КАВЕРИН, ВЕНИАМИН АЛЕКСАНДРОВИЧ (1902–1989), наст. фамилия Зильбер, русский советский писатель. Родился 6 (19) апреля 1902 в Пскове в семье военного музыканта, капельмейстера полка. В 1912–1918 учился в Псковской гимназии. В 1919 приехал в Москву , окончил среднюю школу и поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Работал в библиотеке московского военного округа, в художественном подотделе Московского совета. Посещал пушкинский семинар В.И.Иванова , встречался с А.Белым , бывал на литературных вечерах с участием В.Я.Брюсова , С.А.Есенина , В.В.Маяковского . В 1920, по совету Ю.Н.Тынянова (мужа сестры Каверина), переехал В Петроград, где продолжил образование на философском факультете университета, одновременно обучаясь на арабском отделении Института живых восточных языков. Увлекался сочинением стихов, но после суровых отзывов О.Э.Мандельштама и В.Б.Шкловского оставил версификационные опыты. Обратившись к прозе, в 1920 представил на конкурс, объявленный Домом литераторов, рассказ Одиннадцатая аксиома и был удостоен одной из премий. Рассказ вызвал заинтересованное внимание М.Горького , который и в дальнейшем продолжал следить за творчеством Каверина, давая отзывы на многие его произведения.
Важную роль в формировании писателя сыграло его участие в литературной группе «Серапионовы братья», возникшей в 1921. Здесь наиболее близким ему по творческим устремлениям оказался Л.Н.Лунц, литератор универсального склада, тяготевший к остросюжетным построениям и выдвинувший лозунг «На Запад!» Каверин в ту пору тоже провозглашал: «Из русских писателей больше всего люблю Гофмана и Стивенсона». Первое опубликованное произведение Каверина – Хроника города Лейпциг , выдержанное в иронически-фантастическом «гофмановском» колорите, – увидело свет в составе альманаха «Серапионовы братья» в 1922. В том же году Каверин женился на Л.Н.Тыняновой (1902–1984), впоследствии детской писательнице.
Первая книга писателя – Мастера и подмастерья , состоявшая из шести новелл, – вышла в 1923 и два года спустя была переиздана под названием Рассказы . Рассказы и небольшие повести Каверина печатались также в периодике. Ранняя новеллистика Каверина отмечена смелостью творческой фантазии, калейдоскопическим обилием разноликих персонажей, гротескностью их превращений, парадоксальной игрой с фабулой. Наиболее значительные произведения той поры: Пятый странник , Пурпурный палимпсест , Столяры , Бочка , Большая игра , Ревизор – были отобраны автором в 1980 для первого тома Собрания сочинений.
«Чтобы стать очень оригинальным писателем, Каверину нужно перевезти свой Нюрнберг хотя бы в Петербург, немного раскрасить свое слово и вспомнить, что это слово – русское», – писал в 1923 Е.И.Замятин. И сам Каверин ощутил внутреннюю потребность в большей мотивированности характеров и ситуаций, в четком и ясном языке повествования. Переход к новой творческой манере ощутим в повести Конец хазы , где автор, по словам Горького, «смело шагнул в сторону от себя». Такие решительные шаги «в сторону» от уже обретенной системы приемов были характерны для творческого пути Каверина.
До конца 1920-х годов Каверин совмещал литературную работу с научной: по окончании университета был оставлен в аспирантуре, в 1929 выпустил книгу Барон Брамбеус: История Осипа Сенковского, журналиста, редактора «Библиотеки для чтения » (2-е изд. 1966), являвшуюся одновременно диссертацией, принесшей автору звание научного сотрудника первого разряда. Филологический опыт Каверина нашел применение в его первом романе Скандалист, или Вечера на Васильевском острове (1928), где обрисована духовная атмосфера 1920-х годов. Главный герой романа, Виктор Некрылов, отчетливо спроецирован на реальную фигуру В.Б.Шкловского, определенные прототипы имеются и у других персонажей.
К исследованию вечных противоречий бытия на современном материале Каверин обратился в повести Черновик человека (1929), в романе Художник неизвестен (1931), где раскрыта драма русского авангарда, а в главном герое Архимедове воплощены некоторые черты В.В.Хлебникова и Н.А.Заболоцкого. В романе Исполнение желаний (1936) на первый план выходит проблема таланта и славы.
