Все картины художника левитана. Исаак ильич левитан, биография и картины

Исаак Ильич Левитан (3(16) октября, по другим сведениям, 18(30) августа 1860, посад Кибарты(ныне г. Кибартай, Литва) — 22 июля(4 августа) 1900, Москва) — мастер« пейзажа настроения», один из создателей национального русского пейзажа.

Особенности творчества художника Исаака Левитана. Лирические пейзажи Левитана проникнуты, с одной стороны, субъективными человеческими переживаниями(природа« печалится», «хмурится», «умиротворена», «ликует» и т. п.), а с другой стороны — острым ощущением объективной высшей гармонии(отчего присутствие человека в пейзаже становится ненужным и даже излишним). Изображая с большим чувством и правдивостью всё милое и скромное, невзрачное и неброское, простое и великое в русской природе, Исаак Левитан, по словам Александра Бенуа , привнёс «в чёрствый реализм живительный дух поэзии» .

Известные картины Исаака Левитана : «Осенний день. Сокольники », «Над вечным покоем », «Тихая обитель », «У омута », «Владимирка "

…Дважды неудачно стрелялся, а один раз пытался повеситься. Мог зарыдать посреди разговора. Или убежать в разгар выставки, чтобы спрятаться от людских глаз. Уходил, бросив свои этюды и никого не предупредив, на охоту в лес без еды на несколько дней, был объявлен в розыск как пропавший без вести, а когда вернулся, арестован на сутки — дабы впредь не морочил полиции голову. Дважды, словно в повторяющемся дурном сне, с отчаянием и яростью швырял к ногам возлюбленных(сначала одной, а потом второй — обе были давно и прочно замужем не за ним и какое-то время за больное сердце Левитана конкурировали) мертвую чайку, собственноручно застреленную. Переживал мучительные припадки депрессии. И умер в неполные 40 лет от расширения аорты.

Но какое это всё имеет отношение к его искусству? Что общего у биографии Левитана и его картин? Жизнь и живопись — параллельные вселенные! Не трогайте гения скользкими лапами, продажные жёлтые писаки! Разве это что-то объясняет или что-то помогает понять?!

Посмеем утверждать — помогает. Попробуйте нам поверить, а мы попробуем объяснить.

Пейзажи как отражение личности и биографии Исаака Левитана

Исключительно тонкая душевная организация, мнительность и ранимость, «оголённые нервы», меланхолический темперамент с присущим ему обострённым интуитивным восприятием — всё это напрямую связано с гениальной способностью Левитана разглядеть в неброской и неконтрастной русской природе такое, что до него не смог увидеть никто.

«Эти бедные селенья, эта скудная природа…» , — обобщал в XIX веке Тютчев, один из любимых поэтов Левитана. «Я пойду по угрюмой тропе, чтоб запомнить рыданье пурги» , — живописал те же реалии в ХХ веке Рубцов. «Там, где я родился, основной цвет был серый» , — споёт в XXI веке Гребенщиков. Долгое время считалось, что в России нет и не может быть пейзажа, достойного кисти живописца; первые пенсионеры академии ехали за пейзажем в Италию, более близкие по времени к Левитану Шишкин и Поленов — в Германию, Швейцарию, Францию.

Левитан начинал и заканчивал русским пейзажем, это была его« альфа и омега», и он совсем не считал русскую природу ни угрюмой, ни скудной. «Северный великорусский, безропотный, нерадостный, с щемящею нотой тоски и грусти пейзаж» , как характеризовал его сверстник Левитана, художник Леонид Пастернак , — этот пейзаж оказался склонному к тоске и грусти Левитану не только внятен и дорог, но и — подвластен. Обратим внимание, даже искусствоведческая терминология, применимая к Левитану, намекает на меланхолию: «трепетный мазок», «нервная кисть»…

Левитан бывал за границей трижды, но к природе более яркой(как во Франции и Италии) или более торжественно-величавой(как в горах Швейцарии) остался равнодушен, тяготился, скучал, писал тоскливые письма: «Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси — реки разлились, оживает все… Нет лучше страны, чем Россия! Только в России может быть настоящий пейзажист» . Даже в более колоритном по сравнению со средней полосой России Крыму художник умудрялся затосковать. Его крымские этюды мгновенно раскупили с выставки, а Левитана жаловался: «Природа здесь(в Крыму — ред.) только вначале поражает, а после становится скучно и очень хочется на север… Я север люблю больше, чем когда-либо…, я только теперь понял его» .

Здесь в самом непритязательном мотиве« меланхолик-барбизонец» Левитан силою своей любви открывал «разлитое в природе божественное нечто» . Пронзительная и негромкая, скромная и смиренная русская природа претворяется в творчестве Левитана в высочайшую поэзию.

Что скрывало детство Левитана?

Несмотря на собственную влюбчивость и ответный горячий женский интерес, Исаак Левитан никогда не был официально женат. Единственной женщиной, которой он однажды сгоряча и, кажется, внезапно не только для неё, но и для себя самого сделал предложение, оказалась младшая сестра Чехова — Мария Павловна. Ничего из этого не вышло. Однако, вопреки обычному для подобных ситуаций сценарию, Левитан и Мария на всю жизнь остались близкими друзьями. Но даже она признавалась: «Сам Исаак Ильич никогда и ничего о родных и детстве не говорил. Выходило, как будто у него не было совсем ни отца, ни матери. Порой мне казалось даже, что ему хотелось забыть об их существовании. Рассказывал он только, что очень бедствовал ребёнком…»

Биографам стоило усилий в общих чертах восстановить картину начала жизни Левитана.

Он родился у западной оконечности Российской империи, у железнодорожной станции Кибарты(ныне территория Литвы) в интеллигентной еврейской семье. Дед Левитана был раввином, его отец также закончил раввинскую школу, но дальше совершенствоваться в талмудических премудростях не пожелал. Самостоятельно выучив немецкий и французский, Эльяшив(Илья) Левитан работал контролером на железной дороге, переводчиком во французской фирме. Жили бедно. Детей в семье было четверо: сыновья Авель (он позже станет называть себя Адольфом) и Исаак, дочери Тереза и Эмма. О матери семейства Басе(Берте) Левитан, заядлой книгочейке, биографы говорят, что вместо горячего обеда она могла с упоением и страстью пересказывать детям содержание какой-нибудь захватившей её книжки.

