«Ваня Вырыпаев — важнейший художник из всех моих современников. Вырыпаев иван Бои за Новодевичье

Иркутские кинематографисты снимают фильм «Иркутск Ивана Вырыпаева» про соотечественника и известного российского драматурга. Режиссер ленты - автор нашумевшего фильма «Похабовск. Обратная сторона Сибири» Юрий Яшников. В съемках принял участие российский писатель и драматург Евгений Гришковец. О том, зачем и для кого снимают этот фильм, рассказал Юрий Яшников.

141 15 85

Герой нашел нас сам

Мы не собирались снимать фильм. Идея съемок возникла совершенно спонтанно. В 2016 году иркутский союз кинематографистов (Иркутское областное отделение Союза кинематографистов РФ. - Прим. ред.) пригласил Ивана Вырыпаева презентовать в Иркутске новый фильм «Спасение». Мне как руководителю молодежного центра союза поручили его встречать. Захотелось встретить как-то интересно, и мы с Сергеем Дубасом придумали снять маленький ролик про визит Ивана. Как-никак знаменитый на весь мир драматург-иркутянин на родину прилетает.


Администрация аэропорта откликнулась на нашу просьбу и даже разрешила снимать у трапа самолета. В итоге первыми словами Ивана в фильме были: «О, а как вас сюда пустили?» Мы с оператором Ильей Закаблуковским, будучи уверенными, что снимаем просто ролик, посадили гостя в машину и повезли на «Чайку», где живет его папа.

Именно в те 20 минут, что мы ехали, начал рождаться фильм. В дороге Иван как бы между делом наговорил нам столько неожиданных вещей! Как режиссера меня потрясло его мировоззрение, чистые формулировки окружающего мира, что показалось преступным не запечатлеть это на пленку. Мы не искали героя, он нашел нас сам.



О внезапной смене наших планов мы Ивана, конечно, не известили. У меня тогда язык не поворачивался сказать, что мы начали фильм. Я боялся услышать «нет». Думаю, он сразу начал догадываться. Ведь за ним неотступно ходили сначала два оператора, а на выступлениях их количество доходило до четырех и восьми человек.

Разоблачение чуть не произошло в день отлета Ивана. Машина, на которой мы его везли, была полностью облеплена камерами, а внутри сидел оператор. Провожаем Ивана до здания аэропорта, открывается дверь - и там его встречает другой оператор. И тут Вырыпаев останавливается, поворачивается ко мне и спрашивает: «Юр, что происходит? Это уже совсем не походит на съемку маленького ролика…» Я даже не успел ничего ему ответить, как подошла сотрудница и быстро-быстро увлекла Ивана на посадку. Он улетел, так и не зная ничего. Объяснился я позже в электронном письме. И Иван прислал короткое: «Окей, снимайте».

В родном Иркутске Иван Вырыпаев бывает редко. В 2001 году он уехал в Москву, а во время наших съемок по семейным обстоятельствам перебрался в Польшу. Но остался в памяти свой, «вырыпаевский», Иркутск как напоминание о прошедшем детстве и юности. О событиях, которые когда-то причиняли ему радость и боль.

Он вспоминал, как вырос и жил на «Чайке», и прекрасно помнит ту вакханалию 90-х годов. Что многие его одноклассники скончались от героина. А проезжая по городу, признался, что его мама погибла в ДТП в маршрутке. Авария произошла по вине водителя, который находился в наркотическом опьянении. Иван тогда только начал жить в столице и вдруг потерял маму. У него даже не было денег приехать на похороны. Ему помог Михаил Ефремов, с которым они успели подружиться.

И всё же причина оставить родной город у будущего драматурга была серьезной. Он мечтал создать свой театр, но Иркутск не позволил.

Патриарх «новой русской драмы»

В современном отечественном театре есть устоявшееся движение «новая русская драма». Его патриархами в стране считают троих человек: это Евгений Гришковец, Кирилл Серебренников и Иван Вырыпаев. C 1998 года Иван грезил идеей говорить об актуальных проблемах театральным языком. Но авторитетные люди из иркутской театральной среды блокировали его попытки. И это творчество Ивана, которое не нашло тогда реализации в Иркутске, стало культовым направлением в российской драматургии. Останься он тогда здесь, то не стал бы нынешним Вырыпаевым. Он понимает это и, наверное, потому не держит зла на родной город.


