Василий бровко ушел из медиа. Равный брак тины канделаки Основание "АМ-Инвест"

Василий Бровко – российский предприниматель, основатель Центра стратегических коммуникаций «Апостол» и директор по коммуникациям, аналитике и стратегическим исследованиям корпорации «Ростех».

Будущий бизнесмен родился 6 февраля 1987 года в подмосковном городе Жуковском. Родители мальчика занимались наукой. Василий рос уличным мальчишкой, любил гонять с ребятами мяч и даже состоял в профессиональной юношеской футбольной команде. Благодаря спорту мальчик осознал, что такое коллектив и ответственность, а также воспитал в себе лидерские качества.

Бровко учился в лицее с математическим уклоном, по окончании которого подал документы в Московский государственный университет имени . Изначально юноша планировал поступить на экономический факультет, но на выбор специальности в итоге повлияла атмосфера в семье. Дело в том, что родители Василия дома бурно обсуждали политические проблемы в стране и за рубежом. Да и сам юноша с удовольствием читал много литературы, в которой героями были политтехнологи и пиарщики.

Василий Бровко окончил отделение политологии философского факультета. Кстати, еще на втором курсе молодой человек создал первый проект – молодежный Интернет-журнал Sreda.org. А после вуза молодой человек окунулся в сферу телевидения.

Бизнес

На начальном этапе профессиональной биографии Василий Бровко стал продюсером политических и развлекательных программ «Разговор без правил», «Черное и белое», «Политическая лига». Позднее Василий возглавлял прайм-таймовое вещание радиопрограмм ГРК «Маяк», а затем создал Центр стратегических коммуникаций «Апостол Медиа», который занимается продвижением проектов на российском и международном рынке.


Быстро Василий понял, что сегмент Интернет нельзя оставлять без внимания. Поэтому Бровко были запущены канал Post TV и передачи «Нереальная политика» с , «Старикам здесь не место» с , «Фантастический завтрак» с , «Face.ru Видеоверсия» с , «Реальный спорт» с , «Мужские игры» с и другие. Кроме того, Бровко занимался продвижением популярного видеоканала «+100500» блогера .

Василию принадлежит идея набирающего обороты национального образовательного проекта «Умная школа», в основе которого лежит формат школы-парка. В школе пропагандируется индивидуальный подход к каждому ученику, в обучении используется проектная деятельность, максимально приближенная к реальности. Образовательная программа состоит из ряда главных составляющих, куда входят углубленное изучение иностранных языков, трудовая деятельность, школьный спорт.


Проект включает в себя ежегодные образовательные форумы, посещение региональных учебных заведений, разработку интернет-ресурса «Умная-школа.рф», через который осуществляется прямая связь с представителями Общественной палаты, Госдумы и Правительства РФ. В создании концепции «Умной школы» участвовала также Тина Канделаки. Позже «Умная школа» трансформировалась в образовательный проект, не имеющий аналогов в России. Для реализации проекта были привлечены средства частных инвесторов.

Также вместе с телеведущей Василий Бровко участвовал в создании «АМ-Инвест», компании, которая занимается инвестициями в развитие интернет-стартапов и компьютерного софта для общеобразовательных школ.


В конце 2013 года бизнесмен вошел в директорат корпорации «Ростех» и сумел добиться на этой должности больших результатов. Уже через год «Ростех» вошла в первую тройку лидеров среди государственных корпораций России по рейтингу компании «Медиалогия». А в 2015 году стоимость бренда достигла отметки 31,2 млрд руб, что позволило «Ростеху» попасть в число первых 15-ти дорогих брендов России.

Результатом плодотворной работы компании стал утвержденный план на ближайшую десятилетку, по расчетам которого ежегодная выручка должна достичь 17% годовых и увеличить прибыль корпорации до 6 млрд руб. Предполагается также увеличение доли гражданской продукции до 50%.


Помимо «Ростеха», молодой предприниматель входит в совет директоров группы «Mail.ru» и ряда других предприятий, в том числе «Электроника», «РТ-Информ».

Личная жизнь

Личная жизнь предпринимателя до недавнего времени была скрыта от посторонних взглядов. С супругой Тиной Канделаки Василий Бровко познакомился благодаря работе, ведь молодые люди на протяжении нескольких лет вместе занимались совместными проектами. Романтические отношения звезды долгое время от общественности скрывали. Даже , которая состоялась еще в 2015 году, получила распространение только в июне 2016 года.

