Выписать пословицы и поговорки из словаря даля. Пословицы даля народные. Из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

1.2. В.И. Даль «Пословицы русского народа» разделы: «Добро – милость – зло», «Родина – чужбина», «Друг – недруг», «Работа – праздность».

Рассмотрим пословицы, отнесённые В.И. Далем в разделы «Добро – милость – зло», «Друг – недруг», «Родина – чужбина», «Работа – праздность». Нашей целью будет выяснение того, как детализируются и оцениваются пословицы и поговорки. Как известно, оценка того или иного явления, факта, понятия является важным компонентом пословицы. Ещё в 1970 г. Мильнер высказал предположение, «что в основе большинства паремий лежат элементы, репрезентирующие оценку содержания с культурной точки зрения». (3, с. 136).

Оценка может опираться на ощущения, тогда эта оценка гедонистическая или сенсорная, а также может проистекать из других принципов (нормативность, утилитарность и т.д.), тогда оценка имеет рациональный характер.

Работая над разделом «Добро – милость- зло» обратимся непосредственно к понятию «добро», которое в словаре Даля определено как, «благо, что честно и полезно, всё чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина» (25,Т.1,с.410), понятие «милость – доброе, человеческое отношение; благодеяние, дар; полное доверие, расположение к кому-нибудь» (25, Т.2,с.277) можно увидеть схожесть. Противоположен им антоним – зло, т.е. рассматриваются противоположные отношения (бинарные).

Из 275 пословиц, включённых Далем в раздел «Добро – милость – зло», можно выделить три группы пословиц. Первая группа пословиц рассматривает значение добра, вторая группа пословиц – антипод добру – зло и его проявления, третья группа пословиц даёт констатированную характеристику положительным и отрицательным сторонам человека и общества. Оценка интересующего нас явления во всех трёх группах пословиц будет выражена по-разному. Пословицы первой группы прямо говорят о значимости добра в жизни людей, например: «Не век жить, а век поминать», «Доброму добрая память», «С добрым жить хорошо. В добре хорошо жить», «Ласково слово – что весенний день», «Милость и на суде хвалится. Красна милость и в правде», «Милость подпора правосудию», «Всякое даяния благо»; ассоциируют зло с возмездием, говорят о том, что малое зло способно свести на нет большое добро, всепрощение должно стать девизом в жизни каждого человека, например: «Добрым делом не кори», «На ласковое слово не кидайся, на грубое не гневайся», «На ласковое слово, не сдавайся, на противное не осержайся», «Он мухи не убьёт. Он и во сне комара не убьёт», «Наш Андрей никому не злодей», «Зла за зло не воздавай», «Кто гнев свой одолевает, крепок бывает», «Господин гневу своему – господин всему»; декламируют добро как потребность человека, о добрых, милосердных людях говорят как о «луче света в тёмном царстве», например: «Сам с воробья, а сердце с кошку», «С доброхотом всякому в охоту», «На свете не без добрых людей», «Добрый скорее дело сделает, чем сердитый», «И у курицы сердце есть», «На милость образца нет. Не худо, что просвира с полпуда».

Пословицы второй группы констатируют факт присутствия зла, гнева по отношению друг к другу в жизни, желание обидеть, отомстить, досадить, например: «Гневайся да не согрешай», «Гневаться – дело человеческое, а злопомнить – диавольское», «Гнев – человеческое, а злопамятство – диавольское», «Подпустить кому кузьку (досадить)», «Подсыпать кому перцу. Запустить кому шпильку», «Это невестке на отместку», «Я им заварил ушицу (или: кашицу), пусть расхлёбывают», «Сжить кого со свету. Согнать с бела света»; пословицы характеризующие «дурных», злых людей, например: «Как на лес взглянет, так и лес вянет», «Не надо беса, коли ты здеся», «От чёрта крестом, от свиньи пестом, а от лихого человека – ничем», «У злой Натальи все люди канальи», «Сердце с перцем, душа с чесноком», «Сера, что свинья, а зла, что змея», «Ты ему слово, а он тебе десять», «Немилостивому мил не будешь». Однако, пословицы неизменно отмечают высокую себестоимость добрых поступков, например: «Доброму бог помогает. Доброму бог на помочь», «Делать добро спеши (или: поспешай)», «Доброе дело и в воде не тает (или: не тонет)», «Доброе дело крепко (или: споро)», «Доброе дело на век (или: на два века, на этот и на тот)», «Лихо помнится, а добро век не забудется», «Болезному (или: Несчастному, т.е. наказанному преступнику) милость творить – с господом богом говорить».

Третья группа пословиц констатирует грешную природу человека, говорит о том, что в разных ситуациях человек поступает по-разному, например: «Не всяк злодей, кто часом лих», «Туча е без грому, хозяин (или: господин) не без гневу», «Где гнев, там и милость», «Горьким быть – расплюют, сладким – проглотнут», «Горького проклянут, а сладкого проглотят», «Не всё таской, ино и лаской», «Не всё по затылку, ино и по головке». Большая группа пословиц говорит о том, как тяжела жизнь, оправдывая недостатки людей, снисходительно говоря об их слабостях, например: «Это слабость его. Это его слабая струна (или: сторона)», «Он на эту ногу немножко храмлет (или: прихрамывает)», «Видно не той ногой (или: невпопад) порог переступил», «Левой ногой с постели ступил», «Бог ему (или: тебе) судья. Господь с тобой», «Бог простит, только вперёд не каверзи», «Сердитого невзлюбили, а милостивого с кругу сбили»; говорит о том, что о человеке нужно судить по его делам, поступкам, например: «Доброму делу не кайся. Сделав добро, не кайся (не попрекай)», «Кому надо собаку ударить, тот и палку сыщет», «Гнева не пугайся, на ласку не кидайся», «Не давай воли языку во пиру, во беседе, а сердцу в гневе», «С живого кожу дерёт. Дерёт с живого и с мёртвого».

В пословицах отразились представления о моральных качествах человека, утверждается мысль о том, что человек воспитуем и обучаем, что самое ценное человеческое качество – Добродетель, и его надо прививать, необходимо учить, так как причиной многих человеческих пороков является незнание, невежество. Добродетель есть умение хорошо поступать, а хорошо поступать умеет тот кто знает, как именно надо поступать. Пословицы учат ценить добрые дела, людей, которые их совершают, стремиться самому быть добрым, понимающим, милосердным. Встречи с пословицами и поговорками заставляют каждого человека задуматься над его мировоззрением, пересмотреть многие постулаты в своей жизни, оценить свою жизнь, свои поступки, совершаемые с какой-то целью или бесцельно. Пословицы помогают понять, что есть добро и зло, освоить правила жизни в обществе передающиеся из поколения в поколения.

В сборнике Даля дружба рассматривается в разделе «Друг – недруг», включающем в себя 215 пословиц, что составляет около одного процента всех паремий. «Дружба – взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их; бескорыстная стойкая приязнь, основанная на любви и уважении; тесная связь, основанная на временных выгодах» (25, Т.1,с.452) - таково значение этого слова в словаре Даля. В нём же он указывает несколько значений слова «друг – такой же, равный, другой я, другой ты; ближний, всякий человек другому; общее названье или привет, в беседе; близкий человек, приятель, хороший знакомый».(25,Т.1,с.453).

Очень важным (если не основным) компонентом пословицы является оценка описываемого явления в рамках некоторой абстрактной нормативной модели. Пословицы включают обычно оценочный предикат, который дает явлению аксиологическую оценку (в парадигме «хороший – плохой») или деонтическую оценку (в парадигме «должный – недолжный»). В некоторых случаях аксиологическая оценка может вступать в противоречие с деонтической, последняя при этом оказывается более значимой. Явление, которое оценивается будто бы как положительное, с точки зрения идеальных представлений народа оказывается недолжным, несоответствующим идеалу: «Много друзей, коли денежки есть». Отметим, что понятие «друг» обладает в национальном сознании абсолютной ценностью, в пословицах «друг» соотнесён с положительно маркированным оценочным предикатом: «Без друга сирота; с другом – семьянин», «Доброе братство милее богатства», «Друг денег дороже. Друга на деньги не купишь» и др. В онтологическом плане отсутствует релятивизм в противопоставлении «дружбы» и «недружбы», «вражды»: «С другом дружись, а как недруга берегись», «На обеде все соседи; а пришла беда, они прочь, как вода». В жизни «вражда, недружба» неизбежна, но она ассоциируется с грехом: «Овце с волками худо жить. Не житьё с волком и собаке», «Дружба от недружбы близко живёт».

Пословицы, связанные с понятием «дружба», в сборнике Даля можно разделить на три группы: пословицы, характеризующие «дружбу» в бытийном, онтологическом плане; пословицы, говорящие о реальности существования дружбы в жизни людей; пословицы, ориентирующие человека в его взаимоотношениях с другом.