Самое известное произведение Каверина – роман Два капитана (1936–1944) – отмечен динамичностью сюжета, максималистски-четким противопоставлением характеров, неподдельным романтическим пафосом, ничего общего не имеющим с советской идеологической риторикой. Ставшая знаменитой формула «Бороться и искать, найти и не сдаваться» восходит к стиху А.Теннисона, ставшему девизом английского исследователя Антарктиды Р.Скотта.
На 2-м съезде писателей в 1954 Каверин выступил со смелой речью, призывая к свободе творчества, к справедливой оценке наследия Ю.Н.Тынянова и М.А.Булгакова. В 1956 – один из организаторов альманаха «Литературная Москва». В 1960-е годы поместил в возглавляемом А.Т.Твардовским «Новом мире» повести Семь пар нечистых и Косой дождь (обе 1962), статьи, в которых стремился воскресить память о «Серапионовых братьях», реабилитировать М.М.Зощенко. В 1970-е годы Каверин выступал в защиту А.И.Солженицына и других опальных литераторов.
Сюжеты романов Открытая книга (1946–1954, окончат. редакция 1980) и Двойной портрет (1963–1964) связаны с драматической судьбой биологической науки в советское время. С 1970-х годов Каверин обратился к истории культуры – как в художественных произведениях (роман Перед зеркалом , 1972), так и в мемуарных книгах Освещенные окна (1970–1976), В старом доме (1971), Вечерний день (1977–1978), Письменный стол (1985), Эпилог (1989).
В 1979 закончил работу над детской книгой Ночной сторож, или Семь занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча неизвестном году , а затем написал сказочную философскую повесть Верлиока (1981). Романы Наука расставания (1982) и Над потаенной строкой (1988) основаны на переосмыслении военного опыта. В 1980-е годы написан ряд рассказов, посвященных современному юношеству: Загадка и Разгадка (1983), Летящий почерк (1984), повесть о молодом литераторе Силуэт на стекле (1987).
Каверин Вениамин Александрович (настоящая фамилия Зильбер) (1902- 1989), писатель.
Родился 19 апреля 1902 г. в Пскове в семье военного музыканта. Учился в Псковской гимназии, школу закончил в Москве.
В 1920 г. переехал в Петроград; занимался одновременно на историко-философском факультете Петроградского университета и в Институте восточных языков (окончил в 1923- 1924 гг.).
С молодости Каверин дружил с писателем Ю. Н. Тыняновым, на сестре которого был женат; именно Тынянов посоветовал ему после неудачных поэтических опытов обратиться к прозе.
Уже первый его рассказ «Одиннадцатая аксиома» (1920 г.) привлёк внимание М. Горького. В 1921 г. Каверин вошёл в группу «Серапионовы братья», объединившую молодых литераторов. В их альманахе появилась повесть «Хроника города Лейпцига за 18… год», написанная Кавериным в духе Э. Т. А. Гофмана.
Напряжённую писательскую работу Вениамин Александрович совмещал с занятиями наукой; в 1929 г. он защитил кандидатскую диссертацию по филологии.
В годы Великой Отечественной войны Каверин был фронтовым корреспондентом на Северном флоте. Многие эпизоды военной жизни позже легли в основу его рассказов. После победы писатель жил в Москве.
В литературе он занимал независимую позицию, его высказывания в защиту свободы творчества, о необходимости уважения к писательскому труду вызывали недовольство у властей. В своих книгах он ставил вечные вопросы борьбы добра и зла, любви и ненависти, научной честности и приспособленчества. Его произведения отличаются захватывающими сюжетами, в них действуют яркие герои, причудливо переплетаются судьбы и обстоятельства.
Славу Каверину принесли романы «Исполнение желаний» (1934-1936 гг.), «Два капитана» (1938-1944 гг.), «Открытая книга» (1949-1956 гг.).
За «Два капитана» он получил Сталинскую премию (1942 г.); книга выдержала десятки изданий, две экранизации. На сюжет романа поставлен мюзикл «Норд-Ост» (2002 г.).
Каверину принадлежат также повести «Двойной портрет» (1964 г.), «Школьный спектакль» (1968 г.), «Верлиока» (1982 г.), «Загадка» (1984 г.); романы «Перед зеркалом» (1972 г.) - о русской художнице- эмигрантке, «Двухчасовая прогулка» (1978 г.) - о проблеме нравственности в науке, «Над потаённой строкой» (1989 г.) - о военной поре.
