Верн жюль габриэль. Жюль верн

Краткая биография Жюль Верна

Жюль Габриэль Верн – французский писатель приключенческой литературы, географ. Наиболее известные работы «Дети капитана Гранта» (1836), «Капитан Немо» (1875). Многие книги писателя были экранизированы, и он считается вторым в мире самым переводимым автором после Агаты Кристи. Жюль Верн родился 8 февраля 1828 года в Нанте в семье прованского юриста и шотландки. В юности, в попытке пойти по стопам отца, он изучал юриспруденцию в Париже. Однако любовь к литературе повела его по другой стезе.

Впервые его пьеса была поставлена в «Историческом театре» А. Дюма. Это была пьеса «Сломанные соломинки» (1850), которая имела успех. А первым серьезным произведением стал роман из цикла «Необыкновенные путешествия» – «Пять недель на воздушном шаре» (1863). Этот роман был настолько успешен, что воодушевил писателя на целый ряд новых приключенческих книг, пропитанных научными чудесами.­ Он оказался необычайно плодовитым писателем. За свою литературную карьеру Верн смог создать 65 романов приключенческого и научно-фантастического жанра. Не зря его причисляют к основоположникам научной фантастики.

Жену писателя звали Онорина де Виан. В 1861 году у них родился единственный сын Мишель, который позже экранизировал некоторые работы отца, включая «Двадцать тысяч лье под водой», «Пятьсот миллионов бегумы». Ж. Верн много путешествовал. Он побывал в США, Великобритании, странах Скандинавии и Средиземноморья, Алжире. Из творчества зарубежных писателей он особенно любил работы Э.А. По. Помимо приключенческо-географических произведений он писал сатиру на буржуазное общество, но эти работы не приносили ему особого признания. Наибольший успех писателю принесли романы «Путешествие к центру Земли» (1864), «Вокруг света за 80 дней» (1872) и некоторые другие.

Примечательно то, что многие приключенческие книги были написаны Верном, опираясь на богатое воображение, а не на собственный опыт. В научных трудах он призывал с осторожностью относиться к современным достижениям в военных целях. В своих произведениях «Пятьсот миллионов бегумы» (1879) и «Властелин мира» (1904) он одним из первых показал образ сумасшедшего ученого, желающего править миром. В марте 1886 года Ж. Верн был тяжело ранен выстрелом из пистолета психически нездоровым племянником, вследствие чего оказался прикованным к постели. Несмотря на это он продолжал надиктовывать книги и скончался от сахарного диабета 24 марта 1905 года. После его смерти осталось множество неопубликованных рукописей. Одну из них под названием «Париж в XX веке» нашел правнук писателя. В результате роман, написанный в 1863 году, был опубликован в 1994 году.

Жюль Верн родился 8 февраля 1828 года в городе Нанте, на одном из многочисленных островков в русле Луары. Нант находится в нескольких десятках километров от устья Луары, но в нем расположен крупный порт, посещаемый множеством торговых парусников.

Пьер Верн, отец Верна, занимался адвокатурой. В 1827 году он женился на Софи Аллот де ла Фюи, дочери живших по соседству судовладельцев. Предки Жюля Верна со стороны матери ведут свое начало от шотландского стрелка, поступившего в 1462 году на службу в гвардию Людовика ХI и получившего дворянское звание за оказанные королю услуги. По отцовской линии Верны являются потомками кельтов, живших в древности на территории Франции. В начале ХVIII века Верны перебрались в Париж.

Семьи в то время нередко были многодетными, и вместе с первенцем Жюлем в доме Вернов росли брат Поль и три сестры, Анна, Матильда и Мари.

С 6 лет Жюль ходит на уроки к соседке, вдове капитана дальнего плавания. В 8 лет он поступает сначала в семинарию Сен-Станислав, затем в лицей, где получает классическое образование, включавшее знание греческого и латинского языков, риторики, пения и географии. Это не самый его любимый предмет, хотя он и мечтает о дальних странах и парусных кораблях.

Реализовать свои мечты Жюль попытался в 1839 году, когда тайком от родителей устроился юнгой на уходившую в Индию трехмачтовую шхуну «Корали». К счастью, отец Жюля успел на местный «пироскаф» (пароход), на котором ему удалось догнать шхуну в расположенном в устье Луары местечке Пембеф и снять с нее несостоявшегося юнгу. Пообещав отцу, что он никогда больше не повторит ничего подобного, Жюль неосмотрительно добавил, что впредь будет путешествовать только в мечтах.

Получив в 1846 году диплом бакалавра, Жюль, согласившийся - под большим давлением отца - унаследовать его профессию, начинает изучать юриспруденцию в Нанте. В апреле 1847 года он отправляется в Париж, где должен сдать экзамены за первый год обучения.

Родной дом он покидает без сожаления и с разбитым сердцем - его любовь отвергла кузина Каролина Тронсон. Несмотря на посвященные возлюбленной многочисленные сонеты и даже небольшую трагедию в стихах для театра марионеток,Жюль не показался ей подходящей партией.

Сдав на юридическом факультете экзамены за 1847 год, Жюль возвращается в Нант. Его непреодолимо влечет театр, и он пишет две пьесы («Александр VI» и «Пороховой заговор»), прочитанные в узком кругу знакомых. Жюль хорошо понимает, что театр - это, прежде всего, Париж. С большим трудом он добивается от отца разрешения продолжить учебу в столице, куда и отправляется в ноябре 1848 года.

Жюль устраивается в Париже на улице Ансьен-Комеди вместе со своим нантским приятелем Эдуардом Бонами. В 1949 году он получает степень лиценциата права и может работать адвокатом, но не спешит устраиваться в адвокатскую контору и, тем более, не рвется вернуться в Нант.