Родителями Бровко и Канделаки пока становиться не торопятся, но вместе с супругами живут дети Канделаки от первого брака – дочь Мелания и сын Леонтий.


Бровко остался с детства верен любимой игре – футболу. Предприниматель – ярый фанат питерского «Зенита» и сборной России. Как профессиональный пиарщик Василий работал над «Концепцией развития детско-юношеского футбола в Дагестане», предназначенной для футбольного клуба «Анжи». Также молодой предприниматель занимался организацией презентации звездного игрока махачкалинской команды Самюэля Это’О.

Василий Бровко сейчас

В середине 2017 года на страничке Тины Канделаки появился восторженный пост, посвященный работе мужа. В комментариях к совместному фото, которое супруги сделали на CIPR conference - крупнейшем в Восточной Европе IT-форуме промышленности, телеведущая порадовалась успехам супруга, объединившего вокруг себя талантливую молодежь. По словам Тины, Василий дает им шанс на то, что идеи молодых специалистов в сфере IT-технологий будут восприняты обществом.


Сейчас компания «Ростех», директором по особым поручениям которой является Василий Бровко, вошла в число компаний, занимающихся цифровой трансформацией секторов российской экономики и отдельных субъектов по плану, разработанному правительством России.

Василий Бровко продолжает развивать проект «Умная школа». Очередное общеобразовательное учреждение откроется в Иркутске в 2018 году. Школа примет 1000 учеников, из которых 150 – дети-сироты. Архитектурный облик здания воссоздадут специалисты компании CEBRA (Дания).

Проекты

  • 2009–2012 – «Инфомания»
  • 2010 - передача «+100500» Максима Голополосова
  • 2010-2011 – «Правильный выбор»
  • 2010-2011 – «Еда на прочность»
  • 2010-2011 – «Россия в цифрах»
  • 2011 – «Москва 24/7»
  • 2012 - политическое ток-шоу «Полет с камикадзе»
  • Ежедневное и еженедельное шоу для российской лотереи «Гослото»

Руководителем службы коммуникаций Ростеха назначен медиаменеджер Василий Бровко. Глава подразделения будет отвечать за формирование единой стратегии позиционирования Госкорпорации и входящих в нее холдинговых компаний в России и за рубежом. Ранее Василий Бровко был гендиректором и совладельцем центра стратегических коммуникаций «Апостол», входящего в тройку крупнейших российских PR-агентств по размерам выручки.

Решение о назначении Василия Бровко было принято генеральным директором Ростеха Сергеем Чемезовым . К своим обязанностям глава службы коммуникаций приступил 5 декабря 2013 года.

По словам Сергея Чемезова, решение о назначении соответствует стратегии Ростеха по выходу на глобальный рынок. «В команду должны приходить амбициозные руководители, которые связывают свой профессиональный рост с развитием Ростеха. Василий Бровко - один из самых перспективных российских медиаменеджеров, реализовавший успешные медийные проекты для крупнейших компаний из различных областей экономики. Это соответствует стратегии Ростеха по продвижению бренда корпорации по принципу информационной открытости», - добавил он.

В команду должны приходить амбициозные руководители, которые связывают свой профессиональный рост с развитием Ростеха

Сергей Чемезов, гендиректор Ростеха

Василий Бровко будет отвечать за внешние коммуникации Ростеха в России и за ее пределами. Являясь специалистом в области политтехнологий, он будет отвечать за взаимодействие Госкорпорации с органами государственной власти на всех уровнях. Новый руководитель займется также выстраиванием системы внутренней коммуникации в Ростехе и входящих в него холдингов и организаций. Кроме того, в функциональные обязанности будет входить поддержка социальных и образовательных программ.

Как отметил Василий Бровко, сфера государственного пиара заключает в себе большой потенциал. Госкорпорация Ростех, объединяя 663 предприятия, продукция которых представлена на рынках 70 стран, напрямую влияет на экономику и обороноспособность страны, добавил он.

По словам Василия Бровко, эффективная система коммуникаций будет направлена на укрепление влияния бренда и усиление внимания к успехам отечественной промышленности в целом, как в России, так и на международном уровне. Это, в свою очередь, будет способствовать росту добавленной стоимости продукции, производимой предприятиями Госкорпорации, подчеркнул он.

С этими целями, Василий Бровко разработал план дальнейшего позиционирования Госкорпорации, который учитывает глобальную задачу, - повышение капитализации 13 холдинговых компаний из структуры Ростеха за счет восприятия их как ведущих мировых брендов и лидеров на рынке высокотехнологичной продукции.

