Внеклассное мероприятие по литературе и искусству. Внеклассное мероприятие по литературе. Сценарий внеклассного мероприятия по литературе. конкурс «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»

Гайворонская Маргарита Владимировна
Учебное заведение: МОУ СОШ № 3 с УИОП г. Фрязино Московской области
Краткое описание работы: Цель: познакомить учащихся со случившейся трагедией в нашей стране; : показать значимость экологической трагедии на примере аварии Чернобыльской АЭС; воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гордости за людей, проявивших смелость и отвагу в этой трагедии.Задачи:формировать чувство ответственности по отношению к окружающей природе, патриотизм;развивать позитивную активную жизненную позицию;воспитывать чувство сострадания, умение сопереживать другим людям и по достоинству оценивать их вклад в жизнь страны.

Литература преподается в школах России в 5-11 классах. На нашем сайте материалы по литературе можно найти в следующих разделах: Конспекты уроков Технологические карты Контрольные и проверочные Лабораторные и практические Самостоятельные Тесты Подготовка к ЕГЭ Подготовка к ОГЭ Олимпиадные задания Викторины и игры Внеклассные мероприятия Рабочие программы Поурочное планирование Мастер-классы Дидактические материалы Презентации для уроков

Лучшие конспекты внеклассных мероприятий по литературе на сайте Конспектека

Существуют несколько видов внеурочной деятельности учащихся в школе. В первом случае, мы можем говорить о выполнении текущего домашнего задания, подготовке выступлений и докладов, написании сочинений на заданную тему, подготовке различных учебных проектов. Вторая часть внеклассных мероприятий связана с уроками опосредовано и может включать в себя занятия в секциях и кружках, посещение предметных факультативов - все, что призвано удовлетворить всевозможные интересы учащихся.

В данном разделе нашего сайта представлены сценарии, которые помогут вам в проведении интересного внеклассного мероприятия по литературе на любую тему. Лучшие педагоги со всей страны присылают нам свои авторские материалы, которые мы публикуем на нашем сайте. Наша база постоянно растет и планы-конспекты внеклассных мероприятий по литературе являются не единственным видом методических разработок, представленным у нас. Вы сможете найти на нашем сайте все, что требуется для успешной и продуктивной работы педагога, а также опубликовать свои наработки и получить свидетельство.

Цель: вызвать интерес к художественному слову.

  • приобщать детей к литературному творчеству;
  • формировать у учащихся доброе взаимоотношение;
  • способствовать развитию мышления и познавательной активности, творческих способностей;
  • развивать воображение, сообразительность, мышление, речь учащихся.

Ход урока

– Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие в мир сказочной литературы. Встретимся с любимыми сказочными героями, узнаем много интересного и полезного. Когда взрослые отправляются в путь-дорогу, всегда берут дорожную сумку, рюкзак или чемодан. Взрослые подолгу складывают и проверяют, не забыли ли они чего-либо. А мы возьмем с собой “Литературный чемоданчик”. В нем 5 секций, и в каждой по 5 кармашек, нужно проверить содержимое каждого кармашка. Вам, наверно, любопытно будет заглянуть в каждую секцию, в каждый кармашек. Сегодня мы заглянем в секцию “По дорогам сказки”.

Литературный чемоданчик
1. По дорогам сказки 10 20 30 40 50
2. Кладезь народной мудрости 10 20 30 40 50
3. А.С. Пушкин 10 20 30 40 50
4. Сказочная математика магов 10 20 30 40 50
5. Всякая всячина 10 20 30 40 50

Секция “По дорогам сказки”.

Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности. Предлагаю вам 5 блоков заданий, связанных со сказками народными и авторскими, сказочными героями, волшебными сказочными предметами. Надеюсь, что эти задания пополнят ваши знания об этом жанре.

Итак, начинаем! Вы, наверное, заметили цифры от 10 до 50. Это сложность вопроса. Чем сложнее вопросы, тем выше их балл. У нас 2 команды, ответы вы выбираете сообща, обсуждаете вместе, но отвечает кто-то один. (Названия команд определены заранее.)

Кто начинает выбор задания? Тот, кто отгадает одну мудреную загадку.

– Утка в воде, а хвост на горе.
Утка в море, хвост на заборе.
(Ковш).

Дополнительно:

– Из него не пьют, не едят, а только глядят. (ковш Большой Медведицы.)

– Что за зверь?

Летом спит, зимой ест.
Тело теплое, а крови нет.
(Печь.)

10. Задание “Реши ребус”.

Зашифрованное слово – Красная шапочка, героиня сказки Ш. Перро.

20. Конкурс “Доска объявлений”.

По тексту объявления нужно догадаться, кто его написал. Команды дают письменные ответы. За каждый верный ответ 1 балл.

1. Предлагаю услуги гувернантки. Научу невоспитанных мальчиков читать, считать, писать, а также хорошим манерам. (Мальвина.)
2. Одинокий мечтатель, рост 13 м, вес 4 тонны, подарит пламенную любовь трехглавой подруге. (Змей Горыныч.)
3. Всем принцам! Ближайшие 100 лет не беспокоить своими поцелуями – очень спать хочется. (Спящая красавица.)
4. Опытный столяр из материала заказчика настрогает вам детишек, причем одних мальчишек. (Папа Карло.)
5. Напишу за вас мемуары, научу сочинять пыхтелки, сопелки, ворчалки и т.п. (Винни Пух.)
6. Частное охранное бюро, возглавляемое дядькой Черномором, обеспечит вам и вашим близким безопасность на отдыхе у моря. (33 богатыря.).

30. “Кто здесь живет?”

По описанию отгадать, кому принадлежит жилище.За каждый верный ответ 1 балл.

1.Это жилище изготовлено из древесины дуба. А рыжая нахалка выгнала хозяина избушки, когда ее собственная растаяла. Назовите хозяина– горемыку. (Заяц из “Заячьей избушки”.)

2. У одного из них домик сделан по-быстрому из соломы, у другого более прочен – из веток и прутиков, а вот у третьего каменный дом с крепкой дверью. Назовите всех троих. (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф.)

3. Это строение по команде поворачивается к лесу задом, к гостю передом, а его хозяйка чует “русский дух”. (Баба-Яга.)

4. В этом ветхом-ветхом пристанище у самого синего моря жили они 30 лет и три года. (Старик и старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина.)

40. Корзина с потерянными вещами.

