Вишневый сад анализ по главам. Проблема жанра пьесы "Вишневый сад". Внешний сюжет и внешний конфликт. Жанр и направление: комедия или драма

А.П. Чехов. “Вишневый сад”. Общая характеристика пьесы. Анализ третьего акта.

Чехов переносит на сцену повседневность — без эффектов, красивых поз, необычных ситуаций. Он считал, что в театре должно быть все так же просто, и в то же время сложно, как бывает в жизни. В обыденности он видит и красоту, и значительность. Этим объясняется своеобразная композиция его драм, простота сюжета, спокойное развитие действия, отсутствие сценических эффектов, «подводное течение».

«Вишневый сад» - единственная пьеса Чехова, в основе которой можно увидеть, хоть и не вполне отчетливо, социальный конфликт. На смену обреченному на гибель дворянству приходит буржуазия. Хорошо это или плохо? Некорректный вопрос, считает Чехов. Это - факт. «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс», - писал Чехов. По мысли Белинского, комедия обнаруживает, насколько реальная жизнь уклонилась от идеала. Не это ли было задачей Чехова в «Вишневом саде»? Жизнь, прекрасная в своих возможностях, поэтическая, как цветущий вишневый сад, - и бессилие «недотеп», не способных ни сохранить эту поэзию, ни пробиться к ней, увидеть ее.

Особенность жанра - лирическая комедия. Герои рисуются автором с легкой насмешкой, но без сарказма, без ненависти. Герои Чехова уже ищут свое место, но еще его не находят, все сценическое время они куда-то собираются. Но никогда не могут собраться. Трагедия чеховских героев - от неукорененности в настоящем, которое они ненавидят, которого они боятся. Подлинная жизнь, реальная, кажется им чужой, неправильной. Выход из тоски повседневности (а причина ее все-таки кроется в них самих, поэтому выхода и нет) они видят в будущем, в той жизни, которая должна быть, но которая никак не наступает. Да они и не делают ничего, чтобы она наступила.

Один из главных мотивов пьесы - время. Начинается с опоздавшего поезда, заканчивается опозданием на поезд. А герои не чувствуют, что время изменилось,. Вошло в дом, где (как кажется Раневской) ничего не меняется, и опустошило, разрушило его. Герои отстали от времени.

Образ сада в пьесе «Вишневый сад»

Композиция “Вишневого сада”: 1 акт - экспозиция, приезд Раневской, угроза потери имения, выход, предлагаемый Лопахиным. 2 акт- бессмысленное выжидание хозяев сада, 3 акт - продажа сада, 4 акт - отъезд прежних хозяев, вступление во владение нового, вырубка сада. То есть 3 акт- кульминация пьесы.

Сад должен быть продан. Ему суждено погибнуть, на этом настаивает Чехов, как бы он к этому ни относился. Почему это произойдет - достаточно ясно показано в 1 и 2 актах. Задача 3 акта - показать как.

Действие происходит в доме, ремарка вводит зрителя на вечеринку, о которой говорили во 2 акте. Раневская называет ее балом и очень точно определяет, что “бал мы затеяли некстати” - из слов Пети зритель узнает, что именно в это время происходят торги, на которых решается судьба имения. Поэтому настроение этой сцены - контраст между внешним благополучием (танцы, фокусы, необязательные “бальные” разговоры) и атмосферой тоски, скверного предчувствия и вот-вот готовой истерики.

Как Чехов создает эту атмосферу? Идиотские выступления Симеонова-Пищика, на которые никто не реагирует, словно так и надо, то и дело прорываются разговоры хозяев дома о своем невеселом, словно им не до гостей.

Когда никому не нужный бал выдыхается, появляются Гаев и Лопахин с сообщением о продаже имения. “Выступление” Лопахина в новой роли оставляет сложное, скорее тяжелое впечатление, но заканчивается акт на оптимистической ноте - репликой Ани, обращенной к Раневской: “Мама, у тебя осталась жизнь…” Смысл в этом оптимизме есть - самое невыносимое для героев пьесы (выбор, необходимость решать и брать на себя ответственность) позади.

Что нового мы узнаем о героях в 3 акте?

Раневская.

Оказывается, она способна не только бесить своей непрактичностью, она еще и неглупа. Кажется, что на этом бале она проснулась - здравые замечания о ярославской бабушке, о том, что такое для нее вишневый сад. В разговоре с Петей она даже мудра, очень точно определяет сущность этого человека, и без красивостей и игры с собой говорит о себе и своей жизни. Хотя, конечно, остается собой - правдивые до резкости слова она говорит Пете, чтобы сделать больно еще кому-то, потому что ей самой больно. Но вообще это пик ее отражения жизни, уже в самом начале 4 акта она продолжит играть, как актриса, которой важна только собственная роль и недоступна пьеса целиком. А сейчас она принимает известие о продаже имения не мужественно, но достойно, без игры, ее горе неподдельно и потому некрасиво: “Сжалась вся и горько плачет”.

Гаев.

Его в этом акте почти нет, и ничего нового мы о нем не узнаем. Все, что он может сказать:“Сколько я выстрадал!” - в общем, опять “Я”. Утешить его в горе очень просто - стуком бильярдных шаров.

