Выбор анны толстовой. Выбор анны толстовой Выставка в третьяковке на крымском валу биеннале

В отличие от Венецианской биеннале, Московская открывается не весной, а осенью. 18 сентября в Новой Третьяковке количество пришедших на вернисаж было сравнимо со знаменитой очередью на Серова. По своему замыслу биеннале входит в «мировую сеть художественных форумов», а значит, отсылает не только к венецианской, но и к другим значимым выставкам: проходящей в разных городах «Манифесте», кассельской «Документе», а также биеннале в Стамбуле, Сан-Паулу и Китае.

Начиная с прошлого года в руководстве биеннале произошел ряд кадровых перестановок: должность комиссара, которую занимал Иосиф Бакштейн, упразднили, зато создали экспертный совет. Председателем стал Семен Михайловский, ректор Академии художеств в Петербурге и комиссар российского павильона в Венеции в 2017 году. Среди других экспертов — искусствоведы, директора московских музеев и кураторы предыдущих московских биеннале Ольга Свиблова, Зельфира Трегулова, Жан-Юбер Мартен, Иосиф Бакштейн и многие другие. Экспертный совет выбирает куратора биеннале и утверждает предложенную программу — им в этом году стала Юко Хасегава, главный куратор Музея современного искусства в Токио.

О кураторе

Хасегава — куратор старшего поколения, которая в этом году отметила 60-летний юбилей. За свою карьеру она принимала участие почти во всех перечисленных выше выставках — курировала японский павильон в Венеции, а также возглавляла Шанхайскую и Стамбульскую биеннале. Ее концепцией для Московской биеннале стали «Заоблачные леса», что должно было объединить вместе взрослое поколение художников и молодое. Метафора очень прозрачная. Облако — это виртуальный мир, где мы храним свои идеи, а лес — это их материальное воплощение в реальности. Современные художники, по ее мнению, работают на стыке этих двух миров. Как объясняет сама Хасегава в интервью: «Лес — это то, что вызывает ассоциации с ремеслом, ручным трудом, традициями. И метафора облаков — это метафора нового пространства, интернета, где происходят новые коммуникации».

Изначально площадкой для биеннале должен был стать Манеж, но затем ее перенесли в здание Третьяковской галереи на Крымском Валу. Там буквально пару недель назад закрылась выставка одного из главных перформансистов современности Тино Сегала, организованная фондом Леонида Михельсона V-A-C Foundation. Принимая в очередной раз экспозиционный проект со стороны, Новая Третьяковка, таким образом, вполне естественно становится площадкой, где западное современное искусство экспонируется в контексте русского искусства ХХ века, а здание ЦДХ все больше воспринимается как соответствующий этому памятник модернизма, а не площадка для всевозможных ярмарок и полусамодеятельных концертов.

Кого смотреть

Больше всего разговоров, конечно же, о работах Бьорк и Мэтью Барни, которых связало не только творчество, но и отношения. Впрочем, неподготовленной публике скорее известно имя певицы, чем художника, — ее инсталляции построены на VR-технологии и непосредственно связаны с альбомом «Vulnicura». Есть и видео, снятые внутри рта Бьорк, и те, где она танцует на фоне родных меланхоличных пейзажей Исландии. У Барни здесь представлена серия рисунков «Космическая охота», где показаны волки в окружении космических тел.

Куда больше Бьорк и Барни в арт-мире котируются датчанин Олафур Элиассон и француз Пьер Юиг. Элиассон, скандально известный своими инсталляциями в Версале, представил новую работу «Пространство резонирует от нашего присутствия». Название говорит само за себя, и это лучше ощутить на собственном опыте. Юиг отсылает к теме гуманизма — его видеоработа Human Mask рассказывает необычную историю о Фукусиме после катастрофы. Героиня — обезьяна в маске девушки. Согласно легенде, она действительно работала официанткой в токийском ресторане, где ее и заметил художник.

Нельзя забывать здесь и о том, что в экспозиции представлен и дизайнер Хуссейн Чалаян, который, как и следует художнику совриска, переосмысляет потребительское отношение к одежде. Его театрализованные показы действительно иногда граничат с перформансом — работы Чалаяна Хасегава поместила в залах рядом с Кандинским. Среди русских художников в основной программе представлены Илья Федотов-Федоров, Анастасия Потемкина, Алескей Мартинс и другие, представившие работы на тему взаимодействия человека и природы. Произведение последнего, например, называется «Ментальные дрова» и показывает скульптуры животных, напоминающие утварь народов Сибири. Но не стоит забывать и о параллельной программе — в Дарвиновском и Биологическом музеях, в МоМА и МАММе, на «Винзаводе» и в большом количестве отдельных московских галерей.

Критика биеннале

«Для путинского режима, наверное, искусство и должно быть эквивалентом комнатного растения, желательно без колючек и сложностей в содержании. Так что эта биеннале идеально для него подходит», — пишет художник Анатолий Осмоловский о впечатлениях от Московской биеннале. И он не один — люди жалуются не только на «потный ад», но и на саму программу. Критик и искусствовед Ирина Кулик сравнила смотр с аккуратным комнатным растением, а профильные СМИ больше хвалят куратора Хасегаву, а не саму биеннале. Проверить, как все на самом деле, можно до 18 января в здании на Крымском Валу.

МОСКВА, 18 сен — РИА Новости. Московская биеннале современного искусства, открылась в Третьяковской галерее на Крымском валу, в основном проекте представлены работы 52 художников из 25 стран мира, в том числе известной исландской певицы Бьорк.