Он с увлечением посещает литературные и политические салоны, где знакомится с многими известными литераторами, в том числе, со знаменитым Александром Дюма-отцом. Он интенсивно занимается литературой,пишет трагедии, водевили и комические оперы. В 1948 году из-под его пера появляются 4 пьесы, на следующий год - еще 3, но все они не доходят до сцены. Только в 1850 году очередная его пьеса «Сломанные соломинки» смогла увидеть (с помощью старшего Дюма) огни рампы. Всего состоялось 12 представлений пьесы, принесших Жюлю прибыль в 15 франков.

Насколько велика была ограниченность средств к существованию, которыми располагали Верн и Бонами, можно представить из того, что у них был только один вечерний фрак, и поэтому они выбирались на светские приемы по очереди. Когда однажды Жюль не смог удержаться и приобрел сборник пьес Шекспира, своего любимого писателя, то потом он был вынужден поститься три дня, так как у него не осталось денег на еду.

Как пишет в своей книге о Жюле Верне его внук Жан Жюль-Верн, в эти годы Жюлю пришлось серьезно побеспокоиться о заработках, поскольку не мог рассчитывать на достаточно скромные по тем временам доходы отца. Он устраивается на службу в нотариальную контору, но эта работа не оставляет ему времени, чтобы писать, и он вскоре бросает ее. На непродолжительное время он устраивается банковским клерком, а в свободное время занимается репетиторством, натаскивая студентов юридического факультета.

Вскоре в Париже открывается «Лирический театр», и Жюль становится его секретарем. Служба в театре позволяет ему подрабатывать в популярном тогда журнале «Мюзе де фамий», в котором в 1851 году был опубликован его рассказ «Первые корабли мексиканского флота» (позднее получивший название «Драма в Мексике»).

Следующая публикация на историческую тему состоялась в том же году в том же журнале, где появился рассказ «Путешествие на воздушном шаре», более известный под названием «Драма в воздухе»,под которым он был напечатан в 1872 году в сборнике «Доктор Окс».

Жюль Верн продолжает развивать успех своих первых историко-географических произведений. В 1852 году он публикует рассказ «Мартин Пас», действие которого происходит в Перу. Затем в «Мюзе де фамий» появляются фантастическая новелла «Мастер Захариус» (1854) и большая повесть «Зимовка во льдах» (1855), которую не без оснований можно считать прообразом романа «Путешествия и приключения капитана Гаттераса». Таким образом, постепенно уточняется круг предпочтительных для Жюля Верна тем: путешествия и приключения, история, точные науки, наконец, фантастика. И все же юный Жюль продолжает упорно тратить силы и время на написание посредственных пьес... На протяжении 50-х годов из-под его пера одна за другой выходят либретто комических опер и оперетт, драмы, комедии... Время от времени некоторые из них появляются на сцене «Лирического театра» («Жмурки», «Спутники Маржолены»), но существовать на эти случайные заработки невозможно.

В 1856 году Жюль Верн приглашен на свадьбу своего приятеля в Амьен, где знакомится с сестрой невесты. Это красивая двадцатишестилетняя вдова Онорина Морель, урожденная де Виан. Она недавно потеряла мужа, и у нее есть две дочери, но это не мешает Жюлю увлечься юной вдовушкой. В письме домой он говорит о намерении жениться, но, поскольку голодающий литератор не может дать будущей семье достаточных гарантий безбедной жизни, он обсуждает с отцом возможность стать биржевым маклером с помощью брата своей невесты. Но... чтобы стать пайщиком фирмы, нужно внести круглую сумму в 50 000 франков. После непродолжительного сопротивления отец соглашается помочь, и в январе 1857 года Жюль и Онорина связывают свои судьбы браком.

Верн много работает, но у него находится время не только для любимых пьес, но и для поездок за границу. В 1859 году он совершает вместе с Аристидом Иньяром (автором музыки к большинству оперетт Верна) путешествие в Шотландию, а через два года отправляется с тем же спутником в поездку по Скандинавии, во время которой он побывал в Дании, Швеции и Норвегии. В эти же годы театральные подмостки увидело несколько новых драматических произведений Верна -в 1860 году "Лирическим театром" и театром "Буфф" ставятся комические оперы «Гостиница в Арденнах» и «Господин Шимпанзе», а на следующий год в театре "Водевиль" с успехом прошла комедия в трех действиях «Одиннадцать дней осады».

В 1860 году Верн знакомится с одним из самых необычных людей того времени. Это Надар (так кратко называл себя Гаспар-Феликс Турнашон), знаменитый аэронавт, фотограф, художник и писатель. Верн всегда интересовался воздухоплаванием - достаточно вспомнить его «Драму в воздухе» и очерк творчества Эдгара По, в которых Верн много места уделяет «воздухоплавательным» новеллам почитаемого им великого писателя. Очевидно, это повлияло на выбор темы его первого романа, работа над которым была завершена к концу 1862 года.

Вероятно, первым читателем романа «Пять недель на воздушном шаре» был Александр Дюма, познакомивший Верна с известным в то время писателем Брише, который, в свою очередь, представил Верна одному из крупнейших парижских издателей Пьеру-Жюлю Этцелю. Этцель, собиравшийся основать журнал для подростков (позднее ставший широко известным под названием «Журнал воспитания и развлечения»), сразу понял, что знания и способности Верна во многом соответствуют его планам. После небольших исправлений, Этцель принял роман, опубликовав его в своем журнале 17 января 1863 г. (по некоторым сведениям - 24 декабря 1862 г.). Кроме того, Этцель предложил Верну постоянное сотрудничество, подписав с ним договор на 20 лет, в соответствии с которым писатель обязывался передавать Этцелю ежегодно рукописи трех книг, получая за каждый том 1900 франков. Теперь Верн мог вздохнуть спокойно. Отныне у него был хотя и не слишком большой, но стабильный доход, и он имел возможность заниматься литературным трудом, не думая, чем он будет кормить семью завтра.