У меня корзина есть.
В ней вещей не перечесть.
Тяжела и велика, вес ее полпуда.
Угадайте поскорей. Что в ней и откуда?

Выкладываются на стол предметы, ребята должны отгадать, из каких сказок Г.Х. Андерсена они собраны. К каждому предмету предлагаются подсказки.

1) В этом предмете все доброе и прекрасное почти исчезало, но все ничтожное и отвратительное особенно бросалось в глаза и становилось еще безобразнее – зеркало. (“Снежная королева”.)

2) То, что послужило причиной бессонницы для юной героини – горошина. (“Принцесса на горошине”.)

3) Благодаря этому предмету герой дарит сны детям – зонтик. (“Оле-Лукойе”.)

4) Этот предмет служил героине сказки колыбелькою, голубые фиалки – матрацем, а лепесток розы – одеяльцем – скорлупка грецкого ореха. (“Дюймовочка”.)

5) Куст, на котором распускалась на нем одна-единственная роза, цвел только раз в 5 лет – роза. (“Свинопас”.)

50. Разгадай кроссворд. (Игра № 4, задание 4, слово “Сказка”.Задание: В кроссворде скрыты имена 8 сказочных персонажей, которые вы должны найти и описать их; двигаться можно в любом направлении. Ответ: джинн, леший, ведьма, колдун, фея, водяной, русалка, гном).

Полезная информация: – 7 ноября 2013 года – 110 лет со дня рождения Милляр Георгия Францевича – нашего замечательного актера, который сыграл роль Кощея Бессмертного в 1944 году, а еще роль Бабы-Яги в фильме “Морозко”.

Вопросы на засыпку.

1. Где живет Кащей Бессмертный? (Во дворце.)
2. Какое средство передвижения у бабы Яги? (Ступа.)
3. Где найти смерть Кащея Бессмертного? (На кончике иглы.)
4. Кто баба – Яга по образованию? (Ведьма.)
5. В кого превращает непокорных девиц Кащей Бессмертный? (В лягушек.)
6. С какими словами надо обращаться к жилищу бабы– Яги? (Избушка, избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом.)

Сюрприз в цветочной коробке.

Что находится в нем? Можете задавать наводящие вопросы.

Описание:
бодрит дух,
смягчает сердце,
снимает усталость,
пробуждает мысль,
не позволяет поселиться лени.

Подсказки: 1. Грузины говорят, что надо 50 раз поклониться ему, чтобы получить настоящий…2. Больше всего любят англичане, канадцы, арабы, американцы. Меньше всего любят в Китае, Индии и Пакистане. 3. В 1696 году русский царь посылает за ним в Пекин русских купцов. Привозили на кораблях, верблюдах, на санях, на телегах. 4. В России появился в 1638 году: монгольский хан прислал русскому царю подарок – 60 кг … в обмен на 100 соболиных шкур. 5. Родиной … является Китай. По легенде, пастухи заметили, что овцы, пожевав … (листья) начинают резвиться и прыгать. 6. … растет в Китае, Индии, на Цейлоне, в Аргентине, в Грузии. 7. Он бывает зеленым, кирпичным, плиточным, черным, байховым, грузинский, китайский, цейлонский, аргентинский, в пирамидках… и в пакетиках. 8. В сказке “Ванюшка и царевна” его можно пить с сахаром вприкуску или внакладку.

Ответ: чай.

Подведение итогов: “Сказочная арифметика” от Василисы Премудрой.

Задача: Из количества разбойников, открывающих дверь словами: “Сим-сим, откройся!”, вычесть сумму козлят из сказки и богатырей, живущих в тереме в лесу. Полученное число разделить на количество месяцев из названия книги известного детского писателя, прибавив к нему количество денежек, найденных в поле известной героиней сказки и к полученной цифре прибавить количество желаний, обычно исполняемых в русских народных сказках.

Узнать, получится ли оценка, о которой мечтает каждый ученик.

Для упрощения задачи участникам раздаются такие карточки:

(...) разбойников – ((...) козлят + (...) богатырей) + (...) желаний = ?

(...) месяцев + (...) денежек

Именно столько баллов получат участники, если правильно решат задачу и плюс к тому по 1 баллу за название сказок и их авторов. (“Али-Баба и сорок разбойников”; “Волк и семеро козлят”; А. С. Пушкин “Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях”; С.Маршак “12”; К. Чуковский “Муха-Цокотуха”)

– Все вы знаете знакомое выражение: “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!” А вы, ребята, получили ли для себя урок?

Приложение. Электронная презентация “Литературный чемоданчик”.

Использованные источники:

  1. Горностаева А.М., Ларина Э.С. Учимся, играя ”. Серия электронных образовательных продуктов. Издательство “Глобус”. Москва.
  2. Ярослав Экспресс – Георгий Францевич Милляр (Чтобы помнили): jaroslaff.net ›modules.php
  3. Георгий Милляр в роли Бабы-Яги: http://pda.privet.ru/post/134953738
  4. Георгий Милляр в роли Кощея Бессмертного:

МБОУ «Золотухинская СОШ»

Внеклассное мероприятие по литературе

для 6, 7 классов

«Книга – великая вещь …»

подготовила учитель

русского языка и литературы

Кузьмина Валентина Фёдоровна

2013 год

« Книга – великая вещь…»

Цели:

заинтересовать детей чтением книг, расширить кругозор и словарный запас учащихся;

предоставить учащимся возможность раскрыть свои способности; развивать мышление, память, умение использовать полученные ранее знания;

формировать умение работать в команде, нести ответственность перед членами коллектива.

Как из копеек составляются рубли, так и

из крупинок прочитанного составляется знание.

В. И. Даль.

Опережающее домашнее задание:

каждая команда должна подготовить

1)представление литературного героя (костюм + фраза),

2)литературный кроссворд для своих конкурентов.

Условие:

1) в игре принимают участие 2 команды, состоящие из учеников 6 и 7 классов;

2) за каждый правильный ответ жюри (2 ученицы 9 класса) присуждает 1 балл, команда получает жетон – ключ познания; за представление литературного героя — 2 балла.

Ход мероприятия

Учитель: Я рада приветствовать вас здесь, и сегодня мы проведём мероприятие, посвящённое книге. А. Блок говорил: «Книга – великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться». Для начала хотелось бы познакомить вас с историей книги.