По жанру фильм документальный с двумя главными героями - Иваном и Иркутском. Мы покажем реального Вырыпаева. А также об Иване расскажут люди, с которыми он работал, общался. А может и не работал никогда, как, например, с Евгением Гришковцом. Но покуда их обоих называют патриархами новой русской драмы, значит, есть у этих людей однозначно что-то общее. И в то же время - колоссальные различия.

Во время разговора с Гришковцом об Иване у нас пробегали мурашки по коже. Честно говоря, он наговорил много негативного. Но одна фраза потрясла всю съемочную группу. Евгений признался, что считает Ивана Вырыпаева величайшим художником из всех своих современников. И тут же добавил, что общение у них не складывается. «Да и о чем нам общаться?» - усмехался Гришковец.

В фильме не будет цензуры. Во время съемок я сказал Ивану: «Вань, ты понимаешь, что мы наснимали такого…?» А насколько откровенные факты нам стали известны, можете представить? Он ответил, что это наш фильм и своими материалами можем распоряжаться, как и задумали. Кстати, когда я сказал, что мы сняли Гришковца, Иван даже не отреагировал. Вот что уж точно он не мог сказать: «Ну что, ну что он там про меня сказал?» (Смеется.) Нет, это не Вырыпаев.

«А почему ты фильм про Ваню снимаешь вообще?»

Забавно, но на момент съемок я и моя команда ничего толком не знали о творчестве Ивана. Я не видел ни одного его спектакля, не читал его пьес. Смотрел только фильм «Кислород» и мельком - «Танец Дели». Из-за такого «незнания» произошло немало смешных моментов.



Все друзья и коллеги Ивана, видя, что мы снимаем про него фильм, были уверены, что мы какие-то ярые фанаты. И очень удивлялись, узнавая, что это не так. В Москве я познакомился с ученицей Ивана по имени Анна-Мария, она снимала бэкстейдж (фильм о фильме. - Прим. ред.) на съемках «Спасения». Мы попросили несколько кадров. Скидывая видео, она попутно объясняла мне, где и какая сцена. Пока я не сказал, что фильма-то не видел. Она посмотрела на меня изумленными глазами и спросила: «А почему ты фильм про Ваню снимаешь вообще?»


Мы не перестаём каждый съемочный день удивляться: почему раньше эта идея не пришла к нам в голову? И я счастлив, что так произошло, да еще нас поддержало областное министерство культуры и архивов. Возьмись снимать про Ваню кто-то другой, например из Москвы или Польши, - Иркутска в фильме бы не было. И он точно не назывался бы «Иркутск Ивана Вырыпаева». Ну отметили бы, что, мол, родился в Иркутске, и всё.

А мы хотим показать и Иркутск и Ивана тех, 90-х годов. То, как город повлиял на будущего сценариста. В этом свете приятно видеть, что много кто соглашается принять участие в съемках. Кроме Евгения Гришковца мы уже сняли Вениамина Смехова, Михаила Козырева, иркутянок - Анну Матисон и Наталью Меркулову. Съемки еще продолжаются, и фильм мы закончим в следующем году.




Юрий Яшников поделился интервью с Евгением Гришковцом, в котором он говорит об Иркутске и личности Ивана Вырыпаева.

Вырыпаев и Иркутск

Помню, я однажды встречался с Ваней в Иркутске, это было, когда мы с Аней Матисон снимали фильм «Сатисфакция». Он приехал к нам такой упитанный, смешной и очень самоуверенный. Это было как раз после успеха фильма «Кислород», премьеру которого он и привез в Иркутск. Ваня тогда мне показался отвратительным просто. Он вел себя очень самоуверенно, как некий сектант, который понимает, что он уже просветленный, который познал какую-то истину, а мы тут суетимся по каким-то мелким вопросам, погрязли в глупости.

Я считаю, что у него на самом деле нет контакта с этим городом. Иркутск ведь город очень тяжелый, из сибирских городов он самый тяжелый, пожалуй. Город, который находится на отшибе и построенный какими-то не очень счастливыми людьми - декабристами и прочими ссыльными. И они не встретились: Ваня с городом. Судя из того, что он транслирует в своих произведениях, я вижу, что ему там было тяжело. Да даже чисто символически: город убил его маму. Что может быть более символичным, чем смерть в маршрутном такси? Город убил маму.

Я видел Ваню веселым, но никогда - по-настоящему счастливым. Мне кажется, он один из самых несчастных людей, которых я встречал в жизни. Он удачливый, но несчастливый человек, потому что он был как-то сильно несчастлив в том месте, где родился. Я так вижу. Это совершенно не совпадает с моим отношением к родному городу Кемерово. Кемерово я люблю, я там был и счастлив и несчастлив. Но и меня очень любят в Кемерово.

