Владимир Гиляровский: человек – время. Владимир Гиляровский: человек – время Скитания недоучившегося гимназиста

ГИЛЯРОВСКИЙ Владимир Алексеевич (26.11.1853, по др. свед. — 1855, лесное имение гр. Олсуфьева в Вологодской губ. — 1.10.1935, Москва) — журналист, прозаик, поэт.

Родился в семье помощника управляющего имением. По отцовской и материнской линиям род Гиляровских восходит к запорожцам. В 1860 семья переехала в Вологду, где Гиляровский поступил в гимназию. Его отец поддерживал дружеские отношения с политическими ссыльными, под влиянием которых складывались демократические взгляды юноши. В 1871, не окончив гимназии, Гиляровский бежал из дома, чтобы окунуться в гущу народной жизни. Его странствия продолжались 10 лет: он был бурлаком на Волге, крючником, пожарным, рабочим на заводе свинцовых белил, табунщиком, циркачом, провинциальным актером, солдатом-добровольцем во время русско-турецкой войны 1877—78 гг.

Печататься Гиляровский начал в 1873, но лишь с 1881, поселившись в Москве, посвятил всего себя исключительно литературной деятельности. В 1882 начал сотрудничать в газете« Московский листок», публикуя там репортажи, очерки, статьи о событиях текущего дня. В 1883 перешел в газету« Русские ведомости», где работал до 1889. Корреспонденции Гиляровского отличались оперативностью, точностью, выверенностью фактов. Он был единственным журналистом — свидетелем катастрофы на Ходынском поле, написавшим очерк об этом событии(Русские Ведомости, 1896, 20 мая). Гиляровского называли« королем репортеров». Печатался в «Русской мысли», «Петербургском листке», «Новом времени», «Муравье», «Осе» и мн. др. изданиях. В 1901—13 сотрудничал в «Русском слове».

Первые его опыты в художественной прозе — рассказы« Человек и собака» и «Обреченные»(Русские Ведомости", 1885, №№ 148, 186). Прочитав эти очерки, писатель Г. Успенский посоветовал Гиляровскому серьезно заняться прозой. В 1887 г. Гиляровский собрал свои очерки и рассказы в книгу под названием« Трущобные люди». Ставший знаменитым первый сборник рассказов написан на основе материалов, собранных автором в период его десятилетних скитаний по России(1871−1881), а также по материалам изучения трущоб Москвы.

Многие произведения Гиляровского связаны с Ярославским краем, с Волгой и волжскими реалиями. Так, события рассказа« Обреченные»(из сборника« Трущобные люди») начинаются зимой 1873/1874 года, когда молодой герой(в котором отразились автобиографические черты Гиляровского) в своих скитаниях по волжским городам попадает в Верхневолжск(под этим именем он описывает Ярославль), на завод свинцовых белил(где Гиляровскому самому довелось вдыхать« свинцовый яд» и работать — а именно, на ярославском заводе купца Сорокина). События рассказа и его трагический сюжет, посвященный истории гибели молодого рабочего от невыносимых условий, носят документальный характер, все виденное в тяжелую ярославскую зиму Гиляровский вечерами записывал на клочках бумаги, которые посылал отцу в Вологду на хранение. «Почти через десять лет, — вспоминал Г., — уже твердо вступив на литературный путь, я взял у отца эти пожелтевшие листы, исписанные карандашом».

Гиляровский вспоминает, как в 1871 году пришел в Ярославль пешком из Вологды. Отражены ярославские реалии и в книге воспоминаний« Мои скитания»(1928). С особым увлечением Гиляровский писал главы« В народ», «Зимогоры», «Обреченные», посвященные Ярославской земле, бурлачеству, Сорокинскому заводу, Рыбинску(Рыбне), описана им и зимняя дорога от Ярославля на Романово-Борисоглебск(деревня Ковалево, бывшее имение Поповых Подберезное). В «Моих скитаниях» легко узнаются ярославские улицы, топография города с Московским вокзалом, Американским мостом, Которослью, гостиницей« Столбы», трактиром Будилова.

В книге« Люди театра"(1935, опубликованной после смерти Гиляровского, в 1941 г.) в главе« Бурлаки» рассказано о спектакле« Лес» по пьесе А. Н. Островского, шедшего на сцене Волковского театра, где Гиляровскому довелось играть роль Петра вместе с известными в России актерами Андреевым-Бурлаком и Глама-Мещерской.