1 ведущий: Книга – периодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала, средство массовой, научной и технической информации. Одна из древнейших форм книги – свиток (6 – 3 тысячелетие до нашей эры, позднее заменился кодексом). Основной материал для изготовления книг: первоначально – папирус, со 2 века до нашей эры – пергамент и с 13 века (в Европе) – бумага.

2 ведущий:

В античном мире в средние века книги размножали путём переписывания. Первой печатной книгой считают текст, воспроизведённый ксилографическим путём (изображение получали с плоской деревянной печатной формы) в Корее (704-751 гг.). Книгопечатанье возникло в Китае (11 век), в Европе печатные книги появились в середине 15 века (создатель Иоганн Гуттенберг, 1456).

1 конкурс. «Блиц-интеллект»

Перечислите все известные вам пословицы и поговорки о книгах.

(Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.

Одна книга тысячу людей учит.

Книга книгой, да и своим умом двигай.

Кто много читает, тот много знает.

Ум без книги, как птица без крыльев.

Напрасный труд удить без крючка и учиться без книги.

Прочёл новую книгу – встретился с другом (кит.).

Золото добывают из земли, а знания из книги.

Книга для ума что тёплый дождь для всходов.)

2 конкурс. «Это же элементарно»

    Титульный лист – это…(начало книги).

    Книголюб – это человек…(любит книги).

    Записки, литературные воспоминания о простых событиях, сделанные современником или участником этих событий (мемуары).

    Старинная рукопись в переплёте, заменившая свиток (кодекс).

    Создатель первой библиотеки на Руси (Ярослав Мудрый, 1037г.).

    В 15 веке в Европе появилась первая печатная книга. Кто её создатель? (Иоганн Гуттенберг.)

    В 1564 году Иван Фёдоров издал первую печатную книгу в России. Как она называлась?(«Апостол».)

    Количество экземпляров книги, выпущенное издательством (тираж).

    Как называется учебный предмет, позволяющий глубоко мыслить, уметь рассуждать, задавать вопросы и просто помогающий жить? (литература)

    Как называли пахаря в Древней Руси? (оратай)

    Разбойника, убивавшего людей звуком своего голоса, победил человек, едва научившийся ходить. Назовите их имена (Соловей-разбойник и Илья Муромец).

    И. И. Пущин вспоминал: «У моего друга, известного поэта и писателя, было прозвище Француз». Как фамилия этого писателя? (А. Пушкин)

    Кто из русских поэтов назвал зиму «чародейкою»? (Ф. Тютчев)

    Назовите предмет, который Гекльберри Финн, развлекаясь, с упоением крутил на верёвке над головой? (дохлую кошку)

3 конкурс. «Продолжи»

Выходят представители команд и тянут билеты. Нужно продолжить стихотворение не менее 1 четверостишия. Назовите стихотворение и автора.

1. Пора, красавица, проснись… (А. Пушкин «Зимнее утро».)

2. Под ним струя светлей лазури… (М. Лермонтов «Парус».)

3. Кто же вас гонит: судьбы ли…(М. Лермонтов «Тучи».)

4. Да не робей за отчизну любезную…(Вынес достаточно русский народ,/ Вынес и эту дорогу железную — / Вынесет всё, что Господь ни пошлёт! Н. Некрасов «Железная дорога».)

4 конкурс. «Откуда пословица»

Команды должны определить, из какого источника появилась пословица.

1.Битый небитого везёт (из сказки «Лиса и волк»).

2.У сильного всегда бессильный виноват (из басни «Волк и Ягнёнок»).

3.А Васька слушает да ест (из басни «Кот и Повар»).

4.А воз и ныне там (из басни «Лебедь, Щука и Рак»).

5 конкурс. «Библиотека»

Каждая команда получает список произведений. Необходимо правильно подписать автора.

«Демьянова уха» (И. Крылов.)

«Ночь перед Рождеством» (Н. Гоголь.)

«Лошадиная фамилия» (А. Чехов.)

«Барышня-крестьянка» (А. Пушкин.)

«Три пальмы» (М. Лермонтов.)

«Дедушка» (Н. Некрасов.)

«Чёрная курица, или Подземные жители» (А. Погорельский.)

«Мороз, Красный нос» (Н. Некрасов.)

«Спящая царевна» (В. Жуковский.)

«Заколдованное место» (Н. Гоголь.)

«Уроки французского» (В. Распутин.)

«Хирургия» (А. Чехов.)

6 конкурс

Определите произведение и назовите автора по набору героев:

1)зеркало, мальчик, девочка, тролль; (Х. Андерсен «Снежная королева»)

2)дворник, кастелянша, Татьяна, барыня; (И. Тургенев «Муму»)

3)дед, грамота, ведьмы, карты; (Н. Гоголь «Пропавшая грамота»)

4)разбойник, псарня, Верейский, медведь; (А. Пушкин «Дубровский»)

5)Александр Павлович, граф Кисельвроде, Платов; (Н. Лесков «Левша»)

6)мертвецы, граф Клейнмихель, дорога, голод. (Н. Некрасов «Железная дорога»)

7 конкурс. «Восстанови пословицу по 2 словам» (пословицы написаны на табличках).

Например: дело – безделье (Маленькое дело лучше большого безделья).

1)лает – кусает (На смелого собака лает, а трусливого кусает);

2)руки – скуки (Не сиди сложа руки, так и не будет скуки);

3)труд – лень (Труд человека кормит, а лень портит);

4)Родина – постоять (Родина – мать, умей за неё постоять);

5)копейка – рубль (Копейка рубль бережёт);

6)аукнется – откликнется (Как аукнется, так и откликнется);

7)серебро – золото (Слово – серебро, а молчанье – золото);

8)перо – топор (Что написано пером, того не вырубишь топором).

8 конкурс. «Восстановите строфу по рифмам»:

1)позволит, по ручью, пью, изволит.

(Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью…)

2)в окно, одно, своим, улетим.

(Клюёт, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно…)

9 конкурс. Игра «Буриме» (слово французское, в переводе «рифмованные концы»). Игра заключается в том, чтобы на заданные рифмы написать стихи:

…дело

…класс

…смело

…раз.

Например: Наш Петруша знает дело.

Хоть спросите целый класс.

Бутербродов двадцать смело

За один съедает раз.

10 конкурс. «Кроссворд»

Команды должны разгадать литературный кроссворд, который им подготовили конкуренты. Время -10 минут.