А Иркутск как не любил Ваню, так по-прежнему и не любит. Он любим какой-то небольшой группой, но в целом иркутяне его, в общем-то, и не знают. Вот даже те в Иркутске, кто никогда не читал Вампилова, знают, что был такой Вампилов. А Ваня Вампиловым для Иркутска не стал. И не станет. Потому что тут есть странные глубокие взаимоотношения с городом, из которых произросла его таинственная художественная душа.

Меня в Иркутске любят больше, чем Ваню Вырыпаева, и гораздо больше знают. Я там снимал кино, десятки раз был в Иркутске, и для меня он стал даже не просто городом, а художественным пространством. Но по большому счету этот город для меня непонятен. Я хорошо себя чувствую и понимаю всё про Томск, Новосибирск, свое родное Кемерово, Омск, Красноярск. А Иркутск мне непонятен. Самый неулыбчивый город Сибири. Даже в Чите мне понятнее, чем в Иркутске.

Возможно, у меня такое отношение к Иркутску, потому что у меня нет восторженного отношения к Байкалу. Я когда смотрю на Байкал - мне страшно. Он для меня какой-то космический объект. Настолько мощное и неподвластное человеку место. Я сугубо городской человек, мне возле Байкала страшно. Я никогда не умилялся Байкалу, как могу умиляться около озера Иссык-Куль в Киргизии. Там приятно, а Байкал жуткий. Я человек, который ходил в море, служил на флоте три года, не боюсь океанского простора и глубин океана. А на Байкале мне жутко. И рядом с ним этот город, немножко на отшибе. Вот Иркутск никак не тот город, где я могу чувствовать себя вольготно и расслабленно.

Для меня Ваня во многом, наверное, важнейший художник из всех моих современников. Мне все время хочется понять, как и почему он так ощущал и ощущает этот город. У него какие-то глубинные и очень тяжелые взаимоотношения с городом, которые он не озвучил, не выговорил.

Про плохое образование

Я не знаю более талантливого художника, который занимался бы театром. Ваня априори театрален. У него не получается писать прозу, снимать кино. Он не смыслит ни черта в кино, ничего не понимает в киноязыке. Но ему случайно удалось сделать удивительный фильм «Спасение». Ваня настолько одарен, фантастически, но очень не образован. Он не невежественный человек, он просто не образованный.

Вот Чехов тоже не был же образован, он был обычным медиком. Он пытался писать прозу, а у него получались только маленькие рассказы. Но не знал, как написать роман, не знал анатомии и технологии романа - у него не получалось. И даже повесть «Степь», которую он пытался написать как большое прозаическое произведение, во многих местах проваливается.

И театральный от природы Ваня родился человеком, который обязан сделать собственный театр. Он ничего не смыслит в режиссуре театральной, то есть в законах восприятия. Он просто не очень хорошо знает людей. Он находится глубоко и далеко в тех сферах, куда я не ходил и даже не смотрел. Мне туда заглядывать страшно. Я не буду расшифровывать то, что я сейчас сказал.

В частности, я никогда в жизни не пробовал наркотиков. Это один из тех потаенных уголков, где я не был, а Ваня бывал. И заходил, видимо, в серьезные дебри. Так что, когда Ваня говорит об инопланетянах, он имеет в виду совершенно не то же самое, когда я говорю об инопланетянах. (Смеется.) Вот. Я знаю много людей, знаю много гениальных артистов, знавал несколько больших поэтов, живописцев. Но я не знаю более одаренного человека, чем Иван Вырыпаев. И я полагаю, он со своим дарованием не очень справляется.

У него недостаточно инструментов, чтобы обрабатывать те замыслы, которые ему приходят, которые ему даны, которые с ним случаются. Если бы он имел образование, было бы гораздо больше инструментов. И он в силу наличия таких инструментов был бы лучше услышан людьми. Они же плохо его слышат. Потому что он не очень внятно говорит. Иркутск не дал ему нужного образования. Иркутск заставлял его, или требовал от него, или предлагал ему делать не то, что ему нужно было делать в те юные годы. Мне посчастливилось больше: я получил в Кемерово очень хорошее образование.

Было время, когда я уже поставил на Вырыпаеве крест. Но несколько лет назад жизнь переубедила меня. А тогда у меня к нему были самые большие претензии, поскольку он самый талантливый. Какие претензии могут быть к бездарю и дураку? Никаких. И он мне чертовски интересен.

