Валерий сюткин биография дочь виола. «Разрывался на два фронта, надо было врать». История любви Валерия Сюткина. «Браво» и Валерий Сюткин

— Допускаю, что молодежь, услышав фамилию Сюткин, спросит: «А кто это?» И это меня ничуть не задевает. Моя пуб­лика — 40-50-летние люди, и их много. К тому же мне уже не хочется той осады поклонников, которая была во время моей работы в «Браво».


В эту суперпопулярную команду я попал случайно. В 1990 году играл в трио «Фен-о-мен», мы много гастролировали, в основном разогревая публику на выступлениях Боярского. Это был период безудержного веселья и легкости бытия… В один из свободных летних вечеров я направился на концерт «Машины Времени». Сажусь на первый ряд, рядом — Хавтан: «Валерка, привет, что делаешь? Может, в «Браво» попоешь?» Я обалдел, в то время у них солистом был Женя Осин, и мне он нравился, в команде смотрелся органично. Хавтан говорит: «Мы с ним расстались три месяца назад. Давай попробуем?» И я, хотя больше тяготел к року, согласился. Группа «Браво» была очень популярным коллективом.

Через пару дней приехал на репетиционную базу, прихватив с собой широкополую черную шляпу — для образа. Вхожу в зал, музыканты уже в сборе. Женя Хавтан с ходу наигрывает мотив — пам-пам-пам-пам и заявляет: «Нам нужна песня про стиляг». А я писал тексты для групп «Фен-о-мен», «Зодчие» и «Телефон», но поэтом себя не считал. Предлагаю: «Жень, давай сценарий сначала набросаем? Про что вообще хотим сказать?»

Тут же родился сюжет: «Красивый герой идет по Москве, все вокруг падают штабелями — и звучит вопрос: кто этот стиляга? «Каждый ответит, каждый ответит… Конечно, Эдик». А все стиляги звали себя как-то вычурно. Нам же хотелось добавить немного иронии. «Может, Петя или Гриша?»


И тут наш басист Сережа Лапин говорит: «Вася!» Хавтан в ужасе: «Только не Вася!» А я зацепился за имя: «Стоп, именно Вася. Раз возникло отторжение, значит, публике запомнится». Так родился хит. На той же самой репетиции мы написали «Девчонку 16 лет». Я предложил не мудрствовать, а просто перевести с английского песню Чака Берри «Sweet Little Sixteen». А то, что моих познаний в языке не хватило для точного перевода, даже к лучшему, потому что текст вышел художественно осмысленным. С этими двумя песнями и «Желтыми ботинками», в которой пришлось переписать текст с женского (ее же пела Жанна Агузарова) на мужской, я предложил Хавтану поехать на гастроли, чтобы сразу понять, правильный ли выбрали путь. Он в ужасе: с тремя песнями гастроли?! Но согласился — была не была…

И вот 25 августа 1990 года мы дали концерт в крошечном театре города Сумы, где собралось человек сто. И… порвали его как Тузик грелку. Успех был ошеломительным. Женя сказал: «Что-то в этом есть…»

Чтобы досконально понять выбранный нами стиль музыки, я купил себе­ огромную коробку пластинок рок-н-ролла 1950-60-х годов и за месяц все их изучил.

— Вы сразу запомнились зрителям не только лирическим тембром голоса, но и стильным внешним видом. Как рождался образ стиляги?


— По ходу пьесы… Мы с Женей как на работу ходили на барахолку Тишинского рынка. А когда ездили на гастроли по маленьким городкам, не гнушались комиссионками. Продавцы радовались, когда мы, основательно покопавшись в завалах, забирали залежалый товар — узкие ботиночки, пальто с подплечиками, короткие и широкие попугайских расцветок галстуки… Хватали все, что находили интересного, неважно, какого размера, надеясь, что кому-нибудь в группе пригодится. Наша публика — это целая армия — ходила не на Сюткина и Хавтана, а на стиль. И концерты воспринимались как возможность в первую очередь показать себя.

— Вы пели в «Браво» в очень неспокойное для страны время. Наверняка на концертах не обходилось без эксцессов?

— У нас в группе был Олег, официально его должность называлась «специалист по общественным связям», а неофициально это был наш телохранитель. Жилистый такой, сухопарый, широкоплечий, внешне на добермана похож. Как-то в Казани на нас наехали двадцать человек местных братков. Так он вышел и один решил вопрос. Его порекомендовал наш продюсер Евгений Фридлянд. Сказал: «Есть толковый парень из Кемерова, хочет у нас работать».

Мы его пригласили на концерт в зал «Россия» — познакомиться и обсудить перспективы сотрудничества. И вот, помню, на песне «Я то, что надо» на сцену залезает такой двухметровый шкаф, садится на стул лицом в зал и закуривает. А потом громко кричит: «Вован, круто выгляжу на фоне стиляг? Сфотографируй меня!» Я продолжаю петь, а что делать… Тут в проходе показался Олег. И далее то, что я увидел, с трудом поддается описанию. Он легко вспрыгнул на сцену, прошел мимо амбала, не поворачиваясь, схватил его за ноздри и поволок за собой. И все — одним движением руки!

За ними из зала выбежали еще пятеро. Когда мы вышли за кулисы, увидели следующую картинку: все шестеро лежат на полу в отключке, а Олег спокойно курит рядом. Он знал толк в ушу, джиу-джитсу и уличной драке. Зарплату, кстати, мы ему не платили. Он обозначил свой интерес так: «Кормите и возите на гастроли. А по субботам буду отдыхать». Ему действительно наша разгульная жизнь была по кайфу. В то время группа «Браво» была большим дружным колхозом, вовсю получающим удовольствие от жизни.