Гиляровский был твоего рода московской достопримечательностью, прожив в Москве пятьдесят лет. На литературные вечера к Гиляровскому в Столешников переулок приходили известные деятели русской культуры. Он был знаком с Л. Н. Толстым и А. П. Чеховым, И. А. Буниным и М. Горьким, И. Е. Репиным, А. И. Куприным, Ф. И. Шаляпиным, А. А. Блоком, В. Я. Брюсовым, Л. Н. Андреевым, М. Н. Ермоловой, В.Н. Андреевым-Бурлаком, А. К. Саврасовым и др. О встречах с ними он написал в книгах« Москва и москвичи»(М., 1926), «Мои скитания»(М., 1928), «Записки москвича»(М., 1931), «Друзья и встречи»(М., 1934). Очерки живо передают колорит старой Москвы с ее нравами и обычаями. Судьбы выдающихся людей переплетены в них с судьбами несостоявшихся и погибших талантов, знаменитых воров, богатейших купцов и профессиональных нищих.

Главный «бытописатель Москвы», репортер и атлет. Удивительный человек редкого жизнелюбия, таланта и воли. Книги "дяди Гиляя" по сей день являются бестселлерами.

Бурлак из гимназии

Родился Владимир Гиляровский в Вологодской губернии, в селе Сямы, в семье управляющего имением. Мать умерла, когда ребенку было 8 лет. Отец, занятый большим хозяйством и дружбой с ссыльными революционерами, много времени ребенку уделять не мог, и отдал его в 1865 году в Вологодскую гимназию, так как все домашнее воспитание сводилось к тому, чтобы вырастить сына «охотником и спортсменом». Однако, учеба не задалась: в первом же классе Гиляровский остался на второй год, вместо основных уроков уделял время конным занятиям в манеже – джигитовке и вольтижировке, да еще и писал «пакости на наставников» - пародийные стихи и эпиграммы на преподавателей. В итоге, прочитав роман Чернышевского «Что делать?» Гиляровский бросил гимназию, не доучившись года, и пошел в народ, начав свою карьеру с бурлачества на Волге.

Циркач, поэт и солдат

Дойдя с бурлаками до Ярославля, Гиляровский решил стать военным и поступил в Нежинский полк. Успехи молодого человека отметило начальство, и он был зачислен в Московское юнкерское училище, однако вскоре его оттуда выгнали за полное отсутствие дисциплины. Но Гиляровский, который к тому времени уже напечатал несколько стихов в вологодских газетах, не расстроился. Он сменил несколько профессий: от объездчика молодых лошадей до циркового артиста, играл в провинциальных театрах, и даже освоил ремесло пожарного. Вернулся в армию Гиляровский только в 1877 году, когда началась война с Турцией. За храбрость и верную службу отечеству Владимир Гиляровский был награжден орденом святого Георгия IV степени.

Столичный репортер

В 1881 году Гиляровский приехал в Москву, остановившись в гостинице Голяшкина (которой потом посвятит немало строк в своей книге «Москва и москвичи»). В гостинице жили и его знакомые актеры. Так что покорять столицу Гиляровский начал со сцены театра Анны Бренко. Параллельно Гиляровский начал публиковать стихи в журнале «Будильник» и печататься в московских газетах. В этот период началась его дружба с Антоном Чеховым, продлившаяся всю жизнь. Литераторства так увлекло Гиляровского, что он оставил сцену ради писательства и репортерской работы в газете «Московский листок».

«Король репортеров»

Вскоре Гиляровский стал живой легендой – одним из лучших и известных московских репортеров. Он всегда успевал первым на место происшествия, окунаясь в самую гущу событий, и описывал все быстро, талантливо и, что называется, «с огоньком». Он писал репортажи с пожаров, вел журналистские расследования о жизни рабочих на московских заводах, первым поднял тему бездомных животных и поставил вопрос об этой проблеме и ее решении, но главной темой его были репортажи для уголовной хроники. Физическая сила, храбрость и склонность к риску Гиляровского нашли здесь свое применение. Громкую славу ему принес репортаж о трагедии на Ходынском поле в 1896 году. Гиляровский был там лично и своими глазами видел всю катастрофу.

