Вы никогда не задумывались, в какой метафоре жизни вы живете? Похожее определение: «жизнь – это экзамен». Преимущества работы с метафорой

Л иния учебников по литературе

под ред. В. Ф. Чертова


1. Чертов Виктор Фёдорович – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики преподавания литературы МПГУ.

2. Трубина Людмила Александровна – доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русской литературы МПГУ.

3. Ипполитова Наталья Александровна – доктор педагогических наук, профессор кафедры риторики и культуры речи МПГУ.

4. Антипова Алла Михайловна – доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания литературы МПГУ.

5. Маныкина Анна Александровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания литературы МПГУ

6. Мамонова Ирина Вячеславовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания литературы МПГУ.


  • Рабочие программы. Литература. Предметная линия учебников под редакцией В. Ф. Чертова. 5–9, 10–11 классы.
  • Учебники, с фонохрестоматиями.

5–9 классы (переиздаются), 10–11 классы (в производстве).

  • Методическое пособие для учителя «Уроки литературы». 5–9 классы (изданы),

10–11 классы (в производстве).

  • Рабочие тетради для учащихся. 5–11 классы (в производстве).


Принципы построения программы

  • Сочетание концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов построения курса в 5-8 классах и возможность изучения в 9-11 классах курса на историко-литературной основе, дополненного обзорами историко-литературного, теоретико-литературного, проблемно-тематического характера.
  • Изучение русской литературы в историческом и историко-культурном контексте, сопоставление произведений русской и зарубежной литературы.
  • Учёт полифункциональности литературы, сочетание произведений, составляющих золотой фонд классической литературы, и произведений, интересных и близких школьникам (приключения, фантастика, фэнтези, лимерики, пародии, современная литература).

КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

  • 5 класс. Художественный образ в литературе.
  • 6 класс. Образ человека в литературе.
  • 7 класс. Сюжет как метафора жизни.
  • 8 класс. Художественный мир литературного произведения.
  • 9 класс. Художественный мир литературной эпохи, направления.
  • 10 класс. Литературное произведение в историко-культурном контексте.
  • 11 класс. Литературный процесс, традиции и новаторство.

Структура современного учебника

по литературе

  • Учебные тексты , адресованные современным школьникам, учитывающие особенности их восприятия и освоения информации (объём, рубрикация, маркировка, навигация, иллюстрации и др.)
  • Подготовленные к размещению в учебнике художественные тексты (объём, использование фрагментов, маркировка, навигация, иллюстрации и др.).
  • Подробные комментарии , необходимые для анализа и интерпретации литературных произведений (сноски в тексте, дополнительные комментарии после текста, отсылки к другим источникам информации и др.).
  • Система вопросов и практических заданий , направленная на создание учащимися собственных текстов (сочинений, аннотаций, рецензий, сценариев, письменных работ, связанных с выполнением проектов, и др.).

Монографические темы

Обзоры

Практикумы


  • Вводная статья по ключевой теоретико-литературной, историко-литературной проблеме.
  • Статьи о писателях, литературных жанрах, формах, тематике и проблематике литературных произведений.
  • Практикумы. New!
  • Мир в слове. New!
  • Комментарии к литературным произведениям. New!
  • Основные и индивидуальные вопросы и задания.
  • Краткий словарь литературоведческих терминов.

МАРКИРОВКА ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ

« Поиск информации» - задания, направленные на поиск дополнительной информации, в том числе через поисковые системы Интернета;

«Точка зрения» - задания, направленные на развитие навыка оформления собственной реакции и оценочных суждений по поводу прочитанного;

«Опыт исследования» - задания для углублённого изучения литературного материала;

«Творческое прочтение» - задания, связанные с интерпретацией литературного произведения, научной и художественной, в том числе с выразительным чтением, чтением по ролям, созданием иллюстраций, киносценария и т. п.;

«Опыт творчества» - задания, связанные с созданием собственных литературных произведений разных жанров, стилизаций, подражаний, пародий;

«Для дискуссии» - вопросы дискуссионного характера;

«Публичное выступление» - задания, связанные с подготовкой устных связных высказываний, сообщений, выступлений с тезисами доклада и т. п.;

«Вместе с товарищами» - групповые задания;

«Вместе со старшими» - задания, предназначенные для совместной работы учащихся с членами семьи;

«Сочинение» - задания, связанные с работой над сочинением, подготовкой материалов к сочинению;

«Внеклассное чтение» - задания, организующие, направляющие и поощряющие внеклассное чтение учащихся;

«Связь с другими видами искусства» - задания, предполагающие обращение к произведениям других видов искусства.


Тематика ОБЗОРОВ

5 класс: «Литературная сказка», «Жанр басни в мировой литературе», «Образ времени года в литературном произведении», «Образ родины в русской поэзии», «Образы детей в мировой литературе», «Образы детей в поэзии и прозе Великой Отечественной войны», «Образы животных в мировой литературе», «Жанр рассказа в мировой литературе».

6 класс: «Жанр баллады в мировой литературе», «Литература нонсенса и абсурда», «Автобиографические произведения русских писателей», «Жанр песни в русской литературе», «Жанр повести в русской литературе».

