Всё о перспективе в рисовании. Руководство по рисованию перспективы

Существует еще и такое понятие, как воздушная перспектива. Без линейной перспективы, глубины не изобразить. Законы линейной перспективы необходимо держать в голове, начиная любой рисунок, а рисунок — царь изобразительного искусства.

Линейная — это наука геометрия, это построение, это прямые линии, окружности и эллипсы, точки и отрезоки, и т. д.

Воздушную перспективу легче увидеть в живописи, в пейзажах, чем в рисунках. Хотя в рисунке она так же обязательна. Если коротко, то все что мы видим дальше от нас, менее ярко, менее четко, меньше в размерах, меньше видимых деталей... То есть дальний план, мы видим как бы в «дымке», через слой воздуха.

Не открою секрет, воздух тоже имеет плотность, цвет, и чем больше между нами и предметом расстояние, то и количества воздуха (атмосферы) будет больше, и цвет менее сочный. Если же присутствуют примеси в воздухе: пыль, туман, дым, дождь, то и размытость больше. Поэтому изображаемый предмет, на заднем плане, будет обобщен.

Первым из художников описавшим воздушную перспективу был Леонардо Давинчи. Он и придумал этот термин.

Средствами рисунка (графика) мы также можем создать ИЛЛЮЗОРНОСТЬ пространства.

Если взять наш урок с кубом, то это будет выглядеть примерно так:

Примеры воздушной перспективы в живописи смотрим ниже:


А. Адамов

На картинах можно заметить один общий закон, дальний план не насыщен цветом и тоном. Обычно он рисуется с добавлением белил и с добавлением серого, серо-голубого оттенка. Таким образом, второй и третий планы становятся более блеклые, чем основной, первый план. Но это все индивидуально, и зависит от поставленной задачи.

Например если картина в красных оранжевых цветах (закат, в кузне, военная тематика...), то и второй план будет в теплых оттенках (красные, оранжевые, желтые), а не в голубых. Однако тон вторых планов, так же должен быть мягче, чем на переднем плане.


Булыгин Николай

Рекомендуется ближний план изображать в теплых красках, а дальние в более холодных цветах. Впереди необходимо сделать контрастные, яркие пятна, прорисованные предметы, четкий рисунок и темные тени. Это можно заметить в фотографии ниже


P. M. Monsted

Изображая туман, или снегопад эффект воздушной перспективы должен быть усилен. То есть, чем больше примесей в воздухе между планами, тем размытость больше, и цвет дальних планов становится более однородным.

Но лучше воздушную перспективу увидеть на улице, а еще лучше в сельской местности. Так теория приобретет практику.

Вторые планы менее четкие по прорисовке. Детали не обозначают, делают их обобщенными. Так же и тени от предметов менее насыщены. Это ярко наблюдается в горной местности. Фото внизу.


Ivars Jansons

На призентации этих шедевров мы можем представить работу воздушной перспективы. Использованы картины таких художников как: Гармаш, Булыгин Николай, P. M. Monsted, Ivars Jansons.

Я надеюсь вы все поняли и теперь без труда сможете применять знания на практике. Создавать картины и стать у вас шансов стало больше.
Удачи...

Видео для настроения:

Прежде чем начать изучать, что же это все-таки такое – линейная перспектива – нужно вспомнить такое понятие как глазомер. Но, если вдруг вы не можете найти расшифровку этого термина у себя в голове, и в мысли настойчиво лезут образы всяких железяк из области хирургии – не страшно.

Вы всегда можете это исправить, то есть прочитать, что за страшный инструмент-то такой – этот .

Возвращаясь к понятию о перспективах, его (глазомер) можно представить как наблюдательную перспективу. Но чтобы обладать феноменально точной наблюдательной перспективой, нужно слегка ознакомиться (ну ладно, не совсем слегка) с законами линейной перспективы, которая является кусочком той самой геометрии, которую многие совершенно не любят еще со времен школы – по себе знаю.

Все, что видят наши глаза, на самом деле предстает перед ними в искаженной форме (да-да, это так) , ведь иначе им было бы сложно увидеть и заметить все, согласитесь. Но это еще не значит, что вещи, пейзажи, люди и все остальное (котики, собачки, мышки и даже муравьи) , на самом деле терпят изменения – они не меняются. Но мы видим перемены. Эти перемены отображаются и на рисунках.

Знаете, с чем это связано? Ни за что не поверите – все с той же перспективой, а вернее перспективным соотношением форм. Ну вот, к примеру, мы ни за что не сможем перенести на бумагу, скажем, закатный горизонт посреди цветущего поля во всем его объеме и размерах. Зато мы можем уменьшить его, и за счет искажения все же изобразить.

То есть, по сути, линейная перспектива – это способ создать пространство на плоскости листа . Но мало просто знать законы и принципы этой перспективы. Это как раз тот самый случай, когда нужно понимать и уметь этим пользоваться.

Здесь не прокатит, как в математике: я запишу, вызубрю и буду классным художником. Нет, здесь можно и не вызубривать, главное, понимать применение.

Ваш глазомер без понимания этих законов и принципов будет как… ну, скажем, часы без стрелок . Они ведь идут, верно? Но времени мы не знаем. Так и здесь: вы сможете рисовать, но рисунки все равно будут… неестественными. Слепое копирование – вот то, как это можно назвать. А вы ведь хотите рисовать по-настоящему?

