Война и мир портрет наташи. Портрет наташи ростовой. Образ Наташи Ростовой как воплощение национального женского характера

На мой взгляд, изучать все же необходимо. Только не так, как «проходят» в школе объемные классические произведения сейчас. При подготовке к ЕГЭ для ребенка главное - знать общую мысль произведения. Или скорее наоборот - теперь задания ЕГЭ требуют под одну мысль подвести пару-тройку литературных примеров. Поэтому перед ЕГЭ форумы выпускников пестрят примерно такими всполошенными вопросами: «Ребята, тема «Любовь к матери» - где она приводится?» - «Наташа Ростова и мать», «Мать» Горького». - «А в «Карениной» есть любовь к матери?» - «Да нет вроде. Не, там про права женщин».
Учителя литературы жалуются на резкое сокращение часов на свой предмет в 10-11-х классах. «Многотомную» классику в школе не успевают разобрать. А дома дети ее не читают - незачем! Лично я убедилась в этом, второй год по собственному почину проводя накануне ЕГЭ опрос среди выпускников Великого Новгорода. Задаю всем, кто хорошо учится по литературе, один и тот же вопрос: «Читаете ли вы книги, о которых рассказываете потом на ЕГЭ?» Отличники отвечают: «Мы краткое содержание знаем из Интернета. Все прочитать, честное слово, времени нет. Но мы на «пять» сдадим, не беспокойтесь!»
Вход на выставку Бориса Непомнящего был бесплатным. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник широко оповестил о событии через местные СМИ. И все-таки нельзя сказать, что народ массово посетил это уникальное мероприятие. Очень жаль, потому что эта выставка помимо своего художественного значения могла бы привлечь к Достоевскому новых читателей, особенно из тонко чувствующей молодежи. Я в этом абсолютно уверена.
Настоящий художник пишет не на потребу толпе и не ради звонкой монеты. Для Бориса Непомнящего, это чувствуется по его произведениям, главное в творчестве - передача эмоций, возникших, например, при его личном прочтении классики. Почти пять лет художник кропотливо работал над иллюстрациями к «Запискам из Мертвого дома». Создан цикл из 50 крупноформатных рисунков. Часть этих работ и офорты к другим произведениям Достоевского и были представлены на выставке в Великом Новгороде.
Борис Непомнящий признается, что последние два года читает только Достоевского. «Записки из Мертвого дома» вобрали в себя впечатления увиденного и пережитого Достоевским в сибирском остроге, где он провел четыре года, осужденный по делу петрашевцев. Характеры и судьбы заключенных, которых писатель встречал на каторге, описаны в этой книге. Борис Непомнящий изобразил эти персонажи так, как он их чувствует.
Боль и сострадание - в каждом штрихе этих зарисовок. Они чудным образом проявляются даже на гротескных, интуитивно отталкивающих рисунках, таких как изображение «наигрязнейшей девицы в мире» - Чекунды и Двугрошовой, которая «уже была вне всякого описания». Мы не видим исполосованной ударами спины каторжника на рисунке, изображающем проведение сквозь строй палок, но становится жутко от выражения его лица и многократно повторяющихся бесстрастных фигур солдат, наказывающих несчастного...
Невозможно не прочитать «Записки из Мертвого дома», увидев такую выставку. И это логично наводит в свою очередь на мысль: почему бы современным учителям не взять на вооружение такое замечательное средство и увлечь литературой через изобразительное искусство?