7 класс: «Классические сюжеты в мировой литературе», «Изображение исторических событий в художественной литературе», «Жанр новеллы в зарубежной литературе», «Сюжет в детективных произведениях», «Сюжет в фантастических произведениях».

8 класс: «Духовная традиция в русской литературе», «Тема Великой Отечественной войны в русской литературе», «Форма сонета в мировой литературе», «Литературные жанры в зеркале пародии», «Образ школы в современной литературе».


Тематика ОБЗОРОВ

9 класс: «Жанр оды в мировой литературе», «Художественный мир романтизма», «Поэты пушкинской поры», «Жанр элегии в мировой литературе», «Жизнь души в произведениях русской литературы XIX века», «Гуманистическая традиция в русской литературе XX века», «Традиции смеховой культуры в русской литературе XX века», «Диалог поэтов в русской литературе».

10 класс: «Художественные открытия русский писателей первой половины XIX века», «Художественный мир реализма», «Российская действительность в изображении писателей XIX века», «Жанр романа в мировой литературе», «Символизм в европейской литературе XIX века».

11 класс: «Русский символизм», «Русская реалистическая проза первой половины XX века», «Поэзия акмеизма», «Русский футуризм», «Тема Великой Отечественной войны в русской литературе», «Нравственная проблематика русской прозы второй половины XX века», «Традиции и новаторство в русской поэзии второй половины XX века», «Современный литературный процесс».

Тематика ПРАКТИКУМОВ

5 класс: «Аннотация», «Заглавный образ в литературном произведении», «Письменный отзыв о литературном произведении», «Поэзия и проза как формы художественной речи», «Монолог и диалог как средства создания образа», «Тема и идея литературного произведения».

6 класс: «Выразительное чтение произведения как способ его интерпретации», «Портрет в литературном произведении», «Сообщение о жизни и творчестве писателя», «Сочинение о персонаже литературного произведения», «Тоническая и силлабо-тоническая системы стихосложения», «Сопоставительная характеристика персонажей».

7 класс: «Конфликт в литературном произведении», «Характеристика сюжета литературного произведения», «Пейзаж в эпическом и лирическом произведении», «Тропы и поэтические фигуры», «Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение или театральную постановку».

8 класс: «Сочинение-эссе на литературную тему», «Эпиграф в литературном произведении», «Интерьер в литературном произведении», «Сочинение об образе социальной группы», «Анализ жанрового своеобразия литературного произведения».


Тематика ПРАКТИКУМОВ

9 класс: «Работа над рефератом на литературную тему», «Целостный анализ лирического стихотворения», «Лирические отступления в эпическом произведении», «Композиция литературного произведения», «Анализ вставного текста в эпическом произведении», «Характеристика художественного мира литературного произведения».

10 класс: «Исследовательские и творческие проекты по литературе», «Целостный анализ драматического произведения», «Работа со справочной и критической литературой», «Анализ индивидуального стиля автора», «Конкретно-историческое и общечеловеческое в литературном произведении», «Психологизм как стилевое явление в литературе».

11 класс: «Философская, социальная и нравственная проблематика литературного произведения», «Символ в литературных произведениях», «Традиционное и новаторское в литературном произведении», «Цитаты и реминисценции в литературных произведениях», «Имя собственное в литературном произведении», «Интертекстуальные связи литературного произведения».


Уроки-практикумы посвящены освоению и закреплению важных читательских умений и навыков :

  • выразительного чтения как способа интерпретации художественного текста;
  • филологического анализа литературного произведения (целостного и в заданном аспекте);
  • построения самостоятельных устных и письменных высказываний;
  • работы со справочной и критической литературой;
  • применения полученных знаний и умений в различных сферах деятельности и ситуациях общения.

Практикумы в 5 классе

1. Аннотация.

2. Заглавный образ в произведении и средства его создания.

3. Письменный отзыв о литературном произведении.

4. Проза и поэзия как формы художественной речи.

5. Монолог и диалог как средства создания художественного образа.

  • Практикумы в 5 классе (Художественный образ в литературе)
  • Практикумы в 5 классе (Художественный образ в литературе) 1. Аннотация. 2. Заглавный образ в произведении и средства его создания. 3. Письменный отзыв о литературном произведении. 4. Проза и поэзия как формы художественной речи. 5. Монолог и диалог как средства создания художественного образа.
  • Практикумы в 5 классе (Художественный образ в литературе) 1. Аннотация. 2. Заглавный образ в произведении и средства его создания. 3. Письменный отзыв о литературном произведении. 4. Проза и поэзия как формы художественной речи. 5. Монолог и диалог как средства создания художественного образа.
  • Практикумы в 5 классе (Художественный образ в литературе) 1. Аннотация. 2. Заглавный образ в произведении и средства его создания. 3. Письменный отзыв о литературном произведении. 4. Проза и поэзия как формы художественной речи. 5. Монолог и диалог как средства создания художественного образа.

ПРАКТИКУМ

«ЗАГЛАВНЫЙ ОБРАЗ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ» (5 класс)

Основные виды деятельности:

1. Изучение состава заголовочного комплекса (в литературных и фольклорных произведениях).

2. Определение вида художественного образа, вынесенного в заглавие:

- персонажа (одного или нескольких),

- животного, растения, явления природы,

- предмета (одного или нескольких),

- времени (года, суток),

- пространства,

- события (с том числе события рассказывания).

