Выставка «Между прошлым и будущим. Выставка графики «Миг между прошлым и будущим Выставка между прошлым и будущим

2016 год – год 170-летия со дня рождения Карла Фаберже. В связи с этим центральное место в экспозиции займут произведения мастеров, продолжающих традиции ювелирного дома, основанного великим мастером.

На выставке будут представлены экспонаты по таким направлениям, как ювелирное, камнерезное, эмальерное и декоративно-прикладное искусство, лаковая миниатюра, резьба по кости и дереву, православное искусство.

Посетители увидят работы выдающихся современных художников: Александра Агафонова и Олега Сенькина – камнерезное искусство, Дмитрия Климова – ювелирное искусство, Аллы Козловой – эмальерное искусство, Виктора Полякова – финифть, и многих других. Всего свои работы представят более семидесяти мастеров.

Выставка произведений декоративно-прикладного искусства, это особое событие, она преподносит зрителю рукотворное художественные произведения, в которых материализована творческая энергия художника. В эпоху, когда виртуальная реальность заполняет информационное пространство, выставка становится уникальной средой непосредственного общения и сопереживания художника и зрителя.

В рамках выставки состоятся благотворительные мероприятия и просветительские лекции.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В Союзе художников Санкт-Петербурга (Залы Трапеция и Длинный) открыта для посетителей выставка графики Елены Оскаровны Марттилы «Миг между прошлым и будущим». Выставка посвящается 95-летию художницы и открывается накануне 75-летия со Дня прорыва блокады Ленинграда
18-летняя студентка Лениградского художественного училища, Елена Марттила, была в осажденном городе в страшную зиму 1941-42 гг. И не переставала рисовать, используя любые материалы, которые могла найти под рукой.
Во время блокады молодая художница написала портреты своих знаменитых современников: поэтессы Ольги Берггольц, чьи радиопередачи помогали поддерживать боевой дух жителей города, и композитора Дмитрия Шостаковича — автора знаменитой Ленинградской симфонии.
И всё же самыми волнующими работами Елены Марттилы стали её зарисовки о жизни простых ленинградцев. Вот музыкант, из последних сил тянущий на санках свою виолончель, вот водитель грузовика, эвакуирующий детей через Ладожское озеро; а вот люди, умирающие в снегу от истощения и холода.
Блокада Ленинграда, которую увидела Елена, категорически не совпадала с официальной версией властей, где будни погибающего города было принято описывать исключительно в ярких, героических сюжетах. Поэтому после войны художница получила настоятельную рекомендацию уничтожить свои зарисовки. Однако Елена воплотила наброски в полноценные картины с помощью техники литографии и гравюры на картоне. Это позволило очень точно передать настроение блокадного времени. Все образы и события, отражённые в работах художницы, видятся словно через пелену тумана. Именно так воспринимали страшную реальность ленинградцы. А теперь и мы, спустя десятилетия, благодаря уникальной графике Елены Марттилы, можем увидеть блокаду глазами тех, кто ее пережил.
В январе 2018 Елене исполнилось 95 лет, она продолжает заниматься творчеством, участвует в российских и зарубежных выставках. Ее работы хранятся в Русском музее, Театральном музее, в Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина, в ряде областных художественных музеев России и СНГ, а также в частных коллекциях в России, Латвии, Эстонии, Финляндии, Великобритании, США. В 2015 году Елена Оскаровна Марттила была награждена Золотой медалью Союза Художников России. В 2017 году прошла персональная выставка художницы в г. Кембридже (Великобритания).
В Выставочном центре Союза художников будут представлены работы из Ленинградской серии 1941-1942 гг.: зарисовки, гравюры на картоне и литографии, а также портреты, натюрморты, пейзажи, гравюры по мотивам романа Булгакова «Мастер и Маргарита», театральные эскизы и монотипии.

18 января — ИА « News » . В Союзе художников Петербурга состоялось торжественное открытие выставки Елены Марттилы «Миг между прошлым и будущим», посвященной 75-летия со Дня прорыва блокады Ленинграда и 95-летию художницы.

В рамках экспозиция представлены работы из Ленинградской серии 1941-1942 ггодов: зарисовки, гравюры на картоне и литографии, а также портреты, натюрморты, пейзажи, гравюры по мотивам романа Булгакова «Мастер и Маргарита», театральные эскизы и монотипии.

