Впечатления от произведение первая любовь тургенева. Русский язык и литература. Чему учит повесть

Фокеев Никита

Работа анализирует содержание 16 главы повести И.С.Тургенева "Первая любовь" и определяет ее роль в раскрытии идейного замысла произведения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

  1. Введение. Постановка цели……………………………….2
  2. Анализ эпизода…………………………………………….3
  3. Заключение………………………………………………...6
  4. Литература…………………………………………………7

I.Введение. Постановка цели .

Любовь… Что это? Стрела Эрота, которая пронзает человеческий разум и сводит с ума? Проделки богини любви Афродиты? А может, это награда человечеству за все созданное им? Или наказанье за нарушение святых заповедей Бога? Тысячи философов за все существование человеческого рода бились и будут биться над этой загадкой, потому что каждый человек мира хоть раз любил. И каждый по-своему. Те люди, которые любят всей душой, искренне, самозабвенно, отдаваясь полностью во власть чувства, рождены стать творцами. Одним из таких творцов был Иван Сергеевич Тургенев. Этот известный человек поражал и поражает своих читателей многогранностью своих чувств. Его понимание любви очень красочно передается в его произведениях: любовь к природе («Записки охотника»), любовь к крепостному крестьянину («Муму»), любовь мужчины и женщины («Ася», «Первая любовь») – и это самый краткий перечень его произведений.

Подробно я хочу остановиться на повести И.С.Тургенева «Первая любовь», так как считаю, что я и мои ровесники находимся в ожидании этого большого загадочного чувства, которое «…волнует душу и мешает сну» (М.Ю.Лермонтов). Как понять, что к тебе пришла настоящая любовь, и это именно то, что перевернет всего тебя, всю твою жизнь, как ухватить эту

ускользающую нить, как успеть сказать то самое главное слово, ведь «У счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего… у него есть настоящее – и то не день, а мгновенье». Вряд ли я найду ответы на эти вопросы, все это очень индивидуально. Но чувства Володи, его переживания, на мой взгляд, близки современному молодому человеку.

В каждом своем произведении Тургенев проводит своих героев через испытание любовью. У Тургенева жизнеспособен только любящий, глубоко чувствующий человек. Мне импонирует в писателе то, что характеры героев, их психология, их взгляды раскрываются не сразу, а постепенно, полунамеками: через детали, портрет, реплики диалога, авторские ремарки. Отсюда – важность каждого эпизода, каждого сказанного героями слова.

Цель моей работы – проанализировать 16 главу повести И.С.Тургенева «Первая любовь» и выяснить, какую роль играет эпизод игры в фанты в раскрытии идейно-тематического содержания повести.

II.Анализ эпизода.

Почему именно 16 глава? Я считаю, что именно здесь Тургенев проникает в глубины души человеческой, постигая ее диалектику. В этом эпизоде главным становится анализ психологического состояния героев, раскрываются тайны и загадки предыдущих глав, обрисовываются характеры героев, их дальнейшие судьбы.

Итак, глава 16-ая…

«Майданов пришел в этот раз раньше всех – он принес новые стихи». В прошлый раз, когда Майданов приносил свои стихи, в обществе молодых людей – поклонников Зинаиды – появился Володя. Эти «новые стихи» - знак, посредством которого автор хочет показать читателям, сто свершилось что-то новое в жизни Зинаиды. (Как мы позже узнаем, в ее жизни появился отец Володи, который сумел ее укротить. И свершилось что-то очень важное: само по себе появление нового мужчины означало обострение конкурентной борьбы за сердце дамы). О своей любви Зинаида хочет рассказать всему обществу: «Все общество было налицо, в полном составе…» Эта цитата еще больше обостряет ожидание чего-то нового, совершенно странного, непохожего на прежнюю Зинаиду.