Лопахин.

Вот это неожиданность. До сих пор мы его знали добрым другом этой семейки, которая такого друга не заслуживала. О спасении вишневого сада он беспокоился больше, чем все эти балбесы вместе взятые. И мысли не возникало, что он сам хочет купить сад, что для него это не просто очередная сделка, а акт торжества справедливости. Поэтому теперь его честность стоит подороже. Еще мы не знали о нем, что он способен увлекаться, забываться, радоваться до безумия, такой он был ровный и спокойный до сих пор. И какая “генетическая” ненависть в нем к бывшим хозяевам - не лично к Гаеву и Раневской, а к классу: ”…Дед и отец были рабами,.. их не пускали даже в кухню…” А еще он слабый, потому что задумывается о жизни: “Скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь…” , а чем задумываться - маловато: “Пускай все, как я желаю!”

0 / 5. 0

Меню статьи:

«Вишневый сад» относится к драматическим произведениям Антона Чехова. История создания пьесы начинается в 1901 году, когда писатель сообщил об этом жене – актрисе Ольге Криппер. В результате пьеса «Вишневый сад», анализ которой приведен ниже, пополнила список литературной классики.

Дорогие любители короткой прозы! Предлагаем вам ознакомиться с в котором поднимается важный вопрос “легко ли быть сильным”.

«Вишневый сад» – золотое произведение Антона Чехова, потому что это последнее драматическое творение писателя. Творчество российского автора отличается подобием тематики всех его произведений: лейтмотив – грусть по уходящей эпохе, по временам «дворянского гнезда» (аллюзия на одноименный роман Ивана Тургенева).

Чехов изображает болезненные обстоятельства потерянности: на стыке эпох человек, утративший равновесие и место в мире, – сакраментальная фигура.

Из истории написания «Вишневого сада»

Весной в 1901 году Антон Чехов задумывает написать пьесу. Любопытно, что первоначальный замысел произведения – комедия. Писатель собирался создать смешную, легкомысленную, веселую пьесу. Тема, где родовое имение продается из-за давления обстоятельств, уже использовалась Чеховым ранее. Эта идея сохраняется вплоть до 1903 года.

Мотив утраты родительского дома, продажи имения, принадлежавшего многим поколениям семьи, – классика для Чехова. Писатель неоднократно возвращается в творчестве к теме психологического трагизма потери родового гнезда. В контексте «Вишневого сада» справедливо говорить о биографическом характере пьесы. Антон Чехов тоже пережил потерю отчего дома – в буквальном смысле. Детство, учеба в гимназии связаны для писателя с Таганрогом – городом, где Чехов родился. Несмотря на противоречивые впечатления о жизни в Таганроге, как и о самом городе, писатель тяжело воспринял продажу родового поместья.

Дорогие любители классики! Предлагаем вам рассказа А.П. Чехова “Крыжовник”, главные герои которого демонстрируют простые философские истины…

Другим воспоминанием, которое легло в основу сюжета «Вишневого сада», стало знакомство с семьей Киселевых. Семейству принадлежало подмосковное имение, в Бабкино. Здесь Чехов и Ольга Криппер проводили летние дни в 1885–1887 годах. Однако и Киселева – главу семейства – ожидала продажа дома из-за долгов. Позже Чехов гостил у другой семьи – у неких Линтваревых. Этот опыт продемонстрировал писателю, что его время – это период упадка, постепенного умирания дворянских имений. 1892–1898 годы подтвердили опасения Антона Чехова: проживая в Мелехове, Любимовке и других местах, писатель видел те же симптомы.

В центре идеи «Вишневого сада» – столкновение двух сословий. Дворяне, привыкшие жить размеренной жизнью, пребывающие в уверенности, что уклад их повседневности нерушим, не могут устоять перед хваткой третьего сословия.

Индустриализация порождает социальную прослойку купцов, предпринимателей, торговцев, которым свойственна жесткость в ведении дел.

Чехов дописывал пьесу в приступах тяжелой болезни и бытовых неурядицах. В письмах друзьям писатель признавался, что произведение ему дается трудно, приходится прилагать много усилий. В 1903 году Антон Чехов поставил точку на рукописи, озаглавленной «Сад вишневый». Автор разослал копии текста актерам и режиссерам Московского театра. Станиславский, Немирович-Данченко восприняли пьесу с восторгом. Чехов получил отзывы, что произведение – это эмоциональная драма, а при читке актеры даже плакали. Антон Павлович активно участвовал в подготовке произведения к постановке, давал комментарии и советы актерам в ходе репетиций.


Специфика пьесы Чехова требовала от режиссеров и актеров театра изобретения нового театрального жеста, языка. Актриса Лилина писала Чехову, что ощущает «Вишневый сад» как симфонию, которая требует правдивой игры, исключающей грубость и наигранность. В 1904 году «Вишневый сад» был представлен зрителям.

Тематика и анализ «Вишневого сада»

Чехов рассказывает историю о том, как на аукционе с молотка уходит старое дворянское поместье. Во время жизни писателя, в конце XIX-го и в начале ХХ-го века разрушения аристократического жизненного уклада стало постоянной тенденцией. Имения продавались за долги, семьи распадались, заключались неравные браки. Дом писателя, где тот родился и вырос, а отец держал лавку, тоже продали, чтобы выплатить долги. Это событие стало травмой для Чехова.

