Всегда ли безумство храбрых есть мудрость жизни. «Безумство храбрых — вот мудрость жизни! (по ранним рассказам М. Горького)

Литература. 11 класс.

Тема урока: «Безумство храбрых – вот мудрость жизни».

Цели и задачи:

1. Познакомить учащихся с жизнью М.Горького и его романтическим творчеством.

2. Закрепить на примере творчества писателя понятие романтизм как литературное направление.

3. Развивать навыки анализа текста, сопоставительного анализа текстов.

4. На примере рассказов М.Горького познакомить учащихся с многообразием жизненных типов, заставить задуматься о смысле подвига и его роли в человеческой жизни.

Вступительное слово учителя:

Сегодняшний урок посвящен романтическим произведениям Горького. Чтобы понять, почему Горький обратился к романтическим произведениям, нужно охарактеризовать то время, в которое жил Горький. Это было время, когда захолустный тихий быт томил и калечил. Дворянство еще пахало землю по «древней обыкновенности», разорялось и пропивало последние землишки в Париже. Купец, кулак с большим размахом скупал дворянские вотчины, вырубал вишневые сады. Люди рано старели, городской обыватель тихо спивался, плакал о несбывшихся мечтах. Жить становилось беспокойнее. Казалось вот-вот скажется заветное слово.

И вот молодой Горький… сказал это слово… Он сказал о бунте гордого человека, у которого дом – вся земля под звездной крышей.

В блестящих, свежих, как сквозняк, рассказах он звал к абсолютной свободе, - прочь из проклятого обывательского болота.

Вопрос: Как вы понимаете тему нашего урока?

(Уж видит в гибели Сокола безумство (так проявляется обывательское отношение к подвигу), а Сокол своим отчаянным стремлением к свободе, к борьбе воспринимает свою гибель не как безумство, а продолжение жизни, разбившийся, он как бы сливается с родной стихией, передавая ей волю и энергию).

Вопрос: Как вы понимаете эпиграф? (Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!)

(Это призыв к борьбе, это начало бессмертия. И если даже такие, как Сокол, пока одиноки, их подвиг не минет бесследно, «капли крови» их горячей, «как искры вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!»

Сообщение о романтизме как литературном направлении.

(Романтизм выдвинул своего героя – человека с особенно сильными чувствами, отвергающего законы. Романтик стремился уйти от не удовлетворявшей его действительности, создать свой, вымышленный образ мира, свой идеал, свою мечту).

«Песня о Соколе». Какова основная идея и через какие образы эту идею проводит Горький? (Воспевание свободы, борьбы. Столкновением Сокола и Ужа Горький отвечает на вопрос о смысле жизни, о смерти и бессмертии, о предназначении человека на земле, и тем связывает сказку с окружающей действительностью).

Что вы думаете о философии жизни, которую проповедует Уж?

(С точки зрения обывательского, эгоистического существования, те, кто стремится к борьбе и свободе, не пригодны «дл дела жизни», «живут обманом». «Смешные птицы! Но не обманут теперь уж больше меня их речи! Я сам все знаю!Я знаю правду! И их призывам я не поверю. Земли творенье – землей живу я». Это правда сытых и равнодушных, довольных всем окружающим. По его мнению, всякие стремления бесплодны, ибо «все в землю лягут, все прахом будет…» Уж, оберегающий свое никому не нужное, эгоистическое существование, мертв при жизни. Уж понимает «небо» буквально – как «пустое место», как «пустыню без дна и края». «Там много света», но нет там пищи и нет опоры живому телу».

Что вы думаете о философии жизни, которую проповедует Сокол?

(Я славно пожил! Я знаю счастье! Я храбро бился! Я видел небо. Для Сокола небо – символ счастья, борьбы за свободу. Подвиг Сокола – в активной ненависти к обывательскому покою, в стремлении к свободе, которая выше жизни. И трагедия Сокола – это не трагедия прощания с жизнью, а трагедия борца, вынужденного покинуть поле боя. «Безумство желаний», осуждаемое ужами, на самом деле – «безумство храбрых», а «безумство храбрых – вот мудрость жизни». Жизнь без борьбы, эгоистическое существование для Сокола хуже смерти. Как о величайшем благе мечтает он о «счастье битвы».

