Вечный мир с польшей год. Вечный мир с речью посполитой

Предыстория. На пути к «Вечному миру»

После смерти бездетного царя Фёдора Алексеевича, бояре Милославские во главе с Софьей организовали Стрелецкий бунт. В результате 15 сентября 1682 года царевна Софья, дочь царя Алексея Михайловича, стала регентшей при малолетних братьях Иване и Петре. Власть братьев практически сразу стала номинальной. Иван Алексеевич был с детства болезненным и неспособным к управлению государством. Пётр был мал, и Наталья с сыном перебралась в Преображенское, чтобы уберечь себя от возможного удара.

Царевна Софья в исторической научно-популярной и художественной литературе часто представлена в образе мужикоподобной бабищи. Внешность, по словам французского иезуита де ла Невиля, была безобразной (хотя сам он её не видел). К власти она пришла в 25 лет, и портреты доносят до нас образ несколько полноватой, но миловидной женщины. Да и будущий царь Пётр описывал Софью как человека, которого «можно было бы считать как в телесном, так и умственном отношении совершенством, если бы не её безграничное честолюбие и ненасытная жажда власти».

Софья имела нескольких фаворитов. Это был князь Василий Васильевич Голицын – он получил под начало Посольский, Разрядный, Рейтарский и Иноземный приказы, сосредоточив в своих руках огромную власть, контроль над внешней политикой и вооружёнными силами. Получил титул «Царственныя большия печати и государственных великих посольских дел сберегатель, ближний боярин и наместник новгородский» (фактически главы правительства). Руководство Казанским приказом (этот государственный орган осуществлял административно-судебное и финансовое управление территориями, главным образом, на юго-востоке Российского государства) получил двоюродный брат В.В. Голицына – Б.А. Голицын. Стрелецкий приказ возглавил Фёдор Шакловитый. Выходец из брянских детей боярских, обязанный своему возвышению только Софье, был безгранично ей предан (судя по всему, как и Василий Голицын, был её любовником). Был возвышен Сильвестр Медведев, став советником царицы по религиозным вопросам (с патриархом Софья была в холодных отношениях). Шакловитый был «верным псом» царицы, а вот практически всё государственное управление было возложено на Василия Голицына.

Голицын – это одна из спорных фигур в истории России. Одни считают его «предтечей» Петра, чуть ли истинным реформатором, который замыслил весь комплекс реформ, проведённых в петровскую эпоху. Другие исследователи оспаривают это мнение. Факты говорят о том, что это был «западник» того времени, политик «горбачёвского типа», который похвалу с Запада воспринимает, как высшую ценность. Голицын преклонялся перед Францией, был франкофилом, даже своего сына заставил носить на груди миниатюру Людовика XIV. Его образ жизни и дворец соответствовал лучшим западным образцам. Московская знать того времени всячески подражала западному дворянству: сохранялась мода на польские наряды, вошёл в моду парфюм, началось повальное увлечение гербами, высшим шиком считалось приобрести иностранную карету и пр. Знатные люди и богатые горожане, беря пример с Голицына, стали возводить дома и дворцы западного типа. В Россию были допущены иезуиты, канцлер Голицын часто проводил с ними закрытые совещания. В России разрешили католическое богослужение – в Немецкой слободе была открыта первая католическая церковь. Есть мнение, что Сильвестр Медведев и Голицын были сторонниками унии православия с католицизмом.

Голицын стал отправлять юношей на учёбу в Польшу, в основном, в Краковский Ягеллонский университет. Там учили не техническим или военным дисциплинам, необходимым для развития Русского государства, а латыни, богословию и юриспруденции. Такие кадры могли пригодиться в преобразовании России по западным стандартам.

Но наиболее значительные достижения у Голицына были в области дипломатии, во внутренней политике консервативное крыло было слишком сильным, да и царица сдерживала реформаторский пыл князя. Голицын вёл переговоры с датчанами, голландцами, шведами, немцами, хотел установить прямые отношения с Францией. В тот период чуть ли не главные события европейской политики вертелись вокруг войны с Османской империей. В 1684 году император Священной Римской империи, король Чехии и Венгрии Леопольд I прислал в Москву дипломатов, которые стали взывать к «братству христианских государей и пригласили Русское государство вступить в «Священную лигу». Этот союз состоял из Священной Римской империи, Венецианской республики и Речи Посполитой и противостоял Оттоманской империи в Великой Турецкой войне. Аналогичное предложение Москве поступило и от Варшавы.