Композиционным центром главы является сказочная история, рассказанная Зинаидой, из которой мы понимаем, что она полюбила. Как известно, любовь меняет человека, его сущность. Главная героиня повести все свое окружение подстраивала под себя («…вы все готовы умереть у моих ног, я владею вами…»), и тут мы видим, что настроение «сходки» изменилось. «Начались опять игры в фанты, но уже без прежних странных выходок, без дурачеств и шума – цыганский элемент исчез». Особое внимание я хочу уделить словам «цыганский элемент исчез». Цыгане – народ вольной жизни, склонный к кочевничеству, бесшабашный и веселый, но в то же время всеми гонимый и обладатель нелегкой жизни. Исчезновение «цыганского элемента» свидетельствует о том, что свобода и буйства героини закончились, и Зинаида нашла своего укротителя.

О чем же рассказывает Зинаида? О красивой любви величественной, гордой, роковой Королевы к простолюдину. И сразу же в голову приходит сравнение с другой тургеневской девушкой – Асей – «Нет, Асе нужен герой, необыкновенный человек – или живописный пастух в горном ущелье». Но давайте посмотрим, а в каких декорациях происходит действие? Сплошная романтика: музыка, тихий плеск воды, «небо с большими звездами да темный сад с большими деревьями», фонтан «длинный, длинный, как привидение». И все прихоти роскоши: великолепный чертог, золото, мрамор, хрусталь, шелк, огни, алмазы, цветы, куренья. Здесь очень значим диалог между героиней и доктором Лушиным:

Вы любите роскошь? – перебил ее Лушин.

Роскошь красива, - возразила она, - я люблю все красивое.

Больше прекрасного? – спросил он.

Это что-то хитро, не понимаю.

Красивое и прекрасное…

По словарю С.И.Ожегова, красивый – доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом и л и: привлекающий внимание, эффектный, но бессодержательный; прекрасное – то, что воплощает красоту, соответствует ее идеалам. Я понял так, что красивое – больше форма, а прекрасное – содержание, это что-то более глубокое, серьезное, нравственное, тонкое. Но Зинаида не поняла этой разницы. Не следствие ли это ее воспитания? Беспорядочность жизни, дурные манеры и неопрятность матери, сальные огарки, сломанные ножи и вилки, мрачный Вонифатий, неразборчивость в знакомствах – все это приходит в столкновение с чистой, романтичной, искренней душой Зинаиды. «Сколько во мне дурного, темного, грешного…» (18 глава) «Все мне опротивело, ушла бы я на край света, не могу я это вынести, не могу сладить… Ах, мне тяжело… Боже мой, как тяжело!» (9 глава). И любовь к лести – это тоже из-за недостатка воспитания, из-за мещанского мелкого желания почувствовать себя лучше других, выше, чище.

Такую же интересную игру слов мы встречаем в 21 главе. После свидания с Зинаидой отец на вопрос Володи «Где же ты уронил свой хлыст?» отвечает: «Я его не у р о н и л, я его б р о с и л» (разбивка моя). Уронить – это сделать нечаянно, а бросить – специально. Деталь небольшая, но говорит нам многое о характере и чувствах Петра Васильевича.

Из столкновения Зинаиды с Малевским мы понимаем, насколько она расположена к Володе, насколько тонко понимает переживания молодого человека, насколько ценит его общество и насколько умеет сопереживать. Ради этого 16-летнего мальчика девушка изгоняет из своего дома самого светского человека, графа, проявляя удивительную жесткость и решительность. Холодный взгляд и холодная усмешка – это совсем не в характере Зинаиды. Зато совсем в ее характере – способность прощать даже самые горькие обиды. Это столкновение с графом Малевским не пройдет бесследно для героев повести, обернется трагедией и для Засекиных, и для семьи Володи. Недаром автор пишет о предчувствии несчастья, беды: «всем немного стало неловко…от…тяжелого чувства. Никто о нем не говорил, но всякий сознавал его и в себе и в своем соседе.»

Именно в 16 главе Володя впервые остро чувствует одиночество, становится свидетелем чужого счастья и окончательно убеждается в том, что не он является избранником Зинаиды: «Я чувствовал странное волнение: точно я ходил на свидание – и остался одиноким и прошел мимо чужого счастья».

Но страдает не только наш герой. Счастье прошло мимо всех обожателей Засекиной.

(недаром он единственный предлагал ей руку и сердце):

Вы бы ее (жену) заперли?

Я бы ее запер.