Как отметил партнер и руководитель практики «Медиа» в компании «Odgers Berndtson» Роман Тышковский, несмотря на кажущуюся ординарность, это назначение - интересное и знаковое событие для Госкорпорации и страны в целом. «Долгое время современные стандарты и подходы к выстраиванию коммуникаций применяли исключительно коммерческие компании. Госкорпорации оставались за рамками нововведений, действуя по старым рабочим моделям», - подчеркнул он.

По словам Романа Тышковского, оказывая доверие молодому медиаменеджеру, Ростех является одной из первых государственных структур, готовой идти на такой эксперимент, ведь средний возраст руководителей Ростеха существенно выше. По его мнению, это говорит о движении Госкорпорации в верном направлении, в сторону притока людей нового мышления. «Опыт Василия Бровко, его успешные проекты, реализуемые для очень разных компаний - крупнейших игроков рынка, придают уверенность, что Ростех сделал правильный выбор», - заявил Роман Тышковский.

В качестве гендиректора «Апостола» Василий Бровко уже занимался PR-продвижением бренда Ростех в России и за рубежом. Под его руководством был проведен ребрендинг Госкорпорации , обновлены все составляющие бренда: название, логотип, слоган, визуальная самопрезентация в медиа-пространстве. Был создан сайт корпорации на семи языках, у Ростеха появились аккаунты в социальных сетях и канал на YouTube с уникальным мультимедийным контентом.

Новый бренд Ростеха был внедрен в медиасферу в рекордно короткие сроки. Представленность корпорации в информационном поле значительно повысилась.

Василий Бровко окончил философский факультет МГУ по специальности «Политический пиар и связи с общественностью». Свой первый медиапроект он создал в 2004 году. В 2006 году Василий Бровко занял должность продюсера политического и развлекательного блоков телеканала О2ТВ, где создал более 15 телепрограмм. Через год по приглашению руководства ВГТРК перешел на пост директора дирекции прайм-таймового вещания радиопрограмм ГРК «Маяк», где участвовал в ребрендинге радиостанции.

В январе 2008 года Василий Бровко основал Центр стратегических коммуникаций «Апостол». За пять лет компания стала одним из ведущих российских агентств, предоставляющих услуги в области российского и международного PR, цифровых коммуникаций, аналитики, брендинга, дизайна, производства графического, аудио- и видеоконтента, R&D в сфере информационных технологий.

В 2009 году Василий Бровко запустил ТВ-проект «Нереальная политика». За полгода выпуски ток-шоу посмотрело более 5 млн человек, после чего в конце 2009 года права на «Нереальную политику» приобрел канал РЕН ТВ, а позже НТВ. После этого Василий Бровко создал первый в России интернет-канал Post TV.

До января 2012 года Василий Бровко являлся сопродюсером проекта «Инфомания», который «Апостол» производил для телеканала СТС. В 2010 году программа получила специальный приз телекритиков «ТЭФИ» за эксперимент в области конвергенции телевидения и интернета.

Василий Юрьевич Бровко (6 февраля 1987, Жуковский) - Директор по особым поручениям Госкорпорации Ростех, российский предприниматель, медиаменеджер, продюсер, основатель Центра стратегических коммуникаций «Апостол».

Биография

Родился 6 февраля 1987 года в г. Жуковском (Московская область). В детстве профессионально занимался футболом. В 2005 году окончил класс с математическим уклоном лицея № 14. В 2009 году - отделение политологии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Профессиональная деятельность

Свой первый медиапроект создал, учась на втором курсе университета,- молодёжный журнал Sreda.org, в разное время политическими колумнистами и лекторами которого выступали Никита Белых, Алексей Волин и Валерий Фадеев.

В 2006 году занял должность продюсера политического и развлекательного блоков телеканала О2ТВ. За время работы на канале спродюсировал более 15 телепрограмм. Среди них - «Политическая лига», «Разговор без правил», «Черное и белое» и другие.

В 2007 году по приглашению заместителя генерального директора ВГТРК Сергея Архипова перешёл на должность директора дирекции прайм-таймового вещания радиопрограмм ГРК «Маяк».

В январе 2008 года основал и стал генеральным директором Центра стратегических коммуникаций «Апостол Медиа» (с января 2012 года в связи с ребрендингом название изменено на «Апостол»), специализирующегося на российском и международном PR, телепроизводстве, аналитике, брендинге, дизайне и других проектах.