(настоящая фамилия - Зильбер) (1902-1989)
русский писатель, драматург, мемуарист
В сознании массового читателя Каверин Вениамин Александрович является автором одного произведения: обычно вспоминают его роман «Два капитана», который выдержал 42 издания за 25 лет. О других произведениях говорят гораздо реже. В то же время Каверин - яркое явление в истории отечественной культуры, но значение его личности в развитии литературы и искусства осознано еще в недостаточной степени.
Сама его семья может стать предметом для особого разговора. Вениамин родился в Пскове и был младшим, шестым ребенком в семье военного музыканта, капельмейстера полка. Мать закончила Московскую консерваторию, ее брат был известным пианистом. Хотя она не работала по специальности, но очень много сделала в плане музыкального просветительства. Она организовала в Пскове музыкальный магазин и приглашала в город знаменитостей.
Естественно, что всех детей учили музыке. Поэтому брат Александр стал композитором, а сестра Елена - музыковедом. Особое влияние на Вениамина оказал его старший брат Лев и круг его друзей, среди которых был будущий знаменитый писатель и ученый Юрий Тынянов .
Сам Лев Зильбер тоже многого добился в жизни. Он стал одним из создателей вирусной теории рака, открыл и описал возбудителя дальневосточного клещевого энцефалита и тем самым предотвратил эпидемию. За свои заслуги Л. Зильбер был удостоен звания академика.
Прежде чем стать писателем, Вениамин, закончив школу, продолжил учебу сразу в двух институтах - на этнолого-лингвистическом отделении филологического факультета Петроградского университета, который закончил в 1924 году, и на арабском факультете Института живых восточных языков. Его он закончил годом раньше. Вениамин Каверин практически не участвовал в революционных событиях, не воевал во время гражданской войны, друзья даже называли его «книжным мальчиком».
Но зато этот человек сразу же попал в благоприятную литературную среду. Его сестра вышла замуж за Ю. Тынянова, сам он женился на сестре Тынянова. В доме бывали крупнейшие деятели культуры той поры - Е. Поливанов, В. Шкловский, Б. Эйхенбаум. Каверин учился не только у них, но и у своих друзей - Михаил Зощенко , Н. Тихонова, К. Федина, которые впоследствии образуют литературную группу под названием «Серапионовы братья».
Свою литературную деятельность Вениамин Каверин начинает со стихов, и пишет их прилежно, установив для себя определенную ежедневную литературную норму. Однако вскоре по совету Ю. Тынянова переходит на прозу и к стихам больше не возвращается.
Уже первые литературные опыты Вениамина Александровича Каверина обратили на себя внимание и были отмечены положительно. В 1920 году он получил третью премию Дома литераторов за рассказ «Одиннадцатая аксиома». Как и многие другие начинающие писатели, Каверин решил показать свои произведения Горькому, который отметил, что у молодого человека «есть все для того, чтобы стать оригинальным писателем». Уже в первых рассказах проявились и основные особенности прозы Вениамина Каверина: он всегда избирал острый, динамичный сюжет, тяготел к фантастическим и просто необычным коллизиям, особое внимание уделял нравственным проблемам.
После окончания института, Каверин в течение шести лет занимался научной работой. В 1929 году он написал диссертацию под названием «Барон Брамбеус», посвященную О.И. Сенковскому, которую в том же году опубликовал в виде книги. В дальнейшем Вениамин Каверин постоянно выступал с научными и критическими статьями по актуальным проблемам современной литературы. Пушкинское творчество и современные нравственные проблемы соединились под пером писателя в романе «Исполнение желаний» (1934-1936).
В тридцатые годы Вениамин Александрович Каверин начал писать произведения и для детей. Он одновременно сочиняет сказки и пишет роман «Два капитана». Правда, из-за начавшейся войны работа затянулась. Вторую книгу Каверин завершает только в 1944 году, а в 1945 году публикует уже весь роман.
В этом произведении многое было непривычным и новым. История Сани Григорьева, его становление как личности и профессионального летчика наслаивается на историю предпринятого им поиска пропавшей экспедиции.