Следующего его произведения я очень жду. И даже если оно будет неудачным, точнее ошибочным, потому что Ваня делает огромное количество ошибок. Но это ошибки. Ошибки простительны, иногда ошибки бывают прекрасны. Ваня совершает и простительные, и прекрасные ошибки. Даже если это будет так, я восприму это с досадой, я скажу: «Эх, жалко, жалко, что это неудачно. Подождем другого».

«О чем нам разговаривать?»

У нас никогда не было с ним существенных разговоров. А о чем нам разговаривать?
Нам лучше переписываться эсэмэсками короткими. Например, когда посмотрю его очередной спектакль. Мне очень нравится спектакль «Пьяные», меня поразил текст «Иллюзий». Я тогда позвонил Ване и сказал, что я так не умею писать, я таким способом не владею.

В Иркутске он бы сдох. Потом он сдох бы в Москве. Сейчас может жить в Варшаве. Он уже говорит по-польски, он тепло отзывается о Варшаве, которую я терпеть не могу. Он постоянно перемещается. Я уехал из Кемерово, понимая, что там очень хорошо живу, а мне нужно обострить свою жизнь до невозможности. А Ваня уехал из Иркутска от невыносимости. Я так думаю. Потом ему было невыносимо в Москве. Это не закономерно, а жизненно необходимо было уехать. Воздуха не хватало человеку. Нечем было дышать.

Я никогда не ходил в его театр «Практика», я не люблю этот театр. Я видел сделанные им спектакли - считаю, что все они плохи. Я не могу это смотреть. Это неубедительно. Но он абсолютно уникальный драматург, выдающийся. Именно человек, который пишет для театра.

Дарья Васильева, ИА «Иркутск онлайн»

URL: http://www.сайт/news/articles/20170511/theatre/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

141 15 85

Иван Александрович Вырыпаев. Родился 3 августа 1974 года в Иркутске. Российский режиссер, драматург, актер театра и кино, сценарист, продюсер, педагог, театральный деятель.

Отец - Александр Николаевич Вырыпаев, преподаватель Иркутского педагогического колледжа № 1, награждён памятной медалью «Патриот России».

Мать - Вера Тимофеевна Вырыпаева, трагически погибла.

В 1995 году Иван окончил Иркутское театральное училище.

В 1995-1996 годах - актер Магаданского театра, преподавал сцендвижение на актёрском отделении Магаданского государственного училища искусств.

В 1996-1998 годах - актер Театра драмы и комедии на Камчатке.

В 1998 году основал в Иркутске Театр-студию «Пространство игры».

В том же 1998 году стал студентом Высшего театрального училища им. Щукина, обучался заочно на отделении «Режиссёр драматического театра».

В 1999 году стал лауреатом премии президентского совета.

В 1999-2001 годах - преподаватель мастерства актера в Иркутском театральном училище, на курсе Вячеслава Кокорина.

В 2001 году - участник Центра новой пьесы Театр.doc.

В 2004-м - лауреат молодежной премии «Триумф». Также стал лауреатом премии им. Володина «Надежда русской драматургии».

В 2005 году создал агентство творческих проектов в области кино, театра и литературы «Движение Kislorod».

В 2006 году был арт-директором театра «Практика». В 2013-2016 годах также занимал должность художественного руководителя театра «Практика».

Театральные постановки Ивана Вырыпаева:

«Ю» (Иркутск);
«Сны» (Иркутск, Москва);
«Макбет» (Иркутск);
«Город, где я» (Иркутск);
«Объяснить» (Школа современной пьесы, Москва);
«Танец Дели» (Национальный театр, Варшава);
«Июль» (Театр «Народовы», Варшава);
«Комедия» (театр «Практика»);
«Иллюзии» (театр «Практика»);
«Иллюзии» (Национальный театр в Кракове «Старый театр»);
«Женитьба» (Театр Студи, Варшава);
«Интервью S-FBP 4408» (Большая Дмитровка, Москва);
«Борис Годунов» (Большой Театр, Познань);
«Дневник Жеребцовой Полины» (Музей Восстания, Варшава);
«Дядя Ваня» (Польский Театр им. Арнольда Шифмана, Варшава).

