Возраст макаревича андрея. Женщины макаревича. Фильмография: фильмы с участием Андрея Макаревича в главной роли

Семья

Макаревич родился в семье Вадима Григорьевича Макаревича (1924-1996) и Нины Марковны Макаревич (в девичестве Шмуйлович (1926-1989).

Отец был участником Великой Отечественной войны, в декабре 1943 года на Карельском фронте потерял ногу и в сентябре 1945 года уволился из рядов Советской Армии. Работал старшим архитектором мастерской Горстройпроекта; с 1956 года - преподавателем Московского архитектурного института на кафедре строительной физики, доцентом, а далее до оставления преподавания по болезни в 1993 году - профессором. Мать имела специальность врача-фтизиатра, работала научным сотрудником Центрального научно-исследовательского института туберкулеза.

У Макаревича есть сестра, младше его на 9 лет.

Первый брак Макаревича длился три года (1976-1979). Его женой была Елена Игоревна Макаревич (Фесуненко), дочь известного советского политобозревателя Игоря Фесуненко (писал книги про бразильский футбол и помогал "Машине"), была студенткой Историко-архивного института.

Второй раз Макаревич женился в 1986 году на Алле Михайловне Макаревич (Голубкиной). Она была бывшей женой Алексея Романова, врача-косметолога. В 1987 году родился их сын Иван. В 1989 году супруги развелись.

Два года (1998-2000) Макаревич сожительствовал с журналисткой (и пресс-атташе "Машины времени" ) Анной Рождественской (1974 г.р.), которая в 2000 году родила дочь Аню.

Третья жена - Наталья Голубь (1969 г.р.), гримёр, стилист, фотохудожник. 31 декабря 2003 года он официально женился в третий раз. Развелся в 2010 году.

У Макаревича есть внебрачная дочь Дана Макаревич (1975 г.р.). Дана проживает в Филадельфии (США), поддерживает отношения с отцом, юрист, замужем за американским бизнесменом.

Биография

В детские годы Макаревич жил в коммуналке в двухэтажном доме на Волхонке (этот дом принадлежал когда-то князьям Волконским), напротив Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

Под руководством своего отца - архитектора и музыканта-любителя - Андрей с ранних лет играл на фортепиано. В 1960-1970 годах Макаревич учился в 19-й московской школе (спецшкола с английским уклоном).

В 12 лет Макаревич начал самостоятельно заниматься игрой на гитаре. С детства увлекался музыкой Булата Окуджавы и Владимира Высоцкого.

В 1966 году познакомился с музыкой группы "The Beatles" и, по собственным словам, стал битломаном, как и многие из его сверстников, что и определило его дальнейшую судьбу.

В 1969 году вместе с одноклассниками-битломанами Александром Ивановым, Павлом Рубиным, Игорем Мазаевым и Юрием Борзовым (вскоре к ним примкнул друг детства Борзова Сергей Кавагоэ, учившийся на этой же параллели в другой московской школе) была организована группа "Машина времени" , существующая по сей день. С этой группой связана практически вся дальнейшая жизнь и творческая деятельность Андрея Макаревича. По сей день он является руководителем группы, её "лицом", основным автором текстов, а также композитором и исполнителем значительной части песен.

После окончания школы в 1971 году поступил в Московский архитектурный институт , откуда в 1974 году был отчислен (официально - "за несвоевременный уход с работы на овощной базе", фактически - по закрытому распоряжению одной из партийных инстанций, из-за не одобряемых занятий рок-музыкой).

С 1974 по 1979 год работал архитектором в Гипротеатр ("Государственный институт проектирования театров и зрелищных сооружений").

В 1975 году восстановился в МАРХИ на вечернем отделении, окончил его в 1977 году с дипломом художника-графика и архитектора.

В 1979 году с "Машиной времени" подписал контракт Росконцерт, что придало группе легальный статус, и с этого момента Макаревич, уволившись из Гипротеатра, официально стал музыкантом и исполнителем. В последующие годы много гастролировал в составе группы по СССР, снимался (вместе с группой) в фильмах Александра Стефановича "Душа" (1982) и "Начни сначала" (1986) (в последнем сыграл главную роль).

Весной 1979 года прежний состав "Машины времени" распался. Причем со скандалом. Камнем преткновения стал концерт в горкоме графиков на Малой Грузинской, где Макаревич был частым гостем. И вот однажды художники попросили его выступить с группой на одном из их вечеров, но Кавагоэ встал на дыбы. Он заявил, что, если художникам интересно, пусть приходят на концерт "Машины времени" и там слушают, а специально для них играть он не поедет. Макаревичу стоило огромного труда уговорить Кавагоэ выступить ради него, Макаревича, но впоследствии он сильно пожалел, что сделал это.

Концерт состоялся, но прошел отвратительно. В тот же день Андрей Макаревич собрал всех "машинистов" и объявил о своем решении: он уходит из группы и всех желающих, кроме Кавагоэ, приглашает следовать за собой. Однако за ним никто не последовал. Так Макаревич остался один, а участники его коллектива разбрелись по другим коллективам - например, Кавагоэ и Маргулис ушли в только что созданную группу "Воскресенье", которая тут же стала супергруппой.

Начиная с 1982 года и по 1996 год иногда Андрей Макаревич исполнял песни на сцене сольно, без музыкантов. Тогда зрители слышали типичные бардовские композиции с одной акустической гитарой. Причем, музыкант пел песни, не предназначенные для "Машины времени". Впоследствии практически все они вышли в составе сольных пластинок.

В 1985 году Макаревич выступил в Ленинграде и исполнил хиты "От Морского закона" до "Вагонных споров". А после начал сочетать рок "Машины времени" с акустической бардовской песней.

В 1986 году, с изменением всей культуры политики страны, "Машина времени" получила новую возможность заявить о себе. Коллективом тогда были подготовлены две сильные программы - "Реки и мосты" и "В круге света". В том же году фирма "Мелодия" подписала с музыкантами "Машины времени" договор о выпуске дисков-гигантов. Первый из них (и первый в Союзе) - "В добрый час!" - вскоре появился на прилавках музыкальных магазинов. За ним последовали и другие: "Реки и мосты", "Десять лет спустя" (оба – 1987 год), "В круге света", "Песни под гитару" (оба – 1989 год).

В 1990-х годах Макаревич принимал участие в записи альбомов коллектива "Квартал", выступил продюсером альбома "Окурочек" Юза Алешковского. Кроме этого, выпустил сборник стихов и две книги воспоминаний.

В ноябре 1993 года свет увидела первая, придуманная Макаревичем, передача - "Смак" .

В 1996 году Андрей Макаревич придумал и осуществил еще один телепроект - передачу "Эх, дороги" .

Помимо этого Макаревич участвовал еще в ряде тв-проектов:

"Абажур" - беседы со звёздами - (1998-1999) "Макарена" - музыкальная передача в рамках "Ночной смены" Дмитрия Диброва "Подводный мир с Андреем Макаревичем" - передача о подводном мире "Три окна" - передача о кухне и пище - (2005-2006)

Неоднократно участвовал в жюри Высшей лиги КВН . Дважды был членом жюри фестиваля КВН "Голосящий КиВиН" (1996, 2007). Четыре раза принимал участие в телеигре "Угадай мелодию".

В День Победы в 1996 году представил программу "Песни, которые я люблю". Ее показали на РТР в прайм-тайм.

С 1997 года Макаревич является совладельцем стоматологической клиники "DentalArt" (делит с Леонидом Ярмольником , Леонидом Якубовичем и Александром Иншаковым ).

2 апреля 1998 года был утверждён членом Открытого наблюдательного совета в ОАО "ОРТВ" .

В мае 1998 вместе со Стасом Наминым и Валерием Меладзе открыл "Ритм блюз кафе". (Москва, Староваганьковский пер.).

13 апреля 2001 года вместе с Олегом Чебыкиным (в прошлом командиром группы водолазов спасательной службы Северного флота) открыл первый магазин с товарами для дайвинга "Батискаф". Сейчас их уже девять.

Летом 2001 года Андрей Макаревич организовал проект "Оркестр креольского танго". Он играет блюз, джаз, босса-нову, свинг, румбу и шансон. В коллективе собрались музыканты из "Машины времени", "Папоротника", "Квартала", "Игорь Бойко Бэнда" и других. А со своим проектом "Джазовые трансформации" и вместе с "трио Евгения Борца", Ирины Родилес музыкант выступает в джаз-клубе "Союз Композиторов".

Макаревич имеет ряд наград:

Медаль "Защитнику свободной России" - (2 февраля 1993) - за исполнение гражданского долга при защите демократии и конституционного строя 19-21 августа 1991 года. Орден Почёта - (24 июня 1999) - за заслуги в развитии музыкального искусства и в связи с 30-летием группы. Орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени - (9 декабря 2003) - за большой вклад в развитие музыкального искусства и в связи с 50-летием. Медаль "Золотой кот", диплом мэрии и почетный кубок - (март 2012) - "за роспись сервиза "Fiveo’кот": сервиз, созданный Андреем Макаревичем в сотрудничестве с Императорским фарфоровым заводом, занял первое место в номинации "Графика" на фестивале "Лунный кот" (Испания, Каталония).

Политика

В 1967 году Андрей Макаревич вступил в комсомол, в котором формально состоял до 1980-х годов. По многочисленным собственным утверждениям в интервью и книгах, он, по меньшей мере с 1970-х годов, негативно относился к политической системе СССР, хотя диссидентом никогда не был и в открытых выступлениях против коммунистического режима не участвовал.