Массово приводить детей на подобные выставки - первый способ. Только не нужно потом поголовно заставлять всех описывать в тетрадке увиденное! Пусть это будет задание по желанию. Большинство детей очень не любят уроки, на которых их заставляют описывать какую-нибудь из иллюстраций в конце учебника. Все мы помним, как в своем школьном детстве однообразно подбирали слова для картины «Грачи прилетели» или «Опять двойка». Такие сочинения хороши при одном условии - если ребенка действительно затронула картина.
Второй способ - предлагать детям рисовать собственные иллюстрации к литературным произведениям. К сожалению, эта деятельность начинается и благополучно заканчивается в начальных классах. Безусловно, хорошо рисовать могут не все. Но всем вменять в обязанность это и не нужно! Нужно было бы ввести в практику и массово разрешить учителям вплоть до 11-го класса ставить пятерки по литературе за продуманный рисунок ученика, доказывающий, что тот прочел и почувствовал текст! Я уверена, что тогда увеличится число подростков, которые сядут вечером и прочтут хотя бы несколько глав из «Войны и мира», ведь без этого невозможно нарисовать Наташу Ростову, танцующую свой первый танец на балу, горящую Москву 1812-го, а может быть, и огромное бесстрастное небо Андрея Болконского...
Есть и третий способ - привлекать лучших художников России, таких, как, например, Борис Непомнящий, к широкому иллюстрированию книг, предназначенных для чтения в школе, и к пресловутому «списку 100 книг» для внеклассного чтения тоже.
Что видят сейчас дети и родители в книжных магазинах страны? Книжки для школьной программы и для взрослой аудитории не иллюстрируются вовсе - чтобы уменьшить цену. Для малышей выбираются иллюстраторы без имен, подешевле. В результате прилавки книжных магазинов наводняют аляповатые обложки, сделанные с помощью компьютерной графики.
Этой ситуацией, кстати, очень недовольны мамы, заботящиеся о чтении своих детей. Сегодня обложки и иллюстрации активно обсуждаются на родительских интернет-форумах. Вот наиболее распространенные мнения: «Самые талантливые художники почему-то не могут найти работу в издательской сфере», «Рынок рассчитан на то, что художник не будет предлагать свой стиль, а будет подстраиваться под заказчика. Главное сейчас, чтобы ярко - аж глаза выжигало - и быстро. Эта безбашенная краска рассчитана, чтобы быстрее продавался «продукт», «Не нравится, что все больше книжек напоминает анимэшный мир или картинки из компьютерных игр». В такие моменты я понимаю, что мое детство было куда интереснее и прекраснее.
Участники форумов вспоминают таких детских художников-иллюстраторов, как Владимир Сутеев, Владимир Конашевич, Владимир Лебедев, Николай Устинов, Борис Дехтерев. Из детских иллюстраторов прошлого кумиры начитанных пап и мам - Митрохин, Нарбут, Добужинский, Бенуа. Дошло до того, что мамы и папы взяли на себя то, что должны бы делать издатели! Участники форумов пропагандируют лучшие книги, сканируют их обложки, рисунки. Делятся информацией, где можно купить сокровище - хорошую книгу с хорошими рисунками. Каждая из таких купленных книг сканируется и выставляется в Интернете. Ее сразу же просматривают не меньше 200 человек на форуме!
Книга, созданная союзом двух творцов - писателя и художника, - сокровище вдвойне! Такие книги могут вернуть российским детям любовь к чтению. Чтобы это произошло, должна быть, в частности, организована система государственных заказов, хорошо оплачиваемых художникам-современникам. А чтобы исключить создание очередной кормушки для художников-халтурщиков, готовых купить выгодный заказ, нужно, чтобы голосовали за лучших иллюстраторов родители, дети и учителя. Лично я голосую за Бориса Непомнящего. Кстати, в 2014 году Россия будет отмечать 200 лет со дня рождения М.Ю.Лермонтова. Борис Непомнящий собирается делать иллюстрации к «Герою нашего времени»...