3. Краткая характеристика заглавного образа (примерный план).


Практикумы в 6 классе

(Образ человека в литературе)

1. Выразительное чтение как способ его интерпретации.

2. Портрет в литературном произведении.

3. Сообщение о жизни и творчестве писателя.

4. Сочинение о персонаже литературного произведения.

5. Тоническая и силлабо-тоническая системы стихосложения.

6. Сопоставительная характеристика персонажа.


Практикумы в 7 классе

(Сюжет как метафора жизни)

1. Характеристика конфликта и способов его разрешения в литературном произведении.

2. Характеристика сюжета литературного произведения.

3. Анализ эпизода эпического произведения.

4. Пейзаж в эпических и лирических произведениях.

5. Сочинение о событии, изображенном в художественном произведении.

6. Тропы и поэтические фигуры.

7. Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение.


Практикумы в 8 классе

(Художественный мир литературного произведения; литературные жанры)

1. Сочинение-эссе на литературную тему.

2. Анализ проблематики литературного произведения.

3. Эпиграф в литературном произведении.

4. Интерьер в литературном произведении.

5. Сочинение об образе социальной группы.

6. Анализ жанрового своеобразия литературного произведения.


Практикумы в 9 классе

(Художественный мир литературной эпохи

и направления)

1. Работа над рефератом по литературе.

2. Целостный анализ лирического произведения.

3. Лирические отступления в эпическом произведении.

4. Композиция литературного произведения.

5. Анализ вставного текста в эпическом произведении.

6. Характеристика художественного мира литературного произведения.


Практикумы в 10 классе

(Литературный процесс; литературное произведение в историко-культурном контексте)

1. Анализ литературного произведения в контексте творчества писателя.

2. Работа со справочной и критической литературой.

3. Целостный анализ драматического произведения.

4. Конкретно-историческое и вневременное в литературном произведении.

6. Психологизм как стилевое явление в русской литературе.

7. Анализ романа в аспекте жанра.


Практикумы в 11 классе

(Литературный процесс; традиции и новаторство; интертекстуальные связи литературного произведения)

1. Традиционное и новаторское в литературном произведении.

2. Символ в литературных произведениях.

3. Цитаты и реминисценции в литературных произведениях.

4. Имя собственное в литературном произведении.


ПРАКТИКУМ

«ИМЯ СОБСТВЕННОЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ» (11 класс)

Основные виды деятельности:

1. Обобщение известных школьникам сведений об имени собственном как «сильной позиции» любого текста, в том числе и художественного текста.

2. Повторение материала об антропонимах и топонимах как самых распространённых видах имён собственных, в том числе и в художественном тексте.

3. Самостоятельный поиск других видов имён собственных в художественном тексте (теонимы, зоонимы, астронимы и др.) и объяснение их функции.

4. Подготовка развёрнутого сообщения о художественной функции имён собственных в конкретном литературном произведении по примерному плану (роман И. А. Гончарова «Обломов», поэма А. А. Блока «Двенадцать», рассказ Л. Н. Андреева «Красный смех» и др.).


  • Обновлённые (в соответствии с новыми Примерными программами) учебники. 5 – 11 классы (2016 г.).
  • Электронные версии и приложения к учебникам.

5 – 11 классы (2016 г.).

  • Обновлённые рабочие программы. 5 – 9, 10 –11 классы (2016 г.).
  • Обновлённые методические пособия для учителя «Уроки литературы». 5 – 9, 10 – 11 классы (2016-2017 гг.).
  • Рабочие тетради. 5 – 11 классы (2017-2018 гг.).

У каждого из нас существует свое представление о жизни, которое формируется на основе нашего жизненного опыта. Бывает, затрудняясь сказать, что собственно не так, люди начинают метафорически описывать свою жизнь:

«Моя жизнь напоминает зал ожидания на большом вокзале… скамейки, сквозняки, за окном бегут люди, они меня не видят, они спешат, садятся в поезд или такси. Им есть куда и к кому ехать… А я сижу и жду… Вдруг что-нибудь произойдет… И моя жизнь наконец начнется…» (героиня фильма «Девушка на мосту»).

Работая с людьми, важно знать – внутри и посредством какой метафоры он живет: что он думает о жизни, окружающих людях и о себе. Эта метафора – точка зрения человека на свою жизнь, на основе которой он и формирует свою личную реальность.

Поэтому, в начале работы, я иногда предлагаю своим «пациентам» сформулировать метафору своей жизни, а затем вместе «расшифровать» (проанализировать) ее.

Работая с метафорой человека, вы можете достаточно точно понять, что происходит в его жизни: есть ли у него запас сил или он живет на пределе, он на подъеме или в упадке, в борьбе или в обороне, что он хотел бы изменить и чего боится, в каком направлении движется, его жизнь осмысленна или смысл утерян.

В последнем случае вы можете помочь человеку создать новую метафору, найти новый смысл. Другой метафоре будут соответствовать и другие чувства, другие модели поведения, другие ресурсы, позволяющие найти решение проблемной ситуации.