Отец Левитана в поисках лучшей жизни с непрактичностью будущих героев Чехова грезил «В Москву, в Москву!» , и в конце 1860-х вся семья с маленькими детьми действительно перебралась в первопрестольную, но чаемого благополучия не обрела. Отец преподавал французский отпрыскам состоятельных еврейских семей. Денег не хватало уже катастрофически, из-за чего собственные дети Ильи Левитана даже не могли посещать школу — по вечерам он сам пытался наверстать упущенное.

У сына Авеля обнаружились кое-какие способности к рисованию и он был принят в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Скоро туда же поступил 13-летний Исаак. По некоторым мемуарам выходит, что особой одарённости отец в нём не замечал: просто было сподручно, когда сыновья учатся в одном месте и держатся вместе. Кстати, точно так же вслед за страшим братом Сергеем , которого ему предстоит превзойти, поступил в Училище и однокашник Левитана — Константин Коровин .

Жить Левитаны продолжали очень бедно, в крохотной съёмной квартирке. Исааку исполнилось 15, когда умерла его мать. А когда ему было 17, Илью и Исаака Левитанов одновременно свалил брюшной тип. Перепугавшиеся сердобольные соседи доставили отца и сына в разные больницы, вернуться откуда было суждено одному только Исааку — отец скончался. За несколько последующих лет Левитан познает унижение бездомности и безденежья, гонения по национальному признаку и даже голод.

Но почему же всё-таки он не желал вспоминать о родителях?

Несколько лет назад кандидат экономических наук Михаил Рогов разыскал и опубликовал архивные данные, из которых следует, что Илья и Берта Левитан, у которых в 1860-м родился сын Авель, никак не могли быть родителями появившегося на свет в том же 1860-м году, всего за 5 месяцев до Авеля, Исаака. Исаак Левитан, согласно метрикам, был сыном родного брата Ильи — Хацкеля, но почему-то воспитывался в семье и носил отчество своего дяди. Причин мы не знаем. Эта семейная тайна умерла вместе с братьями-художниками Левитанами: Исаак велел после своей смерти уничтожить всю свою переписку, а переживший его на 33 года Авель был чудовищно скрытен.

Студенчество затянулось в биографии Левитана на целых 11 лет

Сначала Исаак учился в натурном классе у обличителя-жанриста Василия Перова , но каким-то чудом в 14-летнем мальчике рассмотрел родственную душу преподаватель соседнего — пейзажного — класса Алексей Саврасов . Он буквально выпросил« отдать» Левитана ему. Перов в этот раз противиться не стал.

Как только наступала весна, Саврасов уводил студентов из пыльных классов в лес, парк или к речке. Он мог явиться в училище с веткой вербы и требовать, чтобы коллеги оценили неповторимый тонкий запах первой зелени. А от учеников требовал не копирования, а наблюдательности. Некоторые считали Саврасова странным, а Левитан понимал его с полуслова. И если учитель просил ответить, шумит на его картине дуб или не шумит, Левитан не только не удивлялся вопросу, но и очень скоро начал понимать, как живописными средствами добиться того, чтобы дуб — шумел, берёза волновалась, а природа в целом — жила, печалилась и радовалась.

Самому Левитану печалиться в годы своего ученичества, увы, приходилось чаще. Осиротевший и бездомный, он иногда по три дня не обедал, испытывал головокружения от запаха ситного хлеба, которым подкреплялись товарищи, и несколько лет носил клетчатый пиджак и короткие брюки, из которых давно вырос. Михаил Нестеров рассказывал, что Левитан «сильно нуждался, про него ходило в школе много полуфантастических рассказов… Сказывали, что он иногда не имел и ночлега. Бывали случаи, когда Исаак Левитан после вечерних классов незаметно исчезал, прятался в верхнем этаже огромного старого дома Юшкова, где когда-то, при Александре I, собирались масоны, а позднее этот дом смущал московских обывателей« страшными привидениями»».

Положение слегка поправилось, когда Левитан получил стипендию московского генерала-губернатора. Но в 1879-м художника ждал еще один удар судьбы — евреев после покушения на государя выселили из Москвы. Через 13 лет, в 1892-м эта же ситуация повторится в биографии Левитана: его, уже знаменитого художника снова попросят« покинуть в 24 часа», и только благодаря большому общественному резонансу он сможет вернуться. Чувствовать себя изгоем, чужаком Левитану было не привыкать.

Диплома« классного художника» Исаак Левитан так и не сможет получить. Его любимый учитель Саврасов в училище показывался всё реже, он пил и не мог остановиться. Закончив« выпускную» картину, Левитан долго искал Саврасова по трактирам и ночлежкам, нашёл чуть ли не в рубище. Саврасов с похмелья начертил на обороте его картины мелом« Большая серебряная медаль»(она давала бы право на диплом). Но руководство училища с таким выводом не согласилось. Возможно, дала о себе знать растущая неприязнь Перова к Саврасову, или же, как считает Константин Паустовский, «талантливый еврейский мальчик раздражала иных преподавателей. Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа» .

Но еще несколько лет Левитан продолжал посещать классы училища: после Саврасова преподавать в МУЖВЗ пришёл Василий Поленов — замечательный колорист и очень образованный человек, много давший Левитану в плане живописи и писавший с него Христа для своих картин .

Взрослая жизнь художника Левитана

По выходе из училища Левитан с другом, художником-анималистом Алексеем Степановым поселились в дешёвых номерах на Тверской. Их много связывало и помимо живописи: безрадостное детство, раннее столкновение с бедностью и общая любовь к охоте. Левитан отменно стрелял уток и зайцев — Степанов их еще и писал, первую славу ему принесут картины« Лоси » и «Журавли летят ». В работу Левитана« Зимой в лесу » Степанов« подселил» волка. Номера на Тверской хозяева назвали пафосно: гостиница« Англия». Контраст очень смешил Чехова. Он острил, что все написанные в это время картины Левитана потом отнесут к «английскому периоду».