Для зрителей в это время проводится конкурс «Какого роста…»

1)Какого роста был А. Пушкин, если брат поэта Лев Сергеевич вспоминал: «Ростом он был мал (в нём было с небольшим 5 вершков)…»? (Как само собой разумеющееся, Лев Пушкин не упоминал 2 аршина, потому что в старину было принято обозначать рост количеством вершков сверх 2 аршин; аршин – 71,12 см, вершок – 4,45, т.е. 165 см.)

2) Какого роста был главный герой повести «Муму» — Герасим, если И. Тургенев пишет, что это был «мужчина 12 вершков роста»? (196 см)

11 конкурс. «Узнай героя» (домашнее задание).

Подведение итогов. Награждение победителей.

Список использованной литературы

1.Жиренко О.Е., Савченко Е.В., Лобачёва С.И. Мир праздников, шоу и викторин: 5 – 11 класс. М.: ООО «5 за знания», 2008.

2.Малюгина В.А., Черных О.Г. Игровые уроки по литературе: 6 класс. М.: Вако, 2009.

3.Творческая работа на уроках русского языка. 5 – 11 классы. Авторы-составители: Сулицкая Н.М. и др. Волгоград: Учитель, 2011.

Внеклассное мероприятие по литературе в 6 классе «Путешествие в страну Литературию»

Цели: в игровой форме закрепить знания учащихся по детской литературе; развивать интерес к чтению, память, речь, внимание, коммуникативные навыки учащихся; научить работать в команде.

Задачи : повысить уровень мотивации к изучаемому предмету; способствовать развитию наблюдательности и внимательного отношения к деталям произведения; создавать необходимые условия для развития эмоциональной сферы учащихся; использование содержания произведений как средства нравственного воспитания.

Оборудование: компьютер, мультимедиа,выставка книг и детских иллюстраций к прочитанным книгам. презентация, наглядный материал.

Правила игры: игра проводится между тремя командами. В каждой команде по 5 человек. В каждой команде выбирается капитан. Команды выбирают название, эмблему («Умники и умницы», « Знатоки», «Путешественники»)

Ход игры

Вступительное слово учителя;

Ты ищешь знаний, мудрости земной,

Ты ищешь смысла жизни во Вселенной?

Найди на полке книгу и раскрой

Источник мысли чистый, вдохновенный.

Ты полюби ее, как любишь мать,

Всежаждущим умом, большой душою,

Она поможет мир тебе узнать,

Она пред взором многое откроет.

Наше время – время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим А.М.Горький считал книгу. Ее называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в невиданные страны, в прошлое, будущее и настоящее…Книга – верный и неизменный наш спутник. Она остается главным источником, из которого мы черпаем знания. Недаром К.Г.Паустовский писал: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы из новой книги!».

Сегодня мы с вами, ребята, совершим путешествие в мир книги, в волшебную страну, которая называется «Литературия». Вам предстоит пройти несколько испытаний на звание самого активного читателя.

В нашей игре принимают участие три команды: «Умники и умницы», «Знатоки», «Путешественники». У каждой команды есть красивая эмблема и капитан, который принимает решение в самый трудный момент.

Условия игры простые: выполняя задания, отвечая на вопросы, вы приносите своей команде очки. Игроки внимательно слушают вопрос до конца, потом отвечают.

Команде не засчитывается очко, если она дала неправильный ответ. Право передается той команде, которая первой подняла вот эту сигнальную ладошку.

В итоге выигрывает команда, которая набрала большее количество очков.

А чтобы не было неразберихи и путаницы, судить нашу игру будет компетентное жюри в составе:…………………………………………………….

Итак, мы начинаем!

1 конкурс. Разминка.

Сейчас мы посмотрим, как вы готовы к игре.

Ведущий задает вопросы командам по очереди.

Вопросы команде «Умники и умницы»

    Отгадайте загадку: « Без рук, а рисует, без зубов, а кусает» (мороз)

    Знаменитый русский баснописец. (Крылов)

    Как звали няню А.С.Пушкина? (Арина Родионовна)

    Рыбак, ловивший рыбу хвостом (волк)

    С каким врагом сражался Илья Муромец на прямоезжей дорожке в Киев?(Соловей-разбойник)

Вопросы команде «Путешественники»

    Отгадайте загадку: «Летит - пищит, сядет - молчит. Кто его убьет, тот свою кровь прольет» (комар)

    Какому событию в жизни нашей страны посвящены стихотворения А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста» и К.М.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете…»? (ВОВ)

    Самое лучшее привидение в мире. (Карлсон)

    Транспорт с крыльями, который украл мальчика для бабы Яги (гуси-лебеди)

Вопросы команде «Знатоки»

    Отгадайте загадку: «Долговязый Тимошка бежит по узенькой дорожке. Его следы - твои труды» (Карандаш, ручка)

    Мальчик с деревянным носом. (Буратино)

    Кто воспитывал М.Ю.Лермонтова в детские годы? (Бабушка)

    Что за чудесная сказка о девочке, которая смогла принести из леса подснежники? Кто написал эту сказку? («Двенадцать месяцев» .С.Я.Маршак)

    Как греки называли свои сказки? (мифы)

(Жюри подводит итоги 1 конкурса)

Итак, размялись, а теперь в путь!

2 конкурс «Библиотека»

Каждая команда получает список произведений и авторов (вразброс). Необходимо правильно подобрать автора к произведению, пока звучит музыка. Время – 3 минуты.

Список произведений

    «Демьянова уха» (И.А.Крылов)

    «Руслан и Людмила» (А.С.Пушкин)

    «Бородино» (М.Ю.Лермонтов)

    «Алые паруса» (А.С.Грин)

    «Муму» (И.С.Тургенев)

    «Кавказский пленник» (Л.Н.Толстой)

    «Лошадиная фамилия» (А.П.Чехов)

    «Медной горы хозяйка» (П.П.Бажов)

    «Робинзон Крузо» (Д.Дефо)

    «Снежная королева» (Х.К.Андерсен)

    «Светлана» (В.А.Жуковский)

    «Тарас Бульба» (Н.В.Гоголь)

    «Уроки французского» (В.Г.Распутин)

    «Васюткино озеро» (В.П.Астафьев)

3 конкурс «Мир вещей»

Из каких произведений данные предметы? (одна вещь на отдельном слайде) Указать полное название произведения и автора.

Первой отвечает команда, которая быстрее всех подняла сигнальную ладошку. За каждый правильный ответ можно набрать 2 балла, если названо и произведение, и автор.