Давайте потихоньку разбираться с понятием линейной перспективы – знаю, вам уже очень не терпится это сделать. Для начала предлагаю увидеть ее в действии. Для этого вам нужно немного отвлечься от экрана и посмотреть в разных направлениях – просто посмотреть, не вставая с насиженного удобного стула – на стену слева, на замечательную люстру сверху, на классический шкафчик в конце комнаты, на входную дверь…

Можете также глянуть в окно — там без сомнения вы тоже увидите много чего, начиная от деревьев и заканчивая домами. Так вот, все это поддается кажущимся (эдаким «псевдо») изменениям, в виде уменьшения и сокращения.

Например, мы же знаем, что вон то дерево или тот дом ни в коем случае не поместится у нас в руке, но, тем не менее, мы свободно можем одной ладонью спрятать его от глаз. Это уменьшение видимого настолько привычно для нас, что в повседневной жизни мы даже и не замечаем его. Я веду это к тому, что нашим основным и важнейшим заданием является научиться переносить то, что мы видим, на бумагу , причем в соответствии с нашим видением и восприятием – переносить это убедительно.

Ну вот, мы и подобрались к практической части освоения линейной перспективы . Приготовьте (или ручку, или фломастер, или мелок, или маркер – да все, что может по праву считаться пишущим) , бумагу любого формата (вроде листочка из старой тетради по алгебре, истории или что там еще найдется – желательно, конечно взять альбомный листик) , не забываем также и про ластик (ну или же промокашку) .

Если вы из талантливых, но не хотите особо тратиться – используйте кусочек кирпичика и любую бетонную поверхность (а что, тоже вариант…)

Приготовили? Отлично, теперь сочувствующие окиньте взглядом несчастный листик и приступайте к работе.

Перспектива квадрата

Для начала, почувствуйте себя великими художниками – то есть, вспомните Малевича и его самое известное творение. Иными словами, (не обязательно черный) . Как бы это не звучало скучно, но по законам матушки-геометрии квадрат имеет прямые углы и одинаковые стороны, так что… тянемся за пеналом любимой сестрички/братика или же за своим собственным и выуживаем на свет Божий линейку – она вам пригодится (во всяком случае, для начала) .

Квадрат готов, можно даже несколько секунд полюбоваться его идеальностью. Полюбовались?А теперь продолжим.

Сейчас нам нужно дорисовать так называемую линию горизонта . В геометрии (коей мы сейчас и занимаемся) эта линия обычно задается, поэтому рисуем ее на произвольном расстоянии от нашего гениального квадрата. Но вообще принято считать, что линия горизонта находится на уровне ваших глаз.

Определить ее можно с помощью стакана воды: берете стакан, наливаете до половины воду и водите им перед глазами – то место, где ваш взгляд и линия уровня воды в стакане встретятся напрямую, и будет считаться линией горизонта.

Дальше у нас по плану новый монстр – это точка схода . Такой точкой называется место на линии горизонта, где сталкиваются все параллельные грани рисуемого предмета (в нашем случае квадрата) . Чтобы было проще, впихнем нашу точку схода прямо перед нашим квадратом – выходит, что мы словно смотрим напрямую в «лицо» квадрата.

Чтобы определить уровень точки схода на линии горизонта, нам нужно перечеркнуть квадрат – но аккуратно так перечеркнуть, диагоналями из угла в угол. На месте, где пересекутся эти самые диагонали, проводим не менее аккуратный перпендикуляр к самой линии горизонта. И кто это тут у нас? А это у нас точка схода. Мы нашли ее.

Теперь займемся превращением простого квадрата в совершенно простой куб (рисунок справа). Для этого нам нужно найти заднюю грань куба – такой небольшой отрезок, который мы назовем… пусть будет А-Б. В геометрии его обычно высчитывают, но мы же с вами не математики, верно? Потому сейчас мы определим его, положившись на ощущение, а в дальнейшем – глазомер вам в помощь.

Теперь уж совсем просто дорисовать оставшиеся задние грани и – браво! – у нас вышел замечательный куб (рисунок слева), выстроенный по законам той самой непонятной штуки, именуемой как линейная перспектива. И даже без применения глазомера.

Но так легко и просто можно нарисовать перспективу только там, где мы смотрим в лоб, то есть, если рисуемый предмет находится прямо напротив нас. Если же мы сдвинемся в сторону или того круче, отойдем в левую сторону (или вправо) от изображаемого предмета, то картинка совершенно изменится, а самое главное изменится точка схода. Более того, их станет две, ведь нам нужно будет учитывать еще и обе стороны куба – как правую, так и левую.

Давайте попробуем отодвинуться от нашего воображаемого куба чуток влево и постепенно нарисовать то, что выйдет.

Изображаем уже известный нам скучный квадрат средних размеров (с маленьким будет ну очень не удобно, равно как и с большим) , затем линию горизонта и приступаем к определению уже двух точек схода О 1 и О 2 – ведь на куб, который выйдет, мы смотрим со стороны.

Точки находятся на неравноправном расстоянии от квадрата и одна из них будет ближе, а другая, соответственно, дальше.

Согласно законам линейной перспективы, это расстояние задается размерами изображаемого предмета, определяется ими. Но наш будущий куб существует только у нас в голове, а, значит, и определять мы его будем по ощущению – на свой вкус, так сказать.

Дальше мы повторяем то же, что и в предыдущем рисунке, только теперь линий будет больше, ведь соединять уголочки придется аж с двумя точками схода. После того, как вы все же справитесь с этим заданием, отрезок Б-С (то есть одна из задних граней будущего куба) выплывет сам по себе, без трудных поисков и раздумий.

Оставшиеся линии достраиваем так, как и в предыдущем случае.