Денег опять не хватало, «халтурить», создавая на продажу лебедей и милующиеся под звёздами парочки, Левитан не умел. Он с благодарностью вспоминал первые 100 рублей, которые Павел Третьяков заплатил ему за картину« Осенний день. Сокольники », но и они быстро разошлись. Поленов« сосватал» своих талантливых учеников Коровина и Левитана писать декорации для Частной оперы Саввы Мамонтова . Платил« миллионщик» щедро, но Левитан был прирожденным станковистом, а не декоратором, да и в мамонтовском Абрамцеве он почему-то не прижился. Тем не менее, на деньги, заработанные у Саввы, Левитан отправился в своё первое большое творческое путешествие — в Крым. Увидев море впервые, Левитан не смог сдержать рыданий, но к Крыму очень быстро остыл. Его тянуло севернее: в подмосковное Бабкино, где он три года гостил вместе с семейством Чеховых, в Саввину Слободу под Звенигородом, на Волгу .

В начале 1980-х годов Чеховы гостили у помещиков Киселёвых в Бабкине, а Левитан снимал комнатку в соседней деревеньке Максимовка. Чехов забеспокоился, что Левитан давно не показывается на люди, и вместе с братьями отправился его искать. В сумерках они застали Левитана лежащим на кровати. От неожиданности Левитан выхватил и навел на них охотничье ружьё, а хозяйка дома шепнула Чехову: Исаак давеча сам стреляться хотел. Чехов, подозревая у Левитана начало душевной болезни и понимая, что его не следует оставлять в одиночестве, взялся опекать его: пригласил пожить с ними в Бабкино, подыскивал работу в юмористических журналах, в которых сотрудничал сам. Чехов же впервые привёл Левитана в салон Софьи Петровны Кувшинниковой .

«Нежный глаз»: любовные омуты в биографии Левитана

«Глаз Левитана был настолько нежен, что малейшая фальшь или неточность в колорите были у него немыслимы» , — утверждал художник Борис Иогансон . Женщины толковали« нежный глаз Левитана» иначе: эмоциональный и красивый Левитан был необыкновенно притягателен для противоположного пола. Его романы вечно оказывались бурными, сопровождались скандалами и несостоявшимися дуэлями.

Биограф Чехова Дональд Рейфилд, сорвавший с биографии писателя пелену пуританских умолчаний, и о Левитане говорит: «имевший сотни связей с сотнями женщин» . Оставив порядок чисел на совести англичанина, заметим, что самые длительные отношения в жизни Левитана были с художницей и музыкантшей Софьей Петровной Кувшинниковой, эта связь продлилась 8 лет и в сниженной проекции была описана Чеховым в «Попрыгунье». Но знаменитая« Попрыгунья» с её неумной и тщеславной героиней, недооцененным мужем-доктором и любовником — посредственным художником Рябовским, несмотря на совпадение обстоятельств, всё же художественный вымысел. Настоящая история Левитана и Кувшинниковой — это история о другом.

Софья Петровна была старше Исаака на 13 лет: на момент знакомства ей было 39, ему — 26, и она действительно была замужем за доктором — полицейским врачом Дмитрием Павловичем Кувшинниковым, известным в художественной среде не только благодаря салону жены, собиравшему известных литераторов, музыкантов и художников, но и потому, что с него Перов написал егеря-хвастуна в знаменитых« Охотниках на привале ».

Дмитрий Павлович серьёзно отдавался работе, его супруга в это время с той же страстью отдавалась искусству: она недурно рисовала, еще лучше играла на фортепиано и всё время что-то изобретала — необычные наряды для себя или обстановку для дома. «В Кувшинниковой имелось много такого, что могло нравиться и увлекать, — писала Ольга Книппер Антону Чехову. — Красотой она не выделялась, но была безусловно интересна, оригинальна, талантлива, поэтична и изящна. Можно вполне представить, почему увлекся ею Левитан» . «Это была не особенно красивая, но интересная по своим дарованиям женщина, — вторил жене Чехова его брат Михаил, — Она прекрасно одевалась, умея из кусочков сшить себе изящный туалет, и обладала счастливым даром придать красоту и уют даже самому унылому жилищу, похожему на сарай. Всё у них в квартире казалось роскошным и изящным, а между тем вместо турецких диванов были поставлены ящики из-под мыла и на них положены матрацы под коврами. На окнах вместо занавесок были развешаны простые рыбацкие сети».

Софья Петровна попросила Левитана дать ей несколько уроков, так начался их роман. Как только наступали тёплые дни, все 8 лет Левитан и Софья Петровна уезжали на этюды — в Подмосковье, под Тверь или на Волгу. Софья Петровна оказалась, как и Левитан, страстной и самозабвенной охотницей. Раньше, охотясь, Исаак мог по неделе пропадать в лесу в компании только своей собаки Весты — прибившейся к Левитану случайно, но на удивление ему преданной(рассказывали, что Левитан выучил свою собаку счёту до десяти и регулярно кормил, даже когда не имел обеда сам). Теперь они с Софьей Петровной, одетой по-мужски в брюки и ботинки, забирались в дебри, месили грязь, караулили вальдшнепов и тетеревов, стреляли, тащили тяжёлые ягдташи с добычей, а потом с азартом и даже злостью выбрасывали дичь на землю, считая, кто сегодня настрелял больше и не желая друг другу уступать. Свидетельство еще одной корреспондентки Чехова — его сестры Марии Павловна, несостоявшаяся невесты Левитана, делает картину завершённой: «Ты не представляешь, что происходит с С.П.(Софьей Петровной — ред.)! Балованная добрым и великодушным мужем, беззаботным и прочным устройством жизни, где всё подчинялось ей, она укрощает самоё себя, терпеливо сносит хандру, раздражение и резкости Левитана, лишь бы вселить в его беспокойную, тревожную душу ощущение лада и надёжности. Радуется, когда видит, что мир снова наполняется для него всеми красками, и его влечет холст, и он улыбчив и мягок. А людские пересуды ее мало интересуют».

