Винкельман отец археологии. Иоганн иоахим винкельман-мысли о греции. I. Эстетика немецкого просвещения и её основоположник

Иоганн Иоахим Винкельман (Winckelmann) (1717-1768) - немецкий историк античного искусства. Анализируя с просветительских позиций историю античного искусства, находил идеал в благородной, возвышенной скульптуре древнегреческой классики. Ее возникновение объяснял политической свободой. Основоположник эстетики классицизма.

Кисть, которую водит художник, должна быть обмочена в разуме, подобно тому как грифель Аристотеля, о котором кто-то сказал: он дает больше думать, чем показывать глазу.

Винкельман Иоганн Иоахим

Иоганн Иоахим Винкельман родился 9 декабря 1717 года, в Стендале, Магдебург. По образованию богослов; учился в Берлине (1735 - 1736) и Галле (1738 - 1740). В 1748 - 1754 годах служил библиотекарем у графа Бюнау (близ Дрездена); в этот период познакомился с сочинениями английских и французских просветителей (Антони Эшли Купер Шефтсбери, Шарль Луи Монтескьё, Вольтера и др.).

С 1755 служил в Риме (с 1763 главный антикварий и «президент древностей» Ватикана); был очевидцем раскопок Геркуланума, Помпей и Пестума. Выступая с позиций просветительской философии против манерного аристократического искусства 18 века, Винкельман в поисках образцов героического и патриотического искусства обращался к Древней Греции.

Здание может стать и быть прекрасным и без украшений благодаря одним своим пропорциям.

Винкельман Иоганн Иоахим

Главное произведение Иоганна Винкельмана - «История искусства древности» («Geschichte der Kunst des Altertums», 1763; русское издание - 1888, 1890) - первый образец научной истории искусства, где рассматриваются не отдельные мастера, а искусство в целом в его расцвете и упадке. Не ограничиваясь описанием сюжета и оценкой достоверности передачи натуры, историк пытался охарактеризовать образный язык, художественные особенности того или иного произведения искусства, став одним из создателей методики искусствоведческого анализа. Хотя Иоганну были известны лишь произведения эпохи эллинизма или римской копии, он сумел подойти к правильному пониманию общественных и конкретно-чувственных жизненных основ древнегреческого искусства, причиной расцвета которого считал климат, государственное устройство и, главное, политическую свободу.

В местностях, где процветали искусства, рождались и самые прекрасные люди.

Винкельман Иоганн Иоахим

Идеал И.И. Винкельмана - греческая скульптура эпохи классики, в его трактовке идеальная и возвышенная, облагораживающая действительность, чуждая всего обыденного и личного. Идеализируя античность, историк считал древнегреческое искусство образцом для всех времён и народов. Призывая художников вернуться к изучению природы, Иоганн под этим, однако, подразумевал подражание античным образцам. Выдвинутое им истолкование античного искусства, ставшее известным в 60-е годы 18 века, послужило эстетической основой для становления классицизма в Германии (Антон Рафаэль Менгс, А. Тишбейн и др.) и других европейских странах (Жак Луи Давид, Бертель Торвальдсен, Антонио Канова и др.) и оказало большое влияние на творчество мастеров 1-й половины 19 века.

В искусстве речи трудно не много сказать, а мало сказать.