В целом 1990-е прошли гладко. Несколько раз нас кинули на деньги, ну да ладно. Не скажу, что мы как-то уж шиковали. За концерт получали немного. Но поскольку работали «пакетами», то есть давали несколько концертов подряд, то могли заработать рублей по триста, которые потом быстро спускали в Москве. Более серьезные заработки начались с приходом Фридлянда. Мы предложили ему стать нашим компаньоном, поставив четкую цель — совершить прорыв. Вместо того чтобы выступать по деревням, за 500 км от больших городов, взять Москву, Питер, Киев…

Мы с Хавтаном прекрасно дополняли друг друга. Женя — интеллигентнейший тонкий композитор, застенчивый человек, а я — энерджайзер. Из нас двоих получилась гремучая смесь. Фридлянд четко говорил: «Вы можете разругаться в пух и прах, но пока я здесь, будете работать. Ваш тандем — золотая жила».

Женю я ценю и люблю, жаль, что пройти вместе длинный творческий путь нам оказалось не под силу.

Если бы он не приревновал меня к сольному проекту и не включил начальника, мы бы и по сей день могли выступать вместе и сочинять чудесные песни. Но мной нельзя помыкать.

— Жизнь рок-н-ролльщика вряд ли совместима с семейными ценностями? Какой жене понравится, что в каждом городе у ее мужа поклонницы.

— Все зависит от отношений в семье. У нас работал администратором Леша Савельев, общительный веселый парень. В любом городе он в первый же вечер заказывал для нас ужин в лучшем ресторане, приглашал туда финалисток конкурсов красоты, . Мы в то время жили на полную катушку, вкушая все виды веселья. Но это же надоедает, в какой-то момент любой мужчина начинает хотеть настоящих чувств. Меня перемкнуло в 33 года, когда я встретил Виолу. Хорошо, что не раньше, потому что уже успел сделать правильные выводы.

— А те девушки, из вашей бурной молодости, не пытались поехать вслед за вами в Москву?

— Другое было время… Наши поклонницы все верно понимали: молодой мужчина, играющий рок-н-ролл, не может быть примерным семьянином. И уже в первую минуту знакомства все было ясно и понятно: сегодня мы вместе, а про завтра нечего и думать.

Группа «Браво» в 1990-е рвала стадионы. Фото: Из личного архива Валерия Сюткина

— Семью вам удалось построить лишь с третьей попытки, ведь до встречи с Виолой вы уже были женаты, причем дважды.


— Не было попыток, только нынешнюю свою семью я считаю первой и единственной. То, что я сейчас скажу, — это не оправдание, а мое восприятие прошлого. Мой первый опыт, скажем так, сожительства с женщинами определялся одним: тем социальным­ строем и теми условиями, в которых мы все жили. Нынешние молодые даже представить себе не могут, что в конце 1970-х — начале 1980-х годов невозможно было провести время на­едине с приличной девушкой, не сделав ей предложения. Познакомились, прогуляли месяц, и тебя уже ведут знакомиться с родителями… А они с порога смотрят вопрошающе — ну, когда же ты скажешь: «Я люблю вашу дочь и хочу взять ее в жены»? Иначе тебя примут за подонка… В то время так женились многие: лишь бы общество не смотрело косо.

Пока в моей жизни главным был рок-н-ролл, мужское поведение было безобразным. (С улыбкой.) Может быть, таким образом свыше меня готовили к встрече с единственной любовью моей жизни?

Виолу я люблю на молекулярном уровне, на уровне запаха, звука, осязания. Ее врожденная недоступность, иногда прохладная отчужденность, порой категоричность стимулируют мой интерес. А также безупречный стиль, красота и достоинство. Собственно говоря, сначала я влюбился в достоинство, потому что меня, короля российского рок-н-ролла, она взяла и отшила.

— Вы говорили, что Виола пришла в «Браво» костюмером и прямым текстом сообщила всем вам, что не намеревается устраивать здесь свою личную жизнь. Вы сразу поняли, что перед вами — женщина вашей мечты?


— Наша история любви явно зародилась на небесах. Я даже жалею, что первое время рассказывал в прессе про очередность событий. Появилось ощущение заезженной пластинки. Исто­рия-то на самом деле глубже! Поэтому скажу так: не помню, как вообще у нас все началось, наверное, что-то мне подсыпали в пищу. Проснулся — уже живу вот с такой красавицей. (Смеется.)

— Так и напишем.

— Знаете, даже не верится, что с тех пор прошел 21 год, потому что и сегодня Виола юная, красивая, великолепная.

Когда я ставлю себя на ее место, не понимаю: а на хрен ей я был нужен? Ненадежный дамский угодник… Представляю, что подумала ее мама, когда узнала, с кем связалась дочка.

— Учитывая, что на тот момент вы состояли в официальном браке, ваша история любви явно не была легкой?

— Я жил как хотел, мне не задавали вопросов и ничего не требовали… И вряд ли я что-то стал бы менять, не встреться мне Виола. Мужчины ценят налаженный быт и удобство. Но в какой-то момент она сказала: «Стоп, хватит». И мы попробовали пожить отдельно. У меня не получилось, я не смог, она мне была нужна как воздух.


Было безумно страшно рвать налаженную жизнь. Но я сделал это в одну минуту. В то время читал Кортасара «Игру в классики». И меня потрясла одна фраза: «Мы делаем все, чтобы отгородить себя от того, что и называется истинным приключением». Это было прямо в точку применительно к моей ситуации. В тот же день я, как порядочный­ мужчина, ушел из дома в чем был, и мы с Виолой начали жизнь с чистого листа. Долгое время снимали квартиру на Каховской, затем пожили немного с моей мамой, но поняли, что это не вариант, снова снимали и спус­тя несколько лет купили собственную квартиру недалеко от Яузского бульвара, где прошло мое детство.