В период перестройки, песен на явно политические темы Макаревич писал очень немного, почти все они относятся к самому концу 1980-х - началу 1990-х годов (это, например, "Ветер надежды", "Бурьян породил бурьян", "У свободы недетское злое лицо", "Я хочу знать", "Аэрофлотовская").

В 1991 году Макаревич приветствовал отстранение коммунистов от власти в России.

20 августа 1991 года, в дни августовского путча , "Машина времени" выступала на баррикадах перед защитниками российского Белого дома, за что впоследствии все участники группы были удостоены медали "Защитнику свободной России".

Обычно Макаревич дистанцируется от политических событий и редко участвует в политически значимых мероприятиях, тем не менее, c 1991 по 2011 год он последовательно поддерживал действующую российскую власть: сначала Бориса Ельцина , затем Владимира Путина и Дмитрия Медведева .

В 1996 году Макаревич и "Машина времени" приняли участие в пропагандистской кампании "Голосуй или проиграешь" , в поддержку на выборах президента России Бориса Ельцина.

В мае 1996 года на выборах Президента РФ стал доверенным лицом Бориса Ельцина.

В 2000-х годах после прихода к власти Владимира Путина Макаревич неоднократно в целом положительно отзывался о деятельности президента, не входя, впрочем, ни в какие близкие к властным структурам и президенту официальные организации и группы.

В 2008 году в составе "Машины времени" Макаревич участвовал в концерте в честь завершения выборов президента России, что также вызвало волну негативных отзывов. Макаревич не раз говорил, что ему не стыдно за это выступление и он совершенно сознательно поддержал приход к власти Дмитрия Медведева, за которого голосовал сам и на которого возлагал определённые надежды.

Однако в 2009 году после появления открывающей новый альбом "Машины времени" "Машины не парковать" песни "Праздник начинается сейчас", текст которой содержит строку "Вас опять надули те, кто вас ведут ", некоторые сделали выводы о разочаровании Макаревича.

В 2010-е годы положительное отношение Макаревича к российской власти меняется на критическое. В последних песнях Макаревича можно увидеть недовольство общественной жизнью ("Улетай", "Пой", "Простите", "Рассмеши меня, Петросян", "К нам в Холуёво приезжает Путин") и разочарование в религии ("Полный контакт", "Небо напомнит", "Брошенный Богом мир").

В 2010 году был выдвинут в совет директоров "Первого канала". Также входил в президентский Совет по культуре и искусству.

В декабре 2010 года Макаревич вместе с Борисом Гребенщиковым , Владимиром Шахриным , Александром Ф. Скляром , Константином Кинчевым и музыкантом Евгением Фёдоровым подписал письмо к президенту РФ Дмитрию Медведеву с призывом о справедливом разбирательстве дела .

14 мая 2011 года, в день празднования "1000 дней до Игр" стал Послом Культурной Олимпиады "Сочи 2014".

3 февраля 2012 года был официально зарегистрирован как доверенное лицо кандидата в Президенты РФ .

Летом 2012 года Макаревич стал одним из участников так называемой "Прогулки писателей" - оппозиционной акции, прошедшей в Москве.

6 августа 2012 года в газете "Московский комсомолец" было опубликовано открытое письмо Андрея Макаревича к Владимиру Путину . В письме Макаревич говорит о резко выросшем в последние годы уровне коррупции в стране, вымогательстве чиновниками откатов, неработоспособности суда, который сегодня - "либо машина для наказания неугодных, либо аппарат для приёма денег от истца ".

Макаревич призвал президента лично вмешаться в происходящее. В. Путин отреагировал на письмо на следующий день после публикации. Согласившись с письмом в целом, тем не менее, заметил, что, по его мнению "второе такое письмо следовало бы адресовать предпринимателям", которые сами поддерживают коррупцию и, следовательно, отвечают за происходящее не меньше, чем государство. Макаревич выразил разочарование содержанием ответа главы государства, но отметил, что сам факт оперативной реакции на обращение несколько обнадёживает, так как показывает, что власть всё-таки слышит, что ей говорят.

В 2012 году Макаревич подписал обращение в защиту участниц группы PussyRiot .

27 октября 2012 года, на съезде политической партии избран в её федеральный гражданский комитет.

9 ноября 2012 года на сайте газеты "Московский комсомолец" было опубликовано обращение Макаревича к гражданам России, озаглавленное "Давайте попробуем при Путине". В нём говорится, что российские проблемы не являются исключительно результатом присутствия у власти Владимира Путина и с заменой президента не исчезнут, а поэтому будет полезнее, если каждый сам приложит усилия к улучшению жизни страны, в том месте и в той мере, которая лично ему доступна.

В 2013 году Макаревич вошел в партию Михаила Прохорова "Гражданская платформа", где отвечает за вопросы культуры и проведение массовых мероприятий.

В 2013 году поддержал кандидатуру на выборах мэра Москвы.

В марте 2014 года Макаревич выступил с критикой президента Владимира Путина по поводу его действий на Украине, назвав ситуацию "военной оккупацией Крыма ".

Макаревич убежден, что российские СМИ интерпретируют ситуацию на Украине в искаженном ключе. "У меня на Украине много друзей в разных городах, я волновался за них, я им звонил, они звонили мне, - продолжает он. - Всегда все оказывалось не совсем так, как по нашим главным телеканалам пропагандировали. Что касается Крыма… Исторические события такого масштаба всегда сопровождаются массой перегибов и глупостей со всех сторон, как изнутри, так и снаружи ".

16 марта 2014 года в Москве прошел "Марш мира" , участники которого выражали поддержку территориальной целостности Украины и критиковали действия президента Путина, в котором принял участие Макаревич.


На сайте change.org в марте началась кампанию по лишению Макаревича всех государственных наград в связи с его критической позицией по событиям на Украине и в Крыму. На конец марта петицию подписали более 16 тысяч человек.

28 марта 2014 года на сайте радиостанции "Эхо-Москвы" было опубликовано обращение в защиту Андрея Макаревича. Авторы письма, среди которых Михаил и Прохоровы , а также ряд деятелей культуры, осуждают начавшуюся на сайте change.org кампанию по лишению Макаревича всех государственных наград.

11 апреля 2014 года, на здании Дома книги, на Новом Арбате, в Москве, появился плакат "Пятая колонна. Чужие среди нас ", с портретами Андрея Макаревича, Юрия Шевчука , Алексея Навального, и .

В августе Макаревич по приглашению Тимофея Нагорного выступил в украинском г.Святогорске перед беженцами из-за вооружённого конфликта в Донецкой и Луганской областях (само мероприятие было организовано "Фондом волонтеров Украины"). Данная акция вызвала резкую критику некоторых российских общественных деятелей.

Таким образом, произошла отмена концертов в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Самаре, Кирове и ряде других городов. Депутат Госдумы предложил лишить Макаревича всех званий и российских госнаград за выступление на Украине: "Андрей Макаревич давно сотрудничает с фашистами. Этот выбор он сделал достаточно давно, ещё когда перешёл на сторону врагов Российской Федерации ".

В связи с этим Андрей Макаревич снова написал открытое письмо Владимиру Путину, попросив президента прекратить "шабаш", порочащий его имя в СМИ. Обращение было опубликовано 25 августа 2014 года на сайте газеты "Московский комсомолец". Поводом стал также вышедший на канале НТВ документально-публицистический фильм "13 друзей хунты ", из цикла "Профессия - репортёр".


Пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков прокомментировал письмо к главе государства следующим образом: "Здесь не со всем можно согласиться. То, что он трактует как травлю, также можно назвать и реакцией общественного мнения. Вряд ли здесь стоит апеллировать к президенту ".

25 сентября 2014 года была попытка сорвать концерт Андрея Макаревича с программой "Идиш-джаз" в Московском международном Доме музыки. Премьера совпала с еврейским Новым годом. Один из зрителей распылил газовый баллончик в зрительном зале, а четверо других стали скандировать "Макаревич - предатель Родины! " и разбрасывать листовки и яйца.

В момент инцидента в зале находилось около 500 человек. Все они, а также выступавшие вынуждены были покинуть помещение. Концерт продолжился более чем через два часа после звонка Макаревича Владимиру Спивакову. По факту происшествия дознавателем УВД по Центральному административному округу было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 213 УК РФ ("Хулиганство").

В электронных СМИ появилась информация о том, что взяла на себя ответственность за акцию, которую провели "нацболы-ополченцы, прибывшие из Донбасса ", однако заявил: "Я ничего об этом не знаю. Открыл утром новости и прочитал". Хотя в августе писатель по поводу выступления Макаревича в Святогорске отозвался весьма грубо: "Макаревича необходимо наказать. Необходимо продемонстрировать Украине и миру, что он изгой, заблудшая овца. Если Россия его не наказывает, получается, что она его оправдывает ".

Макаревич же сообщил, что не планирует подавать в суд на хулиганов: "Ну, что за каждым дурачком бегать. Мне это настолько неинтересно, что я об этом просто не думаю ".

В конце октября 2014 года Андрей Макаревич заявил о причастности первого замглавы администрации президента Вячеслава Володина к событиям вокруг него, которые сам музыкант называет травлей.