    кольцо – «Дубровский» А.С. Пушкин

    блоха – «Левша» Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе Н.С.Лесков

    пряник с рисунком - «Конь с розовой гривой» В.П. Астафьев

    макароны - «Уроки французского» В.Г. Распутин

5.забор и кисть – «Приключения Тома Сойера» Марк Твен

6. рецепт – «Чудесный доктор» А.И.Куприн

7. сыр – «Ворона и лисица» И.А.Крылов

8. зеркальце - «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкин

9. хлеб – «Теплый хлеб» К.Г.Паустовский

10. деревянные башмачки – «Снежная королева» Г.-Х. Андерсен

(жюри подводит итоги 2и 3 конкурсов)

4 конкурс. «Дерево мудрости».

Конкурс проводится в виде эстафеты. Участвуют все члены команды. На столах находятся чистые листы бумаги и ручки, на дереве мудрости висят листочки, на обратной стороне которых написаны вопросы.

По сигналу ведущего начинается конкурс. Члены команды по одному подходят к дереву мудрости, выбирают листок с вопросом, ответ записывают на обратной стороне. Каждый имеет право ответить только на один вопрос. Записав ответ, участник возвращается к команде, как эстафетную палочку, передает ручку другому. Если ответа нет, то отдают капитану пустой листок. Листочки собирает капитан и несет их жюри. Оценивается быстрота ответа и правильность. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Список вопросов

    Кто подписывался псевдонимом «Антоша Чехонте»? (А.П.Чехов)

    Сын Тараса Бульбы, предатель (Андрий)

    Какой рассказ И.С.Тургенев назвал кличкой собаки? («Муму»)

    Как звали жениха царевны молодой из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.Пушкина? (Королевич Елисей)

    Как звали учителя в повести А.Пушкина «Дубровский»? (Дефорж)

    К кому обращается герой лермонтовского «Бородино» с просьбой рассказать о войне 1812 года? (К дяде)

    Кто из литературных героев 28 лет провел на необитаемом острове? (Робинзон Крузо)

    Кто из литературных героев потерпел кораблекрушение и был взят в плен лилипутами? (Гулливер)

    Стихотворение А.С. Пушкина о свободе, которое мы изучали? (« Узник»)

    В кого превратился гадкий утенок? (В прекрасного лебедя)

    Какими видами искусства, помимо литературы, увлекался М.Ю.Лермонтов в юности? (Музыкой, живописью)

    Библия – греческое слово. Что оно означает? (Книга)

    Где учился А.С. Пушкин? (в лицее)

    Кто не мог заснуть на 20 тюфяках и 20 пуховиках, т.к. под ними лежала горошина? (Принцесса)

    Мифологический герой древней Греции? (Геракл)

5 конкурс. «Галерея»

На слайдах презентации находятся 6-8 портретов знакомых детям писателей. Задача заключается в том, чтобы правильно назвать писателей. Оценивается правильность и быстрота ответа.

За каждый правильный ответ дается 1 балл.

(портреты: И.С.Тургенев, А.П.Чехов, Н.А.Некрасов, Н.С.Лесков, А.С.Грин, Антоний Погорельский)

(жюри подводит итоги 4 конкурса)

6 конкурс «Узнай героя по описанию»

Ведущий читает описание, команды (кто быстрее) поднимают сигнальные ладошки.

    Русский барин, его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, соседи были рады угождать малейшим его прихотям, губернские чиновники трепетали при его имени; в домашнем быту выказывал все пороки человека необразованного… (5ирилла Петрович Троекуров «Дубровский» А.С.Пушкин)

    Это был мальчик лет девяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами. (Валек «В дурном обществе» «Дети подземелья» В.Г.Короленко)

    Коса ссизачерная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь.(Хозяйка медной горы «Медной горы хозяйка» П.П.Бажов)

    …Волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый, - что и говорить! – а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. (Павлуша. «Бежин луг» И. С. Тургенев)

    Прибежала девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на черного похожа. Видно, что дочь. Тоже глаза черные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На ногах щтаны и башмачки, на шее монисто, все из русских полтинников. (Дина «Кавказский пленник» Л.Н.толстой)

    …Мужчина двенадцати вершков роста, сложённый богатырем и глухонемой от рождения. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых. (Герасим «Муму) И.С.Тургенев)

    …Он только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем. (Толстый чиновник «Толстый и тонкий» А.П.Чехов)

(жюри подводит итоги 5 и 6 конкурсов)

За одну минуту команда должна правильно ответить на как можно большее количество вопросов. Если команда не знает ответа на вопрос, то говорит «Дальше!», и читается следующий вопрос.

Вопросы команде «Умники и умницы»:

    Кому Пушкин посвятил строки «Мой первый друг, мой друг бесценный»? (Пущину И.)

    Как прославился Левша? (подковал блоху)

    Как называлась игра, за которой проводили время ребята на окраине райцентра? (чика)

    Как погибли Пушкин и Лермонтов? (На дуэли)

    Как звали друга Тома Сойера? (Гекльберри Финн)

А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь. (Крылов. «Квартет»)

    Как называется картина природы в художественном произведении. (Пейзаж)

    Закончи пословицу: «Один в поле…» (не воин)

    Кто написал стихотворение «Железная дорога»? (Н.А.Некрасов)

    Каково название лицея, в котором учился Пушкин? (Царскосельский)

    Кто был отцом Геракла? (Зевс)

    закончи пословицу: «Семь раз отмерь …» (1 отрежь)

    Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)

    От кого убежала посуда? (От Федоры)

    В этой сказке всего по три: три героя, по три предмета у каждого. Назовите эту сказку. (Три медведя)

Вопросы команде «Путешественники»:

    Из-за чего поссорились Дубровский и Троекуров? (шутка псаря)

    Как называется разговор двух или нескольких лиц. (Диалог)

    Героями какого произведения А. С. Пушкина являются Наина и Черномор? («Руслан и Людмила»)

    Из какого произведения эти строки:

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя… ?

