Валерий гергиев личная жизнь жена дети. Биография валерия гергиева. Валерий Гергиев в программе "Познер"

КОГДА 35-летнего Валерия Гергиева назначили руководителем Мариинки, ленинградские бабушки-балетоманки со стажем, переступая порог театра, морщили нос и шептали: "Тут пахнет овчинкой". Так они говорили и при Темирканове, прежнем главном дирижере, кабардинце по национальности. И тут еще один с Кавказа - "чабан". Может быть, это театральная легенда. А может быть, и правда.

О борьбе футбола с музыкой

В 7 ЛЕТ мать привела Валеру в музыкальную школу. Преподаватель не удивился. У Тамары и Абисала Гергиевых там уже училась дочь Света, которой прочили большой успех. Мальчик выглядел очень озабоченным и все время поглядывал в окно. Еще бы, его отвлекли от футбола, а там наши проигрывают!

- Ну что, начнем, - сказал педагог и простучал на столе мелодию, - сможешь повторить?

Мальчик, не задумываясь, тут же повторил ритм. Учитель нахмурился.

Попробуй еще раз.

Ритм в пальцах Валеры окончательно запутался.

- Спасибо, постой за дверью, я с мамой поговорю... К сожалению, мальчику ближе футбольный мяч, а слуха у него нет. Может быть, он станет Пеле, - пытался успокоить мать учитель музыки.

Позже Валерий Гергиев, вспоминая тот день, говорил, что он пытался сделать тот музыкальный ряд лучше, но его не поняли. Зато мать с самого начала знала, что ее Валера - гений, и все же добилась, чтобы сына приняли в музыкальную школу. Уже через месяц его преподаватель взял свои слова обратно.

В лучшей владикавказской общеобразовательной школе Валера вообще ничем не огорчал ни учителей, ни родителей. Побеждал на всех математических олимпиадах, и в конце концов директор потребовал у мамы, чтобы будущего выдающегося математика не отвлекали такими глупостями, как музыка. Но с пристрастием к футболу бороться было еще труднее, чем с музыкой. Сколько раз он выбегал на улицу к друзьям с нотами в руках и не замечал вокруг ничего, кроме мяча. А потом, вспомнив о неразученной музыкальной пьесе, возвращался. В общем, ничем не отличался от своих сверстников, даже в Терек прыгал с крутого берега. Там каждый год тонули десятки владикавказских мальчиков, но, если не можешь прыгнуть в бурлящую реку, какой же ты мужчина?

А что такое быть настоящим кавказским мужчиной? Отец-фронтовик, умерший, когда Валерию было 13 лет, успел научить его, что это значит - всегда выполнять данное слово и добиваться цели. После его смерти мать одна воспитала троих детей. До сих пор для всей большой семьи Гергиевых она - центр вселенной, опора и поддержка. Это она смогла найти лучших преподавателей для детей - сначала во Владикавказе, а затем и в Северной столице. "Общежитие Ленинградской консерватории - это моя школа жизни", - обмолвился как-то Валерий Абисалович. Там его ждала первая влюбленность - в русскую классическую музыку и Вагнера, - пронесенная через всю жизнь.

Первый настоящий успех пришел, когда в 24 года он стал обладателем престижной премии Герберта фон Караяна. Затем был Ереванский театр оперы и балета. Гергиев летал туда каждую неделю и тратил на дорогу денег больше, чем зарабатывал. А что делать? Во Владикавказ не то чтобы не пустили, но местная музыкальная элита сделала все, чтобы молодой талант работал где угодно, только не на родине.

О Золушке и Британской Королеве

О ЛИЧНОЙ жизни дирижера даже слухов никаких не ходило. Как только Валерий увлекался какой-нибудь оперной дивой, мать тут же ее отбраковывала, а Валерию говорила: "Подумай, какой она может быть матерью для твоих детей". И на этом все заканчивалось. До определенного момента главным для маэстро считалось восхождение на музыкальный Олимп. А когда вершины одна за другой были покорены, все спохватились - Валерию Абисаловичу за 40, а семьи нет, и все достойные кандидатуры уже имеют взрослых детей. Именно тогда, в 1998 году, Гергиев случайно попал на конкурс молодых исполнителей национальной музыки в Санкт-Петербурге. В число лауреатов попало трио гармонистов из Северной Осетии, и юная студентка Владикавказского училища искусств Наталья Дзебисова сумела, сама того не ведая, завоевать сердце знаменитого дирижера. Роман начался практически сразу и развивался тайно. До объявления даты свадьбы об избраннице ничего не знали даже вездесущие журналисты.