Осознание, анализ и изменение образов своего прошлого, настоящего и будущего, влечет за собой и корректировку самого жизненного пути. То есть, если вы хотите изменить свою жизнь, начните менять метафору своей жизни. Как минимум, сделайте ее осознанной. Осознание своих представлений о жизни позволяет сделать выбор: жить так, как живешь, или попробовать что-то другое. Мы сами выбираем ограничения, в которых живем.

Вы никогда не задумывались, в какой метафоре жизни вы живете?

Очень часто, говоря о жизни, люди используют следующую метафору: «жизнь - это борьба»

Что это может значить? Например, то, что человек, для которого «жизнь – это борьба», не сможет уже воспринимать ее как «прекрасное путешествие». «Боец видит повсюду брошенный ему вызов…» (К.Кастанеда)

Чтобы достичь желаемого, такому человеку приходится преодолевать немало испытаний и трудностей. Они априори «вписаны в жизнь». Без них нет самой жизни (для него).

Борьба предполагает наличие цели. У каждого своя цель в этой борьбе: кто-то сражается за независимость, кто-то за выживание, кто-то за идею и т.д. Тогда стоит поинтересоваться: какова цель, которую преследует данный человек в своей борьбе?

Он ведет открытую борьбу или «партизанит», тайно «пуская под откос поезда»?

Кем себя видит человек, живущий в данной метафоре? Он «опытный боец» или «наивный юнец»? А может он уже – «труп», человек, «падший в неравном бою»?

Живя в данной метафоре, вы воспринимаете большинство людей как противников (или в лучшем случае временных соратников по борьбе). Вы бесконечно атакуете позицию врагов и защищаете свою. Ваш стиль жизни – сражение, победа или поражение, ваш девиз «кто не с нами, тот против нас».

Вы испытываете глобальное недоверие к миру, пребываете в хроническом напряжении и тревоге, разглядывая других людей через снайперский прицел винтовки и живя по принципам «око за око – зуб за зуб», «либо я их, либо они меня», «не верь, не бойся, не проси». Мягко говоря, вас многие недолюбливают…

Совсем другое дело, если для вас «жизнь – это игра»

Согласно данной метафоре, каждому человеку в жизни отведена определенная роль (а что за роль у вас?).

Поступки человека – игровые ходы, последствия – выигрыш или проигрыш.

Близкие к данной метафоре определения: «вся жизнь – театр, и люди в нем актеры», «жизнь – это приключение».

А что, если ваша «жизнь – это танец»?

Данная метафора «намекает», что в жизни, может быть, нет логического смысла, зато есть красота. Красота танца зависит от умения ловить его ритм, и все, с кем вы встречаетесь в жизни, являются вашими партнерами по танцу.

… ТАНЦУЙ и не останавливайся. Какой в этом смысл - не задумывайся. Смысла всё равно нет, и не было никогда. Задумаешься - остановятся ноги… все твои контакты с миром вокруг оборвутся… поэтому никак нельзя, чтобы ноги остановились. Даже если всё вокруг кажется дурацким и бессмысленным - не обращай внимания. За ритмом следи - и продолжай танцевать… выжми себя как лимон. И помни: бояться тут нечего. Твой главный соперник - усталость. Усталость и паника от усталости. Это с каждым бывает. Станет казаться, что весь мир устроен неправильно. И ноги начнут останавливаться сами собой… а другого способа нет, обязательно нужно танцевать. Мало того: танцевать очень здорово и никак иначе. Так чтобы все на тебя смотрели… так что - танцуй. Пока играет музыка - ТАНЦУЙ.. (Х.Мураками, Дэнс, дэнс, дэнс)

Метафора «Жизнь – это дорога (путь, путешествие)»

Путешествие может быть совместным или одиноким. Дорога может быть бесконечная, длинная, извилистая, скользкая, полная преград, трудная, опасная, непредсказуемая, веселая… Какая она для вас?

У дороги, есть начало и конечная цель. И тогда, что это за цель? На каком вы этапе пути?

Человек может «стоять на перепутье», «идти своей дорогой», «прокладывать свою колею» (свой путь) или двигаться в толпе.

Близкое определение: «жизнь - это восхождение»

Предполагается, что в жизни есть некоторая вершина, на которую нужно взойти. Путь на нее не прост и опасен, но вершина стоит того, чтобы стараться. Этой метафорой часто описывается духовный путь или карьера. А есть ли вершина в вашей жизни? Если да, в чем она заключается?

Метафора – «жизнь - это школа» (большая, жестокая, вечная)

Если мы принимаем эту метафору, мы верим, что приходим в этот мир, чтобы научиться чему-то важному, познать, приобрести важный опыт. Как жизнь подразделяется на этапы (детство, юность…), так и школа состоит из разных классов (младшие, средние и старшие).

В школе вы получаете различные оценки, в некоторых случаях вас наказывают, в некоторых – поощряют (метафоры «ада и рая»)».

Для кого-то жизнь – это тяжелый урок, прерываемый короткими переменами (счастьем), или длинный урок смирения, в результате которого вы приобретаете множество навыков.

На каком вы находитесь этапе: все еще готовитесь или уже сдаете? Как вы поймете, что «экзамен успешно сдан»? Что будете делать дальше? За промахи приходится платить – иногда даже собственной жизнью.