Роман «Пять недель на воздушном шаре» появился исключительно своевременно. Прежде всего, широкая публика в эти дни была увлечена приключениями Джона Спика и других путешественников, искавших в неизведанных джунглях Африки истоки Нила. Кроме того, именно на эти годы приходится стремительное развитие воздухоплавания; достаточно сказать, что параллельно с появлявшимися в журнале Этцеля очередными выпусками романа Верна читатель мог следить за полетами гигантского(он так и назывался - «Гигант») воздушного шара Надара. Поэтому неудивительно, что роман Верна завоевал во Франции невероятный успех. Вскоре он был переведен на многие европейские языки и принес автору международную известность. Так, уже в 1864 году вышло его русское издание под названием «Воздушное путешествие через Африку».

Впоследствии Этцель, вскоре ставший близким другом Жюля Верна (их дружба продолжалась до смерти издателя), в финансовых отношениях с писателем всегда проявлял исключительное благородство. Уже в 1865 году, после публикации первых пяти романов Жюля Верна, его гонорар был увеличен до 3 000 франков за книгу. Несмотря на то, что по условиям договора издатель мог свободно распоряжаться иллюстрированными изданиями книг Верна, Этцель выплатил писателю за 5 выпущенных к тому времени книг компенсацию в размере пяти с половиной тысяч франков. В сентябре 1871 года был подписан новый договор, по которому Верн обязывался передавать издателю уже не три, а только две книги ежегодно; гонорар же писателя отныне составлял 6 000 франков за том.

Существует весьма широко распространенное мнение, своего рода миф, что Жюль Верн выразил в своих произведениях «потрясение человека могуществом техники, надежды на ее всесилие», как обычно отмечали его биографы. Иногда, впрочем, они неохотно признавали, что к концу жизни писатель стал более пессимистично смотреть на способность науки и техники осчастливить человечество. Пессимизм Жюля Верна в последние годы его жизни объяснялся его плохим здоровьем (диабет, потеря зрения, раненая нога, причинявшая постоянные страдания).

На своей яхте "Сен-Мишель-III" (у Верна сменилось три яхты под этим названием - от небольшого суденышка, простого рыбацкого баркаса,до настоящей двухмачтовой яхты длиной 28 метров, снабженной мощным паровым двигателем) он дважды обошел Средиземное море, посетил Португалию, Италию, Англию, Шотландию, Ирландию, Данию, Голландию, Скандинавию.

Наблюдения и впечатления, полученные во время этих путешествий, постоянно использовались писателем в его романах. Так, впечатления от поездки в Шотландию явно просматриваются в романе «Черная Индия», в котором рассказывается о жизни шотландских шахтеров; путешествия по Средиземному морю послужили основой для ярких описаний событий, происходящих в Северной Африке. Что же касается плавания в Америку на пароходе «Грейт Истерн», то ему посвящен целый роман под названием «Плавучий город».

Писатель на протяжении всей жизни отличался завидным трудолюбием, пожалуй, не менее фантастическим, чем подвиги его героев. В одной из статей о Жюле Верне прекрасный знаток его жизни и творчества Е.Брандис приводит рассказ писателя о его приемах работы над рукописями: «... я могу раскрыть секреты моей литературной кухни, хотя и не решился бы рекомендовать их никому другому. Ведь каждый писатель работает по своему собственному методу, выбирая его скорее инстинктивно, чем сознательно. Это, если хотите, вопрос техники. За много лет вырабатываются привычки, от которых невозможно отказаться. Начинаю я обыкновенно с того, что выбираю из картотеки все выписки, относящиеся к данной теме; сортирую их, изучаю и обрабатываю применительно к будущему роману. Затем я делаю предварительные наброски и составляю план по главам. Вслед за тем пишу карандашом черновик, оставляя широкие поля - пол страницы - для поправок и дополнений. Но это еще не роман, а только каркас романа. В таком виде рукопись поступает в типографию. В первой корректуре я исправляю почти каждое предложение и нередко пишу заново целые главы. Окончательный текст получается после пятой, седьмой или, случается, девятой корректуры. Яснее всего я вижу недостатки своего сочинения не в рукописи, а в печатных оттисках. К счастью, мой издатель хорошо это понимает и не ставит передо мной никаких ограничений...

К концу ХIХ века писателя все сильнее и сильнее одолевают накопившиеся за долгую жизнь недуги. У него проблемы со слухом,сильный диабет, повлиявший на зрение - Жюль Верн почти ничего не видит. Пуля, оставшаяся в ноге после нелепого покушения на его жизнь (в него стрелял психически больной племянник, пришедший с просьбой одолжить денег) едва дает возможность писателю передвигаться.

ЖЮЛЬ ВЕРН
(1828-1905)

Жюль Верн — французский писатель-фантаст был и остался верным спутником молодости. 1-ые романы принесли ему общенародное признание. Только книжки французского писателя выходили в свет, они немедля переводились на многие языки и распространялись в мире.

Жюль Верн был в расцвете творческих сил, он ещё не успел выполнить и половины задуманного, когда восхищенные современники стали именовать его «глобальным путником», «прорицателем», «волшебником», «пророком», «провидцем», «изобретателем без мастерской» (заглавия статей, которые появлялись при его жизни). А он просто замыслил обрисовать весь земной шар — природу различных погодных зон, животный и растительный мир, традиции и обычаи всех народов планеты. И не просто обрисовать, как это делают географы, а воплотить этот план в многотомной серии романов, которую он именовал «Необыкновенные путешествия».