Досье «УГ»

Борис Львович Непомнящий родился в 1945 году в Киеве. Учился в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В.И.Мухиной. Член Союза художников СССР с 1975 года. Постоянно живет и работает в Великом Новгороде с 1971 года. В 2006 году ему присуждена золотая медаль Российской академии художеств.
Состоялось более 30 персональных выставок художника в Италии, Германии, Швеции, Финляндии, Чехии, Великобритании, Норвегии, Австрии, Эстонии, США, России.
Художником созданы такие значительные графические циклы, как «Портреты русских писателей», «Библейские сюжеты», иллюстрации к произведениям Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, Н.Рубцова, Шарля де Костера, Пабло Неруды, Свифта. В формировании его индивидуального стиля огромную роль сыграло увлечение творчеством Альбрехта Дюрера, Босха, Рембрандта.

Великий Новгород

Меню статьи:

Наташа Ростова! На протяжении повести «Война и мир» Льва Николаевича Толстого эта удивительная героиня, дочь богатого графа Ростова, проживает целую жизнь. Она страдает и плачет, смеется и радуется, переживает, временами тоскует, из наивного ребенка превращаясь во взрослую красивую девушку, а затем и в женщину.

Так образ Наташи, на долю которой выпало много испытаний, постепенно раскрывается перед читателем.

Подросток Наташа: «уже не ребенок, но еще не девушка»

В первый раз мы видим Наташу тринадцатилетней девочкой-подростком, радующейся своему дню рождения, большому празднику, который отмечали в честь её именин.

«Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка» – так характеризует её автор.

Она по-детски непосредственна, весела и это замечают окружающие. Хотя девочку немного балует мать, это не мешает ей оставаться открытой и честной.

Юность Наташи

Внешняя некрасивость Наташи сглаживается её добрым и милым характером. Живя по законам, которые диктует ей сердце, героиня романа остается верной своим принципам, невзирая на мнение людей. Зачастую девушка подчиняется внутренним инстинктам, не задумываясь над тем, что делает. В пору юности Наташа соприкасается с лживым и притворным светским миром, и он – хорошо, что только на время – заглушает в ней чистые и светлые порывы души, заставляя руководствоваться чужим, навязанным ей мнением. Так, следуя советам лживой и подлой Элен, Наташа поначалу принимает ухаживания Анатоля Курагина и не может понять, кого любит больше: князя Андрея Болконского (первая встреча с которым произошла в имении Ростовых) или все-таки его.



Крайне трудно разобраться в чувствах молодой девушке, которая только начинает жизнь, и она совершает ошибку, вследствие которой мучится угрызениями совести и корит себя.

Да, Наташа изменила Андрею, но это было в некоторой степени спровоцировано его поведением. В эту пору единственным утешением для нее стал не кто иной, как Пьер Безухов, человек с детской душой.
После пережитого душевного кризиса Наташа вновь полна надежд на будущее.



На протяжении всего романа «Война и мир» читатель может заметить, насколько склонной к жалости и состраданию является Наташа. Однажды, увидев плачущей близкую подругу Соню, девушка зарыдала тоже, даже не зная причины её слез.

На пути к зрелости

1812 год стал переломным в судьбе Наташи Ростовой. Приближающееся наступление Франции на Россию всколыхнуло в девушке новые чувствования.

Она понимает, что может спасти её Отечество: «Миром, - все вместе, без различий сословий, без вражды, а соединенные братской любовью - будем молиться» – размышляла Наташа Ростова. «Только на молитве она чувствовала себя в силах ясно и спокойно вспоминать и о князе Андрее и об Анатоле, как об людях, к которым чувства ее уничтожались в сравнении с ее чувством страха и благоговения к Богу…»

В это очень тяжелое время некоторые эпизоды подчеркивают жертвенность Наташи Ростовой, её желание помочь пострадавшим. В сложной ситуации девушка не видит иного выхода, как попросить родителей использовать их подводы для транспортировки раненых солдат, и ни в коем случае не оставлять их в Москве на произвол судьбы.

«…Раненые, вот кто! – восклицает Наташа, возмущаясь намерениями родителей. – Маменька, ну что нам-то, что мы увезем, вы посмотрите только, что на дворе! Маменька! Это не может быть!»

Позже девушка обнаружила, что среди пострадавших находится Андрей Болконский.


Девушка ухаживала за любимым с присущей ей самоотверженностью, но, к сожалению, это не помогло ему: Андрей скончался. За этим страшным горем последовало другое – смерть на поле боя младшего брата Пети Ростова. Но это побудило девушку еще к большему самоотречению: Наташа день и ночь ухаживает за больной матерью, которая от ужасного известия слегла в постель. «Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни - любовь - еще жива в ней.