Пословицы первой группы прямо говорят о значимости понятий «дружба», «друг» для народного сознания, например: «Что есть вместе, чего нет, пополам», «Одному и пьяно, да не мило; с другом и хмельно, да умно», «Нет друга, так ищи: а нашёл, так береги», «Доброе братство милее богатства», «В недруге стрела, что во пне, а в друге, что во мне», «Не дорог подарок, дорога любовь», «Не дорога гостьба, дорога дружба», «Шуту в дружбе не верят. В дружбе правда», «Свой своего знает (видит) издалека», «Для милого дружка и серёжку из ушка», «Был я у друга, пил я воду слаще мёду»; декламируют неуничтожимость и конечное торжество дружбы, например: «Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает», «У друга пить воду лучше неприятельского мёду», «Старый друг лучше новых двух», «Своих друзей наживай, а отцовских не теряй! Не изведан – друг; а изведан – два», «Новых друзей наживай, а старых не утрачивай», «Собака собаку знает (или: не ест)», «Такие друзья, что схватятся, так колом не разворотишь»; определяет дружбу как жизненно важную потребность человека, например: «Пота дружба, пока нужна. Нужда сдружает», «Кто кому надобен, тот тому и памятен», «Есть брага да пирожки, так есть и други (и дружки)», «Поп попа, дурак дурака и знают», «Барану пара – овца. Флор Флорихе набитый брат», «В дороге и отец сыну товарищ», «Свои люди сочтёмся. Что за счёты между друзьями?», «У нас с тобой и лён не делён (всё вместе)», «Мы с тобой, как рыба с водой», «Вяжись лычок с лычком, ремешок с ремешком», «Клин плотнику товарищ (брат)», «Либо друг, либо недруг. Скажись другом либо недругом», «С другом дружись, а как недруга берегись».

Вторая группа пословиц констатирует прежде всего отсутствие настоящей дружбы в жизни, например: «Не видишь – душа мрёт; увидишь – с души прёт», «С другом дружись, а сам не плошись (а за саблю держись)», «Скотина чешется бок о бок, а люди врозь», «на частую дружбу часом (часто, чаще) раздружье», «Две кошки в мешке дружбы не заведут», «Как кошка с собакой (дружны)», «Полюбил его, как собака палку. Люблю, что собака редьку», «Друзей-то (приятелей) много, да друга нет», «Мы с тобою, что рыба с водою: ты ко дну, а я на берег», «Мы с тобой, что рыба с водой: я на лёд, а ты под лёд», «Скатерть со стола – и дружба сплыла», «Пили, ели – кудрявчиком звали; попили, поели – прощай, шелудяк!», «Называется другом, а обирает кругом». Большая группа пословиц говорит о том, как тяжело жить дружно, например: «За что того любить, кто хочет сгубить?», «Подле чертёнка не выкормишь телёнка», «Не житьё и собаке с волком, а телёнку так и продуху нет», «Стоячему с сидячим трудно говорить (младшему перед старшим)», «Овце с волками худо жить. Не житьё с волком и собаке», «Не сошлись обычаем, не бывать дружбе», «Дружба от недружбы близко живёт», «И от доброй собаки блох наберёшься», «Больше друзей – больше и врагов. Бойся друга, как врага», однако пословицы неизменно отмечают высокую себестоимость дружбы, друга, например: «Дружбу водить – так себя не щадить (себя надсадить)», «Не узнавай друга в три дня, узнай в три года», «С собакой ляжешь – с блохами встанешь», «Водиться с палачами – не торговать калачами (палач поган), «Для друга всё не туго (не тяжело и не скудно)», «За компанию (для дружбы) и жид удавился (и монах женился)», «На бога уповай, а от добрых людей не отставай», «Друг и брат великое дело: не скоро добудешь».

Третья группа пословиц констатирует прежде всего грешную природу человека, не позволяющую ему всегда и со всеми жить в дружбе, например: «Много друзей, коли денежки есть», «Всяк добр, да не до всякого. Все добры добры до своих добрят», «Лучше найдёшь – забудешь; хуже найдёшь – вспомянешь», «Пеший конному не товарищ. Иноходец в пути не товарищ», «Чешися конь с конём, вол с волом, а свинья с углом», «Сапог лаптю не брат (не дружка, не чета, не ровня)», «Глупый умного, а пьяница трезвого не любят», «Был бы сам хорош, так бы люди не испортили». Человеческая дружба выражается прежде всего в делах, например: «Не спожив (не поживши), друга не узнаешь», «Изведан друг, коль соли вместе съевши», «Друга узнать – вместе пуд (куль) соли съесть», «Коня в рати узнаешь, а друга в беде», « Друг познаётся на рати да при беде», «Без беды друга не узнаешь. Друг познаётся в несчастии», «Друг до поры – тот же недруг», «Добрый друг не по конец рук», «не в службу, а в дружбу. Для друга выпрягать из плуга», «Друг неиспытанный, что орех нерасколотый», «Недруг поддакивает, а друг спорит». Пословицы призывают человека жить в дружбе, например: «Другу не дружи (не потворствуй), недругу не груби», «Другу дружи, а другому (а недругу) не груби», «Два горя вместе, третье пополам», «Жить заодно, делиться пополам», «С чужим не бранись, а со своими не вались», «не держи сто рублей, держи сто друзей», «Жив друг – не убыток. Друга держать не убыточно», «С пьяным не бранись (не дерись), с богатым не тянись».

Слова «дружба», «друг» и их антонимы – «вражда», «недруг», «враг», очень активно функционируют как в детской, так и во взрослой речи. Некоторые люди говорят, что счастье – это богатство, деньги, но ведь настоящее счастье за деньги не купишь, как и настоящую дружбу. Ошибаются и те, кто считает, что всё счастье в славе. Добрая слава действительно радует человека, а от худой славы он не знает как отделаться. Счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, но и для друзей, для всех своих близких и родных. Радуется каждому приятному событию, который происходит в жизни людей окружающих его.

Рассматривая раздел «Родина – чужбина» обратимся к значению слова «Родина», в толковом словаре оно определено как – «место возникновения, происхождения чего-либо; страна, в которой родился человек и гражданином которой он считается». У Даля сюда же входят понятия «город», «деревня». Синоним слова «Родина» - отечество. Тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, родине – патриот.

Пословицы о Родине включают оценочный предикат, который дает аксиологическую оценку или деонтическую оценку. В некоторых случаях аксиологическая оценка вступает в противоречие с деонтической. Явление, которое оценивается будто бы как положительное, с точки зрения идеальных представлений оказывается несоответствующим идеалу: «Где ни жить, только бы сыту быть», «Одинку – где хлеб, там и угол. Одинокому – везде дом.». Отметим, что понятие «Родина» обладает в национальном сознании абсолютной ценностью, в пословицах «Родина» соотнесёна с положительно маркированным оценочным предикатом: «Без корня и полынь не растёт», «И конь на свою сторону рвётся, а собака отгрызёт да уйдёт», «Своя земля и в горсти мила. Своя земля – свой прах» и др. В онтологическом плане отсутствует релятивизм в противопоставлении «Родины» и «чужбины»: «Родимая сторона – мать, чужая – мачеха», «Своя сторона по шерстке гладит, чужая насупротив». В реальной жизни бывает, что жизнь на чужбине неизбежна, но она ассоциируется с горем, печалью, разочарованием: «На чужбине, словно в домовинке (и одиноко и немо)», «Жил-был молодец; в своей деревне не видал веселья, на чужбину вышел – заплакал».

Из 130 пословиц, включённых Далем в раздел «Родина – чужбина», выделим 4 группы пословиц, по-разному характеризующих Родину. Первая группа пословиц характеризует значимость Родины для человека, например: «Глупа та птица, которой гнездо своё не мило», «И кости на родине плачут (по преданию, что в некоторых могилах слышен вой костей)», «Выйду на путь – слёзки текут; вспомню своих – и тошно по них», «На родной стороне и камешек знаком», «Степного коня на конюшне не удержишь», «И конь на свою сторону рвётся, а собака отгрызётся да уйдёт», «Родных нет, а по родимой сторонке сердце ноет»; определяют «Родину» как важную часть жизни каждого человека, например: «Хвалит чуж-чуженин чужу сторону, а мы слушаем, на полатях лежучи», «За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да своё», «Кукушка кукует, побездолью горюет», «Всякая сосна своему бору шумит (своему лесу весть подаёт)», «Далеко сосна стоит, а своему лесу веет (шумит, говорит)», «Где кто родился, там и пригодится», «Что где родится, то там и годится. Что где рожается, то там и пригождается», «Город-царство, а деревня-рай. Москва-царство, а наша деревня-рай»; говорит о том, что «всякому мила своя сторона», например: «Мила та сторона (не забудешь ту сторону), где пупок резан (т.е. родина)», «За морем теплее, а у нас светлее (веселее)», «Всякому мила своя сторона. Любит и нищий своё хламовище», «Всяк кулик своё болото хвалит», «Свой быт милее», «Дон, Дон, а лучше дом. Хорош Париж, а живёт и Курмыш», «Своя сторонушка и собаке мила. И собака свою сторону знает».