Встреча Яна III Собеского и императора Священной Римской империи Леопольда I
после битвы под Веной. Худ. А. Гротгер. 1859 г
.

Война с могучей Османской империей в тот период не была в интересах России. Польша и Австрия не были нашими союзниками. Со Стамбулом только в 1681 году был заключён Бахчисарайский мирный договор, который устанавливал мир на 20-летний срок. Турки признали за Россией Левобережную Украину, Запорожье и Киев. Россия значительно усилила свои позиции на юге. Турецкий султан и крымский хан обязались не помогать врагам России. Крымская орда обязалась прекратить набеги на русские земли. К тому же, Турция не воспользовалась чередой смут на Руси, борьбой за власть в Москве. России в тот период было выгоднее не ввязываться в прямой бой с Турцией, а ждать её ослабления. Земель для освоения было с избытком.

Но соблазн вступить в союз с западными державами оказался для Голицына слишком велик. Великие западные державы обратились к нему, звали в друзья. Московское правительство выставило только одно условие за вступление в «Священный союз», чтобы Польша подписала «вечный мир». Но поляки с негодованием отвергли это условие – они не хотели отказываться от Смоленска, Киева, Новгорода-Северского, Чернигова, Левобережной Украины. Таким образом, польская сторона сама отталкивала Россию от «Священной лиги». Переговоры продолжались весь 1685 год. В России было много противников вступления в этот союз. Против участия в войне с Турцией выступали многие бояре.

Против союза с Польшей был гетман Войска Запорожского Иван Самойлович. Украина только несколько лет прожила без ежегодных набегов крымских татар за полоном. Гетман указывал на вероломство поляков и на то, что в случае успеха войны с Турцией православные христиане, свободно исповедующие свою веру под господством турков, будут отданы под власть римского папы. По его мнению, Россия должна была заступиться за православных, которые подвергались гонениям и поруганию в польских областях, отнять у Польши русские исконные земли – Подолье, Волынь, Подляшье, Подгорье и всю Червоную Русь. Был против войны с Турцией и патриарх Московский Иоаким (он был в лагере противников царевны Софьи). В то время решался важный для Украины религиозный и политический вопрос – киевским митрополитом был избран Гидеон, он был утверждён Иоакимом, теперь требовалось согласие Константинопольского патриарха. Это мероприятие могло быть сорвано в случае ссоры с Османской империей. Все доводы Самойловича, Иоакима и других противников союза с поляками, папой римским и австрийцами были отметены. Правда, вопрос оставался за польской стороной, которая упорно отказывалась от «вечного мира» с Россией.

В это время для «Священной лиги» осложнилась ситуация на фронтах и внешнеполитическая обстановка. Порта быстро оправлялась от поражений, проводила мобилизации, привлекала войска из азиатских и африканских регионов. Турки взяли Цетинье, резиденцию черногорского епископа, правды вскоре были вынуждены отступить. Турецкие войска нанесли удар по самому уязвимому звену «Священной лиги» - Польше. Польские войска потерпели поражение, турки угрожали Львову. Это заставило поляков по другому взглянуть на необходимость союза с Россией. Осложнилось внешнеполитическое положение Священной Римской империи: французский король Людовик XIV решил воспользоваться тем, что Леопольд I увяз в войне с Турцией и развил бурную деятельность. Леопольд заключает союз с Вильгельмом Оранским и начинает переговоры с другими государями, чтобы создать антифранцузскую коалицию. Для Священной Римской империи возникает угроза войны на два фронта. Австрия, чтобы компенсировать ослабление сил на Балканах, активизировала дипломатические усилия в отношении России и посредничество между Москвой и Варшавой. Австрия также усиливает давление на короля польского и великого князя литовского Яна III Собеского. В этом же направлении работали папа римский, иезуиты и венецианцы. В результате общими усилиями Варшаву дожали.

«Вечный мир»

В начале 1686 года в столицу России для заключения прибыло огромное польское посольство, почти в тысячу человек, во главе с познанским воеводой Кшиштофом Гжимултовским и литовским канцлером Марцианом Огиньским. Россию в переговорах представлял князь В.В. Голицын. Поляки опять стали настаивать на своих правах на Киев и Запорожье. Правда, тот факт, что переговоры затянулись, сыграл на руку патриарху Иоакиму и Самойловичу. В самый последний момент они смогли добиться согласия Константинопольского патриарха на подчинение Киевской митрополии Москве.