В сентябре 2008 года совместно с Андреем Колесниковым и Тиной Канделаки запустил в интернете проект «Нереальная политика». За полгода существования в сети политическое шоу посмотрело более 5 миллионов человек, после чего в конце 2009 года права на «Нереальную политику» приобрел канал РЕН ТВ. Совместно с руководством канала Василий Бровко курировал подготовку четырёх выпусков программы, после чего вместе с компанией «Апостол», занимавшейся продакшном, вышел из проекта. В 2010 году первый в истории медиабизнеса старт-ап, перешедший из Рунета на федеральное телевидение, перекупил у РЕН ТВ канал НТВ.

В конце 2008 года запустил интернет-канал Post TV, в рамках которого были запущены программы «Старикам здесь не место» с Захаром Прилепиным и «Фантастический завтрак» с Дмитрием Глуховским, «Face.ru Видеоверсия» с Иреной Понарошку, «Мужские игры» с Олегом Тактаровым и «Реальный спорт» с Викторией Лопыревой. В 2008 году совместно с журналистом из пула Владимира Путина, главным редактором журнала «Русский пионер» Андреем Колесниковым занимался продвижением издания, в частности, организовал цикл мероприятий с участием российских медиаперсон и политического истеблишмента. Среди постоянных участников «Пионерских чтений» - телеведущая Ксения Собчак, заместитель председателя правительства Российской Федерации Владислав Сурков, актёр Иван Охлобыстин, глава телеканала Russia Today Маргарита Симоньян и др.

С апреля по декабрь 2009 года являлся генеральным директором нишевой социальной сети для представителей fashion-индустрии «Face.ru».

С октября 2009 года по январь 2012 года Василий Бровко был сопродюсером передачи «Инфомания», которую компания «Апостол» производила для на телеканала СТС. В 2010 году программа получила специальный приз телекритиков «ТЭФИ» за эксперимент в области конвергенции телевидения и интернета. На саму «ТЭФИ» «Инфомания» номинировалась дважды.

В 2011 году в рамках руководства холдингом «Апостол Медиа» занимался производством еженедельной передачи «Москва 24/7» о «жизни рядовых москвичей» для телеканала ТВЦ. Программа была номинирована на премию «ТЭФИ».

В марте 2011 года в партнерстве с Тиной Канделаки основал инвестиционную компанию «АМ-Инвест», занимающуюся финансированием интернет-стартапов, разработкой софта и созданием образовательных компьютерных программ для школ, и стал её генеральным директором. По словам Василия Бровко, он и команда «Апостола» и ранее работали над созданием программного обеспечения, в том числе над несколькими платформами, связанными с финансовым менеджментом в образовательных учреждениях.

Как основатель "Апостола" Василий Бровко осваивает госбюджеты и зачем женился на скандальной телеведущей Тине Канделаки

Наталья Голицына

Правительство назначило корпорацию «Ростех» единственным исполнителем проекта по созданию IT-инфраструктуры для чемпионата мира по футболу 2018 года, сообщила газета «Ведомости».

По информации издания, решение принято на уровне первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова , курирующего подготовку проведения ЧМ-2018 в России. Госкорпорации предстоит обеспечить чемпионат каналами передачи данных, видеоконференц-связью, фиксированной и мобильной связью, спутниковыми коммуникациями и кабельным ТВ. Такую крупную добычу принес в родное гнездо «Ростеха» Василий Бровко, занимающий в корпорации должность директора по коммуникациям и стратегическим исследованиям. Заманчивый многомиллиардный заказ, по всей видимости, результат долгого и кропотливого лоббизма.

Действительно, еще каких-то 14 лет назад он гонял футбол во дворах Жуковского. Бровко до сих пор не может забыть, как он толкался в электричках до Москвы. Казалось бы, вся его нынешняя бурная деятельность посвящена отчаянным попыткам запоздало отхватить от жизни все, что ему причитается, и даже больше. Так кто же такой Василий Бровко 1987 года рождения? Его имя не первый раз всплывает в связи с ЧМ-2018. Василий Бровко на протяжении пяти лет возглавлял созданное им коммуникационное агентство «Апостол» , откуда перешел работать в «Ростех» в конце 2013 года. Однако он продолжал сохранять влияние на свое детище. В отсутствие Бровко руководителем «Апостола» стала его близкая подруга, известная телеведущая Тина Канделаки, вместе с которой они владели акциями PR-агентства поровну. В 2015 году стало известно, что «Апостол» получит контракт на брендирование 11 городов, где будут проходить матчи в рамках ЧМ-2018. В то время в СМИ циркулировала информация, что проект поддерживается финансово-экономическим блоком правительства, возглавляемым, как известно, первым вице-премьером РФ Игорем Шуваловым. Таким образом, IT-обеспечение чемпионата «Ростехом» выглядит как логическое продолжение лоббистской деятельности бывшего гендиректора «Апостола».