Проснулась любовь, и проснулась жизнь» – описывает автор душевное состояние девушки.

Она мало-помалу взрослеет, и все более в характере заметны такие качества, как усердие, оптимизм, отзывчивость, которые, несомненно, помогут ей при создании собственной семьи.

Наташа Ростова – мать и жена

Разительные перемены, произошедшие в Наташе Ростовой после брака с графом Пьером Безуховым (который, к великой радости Наташи возвратился живым из плена), заметили все окружающие. Она заметно пополнела, но теперь в женщине привлекало другое: её удивительная любовь к семье, забота о Пьере, уважение его как мужа и отца детей. «Черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности. В ее лице не было, как прежде, этого непрестанно горевшего огня оживления, составлявшего ее прелесть. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно» – так описывает автор свою любимую героиню Наташу, ставшую женщиной.

Не удивительно, что даже через семь лет супружества он чувствует твердую почву под ногами, ведь видит себя отраженным в жене.

Три дочери, один сын, семейное счастье и благополучие – вот награда за стойкость и мужественность в перенесенных Наташей испытаниях. Теперь она твердо знает, что вместе с мужем они смогут преодолеть все невзгоды, и поэтому счастлива, даже наотрез отказавшись от светских утех.

«Со времени своего замужества Наташа жила с мужем в Москве, в Петербурге, и в подмосковной деревне, и у матери, то есть у Николая. В обществе молодую графиню Безухову видели мало, и те, которые видели, остались ею недовольны…»

Что ж. Всем не угодишь. Главное, что Наташа нашла свое призвание – служить мужу и детям. И делала это так же самоотверженно.


Наташа Ростова является центральным женским персонажем романа-эпопеи "Война и мир" Л.Н. Толстого и его любимой героиней. Действие романа охватывает период времени с 1805 по 1820 год, и в течение этого времени мы следим за тем, как развивается образ Наташи.

Впервые мы видим Наташу тринадцатилетним подростком. Она еще нескладна и некрасива, ее волосы сбиты сзади черными кудрями, но она искренна и одновременно прекрасна в своей непосредственности. Героиня еще является гадким утенком, но который уже готов превратиться в прекрасного лебедя. У нее есть необыкновенные музыкальные способности, она наделена удивительным голосом, непосредственна и отзывчива. При этом героиня имеет сильный характер, с несгибаемым нравственным стержнем.

Наташа растет в атмосфере счастья, любви и веселости, которая свойственна семье Ростовых.

Дом Ростовых в Москве всегда полон жизни, но не меньшую идиллию представляет и жизнь семейства в Отрадном, где героиню окружают великолепные пейзажи, она участвует в святочных играх, гаданиях. А ведь известно, что классики всегда изображали своих любимых героев в единении с природой и в непосредственной связи с национальными традициями.

По мере того, как развивается сюжет, героиня превращается в привлекательную, живую, умеющую чувствовать девушку. Наташа способна на самопожертвование, ей не чужды высокие душевные порывы. Так, она решительно обжигает руку, доказывая Соне свою дружбу и любовь, принимает участие в судьбе раненых, когда отдает подводы для вывоза их из горящей Москвы. Во время Отечественной войны 1812 года Наташа занимает ответственную позицию. Она уверенна и мужественна. Она не дает оценки происходящему, а повинуется своим жизненным принципам, которые диктует ей ее искренний и чистый характер. Именно героиня спасает мать от умственного помешательства после смерти Пети, она ухаживает за тяжело раненным князем Андреем. Однако Толстой не идеализирует свою героиню, в ее поведении нередко прослеживаются эгоистичные мотивы, ее поступки не всегда диктуются разумом, по словам автора, она «не удостаивает быть умной». Однако эта нелестная в современном понимании характеристика говорит о главной отличительной черте образа Наташи - эмоциональности и интуитивной чуткости. Она стремится жить полной жизнью, хочет любить и быть любимой. Но ее эмоциональность, влюбчивость сыграли с ней плохую шутку: будучи помолвленной с Андреем Болконским, она увлекается Анатолем Курагиным, явно недостойным объектом ее внимания. Лишь когда она просыпается от этого наваждения и встречает в Мытищах раненого князя Андрея, она осознает свою вину и хватается за возможность искупить ее. Уход за князем Андреем возрождает ее к жизни.