Жанр «Вишневого сада» – предмет отдельного разговора. Произведение планировалось Чеховым как комедия, однако актеры театр восприняли «Вишневый сад» скорее в драматическом ключе.

Литературные критики также видят в пьесе нотки трагикомедии. Вишневый сад, давший название тексту Чехова, играет роль лейтмотива, фона, на котором разворачиваются события повествования. Сад также символизирует динамику жизни. Творчеству Антона Павловича характерно обращение к символам: вишневый сад, крыжовенный сад… Читатель наблюдает связанность судеб героев «Вишневого сада» с деревьями. Когда дворяне покидают дом, сад, которым так гордилась хозяйка имения, рубят.

На фоне вишневого сада разворачиваются конфликты пьесы: внешний и внутренний, составляющие драматизм произведения. Читатель наблюдает, как рушится привычный образ жизни жителей поместья. Хозяйка может спасти дом и сад, согласившись на мезальянс. Однако предубеждения, стереотипы, ретроградность аристократки не позволяют женщине сделать этого. В результате дом продают на аукционе.

Невозможность адаптироваться к новым социальным условиям, новым временам, потерянность поколения, живущего при столкновении двух эпох, конфликт между молодым и старым поколениями – это центральные темы «Вишневого сада». Фоном для событий пьесы служат мысли, прогнозы о дальнейшей судьбе Российской империи. Разрыв между поколениями выписан Антоном Чеховым с позиции подсознательного ощущения, чутья перемен. Эти перемены носят исторический характер.

Интересно, что вопреки наличию прекрасного сада, господа и лакеи прогуливаются не там. Место для прогулок в пьесе – поле. Это говорит о запущенности, заброшенности старого вишневого сада, ставшего непригодным для отдыха. То, что в конце повествования вишневый сад уничтожают, свидетельствует об уничтожении также прежнего уклада жизни. Сплоченность дворянского семейства обуславливается общим домом, родовым гнездом. Когда это гнездо распадается, рушится и целостность семьи. Поместье, в котором жили многие поколения одной фамилии, символизирует корни рода. Потеря имения – это также уничтожение этих корней.

Структура «Вишневого сада»

Пьеса Антона Чехова включает 4 части – действия:

  1. Представление экспозиции произведения;
  2. События завязки, разделенные на две вехи;
  3. Кульминационная часть пьесы;
  4. Наконец, последняя часть – это развязка.

Особенность пьесы – в том, что Чехов не делит действия по сценам. Произведение ровное, здесь отсутствует привычный динамизм, непредсказуемость и напряжение. Динамика «Вишневого сада» носит не внешний характер, а внутренний. В тексте много ремарок и отступлений автора, пауз, монологов отдельных персонажей. Пьеса отличается лиризмом, психологизмом, эмоциональной напряженностью. Произведение – арочное. Это связано с иллюзией пространственности: действия разворачиваются на фоне имения, двора перед домом, сада, однако читатель узнает о жизни героев во Франции, о поездке в город и т. д.

В экспозиции писатель представляет читателю обстоятельства, которые вызовут дальнейшее развертывание повествования. На сцене – дом Любви Раневской, дворянки, помещицы. Женщина недавно вернулась из Франции. С героиней приехала и дочка – Анна. С поезда Раневскую с Аней встречает брат помещицы – Гаев, а также Варя – приемная дочь Любви Андреевны. Чехов продолжает: материальное положение семейства – в плачевном состоянии. Для выхода из финансового кризиса Раневская обращается с местному дельцу – Лопахину. Купец предлагает помещице разные варианты решения проблемы: сдача земельных участков, разбивка сада на паи… Это не устраивает Раневскую, так как женщина не хочет прощаться с вишневым садом.

Здесь автор знакомит читателя с составом персонажей. Герои характеризуются с помощью демонстрации отношения каждого к саду с вишнями. Для Раневской и Гаева сад – это, прежде всего, средоточие воспоминаний о былом. В прошлом помещики не испытывали нужды, вели беспечный образ жизни. Сад – это символ отсутствия проблем. Для Лопахина сад – это мечта о процветании. Купец происходил из семьи крепостных. Отец и дед Лопахина работали в таком саду у господ, но мечтой юного будущего купца было собственное имение со своим садом. Планы дельца сбываются, но Лопахин разрушает сад.

Лопахин мыслит категориями прибыли. Вопреки лирическим мечтам, герой осознает, что разрыв между ним – простолюдином – и миром дворян – непреодолим. Лопахин делает предложение Раневской, но женщина отказывает герою: купец обладает внутренним благородством, но этого недостаточно, если он не аристократ.

В этой части произведения читатель узнает, что Любовь Андреевна переживает и внутреннюю травму, связанную со смертью сына – Григория. Брат Раневской – Гаев – солидарен с сестрой. Дворянин дает сестре обещание, что имение не будет продано. Но при этом Гаев пассивен, мужчина не предпринимает никаких действий, чтобы спасти родовое гнездо.