Винкельман Иоганн Иоахим

ВИНКЕЛЬМАН (Winckelmann) Иоганн Иоахим (9.12.1717, Штендаль, Магдебург - 8.6.1768, Триест, Северная Италия), немецкий историк античного искусства. Изучал теологию, естественные науки и филологию. С 1755 года служил в Риме (с 1764 главный антикварий и «президент древностей» Ватикана); был очевидцем раскопок городов Геркуланум, Помпеи и Пестум. Занимался антикварно-археологической штудиями и музейной работой, но известность приобрёл благодаря своей апологии древнегреческого искусства, которую подкреплял интерпретациями наиболее известных тогда греческих (преимущественно в римских копиях) статуй. Талант популяризатора в сочетании с энтузиазмом поклонника античности и выразительным, возвышенно-поэтическим стилем обеспечили его сочинениям быстрый успех; переведённые на многие европейские языки, они сыграли важную роль в возрождении классицизма в Европе 2-й половины 18 века, оказали значительное влияние на эстетическую программу веймарского классицизма. Был представителем наиболее последовательного, эллинофильского направления в классицистической эстетике, сложившегося не позднее середины 17 века (Р. Фреар де Шамбре и др.): исходил из представления о древнегреческом искусстве как о высшем художественном образце, своим совершенством превосходящем искусство всех других времён и народов, включая древнеримское. Заложил основы современного искусствознания; разработал периодизацию древнегреческого искусства, в основу которой положил идею последовательной смены состояний становления, расцвета и упадка. Для эпохи Просвещения, видным представителем которой Винкельман являлся, была важна его идея об обусловленности расцвета искусства в Древней Греции политической свободой, существовавшей там в классический период. Основной произведения Винкельмана: «Мысли о подражании греческим творениям в живописи и скульптуре» («Gedanken über die Nachahmung der griechischen Werke in der Malerei und Bildhauerkunst», 1755), «История искусства древности» («Geschichte der Kunst des Altertums», 1764; 2-е изд., исправленное и дополненное - 1776); «Неопубликованные памятники искусства древности» («Monumenti antichi inediti...», т. 1-2, 1767).

Соч.: Werke. , 1808-1825. Bd 1- 11; Briefe. В., 1952-1957. Bd 1-4; Мысли о подражании греческим произведениям в живописи и скульптуре (Ранняя редакция). М., 1992; Религиозные верования. М., 1993; Избранные произведения и письма. М., 1996; История искусства древности. Малые сочинения. СПб., 2000.

Лит.: Гриб В. Р. Учение Винкельмана о красоте // Литературный критик. 1934. № 12; Лифшиц М. А. И. И. Винкельман... // Лифшиц М. А. Вопросы искусства и философии. М., 1935; Hatfield Н.С. Winckelmann and his German critics, 1755-1781; а prelude to the classical age. N. Y., 1943; Justi К. Winckelmann. Sein Leben, seine Werke und seine Zeitgenossen. Кöln, 1956. Bd 1-3; Koch Н. J. J. Winckelmann. Sprache und Kunstwerke. В., 1957; Эстетика Винкельмана и современность. М., 1994; Testa F. Winckelmann е l’invenzione della storia dell’arte: i modelli е la mimesi. Bologna, 1999; Ruppert Н., Winckelmann-Bibliographie. В., 1968.

Стендаль – 8 июня , Триест) - немецкий искусствовед, основоположник современных представлений об античном искусстве

Образование

Сын бедного сапожника, Винкельман, несмотря на свои крайне скудные материальные средства, окончил в Берлине гимназию (Coellnische Gymnasium ) и посещал университет в Галле, где занимался преимущественно древней словесностью.

После того он был довольно долго домашним учителем в разных семействах; в - годах он работал в училище под Берлином, затем поступил в библиотекари к графу Бюнау, в Нетнице. Здесь, живя неподалеку от Дрездена, будущий историк искусства имел возможность часто видеть и изучить собранные там художественные сокровища. Они возбудили в нем горячую любовь к классической древности и отвращение к стилю рококо , господствовавшему в тогдашней немецкой архитектуре и пластике.

Работа в Италии

Желание попасть в Рим и познакомиться с его памятниками побудило его завести переговоры с папским нунцием Аркинто относительно получения места при библиотеке кардинала Пассионеи, но непременным условием для того был ему поставлен переход из лютеранства в католичество . После пятилетних колебаний в году Винкельман решился на этот важный шаг и на следующий год оказался в Риме, где сблизился с живописцем Рафаэлем Менгсом , проникнутым теми же, как и он, эстетическими убеждениями и стремлениями, и всецело предался изучению антиков.