Жених был старше невесты более чем в два раза. Несмотря на его мировую славу, родители девушки согласились на свадьбу только тогда, когда поняли, что Наташа действительно влюблена. И Валерий Абисалович тоже.

Грандиозная свадьба состоялась во Владикавказе осенью 1999 года. Более тысячи гостей собрались в гостиничном комплексе "Интурист", который до 1917 года принадлежал родственникам матери жениха. В годы перестройки им вновь стали руководить потомки бывших владельцев - двоюродный брат Гергиева. Были приглашены все хоть мало-мальски близкие родственники, которых в России назвали бы "седьмая вода на киселе".

Согласно местной традиции жених на своей свадьбе присутствовать не должен. Вся церемония организовывалась исключительно для невесты и гостей. А Гергиев... подглядывал за всем происходящим то из одного гостиничного номера, то из другого. Невеста пыталась вести себя скромно, но даже под тройной фатой, скрывающей лицо, было видно, как сверкают счастьем ее глаза. А на руках и на шее блестели подарки друзей и родных жениха - золотые украшения и бриллианты...

Через год с рождением первенца - сына Абисала - дирижера поздравил Владимир Путин. Президент как раз отмечал свое 48-летие. После дружеского застолья - открытие сезона в Мариинском театре. Кстати, праздновать дни рождения на спектакле Мариинки - это признак хорошего тона. Сама английская королева-мать Елизавета в свой 100-летний юбилей пришла на гастрольный спектакль и встретилась с Гергиевым. Она сказала много добрых слов, а в конце огорченно добавила: "Я надела свое лучшее платье, а вы его даже не заметили". Хотя на что она надеялась? У него уже была Наталья.

О дисциплине и милиции

АВСТРИЙСКИЙ журнал, пишущий об опере, как-то задался целью выяснить, когда спит маэстро Гергиев. Сопоставили графики гастролей, репетиций, перелетов, пресс-конференций и торжественных приемов. И выяснилось - никогда. Видимо, тогда же он ест, общается с семьей (у него теперь два сына), отдыхает. Секрет удивительной работоспособности - в железной дисциплине, которой он подчинил не только себя, но и музыкантов, и даже зрителей. Однажды на гастролях на репетицию оркестра были допущены студенты музыкальных учебных заведений и их преподаватели. Обстановка была непринужденной, и в итоге разговоры в зале заглушили музыку. Гергиев обернулся и на превосходном английском сказал:

Я обращаюсь к вам, полицейские. Если через минуту в зале не станет тихо, концерт будет отменен, и в этом будете виноваты вы.

От страха зрители готовы были залезть под кресла. До конца репетиции (она длилась 4 часа) никто не встал и не чихнул.

К сожалению, московская милиция не испытывает подобного трепета перед маэстро. Для наших стражей порядка всемирно известный режиссер - всего лишь "лицо кавказской национальности". Однажды у него и у знаменитого музыканта Юрия Башмета потребовали на улице паспорта. Сначала друзья подумали, что милиционер шутит, а тот решил, что над ним издеваются, и продержал великих музыкантов до 5 утра, пока друзья не привезли их документы. По признанию Гергиева, нигде в мире подобного с ними не происходило.

Единственное, что ему до сих пор не подчиняется, - это погода. Редкое выступление на открытом воздухе проходит без дождя. Последнее столкновение со стихией произошло на Красной площади в Москве в день 50-летия маэстро. Шел такой ливень, что на сцене остались лишь дирижер в плаще и пианистка. Газеты тогда написали, что господину Гергиеву теперь подвластно все.

Российский дирижер и художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев. Лауреат государственных премий, народный артист России.

Биография Валерия Гергиева

Валерий Гергиев родился 2 мая 1953 года в Москве в осетинской семье. Он вырос на Кавказе, в городе Орджоникидзе (Владикавказ) и рано остался без отца. Когда Валерию было семь лет, мать отвела его в местную музыкальную школу, где на тот момент уже училась старшая сестра мальчика, Лариса. Однако с первой попытка Валера в школу не попал - учитель принял его импровизацию на пианино за отстутствие слуха и рекомендовал матери отдать сына в футбол, которым тот интересовался гораздо больше. Вопреки этому совету, мать Валеры добилась его поступления в школу, и вскоре мальчик стал в ней лучшим учеником.

