Виртуальный музей государственного музея архитектуры им. А. Щусева. Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева Адрес, часы работы и стоимость посещения

В этом рассказе речь пойдет о бывшей усадьбе Александра Федоровича Талызина, в которой на настоящий момент находится Музей Архитектуры им. Щусева. Недавно мне удалось побывать на интересной экскурсии по этому зданию, увидеть сохранившуюся роспись потолков и погулять по главной анфиладе, о чем в заметке ниже.

Усадьба Талызина. Вид с внутреннего двора

Ранее я была в Музее Архитектуры имени Щусева только на лекциях, которые проводятся во флигеле Руина. Именно тогда я и узнала, что по музею проводятся экскурсии.
На прогулку под интригующим названием «Экскурсия по усадьбе Талызина» я записалась через официальный сайт Музея Архитектуры. Надо отдать должное — ответили по электронной почте очень быстро, вежливо, подтвердили наличие мест. В основном эта экскурсия проводится по субботам днем или вечером в четверг, когда музей работает допоздна, а именно до 21 часа (касса до 19-30). Порадовала стоимость полуторачасовой экскурсии — всего 150 рублей, что по сегодняшним ценам совсем недорого.

Итак, прибежав по адресу немного раньше назначенного времени, я оплатила стоимость экскурсии и принялась рассматривать холл музея, где были расположены часть интересных артефактов, вывезенных из разных усадеб. Надо признаться, что здесь сосредоточено, пожалуй, наибольшее количество скульптур, чем во всем музее.


В холле музея Архитектуры

В назначенное время подошла молодая и обаятельная экскурсовод и повела группу во внутренний дворик. Так как в ноябре рано темнеет, то нашему взору предстал плохо освещенный дворик, где вовсю велись работы по благоустройству. Экскурсовод пригласила всех посетить дворик летом, который кстати можно посетить бесплатно, заглянув сюда со Староваганьковского переулка.

Ночью же дворик выглядел зловеще.


Во дворе музея Архитектуры

На территории современного музея Архитектуры находятся несколько зданий разных веков: так, здание трапезной аптекарского приказа относится к 17 веку, полукруглый домик садовника — к 18, современный флигель Руина (бывшее здание конюшен) — к 18, ну и сам главный дом Усадьбы Талызина с флигелями — к 19 веку.

История этого места прослеживается в документах с 1620 года, когда этот участок был поделен между подворьем Псковского Печерского монастыря и дворянином И. Писемским. Далее хозяева стремительно менялись: в 1659 казна приобрела участок для размещения здесь аптекарского огорода. В начале XVIII века, владение перешло к В. Долгорукому. Следующим владельцем был грузинский князь Вахтанг. Александр Талызин приобрел усадьбу у наследников Вахтанга. И в 1787 году на улице Воздвиженка было возведено по трехэтажное здание с двумя флигелями. Кто является автором проекта до сих пор неизвестно, некоторые приписывают авторство Матвею Казакову, некоторые — ученикам его школы. В 1805 году Талызин продает усадьбу купцам Устиновым, при которых дом опять перестраивается.
В 1845 году владение опять продается, на сей раз Министерству финансов, для размещения в этих стенах казенной палаты и уездного казначейства. Все изменилось во времена октябрьской революции. В 1920 году здесь размещается Секретариат ЦК РКП (б).
В 30-е годы в роскошной некогда усадьбе размещается общежитие, коммунальное жилье. Из-за ужасного отношения интерьеры анфиллады серьезно пострадали. После 1945 года здание передают Музею Архитектуры. С тех пор в здании ведется реставрация.

Из-за работ по благоустройству, пришлось нам немного погулять по дворику. В здании трапезной палаты аптекарского огорода 17 века находится административный корпус музея. Изначально здание было одноэтажным, затем был надстроен второй этаж.