Близость к первым лицам государства и прямой доступ в высокие кабинеты не раз помогали ему удачно улаживать дела аффилированных с ним структур. Так, в апреле 2014 года вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий в правительстве оборонную промышленность, выразил негодование по поводу двух тендеров концерна «Калашников» на разработку сайта и бренда, стартовая цена на каждый из которых составляла по 20 млн рублей. Подряды входящего в «Ростех» «Калашникова» собирались отдать «Апостолу», но Рогозин пообещал инициировать проверку конкурса. Конфликт был погашен, не успев разгореться, а брендингом легендарного производителя стрелкового оружия все равно занялся «Апостол». Так Василий Бровко одержал очередную свою аппаратную победу.

Дружба между «Ростехом» и Бровко началась еще в 2010 году. С подачи занимавшего в ту пору должность министра информации и связи Татарстана Николая Никифорова «Апостол» получил контракт на полное коммуникационное сопровождение одного на тот момент «молодого, но амбициозного» интернет-провайдера. В августе 2010-го московское PR-агентство организовала для него презентацию первой в России 4G-сети, и не где-нибудь, а именно в Казани. Не исключено, что Никифоров банально симпатизировал Бровко, поскольку ему и самому было всего лишь 29 лет, и он не понаслышке знал, как трудно пробиться в жизни начинающим предпринимателям.

С тех пор Никифоров дорос до должности федерального министра, а вчерашний «интернет-провайдер» – до статуса полноценного мобильного оператора. Весьма возмужал и Василий Бровко. Он стал гонять на «пацанских» спорткарах. Говорят, что вчерашние бедняки лучше всего разбираются в марках машин – для Бровко это стало страстью всей жизни. Его первые успехи не обошли вниманием руководство госкорпорации «Ростех». Так Бровко познакомился с Сергеем Чемезовым . Плоды этого знакомства не заставили себя долго ждать. В 2012 году агентство «Апостол» выполнило для госкорпорации ребрендинг, в результате чего она перестала называться «Ростехнологиями» и стала «Ростехом», а также обзавелась новым логотипом и фирменным стилем. Работа, выполненная за скромные по тем временам 1,5 млн долларов, настолько впечатлила Сергея Чемезова, что тот позвал Бровко заниматься коммуникациями всей госкорпорации уже непосредственно в ее штате. Долго уговаривать Василия Бровко не пришлось, ведь это ему и было нужно.

Так началось возвышение гендиректора «Апостола». Молва о его коммуникационных способностях и хорошо подвешенном языке через Чемезова поползла по правящим кругам России. В результате в российском PR сложилась парадоксальная ситуация. Как только у крупных госструктур и ведомств возникает потребность в информационном продвижении, они понимают, что далеко ходить не надо и обращаются напрямую к Василию Бровко. Он же, известный своим красноречием и любовью к «модным» словечкам типа «экстраполировать», «синергия», «драйвер роста», «спектральность», «сегрегация», умеет навести туман, пообещать клиенту золотые горы и в конечном итоге продать ему воздух. Бровко является «мостиком» между государственным аппаратом и «Апостолом», за свой успешный лоббизм получившим в медийной среде негласное прозвище «империя зла». Так, в апреле 2015 года агентство выиграло скандальный тендер стоимостью более 60 млн рублей на информационно-аналитическое сопровождение Минпромторга РФ. Конкурс этот был хитро разбит на два лота: один стоимостью 40 млн рублей, другой в районе 20 млн рублей. Называются они по-разному, но набор услуг содержат плюс-минус одинаковый. В миллионы бюджетных рублей были оценены брендирование карандашей, папок и визиток, а также ежедневный мониторинг СМИ и написание позитивных постов о министерстве в блогах.