Два писателя

Дружба Чехова и Гиляровского была самой искренней, и продолжалась до самой смерти Антона Павловича. Он высоко ценил Гиляровского как писателя и как человека. Со своей стороны, здоровяк Гиляровский с нежностью относился к слабому здоровьем писателю, особенно в последние годы его жизни. Общение двух литераторов приводило и к появлению новых сюжетов: так, свой знаменитый рассказ «Злоумышленник», Чехов написал после того, как побывал в гостях у Гиляровского на его даче. А вот как описывал первое появление «короля репортеров» в чеховском доме брат писателя – актер Михаил Чехов: «Это был тогда еще молодой человек, среднего роста, необыкновенно могучий и коренастый, в высоких охотничьих сапогах. Жизнерадостностью от него так и прыскало во все стороны. Он сразу же стал с нами на «ты», предложил нам пощупать его железные мускулы на руках, свернул в трубочку копейку, свертел винтом чайную ложку, дал всем понюхать табаку, показал несколько изумительных фокусов на картах, рассказал много самых рискованных анекдотов и, оставив по себе недурное впечатление, ушел. С тех пор он стал бывать у нас и всякий раз вносил с собой какое-то особое оживление».

«Дядя Гиляй»

Как писатель, Гиляровский писал о тех же людях, с которыми сталкивался на репортерской работе, которых знал и любил: обитателях городского «дна», рабочих из бедных кварталов и других простых жителях столицы. Его книга «Трущобные люди» была запрещена к печати за, как бы сегодня сказали, «негатив». Но главным и любимым у читателей произведениям «дяди Гиляя» (так называли его в редакциях московских газет) стала «Москва и москвичи» - сборник очерков о жизни столице России, в которой Гиляровский с любовью и удивительной красочностью нарисовал картину города конца XIX - начала XX века. О Гиляровском ходило бессчетное множество удивительных слухов, анекдотов и остросюжетных историй. Сам Гиляровский слухов никогда не опровергал, напротив, посмеиваясь в усы, подкидывал новые, еще более невероятные истории своих приключений.

Москвич по призванию

Все, знавшие Гиляровского, отмечали его искренность, правдивость и жизнерадостный характер. Когда Гиляровский писал свои очерки и репортажи, то главным для него было передать правду, и он, увлекшись, иной раз жертвовал ради этой правды художественными достоинствами своих произведений. Под конец жизни Гиляровский ослеп. Но и тут сказался его характер – писать Владимир Алексеевич не бросил, причем писал самостоятельно, овладев техникой письма вслепую. Похоронен он в своей любимой Москве, на Новодевичьем кладбище.

Стал легендой еще при жизни. Вся Москва знала его как неутомимого репортера, автора книг и замечательных статей. Он родился в 1853 году в Вологодской губернии на лесном хуторе, среди озер, лесов и болот. Его отец был помощником управляющего лесным имением графа Олсуфьева. Он обладал огромной физической силой, запросто ходил на медведя с рогатиной.

Мать Гиляровского была запорожской казачкой . От нее Владимир унаследовал любовь к казачьим песням и казацкой вольнице. Внешне взрослый Гиляровский был очень похож на запорожского казака и позировал художнику Репину при написании им картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Скульптор Андреев увидел в Гиляровском знаменитого запорожского казака Тараса Бульбу , которого придумал Гоголь .

Но все это будет в далеком и туманном будущем, а пока лесной мальчик Володя целыми днями пропадает в лесу и учится у отца понимать лес и его обитателей. Вольная и счастливая жизнь закончилась со смертью матери и с началом учебы в гимназии. Усвоив внешне хорошие манеры, в душе он навсегда остался вольным человеком.

Любопытный и развитой подросток свел знакомство со ссыльными, которых было великое множество в Вологде . В семнадцать лет прочитал роман Чернышевского «Что делать?» и, решив повторить судьбу Рахметова, сбежал из дома. Он отправился на Волгу, познакомился с бурлаками и определился к ним в артель. Бурлаком он был целый сезон. Потом отправился скитаться дальше. Был грузчиком, рабочим, истопником, табунщиком, объездчиком лошадей, работал в цирке и в театре.