Здание XVII века. Аптекарский приказ

Так как в ноябре на улице было довольно прохладно, мы поспешили греться во флигель Руина, ранее там находились конюшни, а сегодня проводятся выставки.


Вход в флигель Руина

Одним из экспонатов в флигеле Руина являются массивные двери одного из соборов, привезенные сюда. Интересной деталью является ящик для подаяний, который размещался на внешней стороне дверей (кто-то из экскурсантов предположил, что это почтовый ящик))).


Ящик для сбора подаяний

В вечернее время флигель Руина выглядит зловеще. Среди старинных сводов по периметру были расставлены разные артефакты: части витражей, кованные решетки, массивные стальные ворота.


Экспонаты в флигеле Руина

Своды конюшен выглядят как настоящее подземелье.


Флигель руина


Экспонаты в Флигеле Руина

Ступеньки во флигеле Руина можно также записать в экспонаты.


Кованные ступени

На фоне такой лестницы можно проводить фэшн-фотосесии:-).


Флигель руина. Лестница на второй этаж

Мы поднялись на второй этаж флигеля, где проводилась какая-то выставка современного искусства. Времени рассматривать ее у нас не было, так как программа была достаточно большая.


Флигель руина. Второй этаж


Флигель руина. Выставочные залы

На втором этаже мы заглянули в кабинет Давида - одного из директоров Музея Архитектуры имени Щусева.


Флигель руина. Кабинет Давида

Так как я немного опоздала к рассказу экскурсовода, то подумала, что за стеклом - сувенирная лавка. Оказалось, что так кабинет директора и выглядел. Жаль, что это все "богатство" было за стеклом.


В кабинете Давида

Выйдя из флигеля руина, мы опять вернулись в холл музея, где экскурсовод подробно рассказала про сокровища, выставленные здесь.

Молодые и красивые юноши - "Антиной в образе Осириса", мраморные скульптуры 19 века. Были найдены в Екатерининском пруду. В музей Архитектуры поступили из театра Российской армии в 1955 году.

Особо нужно обратить внимание на пол, ведь там остались настоящие плиты с давних времен.


Музей Архитектуры. Скульптуры

В вестибюле также можно увидеть парные парадные канделябры 19-го века.


Канделябр

Фрагменты канделябра выполнены в виде драконов.


Канделябр

Обращают на себя внимание мраморные парные скульптуры сфинков первой половины XIX века, родом из дома Н.С. Гагарина на Новинском бульваре (был разрушен в 1941 году).


После осмотра вестибюля мы отправились по парадной лестнице на второй этаж, где располагалась парадная анфилада.

Стены лестницы оформлены искусственным мрамором. Украшают ее гипсовые копии барельефов Парфенона, подаренные музею в 2002 году.

Сегодня парадная лестница довольно скромна, но те фотографии которые показывала нам экскурсовод, поражали красотой росписи стен.


Лестница на второй этаж

На потолке сохранился лепной карниз.


Усадьба Талызина. Лестница на второй этаж

В центральных залах анфиллады располагалась фотовыставка, посвященная архитектуре Испании. Если честно, я ожидала увидеть в музее постоянную экспозицию, рассказывающую о великих московских архитекторах, но она в музее отстутствует.


Музей Архитектуры. Выставка

В одном из залов сохранилась красивая роспись потолочного плафона, которая находится в плачевном состоянии. Порой в заброшенных усадьбах роспись находится в лучшем состоянии.

Когда-то в этом зале находились изразцовые печи, но их решено было не восстанавливать, а закрыть пластиковыми панелями.


Один из залов


Усадьба Талызина. Потолочная роспись

Фрагмент потолочного плафона.


Фрагмент росписи плафона

В следующем зале мы увидели симметричные восстановленные печи. Правда в прошлом, они были украшены красивыми изразцами.


Восстановленные печи в одном из залов

Роспись плафона потолка в этом зале.