Дальнейшее образование Гергиев получил в Ленинградской консерватории им. Римского-Корсакова, в классе профессора И. А. Мусина. В возрасте 23 лет он стал победителем Международного конкурса Герберта фон Караяна в Берлине и Всесоюзного конкурса дирижеров в Москве.

Творческая карьера Валерия Гергиева

Еще студентом консерватории Гергиев был принят в Академический государственный театр оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне Мариинский) ассистентом главного дирижера. С 1981 по 1985 годы он руководил Государственным оркестром Армении. В 1988 году Гергиев был избран художественным руководителем оперной труппы Кировского театра, а спустя еще 8 лет, в 1996 году, становится художественным руководителем-директором. С приходом этого дирижера в истории Мариинского театра наступил новый период, когда бережное отношение к традициям сочетается с энергичным творческим развитием.

В 1996 году Валерий Гергиев стал народным артистом России. В 2003 году он получил почетное звание «Артист мира ЮНЕСКО»

В 1993 году по инициативе Валерия Гергиева в России впервые прошел фестиваль «Звезды белых ночей », ставший впоследствии ежегодным.

«Звезды белых ночей» вошли в десятку лучших фестивалей мира по версии австрийского журнала Festspiele Magazin.

Валерий Гергиев ввел традицию проведения тематических фестивалей. Некоторые из них были приурочены к юбилеям выдающихся композиторов. Так, в 1990 году состоялся фестиваль Чайковского, в 1991-м - Прокофьева, в 1994-м - Римского-Корсакова. Кроме того, Гергиев является инициатором создания и художественным руководителем многих международных музыкальных событий. В их числе фестиваль в Миккели (Финляндия), фестиваль Красного моря (Эйлат), Роттердам Филармоник-Гергиев фестиваль (Голландия), Московский Пасхальный фестиваль.

В 2004–2005 году Валерий Гергиев выступил инициатором проведения серии благотворительных концертов «Беслан. Музыка во имя жизни». Под его руководством состоялись выступления в Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Токио, Риме и Москве.

За свои художественные достижения маэстро был удостоен множества званий и наград. Гергиев – дважды лауреат Государственной премии России (в 1994 и 1999 годах). Он неоднократно получал высшую театральную премию России – «Золотую маску » - как лучший дирижер года. Кроме того, Гергиев награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени и орденом Русской Православной Церкви Святого Благоверного Князя Даниила Московского III степени (за участие в благотворительных и культурных программах Русской Православной Церкви).

21 августа 2008 года Валерий Гергиев выступил с оркестром Мариинского театра на площади в Цхинвале с концертом, посвященным памяти жертв среди мирного населения во время военных действий в Южной Осетии.

Валерий Гергиев является одним из ведущих дирижеров мира и работает с известными музыкальными коллективами. С 1995 по 2008 он занимал место главного приглашенного дирижера Роттердамского филармонического оркестра, с 1997 года является главным приглашенным дирижером нью-йоркской Метрополитен-оперы. В 2007 года Гергиев занял пост главного дирижера Лондонского симфонического оркестра, проработав до 2015 года. С осени 2015 года маэстро возглавляет Мюнхенский филармонический оркестр.

Валерий Гергиев во время российской презентации на закрытии Олимпийских игр в Ванкувере в 2010 году дирижировал оркестром, который в это время находился на Красной площади. В том же году известного дирижера избрали деканом нового факультета искусств СПбГУ.

Валерий Абисалович известен как актер. Он снялся в фильме Александра Сокурова «Русский ковчег» .

По утверждению «Российской газеты», Гергиева называют самым знаменитым осетином в мире. А журнал «Форбс» назвал дирижера самым финансово успешным российским музыкантом 2012 года и самым состоятельным деятелем культуры в России (2014 год).

В мае 2016 года симфонический оркестр Мариинского театра под руководством Гергиева дал концерт под названием «С молитвой о Пальмире» в древнем сирийском городе Пальмиры, который был освобожден российскими войсками от террористов.

Помимо музыкальной деятельности, Валерий Гергиев является активным футбольным фанатом петербургского клуба «Зенит» и владикавсказской «Алании».