Второе действие разворачивается на дворе перед поместьем. Лопахин чувствует привязанность к Раневской. Купец настаивает на том, что следует принять меры для сохранения имения. Для этого придется пойти на небольшие жертвы, но предложение купца предполагает, что помещица отделается «малой кровью».

Значительное место второго действия занимает фигура Трофимова. Петр – носитель прогрессивных идей. Герой по профессии учитель. В уста Трофимова Чехов вкладывает размышления о счастье, а также философское сопровождение повествования. Литературная критика полнится мнениями, что произведения Антона Чехова не предполагают наличия счастливых персонажей. Между тем, тема счастья, пути достижения полного удовлетворения занимают важное место в творчестве писателя. Трофимов также размышляет о будущем России.

Идеи Трофимова не находят поддержки ни среди предпринимательской среды, представленной фигурой Лопахина, ни среди дворян. Молодежь способна понять только молодежь, а поэтому логично, что Петра поддерживает лишь Аня.

В третьем действии читатель узнает, что имение все же продают. Гаев вместе с Лопахиным, занимающиеся организацией торгов, уезжают в город. В это время Любовь Андреевна решает достойно проститься с родным домом. Помещица зовет музыкантов и вкладывает последние средства в вечер танцев.

Начинается аукцион. После торгов Раневская ждет известий о том, кто стал владельцем поместья. Оказывается, что дом приобрел Лопахин. Делец радуется покупке. Раневская расстроена и охвачена отчаянием.

В развязке пьесы бывшие жители дома прощаются с имением. Автор детально описывает сцены, когда Раневская покидает поместье. Тяжелее всего женщине терять вишневый сад, который та очень любила: здесь прошло детство Любови Андреевны, сад – свидетель многих поворотных событий жизни героини… В суете Раневская совершенно забывает про старого и верного слугу – Фирса. Финал «Вишневого сада» – это речь Фирса. Произведение заканчивается символически: старый лакей засыпает в доме, в вишневый сад рубят.

Анализ персонажей «Вишневого сада»

Антон Чехов выводит на сцену представителей всех сословий и возрастных групп: это видно при внимательном прочтении пьесы. Среди героев произведения есть лица, принадлежащие к молодежи, российским дворянам, предпринимателям и дельцам. Кроме того, писатель использует мотив времени, чтобы провести границу между персонажами «Вишневого сада». Текст включает три группы действующих лиц:

  1. Аристократический мир , а также слуги, лакеи, без которых дворянскую жизнь представить невозможно. Это символ уходящего прошлого.
    Мир предпринимателей, купцов, торговцев , символизирующий заступающее на службу настоящее.
    Будущее , которое писатель выписывает через образы Ани и Трофимова. Это проекты того, как писатель видит прогрессивность будущего.

Своеобразие пьесы Антона Чехова состоит и в том, что здесь нельзя выделить персонажей первого или второго плана, лиц главных и вспомогательных. Жизненность и правдоподобность «Вишневому саду» придает отсутствие абсолютно позитивных или негативных героев. Как и в реальной жизни, действующие лица пьесы демонстрируют положительные и отрицательные черты – в зависимости от ситуации. По этой причине многие литературные и театральные критики считают, что Чехов обогнал свое время, введя подобное новшество.

Конфликт строится вокруг социального противостояния, столкновения общественных прослоек. Однако внимательное отношение к «Вишневому саду» поможет определить, что в центре конфликта пьесы – не внешнее противоречие, а внутреннее. Фигуры пьесы не ладят с действительностью, не понимают изменений, происходящих в окружающей среде. В пьесе глобальные проблемы соседствуют с рутиной жизни, бытом, который является неотъемлемой частью чеховского литературного мира.

Видно, что писатель негативно относится к Любови Андреевне. Ради спасения сада и дома женщина не идет на жертвы, не уступает стереотипам и привычкам. Автор считает помещицу инфантильной и легкомысленной, влюбчивой особой. Фирс – самый преданный слуга Раневской. Однако дворянка по привычке не ставит простого лакея ни во что. Забывая в поместье, как вещь. После потери поместья, Любовь Андреевна снова уезжает во Францию, чтобы продолжать привычную жизнь.

Вишневый сад также воплощает видение автором судьбы России. Старый и запущенный сад не нужен никому, кроме владельцев, которые вкладывают в него не утилитарное, а личное значение. Сад – это воспоминания о былом, это жизнь прошлым, отчий дом. Поколение настоящего считает, что новое время требует уничтожения сада: чтобы построить что-то новое, создать иной порядок, нужно срубить сад под корень. Поколение будущего мыслит оптимистично: Аня и Петр не расстраиваются из-за потери сада, ведь всегда можно посадить новые деревья. В символике, связанной с садом, кроются надежды Чехова на благополучное будущее России.

Произведение Чехова – амбивалентно. В «Вишневом саду» переплетаются смешные и грустные моменты, но тоска возникает от того, что спорить с актуальностью пьесы, с проблемами, поднимаемыми здесь, трудно.