Глава администрации президента Сергей Иванов заметил: "Делать больше Кремлю нечего, как обзванивать кого-то и заставлять отменять концерты. Просто люди, увидев определенные действия отдельных представителей шоу-бизнеса, делают свои выводы и сами не хотят покупать билеты на их выступления. Ну, а представителю шоу-бизнеса, чтобы объяснить потерю своей популярности, проще всего сказать, что это кровавая гэбня, Кремль мешает народу посещать их концерты. Вы попробуйте людей заставить не пойти, например, на концерт Пола Маккартни, или The Rolling Stones, или Pink Floyd. Да сотни тысяч людей придут. Политики здесь нет никакой, ноль. Все эти объяснения от лукавого ".

В конце октября 2015 года Макаревич принял участие во впервые прошедшей в Москве акции "Всемирный шабат" , объединившей видных деятелей культуры, бизнеса и политики еврейского происхождения.

Слухи (скандалы)

28 сентября 2011 годав прямом эфире "Нашего радио" Макаревич исполнил песню политической направленности "К нам в Холуёво приезжает Путин". "Радио Свободы" связывает факт появления песни с решением съезда партии о выдвижении действующего премьера кандидатом в президенты. В интервью радиостанции музыкант выразил мнение о том, что эта ситуация лишает россиян выбора. Текст песни посвящён подготовке к приёму В.В.Путина в вымышленном посёлке Холуёво. Ход подготовки описывается в деталях, в семи куплетах перечисляются различные грани жизни вымышленной деревни. История имеет грустный конец: визит Путина в Холуёво не состоялся и надежды жителей не оправдались. Сам автор в интервью говорил о том, что песню не стоит воспринимать буквально, она не о премьер-министре России, а о холуйском отношении к начальству в России.

13 октября 2011 года поисковый сервис "Яндекс" дал сбой на поиск фразы "К нам в Холуёво приезжает Путин", что вызвало реакцию СМИ. Специалист "Радио Свобода" Михаил Соколов в своей передаче 14 октября обыгрывал этот термин, используя термин "холуяне" как пример чрезвычайно покорного электората. Песня была выложена на официальном канале радиостанции в сервисе YouTube. 12 октября 2011 года блогер сделал цитату из этой записи и в первые два дня её посмотрело более 100 000 человек. После этого, 18 октября "Наше Радио" заблокировало видео этой песни, сославшись на авторские права путём блокировки аккаунта Мальгина на YouTube.

Макаревич прокомментировал скандал, который произошел после того, как в блогах начала активно распространяться запись его песни "К нам в Холуево приезжает Путин": "Эта власть не озаботилась даже созданием иллюзии выбора – это значит, что нас опять вообще ни за что не держат, здравствуй, Советский Союз. И вот это меня (смешно, да?) задевает больше всего. Двадцать пять лет коту под хвост. Осталось срочно придумать какую-то особенно мощную бомбу ", - цитирует Макаревича корреспондент TheMoscowPost.

17 августа 2014 года газета "Известия" опубликовала статью "Певцы и подлецы", в которой утверждал, что Макаревич дал концерт в Славянске перед украинскими силовиками, тем самым "вдохновив военных на убийство мирных жителей ". Сам Макаревич неоднократно заявлял, что выступал на Украине перед беженцами и подал иск о защите чести и достоинства. 18 ноября Савёловский районный суд Москвы частично удовлетворил иск Макаревича и взыскал с Проханова 500 тысяч рублей. 28 января 2015 года Мосгорсуд отменил решение о взыскании в пользу Макаревича 500 тыс. рублей с журналиста Александра Проханова за эту публикацию.

В марте 2015 года музыкант приехал в Республику Беларусь , чтобы записать свою первую песню на белорусском языке под названием "Снег", которая в оригинале на русском была выпущена в 1970-е годы, и дал интервью изданию "Будзьма беларусамi", где рассказал, чем белорусы отличаются от русских: "Разница есть, конечно. Хотя бы даже в отношении к природе. У вас это отношение европейское, у нас - испорченное кочевниками. Кочевники привыкли гадить, потому что они не сидят на местах: они завтра едут дальше. Можно не заботиться о чистоте. Подозреваю, что у русских это осталось со времен татарского ига ".

5 мая 2015 года появился видеоклип, приуроченный к украинскому празднику - Дню памяти и примирения 8 мая, вышедший на телеканале СТБ в рамках серии "Чтобы помнили" . Макаревич вспоминает события, предшествовавшие началу Второй мировой войны, рассуждает о том, как мир не хотел замечать агрессию Гитлера. В преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войне Андрей высказал свое мнение о георгиевской ленте, считая, что ее могут носить только те, кто этого действительно заслужил.

6 июля 2015 года на сайте Грушинского фестиваля появилась заметка о гибели Макаревича. Эту информацию оперативно опровергли организаторы фестиваля, а также, в более грубой форме, - возмущённые друзья музыканта и сам лидер "Машины времени". Вскоре выяснилось, что сайт подвергся хакерской атаке. Однако в соцсетях успели выразить соболезнования и активно комментировали инцидент. Пресс-секретарь музыканта Антон Чернин подтвердил, что с певцом всё в порядке.

16 июля 2015 года была опубликована "Песня без названия" , вызвавшая резонанс у слушателей, которые в комментариях приписывают строку "бывшие братья мои" коллегам Макаревича по группе "Машина времени", а также другим рок-исполнителям и культурным деятелям. Андрей также упоминает в песне "доморощенный, битый-побитый" рок-н-ролл и сожалеет о завершении "золотой эпохи".

Имя: Андрей Макаревич (Andrey Makarevich)

Возраст: 64 года

Место рождения: Москва

Рост: 172 см

Вес: 80 кг

Деятельность: певец, музыкант, композитор, поэт, телеведущий

Семейное положение: женат

Андрей Макаревич - биография

У Андрея Вадимовича Макаревича много достойных амплуа, хотя на сегодняшний момент он уже успел заработать негативное отношение к себе из-за высказываний и его предпочтений в политической жизни страны.

Детские годы

Семья, в которой повезло родиться композитору, певцу и музыканту, была интеллигентной. Отец архитектор, мать по профессии врач. В жилах мальчика текла польско-белорусская отцовская кровь, а мать подарила сыну еврейские корни. Отец прошёл всю войну, пришёл домой без ноги, но занялся педагогической деятельностью, а горячо любимая сыном мать в последние годы трудилась в НИИ туберкулёза. Биография Андрея была похожа на многие биографии детей послевоенных лет.


С детских лет мальчик запомнил коммунальную квартиру и старинный дом князя Волконского. Очень часто Андрей менял свою мечту. Сначала его привлекала работа водолаза, позже он хотел стать палеонтологом. Потом решил пойти по стопам мамы. Андрей рос не один, у него была младшая сестра Наташа. Увлечение музыкой перешло к сыну от отца, Андрей даже окончил один год музыкальной школы по классу фортепиано.

Учёба

Андрею посчастливилось посещать престижную школу Москвы с английским уклоном. Школьник обладал завидным упорством, так как сумел собрать коллекцию бабочек. Он даже держал дома несколько змей, объясняя это своим новым увлечением. Недолго жили змеи в доме мальчика, вскоре появились горные лыжи и плавание. В подростковом возрасте музыка пересилила все остальные увлечения, во многом благодаря творчеству Булата Шаловича Окуджавы и Владимира Семёновича Высоцкого .


Андрею пришло в голову сочинять стихи и музыку к ним, а потом исполнять под гитару. К нему потянулись многие желающие так же, как и он играть на гитаре и петь во дворе. Песни получались с глубоким смыслом.

Музыка в жизни Макаревича

Группа «Битлз» подарила парню новый взгляд на его музыку. Он влюбился в творчество этого коллектива. В 8 классе Макаревич создал свою группу, которая исполняла иностранные композиции. В число товарищей Андрея входили Игорь Мазаев, Юрий Борзов, Павел Рубин, которые уже в 9 классе дали название своему коллективу «Машина времени». Будущий солист и музыкант поступил в архитектурный вуз, с четвёртого курса которого был исключён за увлечение рок-музыкой, хотя формулировка была совершенно иного характера.


Парню удалось устроиться на работу по специальности архитектора, а через несколько лет восстановился в институте и завершил образование, получив диплом. Группу Андрей не бросал, музыка продолжала объединять друзей. Восьмидесятый год стал годом признания «Машины времени», с ней подписали контракт о сотрудничестве. Теперь коллектив мог гастролировать и дарить своё творчество большему количеству поклонников.

Карьера

Биография группы получила стремительное развитие. Появились песни, ставшие визитной карточкой «Машины времени», эти хиты знали наизусть зрители совершенно разного возраста. Макаревича увлекала не только музыка, он был также не отделим от искусства кулинарии.


Андрея можно было увидеть в лице ведущего телепередачи «Смак», которая раскрывала секреты приготовления разных блюд. Исследование водных просторов многих стран позволило Макаревичу взять на себя роль ведущего другой передачи, которая рассказывала о подводном мире.

Позиция артиста

Многие высказывания Макаревича по развернувшемуся украинскому конфликту шли в разрез с политикой российского государства и мнения большинства россиян. Это поведение музыканта нельзя было назвать иначе, как предательством. У правительства он не нашёл поддержки, многие концерты, запланированные в городах страны, пришлось отменить. Быть на виду у всех в скандалах – этот путь популярности выбрал в последнее время Макаревич.

Похоже, что певец, получивший признание зрителя в родной стране, найдя в политике пиар для себя, перешёл все рамки дозволенного. Музыка должна нести прекрасное, доброе, вечное. Люди искусства не должны ввязываться в политическую травлю взглядов одних в угоду другим.