Договорённости с Польшей удалось достичь только в мае. 16 мая 1686 года был подписан Вечный мир. По его условиям Речь Посполитая отказывалась от притязаний на Левобережную Украину, Смоленск и Чернигово-Северскую землю с Черниговом и Стародубом, Киев, Запорожье. Поляки получали за Киев компенсацию в 146 тыс. рублей. В составе Речи Посполитой оставались Северная Киевщина, Волынь и Галичина. Южная Киевщина и Брацлавщина с рядом городов (Канев, Ржищев, Трахтемиров, Черкассы, Чигирин и др.), т. е. земли, сильно опустошённые за годы войны, должна была стать нейтральной территорией между Речью Посполитой и Царством Русским. Россия разрывала договоры с Османской империей и Крымским ханством, вступала в союз с Польшей и Австрией. Москва обязывалась через своих дипломатов содействовать вступлению в «Священную лигу» - Англии, Франции, Испании, Голландии, Дании и Бранденбурга. Россия обязалась организовать походы против Крымского ханства.

«Вечный мир» пропагандировался в Москве (и считается таковым в больше части исторической литературы), как величайшая дипломатическая победа России. Князь Голицын, заключивший этот договор, был осыпан милостями, получил 3 тыс. крестьянских дворов. Но если рассуждать здраво, становится ясно, что этот договор был большой геополитической ошибкой. Русское государство втянули в чужую игру. Война с Турцией и Крымским ханством в тот период была не нужна России. Россия вступала в войну с серьёзным врагом и выплачивала большую сумму за то, что польская сторона признала за Россией те земли, которые и так были уже отбиты у Польши. Поляки не могли вернуть земли военной силой. Постоянные войны с Русским государством, Османской империей и внутренние дрязги подорвали мощь Речи Посполитой. Польша уже не была серьёзной угрозой для России – всего через столетие (небольшой срок в историческом понимании) её будут делить соседние великие державы.

Договор был выгоден лично Софье. Он помогал утвердить её статус, как полновластной царицы. Во время шумихи, поднятой по поводу «вечного мира», Софья присвоила себе титул «Всея великия и иных Россий Самодержца». На лицевой стороне монет по-прежнему изображали Ивана и Петра, но уже без скипетров. Софью чеканили на обратной стороне – в царском венце и со скипетром. Польский художник пишет её портрет без братьев, но в шапке Мономаха, со скипетром, державой и на фоне державного орла (все прерогативы царя). Кроме того, успешная военная операция должна была сплотить знать вокруг Софьи.

1686 Вечный мир с Польшей

После Андрусовского перемирия 1667 г. отношения России с Польшей оставались напряженными. Главным яблоком раздора был Киев. Россия, получившая Киев по договору в Андрусово на два года, расставаться с ним не хотела. Разрешение нескончаемых споров русских и поляков пришло с неожиданной стороны. К началу 1680-х гг. и для Речи Посполитой, и для России первостепенной проблемой стала оборона рубежей от крымских татар, усиливших натиск на южные границы славянских государств, а также от турок, угрожавших всей Центральной Европе. В 1684 г. была основана Священная лига, хотевшая, чтобы против турок выступила и Россия. После долгих переговоров (послы съезжались 39 раз!) на старом месте, в Андрусово, русские и поляки решили «дружить против» турок и татар, причем России отводилась роль покорительницы Крыма. Взамен Польша соглашалась на «вечный мир» и с большой неохотой уступила России Киев за 146 тыс. рублей. Соглашение подписали в Москве весной 1686 г. После этого волей-неволей пришлось идти в Крымский поход. «Вечный мир» стал несомненным успехом правительства Софьи и ее собственной удачей – недаром она тогда впервые стала упоминаться как «самодержица». Но успех этот ей не помог – неудачные Крымские походы навсегда погубили репутацию князя Василия Голицына и самой правительницы внутри страны.

Из книги 100 великих пиратов автора Губарев Виктор Кимович

Из книги 100 великих пиратов автора Губарев Виктор Кимович

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

Русско-турецкая война 1686-1700 При царевне Софье, дочери русского царя Алексея Михайловича, которая была регентом при младших братьях Петре и Иване, Россия присоединилась к так называемому «Священному союзу» против Османской империи.До этого у России был заключен с

Из книги Египетские, русские и итальянские зодиаки. Открытия 2005–2008 годов автора Носовский Глеб Владимирович

3.4.15. На зодиаке «FT» записана дата 15 октября ст. ст. 1686 года Ввиду того, что историки датируют роспись Скифской палаты XV веком, мы проводили астрономические расчеты для зодиака «FT» начиная с 1000 года н. э. и кончая 2000 годом н. э. То есть - на тысячелетнем отрезке времени,