Потолочная роспись

Последний зал анфилады, который был открыт, был по всей видимости музыкальным или танцевальным. Здесь сохранились красивые барельефы, люстра.


Усадьба Талызина. Танцевальный зал

Плафон "Любовь земная". По львиной шкуре на плечах героя, можно узнать в нем древнегреческого полубога полу человека - Геракла.


Плафон. Любовь земная

Симметричен ему плафон, посвященный мифу об Амуре и Психеи ("Любовь небесная").


Любовь небесная

Над дверными проемами располагаются горельефы, посвященные Афине и Аполлону.


Барельеф


Танцевальный зал. Анфиллада

Экскурсовод показала нам старые фотографии, на которых изображена та же люстра, что и сейчас находится в этом зале.


Люстра в танцевальном зале

Далее, мы направились в залы, где расположены части огромного макета Кремлевского дворца архитектора В.И. Баженова (1770-1775 гг). По замыслу Баженова, этот дворец должен был бы находиться на территории Кремля (Кремль правда, пришлось бы снести). Слава богу, что это не произошло, Юнеско бы не одобрило.:-)

В этих залах нельзя фотографировать, поэтому к сожалению, фото самого красивого плафона усадьбы, который по стечению обстоятельств находится там же, где и макет, в этой статье не будет.

В самом последнем зале также можно увидеть фрагмент макета Кремлевского дворца. Украшением зала являются колонны из розового искусственного мрамора. Который на вид, очень тяжело отличить от настоящего.


Часть макета Большого кремлевского дворца

На этом наша экскурсия по Усадьбе Талызина закончилась. Впечатления от экскурсии были двоякими: с одной стороны рассказ понравился, сохранившиеся (и восстановленные) части интерьеров порадовали. Но с другой стороны, удивил Музея Архитектуры, в котором как оказалось нет постоянной экспозиции.

Музей архитектуры имени А.В. Щусева:

Адрес: м. "Библиотека им. Ленина", "Александровский сад", "Арбатская" и "Боровицкая", Ул. Воздвиженка, д.5/25.
Часы работы: Пн.-выходной, вт.-ср., пт.-вс. с 11.00 до 20.00, чт. 13.00-21.00.
Сайт музея muar.ru

Бронирование отелей в Санкт-Петербурге

Бронирование отелей в городах Золотого кольца

Бронирование отелей в Крыму - скоро лето!