Крепкие связи с Никифоровым, а также дружба с Рустамом Миннихановым вскоре открыли новую главу во взаимоотношениях «Апостола» и Татарстана – на этот раз гораздо более дорогостоящую. В 2014 году агентство заполучило контракт на разработку территориального бренда республики. Кроме того, Василию Бровко удалось превратить Татарстан фактически в рекламную площадку «Ростеха». В окрестностях Казани корпорация отстроила собственный наукоград Иннополис, где Бровко теперь проводит ежегодные IT-конференции с участием лояльных к «Ростеху» и «Апостолу» политиков либо их заместителей, в том числе Минниханова, Никифорова и главы Минпромторга Дениса Мантурова. По всей видимости цель подобных форумов – восхваление госкорпорации и всего, что Сергей Чемезов делает для страны. На фоне баснословно дорогих видеороликов на огромных экранах Бровко красуется в неброском дизайнерском костюме и с удовольствием практикуется в ораторском мастерстве.

Как военные заводы штампуют свою продукцию на конвейере, так и Василий Бровко организовал бесперебойную поставку все новых тендеров для «Апостола» и научился использовать «Ростех», а вместе с ним и федеральный бюджет, для своего окружения. Сколько входит в «Ростех» холдингов – столько и заказов на ребрендинг получала в свою бездонную копилку Тина Канделаки. КРЭТ, «Авиационное оборудование», «Швабе», «Калашников», – все эти концерны отвалили немалые деньги «Апостолу» в обмен на непонятные услуги с «мутными» названиями: «концепция позиционирования», «разработка архитектуры бренда», «создание коммуникационной платформы». Бровко, похоже, способен жонглировать этими понятиями, даже если его разбудить посреди ночи.

Василий Бровко, которому еще нет и 30 лет, склонен всячески скрывать свое огромное влияние. Но иногда в информационном пространстве все же возникают сигналы, свидетельствующие о его эксклюзивных отношениях с властью. Так, в 2013 году он подвергался критике на страницах блогов Алексея Навального из-за скандального тендера «Апостола» на информационное обслуживание «Аэрофлота». Как известно, популярный оппозиционер не пишет про кого попало, в разные годы его атакам подвергались такие влиятельные фигуры, как первый зампред правительства Игорь Шувалов или бывший руководитель РЖД Владимир Якунин. Бровко не раз становился объектом нападок и со стороны других звезд оппозиции – Ксения Собчак упоминала его в своем Twitter, правда, в основном в романтическом смысле, намекая на близость Василия и Тины Канделаки. Зато «блондинка в шоколаде» часто проходится в микроблоге по Сергею Чемезову и «распилам Ростеха». Бровко также фигурировал в большом посте «Ставьте ваши Канделайки» авторства близкого соратника Навального, активиста Руслана Левиева. Остается открытым вопрос, почему российская оппозиция со всей серьезностью относится к не особо медийному Бровко.

За «Апостолом» тянется длинный шлейф скандальных историй, связанных с информационным обслуживанием властных верхов. С Канделаки у Василия Бровко сложились во всех смыслах особые отношения. Телеведущая не только долгое время выполняла функцию его ставленника в «Апостоле», из капитала которого Бровко вынужден был выйти в связи с переходом на работу в госкорпорацию, но и в последнее время перестала скрывать, что с бизнес-партнером ее объединяют еще и семейные узы. Сплетни о том, что Тина Канделаки и Василий Бровко поженились, стали хитом желтых таблоидов этого лета.

А вот госконтракты, которых Бровко добивается для «Апостола» и «Ростеха» путем умелого лоббизма и талантливых манипулятивных практик, можно расценивать в том числе и как пополнение семейного бюджета. Так, стоимость одного только IT-обеспечения чемпионата мира по футболу 2018 года составляет порядка 11 млрд рублей.

Как основатель "Апостола" Василий Бровко осваивает госбюджеты и зачем женился на скандальной телеведущей Тине Канделаки

Наталья Голицына

Правительство назначило корпорацию «Ростех» единственным исполнителем проекта по созданию IT-инфраструктуры для чемпионата мира по футболу 2018 года, сообщила газета «Ведомости».

По информации издания, решение принято на уровне первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова , курирующего подготовку проведения ЧМ-2018 в России. Госкорпорации предстоит обеспечить чемпионат каналами передачи данных, видеоконференц-связью, фиксированной и мобильной связью, спутниковыми коммуникациями и кабельным ТВ. Такую крупную добычу принес в родное гнездо «Ростеха» Василий Бровко, занимающий в корпорации должность директора по коммуникациям и стратегическим исследованиям. Заманчивый многомиллиардный заказ, по всей видимости, результат долгого и кропотливого лоббизма.