В присутствии Софьи Петровны Левитан меньше и реже хандрил: она развлекала его веселыми рассказами об общих знакомых, заботилась о том, чтобы он не мёрз и не сидел без еды на этюдах, внушала ему уверенность в его огромном таланте, которую Левитан то и дело терял и опускал руки. Дарование Левитана возмужало и окрепло. Картины, написанные при деятельном участии в его жизни Софьи Петровны, принесли ему первую громкую известность. Это она облюбовала волжский городок Плёс, где Левитану так хорошо работалось и где появился« Вечер. Золотой Плёс» и «Тихая обитель». Это она ездила с Левитаном на озеро Удомля, где он писал величественное полотно« Над вечным покоем». Это они вместе с Софьей Петровной случайно набрели на Владимирский тракт, и пока Левитан писал« Владимирку», Софья на телеге возила, «как икону», тяжелое полотно от дома до «пленэра» и обратно.

Была ли она счастлива с Левитаном — бог весть, но её любовь и преданность не вызывает сомнений. Рейфилд утверждает, что Софья Петровна продержалась так долго рядом с художником лишь потому, что охотно закрывала глаза на его параллельно развивающиеся романы. В Плёсе Левитан и Кувшинникова познакомились с красавицей Анной Грошевой , томившейся, как Катерина из «Грозы», в патриархальной семье мужа-старообрядца. Софья Петровна помогала организовать побег Анны в Москву, думая, что душа той рвётся к свободе, в то время как Грошева рвалась к Левитану. Одно лето, гостя в имении помещика Панафидина, Левитан увлёкся другой красавицей — Ликой Мизиновой, которой собирался делать предложение Чехов. В письмах Левитан дразнил друга тем, что« божественная Лика» «любит не тебя, белобрысого, а меня, волканического брюнета» . В то лето он написал знаменитую картину« Омут», сказав Кувшинниковой: «У каждого в жизни был свой омут» . А Чехов предупреждал Лику: «Вам суждено разбить сердце бедной Сафо».

Но разбила Софье Петровне сердце другая женщина — которой, кстати, на момент знакомства с Левитаном тоже исполнилось 39, Анна Николаевна Турчанинова. В то лето Левитан с Кувшинниковой приехали на этюды в Тверскую губернию, их соседями оказалась семья видного петербургского чиновника Турчанинова — три очаровательных дочки в возрасте невест и их мать Анна Николаевна, не желавшая прощаться с молодостью, а красотой даже превосходившая дочек.

Татьяна Щепкина-Куперник, сумевшая примирить Левитана и Чехова, несколько лет не разговаривавших друг с другом после выхода« Попрыгуньи», сообщает: «Соперница Софьи Петровны — красивая. Она похожа на цыганку. Красит губы, всегда ходит в белом и от нее пахнет так сладко и так сильно, что даже чашки, из которых она пьет чай, пахнут духами. Она ужасно любезна со всеми — особенно с Софьей Петровной. И все хвалит ее этюды. Но глаза у нее — злые. Не строгие, как у Софьи Петровны — а так, злые. Мне все хочется представить, бывают ли они другими, когда она ласкает своих детей или молится? Но может быть, она вовсе не молится?»

В конце концов, Левитан порвал с Софьей Петровной, предпочтя ей Турчанинову. Но ни долгого счастья, ни тем более покоя с новой возлюбленной не обрёл. Одна из дочерей Анны Николаевны тоже влюбилась в художника. Их борьба с матерью за сердце Левитана была ожесточённой и длилась до самой его смерти. К Левитану вернулись депрессии, он снова стрелял в себя.

Последние годы и последние картины Исаака Левитана

У Левитана обострилось сердечное заболевание. Спорят, был ли это врождённый порок или приобретённый ревматический миокардит, но бесспорно, что положение усугубила неврастения. «Почему я один? Почему женщины, бывшие в моей жизни, не принесли мне покоя и счастья? — мучился Левитан. — Быть может, потому, что даже лучшие из них — собственники. Им нужно все или ничего. Я так не могу. Весь я могу принадлежать только моей тихой бесприютной музе, все остальное — суета сует… Но, понимая это, я все же стремлюсь к невозможному, мечтаю о несбыточном…»

Между тем, профессиональные успехи начинают следовать в биографии Левитана один за другим. Его принимают в члены Товарищества передвижных художественных выставок, а картина« Тихая обитель» производит, по слова Чехова, фурор. Левитан часто бывает за границей — но ведёт его туда не только необходимость искать для пейзажей свежую натуру и знакомиться с новыми направлениями в искусстве, но и необходимость лечиться. Левитана приняли в объединение« Мюнхенский Сецессион», игравшее важную роль в становлении стиля модерн. Находясь за границей, он хвалит германских врачей и их чудодейственные ванны, но жалуется на невозможность работать: «И в самом деле, здесь нет природы, а какая-то импотенция!» «Что мне здесь нужно, в чужой стране, в то самое время, как меня тянет в Россию и так мучительно хочется видеть тающий снег, березку?»

За два года до смерти Левитан, когда-то не удостоенный звания классного художника, становится академиком живописи и начинает преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где когда-то учился у Саврасова и Поленова. Он и сам оказывается прекрасным учителем: «Сегодня еду в Питер, волнуюсь, как сукин сын, — мои ученики дебютируют на Передвижной. Больше чем за себя трепещу! Хоть и презираешь мнения большинства, а жутко, черт возьми!» Левитан сблизился с «Миром искусства», ему казалось, что он только теперь начинает понимать что-то важное в живописи и еще на многое способен. «У Левитана расширение аорты, — фиксирует в дневнике Чехов. — Носит на груди глину. Превосходные этюды и страстная жажда жизни».

Левитан умер, не дожив до сорока, в августе 1900 года и был похоронен в Москве, на еврейском кладбище у Дорогомиловской заставы(в 1941-м его могила была перенесена на Новодевичье). По легенде, в тот август, когда умирал Левитан, чудесным образом второй раз за год зацвела сирень,

На странице представлены 32 картины Левитана Исаака Ильича. И среди них самая знаменитая картина «Весна. Большая вода». Художник самозабвенно воспевал природу, но не был чужд писать и портреты. Далее идут фото с названиями и описаниями картин Левитана.

Автопортрет Левитана в молодые годы.

Аллея. Левитан. Солнечный день, а в тени деревьев прохлада.

Белая сирень. Левитан. Не пренебрегал художник и натюрмортами.

Берёзовая роща. Левитан.

Бурлаки. Левитан.

Не такая известная картина как «Бурлаки на волге» Репина, но и Левитан этой темы касался. У Репина без лошадей бурлаки обходятся, им тяжелее!

Васильки. Левитан.

Весна в Италии. Левитан. Картины Левитана изображают не только русскую природу, но предпочтение художник отдавал именно русским пейзажам.

Весна пришла. Левитан. Похоже на месяц март. Картины Левитана о весне популярны.

Весна. Большая вода. Левитан. Март в разгаре!)

Самая известная картина Левитана. Картину с фото не сравнить! Здесь тепло и трепет человеческой руки!

Время весеннего половодья, когда вода заливает все берега. В тихой безмятежной воде отражаются деревья и облака. На берегу одинокая лодка. На заднем плане вдали виднеются подтопленные домишки деревни.

Немного грустно, но грусть эта наполнена надеждой на предстоящий расцвет природы. Весна идёт.

Картины Левитана всегда полны надежды.

Вечерний звон. Левитан.

Вдали светлые стены церкви отражаются в водной глади реки. На ближнем берегу спуск к реке и две лодки. Церковный звон.

Пейзаж наполнен светлой грустью!

Вид на Волгу

Дуб. Левитан.

Могучий дуб! Картины Левитана неподражаемы!

Заросший пруд. Левитан.

Зимой в лесу. Левитан. Волк на картине как живой. На фото такого эффекта не получится.

Золотая осень. Левитан. Любил художник и осень. Очень популярна картина после картины «Весна. Большая вода».

Июньский день. Левитан.

Цветы на лугу!

Лесное озеро. Левитан. Величественный пейзаж.

Март. Левитан. Очень популярная картина! Может быть и не менее знаменитая чем картина «Весна. Большая вода». Эту картину Левитан очень быстро писал, снег ведь весенний быстро таял. Весенняя энергия бурлит в картине. Зима отступает, весна пришла! Такой был вид из окна дома, где жил Левитан. Левитан в окно увидел лошадь с телегой и стал писать картину «Март».

Над вечным покоем. Левитан. Дух захватывает перед волей и простором! Величие природы!

Иные сайты заявляют, что это хрупкость и беззащитность?

Нет. Это ваша хрупкость и трусость! А здесь простор, свобода. величие! Каждому своё!

На фото картина «Октябрь».

На фото картина «Пейзаж с пароходом».

Картина «Перед грозой».

Мрачные облака.

Плёс. Левитан.

Плёс – городок на Волге в Ивановской области. В Плёсе больше всего Левитан картин написал.

Широкая Волга, на другом берегу за деревьями виднеются церковные купола! Нежный пейзаж!

На фото картина «Поздняя осень».

Портрет Антона Павловича Чехова.

Известно то, что Чехов и его семья дружили с Левитаном, заботились о нём, постоянно его опекали! Однако, для этой дружбы настали непростые времена, после выхода в свет рассказа А.Чехова «Попрыгунья» В этом рассказе Чеховым очень живописно были описаны сам И.Левитан и его возлюбленная С.Кувшинникова, конечно же под другими именами. Однако, персонажи рассказа были очень узнаваемы и Москва заговорила и забурлила. Левитан даже хотел вызвать Чехова на дуэль, но всё обошлось длительной размолвкой друзей. Непростой характер был у Левитана, депрессивный характер. С гениями такое случается!

Художник Исаак Ильич Левитан родился в местечке Кибарты (Литва) в августе 1860 года. О детстве он почти никому не рассказывал, поэтому сведений об этом периоде его жизни потомкам не осталось. Известно, что отец был каким-то очень небольшим служащим и изо всех сил старался дать детям хорошее образование. Исаак Левитан, биография которого начинается с переезда в Москву, пошёл по стопам брата-художника, который водил его на выставки, на пленэры, на этюды. В тринадцатилетнем возрасте Исаак был принят в художественное училище.

Великие учителя

С учителями мальчику сильно повезло, но в общем все годы обучения принесли ему тяжкие испытания. Он к тому времени остался круглым сиротой, никто и ничем не мог ему помочь, все проблемы в этом юном возрасте нужно было решать самостоятельно. У такого гениального пейзажиста, как Исаак Левитан, биография была сложная. Способности в нём сразу обнаружились недюжинные, поскольку и учителя оказались прекрасными: и Алексей Саврасов - уже сами имена всё сказали об этих художниках. К тому же и педагог, например, Саврасов был отменный, воспитавший целую когорту превосходных учеников: Нестеров, оба Коровины, Светославский, Степанов...

Левитан, биография которого описана в этой статье, чувствовал, что ему всё даётся легко, и постоянно боялся этой лёгкости, работал много и упорно, искал свой стиль. С восемнадцатилетнего возраста принимал участие в выставках, и о его картинах сразу же заговорили. Исаак Ильич Левитан сразу стал ярким явлением в сфере русской культуры. Как художник Левитан был очень пытлив, но исследовал он природу, не препарируя её по-медицински, он словно беседовал с нею доверительно. И никто не прознал от неё столько тайн, как Левитан.

Биография

Художник не любил далеко уезжать от родной природы, жил по большей части в Москве, работал в губерниях Тверской и Московской, дважды в Крыму и много - на Волге, поскольку состоял в "Товариществе передвижников". Жил всегда тихо, не было времени на излишества, потому что работа забирала у него всё время, все силы и всю любовь. Вот все эти дышащие жизнью работы, которые создал Левитан, - биография и есть, самая доподлинная.