  1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МУЗЕЙ АРХИТЕКТУРЫ ИМ. А.В. ЩУСЕВА 11.00-19.00, сб, вс 11.00-16.00, пн - вых. Москва, Воздвиженка улица, 5/25
  2. Я посетил фотовыставку там в первый раз. И вообще я не очень большой любитель выставок в целом. Но к фотографии питаю большой интерес. Хотя, конечно, не все фотографии так порадовали меня, что я бы впечатлился. Я ходил там долгое время, ну знаете как бывает - ходишь, внимательно всматриваешься в каждую фотографию, пытаешься анлизировать. Немного надоедает, но если набраться терпения, то можно и получать удовольствие от созерцания) Очень понравилась выставка Интервалы Матье Бернара-Реймона.
  3. Эта роскошная городская усадьба, построенная в конце XVIII века предположительно одним из учеников Матвея Казакова поражает своей красотой и оригинальностью. Я не раз бывал там и буду приезжать еще. Дети еще пока маленькие для того, чтобы оценить все те красоты этого музея, но уверен, что они разделят мою любовь.
  4. Сюда стоит приходить за хорошим настроением. уникальный музей на мой взгляд. Очень необычная атмосфера. Бабушки бабули, кованная лестница и чердак. Всегда есть на, что посмотреть и о чем подумать. К тому же билеты не дорогие, и в будние дни можно рассчитывать придти и в тишине походить по музею, в своих думках.
  5. МуАр. Честно говоря, ожидал хоть какого нибудь объема, но во время нашего посещения проходили фотовыставки. Постоянной экспозиции в музее нет. Первая выставка - Мы создали из Москвы столицу, к 80-летию Моспроекта-1. Фотографии проектов перспектив различных любимых москвичами и гостями мест столицы. Глядя на некоторые, думаешь, хорошо, что не дошли руки (или головы. В одном из залов крутили отрывки из фильма Новая Москва. Вторая выставка: Михаил Чураков. Коллекция ГНИМА 1922-1999. Чураков - мастер архитектурной фотографии 50-70х годов. Выставка организована в павильоне Руина. Нужно сказать, тот еще лофт-стиль. Я на выходе поинтересовался, в связи с чем такое состояние здания? Задумка такая, или денег нет. На, что мне сказали, что здание в таком состоянии уже 20 лет. И привели его в такое состояние специально, но вынуждено, в связи с тем, что не было денег. Но вроде как в этом году должны деньги перечислить, и здание уйдет на реконструкцию. Так, что все идите и смотрите, потом будет по-другому. Но задумка очень интересная, но как мне показалось не безопасная. Мой малый потопал на третий этаж, а я с ужасом обнаружил, что там леса. Но он был в восторге. На улице лежали, как оказалось потом, обломки разрушенного Храма Христа Спасителя. Но об этом я узнал чуть позже, потому как лежит это все под снегом, и не похоже на экспонаты. За, что троечка? Как всегда за подачу. Во первых не работал гардероб! Музей не обделен посетителями. Обычно такие места пустые, здесь, как в Третьяковке. Во вторых, за небезопасность. А еще, припишу сюда Столовую архитекторов. Хотя понимаю, что она к музею имеет очень приблизительное отношение, но очень не внятное место. Такое впечатление, что архитекторы все японцы, потому как столовая подает только суши.
  6. Сюда можно приходить просто за хорошим настроением. Всегда есть на, что посмотреть и о чем подумать. Уникальная атмосфера. Бабушки бабули, кованная лестница и чердак. Это ли не музей из красивых сказок. Спасибо глобализации и мегаполизации, что не съели этот вкусный пирог.
  7. Государственный музей архитектуры, он же МуАр - роскошная городская усадьба, построенная в конце XVIII века предположительно одним из учеников Матвея Казакова. После 1812 года усадьба была перестроена. Внутри сохранилась прекрасная парадная анфилада, в которой устраиваются выставки. Во дворе - коллекция львов и декоративно-прикладной скульптуры, включая барельефы со старого (снесенного в 1930-х) храма Христа Спасителя.
  8. Я на выставке фотографий был впервые. Кстати, почему-то ожидал большего, хотя понравилось. Поначалу ходите и всматриваетесь в фотографии, потом же немного надоедает и отвлекаешься. Если есть терпение, советую сходить на фотовыставку. Всматривайтесь в каждую деталь. Очень понравилась выставка в Музее архитектуры им. А. В. Щусева. Особенно, Интервалы Матье Бернара-Реймона.