Иван Вырыпаев получил известность в Европе как театральный драматург, режиссёр, автор ряда проектов. Его постановки, а также спектакли по его пьесам идут в Польше, Германии, Чехии, Болгарии, Англии, Франции, Канаде. Пьеса «Сны» переведена на английский, французский, немецкий, болгарский, польский языки, пьеса «Валентинов день» переведена на немецкий язык, пьеса «Кислород» переведена на ряд иностранных языков.

Лауреат Второй премии на международном фестивале современной драматургии в Гейдельберге Германия в составе спектакля «Кислород». Гран-при международного фестиваля «Контакт» г. Торунь (Польша).

Преподавал в ГИТИСе, в школе-студии МХАТ, Варшавской академии театрального искусства.

В 2006 году дебютировал как кинорежиссер с мелодрамой «Эйфория».

В 2009 году экранизировал свою пьесу «Кислород». Картина состоит из десяти ярких авангардных музыкально-драматических клипов с вариациями в стиле рэп на тему десяти заповедей господних - провокация устоявшихся канонов, моралей и законов. По словам критиков, ленту Вырыпаева можно расценивать как вызов обществу.

Позже заметными работами стали фильмы Вырыпаева «Танец Дели» и «Спасение».

Общественно-политическая позиция Ивана Вырыпаева

В письме Вырыпаев заявил, что хотел бы обратиться к «деталям российской культуры» и определить «чем и кем является эта власть». «Сегодняшняя власть открыто наследует власти террористической организации "большевиков". Памятники Ленину стоят почти в каждом городе, его тело лежит на Красной площади, не говоря о том, что даже сегодня устанавливаются бюсты и памятники Сталину. Также власть открыто использует атрибутику террористической организации "большевиков": знамена, символы, название улиц именами главарей красного террора, музыку коммунистического гимна (на другие слова) и так далее», - писал Вырыпаев. «Я лично не верю в путь насилия. Ни к чему хорошему это не приведет. Поэтому, единственное наше оружие - это формирование общественного мнения. Воспитание молодого поколения на других ценностях. И первое, что мы, деятели культуры, интеллигенция, прогрессивные люди России можем сделать, это перестать поддерживать эту власть», - заявлял он. Вырыпаев призывал «попытаться максимально снизить» рейтинг президента перед выборами 2018 года, а также - «его авторитет и авторитет всей этой правящей идеологии».

Рост Ивана Вырыпаева: 174 сантиметра.

Личная жизнь Ивана Вырыпаева:

Трижды был женат.

От первого брака есть сын Геннадий (род. 1994).

Вторая жена - , российская актриса театра и кино, исполнительница романсов. Были женаты с 2003 по 2007 год.

В браке в 2005 году родился сын Петр.

Третья жена - , польская и российская актриса театра и кино. Познакомились в Киеве на фестивале «Молодость». Их роман начался на съемках фильма «Кислород». Поженились в 2007 году.

В 2012 году у пары родилась дочь Майя.

Иван Вырыпаев и Каролина Грушка живут в Польше, вегетарианцы.

Фильмография Ивана Вырыпаева:

2002 - Дневник убийцы - Иван Азовский
2006 - Бункер, или Учёные под землёй - Гвидон
2006 - Бумер. Фильм второй - бомж в кафе
2015 - Спасение - фотограф

Режиссерские работы Ивана Вырыпаева:

2006 - Эйфория
2009 - Кислород (Kislorod)
2009 - Ощущать (киноальманах «Короткое замыкание»)
2009 - Супергопер (анимационный фильм)
2012 - Танец Дели

Сценарии Ивана Вырыпаева:

2002 - Деньги
2006 - Бумер. Фильм второй
2006 - Бункер, или Учёные под землёй
2006 - Эйфория
2007 - Антонина обернулась
2007 - Лучшее время года (по пьесе «Валентинов день»)
2009 - Кислород (Kislorod)
2009 - Короткое замыкание
2010 - Чистый свет
2012 - Танец Дели
2015 - Спасение (Salvation / Zbawienie)

Продюсерские работы Ивана Вырыпаева:

2010 - Чистый свет

Библиография Ивана Вырыпаева:

2005 - 13 текстов, написанных осенью

Пьесы Ивана Вырыпаева:

1999 - «Сны»
2000 - «Город, где я»
2001 - «Валентинов день»
2002 - «Кислород»
2004 - «Бытие 2»
2006 - «Июль»
2008 - «Объяснить»
2009 - «Танец Дели»
2010 - «Комедия»
2011 - «Иллюзии»
2011 - «DREAMWORKS»
2012 - «Летние осы кусают нас даже в ноябре»
2012 - «Пьяные»
2012 - «UFO»
2014 - «Чему я научился у змеи»
2015 - «Солнечная Линия»
2016 - «Интервью S-FBP 4408»