Роль жены и матери, которую выполняет Наташа Ростова в эпилоге романа, неслучайна. Героиня становится женой Пьера Безухова, который близок ей по духу, ведь именно он еще вначале романа в тринадцатилетней девочке увидел прекрасную и возвышенную душу с богатым внутренним миром.

В эпилоге романа Наташа полностью погружена в семейные заботы, она разделяет интересы мужа и понимает его. Автор рисует Наташу такой, какой, по его мнению, должна быть идеальная женщина. "Наташа вышла замуж раннею весною 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын, которого она желала и теперь сама кормила", - пишет Толстой, называя свою героиню "сильной, красивой и плодовитой самкой". Но в этом видит смысл своей жизни Наташа Ростова. Эта характеристика героини, данная в эпилоге, еще раз свидетельствует о том, что Наташа будто является частью природы, она даже мыслит не разумом, "а всем существом своим, т. е. плотью". Наташа принимает роль добровольной и счастливой рабы: "Наташа у себя в доме ставила себя на ногу рабы мужа". Героиня любит и любима. А это и есть для нее истинное содержание полноценной и счастливой жизни.

Обновлено: 2012-03-15

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

М. Башилову, в 1866 году проиллюстрировавшему роман, Толстой писал насчет изображения сцены между Наташей и Борисом Друбецким в цветочной: "В поцелуе — нельзя ли Наташе придать тип Танечки Берс... а Бориса сделать не так raide ("raide" - упрямый, непреклонный)..."

Впрочем, Танечка Берс - свояченица Льва Николаевича, сестра его жены Софьи, порывистая, увлекающаяся, иногда легкомысленная - не единственный прототип Наташи Ростовой. Как признавался сам писатель, он "взял Таню, перетолок с Соней, и получилась Наташа".

"Наташа полу-барышня, полу-девочка, то детски смешная, то девически обворожительная".

."Когда он очнулся, Наташа, та самая живая Наташа, которую изо всех людей в мире ему более всего хотелось любить той новой, чистой божеской любовью, которая была теперь открыта ему, стояла перед ним на коленях. Он понял, что это была живая, настоящая Наташа, и не удивился, но тихо обрадовался. Наташа, стоя на коленях, испуганно, но прикованно (она не могла двинуться) глядела на него, удерживая рыдания. Лицо ее было бледно и неподвижно. Только в нижней части его трепетало что-то".


Л. Пастернак, 1893 год

Кросспост в комьюнити, посвященном всему, связанному с книгами,

Образ Наташи Ростова для Толстого очень значим

Образ Наташи Ростовой для Толстого особенно значим, во-первых, потому, что она являет собой воплощение русского характера, во-вторых, потому, что именно эта героиня наиболее полно отражает взгляд автора на идеальную сущность женщины и место женщины в обществе.

В понимании Толстого женщина есть олицетворение любви, но любви духовной, роль женщины в обществе — это роль хранительницы семьи.

Образ Наташи Ростовой как воплощение национального женского характера

Детство и семья Наташи

Такой характер, как у Ростовой, мог появиться только в семье, олицетворяющей мир патриархальной дворянской семьи, в которой не только все ее члены, но и слуги, и остальные домочадцы представляют собой единое целое, связанное любовью.

Мы узнаем, например, что графиня вышла за графа Ростова по любви, хотя он был не так именит и богат, как остальные претенденты. Мир старых Ростовых и их детей — это мир бесконечной доброты и самопожертвования (реакция старого графа на проигрыш Николая, подводы для раненых в Москве в ущерб своему имуществу, поведение Пети и Николая и многое другое). Сама же Наташа — любимица всей семьи. Мы встречаемся с ней, еще девочкой, на первых страницах романа, на именинах, которые являют контраст со страницами, посвященными салону Анны Павловны Шерер. Непосредственностью героини любуются не только мать и отец, но и все гости.

