Все о программе 12 шагов. История зарождения программы «12 шагов

Программа 12 шагов - общемировой стандарт реабилитации людей с разными формами зависимости. Эффективность проверена на практике множеством центров помощи при наркомании и алкоголизме. В чем обоснование востребованности программы?

Общая информация про программу 12 шагов

Программа реабилитации 12 шагов - немедикаментозная методика , поэтапная духовная работа над собой под руководством специалистов.

Разработана в 1932 году в США, с момента появления претерпела незначительные модификации. Данный факт - главное свидетельство эффективности, потому как программа базируется на структурированной модели поведения и мыслей, этапы логичны, последовательны. Содержание блоков универсально - одинаково эффективно применяется программа 12 шагов для зависимых от алкоголя , наркотиков , спайса , азартных игр.

Различие личностных особенностей, «стажа» зависимости и формы, индивидуальных характеристик - не препятствие для реализации методики, ее берут за основу терапии в сложных случаях при наличии единственного условия - желания преодолеть болезнь.

Общеизвестные сообщества анонимных алкоголиков и наркоманов основываются на работе «12 шагов». Методика помогла избавиться от зависимости многим, поэтому применяется в реабилитационных центрах. Легка для восприятия профессиональными терапевтами и простыми людьми, столкнувшимися с проблемой зависимости.

Простота понимания обязана четкой структуре - 12 шагам.

Описания шагов программы

Шаг первый

Программа реабилитации наркозависимых 12 шагов начинается с поиска точки отсчета. Признание бессилия перед проблемой, честность с собой - первое условие работы.

Выстраивание системы подразумевает снижение задействованности «Я», устранение от действия. Признание факта беспомощности дает возможность взглянуть на проблему под иным углом.

Участник понимает, что заболевание влечет серьезные последствия, а справиться с зависимостью в одиночку не в силах.

Шаг второй

Реабилитационная программа 12 шагов состоит из взаимосвязанных этапов, второй - не исключение. Он следует из осознанного убеждения: пристрастие сильнее личности, утрачен контроль над жизнью, но она не завершилась, значит есть более могущественная сила.

Она - источник эмоционального и ментального здоровья. Человек получает надежду - становится возможным возвращение к желаемому образу жизни.

Результат 2 шага - выход из тупика.

Обращение к могущественной силе не привязано к религии. Зависимый признает Бога так, как понимает - источником силы может быть кто и что угодно.

Шаг третий

Персонификация Бога. Если человек склонен к мистификации, Бог становится неосязаемой энергией, космосом, астральной сущностью. Если религиозен - восприниматься в соответствии с вероисповеданием. Программа 12 шагов для алкоголиков и наркозависимых не ограничивает в персонификации силы.

После представления источника могущественной силы зависимый поручает свою жизнь ей, поскольку ей чужды болезненные пристрастия.

Это - тренировка доверия. Человек позволяет событиям идти своим чередом.

Шаг четвертый

Позволяет разобраться в противоречиях, выяснить слабые, сильные стороны.

Могущественная сила (Бог) персонифицируется во внутреннем мире. Зависимый переосмысливает прошлое, оценивает жизнь, чувствует вину.

Она обусловлена нанесенными близким обидами, совершением плохих поступков, бессмысленной тратой времени жизни. Влияние химических веществ заглушало «внутренний ценз», задача четвертого шага - «вынуть» переживания. Оставлять больного с ними нельзя, это чревато появлением агрессии в отношении самого себя. Логическим продолжением выступает…

Шаг пятый

Признание перед самим собой, Богом, другим человеком истинной природы заблуждений. Человек «фиксирует» чувство вины, трансформирует ее из внутреннего во внешнее состояние.

Вина - инструмент развития личности. Выяснение причин и псевдопричин сложившихся обстоятельств позволяет найти «ключ» к неправильным поступкам.

Человек анализирует путь и получает озарение - открывает неприятные «уголки» личности. Программа 12 шагов для наркозависимых и алкоголиков позволяет получить откровение о себе.

Шаг шестой

Готовность доверить Богу избавление от дефектов личности.

Человек понимает, что причина его бед не наркотики или алкоголь, а собственные особенности. Дефекты характера, слабости, изъяны тяготят его и вынуждают избавиться.

Для этого нужна подготовка.

Шаг седьмой

Осознание «неидеальности» - основа изменения себя. Чувство вины, «вскрытое» ранее, становится основополагающей энергией для преобразования.

Избегая чрезмерной строгости к себе, человек переходит к действиям. Опорой служит могущественная сила - дает мужество, надежду, ресурсы для преодоления недостатков.

Опираться зависимый может на опыт тех, кто сделал серьезный шаг.

Шаг восьмой

Программа 12 шагов при алкоголизме и наркомании на этапе 8 шага - способ осознания последствий пристрастия.

Составление списка людей, которым причинил зло - практическое действие для реализации чувства вины.

Этот шаг - инструмент «обучения» прощения окружающих, самого себя. Даже взаимные обиды требуют прощения. Зависимый подготавливается к возмещению ущерба.

Шаг девятый

Следствие предыдущего практического действия - возмещение ущерба, где это возможно. Загладить вину нельзя, если это подразумевает вред для кого-либо.

Признание своей вины при составлении списка может вызвать противоречивые чувства, агрессию. Необходимо направить ее в правильное русло - помощь другим.

Исправление ошибок прошлого - демонстрация желания жить по-новому.

Шаг десятый

Продолжение самоанализа - важная составляющая выздоровления. Полученный навык трансформации вины в агрессию, а агрессии - в нужное русло (помощь другим), необходимо отточить до автоматизма.

Это позволяет избежать ловушек прежнего образа мыслей. Анализ своих чувств, поведения, мыслей позволяет своевременно обнаруживать, признавать, исправлять ошибки.

Шаг одиннадцатый

На протяжении первых 10 шагов человек приходил к пониманию Бога как могущественной силы. Одиннадцатый шаг - продолжение улучшения контакта.

Продолжать развивать духовную сущность - важно, это - основа общего самосовершенствования.

Шаг двенадцатый

Это не завершение работы над собой - она будет продолжаться дальше. Двенадцатый шаг - достижение духовного пробуждения в результате первых одиннадцати. Получив инструменты выздоровления, человек получает возможность использовать их арсенал в своей жизни. Усвоение основополагающих принципов позволяет полностью преобразоваться.

Результат 12-го шага - новая жизнь, важно нести весть о возможности выздоровления другим.

Достоинства программы

  • Доступность. Отсутствие ограничений по вероисповеданию, социальным, интеллектуальным, национальным характеристикам, длительности болезни, ее формы.
  • Системность. Логичное построение программы, взаимосвязи блоков, легкость восприятия новой информации.
  • Активное участие в собственной жизни, внесении изменений, самоанализ.
  • Опора на себя, на ресурсы группы - поддержка остальных участников.
  • Отсутствие жестких рамок, авторитарных методов, давления на участников.
  • Результат - не воздержание, а социальный и духовный рост человека.

Даже беглый взгляд на историю программы "12 шагов" поражает и убеждает в некой особой феноменальности этого явления. Судите сами.

Рождение группы анонимных алкоголиков, созданной бывшими алкоголиками, биржевым маклером Билли В. (Вильям Грифт Вилсон, 1895-1971) и врачом – хирургом Бобом (Роберт Хальбрук Смит, 1895-1971) относят к 1935-1937 гг. .