Вторая группа пословиц рассматривает понятие «чужбина» как антипод понятию «Родина», например: «Чего не знаешь, туда и не тянет», «На чужой стороне и весна не красна. Наша весна красным красна», «В чужом месте что в лесу. Чужая сторона дремуч бор», «На чужой стороне и сокола зовут вороною», «Сторонушка и не дальняя, да печальная», «Чужая сторона – мачеха. Чужбина не по шерсти гладит», «Родимая сторона – мать, чужая – мачеха», «Своя сторона по шерстке гладит, чужая насупротив»; говорит о том, как тяжело жить на чужбине, например:

«Скучно Афонюшке

на чужой сторонушке»,

«На чужбинке, словно в домовинке (и одиноко и немо)», «Горе в чужой змеле безъязыкому», «На чужбинке – и то божий дар (всё божий дар)», «Жил-был молодец; в своей деревне не видал веселья, на чужбину вышел – заплакал», «Научит горюна чужая сторона (и вымучит и выучит)», «На чужбине и собака тоскует. Чужбина слезам не верит»; однако пословицы отмечают и вынужденность жизни человека на чужбине, например: «В какой народ придёшь, таку и шапку наденешь», «Где дуракова семья, тут ему своя земля», «И за рекой люди живут», «И за горами люди», «В своей земле никто пророком не бывает (не бывал)», «Где ни жить, только бы сыту быть», «Хоть в Орде, да в добре (только бы в добре)».

Третья группа пословиц констатирует непредсказуемость характера человека, не позволяющего ему всегда жить на своей Родине, например: «Дома сидеть – ничего не высидеть», «Под лежач камень и вода не течёт», «Сокол на одном месте не сидит, а где птицу видит, туда и летит», «Людей (на людей) поглядеть и себя показать», «И кулик чужу сторону знает. И журавль тепла ищет», «Пойду туда, где про меня рожь молотят. Куда глаза глядят», «Одинку – где хлеб, там и угол. Одинокому – везде дом»; говорят о том, что Родина, там где тебе комфортно, например: «На одном месте и камень мохом обрастает», «Город затейный: что ни шаг, то съестной да питейный», «Леса да земли – как корову дой», «Степь лесу не лучше. В степи просто, в лесу угодье», «Полетели за море гуси, прилетели тож не лебеди (прилетели ничем не хуже)». Пословицы призывают человека жить в том месте где родился, любить и защищать его, например: «Где жить, тем и слыть», «Хвали заморье (чужую сторону), а сиди дома!», «Незачем далеко, и здесь хорошо. Зачем далеко, и здесь хорошо», «С родной (родительской) земли – умри, не сходи!», «Ищи добра на стороне, а дом люби по старине», «Не бери дальнюю хваленку, бери ближнюю хаянку!», «Где сосна взросла, там она и красна».

Четвёртая группа пословиц рассматривает деревню и город, жизнь в них. С насмешкой говорит о деревне, например: «Деревня большая: четыре двора, восемь улиц», «Шуми деревня: четыре двора, двое ворот, одна труба», «Это село черт в кузове растрёс», «Словно черт из кузова насеял»; в то же время осуждая город, например: «Без денег в город – сам себе ворог», «Хорош город домами, да плох головами»; говорит о тяжёлой, нищенской жизни в деревне, например: «Это село клином свело. Село, что животы подвело», «Стоит деревенька на горке, а хлеба в ней ни корки», «Жить в деревне – не видать веселья», «Всем деревня не выйдет: вода близко, ин лес далеко»; а так же о том, что трудом крестьян живёт не только деревня, но и город, например: «Грибы растут в деревне, а их и в городе знают».

Слово «Родина» и его синоним «отечество» активно функционируют в детской речи, а вот понятие «чужбина» можно услышать крайне редко. В течение всей жизни пословицы и поговорки помогают человеку жить, работать, отдыхать, помогают принимать решения, а также бороться с врагами, как показано выше на примерах. По своей специфике фольклор является самой демократичной формой искусства, и при любых обстоятельствах – мир ли на земле или война, счастье или горе, фольклор остаётся устойчивым, а также активным. Мы видим, что при любых обстоятельствах русский народ не теряет оптимизма и всегда надеется на лучшее.

Рассмотрим пословицы о труде, отражённые в сборнике Даля в разделе «Работа – праздность», включающем 490 пословиц, что составляет около двух процентов всех паремий. В словаре Даля работа описана так, «робить, делать, трудиться, производить что руками, телесной силой и умственной; упражняться, заниматься чем; образовать что, трудиться над чем, потеть, стараться». (25,Т.3, с.448). Синонимы слова «работа» - труд, занятие, дело, упражнение, деятельность, служба.

Пословицы о труде так же, как и многие другие пословицы включают оценочный предикат, который дает аксиологическую оценку или деонтическую оценку. Иногда аксиологическая оценка может вступать в противоречие с деонтической. Явление, которое оценивается будто бы положительное, с точки зрения идеальных представлений оказывается несоответствующим идеалу: «Стол поставят, так и работать заставят», «Нем, да своё ем; а речист, да плечист – голодный сидит», «Ретивая лошадка недолго живёт», «Пиво с квасом (с кислотой), лошадь с запинкой да человек с ленцой два века живут». Нужно отметить, что понятие «работа» в национальном сознании – абсолютная ценность, соотнесена с положительно маркированным оценочным предикатом: «Не потрудиться, так и хлеба не родится (не добиться)», «Покуда цеп в руках, потуда и хлеб в зубах», «Муравей не велик, а горы копает», «Дело учит, и мучит, и кормит». В онтологическом плане отсутствует релятивизм в противопоставлении «работы» и «праздности»: «Труд человека кормит, а лень портит», «Где работно, там и густо, а в ленивом дому пусто», «Работе время, а досугу час. После дела и гулять хорошо». В реальной жизни бывает, что труд не приносит радости, удовлетворения, а ассоциируется с разочарованием, болезнью: «Не столько богачей на свете, сколько горбунов (т.е. сутулых)», «И с топора не богатеют, а горбеют», «От работы не будешь богат, а будешь горбат».

Пословицы, связанные с понятием «работа», в сборнике Даля можно разделить на 3 группы: пословицы, характеризующие «работу» в бытийном плане; пословицы, говорящие о реальной жизни, в которой существует и работа, и праздность; пословицы, ориентирующие человека в жизни. Пословицы первой группы прямо говорят о значимости работы для жизни каждого человека, например: «На ниве потей, в клети молись, с голоду не помрёшь», «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!», «На бога уповай, а без дела не бывай», «Гребень (прялка) не бог, а рубаху даёт», «Работай до поту, так поешь в охоту. Ешь хлеб в поте лица!», «В поле серпом да вилой, так и дома ножом да вилкой», «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Не тёрши, не мявши – не будет калач», «В поле Маланья не ради гулянья, а спинушку гнёт для запаса вперёд», «Кто не ленив пахать, тот будет богат», «Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится», «Работа – лучший приварок. По работе еда вкусней», «Не сиди сложа руки, так не будет и скуки!»; определяют «работу» как жизненно важную потребность человека, говорят о том, что всякое дело требует усилий и без усилия, старания никакого дела не сделаешь, например: «Дело не малина, в лето не опадёт. Дело не голуби, не разлетятся», «Работа не чёрт, в воду не уйдёт», «Дело не медведь, в лес не уйдёт», «Глаза глядят (страшат), а руки делают», «За один раз дерева не срубишь», «Не отрубить дубка, не надсадя пупка», «Посеяно с лукошко, так и вырасло немножко», «Богу молись, крепись да за соху держись!», «Вполплеча работа тяжела: оба подставишь – легче справишь»; осуждает плохую работу, праздность и лень, например: «Праздность – мать пороков (переводная)», «От нечего делать и таракан на полати лезет», «Без дела жить – только небо коптить», «Из лука – не мы, из пищали – не мы, а попить, поплясать – против нас не сыскать», «Бить баклуши», «Мух бить. Меледу меледить. Влапоть звонить», «Сидит Елеся, ноги свеся», «Ленивый и могилы не стоит», «Пряди, девица, не ленись, по лавкам не тянись!», «Лень мужика не кормит», «На полатях лежать – ломтя не видать», «На чужую работу глядя, сыт не будешь», «Делать как-нибудь, так никак и не будет».

Вторая группа пословиц рассматривает понятие «праздность» как антипод понятию «работа», например: «Труд человека кормит, а лень портит», «Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя глаза продирает», «Где работно, там и густо, а в ленивом дому пусто», «Что напрядёшь, то и протрясёшь», «Горька работа, да хлеб сладок. Сладкая ежа не придёт лежа», «Работа черна, да денежка бела», «Ни на какое дело не называйся и ни от какого дела не отказывайся!», «На дело не набивайся и от дела не отбивайся!»; говорит с насмешкой о лени и лентяях, например: «Видывали мы сидней (безногих), поглядим на лежня», «Замерзла тётка, на печи лёжа (свинья дверь растворила, а ей лень было сойти да притворить)», «Семеро одну соломинку подымают», «Хочется есть да не хочется лезть (в подполье)», «Проглотить-то хочется, да прожевать лень», «Ему дай яичко, да ещё и облупленное», «Работает, как ребёнок, а ест, как детина», «Чисто мои жнецы жнут, что из печи подают», «Лень, отвори дверь, сгоришь! – Хоть сгорю, да не отворю», «Девушка Гагула села прясть, да и заснула», «Швея Софья – на печи засохла (соня, сонливая)», «Чай ты устал, на мне сидя?», «Шила и мыла, гладила и катала, пряла и лощила (а всё языком)»; но в то же время и не осуждает отсутствие рвения к работе, например: «Кто долго спит, тому бог простит», «Больше спишь – меньше грешишь. Кто спит – не грешит», «Кто пьёт, тот и спит; а кто спит, не грешит», «Рано вставать – некогда пировать», «Нам бы так пахать, чтоб мозолей не набивать», «От трудов своих сыт будешь, а богат не будешь», «Худая стоянка лучше доброго походу (солдат.)», «Что дело, дело не сокол – не улетит», «От трудов праведных не нажить палат каменных», «Поел казак да и на бок, оттого казак и гладок».