Награды Валерия Гергиева

  • 2000 - орден Дружбы - за особые заслуги в подготовке и провидении важных гуманитарных внешнеполитических акций
  • 2003 - медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга»
  • 2003 - орден «За заслуги перед Отечеством» III степени - за выдающийся вклад в музыкальную культуру
  • 2008 - орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени - за большой вклад в развитие отечественного и мирового музыкально-театрального искусства, многолетнюю творческую деятельность
  • 2009 - благодарность Президента Российской Федерации - за проведение концерта Большого симфонического оркестра Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева в поддержку пострадавших в период грузино-осетинского конфликта жителей города Цхинвала
  • 2013 - Герой Труда Российской Федерации - за особые трудовые заслуги перед государством и народом
  • 2014 - медаль «Герой Кузбасса» (Кемеровская область) - за значительные заслуги и достижения в концертной и просветительской деятельности, а также за большой личный вклад в развитие и сохранение классического искусства
  • 2016 - медаль «За освобождение Пальмиры» (Минобороны России)
  • 2016 - орден «Слава Осетии» (Северная Осетия-Алания) - за выдающийся вклад в развитие музыкального искусства Республики Северная Осетия-Алания
  • 2016 - орден Александра Невского - за большой вклад в развитие отечественного и мирового музыкально-театрального искусства, многолетнюю творческую деятельность

Личная жизнь Валерия Гергиева

В 1998 году на одном из музыкальных конкурсов Валерий познакомился с осетинской девушкой Натальей Дзебисовой . Наталья на тот момент была юной выпускницей Владикавказского музыкального училища имени самого Валерия и мгновенно очаровала Гергиева, который был старше ее почти вдвое.

Несмотря на то, что до этого у Валерия было много увлечений женщинами из творческих кругов, прежде связывать себя узами брака он не спешил, и именно Наталья показалась известному дирижеру самой подходящей партией для женитьбы. Первое время их встречи носили скрытый характер, но спустя год, в 1999 году, состоялась пышная свадьба в Осетии, собравшая более тысячи гостей из разных стран СНГ.

Спустя год в семье родился первый ребенок - сын Абисал (2000), а следом за ним второй мальчик, получивший имя Валерий в честь отца (2001), и девочка Тамара (2003).

Георгиев Валерий Абисалович – выдающийся дирижер, декан факультета искусств в СПГУ, председатель ВХО, лауреат и обладатель многих премий, почетный консул Люксембурга в Санкт-Петербурге.

  • дата рождения: 2 мая 1953 года
  • место рождения: СССР, г. Москва
  • знак зодиака: Телец

Несмотря на то, что место рождения г. Москва, свое детство мальчик провел в г. Орджоникидзе, что в Северной Осетии. На сегодняшний день город переименован и во Владикавказ. Отец семейства Абисал Заурбекович Гергиев по национальности осетин, как и его супруга, мама героя Тамара Тимофеевна Лагкуева. Есть еще две сестры Лариса и Светлана.

Местное музыкальное училище закончил по классу фортепиано и дирижирования. Затем было 5 лет учебы в Ленинградской консерватории, с 1972 по 1977 года. Будучи студентом, участвует в конкурсе дирижеров международного формата. Стал обладателем второй премии. Получив высшее музыкально образование, начинается трудовая карьера в Кировском театре. Здесь Валерию дают должность помощника гласного дирижера.

На тот момент главным был Ю. Темирканов. Но уже в 1981 году Георгиев сам становится главным дирижером симфонического оркестра Армении. Его руководство проходило на протяжении 4 лет. После того, как в 1988 году пост главного дирижера покидает Ю. Темирканов, по причине перехода на другой пост, то его место отдается Валерию Абисаловичу.

С этого момента Валерий Георгиев становится известным и его популярность растет.

Известность

Фестивали классической музыки проходят под управлением великого дирижера. Как только выезд за границу стало свободнее, Валерий Георгиев начинает выступать за пределами государства. Начиная с 1995 года и по 2008, занимает пост главного дирижера в роттердамском оркестре. Немало выступлений накоплено в Метрополитен-Опера. С 2007 года стал возглавлять Лондонский симфонический оркестр.

Валерий Абисулович руководит оркестром на оперных спектаклях, во время исполнения классических и симфонических произведений.

С 2010 занимает пост декана в СПГД, факультет искусств. Также становится председателем Всероссийского хорового общества с 2013 года. Входит в состав Совета по культуре и искусству при президенте России.