Похожая история случилась с моим старшим другом. Он, женатый человек, влюбился и пришел ко мне за советом. Увидев, что это не бес в ребро, а настоящие чувства, я так ему сказал: «Приготовься заплатить за свой выбор и хлебнуть по полной программе. От тебя отвернутся друзья, потому что их жены в знак солидарности не станут общаться с твоей новой супругой. Но на нашу с Виолой поддержку рассчитывай, потому что мы знаем по себе — за чувства надо бороться». И вот почти семь лет он безудержно счастлив. У них уже трое детей. А в предыдущем браке детей не было. Мне тоже пришлось пройти через чистилище. К примеру, с моим другом Женей Маргулисом только недавно начали вновь плотно общаться, а его жена Аня стала здороваться с Виолой.

— Что за эти двадцать с лишним лет поняли о семейной жизни?

— То, что надо иметь личное пространство. Например, по тем вопросам, которые касаются исключительно меня, то есть моей мамы или старших детей, я не советуюсь с женой и рекомендую ей со мной эти темы не обсуждать. А в остальном я жене уступаю. Мне кажется, что секрет счастливой семейной жизни очень прост: мужчина должен быть рыцарем.

— Я жил как хотел. Мне не задавали вопросов и ничего не требовали… И вряд ли я что-то стал бы менять, не встреться мне Виола 1993. Фото: Из личного архива Валерия Сюткина

— Иногда таких называют подкаблучниками.

— А любой нормальный мужчина — подкаблучник. Тот, кто может обеспечить своей женщине красивую жизнь, будет счастливым. Женщины — со­здания благодарные. А если к ним относиться как к обслуге, то счастья не видать.

Я, как и , считаю, что только женщины и собаки дают ощущение наполненности жизни. И живу по принципу: «На! Возьмите, сколько вам нужно!» Мне для себя самого ничего не надо.

Я уже потерял многих своих приятелей. Кому-то не повезло, несчастный случай, болезни. Жизнь мимолетна, как комета. И я вывел такую теорию: чтобы мне было хорошо, нужно все отдать близким. Счастье — это «на»!

И вообще я уже пожилой и каждую неделю летаю на самолете, мало ли что… Всеми моими заработками распоряжается жена и теща, которая у меня бухгалтер.

— Многие мужчины опасаются полностью доверять жене: случись что, останутся без кола, без двора.


— Я уже обнулял свою жизнь и ни ра­зу об этом не пожалел. Пока смогу держать в руках гитару, заработаю на кров и пищу. Промурлыкаю свой «Московский бит» тому, кто захочет его послушать. Я с юности уверен, что лишь щедростью завоевываются женские сердца. Речь идет не только о материальных благах. Вы, женщины, любите мужчин за готовность к поступку, к решению.

На вопрос, кто у нас глава семьи, отвечаю, как Вуди Аллен: «Все, абсолютно все в нашей семье делаю я. А жена, она просто принимает решение». При том что мы с Виолой очень разные, когда нашей дочери было три года, она однажды так сказала: «Мама красивая и принципиальная. А папа у нас шутливый».

— Не могу не спросить: а ваши старшие дети не обижены на вас?

— Это у них надо спросить… Для старших я действительно не был отцом в полном смысле слова, но всегда появлялся, когда требовалась моя поддержка. Лене уже 33, она получила диплом юриста, работает специалистом по пиару в иностранной компании. Совсем недавно они с мужем родили дочку. Сразу прислала мне СМС: «Дедуля, поздравляю!» Сыну Максиму 27, он окончил географический факультет МГУ, работает в туризме, головастый парень. Финансово я им помогал до совершеннолетия, ставил, так сказать, на крыло. Теперь они в моей поддержке не нуждаются.

Претензии к тому, что я мало присутствовал в их жизни, принимаются полностью. Как отец я далек от идеала, но все, что должен был сделать, сделал. Не я сказал, но мне нравится фраза: «Я никого и ни в чем не виню, просто так вышло».


Полностью я воспитал лишь одного ребенка — Виолу. Присутствовал при родах, гулял по бульварам с коляской, бегал на молочную кухню, проверял уроки и развивал ее таланты. Хотя, конечно, самое трудное в плане воспитания выпало моей жене. Это я приеду с гастролей и бросаюсь к дочери с объятиями: «Мой барсик, моя птичка, мое солнышко, Виолуся», а ей приходится проявлять строгость. Очень за это ей благодарен.

Осенью нашей дочери исполнится 18. Два года она проучилась в Швейцарии, окончила колледж, этим летом поступила в Американский университет в Париже. Хочет быть сценаристом и театральным режиссером. Но чтобы писать и режиссировать, требуется богатый внутренний мир и опыт. Так что пока, на мой взгляд, ей следует получить общее широкое образование.­ Европа­ в этом смысле хороша, потому что ребенку приходится проявлять самостоятельность — никто не будет по утрам будить и причесывать.


Очень смешно вышло, когда в первый день пребывания в колледже в Швейцарии Виола чуть не попала под отчисление. Вышло это так. На свой день рождения ее пригласил приятель, Тема Шульгин, сын . Йося Пригожин за­ехал за ней, забрал под расписку. И назад привез только в два ночи, к закрытым дверям кампуса… Никто не знал, что студенты должны быть в своих комнатах ровно в 21:00. Поднялась паника, пока Йося пытался решить проблему, директор уже позвонил мне и сказал, что в истории школы это первый подобный случай. Эффектное начало…

— Мне кажется, что секрет счастливой семейной жизни очень прост. Мужчина должен быть рыцарем. С женой Виолеттой и дочерью Виолой. Фото: Александр Кудряков

— Когда девочке было 10 лет, вы выпустили сборник ее рассказов. Вам правда так понравились сочинения ребенка или просто считаете, что его следует подбадривать и мотивировать на успех?

— Как-то Танич спросил пятилетнюю Виолу: «Как называется страна, в которой ты живешь?» — ожидая, что та ответит: «Россия». А она в этот момент рисовала весну — снег такой серый, деревья распускаются… Поднимает голову и говорит:

«Зимний рай» называется наша страна». Она с рождения мыслит нестандартно. Рассказы она начала сочинять в пять лет. Мне нравится такой, процитирую дословно. «Корса — это моя собака. Когда ее принесли, она была маленькая, она считала, что я ее ребенок. Когда на меня однажды напала собака, Корса на нее набросилась. Почему я это пишу? А потому, что сегодня ровно год, как наша Корса умерла. Но вы не расстраивайтесь, мои дорогие, у вас все будет хорошо». Пять лет я собирал все листочки и на ее 10-летие выпустил сборник тиражом 20 экземпляров. Виоле пришлось сочинить предисловие, которое меня убило.