  9. У человека широкие белые штаны, белая блуза с завязочками на груди, а под ней - темно-серая водолазка с отчетливо проступающей сквозь тонкую ткань надписью “BOSS”. Человек вежливо кивает. «Я Гордон», - говорит он с ударением на первом слоге и исчезает, так быстро, что непонятно, был он тут вообще или померещился. Если он призрак, то лучшего места для обитания, чем этот полуразрушенный флигель бывшей дворянской усадьбы, не сыскать во всей Москве. И лучшего места для совместной прогулки с ребенком, кажется, тоже. Место - Музей архитектуры им. А. В. Щусева. На первый взгляд чудовищно академично и неинтересно. Но все скучные мысли немедленно вылетят из головы, если заглянуть во внутренний дворик. Руина с пустыми глазницами окон и голыми кирпичными стенами - это тоже музей. Три этажа флигеля бывшей усадьбы Талызиных - самая лучшая выставочная площадка для современных художников. Интерьер тут настолько странный, что взрослому человеку начинает казаться, что он забрел в гости к графу Дракуле. Широкая лестница с истершимися - буквально - ступенями и древними деревянными перилами ведет наверх, где нет ни стен, ни полов. Ходишь по дощатым помостам, перекинутым прямо поверх сводов потолка первого этажа. Изъеденные дырами, эти кирпичные выпуклости похожи на бункеры, которыми была застроена вся Албания во времена Энвера Ходжи. По всей видимости, прямо под флигелем пролегает одна из веток метро, поэтому периодически настил под ногами оживает, начинает трястись и зловеще скрипеть. Подвесь тут к несуществующему потолку хоть банальный валенок, и тот будет выглядеть произведением искусства. Попасть во флигель удастся, только когда проходят выставки. По билету, купленному в основном здании, можно пройти по всему комплексу, включающему в себя помимо флигеля-руины еще и палаты бывшего Аптекарского двора. План прогулки надо составить с тем расчетом, чтобы побродить вначале по главному зданию музея, разглядывая парадные интерьеры бывшей городской усадьбы семьи Талызиных, а уж потом дать ребенку возможность вдоволь полазить по усадебному флигелю, рассказывая ему обо всем, что творилось тут с незапамятных времен. Начать с того, что, по преданию, именно этот дом, №5 по Воздвиженке, Толстой в «Войне и мире» вывел как дом Пьера Безухова, а соседний - как дом Болконских. Верно только второе, но можно легко представить себе светский салон тех времен, разглядывая лепнину, фрески и старинные люстры нынешнего музея. Прежде чем стать талызинской, усадьба пережила много хозяев. Сама Воздвиженка когда-то называлась Смоленской улицей, на которой селились бояре, особо приближенные к Кремлю. Во второй половине ХVII века участком, на котором стоит дом №5, владел Иван Милославский, которому царь Алексей Михайлович доводился шурином. Прославился же Милославский отнюдь не тем, что его именем прикрывался жулик Леонид Куравлев в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», а тем, что под его командованием стрелецкие войска взяли захваченную бунтовщиком Стенькой Разиным Астрахань. В 1659 году участок купила казна, и на этом месте был устроен Новый Аптекарский двор, где изготавливали и хранили лекарства, травы и съестные припасы для царского стола - вина, водки, мед, соленья, ягодные пастилы. До сих пор во дворе усадьбы стоит довольно редкое даже по тем временам сооружение: особая «палата для кормления», что-то вроде зала для дегустаций. Потом участок начал переходить из рук в руки - одно время им даже владел грузинский царевич Вахтанг, пока в 1785 году его не купили Талызины, участники переворота 28 июня 1762 года, приведшего на престол Екатерину II. Генерал-майор Степан Талызин был близким другом Суворова (они даже породнились, женив сына Талызина на внучке Суворова), и когда военачальник впал в немилость и был сослан, Талызин, переодевшись слугой, тайно навещал опального друга. Родной брат Степана Талызина по семейной традиции тоже участвовал в заговоре - против Павла I. Именно он командовал Преображенским полком, охранявшим императорский замок. На его петербургской квартире устраивали собрания заговорщики, а 11 марта 1801 года Талызин повел один из батальонов к Михайловскому замку. В 1805 году Степан Талызин продал усадьбу на Воздвиженке саратовским помещикам Устиновым - весьма прогрессивным по своим политическим взглядам людям. Взгляды эти среди прочих оценил и Пушкин, который бывал здесь и даже передавал через Устиновых свежеизданного «Бориса Годунова» своему приятелю Кривцову. Именно в это время усадьба стала такой, какая она сейчас. Устиновы пристроили к флигелю третий этаж, на который сейчас можно взобраться, но нельзя ходить - лестница ведет в пустоту. В 1845 году они продали дом казенной палате - по сути, Минфину тогдашнего правительства Москвы. После революции здесь снова заседали чиновники - но уже различных комиссариатов, а потом жили простые смертные, пока по инициативе Щусева в 1945 году дом не был передан музею. Современные художники и дети должно быть ему за это особенно благодарны.