Зародилось движение в Соединённых Штатах Америки. Поэтому эта страна и сегодня является его координационным центром со штаб-квартирой в Нью-Йорке. В последующем ячейки движения распространились в другие регионы мира, а также практически во все страны Западной Европы.

У истоков этого нового объединения стояли также пасторы трех главных протестантских деноминаций. В 1939 году аналогичные программы были внедрены в Канаде, Ирландии, Мексике, Японии. Поражают стремительный рост и масштабы распространения этой организации .

Анализ результатов деятельности различных групп самопомощи, основанных на идеологии "12 шагов", впоследствии дал возможность объединить духовные принципы работы групп АА (и других) с некоторыми положениями психологии, психиатрии, социологии, антропологии и других наук.

Это привело к появлению в конце 40-х годов Миннесотской модели, основу которой составляют следующие представления:

Химическая зависимость (алкоголизм, наркомания) является неизлечимым хроническим заболеванием, имеющем духовную основу и возникающем не по вине заболевшего;

Химическая зависимость является одним из возможных проявлений глубинных духовных дефектов (позже они были названы созависимостью) и имеет единую природу с другими видами зависимости;

Зависимость невозможно вылечить, однако возможен поворот от развития болезни к выздоровлению при готовности человека к такому повороту и желании отказаться для этого от своеволия;

У человека, страдающего алкоголизмом или наркоманией, легко может сформироваться зависимость от любых веществ, изменяющих сознание, волевую, эмоциональную или интеллектуальную сферу. Поэтому лечение по Миннесотской модели – полностью безмедикаментозное;

Лечебный центр должен представлять собой терапевтическое сообщество, персонал которого не противопоставляет себя пациентам, а сотрудничает с ними. Поощряется и стимулируется максимальная открытость в общении, при строгом соблюдении правил конфиденциальности и анонимности;

Ответственность за выздоровление лежит на самом пациенте.

Добрались "12-тишаговики" и до России.

С 1987 года "12-ти шаговая" программа реабилитации алкоголь- и наркозависимых внедряется и активно распространяется по всей России. Проводятся всевозможные съезды, симпозиумы, конференции, выпускается специальная литература, альманахи, брошюры, книги с символикой АА. Протестантский пастор Д.В. Кинли помог организовать деятельность филиалов в Киеве, Кишинёве, Одессе, Алма-Ате, Новосибирске и Москве.

С начала 90-х годов прошлого века, пользуясь тем, что, к сожалению, ни в стране в целом, ни в Русской Православной Церкви, в частности, не было ещё опыта работы с наркозависимыми и каких-либо реабилитационных программ, некоторые деятели ухватились за то, что как всегда "вовремя" подсунул Запад, и стали активно внедрять "12-ти шаговую" программу в России. Недаром многие православные россияне считают общества АН оздоровительной сектоподобной протестантски ориентированной международной организацией, которая окормляется "пастырями" из-за рубежа или по их подсказке.

Да и стажировались некоторые наши "продвинутые" активисты и даже священники в США по приглашению Института проблем химической зависимости в Нью-Йорке (причем, будучи далекими по своему образованию не только от проблем наркологии, но и от медицины в целом). Можете себе представить, что бывшие педагоги, музыканты или повара вдруг в одночасье становятся специалистами в области наркологии (?!!). Нет? Оказывается, еще как это возможно, было бы желание, а Америка поможет.

Цель такой стажировки – перенять и внедрить в России опыт избавления от алкоголя и наркомании по протестантской Программе "12 шагов", а обучение этому проходит в реабилитационных центрах "Эшли" (штат Мэриленд) и "Грэймар" (штат Нью-Йорк) и др. Окончив там курсы, заимствовав готовую методику, заручившись зарубежной поддержкой и сославшись на то, что "эта программа хорошо зарекомендовала себя уже во многих странах" , руками некоторых наших сограждан программа начинает широко и очень активно внедряться в России. Тем более что деньги на это даются, в том числе, например, Луисом Бентлом, президентом одной из крупнейших табачных компаний США – "UST", очень почему-то заинтересованному в реабилитации от наркотиков наших соотечественников, а подготовкой наших психологов руководят профессионалы из известнейших центров США: Хезелден (штат Флорида), Эшли (штат Мэриленд), Хай Вотч (штат Коннектикут), Сера Тусон (штат Аризона), "Грэймар" (штат Нью-Йорк).

"…Программа "12 шагов" лоббируется со стороны государства и финансируется международными структурами".

Хочется напомнить историю с внедрением у нас Программ демографического сдерживания – "Полового воспитания" и "Планирования семьи" – тоже "хорошо себя зарекомендовавших" (с точки зрения тех, кому мешало население России) и завезённых к нам из США. Потом мы кусали локти и теперь, объявив демографическую проблему первоочередной для России, пытаемся спасти ситуацию! Да что там, по той же схеме внедрялась у нас в стране сайентология, а первыми адептами-внедряльщиками ее в России стали слетавшие в Лондон на стажировку бывшие космонавт и сотрудник МВД. А пресловутая программа "Альфа-Омега" все с тем же протестантским душком, которую тоже пытались протащить через Русскую Православную Церковь скомпрометировавший себя в Ивановской Епархии и изгнанный из неё и из игуменства Николо-Решемского монастыря игумен Евмений?

Пока проблемами химической зависимости будут заниматься некомпетентные люди, ждать положительных результатов не приходится. Мы даже знаем случай, когда серьёзными вопросами акушерства и гинекологии вдруг занялись прапорщики, провизоры, компьютерщики и парикмахеры. Теперь та же история повторяется и с вопросами наркомании. Как говорится в известной басне И.А. Крылова:

Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдет на лад.
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит,
Тот завсегда других упрямей и вздорней:
Он лучше дело все погубит…

Нашу страну губят дилетанты и падкие на западные подачки новаторы-реформаторы.

По свидетельству многих российских исследователей, 12-ти шаговая Программа плохо приживается на нашей почве. Интересно, почему? Да потому что наш менталитет является духовным иммунитетом. В литературе наркологического профиля была опубликована серия материалов, в которых анализировался опыт работы общества АА (А.Л.Игонин. 2007 г.). И хотя авторы в чем-то положительно оценивали этот опыт, их суждения не были уж столь восторженными.

Иеромонах же Иона Займовский, автор книги "Церковь и страдающая личность" и руководитель упомянутого Центра духовного развития детей и молодежи при Свято-Даниловском монастыре, характеризует успехи групп АА/АН, работающих по иностранному образцу, "как беспрецедентный успех". Догадайтесь, где стажировался уважаемый иеромонах?

Очень жаль, что священник, живущий в России, здесь воспитывавшийся и получивший образование, не учитывает накопленный в Русской Православной Церкви огромный опыт душепопечения и излечения духовных недугов.

Это и положительный опыт исцеления пьяниц и алкоголиков в "Обществах Трезвости" перед началом Первой Мировой Войны.

Трудно предположить и печально, если он этого не знает. Ещё печальнее, если знает и отвергает.

Этот опыт теперь активно возрождается в России. Также как и накопленный на сегодняшний день богатый опыт православных организаций по реабилитации наркозависимых. Что же мешает отцу Ионе, православному монаху, изучить и использовать во благо заблудших душ отечественный опыт? Конечно, проще и легче пойти по проторенному Западом пути. Соответствовать, так сказать, духу времени, прослыть новатором-реформатором. Но что ждёт нас в конце такого пути?! Тем более что сам Запад не в восторге от эффективности своих программ.