Третья группа пословиц констатирует грешную природу человека, не позволяющую ему всегда быть трудолюбивым, жить праведным трудом, всегда поступать по совести, например: «Пойду погулять, на белый свет позевать», «Пилось бы да елось, да работа на ум не шла», «Всех работ не переработаешь», «У бога дней впереди много: наработаемся», «Я ещё в пелёнках, а лень моя была уж с телёнка», «В красный день прясть ленно», «Легко добыто, легко и прожито. Легко пришло, легко и ушло», «Как ни мечи, а лучше на печи. От безделья и то рукоделье», «На работу позадь последних, на еду наперёд первых», «Лень лени и за ложку взяться, а не лень лени обедать»; говорят о том, что о человеке судят по его делам, например: «После хлеба, после соли отдохнуть часок, так завернётся сала кусок да лени мешок», «Пролениться – и хлеба лишиться. Ел бы да пил – вот моё дело», «Такой работящий, что помер с кочедыком в руках», «Ленивый к обеду, ретивый к работе», «О добре трудиться, есть чем похвалиться», «Не пугай молодца работой, а сыпь ему молу (т.е. молоть)», «Так работаем, что недосуг носу утереть», «Что Машка напряла, то мышка скрала», «По работе и работника (и мастера) знать», «Как скроишь, так и тачать станешь», «Как шьётся, так и порется (и носится)», «Дома не лежу, а в людях не стою». Пословицы призывают человека отдыхать не думая о деле только после того, как оно закончено, например: «Мешай дело с бездельем, проживёшь век с весельем (или: с ума не сойдёшь)», «Шевелись, работай – ночь будет короче (т.е. хорошо уснёшь)», «Работать – день коротать; отдыхать – ночь избывать», «Работе время, а досугу час. После дела и гулять хорошо», «Гуляй, да дела не забывай (а дело знай)! Молодец, гуляй, да сам себя знай!», «Девушка, гуляй, а своего дела не забывай (а дело помни)!», «Гулять, девушка, гуляй, а дельца не забывай (а дельце помни)!», «Полно балы точить, пора голенища строчить», «Гулять гуляй, да не загуливайся!».

Слово «работа», его синонимы, а так же антоним «лень» активно функционируют в речи, а вот антоним «праздность», который употребляет Даль в своём сборнике, сейчас уже не употребляется в речи. Нам необходимо воспитать в ребёнке определённые нравственные качества: любовь и уважение к трудовому человеку, нетерпимость к проявлениям тунеядства, лени, попыткам увильнуть от труда. Народ всегда заботился о том, чтобы молодое поколение овладевало рядом профессий, каждый становился «мастером на все руки». История сохранила для нас бесценный опыт вооружения молодого поколения разнообразными трудовыми умениями и навыками. Народ ясно представлял себе, что овладение трудовыми навыками требует времени и усилий, поскольку есть такие вещи, которые не сделаешь пока не выучишься, но есть и такие вещи, которые надо сделать чтобы выучиться.

Выводы по 1 главе.


Политики не используют русское слово "сокращение", а говорят о необходимости осуществления оптимизации, рационализации, реструктуризации или реорганизации бюджета. 3аключение Современный русский язык все более обогащается различными эвфемизмами. Из определения эвфемизма следует, что он не только более адекватен коммуникативной ситуации, но и "приличнее", чем заменяемое слово. Очевидно, что...

Богатых, так и среди бедных. Это еще раз доказывает, что в основе концепта, выражаемого русской поговоркой, лежит понятие избранности, случая. Таким образом, пословицы и поговорки, содержащие реалии, имеющие в своей основе исторические события, обычаи, обряды и поверья, требуют от инокультурного реципиента дополнительной историко-этимологической информации. Их внутрифразовый контекст, часто...

Галки тепла накричали.

Где бабка ни бери, а внука корми!

Где беде быть, там ее не миновать.

Где вороне ни летать, а все навоз клевать.

Где грех, там и смех.

Где жить, тем богам и молиться.

Где жить, тем и слыть.

Где закон, там и обида.

Где кабачок, там и мужичок.

Где клятва, тут и преступление.

Где коза прошла, там и солдат пройдет.

Где любовь, там и напасть. Полюбив, нагорюешься.

Где мера, там и вера.

Где наболело, там не тронь!

Где народ увидит, там и Бог услышит.

Где ни напьется, тут и подерется.

Где огурцы, тут и пьяницы.

Где свалюсь, там и лежу.

Где скакать хочется, там и тормозят.

Где ты был, там и будь!

Где хотите, там и бранитесь, а на кабаке помиритесь!

Где я лисой пройду, там три года куры не несутся.

Гладок, мягок, да на вкус гадок.

Глаза - как плошки, а не видят ни крошки.

Глаза с поволокой, роток с позевотой.

Глазами плачет, а сердцем смеется.

Глубже пахать - больше хлеба жевать.

Глупый-то свистнет, а умный-то и смыслит.

Глядит на меня, как черт на попа.

Глядит, ровно семерых проглотил, осьмым поперхнулся.

Гневайся, да не согрешай.

Говори с другими поменьше, а с собою побольше!

Говорить правду - терять дружбу.

Говоря про чужих, услышишь и про своих.

Гол, как сокол, а остер, как бритва.

Голова болит, заду легче.

Голова с лукошко, а мозгу ни крошки.

Голод проймет - станешь есть, что Бог дает.

Голодный волк сильнее сытой собаки.

Голым родился, гол и умру.

Голытьба, голытьба, а подворотня решетчатая.

Гордому кошка на грудь не вскочит.

Горе в лохмотьях, беда нагишом.

Горе молчать не будет.

Горшок с котлом не наспорится.

Горя много, а смерть одна.

Гость не много гостит, да много видит.

Грех воровать, да нельзя миновать.

Грех не беда, да слава не хороша (Грибоедов).

Грех сладок, человек падок.

Грехов много, да и денег вволю.

Гроша не стоит, а глядит рублем.

Грудь лебедина, походка павлина, очи сокольи, брови собольи.

Грязь не сало; потер, оно и отстало.

Губа не дура, язык не лопатка: знает, что горько, что сладко.

Гулять гуляй, да не загуливайся!

Давай дружить: то я к тебе, то ты меня к себе.

Давай жить сообща: ты купишь, а мы есть станем.

Давно занял грош на перевоз, да некуда ехать.

Давно ль не видались? - Да как расстались.

Давно, когда царь Горох с грибами воевал.

Дай - так не слышит; а на - так услыхал.

Дай Бог тому честь, кто умеет ее снесть.

Дай Бог умереть хоть сегодня, только не нам.

Дай вору хоть золотую гору - воровать не перестанет, а честного хоть засыпь золотом, не тронет.

Дай насосаться пиявке - сама отвалится.

Дай с ноготок, запросит с локоток.

Дай срок: будем мы и сами с усами.

Дай только ногу поставить, а весь-то я и сам влезу.

Дай яичко, да еще и облупленное.

Дающая рука не отболит, берущая не отсохнет.

Два брата с Арбата, оба горбаты.

Два дурака дерутся, а третий смотрит (подпись на картине, где под третьим разумеется тот кто смотрит).

Двое пашут, а семеро руками машут.

Двое плешивых за гребень дерутся.

Девичий стыд до порога: переступила, так и забыла.

Девка красна до замужества.

Девушка невестица - бабушке ровесница.

Дед жил свиньей, а внук - поросенком.

Дедушка сед, а смерти на него нет.

Дело не в личности, а в наличности.

Дело учит, и мучит, и кормит.

День как день, да год не тот.

День пируют, а неделю голова с похмелья болит.

День плакать, а век радоваться (желание подруг невесты).

Деньга деньгу родит, а беда беду.

Деньги девать некуда, кошелька купить не на что.

Деньги не голова: наживное дело.

Деревня большая: четыре двора, восемь улиц.

Держи копеечку, чтоб не укатилась.

Держись друга старого, а дома нового!

Держись за авось, поколе не сорвалось.

Дети, дети, да куда ж мне вас дети?

Для друга последний кусок - съем.

Для милого дружка и сережку из ушка.

Для щей люди женятся, а для мяса (во щах) замуж идут.

До двух раз прощают и в третьи бьют.

До тридцати лет греет жена, после тридцати - рюмка вина, а после - и печь не греет.

Добрая слава за печкой спит, а худая по свету бежит.

Добро пожаловать, а сам за шапку.

Добро помнится долго, а лихое вдвое.

Доброе молчание - чем не ответ?

Доброта без разума пуста.

Добрый портной с запасом шьет.

Добрым делом не кори.