Обогатив свои познания и расширив взгляды поездкой в Неаполь и посещением Геркуланума и Помпей , незадолго перед тем выступивших из-под пепла Везувия , он составил каталог коллекции гемм барона Стоша во Флоренции и после вторичного путешествия в Неаполь приступил к изданию «Истории античного искусства» - главного своего труда, вышедшего в свет в году, вскоре за тем (в г.) дополненного «Заметками об истории искусства» и впоследствии переведенного на французский и другие языки.

Гибель

Побывав еще раз в Неаполе, он отправился в сопровождении скульптора Бартоломео Кавачеппи в Германию, но доехал только до Вены, откуда вернулся в Италию. Неподалеку от Триеста Винкельман случайно познакомился с только что выпущенным из тюрьмы преступником Арканджели. Притворившись любителем искусства, Арканджели втёрся к нему в доверие с целью воспользоваться бывшими при нем медалями и деньгами. В Триесте, где Винкельман намеревался сесть на корабль до Анконы и остановился на несколько дней, Арканджели ограбил Винкельмана, и от полученных ножевых ранений тот умер.

Идеи

Заслуга Винкельмана заключается преимущественно в том, что он первый проложил путь к пониманию культурного значения и прелести классического искусства, оживил интерес к нему в образованном обществе и явился основателем не только его истории, но и художественной критики, для которой предложена им стройная, хотя и устаревшая для наших дней система. В частности, он считал, что «древнеримское» искусство является слепым подражанием «древнегреческих» образцов, а искусство современное считал второстепенным по отношению к античности .

По Винкельману , главной задачей искусства должно быть «прекрасное», которому подчиняются и индивидуальная правда, и действие, и эффект; сущность же прекрасного заключается в изображении типа, созданного нашей фантазией и природой; в ее основании лежат верность пропорций, благородная простота, спокойное величие и плавная гармоничность контуров. Придавая, таким образом, значение не столько содержанию художественной идеи, сколько красоте формы и правильности рисунка, Винкельман , разумеется, не мог ценить по достоинству художественные произведения Средних веков и начальной поры эпохи Возрождения.

Труды

  1. Gedanken über die Nachahmung der griechischen Werke in der Malerei und Bildhauerkunst ("Thoughts on the Imitation of Greek Works in Painting and Sculpture"), followed by a feigned attack on the work, and a defence of its principles, nominally by an impartial critic. (1st ed of only 50 copies , 2nd ed )
  2. Description des pierres gravées du feu Baron de Stosch ()
  3. Anmerkungen über die Baukunst der Alten ("Observations on the Architecture of the Ancients"), including an account of the temples at Paestum ()
  4. Sendschreiben von den Herculanischen Entdeckungen (Letter About the Herculanean Discoveries) ()
  5. Nachrichten von den neuesten Herculanischen Entdeckungen (Report About the Latest Herculanean Discoveries) ()
  6. Geschichte der Kunst des Alterthums ("History of Ancient Art") ()
  7. Versuch einer Allegorie (1766), which, although containing the results of much thought and reading, is not conceived in a thoroughly critical spirit.
  8. Monumenti antichi inediti (