Вениамин Каверин строит свой роман не только на сочетании нескольких сюжетных линий, но и как сложное, многостилевое повествование, в котором переплетаются черты разных литературных жанров. Почти детективная история давнего предательства построена по канонам приключенческого романа тайн. В то же время автор соединяет стилистику романа воспитания с элементами производственного романа, отражая духовное становление главного героя. Динамику действия усиливают мастерская проработка сюжета, постоянное переплетение судеб героев, смена рассказчиков и формы повествования, которое ведется то от первого, то от третьего лица.
Предложенная Кавериным новая схема сюжетного построения традиционного романа воспитания и разнообразие стилевых решений вызвали неоднозначные отзывы о романе в критике. Критики обрушились на него с рядом негативных рецензий, даже упрекая Вениамина Каверина в чрезмерной развлекательности.
Однако Вениамин Александрович Каверин всегда считал себя писателем сюжетным. Хотя основная его жизнь протекала в стенах кабинета и, кроме чтения, увлечением была только музыка, он вовлекал своих героев в самые замысловатые приключения. Так, в романе «Открытая книга» (1956) вместе с героиней Татьяной Власенковой, прототипом которой была академик АМН СССР З.В. Ермольева, мы открываем пенициллин.
В романе «Перед зеркалом» знакомимся с удивительной историей художника. Автор создает ее на основе переписки, которая расшифровывается буквально на глазах читателя. Каверин повсюду лиричен и в то же время исторически конкретен. Его герои переживают сложные душевные драмы, характерные для человека XX века, когда люди часто оказывались перед необходимостью сделать нравственный выбор. Перед таким же выбором стоял и сам писатель. Вениамин Каверин предпочел отправиться на фронт военным корреспондентом. И прошел войну до конца, хотя на его руках оказались две семьи - его собственная и Ю. Тынянова, который был неизлечимо болен.
Особое место в творчестве Каверина заняли его «школьные повести» - «Загадка» (1984) и «Разгадка» (1985). Сам писатель называл их рассказами, однако по стилю и сюжетной организации они гораздо ближе к повестям. В центре - проблема самоопределения молодого человека в окружающем его мире. Каверин отстаивает право героя на собственное мировосприятие, формирование своего отношения к жизни.
Поскольку писатель был в центре многих интересных событий своего времени, он не мог не обратиться к жанру воспоминаний и писал их на протяжении почти двух десятилетий, создав около десяти книг.
Особое место в творчестве Вениамина Каверина занимают сказки. Они стали естественным продолжением его интереса к фантастике, зародившегося еще в 20-е гг. Писатель не просто работал в этом жанре более сорока лет, но и постоянно искал новые жанровые формы для отражения восприятия сказочного мира как реального.
Он проложил своеобразную ниточку от сказок Андерсена и скандинавских писателей к современной литературной форме. Сказки Каверина «Ночной сторож, или семь занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча девятьсот неизвестном году» (1981) окрашивает присущий всему его творчеству оттенок иронии. Только здесь он соединяется со сказочными мотивами и образами, как бы предупреждая читателя: «сказка ложь, да в ней намек». Сказки Вениамина Каверина отличает максимальное приближение к реалиям повседневной жизни. Сказочные черты героев всегда соответствуют их человеческим качествам. Для их характеристики автор использует разнообразные стилевые приемы: различные виды деталей, тонкую игру эпитетов, символику цвета и звука, оригинальные метафоры.
Параллельно с работой над сказками Каверин пишет повесть «Верлиока» (1982), также основанную на фольклорном материале. В ней писатель вновь прибегает к синтезу жанров, соединяя элементы мифа и притчи. Правда, теперь он использует лишь фольклорную символику, отталкиваясь от которой создает оригинальное повествование, где реальность соединена с вымыслом, а ирония - с гротеском.
Каверин Вениамин Александрович дожил до глубокой старости, продолжая работать до конца своих дней.
Вениамин Александрович Каверин (19021989), классик отечественной литературы, прежде всего известен как автор «Двух капитанов», вошедших в золотой фонд литературы для детей и юношества. Он прожил жизнь, в которую вместилась целая эпоха, был свидетелем возникновения, расцвета и упадка огромного тоталитарного государства. Литературному труду В.А. Каверин отдал более шестидесяти лет. За долгие годы ему довелось встретить немало удивительных людей, в судьбе которых он оставил заметный след, у многих вызывал неизменное восхищение не только своим блестящим талантом, но и неизменной твёрдостью нравственных позиций.