Единственный в России архитектурный музей имени Щусева – научный комплекс, изучающий и популяризирующий градостроительное богатство страны. Щусев – талантливый советский архитектор. Свою работу музей архитектуры им. Щусева начал в 1934 году. В экспозицию входит более миллиона экспонатов.

Идея создания подобного музея имеет более чем столетний срок. Материалы длительное время накапливались и хранились в самых разных учреждениях. Архитектурные памятники реставрировались и изучались, материалов накопилось великое множество. Они нуждались в обобщении и систематизации. Потребность в научном исследовательском центре высокого уровня стала насущной необходимостью, и в 1934 году такой центр появился в составе Академии архитектуры СССР. Основную часть коллекции разместили тогда в Большом Соборе, причем это была не только российская архитектура, но и мировая. Главными достопримечательностями, как и сегодня, были сооружения древнего Донского монастыря и некрополь XVIII века. Вплоть до 90-ых годов прошлого столетия вся коллекция была сосредоточена в этом монастыре.

После распада СССР Донской монастырь был возвращен в лоно православной церкви, а экспонаты переместили на Воздвиженку. Само музейное здание входит в архитектурный комплекс знаменитой усадьбы семьи Талызиных – это памятка архитектуры русского классицизма XVIII столетия. Проект особняка принадлежит знаменитому архитектору Казакову М.

Собрание музейного комплекса отслеживает историю архитектуры на территории России за тысячу лет. Самыми драгоценными в коллекции считаются фрески в Калязине (Троице-Макарьевский монастырь) и роскошная мебельная коллекция XIX ст. После реконструкции замечательно выглядит вестибюль, оформленный в стиле Древнего Египта со сфинксами и статуями. Приведен в порядок Аптекарский приказ – это сооружение XVIII века в музейном дворе. Среди экспонатов есть такие раритеты как чертежи и графические работы Баженова В., Казакова М., Бове, Щусева А. и проекты российских авангардистов.

В собрании представлены лучшие в стране коллекции русской видописи и архитектурной фотографии. Сотрудники реставрировали самый грандиозный проект отечественного классицизма – деревянную модель Кремля, высотой в 17 метров (проект Баженова). В фондах музея им. Щусева хранится модель купола работы Константина Тона, фрески из Калягинского монастыря, который был затоплен, и множество фрагментов старинных памятников, уничтоженных в 30-ые годы.

Если в прошлые десятилетия главной целью деятельности музея были научные изыскания, реставрация памяток и коллекционное направление, то сегодня его сотрудники активно организовывает выставки и занимается прочей работой, дающей существенные финансовые доходы. В 1995 году музей архитектуры им. Щусева по указу Президента был признан особо ценным культурным объектом.

17 мая в Музее архитектуры имени Щусева начнет работу флигель «Руина». Новое пространство, которое откроется выставкой шорт-листа премии «Инновация», стало большим событием для архитекторов и реставраторов. Проект реконструкции бывшего каретного сарая усадьбы Талызиных с 200-летней историей утверждает новый тренд в реставрации и отказ от практики евроремонта. Бюро «Рождественка», работавшее над проектом, сохранило всю подлинную фактуру здания со всеми наслоениями эпох, новые материалы внедрялись только по необходимости, при тщательном разграничении старого и нового.

Здание перешло к музею в 1991 году, когда ему пришлось экстренно перевозить фонды из Донского монастыря, который тогда был основным пространством для МУАР: с приходом новой власти монастырь вернули Русской православной церкви. Изначально флигель рассматривали как фондохранилище, но во время ремонта он сгорел, а денег на восстановление в тот момент не нашлось.