(М. Ю. Лермонтов. «Утес»)

    В каком произведении мальчик получил посылку от своей учительницы? (В.Распутин «Уроки французского»)

    Жанр фольклора, повествовательная песня-поэма о богатырях и народных героях? (Былина)

    Закончи пословицу: «Делу время - ……» (потехе час)

    Кто написал стихотворение «Узник»? (А.с.Пушкин)

    За что Геракл должен был получить бессмертие? (За 12 подвигов по поручению Эврисфея)

    Закончи пословицу: «После драки …»(кулаками не машут)

    Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом. (Репка)

    В какой сказке людоед превращается в мышку и кот ее съедает?
    (Кот в сапогах)

    Чем играл братец Иванушка из сказки «Гуси-лебеди» у бабы Яги?
    (Золотым яблочком)

    Что посоветовал Муравей Стрёкозе в басне «Стрекоза и Муравей»?
    (Поплясать)

    Кто спас Муху-цокотуху?
    (Комар)

Вопросы команде «Знатоки»:

    Почему умер Левша? (спился во время обратной дороги)

    Выдающийся русский ученый-энциклопедист, именем которого назван Московский университет? (М.В.Ломоносов)

    Какое время года больше всего любил русский поэт Пушкин? (Осень)

    Из какого произведения эти строки:

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой. (М. Ю. Лермонтов «Бородино»)

    Закончи пословицу: «Без труда…» (не выловишь и рыбку из пруда)

    Кто написал стихотворение «Рассказ танкиста»? (А.Т.Твардовский)

    Что в переводе с греческого означает слово «библия»? (Книга, писание)

    Кто такие кентавры? (Мифологические существа, получеловек- полулошадь.)

    В какой русской народной сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился?

    Из чего солдат варил кашу? (Из топора)

    В кого превратились 11 братьев-принцев из сказки Г.Х. Андерсена?
    (В лебедей)

    Из какой сказки выражение: «Остаться у разбитого корыта»?
    (Сказка о рыбаке и рыбке)

(жюри подводит итоги 7 конкурса)

8 конкурс «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»

На одном слайде 5-6 пронумерованных иллюстраций из произведений. Игроки должны угадать, какое произведение проиллюстрировано и кто его автор. За каждый правильный ответ 1 балл. Листочки с ответами капитаны сдают жюри.

    «Уроки французского» В.Г.Распутин.

    «Парус» М.Ю.Лермонтов.

    «Железная дорога» Н.А.Некрасов.

    «Васюткино озеро» В.П.Астафьев.

    «Робинзон Крузо» Д.Дефо.

    «Кавказский пленник» Л.Н.Толстой.

9 конкурс «Черный ящик»
Угадайте, что у меня в этом ящике? Ведущий задает вопросы, команды отвечают на них (кто быстрее). Из ящика достают предметы, когда игроки отгадают их по описанию.

1.За ними ходил Геракл в сады Гесперид. Оно же стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет? (яблоко)
2.Он бывает насущный, а бывает чужой; иногда перебиваются с него на квас; а дружит он с солью. Что это? (хлеб)
3.Её нужно съесть 16,36 кг, чтобы узнать человека получше. Давным-давно она была почти на вес золота. Её помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Что же это за съедобный продукт? (соль)
4.Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвовал в краже. Её можно снимать, ломать, хватать в охапку. Ими можно даже закидать! Без нее никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет? (шапка)
5.Он может иногда подкатывать к горлу и застрять в нем. В него сплетаются противоречия. А в народных сказках он указывает путь Ивану-Царевичу. Что это за фольклорный помощник? (комок,клубок)
6.Он может бить, а может и открывать. Он может быть мокрым, а может – сухим. Иногда это лишь средство для разгадки или понимания чего-либо. Что же находится в «Черном ящике»? (ключ)
7.Её можно помещать на водоплавающую птицу, но все будет безрезультатно. Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает мертвая и на киселе. А если не хотите отвечать на мой вопрос, то ее можно в рот набрать. Но в ваших же интересах ответить. Что это? (вода)

(жюри подводит итоги 8 и 9 конкурсов)

10 конкурс «Капитан, капитан, подтянитесь…»

А сейчас я объявляю конкурс капитанов. Я читаю начало отрывка из произведений А.С.Пушкина, а капитаны по очереди продолжают, правильный ответ - один шаг к ключу от двери в страну «Литературию». Кто первый возьмет этот ключ, тот и принесет своей команде целых 5 баллов! Итак, капитаны, готовы?

1капитан. У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

2 капитан. Там ступа с бабою Ягой

Идет, бредет сама собой;

Там царь Кощей над златом чахнет;

Там русский дух…там Русью пахнет!

3 капитан. Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

1 капитан. И ей зеркальце в ответ:

«Ты прекрасна, спору нет,

Но живет без всякой славы

Средь зеленыя дубравы,

У семи богатырей

Та, что все ж тебя милей».

2 капитан. Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

3 капитан. Ты не лебедь ведь избавил,

Девицу в живых оставил;

Ты не коршуна убил,

Чародея подстрелил.

1 капитан. Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

2 капитан. Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном.

3 капитан. Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Слово учителя. Молодцы, капитаны, не подвели свои команды! А наша игра подходит к концу. И пока жюри подводит итоги, давайте подумаем, что нового узнали, чему научились, что понравилось.

(Ответы игроков)

Слово жюри. Подведение итогов, награждение.

МОУ Красноборская средняя общеобразовательная школа

Викторина

«СИЛЬНОЕ ЗВЕНО»

ПРОВЕЛА: учитель

русского языка и литературы

Дорожкина О.В.

Красный Бор, 2012 г.

Цель:

1.Обобщить знания учащихся по русскому языку и литературе, выявить их грамотность.

2.Развить навыки логического мышления.

Оборудование: карточки с заданием «Умная ромашка», плакаты с высказываниями великих писателей о русском языке и литературе, чистые листы и ручки, «умы» для награждения участников, мультимедийный проектор, компьютер.

План:

    Тур: «Умная ромашка»

    Тур: «МИЛЛИОН ВОПРОСОВ»

    Тур: Загадки, пословицы и ребусы.

    Тур: « А знаете ли Вы..?»

    Тур Игры со словами.

Ход мероприятия:

Вступительное слово.

Однажды В.И. Даль и сын Мельникова – Печерского в знойный летний день прогуливались. После прогулки Владимир Иванович угостил его чудным домашним квасом и спросил:

- «Что хорош квас?».

Хорош, - сказал тот.

А чем хорош?

Вкусный, холодный, с эрфиксом.

С чем? – насторожился Даль.

С эрфиксом, - повторил тот, уж несколько смущенный строгим выражением лица собирателя «живого великого языка»?