Трудолюбие Жюля Верна поражает масштабностью. Серия включает шестьдесят три романа и два сборника повестей и рассказов, изданных в 97 книжках. В полном объеме — около тысячи печатных листов либо восемнадцать тысяч книжных страничек!

Жюль Верн работал над «Необыкновенными путешествиями» более сорока лет (с 1862 до начала 1905 года), издание же всей серии растянулось более чем на полста лет. За этот период времени сменились поколения школьников, для которых он писал свои книжки. Поздние романы Жюля Верна попадали в нетерпеливые руки отпрысков и внуков его первых читателей.

«Необыкновенные путешествия» в совокупности — это универсальный географический очерк земного шара. Если распределить романы по месту действий, то окажется, что в 4-х романах описываются кругосветные путешествия, в пятнадцати — в страны Европы, в восьми — в Северную Америку, в восьми — Африка, в пятм — Азия, в 4-х — Южная Америка, в 4-х — Арктика, в 3-х — Австралия и Океания и в одном — Антарктида. Не считая того, что в 7-ми романах местом действия являются моря и океаны. Четыре романа составляют цикл «робинзонады» — действие разворачивается на необитаемых островах. И в конце концов, в 3-х романах действия происходят в межпланетном пространстве. К тому же в почти всех произведениях — не только лишь «кругосветного» цикла — герои путешествуют из страны в страну. Можно сказать без преувеличения, что странички книжек Жюля Верна захлестывают морские волны, песок пустынь, вулканический пепел, арктические вихри, галлактическая пыль. Место действия в его романах — земля, и не только лишь Земля, да и вся Вселенная. География и естествознание соседствуют с техническими и точными науками.

Герои Жюля Верна всегда путешествуют. Преодолевая большие расстояния, они стремятся выиграть время. Заслуга необычной скорости требует новейших средств передвижения. Жюль Верн «усовершенствовал» все виды транспорта от сухопутных до воображаемых межпланетных. Его герои делают быстроходные машины, подводные и воздушные корабли, изучат вулканы и глубины морей, попадают в труднодоступные дебри, открывают новые земли, стирая с географических карт последние «белоснежные пятна». Весь мир служит им мастерской для тестов. На дне океана, на необитаемом полуострове, на Северном полюсе, в межпланетном пространстве — где бы они не были, всюду их лаборатория, они работают, действуют, спорят, вводят в реальность свои дерзкие мечты.

В Верне сочетаются как будто несколько фигур. Он был реальным основоположником научной фантастики, основанной на научной достоверности и часто на научном предвидении, был восхитительным мастером приключенческого романа, страстным пропагандистом науки и её будущих достижений.

Делая упор на поиски научной мысли, он изображал желаемое как уже осуществленное. Изобретения, которые ещё не получили внедрения, модели устройств, которые проходили тесты, машины, что только намечались в набросках, он представлял в законченном, безупречном виде. Отсюда — неописуемые совпадения желаний писателя с воплощением схожих мыслей в жизнь. Но он не был ни «прорицателем», ни «пророком». Его герои решали задачки, подсказанные самой жизнью — бурным развитием индустрии, транспорта, связи. Научно-технические фантазии романиста практически никогда не превосходили способностей их воплощения в более высочайшем степени научного и технического прогресса.

Конкретно в этих направлениях работает любознательная идея героев «Необыкновенных путешествий». Изобретатели, инженеры, строители, они строят красивые городка, орошают пустыни, находят методы ускорять рост растений при помощи аппаратов искусственного климата, конструируют электронные приборы, позволяющие созидать и слышать на огромных расстояниях, грезят о практическом использовании внутреннего тепла Земли, энергии солнца, ветра и морского прибоя, о способности скопления припасов энергии в массивных аккумуляторах. Они изыскивают методы продления жизни и подмены изношенных органов тела новыми, изобретают цветную фотографию, звуковое кино, автоматическую счетную машину, синтетические пищевые продукты, одежку из стеклянного волокна и много других восхитительных вещей, облегчающих жизнь и труд человека что помогают ему преобразовывать мир.

Когда Жюль Верн писал свои книжки, Арктика ещё не была завоевана, полюса ещё не были открыты, Центральная Африка, Внутренняя Австралия, бассейн Амазонки, Памир, Тибет, Антарктика практически ещё не были исследованы. Герои Жюля Верна совершают географические открытия, опережая истинные.
Преобразование мира — главное в его творчестве. Всесильный разум познает природу. Все четыре стихии: земля, вода, воздух, огнь — безизбежно покорятся людям. Объединенными усилиями население земли преобразит и сделает лучше планетку:

Конкретно отсюда начинается оптимистический пафос наилучших произведений Жюля Верна. Он сделал роман нового типа — роман о науке и про бескрайние способности. Фантазия у него сдружилась с наукой и стала его неразлучной спутницей. Фантазия, окрыленная научными поисками, перевоплотился в научную фантастику.

Вкупе с новым романом в литературу вошел новый герой — рыцарь науки, бескорыстный ученый, готовый во имя собственных творческих мыслей, ради воплощения огромных надежд совершить подвиг, пойти на всякую жертву. В будущее ориентированы не только лишь научно-технические фантазии Жюля Верна, но и его герои — первооткрыватели новых земель и создатели умопомрачительных машин. Время диктует писателю свои требования. Жюль Верн поймал эти требования и откликнулся на их «Необыкновенными путешествиями».