В своем произведении «Вишневый сад» автор описывает Россию в целом. Он показал ее прошлое, нарисовал умирающее настоящее и заглянул в далекое будущее. Чехов выразил свое собственное отношение к происходящим в стране событиям. Он предсказал надвигающиеся перемены, ожидающие страну, хотя самому ему уже не суждено было их увидеть. Это последняя пьеса автора, написанная незадолго до смерти и занявшая почетное место в классике русской литературы. Ниже дан краткий литературоведческий анализ произведения выдающегося драматурга.

Краткий анализ

Год написания — 1903

История создания — Личный пример отца писателя, вынужденного продать свое родовое поместье, подсказал писателю сюжет пьесы.

Композиция — Композиция пьесы состоит из 4-х действий.

Жанр — По признанию самого автора, он писал комедию. С точки зрения современности, жанр «Вишневого сада» более относим к жанру трагедии.

Направление — Реализм.

История создания

Из письма Чехова к своей жене известно, что работу над своей новой пьесой автор начал в 1901 году. Стимулом к созданию этого произведения послужила личная семейная трагедия писателя. Жизненные обстоятельства сложились так, что отцу Антона Павловича пришлось продавать свое родовое поместье, чтобы выпутаться из долгов.

Писателю были близки и понятны те чувства, которыми он наделил героев пьесы. И такое случалось не только в его семье. Повсюду, по всей великой России шло вырождение дворянства как класса. Разорялись зажиточные крепкие хозяйства, огромное количество бывших когда-то богатейших имений шло с молотка. Так начиналась новая веха в истории страны.

Весь этот разрушительный процесс не мог оставить в стороне гения русского писателя, и из-под пера автора вышла его последняя пьеса, ставшая вершиной творчества драматурга. Во время создания этого шедевра русской классики писатель был уже тяжело болен, работа двигалась не так быстро, как хотелось, и была завершена только в 1903 году.

Тема

Основная тема пьесы — продажа имения Раневской. И именно на этом примере писатель описывает происходящую в России ситуацию.

Все действие в пьесе разворачивается вокруг вишневого сада, в это понятие автор вкладывает очень глубокий смысл. Образ вишневого сада Чехов олицетворяет с Россией. Во времена дворянства фактически все имения были окружены садами, это был их отличительный признак. С ними сравнивается и ситуация в стране: в прошлом все было благополучно, было буйство садов и зелени. Вишневый сад расцветает, наполняя все вокруг своим благоуханием. И страна поднялась и расцвела. Но сады в цвету стоят не более недели, приходит время, и цвет облетает. Так и в России все начинает рушиться.

Приходит время, когда появляется другое поколение. Оно готово безжалостно вырубить эти сады. Начинается вырождение целого класса, умирает дворянство. Имения продаются с молотка, деревья вырубаются. Последующее поколение еще стоит на распутье, и что оно выберет, неизвестно. С продажей родовых гнезд уничтожается и память о прошлом, нарушается связь поколений. Настоящее полно неизвестности, а будущее — страшит. Грядут перемены, но что они несут, трудно понять. Разрушается связь поколений, рушатся памятники, хранящие историю рода, а без прошлого будущего не построишь.

Система образов в пьесе Чехова подразделена на три категории, на примере которых описывается жизнь страны. Ее прошлое символизируют Раневская, ее брат Гаев, старый слуга Фирс. Это то поколение, живущее, не задумываясь о завтрашнем дне. Они пришли на все готовое, не прилагая к этому никаких усилий и не делая попыток что-либо улучшить или изменить. Получилось время застоя, которое неизбежно привело их к разорению и обнищанию. Обнищанию не только материальному, но и духовному, когда история рода уже не имеет для них никакой ценности.

Героем настоящего страны является Лопахин. Это слой населения, выбившийся в люди с самых низов человеческого общества, разбогатевших собственным трудом. Но и это поколение бедно духовно. Их цель жизни — сохранить и приумножить свой достаток, накопление материальных ценностей.

Будущее России олицетворяют представители молодого поколения. Дочь Раневской Аня и Петя Трофимов мечтают о будущем, которое видят светлым и счастливым. Эти герои стоят на распутье, они не готовы изменить что-то сами. Есть вероятность, что они пойдут методом проб и ошибок. Впереди у них целая жизнь, и, может быть, они сумеют построить счастливое будущее.

Композиция

Пьеса разделяется на четыре действия. Экспозиция — обитатели имения ожидают приезда своей хозяйки из-за границы. Все что-то говорят, совершенно не обращая внимания друг на друга, не слушая собеседника. Таким образом Чехов показал многоликость разобщенной России.

В первом действии происходит завязка — наконец-то появляется хозяйка имения Любовь Андреевна Раневская и окружающим становится известно, что имение находится на грани разорения. Уже нельзя ничего предпринять. Лопахин, бывший крепостной, а теперь разбогатевший помещик, предлагает хоть как-то спасти имение. Суть его предложения заключается в том, чтобы вырубить вишневый сад, а освободившиеся участки сдать в аренду.

Во втором действии продолжается развитие сюжета. Все так же идет обсуждение судьбы имения. Раневская не принимает никаких решительных действий, она ностальгирует по безвозвратно уходящему прошлому.

Кульминация происходит в третьем действии. Любовь Андреевна устраивает прощальный бал в имении, которое на торгах приобретает бывший крепостной Раневских, нынешний купец из семьи Лопахиных, Ермолай.

