Верроккьо, Андреа дель (Андреа ди Микеле Чони). Великие скульпторы Флоренции: Донателло, Гиберти, Верроккьо Давид верроккьо описание

В скульптуре “Дама с цветами” Андреа дель Вероккьо лицо женщины несколько напряжено, а голова слегка наклонена, руки – особенно важный элемент портретного бюста – лежат на груди. Мягкие складки одежды созданы рукой настоящего мастера. Хотя флорентийские художники эпохи Возрождения были достаточно искусны во многих художественных техниках, многогранность таланта Вероккьо была исключительной.

Андреа дель Вероккьо учился ювелирному делу, был живописцем, скульптором и одним из самых образованых художников ренессанса. Мастерская Андреа дель Вероккьо во Флоренции была исключительно плодовитой. Здесь учились ювелиры, скульпторы и живописцы. среди которых были такие прекрасные художники, как Перуджино и, особенно, Леонардо да Винчи. Падение спроса на ювелирные изделия побудило Андреа дель Вероккьо обратиться к декоративной резьбе (одна из первых работ художника в этой области – украшение капеллы собора в Орвьето в 1461) и темперной живописи.

В 1465 году Андреа дель Вероккьо создал надгробие Козимо Медичи, с середины 1460–х годов работал над скульптурной композицией «Уверение Фомы». С 1467 Верроккьо выполнял заказы Медичи, правителей Флоренции. В творчестве Вероккьо реалистические тенденции, развивавшиеся во флорентийской школе 15 века, сочетались с аристократической утонченностью и изысканным декоративизмом форм, анатомическая точность и тщательность моделировки – с острой и изящной угловатостью линий.

Вероккьо – автор надгробий (Джованни и Пьеро Медичи, бронза, цветной мрамор, порфир, 1412, Старая сакристия церкви Сан-Лоренцо, Флоренция), статуй (“Давид”, бронза, 1473–1475, Национальный музей, Флоренция), конных монументов (памятник кондотьеру Б. Коллеони на площади Санти-Джованни э Паоло в Венеции, бронза, 1479–1488, отлит в 1490 году), точных по характеристике скульптурных портретов (бюст Джулиано Медичи, терракота, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Немногочисленные живописные произведения Вероккьо отличаются остротой и точностью рисунка, скульптурностью в моделировке форм (“Мадонна”, около 1470, Картинная галерея, Берлин-Далем). Вероккьо был учителем многих итальянских художников – Леонардо да Винчи, Перуджино и других.

В 1476 году Андреа дель Вероккьо создал статую Давида. Эта изящная бронзовая статуя стала символом гуманистической ренессансной культуры. Она предназначалась для виллы Медичи, но в 1576 году Лоренцо и Джулиано передали её во дворец Синьории во Флоренции. Одним из учеников в мастерской Вероккье был молодой Леонардо да Винчи. Знаменитые рисунки и картины Леонардо во многом основаны на стиле учителя.

Леонардо исполнил детали для некоторых картин и скульптур Андреа дель Вероккьо. Хотя Вероккьо, может быть, доверял молодому Леонардо рисовать некоторые незначительные детали и в более ранних своих работах, все же скорее всего именно в «Крещении Христа» он впервые разрешил Леонардо нарисовать полностью фигуру. Маленький, одетый в голубое ангел, по существу, известил Флоренцию о рождении гения в итальянском искусстве, да, пожалуй, и в истории человечества. В 1482 году Вероккьо уехал в Венецию для работы над конной статуей кондотьера Бартоломео Коллеони. Художник скончался там же в 1488 году, так и не завершив начатую скульптурную работу.

Андре́а дель Верро́ккьо (итал. Andrea del Verrocchio), наст. имя Андреа ди Микеле Чони (итал. Andrea di Michele Cioni; 1435, Флоренция, Флорентийская республика - 10 октября 1488, Венеция, Венецианская республика) - скульптор и живописец эпохи Возрождения, представитель Флорентийской школы. Среди его учеников - Сандро Боттичелли , Пьетро Перуджино , Леонардо да Винчи и Лоренцо ди Креди.