Видение и чувствование

Он преодолел сценические условности местами сохранившиеся у друзей-передвижников. Человек необыкновенно восприимчивый к любым впечатлениям природы во всех её проявлениях, художник И. И. Левитан и его картина - каждая! - это каждый раз провидчество, "считывание" переживания. У музыкантов бывает

На пейзажи у Левитана был "абсолютный глаз" или "абсолютное чувство". Это же касается и где так же точно передаётся именно поэтическое настроение, которое было сутью художественного явления природы. В акварелях Левитан, пейзажи которого всегда чрезвычайно достоверны, избегал подробностей, но смело и точно передавал то настроение, которое ему нашёптывала картина природы.

Философия

"Пейзажи настроения" Левитана имеют редкостную психологическую насыщенность, в них вложена огромная часть человеческой души. Он так умел вглядеться в природу, как будто в ней сосредоточились все тайны бытия (любимым философом художника был А. Шопенгауэр, кстати, что весьма точно объясняет эту его способность). Картины Левитана восприняли некоторые новации импрессионизма, но художник тем не менее не мог отдаться чистоте и радости игры света и цвета, поскольку пребывать не перестал в кругу исконно русских образов, а они всегда и непременно овеяны свойственной нашим душам "мировой тоской".

Даже самые ранние работы исключительно лиричны. Художник И. И. Левитан и его картина "Осенний день. Сокольники" как бы открывают для нас его первый период творчества. В зрелости же Левитан, став мастером пейзажа, научился даже самый простой мотив превращать в типический образ родной страны. зрелого открывает "Березовая роща". Во все годы его жизни время от времени солнце уходило с его полотен, и рождались пейзажи, наполненные трагическими предчувствиями, тоской и одиночеством. Художник тяжело болел, мысли о близкой кончине не покидали его. Тем не менее лечиться в Италию он не поехал. "Ведь только в России и может работать настоящий пейзажист," - объяснял он.

Золотой Плёс

Поэтически одухотворены произведения, написанные Левитаном во время путешествия по Волге с друзьями-передвижниками. "Волжский период" Левитана по творческой отдаче сравним с Древности Свияжска, староверческие кресты над рекой, суровая красота северной природы, отдалённость от всего пышного, бренного, ненужного - вот что нашёл там художник И. И. Левитан. И его картина родилась - настоящая, знаковая - "Над вечным покоем".

Этюды заброшенного погоста пригодились для начала работы над композицией, поэтому ландшафт реален, как чаще всего и происходило, но ему художник придал необыкновенную глубину и величественность, и земля соединилась с небом, отдавая ему заволжские дали, тонущие в вечерней лиловости. Помимо этой картины Левитан пейзажи писал во множестве - превосходные, тёплые, светлые, насыщенные образностью: "Вечер. Золотой Плёс", "Вечер на Волге", "После дождя", "Свежий ветер", но по-настоящему характерной, знаменитой, то есть узнаваемой всеми, стала всё-таки она - "Над вечным покоем".

Подробности

В этой картине есть всё: и тишина, и тяжёлый гул большого колокола, и кладбищенский покой, и бесконечное движение жизни. Серая, холодная мощь реки показана как бы с высоты полёта птицы, и крылом распластался над водой узкий мыс, на котором приютился небольшой старенький храм, а при нём - погост. А ветер безостановочно и требовательно рвёт верхушки осин, и даже кресты накренились, кажется, под его напором.

Но храмовое окошечко светится ярко-ярко, от этого даже серая вода и тёмная лиловость горизонта словно светлеют. Таков вечно существующий покой мира, который создан Творцом: этот ветер, кажется, гонит не тучи, не осины треплет, а само время проносится над этим пейзажем быстро и безвозвратно. Ни одного знака присутствия человека в этом пейзаже нет. Есть только простор, где душа не смущена ни малостью деталей, ни огромностью мира. Так картины Левитана прорываются к вселенской гармонии.

О стиле

Само понятие стиля - это категория надличностная. Начиная работу над картиной, художник словно вступает в предложенную игру, принимая её условия. Конечно, он имеет право восстать против этих условий, опровергнуть их своей манерой письма. Нечто подобное происходило и с Левитаном. В его ранних работах - "Деревня", "Дорога в лесу", "Осенний день в Сокольниках", "Аллея Останкино", "Сад в снегу", "Пейзаж. Дали" и других - явно проявляется стилистика модерна, хотя и "надличностно", не прямо.

Московские принципы живописной школы, конечно, доминируют. Однако в упомянутой выше картине "Над вечным покоем", в высшей точке философской медитации Левитана, стиль модерн заявляет о себе вполне громко. Хотя выделить какой-то один стиль в его работах невозможно. Картины Левитана - бесконечный поиск. Здесь и отголоски романтизма, и реализм (пейзажи же!), и символизм, и импрессионизм, и модерн, и экспрессионизм, но все они заявлены только в плотнейших стилевых соединениях. Главным для Левитана было уловить мотив произведения в его природном состоянии, а способы, чтобы это выразить, он знал разные и пользовался всеми по мере надобности.

Композиция и форма

Композиционно работы Левитана решены по классическим образцам, в них присутствует равновесие, своеобразный графизм. Композиция разбивается на условные треугольники. Например, так: справа на переднем плане - берег, далее он же - слева, по направлению реки, дальше - снова выступ берега справа, уравновешенный слева камышом, так заостряется выход реки к горизонту. Всё это построение завершается двумя лодками, чья форма как бы продолжает стремящуюся к горизонту линию. В итоге обе части объединяются в композиции: не строгая симметрия, а скорее, равновесие.

Объём и пространство воплощаются и взаимодействуют яснее всего в архитектуре, но и в живописи долно происходить нечто подобное - в соотношении фона и предмета. А как писал Исаак Левитан картины осени! Самое яркое тому подтверждение. Деревья у него выглядят очень крепкими, вода - не только прозрачной, но и мокрой, а лодки на ней, даже самые крохотные, далёкие, видятся полыми внутри, лёгкими и парящими на глади воды.

Цвет и свет

Любимый цвет художника - зелёный, и он умел разбить его на десяток оттенков из одной изумрудно-зелёной краски. Даже тени он никогда не писал чёрным. Тонкие слои, лессировка - вот так добивался Левитан сказочной живописности своих творений. Взаимосвязь цвета и света художник чувствует гениально: например, холодный свет луны усиливается синим, даже зелень слегка синеет, и вода служит отражающей этот свет плоскостью. У Левитана цвет не перестаёт быть интенсивным, предметы, отдаляясь, темнеют очень незначительно.