18-летняя студентка Ленинградского художественного училища Елена Марттила, была в осажденном городе в страшную зиму 1941-1942 годов. И не переставала рисовать, используя любые материалы, которые могла найти. Во время блокады молодая художница написала портреты своих знаменитых современников: поэтессы Ольги Берггольц, чьи радиопередачи помогали поддерживать боевой дух жителей города, и композитора Дмитрия Шостаковича - автора знаменитой Ленинградской симфонии.

И все же самыми волнующими работами Елены Марттилы стали ее зарисовки о жизни простых ленинградцев. Вот музыкант, из последних сил тянущий на санках свою виолончель, вот водитель грузовика, эвакуирующий детей через Ладожское озеро, а вот люди, умирающие в снегу от истощения и холода.

Блокада Ленинграда, которую увидела Елена, категорически не совпадала с официальной версией властей, где будни погибающего города было принято описывать исключительно в ярких, героических сюжетах. Поэтому после войны художница получила настоятельную рекомендацию уничтожить свои зарисовки. Однако Елена воплотила наброски в полноценные картины с помощью техники литографии и гравюры на картоне. Это позволило очень точно передать настроение блокадного времени. Все образы и события, отраженные в работах художницы, видятся словно через пелену тумана. Именно так воспринимали страшную реальность ленинградцы. А теперь и мы, спустя десятилетия, благодаря уникальной графике Елены Марттилы, можем увидеть блокаду глазами тех, кто ее пережил.

В январе 2018 года Елене исполнилось 95 лет, она продолжает заниматься творчеством, участвует в российских и зарубежных выставках. Ее работы хранятся в Русском музее, Театральном музее, в Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина, в ряде областных художественных музеев России и СНГ, а также в частных коллекциях в России, Латвии, Эстонии, Финляндии, Великобритании, США. В 2015 году Елена Оскаровна Марттила была награждена Золотой медалью Союза художников России. В 2017 году прошла персональная выставка художницы в Кембридже (Великобритания). Ее работы произвели эффект разорвавшейся бомбы. Многие посетители признавались, что, только увидев картины Елены Марттилы, они поняли всю глубину страданий ленинградцев во время блокады.

— Я счастлива, что выставка пошла по миру, — говорит один из организаторов экспозиции Маргарита Изотова. — Надеюсь, что и по нашему городу она будет шествовать как передвижная. Работы Елены Оскаровны должны быть в постоянной экспозиции Русского музея, потому что это корни нашей духовности, наши устои. В советские времена были те, кто считал, что не нужно никому показывать эти работы, ведь, по их мнению, таких страданий не было в блокаду. Нынче другая крайность, говорят, что не следовало защищать Ленинград, а лучше было сдать город немцам, это позволило бы избежать такого количества жертв. Сейчас легко рассуждать, а попробовали бы они выжить в блокадном городе и остаться человеком. А ведь Елена Оскаровна и другие художники, работавшие в Ленинграде, не просто выжили, но и создавали такие произведения искусства. Это бесценные люди для нашего города и для страны. Они должны наконец занять то место, которое заслужили своей жизнью и творчеством.

Зимой 1941/42 года здоровье девушки с каждым днем ухудшалось. Постоянное чувство голода приводило к частым обморокам. Однажды, придя в сознание, она услышала, как соседи говорят матери, что Елена вряд ли переживет зиму. В один из февральских вечеров Елена и вправду почувствовала, что силы полностью исчерпаны и следующее утро для нее, скорее всего, уже не настанет. И тогда девушка начала рисовать автопортрет. "…Если я должна умереть, я сделаю это как художник - не в постели, а с кистью в руках", - написала она в дневнике в тот день.

"…Взяла листок бумаги, какую-то кисть и, увидев себя в маленькое зеркальце, решила рисовать то, что вижу. Передо мной была натура, и я рисовала… Вдруг, подняв глаза, увидела слабый свет сквозь щели в шторе. Настало утро. Утро дня, которого я не чаяла увидеть. Я победила! Я преодолела смерть и не подчинилась приказу Гитлера - умертвить всех ленинградцев. Мысль, что я не умерла, что теперь-то я не умру, буду жить, ощущалась каждой клеточкой истощенного организма и вливала силы… Мне стало весело и спокойно. Единственный хлеб, что меня спас, - моя работа и вера".