«Когда я начала писать эту книгу, я была очень маленькая, поэтому в ней есть ошибки. На них не надо обращать внимания, потому что фантазии не имеют границ, а поэзия выходит из берегов».

Когда она подарила книги одноклассникам, один мальчик попросил автограф. Она ко мне подбежала: «Пап, как писать автограф?» — «Напиши «От Виолы…» В ее глазах я прочел: приятно что-то сделать самой.

Мне важно, чтобы дети выросли порядочными людьми, умеющими трудиться. Поэтому я и поощряю получение хорошего образования, хотя, положа руку на сердце, считаю, что женщина должна работать тогда, когда она без этого не может. А если может, то пусть лучше занимается своей красотой и созданием в доме уюта.

Сейчас думаю: я же счастливый человек! Всю жизнь занимаюсь любимым делом, пел вместе с Магомаевым, Миансаровой, Хилем и даже сэром Томом Джонсом. Недавно вместе со своей командой «Сюткин Бэнд» нашел другое поле деятельности: мы проводим праздники для хороших талантливых людей. И душа моя ликует, когда пою и вижу в зале танцующих Познера, Жванецкого, Галину Борисовну Волчек… Они мне говорят спасибо — и это высшее наслаждение. Вообще-то быть счастливым просто, надо лишь принять такое решение: «Я буду счастлив» — и все сразу получится.


Я живу с женщиной, которую люблю и с которой хочу прожить до последнего дня вместе, у меня хорошие дети… Но мне уже 56 лет, и я измеряю каждый свой год как одну пятьдесят шестую жизни… И время летит с бешеной скоростью — у-у-у. На мой полтинник один приятель сказал: «Мы с друзьями хотим тебе презентовать пентхауc, не бесплатно, но с большой скидкой». И тут я вспомнил, что мне уже 50, и понял, что не хочу оставшиеся годы тратить на раздачу долгов. И говорю ему: «В 49 лет взялся бы, а сейчас у меня уже нет времени».

Теперь я стал понимать, что все мечты и планы надо соизмерять с возрастом. Я не возьму даже в подарок яхту, самолет и прочее, что меня будет тянуть вниз.

Главный мой тост сегодня такой: «Жизнь коротка, поэтому прощайте быстро. Целуйтесь с любимыми медленно, любите искренне, дружите преданно, веселитесь неудержимо. А остальное жизнь сама посоветует».

Образование: окончил факультет культурологии МГГУ им. Шолохова

Семья: жена — Виолетта; дети — Виола, Максим, Елена; внучка — Василиса

Карьера: работал в группах «Телефон», «Зодчие», «Фен-о-мен». В 1990 году стал солистом группы «Браво». В 1995 году создал группу «Сюткин и Ко», в 2005-м — оркестр «Сюткин Бэнд». Автор шлягеров: «7000 над землей», «Вася», «Я то, что надо», «Дорога в облака», «Как жаль», «Вот и все» и др. Профессор кафедры вокала и худрук эстрадного отделения МГГУ им. Шолохова. Заслуженный артист России

День рождения 22 марта 1958

российский певец, Заслуженный артист России

БИОГРАФИЯ

Валерий Сюткин родился 22 марта 1958 года в Москве на пересечении Яузского и Покровского бульваров, на улице Обуха(ныне ул. Воронцово Поле), в семье преподавателя Военно-инженерной академии имени Куйбышева Милада Александровича Сюткина, родившегося в Перми , и москвички Брониславы Андреевны Бржезидской. Музыкой начал заниматься в начале 1970-х годов, участвуя сразу в нескольких любительских группах в качестве бас-гитариста или барабанщика. Играя в школьных ансамблях, исполнял песни «The Beatles», «Grand Funk Railroad», «Deep Purple», «Led Zeppelin», «Slade», «Smokie». До армии работал учеником повара в ресторане «Украина». Служил в армии на Дальнем Востоке. И в армии был в ансамбле «Полёт», в этом коллективе в разное время выступали многие известные музыканты, среди них Алексей Глызин .

Однажды заменил заболевшего вокалиста, после чего в этой роли и остался. В 1982 году начал работать с группой «Телефон», которая двумя годами позже стала профессиональным гастролирующим филармоническим коллективом. «Телефон» выпустил альбом «Ка-Ка», который представляет из себя цикл песен о народных персонажах Сулеймане Сулеймановиче Кадырове и Льве Абрамовиче Каскаде. Сначала пошёл работать грузчиком на Белорусский вокзал. Потом работал проводником международных сообщений полтора года, возил гитары.

В январе 1985 года «Телефон» выпустил альбом «Твист-каскад», где впервые на обложке альбома было указано имя Сюткина. Потом «Телефон» разогнали, а Сюткин перешёл в «Зодчие», где пел вместе с Юрием Лозой . После ухода из «Зодчих» создал трио «Фэн-о-мэн», с которым записал единственный альбом «Икра зернистая». Два года работал в группеМихаила Боярского , где играли музыканты группы «Фэн-о-мэн». Оттуда ушёл в «Браво», получив предложение от Хавтана .

В августе 1990 года певец переходит в группу «Браво», где он работал до мая 1995 года. Время сотрудничества с «Браво» стало для певца периодом выработки собственного оригинального стиля, в котором он работает и по сей день. В текстах своих песен он использует сленг субкультуры «стиляг», а в музыкальном плане он ориентирован на американскую популярную музыку 50-х годов. В «Браво» Сюткин записал альбомы «Стиляги из Москвы», «Московский бит», и «Дорога в облака».