Награды и звания Ивана Вырыпаева:

Лауреат молодёжной премии «Триумф» 2004 г.;
- Лауреат премии им. Володина «Надежда русской драматургии»;
- Вторая премия на международном фестивале современной драматургии в Гейдельберге, (Германия);
- Гран-при международного фестиваля Контакт г. Торунь (Польша) (за спектакль «Кислород»);
- Лауреат премии фестиваля «Новая драма» (Москва) (за спектакль «Кислород»);
- Лауреат премии «Золотая маска» (Москва) (за спектакль «Кислород»);
- Лауреат премии фестиваля «Кинотавр» в номаниции лучший режиссёр (за фильм «Кислород»);
- Приз Гильдии киноведов и кинокритиков РФ «Белый слон»;
- Гран-при фестиваля «Новая драма» 2005 г. (за спектакль «Бытие 2»);
- Гран-при фестиваля «Новая драма» 2007 г. (за спектакль «Июль»);
- Премия «Ника» в номаниции «Открытие года» за дебютный фильм «Эйфория»;
- Специальный диплом жюри фестиваля «Кинотавр» - «За яркое, экспрессивное изобразительное решение» (за фильм «Эйфория»);
- Приз независимого молодёжного жюри 63 МКФ в Венеции «Золотой львёнок» (за фильм «Эйфория»);
- Лучший драматург Германии 2009 г.;
- Лауреат премии «Текстура: Имя» 2010 г.;
- Лучший спектакль XVIII «Международного фестиваля искусства приятного и неприятного» в городе Лодзь (Польша);
- Главная награда за вклад в развитие Паспорт «Политики» (Польша, 2012)


Иван Вырыпаев родился 3 августа 1974 года в Иркутске. После школы поступил на актёрское отделение Иркутского театрального училища. В 1995 году окончил училище и переехал в Магадан, чтобы играть на сцене Магаданского театра и преподавать сценическое движение в Магаданском государственном училище искусств. В 1996 году Вырыпаев перебрался на Камчатку, где работал в Театре драмы и комедии. Спустя два года вернулся в Иркутск и открыл в родном городе театр-студию «Пространство игры», где в 1999 году поставил спектакль по своей первой пьесе под названием «Сны», в 2000-м – «Город, где я», в 2001-м – «Валентинов день»

В 1998 году Вырыпаев поступил на заочное отделение режиссёрского факультета Щукинского училища. До 2001 года Вырыпаев учился, ставил спектакли и преподавал актёрское мастерство в Иркутском театральном училище

В 2001 году Иван Вырыпаев оказался в Москве в качестве режиссёра Центра новой пьесы «Театр.Doc». В 2002 году столица заговорила о его спектакле «Кислород», поставленном по собственной пьесе

Дебют на московской театральной сцене был высоко оценён критикой: Вырыпаев получил престижную премию «Золотая маска» в номинации «Новация»

В 2002 году Вырыпаев в составе коллектива авторов получил первый опыт работы над киносценарием – для сериала «Деньги» Ивана Дыховичного. В том же году состоялся актёрский дебют Вырыпаева в кино, он снялся в эпизоде картины «Дневник убийцы» коллеги режиссёра Кирилла Серебренникова

В 2004 году Иван Вырыпаев стал лауреатом молодёжной премии «Триумф»

В 2005 году режиссёр начал сотрудничать с театром «Практика», поставил на его сцене спектакли «Бытие №2» и «Июль»

В том же году он открыл агентство творческих проектов «Движение Кислород» для продюсирования собственных проектов и выпустил книгу «13 текстов, написанных осенью» в издательстве «Время». В 2006 году Вырыпаева пригласили писать сценарий для «Бумера-2» и фантастического сериала «Бункер, или Учёные под землёй». В сериале Иван сыграл одну из ролей

В 2006 году он снял свой первый полнометражный фильм «Эйфория»

Дебютный фильм принёс Вырыпаеву Гран-при на Международном кинофестивале в Варшаве, «Малого золотого льва» Венецианского кинофестиваля, премию «Ника», а также специальный приз жюри российского фестиваля «Кинотавр»

Несмотря на успех, Вырыпаев считает себя, прежде всего, театральным режиссёром. В 2008 году он поставил в Москве свой новый спектакль «Объяснить»