Андрей Макаревич - биография личной жизни

У артиста не наблюдалась стабильность в его семейной жизни, так как он три раза заключал официальный брак с разными женщинами. Первой женой Макаревича стала Елена Фесуненко. Её отец был известным политическим обозревателем. Три года продлился этот союз, расстались они без скандалов, скрывая причину развода, дети их в этом браке не объединяли.


Спустя 6 лет музыкант ещё раз пытается создать семью. Второй законной супругой стала Алла Голубкина, она работала врачом-косметологом и была далека от той богемы, в которой привык вращаться её супруг. Очень скоро родился сын Иван, который был очень похож на своего отца. Но брак этот ребёнок не сохранил, хотя до сих пор находится в хороших отношениях со своими родителями.

АНДРЕЙ МАКАРЕВИЧ – «МАШИНИСТ» РОК-ПАРОВОЗА

Андрея Макаревича прежде всего знают как основателя легендарной , с которой он прошел путь от музыкального подполья до статуса мэтра отечественного рока. Но известный музыкант талантлив, как и «положено» настоящему творцу, во многом. Он пишет стихи, музыку и картины, а еще занимается продюсированием, работой на телевидении и подводным плаванием. И это далеко не все, в чем раскрывается личность Андрея Вадимовича .

С нотами не заладилось

Появился на свет 1953 года в семье известного архитектора, профессора столичного архитектурного института, автора нескольких памятников. Мама Андрея посвятила жизнь изучению туберкулеза, была доктором медицинских наук. В доме часто музицировали. Хоть отец музыкального образования не имел, но прекрасно подбирал на фортепиано разную музыку от джаза до классики, поэтому и первые музыкальные опыты мальчик проводил за этой же клавиатурой. Он пытался на слух воспроизводить мелодии, особенно его вдохновила композиция из фильма «Последний дюйм». Ребенку даже наняли частного преподавателя музыки, но отношения с учительницей как-то не заладились. Она настоятельно рекомендовала ему учить ноты, а они вызывали у Андрея стойкое неприятие. Очень быстро учительница отказалась заниматься с таким подопечным и того направили в обычную музыкальную школу. Андрей продержался там целых два года, но на этом «роман с музыкалкой» закончился.

Первые аккорды Макаревича

Ему нравилось наигрывать тяжелые мелодии и ритмы, которые он слышал на запрещенных пластинках, привезенных папой из зарубежных командировок. Конечно, это были рокеры. В средних классах у Андрея Макаревича проснулась тяга к поэзии. Он учился в престижной школе с упором на изучение английского языка. Вместе с одноклассниками он начал сочинять пародийные строки на советскую идеологию. Ребята записывали эти стишки в специальные тетрадки и пускали для развлечения по рядам парт. Однажды на время каникул один из приятелей дал Андрею гитару и показал, как брать три самых простых аккорда. Юноша понял, что с их помощью он сможет сыграть песни и Юрия Визбора. Тогда за период каникул он стер все пальцы, чтобы кое-как научиться играть.

Музыканты спецшколы

Настоящее песенное творчество у Андрея Макаревича началось в 8 классе. И снова не обошлось без участия отца, который в то время привез из очередной командировки пластинку . Будучи взрослым, музыкант вспоминал, что у него тогда было ощущение, будто что-то стало необратимо меняться после услышанной музыки, уши освободились от ваты, и началась эра битлов. Ливерпульскую четверку Макаревич слушал до и после школы, выходные дни напролет, отчего родители выгоняли его с магнитофоном на балкон, где тот включал звук на всю мощность, чтобы рок-музыку могли услышать все прохожие.

Под влиянием битлов тогда оказались все знакомые Андрея Макаревича . Поскольку в спецшколе основательно изучали английский язык, то ни у кого из учеников проблем с воспроизведением песен и даже сочинением каверов не возникало.

Под впечатлением от творчества The Beatles Макаревич создает в 1968 году свою первую «четверку» под названием The Kids, в которую вошли двое юношей и две девушки. Через год девушек попросили пересесть в зрительный зал, а их место заняли парни из соседней школы. Название The Kids трансформировалось в Time Machines. Ребята отнеслись к своему коллективу со всей серьезностью – каждый день собирались на репетиции и записали пластинку, в которую вошли 11 англоязычных песен. А 1969 год стал годом рождения первой советской рок-группы.

Жертва «идеологической чистки»

Как известно, у рок-музыки в Советском Союзе был подпольный статус, заниматься этим профессионально нечего было и мечтать, поэтому после школы отправился в МАРХИ, чтобы пойти по стопам отца. Он замечательно рисовал, в институте у него были прекрасные преподаватели, поэтому Макаревич говорит, что он не музыкант, который рисует, а художник, занимающийся музыкой.

Учеба складывалась удачно до тех пор, пока в процесс серьезно не вмешалась рок-музыка. Time Machines не останавливали своей деятельности, регулярно собирались на «квартирники» и проводили подпольные концерты. Это уж точно не красило советского студента-комсомольца. После очередной «идеологической чистки» в архитектурном институте Андрея Макаревича исключили из вуза в компании с другими длинноволосыми студентами.

Любителю рок-н-ролла пришлось искать работу. Удалось устроиться в проектный институт, который занимался разработкой зданий культуры. Коллектив «Гипротеатра» отнесся к увлечению Макаревича лояльно, физически не перегружал. Хоть в те годы его группа и находилась в глубоком подполье, однако известность в определенных кругах уже имела. Первые нелегальные пластинки Time Machines вовсю распространялись по Москве и Ленинграду (Санкт-Петербургу), а Макаревич перешел от английских песен к русским.

Прогрессивная столичная публика была в восторге от легкого аллегоризма лирики Макаревича и с удовольствием шла на «квартирники» и незаконные концерты. Не один день пришлось провести Андрею в КПЗ в молодые годы. Милиция приезжала на выступления регулярно и забирала в участок для выяснения имен организаторов сейшена и распространителей билетов. Естественно, доказать, что билеты покупались, было почти невозможно, поэтому через пару суток молодых людей отпускали.

Первооткрыватели

С каждым годом популярность теперь уже «Машины времени» росла, восстановился на вечернее отделение в институте и продолжал работу в «Гипротеатре». Рокерское полулегальное существование группы оказалось вполне сносным, но в 1979 году коллектив постигла очередная смена участников, и Макаревичу пришлось искать новых музыкантов. Из «сумрака» группа вышла через год, когда «Росконцерт» пригласил коллектив официально устроиться на работу. Поступок со стороны организации, надо сказать, смелый, но прибыль от концертов популярной группы была настолько высока, что не помешало даже отсутствие признания «Машины времени» со стороны СМИ.

В 1981 году «машинисты» появились на экранах, когда вышел музыкальный фильм Александра Стефановича «Душа». В нем популярные песни группы прозвучали в исполнении . Тут же в адрес коллектива посыпались упреки в конформизме, сначала за то, что перешли на работу в «Росконцерт», затем за то, что поучаствовали в массовом кино. Андрей Макаревич никогда не реагировал на подобные выпады, ведь вскоре все советские рокеры оказались в «Росконцерте», а со временем в кино стали сниматься даже и . Поэтому «Машина времени» торила путь себе и другим.

Музыкант, кулинар, бизнесмен…

После распада Советского Союза в жизни Андрея Макаревича начался период еще более бурной деятельности. Его группа безоговорочно была признана лидером рок-движения, концерты собирали аншлаги на стадионах, альбомы выходили за рубежом, а сам Андрей Вадимович попробовал себя на телевизионном поприще. Первый канал предложил ему стать ведущим программы о кулинарии, он поразмыслил над идеей и предложил не просто делиться со зрителями своим кулинарным опытом, а приглашать в студию-кухню известных деятелей искусства. Этого Макаревичу тоже показалось мало. Вслед за программой «Смак» появилась одноименная ТВ-компания, которая в 1990-е годы производила около 15 телевизионных проектов.

Тогда же увлекся бизнесом и стал ресторатором, совладельцем стоматологической клиники и даже владельцем сети магазинов, специализирующихся на подводном снаряжении. Кроме этого, музыкант снимал фильмы о подводном мире, писал книги, выпускал сборники стихов, организовывал собственные художественные выставки, продолжал ездить на гастроли, записывать новые альбомы, заниматься продюсированием, участвовать в благотворительных мероприятиях.

А в начале нового века создал «Оркестр креольского танго», который экспериментирует с американской эстрадно-джазовой музыкой 1950-х годов. Андрей Вадимович по-иному взглянул на раннее творчество группы «Машина времени» и с «Оркестром» записал альбом «Старая машина» с песнями в джазовой аранжировке.

Любвеобильный рокер

Как и многие настоящие рокеры, не скрывает своей любвеобильности. Признается, что за свою жизнь изведал множество красивых женщин, но единственной так и не встретил. У Андрея Вадимовича есть внебрачная дочь Дана, которая родилась в 1975 году и сейчас живет в США. Первый раз он женился в 1976 году на Елене Фесуненко – дочери известного журналиста. К сожалению, несмотря на шикарные для молодоженов СССР бытовые условия, их брак продлился всего три года. Несколько лет Макаревич наслаждался холостяцкой жизнью, пока в 1986 году не связал себя узами с Аллой Голубкиной, которая в следующем году родила ему сына Ивана (сейчас довольно успешный актер). Но и этот брак не выдержал трехлетнего рубежа. Дальше были новые романтические отношения с представительницами шоу-бизнеса и СМИ. Одна из них – Анна Рождественская (пресс-атташе его группы) в 2000 году родила дочь Анну. Еще семь лет Андрей Вадимович прожил со стилистом Натальей Голубь. Казалось, музыкант нашел тихую семейную гавань, но в 2010 году и этот союз распался. Поговаривали, что Наталья бросила мужа ради латиноамериканского возлюбленного. Залечив душевные раны, Макаревич пустился в новое романтическое плавание с певицей Марией Кац, известной своим участием в .

ФАКТЫ

В детстве увлекался бабочками и собрал уникальную коллекцию этих насекомых. Кроме этого, он мечтал изучать змей и даже держал нескольких дома. В 4-м классе мальчик увлекся подводным плаванием, а позже еще и горными лыжами.

В 1974 году «Машину времени» пригласили на съемки комедии «Афоня». Георгий Данелия хотел показать музыкантов, которые зарабатывают на жизнь уличными концертами, и попросил помощников найти современный популярный коллектив. К сожалению, цензура не пропустила этот эпизод в конечную версию фильма, группу показали только несколько секунд. Но в киноленте звучала песня «Машины времени», за которую Андрею Макаревичу выплатили гонорар в 500 рублей. Его сразу же потратили на покупку немецкого магнитофона «Grundig».

Из-за своей принципиальной позиции относительно событий в Украине подвергся травле в России. Некоторые государственные деятели даже выступали с требованием лишить его прежних наград и гражданства. Отменялись концерты Макаревича, в прессе была организована против него целая информационная кампания. В защиту музыканта высказались многие деятели культуры, а Алла Пугачева обратилась по этому поводу с письмом к главе государства.

Обновлено: Апрель 7, 2019 автором: Елена

Андрей Макаревич - легенда российского рока, бард, композитор и талантливый исполнитель, актер и телеведущий, а сейчас и скандально известный общественный деятель, коренной москвич, появился на свет 11.12.1953.

Детство

Главой семьи Макаревич был отец Вадим Григорьевич, человек с непростой судьбой, участник Великой Отечественной войны, который в 19-летнем возрасте в боях на Карельском фронте получил тяжелое ранение, следствием которого стала ампутация ноги.

После демобилизации из армейских рядов работал архитектором, стал соавтором нескольких знаменитых скульптурных композиций. Он прекрасно рисовал, очень любил музыку, что с генами передалось и его отпрыску.

Андрей в детстве

Мама, Нина Марковна, тоже окончила музыкальную школу, но свою жизнь посвятила науке, а именно микробиологии, трудилась над изучением бактерий, провоцирующих заболевание туберкулезом, и методами борьбы с этой тяжелой болезнью.

Детские годы Андрея прошли в коммунальной квартире на Волхонке. С ранних лет мальчик рос очень умным и талантливым. Первым из своей группы детского сада научился читать, прекрасно рисовал. Отец не мог нарадоваться успехам своего сынишки и всячески потакал ему во всем.

Уезжая в частые загранкомандировки, он неизменно привозил из них для Андрея всевозможные подарки, исполняя все просьбы и капризы. Например, после прочтения рассказов О.Генри и просмотра вестерна «Великолепная семерка» заказом стал игрушечный револьвер «смит-вессон», которым умело распоряжались американские ковбои.

А вообще детскими фантазиями Андрюша был не обделен. То после посещения в шестилетнем возрасте Евпатории он мечтает стать водолазом, то, позже ему начинает нравиться палеонтология. Немного погодя мальчик увлекается коллекцией бабочек, а также держит в доме змей. С десяти лет увлечением становится плавание, затем горные лыжи.

Раннее увлечение музыкой

Но главным его хобби на все годы стала музыка. Родители постоянно слушали ее на своем стареньком магнитофоне, чем приобщили сына к этому виду искусства. Кроме того, отец сам неплохо играл на фортепиано и стал для Андрея его первым учителем.

Мальчик поступает в музыкальную школу по классу клавишные инструменты, однако эта учеба его не впечатляет, и вопреки воле отца он прекращает это занятие. Ему становится ближе гитара, кумиры для Андрея — , Юрий Визбор и, конечно же, Владимир Высоцкий.

Друзья во дворе показывают ему «три аккорда», с помощью которых юный музыкант пытается исполнять бардовские и дворовые песни. С этого времени начинается его увлечение рок-музыкой.

А в тринадцатилетнем возрасте для Андрея наступает новый период времени. Из одной загранкомандировки папа привозит ему пластинку с музыкой «Битлз», первое прослушивание которой сам Макаревич позже сравнивает с пальцем в горячем молоке, сломанной ногой или посещением стоматолога, который не пользуется анестезией.

Музыка ливерпульской четверки настолько повлияла на мировосприятие Андрея, что он как будто «вынул вату из ушей, которая там до того времени находилась». Он слушал битлов с утра до ночи, а когда его измученные родители выгоняют на балкон, он включает звук магнитофона на полную, чтобы этой музыкой прониклись все окружающие.

Вместе с тремя одноклассниками в 1968 году Андрей организовывает ансамбль «The Kids», который в его спецшколе с углубленным изучением английского языка поет кавер-версии песен зарубежных исполнителей. Однако век этой группы оказался недолог, и через год появляются «Машины времени».

Да-да, именно так назвали свой коллектив Андрей Макаревич, Александр Иванов, Павел Рубин, Игорь Мазаев и Юрий Борзов. С этой группой свяжет всю свою жизнь наш герой. Он начинает писать для нее тексты, а иногда и музыку.

Первый альбом «Машин» состоял из 11 песен, исполненных на английском языке. Именно 1969 год и считается годом рождения знаменитой отечественной рок-группы.

Творчество и общественная деятельность

Хотя после окончания школы Макаревич и поступает учиться в Московский архитектурный институт, все его мысли связаны с занятием рок-н-роллом. Молодые музыканты не прекращают свои репетиции и дают подпольные концерты, неизменно собирающие аншлаги.

А это, понятно, не могло устроить одну из инстанций, и на третьем курсе комсомольца Макаревича отчисляют, якобы за то, что он ушел с работы на овощной базе, которой оказывали шефство студенты, раньше обозначенного времени.

Он устраивается на работу архитектором, однако основным его занятием продолжает оставаться музыка. Записи «Машин времени» распространяются среди молодежи на кассетах. Ведущая программы «Музыкальный киоск» на первом канале Элеонора Беляева по совету своей дочери собирается пригласить этот коллектив к себе на эфир.

Однако цензура не дремлет, и от этой идеи пришлось отказаться, хотя музыканты и не расстроились — во-первых, они особо и не рассчитывали на то, что их покажут по TV, а, во-вторых, они записали на профессиональной студии шесть песен.

Чуть позже «Машин времени» пригласил на съемки в эпизоде фильма «Афоня» Георгий Данелия. При монтаже эту сцену вырезали из окончательного варианта, но песня «Ты и я» осталась звучать, за что лидер группы получил немыслимую по тем временам сумму в пятьсот рублей. Затем были фильмы «Душа» (с ) и «Начни сначала», где Андрей Макаревич снялся в главной роли.

В 1979 году из-за скандала группа распалась, однако буквально через год главный «машинист» сколотил новую, которая теперь уже была официально признана Росконцертом. С этого времени начинается триумфальное шествие «Машины времени» к вершинам на отечественной эстраде, причем нередко Андрей Макаревич выступает и с сольными концертами.

Кроме того, он продюсирует немало музыкальных проектов, выступает как ведущий телепередачи о кухне «Смак», проводит беседы со звездами в «Абажуре», рассказывает о подводном мире в одноименной программе.

В общественной жизни его голос тоже весьма существенен. Макаревич никогда не стоял в стороне от событий, происходящих на Родине. В свое время его называли «битлом перестройки». В последних своих песнях он всячески выражает свое видение политической ситуации, протестуя против официальной политики Кремля.

Личная жизнь

Всю свою жизнь Андрей Макаревич отличался любвеобильностью. Начиная со школьной скамьи, подросток не испытывал отсутствия интереса со стороны противоположного пола. Еще бы — красивое пение и игра на гитаре всегда прельщала девушек. В своих воспоминаниях музыкант часто пишет о том, что красивых женщин у него было множество, но вот ту единственную на всю жизнь он так и не встретил.

Первая жена — Елена Игоревна Фесуненко, дочь известного в то время политического обозревателя, запомнившегося своими мемуарами о бразильском футболе. Родители жены в день свадьбы преподнесли молодоженам царский подарок — просторные апартаменты в центре Москвы, что не повлияло на кратковременность супружества — через три года пара распалась.

Семь лет Андрей вкушал прелести холостяцкой жизни, после чего решил связать себя узами Гименея с врачом-косметологом Аллой Голубкиной, бывшей женой его товарища Алексея Романова, одного из основателей группы «Воскресенье».

С Аллой Голубкиной

Плодом любви стал сын Иван, для которого отец является настоящей опорой, хотя на славу папы, по его собственным словам, ему наплевать, и он пытается достичь вершин в киноискусстве самостоятельно. Иван уже снялся в нескольких фильмах, в том числе «Бой с тенью» и «Бригада-2».

Второй брак также продлился всего три года. Романтические отношения Макаревичу желтая пресса приписывала с певицей , радиоведущей Ксенией Стриж и другими красавицами.