Вениамин Александрович Каверин, настоящая фамилия Зильбер, родился 6 (19) апреля 1902 года в Пскове. Творческий псевдоним взят в честь Петра Павловича Каверина гусара, дуэлянта-забияки и разгульного кутилы, в чьих проделках нередко принимал участие юный Пушкин.
Его отец Абель Абрамович Зильбер военный капельмейстер, считавший военный быт нормой. Мать урождённая Хана Гиршевна (Анна Григорьевна) Дессон, владелица музыкальных магазинов.
14 августа 1912 года Вениамин был зачислен в приготовительный класс Псковской губернской гимназии. «... Я очень рано познакомился с русскими классиками Тургеневым, Гончаровым, Толстым, вспоминал Каверин. Я тогда, разумеется, не понимал, что литература одно из самых отчетливых и выразительных проявлений культуры, в особенности русская литература...»
В 1919 приехал в Москву, окончил среднюю школу и поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Работал в библиотеке московского военного округа, в художественном подотделе Московского совета. Посещал пушкинский семинар В.И. Иванова, встречался с А. Белым, бывал на литературных вечерах с участием В.Я. Брюсова, С.А. Есенина, В.В. Маяковского. В 1920, по совету Ю.Н. Тынянова (мужа сестры Каверина), переехал в Петроград, где продолжил образование на философском факультете университета, одновременно обучаясь на арабском отделении Института живых восточных языков. Увлекался сочинением стихов, но после суровых отзывов О.Э. Мандельштама и В.Б. Шкловского оставил эти попытки. Обратившись к прозе, в 1920 представил на конкурс, объявленный Домом литераторов, рассказ «Одиннадцатая аксиома» и был удостоен одной из премий. Рассказ вызвал заинтересованное внимание М. Горького, который и в дальнейшем продолжал следить за творчеством Каверина, давая отзывы на многие его произведения.
Важную роль в формировании писателя сыграло его участие в литературной группе «Серапионовы братья», возникшей в 1921.Отвечая на вопрос о культурной атмосфере 20-х годов, Каверин рассказывал: «...я совершенно счастливый человек: учился у пяти академиков. Слушал лекции первоклассных русских ученых: Бартольда, Крачковского, Эйзенбаума, был непосредственным учеником Тынянова, Шкловского, я занимался в студии русского языка у академика Курского. Горький с беспримерной добротой пошел навстречу девятнадцатилетнему студенту, который послал ему первый рассказ. Мы стали переписываться. Когда я, еще колеблясь между историей литературы и собственно литературой, защитил диссертацию о русском журналисте и арабисте XIX века Осипе Сенковском, Горький написал мне: «Надеюсь, что вы не оставите вашу прозу ради истории литературы».
В 1923 г. он окончил Институт восточных языков, в 1924 г. университет, оставшись в нем в аспирантуре. Одновременно Каверин преподавал в Институте истории искусств. В 1929 г. Каверин защитил кандидатскую диссертацию по русской филологии под названием «Барон Брамбеус. История Осипа Сенковского», принесшую автору звание научного сотрудника первого разряда.
Первое опубликованное произведение Каверина «Хроника города Лейпциг», выдержанное в иронически-фантастическом «гофмановском» колорите, увидело свет в составе альманаха «Серапионовы братья» в 1922. В том же году Каверин женился на Л.Н. Тыняновой (19021984), впоследствии детской писательнице.
Был период, когда он пытался сочинять пьесы (в начале 30-х некоторые даже имели успех их ставили первоклассные режиссеры, сам Вс. Мейерхольд предлагал сотрудничество), но, по собственному признанию Каверина, с ремеслом драматурга он был не в ладах. С начала 1930-х Каверин кардинально меняет область литературного творчества и приступает к написанию романов, в которых ставил задачу не только передать свои знания жизни, но и выработать собственный литературный стиль. Первым из них стал «Исполнение желаний» он, как и несколько последующих («Два капитана», «Открытая книга»), пользовался большой популярностью. Замысловатое сюжетное построение и подчеркнутая контрастность, с какой писатель рисует портреты своих героев, отличительные способности этих книг.