(Winckelmann) - знаменитый основатель археологии классического искусства, род. в Стендале, в Бранденбургской обл., 9 декабря 1717 г. Сын бедного сапожника, он, несмотря на свои крайне скудные материальные средства, прошел курс одной из берлинских гимназий и посещал университет в Галле, где занимался преимущественно древней словесностью. После того он был довольно долго домашним учителем в разных семействах; в 1743 г. принял должность конректора в зеегаузском училище, но по прошествии пяти лет отказался от нее и поступил в библиотекари к гр. Бюнау, в Нетнице. Здесь, живя неподалеку от Дрездена, будущий историк искусства имел возможность часто видеть и изучить собранные там художественные сокровища. Они возбудили в нем горячую любовь к классической древности и отвращение от стиля рококо, господствовавшего в тогдашней немецкой архитектуре и пластике. Желание попасть в Рим и познакомиться с его памятниками побудило его завести переговоры с папским нунцием Аркинто относительно получения места при библиотеке кардинала Пассионеи, но непременным условием для того был ему поставлен переход из лютеранства в католичество. После пятилетних колебаний в 1754 г. В. решился на этот важный шаг, на следующий год очутился в вечном городе, где сблизился с живописцем Раф. Менгсом, проникнутым теми же, как и он, эстетическими убеждениями и стремлениями, и всецело предался изучению антиков. Обогатив свои познания и расширив взгляды поездкой в Неаполь и посещением Геркулана и Помпеи, незадолго перед тем выступивших из-под пепла Везувия, он составил каталог коллекции гемм бар. Стоша во Флоренции и после вторичного путешествия в Неаполь приступил к изданию "Истории античного искусства" - главного своего труда, вышедшего в свет в 1764 г., вскоре за тем (в 1767 г.) дополненного "Заметками об истории искусства" и впоследствии переведенного на французский и др. языки. Побывав еще раз в Неаполе, он отправился в сопровождении скульптора Кавачеппи в Германию, но доехал только до Вены; смутная тоска и предчувствие какой-то беды побудили его расстаться здесь со своим спутником и вернуться назад, в Италию. По пути туда случай свел его неподалеку от Триеста с только что выпущенным из тюрьмы преступником Арканджели. Этот последний, притворившись любителем искусства, втерся к нему в доверие с целью воспользоваться бывшими при нем медалями и деньгами. В Триесте, где В. остановился на несколько дней в ожидании судна, которое отвезло бы его в Анкону, негодяй попытался привести свой гнусный замысел в исполнение и в номере гостиницы нанес ученому несколько ран ножом, от которых тот и умер 8 июня 1768 г. Заслуга В. заключается преимущественно в том, что он первый проложил путь к пониманию культурного значения и прелести классического искусства, оживил интерес к нему в образованном обществе и явился основателем не только его истории, но и художественной критики, для которой предложена им стройная, хотя и устаревшая для наших дней система. По В-ну, главной задачей искусства должно быть "прекрасное", которому подчиняются и индивидуальная правда, и действие, и эффект; сущность же прекрасного заключается в изображении типа, созданного нашей фантазией и природой; в ее основании лежат верность пропорций, благородная простота, спокойное величие и плавная гармоничность контуров. Придавая, таким образом, значение не столько содержанию художественной идеи, сколько красоте формы и правильности рисунка, В., разумеется, не мог ценить по достоинству художественные произведения Средних веков и начальной поры эпохи Возрождения. Из многочисленных сочинений, посредством которых распространял он свои выводы и идеи, особенно любопытны, сверх вышеупомянутых, еще следующие: "Gedanken über die Nachahmung der griechischen Werke in Malerei und Bildhauerkunst" (1753), "Sendschreiben über die Gedanken von der Nachahmung" и принадлежащие к этому труду "Дополнения" (1756), "Anmerkungen über die Baukunst der Alten" (1761), "Abhandlungen von der Empfindung der Schönen" (1763), "Versuch einer Allegorie" (1766) и находящееся в связи с "Историей искусства" обширное издание: "Monumenti antichi inediti" (1767, 1768 и 1821). Полное собрание сочинений В. издано Ферновым, Генрихом Мейером, Шульце и Зибелисом (в 1808-1825 гг., 11 томов; вторично в Аугсбурге в 1838 и след. гг.). В богатой литературе о Винкельмане и его трудах, можно указать на сочинения: В. Гете, "W. und sein Jahrhundert" (1805) и Justi, "Leben W." (1866-1872). На русском языке см. этюд Н. М. Благовещенского (СПб., 1891).

  • - виднейший немецкий искусствовед, антиковед. Основные его работы: «Мысли о подражании греческим творениям в живописи и скульптуре» , «История искусства древности» , «Неизданные памятники» ...

    Античный мир. Словарь-справочник

  • - , немецкий скульптор, мастер фарфоровой пластики Майсенской мануфактуры. Представитель рококо. Автор разнообразных по жанрам и размерам, пластичных по формам, сочных по краскам произведений...