Отыскать свою цель оказалось сложнее, чем положить жизнь на её достижение. Старший отпрыск адвоката, Жюль Верн, знал еще в молодости, что давнишняя домашняя традиция просит стать правоведом и потом унаследовать контору отца. Но желание юноши расползались вместе с семейными ожиданиями.
Он вырос в приморском городке Нанте, бредил морем и кораблями и даже попробовал — ему было тогда одиннадцать лет — бежать в Индию, нанявшись юнгой на шхуну «Кораллы». Но неумолимый отец отправляет его после лицея в парижскую Школу права. Море остается светлой мечтой, а любовь к поэзии, театру и музыке сокрушает крепость родительской власти. В угоду отцу, получает диплом правоведа, но не идет служить в адвокатскую контору в Нанте, а выбирает полуголодное существование литератора, который перебивается маленькими заработками — пишет комедии, водевили, драмы, составляет либретто смешных опер и после каждой очередной беды работает с ещё огромным азартом.

В то же время скупая любознательность, увлечение естественными науками принуждают его посещать Национальную библиотеку, лекции и ученые диспуты, делать выписки из прочитанных книжек, не зная ещё, на что понадобится ему эта куча различных справок по географии, астрономии, навигации, истории технике и научных открытиях.

В один прекрасный момент — это было в середине 1850-х годов — в ответ на уговоры отца отрешиться от никчемных занятий и возвратиться к Нанту парень решительно заявил, что он не колеблется в собственном будущем и до 35 лет займет в литературе крепкое место. Ему исполнилось 27 лет. и огромное количество пророчеств Жюля Верна, реализовались с огромным либо наименьшим приближением, этот 1-ый прогноз оказался идеально четким.
Но поиски еще длились. Несколько написанных рассказов из морской темы, которым сам он не присваивал огромного значения, хотя позднее и включил их в собственную большую серию, были вехами на пути к «Необыкновенным путешествиям». Только на рубеже 60-х годов, убедившись, что сейчас он полностью подготовлен, Жюль Верн стал разрабатывать новые просторы. Это было осознанное художественное открытие. Он открыл для литературы поэзию науки. Порывая со всем, что его когда-то тормозило, он сказал друзьям, что отыскал свою золотую жилу.

Осенью 1862 года Жюль Верн закончил собственный 1-ый роман. Его давнешний покровитель Александр Дюма посоветовал обратиться к Етцеля, умному, опытнейшему издателю, который подыскивал способных служащих для юношеского «Журнальчика воспитания и утехи». С первых же страничек рукописи Етцель угадал, что случай привел к нему конкретно того писателя, которого не хватало детской литературе. Етцель стремительно прочел роман, высказал свои замечания и отдал Жюлю Верну на доработку. Уже через две недели рукопись возвратился в исправленном виде, и сначала 1863 года роман вышел в свет.
Само заглавие — «5 недель на воздушном шаре» — не могло пройти незамеченным. Фуррор затмил все ожидания и ознаменовал рождение «романа о науке», в каком интереснейшие приключения смешиваются с популяризацией познаний и обоснованием разных гипотез. Так, уже в этом первом романе про воображаемые географические открытия в Африке, изготовленные с высоты птичьего полета, Жюль Верн «сконструировал» аэростат с температурным управлением и безошибочно предсказал местопребывание тогда ещё не открытых источников Нила.

Романист заключил с ним длительный контракт, согласившись писать по три книжки в год. Сейчас он мог без препятствий, не думая о следующем дне, приступить к осуществлению бессчетных планов. Етцель становится его другом и советчиком. В Париже они нередко видятся, а когда Жюль Верн едет работать к морю либо курсирует вдоль берегов Франции, замкнувшись в «плавучем кабинете» на борту собственной яхты «Сен-Мишель», они часто обмениваются письмами. С запозданием обнаружив своё актуальное поприще, писатель издает книжку за книжкой, и что не роман, то шедевр. Фантазию воздушную меняет геологическая — «Путешествие к центру Земли» (1864). Позже возникает фантазия арктическая — «Путешествие и приключения капитана Гаттераса» (1864-65).
Пока читатели совместно с конкретным Гаттерасом медлительно продвигались к Северному полюсу на страничках «Журнальчика воспитания и утехи», Жюль Верн создал галлактическую фантазию — «С Земли на Луну» (1865), отложив продолжение («Вокруг Луны»), так как был должен окончить к сроку издавна задуманный и объявленный в журнальчике роман о кругосветном путешествии — «Приключения Роберта Гранта». Сейчас роман без всякой фантастики вырос до 3-х томов! Жюль Верн ещё в рукописях изменил заглавие, и он стал окончательным — «Дети капитана Гранта».

Работая раз в день от зари до зари, с 5 утра до 7 вечера, он ассоциирует себя с першероном — ломовой лошадью, которая и отдыхает в собственной упряжке. Излишек нерастраченных сил помогает ей бодро тянуть ввысь до изнеможения перегруженный воз.

Обязательно выполняя условия контракта — три книжки в год! — летом 1866 года, соблазненный перспективой рассчитаться со старыми долгами, Жюль Верн берется по заказу Етцеля за дополнительный труд — «Иллюстрированную географию Франции». Используя много источников, он успевает сделать скрупулезное описание 2-ух департаментов за неделю, выдавая на-гора по 800 строк — практически полтора печатных листа в день. И это не считая основной работы над третьей частью «Детей капитана Гранта», 1-го из самых восхитительных романов, что он когда-либо создавал. Вручив издателю собственный 5-ый роман, Жюль Верн решил соединить уже написаны и еще не написанные произведения в общую серию «Необыкновенных путешествий».