Метафора «Жизнь – это рассказ (история)»

Возможно, вы считаете, что жизнь обретает смысл, и завершенность, только если она рассказана…

У каждой истории есть свое время, когда ты просто обязан ее рассказать. Если человек не делает этого, он обрекает свою душу на то, чтобы она осталась связанной с этой тайной навсегда… (Х.Мураками, Мой любимый sputnik)

Ваша жизнь может быть любовным романом, имеющим закрученный сюжет, быть полной приключений, в которых все перепутано или, наоборот, взаимосвязано… А может, ваша жизнь – это скучная повесть, которая никого не интересует…

Метафора «Жизнь - это страдания»

Иногда сама жизнь превращается для человека в источник боли, избавить от которой может только смерть. Мир такого «потенциального самоубийцы» трагичен: прошлое в прошлом, настоящее печально, будущее – сомнительно. И тогда нужно выяснить переломную точку, когда именно жизнь человека «перестала быть жизнью», и что могло бы его «оживить».

Метафора «Жизнь – это движение»

Мир постоянно идет вперед, движется во времени и пространстве, и вы движетесь вместе с ним. Вы можете «гнаться за жизнью», «не отставать от жизни». Какое это движение для вас: вечное, стремительное, встречное, по спирали, согласно правилам дорожного движения или без? К чему вы движетесь?

Метафора «Жизнь – это сон»

Человек, для которого сон – желанное состояние, рассматривает обычное время бодрствования как промежуток между двумя периодами сна. Он склонен грезить наяву и покидать реальность (возможно, под влиянием изменяющих сознание средств), погружаясь в мир своих фантазий. Если для вас жизнь – это сон, то какой: приятный, невероятный, дурной…? Что будет, если вы проснетесь?

Как вы видите, множество людей имеет множество представлений о жизни. И если человека преследуют одна неудача за другой, возможно, имеет смысл понять, как он воспринимает саму жизнь.

МЕНЯЕМ МЕТАФОРУ ЖИЗНИ

Предположим, человек говорит вам: «Моя жизнь – это болото. Чем больше я пытаюсь справиться с проблемами, тем больше я увязаю в них».

Что он подразумевает под этим? Возможно, он говорил о скуке, беспросветности, однообразии своей жизни, в которой ничего не происходит.

А может, о чем-то другом. У вас будут свои ассоциации, связанные с метафорой болота, у вашего собеседника – свои. И это нормально.

Чтобы разговаривать с ним на одном языке, расспросите его:

  1. Какое это болото.
  2. Что для него означает «жить в болоте» (прежде всего, на уровне чувств, ощущений).
  3. В чем состоит основная проблема «жизни в болоте» (депрессия, или, скажем, одиночество).
  4. Всегда ли его жизнь была «болотом». Если нет, то как его жизнь превратилась в болото (какой она была до этого). Он сам в него попал или кто-то помог.
  5. Кто он в этом болоте: к примеру, «водяной» или «десятая водоросль в восьмом ряду».
  6. Что его окружает? («мои подружки – пиявки, да лягушки»).
  7. Каково желаемое развитие событий (может человек просто хочет улучшить «квартирные условия», сменить «болото» на «озерцо», а вовсе не «стать человеком», как вы сперва решили).
  8. Есть ли что-то хорошее в жизни в «болоте» (вторичные выгоды от текущей ситуации).
  9. Что он ждет от вас (например, вы «тот, кто поможет ему выбраться», «тот, кто поможет очиститься от болотной грязи», или «тот, кто провалится к нему в болото и составит кампанию»).

С помощью анализа метафоры можно развернуть субъективную картину мира человека, сделать ее более целостной, вернуть «пациента» к активной позиции в собственной жизни.

Общая схема работы с метафорой жизни:

Этап 1. Услышав от своего собеседника метафору, описывающую его жизнь, предложите человеку подробнее рассказать о своей жизненной ситуации, используя вышеприведенные вопросы.

Этап 2 . Помогите человеку понять смысл метафоры, в которой он живет, а также сделать явной его блокированную потребность – что он хочет на самом деле, но боится себе в этом признаться. Для этого особое внимание уделите главному герою (центральному фрагменту) метафоры. Можно использованы вопросы: что делает главный герой, как, зачем ему это необходимо?

Этап 3. Когда вы в процессе общения сделали явными истинные потребности человека, открыли их перед ним самим, предложите способы удовлетворения этих потребностей. Будьте готовы к тому, что в этот момент ваш «пациент» включит защитные рефлексы и постарается «переиграть» все назад. Резкие изменения в жизни всегда пугают!

Этап 4. Для того, чтобы изменения в поведении человека стали более явными, вам нужно внедрить в его подсознание новую, скорректированную метафору жизни, которая в большей степени позволит ему самореализоваться и получить максимум от каждого дня жизни. Например, вместо «Жизнь – это болото», внушите человеку, что «Жизнь – это океан возможностей».

Жизнь прожить - не поле перейти;
Жизнь – не только голубое небо,
Иногда на жизненном пути
Мы находим камни вместо хлеба.

Иногда теснится в сердце боль;
Иногда – тяжелая утрата;
Иногда, не совладав с собой
Мы бросаем камень в спину брата.

Называясь именем Христа
Мы живем, как будто и не верим;
Не желая для себя креста
Обретаем новые потери.

Обращаясь к Богу в тишине
Мы не слышим Божьего ответа;
И, блуждая ощупью во тьме,
Привыкаем жить, не видя света.