В 1995 году он ушёл из «Браво» и создал группу «Сюткин и Ко», в которой работает до сих пор. В 1995 году песня «7000 над землёй» из альбома «То, что надо» была признана лучшим шлягером года.

С 2001 по 2002 год был ведущим музыкальной телеигры «Два рояля» на телеканале РТР.

Участвовал в проекте Первого канала «Звёзды на льду» в паре с фигуристкой Ириной Лобачёвой . Снялся во второй части телемюзикла «Старые песни о главном».

В марте 2008 года певцу было присвоено звание «Заслуженный артист Российской Федерации» за заслуги в области искусства.

СЕМЬЯ

На сегодняшний день у него 20 сольных альбомов. Артист занимается и театральным творчеством – ставит собственные моноспектакли, а еще является активным участником Олимпийского движения. Валерий – человек светлый, позитивный, энергичный. За ним не успеть. Говорит, что мог бы быть летчиком. "Любите, девушки, простых романтиков, отважных летчиков и моряков…" – поет Сюткин уже второй десяток лет. В 2018 году ему исполнится 60 лет. А ведь совсем не скажешь: он молодой парнишка, легко парящий по жизни. И в этой легкости отношения к жизни – секрет его молодости. Корреспондент сайт побеседовал с артистом, и он откровенно рассказал о себе, своей семье и работе.

Валерий, близкие друзья знают Вас как человека неуспокоенного, который все время что-то делает, куда-то улетает, потом прилетает, бежит, спешит... Как Вы живете в таком ритме? Откуда берется энергия, желание все время передвигаться?

Ну, во-первых, я москвич – это ответ на большую часть этого вопроса, потому что у нас высокие скорости жизни и космические энергетики. Москвичей вялыми не назовешь – они привыкли к такому ритму жизни. Когда я прилетаю в другой город и мне говорят: "И как вы там живете в своей Москве?", то я в противовес им говорю, что у них все как-то вяло идет. Во-вторых, я энергичный по генетике. У меня мама очень энергичный человек. Она каждый день ездит в Большой театр на балет – смотреть своих любимых артистов, знает поименно всех танцовщиков, балерин. Она преданный фанат этого жанра. Коля Цискаридзе называет ее "Сюткина мать".

А жена Виола и дочь Виола тоже в таком же ритме живут или они более спокойные девушки?

У нас вся семья шустрая, включая нашу любимую собаку Джульетту. Мы ее даже зовем Джу, потому что пока произнесешь "Джульетта", она уже будет в другом месте. Поэтому у нас семья высоких скоростей.

Чем занимается дочь? Вы говорили как-то, что она живет во Франции?

Мы живем на три города. Это Москва – город, где я тружусь (девочки тоже его очень любят). Он "вкусный" и стремительный. Потом – Юрмала и Рига – это родина моей любимой женщины Виолы. Я муж дочери этнической латышки. Теща – настоящая латышка, Виола – полукровка, а я вот как присоска фигурирую. В Латвии, как и в Израиле, национальность идет по женской, по материнской линии.

В общем, в Юрмалу я периодически совершаю набеги. А третий наш родной город – это Париж, потому что Виола там учится, скоро оканчивает магистратуру Сорбонны. Она у нас историк искусства театра. Где она будет жить после окончания университета, будет решать сама. Я, как папа, стараюсь давать ей самое лучшее, включая крепкое образование, и на это не жалко ни сил, ни времени. Я себя считаю счастливым отцом и дедом. У меня есть чудесная внучка, а Сюткина мать обрела правнучку. Внучку мне подарила старшая дочь.

Когда-то давно Вы говорили, что не общаетесь со старшей дочкой. Сейчас что-то поменялось? Вы пересмотрели свое отношение?

Да нет, особо не было такого. Я, может, с детьми не так много времени проводил. Но все судьбоносные моменты – устройство в школу, организация поступления в институт, финансирование образования, провожание в школу – это все я делал всегда. А сейчас все мои дети ходят на мои концерты – все нормально.

А с мамой старшей дочки поддерживаете дружеские отношения?

Нет, зачем? Я не возвращаюсь никогда. Только дети.

Но бывают разные отношения, например, дружат семьями.

Нет, любовь в жизни у меня одна. А вот детей у меня трое. Это и есть ответ на вопрос "Как устроена моя личная жизнь?".

Валера, а третий кто – сын?

Да, ему 30 лет. Я с Виолой уже 25 лет вместе, и это не назовешь каким-то третьим браком – это один-единственный.

В советское время поколение любило бесплатно и считало в уме. Зиновий Ефимович Гердт говорил, что в то время как только до поцелуев доходило – там и оставались. Раньше и в гостиницу не селили вместе, если не расписаны. Подобные бытовые условия подгоняли под отношения. А сейчас все живут в гражданском браке. И сын мой, и старшая дочь в – гражданском браке, да и младшая тоже. У моей дочери Виолы есть джентльмен из Германии. Он приезжал, и мы прекрасно провели время. Даже дерево вместе посадили на фестивале "Черешневый лес".

Расскажите о своем последнем выступлении в Доме музыки...

У меня два проекта – один музыкальный и один театральный. Спектакль под названием "Восторг!", премьера которого состоялась в конце марта, проходил в театральном центре "На Страстном", и, может, мы будем это продолжать.

Я всегда сначала делаю постановку, а потом жду предложений. "Закрепи" – так говорил Андрей Кнышев в своем афоризме, и я с ним согласен. Закрепи впечатление от спектакля. Недавно давал концерт в Большом зале Дома музыки. Этот проект называется "Валерий Сюткин и light dzass". Тут есть ирония: в английском слово light означает как и "легки"й, так и "светлый" – оба эти понятия под характеристику этого концерта подходят. Алексей Алексеевич Кузнецов – наш легендарный гитарист – лидер коллектива Light dzass. Мы сделали как мои шлягеры, так и шлягеры прошлого века. Андрей Эшпай, Александра Николаевна Пахмутова – в общем, весь золотой фонд отечественной эстрады близок нашему сердцу. Деликатно, но с большой улыбкой исполняем наши старые песни. Последние годы я даю два-три крупных концерта в Москве рок-н-ролл бендов. В этом году, в апреле, следующий концерт будет осенью. Поэтому 25 марта 2018 года – в день моего юбилея – милости просим в "Крокус Сити Холл"!