Да ты что, иностранец, что ли или русский? Как по-русски надо сказать. Тот молчал, не зная, как перевести «эрфикс» на русский язык.

Ах ты, француз, француз! Ступай к отцу да спроси.

Игристый! – выпалил юноша, после того как пошел и спросил у отца.

Ан, врешь! – поправил Даль. Ядреный квас (свежий, бодрящий, крепкий).

Любите ли вы русский язык, как любил его Даль?

Знаете ли вы русский язык, как знал его Даль? Сегодня мы это выясним.

«Человек более всего отличается от других животных словом или языком; следовательно, наука языка есть истинно человеческая и важнейшая», - говорил Н.М.Карамзин.

«Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей вселенною знаком.

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком!» -

писал якутский поэт С. Данилов.

Наша сегодняшняя викторина «Слабое звено» посвящена знанию русского языка и литературы. Правильно говорили в древности: «Сперва аз да буки, а потом другие науки», «Грамоте учиться всегда пригодиться».

Здесь сегодня собрались самые смелые и они смогут заработать деньги своим собственным умом. Только деньги у нас особенные. Это «умы». Помните, как говорится: «один ум хорошо, а два лучше». В течение игры вы сможете увеличить свое умственное состояние.

Итак, начинаем I тур.

Задание этого тура называется «Умная ромашка». Каждый из участников получает лепесток от ромашки, на обороте которого написаны два слова. Ваша задача – вспомнить правила, характеризующие данные слова, то есть дать им определение.

(Учащиеся отвечают по очереди)

II. Тур: «Миллион вопросов»

Ответить на вопросы. Вопросы я буду задавать каждому участнику в отдельности. Остальные участники не имеют права отвечать не на свой вопрос. Если учащийся не отвечает на вопрос, право ответить получает тот игрок, который первый поднял руку. Отвечать нужно быстро, времени на раздумье не дается.

    Кто написал стихотворение «Бородино»? (Лермонтов)

    Что стоит в слове перед корнем? (приставка).

    Как называется сооружение для переправы через реку? (мост).

    В каком произведении Пушкина 14 раз повторяется слово «там»? (Руслан и Людмила)

    Какой литературный герой в половодье спасал зайцев? (дед Мазай)

    Сколько букв в русском алфавите? (33)

    Являются ли слова «подводный» и «водитель» однокоренными? (нет)

    Кто был третьим от кого ушел колобок? (заяц)

    Сколько падежей в русском языке? (6)

    На какой вопрос отвечает слово в родительном падеже? (кого?, чего?)

    Напиток белого цвета, полезный и детям и взрослым? (молоко)

    Назовите главного героя сказки «по щучьему велению»? (Емеля).

    Сколько спряжений у глагола? (2)

    Сколько лет рыбачил старик со старухой у синего моря? (33)

    Назовите окончание существительных 1 го склонения? (ж. и м.р.- IаI, - IяI)

    К какому жанру относится «Медной горы хозяйка»? (сказ)

    Как называется отдельная комната монаха в монастыре? (келья)

    Что, по мнению Достоевского, спасет мир? (красота)

    Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком)

    В какой сказке девочку уводят в лес, а возвращается она богатой невестой? («Морозко»)

    Как называются главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое)

    Кто напечатал 1-ю книгу на Руси? (И. Федоров)

    кто изобрел русский алфавит? (Кирилл, Мефодий)

    Не буду, не хочу, не знаю. Эти слова пишутся слитно или раздельно? (раздельно)

    Герой какого произведения считал, что дверь – это прилагательное, потому что она приложена к своему месту? «Недоросль», «Ревизор» или «Горе от ума»

    Какой прием используют писатели в названии произведения «Отцы и дети», «Война и мир? (Антитеза)

    Продолжите крылатую фразу: «А Васька слушает …» (да ест)

    Как называются в русском языке такие слова как: большой, огромный, гигантский? (синонимы)

    На какие вопросы отвечают слова в Предл. падеже? (о ком?, о чем?)

    Назовите местоимения второго лица? (ты, вы)

    Назовите три рода литературы? (эпос, лирика, драма)

    Как называется сильный ветер со снегом? (метель, вьюга, буран)

    Как называется особый материал для письма, который изготавливали из тростника в древнем Египте? (папирус)

    С каким врагом сражается Илья Муромец? с Чингисханом, со Змеем Горынычем, Соловьём- Разбойником.

    Как звали мальчика, которого воспитали волки в джунглях? (Маугли)

    Каким ключом невозможно открыть замок? (скрипичным)

    Из какого произведения строки: «одеяло убежало, улетела простыня»? («Мойдодыр» Чуковский)

    Что означает устаревшее слово «цирюльник»? (парикмахер)

    Какой литературный прием использован Пушкиным в строках «то как зверь она завоет, то заплачет как дитя»?(сравнение)

    Как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы)

    Завершите пословицу: «За двумя зайцами погонишься …. ? (ни одного не поймаешь)

    Печь – это глагол или существительное? (и то и другое)

    От какого суффикса зависит написание корней – - лаг-, -лож- мир - - мер-, -тир- -тер-, -бир- -бер-? (-â-)

    Что означает выражение: «бить баклуши» и «считать ворон»? (бездельничать)

    Сколько –н- пишется в слове серебряный? (одно)

    Закончите пословицу: «терпение и труд … ? (все перетрут)

    Кто из героев народных сказок похож на мяч? (колобок)

    К какому роду относятся слова: пальто, бюро, лото? (средний род)

    Какой овощ смогли вытянуть только 6 персонажей сказки? (репка)

    Можно ли у существительных неряха, соня, плакса, грязнуля определить род? (общий род)

    Поставьте ударение: договор или договор?

    Обладателя этой вещи все с первого взгляда принимают за отличника? (очки)

    Что указала путь не только Ивану – Царевичу, но и Тесею в лабиринте?(клубок)

    Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня? С помощью каких наречий (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

III. тур: Загадки, пословицы и ребусы.

«Карл V, римский император говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российском языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что и со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков». Так говорил Ломоносов. С ним трудно не согласиться. Особенно ярко эти качества проявились в произведениях У.Н.Т. Сейчас мы проверим как вы знаете пословицы и загадки и ребусы.

1-е задание.

Я буду загадывать загадки, а вы их разгадываете. Отвечает тот, кто первый поднял руку.

Загадки

Как не петляет, где ни бродит –

Все ж к морю синему приходит.