В обществе каких людей бывает больше: с философией Сокола или Ужа?

(общество основывается на Ужах. Таких людей, как Сокол, единицы. Мало их, но ими расцветает жизнь всех, без них она заглохла бы, прокисла бы, мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Н.А.Некрасов в своем стихотворении писал:

Природа-мать! Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни…

Выразительное чтение стихотворения Н.А.Некрасова «Памяти Добролюбова».

(Добролюбов в этом стихотворении предстает как гражданин, подвижник, посвятивший жизнь служению родине).

А теперь обратимся к рассказу «Старуха Изергиль».

Почему Горький вывел два противоположных образа?

(Две легенды в рассказе противостоят друг другу. Они освещают два представления о жизни. Ларра – гордец, себялюбец. Он утверждает право на господство сильной личности, противопоставляет себя массе, но люди не принимают его. Ларра ценит только себя и свою свободу, Данко стремится добыть свободу для всех. Ларра не хотел отдать людям даже частицу своего «я», а Данко отдает всего себя.

Что вы можете сказать об Изергиль? Расскажите о ней.

(Жизнь Изергиль на первый взгляд состоит из многочисленных любовных похождений. Но эта жизнь мятежного человека, ищущего счастья и свободы. В уста Изергиль Горький вкладывает замечательные слова, выражающие идейную суть рассказа: «…когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли, всегда есть место подвигам». Оставить след на земле, сохраниться в воспоминаниях людей, которым она приносила любовь, готовность пожертвовать собой ради достойного, всегда искать сильных и мужественных и не останавливаться в пути – вот смысл жизненных исканий Изергиль).

Кто такой Ларра? Каковы основные черты характера?

(Ларра, сын орла и девушки из «могучего племени», гордый тем, что «таких, как он, нет больше» эгоистичен и жесток, попрал законы своего племени. Его, самонадеянного гордеца, изгнали люди и обрекли на вечное одиночество, вечную жизнь. Ларра ценит только себя и свою свободу. Он утверждает право на господство сильной личности.

Какова основная ведущая черта в образе Данко?

(Данко горячо любит свой народ. Благородное сердце его ранят муки людей, загнанных врагами в непроходимые болотистые леса. И решает он вывести их к светлым полям. Но труден и далек этот путь, многие ослабли и стали роптать. Но что не сделает любящее сердце для людей! Данко «разорвал руками себе грудь», вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Данко вывел людей «на свободную землю». Горький опоэтизировал подвиг человека во имя людей.

Почему Ларра стал тенью, а Данко искрой?

(Ларра и Данко обладают недюжинной силой. Но Ларра, оказывается, - псевдогерой, а Данко – подлинный герой. Жестокость Ларры осуждается старейшинами племени не только нравственно, они казнят его – обрекают на вечную жизнь. Это самая страшная кара. Он абсолютно одинок и никого не любит, он не связан с людьми. Обречь его на вечное одиночество, значит наказать его страшнее всего. Данко сам идет на смерть во имя счастья своего народа).

Выразительное чтение наизусть отрывка из «Песни…»

Заключительное слово учителя:

Горький сам являлся Соколом. Это был человек, который сделал себя сам, поднялся из самых низов, был великим тружеником. Несмотря на то что Горький часто видел «мерзости» окружающей жизни, он верил в человека, в его разум. Всем своим творчеством он приближал светлое будущее, желал, чтобы люди жили свободно и счастливо. А вам, юное поколение, Горький как бы говорит: «Ставьте перед собой высокие цели, добивайтесь их, и вы тогда поймете, что значит взлететь в небо».