Можете ли вы представить себе владыку Николая Японского, просветившего светом Православия Японию, "работающим" там для удобства местного населения по "инославным" программам и говорящего "об иных богах"? Или Нестора Камчатского, или вл. Макария Алтайского и многих, многих других? Неужели в России все так безнадежно, что мы вынуждены руками православного священства проводить в православной среде протестантскую или иную миссию?!

В первом номере журнала "Наркология" за 2007 год опубликована статья профессора, доктора медицинских наук, руководителя Отдела судебно-психиатрических проблем наркоманий и алкоголизма ФГУ "ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского" Росздрава А.Л. Игонина "Общество анонимных алкоголиков и перспективы его деятельности в России (обзорное сообщение)". Данный материал, вполне конкретно, с реальных научно обоснованных позиций объективно отражает различные аспекты работы сообщества "Анонимных Алкоголиков/Анонимных Наркоманов (АА/АН)".

Что же представляет собой 12-ти шаговая программа?

Профессор А.Л. Игонин выделяет три основных по сути компонента метода движения АА/АН:

Обращение к религиозным (якобы) чувствам своих членов;

Активное взаимодействие между собой и взаимопомощь друг другу пациентов в группе;

Создание особой антиалкогольной (антинаркотической) социальной среды.

Опыт 12-ти шаговой Программы показал якобы прекрасные результаты её работы во всём мире, и, если можно этому верить, помог огромному числу наркоманов и алкоголиков начать вести трезвый образ жизни. Это, конечно, момент отрадный – тысячи людей перестают быть наркоманами без всякого медицинского лечения, а только изменив свой образ жизни. Но тогда он явно свидетельствует в пользу того, что алкоголизм и наркомания – это болезни, прежде всего, духовные. А если это так, тогда можно предположить и путь к освобождению от чумы XXI века.

Мы не будем сейчас анализировать так называемый "религиозный" опыт работы в 12-ти шагах. Он не только весьма сомнителен, но, с нашей точки зрения, и вовсе не является религиозным. В лучшем случае его можно в какой-то мере назвать "духовным". Но мы же знаем, что между понятиями "религиозный" и "духовный" не стоит знак равенства. Да и духовность духовности рознь!

Рассмотрим второй компонент деятельности АА/АН – групповое взаимодействие. Использование данного метода ни в коем случае не является изобретением общества АА. Это частное проявление групповой психотерапии при наркологических заболеваниях широко использовалось ещё в начале 20-го века в тех же США. Этот метод, по мнению проф. А.Л.Игонина (независимо от того, применяется он членами общества АА или психотерапевтами обычных наркологических стационаров), имеет ряд важных для излечения пациентов эффектов. К ним относятся: достижение сплочённости, внушение надежды, обобщение, альтруизм, предоставление информации, межличностное обучение, развитие навыков в общении, имитирующее поведение, катарсис. Это можно считать важным моментом в процессе реабилитации больных.

Третьим компонентом деятельности общества АА/АН является создание особой социальной среды. Больные и члены их семей общаются не только во время заседания ячеек, но и вне их. Они ведут общественную деятельность по пропаганде трезвого образа жизни и распространению опыта деятельности АА/АН. Однако, к сожалению, и этот вид деятельности АН требует также особого рассмотрения и внесения корректировки.

Следует отметить большой недостаток в деятельности АА/АН, который может привести их (и периодически приводит) к тяжёлым медицинским последствиям. Дело в том, что идеологи АА/АН в своей деятельности дистанцируются от взаимоотношений с наркологическими и психиатрическими учреждениями официальной медицины. Это, с одной стороны, чревато медицинскими проблемами для больных (а нам известны подобные случаи: развитие острых психозов и совершение суицидальных попыток, особенно в постабстинентном и раннем восстановительном периодах, когда у них нередко развивается тяжёлый депрессивный синдром), а с другой стороны – может свидетельствовать даже о их связи с деструктивной сектой – в частности, сайентологическими организациями, занимающимися псевдомедицинской практикой (например, "Нарконон". "Церковь сайентологии" и другие хаббардистские организации (центры дианетики, Криминон" и пр.), которые относятся к опасным деструктивным культам! Сайентология – это образец тоталитарной секты, самая архетипическая тоталитарная секта .

И такая связь прослеживается. У нас имеются документы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и прокуратуры г. Москвы, свидетельствующие о том, что 12-ти шаговые Программы в мире активно распространяются на деньги той самой деструктивной секты – Американского Хаббардовского Центра. А сайентологи, как известно, питают особое пристрастие к методам психического воздействия на людей и вторгаются в наркологию со своими сомнительными, а точнее – оккультными, подавляющими волю и сознание личности, методиками, при этом нетерпимо относясь к официальной психиатрии и наркологии.

Неприязнь со стороны сайентологов мы ощутили как на деятельности нашего Центра, так и на себе лично (на меня в штаб-квартире сайентологов в Москве заведено ими досье, о чем несколько лет назад показали по TV – о. Анатолий Берестов).

То, что во всём мире "12 шагов" продвигаются, в том числе на хаббардовские и соросовские деньги, – это общеизвестно, хотя я вовсе не утверждаю, что отцы Иона и Пётр работают на эти деньги. Я этого не знаю, и поэтому утверждать не имею права, но я точно знаю, что в мире 12 шагов распространяются на хаббардовские и соровские деньги.

Анатолий Берестов, иеромонах
Русская линия – 16.10.2007.

Использованная литература

1. Иванова Н., Бирун Н.. "Наркотики: выход есть". С.-Пб-Москва-Харьков-Минск. 2001. -С. 111-112.

2. Невярович В.К. "Порок души".

3. Займовский Иона, иеромонах. Церковь и страдающая личность. - М.: Даниловский Благовестник, 2005. - С.21

4. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. - Нижний Новгород: Христианская библиотека. 2006.

5. Займовский Иона, иеромонах. Церковь и страдающая личность". – М.: Даниловский Благовестник, 2005. - C.14.

6. 12 шагов и 12 традиций. - Нью-Йорк, 1989. - С.26.

Программа «12 ШАГОВ»- поистине- одно из величайших изобретений 20- го века. Это универсальная программа для лечения всех видов зависимостей, связанных с употреблением химических веществ и не только. Здесь: наркомания, алкоголизм, зависимость от лекарственных препаратов (транквилизаторы, ингибиторы, седатики), а так же различные виды пристрастий, не обусловленных употреблением химикалий. Программа творит чудеса, не доступные традиционной терапии со всем ее изобилием современного оборудования, лекарственной базой и квалифицированными кадрами. Хотя, в определенных случаях, все это довольно продуктивно сочетается с 12-шаговой программой .

Программа была создана в первой половине прошлого столетия двумя алкоголиками из США и их последователями. Через некоторое время ее переняли и наркоманы, увидев результат действия программы «12 ШАГОВ» на своих братьях по не счесть. И уже к середине 50- х годов весь мир взял на вооружение эту простую, но очень эффективную программу. Здесь можно долго и красноречиво описывать достоинства « нашей панацеи ». Но, перед тем как углубиться в принципы ее действия, будет справедливо упомянуть о главных проблемах химически зависимых людей; о концепции болезни и аспекты жизни жертв «зеленого змея», которые попадают под удар этого коварного заболевания.