Из книги Неизвращенная история Украины-Руси Том I автора Дикий Андрей

“Вечный мир” После длительных переговоров, во Львове, в 1686 г., был заключен между Россией и Польшей т. наз. “вечный мир”. Условия, в основном, были те же, что и условия Андрусовского перемирия, с той только разницей, что по “вечному миру” Киев навсегда отходил России (за

Из книги Серые кардиналы автора Згурская Мария Павловна

(1686–1747) Наша система должна состоять в том, чтобы убежать от всего, что могло бы нас в какие-то проблемы ввести. А. И. Остерман Граф Остерман, бесспорно, был одним из величайших министров своего времени. <…> Он умел проникать в суть вещей и обладал недюжинным умом. Он был

Из книги Французская волчица - королева Англии. Изабелла автора Уир Элисон

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1686 Образование Аугсбургской лиги Это был довольно необычайный союз, в котором объединились государства, ранее разделенные по религиозному принципу. Лига возникла по инициативе императора Священной Римской империи Леопольда I, и в нее вошли король Испании Карл II,

Из книги Инженеры Сталина: Жизнь между техникой и террором в 1930-е годы автора Шаттенберг Сюзанна

1686 Вестник инженеров и техников. 1937. № 10. С. 572.

Из книги Масонство, культура и русская история. Историко-критические очерки автора Острецов Виктор Митрофанович

Из книги Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. автора Аксютин Юрий Васильевич

1686 Цит. по: Яковлев А.Н. Крестосев. Главы из книги. С. 18.

автора Дикий Андрей

«Вечный мир» После длительных переговоров во Львове, в 1686 г., был заключен между Россией и Польшей т. н. «вечный мир». Условия, в основном, были те же, что и условия Андрусовского перемирия, с той только разницей, что по «вечному миру» Киев навсегда отходил России (за что

Из книги Пропавшая грамота. Неизвращенная история Украины-Руси автора Дикий Андрей

Хронологическая таблица важнейших событий столетнего периода освободительной борьбы Украины-Руси (1592–1686 годы) 1592 г. – Восстание Косинского. Поражение при Петке.1595 г. – Восстание Наливайко и Лободы. Разгром в урочище Слоница.1597 г. – Казнь Наливайко. Объявление

Из книги Пропавшая грамота. Неизвращенная история Украины-Руси автора Дикий Андрей

Правобережье под Польшей (1686–1793 гг.) Судьба Правобережья (Киевщина без Киева, Волынь, Подолия) были предопределены «вечным миром» (1686 г.), по которому Россия отказалась от притязаний на эти территории, уступив все Правобережье Речи

Из книги Скрытый Тибет. История независимости и оккупации автора Кузьмин Сергей Львович

1686 Цит. по: Москалев, 2004, с. 278.

Из книги ЛІТОПИС САМОВИДЦЯ автора Самовидець

РОКУ 1686* По Богоявленії стала згода їх царских величеств з королем польским вічистая и задля того розорвали згоду з турчином и татарми, хотячи с ними войну міти, допомогаючи королеві и Річи посполитой, при какой згоді и отъданно волость тую, що коло Сожа ріки, козаки были

В 1686 году Россия и Польша заключили Вечный мир. Он положил конец многочисленным и длительным войнам соседних стран за влияние в приграничных регионах. Договор закреплял усиление России и возвращение ей части Украины и Смоленска.

Шаткий мир

В 1654-1667 гг. Россия и Речь Посполитая находились в состоянии изнурительной войны. Державы спорили за приграничные земли, на которые претендовала каждая из стран. Вечный мир с Польшей 1686 года стал договором, подтвердившим итоги этого конфликта. Фактически он дублировал положения документа, подписанного в деревне Андрусово в 1667 году. Если первый договор был лишь временным 13-летним перемирием (что было зафиксировано в одном из пунктов), то Вечный мир с Польшей 1686 г. закреплял примирение двух стран и их политическое сближение.

Согласно достигнутым договоренностям, Россия получила Новгород-Северский, Смоленск, и Киев (расположенный на правом берегу Днепра). Для царя Алексея Михайловича в свое время это был самый настоящий исторический триумф. Он вернул земли, которые когда-то были частью единого Древнерусского государства. Они были присоединены к Литве, когда восточнославянские княжества были раздробленными и не консолидированными. В конце XIV в. правители Вильно заключили унию с Польшей, после чего Москва, а потом и Россия получила у своих западных границ мощную силу.