Любой ли смелый поступок рационален?
На мой взгляд,смелость всегда иррациональна.Она не отличается рассудочностью,потому что,как правило,для смелого поступка необходим порыв,вызванный обстоятельствами.Некогда раздумывать и взвешивать,рассуждать - стОит или нет совершать смелый поступок.Помню,бабушка мне рассказывала,что был такой герой в ее время - хлебороб - тракторист Анатолий Мерзлов.Загорелось поле,и он пытался сбить пламя,въехав на тракторе прямо в огонь.Юноша погиб.И вот произошла дискуссия.Зачем было умирать(у него остался сын) ,пусть бы хлеб сгорел,ведь человеческая жизнь дороже.И это правда.Но в том - то и дело,что подвиг Мерзлов совершил безрассудно,не взвешивая:РАЦИОНАЛЬНО или нет то,что он делает.Я думаю,что рациональность не нужна на поле боя,в минуту опасности,когда решается судьба страны или близких тебе людей.Тут включается иной механизм.Смелость как спасение.Горький об этом сказал так:"Безумству храбрых поем мы славу! Безумство храбрых - вот мудрость жизни!".
Я считаю,что смелый поступок не всегда (даже почти никогда) не бывает рациональным,то есть чрезмерно рассудочным.
В подобной точке зрения меня убеждает классическая литература.
Обратимся к роману Л.Н. Толстого "Война и мир" и к его совсем негероическому Пьеру Безухову.Он не брутален,как Долохов,не красив,как А.Курагин,он простодушен и честен,и в друзьях у него А.Болконский.Может,эта дружба и личные качества повлияли на характер Пьера?В годину 1812 года он ведет себя смело и безрассудно.Чего стоит его желание убить Наполеона,который совсем недавно был его кумиром,а,напав на Россию,стал ненавистным врагом?Во время Бородинского сражения этот граф в белом фраке и шляпе,не кланяясь пулям,подносит на батарею ящики со снарядами.Он смел? Да Он рационален? Нет,конечно.Но мы им восхищаемся.Потому что руководит графом не бравада,не глупость,не бесшабашность и не рациональность,а боль за поруганную родину и желание помочь личным участием.(он и полк снарядил на свои деньги).Мы понимаем,что не всегда смелый поступок рационален.Но до чего же он заразителен и красив!!
Другим примером смельчака,готового пожертвовать жизнью ради людей,является герой рассказа Горького "Старуха Изергиль"Данко.Юноша пообещал своему народу,изгнанному с обжитых земель,вывести их к прекрасной и богатой земле,где они обретут родину и счастье.Люди поверили Данко и пошли за ним.Путь был трудным и долгим,многие погибли в болотах.Народ стал роптать и обвинять юношу..
. .-Что я сделаю для людей!?» – сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой.

«Идём!»– крикнул Данко и бросился вперёд на своё место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям. ."

Они и не оценили его подвига.Даже на горящее сердце кто - то осторожно наступил.(как бы чего не вышло) Воистину "рожденный ползать летать не может" .Зато потомки помнят Данко.Его имя стало нарицательным.Каждый хочет стать Данко.Но не каждому такое даётся.
Как тут не вспомнить,что "безумство храбрых - вот мудрость жизни".
Не было у Данко времени на то,чтобы проявить рассудительность.Он "нерационально" распорядился своей жизнью.Но спас людей.А те,кто рационален - наступили на горящее сердце.Ещё раз убеждаюсь,что смелость нерациональна,порой,безумна.
Подводя итог,можно сказать,что в жизни "всегда есть место подвигу" ,но,как правило смелость бескорыстна,пламенна,порой,безрассудна.Однако герои остаются навсегда в памяти поколений.Они,как маяк,влекут за собой молодых и отчаянных,давая пример мужества и бескорыстия..