ни что иное, как болезнь

— это неспособность человека переживать трудные моменты и справляться с проблемами без изменения сознания путем введения химических веществ, с целью перешагнуть через, так называемые, «негативные чувства»(страх, боль, гнев, неуверенность). У подавляющего большинства наркоманов и алкоголиков болезнь получена по наследству. Т. е. Генетически человек предрасположен к постоянному чувству дискомфорта, и всего с этим связанного, из- за недостатка «гормона счастья»(эндогенные опиаты). И этот человек всегда будет стремиться восполнить этот дефицит искусственным образом. Не имеет значения по какой причине зависимый впервые пробует наркотики или алкоголь. Важно то,что он будет делать это снова и снова потому, что ему понравиться чувство необыкновенной легкости и уверенности. И он в этом не виноват! Этот человек просто никогда не чувствовал ничего подобного, и будет снова стремиться воспроизвести это состояние. Сначала употребление будет эпизодическим, для снятия напряжения, либо для ощущения эйфории. Со временем положение вещей изменится: вырастет переносимость алкоголя/наркотика; появится чувство превосходства над теми, кто не употребляет; употребление станет системным, требующим все большие дозы. Следующей стадией будет потеря контроля над употреблением; добыча веществ и их употребление станет самоцелью. Далее сужается круг интересов (со старыми друзьями наш больной уже долгое время не общается, интересуют только те, кто тоже «балдеет»). Позже трезвое состояние становится невыносимым. Зависимый употребляет уже не для того, что бы получить удовольствие (он давно не испытывает эйфорию от приема химикалий), а, что бы облегчить физические и душевные страдания, связанные с последствиями его употребления ( , похмелье, проблемы с законом, напряженная обстановка в семье, бесконечное чувство вины и т. д.). А дальше только хуже: паранойя, безумие, попытки суицида… Но, благая весть в том, что существует лекарство. И оно действительно работает! Доказательство тому — миллионы людей, выздоравливающих во всем мире, которым помогла программа 12 шагов .

не медикаментозная программа…

Программа не медикаментозная, а духовная. Поэтому нельзя рассматривать ее как рецепт, единый для всех. К каждому выздоравливающему требуется индивидуальный подход, но принципы, практикуемые 12-ю шагами, являются обязательными к применению для всех участников оздоровительного процесса. Да, выздоровление- это процесс, а не событие. И пусть Вас не пугает следующее утверждение, но химическая зависимость- это неизлечимая болезнь. Равно так же, как и прогрессирующая и смертельная. И она накладывает отпечаток на все сферы деятельности больного ею человека: на физическое состояние, психологическое, эмоциональное; задевает духовную сторону личности (желание удовлетворять только свои потребности, равнодушие, эгоцентризм, аморальные поступки). Социальный аспект страдает не меньше: зависимого интересуют только наркотики и люди, с этим связанные; все остальные «персонажи» становятся бесполезными. И человек перестает общаться с «нормальными» людьми, за исключением тех случаев, когда дело касается его личных интересов. Так вот данная программа учит человека честно смотреть на свою жизнь, внутреннюю и внешнюю; брать на себя ответственность за свои поступки и, самое главное, не вредить ни себе ни окружающим его людям. Это примитивная формулировка, немного утрированная. Но те, кто на деле столкнулся с проблемой наркомании и алкоголизма, поймут, о чем тут речь.

12 шаговая программа

Давайте рассмотрим основные принципы нашего главного оружия в борьбе за трезвость. Это является одним из важных аспектов в 12 шаговой программе .

ПЕРВЫЙ ШАГ: Мы признали, что мы бессильны перед нашей зависимостью. Признали, что наши жизни стали неуправляемы.

Никто не мог убедить нас, что мы зависимые. Теперь нам необходимо самим сделать это признание.Нам нужно осознать, что мы больны и, что болезнь вызывает серьезные последствия.

ВТОРОЙ ШАГ: Мы пришли к убеждению, что только сила, более могущественная, чем наша собственная, может вернуть нам здравомыслие.

Мы уже признали, что дело не в предметах нашего пристрастия(наркотики, алкоголь, игра), а в нашем заболевании. Теперь, в поисках возможности начать новую жизнь, нам необходимо обратиться за помощью к силе, более могущественной, чем мы сами(принципы программы, духовный наставник, Бог, другие зависимые с большим опытом трезвости и т. д.), поскольку мы уже убедились, что собственной силы воли нам не достаточно.

ТРЕТИЙ ШАГ: Мы приняли решение препоручить нашу волю и наши жизни заботе Бога, как мы его понимали.

Мы учимся доверять. Пробуем позволять событиям идти своим чередом, а не пытаемся контролировать всех и вся в угоду своей зависимости, как мы делали это прежде, опираясь лишь на свой эгоизм. Мы учимся быть готовыми принимать ответственность за наши решения и поступки.

ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ: Мы глубоко и бесстрашно исследовали себя с нравственной точки зрения.

Цель тщательного и бесстрашного исследования разобраться в наших запутанностях и противоречиях нашей жизни, что бы выяснить кем мы являемся на самом деле. Мы впервые посмотрим на себя честно, пытаясь исследовать свои слабые и сильные стороны.

ПЯТЫЙ ШАГ: Мы признали перед Богом, собой и каким- либо другим человеком истинную природу наших заблуждений.

В этом шаге мы обретаем свободу честно взглянув на свое прошлое, поделившись самым сокровенным с близким человеком, и признав это перед Богом, как мы его понимаем. На протяжении многих лет мы отказывались принять правду о себе. Теперь все начинает меняться.

ШЕСТОЙ ШАГ: Мы полностью подготовились к тому, что бы Бог избавил нас от всех этих дефектов характера.

Готовность к действиям- вот к чему мы стремимся, выполняя этот шаг. Мы уже знаем, что не наркотики/алкоголь- причина наших неприятностей. Это наши дефекты характера и слабости, которые мы обнаружили и признали в 4- м и 5-м шагах. Теперь мы хотим избавиться от всего, что тяготит нас, но сначала к этому нужно подготовиться, что бы без страха шагнуть на встречу чему то новому и неизведанному, отказавшись от привычной нам боли и страданий.

СЕДЬМОЙ ШАГ: Мы смиренно просили Его избавить нас от наших недостатков.

Мы осознаем, что мы не идеальны. И без лишней строгости к себе, руководствуясь готовностью меняться, полученной в 6- м шаге, переходим к действиям. Опираясь на опыт наших друзей, которые уже сделали этот шаг, и поддержку силы, более могущественной, чем наша собственная, получаем мужество, силу и надежду, что бы преодолеть наши недостатки.

ВОСЬМОЙ ШАГ: Мы составили список всех тех людей, которым мы причинили зло, и преисполнились желанием возместить им всем ущерб.

Что бы перейти к следующему этапу выздоровления, нам необходимо научиться прощать других людей, себя и просить прощения за зло, причиненное окружающим. В этом шаге мы составляем список всех людей, которым навредили во время нашей активной зависимости и подготавливаем себя к тому, что бы возместить им всем ущерб.

ДЕВЯТЫЙ ШАГ: Мы лично возмещали причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому- либо другому.

Мы исправляем ошибки прошлого, избавляясь от гнетущего чувства вини и угрызений совести. Тем самым мы демонстрируем свое стремление жить по- новому.

ДЕСЯТЫЙ ШАГ: Мы продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу признавали это.

Что бы не попасть в ловушку прежнего губительного образа мышления, мы продолжаем анализировать свои чувства, мысли и поведение. Нам необходимо учиться сразу признавать свои ошибки и исправлять их.