Ну, а если бы … она изменила вам?

Я бы ее убил.

Ну, а положим, я была бы вашей женой, что бы вы тогда сделали?

Я бы себя убил…

И он на самом деле не смог пережить отказа: «А Беловзоров… Без вести пропал, говорят, на Кавказ уехал».(20 глава) Видимо, уехал искать смерти…

Очень содержательны рассуждения девушки о том, что бы сделали ее поклонники, узнай они о ее избраннике. Беловзоров, конечно же, вызвал на дуэль. Мрачный романтик, наигранно трагичный, полный сарказма поэт Майданов написал бы длинный ямб. Расчетливый Нирмацкий дал бы денег взаймы за проценты, а подлый, двуличный граф Малевский поднес бы отравленную конфетку. Именно здесь кроется предпосылка последующей трагедии: только в роли конфетки выступит анонимное грязное письмо, подброшенное матери Володи, жене Петра Васильевича (19 глава).

Как мы видим, в 16 главе ярко проявляется «скрытый», «тайный» психологизм Тургенева. Писатель не изображает прямо все чувства и мысли своих героев, но дает угадывать их по внешним проявлениям. Он насыщает свое повествование изображением действий героев, именно они сообщают нам о том, что чувствует герой в это время.

Мы увидели в Зинаиде натуру чистую, ищущую, страстную, способную на сопереживание, на дерзкое самоотречение и на протест.

Мы увидели зарождение беды, которая постигнет наших героев: именно сон, рассказанный Зинаидой Засекиной, толкнет графа Малевского на низкий поступок и станет причиной расставания ее с отцом Володи.

И мы раскрыли тайну странного поведения Зинаиды, ее «хамелеонства», причину грусти и слез, причину резко меняющегося настроения – она полюбила.

Таким образом, 16 глава является важным эпизодом в раскрытии идейного содержания повести.

III. Заключение.

Повесть «Первая любовь» Тургенев опубликовал в 1860 году. Многие современники восприняли героиню повести как девушку, «лишенную всякого нравственного чувства». Д.И.Писарев признавался, что не понимает ее характера, а Н.А.Добролюбов писал, что «Никто такой женщины не встречал, да и не желал бы встретить.» «Героиня этой повести, - как сказано в рецензии «Московских ведомостей», - не более как кокетливая и в высшей степени капризная и далеко не нравственная личность».

Сам же Тургенев однажды сказал: «Из всех моих женских типов я более всего доволен Зинаидой в «Первой любви». В ней мне удалось представить действительно живое лицо: кокетку по природе, но кокетку привлекательную».

«Это единственная вещь, которая мне самому до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено…» (И.С.Тургенев)

IV Литература:

  1. И.С.Тургенев «Первая любовь». – М., «Дрофа», 2002г.
  2. И.С.Тургенев «Ася». – М., «Дрофа», 2002г.
  3. М.Ю.Лермонтов «Сочинения». – М., «Правда» 1990г. т1
  4. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка» - М., «АЗЪ», 1992г.
  5. Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон «Энциклопедический словарь». – М., «Эксмо», 2007г.
  6. Газета «Литература» №16 от 23.04.01.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Верхнеуслонская гимназия»

Верхнеуслонского муниципального района

Республики Татарстан

Анализ одного эпизода.

(И.С.Тургенев «Первая любовь», глава 16)

(Исследование)

Выполнил:

Фокеев Никита, ученик 9

Класса

Руководитель:

Тихонова Т.Н., учитель русского

Языка и литературы

1 квалификационной категории

Сочинение

Повесть И. С. Тургенева «Первая любовь» появилась в 1860 г. Автор особенно дорожил этим произведением, наверное, потому, что повесть эта во многом автобиографична. Она очень тесно связана с жизнью самого писателя, с судьбой его родителей, а также с прекрасными и яркими воспоминаниями о его первой любви. Как рассказывал сам автор, «в первой любви я изобразил своего отца. Меня многие за это осуждали… Отец мой был красавец… он был очень хорош - настоящей русской красотой».