Черты характера Наташи

Наташа щедро наделена лучшими человеческими качествами

Ростова щедро наделена лучшими человеческими чертами:

  • она талантлива (прекрасно поет),
  • одарена внутренней чуткостью (как понимает она чувства других людей, например, Пьера),
  • мечтательна (ночь в Отрадной и беседа с Соней, которую слышит князь Андрей),
  • в высшей степени олицетворяет лучшие качества русской души (сцена танца у дядюшки, поведение героини во время отъезда из Москвы).

«Сущность ее жизни была любовь»,

— пишет Толстой. Без любви Наташа страдает, как в год отъезда князя Андрея. Даже в ее чувствах к Анатолю проявляется сущность её характера. Она не может лгать и поэтому уверена, что и остальные так же правдивы, как она.

Героиня Ростовой живет как бы на одном дыхании, неудержимо отдается тем чувствам, которые ее одолевают. Забота о матери, раненом князе Андрее, даже о совершенно чужих ей раненых составляет суть ее отношений с людьми. Толстой показывает, что натура Наташи может быть искажена при соприкосновении с лживым миром Курагиных, но суть ее при этом остается прежней. Недаром Пьер понимает, что любит Наташу именно в дни, когда раскрывается ее роман с Курагиным.

В эпилоге романа читатель подчас видит совсем не ту героиню, к которой привык и которую хотел бы видеть. Но, по Толстому, именно в семье находит она свое предназначение. Именно такая женщина является идеалом писателя. Заботы о муже и детях, деятельное участие в их судьбе — вот предназначение женщины. Ростова не вдумывается в те идеи, которые обуревают Пьера, но она полностью доверяет ему и готова последовать за ним всюду.

Княжна Марья во многом близка Наташе

Княжна Марья во многом близка Наташе (сущность ее жизни тоже любовь), но в то же время в Марье значительно больше духовной работы, скрытой от других внутренней жизни. Обе любимые героини романа Толстого некрасивы, но в минуты высоких душевных переживаний они прекрасны. Толстой постоянно пишет о «блестящих», «сияющих» глазах героини, о «прекрасных, лучистых глазах княжны Марьи.

Душевной красоте Ростовой противопоставлена мертвая, мраморная красота Элен Курагиной. Принципиально для писателя, что любовь, которая составляет суть характера и образа Наташи, абсолютно не свойственна Элен.

Элен — хищница, ее внешность не соответствует внутреннему миру

Элен — хищница, ее внешность не соответствует внутреннему миру. Толстой не устает подчеркивать, что в человеке, прежде всего, прекрасен внутренний мир, который делает его красивым и внешне. А вот обратное (когда прекрасный облик обязательно связан с внутренней красотой) совсем необязательно. Таким образом, противопоставление Наташи и Элен (например, в сцене первого ее бала) помогает автору раскрыть идеал красоты:

красота обязательно связана с духовностью.

Толстой пристрастно относится к . И этого он не скрывает. Он заставляет своих любимых персонажей совершать ошибки, мучаться, падать духом и воскресать снова. Наташу он любит всей душой, выбирая самые разнообразные краски для того, чтобы обрисовать ее характер.

Смотрите нашу презентацию по данной теме:

Портрет Наташи Ростовой

Сущность жизни Наташи Ростовой — любовь

(«любовь к матери показала ей, что сущность ее… — любовь — еще жива в ней),

  • отношение к героине других персонажей (в трагические минуты жизни Ростова необходима другим: именно ее зовет старая графиня после известия о смерти Пети),
  • излюбленный прием Толстого — контраст (контраст внешности Наташи и Элен в описании первого бала героини, контраст между некрасивым, даже страшным лицом героини и внутренним огнем души при встрече с Андреем в Мытищах).

Каким бы противоречивым ни было восприятие образа Наташи Ростовой современными читателями, мы сталкиваемся в нем с особенным миром души русской женщины, русской дворянки, начала ХIХ века. В этом характере, с одной стороны, отразились черты века, с другой — общенациональные и общечеловеческие черты.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь