Валерий гергиев с женой. Это… звериная жестокость! Биография Валерия Гергиева

Валерий Гергиев - выдающийся музыкант современности, яркая звезда мировой величины, дирижер от Бога, покоривший сердца слушателей и любителей классической музыки в десятках стран. Сегодня он является художественным руководителем знаменитого Мариинского театра, дирижером лучших оркестров Европы - Мюнхенского филармонического и Лондонского симфонического, а также почетным дирижером Роттердамского филармонического оркестра.

Гергиев Валерий Абисалович, фото которого представлены в статье, - это талантливейший человек, который добился необычайных высот в своей профессии и жизни. Награды, премии, звания исчисляются десятками. Пожалуй, редко какой политик или общественный деятель сможет встать на одну ступень рядом с Валерием Абисаловичем. Этот человек своим творчеством и присущим ему громадным чувством любви и ответственности творит подлинную историю.

Яркие инициативы

Именно по инициативе Валерия Гергиева состоялся известный всему миру концерт симфонической музыки в полуразрушенной Пальмире (2016). Этот концерт выдающийся дирижер посвятил памяти погибшего при освобождении древнего города героя России русского офицера Александра Прохоренко и смотрителя музея под открытым небом Халеда Асаада, который отказался подчиняться требованиям исламских боевиков и был казнен игиловцами. (ИГИЛ - запрещенная в России террористическая организация.)

Свою гражданскую позицию гениальный дирижёр проявил и в 2008 году, когда вместе с музыкантами оркестра Мариинского театра дал концерт на площади Цхинвала, посвятив его памяти людей, ставших жертвами короткой, но кровопролитной войны между Грузией и Южной Осетией. Перед концертом он высказал во всеуслышание свою боль, напомнив мировому сообществу о том, что под танковым обстрелом этого города погибли тысячи мирных людей в своих постелях, не успев проснуться. Он отметил, что бить из танков по детям - это позор.

«Беслан. Музыка во имя жизни» - целую серию благотворительных концертов, посвященных трагедии Беслана, организовал дирижер Валерий Гергиев в разных столицах мира - Москве, Париже, Нью-Йорке, Лондоне, Риме и Токио (2004).

Валерий Гергиев: биография. Истоки

Родился Гергиев Валерий Абисалович в Москве 2 мая 1953 года. Родители будущего знаменитого музыканта еще в юном возрасте увезли своего сына в родные края - Северную Осетию. Поэтому Валерий Гергиев рос и учился во Владикавказе (Орджоникидзе). Отец, Абисал Заурбекович Гергиев, был ветераном Великой Отечественной войны, служил командиром батальона. Он воспитывал у сына замечательные человеческие качества, которые и помогали тому всю жизнь упорно идти к своей цели. Отец завещал Валерию любить свою семью и всегда держать обещания, данные людям. Однако отцу не довелось увидеть славных дел своего сына. Он умер, когда Валерию было 13 лет. Поэтому воспитывала его и двух сестер мама, Тамара Тимофеевна Лагкуева.

По зову сердца

Мать всегда замечает в своем ребенке те способности и качества, которые не видят другие люди со стороны. Как и все мальчишки, Валерий очень любил играть в футбол и даже не помышлял о музыке, а окружающие просто не видели в нем никаких особых музыкальных способностей. Однако материнское чутьё подсказывало Тамаре Тимофеевне, что сын обладает большими музыкальными способностями, которые необходимо развивать.

Когда Валерию исполнилось 7 лет, мама отвела его в музыкальную школу, в которой уже училась старшая сестра мальчика. Однако первая встреча с учителем музыки оказалась неудачной. Валерию вовсе не хотелось сидеть долго в классе, он то и дело заглядывался на окно, за которым его сверстники играли в футбол. Поэтому педагога он слушал не очень-то и внимательно. Преподаватель, тестируя музыкальные способности будущего ученика, проиграл мелодию, а затем попросил Валерия воспроизвести ритм. Мальчик справился с этим заданием успешно. Однако педагог, чтобы исключить случайность, настаивал, чтобы Валерий еще раз повторил услышанное. Валерию Гергиеву было скучно, поэтому он стал импровизировать, по словам самого дирижера, попытался даже звукоряд несколько усовершенствовать.

Однако такого учитель просто не ожидал, да и не понял, что перед ним мальчик с удивительными музыкальными способностями, и в стандартные рамки педагогической практики, которые применяют к обычным детям, музыкальные возможности Валерия Гергиева просто не вписываются. Увы, преподаватель вынес свой «приговор» - у мальчика вообще отсутствует музыкальный слух, и лучше ему действительно заняться футболом.

Однако Тамара Тимофеевна была упорной, она настаивала, чтобы Валерия непременно приняли в музыкальную школу, что в конце концов и случилось. Очень быстро Валерий Гергиев превратился в лучшего воспитанника своего музыкального учебного заведения. Занятия музыкой не помешали и другому таланту юного Валерия Гергиева - математическому. Он очень хорошо учился в общеобразовательной школе, участвовал и побеждал в математических олимпиадах, продолжал играть в футбол. Однако музыка стала главной в его жизни, любовь к ней пересилила все другие увлечения.

Первые успехи

Окончив школу, молодой талант Валерий Гергиев отлично сдал экзамены и стал студентом Ленинградской консерватории, которая носит имя композитора Римского-Корсакова. Большой удачей для будущего выдающегося музыканта стало то обстоятельство, что он попал в класс симфонического дирижирования к профессору Илье Мусину.

Великолепный учитель нашел для себя того самого ученика, который появляется только раз в жизни - готового работать над собой, шлифовать, доводить до совершенства свои уникальные музыкальные способности. Результат превзошел все ожидания, и в 19 лет студент Валерий Гергиев был приглашен к сотрудничеству с Мариинским (Кировским) театром. По сути дела, это нонсенс, однако факт свидетельствует о том, какой громадный талант смог раскрыть в своём ученике профессор Илья Мусин.

Ошеломительный успех в 23 года для Валерия Гергиева был закономерен - первая премия Всесоюзного конкурса дирижеров, причем профессионалов, а не студентов, за плечами которых есть серьезный творческий опыт. Как вспоминает сам Валерий Абисалович, средний возраст участников конкурса - за 30, и даже серьезное жюри, состоящее из именитых музыкантов, не совсем понимало, что же делать со столь молодым талантом и можно ли дать ему первую премию. Вполне ожидаемой стала и победа Валерия Гергиева на берлинском дирижерском конкурсе, который носит имя Г. фон Караяна (1977 год).

Валерий Гергиев: Мариинский театр

Юрий Темирканов, великий маэстро, пригласил Валерия Гергиева, еще совсем молодого, но подающего большие надежды музыканта, стать ассистентом главного дирижера Мариинского театра сразу после консерватории. Дебютировал Валерий Абисалович за дирижерским пультом в опере «Война и мир» в 1978 году. А через 10 лет в результате голосования творческого коллектива театра, которое было единогласным, Валерий Гергиев становится художественным руководителем Мариинского. Далее, спустя еще 8 лет, - директором.

Девяностые были непростыми для России, и особенно для Мариинского. Музыканты и артисты потянулись в Европу за приличной зарплатой, за более благополучной жизнью. В такой трудный момент Валерий Гергиев ставит перед коллективом почти фантастическую задачу - стать лучшим театром мира. И у него это получилось.

Оркестр Валерия Гергиева пополнился молодыми и талантливыми музыкантами. В репертуар театра были включены новые спектакли - «Тристан и Изольда», «Лоэнгрин», «Летучий голландец», «Парсифаль» Рихарда Вагнера, музыка которого так близка по творческому духу самому Валерию Абисаловичу.

Впервые в России была осуществлена замечательная постановка сложного и блестящего спектакля-тетралогии «Кольцо нибелунга». Под руководством Гергиева Мариинский взрастил новых оперных звезд мировой величины - Анну Нетребко, Ольгу Бородину, Галину Горчакову. Началось активное сотрудничество со знаменитыми зарубежными театрами. Это и великая Ла Скала, и Метрополитен, и Королевский Ковент-Гарден и многие другие. Такое творческое взаимопроникновение рождало новые взаимоотношения с зарубежным зрителем, глубокое понимание русского музыкального искусства.

Фестивали

По сути дела, талант Валерия Гергиева - не только музыкальный. Он великолепный администратор, который смог буквально «вытащить» Мариинский театр, дать ему новую жизнь. Как рассказывает сам знаменитый директор и главный дирижер, ему приходилось придумывать много нового, организовывать фестивали, совместные выступления, поездки, чтобы оживить Мариинский, не дать ему пойти ко дну. Он буквально создавал новые музыкальные события мирового значения - знаменитые фестивали.

К примеру, замечательный петербургский фестиваль «Звезды белых ночей», который проводится ежегодно, начиная с 1993 года. Сердце этого форума музыки и красоты - сам Валерий Абисалович. Впрочем, он характеризует его талант еще и с другой стороны - как замечательный предпринимательский дар.

Валерий Гергиев рассказывает, что сегодня имя Мариинского театра и петербургского фестиваля привлекает туристов со всего мира. Они приносят прибыль в миллион долларов за месяц. А когда Валерий Абисалович только начинал «раскрутку» русского искусства, эта цифра была всего лишь 15 тысяч долларов.

Его музыкальные детища - фестивали, которые проводятся и в России, и в других странах мира, теперь пользуются любовью и известностью среди почитателей классической музыки. Чудесный московский Пасхальный фестиваль, финский Микелли, израильский фестиваль Красного моря, Гергиев фестиваль в Голландии - все эти выдающиеся и роскошные праздники музыкального искусства зрители из разных стран мира встречают с восторгом.

Награды

Валерий Абисалович Гергиев за своё выдающееся творчество и деятельность, направленную на распространение русского искусства, был удостоен множества наград в разных странах мира. Среди них орден Почетного легиона (Франция), орден «За заслуги перед Итальянской Республикой», орден Льва (Финляндия), орден Восходящего солнца с золотыми лучами и лентой (Япония) и многие другие. Однако самые дорогие сердцу награды, конечно же, отечественные: звание Герой труда, ордена «За заслуги перед Отечеством», Александра Невского, Дружбы и особенно медаль «За освобождение Пальмиры».

Не менее важны и награды церковные - ордена Святого благоверного князя Даниила Московского, Святого равноапостольного князя Владимира, медаль Преподобного Сергия Радонежского. Также были присвоены почетные звания народного артиста России, Украины, Северной Осетии, заслуженного деятеля Казахстана, «Дирижер года» от международной организации International Classical Music Awards, «Артист ЮНЕСКО во имя мира» и многие другие. Кроме этого, следует отметить международные и отечественные премии, звания лауреата конкурсов, как международных, так и российских. В том числе государственные премии Российской Федерации и премии президента России в области литературы и искусства.

Семья

В 1998 году Валерий Гергиев в Санкт-Петербурге на музыкальном конкурсе познакомился со своей будущей женой - Натальей Дзебисовой. Она завоевала не только звание лауреата, но и сердце великого маэстро. Через год состоялась грандиозная осетинская свадьба во Владикавказе, на которой в качестве гостей побывали люди из самых разных стран мира, музыканты, коллеги, друзья. Сегодня у Валерия Абисаловича двое детей, сын и дочь - крепкая, надежная и любящая семья.

Валерий Абисалович Гергиев (осет. Гергити Абисали фурт Валери). Родился 2 мая 1953 года в Москве. Советский и российский дирижёр, педагог, театральный деятель, продюсер. Художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра (с 1988). Народный артист РФ (1996). Герой Труда РФ (2013). Лауреат Государственной премии РФ (1993, 1998, 2016).

По национальности - осетин. Свое имя получил в честь знаменитого летчика .

Отец - Абисал Заурбекович Гергиев, во время Великой Отечественной войны командовал батальоном. Умер, когда Валерию было 13 лет.

Мать - Тамара Тимофеевна Лагкуева.

Сестра - Лариса Абисаловна Гергиева, Народная артистка России и Украины.

Сестра - Светлана Абисаловна Гергиева.

Вырос в Орджоникидзе (ныне Владикавказ), столице Северной Осетии. С ранних лет демонстрировал уникальный музыкальный слух. Окончил музыкальное училище по классам фортепиано и дирижирования.

В 1972 году поступил в Ленинградскую консерваторию в класс дирижирования Ильи Мусина. Во время учебы в 1976 году победил на престижном международном конкурсе дирижёров Герберта фон Караяна в Берлине. В том же году одержал победу на Всесоюзном конкурсе дирижёров в Москве.

В 1981-1985 годах Гергиев руководил Государственным симфоническим оркестром Армении.

С 1988 года стал занял место главного дирижёра Кировского театра. В свой первый сезон на новом посту Гергиев провёл фестиваль, посвящённый операм М.П. Мусоргского. Далее организовывал музыкальные фестивали регулярно.

Дирижёрское искусство Гергиева характеризуется яркой эмоциональностью и индивидуальностью прочтения партитуры. Обширная дискография дирижёра включает оперные спектакли, симфонические и концертные произведения.

Осуществил записи произведений Белы Бартока, Александра Бородина, Иоганнеса Брамса, Рихарда Вагнера, Джузеппе Верди, Клода Дебюсси, Гаэтано Доницетти, Густава Малера (все симфонии), Модеста Мусоргского (все оперы за исключением «Саламбо» и «Женитьбы»), Сергея Прокофьева (все симфонии, все фортепианные и скрипичные концерты, ряд опер), Мориса Равеля, Сергея Рахманинова, Николая Римского-Корсакова, Игоря Стравинского, Петра Чайковского (все симфонии за исключением «Манфреда» и реконструированной Седьмой, все балеты, ряд опер и симфонических произведений), Дмитрия Шостаковича (все концерты, все симфонии, опера «Нос»), Родиона Щедрина (ряд симфонических произведений и опер, премьеры некоторых из которых прошли под управлением Гергиева).

С начала 1990-х годов стал часто выступать за границей. В 1992 состоялся дебют Гергиева в Метрополитен-опера в опере Верди «Отелло». В дальнейшем он неоднократно выступал там как приглашённый дирижёр.

В 1995-2008 годах занимал место главного приглашённого дирижёра Роттердамского филармонического оркестра. В 2007-2015 годах был главным дирижёром Лондонского симфонического оркестра.

С 2010 года - декан факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета. С 15 февраля 2013 года - председатель Всероссийского хорового общества.

Совместно с оркестром Мариинского театра участвовал в церемонии закрытия зимних Олимпийских игр в Ванкувере в 2010 году и церемонии открытия и закрытия зимней Олимпиады-2014 в Сочи.

В 2015 году возглавил оркестр Мюнхенской филармонии.

Владеет 15% акций производителя мяса индейки «Евродон». По данным Форбс, является наиболее финансово состоятельным российским музыкантом, один из самых богатых деятелей культуры России.

Общественно-политическая позиция Валерия Гергиева

В 2001 году при содействии Валерия Гергиева на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа был открыт памятник на могиле Гайто Газданова - русского писателя-эмигранта, осетина по происхождению.

21 августа 2008 года Валерий Гергиев с оркестром Мариинского театра выступил с концертом в Цхинвале - в память жертв среди мирного населения в войне. Перед концертом он заявил на русском и английском языках: "Мировое сообщество говорит, что русские вошли в Грузию? Но никто не говорит, что тысячи людей заживо были погребены в спящем городе! Так что, бить из танков по детям - это доблесть мужчины-воина на Кавказе?! Это позор!".

В 2012 году был доверенным лицоом кандидата в Президенты РФ .

11 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку внешней политики России и президента РФ В.В. Путина на Украине. После подписания Гергиевым данного обращения в руководстве Мюнхена и мюнхенского филармонического оркестра возникли дискуссии о правомерности предоставления дирижёру возможности с 2015 года руководить городским филармоническим оркестром.

В мае 2016 года оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева дал концерт в амфитеатре сирийской Пальмиры, освобождённой армией правительства Сирии при поддержке российских военных. Концерт был посвящён памяти казнённого боевиками ИГИЛ смотрителя Пальмиры Халеда Асаада и российского офицера и героя Российской Федерации Александра Прохоренко, погибшего при освобождении Пальмиры от ИГИЛ.

В ходе президентских выборов 2018 года был доверенным лицом Владимира Путина.

Входит в состав Общественного совета при Следственном комитете Российской Федерации.

Валерий Гергиев в программе "Познер"

Личная жизнь Валерия Гергиева:

Женат. Супруга - Наталья Дзебисова, выпускница музыкального училища имени Валерия Гергиева во Владикавказе. Познакомились в 1998 году на музыкальном конкурсе в Санкт-Петербурге. Поженились в 1999 году. Торжество состоялось в гостинице «Интурист», здании, которым до 1917 года владели предки матери Валерия Гергиева.

В браке родились сыновья Абисал (2000 г.р.) и Валерий (2001 г.р.), а также дочь Тамара (2003 г.р.).

Имеет внебрачную дочь Наталью (1985 г.р.) от филолога Елены Остович.

Фильмография Валерия Гергиева:

1991 - Сергей Прокофьев. Сюита жизни (документальный)
1993 - Променад в Мариинском (документальный)
2001 - Русский ковчег - эпизод
2005 - Священная сцена: Мариинский театр (Sacred Stage: The Mariinsky Theater) (документальный)
2006 - Завещание барона Штиглица (документальный)
2016 - После тебя - камео
2016 - Прокофьев наш (документальный)
2016 - Прокофьев: во время пути (документальный)

Продюсерские работы Валерия Гергиева:

2017 - Матильда

Награды и звания Валерия Гергиева:

Герой Труда Российской Федерации (1 мая 2013 года) - за особые трудовые заслуги перед государством и народом;
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (24 апреля 2003 года) - за выдающийся вклад в музыкальную культуру;
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2 мая 2008 года) - за большой вклад в развитие отечественного и мирового музыкально-театрального искусства, многолетнюю творческую деятельность;
- Орден Александра Невского (4 июля 2016 года) - за большой вклад в развитие отечественного и мирового музыкально-театрального искусства, многолетнюю творческую деятельность;
- Орден Дружбы (12 апреля 2000 года) - за особые заслуги в подготовке и провидении важных гуманитарных внешнеполитических акций;
- Медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2003 год);
- Благодарность Президента Российской Федерации (15 января 2009 года) - за проведение концерта Большого симфонического оркестра Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева в поддержку пострадавших в период грузино-осетинского конфликта жителей города Цхинвала;
- Медаль «За освобождение Пальмиры» (Минобороны России) (16 мая 2016 года);
- Премия Министерства обороны Российской Федерации в области культуры и искусства (2016) - за культурно-просветительские проекты;
- Медаль «За доблестный труд» (Татарстан) - за плодотворное сотрудничество с Республикой Татарстан, активное участие в реализации республиканских проектов в области культуры, выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового музыкального искусства;
- Орден «Слава Осетии» (Северная Осетия-Алания) (14 мая 2016 года) - за выдающийся вклад в развитие музыкального искусства Республики Северная Осетия-Алания;
- Медаль «Герой Кузбасса» (Кемеровская область) (22 октября 2014 года) - за значительные заслуги и достижения в концертной и просветительской деятельности, а также за большой личный вклад в развитие и сохранение классического искусства;
- Орден Святого Месропа Маштоца (Армения, 2000 год);
- Великий офицер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (Италия, 2001 год);
- Орден «Данакер» (2001 год, Киргизия);
- Медаль «Данк» (Киргизия, 1998 год);
- Рыцарь ордена Нидерландского льва (Нидерланды, 2005 год);
- Орден князя Ярослава Мудрого V степени (Украина, 10 мая 2006 года) - за весомый личный вклад в развитие культурных связей между Украиной и Российской Федерацией, высокий профессионализм и многолетнюю плодотворную творческую деятельность;
- Крест I класса ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» (ФРГ, 2001 год) - за личный вклад в популяризацию музыки немецких композиторов;
- Командор ордена Льва Финляндии (Финляндия, 2006 год);
- Офицер ордена Почётного легиона (Франция, 2007 год);
- Орден искусств и литературы (Франция);
- Орден Восходящего солнца с золотыми лучами и лентой (Япония, 2006 год);
- Орден «Уацамонга» (Южная Осетия, 29 января 2009 года) - за проявленное мужество и высокий патриотизм, неоценимую помощь и поддержку народа Южной Осетии в период ликвидации последствий грузинской агрессии в августе 2008 года;
- Серебряная медаль Валенсии (Испания, 2006);
- Медаль Pro Mikkeli (г. Миккели, Финляндия, 2005 год);
- Медаль имени Йохана ван Олденбарнефелта (Роттердам, Нидерланды, 2008 год);
- Золотая медаль «За заслуги в культуре Gloria Artis» (Польша, 2011 год);
- Почётный знак Президента Болгарии за вклад в развитие болгарской культуры и духовности (Болгария, 2017);
- Орден Святых Кирилла и Мефодия за вклад в развитие духовности и болгарской культуры (Болгария, 2017);
- Орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени (Русская Православная Церковь, 2003 год);
- Орден святого равноапостольного князя Владимира (Украинская Православная Церковь, 2001 год);
- Медаль преподобного Сергия Радонежского I степени (Русская Православная Церковь, 2010 год);
- Орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени (Русская Православная Церковь, 2013 год);
- Памятная золотая медаль «Ветка оливы с бриллиантами» (Российско-Армянский (Славянский) государственный университет);
- Народный артист Российской Федерации (20 июня 1996 года) - за большие заслуги в области искусства;
- Народный артист Украины (2004 год);
- Народный артист Северной Осетии - Алании;
- Заслуженный деятель Казахстана (2011 год);
- Почётный гражданин Санкт-Петербурга (2007 год);
- Почётный гражданин Владикавказа (2003 год);
- Почётный гражданин Лиона;
- Почётный гражданин Тулузы;
- Звание «Дирижёр года» (1994 год) присуждено решением жюри международной организации «International Classical Music Awards»;
- Звание «Артист ЮНЕСКО во имя мира» (2003 год);
- Почётный доктор Санкт-Петербургского государственного университета (2001);
- Почётный профессор МГУ им. М. В. Ломоносова (2001);
- Почётный дирижёр Роттердамского филармонического оркестра (2008);
- Член Шведской королевской музыкальной академии (2011);
- Почётный гражданин Беломорска (2014 год);
- Почётный доктор наук Национальной музыкальной академии имени профессора Панчо Владигерова (2017);
- Государственная премия Российской Федерации 1993 - За программы фестивалей, посвященных 150-летию М. П. Мусоргского в 1989 году и 100-летию С. С. Прокофьева в 1991 году;
- Государственная премия Российской Федерации 1998 - За спектакли Государственного академического Мариинского театра «Парсифаль», «Летучий голландец» Р. Вагнера, «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, «Симфония до мажор» Ж. Бизе, «Умирающий лебедь» К. Сен-Санса;
- Государственная премия Российской Федерации 2015 - За выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности;
- Лауреат Премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2001 года (30 января 2002);
- Пятикратный лауреат театральной премии страны «Золотая маска» (с 1996 по 2000 гг.);
- Четырёхкратный лауреат театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (1997, 1998, 2000 и 2003);
- Российская оперная премия «Casta diva» за лучший спектакль - «Парсифаль» (1998 год);
- Лауреат Царскосельской художественной премии (1999 год);
- Лауреат премии им. Д. Шостаковича (Фонд Юрия Башмета, 1997 год);
- Лауреат премии Шведской королевской музыкальной академии Polar Music Prize (2006 год);
- Лауреат премии имени Герберта фон Караяна (Баден-Баден, 2006 год);
- Лауреат премии Фонда американо-российского культурного сотрудничества (2006 год);
- Международная премия имени Сергея Рахманинова (2015 год)