Я не буду кокетничать, я скажу так: у нас у всех с годами характер выходит на лицо. Хотите молодо выглядеть – никому не завидуйте, не тратьте время на ненужное самокопание - просто радуйтесь жизни, будьте вежливы и легки в отношениях с другими людьми. И эта легкость отразится на вашем лице.

Это и есть Ваш жизненный девиз?

У меня два девиза. Это как в интермедии с участием Никулина и Шуйдина: "Весело берем бревнышко и весело несем". И второй девиз. Вот у меня нет татуировок, но если бы была, она была бы такой, как у Михаила Михайловича Жванецкого: "Попробуйте зашвырнуть комара – он не летит, куда вы его бросаете. Нет, он летит сам по себе и плюет на вас. Надо быть легким и независимым". Комар – он независимый. Легкий и независимый. Вот и все мои девизы.

У Вас счастливый союз с Виолой. Есть какая-то формула любви?

В любви нельзя говорить "дай". Вот когда вы будете говорить "на", тогда и будете чувствовать любовь. Любовь – это "на" – получите, возьмите. Это единственный способ для людей жить в мире.

Надо дарить своим близким любовь, совершенно не надеясь на ответное чувство. Просто дарить и все. И тогда сразу все наладится. Тогда начинаешь чувствовать какую-то легкость и жизнь переливается яркими красками. Поэтому счастье – это "на". Главный наш минус – если мы даем, то сразу начинаем требовать взамен, а из этого ничего не получится. А еще мне нравится, как писал Лев Николаевич Толстой: "Счастье – это удовольствие без раскаяния".

Не могу не спросить о группе "Браво", в которой Вы проработали много лет. Вы сейчас общаетесь с ними, с Женей Хавтаном?

Ну, мы же коллеги. Времени на общение сейчас гораздо меньше, чем тогда, когда работали в "Браво". Но мы поздравляем друг друга с днем рождения, если встречаемся где-то – с удовольствием жмем друг другу руку и делимся новостями. Это не дружба, но уважительные коллегиальные отношения.

Какие у Вас творческие планы? Может, новый альбом?

Мы каждый год выпускаем новый альбом. Готовимся к юбилею. Всегда выпускаю сначала винил – я страстный поклонник этой формы. Когда в руках держишь винил – это особая эстетика, в этом плане я гурман. А так – все 20 моих альбомов есть в интернете.

Валера, Вы – активный участник Олимпийского движения? Откуда такая страсть к профессиональному спорту?

Как говорит мой друг Ваня Ургант, Чебурашка и Валерий Сюткин являются настоящими символами нашей олимпийской сборной. Своим появлением в группе поддержки олимпийцев я приношу успех. Вел вечеринки только по поводу победы, и никогда не случалось – по поводу поражения. Так что я – где-то между Чебурашкой и осьминогом Паулем, хоть и не участвую в спортпрогнозах. Был на семи Олимпиадах и только в Рио не поехал – команде было не до меня из-за скандалов с допингом.

Валера, Вы такой позитивный, светлый, живете легко. Можно лишь позавидовать.

Завидовать надо только белой завистью. Радоваться жизни. Шутить. Дарить добро, любовь и свет. Тогда все будет хорошо.

В квартире музыканта на Бульварном кольце, где он живет с двумя Виолами - женой и дочерью, утро начинается с птичьего пения, как в лесу. Это канарейка по кличке Ромео выводит свои рулады. Дивные трели услаждают слух Джульетты - миниатюрной блондинки с шелковистыми волосами породы бишон-фризе. Гламурная француженка появилась в доме недавно, но успела завоевать все сердца, хотя экс-солист группы «Браво» предпочитал серьезных доберманов.

Песня «Собачий шейк», наверное, была навеяна прогулками с доберманом? Мне там очень нравятся строчки: «Как знать, кто из нас в поводке. Может, пес мой, а может, я сам».

- «Собачий шейк для тех, кто понимает». (Напевает.) Смысл этой шуточной песни в том, что непонятно, кто кого выводит гулять. А доберман стал нашей первой и судьбоносной собакой. Мы дали ей кличку Корса - сокращение от «коричневая собака». У нас был не мегаэлитный пес. Купили у заводчиков, но не от медалистов. Через полтора года роскошная коричневая шерсть лоснилась. Повяжешь красную косынку - вылитая Кармен. Когда мы с ней гуляли, останавливали владельцы кобелей: «Давайте скрестим! Какая у вас девушка!» У нее была слабость - вороны. Она за ними носилась, а они на нее пикировали. Маленьких собак Корса никогда не обижала.

Трудно было воспитывать добермана?

Эта девочка оказалась очень тяжелой. Мы пережили с ней все: и чумку, и энтерит. Когда уши резали, занесли инфекцию. Приехал ветеринар и сказал, что уши не встанут, хрящики слабые. Провели повторную операцию, и я каждый день по часу делал ей массаж ушей. И они наконец встали как положено. Ее уши были моей гордостью.

А зачем резали уши? Некоторые клиники отказываются от такой операции из этических соображений.

Во-первых, это не так давно появилось, а во-вторых, есть традиции. Доберман - сухая, жилистая охранная собака, ее экстерьер прекрасен. Я влюблен в эту породу. Для меня доберман - эталон собачьей красоты. Когда не купируют уши, доберман сразу теряет свою оборонную грацию и превращается в пойнтера или сеттера. Это как испанская коррида. Если в одном месте бой быков довели до искусства, то пусть так и будет.