В своем произведении Тургенев четко прослеживает возникновение и развитие любви главного героя. Любовь - это удивительное чувство, оно дарит человеку целую палитру эмоций - от безысходного горя и трагедии до удивительной, возвышающей радости. Юный герой переживает сложный период - свою первую любовь. Это чувство изменило всю его жизнь. Все чувства юноши завораживают читателя, заставляют его ощутить подлинность рассказанной Тургеневым истории.

С какой силой передает автор бурные проявления чувств юноши, который впервые в жизни сталкивается с таким сложным и непостижимым явлением, как невозможность контролировать свои мысли и чувства. Образ Зинаиды также удивителен. На протяжении повествования ее образ претерпевает сильнейшую метаморфозу, она превращается из легкомысленного и беспечного создания в сильную любящую женщину. Также с огромной силой показано чувство отца, обрекающее его на безысходность и трагедию. Достаточно вспомнить, как отец Володи бьет хлыстом по обнаженной руке Зинаиды и она целует оставшийся на руке след от удара.

Первая любовь явилась серьезным испытанием для юноши. Но, несмотря на всю трагичность ситуации, он сумел остаться таким же чистым душой, как был раньше. Об этом свидетельствуют такие строки: «Я не испытывал никакого злобного чувства к отцу. Напротив, он, так сказать, еще больше вырос в моих глазах».

Разум и Чувства (= Ч и Р)

Если Ч=Р (гармония)

Если Ч>Р (повышенная чувствительность)

Если Ч<Р (практичный человек)

Чувства - это не только чувств любви между мужчино и женщиной. Это стыд, боль, ненависть, радость, обида, страх, отчаяние, гнев, жалость, сострадание.

Разум - это не только способность проверить гармонию алгеброй. Это самоорганизация, ответственность перед кем-либо честь, самоограничение, убеждения, политическая позиция, писк истины, привчка анализировать свои поступки, опыт.

!!!

1) - Сочетание разума и чувства в юном возрасте часто ведут к преобладанию чувств.

Чувства преобладают в экстремальных ситуациях.

2) - Разум преобладает в организме старом, наевшемся опытом.

Разум преобладает в организме юном, когда он стремится самоутвердиться.

3) Гармония - это покой. Состояние, свойственное скорее святым, чем простым людям.

Чувства преобладают

  • “Бедная Лиза” Карамзин
  • “Ася” Тургенев (поведение Аси, поступок отца Гагина и самого Гагина (= хороший сын)
  • “Дубровский” Пушкин (защита чести отца= рыцарь, мальчишка, Робин Гуд)
  • “Олеся” Куприн (поведение главного героя, увлечение юной ведьмой)
  • “Война и мир” Толстой

(Пьер у Курагиных: эпизод с отказом от клятвы;

Пьер на пожаре - спасает девочку, её мама страшна...;

Пьер спасает армянскую княжну;

Тихон Щербатый - казак, в партии Денисова, русский мужик не задумывается вопросами об убийствах французов, просто они враги, это на уровне чувств, а не разума; А Петя Ростов мучается от убийства французов;

Платон Каратаев - восхищение, умиление бывший солдат, знакомство с Пьером)

  • “Отцы и дети” И.С. Тургенев

(Павел Петрович в юности , влюбился, возлюбленная умирает - это жестокий опыт, замыкается, не оттаивает до дуэли;

Николай Петрович и Фенечка - любовь, чувства захлестнули;

Базаров и Одинцова - в начале преобладает разум над чувствами, есть политические убеждения. Чувства его были глубоко, но как только он их проявляяет, Одинцовой он становится не нужен => гибель)

Главное - Чувства

любые тексты о военных подвигах:

  • “Рядовой Лютиков” Виктор Некрасов (защищает свою родину, борьба с пушкой, эпизод в госпитале)
  • “Песня летчика” (их восемь - нас двое) В.Высоцкий (идея: Летчики - камикадзе)
  • “Реквием” А.Ахматова (серьёзная опала на А.А.Ахматову; хранился текст в умах друзей)
  • “Война и мир” Толстой (Наташа и Анатоль: она молода, очень сильное чувство влюбленности)