Свою трудовую деятельность в Мариинском театре Валерий Георгиев начал в 1996 году. С тех пор Мариинка возрождает прошлые традиции, не забывая смотреть вперед. На сегодня труппа театра дает по 760 спектаклей за 12 месяцев. Маэстро поспособствовал тому, что в театре стал намного богаче репертуар. Не забывает Валерий Абисалович и о новом поколении, потому нередко можно встретить юных дарований на сцене театра.

Также дирижер поспособствовал тому, что мировые произведения исполняются только на языке оригинала. Мариинский театр перестал ставить только балеты и оперы, теперь репертуар расширился и на другие жанры.

С 2003 года существует и активно работает «Фонд Валерия Георгиева», деятельность которого направлена на развитие и расширение театра. Постройка новых корпусов, функциональных помещений.

Личная жизнь

В 1999 году Валерий Георгиев женился на Наталье Дзебисовой. С тех пор у пары появилось три ребенка: Абисал 2000 г.р., Валерий 2001 г.р., Тамара 2003 г.р.

Есть еще дочь Наталья, которая родилась задолго до женитьбы, в 1985 году. Мама Елена Остович, на тот момент работала филологом.

Георгиев активный футбольный болельщик, поддерживающий «Зенит» и «Аланию».

Когда проходили выборы на пост президента России, то Владимир Путин сделал Валерия Абисаловича своим доверенным лицом.

Немузыкальные тайны Валерия Гергиева October 16th, 2013


Фото с сайта ruslentarss.ru


Директор Мариинского театра Валерий Гергиев известен как гениальный музыкант, много сделавший для популяризации российских исполнителей во всем мире. Но это, так сказать, взгляд с одной стороны. Как стало известно в последнее время, есть у Гергиева и «темная» сторона.

Почему некоторые коллеги не желают с ним работать, коллектив Мариинки требует увольнения с должности директора а финансовая деятельность Фонда Валерия Гергиева привлекла внимание правоохранительных органов? Попробуем разобраться.

На днях в интернете была опубликована петиция в адрес министра культуры РФ Владимира Мединского с требованием освободить от должности главу Мариинки Валерия Гергиева. Авторы послания, которое пока подписали больше 100 человек, напоминают, что Гергиев занимает пост худрука театра на протяжении 25 лет. Причем за эти годы ни разу не проводились перевыборы на должность главы театра.

Кроме того, в театре царит классический, средневековый непотизм. Например, должность художественного руководителя Академии молодых певцов занимает старшая сестра Гергиева, а муж его младшей сестры работает директором Концертного зала театра. «Руководство театра нарушает трудовое законодательство РФ», - гневно пишут авторы послания, приводя в подтверждение своих слов обращение руководителей профсоюза балета театра в Минкульт и обращение художника Михаила Шемякина в судебные органы.

Тем временем профессиональный уровень театральных спектаклей падает. Сам Гергиев бывает в театре крайне редко, передоверив руководство недостаточно компетентным людям. «Состояние Академии молодых певцов Мариинского театра критическое; в результате неправильного руководства эта организация приносит невосполнимые потери в рядах молодых талантливых людей, посвятивших свою жизнь оперному искусству», - пишут активисты.

В последнее время Гергиев плотно занят идеей объединить Мариинский театр, Академию Русского балета, Санкт-Петербургскую государственную консерваторию и Зубовский институт в единый «Национальный центр искусств», который злые языки уже прозвали «культурной империей Гергиева». Но Санкт-Петербургская консерватория имени Римского-Корсакова уже высказалась против этого предложения. Негативную реакцию на предложение высказали и представители профсоюза Российского института истории искусств (Зубовский институт).

Еще один скандал вспыхнул в Петербурге из-за конфликта Гергиева со знаменитым художником Михаилом Шемякиным. Последний заявил, что будет судиться с главой Мариинки из-за того, что театр уже восемь лет отказывается оплачивать его работу над тремя спектаклями. «До сих пор за эти восемь лет, как бы я не просил, сколько бы писем я не писал, мне отказано в оплате за мою работу. Т.е. хореограф получил. Люди, которые работали над спектаклями, бутафоры, все получили свои деньги. А главный художник не получил ни копейки», - жалуется Шемякин.