В построении этого куба нам очень помогли перспективные построения (ну все эти линии горизонта, точки схода и прочие отрезочки) . Но не забывайте, это ведь часть математики, а мы ведь творим, верно? И именно поэтому перспективным построениям нет места в рисовании – в конце-концов, это же творческий процесс, создание пространства на листике бумаги, а не какое-то там сухое черчение.

Когда мы делаем рисунок с натуры, важнейшей для нас является наблюдательная перспектива, а линейная – это уже как опора, должна действовать в случае необходимости. Это как две части одного целого. В нижней схеме-иллюстрации вы можете на глаз убедиться в том, как все же взаимодействуют эти две перспективы и как будет правильней и легче всего передать убедительный образ рисуемого предмета.

Если внимательно рассмотреть рисунки, поданные выше, то можно заметить, как именно взаимодействует глазомер и линейная перспектива . Сначала, с помощью наблюдательной перспективы (то есть глазомера) определяем основные размеры и величины (то есть углы, расстояния между гранями, повороты, соотношения сторон и, самое главное, положение рисунка на листе) . А уже линейная как бы подтверждает эти определения и при необходимости корректирует их.

Во время рисования всякие точки схода и линии горизонта можно слегка наметить – но только для того, чтобы нашему глазомеру было легче. Подумайте сами: эти линии на фоне завершенного дорисованного предмета будут делать его вовсе не красивым, а совсем даже наоборот – дилетантским и грубым.

Со временем и достаточным упорством в тренировках, думаю, не сложно будет переместить понятие перспективы в воображение и уже оттуда ею управлять.

Для того, чтобы это не было проблемой, как уже было сказано ранее, нужно упорство в тренировке вашего глазомера. К примеру, вы можете попробовать нарисовать еще несколько перспектив , меняя взгляд на него, то есть угол, с которого вы будете его рисовать – слева-сверху, справа-снизу и так далее. Это даст вам возможность увидеть перемены в предмете на картинке.

Цилиндр в перспективе

Если вы все еще здесь, а не бросились оттачивать свой глазомер, тогда давайте посмотрим, как же будет вести себе еще цилиндр, нарисованный в перспективе (см. рисунок слева) .

А сейчас большая пребольшая тайна: . Из этого следует, что форма окружностей нашего цилиндра целиком и полностью зависит от формы этого самого прямоугольника, в который он вписывается. То есть, окружность нашего цилиндра нужно будет выстраивать, базируясь на основаниях и верхушках прямоугольника. Но, опять-таки, вернемся к схеме-рисунку: красным цветом выделена кривая, что лежит в основе построения и определяется снова таки нашим глазомером .

Если у вас еще не пропало желание оттачивать рисование в перспективе, тогда респект вам и уважение. Предлагаю, наконец-то, приступить к тренировке и порисовать объемные формы – любые, на ваше усмотрение. И не забывайте, стоит только изменить линию горизонта, как вместе с тем меняется и весь рисунок – начиная от граней и заканчивая уголками.

Ваше понимание линейной перспективы должно достичь такого уровня, чтобы вы уже и не задумывались, применяя ее во время рисования предмета у себя в голове (как уже было сказано, не стоит лепить все эти перспективные построения на ваш несчастный объект изображения)

Рисование перспективы считается самым сложным аспектом в искусстве. Тем не менее, ошибки, допускаемые молодыми художниками, чаще всего одни и те же, и их можно избежать приложив немного усилий.

  • Линии не достигают точки схода.

Рисунок 1.1

Подобные ошибки возникают в результате невнимательности или не понимания основ перспективы. Прежде чем приступать к рисованию объектов в перспективе, я настоятельно рекомендую прочитать учебник или статью «основы перспективы» на нашем сайте.

Есть два основных аспекта при работе с перспективой:

  • ВСЕГДА «отправляйте» ваши линии к правильной точке схода, иначе ваш рисунок будет выглядеть неуклюже. Проверьте свою работу дважды, если это необходимо.
  • ВСЕГДА используйте линейку. Даже если ваш стиль подразумевает не абсолютно ровные линии, все равно используйте линейку и карандаш как основу, а затем видоизменяйте свои линии как вам угодно, по крайней мере у вас будут верные ориентиры.

Рисунок 1.2

Если вам больше нравится рисовать на компьютере, то современные программные обеспечения для рисования, такие как Clip Studio Paint или Manga Studio 4EX или 5, в значительной степени облегчат вам задачу. Эти программы имеют «перспективные инструменты», которые автоматически привязывают ваши линии к сходной точке.

Рисунок 1.3

Аналогичная ошибка появляется, если несколько линий не сходятся на отправной точке.

Рисунок 1.4

Если одна линия плоскости выходит из правильной точке, а другая - нет, то рисунок будет выглядеть неуклюже. Нужно помнить, что сходная точка ВСЕГДА находится на горизонте.

Рисунок 1.5

Правильная перспектива показана на рисунке 1.6:

Рисунок 1.6

  • Глубина

Любой объект имеют глубину. Однако, она не всегда такая, как вы ее себе представляете.

Рисунок 2.1

Правильная глубина оказана на рисунке 2.2:

Рисунок 2.2

Так выглядит правильно нарисованный куб.

В самом начале обучения, молодые художники рисуют глубину, гораздо длиннее, чем она должна быть. Эту ошибку можно исправить лишь практикой и перепроверкой.

Рисунок 2.3

Стол изображенный в левой части рисунка огромен.

Более того, чем ближе вы к линии горизонта, тем «тоньше» должна быть глубина объектов.

Рисунок 2.4

Если вы пройдете вдоль этих зданий, они окажутся длинной в километр!

Правильное изображение глубины объектов выглядит так:

Рисунок 2.5

Будьте внимательны с пейзажем на горизонте. Не рисуйте здания длинной в десятки км. Если это центральная перспектива, то вы можете легко обойтись и без глубины.

Рисунок 2.6

  • Повторяющаяся глубина

При рисовании повторяющихся деталей, например колонн держащих здание, уличных фонарей и т.п., тоже возникает много ошибок. Это в основном от того что многие пытаются сделать это по наитию. Однако, тут тоже нужно воспользоваться линейкой.

Рисунок 3.1

Нарисуйте первую область(Рисунок 3.2):

Рисунок 3.2

Начертите три линии в перспективе (Рисунок 3.3):

Рисунок 3.3

Нарисуйте диагональ(Рисунок 3.4):

Рисунок 3.4

Нарисуйте следующую линию от диагонали(Рисунок 3.5):

Рисунок 3.5

Продолжайте рисовать диагонали и линии как показано на рисунке 3.6:

Рисунок 3.6

Теперь используйте базовый набросок, Что бы закончить картину:

Рисунок 3.7

  • Поверхности параллельные линии горизонта

Само по себе это не является ошибкой. Однако для красоты картинки, всегда можно внести некоторые коррективы. Например немного повернуть стол или уменьшить высоту. Таким образом Вы добьетесь лучшего вида.

Рисунок 4.1

Рисунок 4.2

Когда поверхности пересекаются с линией горизонта или друг с другом, это выглядит фальшиво и не выигрышно с точки зрения композиции.

Рисунок 4.3

Картина Ваша и Вы решаете что с ней делать, Вас не заставляют поместить стол именно в это место, просто перенесите стол.

  • Линии без изменения ширины

Еще одна вещь помогает в изображении глубины - ширина линий. Все просто. Чем ближе линия тем она толще, чем дальше тем тоньше.

Рисунок 5.1

Рисунок 5.2

  • Детали уходящие в бесконечность

Линии становятся тоньше по мере удаления. Вам не за чем рисовать их до бесконечности.

Рисунок 5.3

Лишние линии на рисунке очень отвлекают зрителя от главного, основного объекта. Эта ошибка так же часто встречается при рисовании однотипных объектов, например кирпичной стены. В определенный момент прорисовка каждой отдельной детали может навредить рисунку, поэтому следует остановиться. Самый лучший вариант, это занижать уровень прорисовки по мере удаления.

Рисунок 5.4

Также по мере приближения объекта к линии горизонта, стоит уменьшать детализацию разрешения. На примере окон (Рисунок 5.5 - слишком много деталей на заднем плане)

Рисунок 5.5

Рисунок 6.1

И не забываем делать линии тоньше.

  • Объекты без глубины и законченности

Еще одна ошибка, которая отвратительно выглядит на иллюстрации - не законченные объекты без глубины.

Рисунок 7.1

Это окно выглядит как наклейка на стене.

Прорисовка глубины - скучный процесс, однако нельзя делать что-то наполовину. Один из способов исправить ситуацию - посмотреть фотографию.

Рисунок 7.2

Конечно, многие люди имеют свой собственный стиль, но даже самый простой вид рисования должен основываться на реальности. Такая подготовка никогда не навредит.

  • Преувеличение центральной перспективы.
    • Ошибка в размещении точек схода и преувеличение перспективы.
    • Персонаж не в перспективе.
    • Точкой схода называется точка, в которой сходятся на перспективном изображении параллельные линии предмета. Каждая отдельная группа параллельных линий имеет свою точку схода. В зависимости от направления линий точки схода располагаются в различных местах изображения. Различают главную, центральную, воздушную, земную, точки расстояния, а также недоступную точку схода.
    • F1 - для горизонтальных линий главного фасада предмета;
    • F2 - для горизонтальных линий бокового фасада, образующих с первыми прямой угол;
    • F3 и F4 - для диагоналей квадратов;
    • F5 - для восходящих линий главного главного фасада;
    • F6 - для нисходящих линий;
    • F7 - для восходящих линий бокового фасада;
    • F8 - для нисходящих линий бокового фасада;
    • S - точка схода лучей солнца, когда оно позади зрителя.
    • Перспектива - отдел начертательной геометрии - один из методов изображения пространственных тел на плоскости или какой-либо поверхности так, как мы их видим при непосредственном рассматривании с какого либо одного места - метод проецирования лучами, исходящими из одной точки - центральное проецирование.
    • плоскостная - изображение на плоскости;
    • панорамная - на внутренней поверхности цилиндра;
    • плафонная - на внутренней поверхности перекрытия над каким-либо помещением;
    • театральная - на ряде отдельных поверхностей;
    • рельефная - перспектива, в которой изображение имеет пространственные формы;
    • диорамная - сочетание картины, написанной с обеих сторон на просвечивающем материале или стекле с объемными предметами;
    • архитектурная - в которой изображаются здания, улицы и прочее;
    • стереоскопическая - в которой на плоскости выполняются по правилам линейной перспективы два изображения предмета.
  • Центральная перспектива имеет ограничения - если Вы поместите объекты слишком далеко, то это будет выглядеть странно.

    Рисунок 8.1

    Голубой объект - это куб. Красный… нет.

    Не смотря на то что некоторые мастера целенаправленно изменяют перспективу, у них получается сногсшибательный результат. Стоит заметить, что эти люди глубоко понимают все правила рисования. Если Вы только в начале своего пути, старайтесь избегать подобного. Не размещайте точки схода ЗА рисунок:

    Рисунок 9.1

    Не размещайте точки схода внутри рисунка:

    Рисунок 9.2

    Опять же, Вы не обязаны прорисовывать все. Если Вы замечается, что к краю картины, перспектива становится странной, обрежьте рисунок.

    Рисунок 9.3

    Рисунок 9.4

    Рисунок 10.1

    Персонажи также должны вписываться в интерьер. У Вас не может быть маленьких людей рядом с огромной дверью.

    Рисунок 10.2

    Будьте осторожны с пропорциями.

    Также будьте осторожны в соотношении между персонажами.

    Рисунок 10.3

    Рисунок 10.4

    Точек схода при построении линейной перспективы может быть очень много, но основные из них следующие девять:

    Недоступная точка схода - точка схода, находящаяся за пределами картины, что не позволяет ею воспользоваться при перспективных построениях. Существуют приемы, которые дают возможность строить перспективы линий, проходящие своим продолжением через эту точку, не пользуясь ею.

    1. линейная перспектива - рассматривает правила и способы изображения контуров предметов, а ровно границ собственных и падающих теней и построения отражений;

    2. перспектива воздушная - рассматривает видимое зрителем освещение предметов в отношении силы света и теней, цвета и изменяемости окраски в зависимости от расстояния предметов до зрителя, влияния отраженных лучей и прочее;

    3. аналитическая перспектива занимается определением положения точек изображения вычислениями;

    4. геометрическая - определением формы изображения геометрическими построениями.

    Кроме того, отдельными видами перспективы являются:

    Перспективные построения являются по существу построениями конических проекций, причем с геометрической точки зрения, ортогональная проекция и линейная проекция одно и то же. Ортогональная проекция есть проекция при условии, что точка зрения удалена в бесконечность. Однако не каждая коническая проекция есть перспектива.

Начиная обучение рисунку, каждый ученик сталкивается с новым для себя понятием — перспективой. Перспектива — это наиболее эффективный способ воссоздания на плоскости объема и глубины трехмерного пространства. Существует несколько способов водворения иллюзии реальности на двухмерной поверхности. Чаще всего используются для изображения пространства правила линейной и воздушной перспективы. Еще один распространенный вариант — угловая перспектива в рисунке. Каждый из этих способов имеет свои особенности.

История возникновения фронтальной линейной перспективы

Вначале рассмотрим понятие линейной перспективы. Ее также называют фронтальной. В эпоху раннего Возрождения в 1420 году во Флоренции великий архитектор, инженер и скульптор Филиппо Брунеллески открыл этот вариант моделирования трехмерного пространства на плоскости. По традиции он отправился в Рим изучать руины, и для того чтобы точнее зарисовать их, Брунеллески создал данную систему. Затем он представил свое открытие во Флоренции.

Спустя 15 лет, в 1435 году, еще один представитель эпохи Возрождения — Альберти — окончательно утвердил теорию архитектора и разъяснил ее художникам в своем трактате «О живописи». Но еще до открытия художники умели создавать реалистичные изображения, используя законы перспективы интуитивно. Линейная и воздушная перспектива в живописи существовали, но не были описаны теоретиками. Уже на подсознательном уровне внимательному мастеру было очевидно, что, если продолжить линии стен и полов дома, они обязательно сойдутся в какой-то точке. Еще в XIII веке художник Дуччо ди Буонинсенья пытался передать в своих работах объем и пространство, выходя за пределы живописи. Но сами законы линейной и воздушной перспективы появились позже.

Понятие точки схода и линии горизонта

Давайте разберем на конкретном примере, что из себя представляет перспектива. Если смотреть на рельсы или другие параллельные прямые вдаль, то можно заметить, что они постепенно сближаются и соединяются в одной точке, которая располагается на горизонтальной линии, где небо сходится с землей. Это место называется линией горизонта. Она располагается на уровне глаз наблюдателя и дислоцируется в отдалении впереди. Найти ее проще всего, проследив за тем, в каком направлении расположены прямые построения на рисунке. Все они будут стремиться сойтись в одном месте. Точка, в которую направлены все параллельные прямые, называется точкой схождения или точкой зрения. Воздушная и линейная перспектива сходны тем, что обычно имеют линию горизонта.

Эти два понятия очень важны для понимания и правильного построения линий в рисунке. Существует одно важное правило — при отдалении предметы визуально уменьшаются, а расстояние между ними сокращается. При помощи точек схода можно определить высоту объекта на любом расстоянии от них. Благодаря тому, что их можно перемещать по линии горизонта, фронтальная перспектива может быть довольно разнообразной. При центральном расположении композиция будет уравновешенной и симметричной. Если сместить точку схода - появляется динамика и интересная асимметрия.

Способы построения фронтальной линейной перспективы

Фронтальная линейная перспектива также иногда называют научной. Очень долго такой вариант считался единственно возможным. Она состоит из трех основных элементов:

  • точки схода;
  • линии горизонта;
  • перпендикуляров.

Начнем рассмотрение построения этого вида перспективы с холста. Отметим на нем прямоугольник — он будет рабочей плоскостью. Затем нужно определить расположение точки схода. Она может находиться в центре холста или смещаться в сторону. Затем отмечаем линию горизонта и начинаем соединять точки на сторонах прямоугольника с точкой схода. Можно изобразить комнату, нарисовав дощатый пол, стены и окна. Но проблема возникает, когда приходится изображать более сложные объекты, например, пол из плитки. Здесь не обойтись без нахождения точки замера.