Долги помнит не тот, кто берет, а кто дает.

Долгие сборы на короткий век.

Долго сидели, да ничего не высидели.

Долго спать - с долгом встать.

Долгопузики (воронежские переселенцы в Астрахани, подпоясывающиеся низко).

Дома ешь, что хочешь, а в гостях, что велят.

Дома пан, а в людях болван.

Дома сидит, ни на кого не глядит.

Дома, как хочу, а в людях, как велят.

Домашняя дума в дорогу не годится.

Доплясались, что без хлеба остались.

Дорог хлеб, когда денег нет.

Доселе Макар гряды копал, а ныне Макар в воеводы попал.

Дочернины дети милее своих.

Друг сердечный; а как зовут, не знаю.

Дума за горами, а смерть за плечами.

Думаешь, поймал - ан сам попался.

Думай, не думай, а сто рублей деньги.

Дурак дурака и высидел.

Дурак закинет, а умный доставай.

Дурак любит красно, солдат любит ясно.

Дурака бьют, а умный не суйся!

Дураки о добыче спорят, а умные ее делят.

Дураку и Бог простит.

Дураку по пояс, а умный сух пройдет.

Душа душу знает, а сердце сердцу весть подает.

Душа согрешила, а тело в ответе.

Его пустили погреться, а он уж и детей крестить.

Едешь на день, а хлеба бери на неделю!

Едят да мажут, а нам и не кажут.

Ездил черт в Ростов, да напугался крестов.

Ел ли, не ел, а за обед почтут.

Есть слезы - есть и совесть.

Есть что слушать, да нечего кушать.

Есть шуба и на волке, да пришита.

Ехал бы в гости, да люди не зовут.

Ехал к Фоме, а заехал к куме.

Ехал, да не доехал: опять поедем - авось доедем.

Ешь кашу, да говори нашу.

Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами!

Ешь пироги, а хлеб вперед береги!

Ешь щи с мясом, а нет, так хлеб с квасом.

Жалует царь, да не жалует псарь.

Жаль, жаль, а пособить нечем.

Жаль, жаль, да и Бог с тобой!

Ждали теленка, а дал Бог ребенка.

Жди толку, положа зубы на полку!

Желай по силам, тянись по достатку.

Жена взбесилась и мужа не спросилась.

Жена мужа любила: в тюрьме место купила.

Жена мужа не бьет, а под свой нрав ведет.

Жена не лапоть: с ноги не сбросишь.

Жена ублажает - лихое замышляет.

Женатые на посиделки не ходят.

Жене спускать - добра не видать.

Женился богатый на сонливой: оба счастливы.

Женился на скорую руку да на долгую муку.

Жениться - не чихнуть: можно наперед сказать.

Жених весел, всему браку радость.

Женишься раз, а плачешься век.

Жену выбирай не глазами, а ушами (по доброй славе).

Жив буду - не забуду.

Живем - покашливаем, ходим - похрамываем.

Живем в неге, а ездим в телеге.

Живем не на радость, и пришибить некому.

Живем шутя, а помрем вправду.

Живет - не тужит, никому не служит.

Живет за рекой, а к нам ни ногой.

Живи по-старому, а говори по-новому!

Живи, да не заживайся!

Живи, коли можется; помирай, коли хочется.

Живой пес лучше мертвого льва.

Живу, как живется, а не как люди хотят.

Живы родители - почитай, померли - поминай!

Живы, поколе Господь Бог грехам терпит.

Жизнь висит на нитке, а думает о прибытке.

Жизнь дает один только Бог, а отнимает всякая гадина.

Жил в неге, а ездил в телеге.

Жил помаленьку, а помер вдруг.

Жить грустно, а умирать тошно.

За ватагу нищих одного богача не выменяешь.

За вороток, да и на холодок.

За все берется, да все не удается.

За дело побьют - повинись да ниже поклонись.

За мой ж грош, да я же не хорош.

За молодым жить весело, а за старым хорошо.

За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.

За недосугом когда-нибудь без покаяния умрешь.

За свой труд попал в хомут.

За собой слова не удержав, за людьми не удерживают.

За спрос, что за показ, денег не берут.

За тем дело стало, что денег мало.

За худого замуж не хочется, а доброго негде взять.

За чужую душу не божись!

Заболит нос - высунуть на мороз, сам отвалится и здоров будет.

Забот полон рот, а перекусить нечего.

Забота не съела, так скука одолела.

Забрал себе в голову, так хоть тресни!

Задком, кувырком, да и под горку.

Закон, что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет.

Закрыть глазки, да лечь на салазки.

Залетела ворона в царские хоромы: почету много, а полету нет.

Замахнись, да не ударь.

Замуж идет - песни поет, а вышла - слезы льет,

Запас мешку не порча.

Запасливый лучше богатого.

Записался в прихвостни, так вперед не забегай!

Запор да замок - святое дело.

Заработанный ломоть лучше краденого каравая.

Захотел у калачника дрожжей!

Захочет коза сена - будет у воза.

Зацепился за пень, да и стоит день.

Зачать легко, а родить трудно.

Зачем далеко? И здесь хорошо.

Зачем домой, как все с собой?

Зашибить дрозда.

Звал волк козу на пир, да коза нейдет.

Звали гостей, да посадили глодать костей.

Здорово, сват! - Прощай, брат!

Здравствуй ты, здравствуй я, здравствуй, милая моя!

Здравствуй, стаканчик, прощай, винцо!

Зимой волка бойся, а летом - мухи.

Злому - смерть, а доброму - воскресение.

Знает сила правду, да не любит сказывать.

Знает сорока, где зиму зимовать.

Знает толк, как свинья в апельсинах.

Знай почитай, умру - поминай.

Знай, кошка, свое лукошко!

Знай, солдат, честь: погрелся, да и вон!

Знать не знаю, ведать не ведаю (ответ лодсудимого).

Знать, будем мы и на том свете на бар служить: они будут в котле кипеть, а мы дрова подкладывать.

Зови гостей поглодать костей!

«Пословицы и поговорки русского народа» - одна из самых знаменитых работ русского этнографа и писателя Владимира Ивановича Даля . В труде, опубликованном в 1862 году, содержится более тридцати тысяч поговорок, загадок и пословиц.

Собранные изречения дают представление о культуре, быте и жизненной философии русского народа. Также издание является памятником устной и письменной речи XIX века. Все поговорки записаны живым народным языком, а также представлены термины и фразеологические обороты, касающихся ремесел. Дополнительными источниками для книги послужили сборники XVIII века, частные записки, работы Д. Княжевича и И. Снегирева. Этот вспомогательный материал составил пятую долю «Пословиц и поговорок русского народа».

В своей работе Даль отказывается от увлечения терминологией и предоставляет читателю самостоятельно вникать и рассуждать над смыслом того или иного изречения. Себя автор именует «собирателем». Книгу предваряет вступительная статья – «Напутное». Остальной объем посвящен непосредственно образцам малого фольклора.

При составлении книги, Даль проделал колоссальную работу: собирал фразы на слух, в устной беседе. Использовать уже опубликованные пословицы необходимо было с осторожностью, встречались «пустые», «искаженные» выражения. Необходимо было отбраковывать фразы с опечатками или признаками недоразумений. Это сопрягалось с риском исключить из собрания аутентичные изречения. Таким образом, основная часть сборника посвящена записанным среди народа фразам.

Даль определяет пословицу как «невольно сорвавшийся возглас», который невозможно сочинить специально. Это крылатые фразы, которыми пользовались на всей территории проживания русского народа. Люди изобретали поразительно удачные слова и способы выражения мысли.

Также Даль распределил собранные фразы по тематическим группам. В книге можно найти изречения о Боге и вере, о счастье, богатстве и удаче, о добре и зле, о семье и животных, а также о многих других аспектах жизни духовной им материальной, включая стихии природы, земледелие, фразы о причудах. Всего представлено 178 тем, охватывающих всю картину мира, современного Далю человека. Кроме того в книге есть загадки, скороговорки, прибаутки.

Фольклор существовал еще в дописьменную эпоху. Изучение собрания Даля дает историческое представление о жизни и поверьях людей, о менталитете и общей культуре народа.

В. И. Даль «Пословицы и поговорки русского народы (по темам):

В. И. Даль «Пословицы и поговорки русского народы (темы в алфавитном порядке):

Пословицы Даля по темам:

Здесь же просто перечислим темы-подгруппы , на которые Владимир Иванович Даль поделил русские пословицы и поговорки в своей книге:

Баба – женщина, Бережь – мотовство, Бог – вера, Богатство – достаток, Богатство – убожество, Божба – клятва – порука, Болтун – лазутчик, Брань – привет, Былое – будущее.

Вера – грех, Вера – исповедание, Вера (загадки), Верное – вестимое, Верное – надежное, Вина – заслуга, Воля – неволя, Воровство – грабеж, Вселенная.

Где, Горе – беда, Горе – обида, Горе – утешение, Гость – хлебосольство, Грамота, Гроза – кара, Гульба – пьянство.

Далеко – близко, Двор – дом – хозяйство, Девичьи гаданья, Дети – родины, Дни, Добро – милость – зло, Докука, Достаток – убожество, Драка – война, Друг – недруг.

