Волшебная акварель Артура Фонвизина. Артур фонвизин. из воспоминаний г.стрелецкой. продолжение-новый альбом Фонвизин художник картины


(1882-1973)

А. В. Фонвизин родился в семье лесничего. Начинал в 1901 г. учебу в МУЖВЗ, но был исключен вместе с двумя друзьями, М. Ф. Ларионовым и С. Ю. Судейкиным , за устройство не разрешенной начальством выставки.

В 1904-06 гг. продолжил образование в Германии, в частных мастерских Мюнхена.

В первом десятилетии века был активным и заметным участником громких выставок, таких как "Голубая роза", "Венок", Салонов "Золотого руна", "Венок-Стефанос", "Мир искусства".

В 1920-х гг. стал членом объединения "Маковец", преподавал в студиях Тамбовского Пролеткульта, в нижегородском художественном техникуме.

На раннем этапе своего творчества работал в русле символизма, в стиле так называемого лирического примитива. Полотна Фонвизина того времени отличаются изысканной гаммой. От них словно бы исходит какой-то мерцающий таинственный свет, создающий определенное душевное состояние. Таковы его "Невеста" (1902), "Леда", "Композиция с фигурой Христа" (оба 1904).

Однако сегодня Фонвизин более известен как непревзойденный виртуоз акварельной живописи. К 1930-м гг. он окончательно избрал для себя основную и излюбленную с тех пор акварельную технику, выявил романтически-приподнятый строй своего искусства, очертил круг тем, связанных с праздничными образами театра и цирка и с погруженными в радужную дымку детскими воспоминаниями. Сразу цветом, без карандашной подготовки, он пишет с натуры воздушно-легкие цветочные натюрморты, тающие в тумане пейзажи, но главным образом портреты, отдавая предпочтение женским моделям.

Любимые его героини - актрисы, часто в театральных костюмах, связанных с определенной ролью, погруженные в приподнятую эмоциональную атмосферу сцены ("Портрет Д. В. Зеркаловой", "Портрет Ю. С. Глизер", оба 1940, и др.). А детская любовь к цирку диктовала ему бесчисленные, уже не натурой, а фантазией порожденные цветовые наброски нарядных наездниц (серия "Цирк", 1940-70-е). Романтической дымкой овеяны тающие в цветовом мареве образы популярных романсов (серия "Песни и романсы", 1940-60-е), детские воспоминания о провинциальном быте ("Извозчики", 1940-е). Сюда же примыкают и лучшие его работы для книги.

Между тем ни импровизационная, как бы небрежная свобода акварельного письма, ни романтическая мечтательность его образов не отвечали в 1930-х и 1940-х гг. официальным художественным установкам, и потому творчество Фонвизина подвергалось в ту пору нападкам в печати. А в годы войны он был на некоторое время выслан в Казахстан за немецкое происхождение. И все же художник оставался неизменно верен характеру своего дарования, до конца жизни разрабатывал и варьировал все те же любимые мотивы.

Художник А.В. Фонвизин (1882-1973 гг.) принадлежит к старшему поколению советских живописцев. Получив образование в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества, в частных академиях Мюнхена, художник А.В. Фонвизин посвятил свой талант , которой владел в совершенстве.

А.В. Фонвизин «Композиция с фигурой Христа» 1904 г.

Акварель – сложнейшая техника, которая открывает свои тайны только большим мастерам, только в их руках она превращается в большое искусство. К их числу принадлежит Артур Владимирович Фонвизин. Акварель – техника камерная. Поэтому в творчестве художника А.В. Фонвизина преобладают портрет, натюрморт, и еще – тема цирка, впечатления от которого он сохранил с раннего детства.

А.В. Фонвизин «В цирке» 1931 г.

Атмосфера «театральности», чего-то необычного, загадочного, впечатление остановившейся мимолетности всегда ощущается не только в листах из серии «Цирк», но и во всем творчестве А.В. Фонвизина.

А.В. Фонвизин «Невеста» 1902 г.

После блестящего расцвета акварели в первой половине XIX века, после ее вторичного взлета в конце XIX века А.В. Фонвизин вновь возродил искусство акварельного портрета, но не в старых его привычных формах, которые демонстрировал и др., а внес в это искусство совершенно новые приемы. Новаторские подходы в живописи позволили А.В. Фонвизину стать одним из активнейших членов объединения художников-символистов созданного в 1907 году.

А.В. Фонвизин «Портрет сына» 1940 г.

Им создана большая серия театральных портретов, среди которых блестящий по мастерству и тонкий по психологии портрет актрисы Малого театра Д.В. Зеркаловой. Портреты Фонвизина – обычно большого формата, написанные чистой акварелью, без примеси белил. Глядя на эти листы, зритель словно погружается в стихию живописи. Он ясно видит, как течет по листу краска, как один цвет вливается в другой и как из этого, казалось бы, цветового хаоса умелой рукой художника лепится пластическая форма, рождается художественный образ.

А.В. Фонвизин «Портрет актрисы Малого театра Д.В. Зеркаловой в роли Юлии Тугиной из пьесы А.Н. Островского «Последняя жертва» 1906 г.

А.В. Фонвизин обычно находит какой-то один аспект в характере портретируемого, который становится ключом к решению образа.

Портрет Зеркаловой, написанный широким, растекающимся мазком, построенный на тончайших переходах жемчужной цветовой гаммы, удивляет своим утонченным артистизмом. Полный поэзии и хрупкой женственности, портрет таит в себе ощущение внутренней драмы, затаенной печали.