Немало претензий к маэстро накопилось и у людей менее именитых. «Спустя 10 лет после конкурса на Новую сцену возведено здание в стилистике торгового центра, выбивающееся из характера исторической застройки, - пользователь Анастасия Безгубова. - В новую Мариинку влито 22 млрд. рублей отечественного, нашего бюджета, наших налогов. Известно, что на этапе строительства, были колоссальные утечки капитала. Помимо этих претензий, которые не могут не бросить тень на личность инициатора нового здания Мариинки - Гергиева, - можно упомянуть и о недоступности для широкой аудитории концертов основной сцены бывшего Императорского театра... Эта политика элитарности, возможно, приемлемая в Венской опере, в Метрополитен-опера, в Английской Национальной опере, неприемлемы у нас».

Особняком стоит финансовая деятельность Гергиева и фонда его имени. С 2004 по 2011 год Гергиев привлек на расчетные счета своего фонда и связанные с ним юрлица операторов пасхальных фестивалей порядка $110 млн. На благотворительность из этих средств было потрачено около $23 млн. Куда делись остальные средства? Сказать сложно, поскольку финансовой отчетности на своем сайте фонд не публикует.

По словам бывшего директора фонда Игоря Зотова, часть средств он, по личному указанию Гергиева, перечислял самому Гергиеву в виде гонораров и материальной помощи. Так, в 2008-2010 годах Фонд Гергиева выплатил дирижеру больше 130 млн рублей по договорам пожертвования и материальной помощи, а еще около 10,5 млн рублей оплатил за маэстро НДФЛ.

Здесь, кстати, тоже не обошлось без родственников - юридическим обслуживанием гергиевской компании ЗАО «Московский пасхальный фестиваль» занимался его двоюродный брат Казбек Лакути, возглавлявший фирму «Русправо». Когда Лакути оказался под следствием за сомнительные махинации в этой сложной системе взаимосвязанных компаний, Гергиев подписал отказ от всех претензий в его адрес.

Возможно, метящему в «императоры культурной жизни России» маэстро и впрямь лучше сосредоточиться на музыке?

По материалам Change.org ,

Валерий Гергиев - выдающийся музыкант современности, яркая звезда мировой величины, дирижер от Бога, покоривший сердца слушателей и любителей классической музыки в десятках стран. Сегодня он является художественным руководителем знаменитого Мариинского театра, дирижером лучших оркестров Европы - Мюнхенского филармонического и Лондонского симфонического, а также почетным дирижером Роттердамского филармонического оркестра.

Гергиев Валерий Абисалович, фото которого представлены в статье, - это талантливейший человек, который добился необычайных высот в своей профессии и жизни. Награды, премии, звания исчисляются десятками. Пожалуй, редко какой политик или общественный деятель сможет встать на одну ступень рядом с Валерием Абисаловичем. Этот человек своим творчеством и присущим ему громадным чувством любви и ответственности творит подлинную историю.

Яркие инициативы

Именно по инициативе Валерия Гергиева состоялся известный всему миру концерт симфонической музыки в полуразрушенной Пальмире (2016). Этот концерт выдающийся дирижер посвятил памяти погибшего при освобождении древнего города героя России русского офицера Александра Прохоренко и смотрителя музея под открытым небом Халеда Асаада, который отказался подчиняться требованиям исламских боевиков и был казнен игиловцами. (ИГИЛ - запрещенная в России террористическая организация.)

Свою гражданскую позицию гениальный дирижёр проявил и в 2008 году, когда вместе с музыкантами оркестра Мариинского театра дал концерт на площади Цхинвала, посвятив его памяти людей, ставших жертвами короткой, но кровопролитной войны между Грузией и Южной Осетией. Перед концертом он высказал во всеуслышание свою боль, напомнив мировому сообществу о том, что под танковым обстрелом этого города погибли тысячи мирных людей в своих постелях, не успев проснуться. Он отметил, что бить из танков по детям - это позор.

«Беслан. Музыка во имя жизни» - целую серию благотворительных концертов, посвященных трагедии Беслана, организовал дирижер Валерий Гергиев в разных столицах мира - Москве, Париже, Нью-Йорке, Лондоне, Риме и Токио (2004).

Валерий Гергиев: биография. Истоки

Родился Гергиев Валерий Абисалович в Москве 2 мая 1953 года. Родители будущего знаменитого музыканта еще в юном возрасте увезли своего сына в родные края - Северную Осетию. Поэтому Валерий Гергиев рос и учился во Владикавказе (Орджоникидзе). Отец, Абисал Заурбекович Гергиев, был ветераном Великой Отечественной войны, служил командиром батальона. Он воспитывал у сына замечательные человеческие качества, которые и помогали тому всю жизнь упорно идти к своей цели. Отец завещал Валерию любить свою семью и всегда держать обещания, данные людям. Однако отцу не довелось увидеть славных дел своего сына. Он умер, когда Валерию было 13 лет. Поэтому воспитывала его и двух сестер мама, Тамара Тимофеевна Лагкуева.