Езда – повозка.

Жених – невеста, Животное - тварь, Жизнь – смерть.

Забота – опыт, Зависть – жадность, Загадки, Задор – гульба – беспутство, Займы, Закон, Запас, Звания – сословия, Здоровье – хворь, Земледелие.

Игры – забавы – ловля, Изуверство – раскол, Изуверство – ханжество.

Kapa – гроза, Кабы – если б, Казна, Кара – милость, Кара – ослушание, Кара – потачка, Кара – признание – покорность, Кара – угроза, Клевета – напраслина, Клич носячих, Конанье (жеребий).

Любовь – нелюбовь.

Месяцеслов, Мир – ссора – спор, Много – мало, Молва – слава, Молодость – старость, Мошенничество – воровство, Муж – жена.

Надзор – хозяин, Название – имя – кличка, Народ – мир, Народ – язык, Наследство – подарок, Начало – конец, Начальство – приказ – послушание, Начальство – служба, Неправда – ложь, Неправда – обман, Нечаянность – расплох.

Одиночество, Одиночество – женитьба, Оплошность – расторопность, Опрятность, Осторожность.

Память – помни, Пища, Повод – причина, Погода – стихии, Поиск – находка, Покой – движение, Помощь – кстати, Пора – мера – успех, Пословица – поговорка, Похвала – похвальба, Правда – кривда, Правда – неправда – ложь, Праздник, Приговорки – прибаутки, Признательность, Приличие – вежество – обычай, Припевы, Присказки, Причина – отговорка, Причина – следствие, Причуда, Простор – теснота, Проступок – грех, Просьба – согласие – отказ, Прямота – лукавство, Путь – дорога, Пьянство.

Работа – праздность, Радость – горе, Раздумье – решимость, Растение – земледелие, Ремесло – мастеровой, Ремесло – снаряд, Род – племя, Родина – чужбина, Розное – одно, Русь – родина.

Свадьба, Сватовство, Свое – чужое, Своеобычие, Семья – родня, Сказка – песня, Скороговорки, Скот – животное, Смелость – отвага – трусость, Смех – шутка – веселье, Смирение – гордость, Соблазн – искушение, Соблазн – пример, Сознание – улика, Сон, Сосед – рубеж, Ссора – брань – драка, Стихии – явления, Строгость – кротость, Суд – лихоимство, Суд – правда, Суд – приказный, Судьба – терпение – надежда, Суеверия – приметы, Сущность – наружность, Счастье – удача, Счет.

Тайна – любопытство, Терпение – надежда, Тишина – шум – крики, Тлен – суета, Толк – бестолочь, Торговля, Тороватость – скупость, Трусость – бегство.

Убийство – смерть, Угода – услуга, Ум – глупость, Умеренность – жадность, Упорство, Условие – обман, Услуга – отказ, Ученье – наука.

Хорошо – худо.

Царь, Цвет – масть.

Человек, Человек – приметы, Честь – почет, Чудо – диво – мудреное.

Щегольство.

Язык – речь.

Материал из ТолВИКИ

  1. Без дела жить, только небо коптить.
  2. Без труда не вынешь рыбку из пруда.
  3. В ком добра нет, в том и правды мало.
  4. Век живи – век учись.
  5. Всё минется, одна правда останется.
  6. Всяк кулик своё болото хвалит.
  7. Всяк правду ищет, да не всяк её творит.
  8. Всякая работа мастера хвалит.
  9. Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут.
  10. Всякому мила своя сторона.
  11. Где выросла сосна, там и красна.
  12. Глупый осудит, а умный рассудит.
  13. Говорит бело, а делает черно.
  14. Голова хвоста не ждёт.
  15. Грамоте учиться всегда пригодиться.
  16. Дело мастера боится (а иной мастер дела боится).
  17. Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз.
  18. Добрая слава до порога, а худая за порог.
  19. Доброе братство милее богатства.
  20. Доброе дело – правду говорить смело.
  21. Доброе начало – половина дела.
  22. Доброта без разума пуста.
  23. Добрый конец всему делу венец.
  24. Долго рассуждай, да скоро делай!
  25. Друг — великое дело: не скоро добудешь.
  26. Друга на деньги не купишь.
  27. Дружба дружбой, а служба службой.
  28. Думают думу без шуму.
  29. За правое дело стой смело!Всякий гриб.png
  30. За учёного двух неучёных дают, да и то не берут.
  31. Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт.
  32. Зла за зло не воздавай.
  33. И птица, выкормив птенца, его летать учит.
  34. И сила уму уступит.
  35. Из малого выходит великое.
  36. Из одного дерева икона и лопата.
  37. Капля камень долбит.
  38. Корень учения горек, да плод его сладок.
  39. Красна птица перьем, а человек ученьм.
  40. Кстати промолчать, что большое слово сказать.
  41. Кто больше знает, тому и книги в руки.
  42. Кто в деле, тот и в ответе.
  43. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
  44. Кто за правду горой, тот истый герой.
  45. Кто как постелится, так и выспится.
  46. Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.
  47. Лучше ногою запнуться, нежели языком.
  48. Лучше своё отдать, чем чужое взять.
  49. Людей не осуждай, а за собой примечай!
  50. Мир вам, и я к вам. Где лад. Там и клад!
  51. Много всего говорится, да не всё в дело годится.
  52. Молодому врать вредно, старому непотребно.
  53. Муравей не велик, а горы копает.
  54. На всякого Егорку есть своя поговорка
  55. На свете не без добрых людей.
  56. На чужой стороне и весна не красна.
  57. Наука учит только умного.
  58. Наши пряли, а ваши спали.
  59. Не Боги горшки обжигают.
  60. Не всякое слово в строку.
  61. Не красна книга письмом, а красна умом.
  62. Не место человека красит, а человек место.
  63. Не начавши думай, а начавши делай.
  64. Не разгрызёшь ореха, так и не съешь ядра.
  65. Не то дорого, что красного золота, а дорого, что доброго мастерства.
  66. Не трудно сделать, да трудно задумать.
  67. Ни в городе Богдан, ни в селе Селифан.
  68. Новых друзей наживай, а старых не теряй.
  69. Одной пчеле Бог сроду открыл науку.
  70. От умного научишься, от глупого разучишься.
  71. Пень не околица, глупая речь не пословица.
  72. Повторенье – мать учения.
  73. Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.
  74. Пословица недаром молвится.
  75. Правда прямо идёт, а ни обойти её , ни объехать.
  76. Правда светлее солнца.
  77. Праздность – мать пороков.
  78. Ранняя пташка носок прочищает, а поздняя глаза продирает.
  79. Своя земля и в горсти мила.
  80. Сделав худо, не жди добра.
  81. Сегодняшней работы на завтра не покидай!
  82. Скучен день до вечера, коли делать нечего.
  83. Слово не воробей: вылетит не поймаешь.
  84. Совралось – как с языка сорвалось.
  85. Старая пословица век не сломится.
  86. Старый друг лучше новых двух.
  87. Терпение и труд – всё перетрут.
  88. Тому тяжело, кто помнит зло.
  89. Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
  90. Ум да разум надоумят сразу.
  91. Учёный водит, неучёный следом ходит.
  92. Ученье – свет, а неученье – тьма.
  93. Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.
  94. Хлеб за брюхом не ходит.
  95. Хорошая пословица в лад да в масть.
  96. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!
  97. Худой мир лучше доброй ссоры.
  98. Чему учился, тому и пригодился. Знай больше, а говори меньше.
  99. Чужим умом в люди не выйдешь.
  100. Вразумись здраво, начни рано, исполни прилежно!

Пословицы русского народа

Оригинальное название: Пословицы русскаго народа

Издательство: Тип. М.О. Вольфа

Место издания: СПб.-М.

Год издания: 1879

В этот сборник вошли кроме пословиц пословичные изречения, поговорки, присловья, скороговорки, прибаутки, загадки, поверья, приметы, суеверья и много речений, условно вошедшие в употребление. «В этом сборнике должны сойтись народная мудрость с народной глупостью, ум с пошлостью, добро со злом, истина с ложью. Человек должен явиться здесь таким, каков он вообще, на всем земном шаре, и каков он в частности, в нашем народе. Что худо, то бегай, что добро, тому следуй, но не прячь, не скрывай ни добра, ни худа, а покажи, что есть… Сборник пословиц – это свод народной опытной премудрости. Это стоны и вздохи, плач и рыданье, радость и веселие, горе и утешение в лицах. Это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый… Что не дошло до народа не касалось житья-бытья его, то не шевелило ни ума, ни сердца его, и того в пословицах нет; что впуталось добром, либо лихом в быт его, то найдете и в пословице».

ДОБРО - МИЛОСТЬ - ЗЛО

Добрым путем бог правит. Добрый (или: Нужный) путь бог правит.

Доброму бог помогает. Доброму бог на помочь.

Богу приятно, а царю угодно.

С добрым жить хорошо. В добре хорошо жить.

С доброхотом всякому в охотку.

Делать добро спеши (или: поспешай).

Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

Доброе дело и в воде не тает (или: не тонет).

Доброе дело крепко (или: споро).

Доброе дело на век (или: на два века: на этот и на тот).