Провинциальным актером он прослужил несколько лет, хотя по-прежнему искал новых впечатлений. Продолжал странствовать по всей стране, прошел весь Дон, поднимался на Эльбрус. Владимиру исполнилось 24 года, когда началась русско-турецкая война и он, конечно, на нее отправился, стал разведчиком-пластуном. Позже он напишет, какое это было веселое и бесшабашное время, как ему нравилось лежать в секрете или дозоре под самым носом противника. С войны он вернулся георгиевским кавалером.

Продолжал еще некоторое время служить в провинциальных театрах, потом перебрался в Москву. Поначалу актерствовал, но потом занялся литературным творчеством. Начинал свою репортерскую работу Гиляровский с небольших заметок в разные издания, а потом устроился на работу в “Московскую газету” в отдел происшествий. В 19 веке не было таких технических возможностей, как у современных журналистов. Но Гиляровский ухитрялся узнавать обо всех происшествиях практически сразу. Его необыкновенная коммуникабельность, широта натуры помогала заводить полезные знакомства. На него работала огромная сеть информаторов и вскоре Гиляровский получил прозвище “король репортажа”, которым очень гордился.

Он единственный, кто смог пробраться на место страшной железнодорожной катастрофы под Орлом . Там целый состав утонул в болоте и это держали в строжайшем секрете. Только “Московская газета” написала эксклюзивный репортаж благодаря Гиляровскому. Биография Владимира Гиляровского - это биография человека, который никогда не сидит на месте. Изучив Москву от модных салонов до последнего притона, он мог отправиться на Дон, когда там бушует Холера, или в Албанию на место террористического акта.

Его друзьями и приятелями были известные писали и поэты, художники, актеры, но одновременно в друзьях у дяди Гиляя, как его называли многие, были пропойцы с Хитрова рынка, жокеи и клоуны из цирка. Людей как магнитом притягивало к этому человеку, который смог до старости сохранить мальчишеский задор и веселый нрав.

С москвоведом Андреем Тутушкиным мы прошли по Москве Гиляровского – местам, не только описанным в книге "Москва и москвичи", но и связанным с жизнью писателя

Биржа труда и Городская народная столовая на Хитровской площади. 1917 год.

Владимир Гиляровский родился в 1855 году в Вологде. До переезда в Москву, он сменил с десяток профессий. Работал истопником, пожарным, наездником в цирке, табунщиком скота и бурлаком на Волге. И в репортерской деятельности Гиляровский продолжил «пробовать себя в разных ролях», перевоплощаясь ради хорошего сюжета то в пристава, то в жулика, то в кочегара. Непомерной физической силы, большой и щедрый, дядя Гиляй (так прозвали его москвичи) везде - от высшего света до самых низов - был своим.

Поселившись в 1881 году в Москве, Гиляровский какое-то время работал в театре Анны Бренко, но очень скоро оставил театр и занялся журналистикой. Он печатался во множестве газет - от «Московского листка» до «Русских ведомостей» - и написал сотни очерков и репортажей. На основе своей репортерской деятельности издал несколько книг, самой популярной из которых стала «Москва и москвичи» . Сборник очерков о быте и нравах Москвы второй половины XIX — начала XX столетия Гиляровский писал с 1912 года и до конца жизни.

Жанр книги довольно необычен: основой художественности здесь становится путеводитель по городу. Возможность взглянуть на Москву прошлого, точные и красочные описания, мрачноватый колорит - все это привлекает в «Москве и москвичах» современного читателя. Кроме того, популярности сборника способствовала постоянная переиздаваемость в советское время: власти выгодно было изображение трущоб и городского дна в царской России.

С москвоведом Андреем Тутушкиным мы прошли по Москве Гиляровского - местам, не только описанным в книге, но и связанным с жизнью писателя.

Для картины Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» в образе казака позировал Гиляровский.

Дом Гиляровского в Столешниковом

Столешников переулок, 9

В этом доме Владимир Гиляровский снимал квартиру 50 лет, с 1886 по 1935 год. Адрес был нарицательный, достаточно было сказать извозчику: «Едем к дяде Гиляю!», и он понимал, что речь идет о Столешниковом переулке. Частыми гостями Гиляровского были Чехов , Шаляпин , Куприн , Бунин , Левитан и другие светские люди, составлявшие круг его общения. Над входом в квартиру дяди Гиляя висела свернутая калачом кочерга. Повесить ее туда Гиляровскому посоветовал Чехов, после того, как тот, демонстрируя свои необыкновенные физические способности, согнул кочергу у него на глазах. Так кочерга все полвека над входом и провисела.