Андреа дель Верроккьо родился и работал во Флоренции. Своё имя («от Верроккьо»), он получил от своего учителя, ювелира Верроккьо. Специализировался на скульптуре, но также обращался и к живописи.

В эпоху Раннего Возрождения художники работали почти исключительно по заказам, поэтому в то время была велика роль меценатов. Эта практика особенно распространилась во Флоренции XV века, где художественные мастерские осуществляли любые заказы покровителей - от росписи посуды до архитектурных проектов. Верроккьо слыл непревзойденным декоратором и режиссёром придворных празднеств.

В 1465 году он создал надгробие Козимо Медичи (1389-1464). В 1467-1483 годах работал над скульптурной композицией «Уверение Фомы» для церкви Орсанмикеле.

Ученик, желавший стать художником, вначале поступал подмастерьем к мастеру и лишь после шести лет обучения мог основать собственную мастерскую. Среди учеников Верроккьо в его мастерской были такие мастера Возрождения, как Сандро Боттичелли , Пьетро Перуджино и Леонардо да Винчи - по легенде, именно он позировал учителю для статуи Давида (1476), на лице которого играет своеобразная полуулыбка, впоследствии ставшая отличительной особенностью стиля художника. Изящная статуя, выполненная из бронзы, стала символом гуманистической ренессансной культуры. Она предназначалась для виллы Медичи, которую начал строить в Риме Бартоломео Амманати по заказу Фердинандо Медичи, однако Лоренцо и Джулиано передали её во дворец Синьории во Флоренции.

В 1479 году Верроккьо участвовал в конкурсе, объявленном Венецианской республикой на выполнение конной статуи кондотьера Бартоломео Коллеони (1400-1475), предназначенной для площади Сан-Заниполо. Верроккьо выполнил эскизную скульптуру из дерева и в 1483 году выиграл конкурс. Получив заказ, он начал работу в своей мастерской над моделью из воска, а в 1486 году приехал в Венецию, чтобы следить за отливкой статуи из бронзы. Не завершив начатое, художник скончался там 10 октября 1488 года. Согласно его завещанию статую должен был отлить его ученик, флорентиец Лоренцо ди Креди - однако городской совет передал работу венецианцу Алессандро Леопарди, также участвовавшему в конкурсе, - который и завершил работу в 1496 году.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

» Вероккьо Андреа

Творчество и биография - Вероккьо Андреа

Вероккьо Андреа . Настоящее имя - Андреа ди Микеле ди Франческо Чони, выдающийся итальянский скульптор. Родился во Флоренции. Был известным скульптором, живописцем, рисовальщиком, архитектором, ювелиром, музыкантом. В каждом жанре утвердил себя как мастер-новатор, не повторяющий сделанного предшественниками.

Среди первых работ, принесших известность молодому Андреа Верроккьо, начинавшему как ювелир, - статуэтка из терракоты «Спящий юноша» и знаменитая бронзовая фигура «Давид», выполненная для семейства Медичи (ок. 1462-65. Флоренция. Национальный музей). Новаторство Верроккьо проявилось, в этой замечательной работе не только неожиданностью трактовки образа библейского героя - полного движения, задора, жизни. В бронзовой скульптуре откровенно выражены новые понятия о красоте и новые идеалы, сложившиеся в третьей четверти XV века. А надгробие Пьеро и Джованни Медичи, поставило его в число самых значительных художников Флоренции уже в середине 1460-х.

К началу 60-х относится и получившая широкую известность статуя из бронзы «Путто с дельфином» (для виллы Медичи в Кареджи). Выполненная с замечательным техническим мастерством, она произвела столь сильное впечатление, что многочисленные отражения образа «Путто с дельфином» возникали во флорентийском искусстве вплоть до начала XVI века. Огромная популярность этих двух произведений Верроккьо, утверждающих могущество молодости, радость жизни, легкость и изящество героев, естественных в своем поведении, быстро сделали безвестного ювелира одним из самых известных ваятелей Флоренции.