В четвертом действии пьесы история приходит к развязке. Любовь Андреевна вновь покидает родную страну. Планы ее недальновидны и бестолковы. Она промотает последние сбережения, и больше ей не на что надеяться. Бывшая хозяйка имения настолько безответственна и легкомысленна, что она забывает старого и преданного слугу Фирса в доме. Никому не нужный и забытый всеми слуга остается в заколоченном доме, где и умирает. Прощальным аккордом по уходящему прошлому звучит одинокий стук топора о вырубаемые деревья вишневого сада.

Жанр

Трудно определить жанр этого произведения. Сам автор признавал, что начинал писать комедию, а она превратилась в фарс. Когда пьеса вышла на сцене театра, ей дали определение «драма». С точки зрения современности, ее легко можно причислить к жанру трагедии. До сих пор нет однозначного ответа на этот вопрос. Чехов размышлял о судьбе России, думал о том, что ее ожидает. Философская направленность этого произведения каждому дает возможность определить это со своей точки зрения. Главное, что пьеса никого не оставит равнодушным. Каждого она заставляет задуматься и о себе, и о смысле жизни, и о судьбе своей Родины.

Общее описание комедии.

Данная лирическая комедия, как называет её сам Чехов, направлена на раскрытие социальной темы о гибели старых дворянских усадеб. Действие комедии происходит в имении Л. А. Раневской, помещицы и завязано на том, что из-за долгов обитателям приходится продавать так любимый всеми вишневый сад. Перед нами дворянство в состоянии упадка. Раневская и Гаев (её брат) - люди непрактичные и не умеющие хозяйничать. Являясь людьми слабохарактерными, они резко меняют свое настроение, с легкостью проливают слезы по пустяковому поводу, охотно пустословят и устраивают роскошные праздники накануне своего разорения. В пьесе Чехов показывает и людей нового поколения, возможно, за ними будущее. Это Аня Раневская и Петя Трофимов (бывший учитель погибшего сына Раневской Гриши). Новые люди должны быть сильными борцами за грядущее счастье. Правда, Трофимова отнести к числу таких людей трудно: он “недотепа”, не слишком силен и, по-моему, недостаточно умен для великой борьбы. Надежда - на юную Аню. “Мы насадим новый сад, роскошнее этого...” - верит она, и в этой вере - единственный в пьесе вариант счастливого для России развития ситуации.

1) Форма : а) проблемная часть (предметное начало), мир художественного произведения: Главные герои (образы) : помещица Раневская Любовь Андреевна, её дочери Аня и Варя, её брат Гаев Леонид Андреевич, купец Лопахин Ермолай Алексеевич, студент Трофимов Петр Сергеевич, помещик Симеонов-Пищик Борис Борисович, гувернантка Шарлотта Ивановна, конторщик Епиходов Семен Пантелеевич, горничная Дуняша, лакей Фирс и Яша, а также несколько второстепенных героев (прохожий, начальник станции, почтовой чиновник, гости и прислуга). Кроме этого, мы выделяем «сад» как самостоятельного героя, он занимает своё место в системе образов пьесы. б) Структура (композиция) произведения, организация произведения на уровне макротекста: комедия состоит из четырёх действий. Все они переплетаются между собой сюжетно и хронологически, образуя единую картину событий. в) Художественная речь

Данное произведение является комедией, поэтому оно весьма эмоционально. Отмечаем, что текст пьесы полон историзмов и архаизмов, обозначающих предметы и явления из жизни людей начала 20-го века (лакей, дворяне, барин). Присутствует разговорная лексика и разговорные формы слов в репликах прислуги («Я-то хорош, какого дурака свалял!», «Очаровательная, все-таки сто восемьдесят рубликов я возьму у вас... Возьму...»), также многочисленны заимствования из французского и немецкого языков, прямая транслитерация и иностранные слова как таковые («Пардон!», «Ein, zwei, drei!», «В зале танцуют grand-rond»).

    тема - это явление внешней и внутренней жизни человека, которое является предметом исследования художественного произведения. Исследуемое произведение политематическое , т.к. содержит больше одной темы.

По способу выражения темы делятся на: 1) эксплицитно выраженные: тема любви к родному дому («Детская, милая моя, прекрасная комната…», «О, сад мой!», «Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости»), тема семьи, любви к родственникам («Душечка моя приехала!», «ненаглядная дитюся моя», «Мне вдруг стало жаль мамы, так жаль, я обняла ее голову, сжала руками и не могу выпустить. Мама потом все ласкалась, плакала»), тема старости («Надоел ты, дед. Скорее бы ты подох», «Спасибо тебе, Фирс, спасибо, мой старичок. Я так рада, что ты еще жив»), тема любви («И что ж тут скрывать или молчать, я люблю его, это ясно. Люблю, люблю... Это камень на моей шее, я иду с ним на дно, но я люблю этот камень и жить без него не могу», «Надо быть мужчиной, в ваши годы надо понимать тех, кто любит. И надо самому любить... надо влюбляться»; 2) имплицитно выраженные: тема сохранения природы , тема будущего России .

2) культурно – исторические темы : тема будущего России

По классификации филолога Потебни:

2) Внутренняя форма (образные структуры, элементы сюжета и т.д.)