Для привлечения внимания к этой проблеме директор музея Давид Саркисян (руководивший им вплоть до смерти в 2009 году) в начале нулевых решил провести в разрушенном здании выставку. Внимание привлечь действительно удалось, но не так, как предполагалось: флигель очаровал посетителей именно тем, что был разрушен. Искусствовед Елизавета Плавинская сравнивала здание с «Арсеналом» в Венеции и Музеем прикладного искусства в Вене, противопоставляя подлинность его фактуры облику города с «уродливыми евроремонтами и гадкими новыми зданиями, только со знаком плюс». С тех пор там начали регулярно проводить временные выставки и лекции, руина стала «Руиной», а Москва получила одно из самых самобытных музейных пространств.

21 апреля флигель открыли для экспертов архитектуры : обновленное здание сравнили с проектом реставрации-консервации уже другого «Арсенала» - нижегородского, разработанного Евгением Ассом. В «Руине» сохранили максимальное количество аутентичных материалов, открытых сводов и наслоений краски на стенах, необходимые же элементы выставочного пространства отделили от подлинного здания - при необходимости их можно демонтировать.

На обоих этажах здания появились дорожки для посетителей: на втором они находятся между открытыми кирпичными сводами нижнего яруса и позволяют рассматривать эти своды как один из постоянных экспонатов выставочного пространства. Такие же дорожки разместились на первом этаже, сводчатые залы которого предназначены для выставок. В здании появился законсервированный кабинет Давида Саркисяна, созданный на основе 3D-модели стола бывшего директора музея, выполненного учениками архитекторов Юрия Григоряна и Александра Бродского. На место вернулся и лекторий музея, которому теперь предоставлены два зала.

The Village побывал в новом пространстве, а также поговорил с автором проекта и основателем бюро «Рождественка» Наринэ Тютчевой и новым директором музея Елизаветой Лихачёвой об истории здания, его будущем и состоянии реставрационного дела в России.

ЕЛИЗАВЕТА ЛИХАЧёВА

директор Музея архитектуры имени Щусева

В «Руине» мы будем представлять проекты, которые либо совсем не связаны с архитектурой, либо связаны в меньшей степени, либо представляют ее в каких-то совершенно новых аспектах. Осенью мы планируем подготовить большой выставочный проект, посвященный творчеству Константина Мельникова, и показать на нем в том числе кое-какие вещи, которые мы раньше не имели возможности показывать в «Руине», поскольку там не было совсем никаких условий.

Открывая его выставкой «Инновация», мы решили показать, что пространство инновационное, и увязать это с тем, что в этом году проходит Биеннале современного искусства. Нам бы хотелось, чтобы «Руина» стала площадкой для экспериментов.

Открытие флигеля переносили несколько раз в силу разных обстоятельств. Главным образом из-за оборудования. Плюс были некоторые сложности, связанные с документальным оформлением работ. Общая стоимость проекта составила около 75 миллионов рублей.

Особенность этого пространства в том, что оно показывает три века русской архитектуры. Своды первого этажа - это своды XVIII века, каретного сарая усадьбы Талызиных. В первую половину XIX века здание было надстроено вторым этажом, и там была людская, где жила прислуга усадьбы. Потом, когда уже во второй половине XIX века в здании поселилось Московское казначейство, сделали третий этаж. И все периоды застройки здания удалось сохранить. Это очень редкий для Москвы случай. Обычно мы оставляем оконные своды изнутри, а тут у вас есть возможность увидеть их с лицевой стороны. Помимо всего прочего, там прекрасной, потрясающей красоты стропила - это чистая геометрия архитектуры. Стропильные конструкции на самом деле не менее красивы, чем сводчатые, но обычно их закрывают потолком, а здесь они открыты.