Художественный руководитель-директор, главный дирижер Мариинского театра Валерий Абисалович Гергиев родился 2 мая 1953 года в Москве в семье командира батальона, ветерана Великой Отечественной войны Абисала Гергиева.

Детство и юность провел в городе Орджоникидзе (ныне Владикавказ).

В 1972 году окончил училище искусств (ныне Владикавказский колледж искусств имени В.А. Гергиева), в 1977 году — Ленинградскую (ныне Санкт-Петербургскую) государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова (класс теоретика дирижирования, профессора Ильи Мусина).

Будучи студентом консерватории Валерий Гергиев стал победителем престижных музыкальных конкурсов. В 1976 году он получил II премию и звание лауреата на Всесоюзном конкурсе дирижеров в Москве. В 1977 году он завоевал II премию на Международном конкурсе дирижеров "Фонд Герберта фон Караяна" в Берлине.

После этого Гергиев был приглашен в Театре оперы и балета имени С.М. Кирова (ныне Мариинский театр) на место ассистента главного дирижера. Его дирижерским дебютом в театре 12 января 1978 года стала опера Сергея Прокофьева "Война и мир".

За рубежом маэстро дебютировал в 1990-х годах: в 1991 году — в Баварской государственной опере ("Борис Годунов" Модеста Мусоргского), в 1993 году — в Ковент-Гардене ("Евгений Онегин" Чайковского), в 1994 году — в Метрополитен-опере ("Отелло" Джузеппе Верди с Пласидо Доминго в заглавной роли). Гергиев продолжает сотрудничать с ведущими оперными театрами мира. Он работает с филармоническими оркестрами Берлина, Парижа, Вены, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, симфоническими оркестрами Чикаго, Кливленда, Бостона, Сан-Франциско, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), а также многими другими коллективами.

В 1995-2008 годах Валерий Гергиев занимал пост главного дирижера Роттердамского филармонического оркестра (в настоящее время — почетный дирижер), в 2007-2015 годах — Лондонского симфонического оркестра.

С сезона 2015/2016 маэстро является главным дирижером Мюнхенского филармонического оркестра .

Валерий Гергиев — основатель и руководитель престижных международных фестивалей, в числе которых "Звезды белых ночей" (c 1993), Московский Пасхальный фестиваль (c 2002), "Гергиев-фестиваль" в Роттердаме, фестиваль в Миккели, "360 градусов" в Мюнхене. С 2015 года в Мариинском театре проходит ежегодный фестиваль "Мариинский NEXT", в котором участвуют детские и молодежные оркестры Санкт-Петербурга.

Он является сопредседателем оргкомитета Международного конкурса имени П.И. Чайковского.

С целью организации благотворительной деятельности в сфере искусства, культуры, просвещения и образования в 2003 году был создан благотворительный Фонд Валерия Гергиева.

Творчество маэстро был отмечено многочисленными наградами. Валерий Гергиев — народный артист РФ (), лауреат Государственных премий РФ в области литературы и искусства (за ,

В алерий Гергиев является, пожалуй, самым популярным дирижером современности. Его имя известно даже людям, далеким от академической музыки. Он выступает на крупнейших площадках всего мира, неизменно собирая миллионы слушателей, но главная его цель - развитие Мариинского театра и русской классической музыки.

Из Орджоникидзе в Мариинский

Музыкальная карьера Валерия Гергиева началась с того, что в детстве его не приняли в музыкальную школу, поставив двойки по музыкальному ритму, памяти и слуху. Он хотел профессионально заниматься футболом (до сих пор остается страстным болельщиком), но, как вспоминает Гергиев, на него произвели огромное впечатление концерты Святослава Рихтера и Мстислава Ростроповича: «Услышав, увидев этих музыкантов, я понял, что буду заниматься музыкой всю жизнь» . Валерий Гергиев окончил музыкальное училище в городе Орджоникидзе (ныне Владикавказ), куда семья вернулась после военной демобилизации отца из Москвы в 1959 году. Помимо футбола, мальчик увлекался рисованием, математикой, участвовал и побеждал в школьных олимпиадах.