Во время войны Каверин работал корреспондентом газеты «Известия». В 1944 году была опубликована последняя часть самого известного из произведений писателя романа «Два капитана»; в том же году этот роман был удостоен Сталинской премии. Неизвестно, как сложилась бы судьба Каверина, не напиши он этот роман; вполне возможно, что писатель разделил бы участь своего старшего брата, академика Льва Зильбера, которого трижды арестовывали и отправляли в лагеря.
Из поздних произведений Каверина необходимо отметить романы «Перед зеркалом»(1971) и «Верлиока» (1982), а также автобиографические книги «В старом доме» (1971) и «Освещенные окна» (1976).
В поздние годы Каверин жил, в основном, в писательском поселке Переделкино под Москвой, давая о себе знать не только своими произведениями, но и выступлениями в защиту культурных свобод и гонимых художников. Он добивался литературной реабилитации Тынянова и Булгакова, подписал обращение в защиту Синявского и Даниэля, поддерживал Солженицына. Членом правления Союза писателей Каверин стал только в 1986 году, всего за три года до смерти.
Он не прекращал писать до последних дней, даже когда уже не было полной уверенности в том, что все замыслы удастся осуществить. Одной из последних работ Каверина стала книга о его лучшем друге Ю. Тынянове «Новое зрение», написанная в соавторстве с критиком и литературоведом Вл. Новиковым.
Каверин умер 2 мая 1989 года, в эпоху крушения идеалов, которые исповедовал и которые сам же и создавал. Похоронен на Ваганьковском кладбище. В июне 1995 г. состоялось открытие памятника «Два капитана», который расположен у здания Псковской областной детской библиотеки
Произведения Каверина начали экранизировать уже в 1926 году. На одном только Ленфильме были сняты кинофильм «Чужой пиджак», кинофильм в двух сериях «Два капитана» и телефильм в девяти сериях «Открытая книга». Наиболее удачной он считал телевизионную версию повести «Школьный спектакль». По знаменитым «Двум капитанам» было снято три фильма. А 19 октября 2001 года в Москве состоялась премьера мюзикла «Норд-Ост», созданного по мотивам этого романа. 11 апреля 2002 года на Северном Полюсе авторами мюзикла Георгием Васильевым и Алексеем Иващенко был водружен флаг «Норд-Оста» с бессмертным девизом полярников «Бороться и искать, найти и не сдаваться».
Дата рождения: |
|
Место рождения: |
Псков, Российская империя |
Дата смерти: |
|
Место смерти: |
Москва, СССР |
Род деятельности: |
|
Направление: |
Социалистический реализм |
Роман, повесть, рассказ |
|
Язык произведений: |
|
Рассказ «Одиннадцатая аксиома» |
|
Награды и премии: |
Адреса в Ленинграде
Произведения
Романы, повести
Воспоминания, эссеистика
Награды и премии
Экранизации и постановки
(настоящая фамилия Зильбер ; 6 (19) апреля 1902, Псков - 2 мая 1989, Москва) - русский советский писатель. Лауреат Сталинской премии второй степени (1946).
Биография
Родился 6 (19) апреля 1902 года в семье капельмейстера 96-го пехотного Омского полка Абеля Абрамовича Зильбера и его жены - урождённой Ханы Гиршевны (Анны Григорьевны) Дессон, владелицы музыкальных магазинов. Старшая сестра Каверина - Лея Абелевна Зильбер (в замужестве Елена Александровна Тынянова, 1892-1944) - вышла замуж за его друга детства Ю. Н. Тынянова. Старший брат Каверина - крупный советский вирусолог Л. А. Зильбер (1894-1966). Кроме того, в семье росли ещё трое старших детей - Мирьям (в замужестве Мира Александровна Руммель, 1890 - после 1988, жена первого директора Народного дома им. А. С. Пушкина Исаака Михайловича Руммеля), Давид, впоследствии военный врач, и Александр (1899-1970), композитор, взявший псевдоним Ручьёв. Жена Каверина - детская писательница Л. Н. Тынянова (1902-1984), младшая сестра Ю. Н. Тынянова. Сын - Николай Вениаминович Каверин (р. 11.10.1933, Ленинград), доктор медицинских наук, профессор, академик РАМН, зав. лабораторией физиологии вирусов Института вирусологии имени Д.И.Ивановского РАМН. Дочь - фармаколог.