Сочинение

Творчество Горького на начальном этапе несет сильный отпечаток нового литературного течения - так называемого революционного романтизма. Философские идеи начинающего талантливого писателя, страстность, эмоциональность его прозы, новый

подход к человеку резко отличались как от натуралистической прозы, ушедшей в мелочный бытовой реализм и избравшей темой безнадежную скуку человеческого существования, так и от эстетского подхода к литературе и жизни, видевшего ценность лишь в «утонченных» эмоциях, героях и словах.

Для молодости есть две важнейшие составляющие жизни, два вектора существования. Это любовь и свобода. В рассказах Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» любовь и свобода становятся темой историй, рассказанных главными героями. Сюжетная находка Горького - то, что о молодости и любви рассказывает старость - позволяет дать перспективу, точку зрения человека юного, живущего любовью и жертвующего ради нее всем, и человека, прожившего жизнь, видевшего многое и способного понять, что на самом деле важно, что остается в конце долгого пути.

Герои двух притч, рассказанных старухой Изергиль, являются полной противоположностью. Данко - это пример любви-самопожертвования, любви-отдачи. Он не может жить, отделяя себя от своего племени, народа, чувствует себя несчастным и несвободным, если несвободен и несчастен народ. Чистая жертвенная любовь и стремление к подвигу были характерны для революционеров-романтиков, которые мечтали умереть за общечеловеческие идеалы, не мыслили жизни без жертвы, не надеялись и не хотели дожить до старости. Данко отдает сердце, освещающее путь людям. Это достаточно простой символ: только чистое, полное любви и альтруизма сердце может стать маяком и только бескорыстная жертва поможет освободить народ. Трагизм притчи в том, что люди забывают о тех, кто пожертвовал собой ради них. Они неблагодарны, но прекрасно сознавая это, Данко не задумывается над смыслом своей самоотдачи, не ждет признания, награды. Горький полемизирует с официально-церковным понятием заслуги, в котором человек делает добрые дела, заранее зная, что будет вознагражден. Писатель дает противоположный пример: награда за подвиг - сам подвиг и счастье людей, ради которых он совершен.

Сын орла представляет собой полную противоположность Данко. Ларра - одиночка. Он горд и самовлюблен, он искренне считает себя выше, лучше других людей. Он вызывает отвращение, но и жалость. Ведь Ларра никого не обманывает, он не притворяется, что способен любить. Таких людей, к сожалению, много, хотя их сущность не так явно проявляется в реальной жизни. Для них любовь, заинтересованность сводятся лишь к обладанию. Если ельзя обладать - нужно уничтожить. Убив девушку, Ларра с Циничной откровенностью говорит, что сделал это потому, что не м°г владеть ею. И добавляет, что, по его мнению, люди только при-оряются, что любят и соблюдают нравственные нормы. Ведь природа дала им в собственность только их тело, а владеют они и животными, и вещами. Ларра хитер и умеет говорить, но это обман. Он упускает из виду то, что человек всегда платит за обладание деньгами ли, трудом, временем, но в конечном счете жизнью, прожитой так, а не иначе. Поэтому так называемая правда Ларры становится причиной его отверженности. Племя изгоняет отступника, говоря: ты презираешь нас, ты выше - что ж, живи один, если мы тебя недостойны. Но одиночество становится бесконечной пыткой. Ларра понимает, что вся его философия была только позой, что даже для того, чтобы считать себя выше других и гордиться собой, все равно нужны другие. Нельзя любоваться собой в одиночестве, и все мы зависим от оценки и признания со стороны общества.

Свобода и любовь - тема притчи о Радде и Лойко. Нет любви в рабстве, нет подлинных чувств в самообмане. Герои любят друг друга, но превыше всего для них свобода. Свобода у Горького - не беззаконная вольница, а возможность сохранить свою сущность, свое «я», то есть свою человечность, без которой не может быть ни любви, ни жизни.

Романтизм ранних рассказов Горького, его героические идеалы близки и понятны молодости всегда, они будут любимы и будут вдохновлять на поиски правды и подвига все новые и новые поколения читателей.