Построение сложных объектов

Интуитивно будет понятно, что по мере удаления предметы становятся меньше и более узкими, а горизонтальные линии будут смыкаться. Сложность состоит в том, чтобы правильно определить, насколько плотно они будут друг к другу прилегать и рассчитать пропорции. В своем трактате «О живописи» Альберти предлагает создать еще одну точку за пределами картины на уровне глаз, то есть на линии горизонта. Теперь через нее и линии на «полу комнаты» можно провести прямые, которые проявят перспективные сокращения. Через них, в свою очередь, можно будет провести параллельные прямые и дорисовать нужные нам объекты. Перспектива с двумя точками схода используется для изображения объектов с позиции в углу, когда видны две стороны, и называется угловой. Их поверхности на рисунке как будто сжимаются, что и создает иллюзию протяженности в пространстве.

Масштаб объектов

Для правильного построения объектов и верной передачи геометрии пространства важно заранее определить масштаб. Например, при изображении комнаты понадобятся ее параметры в метрах. За метр можно принять любую единицу измерения, например, 2 см, и выстраивать объекты исходя из нее. Масштабная линейка наносится на линию горизонта и вертикальные части рамки. Через точку схода и точку на линейке легко провести линии построения, так как для прямой нужно только две точки. Это облегчает создание проекций.

Определение точки замера

Затем нужно найти точку замера. Перед этим определяется расположение наблюдателя. Допустим, он находится в 6 метрах от противоположной стены комнаты. Если точка схода смещена, на линии горизонта нужно отложить по линейке 6+1 метров в масштабе, двигаясь от той части картины, которая располагается ближе. Если за 1 метр мы приняли 2 см, следовательно, откладывается 14 см. Так мы получаем точку замера. Теперь через нее и засечки можно провести прямые линии, чтобы получить точки на противоположной части картины. Затем для создания сетки остается лишь соединить их с точкой схода, после чего провести через эти точки прямые, параллельные линии горизонта.

Обратная линейная перспектива

Еще один вариант перспективы, который применялся в образцах византийской и древнерусской живописи, называется обратной линейной перспективой. В этом случае предметы изображаются так, будто бы они увеличиваются по мере того, как удаляются от зрителя. Созданное такого рисунка, в отличие от воздушной и линейной перспективы, имеет некоторые особенности: у изображения в данном случае будет несколько горизонтов, точек зрения и некоторые другие нюансы в построении.

В процессе удаления от глаз наблюдателя предметы на картине в обратной перспективе становятся шире, как будто точка схода дислоцируется на месте самого смотрящего. При этом образуется целостное пространство, которое ориентировано на наблюдателя. В отличие от воздушной и линейной, обратная перспектива чаще всего используется для создания сакральных образов. Она помогает воплотить пространство символов, сделать зримой духовную связь, лишенную конкретной материальной формы. У нее есть строгое геометрическое описание, в чем она похожа на линейную. Обратная перспектива возникла еще в Средние века и применялась для создания икон, фресок, мозаики. Интерес к ней снова вернулся в XX веке, когда наследие Средневековья стало вновь популярно.

Воздушная перспектива

Наряду с фронтальной линейной перспективой существует понятие воздушной перспективы. Ее способ построения заключается в том, что удаленные предметы изображаются как бы в дымке, за слоем воздуха и с минимальным количеством деталей. Близкие же — более четкие и яркие. Чем больше воздуха — тем более размыт предмет. Сочетание двух видов перспективы, воздушной линейной и фронтальной, позволяют создавать полотна, неотличимые от настоящих. Если же на картине изображаются дополнительные примеси в виде дождя, песка или тумана, грани далеких образов практически стираются. Первым это понятие описал великий художник Леонардо да Винчи. Соблюдение правил линейной и воздушной перспективы очень важно для создания реалистичного рисунка. Но применяются они при создании далеко не всех картин

Пейзаж с линейной и воздушной перспективой

При создании наброска в дальний план обычно пишут ненасыщенным, используя белила с добавлением серого цвета. Поэтому на картине второй план светлее и размытее, чем первый. Но многое здесь зависит от целей художника. Правила линейной и воздушной перспективы в графическом наброске используются не всегда. Для пейзажей в красных оранжевых цветах, например, для заката или сюжета с использованием огня второй план пишется с использованием теплых оттенков — красных или желтых. В этом случае воздушная и линейная перспектива дополняют друг друга. Общий тон заднего плана при этом должен быть более мягким и светлым. Обычно рекомендуется делать передний план в теплых оттенках, а для заднего использовать холодные тона.

Воздушная и линейная перспектива имеют свои законы оформления. Так, в воздушной перспективе существует правило деталей: то, что находится в удалении, человеческий глаз различить не способен, поэтому оно изображается размытым. Похожим является правило контуров, согласно которому очертания далеких предметов также не должны быть слишком четкими. Воздушная и линейная перспективы позволяют создавать полотна, в точности передающие объем объектов и имитирующих иллюзию дополнительной реальности.

Сначала необходимо разобраться и понять основные принципы, которые были открыты итальянским архитектором Брунеллески во 2-й половине 15 века.

Что же такое перспектива? Слово перспектива произошло от латинского глагола «perspicere» - «ясно видеть», «внимательно рассматривать». «Перспектива» имеет несколько значения. Я озвучу понятие в изобразительном искусстве. Это изображение предметов, полученное на какой-либо поверхности в соответствии с кажущимися изменениями их величины, чёткости очертания их формы и светотеневых отношений, которые можно наблюдать в натуре.

В нашем предмете будет много понятий, с которыми мы будем разбираться по мере необходимости. Первое такое понятие это «горизонт». В перспективе говорят Истинный горизонт - это простая горизонтальная линия, находящаяся на уровне наших глаз и соответствующая линии моря (далее горизонт или линия горизонта).