В 2009 году на экраны вышла его вторая картина «Кислород» по мотивам одноимённой пьесы, с большим успехом показанной на московской театральной сцене

Вырыпаев получил за «Кислород» приз «Кинотавра» за лучшую режиссуру

Также в 2009 году Иван Вырыпаев стал одним из участников проекта «Короткое замыкание», в рамках которого он снял новеллу «Ощущать» с Каролиной Грушкой в главной роли

В 2010 году Иван Вырыпаев снял свой третий полнометражный фильм под названием «Чистый свет». Действие фильма происходит в тибетских Гималаях

Иван Вырыпаев о съёмках: «На первом месте у меня человек, который сидит в зрительном зале – в театре и в кино. Я выбираю себе трёх зрителей, для которых, мне кажется, предназначен этот фильм. Например, “Кислород” – это фильм для абсолютно молодого человека, который никогда не видел спектакль “Кислород”. Это значит, все мои друзья сразу отсеиваются, потому что им не может понравиться этот фильм априори, они были фанатами моего спектакля. Я должен монтировать для человека, который первый раз слышит текст. И он молодой, ему 27 лет, он ищет, для него важны такие-то ценности – таким я его приблизительно представляю. А ещё я “сажаю” в зал какого-то кинокритика, который разбирается в современном кинопроцессе»

Кто такой Иван Вырыпаев? Человек, объяснивший миру проблему «кислородного голодания». Режиссёр, который сумел показать любовь, сильную как смерть. Автор множества пьес, талантливый актёр и сценарист. Иван Вырыпаев - обладатель множества наград: в его копилке Гран-при различных театральных конкурсов, дипломы кинофестивалей, он даже признан лучшим драматургом Германии.

Биография

На свет Иван появился в Иркутске 3 августа 1974 года. Его отец, Александр Николаевич, преподавал в Иркутском педагогическом колледже, мать, Вера Тимофеевна, получившая высшее образование в сфере торговли, трагически погибла. Сразу после окончания школы Иван поступил в Иркутское театральное училище на актёрское отделение. В 1995 году Вырыпаев окончил училище и переехал в город Магадан. Здесь он целый сезон работал актёром магаданского театра, преподавал сценическое мастерство студентам местного училища искусств.

В 1996 году молодой актёр переехал на Камчатку. В Театре драмы и комедии Иван работал на протяжении двух сезонов. После этого он вернулся в родной Иркутск, где открыл Театр-студию под названием «Пространство игры». Тогда же, в 1998-м, Иван Вырыпаев поступил в Высшее театральное училище имени Щукина. Обучался он на отделении «Режиссёр драматического театра» заочно. Параллельно Иван преподавал - он обучал актёрскому мастерству учеников Иркутского театрального училища. На курсе Вячеслава Кокорина Вырыпаев трудился вплоть до своего переезда в Москву в 2001 году.

Спектакли Вырыпаева

Первый спектакль, который Иван поставил по своему собственному сценарию, носил название «Сны». Актёры со сцены говорили о самых важных вещах в жизни человека: о Боге и красоте, любви и свободе. Начало спектакля вызывало у зрителей довольно противоречивые чувства - первые монологи казались несвязным бредом, лишённым логики и смысла. Однако погружение в атмосферу странного сна расставляло всё на свои места.

Потом на сцене появились «Город, где я» и «Валентинов день». Первая пьеса была написана в 2000 году. Постановка повествует о вере во Всевышнего, в человека, в самого себя. Главная идея этого спектакля известна уже несколько тысячелетий: всё в жизни - не важно, плохое или хорошее - нужно заслужить, выстрадать.

«Валентинов день» - это продолжение широко известной пьесы Михаила Рощина. Популярна она была в семидесятые годы прошлого столетия. В произведении «Валентин и Валентина» автор рассказывал историю о практичных родителях, которые сумели отвадить от примерной девочки Вали влюбленного в неё сына проводницы, тоже Валю.

История, которую рассказывает Вырыпаев, трагична. Девочка Валя - уже и не девочка вовсе: ей исполнилось шестьдесят. Однако сильные чувства с годами не прошли. Валентин же женился на другой женщине, по имени Катя. Иван Вырыпаев рассказывает о случайной встрече в метро, метаниях мужчины, его смерти. О том, как Валентина 20 лет живёт с той самой Катей под одной крышей, ненавидит её и вспоминает о нём.