Читатели «Журнальчика воспитания и утехи» начали кругосветное плавание с 1866-го до 1868 года, когда роман «Дети капитана Гранта» вышел отдельным изданием и ещё более добавил славы Жулю Верну. В этом романе кругосветное путешествие свободно от всякой фантастики. Действие развивается только по законам внутренней логики, без каких-то наружных пружин. Дети отправляются на поиски пропавшего отца. их отец — шотландский патриот, который не вожделал примириться с тем, что Великобритания поработила Шотландию. По воззрению Гранта, интересы его родины не совпадали с интересами англосаксов, и он решил основать свободную шотландскую колонию на одном из островов Тихого океана. Либо он грезил, что эта колония когда-нибудь добьется гос. независимости, как это вышло с Соединенными Штатами? Той независимости, что безизбежно в какой-то момент завоюют Индия и Австралия? Естественно, он мог так мыслить. И просто представить, что английское правительство оказывало капитану Гранту препятствия. Но он подобрал команду и отплыл изучать большие острова Тихого океана, чтоб отыскать подходящее место для поселения. Такая экспозиция. Потом лорд Гленарван, единомышленник капитана Гранта, случаем находит документ, что разъясняет его исчезновение. И таким макаром, кругосветное путешествие мотивируется свободолюбивыми рвениями героев. А далее испорченный документ поведет по неверному следу. Позже появится ученый-всезнайка, другими словами француз Жак Паганель, секретарь Парижского географического общества, знатный член чуть ли не всех географических обществ мира. Через его анекдотичную невнимательность сюжетные хитросплетения будут ещё более усугубляться. Паганель нужен не только лишь для оживления деяния. Этот человек — ходячая энциклопедия. Он знает полностью всё. В закоулках его памяти огромное количество фактов, которые он будет преподавать при каждой комфортном случаи. Но наука не должна отрываться от деяния. Роман полон захватывающих приключений. И совместно с тем, он географический, это собственного рода занятная география. Трудности заключались в том, чтоб познавательные данные не отделялись от текста, чтоб действие не могли без их продвигаться. В таких случаях Жюля Верна всегда выручала его умопомрачительная изобретательность».

В среде персонажей «Необыкновенных путешествий» мы находим представителей всех человечьих рас, включающих большую часть наций, 10-ки национальностей, народностей и племен. Галерея образов Жюля Верна, включающая несколько тыс. персонажей — население целого городка! — умопомрачительно богатая по этническому составу. Тут с Жюлем Верном не может сравниться никакой другой писатель.

Его враждебность к расовым предрассудкам ясно проступает даже в самом выборе положительных персонажей, представляющих вместе с европейцами и янки народы колониальных и зависимых государств. Чтоб далеко не ходить за примерами, вспомним, каким благородством и чувством людского наделен американский краснокожий Талькав.

Жюль Верн соболезновал угнетенным народам. Разоблачение рабовладения, колониальных грабежей, истребительных агрессивных войн — неизменный мотив «Необыкновенных путешествий». Сатирические выпады против английской колониальной политики мы находим и в «Детях капитана Гранта». Австралийский парень Толине, который получил в школе первую оценку по географии, уверен, что британцам принадлежит весь земной шар. «Ах так преподают географию в Мельбурне! — восклицает Паганель.- Пошевелить мозгами только: Европа, Азия, Африка, Америка, Океания — все, весь мир принадлежит британцам! К черту! При таком воспитании я понимаю, почему аборигены подчиняются британцам».

С величайшим негодованием создатель говорит про так именуемые резервации — более отдаленные и глухие районы, отведенные для коренного населения Австралии. «Овладев страной, британцы призвали на помощь колонизации убийство. Беспощадности были неописуемые. Они вели себя в Австралии так же, как в Индии, где погибло 5 миллионов индусов, так же, как в Капской области, где из миллиона готтентотов сохранилось только 100 тыс».

Познавательный материал, сосредоточенный в «Детях капитана Гранта», как и в других романах Жюля Верна, естественно, не произвел бы такового воспоминания, если бы все эти описания, рассуждения, экскурсы не сплетались с намерениями и делами героев. Люди тут отличаются необычной моральной чистотой, физическим и чистосердечным здоровьем, целеустремленностью, собранностью, не знают ни лицемерия, ни расчета. Смельчакам, которые веруют в фурор собственного дела, удается хоть какой, самый непростой план. Товарищ выручает товарища из неудачи. Сильный приходит на помощь слабому. Дружба крепчает от грозных испытаний. Злодеев всегда разоблачают, и они несут наказание за свои злодеяния. Справедливость всегда торжествует, мечта всегда осуществляется.

Образы измышленных героев вылеплены так рельефно, что запоминаются на всю жизнь. Скажем, тот же Жак Паганель — кто не знает этого чудака-ученого? Фанатик науки, «ходячая энциклопедия», он всегда пересыпает суровые рассуждения смешными шуточками и забавными проделками. Ему присуще неистребимое чувство юмора. Вкупе с тем он завлекает смелостью, добротой., справедливостью. Ободряя собственных спутников, Паганель не перестает шутить даже во времена невзгод, когда идет речь о жизни и погибели. В романе это — центральная фигура. Без неё распалась бы вся композиция. Рядом с ним — шотландский патриот Гленарван, который делает всё невероятное и неосуществимое, чтоб разыскать по чуть внятным следам, собственного свободолюбивого соотечественника, капитана Гарри Гранта. Сильным и мужественным нравом, который раскрывается в действии и закаляется в борьбе с жестокими испытаниями, наделены и молодые герои Жюля Верна. Какой-то из них — Роберт Грант. Для достойного отпрыска отважного шотландца полностью естественным является чистосердечный порыв — навлечь на себя преследования волков, чтоб спасти от смерти собственных друзей.

По тиражам и количеству переводов Верн и на данный момент — один из самых фаворитных писателей. Его читают всюду, куда просачивается печатное слово. В различных странах возникают всё новые и новые издания произведений Жюля Верна, пьесы, киноленты, целые телесериалы по сюжетам «Необыкновенных путешествий».

Приход галлактической эпохи ознаменовало высший триумф писателя, который предугадывал искусственные спутники и межпланетные перелеты с Земли на Луну.