Воссоединение с Украиной

Особенно важным было то, что Вечный мир с Польшей 1686 года возвращал России Смоленск. Этот город сначала был отвоеван у Литвы Василием III, а потом вновь потерян в эпоху Смутного времени. С восстановлением стабильности в России на московском престоле оказались Романовы. Второй царь из этой династии - Алексей Михайлович - теперь восстановил историческую справедливость, а при его дочери Софье она была закреплена.

Во второй половине XVII века польскую Украину стали сотрясать восстания местных националистов, тяготевших к Москве. Их лидером стал гетман Богдан Хмельницкий. Многолетняя борьба закончилась, только когда был заключен Вечный мир с Польшей. 1686 год стал праздничной датой для украинцев. Их конфликт с поляками зрел на почве конфессиональных (одни были православными, а другие католиками) и языковых отличий.

Раздел казачьих земель

Тем не менее за Польшей сохранялась Правобережная Украина. Раздел только увеличил пропасть между двумя частями страны, границей между которыми стал Днепр. Закреплению нового политического положения вещей в регионе способствовал Вечный мир с Польшей (1686). Итог длительных переговоров заключался и в том, что стала буфером между двумя державами. Это был важный регион, в котором проживало вольное казачество. Атаманы и их армии были надежной защитой от Османской империи, усиливавшей свое влияние в Причерноморье.

Турция стала той самой силой, которая поспособствовала сближению Польши с Россией и заключению их обоюдного мирного договора. В 1672 году, когда уже закончились переговоры в Андрусово, и было еще непонятно, как будет развиваться ситуация, мусульмане захватили Каменец-Подольский, до этого принадлежавший Речи Посполитой. После этого турки стали систематически нападать на казачьи земли, находившиеся в зоне интересов России. Стало ясно, что двум христианским странам пора сгладить собственные противоречия и объединить усилия в борьбе против османской угрозы.

Турецкая угроза

Турки продолжали воевать со всей Европой. В 1683 году они даже попытались осадить Вену - столицу Австрии и могущественной Стала складываться всеобщая коалиция против Стамбула. которая находилась в самом уязвимом положении, до этого не хотела признавать результаты последней войны с Россией, после которой Романовы вернули Смоленск и другие важные русские земли.

Но в новых условиях, когда южные страдали от набегов турок и татар, монархия решила пересмотреть свое отношение к договоренностям с Москвой. Центральная власть, чувствуя приближение развязки, даже созвала в столице последний в истории страны Земский собор. На его заседании должны были быть обсуждены условия Вечного мира с Польшей 1686 г.

Подписание договора

Заключительный этап переговоров с поляками пришелся на период регентства царицы Софьи - старшей дочери Алексея Михайловича. Она поставила во главе Посольского приказа своего фаворита князя Голицына. Он, непосредственно контактируя с присланными иностранными делегатами, настаивал на том, что Россия присоединится к антитурецкому союзу, только если Речь Посполитая окончательно подтвердит условия прежнего Андрусовского договора.

Эти предложения и были приняты. Королевские послы решили не торговаться в условиях, когда их страна была на грани разорения из-за войны с турками. Так был согласован Вечный мир с Польшей (1686). Где подписан этот важный для отечественной истории документ? Он был заключен в Москве 6 мая. Согласно договоренностям, Россия присоединилась к союзу европейских стран, воевавших с Османской империей. В 1687 и 1689 годах состоялись знаменитые во главе которых стоя все тот же князь Голицын.

К установлению Вечного мира между Российским царством и Речью Посполитой вела долгая история военных столкновений и дружеских договоров, побед и поражений с обеих сторон, потери и приобретения новых земель.

Казаки не чувствуют благодарности

На рубеже 30-х и 40-х годов XVII века восточную часть польского государства охватили казачьи восстания, обусловленные тяжелым гнетом со стороны шляхты. Причин бунтовать у казаков было несколько. Запорожцы были крайне недовольны постоянными притеснениями со стороны польских дворян и требовали у короля расширения вольностей. Если требовалось, казаки стойко охраняли рубежи Речи Посполитой от набегов турок и татар, а их удаль и умение вести бой были известны на всем континенте. Так, во время Тридцатилетней войны (1618-1648) посланники французского короля специально прибыли в Запорожскую Сечь просить казаков присоединиться к армии в качестве вольных наемников.

Только от Речи Посполитой должной благодарности казаки не чувствовали.