А «курс молодого бойца» с доберманом не проходили?

Вот первые полтора года были периодом становления собаки. Корса сгрызла в доме все, что только можно. Обивку двери, паркет, линолеум на кухне. Попутно доберман работал пылесосом: любил заглатывать пластиковые игрушки, которые потом приходилось извлекать. В общем, нам с этой собакой досталось, но потом, видимо, из благодарности за наше ангельское терпение, она отплатила такой любовью и вниманием, что это ни с чем нельзя сравнить. Когда у нас родилась Виола-младшая, Корса воспринимала ее как своего щенка. Ребенку позволялось все: ездить верхом, возить игрушки, висеть на шее. Корса чуть-чуть не дожила до 10 лет. Приличный возраст для крупной собаки.

Некоторые люди считают, что в доме должно быть не менее двух собак, чтобы питомец не скучал в одиночестве.

У нас тоже были попытки взять еще одну собаку. Купили бигля - очень симпатичное существо, но это стадное животное, которое мгновенно стало узурпировать нашу любимицу Корсу. Бигля пришлось вернуть. Еще сделали попытку связать свою судьбу с лабрадором, но девочка оказалась слишком всеядна в плане любви: радовалась всем подряд и готова была уйти с первым встречным. Мы брали собаку у Оли Нечаевой из «Дог-шоу», поэтому отвезли ей летом на воспитание. Когда я поехал забирать лабрадора, увидел, как наш счастливый пес носится по просторам. Возвращать в московскую квартиру в центре города, где негде гулять? Это издевательство над крупными собаками. Но мы несли полную ответственность за эти эксперименты. Покупали за большие деньги и отдавали бесплатно в надежные руки. Мы поняли: собака должна быть одна.

Ваша Джульетта - полная противоположность грозному доберману. Маленькая, беленькая, практически комнатная собачка. Превратности любви?

Джульетту спустя несколько лет после смерти Корсы принесла моя жена Виола. Со мной никто не согласовывал, я не выбирал. Но у меня ощущение, что это реинкарнация Корсы. Они в чем-то поразительно похожи: маленький бишон-фризе и грозный доберман. Их объединяет трогательное отношение ко всем членам нашей семьи, уникальная преданность.

Честно сказать, я очень недолюбливал болонкообразных маленьких собак за исключением джек-рассел-терьера, в котором есть особая красота. У моего товарища - девочка джек-рассел. Удивительно, но она не бегает по потолку, хотя другие представители этой породы с легкой сумасшедшинкой. А Джульетта похожа на какого-то карликового бобтейла и одновременно на белого медвежонка. Недавно, когда мои девочки - жена и дочь - гуляли на Воробьевых горах, подошел очень воспитанный мальчик: «Извините, разрешите погладить вашу королевскую собаку!» Я приезжаю с гастролей, после перелетов, с других часовых поясов, падаю на диван и говорю: «Джульетта, давай!» Она прижимается ко мне и вытягивает все: усталость, опустошение. Ей, как и доберману, разрешается спать со мной днем. Ты можешь делать что угодно: смотреть футбол, слушать музыку, бегать, спать - собака всегда будет рядом, чтобы разделить твое желание.

С Джульеттой, наверное, проще, чем с доберманом?

Я бы доберманов без мужской руки не заводил. Бывали моменты, когда я носил эти 34 килограмма живого веса в ветеринарку на руках. Конечно, в содержании маленькой собачки есть несоизмеримые плюсы. Ежедневные прогулки не столь необходимы, но иногда мы едем с Джульеттой, как раньше с Корсой на Воробьевы горы, чтобы она побегала. Собачка невероятно чистоплотная. Не пахнет, не линяет. Она с первого дня поняла, что надо все потребности справлять на пеленочку. Правда, за «крупную форму» требует сразу приз. От Джульетты нет никакого урона мебели и окружающим предметам. Одни положительные эмоции. Это абсолютное чудо. Она с нами летает в нашу летнюю резиденцию в Юрмалу. В клетке заносим в самолет, а во время перелета тихонечко вынимаем в нарушение всех инструкций. В Юрмале мы с ней гуляем у моря. Она плавать обожает. Корса не любила, а Джульетта - водолаз!

Чувствуется, что Джульетте больше позволено, чем доберману?

Да, в машине она устраивается у меня на коленях и кладет лапы на руль. Она даже сидит с нами за столом. Корса клала голову на стол и смотрела с укором, провожая взглядом каждый кусок. В ее глазах отражалась вся скорбь собачьего сообщества. Мне кажется, она считала главным меня, а для Джульетты мама - это все, а мы с дочкой по убывающей. Она за ней ходит хвостом. Виола расчесывает Джульетту каждый день. Но, когда я остаюсь с собакой один, тоже делаю ей «прическу».

Часто собаки задолго чувствуют приближение хозяина.

Джульетта, как и Корса, чувствует за несколько сотен метров, сидит на окне и ждет, как Пенелопа. Я прихожу - радуется, дочка приходит - радуется, а когда возвращается Виола-старшая, ругается: «Как ты могла меня оставить?» Лучше всего, чтобы семья была в сборе.

Интересно, что если Джульетта кого-то невзлюбит, то это навсегда. И наоборот. У нас есть товарищ - очень необычный и резкий человек, так она сразу прыгнула ему на колени и разомлела. У нее происходит фильтрация людей на уровне чувства. Не скажу, что мы перестаем общаться после этого, но понимаем, почему это происходит.

А как птица уживается с собакой? Ромео не ревнует к Джульетте?

Некоторая ревность была у Джульетты, когда появился Ромео. У него есть все: игрушечная подруга жизни, веточки, колокольчик, зеркальце. Уход нулевой: раз в день клеточку почистить. Когда никого нет, и я могу. А с утра он как заведется и поет целый день. Иногда ставлю ему пластинку «Пение в лесу», и он вступает в хор.

Слышала, что вы летали в Африку на сафари. Это совмещается с любовью к животным?