Пускай дорога далека,

Но не заблудится она. (река)

Бредут вразвалку по тропинке

К воде подушки и перинки.

Они пловцы прекрасные,

На лапках – ласты красные. (гуси)

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно,

Ты беседуй чаще с ней-

Станешь во 100 раз умней. (книга)

Вспушит она свои бока,

Свои четыре уголка,

И тебя как ночь настанет,

Все равно к себе притянет. (подушка)

Пять ступенек – лесенка,

На ступеньках – песенка. (ноты)

Отгадайте-ка, ребятки,

Что за цифра – акробатка?

Если на голову станет

Ровно на три меньше станет . (девять)

Я сильней десяти коней.

Где в полях пройду весной,

Летом станет хлеб стеной. (трактор)

Тридцать три родных сестрицы –

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся! (буквы)

Вид ее - как запятая,

Хвост крючком, и не секрет:

Любит всех она лентяев,

А ее лентяи – нет. (двойка)

Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом.

Коротышка – только раз,

Та что выше, - каждый час (стрелки часов)

Годовой кусточек

Каждый день роняет листочек,

Год пройдет

Весь лист опадет. (календарь)

Что за птица пролетает?

По семерке в каждой стае

Вереницею летят,

Не воротятся назад. (дни недели)

Дом не велик, а дверь большая

В нее не входят, а въезжают. (гараж)

Шагаешь – впереди лежит

Оглянешься – домой бежит. (дорога)

Что за зверь: зимой ест, летом спит, тело теплое, а крови нет.

Сесть на нее сядешь, а с места не свезет. (печь)

На дворе горой,

А в избе водой. (снег)

Я травянистое растение

С цветком сиренево цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету. (ирис)

Всех кормит, а сама не ест. (ложка)

Кто носит шляпу на ноге? (гриб)

Ушком не слышит, носиком не дышит,

Где побывает – хвост потеряет (иголка с ниткой)

2- е задание этого тура - продолжите пословицы и объясните их смысл.

Не спеши языком,… (торопись делом).

Одежда лучше новая, …(а друзья старые).

Когда друг просит, …(не существует завтра).

Руки поборют одного,… (знания – тысячу).

Под лежачий камень… (вода не течет).

3-е задание этого тура – отгадайте ребусы

См. презентацию к мероприятию.

IV тур: «А знаете ли Вы..?»

Поймал как – то тигр лису, она хитрая, повертела пушистым хвостом, морду кверху подняла: - Не посмеешь меня сесть! Я послана сюда быть властелином леса. Тигр поглядел на лису и не поверил.

Не веришь мне? Так пойдем со мною в лес. Посмотришь, как звери меня боятся. Согласился тигр. Леса важно шагала впереди, а тигр следом. Что тут поднялось! Все звери и птицы, увидев тигра, бросились в чащу, поглубже забрались в норы. – Ну, теперь ты убедился? Кто меня не боится? – Да, ты действительно могущественна, - ответил тигр. Эта сказка была сложена две с лишним тысячи лет назад. Но и сейчас существует фразеологизм «хитер как лиса».

1-е задание этого тура: А знаете ли вы фразеологизмы? Сейчас проверим. На экране вы увидите фразеологизмы, ваша задача отгадать и объяснить их значение. Называет тот, кто первым поднял руку.

Сесть в калошу.

Вставлять палки в колеса.

Водить за нос.

На воре и шапка горит.

Съесть вместе пуд соли.

Крокодильи слезы.

Знать на зубок.

2-е задание этого тура – угадать крылатые слава из произведений Крылова. Я называю начало, а вы заканчиваете.

А вы, друзья, как не садитесь ….(все в музыканты не годитесь)

Ты все пела? Это дело …. (так поди же попляши)

Наделала синица славы, ….(а моря не зажгла)

Кукушка хвалит петуха … (за то, что хвалит он кукушку)

Ты виноват уж тем, …. (что хочется мне кушать)

Кто виноват, кто прав судить не нам, а только воз …. (и ныне там)

А ларчик ….(просто открывался)

V тур: Игры со словами.

Самую длинную фамилию в мире носит житель Стамбула. В ней 43 буквы а в конце прошлого столетия в американском штате Висконсин умер вождь одного из индейских племен. Ни один мастер не смог уместить его имени на надгробном камне. Оно было длиной в 122 буквы. А самая короткая фамилия на земле, если верить ученым, состоит из 1 буквы – это французская фамилия О. Там же во Франции самое короткое географическое название – там есть село, которое называется И. Все это я к чему? Не бойтесь, я не заставлю вас вспоминать эти слова. Мы просто поиграем в игры со словами.

1 игра: на экране написано слово «республика». Вам нужно составить наибольшее количество слов из этих букв. Каждую букву можно использовать только 1 раз.

2-я игра. Ваша задача придумать наибольшее количество слов в рифму: гараж, багаж.

(Багаж, блиндаж, пейзаж, экипаж, мираж, тираж, страж, массаж, шантаж, монтаж, абордаж, такелаж, персонаж, арбитраж, дренаж…).

3-ье задание. Говорят, что нельзя сделать из мухи слона. А вот языковедам это сделать удалось. Посмотрите на плакат (плакат прилагается). Эту игру изобрел Льюис Кэрролл. На листе бумаги пишется слово. Пониже пишется другое слово с таким же количеством букв. Нужно попытаться шаг за шагом превратить верхнее слово в нижнее. При каждой попытке менять можно только одну букву. Ваша задача превратить слово «поэт» в слово «луна». Чтобы это сделать вам нужно угадать три промежуточных слова.

поэт

порт

луза

луна.

Подведение итогов игры .

Персидский ученый визирь Сахиб (X в.) страстно любил книги. Он имел у себя библиотеку, насчитывавшую около 117 тыс. книг. Он всегда брал с собой в походы библиотеку. На перевозке книг было занято 400 верблюдов. Верблюды всегда шли в азбучном порядке, так что караванщики легко находили любую книгу, которая понадобилась визирю Сахибу.

(ПОЗДРАВЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ ИГРЫ)

Заключительное слово.

Талантливый педагог В. А. Сухомлинский писал: «Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду, словом можно убить и оживить, ранить и излечить, … сотворить улыбку – и вызвать слезы, породить веру в человека - и заронить недоверие».

Действительно, слово – это великая сила. Учитесь, каждый день правильно обращаться со словом, если не хотите остаться слабым звеном в цепи великих государственных свершений.