С 1998 по 2000 гражданской женой лидера «Машины времени» была Анна Рождественская, родившая ему дочь Аню. Впрочем, как раз нарочная беременность и разрушила их семейную идиллию, и Андрей покинул возлюбленную, хотя с дочерью продолжает общаться и сейчас.

Кстати, у него есть еще и старшая внебрачная дочь Дана, родившаяся в 1975 году и проживающая в Филадельфии, о существовании которой Макаревич узнал только в конце девяностых.

Интервью и фотосессия были назначены в подмосковном доме Андрея Макаревича. Узнав, что в гости к музыканту собирается приехать его сын Иван, мы попросили их сняться для издания вместе. Мы знали, что Андрей Вадимович крайне пунктуален и не любит опозданий, поэтому, невзирая на вечные пробки, прибыли вовремя. Тут же во дворе дома показался Иван. «О-о-о! Ты изменил прическу! Вроде был крашеным!» — воскликнул Андрей Вадимович. «Волосы сбрил для нового фильма», — пояснил младший Макаревич.

— Андрей Вадимович, давайте с темы отцов и детей и начнем наш разговор. Насколько часто вы видитесь с Иваном?

Несколько реже, чем хотелось бы, потому что он такой же занятой, как и я. Ваня снимается в кино, играет в театре, — вот, привез показать несколько экземпляров, — делает свою электронную музыку, в которой я мало что смыслю. Пару раз они выступали с ребятами у нас в клубе (Андрей является совладельцем джаз-клуба JAM Club. — Прим. «ТН»). Но эта полудиджейская история для меня, как для человека прошлого тысячелетия, загадка. Не понимаю, как можно создавать музыку в компьютерных программах, из нарезанных «кубиков». Тем не менее такая музыкальная культура существует во всем мире.

— Для меня воспитание заключается в том, чтобы показывать ребенку вещи, с которыми сам он вряд ли познакомится. С сыном Иваном. Фото: Михаил Королев

— Кроме музыки, на какие темы вы разговариваете со взрослым сыном? Есть ли те, которые никогда не поднимаете?

— Нет, мне трудно такое себе представить. Разговариваем обо всем, что интересно обоим. Если на экраны выходит новый фильм с Ванькиным участием, конечно же, смотрю, хотя телевизор не жалую. Извините меня, читатели «ТЕЛЕНЕДЕЛИ»… И если он потом позвонит и спросит: «Ну как тебе?» — отвечу откровенно, возможно, даже покритикую. Не знаю, насколько он во мне нуждается, но надеюсь, что примерно так же, как и я в нем. Мы созваниваемся, переписываемся. Не по сто раз в день, но и не раз в месяц.

— Надо ли выстраивать отношения со взрослыми детьми? Хотя бы ради того, чтобы не потеряться с ними в этом сумбурном мире…


— Я никогда ничего не выстраивал и не прилагал ни малейших усилий при общении со своими детьми. А по поводу того, чтобы не потеряться… Тогда их надо водить за собой на веревочке. Знаете, человек ощущает себя взрослым задолго до того, как окружающие, включая родителей, начинают его таковым считать. Я себя лет в пять чувствовал вполне здравомыслящим человеком. Прочитал 12 томов Жюля Верна прежде, чем поступил в 1-й класс. А бабушки и мама все еще обращались ко мне: «Ух ты, маленький…» Вот у отца никогда не было такого, он всегда со мной разговаривал как со взрослым. Мне было четыре года, когда он со мной рисовал, слушал пластинки Рахманинова, читал вслух «Облако в штанах» Маяковского. Бабушка удивлялась: «Вадим, что ты делаешь? Он же еще ничего не понимает!» — «Да все он прекрасно понимает», — отвечал ей мой папа. Откуда, вы думаете, я знаю на память огромное количество стихов Маяковского? Мне с отцом было очень интересно. Воспитание, мне кажется, заключается в том, чтобы показывать ребенку вещи, с которыми он без тебя вряд ли познакомится или познакомится позже, чем следует. Я глубоко убежден, что научить чему-то, привить вкус можно от двух до пяти лет. Дальше уже бесполезно. На мой взгляд, в том, что в итоге получится из человека, на 70 % «виноваты» гены, на 30 % — воспитание.

С родителями — Вадимом Григорьевичем и Ниной Марковной (1970-е). Фото: Из личного архива Андрея Макаревича

— Читала в вашей книге о том, как отец с вами, еще дошкольником, гулял в чудовищный мороз по Ленинграду, знакомил с архитектурой…

— Он взял меня с собой в командировку (отец Андрея, Вадим Григорьевич Макаревич, преподавал в Московском архитектурном институте. — Прим. «ТН»). Но кто знал, что такие морозы ударят? Я был тепло одет, поэтому запомнил безумную красотищу вокруг, а не то, что было холодно. Уже тогда, в начале 1960-х, центр Питера — Биржа, Генштаб, Зимний — был подсвечен красивыми желтыми огнями, а Москва в то время стояла абсолютно темная. Мы гуляли по городу, и папа рассказывал об архитекторах, о том, в каком стиле построены здания. А на стенах еще оставались надписи «Бомбоубежище».

— Все мы родом из детства. А какой была ваша мама, Нина Марковна?

— Моя мама — человек, который был рожден для беспокойства. Даже если не было повода беспокоиться, она все равно его находила. При этом она работала врачом в институте туберкулеза, писала диссертацию, соответственно, была очень занята. Но в остальное время она беспокоилась. И таскала меня по знакомым врачам, опасаясь, что я заболею чем-то страшным. Из-за этого я постоянно болел, потому что она все же ухитрялась выискивать болезни. И, чтобы мальчик рос здоровым, насильно меня кормила.

Я ненавидел еду, любовь к этой простой радости возникла уже в зрелом возрасте. В детстве я не мог представить, что от пищи можно получать удовольствие.

— В своих книгах вы часто вспоминаете родителей. Видно, что росли в крепкой и дружной семье, где все любили друг друга. Со своими детьми у вас похожие отношения?

— Я занимался с ними, конечно же, меньше, чем мои родители со мной.

Когда родился Ванька, моя жизнь состояла из репетиций, записей и гастролей. Но я ни о чем не жалею, я вел себя единственно возможным образом. И до сих пор живу в бешеном темпе, ничего не изменилось. Другое дело, что пытаюсь брать детей с собой, когда еду в интересные места. Например, полгода назад мы с Ваней и Аней отправились в путешествие в Майами. Сели

на здоровенный пароход, один из самых больших в мире, и поехали в круиз по островам — Ямайка, Карибы. Им все это было безумно любопытно, и я радовался, что они вместе, потому что такие встречи нечасто бывают.

Я всегда считал, что дети имеют право на собственное мнение, никогда ничего им не навязывал и старался не давить авторитетом. Так же поступали мои родители. Когда, проучившись в музыкальной школе года два с половиной, я, девятилетний, сказал родителям: «Все, не буду больше, не могу!», они не спорили, не заставляли ходить в ненавистное заведение. В дальнейшем я сам всего понемногу нахватался. И Ваню мы тоже не принуждали заниматься музыкой: не хочет — пожалуйста. А вот Аня музыкальную школу все же окончила, она очень прилично играет на фортепиано. Ей нравится заниматься, играть по нотам. Импровизировать, может, она не умеет, но классику играет хорошо. После окончания школы собирается поступать в медицинский. Хочет быть врачом: видимо, через поколение, от моей мамы передались ей определенные гены.

Думаю мои отношения с детьми точно такие же, какие были у моих родителей со мной и моей младшей сестрой Наташей. Просто обстоятельства жизни немного изменились. Мои дети росли на расстоянии от меня, а мы с родителями жили в коммуналке и были все время друг у друга на глазах. Две маленькие комнаты, пять человек: мама с папой, моя тетя Галя, моя бабушка Маня и я. До рождения Наташки мы жили в доме, где сейчас располагается собрание частных коллекций Музея Пушкина, в полукруглом флигелечке. Угловое окошко на первом этаже — наша спальня. Коммуналка была небольшая, в ней жили всего четыре семьи.

Помню наш двор, ящики с мороженым, которые таскали на ремне через плечо мороженщики. Фруктовое, за семь копеек, — гадость страшная! Привозили и газированную воду, там были два таких высоких стакана с сиропами и железный баллон, откуда качали газ. Школу свою отлично помню: она находилась недалеко, нужно было идти пешком через Большой Каменный мост, и со второго класса я ходил туда сам, без сопровождения.

С дочерьми Анной и Даной и сыном Иваном. Фото: Из личного архива Андрея Макаревича

— Как вам кажется, много хлопот вы доставляли родителям?

— Нет, пожалуй. Я настолько рано занялся музыкой, что, честно говоря, мне дела не было до того, хлопотно со мной или нет. Мать, конечно, переживала сильно, когда нас с ребятами начали гнобить власти в 1970-е годы, но все равно всегда была на нашей стороне. Она, разумеется, боялась, что меня выгонят из института, и меня таки выгнали. Я же был хиппи. Она говорила: «Окончи институт, а потом делай что хочешь». Но в целом они оба — и мама, и папа — очень меня поддерживали.