Я не охотник. По японскому календарю я Собака, к тому же лунная, потому что рожден ночью. Люблю посмотреть, посозерцать. Мы два раза были в Африке: сначала в ЮАР, а потом в Кении и Танзании. Я считаю, что Африка - самый интересный континент с точки зрения путешественника. Мы, естественно, делаем акцент на дикой природе, где мало людей и много животных. Есть потрясающее место Нгоронгоро в Танзании, где на площади 36 километров в диаметре сохранилась замкнутая экосистема и представлены все виды животных. Обычно, если где-то обитают жирафы, то зачастую, чтобы увидеть бегемотов, надо лететь на самолете. А там все в одном месте! Это напоминает «Затерянный мир» Конана Дойла.

А бездомным животным помогаете?

Как-то ехали по Садовому кольцу ночью, и вдруг жена мне говорит: «Останавливай, там собака сбитая». Дворняга еле дышала. Остановилась еще одна машина. Решили отвезти беднягу в клинику. Оплатили операцию. На нас смотрели как на сумасшедших.

Не планируете купить домик в деревне для всей семьи?

Я житель бульваров. Здесь и помирать буду. У нас в Подмосковье ничего нет и не предвидится. Не хочу себя загонять в многочасовые пробки. Если у меня несколько выходных, с большим удовольствием сажусь в самолет и лечу в Юрмалу. Еду вдоль моря на велосипеде, в ушах любимая музыка, вокруг, кроме чаек, никого. Не знаю ни одного места на земле, где было бы так комфортно.

Советская эпоха знает несколько примеров солистов и коллективов, ставших для своего времени народными. Валерий Миладович Сюткин стал одним из таких певцов, кто успешно сочетает сольную карьеру и выступление в составе группы. На протяжении долгих лет он и его команда не только заслужили признание поклонников, но и продолжают радовать их и по сей день.

Рождение звезды

Биография музыканта содержит много интересных фактов. Родившийся 22 марта 1958 года в Москве Валерий Сюткин, кажется, с детства знал, чем будет заниматься по жизни. Он мог пойти по стопам отца, преподавателя Военно-инженерной академии. Но со школьных лет понял, что его главное пристрастие - музыка, несмотря на то что никто из родственников к ней не имел никакого отношения.

Первые занятия в начале 70-х годов привели сразу к нескольким любительским коллективам, в которых Валерий Сюткин участвовал как барабанщик или гитарист. Рок-направление и его такие представители, как Smokie, The Beatles и Deep Purple, обозначили жанровую принадлежность, которой он будет придерживаться на всем протяжении своей творческой деятельности. До отправки в армию он подрабатывал помощником повара в одном из ресторанов, а неся службу на Дальнем Востоке, выступал в ансамбле “Полет”, где также в свое время отметился Алексей Глызин.

Первые серьезные выступления и несерьезная работа

Желание попробовать себя в качестве певца появилось случайно. Пришлось заменять заболевшего солиста, с чем Валерий Сюткин справился превосходно. Первым гастролирующим коллективом стала группа “Телефон”, имеющая в своем репертуаре цикл народных песен и несколько альбомов, включая один концертный, записанный во Владивостоке. В свободное время певец жил дополнительными заработками - сначала был грузчиком на Белорусском вокзале, а после - проводником.

Недолго просуществовав, “Телефон” распался, а ему на смену пришли “Зодчие”, в которых уже работал Юрий Лоза. В 1989 году последовало трио “Фэн-о-мэн”, записавшее единственный альбом “Икра зернистая”. Неудачи преследовали и эту группу, из которой Сюткин прямиком отправился в команду Михаила Боярского, а уже оттуда, по приглашению композитора Евгения Хавтана, попал в “Браво”, заменив Жанну Агузарову.

Пожалуй, это самый известный коллектив, в котором вплоть до 1995 года выступает Сюткин. Валерий на протяжении этого периода присматривается к созданию собственного неповторимого стиля, в котором он станет работать сольно. Одним из первых певец представил публике сленг “стиляг”, беря за образец американскую музыку 50-х годов. Дебютный альбом “Браво” получил название “Стиляги из Москвы”.

Другие увлечения

И снова Сюткин покидает группу. В 1995 году Валерий организовывает новый бэнд “Сюткин и Ко”, где становится его лидером. С коллективом он выступает и сейчас. Композиция “7000 над землей” из первого альбома удостаивается награды как лучший шлягер года.

“Сюткин и Ко” выпускает 8 альбомов, последний, “Целуйтесь медленно”, датируется 2012 годом. В 2008 году за заслуги в области искусства певец получает звание Заслуженного артиста России.

Валерий Сюткин, биография которого знает и другие ипостаси, не ограничивается одной музыкой. Так, он принимает предложение от МГГУ имени М. А. Шолохова и становится профессором кафедры вокала. Кроме того, певец участвовал в юмористической программе “Маски-шоу” и телеигре “Русская рулетка”, был ведущим музыкальных телевизионных проектов “Два рояля” и “С легким жанром!”, как актер выступал в “Старых песнях о главном-2” и “Дне выборов”, в котором предстал в образе солиста ансамбля “Оливер Твист”. В паре с фигуристкой участвовал в шоу “Звезды на льду”, а также был членом жюри конкурса “Музы мира”. В 2014 году он стал послом Зимней Олимпиады в Сочи.

За многолетнюю преданность музыке и неповторимый стиль Валерий Сюткин не остался без наград. В его копилке имеется “Золотой граммофон”, полученный в 2009 и 2012 годах.

Личное счастье

Сюткин был трижды женат. С супругой Виолеттой они вместе более 20 лет. Девушка работала костюмером в коллективе и поначалу отказывала настойчивому музыканту. По признанию певца, он всегда старался красиво ухаживать, чтобы оставить правильное впечатление о себе. От предыдущих браков у Сюткина есть дети Елена и Максим, от брака с Виолой - дочь, которую тоже зовут Виолетта.