Действительно, еще каких-то 14 лет назад он гонял футбол во дворах Жуковского. Бровко до сих пор не может забыть, как он толкался в электричках до Москвы. Казалось бы, вся его нынешняя бурная деятельность посвящена отчаянным попыткам запоздало отхватить от жизни все, что ему причитается, и даже больше. Так кто же такой Василий Бровко 1987 года рождения? Его имя не первый раз всплывает в связи с ЧМ-2018. Василий Бровко на протяжении пяти лет возглавлял созданное им коммуникационное агентство «Апостол» , откуда перешел работать в «Ростех» в конце 2013 года. Однако он продолжал сохранять влияние на свое детище. В отсутствие Бровко руководителем «Апостола» стала его близкая подруга, известная телеведущая Тина Канделаки, вместе с которой они владели акциями PR-агентства поровну. В 2015 году стало известно, что «Апостол» получит контракт на брендирование 11 городов, где будут проходить матчи в рамках ЧМ-2018. В то время в СМИ циркулировала информация, что проект поддерживается финансово-экономическим блоком правительства, возглавляемым, как известно, первым вице-премьером РФ Игорем Шуваловым. Таким образом, IT-обеспечение чемпионата «Ростехом» выглядит как логическое продолжение лоббистской деятельности бывшего гендиректора «Апостола».

Близость к первым лицам государства и прямой доступ в высокие кабинеты не раз помогали ему удачно улаживать дела аффилированных с ним структур. Так, в апреле 2014 года вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий в правительстве оборонную промышленность, выразил негодование по поводу двух тендеров концерна «Калашников» на разработку сайта и бренда, стартовая цена на каждый из которых составляла по 20 млн рублей. Подряды входящего в «Ростех» «Калашникова» собирались отдать «Апостолу», но Рогозин пообещал инициировать проверку конкурса. Конфликт был погашен, не успев разгореться, а брендингом легендарного производителя стрелкового оружия все равно занялся «Апостол». Так Василий Бровко одержал очередную свою аппаратную победу.

Дружба между «Ростехом» и Бровко началась еще в 2010 году. С подачи занимавшего в ту пору должность министра информации и связи Татарстана Николая Никифорова «Апостол» получил контракт на полное коммуникационное сопровождение одного на тот момент «молодого, но амбициозного» интернет-провайдера. В августе 2010-го московское PR-агентство организовала для него презентацию первой в России 4G-сети, и не где-нибудь, а именно в Казани. Не исключено, что Никифоров банально симпатизировал Бровко, поскольку ему и самому было всего лишь 29 лет, и он не понаслышке знал, как трудно пробиться в жизни начинающим предпринимателям.

С тех пор Никифоров дорос до должности федерального министра, а вчерашний «интернет-провайдер» – до статуса полноценного мобильного оператора. Весьма возмужал и Василий Бровко. Он стал гонять на «пацанских» спорткарах. Говорят, что вчерашние бедняки лучше всего разбираются в марках машин – для Бровко это стало страстью всей жизни. Его первые успехи не обошли вниманием руководство госкорпорации «Ростех». Так Бровко познакомился с Сергеем Чемезовым . Плоды этого знакомства не заставили себя долго ждать. В 2012 году агентство «Апостол» выполнило для госкорпорации ребрендинг, в результате чего она перестала называться «Ростехнологиями» и стала «Ростехом», а также обзавелась новым логотипом и фирменным стилем. Работа, выполненная за скромные по тем временам 1,5 млн долларов, настолько впечатлила Сергея Чемезова, что тот позвал Бровко заниматься коммуникациями всей госкорпорации уже непосредственно в ее штате. Долго уговаривать Василия Бровко не пришлось, ведь это ему и было нужно.

Так началось возвышение гендиректора «Апостола». Молва о его коммуникационных способностях и хорошо подвешенном языке через Чемезова поползла по правящим кругам России. В результате в российском PR сложилась парадоксальная ситуация. Как только у крупных госструктур и ведомств возникает потребность в информационном продвижении, они понимают, что далеко ходить не надо и обращаются напрямую к Василию Бровко. Он же, известный своим красноречием и любовью к «модным» словечкам типа «экстраполировать», «синергия», «драйвер роста», «спектральность», «сегрегация», умеет навести туман, пообещать клиенту золотые горы и в конечном итоге продать ему воздух. Бровко является «мостиком» между государственным аппаратом и «Апостолом», за свой успешный лоббизм получившим в медийной среде негласное прозвище «империя зла». Так, в апреле 2015 года агентство выиграло скандальный тендер стоимостью более 60 млн рублей на информационно-аналитическое сопровождение Минпромторга РФ. Конкурс этот был хитро разбит на два лота: один стоимостью 40 млн рублей, другой в районе 20 млн рублей. Называются они по-разному, но набор услуг содержат плюс-минус одинаковый. В миллионы бюджетных рублей были оценены брендирование карандашей, папок и визиток, а также ежедневный мониторинг СМИ и написание позитивных постов о министерстве в блогах.