ОДИННАДЦАТЫЙ ШАГ: Путем молитв и размышлений мы старались улучшить свой осознанный контакт с Богом, как мы его понимали, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить и о даровании силы для этого.

На протяжении всего выздоровления, выполняя шаги, с 1-го по 10-й, мы обретаем понимание Бога, как силы более могущественной, чем наша собственная. Программа «12 ШАГОВ » не религиозная, но духовная. И нам обязательно нужно улучшать свой осознанный контакт с Богом, как мы его понимаем, что бы продолжать развивать нашу духовную сущность.

ДВЕНАДЦАТЫЙ ШАГ: Достигнув духовного пробуждения в результате выполнения этих шагов, мы стремились нести весть об этом другим зависимым и применять эти принципы во всех наших делах.

Наша главная задача- начать принципиально новую жизнь. Работая по предыдущим шагам мы по лучили инструменты выздоровления. Пришло время окончательно и безоговорочно впустить эти чудеса во все сферы нашей деятельности. Благодаря 12 -му шагу мы начинаем жить по- новому, неся весть о выздоровлении тем зависимым, которые все еще страдают, тем самым закрепляя свою веру в том, что мы на верном пути.

Все эти шаги прорабатываются системно, один за другим. Но по сути зависимый начинает учиться пользоваться всеми этими принципами сразу, как только приступает к выздоровлению по этой программе.

"Мы признали свое бессилие перед наркоманией,

признали, что наша жизнь стала неуправляемой"

У всего есть свое начало. Так и с шагами: Первый Шаг - это начало процесса выздоровления. Выздоровление начинается здесь. Мы не можем идти дальше, пока не проработаем этот шаг.

Некоторые члены Анонимных Наркоманов интуитивно чувствуют, как сделать этот Первый Шаг, другим нужно проработать его системно. Наши мотивы над Первым Шагом изменяются в зависимости от конкретного члена Анонимных Наркоманов. Может, мы новички и только что побороли в себе искушение, разбив склянку с наркотиком. Может быть, уже прошло какое-то время с той поры, когда мы отказались от наркотиков, но мы обнаружили, что наша болезнь активизировалась в какой-то другой сфере нашей жизни и дает нам понять, что мы бессильны перед ней и опять не можем контролировать свою жизнь. Не каждый шаг нашего развития обусловлен болью - иногда просто приходит время снова вернуться к Шагам, и так начинается новая стадия нашего бесконечного движения к выздоровлению.

Некоторым из нас как-то проще объяснять свое положение именно болезнью, а не ошибками морального плана. Другим все равно, что послужило причиной - мы просто хотим покончить с этим!

Как бы там ни было, настало время что-то предпринять и сделать первый шаг: заняться конкретным делом, которое поможет нам избавиться от нашей зависимости, какую бы форму она ни принимала. Мы надеемся пропустить через себя принципы Первого Шага - глубже осознать свое поражение, капитально освоить принципы признания, готовности, честности, непредубежденности.

Сначала нам необходимо остановиться на моменте признания своего поражения. Есть много способов сделать это. Для некоторых из нас тот путь, который мы прошли, приближаясь к Первому Шагу, был более чем достаточен, чтобы убедиться, что капитуляция - единственно возможный для нас вариант. Другие же начинают этот процесс, не будучи совершенно убежденными в том, что мы - наркоманы, или что мы действительно исчерпали запас своих жизненных сил. И только работая над Первым Шагом мы приходим к осознанию того, что мы действительно наркоманы, что мы подорвали свое здоровье и что пора сдаться.

Прежде чем начать работать над Первым Шагом, мы должны прекратить принимать наркотики - чего бы это ни стоило. Если мы новички в Анонимных Наркоманах, а наш Первый Шаг - это элементарная возможность увидеть, как же наркотическая зависимость повлияла на нашу жизнь, то нам просто необходимо быть чистыми. Если мы уже какое-то время живем в чистоте, а наш Первый Шаг - признание собственного бессилия перед каким-то другим состоянием, которое сделало нашу жизнь неуправляемой, то мы должны найти способ справиться с этим состоянием, чтобы “мы сдались” не означало “мы продолжаем”.

Наркомания - это болезнь

Наркоманами нас делает наша болезнь -зависимость - не наркотики, не наше поведение, а наша болезнь. Что-то внутри нас не дает нам удержать контроль над употреблением наркотиков. И это же “что-то” склоняет нас к одержимости и компульсивности при иных жизненных обстоятельствах. Как мы можем определить, когда болезнь активизируется? Когда мы становимся одержимыми навязчивой идеей, поведение становится компульсивным и эгоцентричным и мы начинаем без конца хитрить, то наступает физическое, психическое, духовное и эмоциональное расстройство.

Что для меня означает “болезнь наркомания”?

Проявлялась ли моя болезнь в последнее время? Как именно?

На что это похоже, когда я одержим какой-либо навязчивой идеей? Вписывается ли мое мышление в какой-либо шаблон? Как это можно описать?

Когда во мне зарождается какая-то мысль, то я начинаю немедленно действовать или сначала представляю себе возможные последствия? Как иначе проявляется мое компульсивное поведение?

Как эгоцентризм моего заболевания влияет на мою жизнь и на жизнь окружающих меня людей?

Как моя болезнь подействовала на меня в физическом плане? В психическом? В духовном? В эмоциональном?

Наша болезнь может заявить о себе по-разному. Когда мы первый раз придем к Анонимным Наркоманам, то, конечно, нашей проблемой будут наркотики. Позднее мы узнаем, что наша болезнь разрушает нашу жизнь во всех сферах.

Как именно проявлялась моя болезнь в последнее время?

Преследовала ли меня мысль о каком-то человеке, месте или предмете? Если да, то как это повлияло на мои отношения с другими людьми? Как еще эта навязчивая идея повлияла на меня психически, физически, духовно и эмоционально?

Отрицание

Отрицание - это часть нашей болезни, которая твердит нам, что мы не больны. Отрицание означает нашу неспособность увидеть реальность нашей болезни. Мы преуменьшаем ее влияние. Мы обвиняем других людей, ссылаясь на то, что наши семьи, наши друзья и работодатели слишком многого от нас ожидали. Мы сравниваем себя с другими наркоманами, чья зависимость кажется нам “хуже” нашей. Мы можем винить какой-то один конкретный наркотик. Если мы какое-то время воздерживались от наркотиков, то мы можем сравнивать теперешнее проявление нашей болезни с тем, какое у нас было, когда мы принимали наркотики, и уговаривать себя, что ничто из того, что мы делаем сегодня, не может быть так же плохо, как это было тогда! Правдоподобные, но в действительности ложные, объяснения нашего поведения - это самые простые доказательства нашего отрицания.

Давал ли я правдоподобные, но нечестные объяснения своим поступкам? Какие именно?

Поступал ли я компульсивно, одержимый какой-либо идеей, и не уговаривал ли я себя потом, что именно так я и планировал поступить? Когда это было?

Как именно я перекладывал вину за свои поступки на других людей?

Как я сравнивал свою наркоманию с наркоманией других людей? Достаточно ли “плоха” моя наркомания, если я не сравниваю ее ни с чьей больше?

Сравниваю ли я сегодняшнее проявление моей наркомании с той жизнью, какая у меня была еще до того, как я начал соблюдать чистоту? Не мучит ли меня мысль о том, что мне следовало бы в этом разобраться получше?

Перед тем, как мое поведение меняется в худшую сторону, не думаю ли я, что у меня достаточно информации о наркомании и о выздоровлении, чтобы контролировать мое поведение?