В чем причина, кто...

Жизнь моя полосатая,
Как тельняшка на мне.
То, я птица крылатая,
То, как червь на земле.
Не всегда был удачлив я
Иль поко́рен судьбе.
Потому полосатую
Жизнь устроил себе.

Повидал много всякого
Разноцветья чудес,
От глубинного мрачного,
До сиянья небес.
Чередою проходит всё,
Как добро, так и зло.
Но душой не остыл ещё,
Знать, пока повезло.

Волны вновь норовят крутнуть
Из огня в полымя,
Успеваю едва глотнуть
Воздух жизни в себя.
И опять устремляюсь ввысь,
Жизнь, как...

Жизнь хмельнее солода
И крепче коньяка.
Что придёт без повода,
Уйдёт она в века.

Жизнь подобна пламени,
Вскоре догорит.
Будет еще с ними ли,
Только вдаль летит.

Жизнь укроет чарами
Крыши всех домов.
Падать под ударами
И не видеть снов.

Жизнь порою длинная,
Нам чего-то ждать.
Часто агрессивная,
Смерть не миновать.

✍️
Жизнь сатанеет, жизнь стервенеет.
Стою и смотрю, край неба алеет.
Всё не напрасно, всё не нарочно,
Пожалуй, лишь это и знаю я точно.

Только что солнце вставало и грело,
Только что с запада небо алело...
Вот уже вьюга, вот уже тучи.
Жизнь- штука мудрая, многому учит.

Грустно бывает в минуты усталости,
Вы уж простите такие мне слабости.
Это- экзамен мне на выживание.
Полностью жизнь познаётся в страдании.

Вот и страдаю, судьбой мне повелено.
Как повзрослела? Безмерно...

Жизнь течет, и мимо с блеском
Пролетают города.
Всё пройдет, от сердца с треском
Оторвётся навсегда.

Люди, здания, заботы-
Всё мелькает за окном,
По дороге на работу
Каждый грезит о своём.

В этой жизни монотонность
Вдруг влетает человек,
Удивляя ту покорность,
Что была здесь целый век.

Он эмоциями хлещет,
Каждый жест его красив,
Доказательствами блещет,
Он всегда красноречив.

Он не ждет и не играет,
Он бежит всегда вперёд,
Вместе с миром он летает,
Отдышаться не даёт...

Жизнь с чистого начну листа,
Оставлю в прошлом все тревоги.
Возьму я радуги цвета,
Раскрашу ими все дороги.

По ним пойду искать друзей
И сердце верное в придачу.
Открыта будет в сказку дверь.
Я счастлив буду и удачен.

Найду друзей, любовь мою,
И с ними больше не расстанусь.
Наполню счастьем жизнь свою.
Звезду удачи я достану!

Тарас Тимошенко
07.01.2018

Жизнь- это сложная штука,
Люди в ней беззащитные птахи,
Ссоры, слёзы, неприятности и крахи,
Безответная любовь это же мука!

Жизнь-это Божий подарок,
Но не у всех усроенна она,
Мой догарает надежды огарок,
Чаша любви вся иссохла до дна!

В ней столько много грубой лжи,
В ней столько много дикой боли,
О ангел мой, прошу, любовь мне одолжи,
Я не такая как кажусь, устала я от этой роли!

И почему настолько зол народ?
И почему они пускают злые сплетни?
Не закрывают не на миг они...

Метафора жизни - образное, художественное представление картинкой видения своей жизни, своего ощущения от происходящих в жизни событий. Внутренняя картинка жизни, выраженная внешними средствами - рисунком, движением или звуками. Здесь использованы в первую очередь рисунки, с помощью которых люди отражают свои жизненные метафоры.

Каков смысл поиска метафоры жизни? Поняв, почувствовав, нарисовав и сформулировав свою метафору жизни, легче осознать, насколько наша или чья-то жизнь осмысленна, сильна, качественна и т.д.
Например, если человек говорит: "Моя жизнь напоминает мне ослика, который день ото дня уныло ходит по кругу и вращает колесо для перекачки воды", то не сложно понять и почувствовать его внутреннее состояние: серость и скука от однообразия вроде бы нужных дел. То, что делает ослик - нужно людям, с другой стороны - однообразно и скучно.

Какие люди - такие и метафоры. Какие метафоры - такая и жизнь. Метафора — точный датчик того, что происходит в вашей в жизни. Это важно.

Если машинист ведет паровоз, но у него нет датчика, показывающего давление в котлах — это рискованное путешествие. Если вы едете в автомобиле и не заглядываете на датчик, показывающий есть ли бензин в баке — это спорное путешествие.

Метафора — это тот внутренний чувствительный датчик, который очень точно расскажет вам о вас, есть ли у вас запас сил или вы работаете на пределе, вы на подъеме или в упадке, в борьбе или защите, что вы хотите и чего боитесь, ваша жизнь осмысленна или смысл потерян…

На что похожа ваша жизнь? Какой картинкой, какой метафорой вы могли бы описать свою жизнь, свои ощущения от того, как вы живете? Что это: восхождение на трудную вершину? Белка в колесе, бег по кругу со все увеличивающейся скоростью? Прогулка в тумане?