Не устраивали и нападки на православную церковь. В 1596 году, после принятия Брестской унии, киевский митрополит Михаил Рогоза признал главенство папы Римского при сохранении привычных обрядов восточной церкви. Большинство православных священнослужителей отказались от присоединения к Римско-католической церкви, за что подверглись серьезным гонениям со стороны униатов.

Все стихийно возникавшие восстания жестоко подавлялись правительственными войсками, а обращения к польскому королю не приносили результата. Владислав IV, правивший в то время Королевством Польским и Великим княжеством Литовским, был бессилен перед бунтовавшими казаками. В Речи Посполитой (измененная форма слова «республика», лат. «общее дело») была установлена «шляхетская демократия», а в основе государственной идеологии лежал принцип «золотой вольности». По закону Nihil novi nisi commune consensu (лат. «Ничего нового без всеобщего согласия»), который был принят еще в 1505 году, решения монарха вступали в силу только с согласия польских аристократов. Кроме того, они могли налагать вето на неугодные королевские указы, касавшиеся дворянских сословий. После смерти Сигизмунда II, последнего представителя династии Ягеллонов, польская знать сама начала выбирать себе королей. Парламент Речи Посполитой формировался из двух палат: сейма, в котором заседали дворяне, и сената с представителями аристократии и высшего духовенства. Именно поэтому обретение православной церковью равных прав с униатской и католической было крайне важно: митрополит, избранный в польский сенат, также мог бы участвовать в решении государственных дел.

В 1646 году Речи Посполитой серьезно угрожала война с Османской империей. В обмен на поддержку со стороны казачьего войска Владислав IV пообещал расширить права и сделать казацкую территорию автономной. Узнав об этом, шляхтичи испугались, что король хочет задобрить казаков и использовать их в борьбе за абсолютную власть, и запретили правителю проводить подобные меры.

Война из-за прекрасной Елены

После ряда мелких казачьих бунтов в 1648 году Богдан Хмельницкий возглавил крупное восстание против Речи Посполитой.

Причиной тому послужила личная обида Богдана.

Годом ранее польский староста Чаплинский напал на хутор Хмельницкого близ города Чигирина, где публично высек одного из его сыновей, а в качестве трофея увез возлюбленную Елену. Хмельницкий требовал справедливо наказать обидчика. Не дождавшись правосудия, Богдан решил мстить всей польской шляхте, которая и без того долго угнетала народ и веру. Хмельницкий оказался хорошим агитатором: его личная трагедия оказалась похожей на те, которые случались во многих казацких семьях.

С этого же года, желая получить поддержку от русского царя Алексея Михайловича, Хмельницкий начал рассылать письма с прошением принять Войско Запорожское «под высокую государеву руку».

После стремительно одержанных побед при Желтых Водах и под Корсунью Богдана Хмельницкого избрали гетманом Войска Запорожского. Польский король Ян Казимир, сменивший к тому времени Владислава IV, лично пожелал встретиться с могучим гетманом на поле боя. В 1649 году, окружив поляков при Зборове, Хмельницкий вместе с армией крымского хана Ислама Гирея вынудил их сдаться и заключить мирный договор на его условиях. По итогам Зборовского мира было создано независимое Украинское гетманство, в состав которого вошли Киевское, Черниговское и Брацлавское воеводства с центром в городе Чигирине. Польским войскам строго запрещалось находиться на территории Гетманщины. Кроме того, киевский митрополит обрел право заседать в польском сенате, а православные христиане могли отныне не скрывать своей веры. Утвержденный сеймом в 1650 году Зборовский договор был нарушен спустя всего один год.

Поляки перешли границу Брацлавской земли и напали на небольшие казацкие поселения.

Со временем атаки со стороны польских войск только усиливались. Решающим оказалось сражение под Берестечком, где запорожцам не смогли помочь даже союзнические крымские войска. По итогам битвы Украинское гетманство уменьшилось до территорий Киевской земли.

Восстанию казаков под предводительством Хмельницкого посвящен исторический роман «Огнем и мечом» выдающегося польского писателя, нобелевского лауреата Генрика Сенкевича. В 1999 году Ежи Гофман снял по роману четырехсерийный фильм, где в роли Хмельницкого выступил известный артист Богдан Ступка. В роли Юрко Богуна, прототипом которого считается Иван Богун, один из самых знаменитых полководцев Украинского гетманства, снимался русский актер Александр Домогаров.

«Чтоб есми во веки вси едино были!»