Я предотвращаю какие-то поступки, потому что боюсь, что мне будет стыдно, когда я увижу результаты моей наркомании? Я сдерживаюсь, потому что боюсь, а что скажут люди?

Самобичевание: отчаяние и изоляция

Наша наркомания в итоге приводит нас к такому моменту, когда мы не можем больше отрицать природу наших проблем. Вся ложь, все оправдания и иллюзии улетучиваются, когда мы перестаем бояться видеть то, во что превратилась наша жизнь. Мы видим, что жили без надежды. Мы обнаруживаем, что стали недружелюбными или совершенно замкнутыми, а наши отношения с семьей превратились в притворство, в пародию на любовь и близость. И хотя может показаться, что все потеряно, когда мы видим (находим) себя в таком состоянии, тем не менее, правда состоит в том, что мы должны пройти через это, прежде чем сможем взять курс на выздоровление.

Какой кризис подтолкнул меня к выздоровлению?

Какие ситуации подвели меня к проработке Первого Шага?

Когда я впервые осознал свою зависимость, как проблему? Я пытался что-то исправить? Если да, то как именно? Если нет, то почему?

Бессилие

Будучи наркоманами, мы по-разному реагируем на слово “бессилие”. Некоторые из нас считают, что более точного описания нашей ситуации просто невозможно подобрать, и мы признаем свое бессилие с чувством облегчения. Другие с отвращением отвергают это слово, отождествляя его со слабостью или другими недостатками характера. Понимание бессилия, а также того, насколько естественно для выздоровления признание нашего собственного бессилия, поможет нам преодолеть те негативные ощущения, которые могут у нас возникнуть в связи с принятием этой концепции.

Мы бессильны, когда наша движущая жизненная сила находится вне контроля. Наша зависимость, конечно же, квалифицируется как неподвластная контролю движущая сила. Мы не можем умерить или проконтролировать наше употребление наркотиков или другое компульсивное поведение, даже если в результате нам грозят невосполнимые потери. Мы не можем остановиться, даже если знаем наверняка, что в результате нас ждет невосстановимое физическое увечье. Мы сами видим, что делаем то, чего бы никогда не сделали, если бы не наша наркомания, то, что наполняет нас чувством стыда, когда мы задумываемся об этом. Мы даже можем решить, что мы не хотим употреблять, что мы не собираемся употреблять, но обнаруживаем, что мы просто не в состоянии остановиться, если подворачивается случай.

У нас даже могли быть попытки воздержаться от употребления наркотиков или других компульсивных поступков (возможно более или менее успешные) в течение какого-то времени и без программы, но они приводили лишь к тому, что наша зависимость при случае толкала нас обратно туда, где мы были раньше. Чтобы проработать Первый Шаг, мы должны крепко усвоить, что мы лично бессильны перед самими собой.

Перед чем конкретно я бессилен?

Под влиянием своей наркомании я совершал такие поступки, которых не было бы, если бы я вовремя решился на выздоровлении? Какие это были поступки?

Какие я совершил поступки, которые способствовали моей наркомании и полностью шли вразрез со всеми моими убеждениями и представлениями о ценностях?

Как меняется моя индивидуальность, когда я нахожусь во власти зависимости? (Например: Становлюсь ли я самонадеянным? Эгоцентричным? Подлым? Пассивным в плане самозащиты? Твердолобым?)

Манипулирую ли я другими людьми в угоду моей зависимости? Как именно?

Попытавшись прекратить употребление, я обнаружил, что не могу этого? Прекратив употребление самостоятельно, я обнаружил, что моя жизнь без наркотиков так мучительна, что мое воздержание длилось недолго? На что было похоже это время?

Как моя наркомания способствовала тому, что я мучился сам и мучил других?

Неуправляемость

Шаг Первый призывает нас признать две вещи: во-первых, что мы бессильны перед нашей наркоманией, а во-вторых, что наша жизнь стала неуправляемой. Вообще-то трудно признавать одно, отвергая другое. Наша неуправляемость - это внешнее проявление нашего бессилия. Есть два типа неуправляемости: внешняя (видимая) неуправляемость - она заметна другим людям, и внутренняя или личностная неуправляемость.
Внешняя неуправляемость отождествляется с арестами, потерей работы, семейными проблемами. Кое-кто из наших товарищей побывал в тюрьме. Некоторым никогда не удавалось удержаться на одном месте дольше, чем пару месяцев. А кого-то вышвыривали из семей и велели никогда больше не появляться.

Внутренняя или личностная неуправляемость часто отождествляется с нездоровой или ложной системой представлений о самом себе, о том мире, в котором мы живем, и о людях, которые окружают нас в нашей жизни. Мы можем думать, что мы никчемные и никудышные. Мы можем верить, что мир вертится вокруг нас, и что так не только должно быть, но так и есть. Мы можем быть уверены, что это не наше дело - заботиться о себе, кто-то другой должен этим заниматься. Мы можем считать, что ответственность, которую берет на себя обычный человек, конечно же, слишком велика для нас. Мы можем слишком бурно или вообще не реагировать на события в нашей жизни. Эмоциональное непостоянство - это наиболее характерный признак личностной неуправляемости.

Что для меня означает неуправляемость?

Арестовывали ли меня когда-либо? Были ли у меня проблемы с законом из-за моей наркомании? Когда-нибудь я совершал что-то такое, за что меня могли бы арестовать, если бы поймали? Что это были за дела?

Какие проблемы у меня были на работе или в школе из-за моей наркомании?

Какие проблемы у меня были с друзьями из-за моей наркомании?

Предпочитаю ли я все делать по-своему? Каким образом мое упрямство повлияло на мои отношения с родственниками?

Считаюсь ли я с потребностями других людей? Как отсутствие внимания с моей стороны повлияло на мои отношения с родственниками?

Принимаю ли я ответственность за свою жизнь и свои поступки? В состоянии ли я выполнять мои ежедневные обязанности, не сдавая своих позиций? Как это сказывается на моей жизни?

Опускаю ли я руки, если дела идут не так, как запланировано? Как это сказывается на моей жизни?

Является ли для меня любое возражение личным оскорблением? Как это сказывается на моей жизни?

У меня все еще отсутствует здравомыслие, я в любой ситуации впадаю в панику? Как это сказывается на моей жизни?

Игнорирую ли я сигналы, предупреждающие меня о том, что что-то серьезное может случиться с моим здоровьем или с моими детьми, думая, что все как-нибудь обойдется? Описать.

Находясь в опасности, был ли я когда-либо равнодушен к этой опасности или как-то неспособен к самозащите из-за моей наркомании? Описать.

Причинил ли я кому-нибудь зло из-за моей наркомании? Описать.

У меня вспыльчивый характер или я просто иначе реагирую на свои ощущения и у меня недоразвиты чувства самоуважения и собственного достоинства? Описать

Я принимал наркотики, чтобы изменить или подавить свои чувства? Что именно я пытался изменить или подавить?