Крепкие связи с Никифоровым, а также дружба с Рустамом Миннихановым вскоре открыли новую главу во взаимоотношениях «Апостола» и Татарстана – на этот раз гораздо более дорогостоящую. В 2014 году агентство заполучило контракт на разработку территориального бренда республики. Кроме того, Василию Бровко удалось превратить Татарстан фактически в рекламную площадку «Ростеха». В окрестностях Казани корпорация отстроила собственный наукоград Иннополис, где Бровко теперь проводит ежегодные IT-конференции с участием лояльных к «Ростеху» и «Апостолу» политиков либо их заместителей, в том числе Минниханова, Никифорова и главы Минпромторга Дениса Мантурова. По всей видимости цель подобных форумов – восхваление госкорпорации и всего, что Сергей Чемезов делает для страны. На фоне баснословно дорогих видеороликов на огромных экранах Бровко красуется в неброском дизайнерском костюме и с удовольствием практикуется в ораторском мастерстве.

Как военные заводы штампуют свою продукцию на конвейере, так и Василий Бровко организовал бесперебойную поставку все новых тендеров для «Апостола» и научился использовать «Ростех», а вместе с ним и федеральный бюджет, для своего окружения. Сколько входит в «Ростех» холдингов – столько и заказов на ребрендинг получала в свою бездонную копилку Тина Канделаки. КРЭТ, «Авиационное оборудование», «Швабе», «Калашников», – все эти концерны отвалили немалые деньги «Апостолу» в обмен на непонятные услуги с «мутными» названиями: «концепция позиционирования», «разработка архитектуры бренда», «создание коммуникационной платформы». Бровко, похоже, способен жонглировать этими понятиями, даже если его разбудить посреди ночи.

Василий Бровко, которому еще нет и 30 лет, склонен всячески скрывать свое огромное влияние. Но иногда в информационном пространстве все же возникают сигналы, свидетельствующие о его эксклюзивных отношениях с властью. Так, в 2013 году он подвергался критике на страницах блогов Алексея Навального из-за скандального тендера «Апостола» на информационное обслуживание «Аэрофлота». Как известно, популярный оппозиционер не пишет про кого попало, в разные годы его атакам подвергались такие влиятельные фигуры, как первый зампред правительства Игорь Шувалов или бывший руководитель РЖД Владимир Якунин. Бровко не раз становился объектом нападок и со стороны других звезд оппозиции – Ксения Собчак упоминала его в своем Twitter, правда, в основном в романтическом смысле, намекая на близость Василия и Тины Канделаки. Зато «блондинка в шоколаде» часто проходится в микроблоге по Сергею Чемезову и «распилам Ростеха». Бровко также фигурировал в большом посте «Ставьте ваши Канделайки» авторства близкого соратника Навального, активиста Руслана Левиева. Остается открытым вопрос, почему российская оппозиция со всей серьезностью относится к не особо медийному Бровко.

За «Апостолом» тянется длинный шлейф скандальных историй, связанных с информационным обслуживанием властных верхов. С Канделаки у Василия Бровко сложились во всех смыслах особые отношения. Телеведущая не только долгое время выполняла функцию его ставленника в «Апостоле», из капитала которого Бровко вынужден был выйти в связи с переходом на работу в госкорпорацию, но и в последнее время перестала скрывать, что с бизнес-партнером ее объединяют еще и семейные узы. Сплетни о том, что Тина Канделаки и Василий Бровко поженились, стали хитом желтых таблоидов этого лета.

А вот госконтракты, которых Бровко добивается для «Апостола» и «Ростеха» путем умелого лоббизма и талантливых манипулятивных практик, можно расценивать в том числе и как пополнение семейного бюджета. Так, стоимость одного только IT-обеспечения чемпионата мира по футболу 2018 года составляет порядка 11 млрд рублей.