Если вы знакомы с расшифровкой метафор жизни, вы быстрее и глубже поймете свое состояние. Кроме того, если вы понимаете смысл всех деталей своей метафоры, вы можете ее использовать для формирования желаемого образа жизни.

Например, представляю свою жизнь, как большой межконтинентальный морской лайнер, который на полных парах плывет от одного континента к другому. Современное и прочное судно, которому не страшны бури и штили, туманы и льды. Белый лайнер, оснащенный современным оборудованием и богато отделанный, на котором много жизнерадостных людей. Корабль, которым управляет слаженная и профессиональная команда, который приятно удивляет и впечатляет.

Какой метафорой вы опишите свою жизнь? Внимание: 1) Не путайте метафору с мечтой: мечта - это реалистичное изображение жизни, о которой вы мечтаете, а метафора - это образный способ описания ситуации, образное сравнение, помогающие через картинку увидеть новые смыслы. Зарисовка какой-то конкретной жизненной ситуации, которая вам например нравится - не метафора. "Хочу девушку - умную, красивую и порядочную" - это мечта, а "Девушка - это прекрасный цветок, ради которого восходит солнце" - это метафора. 2) Жизнь - это движение, поэтому метафора ЖИЗНИ - это отражение вашего движения, вашего пути. Какой метафорой вы отразите именно ДВИЖЕНИЕ вас по жизни: вы идете, летите, плывете, бежите, падаете, взбираетесь...?

Будет интересно, если вы вначале опишите то, что родилось само по себе, как отражение сегодняшней реальности, а что вы решили доработать, чтобы новая метафора стала богаче и эффективнее организовывать вашу жизнь. Работа с метафорой жизни - один из самых простых, глубоких и эффективных способов работы с внутренней структурой личности. Это не только экспресс-способ видения своего сегодняшнего дня, это еще доступный и интуитивно понятный способ формирования своего будущего, своих ценностей и целей.

Работа с личностью через личностные метафоры
Личностная идентичность - это то, кем человек считает себя в глубине души; то, как он отвечает на вопрос: «Кто я?», это внутреннее согласие со своей личностной и социальной ролью. Большинство людей свою личностную идентичность представляют прекрасно и легко представляют на картинках, где представлены: мой бизнес, мои мечты и цели, мои ценности, образование, увлечения и контакты.

Тем не менее нередки случаи, когда человек не имеет какого-то внутреннего стержня, какой-то целостной картинки, с помощью которой он мог бы сказать себе: "Кто я". Иногда человек действительно не понимает или перестает понимать, кто он, где он и куда он идет. Эта внутренняя растерянность имеет очень разные корни и разные проявления: иногда за этим стоит сломанная жизнь, иногда - отсутствие элементарной привычки думать о будущем и думать вообще.

На этот случай существует очень продуктивный способ разобраться и поработать со своей личностной идентичностью, этот способ - работа с личностными метафорами. Личностные метафоры - это метафорические способы личностью видения себя.

Мы легко можем дать метафоры на своих близких и друзей: этот наш знакомый похож на медведя, этот - на зайчика, а эта - на лисицу. Как музыкальный инструмент, она - флейта, а он - старая медная труба... Также большинству из нас несложно найти картинку, которая метафорически рисует нас и нашу жизнь. Кто-то в такой картинке видит себя ракетой или паровозом, кто-то внутренне ощущает себя нежным лотосом, а кто-то чувствует себя сломанными часами в заброшенном старом доме...

Достаточно очевидно, что та или иная личностная метафора самым серьезным образом связана и во многом определяется самоощущением личности, ее жизненными ценностями и ее личностными ролями. Энергичный человек находит себя в более энергичных картинках-метафорах, у оптимистичного человека картинки-метафоры более светлые и яркие, у потерянного человека картинки чаще серые, тусклые и покрыты туманом. Дружественный характер картинок обычно свидетельствует о высоком эмоциональном тоне человека и его внутреннем дружелюбии, а тот или иной характер движения в картинке-метафоре отражает внутреннюю направленность человека к людям или внутрь себя, склонность плыть по течению или готовность бороться...

Как техника диагностической работы, работа личностными метафорами состоит в том, что человеку предлагается поискать метафору себя и своей жизни: метафору, в которой человек может узнать себя и в которой он захочет узнавать себя. Основные личностные метафоры, с которыми работают психологи синтон-подхода​ - это Дом моей души и Метафора жизни.

Однако важнейшее открытие, которое было сделано в синтон-подходе, состоит в том, что, изменяя свои личностные метафоры, можно влиять на свои жизненные ценности, личностные роли и свое самоощущение. Как ни смешно это звучит, но детская формула "Что нам стоит жизнь построить: нарисуем - будем жить!" - вдруг получила самое реальное воплощение: как только человек начинает перерисовывать картинки своих личностных метафор, создается база для настоящих изменений в его жизни.

Однако работа с метафорой жизни - техника не только диагностики. Оказалось, что это один из самых простых, глубоких и эффективных способов работы с внутренней структурой личности. Данная техника - не только экспресс-способ видения своего сегодняшнего дня, это еще доступный и интуитивно понятный способ формирования своего будущего, своих ценностей и целей.