Во второй половине 1860-70-х Верроккьо работал плодотворно и напряженно: кроме множества великолепных надгробий, каждое из которых - завершенное художественное произведение, он создал серию замечательных скульптурных портретов: «Мадонна с младенцем», «Портрет Джулиано Медичи», «Портрет молодой женщины с букетом цветов», «Мертвый Христос», «Христос и апостол Фома» и др. Самое зрелое из монументальных произведений Верроккьо - конный памятник Бартоломео Коллеони, украшающий площадь Сан-Джованни э Паоло в Венеции. Огромный заряд энергии, порыв движения и концентрированной воли превращают всадника и коня в единый организм. Этот всесокрушающий порыв производил огромное впечатление на современников.

Немногим более двадцати лет отделяют знаменитый венецианский монумент от первых самостоятельных шагов мастера в скульптуре (надгробие Козимо Медичи), но их отличие говорит о колоссальном пути, который прошел за эти годы в своем творчестве Верроккьо.

Самостоятельное значение имеет творчество Верроккьо-живописца: его считают одним из создателей живописного стиля конца XV века. Андреа Верроккьо выработал собственную живописную манеру, которую отличала особая пластичность, мягкая живописность, уравновешенность колористического решения. В то же время его работы несли в себе глубокий драматический мотив, который был оценен и развит учениками мастера. Среди лучших произведений Верроккьо в живописи - «Крещение», «Мадонна с младенцем» (конец 1460-х), «Товий и ангел» (ок. 1473), «Мадонна с младенцем и Св. Иоанном Крестителем и Донатом» (конец 1470-х; завершена Л. ди Креди в 1486).

Его мастерская во Флоренции была важнейшим художественным центром в 1470 - 80-е. Здесь обучались живописцы С. Боттичелли, Перуджино, Л. ди Креди, Леонардо да Винчи. Именно живописное наследие Верроккьо явилось исходной точкой для развития их художественных индивидуальностей.

Похоронен в семейной усыпальнице Чони в церкви Сан-Амброджо.

March 22nd, 2013

Андреа дель Верроккьо (Andrea del Verrocchio, настоящее имя Andrea di Michele Cioni - Андреа ди Микеле Чони, а фамилию Вероккьо он взял у своего учителя ювелира Вероккьо) (1435, Флоренция - 1488, Венеция) - итальянский скульптор и живописец эпохи Возрождения, один из учителей Леонардо да Винчи.

К плеяде выдающихся мастеров эпохи Возрождения и принадлежит флорентиец Андреа Верроккьо. Он не был столь решительным новатором, как великие скульпторы первой половины века - и , открывшие новые пути в этом искусстве. Верроккьо не похож и на такого революционера в скульптуре, как Микеланджело, начавшего работать позднее, на пороге уже XVI века. Историческое место Верроккьо более скромно, но оно в высшей степени достойно уважения. Этот мастер является как бы одним из связующих звеньев между двумя периодами великих подъемов искусства скульптуры в эпоху Ренессанса. Почти одинаково обоснованы как взгляды тех, кто хочет видеть в нем великого пионера, проложившего последние пути к искусству "золотого века", так и тех, кто считает его лишь умелым последователем Кастаньо, Бальдовинетти и даже подражателем Сандро Боттичелли, который был на девять лет моложе Андреа, но выдвинулся в живописи раньше своего товарища. Верроккьо - наследник создателей ренессансной скульптуры, то есть мастеров первой половины века, и предшественник мастеров Высокого Возрождения, один из которых (Леонардо да Винчи) был прямым учеником Верроккьо.

Андреа дель Верроккьо известен нам преимущественно как скульптор. В документах XV века он никогда не упоминается в качестве живописца. Картин его сохранилось мало, и среди них единственной, вполне достоверно ему принадлежащей можно считать лишь "Крещение Христа" во Флорентийской Академии.

Изначально Андреа был привязан к утонченной декоративности, поскольку учился ювелирному ремеслу, он и скульптурой-то стал заниматься отчасти из-за падения спроса на ювелирные изделия. Но именно потомственные ювелиры эпохи Возрождения, занявшись скульптурой, оказали немалое влияние на развитие бронзовой литой пластики. Они умели пользоваться чеканкой и гравировкой, умели шлифовать металл и понимали его специфику, и одним из лучших знатоков металла был как раз Верроккьо. Бронза, с ее прочностью и стойкостью, дающая возможность с большой точностью отделывать детали, становится его главным материалом.

В 1465 году Вероккьо создал надгробие Козимо Медичи; мастеру удалось уловить и воплотить в жизнь желание герцога увековечить свое имя. По окончании этой работы он обрел покровителей в лице представителей семейства Медичи - это как купить счастливый лотерейный билет.

Могила Козимо Медичи. 1465 г. Андреа дель Верроккьо Церковь Сан Лоренцо, Флоренция


Надгробная плита над могилой Козимо Медичи. 1465 г. Андреа дель Верроккьо . Церковь Сан Лоренцо, Флоренция

"Ювелирность" скульптурного почерка художника проявилась впервые в его бронзовом литье, украшающем гробницу Джованни и Пьетро Медичи в церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Эта ранняя работа - образец изысканного декоративизма.


Гробница Пьетро и Джованни Медичи. 1469-72 гг. Андреа дель Верроккьо . Мрамор, порфир, бронза. Сан Лоренцо, Флоренция.

В 1476 году Андреа дель Вероккьо создал статую Давида - изящную бронзовую статую. Она предназначалась для виллы Медичи, но в 1576 году Лоренцо и Джулиано передали её во дворец Синьории во Флоренции.
Отважный юный библейский пастух, победивший великана и отрубивший ему голову, изображен в видя изящного стройного юноши. Своей позой, костюмом он напоминает скорее танцора-виртуоза из придворного балета, чем бедного пастуха и героя-бойца. Мастерство Верроккьо в компоновке фигуры и выборе пропорций, в отделке поверхностей и деталей носит почти ювелирный характер.


Юный Давид. 1473-75 гг.Андреа дель Верроккьо


Юный Давид. Деталь. 1473-75 гг.Андреа дель Верроккьо . Бронза. Музей Барджелло, Флоренция.


Юный Давид. Деталь. 1473-75 гг.Андреа дель Верроккьо . Бронза. Музей Барджелло, Флоренция.


Юный Давид. Деталь. 1473-75 гг.Андреа дель Верроккьо . Бронза. Музей Барджелло, Флоренция.

Предание гласит, что "Давид" стал одним из самых ярких итогов духовного союза ученика Леонардо да Винчи и учителя Андреа дель Верроккьо - мол, сам Леонардо позировал для нее. На лице бронзового Давида играет своеобразная полуулыбка, по той же легенде - ставшая впоследствии отличительной особенностью стиля Леонардо да Винчи.

Помимо статуи Давида по заказу Лоренцо Медичи скульптор сделал эскизы штандартов и рыцарских доспехов для турниров 1469, 1471 и 1475 годов и скульптурную композицию "Мальчик с дельфином" для фонтана виллы Медичи в Кареджи.


Мальчик с дельфином. около 1470 г. Андреа дель Верроккьо . Бронза. Палаццо Веккьо, Флоренция.


Лоренцо Медичи. 1480 г. Андреа дель Верроккьо . Раскрашенная терракотта. Национальная галерея искусств, Вашингтон.


Джулиано ди Пьеро Медичи. 1475-78 гг. Андреа дель Верроккьо Терракотта (изначально раскрашенная)

и чрезвычайно поэтического, нежного, тонкого "Женского портрета" 1475 года из флорентийского Национального музея Барджелло. Это чрезвычайно простой, без всяких претензий и преувеличений - и очень человечный портрет. Нежными, хрупкими пальцами молодая женщина прижимает к груди букетик цветов. Это придает особую женственность и душевную теплоту образу.


Женщина с букетом. 1475-80 гг. Андреа дель Верроккьо


Женщина с букетом. Деталь. 1475-80 гг. Андреа дель Верроккьо . Мрамор. Национальный музей Барджелло, Флоренция.

и еще один портрет, в похожем стиле - очень живой, нежный, со своим характером:


Молодая женщина. 1465-66 гг. Андреа дель Верроккьо . Мрамор. Frick Collection, Нью-Йорк

В 1463-1487 годах Верроккьо выполнил скульптурную группу "Уверение Фомы" (1476-1483, Флоренция, церковь Орсанмикеле; отреставрирована в 1986-1993), одним из заказчиков которой был Пьеро Медичи.

Согласно Евангелию от Иоанна, Фома отсутствовал при первом явлении Иисуса Христа другим апостолам и, узнав от них, что Иисус воскрес из мертвых и приходил к ним, сказал: "Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю". Явившийся Иисус позволил Фоме вложить палец в раны (по мнению одних богослов Фома отказался сделать это, другие, же считают, что Фома прикоснулся к ранам Христа, Фома уверовал и произнёс "Господь мой и Бог мой!"


Уверение Фомы . 1476-83 гг. Андреа дель Верроккьо


Уверение Фомы . 1476-83 гг. Андреа дель Верроккьо Бронза. Орсанмикеле, Флоренция.

В 1482 году Верроккьо уехал в Венецию для работы над конной статуей кондотьера Бартоломео Коллеони.

В этой четырехметровой конной статуе кондотьера Бартоломео Коллеони в Венеции Вероккьо словно вступает в соревнование с . В отличие от сурового величия Гаттамелатты, Верроккьо воплощает в своем Коллеони образ неистового, охваченного пылом сражения военачальника. Привстав в стременах, кондотьер как бы осматривает поле боя, готовый ринуться вперед, увлекая за собой войска. Тело его напряжено, лицо искажено выражением жестокости и слепой ярости, все в его облике говорит о неукротимой воле к победе. В такой интерпретации сказалось не только стремление к большей эффектности памятника, но и интерес к психологической характеристике, к передаче состояния воина в момент сражения. В сущности, перед нами не конкретная живая личность, а условный образ "могучего воина".

Художники Ренессанса старательно изучали реальное человеческое тело, законы его строения, пропорций и движений. К концу XV столетия художники все чаще занимаются анатомическими исследованиями. Знание устройства человеческого тела изнутри - его костей, сухожилий, мышц - позволяло добиваться особой убедительности в изображении как обнаженных, так и одетых фигур, их движений. Однако такое углубление художников в изучение человеческого тела имело и такой побочный результат, как увеличение сухости в трактовке пластических масс. Андреа Верроккьо был как раз одним из тех, кто был особенно склонен к суховатой, подробной и точной отделке деталей фигуры, лица и костюма. Словно ощущая некоторую опасность с этой стороны, он пытался применить в качестве противовеса подчеркнуто героическое и монументальное начало.

Сам воплощенный в бронзе Бартоломео Коллеоне - итальянский кондотьер. Довольно беспринципный - служил то в Милане против Венеции, то в Венеции против Милана - но это все вполне сочеталось с духом того времени. После ус­пешных завоеваний, сделанных под его предводительством, кондотьер за­вещал свое состояние Венеции с условием, что после смерти ему ус­тановят памятник на площади Сан-Марко (у венецианцев существовал зап­рет на установку памятников на главной площади города). Чтобы по­лучить немалое наследство Коллеони, умершего в 1475 г., венециан­ские власти схитрили, установив монумент полководцу - именно тот, который и создал Вероккьо - на площади перед Скуолой Сан-Марко, рядом с церковью Санти-Джованни-э-Паоло.


1481-1495 гг. Андреа дель Верроккьо . Бронза. Венеция.


Конная статуя Бартоломео Коллеони. 1481-1495 гг. Андреа дель Верроккьо . Бронза. Венеция.

Художник скончался в Венеции в 1488 г., так и не завершив начатую статую.

Немногочисленные живописные произведения Верроккьо отличаются остротой и точностью рисунка, скульптурностью в моделировке форм ("Мадонна", около 1470, Картинная галерея, Берлин-Далем) и знаменитое "Крещение Христа" из галереи Уффици.


Мадонна с младенцем . 1470-е гг. Андреа дель Верроккьо . Государственные музеи, Берлин.

"Крещение Христа" - самое известное живописное произведение Верроккьо. Она написана в самом начале 70-х гг. кватроченто, то есть в конце периода Раннего Возрождения в Италии, и в целом очень типична для этой эпохи. В изображении фигур, участников сцены крещения, чувствуется еще влияние традиций средневековой живописи. Они кажутся бестелесными и плоскими, словно вырезанными из сухого жесткого материала. Их движения и жесты угловаты и скованны, как будто они движутся только в двух измерениях. Выражения лиц отвлеченны и лишены индивидуальности. Это не живые люди, а образы-символы, величественные и одухотворенные. Пейзаж на заднем плане лишен перспективы и выглядит рисуночной декорацией. И пейзаж, и фигуры, и вся композиция кажутся условными.

В левой стороне картины невольно выделяется своей естественностью и непринужденностью фигура ангела, написанная не Верроккьо, а его юным учеником Леонардо да Винчи. Этот ангел, столь грациозный в своем коленопреклонении и повороте головы, со взглядом глубоким и лучистым, является творением уже другой эпохи – Высокого Возрождения, подлинно золотого века итальянского искусства.


Крещение Христа. 1472-75 гг.Андреа дель Верроккьо


Крещение Христа. Деталь 1472-75 гг.Андреа дель Верроккьо . Масло по дереву. Галерея Уффици, Флоренция.

Довольно известно и его живописное произведение "Товий и ангел" на весьма популярный в то время сюжет.


Товий и ангел. 1470-80 гг. Андреа дель Верроккьо . Темпера. Национальная галерея, Лондон.

...Один праведный человек по имени страдал от болезни глаз и готовился к смерти. Он попросил своего сына Товия сходить в Мидию и собрать ему немного денег и сон со своим верным псом отправляется в путь. Товий плохо знал дорогу и нашел себе попутчика, который согласился его сопровождать. Товию было неведомо, что попутчиком, которого ему посчастливилось встретить, был архангел Рафаил. Когда они подошли к реке Тигр, Товий решил искупаться, но не ожиданно "рыба стала выскакивать из воды, словно хотела пожрать его. Затем ангел сказал ему: Бери рыбу. И юноша лег, придерживая своим телом рыбу и вытащил ее на берег". Следуя наставлениям ангела, Товий зажарил рыбу, чтобы можно было ее есть, отделив от нее сердце, печень и желчь, ибо, как сказал ангел: "…прикасаясь к сердцу и печени, если дьявол или злой дух кого-то одолевает, воскурите фимиам перед тем мужчиной или той женщиной, и тогда все успокоятся. Что же касается желчи, то помажьте ею человека с бельмом на глазу, и он будет исцелен". Поскольку Товия постоянно сопровождал ангел, его путешествие закончилось благополучно. Он собрал денег для своего отца,а, вернувшись домой, он восстановил отцу зрение.

Очень убедительный, непохожий на других святой Иероним - без обязательного льва, со странной улыбкой, удивительно живой и удивительно нездешний.


Святой Иероним. 1465 г. Андреа дель Верроккьо Галерея Палатина (Палаццо Питти), Флоренция.

И совершенно великолепный рисунок, набросок головы девушки. Действительно, Леонардо да Винчи многому научился у своего учителя.


Голова девушки (набросок) Андреа дель Верроккьо Рисунок.

Еще отдельно хотелось бы отметить так называемый Идеальный портрет Александра Великого - великолепный, оригинальный и чрезвычайно тонко исполненный - один из лучших образцов мастерства художника - фантазийный шлем, кричащий нагрудник, замечательно отделанные доспехи.


Идеальный портрет Александра Великого. 1480 -е. Андреа дель Верроккьо . Мрамор. Частная коллекция.

Как уже было сказано, Верроккьо умер в Венеции в 1488 году, так и не успев отлить ее в бронзе и не завершив проект фонтана, заказанный ему венгерским королем.

Мне нравится Вероккьо. Вот суховатостью своей и чуть ли не поставленной ему в вину абстрактностью и нравится. Ювелирной точностью. Изяществом. Какой-то легкостью. Может быть, интровертностью. При всех признаках раннего Ренессанса он все равно стоит как-то наособицу - он не лезет из кожи вон, не лезет в глаза, но не может остаться незамеченным. Почти все его работы можно назвать лучшими и выделить что-то - просто случайно выхватить одну лучшую из других лучших. Посмотрите на Портрет девушки, на ее взгляд - он есть! - и это казалось бы при пустых глазах! На светящегося странным светом святого Иеронима, на гордого и непримиримого кондотьера - легко ли выбрать что-то одно? - das_gift .