"Встреча. Март 1942". Гравюра на картоне

"В этой работе я запечатлела встречу с дорогим для меня человеком, моим любимым одноклассником Михаилом Лапшиным. Его оставили работать в военкомате города, и мы на улице случайно с ним встретились в самую-самую блокаду. Он был крайне истощен. Только сказал, что бывает в своей квартире и что "часы-то тикают". Я не стала этого делать (рисовать - прим. ТАСС) - у него в руках был кулечек сахарного песка в клетчатой бумажке математической. Ложки две, наверное, чайных. Он, не глядя мне в глаза, потому что мы не похожи были уже на себя, сказал: "Я ходил к булочной, где получают хлеб, чтобы сменять сахар на хлеб, и никто не сменял". Мы разошлись каждый в свою сторону. Это был мальчик, который больше всех мне нравился. Мне очень дорога эта работа. Это была наша последняя встреча. Он ушел на фронт и погиб под Ленинградом в 1943 году".

"Добегу. Февраль 1942". Набросок

"Это моя одноклассница Валя Ермолаева, которая осталась без родителей и жила недалеко от меня, и мы встречались иногда. Была тревога, надо было быть в бомбоубежище. Я говорю: "Валя, ты спрячься!" Она говорит: "Я добегу". И не добежала. Она умерла в апреле 1942 года. До войны мы Новый год вместе с ней встречали - тоже картинки есть. В театре были вместе. Эта картинка дорога, конечно, потому что это тоже про очень близкого мне человека".

"В Ленинградском художественном училище. 1942". Гравюра на картоне

"Здесь изображены три окна и лес мольбертов, и натурщица сидит около буржуйки, а студентов всего двое. В ноябре 1941 года я поступила туда на второй курс. Я была подготовленная - до этого училась в детской школе при Академии художеств. В результате конкурса юных дарований был набор детей со всего Союза в небольшую школу, и я туда попала в возрасте 11 лет", - рассказывает Елена Оскаровна.

"Когда мы пешком приплетались кто откуда в училище и видели, что оно цело и невредимо и Ян Константинович на посту, нас ждут и о нас заботятся, и мы - вместе, мы верили, что все это временно и что будет еще оно, будущее. Нас ждали красивые залы, мраморная лестница, витражи и зеркала, статуи", - вспоминает она.

"Перекресток. Январь 1942". Гравюра на картоне

"Это место глубоко запало мне в душу. Я проходила через этот перекресток по дороге в училище - это вход на Невский с площади Урицкого (ныне Дворцовая - прим. ТАСС). Смотрю - на въезде на Невский проспект лежит мертвый моряк в тельняшке, запорошенный снегом чуть-чуть. Я отбыла в училище, иду назад - лежит этот мальчик или мужчина. Я не подходила. Но это очень впечатлило меня, что на Невском проспекте ни один человек к нему не подошел, не убрали его. Это впечатление я зарисовала", - рассказывает автор.

"Все рисунки мне одинаково дороги - от махонького набросочка, который сейчас возмущает душу, до осуществленных гравюр, - отмечает Марттила. - Я никогда не считала, сколько у меня работ. Это как мысли. Есть такие, которые очень долго помнятся. Есть такие, которые скоро забываются. Для художника мысли - это то, что он видит и хочет отобразить".

Многих коллег художницы поражает, как ей удавалось продолжать рисовать в тяжелые дни осады города. "Удивляет то, как в ситуации блокады, голода, лишений человек сумел сохранить профессионализм, как не дрогнула рука, рисуя трагические истории страны, как не потухла душа и этот огонек творчества. Может быть, именно он и спас Елену Оскаровну от голодной смерти. Все работы графически выверенные, в них очень точно найдены образы. Здесь есть и городские ландшафты, которые как документ. Город тоже, как живой организм, был истерзан. Портретные ситуации, интерьерные - мы знаем, насколько тяжело и холодно было во всех городских квартирах и помещениях", - сказал на открытии выставки работ Марттилы заслуженный художник РФ Юрий Васильев.

Работы художницы сохранились чудом: когда-то она положила их в папку с документами своего отчима, который в те годы работал на Балтийском заводе. Затем была эвакуация, а по возвращении в 1943 году Елена нашла рисунки в полной сохранности.

Впоследствии Елена Оскаровна долгие годы искала способ, как переработать эти блокадные зарисовки в какие-то работы, пока не нашла метод гравюры на картоне. Этот способ ей показал печатник в Союзе художников. Она сделала один оттиск, и у нее просто полились слезы. "Я поняла, что это оно", - сказал она.

"Когда показываешь это блокадникам - это просто удивительно: на них ее работы имеют настолько сильное воздействие, - говорит искусствовед Ксения Афонина. - Даже англичане, которые видели произведения Марттилы в 2017 году на выставке в Кембридже, не могли сдерживать слезы".

Александра Подервянская