3) Внешняя форма (слова, структура текста, композиция и т.д.)

Проблематика произведения.

Основными проблемами данной пьесы являются вопросы о судьбе Родины и долга, ответственности молодого поколения. Проблема является имплицитно выраженной, так как автор доносит эту мысль через символ вишневого сада, раскрытый с различных аспектов: временных, образных и пространственных).

Конкретная проблематика: а) социальная (общественные взаимоотношения, построение новой жизни, проблема дворянского праздно гуляющего общества); б) социально-психологическая (внутренние переживания героев); г)историческая (проблема привыкания дворян к отмене крепостного права).

Хронотоп.

Прямолинейный, действия происходят в мае 1900-х годов, сразу после отмены крепостного права, и заканчиваются в октябре. События происходят в хронологической последовательности в поместье Раневской, однако имеются отсылки к прошлому героев.

Характеристика героев.

Стоит отметить, что в произведении нет резко положительных или резко отрицательных героев.

Внешний облик героев даётся очень кратко, причем описывается в основном только одежда. В тексте присутствует характеристика не всех героев.

    Лопахин – «в белой жилетке, желтых башмаках», «со свиным рылом», «тонкие, нежные пальцы, как у артиста»

    Трофимов – 26-27 лет, «в поношенном старом мундире, в очках», «волосы не густые», «Какой Вы стали некрасивый, Петя», «строгое лицо»

    Фирс – 87 лет, «в пиджаке и белом жилете, на ногах туфли».

    Любовь Раневская, помещица – «Хороший она человек. Легкий, простой человек», очень сентиментальна. Живет праздно в силу привычки, несмотря на то, что вся в долгах. Героине кажется, что все образуется само собой, но происходит крушение мира: сад достается Лопахину. Героиня, потеряв имение и свою родину, уезжает обратно в Париж.

    Аня, дочь Раневской - влюблена в Петю Трофимова и находится под его влиянием. Увлечена идей, что дворянство виновато перед русским народом и должно искупить свою вину. Аня верит в будущее счастье, новую, лучшую жизнь («Мы насадим новый сад, роскошнее этого», «Прощай, дом! Прощай, старая жизнь!»).

    Варя охарактеризована своей приемной матерью Раневской как «из простых, работает целый день», «хорошая девушка».

    Леонид Андреевич Гаев – брат Раневской, «человек восьмидесятых годов», человек, путающийся в словах, словарный запас которого состоит в основном из «бильярдных словечек» («Режу в угол!», «Дуплет в угол... Круазе в середину...») и совершенного бреда («Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая (сквозь слезы) в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания»). Один из немногих, который придумывает различные планы по спасению вишневого сада.

    Ермолай Алексеевич Лопахин – купец, «он хороший, интересный человек», сам характеризует себя как «мужик мужиком». Сам из рода крепостных, а ныне – богатый человек, который знает, куда и как вкладывать деньги. Лопахин является очень противоречивым героем, в котором черствость и грубость борятся с трудолюбием и смекалкой.

    Петр Трофимов – Чехов описывает его как «вечного студента», уже постаревшего, но всё еще не окончившего университет. Раневская, разозлившись на его во время спора о любви, кричит: «Вам двадцать шесть лет или двадцать семь, а вы все еще гимназист второго класса!», Лопахин иронично спрашивает «Сколько лет, как ты в университете учишься?». Этот герой принадлежит к поколению будущего, он верит в него, отрицает любовь и находится в поиске истины.

    Епиходов, конторщик Раневской и Гаева, безумно любит их горничную Дуняшу, которая отзывается о нём немного неоднозначно: «Человек он смирный, а только иной раз как начнет говорить, ничего не поймешь. И хорошо, и чувствительно, только непонятно. Мне он как будто и нравится. Он меня любит безумно. Человек он несчастливый, каждый день что-нибудь. Его так и дразнят у нас: двадцать два несчастья...». «Ходишь с места на место, а делом не занимаешься. Конторщика держим, а неизвестно для чего»: в этих словах Вари – вся жизнь Епиходова.

Портреты, как мы уже описали ранее, краткие – несамостоятельный элемент произведения.

Интерьер является самоценным элементом в произведении (т.е. нужен для описания как такового), так как помимо прочего создает образ времени: в первом и третьем действии, это образ прошлого и настоящего (уют и тепло родного дома после долгой разлуки («Моя комната, мои окна, как будто я не уезжала», «Гостиная, отделенная аркой от залы. Горит люстра»)), в четвертом, последнем действии – это картина будущего, реалии нового мира, пустота после уезда героев («Декорация первого акта. Нет ни занавесей на окнах, ни картин, осталось немного мебели, которая сложена в один угол, точно для продажи. Чувствуется пустота. Около выходной двери и в глубине сцены сложены чемоданы, дорожные узлы и т. п. Налево дверь открыта»).

Таким образом, интерьервыполняет описательно-характеристическую функцию.

Проблема жанра пьесы "Вишневый сад". Внешний сюжет и внешний конфликт.