Исаак Ильич Левитан - величайший пейзажист, мастер лирического пейзажа
(1860, 18 августа, село Кибарты, Литва - 1900, 22 июля, Москва)

"Великий труженик, великий мастер, он каждодневно совершенствовался - ему всегда казалось, что можно сделать лучше, он волновался и мучился... Великий поэт природы, до конца почувствовавший неизъяснимую прелесть слова "родина", он в картинах своих сумел передать любовь к ней, не приукрашенную ничем, прекрасную в своей непосредственности." (Юон К.Ф.)

Исаак Левитан - выдающийся русский художник, его талант был признан современниками безоговорочно. Левитан создал пейзаж настроения, в котором образ природы одухотворен человеческими чувствами и размышлениями. Ученик и продолжатель традиций А.К.Саврасова и В.А.Поленова, Левитан обогатил пейзажную живопись многообразием тем, эмоциональной глубиной и поэтическим восприятием. Родился в Литве в местечке Кибарты Ковенской губернии в семье служащего, окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где уже заявил о себе как талантливый художник-лирик («Осенний день. Сокольники», 1879). После окончания училища Левитан участвовал в передвижных выставках, расписывал декорации для Частной оперы С.И. Мамонтова, преподавал. В цикле работ начала 80-х гг., выполненных в Звенигороде, Левитан выступает мастером камерного этюда. Пейзажи Левитана поражают тонкостью и глубиной, предельным лаконизмом изображения. Художник стремился передать все красочное богатство русской природы: она молода и радостна («Весна. Большая вода», 1897), печальна и полна таинственности («У омута», 1892), сверкает золотом опадающих листьев («Золотая осень», 1895) и блеском тающего снега («Март», 1895). Пейзаж Левитана часто именуется «пейзажем настроения». Природа изображается в нем так, как видит ее рассеянный взгляд человека, целиком поглощенного каким-либо душевным состоянием и замечающего вокруг лишь то, что звучит в лад с этим состоянием. Все видимое превращается в эхо настроений - тревоги, умиротворенности, меланхолии, скорби. Настроения же - явления подвижные, склонные к изменчивости, и потому в пейзажах Левитана мы не найдем тщательной отделки объемной формы предметов. Передача формы предметов, их цветового «тембра» дается обобщенно - живописными цветовыми пятнами. Так написаны картины «Март» и «Золотая осень» (обе-1895), знаменующие высшую точку в развитии русского лирического пейзажа. Эта картина - один из тонких и проникновенных пейзажей Левитана, с творчеством которого вошло в русскую живопись понятие «пейзаж настроения». «Золотая осень» - своеобразный гимн прощания с цветущей природой, наполненной ярким горением красок и живописным многоцветием. Написанный с блистательным мастерством, пейзаж, отличающийся сложным цветовым решением, перелает красоту природы во всем ее осеннем великолепии.

В пейзажах Левитана природа одухотворена незримым присутствием человека, его настроениями и мыслями, о существовании которого напоминают церкви, мостики, избы, могилы. Среди пейзажей Левитана выделяется группа произведений, где настроение переводится в план раздумий о судьбе человека, судьбе России. Такова знаменитая «Владимирка» (1892) - картина, изображающая дорогу, по которой издавна гнали ссыльных в Сибирь. Грустная поэзия русских дорог, многократно воспетая в народных песнях и стихах, нашла у Левитана глубокое живописное претворение. К пейзажам с «философской программой» относится картина «Над вечным покоем» (1894). Это словно бы край земли, царство безмолвия, навевающее мысли о вечности и смерти. Многочисленные искания художника, размышления о жизни и смерти, о извечности мира и бренности человеческой жизни нашли отражение в этом масштабном полотне. Левитан писал картину в Тверской губернии, на озере Удомля под Вышним Волочком. Однако это не изображение конкретной местности, а скорее выражение монументального эпического образа при ролы, не подвластному времени. Решая картину в стилистике, близкой модерну, Левитан остался верен овальности. Островок земли с заброшенным кладбищем и часовней, окруженный со всех сторон золой и небом, выражает не только настроение, но чувства и мысли художника, писавшего о картине «в ней я весь, со всей моей психологией, со всем содержанием». Разительный контраст к ней - незавершенное полотно «Озеро. Русь» (1900) - собирательный образ русской природы, ликующий гимн красоте родной земли, поэма о России, ее красоте и величии. Он не успел завершить работу. 22 июля 1900 года Левитана не стало. А.П. Чехов, близкий друг художника, писал о нем: «До такой изумительной простоты и ясности мотива, до которых дошел в последнее время Левитан, никто не доходил, да и не знаю, дойдет ли кто и после». Творчество Левитана оказало огромное воздействие на следующее поколение пейзажистов. Персональный сайт Левитана - isaak-levitan.ru .

Подборка лучших произведений.
Количество представленных произведений зависит от значимости художника. От 3-4 картин у хороших до 20 картин у великих гениев.
Для просмотра крупного изображения, кликните по маленькой картине. Изображение откроется в новом окне.

После дождя. Плес, 1889

Березовая роща, 1885

Осенний пейзаж. 1898

Свежий ветер. Волга, 1895

Вечерний звон, 1892

Осень. Туман, 1898

Тихая обитель, 1891

Над вечным покоем, 1897

Исаак Ильич Левитан выдающийся основоположник пейзажной живописи 19 века. Среди многих своих коллег пейзажистов Левитан выделяется, как одухотворенный мастер создающий поэтический образ природы, с ее глубокой эмоциональностью цветовых оттенков, что заставляет зрителя чувствовать в картине художника прекрасное состояние русской природы, во всем ее великолепии и умиротворенности. Его работы очень восторженно были оценены современниками, считавшие картины художника пейзажами настроения с удивительно правдивой достоверностью. За все время творческой биографии Левитан создал тысячи картин и этюдов, и его работы с полной уверенностью можно считать эталоном в пейзажной живописи.