Доброму делу не кайся. Сделав добро, не кайся (не попрекай).

Добрым делом не кори.

Добро худо переможет. Не устоять худу против добра.

Лихо помнится, а добро век не забудется.

Добро и во сне хорошо.

На свете не без добрых людей.

Злой не верит, что есть добрые люди.

Не век жить, а век поминать.

Доброму добрая память.

Ласковое слово не трудно, а споро.

Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.

Ласково слово многих прельщает.

Ласково слово - что весенний день.

Его ласка не коляска: не сядешь да не поедешь.

На ласковое слово не кидайся, на грубое не гневайся.

На ласковое слово не сдавайся, на противное не осержайся.

На сердитое слово не осержайся, а на ласковое не надейся.

Гнева не пугайся, на ласку не кидайся.

Горьким быть - расплюют, сладким - проглотнут.

Горького проклянут, а сладкого проглотят.

Сердитого невзлюбили, а милостивого с кругу сбили.

Плохого бога (т. е. идола) и телята лижут.

Не корми калачом, да не бей в спину кирпичом.

Не кори барин слугу хлебом, а слуга барина бегом (т. е. работой).

Не все таской, ино и лаской.

Не все по затылку, ино и по головке.

Не все хлыстом, ино и свистом.

Духом кротости, а не палкой по кости.

Не все линьком, ино и свистком (матросок.).

Не бей мужика дубьем (или: дубиной), бей его рублем (полтиной).

Милостивому человеку и бог подает.

Болезному (или: Несчастному, т. е. наказанному преступнику) милость творить - с господом богом говорить.

Милость и на суде хвалится. Красна милость и в правде.

Милость подпора правосудию.

Он мухи не убьет. Он и во сне комара не убьет.

Наш Авдей никому не здлодей.

Мудрость змеина, незлобивость (или: кротость) голубина.

И у курицы сердце есть.

Такой сякой немазаный (ласка).

Кого дедушка любит, тому и косточки в руки. Всякое даяние благо.

На милость образца нет. Не худо, что просвира с полпуда.

Не подуйте на нас холодным ветром.

Жаль, жаль, а пособить нечем.

Жилы рвутся от тяжести, слезы льются от жалости.

Сердце кровью обливается. Сердце кровью подплывает.

Жаль девки - потеряла (или: погубила) парня.

Не жалей того, кто скачет; жалей того, кто плачет (и наоборот).

Жалеть коня - истомить себя.

Гостей разжалобить - не самому заплакать.

От жали (или: жалости) не плакать стать.

Его плачем не разжалобишь.

Немилостивому мил не будешь.

От лихого не услышишь доброго слова.

Не взяла бы лихота, не возьмет и теснота.

Не теснота губит, лихота.

У каменного попа, да железные просвиры.

Его копейка нищему руку прожжет.

На что на того сердиться, кто нас не боится?

Хорошо того бить, кто плачет, а учить, кто слушается.

Гневайся, да не согрешай.

Гневаться - дело человеческое, а злопомнить - диавольское.

Гнев - человеческое, а злопамятство - диавольское.

Зла за зло не воздавай.

Кривого кривым (худого худым) не исправишь.

Заднего не поминать (или: не помнить). Старого не поминать.

Старого пономаря не перепономаривать стать.

Не поминай лихом.

Не давай воли языку во пиру, во беседе, а сердцу в гневе.

Язык держи, а сердце в кулак сожми.

Кто гнев свой одолевает, крепок бывает.

Господин гневу своему - господин всему.

Не всяк злодей, кто часом лих.

Туча не без грому, хозяин (или: господин) не без гнева.

Где гнев, там и милость.

У часу гнев, у часу милость.

Хотя осердится, да после смирится (т. е. помирится).

Согрелся - осердился, простыл - остудился.

Бог простит, только вперед не каверзи.

Виноватого бог простит, правого царь пожалует.

Бог ему (или: тебе) судья. Господь с тобой.

Суди бог обидчика (грешника), а человек прощает.

Тому тяжело, кто помнит зло. Мста (месть) не мзда.

Откуда вред, туда и нелюбовь.

Всякая щель пищит (т. е. где горе, там и жалоба).

Тебе потехи, да мне худые смехи.

За добро постоим, а на зло настоим.

Не дразни собаку, так не укусит.

Сердитая собака волку корысть.

Бьют волка и в чужом колке.

Распазить да навоз возить (т. е. на тебе).

На сердитых воду возят.

Злой человек не проживет в добре век.

У сердитого губа толще, а брюхо тоще (или: тоньше).

Не на мать: губ не надуешь (т. е. привык на мать дуться).

Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.

Не бей в чужие ворота плетью; не ударили бы в твои дубиной (или: обухом).

Не избывай постылого: приберег бог милого.

Кути и мути, да норови, как бы самому уйти.

Кабы свинье рога - всех бы со свету сжила.

Бодливой корове бог рог не дает.

Бодливая корова комола живет.

Сердит, да бессилен - свинье брат.

Под чужую голову идти - наперед свою нести (или: свою навстречу нести).

О чужой голове биться - свою на кон ставить.

Хорошо кукуешь - да на свою б голову.

Пропади мой злодей, меня не избыв, а избывши меня - хоть три века живи. Пропади мой лихой, не изведши меня, а изведши меня и пр.

Ешь собака собаку, а последнюю черт съест (или: а последняя удавись).

Когда б на крапиву не мороз, то б с нею и ладов не было.

Коли б на хмель не мороз, так он бы через тын перерос.

Худая трава из поля вон.

Бодливую корову с поля долой (или: из стада вон).

Во зле жить - по миру ходить.

Лихо до дна, а там дорога одна.

Желание грешных погибает.

Сердцем ничего не возьмешь (или: не сделаешь).

Сердце делу не в помощь (или: не поможет).

Не сердись, печенку испортишь (или: печенка лопнет).

Не стало (или: Не хватило) легких, так заговорил печенкой.

Сердито - неумно, а хлопотливо - несбойливо.

Сердитый с горшками не ездит (потому что перебьет).

Сердцем притчи (или: притки) не изломишь.

Сердцем и соломинки не переломишь.

Сердись не сердись, а лучше покорись.

Чем сердиться (или: браниться), так лучше помириться.

Сердцем копья у недруга не переломишь.

Сердце не дробит - голова не болит.

Старуха три года на мир сердилась, а мир того и не знал.

Сердилась баба на торг, а торг про то не ведает.

Сердита кобыла на воз, а прет его под гору и в гору.

Скачет баба задом и передом, а дело идет своим чередом.

Сердитого унимать - пуще поднимать.

Сердитому кланяться, а он пуще чванится.

Сердитый умрет - никто его не уймет.

Рассердился - никого не спросился.

Душа не стерпит, так сердце возьмет. Возьмет сердце, как душа не стерпит.

У злой Натальи все люди канальи.

У кого желчь во рту, тому все горько.

Каков ни есть: не перерожать его стать.

Это слабость его. Это его слабая струна (или: сторона).

Он на эту ногу немножко храмлет (или: прихрамывает).

В нем блох много. Ох-ох, много в тебе блох.

Извелся человек - никуда не годен.

Взял с сердцем, так и ешь с перцем.

Приткнуть кому грош (казанск., бедняк, назло богачу, втыкает ему в избу грош, и тот должен разориться).

Лезть на стену. Себя не помнит, на стену лезет.

Горяч молодец уродился.

Сердце яро, место мало, расходиться негде.

За собакой палка не пропадет (т. е. припомнит).

Сердитому палка найдется. Сердитый найдет палку.

От него ни крестом, ни пестом не отделаешься.

От него ни отмолиться, ни отбиться.

Ни отмолиться, ни отплеваться, ни отлаяться, ни отчураться.

От черта крестом, от свиньи пестом, а от лихого человека - ничем.

Дьяволом подложен, бесом опушен.

У него черт в подкладке, сатана в заплатке.

Не надо и беса, коли ты здеся.

В очью назло делает. Пальцем тычет, словом притыкает.

Назло да наперекор, да людям в укор.

Не из корысти собака кусает, из лихости.

Змея кусает не для сытости, а ради лихости.

Он давно на него зубы скалит.

Он давно на меня нож точит.

Беда, как расходился. Так ходенем и ходит.

Кошкой в глаза мечется.

Расходится, так и черт ему не брат.

Наш Козьма все бьет со зла (или: бьет с козла).

Сказали: бешеных всех перевешали; неправду сказали: одного не связали.

Дураки да бешены, знать, не все перевешаны.

Сытый волк смирнее завистливого человека.

Как ворон крови ждет (или: зырит).

Ему на голодный зуб не попадайся.

Смотрит, как волк на теля.

Глядит, ровно семерых проглотил, осьмым поперхнулся.

Не гляди на меня комом, гляди россыпью.

Бирюком (или: волком, медведем) смотрит.

Глядит, как змея из-за пазухи. Ястребом смотрит.

Косится, как середа на пятницу.

В кривом глазу и прямое криво. В кривом зеркале и рот набоку.

Надулся, как индюк (как индейский петух).

Надулся, как мышь на крупу.

Замашка воловья - глядеть исподлобья.

Что остробучился, ровно черт на попа?