Когда русская галлактическая ракета в первый раз передала на Землю фото обратной стороны Луны, одному из «потусторонних» лунных кратеров было присвоено имя «Жюль Верн». Кратер Жюль Верн примыкает к Морю Мечты…


Один из величайших французских писателей XIX века, автор бессмертных «Вокруг света за 80 дней», «Детей капитана Гранта», «Пятнадцатилетнего капитана», «Таинственного острова» Жюль Верн стал популярен как выдающийся романист только в 36 лет. До этого ему пришлось долгое время провести на задворках литературы: редактировать чужие произведения, писать заказные пьесы, небольшие статьи и мечтать, сидя за столиком на Монмарте, о собственных книгах и читательском признании.

И в начале литературной карьеры, и уже будучи маститым писателем, Жюль Верн каждый день вставал в пять утра. Он выпивал чашку отменного черного кофе и садился за рабочий стол, раскладывал свои картотеки и начинал писать.

Картотеки Жюля Верна представляли собой самодельные тетрадки, которые он вел на протяжении всей жизни. В эту импровизированную энциклопедию Верн заносил заинтересовавшие его факты, термины из различных отраслей науки (физики, химии, географии), имена исследователей, путешественников, необычайные происшествия. Память, утверждал писатель, несовершенный инструмент. Картотеки Верна стали его верными помощниками при создании приключенческих романов.

За письменным столом Жюль Верн забывал о доме, будничной суете и уносился вместе со своими героями к далеким далям, которые они бороздили. В семействе прекрасно знали установленный порядок – утренние часы Жюль посвящает литературе. Правда, путь к этой идиллии был довольно извилистым. А началась история Жюля Габриэля Верна в провинциальном Нанте, в феврале 1828 года.

Глава семейства Вернов Пьер Верн был успешным адвокатом и владел собственной фирмой в Нанте. Не случайно отец видел старшего из детей Жюля достойным продолжателем семейного дела. Поначалу юный Верн поддался родительскому влиянию – успешно закончил Сорбонну по специальности юриспруденция и всерьез задумывался о том, чтобы стать адвокатом.

Однако жизнь в Париже, куда переехал восемнадцатилетний Жюль, свела его с доселе незнакомым типом людей – представителями литературного бомонда, которыми был полон столичный Монмарт. Именно тогда литературные наклонности, которые всегда замечал в себе Верн, проявились с особенной силой. Теперь он знал, что не вернется в Нант и не станет отцовским преемником. Об этом сын неоднократно писал в письмах родителю: «Ты пойми, папа, даже не стоит пробовать. Какой я тебе помощник? Твоя контора в моих руках захиреет. Лучше уж стать хорошим литератором, чем плохим адвокатом».

Отец не разделял сыновнего увлечения, считал литературу блажью молодости. Мужчине, будущему главе семейства, нужна достойная профессия – писательством можно зарабатывать только, если ты Гюго, или, скажем, Дюма. Тогда Поль Верн не подозревал, что совсем скоро его мятежный сын лично познакомится с небожителями литературного олимпа, которых он невзначай привел в пример, а впоследствии разделит с ними пьедестал.

Встречи с небожителями: Виктор Гюго и Александр Дюма

Жюль Верн четко знал, что хочет связать свою жизнь с литературой. Что правда, этим план действий начинающего творца ограничивался. Одного желания и таланта было мало, Верн остро нуждался в протекции и маститом наставнике.

Встреча с Виктором Гюго, которого Жюль Верн считал непревзойденным мэтром, была организована его приятелем. Молодой поэт (на тот момент Жюль Верн видел себя лириком) жутко волновался. В сюртуке с чужого плеча и с модной тростью, купленной за последние деньги, Верн неловко переминался в углу богато обставленной гостиной Гюго.

Хозяин не проявил проницательности к очередному молодому дарованию. Он говорил о Париже, политике, погоде и ни слова о литературе! А у молодого Верна попросту не хватило духу перевести разговор в иное русло.

К счастью, милосердная судьба дарит Верну еще один шанс проявить себя и сводит его с самим Александром Дюма-отцом. Автор «Трех мушкетеров» и «Графа Монте-Кристо» тут же заговорил с молодым человеком об искусстве. Слово за слово и Жюль Верн сам не заметил, как был приглашен в «Исторический театр» Александра Дюма.

Сперва новичок выполнял черновые работы – правил пьесы, встречался с актерами и выслушивал их многочисленные капризы. А чуть позже проявил себя в амплуа драматурга. Его творческий дебют состоялся в 1850 году, когда на театральных подмостках была поставлена пьеса «Скомканные соломинки».

Рождение «Необыкновенных приключений»

Истинную славу, успех и материальную независимость Жюлю Верну принесли его романы. За свою литературную карьеру Верн создал 66 романов (некоторые из них были опубликованы посмертно, другие так и остались незавершенными). Первый из них был рожден весьма спонтанно под влиянием любви к науке, путешествиям и приключениям.

В 1864 году 36-летний писатель Жюль Верн, известный лишь в узких литературных кругах, положил на стол редактора периодического издания «Обозрение двух миров» Франсуа Бюло рукопись «Пяти недель на воздушном шаре». В романе речь шла об английском докторе Самуэле Фергюсоне, который в компании друга и слуги отправляется в путешествие на воздушном шаре. Усовершенствовав летательный аппарат при помощи специального механизма, Фергюсон смог проделать огромный путь, побывав в Сахаре, на озере Чад, на берегах реки Нигер и во многих других местах таинственной и опасной Африки.

Бюло одобрил нетривиальный сюжет, географическую и научную осведомленность автора, его писательскую манеру и незамедлительно предложил начать публикацию «Пяти недель на воздушном шаре» в «Обозрении»… правда, без гонорара. «Но я писатель, сударь!» – возмутился оскорбленный Жюль Верн. «Но у вас нет никакого имени!» – парировал Бюло. «Зато я написал необычный роман!» – не отступал автор. «Поздравляю вас. Но все равно вы пока никому не известны. Печататься в таком замечательном журнале, как «Обозрение двух миров», почетно само по себе безо всякого гонорара». Так и не придя к компромиссу, обе стороны разошлись.