Для того чтобы окончательно освободить малороссийские земли от поляков, Хмельницкому нужны были сильные союзники, и гетман в очередной раз обратился к русскому государю Алексею Михайловичу.

Для обсуждения вопроса о вхождении в состав России Левобережной Украины и, как следствие, войне с Речью Посполитой в 1653 году в Москве созвали Земский собор. Запорожцев принять согласились, а в качестве предлога к конфликту с Польшей решили найти факты нарушения ранее заключенных договоров. После оглашения длинного списка претензий было сказано: «И выслушав, бояре приговорили: за честь блаженные памяти великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича, всеа Русии, и за честь сына его государева, великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Русии, стояти и против полского короля война весть…»

7 января 1654 года в город Переяслав Киевского воеводства прибыли посланники русского царя Василий Бутурлин, Иван Арефьев и Ларион Лопухин. На следующий день Хмельницкий созвал Раду, чтобы вместе со старшинами и воеводами решить, под чью руку пойти. Гетман представил четырех возможных кандидатов: турецкого султана, татарского хана, русского царя и польского короля. Сам Хмельницкий выступил «за царя восточного православного» Алексея Михайловича из-за общности веры.

Его мнение тут же поддержали все присутствовавшие, которые, согласно сохранившимся записям, «единогласно возопили: «Боже утверди, Боже укрепи, чтоб есми во веки вси едино были!»

Немногим позднее Бутурлин уже нес царскую грамоту с решением принять Левобережную Украину в состав России. После чтения документа Хмельницкий и собравшиеся запорожцы должны были присягнуть Алексею Михайловичу на верность. Однако, немного поразмыслив и посовещавшись со старшинами, гетман Хмельницкий попросил Бутурлина и других посланников тоже присягнуть им от лица русского царя. Боярин уклончиво ответил, что это не положено и нет у них на это полномочий. А после даже сделал вид, что оскорблен таким требованием: Алексей Михайлович-де вам не мальчик какой и данное слово свое держит. Полковники Иван Богун, Иван Сирко и Грицко Гуляницкий отказались от присяги московскому царю, и слова верности Богдан произносил лишь с немногими старшинами.

По окончании Переяславской рады были составлены просительные статьи с перечислением требований украинской стороны к царю. Сами же запорожцы обязались платить налоги и немедленно сообщать обо всех иностранных сношениях. Спустя некоторое время после присоединения Левобережной Украины в Киев прибыли русские воеводы для мирного контроля за ситуацией.

Русские начинают и выигрывают

Вступив в войну с Речью Посполитой, русские войска под предводительством царя Алексея Михайловича в течение первых двух лет стремительно брали города в белорусских и литовских землях: Вильно, Минск, Гродно, Ковно…

Особой удачей был Смоленск, который наконец удалось отвоевать после Смуты начала века.

Параллельно с наступлением русских началась шведская интервенция, которая в истории Польши носит название «потоп». Перейдя границы Речи Посполитой в июле 1655 года, уже в августе шведы захватили Познань, Варшаву и Краков. Осознав, что с двумя противниками не справиться, а из двух зол выбирают меньшее, в октябре 1656 года Польша поспешила заключить с Российским царством Виленское соглашение. Русская сторона должна была оказать поддержку в антишведской кампании, за что Алексею Михайловичу даровали наследие польского престола. Ослабление мощи шведов было выгодно и самому Российскому государству: это не давало укрепиться Швеции в Прибалтике со стороны литовских земель.

Против кого дружим?

После смерти Хмельницкого в 1657 году в Войске Запорожском начался период Руины. Постоянная смена гетманов, каждый из которых стремился добиться независимости территорий, расколола Украину по течению Днепра на Левобережную и Правобережную, а ее население — на сторонников России и Польши. Петро Дорошенко, избранный в 1665 году гетманом Правобережья, пытался вновь объединить Малороссию, но без участия Российского царства и Речи Посполитой.

В этом случае поддержу могла оказать только могущественная в ту пору Османская империя.

Возможное сближение Гетманщины и Порты подтолкнуло Россию и Польшу к выходу из войны. В 1667 году в небольшой деревне Андрусово близ Смоленска представители обеих сторон заключили мирный договор. Россия получила Смоленск, Чернигов, Северскую землю, Стародубский повет, территории левобережья Днепра и Киев сроком на два года. Государство признавало отказ от завоеваний в Литовском княжестве и обязалось выплатить Польше 200 тыс. руб. за потерянные земли в Белоруссии. Речи Посполитой отошли правобережная часть Гетманщины и контроль за оставшимися белорусскими землями. Однако Андрусовский договор, положивший конец русско-польской войне, стал только переходным пунктом на пути к установлению окончательного перемирия: стороны обязались в течение тринадцати с половиной лет подготовить условия так называемого Вечного мира.