Оговорки

Оговорки - это то место в нашей программе, которое мы приберегаем для рецидива. Они образуются вокруг идеи о том, что мы можем сохранять какой-то контроль, например, “Ну ладно, я согласен, что не могу контролировать употребление наркотиков, но продавать-то их я могу?” Или мы можем думать, что можем продолжать дружить с теми людьми, с кем вместе принимали или у кого покупали наркотики. Мы можем думать, что какие-то разделы программы к нам не относятся. Мы можем думать, что в каких-то случаях мы просто не сможем удержаться, например, заболеем серьезно или любимый человек умрет, и даже планируем принять наркотик тогда. Мы можем думать, что, достигнув какой-то цели, заработав определенное количество денег или прожив сколько-то лет чистыми, мы после этого сможем контролировать наше употребление наркотиков. Обычно эти оговорки прячутся на задворках нашего сознания и мы к ним не очень серьезно относимся. Это естественно, что мы предполагаем какие-то отступления, которые мы можем себе позволить или можем запретить, прямо здесь и сейчас.

Я в полной мере осознаю степень моей болезни?

Я думаю, что я все еще могу общаться с людьми, которые так или иначе связаны с моей наркоманией? Можно ли мне посещать те места, где я обычно принимал наркотики? Разумно ли хранить наркотики или их атрибуты, просто чтобы “напоминать себе” или чтобы испытать свое выздоровление? Если да, то почему?

Есть ли что-нибудь такое, что мне не пережить без наркотиков, например, произойдет что-нибудь в высшей степени неприятное и мне придется принять наркотик, чтобы загушить боль?

Не думаю ли я, что, оставаясь какое-то время чистым, или при каких-то особых жизненных обстоятельствах я смог бы контролировать свое употребление наркотиков?

Какие отступления я до сих пор держу для себя про запас?

Признать поражение

Это большая разница - покориться и признать поражение. Покорность - это то, что мы чувствуем, когда осознаем, что мы наркоманы, но еще не признаем выздоровление как решение нашей проблемы. Многие из нас ловили себя на этом еще задолго до того, как заглянули к Анонимным Наркоманам. Мы могли думать, что нам судьбой предназначено быть наркоманами, жить и умереть с нашей наркоманией. А вот признание поражения - это именно то, что происходит с нами, когда мы воспринимаем Первый Шаг, как нечто необходимое для нас, и настраиваемся на выздоровление. Мы не хотим жить так, как жили раньше. Мы не хотим больше испытывать те же чувства, что и раньше.

Чего я боюсь в идее (концепции) поражения, если чего-то действительно боюсь?

Что убеждает меня, что я больше не могу по-прежнему принимать наркотики?

Понимаю ли я, что никогда не смогу восстановить контроль, даже после длительного воздержания?

Могу ли я начать выздоравливать, не признав полностью свое поражение?

На что будет похожа моя жизнь, если я полностью признаю свое поражение?

Могу ли я продолжать идти по пути выздоровления, не признав полного поражения?

Духовные принципы

В Первом Шаге мы (с) концентрируемся на честности, непредубежденности, готовности, смирении и признании.

Обращение к принципу честности в Первом Шаге начинается в тот момент, когда мы соглашаемся с правдой о нашей зависимости, и продолжается в наших честных поступках ежедневно. Когда мы произносим на собрании “я наркоман”, то это может быть первым честным высказыванием за долгое время. Мы учимся быть честными сами с собой и, следовательно, с другими людьми.

Если бы я задумал снова принимать наркотики, то рассказал бы об этом своему спонсору или кому-нибудь еще?

Сталкивался ли я с моей болезнью, как с чем-то реальным, вне зависимости от того, как долго я к тому времени воздерживаля от наркотиков?

Заметил ли я, что теперь, когда мне не надо скрывать мою наркоманию, мне больше нет нужды лгать, как раньше? Нравится ли мне та свобода, которую я при этом получаю? С чего я начал поступать честно, идя по пути выздоровления?

Принцип непредубежденности в Первом Шаге прежде всего предполагает готовность поверить в то, что можно жить по-другому, и захотеть это осуществить. Неважно, что мы не можем видеть все детали того, как это могло бы осуществиться, что это может быть абсолютно не похоже на то, о чем мы слышали раньше; давайте не будем ограничивать себя и свое воображение. Иногда от членов Анонимных Наркоманов мы слышим высказывания, которые звучат для нас абсолютно невероятно, например, “сдаться, чтобы победить”, или призыв молиться за того, на кого мы в обиде. Мы демонстрируем непредубежденность (восприимчивость), если не отвергаем того, что еще не попробовали сами.

Что на своем пути к выздоровлению я слышал такого, во что мне было трудно поверить? Просил ли я своего спонсора или того, кто рассказывал, разъяснить мне это?

Каким образом я демонстрирую свою непредубежденность?

Принцип готовности, заложенный в Первом Шаге, можно объяснять по-разному. Когда мы впервые задумываемся о выздоровлении, многие из нас или совсем не верят, что это возможно для нас, или просто не понимают, как это будет происходить, но мы все равно приступаем к Первому Шагу - и это наш первый опыт проявления готовности. Любое действие с нашей стороны, которое поможет нашему выздоровлению, являет собой готовность: прийти на собрание пораньше и подольше там задержаться, помочь организовать собрание, найти телефоны других членов Анонимных Наркоманов и позвонить им.

Готов ли я следовать инструкциям своего спонсора?

Готов ли я посещать собрания регулярно?

Готов ли я вложить все силы в свое выздоровление? Каким образом?

Принцип смирения, такой важный для Первого Шага, почти целиком выражается в нашем признании поражения. Смирение проще определить, как принятие себя такими, какие мы есть на самом деле - не лучше и не хуже тех, какими мы были, употребляя наркотики, - просто люди .

Верно ли, что я - чудовище, погубившее весь мир своей наркоманией? Верно ли, что моя наркомания совершенно несущественнадля окружающего меня общества? Или что-то среднее между этим?

Есть ли у меня чувство относительной значимости (важности) в кругу семьи или друзей? В обществе в целом? Что это за чувство?

Как я объясняю принцип смирения в свете проработки Первого Шага?

Чтобы претворить в жизнь принцип признания, нам придется сделать гораздо больше, чем просто объявить себя наркоманами. Когда мы признаем свою зависимость, мы чувствуем глубокое внутреннее изменение, обусловленное все возрастающим осознанием надежды. И еще мы начинаем ощущать умиротворение. Мы примиряемся с нашей наркоманией, с нашим выздоровлением и с тем, что обе эти реальности будут с нами всю жизнь. Мы не испытываем благоговейного страха перед будущими собраниями, контактами со спонсором и работой по шагам; более того, мы начинаем относиться к выздоровлению, как к драгоценному дару, а работа, связанная с этим, для нас уже трудна не более, чем вся наша обычная жизнь.

Примирился ли я с тем, что я наркоман?

Примирился ли я с тем, что именно мне придется что-то предпринимать, чтобы оставаться чистым?

Почему признание моей болезни необходимо для моего выздоровления?

Когда мы будем готовы перейти ко Второму Шагу, мы, наверное, спросим себя, достаточно ли хорошо мы проработали Шаг Первый? Уверены ли мы, что пора двигаться дальше? Мы на этот шаг затратили столько же времени, сколько и другие? Достигли ли мы истинного понимания этого шага? Многие из нас сочли полезным письменно изложить свое понимание каждого шага - это своеобразная подготовка к продвижению дальше.

Как я понимаю Первый Шаг в целом?

Как мои прежние знания и опыт повлияли на мою работу над этим шагом?

Сейчас мы подошли к тому месту, откуда нам видны результаты нашего старого образа жизни; мы провозгласили курс на новую жизнь, но мы, видимо, еще не подозреваем, насколько богата своими возможностями жизнь в выздоровлении. Может быть, на данный момент достаточно просто прекратить принимать наркотики, но скоро мы поймем, что нужно чем-то заполнить то пространство, откуда мы изъяли наркотики или другое наваждение. Работа над другими шагами заполнит эту пустоту. Следующий пункт назначения на нашем пути к выздоровлению - это Второй Шаг.