Разум преобладает

  • “Война и мир” (Пьер и смерть Платона Каратаева, Пьер и масонство, Андрей после первого ранения)
  • “Отцы и дети” (Базаров и семейство Кирсановых, Павел Петрович современный)
  • “Колымские рассказы” Шаламов
  • “Раковый корпус” Солженицын
  • “Кому на Руси жить хорошо...” Н.А.Некрасов (поведение крестьян)
  • “Моцарт и Сальери” Пушкин

Гармония

А.С.Пушкин “Барышня - кретьянка”

Ермолай - Еразм “Повесть о Петре и Февронии Муромских”

Л.Н. Толстой “Война и мир” (примирение Андрея и Наташи на смертном одре; ранение Анатоля)

А.А. Ахматова “Реквием” (Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел)

Солженицын “Матрёнин двор” (образ Матрёны)

“Житие Сергия Радонежского” в пересказе Бориса Зайцева

План сочинения:

  1. Чувства преобладают. К чему приводит? Можно ли было избежать трагедии?
  2. Разум преобладает. К чему приводит? Можно ли избежать трагедии?
  3. Гармония. К чему приводит? Можно ли достичь совершенства в этом мире?

(интересен образ Раскольникова)

Конспект урока для 7 класса по теме «И.С.Тургененв. «Первая любовь». Нравственная проблематика повести. Смысл заглавия. Автобиографическая основа текста».

1 . Ребята, я подготовила для вас несколько высказываний Ивана Сергеевича о любви:

Без горячей любви, без глубокой и сильной веры не стоит жить.

В любви одно лицо – раб, а другое – властелин, и недаром толкуют поэты о цепях, налагаемых любовью. Да, любовь – цепь, и самая тяжелая.

Любовь на всякий возраст имеет свои страданья.

Ничего не может быть хуже и обиднее слишком поздно пришедшего счастья.

Всякая любовь счастливая, равно как и несчастная, настоящее бедствие, когда ей отдаешься весь.

По ходу урока мы еще возвратимся к этим высказываниям.

2. Этот текст тоже о любви. Обратите внимание, что это слово вынесено в заглавие, а это, мы помним, сильная позиция текста. Первое впечатление читателя о литературном произведении формируется именно заглавием.

3. Ребята, хочется отметить, что сам Тургенев очень любил эту свою повесть. Вот как он говорил об этом произведении: «Это единственная вещь, которая мне самому до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено…» Ребята, а какое впечатление на вас произвел этот текст?

4. Текст был написан примерно 150 лет назад. Очень давно. Как вам кажется, сохранил ли он свою актуальность? Почему?

(Здесь учитель должен обратить внимание учеников на то, что текст актуален для всех и всегда, потому что он о любви – чувстве, которое не только волновало писателей и художников во все времена и занимает огромное место в душе, внутреннем мире каждого человека. Кроме того, можно указать, что главный герой Володя практически ровесник ребят).

5. Итак, давайте обратимся к самой повести. Начнем с посвящения. Повесть посвящена П.В.Анненкову. У нас есть сообщение о нем.

Примерный текст сообщения

Повесть посвящена близкому другу И.С. Тургенева Павлу Васильевичу Анненкову. Анненков литературный критик, мемуарист, прозаик, биограф и издатель собрания сочинений А.С. Пушкина.

Дружба с Н.В. Гоголем и В.Г. Белинским определила будущую литературную судьбу Анненкова. Анненков подолгу жил заграницей, посетил Германию, Австрию, Италию, Швейцарию, Францию, Бельгию, Данию, Англию. Свои впечатления живо и интересно отразил в «Письмах из-за границы» и «Путевых записках».

Познакомившись с И.С. Тургеневым, Анненков стал до конца жизни писателя его другом и литературным советчиком.

Важное место в мемуарах П.В. Анненкова занимают воспоминания «Молодость И.С. Тургенева. 1840-1856» (1884). К тому же Павел Васильевич Анненков является первым публикатором писем Тургенева.

После сообщения учитель подытоживает, что Анненков - близкий друг И.С. Тургенева, литературный критик, мемуарист, прозаик, биограф, дружил с Гоголем, Белинским. Кроме того, Анненков – автор мемуаров «Молодость И.С.Тургенева», впервые опубликовал его личные письма.