По зову сердца

Мать всегда замечает в своем ребенке те способности и качества, которые не видят другие люди со стороны. Как и все мальчишки, Валерий очень любил играть в футбол и даже не помышлял о музыке, а окружающие просто не видели в нем никаких особых музыкальных способностей. Однако материнское чутьё подсказывало Тамаре Тимофеевне, что сын обладает большими музыкальными способностями, которые необходимо развивать.

Когда Валерию исполнилось 7 лет, мама отвела его в музыкальную школу, в которой уже училась старшая сестра мальчика. Однако первая встреча с учителем музыки оказалась неудачной. Валерию вовсе не хотелось сидеть долго в классе, он то и дело заглядывался на окно, за которым его сверстники играли в футбол. Поэтому педагога он слушал не очень-то и внимательно. Преподаватель, тестируя музыкальные способности будущего ученика, проиграл мелодию, а затем попросил Валерия воспроизвести ритм. Мальчик справился с этим заданием успешно. Однако педагог, чтобы исключить случайность, настаивал, чтобы Валерий еще раз повторил услышанное. Валерию Гергиеву было скучно, поэтому он стал импровизировать, по словам самого дирижера, попытался даже звукоряд несколько усовершенствовать.

Однако такого учитель просто не ожидал, да и не понял, что перед ним мальчик с удивительными музыкальными способностями, и в стандартные рамки педагогической практики, которые применяют к обычным детям, музыкальные возможности Валерия Гергиева просто не вписываются. Увы, преподаватель вынес свой «приговор» - у мальчика вообще отсутствует музыкальный слух, и лучше ему действительно заняться футболом.

Однако Тамара Тимофеевна была упорной, она настаивала, чтобы Валерия непременно приняли в музыкальную школу, что в конце концов и случилось. Очень быстро Валерий Гергиев превратился в лучшего воспитанника своего музыкального учебного заведения. Занятия музыкой не помешали и другому таланту юного Валерия Гергиева - математическому. Он очень хорошо учился в общеобразовательной школе, участвовал и побеждал в математических олимпиадах, продолжал играть в футбол. Однако музыка стала главной в его жизни, любовь к ней пересилила все другие увлечения.

Первые успехи

Окончив школу, молодой талант Валерий Гергиев отлично сдал экзамены и стал студентом Ленинградской консерватории, которая носит имя композитора Римского-Корсакова. Большой удачей для будущего выдающегося музыканта стало то обстоятельство, что он попал в класс симфонического дирижирования к профессору Илье Мусину.

Великолепный учитель нашел для себя того самого ученика, который появляется только раз в жизни - готового работать над собой, шлифовать, доводить до совершенства свои уникальные музыкальные способности. Результат превзошел все ожидания, и в 19 лет студент Валерий Гергиев был приглашен к сотрудничеству с Мариинским (Кировским) театром. По сути дела, это нонсенс, однако факт свидетельствует о том, какой громадный талант смог раскрыть в своём ученике профессор Илья Мусин.

Ошеломительный успех в 23 года для Валерия Гергиева был закономерен - первая премия Всесоюзного конкурса дирижеров, причем профессионалов, а не студентов, за плечами которых есть серьезный творческий опыт. Как вспоминает сам Валерий Абисалович, средний возраст участников конкурса - за 30, и даже серьезное жюри, состоящее из именитых музыкантов, не совсем понимало, что же делать со столь молодым талантом и можно ли дать ему первую премию. Вполне ожидаемой стала и победа Валерия Гергиева на берлинском дирижерском конкурсе, который носит имя Г. фон Караяна (1977 год).

Валерий Гергиев: Мариинский театр

Юрий Темирканов, великий маэстро, пригласил Валерия Гергиева, еще совсем молодого, но подающего большие надежды музыканта, стать ассистентом главного дирижера Мариинского театра сразу после консерватории. Дебютировал Валерий Абисалович за дирижерским пультом в опере «Война и мир» в 1978 году. А через 10 лет в результате голосования творческого коллектива театра, которое было единогласным, Валерий Гергиев становится художественным руководителем Мариинского. Далее, спустя еще 8 лет, - директором.