Помогли с деньгами, когда я решил купить крохотную кооперативную квартирку по соседству с родительской. Мама, понятное дело, присматривала, куда я ушел, с кем тусуюсь, кто пришел и что это за девицы сидят и скоро ли они уйдут. Отец просил об одном: чтобы я не нервировал маму. И из всех своих заграничных командировок (раз в два года он, как архитектор, ездил делать советский павильон куда-нибудь за границу) привозил необходимое для нашей группы. Все свои жалкие суточные, до копейки, тратил на струны, инструменты. Вместе с ним мы выпилили мою первую гитару, не имея ни малейшего представления о том, как это надо делать. Я не знал, например, что есть такое понятие, как мензура, то есть расстояние от порожка до конца грифа. И думал, это неважно. Впоследствии оказалось, что важно: иначе гитара играет в произвольных тональностях.

— В вашем доме столько разных старинных вещей! Те первые гитары сохранились?


— Что вы! Это сейчас есть где все это складывать. А вообще всю жизнь была теснота. К тому же для того, чтобы стать обладателем следующей гитары — лучшего качества, нужно было продать ту, которая есть, добавить денег и купить новую. Хорошие инструменты — это дорого. На них можно тратить деньги безгранично.

— Соответственно, надо было зарабатывать. Александр Кутиков вспоминал, что ему пришлось устроиться разнорабочим. Днем выполнял план на заводе, вечерами играл на закрытых концертах «Машины Времени».

— Его отправили на завод под угрозой статьи «За тунеядство». Я-то, слава Богу, учился в архитектурном, поэтому­ меня привлечь по статье не могли. А позже я работал в институте «Гипротеатр». Мы тогда уже были довольно знаменитые. Все, что зарабатывали на концертах, складывали в коробочку и, когда нам нужны были новые динамики или колонки, доставали накопленное.­

— Что собой представляли те подпольные концерты?

— Небольшие зальчики домов культуры, общежития… Нас приглашали, мы притаскивали с собой аппаратуру, сами все включали, играли, потом сами же все разбирали, вытаскивали на себе и везли на каком-нибудь пойманном на дороге рафике ко мне домой. А куда еще? Билетов как таковых не было, организаторы разрезали на части почтовые открытки и продавали их.

Потом мы начали репетировать в клубе «Энергетик». Сменили множество помещений, пока наконец в ­1979-м­ не попали в Росконцерт.

— Когда родился Ванька, моя жизнь состояла из репетиций, записей и гастролей. Но я ни о чем не жалею, я вел себя единственно возможным образом. Фото: Михаил Королев

— Росконцерт серьезно облегчал жизнь артистам. И «Машина Времени» стала первой рок-группой, которая оказалась в этой организации. Как вам, опальным музыкантам, это удалось?

— Сначала мы устроились в гастрольный Театр комедии, который находился при Росконцерте. Он был далеко не лучшим, мягко говоря. Но все же театр, пусть и плохой. Он много гастролировал, народ активно покупал билеты на спектакли, потому что на афише крупно писали: «Машина Времени», а мелко — «В спектакле «Виндзорские насмешницы» Шекспира», например. Мы сидели на заднем плане, тихонько и противно играли, чтобы не заглушать подвыпивших актеров. А потом в Росконцерте — организации коммерческой — поняли, что курица несет золотые яйца, надо отделить ее от театра. Время было пред­олимпийское, ветерком свободы повеяло. В общем, нас приняли на работу. Теперь милиция нас не вязала, а охраняла, что было очень важно. Мы сразу получили ставки как артисты и поехали по городам и весям нашей большой страны.

— Ставки в Росконцерте были приличные? На жизнь хватало?

— Денег было много. Мы получали двойную ставку за концерт во Дворце спорта, а играли два концерта в день, со сплошными аншлагами. Значит, на каждого выходило по 40 рублей в день. Это были бешеные деньги!

— То есть явно больше, чем давали подпольные концерты?


— Больше, к тому же подпольные концерты были нерегулярные и всегда сопряжены с опасностью. ОБХСС то и дело наведывался на наши выступления. Этих товарищей бесило, что они ничего не могут с нами сделать. Надо было доказать, что мы сами нелегально продаем билеты, а мы их в руках не держали. Устроителей же поймать тоже сложно: они продавали билеты только своим, а те — еще раз своим. Чужих на концертах вообще не было, мы практически знали в лицо всех — такой получался закрытый круг знакомых.

— Вы сказали, что, став артистами Росконцерта, сразу переместились на стадионы. Это уже были сольные концерты?

— Сольников в то время вообще ни у кого не было. Мы играли второе отделение. Поскольку других артистов тоже надо было кормить, на первом делали большую сборную программу: два юмориста, танец кукол, дрессированный медведь, акробаты — все как положено. Ансамбль танца «Сувенир» с нами ездил довольно долго, и в результате лучшая его часть перешла к нам в команду. В 1988 году мы поставили программу «Реки и мосты» с хореографией, балетом. Интересно поискать, может, в Интернете где-то съемки сохранились… Хотя свет тогда был плохой, все проходило в мистическом полумраке.

— Все наладилось, кроме того, что в Москве вашей команде было запрещено выступать…

— Верно, нам можно было играть везде, кроме столицы. Причем это сейчас артист приезжает на гастроли на день, а мы ехали на неделю, на две. Не скажу, что нас селили в каких-то чудовищных условиях, — нет, были нормальные по тем временам гостиницы. Другое дело, что после концерта мы возвращались ровно в тот момент, когда закрываются все буфеты, а жрать хотелось. За то, что в номере на плиточке ты приготовишь суп-письмо, могли и выселить.

— Суп, простите, что?

— Суп-письмо — это сухой суп в конвертике, куриный или говяжий. Все было очень весело, потому что мы были молодые, занимались любимым делом, публика нас обожала. Однажды в Питере после концерта поклонники подняли автобус с нами и пронесли несколько метров на руках. Сидеть внутри было страшновато.

— Но это что по сравнению с вызовами в Комитет государственной безопасности! Вы же находились под контролем КГБ много лет…

— Начиная с 1977 года за нами ходили представители всех органов внутренней секреции и постоянно вызывали на собеседование.

— Прямо на Лубянку?

— Нет, в основном это происходило в номерах гостиниц. В каждой гостинице были комнаты для так называемых собеседований.

— О чем говорили?

— О разном. Например, о том, что надо как-то определиться. Мне говорили примерно следующее: «У нашей власти есть враги — Сахаров, Галич. Мы их уважаем, но исключительно как врагов. Поэтому, Андрей, определитесь, кто вы. Если враг, поможем вам уехать. Если друг — пойте то, что у нас принято, а не то, что вы сочиняете». Приходилось отвечать, что, само собой, я не враг: объясните мне, что такого антисоветского в моих текстах, там же не написано «Долой советскую власть».

— Могли и жестче сказать: мол, Андрей, не валяйте дурака, вы понимаете, о чем речь…

— Видимо, среди тех людей тоже встречались симпатизирующие «Машине Времени». Один из них недавно принес мне на концерт интереснейший документ времен Росконцерта — «телегу» из Красноярска от какого-то идио­та из горкома партии про наш непотребный вид, волосы до плеч, джинсы и возмутительные слова песни «Синяя птица». После подобных жалоб собиралось руководство Росконцерта и сажало нас с воспитательной целью на репетиционный период. Мы говорим: «Ладно, посидим». Через месяц им всем жрать нечего. Спрашивают: «Работу над ошибками сделали?» Отвечаем: «Да, конечно». И играем то же самое. Мир с тех пор очень изменился.

— Мне многое непонятно в этом мире. Чем дольше живу, тем меньше что-то понимаю. Но я стараюсь об этом не думать. Я много чего знаю и умею, мне есть чем заниматься, не отвлекаясь на чепуху. Фото: Михаил Королев

— Страна узнавала ваши песни по первому аккорду, но самих членов группы на протяжении долгого периода никто не видел. Почему?

— Фотографию запрещали размещать на афишах. Да и афиш поначалу у нас не было. Я хотел напечатать красивые, как были в то время у вокально-инструментальных ансамблей, но мне в Росконцерте сказали: «Зачем вам афиши? На вас и так ходят».

В 1981 году, когда мы снялись в фильме Александра Стефановича «Душа»,­ начался бум. Невозможно было пройти по улице и двух шагов. Мне пришлось постричься почти наголо. С фильмом забавно получилось. Стефанович чрезвычайно ушлый человек по умению развести начальство, тогда равных ему просто не было. То, что нас в то время сняли в кино, я до сих пор считаю большим чудом. Мы были невероятно популяр­ны­ — вот Стефанович и сделал на нас ставку. Абсолютно коммерческий шаг. Когда наверху спохватились, было уже поздно: фильм готов к прокату, государственные деньги потрачены.

Все изменилось после 1987 года: появились­ разные музыкальные программы, в том числе «МузОбоз». До этого нас пускали на телевидение только на Новый год — например, спеть с «За тех, кто в море». Помню, мы тогда вышли в дурацких фраках, которые подобрали в последний момент. Приехали­ сниматься, как обычно, в майках и рваных джинсах. Но режиссер увидел и сказал, что в таком виде не пойдет, новогодняя программа ­как-никак. Нас отвели в кладовку, где чего только не было: костюмы мушкетеров, пиратов — в общем, ахинея полная. Нам было уже наплевать, что надевать, поскольку

было понятно: снимать в основном будут Ротару, а не нас. Так и получилось. А с перестройкой нам дали зеленый свет: пустили и в Москву, и даже за границу.