Маэстро Гергиев - представитель петербургской исполнительской школы, воспитанник легендарного дирижера Ильи Мусина. Будучи студентом Ленинградской консерватории, он стал лауреатом престижного Международного конкурса дирижеров Герберта фон Караяна в 1977 году, положившего начало его карьере. В возрасте 35 лет он уже был избран художественным руководителем оперной труппы одного из главных театров страны - Мариинского театра, а в 1996 году - художественным руководителем театра. Не назначен сверху властями, как до этого практиковалось, а именно избран коллективом. За последующие годы работы с симфоническим оркестром Мариинского он добился международной известности, выступая на лучших площадках мира и престижных фестивалях.

Холдинг Мариинский

В конце 1990-х Валерий Гергиев смог возродить былую славу Мариинского театра , ставшего под его руководством главным представителем русского искусства за рубежом. Музыкант обратился к русской оперной классике, причем представил ее в современных постановках, приглашая к сотрудничеству мировых режиссеров. Практически каждый год он проводит грандиозные фестивали: Модеста Мусоргского (1989), Петра Чайковского (1990), Сергея Прокофьева (1991), Николая Римского-Корсакова (1994), Дмитрия Шостаковича (2006, фестиваль прошел в Лондоне), которые до сих пор не имеют аналогов. Если Петр I прорубил окно в Европу, то Валерий Гергиев открыл России западную музыку, а Европе - музыкальную культуру России. Так, например, до его выступлений сочинения Римского-Корсакова не звучали за рубежом около ста лет.

Под руководством Валерия Гергиева Мариинский театр превратился в масштабный «холдинг» из четырех зданий в двух городах России. Это отреставрированная Историческая сцена, Концертный зал и Мариинский-2 на Театральной площади в Санкт-Петербурге и Приморская сцена во Владивостоке. Кстати, по инициативе Гергиева в 1992 году театру было возвращено историческое имя - Мариинский (в советские годы он назывался Театром имени Кирова). Сегодня при театре действует Академия молодых певцов (открылась в 1998 году), молодежный оркестр и собственный лейбл Mariinsky.

От классики к современности

Гергиев не просто выдающийся дирижер, но и талантливый менеджер. Он начал привлекать в театр молодых вокалистов. Анна Нетребко, Мария Гулегина, Ольга Бородина и многие другие исполнители стали мировыми звездами благодаря Гергиеву. Он возвращается к традиции исполнения опер на языке оригинала и вводит практику копродукций, работая в партнерстве с известными оперными домами и западными спонсорами. Именно Валерий Гергиев исполнил знаменитый оперный цикл Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга», не звучавший в России более полувека.

Помимо русской и зарубежной классики, в репертуаре маэстро постепенно появляется музыка современных отечественных композиторов - Родиона Щедрина, Софии Губайдуллиной, Бориса Тищенко, Николая Каретникова, Сергея Слонимского и Александра Смелкова.

Еще одна гордость Валерия Гергиева - Пасхальный фестиваль, который за прошедшие годы дал более тысячи концертов в 90 городах России и ближнего зарубежья. Особенным для него стало выступление в Беломорске, где нет даже концертного зала. «Мы гастролируем по России больше, чем где-либо» - вот лозунг дирижера в последние 15 лет.

«Я всегда знаю, куда и зачем иду»

Гастрольный график дирижера расписан по часам. Он рекордсмен по количеству концертов. Как указано на его официальном сайте, Мариинский оркестр под руководством Гергиева дает до 760 концертов в сезон, а это в среднем два-три концерта в день, которые иногда проходят не только в разных городах, но и разных странах.

Валерий Гергиев

Валерий Гергиев

На сегодняшний день Валерий Гергиев руководит десятком фестивалей, несколькими театрами и оркестрами. В 2015 году появилась еще одна должность - главный дирижер Мюнхенского оркестра. В 2010 году он стал единственным представителем России, включенным в список 100 самых влиятельных людей мира по версии журнала Time. А в 2014 году Гергиев участвовал в церемониях открытия и закрытия Олимпийских игр в Сочи, управляя созданным по его инициативе сводным многотысячным детским хором.

Кто-то назвал приезд оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева в разрушенную столицу Южной Осетии грамотным пиар-ходом. Другие решили, что самому известному музыканту России просто не хватает для творчества острых ощущений.

А по щекам местных жителей, пришедших к подножию лестницы разрушенного правительственного здания, с площадки перед которым на израненный город лилась великая музыка, текли слёзы искренней благодарности, а их измученные лица озаряли улыбки надежды.

Мир должен узнать

За несколько часов до начала концерта Валерий Гергиев смотрел сквозь выбитое взрывом окно единственной оставшейся от цхинвальского дома обгоревшей стены. За провалившимся в собственный подвал строением был виден пролом в обсыпавшейся стене дома напротив. Затем ещё и ещё - на много сотен метров вперёд. Взгляд маэстро искал и не находил вокруг ни одного хотя бы частично сохранившегося дома. Далеко не с первой попытки журналистам удалось докричаться до буквально раздавленного увиденным человека.