Здесь учитель записывает на доске слово «мемуары», учащиеся записывают определение в тетради (мемуары – записки, дневники, воспоминания автора о каких-либо событиях, участником которых он был и великих людях, которых лично знал).

6 . Ребята, когда мы говорим о каком-либо тексте, для нас всегда оказывается интересным мнение современников о нем. Ведь мы, спустя 150 лет, судим о повести вслед за критиками и миллионами читателей. А каким текст видели современники? Конечно, мы не сможем в рамках урока осветить все многообразие точек зрения на повесть, поэтому я расскажу вам о мнении тех людей, к которым прислушивался сам Тургенев. Первый человек – Луи Виардо, французский критик и писатель. Но нам эта фамилия уже знакома?

Итак, вот что Виардо писал о повести Тургеневу : “Мой дорогой друг, я хочу высказаться перед вами начистоту по поводу вашей “Первой любви”. Откровенно говоря, если бы я был редактором “Revue des Deux Mondes”, я тоже отказался бы от этого небольшого романа и по тем же причинам. Боюсь, что его, хотите вы этого или нет, следует отнести в разряд той литературы, которую справедливо именуют нездоровой. Все его персонажи отдают одиозностью.

Ребята, кто знает значение слова «одиозный»? Давайте запишем. (одиозный – неприятный, вызывающий к себе крайне отрицательное отношение).

Однако друг Тургенева писатель Гюстав Флобер, классик французской литературы, оценивает “Первую любовь” иначе. В марте 1863 года он пишет Тургеневу: “...я особенно хорошо понял эту вещь… Всю эту повесть и даже всю книгу осеняют следующие две строчки: “Против отца у меня не было никакого дурного чувства. Напротив: он как будто ещё вырос в моих глазах”. Это, на мой взгляд, мысль поразительно глубокая. Будет ли это замечено? Не знаю. Для меня это вершина».

Ребята, а вы в большей степени склоняетесь к какому мнению? Кто же прав? Как вы думаете, почему Виардо назвал повесть «нездоровой литературой»?

Здесь ребята, скорее всего, затруднятся с ответом. Переходим к наводящим вопросам:

Давайте поговорим о главной героине. Какая она? Что вам в ней симпатично, а что неприятно?

Учитель должен обратить внимание учеников на то, что именно живость княжны, ее непосредственность, искренность делают ее привлекательной в глазах окружающих. Этим она противопоставлена остальным героям, которые пытаются соблюдать светские приличия. О том, что молодая девушка не должна вступать в отношения с женатым мужчиной, дети, как правило, говорят сами.

Почему же никто из окружающих ее мужчин не находит места в ее сердце?

Через этот вопрос приходим к выводу, что ее окружение заурядно, неинтересно ей. Можно отметить, что Малевский – подлец, Беловзоров глуп и т.д. Она выше и сильнее каждого из этих мужчин.

Почему Зина полюбила Петра Васильевича.

Анализируем образ отца Володи. Акцентируем внимание на противоречивости образа. Утонченность, ум, обаяние, загадочность, сила – вот что привлекает Зину в нем.

Вы осуждаете этого героя? Пренебрегает чувствами жены, сына, Зины.

Как вы думаете, почему Володя так сказал об отце: “Против отца у меня не было никакого дурного чувства. Напротив: он как будто ещё вырос в моих глазах”.

Отец холоден, равнодушен с женой и сыном, а тут Володя увидел в его сердце любовь. Именно это чувство возвысило отца в глазах сына.

Здесь можно вернуться к высказываниям Тургенева. Обратить внимание учеников на то, что любовь это и счастье, и мука одновременно.

Делаем вывод, что именно за то, что герои нарушают нормы морали, Виардо и называет повесть «нездоровой литературой», а Флобер, по всей видимости, готов оправдать любовью очень многое.

7 . Ребята, давайте обратимся к заглавию. Почему текст так называется?

Здесь ребята всегда говорят, что текст о первой любви Володи. Иногда говорят, что о первой любви Зарецкой. Нужно подвести ребят к мысли, что повесть и о первой любви Петра Васильевича.