Столешников переулок

Дом Чехова

Садово-Кудринская, 6 с.2

Не только Чехов бывал в гостях у Гиляровского, но и наоборот. В этом доме Антон Павлович жил с матерью, сестрой и младшим братом Михаилом. По словам Чехова, Гиляровский бывал здесь часто: «По-прежнему он забегает ко мне каждый вечер и одолевает меня своими сомнениями, борьбой, вулканами, рваными ноздрями, атаманами, вольной-волюшкой и прочей чепухой, которую да простит ему Бог». Литературоведы предполагают, что Чехов мог изобразить своего друга Гиляровского в рассказе «Два газетчика» в образе журналиста Шлепкина .

Тверская площадь

Гиляровский, имея ребячливый характер, был мастер на шутки и розыгрыши. В историю вошел розыгрыш дяди Гиляя с арбузом. Как-то, проезжая по Тверской и купив по пути моченый арбуз, запечатанный в бумагу, Гиляровский понял, что есть его не хочет. И отдал городовому со словами: «Там бомба!». Испуганный страж порядка отправился в полицейскую часть, располагавшуюся тогда на Тверской площади, напротив нынешней мэрии. В отделении был переполох, пока не нашелся смельчак, развернувший бумагу.

Тверская площадь. Современный вид.

Здание Сущевской полицейской части

Селезневская ул., 11, с. 1

В этом здании с середины XIX века размещалась Сущевская полицейская часть, а также пожарное депо. Именно в этом месте сжигали запрещенные цензурой книги. Первый сборник рассказов Гиляровского «Трущобные люди» властям не понравился, и в январе 1888 года весь тираж книги был сожжен на заднем дворе дома.

Сохранились воспоминания автора об этом эпизоде: «На большом дворе, около садика, стояло несколько человек пожарных и мальчишек. Снег был покрыт сажей и клочками сгоревшей бумаги. Я увидал высокую решетчатую печь, в которой догорал огонь».

Позже, уже при советской власти, Гиляровский этим фактом даже гордился, говоря, что «если царская власть мои книги сжигала, значит было в них что-то стоящее».

Бывшее здание Сущевской полицейской части

Хитровка

Любимые главы книги «Москва и москвичи» у Гиляровского связаны с Хитровкой, где в конце XIX века был рынок рабочей силы. В поисках работы сюда стекался самый разнообразный люд, включая уголовников и бездомных. Многие из них, не найдя работы, оседали в местных ночлежках. Гиляровский в своих очерках называет этих обитателей Хитровки «кротами» и «раками» из-за того, что они никогда не показывались на улице при свете дня.

Хитровская площадь. Современный вид.

Сухаревская площадь

До революции здесь, как и на Хитровке, тоже был рынок . Примечательно, что, после окончания войны с Наполеоном, на Сухаревке разрешено было торговать краденым, «откуда бы оно ни взялось». Место это было привлекательно для Гиляровского как для репортера. Здесь он бывал в трактирах, наблюдал местные нравы. После революции рынок закрыли, а на его месте разбили сквер.

Малая Сухаревская площадь. Современный вид.

Цветной бульвар - Трубная площадь (Неглинка)

Гиляровский несколько раз спускался в подземный коллектор реки Неглинка, выступив таким образом в роли московского диггера. Свой первый спуск он подробно описывает в книге «Москва и москвичи», упоминая, что начитался романов Виктора Гюго . Помогали ему тогда «водопроводчик Федя и солидный обстоятельный дворник». Расстояние по современным меркам они прошли небольшое - от Цветного бульвара до Трубной площади , но Гиляровскому впечатлений хватило! Зловонная жижа, тина, человеческие останки (рядом тогда располагалось много преступных и криминальных районов). На последующую публикацию в газете обратила внимание городская Дума. Власти выделили деньги на расчистку и переустройство коллектора. Последний раз писатель спустился под землю уже в преклонном возрасте. Тогда он сильно простудился и оглох на одно ухо.