В. Гергиев: Я не понимаю, как надо было «постараться», чтобы от цветущего мирного города за считаные часы осталось такое... Это звериная, бесчеловечная жестокость! Все, кто видел, что же произошло на самом деле, понимают: за время, пока югоосетинские ополченцы оставались один на один с грузинской армией, погибло очень много мирных людей… Для небольшого осетинского народа смерть полутора-двух тысяч человек - страшная, несоизмеримая ни с чем потеря…

Не любитель в привычной жизни давать интервью, в этот день Валерий Гергиев покинул журналистов, лишь когда его оркестр начал репетицию. Некоторое время он даже работал переводчиком, пересказывая западным репортёрам историю свидетеля событий - местного жителя: «Когда прямо с неба на вас падают сразу десятки ракет «Града», спрятаться невозможно... В подвал этого дома спустились более 40 человек, они не выходили на улицу три дня… »

В. Гергиев: Крайне важно, чтобы мир узнал правду о трагедии Цхинвала. Мировое сообщество уже содрогается при словах «русские танки вошли в Грузию», «Путин хочет переписать карту Европы». При этом никто не говорит о том, что тысячи человек были заживо сожжены в спящем городе. В разных странах много людей, у которых всё в порядке с совестью, которых нельзя ангажировать и заставить думать по заранее подготовленному сценарию. Моя цель - сделать так, чтобы они узнали о том, как на самом деле развивались события этой войны.

Игрушка для кукловодов

Лучшие дня

Неподалеку от Гергиева стояла старушка в чёрном. Она опиралась на клюку, глядя то на беседовавшего с журналистами музыканта, то на пепелище собственного дома. «А кто этот человек? - спрашивала она у окружающих. - Валерий Гергиев, музыкант? Он не двоюродный брат Алана Гергиева? А то Алан погиб вместе со всеми тремя сыновьями...»

В. Гергиев: Я родился в Москве, живу в Санкт-Петербурге, побывал во многих странах мира, но всё равно остаюсь осетином, сыном своего народа. Я не против грузин - среди этой нации есть немало моих хороших друзей. Я буду продолжать рассказывать им о том, что я увидел в Цхинвале. Уверен, что для будущего Грузии не менее важно, чтобы народ этой страны узнал в подробностях, что же здесь произошло. Бить из танков по детям - это не мужская доблесть воина, который вырос на Кавказе, а позор. Боюсь, что и жители Грузии, и Осетии - сегодня лишь игрушка в руках кукловодов, имеющих свои, совершенно не связанные с этим регионом задачи. Возможно, эту кровоточащую рану нашим народам нанесли извне. Почему маленькие нации должны страдать из-за того, что США не нравится, как встаёт во весь свой рост могучая Россия?

За пару часов до начала концерта к месту, где только начали устанавливать аппаратуру, стал стекаться народ. «Может быть, лучше, чтобы вам вместо симфоний привезли побольше еды и одеял?» - спросил кто-то из журналистов. Старик, кативший на тележке несколько канистр с родниковой водой, покачал головой: «Без одеял мы как-нибудь проживём. А вот без мира - точно нет. Если слышно музыку, значит, не рвутся снаряды. Пока звучат симфонии - смерть отступает».

В. Гергиев: Я не любитель говорить о подобных концертах. Мы приехали к людям, чтобы попробовать сделать для них то хорошее, что мы можем. Я не сторонник того, чтобы останавливать концерты и обращаться с призывами к публике, переходить с музыки на крик. 7-я симфония Шостаковича является величайшим музыкальным произведением, летописью блокадного Ленинграда, напоминанием миру о том, что ужас бомбёжек мирных городов не должен повториться.

Когда оркестр умолк, стало казаться, что аплодисменты будут длиться дольше, чем играла сама музыка. К ногам музыкантов полетели охапки местных, собранных в чудом не затронутых обстрелами дворах цветов. По улицам погрузившегося во мрак города поплыли огоньки светильников, стоявших во время концерта на ступенях перед сценой. Язычки их пламени освещали не закопчённые разрушенные стены и воронки в асфальте, а полные веры в будущее глаза людей.

В. Гергиев: Прежде всего меня волнует вопрос, что же на этой земле будет на многие годы вперёд. Исторически народы Грузии и Осетии очень близки, ещё не так давно их связывала крепкая дружба. Понятно, что сейчас нет силы, способной быстро примирить осетин с грузинами. Однако надо начинать преодолевать возникшие между ними преграды, протянуть друг другу руку дружбы. Но для этого необходимо, чтобы люди узнали всю правду о том, что же произошло.