С ободранного шкуру дерет. С одного вола две шкуры дерет.

С живого кожу дерет. Дерет с живого и с мертвого.

Ты - чтоб живот поправить, а он кишки вовсе вон теребит (горшок, накинутый на брюхо).

Сжалился волк над ягненком, покинул кости да кожу.

Кобыла с волком тягалась: один хвост да грива осталась.

Пожалел волк кобылу: покинул хвост да гриву.

С тобой водиться - что в крапиву садиться.

С тобой знаться - от людей отстать.

Про твое здоровье и говорить скоромно.

Как на лес взглянет, так и лес вянет.

На что ни взглянет - все вянет.

Где ногой ступит - трава не растет.

Где я лисой пройду, там три года куры не несутся.

Хоть его в сад посади, и сад привянет.

Словно топор: не обрежет, так зашибет.

Пивица (пиявица) вопьется - год не сорвется.

Как душа черна, так и мылом не смоешь.

Хоть сам наг пойду, а недруга без рубахи пущу.

Сам наг пойду, а тебя как бубна пущу.

Хоть рыло в крови, да наша взяла.

Не дал шапки отец, так пусть уши мерзнут.

Запустить кому гусара (т. е. досадить. Буквально: пощекотать сонного в носу).

Подпустить кому кузьку (досадить).

Я тебе покажу кузькину мать. Узнаешь ты кузькину мать.

Подкузьмить кого (т. е. поддеть).

Приставить кому горчишник (т. е. досадить).

Подсыпать кому перцу. Запустить кому шпильку.

Подвести кого под сюркуп (от карточн. игры).

Подвести дела под монастырь (убить короля тузом).

Всучить кому щетинку. Влить кому щей на ложку.

Задать кому закуску. На-ка, раскуси.

Это невестке на отместку.

Отсмеять насмешку (т. е. отомстить).

Я им заварил ушицу (или: кашицу), путь расхлебывают.

Согнуть кого в дугу (или: в три дуги; в три погибели).

Сжить кого со свету. Согнать с бела света.

Подпустить кому петуха. Посадить красного петуха на кровлю (т. е. поджечь).

Я бы его в ложке утопил. Он тебя и в ложке утопит.

Я тебе это нарежу на бирку. Ты у меня нарезан на бирке.

Не поваляв куска, собака не съест.

Собака и хлеба не съест, не порычав.

Не поворчав, кошка куска не съест.

Кабы ему песий хвост, так сам бы себе бока настегал.

Сердце с перцем, душа с чесноком.

Шипит, как каленое железо, когда плюнешь.

Кому надо собаку ударить, тот и палку сыщет.

Комолая корова - хоть шишкою, да боднет.

Не справясь с коровой, да подойник оземь.

Не смога с кобылой, да по оглоблям.

Сердит, что не тем боком корова почесалась.

Видно, не той ногой (или: невпопад) порог переступил.

Левой ногой с постели ступил.

Такое сердце взяло, что сам бы себе язык перекусил.

Точить на кого зубы. Острить на кого когти.

Мечется, как бешеная (или: угорелая) кошка.

Подержал не долго, а пальцы знать.

Где ни ухватит, там след когтей покинет.

Не с доброго умысла злы коренья копают.

Избывает его, как лихую траву из поля.

Силен враг, и горами качает (прибавка: не токмо человеком).

Он сатане в дядьки годится.

Его сам сатана пестовал.

Хорош: давал за него черт грош, да спятился.

Смотреть не на что, держать немочно.

Лыком сшит, оборничком подпоясан.

Хорош бы ты парень, да ни к черту не годишься.

Ты ему слово, а он тебе десять.

Сколько милости, а вдвое лихости. Много милости, а больше лихости.

Сердце соколье, а смельство воронье.

Летами не стар, да с лихости пропал.

Удобрилась мачеха до пасынка: велела в заговенье щи выхлебать.

Ешьте, дорогие гости: все одно будет (т. е. надо) собакам выкинуть.

Сера, что свинья, а зла, что змея.

Родной ты отец - да только не своим деткам.

Умирает, а ногой дрягает.

Умирает, а зелье хватает. Змея умирает, а зелье хватает.

Калач в руки, а камень в зубы.

Дела, дела, как сажа бела (т. е. так белы).

Улица-то прямая, да хата кривая.

Жанр: Энциклопедии

Избранные пословицы и поговорки из собрания Владимира Ивановича Даля (1801-1872), писателя и этнографа, создателя всемирно известного «Толкового словаря живого великорусского языка».

  • Скачать в формате FB2(179 КБ)
  • Скачать в формате EPUB(166 КБ)
  • Скачать в формате RTF (DOC)(122 КБ)
  • Скачать в формате HTML(175 КБ)
  • Скачать в формате TXT(113 КБ)

Какой формат выбрать?

Материал из ТолВИКИ


  1. Без дела жить, только небо коптить.
  2. Без труда не вынешь рыбку из пруда.
  3. В ком добра нет, в том и правды мало.
  4. Век живи – век учись.
  5. Всё минется, одна правда останется.
  6. Всяк кулик своё болото хвалит.
  7. Всяк правду ищет, да не всяк её творит.
  8. Всякая работа мастера хвалит.
  9. Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут.
  10. Всякому мила своя сторона.
  11. Где выросла сосна, там и красна.
  12. Глупый осудит, а умный рассудит.
  13. Говорит бело, а делает черно.
  14. Голова хвоста не ждёт.
  15. Грамоте учиться всегда пригодиться.
  16. Дело мастера боится (а иной мастер дела боится).
  17. Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз.
  18. Добрая слава до порога, а худая за порог.
  19. Доброе братство милее богатства.
  20. Доброе дело – правду говорить смело.
  21. Доброе начало – половина дела.
  22. Доброта без разума пуста.
  23. Добрый конец всему делу венец.

  24. Долго рассуждай, да скоро делай!
  25. Друг - великое дело: не скоро добудешь.
  26. Друга на деньги не купишь.
  27. Дружба дружбой, а служба службой.
  28. Думают думу без шуму.
  29. За правое дело стой смело!Всякий гриб.png
  30. За учёного двух неучёных дают, да и то не берут.
  31. Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт.
  32. Зла за зло не воздавай.
  33. И птица, выкормив птенца, его летать учит.
  34. И сила уму уступит.
  35. Из малого выходит великое.
  36. Из одного дерева икона и лопата.
  37. Капля камень долбит.
  38. Корень учения горек, да плод его сладок.
  39. Красна птица перьем, а человек ученьм.
  40. Кстати промолчать, что большое слово сказать.
  41. Кто больше знает, тому и книги в руки.
  42. Кто в деле, тот и в ответе.
  43. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
  44. Кто за правду горой, тот истый герой.
  45. Кто как постелится, так и выспится.
  46. Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.
  47. Лучше ногою запнуться, нежели языком.
  48. Лучше своё отдать, чем чужое взять.
  49. Людей не осуждай, а за собой примечай!

  50. Мир вам, и я к вам. Где лад. Там и клад!
  51. Много всего говорится, да не всё в дело годится.
  52. Молодому врать вредно, старому непотребно.
  53. Муравей не велик, а горы копает.
  54. На всякого Егорку есть своя поговорка
  55. На свете не без добрых людей.
  56. На чужой стороне и весна не красна.
  57. Наука учит только умного.
  58. Наши пряли, а ваши спали.
  59. Не Боги горшки обжигают.
  60. Не всякое слово в строку.
  61. Не красна книга письмом, а красна умом.
  62. Не место человека красит, а человек место.
  63. Не начавши думай, а начавши делай.
  64. Не разгрызёшь ореха, так и не съешь ядра.
  65. Не то дорого, что красного золота, а дорого, что доброго мастерства.
  66. Не трудно сделать, да трудно задумать.
  67. Ни в городе Богдан, ни в селе Селифан.
  68. Новых друзей наживай, а старых не теряй.
  69. Одной пчеле Бог сроду открыл науку.
  70. От умного научишься, от глупого разучишься.
  71. Пень не околица, глупая речь не пословица.
  72. Повторенье – мать учения.
  73. Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.
  74. Пословица недаром молвится.
  75. Правда прямо идёт, а ни обойти её , ни объехать.

  76. Правда светлее солнца.
  77. Праздность – мать пороков.
  78. Ранняя пташка носок прочищает, а поздняя глаза продирает.
  79. Своя земля и в горсти мила.
  80. Сделав худо, не жди добра.
  81. Сегодняшней работы на завтра не покидай!
  82. Скучен день до вечера, коли делать нечего.
  83. Слово не воробей: вылетит не поймаешь.
  84. Совралось – как с языка сорвалось.
  85. Старая пословица век не сломится.
  86. Старый друг лучше новых двух.
  87. Терпение и труд – всё перетрут.
  88. Тому тяжело, кто помнит зло.
  89. Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
  90. Ум да разум надоумят сразу.
  91. Учёный водит, неучёный следом ходит.
  92. Ученье – свет, а неученье – тьма.
  93. Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.
  94. Хлеб за брюхом не ходит.
  95. Хорошая пословица в лад да в масть.
  96. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!
  97. Худой мир лучше доброй ссоры.
  98. Чему учился, тому и пригодился. Знай больше, а говори меньше.