Чехова как художника нельзя уже
сравнивать с прежними русскими
писателями - с Тургеневым,
Достоевским или со мною. У Чехова
своя собственная форма, как у
импрессионистов. Смотришь, как
будто человек без всякого
разбора мажет красками, какие
попадаются ему под руку, и
никакого отношения между собой
эти мазки не имеют. Но отойдешь
на некоторое расстояние,
посмотришь, и в общем
получается цельное впечатление.
Л. Толстой

О, скорее бы все это прошло,
скорее бы изменилась наша
нескладная, несчастливая жизнь.
Лопахин

Для анализа пьесы необходим список действующих лиц, причем с авторскими ремарками-комментариями. Приведем его здесь полностью, что поможет войти в мир «Вишневого сада»; действие происходит в имении Любови Андреевны Раневской. Итак, действующие лица пьесы:

Раневская Любовь Андреевна, помещица. Аня, ее дочь, 17 лет. Варя, ее приемная дочь, 24 лет. Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской. Лопахин Ермолай Алексеевич, купец. Трофимов Петр Сергеевич, студент. Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик. Шарлотта Ивановна, гувернантка. Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик. Дуняша, горничная. Фирс, лакей, старик 87 лет. Яша, молодой лакей. Прохожий. Начальник станции. Почтовый чиновник. Гости, прислуга.

Проблема жанра . Жанровая природа «Вишневого сада» всегда вызывала споры. Сам Чехов назвал ее комедией - «комедией в четырех действиях» (хотя и комедией особого типа). К. С. Станиславский считал ее трагедией. М. Горький назвал «лирической комедией». Нередко пьесу определяют как «трагикомедию», «ироническую трагикомедию». Вопрос о жанре очень важен для понимания произведения: он определяет код прочтения пьесы и характеров. Что значит увидеть в пьесе трагикомическое начало? Это значит «в известной степени согласиться с их [героев. - В. К.] незаурядностью, счесть их искренне и истинно страдающими, увидеть в каждом из персонажей достаточно сильный характер. Но какие же могут быть сильные характеры у “безвольных”, “ноющих”, “хныкающих”, “разуверившихся” героев?»






Чехов писал: «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс». Автор отказал персонажам «Вишневого сада» в праве на драму: они представлялись ему неспособными на глубокие чувства. К. С. Станиславский же в свое время (в 1904 году) поставил трагедию, с чем Чехов не был согласен. В пьесе есть приемы балагана, фокусы (Шарлотта Ивановна), удары палкой по голове, после патетических монологов следуют фарсовые сценки, затем опять появляется лирическая нота... В «Вишневом саде» немало смешного: смешон Епиходов, смешны напыщенные речи Гаева («многоуважаемый шкаф»), смешны, неуместны реплики и ответы невпопад, комические ситуации, возникающие из-за непонимания персонажами друг друга. Пьеса Чехова и смешна, и печальна, и даже трагична одновременно. В ней много плачущих, но это не драматические рыдания, и даже не слезы, а только настроение лиц. Чехов подчеркивает, что грусть его героев часто легковесна, что в их слезах скрывается обычная для слабых и нервных людей слезливость. Сочетание комического и серьезного - отличительная черта чеховской поэтики, начиная с первых лет его творчества.

Внешний сюжет и внешний конфликт. Внешний сюжет «Вишневого сада» - смена владельцев дома и сада, продажа родового имения за долги. На первый взгляд, в пьесе четко обозначены противодействующие силы, отражающие и расстановку социальных сил в России того времени: Россия старая, дворянская (Раневская и Гаев), набирающие силы предприниматели (Лопахин), Россия молодая, будущая (Петя и Аня). Казалось бы, столкновение этих сил и должно породить главный конфликт пьесы. Персонажи сосредоточены на важнейшем событии в их жизни - на продаже вишневого сада, назначенной на 22 августа. Однако свидетелем самой продажи сада зритель не становится: кульминационное, казалось бы, событие остается за рамками сцены. Социальный конфликт в пьесе не является актуальным, не социальное положение действующих лиц главное. Лопахин - этот «хищник»-предприниматель - изображен не без симпатии (как и большинство персонажей пьесы), и владельцы усадьбы ему не сопротивляются. Более того, имение как бы само собой оказывается в его руках, против его желания. Казалось бы, в третьем действии судьба вишневого сада решена, его купил Лопахин. Более того, развязка внешнего сюжета даже оптимистична: «Гаев (весело). В самом деле, теперь все хорошо. До продажи вишневого сада мы все волновались, страдали, а потом, когда вопрос был решен окончательно, бесповоротно, все успокоились, повеселели даже... Я банковский служащий, теперь я финансист... желтого в середину, и ты, Люба, как-никак, выглядишь лучше, это несомненно». Но пьеса не кончается, автор пишет четвертое действие, в котором вроде бы ничего нового не происходит. Но мотив сада здесь звучит снова. В начале пьесы сад, которому грозит опасность, притягивает к себе всю семью, собравшуюся после пятилетней разлуки. Но спасти его не дано никому, его больше нет, и в четвертом действии все вновь разъезжаются. Гибель сада привела к распаду семьи, разбросала, развела по городам и весям всех бывших обитателей имения. Наступает тишина - завершается пьеса, смолкает мотив сада. Таков внешний сюжет пьесы.