Окончил Институт восточных языков по отделению арабистики (1923) и историко-филологический факультет Ленинградского государственного университета (1924). Был близок к младоформалистам. В 1929 защитил диссертацию «Барон Брамбеус. История Осипа Сенковского».
Псевдоним «Каверин» взят в честь гусара, приятеля молодого Пушкина (выведенного им под собственной фамилией в «Евгении Онегине»).
Уж тёмно: в санки он садится.
«Пади, пади!» - раздался крик;
Морозной пылью серебрится
Его бобровый воротник.
К Talon помчался: он уверен,
Что там уж ждет его Каверин
.
Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток,
Пред ним roast-beef окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Стразбурга пирог нетленный
Меж сыром Лимбургским живым
И ананасом золотым.
Первый рассказ «Хроника города Лейпцига за 18… год» опубликовал в 1922. В начале 1920-х годов входил в литературную группу «Серапионовы братья». Ранние рассказы написаны на фантастические сюжеты. Обращение к реальной жизни отразилось в романе «Девять десятых судьбы» (1926) и др. В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк».
Роман «Исполнение желаний» (2 кн., 1935-1936) и роман-трилогия «Открытая книга» (1953-1956) посвящены изображению творческого труда, научным исканиям советской интеллигенции. Наибольшую известность приобрел приключенческий роман «Два капитана» (2 кн., 1940-1945, Сталинская премия, 1946), в котором показана советская молодежь. Романы «Открытая книга» и «Два капитана» были неоднократно экранизированы.
Подписал обращение в защиту Ю. Даниэля и А. Синявского. Подготовил для Четвертого съезда СП СССР (1967) речь «Насущные вопросы литературы», которую ему запретили зачитывать. В 1968 он в «Открытом письме» объявил о разрыве с К. Фединым, когда тот не допустил до читателя «Раковый корпус» Солженицына.
Адреса в Ленинграде
1930-1946 - дом Придворного конюшенного ведомства - набережная канала Грибоедова, 9.
Произведения
Романы, повести
- «Мастера и подмастерья», сборник (1923)
- «Конец Хазы», роман (1926)
- «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове» роман (1928).
- «Художник неизвестен», роман (1931) - один из последних формальных экспериментов в ранней советской литературе
- «Исполнение желаний» роман (книги 1-2, 1934-1936; новая редакция 1973).
- «Два капитана» роман (книги 1-2, 1938-1944)
- «Открытая книга» роман (1949-1956).
- «Семь пар нечистых» повесть (1962)
- «Косой дождь» повесть (1962)
- «Двойной портрет», роман (1967) - рассказывает об уволенном с работы учёном, который по доносу попадает в лагерь
- «Перед зеркалом», роман (1972) - раскрывает судьбу одной русской художницы, особенно останавливаясь на периоде эмиграции, бережно включая в художественное повествование подлинные документы
- «Наука расставания», роман (1983)
- «Девять десятых судьбы»
Сказки
- «Верлиока» (1982)
- «Городок Немухин»
- «Сын стекольщика»
- «Снегурочка»
- «Немухинские музыканты»
- «Лёгкие шаги»
- «Сильвант»
- «Много хороших людей и один завистник»
- «Песочные часы»
- «Летающий мальчик»
- «О Мите и Маше, о Веселом трубочисте и Мастере золотые руки»
Воспоминания, эссеистика
- «Здравствуй, брат. Писать очень трудно...». Портреты, письма о лит-ре, воспоминания (1965)
- «Собеседник». Статьи (1973)
- «Освещенные окна» (1976)
- «Вечерний день». Письма, воспоминания, портреты (1980)
- «Письменный стол». Воспоминания, письма, эссе (1984)
- «Счастье таланта» (1989)
Награды и премии
- орден Ленина (1962)
- два ордена Трудового Красного Знамени
- орден Красной Звезды
- орден Дружбы народов
- Сталинская премия второй степени (1946) - за роман «Два капитана»
Издания
(для книг, переиздававшихся неоднократно, указаны только первые издания)
- Мастера и подмастерья. Рассказы. М.-Пб. Круг. 1923.
- Рассказы. М. Круг. 1925.
- Конец хазы. Повести. Л. Жизнь искусства. 1926.
- Девять десятых судьбы. Роман. М.-Л. Госиздат. 1926.