Не понимая, о чем речь, послали на фестиваль альтернативной музыки в Польшу. Нас там, конечно, закидали кочерыжками: настолько сильно мы выпали из формата. А буквально через две недели мы поехали в Японию на фестиваль «Live Aid-2», где играли Джеймс Браун, Джордж Дюк, Ронни Джеймс Дио и многие другие суперартисты. Это было такое потрясение для нас, что у меня от волнения в самолете голос пропал: ни петь,­ ни говорить не мог. Лечили японскими таблетками и горячим виски. Еле прохрюкал что-то на сцене.

Особого фурора мы не произвели, но встретили нас доброжелательно, мы познакомились с великими музыкантами, выпивали вместе, разговаривали, подарили им наши пластинки, они нам — свои. Шел 1988 год, всем им было страшно интересно увидеть живых людей из-за железного занавеса. А потом мы надолго уехали в Америку с большим гастрольным туром. Опыт получили бешеный. Если бы это случилось лет на двадцать раньше, мне даже трудно себе представить, насколько мы были бы другими в профессиональном плане.

— Вашей группе почти полвека, и за это время вы ни разу не распадались, хотя бы на короткое время. Неужели ни у кого из участников не было периода шатаний и сомнений?

— Если кто-то шел вразнос, вроде Пети Подгородецкого, то он быстро покидал команду.

Когда-то меня позвали в «Ленком», но я не пошел. Захаров ставил спектакли «Тиль», «Автоград-XXI», и в му­зыкальную группу нужен был гитарист. Но я каким-то боком чувствовал, что по отношению к «Машине Времени» это будет не очень правильно. Если бы всю группу туда позвали, сомнений и не было бы.


Саша Кутиков уходил два раза: первый — в Тульскую филармонию, затем — в группу «Високосное лето». Но вернулся.

Мы всегда понимали друг друга и одинаково относились к жизни и ко всему происходящему. Конечно, это большое человеческое счастье — встретить таких людей, как те, что играют со мной в «Машине…» долгие годы. Мы могли ругаться, когда делали новую песню, или спорить по поводу того, как ее сыграть, как сделать аранжировку. На личности наши споры никогда не переходили. Не знали, кстати, что у битлов было точно такое же правило, к которому мы сами пришли: пока любой член команды говорит, что ему не нравится песня, работа не закончена. А поскольку вкусы у всех разные, то ­бодались все. Еще одно негласное правило: никакие жены, девушки к нашей работе не допускаются. Вообще. Однажды, когда мы были совсем молодые, Кутиков привел красивую девочку на репетицию, и мы его ужасно высмеяли. Дело, которым мы занимались, казалось нам святым. Не хватало еще девок водить!

— Мой загородный дом небольшой, но мне достаточно. В мастерской, которая находится наверху, хватает места и для рисования, и для музицирования. Фото: Михаил Королев

— Битлы, как известно, не раз писали в неподходящих условиях: например, у плиты, когда жарилась яичница. Вы помните, как была написана песня «За тех, кто в море», без которой и сегодня не обходятся дружеские посиделки?

— Для меня долголетие этой песни — загадка. 1979 год. Ташкент. После двух концертов мы поужинали, выпили, я сидел у открытого окна, было очень жарко, кондиционеров в то время еще не было. И придумал строчку: «Я пью до дна за тех, кто в море». Понял, что все, песня готова, остается придумать куплет. Позвонил Кутикову. Он из соседнего номера пришел с бутылкой коньяка, и мы к утру ее написали. Спели дважды в открытое окно и пошли спать.

— Хиты чаще пишутся на трезвую голову или наоборот?

— Большей частью на трезвую, хотя «Три окна» я написал в такси по дороге домой, когда был уже хорошенький. Причем написал ее сразу начисто. Всегда с собой ношу блокнот с карандашом. И у кровати они тоже лежат. Иногда, бывает, ночью проснешься, в голове две строчки, думаешь: утром запишу. Нет, бесполезно, ничего не вспомнишь — ­надо записывать сразу. Песни сами решают, когда им появляться.

— Ваше личное эмоциональное состояние влияет на творчество? Больше песен пишется, когда на душе кошки скребут?

— Нет никакой связи. Недавно мы с «Машиной…» записали пластинку «Вы». Лет семь или восемь мы вообще ничего не выпускали, и вдруг мне в голову стали приходить новые песни в стилистике старой «Машины…», которую я очень люблю. До этого я несколько лет занимался джазом, записал ряд альбомов — и с «Креольским танго», и с «Идиш-джазом», мы

гастролировали по всему миру. «Машина…» существовала параллельно, мы давали концерты, но что-то новое не сочинялось. Ничего страшного в этом нет: значит, нужна была пауза. В конце концов, у нас около 500 песен!

— Андрей, как случилось, что вы, коренной москвич, выбрали жизнь за городом?

— За город я перебрался давно, первый дом купил почти 30 лет назад. Просто на Ленинском проспекте, где я до этого жил, у меня завелась сумасшедшая соседка, которая видела во мне классового врага и на любой звук тут же вызывала милицию. А мне и среди ночи может понадобиться проверить что-то в инструменте, или послушать что-то, или сыграть то, что пришло в голову. За городом я себя чувствую абсолютно свободным.

— Важен ли для вас размер дома? И что непременно должно в нем быть?

— Домик небольшой, но мне достаточно. Во-первых, нужна просторная мастерская для рисования. Помню, мой отец, когда мы жили в небольшой квартире на Комсомольском проспекте, рисовал в той же комнате, где я спал. Это был и кабинет, и спальня, и его мастерская. Он стелил четыре сырых листа на пол, а больше класть было некуда. Мне же гораздо проще: в мастерской, которая находится наверху, хватает места и для рисования, и для барабанов с усилителями, и для того, чтобы поиграть­ с ребятами.

Во-вторых, я люблю, когда приходят гости, поэтому нужен большой стол. Вот мы с вами за ним сидим. Здесь умещаются­ человек двенадцать.

Как видите, у меня еще есть сад, и он прекрасно плодоносит — им занималась моя бывшая жена Наташка, она вложила в него много сил и вкуса. С тех пор сад разросся. Когда въехали сюда — лет десять назад, — это было достаточно голое место. Оказывается, деревья растут быстрее, чем люди.

— Когда въехали сюда лет десять назад, это было голое место. Но теперь сад прекрасно плодоносит. Оказывается, деревья растут быстрее, чем люди. На заднем плане — часть корпуса субмарины, одно из напоминаний об увлечении подводным плаванием. Фото: Михаил Королев

— Какой-то рай в вашем доме!

— Я в раю ни разу не был, но здесь чувствую себя хорошо.

— За пределами дома тоже хорошо себя ощущаете?

— Мне многое непонятно в этом мире, и чем дольше живу, тем меньше что-то понимаю. Но я стараюсь об этом не думать. Я много чего знаю и умею, мне есть чем заниматься, не отвлекаясь на чепуху.

— Вы про те нападки, которым подвергаетесь всю жизнь? Читаете, что пишут о вас в Интернете?

— Жизнь такая короткая. Зачем я буду читать что-то неприятное и глупое? Мало ли кто там что говорит! Мир состоит из огромного количества очень разных людей. Наивно надеяться на то, что ты переубедишь их или чему-то научишь. Дай Бог им всем здоровья, пусть они живут так, как считают нужным, а я буду жить так, как люблю.

— Чем вы занимаетесь, когда не находитесь на гастролях и не пишете диск?

— Люблю подстрелить рыбину и приготовить ее, позвать друзей и устроить праздник.

— Выпить вина, послушать музыку…

— Конечно! Хотя нет, без всякой музыки. Музыка — это работа. Можем иногда поиграть на гитарах или на рояле и попеть что-то из старосоветского. 22 сентября устраиваем в театре «Градский Холл» «Концерт для своих». Там немного мест, так что, думаю, придут только свои. В сентябре также , почти все уже готовы. 25-30 больших досок, несущих живопись, скажем так. Я всю жизнь работал с бумагой, занимался графикой, а тут впервые попробовал себя в другом качестве.

— С чего вдруг?

— Не знаю. Я не задаю себе этих вопросов. Терпеть не могу самоанализа. Стало интересно, вот и все. За год я все написал. Дело в том, что когда я сажусь работать — я сажусь работать. Нельзя на полчасика подойти и порисовать. Мне надо, чтобы день-два никто не дергал, не звонил.

Год назад из Филадельфии прилетала моя старшая дочь Дана с мужем Крисом и его тремя детьми, которые считают Дану мамой. (Музыкант узнал о существовании Даны, когда девушка была уже взрослой, ее мать — поклонница Макаревича. — Прим. «ТН»). Дети оказались в России впервые, для них это было настоящее приключение. Тут я раскрылся как москвич. Возил их в парк культуры, на Арбат, показал всю старую Москву. Им очень понравилось. И мне было приятно провести с ними время.

И вот что я вам еще скажу: до сих пор звук электрогитары, включенной в усилитель Vox, оказывает на меня­ магическое воздействие. Шерсть на спине встает дыбом. Этого вполне достаточно, чтобы понять, тем ли я занимаюсь всю жизнь. Остальное — это разговоры.­

Образование: окончил МАРХИ

Семья: дочь — Дана (43 года), юрист; сын — Иван (29 лет), актер; дочь — Анна (15 лет), школьница

Карьера: с 1969 года — лидер группы «Машина Времени». С 2001 года — лидер «Оркестра креольского танго». Выпустил 11 сольных альбомов и 21 альбом в составе «Машины Времени». Автор около 500 песен. Автор 14 книг. С 1970 года занимается графикой в смешанной технике. Народный артист РФ