Девяностые были непростыми для России, и особенно для Мариинского. Музыканты и артисты потянулись в Европу за приличной зарплатой, за более благополучной жизнью. В такой трудный момент Валерий Гергиев ставит перед коллективом почти фантастическую задачу - стать лучшим театром мира. И у него это получилось.

Оркестр Валерия Гергиева пополнился молодыми и талантливыми музыкантами. В репертуар театра были включены новые спектакли - «Тристан и Изольда», «Лоэнгрин», «Летучий голландец», «Парсифаль» Рихарда Вагнера, музыка которого так близка по творческому духу самому Валерию Абисаловичу.

Впервые в России была осуществлена замечательная постановка сложного и блестящего спектакля-тетралогии «Кольцо нибелунга». Под руководством Гергиева Мариинский взрастил новых оперных звезд мировой величины - Анну Нетребко, Ольгу Бородину, Галину Горчакову. Началось активное сотрудничество со знаменитыми зарубежными театрами. Это и великая Ла Скала, и Метрополитен, и Королевский Ковент-Гарден и многие другие. Такое творческое взаимопроникновение рождало новые взаимоотношения с зарубежным зрителем, глубокое понимание русского музыкального искусства.

Фестивали

По сути дела, талант Валерия Гергиева - не только музыкальный. Он великолепный администратор, который смог буквально «вытащить» Мариинский театр, дать ему новую жизнь. Как рассказывает сам знаменитый директор и главный дирижер, ему приходилось придумывать много нового, организовывать фестивали, совместные выступления, поездки, чтобы оживить Мариинский, не дать ему пойти ко дну. Он буквально создавал новые музыкальные события мирового значения - знаменитые фестивали.

К примеру, замечательный петербургский фестиваль «Звезды белых ночей», который проводится ежегодно, начиная с 1993 года. Сердце этого форума музыки и красоты - сам Валерий Абисалович. Впрочем, он характеризует его талант еще и с другой стороны - как замечательный предпринимательский дар.

Валерий Гергиев рассказывает, что сегодня имя Мариинского театра и петербургского фестиваля привлекает туристов со всего мира. Они приносят прибыль в миллион долларов за месяц. А когда Валерий Абисалович только начинал «раскрутку» русского искусства, эта цифра была всего лишь 15 тысяч долларов.

Его музыкальные детища - фестивали, которые проводятся и в России, и в других странах мира, теперь пользуются любовью и известностью среди почитателей классической музыки. Чудесный московский Пасхальный фестиваль, финский Микелли, израильский фестиваль Красного моря, Гергиев фестиваль в Голландии - все эти выдающиеся и роскошные праздники музыкального искусства зрители из разных стран мира встречают с восторгом.

Награды

Валерий Абисалович Гергиев за своё выдающееся творчество и деятельность, направленную на распространение русского искусства, был удостоен множества наград в разных странах мира. Среди них орден Почетного легиона (Франция), орден «За заслуги перед Итальянской Республикой», орден Льва (Финляндия), орден Восходящего солнца с золотыми лучами и лентой (Япония) и многие другие. Однако самые дорогие сердцу награды, конечно же, отечественные: звание Герой труда, ордена «За заслуги перед Отечеством», Александра Невского, Дружбы и особенно медаль «За освобождение Пальмиры».

Не менее важны и награды церковные - ордена Святого благоверного князя Даниила Московского, Святого равноапостольного князя Владимира, медаль Преподобного Сергия Радонежского. Также были присвоены почетные звания народного артиста России, Украины, Северной Осетии, заслуженного деятеля Казахстана, «Дирижер года» от международной организации International Classical Music Awards, «Артист ЮНЕСКО во имя мира» и многие другие. Кроме этого, следует отметить международные и отечественные премии, звания лауреата конкурсов, как международных, так и российских. В том числе государственные премии Российской Федерации и премии президента России в области литературы и искусства.

Семья

В 1998 году Валерий Гергиев в Санкт-Петербурге на музыкальном конкурсе познакомился со своей будущей женой - Натальей Дзебисовой. Она завоевала не только звание лауреата, но и сердце великого маэстро. Через год состоялась грандиозная осетинская свадьба во Владикавказе, на которой в качестве гостей побывали люди из самых разных стран мира, музыканты, коллеги, друзья. Сегодня у Валерия Абисаловича двое детей, сын и дочь - крепкая, надежная и любящая семья.