Участок реки Неглинной, названный «Тропой Гиляровского».

Памятник Гоголю

Никитский бульвар, 7А

Памятник Гоголю, который находится сейчас в конце Никитского бульвара , во дворе дома-музея писателя, был создан в 1909 году скульптором Николаем Андреевым . Пьедестал памятника украшает барельеф с изображением героев Николя Васильевича. Прообразом Тараса Бульбы на барельефе стал Владимир Гиляровский, внешне очень похожий на казака: усы, насмешливый проницательный взгляд, папаха. Кроме того, среди писателей Гиляй ставил Гоголя выше всех, и даже исколесил все места под Полтавой, где бывал Николай Васильевич.

Гиляровский в образе Тараса Бульбы

(1853, имение в Вологодской губернии - 1935, Москва), писатель, журналист, бытописатель Москвы. Потомок запорожских казаков. В 1871 году, не окончив гимназии, бежал из дома; был бурлаком на Волге, крючником, рабочим, табунщиком, актёром. Впервые в Москву приехал в начале 1870-х годов и около месяца проучился в юнкерском училище в Лефортове. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов вступил добровольцем в армию. В 1881 году приехал в Москву, остановился в номере гостиницы Голяшкина (на углу Тверской улицы и Газетного переулка). Познакомился с актёром В. Н. Андреевым-Бурлаком, который жил при первом частном московском драматическом театре А. А. Бренко, и год с небольшим служил в этом театре. Здесь бывали Достоевский , А. Н. Плещеев, Полонский , Тургенев , Островский . Расставшись с театром, Гиляровский переселился в меблированные комнаты "Англия" в доме Шаблыкина на Тверской. К этому времени относится начало его дружбы с Чеховым и Левитаном . В 1884 году Гиляровский женился на М. И. Мурзиной и поселился в доме де Ледвез на 2-й Мещанской улице, 24, потом жил в Хлыновском тупике, а с 1886 года до конца жизни - в доме Титова в Столешниковом переулке, 9. В начале 1880-х годов Гиляровский начал печататься в "Московском листке", "Русской газете", "Современных известиях", "Будильнике". Он писал рассказы, очерки и репортажи, освещая самые разные стороны московской жизни: пожар в Хамовниках, трагедию на Ходынском поле, открытия выставок и театральные премьеры, заседания Литературно-художественного кружка, Хитров рынок и притоны Грачёвки. Гиляровский одним из первых открыл московское "дно". В 1887 году по совету Успенского и настоянию Чехова собрал и напечатал первые рассказы под названием "Трущобные люди". Владимир Гиляровский довольно быстро стал необыкновенно популярной личностью. "Скорее воображу Москву без Царя-колокола и Царя-пушки, чем без тебя, ты - пуп Москвы", - писал Куприн . Не было в Москве улицы, переулка, дома, где бы не знали "дяди Гиляя". Дружил или был близко знаком с Андреевым , Андреем Белым , Блоком , Брюсовым , Буниным , Горьким , Ермоловой , Есениным , В.И. Качаловым, Куприным, Паустовским , Репиным , Саврасовым , Скитальцем, К. С. Станиславским, Шаляпиным , Т. Л. Щепкиной-Куперник и др. Помимо того что Гиляровский имел репутацию "короля московских репортёров", он был действительным членом Общества любителей российской словесности, членом-учредителем первого русского гимнастического общества и почётным пожарным Москвы. В 1914 году Гиляровский получил предложение издать свои сочинения. Работа над семитомным собранием была прервана Первой мировой войной . После революции Гиляровский печатался в газетах "Известия", "Вечерняя Москва", "На вахте", в журналах "Рампа", "Красная нива", "Художественный труд", "Огонёк". В 1926 году вышло первое издание его книги "Москва и москвичи"; второе издание (1931) носило название "Записки москвича". В 1926 году вышла книга "От Английского клуба к Музею революции". Среди произведений Гиляровского, посвящённых Москве, - книги "Друзья и встречи" (1934), "Москва газетная" (опубликована в 1960 году), "Люди театра" (издана в 1941 году) и др. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

В 1966 году именем Владимира Алексеевича Гиляровского названа бывшая 2-я Мещанская улица.