецову - и все-таки живописных откровений он не дал. Упрямо отвернувшись от страшного "запада" - он остался чужд лучшим поискам современных мастеров кисти; если же подчинился общим течениям европейского искусства, то невольно, бессознательно и потому неудачно”, - пишет о Васнецове еще один его современник, художественный критик и организатор художественных выставок С. К. Маковский.

Можно по-разному относится к творчеству Васнецова, но он был и остается искателем русской самобытности, открывший путь к народной красоте. Творчество Васнецова - важный этап в развитии направления “неорусский стиль”, из которого впоследствии возник модерн. Художник утверждал: “Все великое в искусстве, ставшее общечеловеческим, выросло на национальной почве”. И выставка в Доме-музее В.М. Васнецова - еще один повод взглянуть на работы художника, побывать в его доме и оценить его творчество.

С 18 мая по 17 сентября в Доме-музее В.М. Васнецова пройдет камерная выставка, которая станет первым обращением к пейзажу как самостоятельному жанру в творчестве Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926), одного из самых знаменитых русских художников второй половины XIX — начала XX века.

В экспозиции представлены 29 этюдов из запасников Третьяковской галереи и собрания Дома-музея художника, написанных в окрестностях Москвы, Парижа, Вятки, Ахтырки, Абрамцева и Нового Рябова с 1874 по 1917 год. Основная часть этюдов из Дома-музея В.М. Васнецова экспонируется впервые. Выставка дополнена фотографиями из мемориального фонда художника.

Пейзаж в творчестве В.М. Васнецова обычно рассматривается в контексте картин на фольклорно-эпические сюжеты. Как самостоятельный жанр творческого наследия В.М. Васнецова пейзаж до сих пор не выделялся. Тем не менее, представленные на выставке этюды имеют самостоятельное художественное значение и свидетельствуют о тонком чувстве природы, свойственном мастеру.

Глубокое понимание природы воспитал в будущем художнике отец, сельский священник М.В. Васнецов. Уже в юные годы В.М. Васнецов отличался особой наблюдательностью и, по воспоминаниям его младшего брата, много рисовал «по впечатлению».


В природе, как и в фольклорно-эпической поэзии, художник прежде всего искал выражение настроения национальной красоты. Особая роль в картинах Васнецова на сказочно-былинную тему принадлежит пейзажам окрестностей Ахтырки и Абрамцева.

Наименее известная широкому кругу зрителей часть выставки — пейзажи Нового Рябова. Так в память о родине художник назвал приобретенное в 1901 году в Дмитровском уезде, в двадцати верстах от Абрамцева, имение Ваньково. Это был дом с липовым парком и старым, заросшим кувшинками прудом, на котором стояла водяная мельница. Значительных произведений здесь художник не создал, а больше, по воспоминаниям детей, наслаждался природой.

Сохранилась целая серия этюдов Нового Рябова, в которых от эпических мотивов и изображения русских просторов художник все чаще переходил к выбору небольших, на первый взгляд простых и скромных, но глубоко поэтичных мотивов: одиноко стоящего дерева, неброских цветов ромашки или ярко-розовых свечек иван-чая. Этюды выполнены на кусочках грунтованного холста, не натянутого на подрамник, или на небольших фанерных дощечках.


Тема пейзажа была крайне важной для В.М. Васнецова. На последней персональной прижизненной выставке художника 1912 года, прошедшей в Историческом музее в Москве, в особый раздел были вынесены пейзажные работы, объединенные тематически по месту создания. Данная выставка в доме-музее В.М. Васнецова — первая, посвященная исключительно этой теме, — организована по схожему принципу. Эта экспозиция особенно уместна в Доме-музее, окруженном садом: художник неоднократно писал здесь этюды.

К выставке подготовлено специальное иллюстрированное издание. В альбоме представлены пейзажные работы, которые охватывают полувековой период творчества художника. Многие из них впервые опубликованы в этом издании.

В следующем году запланировано проведение камерных выставок, посвященных 170-летию со дня рождения В.М. Васнецова и 65-летию со дня основания дома-музея.