2001 год ознаменовался для Вырыпаева не только переездом в столицу России. Здесь он стал режиссёром в уникальном Центре новой пьесы «Театр.Doc» и обрёл невероятную популярность. Причиной тому стал новый спектакль «Кислород». Карьера нестандартного театрального режиссёра стремительно набирала обороты. В 2005 году началось сотрудничество с театром «Практика», где Вырыпаев поставил спектакли «Июль» и «Бытие № 2». Тогда же, в 2005-м, Иван Александрович открыл агентство творческих кино- и театральных проектов, литературы. Талантливый мистификатор, новатор - всё это Иван Вырыпаев. Пьесы его и сегодня ставят во всём мире! В списке театральных работ Вырыпаева спектакли: «Объяснить», «Танец Дели», «Иллюзии», «Комедия», «Женитьба», «Борис Годунов» и другие.

Парадоксы и ритмы: «Пьяные»

Какой режиссёр способен приучить отечественный театр к словесным философским танцам? Ответ один - Иван Вырыпаев. «Пьяные» - новая пьеса, написанная для театра в Дюссельдорфе, полная парадоксов и музыки, юмора и размышлений. Диалоги героев шокируют своей прямотой. Они говорят о страхе и вере, любви и смерти, Боге и счастье. Возможность размышлять на эти темы с максимальным, буквально обезоруживающим простодушием появляется у героев только потому, что драматург решил их напоить.

Дебютная «Эйфория»

Первый фильм, снятый этим режиссёром в 2006 году, рассказывает историю любви, которая сильнее смерти, и историю ревности, которая оказывается страшнее преисподней. Обычная на первый взгляд ситуация - любовный треугольник - предстаёт перед зрителями в совершенно непривычном свете. Эта киноработа была удостоена разных наград. Например, «Малого золотого льва» на Венецианском международном кинофестивале и Специального диплома жюри «Кинотавра».

«Кислород»: спектакль и фильм

История этой постановки началась в 2002 году. Тогда Иван Вырыпаев впервые поставил спектакль на иркутской сцене. Из декораций - два стула, из актёров - два рассказчика. Успех спектакля превзошел все ожидания - его перевели практически на все европейские языки и поставили в различных европейских театрах. Критики говорили, что секрет этой постановки кроется в понятных словах и качественном тексте, слушать и пропускать через себя его так же важно, как дышать.

75 минут гипноза - так можно охарактеризовать фильм, который снял по этой пьесе Иван Вырыпаев. «Кислород» вышел на экраны 30 июля 2009 года и сразу же покорил сердца ценителей арт-хауса. Эта лента - авторское представление о десяти заповедях. Показаны они на фоне современных молодых людей и их безнравственности. Главные роли исполнили Алексей Филимонов, Каролина Грушка и Варвара Воецкова.

В истории двух возлюбленных из совершенно разных миров цитаты из Библии соседствуют с жаргоном и нецензурной лексикой, мелодии танцпола перекрывает ритм молитвы. Девушка-кислород, "некислородная" жена, гопник Санёк - герои этого фильма - пытаются ответить на вопросы, связанные с религией, жизнью и смертью.

«Спасение»

Не только «Эйфорией» и «Кислородом» славится Иван Вырыпаев. «Спасение», вышедшее на экраны в 2015 году, можно назвать первым нетеатральным фильмом режиссёра. Эта полуторачасовая история начинается в Варшаве, где монахиня Анна садится в автобус, следующий до аэропорта, летит в Гималаи, заселяется в отель и обнаруживает, что ее горная католическая миссия, ради которой она и приехала, откладывается на неопределенный срок из-за размытых дорог. Несколько дней девушка проводит в небольшом буддистском городке, болея горной болезнью, общаясь с туристами, меняя свой головной убор на стильную шапку и находя Бога.

Иван Вырыпаев, фильмы которого обычно наполнены кислородом, неожиданно для зрителей и критиков снял кино, полное молчаливых длинных пауз, искушений и удивительных пейзажей.

Награды

Наверное, главное для любого драматурга и режиссёра - признание. Как критиков, так и зрителей. Иван Вырыпаев - обладатель множества престижных наград. Его спектакли и фильмы завоёвывают Гран-при различных фестивалей. Иван Александрович - обладатель таких наград, как молодёжная премия «Триумф», премий «Надежда русской драматургии», «Новая драма», «Золотая маска». Ему принадлежат Гран-при фестивалей «Новая драма» (2005 и 2007 гг.) и «Контакт». А в 2009 году Иван Вырыпаев был признан лучшим драматургом Германии.