Положение лини горизонта всегда связано с уровнем взгляда наблюдателя. Где глаз, там и горизонт. Определяя линию горизонта на холсте, вы должны помнить, что все объекты над ней расположены выше уровня глаз, а все объекты под ней расположены ниже.

Простые построения

Понятия перспективы основывается на том явлении, что удалённые предметы кажутся меньше по размерам, чем есть на самом деле. Наиболее наглядно это можно наблюдать на примере железной дороги со столбами, стоящими вдоль неё (рис. 1). Как вы видите железная дорога, по мере её удаления, на линии горизонта сходится в одну точку или совсем исчезает. Также и столбы, удаляясь, выглядят всё меньше и меньше. Аналогичному кажущемуся сокращения и изменению подлежит всё, что мы видим в окружающем нас мире: предметы, вещи и явления. Все горизонтальные линии, если продлить их, сойдутся к точкам на линии горизонта. Отсюда очевидно одно важнейшее правило перспективы: параллельные линии предметов на картине сходятся в одной точке. Точка, где сходятся удаляющиеся от нас параллельные линии, называют точкой схода.

Надо заметить, что если смотреть на куб под прямым углом к одной из его сторон, то эта сторона не будет подвержена перспективному сокращению. В этом случае точка схода одна. Если наблюдать за кубом, стоящим ребром к зрителю, все его стороны находятся в перспективном сокращении по отношению к зрителю. В этом случае точек схода уже две. Куб или любой другой предмет может находиться над линией горизонта, под линией горизонта и на линии горизонта. Иллюстрации всё это наглядно демонстрируют.

На Рис. 2 объект расположен на линии горизонта. В этом случае надо помнить, если куб касается линии горизонта, то мы не должны видеть верхнюю, нижнюю и две дальние стороны. Конечно, мы может обозначить не видимые стороны пунктирными линиями.
Есть ещё один не маловажный момент, приближая объект ближе к зрителю, мы тем самым приближаем точки схода друг к другу и делаем линии схода круче. Соответственно всё на оборот для отдаления предмета от зрителя.

На Рис. 3 объект расположен над линией и под линией горизонта. В этом случае видимых сторон уже три из шести. Попробуйте поэкспериментировать, располагая куб на разных высотах и под разными углами, и помните, линию горизонта никто не запрещал трогать.

Сложные построения

Попробуем усложнить наш куб и пририсуем ему покатую крышу. Проведите перпендикуляр через точку пересечения диагоналей торцевой стороны куба. На этом перпендикуляре будет находиться ближний к нам конец гребня крыши. Заметем, что перпендикуляр проходит не через центр стены, а несколько сдвинут к правому углу. Отметем на перпендикуляре нужную высоту верхней точки крыши, проведём от неё косые линии, обозначая скат крыши. Затем соединим верхнюю точку с точкой схода, что в итоге даст нам гребень крыши (Рис. 4). Дальний скат не параллелен ближнему, у ската также есть свои точки схода и он также как и куб подвержен перспективным сокращениям.

Нарисуем ещё более сложный объект (рис. 5). Дом с пристройкой и трубой, при построении перспективы используются тот же самый принцип, что и при изображении простого куба. Этот принцип применим ко всему - ко всем выступающим деталям.

На Рис. 6 показано, как расположить несколько объектов под разными углами друг к другу. В этом случае важно помнить, что каждый объект имеет свою собственную точку схода. Чем больше угол, под которым находится объект, тем ближе его точка схода, и на оборот: чем больше куб развёрнут, тем дальше его точка схода.

Рис. 7 иллюстрирует ещё один важный момент. Для одной картины одна линия горизонта, но для каждого объекта можно создавать свои точки схода, которые должны быть строго на одной линии в пределах данной композиции.

Изображение теней

Обычно падающие от предметов тени рисуют на глаз. Если тени ложатся на неровную поверхность, примеров тому множества: вода, взрыхленная земля и т.д., то небольшая погрешность практически не заметна. Во избежание грубых ошибок, важно знать главные законы построения перспективы теней.
Много ошибок происходит из за невнимательности, например не учитывается характер поверхности, на которую падают тени.
Вся сложность при построении перспективы теней в том, что необходимо постоянно учитывать местоположение источника света. На Рис. 8 иллюстрация того каким образом строится тень отбрасываемая нашим кубом или любым другим угловатым предметом.

На Рис. 9 наглядно показано, когда источник света один, а объектов много. В принципе те же самые законы линейной перспективы.

С Рис. 10 попробуйте разобраться самостоятельно.

Эллипсы и кривые линии

Как вы можете видеть, круг, вписанный в квадрат, касается всех сторон квадрата, стороны квадрата являются касательными к окружности. Изобразить квадрат с учётом перспективы и вписать в него окружность не составит нам труда. Рис. 11 иллюстрирует это наглядно. Таким образом, мы научились изображать окружности в перспективе, а вместе с тем и цилиндры, стаканы и прочие предметы вращения. Если нет, то пожалуй пришло время научится;)

Есть объекты, которые очень трудно рисовать из за их криволинейной формы, но владение перспективой может вам помочь. Поместите ваш объект в воображаемый ящик, нарисованный, в соответствии с законами перспективы, и это облегчит вам задачу.