    Художественная энциклопедия

  • - богослов и археолог, родился в 1754 году в Эрфурте, учился сперва в университете своего родного города, потом в Гёттингене и после 1778 года прожил несколько лет в России...
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - знаменитый основатель археологии классического искусства, род. в Стендале, в Бранденбургской обл., 9 декабря 1717 г. Сын бедного сапожника, он, несмотря на свои крайне скудные материальные средства, прошел курс...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - автор мистико-философского сочинения "Conspectus de medicina mentis"; как профессор богословия в Галле, выступил обвинителем Вольфа и его философии...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - немецкий писатель; род. в 1727 г.; уехал в 1762 г. в Африку, где пропал без вести. Много раз переиздавались его "Lieder u. Sinngedichte" ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - немецкий писатель, род. в 1727 г. и уехавший в 1762 г. в Африку, где пропал без вести. Много раз переиздавались его "Lieder u. Sinngedichte" ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Бехер Иоганн Иоахим, немецкий химик и врач. В книге «Подземная физика» высказал мысль, что все минеральные тела состоят из трёх «земель»: стеклующейся; горючей, или жирной; летучей, или ртутной...
  • - Винкельман Иоганн Иоахим, немецкий историк античного искусства. По образованию богослов; учился в Берлине и Галле. В 1748‒54 служил библиотекарем у графа Бюнау...

    Большая Советская энциклопедия

  • - немецкий химик и врач. Создал первую химическую теорию - теорию флогистона. Наблюдал при действии серной кислоты на винный спирт выделение горючего газа...
  • - немецкий историк искусства. Анализируя с просветительских позиций историю античного искусства, находил идеал в благородной, возвышенной скульптуре древнегреческой классики...

    Большой энциклопедический словарь

  • - немецкий флейтист, композитор, инструментальный мастер. Работал в ряде городов Европы. Автор методического труда о поперечной флейте, многих произведений для флейты...

    Большой энциклопедический словарь

  • - немецкий скульптор, представитель рококо, мастер фарфоровой пластики Майсенской мануфактуры. Разнообразные по жанрам и размерам, пластичные по формам, сочные по краскам произведения...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Иоахим Немецкий историк античного искусства, археолог. Получил богословское образование. Учился в Берлине, в Галле. С 1755 служил в Риме. С 1763 - главный антикварий и "президент древностей" Ватикана...
  • - историк искусства, основоположник эстетики классицизма Боязнь пустого пространства часто заставляет закрыть стены; и заменяют эту пустоту пустые картины, лишенные мысли...

    Сводная энциклопедия афоризмов

"Винкельман Иоганн-Иоахим" в книгах

Иоахим фон Риббентроп

Из книги Альянс и разрыв со Сталиным автора Риббентроп Иоахим фон

Иоахим фон Риббентроп Из книги: Joachim von Ribbentrop. Zwischen London und Moskau, Erinnerungen und letzte Aufzeichnungen. Aus dem Nachlass. Herausgegeben von Annelies von Ribbentrop. Druffel-Verlag. Leoni am Starnberger See, 1953. Иоахим фон Риббентроп (1893–1946) - один из главных нацистских военных преступников. В годы Первой мировой войны - офицер

21. ИОГАНН ИОАХИМ ВИНКЕЛЬМАНН (1717–1768)

Из книги 100 кратких жизнеописаний геев и лесбиянок автора Расселл Пол

21. ИОГАНН ИОАХИМ ВИНКЕЛЬМАНН (1717–1768) Иоганн Иоахим Винкельманн, сын сапожника, родился 9 декабря 1717 года в городе Стендал в Пруссии. С самых юных лет он был очарован античным искусством, особенно Гомером, которого он впервые прочитал в английском переводе Александра Поупа.