"Мы приняли очень непростое решение стать площадкой для московской биеннале. Мы сняли экспозицию выставки "Перезагрузка", несколько наших залов постоянной экспозиции, потому что понимали, что биеннале должна быть. Мы знали, что госпожа (куратор биеннале из Японии Юко) Хасегава всегда высказывала интерес к показам современного искусства в контексте музейного пространства", — сказала директор Третьяковки Зельфира Трегулова.

Она подчеркнула, что в этому году впервые биеннале будет проходить четыре месяца вместо одного, в ней принимают участие 52 художника из 25 стран, в том числе из Бельгии, Великобритании, Германии, Гонконга, США, Турции, Японии и Швейцарии. Среди участников основного проекта - Мэтью Барни, Олафур Элиассон, которые создают новые работы специально для участия в Московской биеннале, и известная исландская певица и художница Бьорк. Из российских художников в основной проект отобрали творческое объединение "Куда бегут собаки", Алексея Мартинса, Даши Намдакова, Анастасию Потемкину, Илью Федотов-Федорова, Валю Фетисову.

"Я думаю, что все, кто придет сюда, они почувствуют, что эта биеннале — это биеннале современного искусства, как искусства, а не как художественная иллюстрация к каким-то социальным или политическим идеям. Это очень тонко, очень умно выстроенный проект, при этом показывающий, что то, что происходит в современном искусстве, происходит по всему миру… Но что мне очень нравится в этом проекте, это глубокая гуманистическая направленность каждого из представленных художников и проектов", — подчеркнула Трегулова.

В свою очередь, Хасегава отметила, что основной ее темой стали "Заоблачные леса". "Здесь идет взаимообмен между двумя поколениями — облачным и лесным. Облачное поколение — это поколение людей, которые родились уже после изобретения интернета, они связаны друг с другом с помощью этого облака, при этом также открывают для себя новый материальный мир. В то же время существует старшее лесное поколение, которое теснее связано со своими культурными кодами. Здесь мы можем подумать, каким образом мы можем работать теснее с историей и традицией и переносить ее в современный мир", — пояснила она.

В Параллельную программу вошли 69 выставок 49 институций. В их числе: Московский музей современного искусства (ММOМА), Мультимедиа Арт Музей, Москва (МАММ), ЦСИ "Винзавод", ВДНХ, творческое объединение "ХОLST", Дарвиновский музей, галерея Гари Татинцяна, Ботанический сад МГУ "Аптекарский огород" и другие.

В столице все готово к открытию седьмой московской биеннале. Событие, которого ждут все, кто связан с миром искусства. Гостями фестиваля станут десятки тысяч человек. На протяжении нескольких месяцев в стенах Третьяковской галереи на Крымском валу будут представлены работы около полусотни художников с мировыми именами. Участие в биеннале принимают также 73 галереи по всему городу.

Виртуальная реальность от самой неординарной певицы планеты. Исландка Бьорк привезла в на седьмую московскую биеннале свою персональную выставку, которая уже наделала немало шума в США, Австралии, Японии и Великобритании. Дело в том, что панорамная видеоинсталляция подробно описывает переживания певицы после разрыва с бывшим мужем. На груди Бьорк буквально зияет рана.

Кстати, бывший муж Бьорк, Мэтью Барни тоже покажет в Москве четыре новые картины из серии «Космическая охота», и это - самые дорогие работы на выставке. Всего на биеннале будут представлены 155 арт-проектов из 24 стран.

«Мы делали все, чтобы людей пришло как много больше. Это и приложение, и навигация, и очень активная работа. Это первый проект современного искусства на моей памяти с маркировкой 0+. Любая работа здесь при понятной взрослой многослойности и сложности, когда обсуждаются проблемы загрязнения окружающей среды, распространения ядерных отходов или отношения художников к войне, эстетически настолько безупречная, интересная и яркая, что детям это будет интересно», - сказала президент Московской международной биеннале современного искусства Юлия Музыкантская.

В ближайшие четыре месяца Новая Третьяковка на Крымском валу станет площадкой для самых смелых фантазий современных художников. Для одного только проекта Бьорк провели 600 метров кабеля. Кто бы мог вообразить, что на пол выставочного зала разрешат вылить 150 кг эпоксидной смолы, а по соседству обрабатывают землю, которую с трудом занесли сюда в шести огромных ящиках.

Даши Намдаков родился в Забайкалье. Он часто обращается к природе, оживляя ее. Вот и сегодня любой желающий может перенестись к озеру Байкал, где сейчас устанавливают эту скульптуру.

Знаменитого художника Олафура Элиассона вдохновила родная Исландия: причудливый ландшафт и меняющаяся погода. Он решил создать что-то прямо противоположное хаосу дикой природы - идеальные геометрические формы. Оптическая иллюзия, которую мастер достигает с помощью свойств света.

А творческий дуэт из Германии «Аврора, Зандер», наоборот, используют самые обычные предметы. Например, скульптуру собрали из четырех швабр, а внутри - туфли на подошве из щетки. Такая вот домработница.

Возможно ли поймать облака? Да, утверждает французская художница Мари-Люс Надаль. Она придумала свою фабрику про производству облаков. С помощью сложного механизма увидеть уникальное природное явление можно не на высоте полета самолета, а прямо в комнате.

Сиссель Толаас всю жизнь коллекционировала запахи. С помощью нанотехнологий она хранит их в металлических полусферах. Запах держится в течение шести месяцев, а чтобы почувствовать его, нужно лишь потереть рукой по крышке. Свежескошенная трава, табак или газ после утечки - попробуйте угадать. А еще Сиссель обещала создать новый уникальный аромат - аромат седьмой московской биеннале.