Здание сгорело в середине 1990-х годов, и Давид Саркисян вместе с Александром Бродским придумали гениальное пространство. По сути, это была руина, которая медленно разрушалась, и Давид вернул ей жизнь. Я очень рада, что Наринэ сохранила этот замысел, сделав его таким венецианским по духу. Может быть, со временем мы скорректируем его. Но пока я не готова давать прогнозы по этому поводу.

Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева обновилсвою виртуальную экспозицию. Проект реализован Министерством культуры Российской Федерации и порталом «Культура.РФ». Познакомиться с богатейшим наследием первого в мире специализированного музея архитектурыможно на сайтеи с помощью одноименного мобильного приложения.

Контент обновленного приложения переведен на шесть языков: к русской и английской версии добавлены китайская, французская, немецкая и испанская. Прошлая версия приложения стала популярна не только в России, но и за рубежом, именно поэтому проект совершил следующий шаг к расширению своей аудитории.

Обновленный виртуальный музей Щусева призван сделать знания о русской архитектуре доступнее для миллионов пользователей по всему миру. Только здесь впервые представлены в 3D нереализованные идеи великих архитекторов. Виртуальный музей архитектуры позволяет увидеть объекты, которых уже нет или существовавших лишь в замыслах творцов.

  • Как выглядел шедевр древнерусского зодчества - Чудов монастырь?
  • Почему великому зодчему Баженову не удалось реализовать проект по строительству Большого Кремлевского дворца и зачем снесли часть Кремлевской стены?
  • Какие иностранные архитекторы учувствовали в конкурсе на здание Дворца Советов, возведение которого, обещало стать стройкой века?

Здесь можно найти ответы на эти и многие другие вопросы, а также рассмотреть детали архитектурных шедевров своими глазами, находясь в любой точке мира.

Новая версия мобильного приложения совместима с несколькими распространенными шлемами виртуальной реальности - Googlecardboard и cardboard-совместимые, SamsunggearVR.

Вадим Ваньков, Советник Министра культуры Российской Федерации :

Обновленный виртуальный музей архитектуры - пример того, как современные технологии делают знания доступнее. Этот проект намного шире, чем просто сайт музея - его можно расценивать и как онлайн-площадку, расширяющую наши знания об архитектуре. Особенно я хочу выделить раздел «Спецпроекты» и мобильное приложение. Пользователи могут оказаться внутри величественных шедевров архитектуры, которые или не были воплощены в жизнь, или бесследно исчезли. Наш проект позволяет восполнить эти знания, выбрав любую удобную форму - краткую видеоэкскурсию или самостоятельный 3D-тур, в том числе доступный пользователям, набирающих популярность приложений виртуальной реальности

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева - далеко не единственная площадка, которая обрела свою онлайн-версию.На данный момент» более 200 виртуальных музеев собраны на портале Культура.РФ

Справка:

Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева - музей и научный центр по изучению и популяризации архитектурного наследия. Музей основан в 1934 году и носит имя своего основателя и первого директора, выдающегося русского и советского архитектора А.В. Щусева.

Основными направлениями деятельности музея являются научные исследования, коллекционная работа, содействие реставрации памятников архитектуры, организация выставок. В структуру музея входят научные отделы хранения фондов, научная библиотека, архив, реставрационные мастерские, фототека, отдел популяризации архитектуры, отдел развития. Коллекции музея отражают тысячелетнюю историю архитектуры России и включают более одного миллиона единиц хранения. Музей имеет статус особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации (указ Президента РФ от 24 января 1995 года).

Музей архитектуры им.А.В. Щусева - выставочное пространство, сочетающее в себе традиции и современные технологии. Так, например, проект онлайн-музея http://vma.muar.ru/ , представлен и на самой площадке, в качестве виртуальной экспозиции “Коридор времени", где каждый посетитель может ознакомиться с историей русской архитектуры, стать участником экскурсий по разным эпохам или самостоятельно поработать с уникальными музейными материалами, представленными в Виртуальном музее архитектуры.