Артур Владимирович Фонвизин, также известен под псевдонимом Артур фон Визен (1883-1973) - художник, работал преимущественно в технике .
Артур Фонвизин родился 11 января 1883 года (по старому стилю 30 декабря 1882 года) в .
С 1900 года А.В.Фонвизин учился в , где быстро вошёл одновременно в две ученические группы - , под условным руководством и , под руководством .
Широко распространено утверждение, будто бы Фонвизин был исключен вместе с и из МУЖВЗ в 1904 году, после совместного участия в некоей "запретной" выставке - на самом деле всё было "немного" не так. Ларионов и Фонвизин устроили в учебном классе самовольный показ своих работ, которые активно стал комментировать Сергей Судейкин, за что он получил от Фонвизина, вероятно недовольного характером комментариев, в нос.
Артур Фонвизин был единственным из этой троицы, кого тогда исключили из МУЖВЗ, а причиной для исключения стала не мнимая выставка, а его физическая агрессия в адрес товарища. После позорного изгнания из училища Фонвизин продолжил заниматься творческой деятельностью, как совместной, так и с Михаилом Ларионовым. В то время свои работы он подписывал пседвонимом "Артур фон Визен".
С 1906 году по 1910 год Артур Фонвизин жил, работал и учился в - свои картины он отправлял в Москву, где их реализацией занимался Михаил Ларионов. Изредка Артур фон Визен сам приезжал в , или , чтобы принять участие в открытии какой-нибудь выставки. Во время одной из этих поездок Фонвизин вступил в художественные объединения и .
В 1910 году Фонвизин вернулся в Москву, начал принимать участие в выставках объединения , не погружаясь в их идеологическую деятельность. В 1912 году Фонвизин грубо разорвал все отношения с Михаилом Лариновым, не желая ассоциирования своего творчества с авангардистами.
Примерно в тоже время Артур Фонвизин крепко сдружился с художником Константином Зефировым - друзья долгое время работали вместе, а в 1918 году Фонвизин даже женился на родной сестре Зефирова.
После , художник Артур Владимирович Фонвизин начал заниматься искусством на высоком государственном уровне: получал хорошие преподавательские посты, руководил пролетарским художественными студиями и другое подобное. Был участником художественных объединений , и .
В конце 1930-х годов в

Способ А. В. Фонвизина

Рассматриваемый способ акварельной живописи назван по имени замечательного художника Артура Владимировича Фонвизина, работавшего в удивительной, неповторимой манере. И хотя существует мнение, что Фонвизин традиционен в своих работах, его скорее всего можно отнести к тому обстоятельству, что художник не пользовался белилами, не примешивал к акварели гуашь, т. е. был традиционен в чистой акварели.
В остальном его работы носят глубоко индивидуальный характер.
Можно было бы именно по этой причине не рассматривать его способ акварельной живописи, если бы не множество последователей, а точнее подражателей среди последующих поколений художников, особенно современных молодых акварелистов.
Некоторые художники и искусствоведы считают, что Фонвизин исполнял свои акварели по влажной поверхности бумаги. Это неверно. Художник не работает на предварительно смоченной бумаге, когда он целиком зависит от капризов растекающейся по мокрой бумаге краски.
Сохранились воспоминания современников художника, его моделей, наблюдавших за работой мастера. Можно внимательно посмотреть, и не один раз, на его работы в Третьяковской галерее и на различных выставках.
А. В. Фонвизин писал на ватманских листах ГОЗНАК ручной работы с небольшой зернистостью, прикрепляя бумагу к планшету кнопками, след от которых так и остался на работах.
Похоже, автор не делал подготовительного рисунка карандашом, а начинал рисовать тоненьким кончиком кисти, намечая только незначительные контуры изображаемого, о чем свидетельствуют незаконченные работы.
В прочем, эта незаконченность скорее производит впечатление особой лаконичности, присущей его работам. Затем, набрав крупной кистью большое количество воды с краской, он мягко втирал ее в поверхность бумаги, добавляя другие цвета для получения необходимого сложного тона, т. е. получалась своеобразная палитра на самой работе. С большим мастерством художник управлял широкими цветовыми потеками с помощью кисти, чередуя темные и светлые участки, оставляя порой почти нетронутой бумагу.
Кое-где художник вносил цветовые акценты на высохшей поверхности предыдущего слоя, порой совсем незначительные, почти точки, чтобы подчеркнуть форму или цветовое пятно. В портретах чаще всего акцентируются глаза и губы.
В некоторых работах видно, как художник, взяв активный цвет, который на первый взгляд выбивается из общего тона листа, наносил на его поверхность широкий мазок трепетным движением кисти.
В поздних работах А. В. Фонвизин слегка размывал некоторые цветовые участки, сочетая их с четкими заливками, а также накладывал несколько слоев цвета друг на друга. Однако его работы не производят впечатления многослойной акварели, они сохраняют удивительную свежесть, прозрачность и светоносность.
В заключение хочется добавить следующее. Рассматривая акварели современных молодых художников, увлеченных творчеством А. В. Фонвизина, хочется верить, что они в конечном счете смогут от подражания большому мастеру, скорее формальному, подойти к глубокому осмыслению его творчества и, используя основные, принципиальные подходы художника к акварели, создают свои неповторимые работы.