Программа 12 шагов для созависимых, с пояснениями правил перестройки собственной личности, дает возможность людям пересмотреть свои взгляды на жизнь. Процесс терапии длительный, но он дает возможность вернуть контроль над собой. Во время лечения пациент учится адекватно воспринимать окружающий его мир и жить с ним в гармонии.

Психология алкоголика, независимо от того, каких моральных принципов придерживался человек до своей зависимости от спиртного, сводится к «тоннельному виденью». Т. е. больной не ставит никаких целей в жизни, кроме как выпить очередную рюмку. Чтобы реализовать свое желание, он готов пойти на разные аморальные поступки. Постоянные попытки противостоять такому поведению начинают формировать разлад личности человека, который пытается заботиться об алкоголике.

Признаки созависимости

Созависимость — это состояние, при котором человек добровольно отказывается от свободы выбора, его больше интересует мнение окружающих или конкретного человека. На этом фоне исчезает большинство жизненных приоритетов.

Созависимость при алкоголизме или наркомании возникает, когда в семье кто-то из близких становится заложником одной из таких вредных привычек. Поведение зависимого отражается на всех окружающих, но некоторые стараются помочь больному, обращаясь за профессиональным лечением, а другие перекладывают весь груз на свои плечи. Так постепенно начинает развиваться созависимость.

Одно устремление — выпить

К характерным признакам такого патологического состояния относят такие черты, как:

  1. Заниженная самооценка . Мнение окружающих становится приоритетным.
  2. Контроль над ситуацией . Если члены семьи не отворачиваются от алкоголика или наркомана в тяжелое для него время, то они автоматически начинают контролировать всю его жизнь. Иногда чрезмерная опека приводит к тому, что у созависимого человека появляется уверенность в том, что он способен контролировать любую ситуацию. Если случается провал, то это существенно отражается на психологическом состоянии и часто приводит к развитию нервных расстройств и глубоких депрессий.
  3. Чрезмерная забота . Желание быть полезным и спасать человека от алкогольной или наркотической зависимости всеми возможными способами. Бездействие становится для созависимых невыносимым.
  4. Потеря эмоций . Изначально попытки самостоятельно повлиять на действия зависимого человека приводят к появлению «бури» эмоций. Это может быть гнев, стыд, вина, сострадание, ярость и пр. Если постоянно пребывать в таком состоянии, рано или поздно наступает момент потери эмоциональной чувствительности.
  5. Прогрессирование созависимости приводит к появлению различных психосоматических заболеваний .
  6. Отрицание . Боясь увидеть всю проблему в действительности, созависимый начинает верить в ложь алкоголика и воспринимает только то, что ему хочется слышать.

Созависимое поведение полностью изменяет человека, нарушая его психологическое и физиологическое здоровье. Как и алкоголизм, так и данная проблема — это семейная болезнь. Человек, утративший контроль над своим поведением, как и наркозависимый, начинает оказывать негативное влияние на остальных людей, с которыми находится в близком контакте. К примеру, если алкогольной зависимостью страдает мужчина, а его жена становится созависимой, то дети автоматически попадают под влияние родителей. Это сказывается на их воспитании, что приводит к развитию других проблем.

Шаги к избавлению от созависимости

Программа для борьбы с созависимостью была основана по принципу работы групп самопомощи анонимных алкоголиков. По мере того, как психологическая помощь алкоголикам начала давать положительные результаты, терапевтический курс был несколько изменен и применен для лечения людей, страдающих от влияния зависимых.

Безусловно, полностью отворачиваться от близких, которые не могут самостоятельно справиться с наркотиками и прочим, не следует. Поэтому в курс занятий входит программа по выработке правильного поведения по отношению к той личности, которая стала причиной развития проблемы.

Избавление от созависимости начинается с самого тяжелого — признания своих реальных возможностей. Первый шаг будет сделан, когда человек осознает свое бессилие влиять на чьи-то действия и согласится на постороннюю помощь. Следующие 11 шагов будут включать в себя:

  1. Поиск истинной причины, которая спровоцировала заболевание.
  2. Осознание, что провокатором является не человек, а отношение к нему.
  3. Принятие того, что все действия, которые привели к таким проблемам со здоровьем, возникли в результате самостоятельного угнетения личности. Не следует обвинять кого-то в том, что появилась созависимость.
  4. Отказ от самобичевания. Необходимо перестать критиковать свои действия, которые не принесли положительных результатов для лечения зависимого человека.
  5. Найти хобби, которое позволит отвлекаться от проблем.
  6. Не следует ожидать от других каких-либо самостоятельных действий. Надежду нужно заменить просьбой.
  7. Не скрывать свои эмоции.
  8. Приобретение навыков четко осознавать свои желания и потребности.
  9. Определение личных психологических границ во взаимоотношениях.
  10. Нужно научиться быть открытым перед другими людьми, не закрываться от посторонней помощи.
  11. Развивать в себе лучшие качества, которые позволят повысить самооценку.

Курс занятий имеет теоретическую часть и практическую. Первая подразумевает посещение лекций и семинаров, а также чтение рекомендованной литературы. Одним из авторов книг, которые отвечают на вопрос, как избавиться от созависимости, является Валентина Москаленко. Писательница является доктором медицинских наук в области психиатрии. Валентина Дмитриевна входит в состав научных сотрудников ННЦ наркологии МЗ РФ. В ознакомительных целях рекомендуется прочесть ее издание «Зависимость: семейная болезнь».

Практическая часть занятий может проводиться в индивидуальном порядке или в группе. Для каждого пациента подбирается максимально подходящая терапия, к примеру:

  • адлерианская;
  • когнитивно-поведенческая;
  • юнгианская;
  • телесно-ориентированная и др.

Реабилитационный курс рассчитан приблизительно на год, но каждый человек индивидуален. Некоторые пациенты быстрее восстанавливаются, а другим требуется больше времени для того, чтобы осознать наличие проблемы и найти выход из сложившейся ситуации. Поэтому, если от созависимости не удалось избавиться по истечении года, больной остается участником программы до полного выздоровления.

Принцип действия терапии

Создается группа людей, которых объединяет одна проблема — созависимость. Когда в одной комнате собираются пациенты с данной психологической болезнью, они автоматически становятся равными друг перед другом. Это дает возможность не ощущать себя неполноценным.

В процессе занятий участники делятся своими мыслями и переживаниями. Никто из членов группы не осуждает и не выражает презрения. Изложение вслух волнующих проблем дает возможность проявлять собственные эмоции, а также налаживает контакты с окружающими.

Принцип действия программы основывается на следующем:

  • участие в групповой терапии не имеет ограничений по социальному статусу или степени выраженности заболевания;
  • изложенная проблема подвергается детальному анализу с целью поиска путей для ее решения;
  • созданная группа не требует регистрации личности и денежных взносов;
  • нет ограничений по возрасту.

Программа не имеет религиозных направлений, но в ней признается наличие посторонней силы, которая может помочь справиться с созависимостью. Это могут быть: моральные принципы, законы природы, духовность и пр.

Согласно утверждениям специалистов, групповая терапия дает возможность начать взаимодействовать с другими людьми. Она дает возможность помогать посторонним людям наладить свою жизнь, при этом устраняя собственную зависимость.