Эта техника работы с личностными метафорами дает сильные результаты в достаточно широком диапазоне случаев - и в случаях серьезной "потерянности" личности, и в жизни вполне здоровых и успешных людей, когда у человека есть картинка своей жизни и себя в этой жизни, но человек хотел бы эту картинку уточнить и скорректировать.

Итого: если вы хотите изменить свою жизнь, начните менять картинку своей жизни. Как минимум, сделайте свою картинку жизни осознанной. Если у вас только бессознательная картинка, она может строить вашу жизнь не так, как вам хотелось бы, и в этом случае вы лишены возможности что-то скорректировать.

Жизнь построил, но не ту. Кого-то или чего-то, важного вам — нет. Жизнь — пустая…

Если вы затрудняетесь в формулировке своей метафоры, если сразу картинка перед вашим внутренним взглядом не появляется, посмотрите и послушайте метафоры других людей: даже если вы говорите "Нет, это не мое!", постепенно вы начинаете понимать, а что же - ваше.

Случаи из практики
Александр: три картинки жизни
— Моя картинка немного грустная. Я — это большие старинные часы с тяжелым маятником. В доме никого. Тик-так, тик-так, равномерное и бесконечное тик-так в старом доме… Я понял, что я живу в ожидании.
Часы символизируют ожидание, ты ровно делаешь все, что нужно, да?
— Да.
А дом старый, хотелось бы из этого дома выбраться, но пока прикован, как часы к стене…
— Угу.
И от тебя ничего не зависит, как в этой картинке?
— Мне кажется, эта стратегия наиболее верная… Она уверенная, точная. Надежная.
А как ты узнаешь, что в твоей жизни наступило что-то новое? Какой другой картинкой это будет символизироваться? Ты вышел из дома?
— Да, вышел из дома на природу… Холм, стало солнечно…
Ты там стоишь или идешь?
— Стою и оглядываюсь, выбираю куда идти.
Дороги пока не будет…
— Пока нет, да…
Для тебя это возможность выбора собственного пути.
— Цель, я знаю, есть, но дороги пока не видно... Точнее, дорог там много.
Хорошо. А теперь представь, что случилось третье событие: появление твоей дороги, твоего пути. Как ты увидишь, что твоя дорога уже есть?
— Я просто пойду по ней. Наверное, это будет тропинка, извилистая тропинка, но я буду по ней идти, искать и пробовать.
В дороге кто-то трясется в телеге, кто-то рулит на велосипеде, кто-то летит в роскошном открытом кабриолете, кто-то с огромным рюкзаком карабкается по скалам.
— Нет, я пойду пешком, налегке, наслаждаясь прогулкой.
Собственными силами, без привлечения третьих сил, скорее в одиночестве и без большого напряга… Да?
— Да.
Это та жизнь, которую ты себе формируешь на будущее?
— Да.
Она для тебя, по крайней мере сейчас, оптимальна?
— Ну, не очень нравится…
Что бы ты в ней изменил, чтобы точно понравилось?
— Добавить людей, народу должно быть побольше…
Интересная мысль! Ты хочешь уходить от одиночества?
— Да, хочу. Я понял, что я хотел бы даже часами быть кому-то полезным…
Аплодисменты!

Лена: когда я выйду в жизнь?
— Метафора моей жизни: я студент выпускного курса, готовлюсь к экзамену в читальном зале. Я уже много чего знаю, рядом со мной большая кипа учебников, сижу сосредоточенная, но все откладываю момент экзаменовки… То ли мне кажется, что я еще недостаточно готова, то ли я просто боюсь…
Ты та, которая сидит на попе и боится. Знает, что готова, но боится и тянет время своей жизни. Что бы ты хотела изменить в своей жизни, какую метафору ты бы нарисовала, чтобы сказать: «Я живу правильно!»?
— Ну, что я экзамен сдам, я знаю… А вот что я буду делать дальше, с дипломом...
Выходя с дипломом, я вижу, что… какая картинка дальше?
— Я буду применять свои знания.
Какой картинкой ты это увидишь?
— Не знаю, не вижу.
Придумывай картинку, Лена. Не придумаешь сама — тебя другие вставят в свои картинки, и очень может статься, что через пятьдесят лет ты поймешь, что прожила жизнь не ту, которую хотела.
— …

Представьте… Раннее-раннее утро, холодно, туман… Вы в лесу, солнце еще не взошло, поэтому дальше нескольких метров ничего не видно. Под ногами мокрая, в холодной росе, трава, везде хрустят поломанные ветки, куда ни пойди — из тумана вырастают колючие кусты и густые лапы елей. Вы точно знаете, что где-то рядом, неподалеку, есть сорная тропа, выходящая на крепкую дорогу, но небо заволочено тяжелыми облаками и поманивший просвет оборачивается очередным скользким оврагом.
Но вот — подул ветерок. Несколько порывов, и туман улетает, а над орешником поднимается большое утреннее желтое солнце. Оно уже освещает верхушки деревьев, сдвигает серый массив туч и открывает утреннее просторное небо. Лес освещается, как будто сразу теплеет, и уже весело заблестели огоньки росы на сосновых иголках. Солнце плывет и завоевывает новые высоты, воздух быстро согревается, листва шелестит под порывами ветра и открывает вам поляну, откуда уже видна просека с лесной дорогой.

Вы — на пути. Здравствуй, утро!