Ютеваль, Иоахим

Из книги Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа автора Бенуа Александр Николаевич

Ютеваль, Иоахим Достоинства также скорее каллиграфического характера обнаруживает и картина Ютеваля (1566 - 1638), помеченная 1621 годом, “Христос благословляет детей”, в которой, однако, помимо умелого “плетения” круглых, вьющихся линий, можно любоваться фоном: видом через

Иоахим Патинир

Из книги История живописи. Том 1 автора Бенуа Александр Николаевич

Иоахим Патинир Тон Патинира - сине-зеленый, очень глубокий - принадлежит всецело ему; но принадлежит ли вполне ему и вся формальная сторона его композиций и все эти "подробности", которые он складывает в одно целое, это еще вопрос. Очень близкие по характеру пейзажи

И. Винкельман

Из книги Искусство и коммуникация автора Басин Евгений Яковлевич

И. Винкельман В эстетике одного из крупнейших представителей немецкого Просвещения И. И. Винкельмана среди коммуникативных проблем на первое место выдвигается проблема аллегории, которая рассматривается им как «естественный знак», противопоставляемый

I.3. Винкельман И.И. Об искусстве у греков

Из книги Социология искусства. Хрестоматия автора Коллектив авторов

I.3. Винкельман И.И. Об искусстве у греков Винкельман Иоганн Иоахим (1717–1768) – немецкий историк и теоретик искусства, представитель Просвещения. Изучая греческую античность, он создал теорию развития искусства, основанную на связи с природной средой и социальной жизнью

ИОАХИМ МЮРАТ

Из книги 100 великих героев автора Шишов Алексей Васильевич

Иоганн Иоахим Винкельман

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Иоганн Иоахим Винкельман (1717-1768 гг.) историк искусства, основоположник эстетики классицизма Боязнь пустого пространства часто заставляет закрыть стены; и заменяют эту пустоту пустые картины, лишенные мысли.В искусстве речи трудно не много сказать, а мало сказать.В

Винкельман

Из книги Энциклопедический словарь (В) автора Брокгауз Ф. А.

Винкельман Винкельман (Эдуард Winkelmann) – историк, род. в 1838 г., был учителем истории в дворянском училище в Ревеле, потом профессором в Дерпте, Берне и Гейдельберге. Много статей помещено им в «Baltische Monatsschrift», «Histor. Zeitschrift» Зибеля и других специальных изданиях. Из его работ

Бехер Иоганн Иоахим

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЕ) автора БСЭ

Винкельман Иоганн Иоахим

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВИ) автора БСЭ

Кендлер Иоганн Иоахим

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КЕ) автора БСЭ

ВИНКЕЛЬМАН, Иоганн Иоахим

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

ВИНКЕЛЬМАН, Иоганн Иоахим (Winckelmann, Johann Joachim, 1717–1768), немецкий искусствовед 155 Благородная простота и спокойное величие. // Eine edle Einfalt und eine stille Gr?sse. «Мысли о подражании греческой живописи и зодчеству» (1755) ? Markiewicz, s. 445 Об искусстве классической Греции. ? «Большой стиль» (А-324);

ВИНКЕЛЬМАН И ЕГО ВРЕМЯ

Из книги Собрание сочинений в десяти томах. Том десятый. Об искусстве и литературе автора Гёте Иоганн Вольфганг

ВИНКЕЛЬМАН И ЕГО ВРЕМЯ ВВЕДЕНИЕ Воспоминания о замечательных людях, так же как и близость значительных произведений искусства, время от времени пробуждают в нас дух размышления. Они возникают перед нами как заветы для всех поколений, первые - в деяниях и славе, вторые

ИОАХИМ ФОН...

Из книги Об этом нельзя забывать:Рассказы, очерки, памфлеты, пьесы автора Галан Ярослав Александрович

Иоганн Иоахим Винкельман

Винкельман Иоганн Иоахим (1717-1768) - немецкий просветитель, историк и теоретик искусства. Основной труд Винкельмана «История искусства древности» (1764) явился первой попыткой научного исследования истории искусства. Развитие искусства, по Винкельману, обусловлено как природными факторами (климат), так и общественными (влияние «государственного устройства и управления и вызванного ими склада мыслей»). Порожденное свободой древнегреческое искусство как воплощение «благородной простоты и спокойного величия» - эстетический идеал Винкельмана, которому он призывал следовать. Взгляды Винкельмана оказали воздействие на последующее развитие эстетики и искусства.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова . М., 1991, с. 67.