Художник Левитан биография и творчество, описание картин Левитан родился в Литве, Ковенской губернии) 30 августа 1860 г в небольшом городишке под названием Кибарты, в небогатой, даже можно сказать бедной и многодетной еврейской семье, тем не менее родители Исаака были образованными и порядочными людьми. В связи с трудным материальным положением, семья решилась на переезд в Москву.

Старший брат Исаака также имел художественные наклонности и в Москве он первый поступает на учебу в училище живописи, ваяния и зодчества в 1871 году, параллельно помогая развитию живописных навыков Исааку, который вместе с ним ходит на этюды и получает некоторые познания работы с красками и понимания красоты природы.

Спустя 2 года после вступления его брата в училище поступает и Исаак Левитан, которому очень повезло, его учителями были известные мастера живописи это Саврасов, Перов и художник Поленов, от которых молодой художник получал необходимые познания живописных приемов. Но в 1875 году в семье Левитана произошли не приятные события, умирает его мать, с трудом перенося утрату супруги заболевает его отец, который был уже не в силах полноценно обеспечивать семью материально, поэтому глядя на такое положение в училище решили частично помогать семье Левитана, освободив способных в учебе братьев от оплаты за обучение.

Но жизненные неудачи продолжались в 1877 году от болезни умирает его отец, оставшиеся без родителей он с братом и сестрами оказывается фактически в очень трудном финансовом положении. Смотря на бедственное положение в котором оказался Левитан со своей семьей, художник Саврасов предлагает ему учебу в его пейзажном классе и под присмотром Саврасова молодой художник упорно работает.

В конце 70-х годов Левитан заводит дружбу писателем с Антоном Павловичем Чеховых, с которым по жизни дружили и по товарищески помогали друг другу, конечно, как и бывает у друзей и без сор дело не обходилось.

Благодаря учебе у Саврасова Левитан создает несколько замечательных картин, 2 из них выставляются на выставке, за что молодой художник награждается малой серебряной медалью и денежной премией в 220 рублей, что соответственно было очень кстати. Но трудности с этим закончились, как мы помним Исаак Левитан был евреем и казалось бы все ничего.

В 1879 году некий А. Соловьев устроил покушение на самого царя, кто то пустил слух. что он был еврей, как оказалось в последствии это было не так, тем не менее царь издал грозный указ: Всем евреям запрещено постоянное проживание в Москве. Семья Левитана была вынуждена переехать в Балашихинский район Подмосковья, где они обосновались в небольшом домике в Салтыковке. Там же художник занимается творчеством пишет картину Вечер после дождя.

Позднее через год на заработанные от продажи картин деньги, художник снимает квартиру на Лубянке. Окрыленный некоторыми успехами он продолжает работать, много пишет с натуры, создает картину в 1880 году Дубовая роща. Осень, Дуб, Полустанок, Сосны, Последний снег. Саввинская слобода и другие. В 1885 году Исаак Левитан заканчивает училище, но то ли по еврейским делам того времени в звании художника ему было отказано, вместо этого ему вручают диплом учителя по чистописанию.

От всех этих жизненных передряг у художника пошатывается его здоровье, он едет в Крым и там создает серию своих работ а по возвращению устраивает выставку.

В 1887 году художник посещает Волгу, но пасмурное погода в окрестностях Волги в то время его не устроила. И только через год он решается опять посетить Волгу, вместе с коллегами они выбрали прекрасное место для этюдов, в окрестностях города Плес.

Здесь они задержались на долго с 1888 по 1890 годы, за это время Левитан создал огромное количество картин, которые шокировали общественность России.

На данном периоде биографии Левитан становится известным пейзажистом поправляя свое финансовое положение он едет за границу посещая такие страны Европы, как Францию и Италию, где знакомится с искусством европейских художников, посещая галереи импрессионистов он убеждается в правильности выбранного им ранее направления живописи.

В 1891 году в марте месяце Исаак Левитан вступает в ряды художников передвижников, где часто демонстрирует свои работы и знакомится с меценатом Сергеем Морозовым. который страстно увлекался живописными работами.

Морозов устраивает Левитану хорошую мастерскую в Трёхсвятительском переулке, что соответственно было мечтой любого художника.

В 1892 г. он пишет картины: Осень, У омута, Лето, Октябрь, Вечерний звон которые были экспонированы на 20-й передвижной выставке.

Но опять наступили смутные времена для художника, в 1892 году был приказ о выселении всех евреев из Москвы в течении 24 часов. Левитан переезжает в провинцию и живет то в Тверской, то Владимирской волостях.

Возвращению Левитана в Москву поспособствовали его многочисленные друзья и меценаты.

Вернувшись снова в Москву с собой из временной "ссылки" художник привозит картину Владимирка.

В 1893 году был написан его коллегой портретистом Серовым.

В 1894 году в Тверской губернии Левитан пишет картину Над вечным покоем. Не смотря на то что Левитан был еврей, картина Над вечным покоем была признана истинно русским произведением среди работ других художников.

В 1895 году в имении Турчановой в Горке Левитан создает известную нынче картину Март и несколько работ: Ненюфары, очередной шедевром была знаменитая картина Золотая осень и картина Свежий ветер. Волга.

Художник часто переезжает из одного города в другой в 1896 г Одессе он устраивает с коллегами художниками выставку, затем посещает Финляндию, там пишет ряд своих работ картины Крепость. Финляндия, Скалы, Финляндия, Остатки былого. Сумерки. Финляндия и др.

За все эти времена у Левитана накапливается большой опыт им создано великое количество работ и в 1898 году ему присваивается почетное звание академика за заслуги в пейзажной живописи.

В 1899 году были проблемы со здоровьем и Левитану предложили лечение в городе Ялта, где он встретился со своим другом Чеховым.

Но в Ялте он пробыл не долго, так, как, не было улучшение здоровья и художник ходил с палочкой и его душил кашель.

Так и не выздоровев в Крыму Левитан вернулся в Москву в 1900 году, где его больного навещал опять писатель Чехов. в 1900 году 3 августа Художник Левитан скончался.