8 . Эта повесть трогает читателя до глубины души. Но она становится еще интереснее, если читатель знает, что текст является автобиографическим.

Прототипами родителей Володи стали родители И.С. Тургенева. Писатель рисует яркий и достоверный портрет своего отца, о чём он сам неоднократно говорит. Многие его за это осуждали, но писатель восхищался красотой своего отца, его неотразимой очаровательностью. Тургенев вспоминал, что он, почти мальчик, и его отец полюбили молодую и удивительно красивую поэтессу Екатерину Шаховскую. Для отца это была последняя, почти роковая любовь, которая, по мнению некоторых критиков, и ускорила его гибель. Причины смерти Сергея Николаевича Тургенева до конца неизвестны. Сама Варвара Петровна (мать писателя) намекает на это в одном из писем, говоря о “насильственной смерти” мужа. В то самое утро, когда отца хватил удар, он начал письмо к сыну на французском языке: «Сын мой, бойся женской любви, бойся этого счастья, этой отравы». И сам Иван Сергеевич сказал о себе: «Вся моя жизнь пронизана женским началом... Я полагаю, что только любовь вызывает такой расцвет всего существа, каким не может быть ни что другое».

Однажды на вопрос, кто же послужил прототипом молодого героя повести «Первая любовь»,Тургенев ответил: «Этот мальчик – ваш покорный слуга…-Как? И вы так влюблены были?- Был. - И с ножом бегали?- И с ножом бегал».

О прототипе главной героини повести у нас есть сообщение.

Примерный текст сообщения .

Прототип Зинаиды Засекиной - реальное лицо – княгиня Шаховская, поэтесса. Под её именем в 30-х годах напечатано несколько стихотворных отрывков. Стихи Шаховской производят необычное впечатление. Особенно, если перед этим перечитаешь тургеневскую "Первую любовь". Они необычайно легки, свободны и изящны. Поэтическим опытам Шаховской в сильной степени присущи исповедальные мотивы. Этим они для нас особенно ценны. С детской непосредственностью рассказывает княжна о том, какое смятение вызвала любовь у ее героини, как велика у нее решимость отстаивать свое чувство против целого мира.

Судьба Шаховской передана Тургеневым в повести в значительной мере в соответствии с реальностью. В сентябре 1835 года, то есть без малого через год после смерти С.Н.Тургенева, Шаховская вышла замуж. Замужество княжны было истолковано современниками как какой-то отчаянный жест, демонстрация. 22 июня 1836 года у Екатерины Львовны родился ребенок. Через шесть дней после этого мать скончалась. В Петербурге, на Волковом кладбище, в начале прошлого века ещё сохранялось небогатое надгробие над могилой княжны Шаховской. На памятнике эпитафия:

Мой друг, как ужасно, как сладко любить!

Весь мир так прекрасен, как лик совершенства.

После сообщения учитель акцентирует внимание на том, что и героиня повести, и Шаховская умирают молодыми, практически сразу после смерти любимого. В сообщении звучит слов эпитафия, записывает определение (эпитафия – слова, сочиняемые на случай чьей-либо смерти, часто используются в качестве надгробной надписи).

Ребята, послушайте еще раз как звучит эпитафия на могиле поэтессы. Кто написал эти пронзительные слова? Кто посылал ей прощальный привет? Неизвестно. Но нам хочется думать, что это И.С. Тургенев.

9. Д/З Анализ эпизода повести по группам.

I группа: “Игра в фанты” (гл. VII);

II группа: “Прыжок со стены” (гл. XII);

I II группа: “Объяснение Зинаиды и отца” (гл. XXI).

П л а н а н а л и з а э п и з о д а

1/ Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения. Его условное название.

2/Речевой строй эпизода: диалог (речевые характеристики героев, особенности авторских ремарок), повествование (изображение событий), описание (портрет, пейзаж, психологическое состояние героев), авторские рассуждения (лирические отступления).

3/Какие события происходят в эпизоде, кто в них участвует, какие стороны характера героев раскрываются?

4/Какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует писатель, с какой целью?