Узнав о решении русской и польской сторон, Дорошенко, которого, как и других казаков, не допустили к подписанию мирного договора, воскликнул: «Государи на части разорвали Украину!» Андрусовское перемирие формально положило конец мечтам запорожцев об объединении и независимости.

Кстати, существуют сведения, что жена Александра Сергеевича Пушкина Наталья Гончарова была праправнучкой Дорошенко, а сам поэт ездил на могилу запорожского гетмана.

Миру мир

Подписание Вечного мира с Польшей состоялось уже в период регентства Софьи Алексеевны при Иване V и Петре I. 6 мая 1686 года в Москву прибыли Михаил Огинский и Кшиштоф Гжимултовский, русскую сторону представлял фаворит Софьи Алексеевны князь Василий Голицын. Договор еще раз официально закрепил существующий порядок: признавалось владение Российским царством Левобережной Украиной, Смоленском и Черниговскими землями.

Также за 146 тыс. руб. Россия бессрочно получила Киев. Отдельно за государством устанавливалось право опекать православную веру в Речи Посполитой и обязательство присоединиться к военным действиям против Порты.

За время казацких бунтов и многочисленных сражений с Россией, Швецией и Турцией Речь Посполитая заметно ослабела и начала медленно угасать. Позднее, уже в конце XVIII века, это привело к окончательному разделу польских земель между Пруссией, Россией и Австрией.

Этот день в истории:

Вечный мир (в польской историографии известен как Мир Гжимултовского, польск. pokój Grzymułtowskiego) - мирный договор о разделе Гетманщины, заключён между Русским царством и Речью Посполитой в Москве 26 апреля (6 мая) 1686 года. Текст договора состоял из преамбулы и 33 статей.

Перемирие завершило русско-польскую войну, длившуюся с 1654 года на территории современных Украины и Белоруссии.

Договор подтверждал постановления Андрусовского перемирия 1667 года, кроме следующего: Киев уже навсегда признавался принадлежащим Русскому царству с выплатой 146 тысяч рублей компенсации Речи Посполитой, которая также отказывалась от совместного протектората над Запорожской Сечью.

Со стороны Речи Посполитой договор подписал воевода Познанский, дипломат Кшиштоф Гжимултовский, с российской - канцлер и начальник Посольского приказа князь Василий Голицын.

Русский экземпляр договора России и Речи Посполитой о Вечном мире, 1686.

Условия договора

1. Речь Посполитая признавала за Русским царством Левобережную Украину, Киев, Запорожье, Смоленск и Чернигово-Северскую землю с Черниговом и Стародубом.

2. Русское царство присоединялось к странам, ведущим войну против Турции.

3. Речь Посполитая получала 146 тысяч рублей компенсации за отказ от Киева.

4. Речи Посполитой передавались некоторые приграничные территории, районы Невеля, Себежа, Велижа и Посожья.

3. Северная Киевщина, Волынь и Галичина оставались в составе Речи Посполитой.

4. Южная Киевщина и Брацлавщина от городка Стайок до реки Тясмин с городами Ржищев, Трахтемиров, Канев, Черкассы, Чигирин и другие, то есть земли, сильно опустошённые за годы войны, должна была стать нейтральной территорией между Русским царством и Речью Посполитой.

5. Речь Посполитая обязалась предоставить православным свободу вероисповедания, а российское правительство обещало их защищать.

Русское царство аннулировало предварительные договоры с Османской империей и Крымским ханством и вступило в антитурецкую Священную лигу, а также обязывалось организовать военный поход против Крымского ханства (крымские походы в 1687 и 1689 годах).

Хотя условия Вечного мира вступали в силу сразу после подписания договора, Сейм Речи Посполитой ратифицировал его только в 1764 году.

Последствия

Договор закрепил за Русским царством Смоленщину, Левобережную Украину с Киевом, Запорожье и Северскую землю с Черниговом и Стародубом. Заключение «вечного мира» открывало возможность для объединения государств против татаро-турецкой агрессии и стало основой русско-польского союза в Северной войне 1700−1721 годов. Россия примкнула к антитурецкой «Священной лиге» - союзу Австрии, Речи Посполитой и Венеции.