К счастью, приятель Верна Надаль был знаком с успешным парижским издателем Пьером-Жюлем Этцелем. Ознакомившись с творением начинающего романиста, Этцель потер руки «Эта вещь у меня пойдет!» и тут же подписал с начинающим литератором договор.

Многоопытный Этцель не прогадал – успех «Пяти дней» был ошеломительным. Он и послужил толчком для создания цикла «Необыкновенные приключения». В него вошли такие шедевры приключенческого жанра, как «Путешествие к центру Земли», «С Земли на Луну», «Дети капитана Гранта», «Двадцать тысяч лье под водой», «Вокруг света за 80 дней», «Таинственный остров», «Пятнадцатилетний капитан» и другие.

Жюль Верн и Россия

Книги Жюля Верна пользовались огромной популярностью за пределами родной Франции. Его романы очень тепло встречали в России. Так, дебютные «Пять недель на воздушном шаре» перевели на русский язык уже через год после публикации, в 1864 году. Произведение было опубликовано на страницах «Современника» под названием «Воздушное путешествие через Африку».

Перевод произведений Жюля Верна

Постоянным переводчиком Верна являлась украино-русская писательница Марко Вовчок. На ее счету 14 романов именитого француза, его малая проза и научно-популярная статья.

Самого Жюля Верна привлекала Россия. Герои девяти верновских романов посещают эту огромную таинственную страну. Однако сам Верн, будучи далеко не кабинетным писателем, а заядлым путешественником, так и не успел посетить Россию.

Последние годы жизни Жюля Верна были омрачены болезнями. Не давала покоя боль в лодыжке – в 86-м Верн получил тяжелое огнестрельное ранение. Стрелял психически больной племянник писателя Гастон, который таким сомнительным образом пытался привлечь к персоне своего и без того знаменитого дяди внимание.

Будучи маленьким ребенком, Жюль мечтал по-настоящему совершить кругосветное путешествие. Он родился и жил в городке Нант, расположенном у устья реки Луары, которая впадает в Атлантический океан. В порту Нанта останавливались огромные многомачтовые парусники, прибывавшие из самых разных стран всего мира. В 11 лет он тайком пробрался в порт и попросил одной из шхун взять его юнгой на борт. Капитан дал свое согласие и корабль вместе с молодым Жюлем отбыл от берега.


Отец, будучи известным в городе адвокатом, вовремя об этом узнал и отправился на маленьком пароходике в погоню за уплывающей шхуной. Ему удалось снять сына и вернуть домой, вот только убедить маленького Жюля не удалось. Он сказал, что теперь вынужден путешествовать в своих мечтах.


Мальчик закончил нантский Королевский лицей, был отличником и уже собирался идти по стопам отца. Всю жизнь ему внушали, что профессия адвоката очень почетная и прибыльная. В 1847 году он отправился в Париж и закончил там школу юриспруденции. Получив диплом адвоката, он таки занялся сочинительством.

Начало писательской деятельности

Нантский мечтатель излагал свои придумки на бумаге. Вначале им была комедия «Сломанные соломинки». Работа была показана Дюма-старшему и тот согласился сделать ее постановку в собственном Историческом театре. Пьеса стала успешной, а автора хвалили.



В 1862 году Верн закончил работу над своим первым приключенческим романом «Пять недель на воздушном шаре» и тут же отнес сделанную рукопись к парижскому издателю Пьеру Жюлю Этцелю. Тот прочитал работу и быстро смекнул, что перед ним по-настоящему талантливый . С Жюлем Верном был тут же заключен контракт на 20 лет вперед. Начинающий писатель обязался раз в год сдавать издательству два новых произведения. Роман «Пять недель на воздушном шаре» быстро разошелся и имел успех, а также принес своему создателю и известность.

Настоящий успех и плодотворная деятельность

Теперь Жюль Верн мог позволить себе осуществить мечту детства - попутешествовать. Он купил для этого яхту «Сен-Мишель» и отбыл в длительное морское путешествие. В 1862 году он ходил под парусом к берегам Дании, Швеции и Норвегии. В 1867 году прибыл в Северную Америку, переплыв Атлантический океан. Пока Жюль путешествовал, он постоянно делал записи, а вернувшись в Париж немедленно вернулся к писательской деятельности.


В 1864 году им был написан роман «Путешествие к центру Земли», затем «Путешествия и приключения капитана Гаттераса», следом «С Земли на Луну». В 1867 году свет увидела знаменитая «Дети капитана Гранта». В 1870 - «20 000 лью под водой». В 1872 году Жюль Верн «Вокруг света за 80 дней» и именно она пользовалась наибольшим успехом у читателей.


У писателя было все, о чем можно мечтать - слава и деньги. Однако шумный Париж ему порядком надоел и он переселился в тихом Амьене. Он работал практически как машина, вставал рано в 5 утра и без остановки писал до 7 вечера. Перерывы были лишь только на еду, чай и чтение. Он выбрал себе подходящую жену, которая его хорошо понимала и предоставляла ему комфортные условия. Ежедневно писатель просматривал огромное количество журналов и газет, делал вырезки и складировал их в картотеке.

Заключение

За всю свою жизнь Жюль Верн написал 20 повестей, целых 63 романа, и десятки пьес и рассказов. Он был удостоен самой почетной на то время награды - Большой премии Французской академии, попав в число «бессмертных». В последние легендарный писатель стал слепнуть, но писательскую деятельность не окончил. Он диктовал свои произведения до самой смерти.