Винкельман (Winckelmann) Иоганн Иоахим (9 декабря 1717, Стендаль - 8 июня 1768, Триест) - немецкий просветитель, представитель классической немецкой эстетики. Получил богословское образование; приняв католичество, в 1755 переехал в Рим; с 1763 - главный антикварий Ватикана и «президент древностей».

Влияние его идей связано с выходом работы «История искусства древности» (Geschichte der Kunst des Alterthums, 1764; рус. пер. 1890), в которой искусство рассматривается как целостное органическое явление в его возникновении, расцвете и упадке. Причиной расцвета греческого искусства Винкельман считает климат, государственное устройство и наличие политической свободы. Он выделяет четыре фазы в развитии греческого искусства: «древнейший стиль», где еще не достигнуто совершенство; «высокий стиль», связанный с расцветом демократических Афин в эпоху Перикла ; «изящный стиль», в котором грация и утонченность доминируют над силой и героикой; фаза «подражателей», ведущая к упадку искусства. Идеалом для Винкельмана служит греческая скульптура эпохи Фидия, ее пластическое совершенство, уравновешенность и гармония («благородная простота» и «спокойное величие»). Работы Винкельмана создали эпоху в изучении античного искусства и оказали существенное влияние на эстетическую теорию и художественную практику 18-19 веков.

M. А. Кузнецов

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 403.

Крупным событием в немецкой художественной жизни XVIII века был поворот к эстетике древнегреческого искусства, провозглашенный Винкельманом. Эстетика как особая философская дисциплина получила развитие в школе Лейбница - Вольфа. Она занималась анализом чувства прекрасного, в котором философия Лейбница усматривала способность человеческой души постигать совершенство окружающего мира. Такой взгляд не мог удовлетворить тех передовых немцев, которые начинали сомневаться в том, что идеал безусловно совпадает с действительностью, как этому учили философы школы Лейбница - Вольфа . Возникло стремление освободить эстетику от опеки церковно-христианской морали и пут идеалистической философии. Это стремление и выразил Иоганн Иоахим Винкельман (1717- 1768), который первый вернулся к гуманистической культуре. По своему мировоззрению он был последователем древнего материалиста Эпикура . В своей философии истории Винкельман ближе всего стоял к Монтескье , с его повышенным вниманием к природным условиям и теорией политической организации. Бедствия и невзгоды современной жизни он считал результатом исчезновения свободного демократического строя (свойственного, как ему представлялось, древнегреческим республикам), результатом засилья деспотизма и религии.

Уроженец Пруссии, Винкельман всю жизнь питал отвращение к этому государству, как «живодеру народов». В Саксонии Августа III, собравшего знаменитую коллекцию Дрезденской галереи, он чувствовал себя свободнее. Но обычная в придворном и церковном искусстве того времени эстетическая доктрина барокко не удовлетворяла его. Он уехал в Италию, которую считали тогда обетованной землей искусства и красоты. Здесь окончательно формируется его идеал «подражания грекам». В противоположность последователям классицизма, которые видели в античной культуре аристократические начала, Винкельман усматривал причину расцвета греческого искусства в демократическом строе древней Греции. В своей «Истории искусства древности» (1764 г.) Винкельман идеализирует греческие республики, но его заблуждение было в то время неизбежно, а идеализация эллинского мира характерна для всего демократического движения XVIII века: она отразилась и в искусстве революционной Франции, и в поэзии Гёте и Шиллера , и в немецкой классической философии, и в передовой общественной мысли всей Европы.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том V. М., 1958, с. 426-427.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Briefe, hrsg. v. W. Rehm und H. Diepolder, Bd. 1 -4. В., 1952-57;

Kunsttheoretische Schriften, Bd. 1-10. Baden-Baden - Strasbourg, 1962-71; в рус. пер.: Избр. произв. и письма. М., 1996.