5/Каково значение эпизода для раскрытия главной мысли произведения, выражения авторской позиции?


По повести И. С. Тургенева «Первая любовь»

Иван Сергеевич Тургенев написал повесть «Первая любовь». Она о двух молодых

влюблённых людях. Главные герои - Зинаида и Вольдемар. В этой повести мне понравилось её хорошее и трогательное название «Первая любовь». По уже своему только названию она привлекает молодёжь.

Повесть очень большая по содержанию. Когда я начала читать, то даже не отрывала глаз от книги, мне были так интересны все мгновения.

Больше всего мне понравилась их красивая и чудесная любовь. Самое яркое мгновение мне запомнилось в этой повести - это их любовь с первого взгляда, она меня просто поразила. Сейчас в наше время очень мало есть людей, которые влюбляются с первого взгляда. Мне очень жалко было в конце повести главных героев, которые так сильно боролись за взаимную любовь. И их любовь не состоялась только из-за того, что Зина была бедная, а раньше время было такое, что богатые выходили только за богатых.

Родители не могли допустить неравного брака. Я считаю, что самое прекрасное на свете- это любовь. Нужно, больше читать таких повестей, они научат нас жить. Надо разбираться в людях. Чтобы между нами была честность, доброта и конечно, любовь. И нужно учиться, чтобы эту любовь не потерять.

Истомина Надя, 9 класс.

Сочинение - отзыв

по повести И. С. Тургенев «Первая любовь»

Я прочитала повесть Ивана Сергеевича Тургенева «Первая любовь», которая очень понравилась в этой повести говорится о мальчике, который влюбился, но им не суждено было быть вместе. Владимиру было 16 лет, а Зинаида была на 4 года старше его, но, как говорится: «Любви все возрасты покорны». Прочитав «Первую любовь» и в том числе другие рассказы я поняла, что во временах великих писателей любовь была настоящей, сильной, ради любви бросали всё, преодолевали разные препятствия, лишь бы быть поближе к своей любви. Но самое главное, что меня поразило в этой истории, что автор сам пережил эту историю, и затем написал это произведение, в котором мог всё рассказать о пережитом, под названием «Первая любовь». Тургенев говорил, что: «Любовь - это пережито». «Первая любовь» - это, пожалуй, моё любимое произведение.

Гусельникова Алёна, 9 класс.

Сочинение - отзыв

Этот рассказ просто восхитил меня. Очень удивительно, что первая любовь действительно бывает. И такая неповторимая и незабываемая. Прошло столько лет, а он помнит её до сих пор. Эта любовь была великой, и в этой любви не было равной. К большому сожалению, они не смогли быть вместе. Зинаида умерла, хотя, думаю, их брак с Вольдемаром всё равно бы не состоялся, т.к. родители юноши не допустили бы этого, ведь Зинаида была небогатой.

Бобровникова А, 9 класс.

Сочинение

Описание портрета.

Сочинение

Мне очень понравилась повесть «Первая любовь». Я читала её с великим удовольствием. Я вдумывалась в каждый смысл этих чувств, переданных Тургеневым, он на столько смог передать свои чувства, свою искренность в этой повести. Я не просто читала, я поедала страницы глазами, я не могла расстаться с книгой до последней страницы. Меня всё глубже и глубже увлекало чтение, ну что же будет дальше. Нельзя не дочитать эту повесть до конца. Если ты начинаешь её читать, то нельзя оторваться. Этот замечательный писатель, можно сказать, вложил всю свою душу в данную повесть.

Я очень переживала, когда читала заключение повести. Мне было очень жаль, что у Зинаиды и Владимира, у главных героев, ничего не вышло. Ах, если бы не отец Владимира, если бы не его выходки, у них бы всё получилось, я в этом уверена. Я думаю, с них бы вышла замечательная, красивая пара. Ну, что поделаешь, ведь жизнь так сложна, и очень сложно иногда что-либо поправить. В наше время, я думаю, такие повести очень нужны, потому что наши молодые люди, действительно, ещё этого не понимают, а такие произведения научат нас, как нужно поступать.

Баранова Настя, 9 класс.