Отражения

Построение изображения отражения предмета в воде или на любой другой сильно отражающей плоскости следующее: из самой верхней точки объекта опускается перпендикуляр на поверхность отражения, затем перпендикуляр продлевается на то же самое расстояние в низ, где и определяется окончания отражения предмета.
Рассмотрим простое отражение палки торчащей из воды (рис. 12). Тут важно понимать, если предмет торчит вертикально из воды, то его отражение будет равно длине его видимой части. Также это правило можно применить к предмету, торчащему под углом в плоскости строго перпендикулярной взгляду наблюдателя. Совсем по другому дела обстоят если палка наклонена к зрителю или от зрителя в этом случае отражение на поверхности будут длине видимой части палки или короче соответственно.

Здание, стоящее у самой кромки воды будет отражаться целиком. Более сложное отражение возникает тогда, когда здание расположено не у самой воды или в воде, а поодаль от берега. Тогда применяют дополнительное построение. Рис. 13, В данном случае ключевым моментом является отрезок BА’ этот отрезок является перепадом высот между основанием здания и водной гладью. Слышали выражение «Высота над уровнем моря» вот это и есть наш случай. Рисуя пологий склон берега или песочный пляж, это расстояние определяется на глаз. Рисуя, к примеру, пирс или причал за основы отрезка BA’ берётся высота видимой части пирса.

Воздушная перспектива

Дым, пыль, осадки всё это содержится в воздухе и атмосфере. В качестве примера можно взять даль горизонта, даже в ясный день он затуманен, преобладают серые или серо-голубые тона. Конечно, нельзя забывать о количестве влаги в атмосфере, ведь от этого напрямую зависит плотность тумана. Этот природный эффект и является воздушной перспективой.

Воздушная перспектива проявляется в таких явлениях как:

  • Контрастность это разница в характеристиках различных участков изображения. На переднем плане она максимальна, с увеличением расстояния теряет свою четкость, а затем и вовсе растворяется в голубых или серых тонах.
  • Оттенки красок это разновидность какого-либо цвета. С увеличением расстояния, оттенки теряют свою первоначальную яркость, бледнеют.
  • Цвет это окраска, способность испускать, поглощать или отражать свет определённого спектра. Тёплые цвета на переднем плане, принимают синеватый или сероватый оттенок на заднем.

На этом моменте я бы хотел остановить изучения теории и перейти в программу Photoshop.

Инструменты

В работе лучше всего использовать версию CS4 и выше, программы Photoshop, в качестве средства ввода используем планшет, чем дороже, тем лучше;)
Для начала, перечислю инструменты, которыми следует пользоваться при построении перспективы.

Инструмент «Выравнивание» клавиша: V
Инструмент «Лассо» клавиша: L или Shift + L
Инструмент «Прямолинейное лассо» клавиша: L или Shift + L
Инструмент «Перо» клавиша: P
Инструмент «Стрелка» клавиша: A
Инструмент «Поворот вида» клавиша: R
Инструмент «Эллипс» клавиша: U

Ну и конечно такими пунктами главного меню как: Свободное трансформирование, Трансформирование, Деформация, Перспектива, Искажение и т.д.

С чего вообще следует начинать работу? Конечно с карандаша и листа бумаги. Не один, даже самый совершенный планшет в купе с дорогим монитором, не даёт такой свободы творчества, идей и координации руки, как простой графитовый карандаш, ластик, линейка и ватман. Конечно, это относится к стадии наброска и построения перспективы, когда же речь заходит о цвете и красках, компьютерная графика вырывается далеко вперёд. Конечно это всё лирика и сугубо моё лично мнение, наверняка многие со мной поспорят, но не будем отвлекаться.

И так, карандашный набросок со всеми линиями построения перспективы готов. Сканируем его и открываем в фотошопе. Конечно, можно прибегнуть к помощи пастеризации или другому способу отчистки наброска от лишних пятен или оставить всё как есть, и продолжить уже с цветом. Но, мягко сказать, не люблю так делать, я предпочитаю обводить свой карандашный набросок и использовать эти линии как часть картины. Очень хороший, быстрый и удобный способ обрисовки это использование стандартной жёсткой круглой кисти в сочетании с клавишей Shift. Ставите точку в начале прямого отрезка, зажимаете Shift, ставите точку в конце отреза. Поэкспериментируйте с настройки динамики кисти, найдите оптимальный вариант для себя.

Бывают случаи, когда нет под рукой сканера и тут уже, как ни крути, придется всё чертить на планшете. В таких случаях я использую инструмент «Перо», редактируя направление линии при помощи инструмента «Стрелка». Очень удобно использовать в тех случаях, когда рисуешь, какой ни будь не стандартный ракурс, инструмент «Поворот вида». Инструмент «Прямолинейное лассо» я использую в тех случаях, когда надо отчертить плоскость. Поупражняйтесь в работе этих инструментов.
Приведу несколько примеров из своих работ (комментарий к каждому примеру находится под ним):

Данный пример, как раз иллюстрирует наш разговор, который мы провели выше, о карандашном наброске с последующей обводкой на компьютере.


В этом примере, все построения перспективы и композиции я выполнял на планшете, не прибегая к помаши карандаша и бумаги. В работе использовались в основном инструменты: «Перо», «Стрелка», «Эллипс» и «Поворот вида».


Наконец последний пример, тут вы пожалуй не найдете не одно прямой линии построения. Набросок выполнен на компьютере не прибегая к помаши карандаша, стандартной кистью, без вспомогательных инструментов. Использовался лишь инструмент «Поворот вида». Заметьте, как можно исказить перспективу, в таких случаях искажению подвергаются все предметы картины, иначе получится сумбур. ;)

Используемая литература, для тех кто хочет расширить познания в огромнейшей теме «Линейная перспектива»: М.Н. Макаров «Практическая перспектива», Рэй Кэмпбелл Смит «Перспектива», Н. Ли «Основы учебного академического рисунка».