- Ночь на 26 октября. Рассказ. Л. Прибой. 1926. 63 с.
- Осада дворца. Повесть для юношества. М.-Л. Госиздат. 1926.
- Пролог. Путевые рассказы. М.-Л. 1931.
- Скандалист, или вечера на Васильевском острове. Л. Издательство писателей в Ленинграде 1931 г. 214 с.
- Художник неизвестен. Л. 1931.
- Черновик человека. Рассказы. Л. 1931.
- Исполнение желаний. Роман. Л. Гослитиздат. 1937.
- Сказка о Митьке и Маше о веселом трубочисте и мастере золотые руки. М.-Л. Детиздат. 1939.
- Два капитана. Роман. Л. Гослитиздат. 1941.
- Домик на холме. Рассказы. М.-Л. Детгиз. 1941.
- Наши защитники. Рассказы. Л.-М. Искусство. 1941. 28 с.
- Салют. М. Военмориздат. 1941. 8 с.
- Трое. Рассказ. М. Военмориздат. 1941. 8 с.
- Ленинград. Август 1941. Фронтовые рассказы. Молотов. 1942.
- Дом на холме. Пьеса в 4-х действ. М.-Л. Искусство. 1942. 72 с.
- Орлиный залет и др. рассказы. М.-Л. Детгиз. 1942. 48 с.
- Рассказы. М. Военмориздат. 1942. 48 с.
- Мы стали другими. Рассказы. М. Советский писатель. 1943.
- Школа мужества. Рассказы. Воронеж. 1950.
- Открытая книга. Роман. М. Молодая гвардия. 1953.
- Неизвестный друг. Повесть. М. Советский писатель. 1960.
- Три сказки. М. Детгиз. 1960.
- Из разных книг. М. Молодая гвардия. 1961. 240 с.
- Очерк работы. М. Советская Россия. 1964.
- Двойной портрет. Роман. М. Молодая гвардия. 1967. 224 с.
- Перед зеркалом. Роман в письмах. М. Советский писатель. 1972.
- Петроградский студент. Роман. М. Советский писатель. 1976.
- Освещенные окна. М. Современник 1976 г. 380 с.
- Вечерний день. Письма. Встречи. Портреты. М. Советский писатель. 1980. 505 с.
- Письменный стол. Воспоминания и размышления. М. Советский писатель. 272 с.
- Ночной Сторож, или Семь Занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча девятьсот неизвестном году. Рассказы. М. Детская литература. 1982.
- Верлиока. Сказочная повесть. М. Современник. 1983. 215 с.
- Летящий почерк. М. Художественная литература. 1986. 415 с.
- Сказки. Баку. Гянджлик. 1986.
- Двухчасовая прогулка. Роман и повести. М. Современник. 1989.
- Эпилог. Мемуары. М. Московский рабочий. 1989. 544 с.
- Собрание сочинений в 2-х томах. М. АСТ-Пресс. 1994. 560 с, 592 с.
- Собрание сочинений в восьми томах. М. Художественная литература. 1980-1983.
Экранизации и постановки
- 1955 - «» (реж. Владимир Венгеров).
- 1973 - «Открытая книга » (реж. Владимир Фетин).
- 1976 - «» (реж. Евгений Карелов).
- 1977-1979 - «Открытая книга » (реж. Виктор Титов).
- 1978 - Поворот - (реж. Вадим Абдрашитов)
- 1981 - «Немухинские музыканты » (реж. Мария (Мариэта) Муат).
- 2001 - мюзикл «Норд-Ост» (по роману «Два капитана», авторы Алексей Иващенко и Георгий Васильев)
Память
- В честь В. А. Каверина назван астероид Вениакаверин (2458 Veniakaverin).
- Памятник литературным героям романа «Два Капитана» - Татаринову и Григорьеву расположен в городе Пскове в сквере перед Псковской областной детской библиотекой имени В. А. Каверина.
- Площадь «Двух капитанов» (г. Полярный Мурманской области) названа в честь одноименного романа В.А. Каверина. В 1943-44 гг на Северном флоте, в Полярном В.А. Каверин служил, будучи военкором «Известий». Здесь же была написана вторая часть романа. Действие другого романа В.А. Каверина - «Наука расставания» (1983) происходит во фронтовом Полярном, его главный герой - военкор Незлобин.